Психологическая задача «Конкретная ситуация»
Задача 8.
Вы учитель — ответственный за подготовку к проведению предметной недели для обучающихся основной школы. Предложите варианты взаимодействия учителей разных предметов, которые помогут учащимся осознать взаимосвязь предметных знаний и раскроют ценностный аспект и творческий потенциал предметов.
1. Сформулируйте конкретную задачу с учетом реального контекста раскрытия описанной ситуации профессиональной деятельности. Контекст (условие, при котором задача может быть решена) определите самостоятельно с учетом Вашего профессионального опыта и кратко опишите его (не более 200 слов, что составляет примерно ½ страницы текста формата А4, кегль 12, интервал 1,0).
Цель – создание кадровых условий при проведении предметной недели, которые позволят осознать учащимся ценностный аспект и творческий потенциал предметов, посредством организации предварительного взаимодействия учителей.
Мероприятия Предметной Недели позволяют создать дополнительные условия для раскрытия творческих способностей учеников, выявить одаренных и талантливых детей и оказать поддержку интеллектуальному развитию:
— является массовым и увлекательным ученическим соревнованием;
— позволяет приспосабливать массовое обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка;
— рассматривает проблему обучения и развития школьников посредством использования внутренних ресурсов активизации познавательной деятельности развитие осознанных мотивов учения;
— связана с основным программным курсом обучения, углубляет, дополняет его и тем самым повышает уровень образования обучающихся, способствует их развитию, расширяет их кругозор;
— даёт хорошую возможность и учителям лишний раз продемонстрировать значимость изучаемых в школе предметов как часть общечеловеческой культуры;
— показывает не только возможности учащихся, она еще показывает возросшие способности педагогов, их творчество, мастерство и зрелость своего профессионализма.
Контекст ситуации. В школе работают …. учителей, обучаются … учащихся. В проведении предметной недели планируется задействовать 5 учителей по предметам: русский язык, математика, история, а также 10 учащихся. При решении данной профессиональной задачи планируется использовать социальный капитал школы – профессиональные связи между педагогами школы, которые уже существуют, а также потенциальные связи. Исходя из этого, будут отобраны формы взаимодействия учителей.
Специфика Предметной Недели как одной из форм учебной деятельности заключает в себе обеспечение перехода познавательной деятельности в творческую с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий, средств и результатов.
2. Сформулируйте перечень вопросов, на которые нужно найти ответы для поиска решения задачи в описанном Вами контексте, и предложите конкретные действия, необходимые для их выполнения. В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений
3. Какую информацию (о чем?) и из каких источников (научная, методическая, художественная литература, документы, люди и др.) вам необходимо собрать для решения этой задачи? Какими методами работы с информацией Вы при этом будете пользоваться? В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений:
4. Предложите решение задачи в виде конкретного материала (плана урока, описания применения конкретного метода, технологии, организации деятельности субъектов образовательного процесса, фрагмента рабочей программы и др. – вариант описания выберите сами), учитывающего предложенное содержание ситуации профессиональной деятельности и заданный Вами контекст.
Форма представления – аннотированный перечень возможных форм взаимодействия педагогов.
5. Сформулируйте способ (метод, методику, прием и т.п.) оценки эффективности предложенного Вами решения.
Разработанные критерии эффективности проекта «Предметная неделя как средство развития интеллектуальности личности», позволяют выявить
— успешность проекта и его значимость для ОУ
· Массовость проекта.
· Удовлетворенность участников проекта своей деятельностью.
— развитие индивидуальности личности ученика
— Владение предметными компетентностями:
· Индивидуальные достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
· Достижения классных коллективов в образовательных областях.
— Владение школьниками социальной и коммуникативной компетентностями.
· формирование имиджа образовательного учреждения
· развитие индивидуальности личности учителя
— Рейтинговая оценка проведения ПД методическими объединениями на конкурсной основе в рамках творческого отчета предметно-методической кафедры.
6. Аргументируйте предложенное решение (обоснуйте, почему Вы выбрали именно этот вариант решения).
Школа: сформирует и подготовит творческую команду учеников и педагогов; получит эффективную образовательную среду; пополнит методическую базу по предметам; сформирует банк педагогических технологий для развития учащихся.
На уровне администрации: мониторинг уровня профессионализма учителя; представление материалов об опыте учителя на аттестацию, награждение, конкурсы; подготовка материалов к публикации.На уровне обучающегося
Ученики продемонстрируют сформированность:
— информационной, социальной, коммуникативной компетенции:
· умение понимать поставленную задачу, суть учебного задания, характер взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требования к представлению выполненной работы;
· умение планировать конечный результат работы и представить ее в вербальной форме;
· умение вносить коррективы в ранее принятые решения;
· умение оценивать результаты;
· умение поиска и нахождения необходимой информации самостоятельно;
· умение конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа деятельности.
— предметной, познавательной компетенции:
· подтверждение имеющихся у обучающихся базовых знаний в соответствии с тематикой Предметной Недели;
· расширение историко-научного кругозора учащихся в предметной области.
На уровне педагога
— создадут условия для формирования информационной, коммуникативной, социальной, познавательной и предметной компетентностей своих учеников;
— помогут ученикам проявить себя в предмете, больше заинтересоваться им;
— овладеют творческими подходами к преподаванию своего предмета;
— усовершенствуют профессиональное мастерство через подготовку, организацию и проведение мероприятий Предметной Недели.
На уровне родителей1. Сформированность мотивации к сотрудничеству со школой;
2. Высокая степень включенности родителей в деятельность школы;
3. Повышение коммуникативной культуры.
Данный вариант решения базируется на использовании андрагогического подхода в обучении и основан на научных разработках С.Г. Вершловского, С.И. Змеева, А.И, Кукуева, Л.И. Вавиловой и др., а также на анализе опыта работы практикующих методистов. Решение научно обоснованно и практико-ориентировано. Поэтому мной выбран этот вариант решения.
7. В каких других ситуациях профессиональной деятельности применимо предложенное решение? Что именно может быть использовано в предложенном решении в других ситуациях.
Данное решение применимо для организации взаимодействия педагогов при решении других задач внутри школы (наставничество, кураторство, тьюторство и пр.), при подготовке педагогов к аттестации и пр. При этом могут быть использованы:
— предложенные формы взаимодействия;
— средства взаимодействия (совместная работа в сети, электронная учительская и т.п.).
На мой взгляд, необходимость изучения любого предмета будет более осознана учеником, если учитель примет следующие позиции:
Расширение кругозора.
Актуализация ведущих идей науки и глобальных проблем человечества, связанных со своим предметом.
Акцентирование внимания на необходимых элементарных знаниях по предмету для повседневной жизни и быта.
Создание условий для реализации возрастных психологических потребностей ученика — подростка в процессе обучения.
Предоставление возможностей для приобретения личного опыта познания, мышления и творчества через процесс обучения.
Приобщение учащихся к процессу познания.
Иными словами, это возможность расширить свой кругозор, понять, насколько увлекательна, сложна и необходима другая, не твоя, область знания. Ученик при этом становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению, раскрыть творческий потенциал. При применении нетрадиционных методов и приёмов обучения у детей развивается образное и логическое мышление.
8. Укажите, какие действия необходимо предпринять педагогу в процессе подготовки и реализации предложенного решения, чтобы не были нарушены этические нормы профессиональной деятельности педагога и/или права других субъектов образовательного процесса, профессионального сообщества в процессе реализации этого решения. В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений:
9. Опишите возможные последствия предложенного Вами решения задачи в ближайшей перспективе (на следующем уроке, в данной четверти, в течение учебного года и т.д.) для Вас как педагога и обучающихся.
И в заключение хотелось бы привести слова И. С. Якиманской. Она подчёркивает, что «…построение предметного обучения по интегрированному типу отвечает задачам личностно- ориентированного обучения, поскольку позволяет выявить основной тип отношения ученика к окружающему миру, который выступает для него целостно, многосторонне, динамично».
Перспективы предложенного решения – развитие профессионализма учителей посредством организации взаимодействия, использования социального капитала школы не только для проведения предметной недели, но и для участия учителей в профессиональных конкурсах, методических мероприятиях и конференциях, прохождения аттестации и пр.
infourok.ru
Сформулируйте способ (метод, методику, прием и т.п.) оценки эффективности предложенного Вами решения.
Методы рефлексии, применяемые на уроке, наблюдение за развитием учащихся во внеклассной работе, на последующих уроках.
6. Аргументируйте предложенное решение (обоснуйте, почему Вы выбрали именно этот вариант решения).
Задача организации учебного и межличностного сотрудничества в рамках урока наиболее эффективно решается через работу в группах. Цель группового обучения – создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы.
Результаты совместной работы учащихся в группах, как правило, всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым учащимся индивидуально. Члены группы помогают друг другу, несут коллективную ответственность в результатах отдельных членов группы. Наряду с помощью учителя каждый получают помощь и со стороны сильных учеников-консультантов в своей группе, а также из других групп. Причем, помогающий ученик получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.
При совместной работе учащиеся приучаются сотрудничать друг с другом при выполнении общего дела, формируются положительные нравственные качества личности. Перед детьми постоянно возникают новая коммуникативная задача, а это проблема, требующая разрешения противоречия: «ты знаешь — я не знаю, ты умеешь — я не умею, а мне надо знать и уметь (у меня есть потребность в этом)». Понимание, принятие друг друга в группе или паре нацеливает на деятельность, а не на выяснение отношений, фокусирует внимание обучающегося на проблеме, на решении возникающих проблем, что способствует сплочению класса и решению межличностных проблем. Один из способов работы в группах – соревнования команд, что и изложено в данном плане урока.
В каких других ситуациях профессиональной деятельности применимо предложенное решение? Что именно может быть использовано в предложенном решении в других ситуациях.
Работа в группах эффективна еще и тем, что применяется практически на всех уроках. Условия ее организации известны учащимся, ее легко организовать. Основное условие – обоснованность выбора данного приема в конкретном контексте урока.
Использовать в других ситуациях можно:
1. Фронтальный опрос
2. Прием использования элементов предметной среды: запись материалов на интерактивной доске или планшетах учащихся, объединенных с ней, с их последующим обсуждением. Причем это может быть использовано не только в рамках одного урока, но и на протяжении всей темы. Этот прием может быть использован также и для прослеживания роста учащегося: «Что знаем в начале темы?» — «Что знаем в конце темы?»
3. Совершение намеренных ошибок в какой-либо информации с их последующим поиском и обязательным обсуждением.
4. Звукозапись домашнего задания на уроках по другим предметам.
8. Укажите, какие действия необходимо предпринять педагогу в процессе подготовки и реализации предложенного решения, чтобы не были нарушены этические нормы профессиональной деятельности педагога и/или права других субъектов образовательного процесса, профессионального сообщества в процессе реализации этого решения. В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений:
Действия учителя, совершаемые в процессе решения задачи | Этические нормы и/или права, которые могут быть нарушены | Действия учителя по предотвращению нарушения этических норм и/или прав |
Общение с детьми | Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их | Слушать детей, не перебивать. В случае ошибок учащихся использовать обороты «Давай будем рассуждать», «Давай вспомним определения» и т.д. |
Создание мотивации к обучению | Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися | Показывать «красоту» математических решений, возможность выбора одного решения из нескольких |
Проектирование ситуаций по развитию личности учащегося | Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка | Сопереживать деятельности групп, команд |
Опишите возможные последствия предложенного Вами решения задачи в ближайшей перспективе (на следующем уроке, в данной четверти, в течение учебного года и т.д.) для Вас как педагога и обучающихся.
На следующем уроке – научатся договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей.
В конце четверти – научатся организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.), критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
К концу года – научатся принимать позицию собеседника, строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности, корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, высказывать свои мысли четко, выражать свои идеи вслух, предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации.
Это поможет мне в следующем году реализовать групповые проекты и учебные исследования, рассчитанные на продолжительное время.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
megalektsii.ru
Умение выявить и организовать работу с одарёнными детьми»
Сформулируйте конкретную задачу с учетом реального контекста раскрытия описанной ситуации профессиональной деятельности. Контекст определите самостоятельно с учетом Вашего профессионального опыта и кратко опишите его (не более 200 слов, что составляет примерно ½ страницы текста формата А4, кегль 12, интервал 1,0).
Актуальной проблемой современного образования является вопрос обучения, развития и воспитания одаренных детей. Любому обществу нужны одаренные люди и задача школы, состоит в том, чтобы поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которым неинтересна работа на уроке. У таких ребят возникают множество вопросов, выходящих за рамки образовательной программы, и они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний.
Что же понимается под термином «одаренность»? В обыденной жизни одаренность сравнима с талантом. Советский психолог Борис Михайлович Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности». Детей, обладающих незаурядными способностями, в школе достаточно. Если не разглядеть одарённость ребёнка и не развить, то этот талант так и останется не востребованным. Одаренные дети отличаются высокой скоростью переработки и усвоения информации. Работать с такими детьми трудно, но очень интересно; на уроке или вне урока, они всегда требуют особого подхода. Что же должна включать в себя система работы с одаренными детьми?
Задача, решение которой я хочу рассмотреть: Умение выявить и организовать работу с одарёнными детьми
Сформулируйте перечень вопросов, на которые нужно найти ответы для поиска решения задачи в описанном Вами контексте, и предложите конкретные действия, необходимые для их выполнения. В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений:
Вопрос, на который нужно найти ответы для поиска решения задачи | Конкретные действия по поиску ответа на поставленный вопрос |
1) Как выявить и заинтересовать предметом одаренных детей? | Для повышения интереса и мотивации учащихся к процессу обучения я использую свой сайт. Для каждого класса на сайте есть страничка: «Дополнительные задания», где ребята могут выполнить различные задания, по своему интересу, например: качественные и расчётные задачи; мини – проекты (доклады, презентации, физические приборы, домашние лабораторные работы). Перед учащимися ставится учебная задача и дается максимальная самостоятельность при выполнении. В результате такой работы у учащихся развивается любознательность, творческий подход к учебному процессу. Например, при выполнении мини – проекта, при котором необходимо либо создать презентацию, либо подготовить доклад, ставится цель: найти материал по данной теме. Учащийся учится в море информации найти нужную, интересную, доступную. Темы для работ я обычно даю расширяющие кругозор по данной теме, это помогает лучше усвоить материал и удовлетворить интерес учащихся, интересующихся предметом. Есть задания изготовить самостоятельно простейший физический прибор. Изготовление прибора своими руками побуждает учащихся проявить смекалку, изобретательность. Задание на составление кроссвордов по предмету, достаточно трудное занятие, так как в основном такие кроссворды создаются по определённой теме и выбор вопросов и ответов весьма ограничен. Достоинство данной работы заключается в том, что она активизируют умственную деятельность, стимулируют сознательный поиск в изучаемой области. |
2) Что необходимо сделать, чтобы создать условия для всестороннего развития одаренных детей? | Дальнейшим шагом является разработка плана работы с одаренными детьми. Создание и пополнение в течение года портфолио одаренных детей. |
3) С помощью чего можно развить способности на уроках? | В своей работе я использую дифференцированный подход к учащимся, систематизирую задачи по уровню сложности, чтобы каждый ученик мог подняться до «своей ступеньки». Материал делится по уровню сложности: вопросы и задачи отличаются уровнями А, В, С. Например, я использую КИМы ФИЗИКА 7 – 11 класс/ составитель Н.И.Зорин. Задания содержат не менее 9 вопросов, которые разделены на три уровня сложности. Группу А составляют задачи, в ходе решения которых применяется одна, две формулы, несложные преобразования и расчеты. К каждому заданию даются четыре варианта ответа, только один из которых правильный. Группу В более сложные задачи. Каждое задание требует краткого ответа (в виде букв или цифр). Как правило, это задачи, решение которых возможно при использовании двух, трех формул. Группу С представляют задачи, повышенной сложности (2 вопроса). При выполнении заданий этого уровня требуется привести развёрнутое решение. Такие задачи рассчитаны на учащихся интересующихся физикой и проявивших способности при ее изучении. Некоторые из задач требуют для решения углубленных знаний по теоретическим вопросам. Содержание большинства из них не ограничивается рамками одной темы. Учащимся предоставляется право выбора уровня задачи, который в значительной степени определяет оценку за ее решение. Способные дети выбирают более сложные задачи. |
4) Чем заинтересовать способных учащихся во внеурочное время? | Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в моей практике являются олимпиады, конкурсы, конференции. Они способствуют становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. |
Какую информацию (о чем?) и из каких источников (научная, методическая, художественная литература, документы, люди и др.) вам необходимо собрать для решения этой задачи? Какими методами работы с информацией Вы при этом будете пользоваться? В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений:
Чтобы решить поставленную задачу, необходимо собрать информацию:
Содержание собираемой информации (о чем?) | Источник этой информации | Метод работы с этой информацией |
О работе с одарёнными детьми | Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми // Вестник НГУ. Серия: Педагогика. 2008. Одаренные дети в школе (из опыта работы) Журнал «Учитель в школе» №3, 2010 Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2010. | Поиск, систематизация, анализ и использование информации в своей работе. Составление методической копилки по данной проблеме. |
Предложите решение задачи в виде конкретного материала (плана урока, описания применения конкретного метода, технологии, организации деятельности субъектов образовательного процесса, фрагмента рабочей программы и др. – вариант описания выберите сами), учитывающего предложенное содержание ситуации профессиональной деятельности и заданный Вами контекст.
В работе с одарёнными детьми считаю необходимым применять метод проектов, в основном использую исследовательский и информационный проекты. И в дальнейшем готовлю ребят на научно практические конференции. Ребята готовятся к выступлению на протяжении всего времени обучения. Работа учителя в подготовке заключается в том, чтобы направить ребёнка: что искать, где можно найти, помочь с материалом. Затем проанализировать собранный материал, помочь скомпоновать и разбить на параграфы, что-то добавить, что-то убрать. Ещё раз проанализировать готовый материал, снабдить его наглядностью, проверить наличие необходимых пунктов, прорепетировать выступление.
Работа над проектом кропотливая, требует много времени.
1этап.
Подготовка к проекту. На этом этапе происходит определение темы, проблемы и целей. Тема проекта должна быть интересной и доступной, т.е. находиться в зоне ближайшего развития учащихся.
2 этап.
Планирование и организация деятельности. На этом этапе планируется работа учащегося. Определяются источники информации, способы сбора и анализа информации, форма отчёта, вид презентации.
3 этап.
Осуществление деятельности. Этот этап наиболее интересен учащимся, так как именно на этом шаге высока степень их самостоятельности. У учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него.
4 этап.
Представление результатов исследования. Этот этап необходим для завершения работы, для анализа проделанного, демонстрации результатов.
Деятельность учащегося и учителя на этапах создание творческого проекта
«Занимательный эксперимент. Овощная батарейка».
Данный проект может быть выполнен учащимися 8 -9 классов, как на уроке физики, так и во внеурочное время
Цель работы:
получить электрический ток из овощей и исследовать зависимость величин электрического напряжения и силы тока от физико-химических свойств сырых и вареных овощей.
Задачи:
найти информацию о первых гальванических элементах;
изучить литературу о химических источниках электроэнергии
собрать батарейку из разных овощей
экспериментальным путем провести исследование зависимости силы тока и напряжения от физико-химических свойств овощей
сделать выводы
Гипотеза:
Овощи в своём составе содержат кислоты, значит, они могут служить источниками тока
Этапы работы над проектом | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Подготовка к проекту | Знакомит с замыслом проекта, мотивирует учащегося. Помогает в постановке цели и задач. | Обсуждает предмет исследования с учителем. Изучает историю гальванических элементов; изучает литературу о химических источниках электроэнергии. |
2. Планирование и организация деятельности | Предлагает предположения по решению задач проекта. | Готовит подручные материалы, с помощью которых можно осуществить данный эксперимент: пластины из меди и цинка, изолированный провод, милливольтметр, миллиамперметр и овощи из холодильника: лук, морковь и картофель. |
3. Осуществление деятельности | Наблюдает, комментирует выполнение проекта, помогает справиться с затруднениями, возникающими в ходе выполнения работы | Проводит эксперимент с сырыми овощами, далее с овощами, прошедшими термическую обработку. Делает выводы, строит диаграмму результатов исследования. Готовит материалы к презентации. Оформляет работу. |
4. Представление результатов исследования | Слушает, задаёт вопросы, оценивает результаты решения проблемы, качество отчёта. Подводит итоги. | Докладывает о результатах своей работы. Участвует в оценке путём коллективного обсуждения. |
Актуальность:
Поиск альтернативы повседневным источникам энергии возможность получения источников питания из фруктов и овощей.
Сформулируйте способ (метод, методику, прием и т.п.) оценки эффективности предложенного Вами решения.
Наибольший эффект обучения достигается за счет использования инновационных образовательных технологий и методов, которые позволяют развивать самостоятельность учащихся, учитывать индивидуальные интересы и способности. Я думаю, что метод проектов призван активизировать процесс обучения, формировать и далее развивать мотивацию обучения, давая простор для творческой и созидательной деятельности. Данный метод обучения придаёт процессу обучения проблемный характер, учит учащихся самим находить и формулировать проблемы, формировать умение к проявлению самостоятельности и креативности.
Аргументируйте предложенное решение (обоснуйте, почему Вы выбрали именно этот вариант решения).
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности. Выполнение проектных работ развивает интеллектуальные и творческие способности таких детей. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжать учиться вместе со сверстниками и вместе с этим, качественно углублять свои знания в области, вызывающей у него интерес. Занятие проектной деятельностью развивает самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации. В результате ребёнок получает ценный опыт поисковой деятельности по решению проблем, возникающих перед ним. Это требует от него самостоятельного использования ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных.
В каких других ситуациях профессиональной деятельности применимо предложенное решение? Что именно может быть использовано в предложенном решении в других ситуациях.
Метод проектов эффективен не только при работе с одарёнными детьми. Проект может быть выполнен не только одним учащимся, а парой или группой школьников. В проектной группе формируются навыки сотрудничества, а это очень важно для жизни в современном обществе. Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне. Учитель при работе с несколькими учащимися проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные темы. Учащиеся же определяют свои роли и группируются в соответствии с ними в команды. Результат совместной работы учащихся в группах значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым учащимся индивидуально. При этом каждый участник группы несёт ответственность за выполнении проекта. Кроме того метод проектов эффективен в обучении ещё тем, что носит межпредметный характер. Межпредметный проект предполагает использование знаний по двум и более предметам. Результатом таких проектов будет: заинтересованность учащихся; развитие мотивации к обучению; развитие познавательного интереса к предметам.
Укажите, какие действия необходимо предпринять педагогу в процессе подготовки и реализации предложенного решения, чтобы не были нарушены этические нормы профессиональной деятельности педагога и/или права других субъектов образовательного процесса, профессионального сообщества в процессе реализации этого решения. В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений:
№ | Действия учителя, совершаемые в процессе решения задачи | Этические нормы и/или права, нарушение которых предотвращает предложенное действие |
1. | Общается с детьми. Помогает подготовиться к проекту. Знакомит с замыслом проекта, мотивирует учащегося. Помогает в постановке цели и задач. | Педагог должен проявлять корректность, соблюдать культуру речи, выдержку, быть тактичным и внимательным в обращении с учащимся. |
2. | Общается с детьми. Формирует положительную мотивацию к обучению. Предлагает предположения по решению задач проекта. | Педагог должен быть доступным для общения, открытым и доброжелательным |
3. | Общается с детьми. Наблюдает, комментирует выполнение проекта, помогает справиться с затруднениями, возникающими в ходе выполнения работы | Положительно оценивает любые достижения обучающихся, стимулирует их инициативу, поддерживает их работу. |
4. | Общается с детьми. Слушает, задаёт вопросы, оценивает результаты решения проблемы, качество отчёта. Подводит итоги. | Проявляет вежливость, выдержку, внимательность, соблюдает культуру речи, уважает мнения учащихся. |
Опишите возможные последствия предложенного Вами решения задачи в ближайшей перспективе (на следующем уроке, в данной четверти, в течение учебного года и т.д.) для Вас как педагога и обучающихся. Возможные последствия предложенного Вами решения задачи в ближайшей перспективе:
Со следующих уроков начать работу по выявлению одарённых детей.
Выявить их интересы и уже по интересам предложить ребятам темы кратковременных проектов.
Организовать индивидуальную работу, составить план.
После того как учащиеся овладеют умениями и навыками работы с проектом, можно предложить более сложный проект, работу над которым необходимо проводить в течение полугода – года.
На протяжении всей работы учащихся, учителю необходимо наблюдать и корректировать выполнение проекта.
С выполненным проектом выступить на научно – практической конференции.
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Оценка эффективности обучения: практические методы
Михаил Магура, Мария Курбатова
Trainings.ru
То, что одним из самых важных этапов процесса обучения персонала является оценка эффективности этого самого обучения, для T&D-менеджеров давно стало аксиомой. Оценка эффективности обучения – процесс многоаспектный. В этот раз мы остановимся на возможных путях проверки усвоения учебного материала.
Экзамен
Оценка может проводиться с помощью тестов, опросников, экзаменов, индивидуальных интервью и т.д. Причём устанавливать степень эффективности обучения могут как сами обучающиеся, так и руководители, специалисты отделов обучения, эксперты или специально созданные целевые группы.
Разумеется, начать надо с целеполагания. Чтобы оценить степень усвоения материала, T&D-менеджер должен ответить на два главных вопроса :
- Что должен уметь делать ученик для демонстрации того, что он усвоил предмет?
- Что должен знать обучившийся сотрудник, т.е. на какие вопросы он должен быть способен дать ответы?
Полноту усвоения учебного материала и прочность приобретённых навыков сотрудники могут продемонстрировать на устных опросах, в контрольных работах, на экзаменах или зачётах. Любая из этих форм оценки предполагает несколько видов вопросов.
Открытые вопросы
Предполагают развёрнутые ответы без каких-либо ограничений или «навязывания» выбора, например:
- Дайте определение понятия «мотивация»
- Каковы преимущества и недостатки группового принятия решений?
- Опасность открытых вопросов – в возможной неточной формулировке, которая может повлечь за собой пространные ответы учащихся, что, в свою очередь, осложняет объективную оценку работы.
Вопросы со множественным выбором .
Примеры такого вопроса:
Какой из нижеперечисленных городов является столицей Австралии?
- Мельбурн
- Сидней
- Канберра
- Аделаида
Требования к формулировкам вопросов со множественным выбором следующие:
- существенные моменты оцениваемого материала,
- чёткая и ясная постановка,
- отсутствие нерелевантных деталей,
- одинаковая правдоподобность всех вариантов ответа,
- наличие в списке только одного верного ответа,
- отсутствие отрицания при постановке вопроса,
- отсутствие подсказок в ответах
(для этого при написании вариантов следует избегать фраз из учебников, слишком длинных предложений, использования в ответах ключевых слов из вопросов и формулировок, явно противоположных правильному ответу).
Закрытые вопросы .
Примеры закрытых вопросов:
Согласны ли вы со следующими утверждениями (отметьте галочкой вариант ответа, соответствующий вашему мнению): Кружки качества появились впервые в Японии?
- да
- нет
Ф.Тейлор предложил первую теорию мотивации труда ?
- да
- нет
Утверждения, предлагаемые в закрытых вопросах с альтернативами «да-нет», должны содержать в себе только одну мысль. Так, утверждение типа «Ф. Тейлор считается отцом научного управления, сформулировавшим первую теорию мотивации труда», будет явно некорректным, поскольку первая его часть является верной, а вторая – нет.
Зачастую в российских компаниях процедура тестирования является фиктивной : после сдачи экзамена зачёт получают все сотрудники, а заполненные бланки с результатами не проверяются вовсе. Такой подход имеет к оценке обучения выполняет свою функция – мотивирует слушателей – но не использует полностью возможностей процедуры тестирования.
Проектная работа
Одним из наиболее эффективных способов оценки полноты усвоения учебного материала является подготовка учащимися проектных работ по насущным проблемам компании . Разрабатываемые слушателями курсов решения покажут не только объём усвоенных знаний, но и способность (или неспособность) применить их на практике. Несмотря на учебный характер подобных работ, многие из них содержат крайне интересные предложения и подходы, реализация которых может дать ощутимый экономический эффект.
Хорошей иллюстрацией к этому может служить ситуация с дипломными работами на ООО «Хрустальный завод» в Гусь-Хрустальном . Выпускные проекты слушателей обучающих курсов здесь были направлены на решение реальных проблем предприятия. Некоторые их темы: «Изыскание внутренних резервов по экономии энергоресурсов на предприятии», «Улучшение системы контроля учёта за движением продукции в цехе №4», «Организация соревнования «Золотой фонд» и т.д. Показательно, что защита дипломных проектов проходила в условиях, когда частичные наработки слушателей уже были реализованы в производственной практике завода.
Оценка поведенческих изменений
Внимательные наблюдения также могут дать важную информацию о степени эффективности тренинга. Посмотрите, как изменяется поведение на работников на месте после прохождения курса обучения . Например, обучение технике безопасности должно иметь итогом более высокий уровень соблюдения правил обращения с горючими или ядовитыми веществами; тренинг делового общения – уменьшение числа конфликтов в организации, более высокий уровень сотрудничества между работниками организации.
По материалам книги «Обучение персонала как конкурентное преимущество» (Управление персоналом (журнал), М.И. Магура, М.Б. Курбатова, 05-12-2005)
hr-portal.ru
1.3.4. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
•совместимости, сосредоточения, концентрации, актуализации функций и нейтрализации дисфункций системы;
•обеспечения оргструктурой целостности, развития системы за счет ее устойчивости, самоорганизации, адаптации и гибкости;
•оптимальности конкурентных, экономических, организационных, процессных и функциональных параметров, рациональности иерар хической оргструктуры;
•надежности и способности адекватно отражать конкурентную, организационную, управленческую, социальную, психологичес кую и другие составляющие системы общества;
•экономичности и необходимости оперативного принятия опти мального эффективного решения и его своевременной реализа ции [16, 102].
Система управленческих решений может оцениваться такими по
казателями:
•затратами времени на цикл реализации управленческого решения;
•трудозатратами лиц, принимающих решение, и персонала управ ления на разработку, принятие и реализацию решения;
•организованностью функционирования;
•соотношением принятия решения и персонала, входящего в аппа рат управления;
•себестоимостью и рентабельностью принятого решения;
•установлением зависимости принятого решения (его воздей ствия на различные сферы деятельности организации) от прогно зируемых экономических, экологических и социально полити ческих последствий.
Оценка эффективности системы управленческих решений пре
дусматривает анализ и расчет ее внутренней и внешней эффектив ности. Показатели внутренней эффективности позволяют оценить системы управленческих решений как инструмент управления, сис темы деятельности персонала управления. Показатели внешней эф7 фективности системы управленческих решений отражают ее влия ние на организацию конечного результата, цели управления. Однако эффективность системы управленческих решений должна оцени ваться по совокупности показателей внутренней и внешней эффек тивности при приоритете последних.
При оценке системы управленческих решений необходимо, чтобы изложенным ранее требованиям отвечали не только частные оценки
studfiles.net
Анализ методов повышения эффективности урока
Анализ некоторых методов повышения эффективности урока.
Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются знания и умения с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся. Да и наглядность в изучении материала привлекает и побуждает учащихся к более успешному его освоению. У каждого учителя есть свои излюбленные приёмы повышения качества урока. В этой статье мне хочется провести анализ наиболее часто применяемых мню методов.
«Сколько людей – столько и мнений». Мне бы хотелось несколько перефразировать. «Сколько детей – столько и уровней развития». Нет я не хочу бездумно, шаблонно раздавать ярлыки: «неспособный» (мысли только в голове, вслух не произносятся), «дальше первого уровня не потянет» (можно озвучить, только очень деликатно), «середнячок», «умненький ребёнок», «сделает, если захочет»…… Нюансов может быть множество. Но задача учителя состоит в том, чтобы разглядеть этот нюанс и развивать его, поднимая со ступени на ступень.
Предлагаю анализ наиболее часто применяемых мною методов. Это результат не одного года работы.
1)Р а з р а б о т к а д и д а к т и ч е с к и х м а т е р и а л о в с у ч ё т о м д и ф ф е р е н ц и а ц и и (к/р, л/р, карточки – задания, кроссворды, ребусы, тематические игры и викторины, тесты, опережающие задания – сообщения с применением ИКТ) подготовки к ЕГЭ.
Над данным компонентом я работаю уже на протяжении 8 – ми лет. Собрала достаточную базу, но всё равно для работы в разных классах, с разным уровнем уже имеющейся подготовки учащихся и конкретных обстоятельствах при обучении возникает необходимость дальнейшей разработки таких материалов. А особенно такая работа необходима при подготовке к ЕГЭ — для отработки конкретных тем или более узких вопросов, или даже отработки вопросов по запросу учащихся (профильные классы). Данная работа занимает особенно много времени, но это стоит «свеч» при ожидании конечного результата. И даёт учащимся почувствовать себя более уверенно перед самым главным экзаменом в их жизни.
Когда учащиеся получают то или оное задание, то могут выбрать наиболее приемлемый уровень его выполнения, заранее зная на какую оценку рассчитано это задание.
Анализ этой деятельности показал, что:
*слабые учащиеся сначала выбирали только самые простые задания на оценку «три»
*учащиеся среднего уровня выбирали задания с оценкой «три» и несколько дополнительных на оценку «четыре» (чтобы, как они сами говорили, решать было легко с небольшим усложнением, а оценка всё равно хорошая)
*сильные учащиеся поступали, как и средние, с небольшой разницей, что выбирали задания на «четыре» и несколько на «пять» (мотивация была аналогичная)
Таким образом, в начале года к творческому росту никто не стремился. Заранее зная в каких пределах учащихся будут удовлетворять их оценки (в среднем для общего рейтинга в журнале) и боясь выбрать задание не из той группы, чтобы не получить ещё низшую оценку, чем заявленная для данной группы, мы и приступили к «граниту науки». Но к концу первой четверти ситуация стала меняться.
*слабые учащиеся (к сожалению, не все) стали выбирать не только задания на «три», но и некоторые на «четыре»
*учащиеся среднего уровня стали выбирать только задания на «четыре» и появились такие, которые стали выбирать задания из уровня на «пять»
*сильные учащиеся тоже не отставали от вышеназванных групп, т.е. они выбирали задания на «пять»
Вскоре, к концу второй четверти картина стала ещё более благоприятной
*слабые учащиеся (к сожалению, не все) стали отказываться от заданий на «три» и пробовали себя на следующей ступени
*средние учащиеся, тоже всё больше старались выбрать задания на «пять»
*сильным учащимся стало недоставать заданий из уровня «пять» и пришлось добавлять тесты заданиями повышенного уровня
Оценка эффективности выбранного метода работы
Общий анализ работы показал, что данный дифференцированный подход
1)позволил п о в ы с и т ь уровень с а м о о ц е н к и и развития как учебных знаний, умений и навыков, так и т в о р ч е с к и х способностей учащихся
2)заставил учащихся даже д о б ы в а т ь некоторые сведения и знания самостоятельно (в зависимости от полученного задания)
3)р а з в и в а е т внимание и любознательность, а также интеллектуальные умения, память, воображение, мышление
4)даёт с т и м у л к р о с т у над своим «я» (от неуверенности до убеждённости в своих знаниях, умениях)
2)С о с т а в л е н и е о п о р н ы х к о н с п е к т о в
Конечно, на уроке по любому предмету, любой учитель использует краткую запись нового материала. Но…ведь материал, обычно диктуется. Но согласитесь «сколько учеников – столько разных записей мы увидим в их тетрадях, даже, если диктуем всем одинаково. Вот я и решила привести множество мыслей к единому целому. Я давно хотела заняться данным вопросом. Начала изучать литературу по вопросу. И вот, когда методическая литература была, как я считаю, изучена почти вся я и приступила к составлению опорных конспектов.
П р и ч и н а д л я с о с т а в л е н и я о п о р н ы х к о н с п е к т о в.
Не секрет, что в наш стремительный век на человека «сваливается» огромнейшее количество информации, которую надо ещё и запомнить (применительно к учащимся). Как помочь школьнику лучше понять, систематизировать и запомнить информацию? Т.е. как рационализировать приёмы кодирования и хранения информации, чтобы дать возможность ребёнку всегда иметь в памяти опору, по которой он быстро вспомнит ту или иную нужную ему информацию?
Проблема повышения грамотности учащихся, модернизации образования приобретает огромное значение. Всем известно, что современные дети мало читают. Не многие читают дома весь параграф от начала и до конца, но ведь это необходимо для более успешного обучения. И вот у меня родилась мысль по составлению опорных конспектов, которые при минимуме записей будут содержать максимум информации.
Как показывает анализ методической литературы и практический опыт преподавания, одним из возможных способов решения данной проблемы является поиск и изобретение вместе с детьми (деятельный подход) наиболее удобных памяток, схем, опор и других способов запоминания.
Увеличение составляющей школьных программ заставляет задуматься о создании систем наглядно – образных опор. В практической педагогике уже известны система наглядных опор С. Н. Лысенковой и система опорных конспектов В.Ф. Шаталова, да и в магазинах сейчас изобилие таблиц, конспектов, модных справочников для учеников начальной школы. Но ученик должен быть соавтором учебного процесса, «необходимо его привлечь к целеполаганию, т.е. самостоятельному инициированию познавательных действий». Поиск и изобретение вместе с детьми наиболее удобных и понятных им схем позволяет повысить понимание учебного материала, его запоминание и в дальнейшем применение.
Причём я не даю готовый вариант, а составляю эти опоры вместе с учениками на уроках. Это ещё и творческая работа.
Кроме того, следует отметить, что успешному запоминанию способствует соблюдение определённых условий:
1.установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить, составить
2.заинтересованность: легче запоминается то, что интересно.
3.яркость восприятия: лучше запоминается всё яркое, необычное, то, что вызывает определённые эмоции.
4.образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.
Оценка эффективности выбранного метода работы
Анализ данной работы показывает, что опорные конспекты
1)заметно повышают качество обучения, заинтересованность учащихся в самом процессе учения,
2) развивают информационно – коммуникативные навыки, навыки самоорганизации и самообразования.
Ещё хочется сказать в общем о своей работе.
В совершенстве владею формами и методами исследования, использую их в зависимости от возраста и возможностей школьников. Провожу значительную работу над учебными проектами, где особое внимание уделяется познавательным интересам учащихся, которые в рамках разрабатываемых проектов проводят свои собственные исследования. Мои учащиеся являются участниками и призёрами научно-практической конференции «Исследуем и проектируем».
За годы работы стараюсь развивать у учащихся умения самообразования, учиться искать разные способы выполнения задания, преодолевать сложности. Создавая проблемные ситуации при изучении нового материала, развиваю учебно-познавательные способности, мотивацию учащихся к самосовершенствованию, побуждаю к анализу и исследованию изучаемого материала на уроке на разных уровнях усвоения, в соответствии с возможностями и способностями учащихся. При закреплении материала, разрабатываю задания для самоподготовки, также учитываю умственные и психологические особенности детей, определяют двухуровневый подход и, как правило, для более способных учащихся — это творческие задания, задания более высокого уровня сложности.
Недавно я освоила: К е й с – т е х н о л о г и и в учебном процессе – метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Эта работа требует очень много времени (именно для учителя при подготовке и отбору необходимого материала). В небольшой статье – кейсе должно уместиться довольно много информации по изучаемому вопросу, ничего лишнего, но и забыть ничего тоже нельзя.
Здесь можно выделить следующие методы:
*»баскетметод работы с текстом
*метод инцидентов
*игровое проектирование
*ситуационно – ролевая игра
*метод дискуссии
Оценка эффективности по данному направлению
Анализ данной работы показывает, что
1) учащиеся получают навыки работы с информацией (поиск, отбор, обработка, применение для решения конкретной ситуации)
2) учащиеся приобретают и развивают информационно – коммуникативные навыки, навыки самоорганизации и самообразования.
3)данный метод позволил п о в ы с и т ь уровень с а м о о ц е н к и и развития как учебных знаний, умений и навыков, так и т в о р ч е с к и х способностей учащихся, а также овладеть анализом своей деятельности (рефлексия) и умением формулировать выводы.
И н т е р а к т и в н о е о б у ч е н и е – специальная форма организации познавательной деятельности, где активность педагога уступает место активности учащихся. Данный метод использую довольно давно.
Здесь можно выделить примерные методики: блиц — опрос, мозговой штурм, мини – лекция, дебаты, неожиданное предложение, пресс…..
Оценка эффективности по данному направлению
1)заметно повышают качество обучения, заинтересованность учащихся в самом процессе учения,
2)позволил п о в ы с и т ь уровень с а м о о ц е н к и и развития как учебных знаний, умений и навыков, так и т в о р ч е с к и х способностей учащихся
3)р а з в и в а е т внимание и любознательность, а также интеллектуальные умения, память, воображение, мышление
4)даёт с т и м у л к р о с т у над своим «я» (от неуверенности до убеждённости в своих знаниях, умениях)
Методов существует множество. Только применять их надо в системе, к конкретному классу, теме и в определённом возрасте. Только тогда можно добиться не просто обучения, а развития, развития творческого, раскрытия учащихся. И не торопитесь ставить двойки за невыученный материал. Ведь обстоятельства бывают разные. Поверьте в своего ученика и завтра он будет доверять вам беспрекословно. А в будущем, если даже он и не станет академиком, инженером…, поверьте он просто станет ЧЕЛОВЕКОМ. И в этом будет ваша заслуга.
infourok.ru
§ 3. Классификация видов, методик и методов оценки эффективности
Методики оценки эффективности в системе социальной защиты довольно разнообразны, что обусловлено, прежде всего, предметом оценки (табл. 1). Условно назовем эти методики «первым рядом».
Рис. 4. Структура и содержание центральных проблем управления социальной службой (матрица подцелей при оценке эффективности управления)
Каждый предмет оценки может быть более детализирован, и тогда соответственно появляются новые методики «второго ряда».
Таблица 1.
Основные предметы и методики оценки эффективности в системе социальной защиты населения
Основные предметы оценки эффективности | Более детальные предметы оценки эффективности | Виды методик оценки эффективности |
Деятельность различных структур системы социальной защиты населения | Используемые формы и методы управления социальной защитой. Результаты деятельности за определенный период времени. Результаты выполнения целевых программ | Методики оценки эффективности форм и методов управления. Методики результативности. Методики оценки выполнения целевых программ |
Качество или уровень организации труда работников (персонала), обеспечивающих социальное обслуживание | Условия труда — физические, социальные, организационные, социально-психологические. Ресурсное обеспечение социального обслуживания. Мотивация персонала, обеспечивающего социальное обслуживание | Методики оценки условий труда. Методики оценки ресурсного обеспечения. Методики оценки мотивации, эффективности средств мотивации |
Уровень (качество) квалификации персонала, обеспечивающего социальное обслуживание | Численность и квалификация персонала. Программы подготовки, переквалификации и повышения квалификации персонала | Методики оценки квалификации персонала. Методики оценки подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала |
Качество или уровень социального обслуживания различных категорий населения | Виды обслуживания. Формы, методики и технологии социального обслуживания. Результаты социального обслуживания | Методики оценки эффективности видов социального обслуживания. Методики оценки эффективности форм, методов и технологий социального обслуживания. Методики оценки результатов социального обслуживания |
Так, каждому виду социального обслуживания (услуги: социально-бытовые, социально-медицинские, психолого-педагогические, социально-правовые, социально-реабилитационные, социально-психологические, социально-консультационные, материальная помощь) соответствует своя методика оценки эффективности.
В свою очередь методики «второго ряда» могут иметь варианты, если вводить какие-то дополнительные параметры. Например, введение такого параметра, как «формы социального обслуживания» (обслуживание на дому, в стационарных и полустационарных учреждениях, срочное социальное обслуживание), обусловливает появление соответствующих методик.
Анализ методик оценки эффективности в других отраслях показал, что независимо от отраслевой специфики, общности и детализации предметов оценки, разработки методик «первого» или «второго» ряда общим основанием самых разнообразных методик выступают оценочные методы, которые задают в конкретных методиках «идеологию оценки». Систематизация этих методов и первоначальная оценка возможностей их использования, например по формам социального обслуживания, показала их универсальный характер. Более того, включение этих методов в соответствующие методики оценки эффективности в системе социальной защиты может привести к нахождению каких-то дополнительных их интерпретаций или вариантов, а также последовательности (в методическом отношении) применения и сочетаний. Состав оценочных методов приводится в табл. 2.
Таблица 2.
Состав методов оценки эффективности применительно к формам социального обслуживания
Социальная работа всегда нуждалась в объективной оценке, одним из наиболее действенных инструментов которой являются стандарты. При отсутствии стандартов невозможно установить, выполняется ли работа персоналом достаточно эффективно. Если нет стандарта, то любое изменение деятельности будет необъяснимым. Отсутствие стандарта затрудняет анализ всех данных, полученных при исследовании деятельности организации.
Вместе с тем стандарты являются промежуточной переменной, которая в свою очередь связана с организационной эффективностью как конечной зависимой переменной. Стандарты интересуют нас не сами по себе, а как средство повышения эффективности социальной работы. Если специалист хочет разработать стандарт, он должен начать с критериев, поскольку наиболее правильная последовательность в работе будет следующей: 1) определение критериев; 2) определение показателей, которые делают данные критерии конкретными и точными; 3) установление стандартов, которые скоординированы с показателями62. Логично вместе с тем подчеркнуть органичную взаимосвязь критериев и стандартов. Следовательно, возможна также разработка критериев и показателей на основе стандартов социального обслуживания населения.
В свое время исследователи организаций полагали, что не сегодня-завтра будет найдена модель эффективной организации, выработан единый показатель эффективности, который действительно бы отражал объективный результат деятельности социальных служб и тем самым обеспечивал бы их действительную объективную сопоставимость. Однако к настоящему времени разработано множество подобного рода моделей, предлагаются десятки критериев эффективной организации. Но вряд ли когда-нибудь будет выработана единая модель эффективной организации63.
Более того, ряд исследователей полагают, что неэффективность организации — это и есть недостижение цели64. Однако достижение цели — довольно сложный критерий эффективности, ибо организация — многоцелевая общность, не все цели ее можно измерить. Уже в силу этого речь должна идти о множестве критериев ее эффективности, причем ряд из них не может быть выражен в количественных показателях. Некоторые критерии могут иметь неявный характер на фоне нескольких целей, для достижения которых они безусловно важны, например гибкость, адаптивность. Среди множества критериев эффективности отдельные могут вступать в противоречие, конкурировать между собой, например стабильность и гибкость, участие и распределение влияния и управление представляют собой некоторые из наиболее противоборствующих критериев.
Определение критериев эффективности деятельности организации связано с системой ценностей. И она гораздо сложнее, чем те схемы и упрощения, которые используются профессионалами. Более того, ценности меняются во времени, что не менее важно учитывать при решении исследуемых задач, выработке стандартов социальной работы.
Наконец, при решении конкретных задач может быть использовано множество критериев эффективности. Так, в числе лучших в мире организаций оказались самые разные и попали они в этот перечень по разным основаниям.
Таким образом, в процессе выработки стандартов социальной работы важно определить, какими из множества критериев эффективности организации мы воспользуемся и почему. Какую из моделей эффективности социальной службы будем использовать в качестве основания. Возможно, имело бы смысл воспользоваться несколькими моделями. Использование нескольких, а не одной модели эффективной организации позволяет: 1) упорядочить свои наблюдения, знания о практике социальной работы; 2) составить план действий; 3) наметить последовательность шагов в процессе выработки стандартов; 4) предупредить возможное попадание в плен собственных иллюзий, предрассудков и симпатий65.
studfiles.net