Способность к труду возможность культурного наследия – obshestvo — Стр 6

obshestvo — Стр 6

2. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте

краткий ответ.

1.Способность к труду, свойство отражать объективную действительность в образах,

возможность культурного наследия.

________________________________________.

2.Удовлетворение важнейших потребностей общества, наличие устойчивых форм организации людей, наличие комплекса статусов, традиций, ритуалов, норм и цен-

ностей

_________________________________________.

3.Наиболе четкое разграничение исполнительной, законодательной и судебной вла-

стей, всенародное избрание президента, отсутствие поста премьер-министра, подот-

четность правительства перед президентом

__________________________________________________________.

Ответ: отличительные характеристики человека, социальные институты, президентская республика.

3.Вставьте в текст вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного в таблице списка. Впишите в текст порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше,

чем пропусков в тексте!

1.____________________ являются результатом сотрудничества парламентских групп в верхах. Задача их в том, чтобы мобилизовать в конкретном избирательном округе влия-

тельных лиц 2. __________________. Они призваны привлекать во время выборов как можно большее число 3______________ из различных слоев независимо от их идеологи-

ческой ориентации. В них обычно отсутствует централизованная структура и фиксиро-

ванное 4 __________________. Они действуют преимущественно в период

5________________________________.

6____________________ в большинстве своем сформировались вне парламента. Глав-

ная особенность партий такого типа — наличие строго-организованной структуры, массо-

вое членство 7 ________________ . Образцом массовой партии стала

____________________ партия.

1. Правящие

2.

Кадровые

3. Нотабли

4. Массовые

5. Избиратели

партии

партии

 

партии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

51

 

 

 

6. Членство

7. Обществен-

8.

Политиче-

9. Выборы

10.

Немецкая

 

 

но-

ская

социали-

 

социал-

 

 

политические

зация

 

демократическая

 

 

движения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ:

 

 

 

 

 

 

2 3 5 6 9 4 8 10

 

 

 

 

 

 

4. Используя все приведенные ниже термины, заполните схему.

Институциональная подсистема, политические идеалы и ценности государства, пар-

тии, общественно политические движения, политическая система, культурно-

идеологическая подсистема, политическая культура, политическая психология, политиче-

ская идеология, функциональная подсистема, политический режим, форма правления,

нормативная подсистема.

Ответ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Политическая система

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

институциональ-

 

 

нормативная

 

 

 

функциональная

 

 

 

культурно-

 

 

 

 

ная

 

 

 

подсистема

 

 

 

подсистема

 

 

 

идеологическая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

государст-

 

 

пар-

 

 

политиче-

 

 

 

форма правле-

 

 

 

политиче-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ские идеалы

 

 

 

 

 

 

 

 

ская культу-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

общественно-

 

 

 

 

и ценности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

политический

ре-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

политиче-

 

 

 

 

политические движения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ская идеоло-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

политиче-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ская психо-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

52

5.Решите правовую задачу.

5.1. В средствах массовой информации опубликовали, что с этого дня вступают в силу изме-

нения в законодательстве. Клевета как вид правонарушения переходит из уголовного право-

нарушения в административное. Антон Игоревич обрадовался, так как против него две неде-

ли назад было возбуждено дело по данной статье. Он обвиняется в клевете. Его радость объ-

ясняется тем, что теперь он понесет ответственность не уголовного, а административного ха-

рактера. Оправдана ли его радость?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

5.2. Водителя трамвая Михайлова за мелкое хулиганство, допущенное после рабочего дня в парке отдыха, суд приговорил к аресту на 15 суток. После отбытия наказания Михайлов уз-

нал, что его уволили за прогул.

Правомерно ли увольнение Михайлова? В какие органы следует обратиться Михайлову?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Ответ:

5.1. Радость гражданина оправдана, так как в современной системе права действует принцип гуманизма, то есть решение вопроса в пользу личности. Несмотря на то, что дело было воз-

буждено по Уголовному кодексу, оно будет прекращено и возбуждено соответственно КоАП. 5.2. Трудовой договор, может быть, расторгнут работодателем в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей, в том числе в случае прогула, то есть отсут-

ствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены) неза-

висимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены).

53

Так как отбывание административного ареста не является уважительной причиной, то уволь-

нение Михайлова следует признать правомерным.

6.Решите логическую задачу.

Вконференции по флогистоноведению участвовали 20 человек. Среди них были хи-

мики, алхимики и пиротехники. Химики всегда говорят правду, алхимики всегда лгут, а пи-

ротехники иногда говорят правду, иногда лгут. На вопрос «Кого здесь больше?» четверо уча-

стников ответили, что большинство составляют химики, 14 заявили, что преобладают алхи-

мики, а двое сказали, что на каждого химика приходится ровно пять пиротехников. Сколько на самом деле там было химиков, алхимиков и пиротехников? Обоснуйте свой ответ.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Ответ: 2 химика, 8 алхимиков и 10 пиротехников. Примечание: должно быть объяснение,

почему не подходит вариант с 1 химиком — тогда пиротехников 5, а алхимиков 14, но алхи-

мики не могут оставлять большинство.

7. Индийская притча гласит: Однажды Акбар начертил прямую линию и, обратившись к министрам, сказал: «Как сделать эту линию короче, не прикасаясь к ней?». Бирбал считался самым мудрым человеком в государстве. Он подошел и …

Как вы думаете, что сделал Бирбал? Что он хотел показать этим своим действием?

Обоснуйте ответ.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Ответ: Он начертил рядом с этой линией другую прямую линию, но более длинную, тем са-

мым умалив достоинство первой.

Примерное обоснование: возможно он хотел показать относительность наших понятий — оценка вещей (их длины, значимости, достоинства, величины) зависит от нашего восприятия и наших ожиданий.

Допустимы другие ответы при условии их грамотного и оригинального обоснования.

54

8. Решите кроссворд.

1 2

6

4

3

12

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 10

9

13

По горизонтали:

1. Использование служебного положения в личных целях (Коррупция)

5. предание суду парламента или отрешение от должности высших должностных лиц госу-

дарства (Импичмент).

7. деклассированные слои в антагонистическом обществе (бродяги, нищие, уголовные эле-

менты и т.п.) (Люмпен).

8.Родовое наименование всевозможных отношений типа равенства (Эквивалентность).

9.Схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.) (Бюджет)

13.Положение личности в системе социальных отношений, отражающее и определяющее ее право и обязанности во взаимодействии и общении с социальным окружением (Статус).

По вертикали:

1.Форма межгосударственного объединения, союз государств для выполнения определенных задач: экономических, политических, военных и др. (Конфедерация).

2.Форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наи-

более значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба

(Референдум).

3. Многообразие интересов, взглядов, позиции, партий, общественных сил (Плюрализм).

55

4. Политическая позиция или стиль риторики, апеллирующие к широким народным массам

(Популизм).

6. Устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности (Гражданство).

10. Решение, принятое большинством голосов избирательного корпуса или представительно-

го учреждения по определенному вопросу (Вотум).

11.Обязательный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц (Налог).

12.Политический порядок, опирающийся на законное право, подкрепленное соответствую-

щими рационально-оправданными санкциями (Легальность).

Оценка за работу

(Заполняется жюри)

Задание

1

2

3

4

5

6

7

 

Итог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Члены жюри:

 

 

 

 

(

 

)

6. Материально-техническое обеспечение школьного этапа Олимпиады включа-

ет:

могли бы сидеть по од-

ному за партой; помещение для проверки работ;

оргтехнику (компьютер, принтер, копир) и бумагу для распечатки зада ;

распечатанный комплект заданий для каждого участника;

листы для черновиков.

Участники должны иметь собственные авторучки, а также (при необходимости) ли-

нейки. Оргкомитету рекомендуется иметь для участников запасные авторучки.

56

7. Общая характеристика муниципального этапа Всероссийской олимпиады школь-

ников по обществознанию

Всероссийская олимпиада школьников традиционно проводится в 4 этапа: школьный, муниципальный региональный, заключительный.

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию проводится во всех регионах России для учащихся 7–11 классов.

Порядок проведения муниципального этапа Олимпиады определен Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1252 «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников» (далее — Порядок).

Участники муниципального этапа олимпиады по обществознанию (обучающиеся в 7– 11 классах) определяются в соответствии с п. 46 Порядка.

Победители и призёры муниципального этапа предыдущего года вправе выполнять олимпиадные задания, разработанные для более старших классов по отношению к тем, в которых они проходят обучение. В случае их прохождения на последующие этапы олимпиады, данные участники олимпиады выполняют олимпиадные задания, разработанные для класса, который они выбрали на муниципальном этапе олимпиады (п.47 Порядка).

Олимпиада по обществознанию является предметной и проводится по заданиям, составленным региональными предметно-методическими комиссиями «на основе содержания образовательных программ основного общего и среднего общего образования углубленного уровня …» (п. 28 Порядка).

Настоящие рекомендации адресованы региональной предметно-методической комиссии олимпиады и должны служить руководством при составлении заданий муниципального этапа. Регламент проведения муниципального этапа олимпиады приведен в таблице (См. таблицу 1).

Таблица 1.

Регламент муниципального этапа Олимпиады

Этапы олимпиады

 

Муниципальный этап

 

 

 

 

 

 

Участники

7–11 классы

 

 

 

 

 

Время проведения (рекомендуемое)

1 час. 20

мин. для 7–8 классов.

 

 

1 час. 30

мин. для 9–11 классов.

 

 

 

 

Использование заданий со значительным

Рекомендуется для учащихся 8 классов.

 

развернутым ответом (сочинение-эссе, кри-

Обязательно для учащихся 9–11 классов.

 

 

 

 

 

 

57

 

 

Этапы олимпиады

Муниципальный этап

тика текста и т.п.).

8. Общие организационные вопросы муниципального этапа Олимпиады

Второй (муниципальный) этап Всероссийской олимпиады школьников по обществоз-

нанию нацелен на дальнейшее стимулирование интереса обучающихся к изучению разви-

тия общества, роли человека в этом процессе, мотивам его деятельности; отбор наиболее талантливых, интересующихся общественными науками школьников, которые могли бы впоследствии выступать на региональном и всероссийском этапах Олимпиады; выявление мотивированных обучающихся, обладающие наиболее высоким уровнем знаний и уме-

ний, выявление степени владения культурой мышления, способности к восприятию,

обобщению и анализу информации.

Требования к проведению муниципального этапа олимпиады разрабатываются пред-

метно-методической комиссией регионального этапа Олимпиады и утверждаются органи-

затором муниципального этапа Олимпиады (п. 48 Положения). Муниципальный этап олимпиады проводится по разработанным региональными предметно-методическими ко-

миссиями заданиям, основанным на содержании образовательных программ основного общего и среднего общего образования углублённого уровня и соответствующей направ-

ленности (профиля), для 7-11 классов.

«В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге муниципальный этап Олимпиады проводится с учетом установленных в указанных субъектах Российской Фе-

дерации особенностей организации местного самоуправления» (п. 51 Порядка).

Муниципальный этап Олимпиады проводится организатором указанного этапа Олим-

пиады ежегодно не позднее 25 декабря (п.45 Порядка). Конкретные даты проведения му-

ниципального этапа Олимпиады по каждому общеобразовательному предмету устанавли-

ваются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляю-

щим государственное управление в сфере образования.

Для проведения муниципального этапа Олимпиады организатором указанного этапа Олимпиады создаются оргкомитет и жюри муниципального этапа Олимпиады.

Оргкомитет муниципального этапа Олимпиады определяет организационно-

технологическую модель проведения муниципального этапа олимпиады;

обеспечивает организацию и проведение муниципального этапа олимпиады в соот-

ветствии с утверждёнными организатором муниципального этапа олимпиады требова-

ниями к проведению муниципального этапа олимпиады по каждому общеобразователь-

ному предмету, настоящим Порядком и действующими на момент проведения олимпиады

58

санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования;

осуществляет кодирование (обезличивание) олимпиадных работ участников муниципального этапа олимпиады;

несёт ответственность за жизнь и здоровье участников олимпиады во время проведения муниципального этапа олимпиады по каждому общеобразовательному предмету.

В муниципальном этапе Олимпиады по каждому общеобразовательному предмету принимают участие обучающиеся 7–11 :

участники школьного этапа олимпиады текущего учебного года, набравшие необходимое для участия в муниципальном этапе олимпиады количество баллов, установленное организатором муниципального этапа олимпиады;

победители и призёры муниципального этапа олимпиады предыдущего учебного года, продолжающие обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.

9. Разработка заданий муниципального этапа Олимпиады

9.1.

муниципального этапа

Олимпиада по обществознанию является предметной и проводится по заданиям, составленным региональными предметно-методическими комиссиями «на основе содержания образовательных программ основного общего и среднего общего образования углубленного уровня …» (п. 28 Порядка).

В соответствии с требованием Порядка содержание заданий Олимпиады по обществознанию определяется:

— Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию (приказ Минобразования России от

5 марта 2004 г. № 1089).

— Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897) и Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2012 №24480), которые внедряются в образовательные учреждения Российской Федерации.

59

Специфика заданий Олимпиады по отношению к традиционным формам контроля,

текущей и итоговой аттестации учащихся за курс основной общей и средней полной шко-

лы определяется:

-нормативными требованиями к уровню подготовленности учащихся по предмету;

-творческим характером соревнований;

-необходимостью оценки эрудированности и общей культуры участников.

9.2.Принципы формирования олимпиадных заданий муниципального этапа по об-

ществознанию

Предлагаются следующие принципы формирования олимпиадных заданий на муни-

ципальном уровне:

1.Учет возрастных особенностей учащихся в определении сложности заданий с ее нарастанием по мере увеличения возраста соревнующихся.

2.Рост объема времени в сочетании с ростом числа заданий, исходя из возраста уча-

щихся и этапов Олимпиады. Конкретное число заданий и время на их выполнение на му-

ниципальном этапе Олимпиады определяет региональная предметно-методическая комис-

сии в зависимости от сложившейся традиции проведения Олимпиад, организационных возможностей и санитарных норм с учетом рекомендаций центральной предметно-

методической комиссии.

3. Отражения в заданиях всех содержательных линий курса и степени, глубины их рассмотрения на уроках ко времени проведения этапа Олимпиады с возможным в услови-

ях соревнований обращением к максимально большему числу этих содержательных ли-

ний.

4.Проверка соответствия готовности участников Олимпиады требованиям к уровню их знаний, пониманию сущности изучаемых событий и процессов, умениям по предмету через разнообразные типы заданий.

5.Сочетание заданий с кратким ответом и развернутым текстом.

6.Введение заданий на выбор участника (например, при выборе из списка заданий творческого характера для краткого рассказа или сочинения-эссе) с сохранением как ос-

новы заданий инвариантных.

7. Преставление заданий через различные источники информации (отрывок из доку-

мента, диаграммы и таблицы, иллюстративный ряд и др.). 8. Опора на межпредметные связи в части заданий.

Возможен следующий алгоритм подготовки заданий Олимпиады по обществознанию для каждой параллели участников муниципального этапа, основанный на отражении це-

60

studfiles.net

Методическая разработка по обществознанию (8, 9, 10, 11 класс) на тему: Задания по обществознанию

*1

1. «Да» или «нет»?Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – «нет». Внесите свои ответы в таблицу.

1.1. Отправляясь в туристическую поездку по странам Юго-Восточной Азии, М. много времени посвятил изучению синтоизма, в надежде на месте лучше познакомиться с многочисленными памятниками этой религии. Его надежды будут оправданы.

1.2.Готовясь к предстоящим через год выборам в Государственную Думу России, политическая партия приняла решение включить в список своих кандидатов своего очень перспективного девятнадцатилетнего активиста. Несмотря на решение партии, этот кандидат не будет включен в список.

1.3.Социальное партнерство – это механизм согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей.

1.4. Познавательная функция науки наиболее полное свое отражение находит в фундаментальных науках.

1.5.Новаторские предложения могут быть проявлениями отклоняющегося поведения.

1.6. Семнадцатилетний подросток уволен с работы, так как не прошел испытательный срок. Это является нарушение трудового законодательства.

1.7.Студент ВУЗа стремится одеваться в соответствии с принятыми среди поклонников определенного музыкального рок-направления  эстетическими нормами. Можно сказать, что он оказался подвержен влиянию массовой культуры.

2. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте

краткий ответ.

1. Способность к труду, свойство отражать объективную действительность в образах,

возможность культурного наследия.

2. Удовлетворение важнейших потребностей общества, наличие устойчивых форм

организации людей, наличие комплекса статусов, традиций, ритуалов, норм и ценностей.

3. Территория, суверенитет, публичная власть, право принятия законов, взимания на-

логов, символика.

3.2.Задача по праву.

За брак в работе токарю Ермакову был объявлен выговор. Кроме того, его частично ли-

шили премии. Считая, что за один поступок не может быть два наказания, Ермаков обратился в Комиссию по трудовым спорам с просьбой отменить приказ о лишении премии.

6. Заполните схему, отражающую соотношение между всеми приведенными в перечне понятиями.

Вертикальная мобильность, горизонтальная мобильность, социальная мобильность, восходящая социальная мобильность, нисходящая социальная мобильность, индивидуальная мобильность, групповая мобильность, структурная  мобильность, межпоколенная мобильность.

7. Автор иллюстрированного словаря по обществознанию предложил редактору иллюстрации, наглядно представляющие те или иные понятия, но забыл дать подписи, определения и примеры употребления этих понятий.

А) Определите, какое понятие иллюстрирует каждый ряд изображений, и дайте его определение.

Б) приведите пример употребления данных понятий, составив предложения, включающие их.

7.1.

   

7.2.

   

7.3.

   

*1

10 класс. ОТВЕТЫ

  1. «Да» или «нет»?Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – «нет». Внесите свои ответы в таблицу.

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5

1.6.

1.7.

НЕТ

ДА

ДА

ДА

ДА

ДА

НЕТ

 

2. 

2.1. отличия человека от животного, 2.2. социальные институты, 2.3. признаки государства

3. Задачи.

3.2.  Согласно Трудовому Кодексу РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

При этом за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

6. Заполните схему, отражающую соотношение между всеми приведенными в перечне понятиями.

7. Автор иллюстрированного словаря по обществознанию предложил редактору иллюстрации, наглядно представляющие те или иные понятия, но забыл дать подписи, определения и примеры употребления этих понятий.

А) Определите, какое понятие иллюстрирует каждый ряд изображений, и дайте его определение.

Б) приведите пример употребления данных понятий, составив предложения, включающие их.

7.1. А) Женская эмансипация – освобождение женщин от зависимости, опеки, угнетения, уравнение в правах и социальных возможностях.

Б) Любое предложение с грамотным употреблением словосочетания «женская эмансипация».

7.2. Биологические потребности – нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма.

Б) Любое предложение с грамотным употреблением словосочетания «биологические потребности».

7.3. Рынок – институт или механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов конкретного товара или услуги.

Б) Любое предложение с грамотным употреблением термина «рынок».

**2

1. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы  в таблицу:

1.1. Президент не входит ни в одну из ветвей власти.

1.2. Ограниченность ресурсов вызвана ограниченностью человеческих потребностей.

1.3. Членораздельная речь предшествовала появлению у человека сознания.

1.4. Только долгосрочное увеличение ВВП можно считать экономическим ростом.

1.5. Наличие законодательного органа является отличительным признаком правового государства от неправового.

1.6. Любое государство характеризуется наличием публичной власти.

1.7. Согласно Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является Президент РФ.

1.8. Свобода совести – это свобода иметь и распространять религиозные или атеистические убеждения.

2. Ниже приведены ряды слов. Определите, что объединяет слова в каждом ряду, учитывая, что одно из слов в каждом ряду является лишним. Вычеркните лишнее слово. Дайте обобщающее название каждой строке.

2.1.  Суждение, восприятие, ощущение, представление.

2.2. Труд, игра, познание, общение, политика.

2.3. Унитарное государство, федерация, конфедерация, республика

2.4. Духовная, социальная, религиозная, политическая.

2.5  Земля, процент, капитал, труд.                                                                              

3. Решите задачи.

3.2. Задача по праву.

Водителя трамвая Михайлова за мелкое хулиганство, допущенное после рабочего дня в

парке отдыха, суд приговорил к аресту на 15 суток. После отбытия наказания Михайлов узнал, что его уволили за прогул.

Правомерно ли увольнение Михайлова? В какие органы следует обратиться Михайлову?

3.3 Задание по социологии.

Гражданка М, по профессии социальный работник. Каждое утро она обходит закрепленных за ней одиноких людей, которые не  в состоянии самостоятельно себя обслуживать. В процессе посещения опекаемых гражданка М. выясняет, что им надо купить из продуктов, лекарств и т.д., но самое главное – она общается с ними, в чем особенно нуждаются одинокие люди. О каком социальном явлении идет речь? Назовите два признака, по которым вы определили его, приведите два примера из текста, иллюстрирующие каждый из них.

6.  Установите соответствие между примерами проявления и характеристикой глобальных проблем: к каждому определению, данному в первом столбце, подберите соответствующее понятие из второго столбца. Последовательность букв внесите в таблицу:

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИ

1) юридическое закрепление прав и обязанностей за основными социальными группами

А) кастовая

2) преимущественно наследственный характер принадлежности к элите общества

Б) сословная

3) запрещение перемещения из одной социальной группы в другую

В) классовая

4) в основе деления на группы – различия в характере труда и размерах и формах его оплаты

5) запрет на браки с представителями других групп

7. Зрительный ряд. Назовите международные организации.

**2

1.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

да

нет

нет

да

нет

да

нет

да

2.

1. Суждение. Формы чувственного познания.

2. Политика. Основные виды человеческой деятельности.

3. Республика. Формы территориально-государственного устройства.

4. Религиозная. Основные сферы жизни общества.

5. Процент. Факторы производства.  

                                                                           3.

3.2. Трудовой договор, может быть, расторгнут работодателем в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей, в том числе в случае прогула, то есть отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены),  независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены).

Так как отбывание административного ареста не является уважительной причиной, то увольнение Михайлова следует признать правомерным. (4 балла)

3.3. (5 баллов)

1) явление: социальное взаимодействие;

2) два признака: — регулярные действия

                 — действия направлены друг на друга

3) два примера:

А) регулярные действия – каждое утро гражданка М. обходит закрепленных за ней одиноких людей

Б) действия направлены друг на друга — гражданка М. выясняет, что им необходимо купить. Но самое главное, она общается с ними, в чем особенно нуждаются одинокие люди.

4. Ответ: 1                                                                                                                        

5. Текст

6. Соответствие

7. Зрительный ряд

1 МВФ

2 ООН

3 М/н шахматная федерация

4 ВОЗ

5 МОТ (м/н организация труда

***3

Задание 1. Верны ли утверждения о Конституции РФ? «ДА»  или «НЕТ»

1.1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является народ.

1.2. Гражданин РФ может быть лишён своего гражданства или права изменить его.

1.3. Каждый имеет право на свободу мысли и слова.

1.4. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

1.5. Российская Федерация не гарантирует  своим гражданам  защиту и покровительство за её пределами.

Задание 2.  Найдите верное решение правовой проблемы.

Гражданин С. арендовал квартиру у гражданина П. Согласно договору аренды квартиры, наниматель был  обязан  в случае нанесения вреда имуществу арендодателя возместить причинённый ущерб. Соседи с верхнего этажа затопили квартиру гражданина П., в результате чего была испорчена мебель. Гражданин П. потребовал от гражданина С. возмещения ущерба. Должен ли гражданин С. нести ответственность за порчу имущества? Обоснуйте ваш ответ. Назовите Кодекс, нормы которого станут основой для рассмотрения дела в суде.

1)……………………………………………………………………………………………………

2)…………………………………………………………………………………………………..

3)…………………………………………………………………………………………………..

Задание 3. Что является лишним в ряду, объясните свой выбор.

3.1. Мораль, философия, этикет, традиции, обычаи.

………………………………………………………………………………………………………

3.2. Облигация, акция, дивиденды, вексель, инвестиционный пай.

……………………………………………………………………………………………………..

3.3. Мотив, мировоззрение, цель, средства, действие,  результат.

………………………………………………………………………………………………………

3.4. Юридический акт, дружеская услуга, правомерные действия, правонарушения, проступок.

………………………………………………………………………………………………………

3.5. Либерализм, консерватизм, детерминизм, национализм, марксизм.

………………………………………………………………… ………………………………….

Задание 4.  Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Мир XXI века – это глобальный мир. Все континенты, государства и народы планеты Земля объединены в неразрывное целое самыми разными взаимосвязями. Прежде всего, это взаимосвязи экономические.

     Сегодня каждый производитель товаров и услуг включён (даже если он этого не знает) в систему глобального рынка. Благодаря разветвлённой сети транспортных коммуникаций и, средств доставки произведённые товары могут быть доставлены в любую точку планеты. Главное, чтобы на эти товары имелся спрос и платёжеспособный покупатель.

    Что определяет движение товаров по земле, воде и воздуху? Их способность конкурировать с аналогичными товарами, способность приносить прибыль товаропроизводителю, посреднику и продавцу. А что необходимо для производства любого данного товара? Первоначальное вложение денег в постройку фабрики или завода, в оплату сырья и энергии и, конечно, в оплату труда. Такое вложение обозначается термином «инвестиции». И все страны современного мира борются между собой за приток этих инвестиций.

                                                                                                                                             Л.Поляков

4.1.  Автор называет мир XXI века глобальным. Как автор аргументирует свой вывод?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

4.2.  Автор называет экономические взаимосвязи решающими для объединения планеты Земля в единое целое. Приведите 4 авторских примера экономических взаимосвязей.

1)…………………………………………………………………………………………………….

2)……………………………………………………………………………………………………

3)…………………………………………………………………………………………………..

4)…………………………………………………………………………………………………..

4.3. Автор пишет об условиях успешной конкуренции. Опираясь на знания обществоведческого курса,  факты общественной жизни и личный социальный опыт приведите три  подтверждения правильности позиции автора.

1)……………………………………………………………………………………………………

2)……………………………………………………………………………………………………

3)……………………………………………………………………………………………………

4.4.  Автор пишет, что все страны современного мира борются между собой за приток инвестиций. Приведите три возможных основания этого утверждения.

1)……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2)……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3)……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Задание 5. Установите соответствие между участниками уголовного судопроизводства и стороной, которую он представляет.

УЧАСТНИК УГОЛОВНОГО                                               СТОРОНА УГОЛОВНОГО

СУДОПРОИЗВОДСТВА                                                       СУДОПРОИЗВОДСТВА

А)  подозреваемый                                                                 1) обвинение

Б)  прокурор                                                                            2) защита

В)  адвокат

Г) потерпевший

Д)  обвиняемый

Задание 7. О каком политическом режиме можно говорит на основании этих плакатов? Назовите 3 признака этого режима.

         

                                                                                                                                           

Политический режим……………………………………………………………………………

Признаки:

1)…………………………………………………………………………………………………..

2)…………………………………………………………………………………………………..

3)…………………………………………………………………………………………………..

Задание 8. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение. Воспроизведение рода, общение с людьми,, врожденные, самосохранение, потребности, самовыражение, приобретенные, самоуважение.

Задание 9.  Предложите выход из ситуации

   На  заводе «Молот» в городе Вятские Поляны, который является градообразующим предприятием, возникла сложная ситуация в связи с отсутствием оборонного заказа и недобросовестностью владельца. Завод не работал, долги по зарплате росли, тысячи работников завода остались без средств к существованию.

  Как в условиях рыночной экономики можно разрешить сложившуюся ситуацию? Предложите три варианта.

1 вариант…………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………..

2 вариант…………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………

3 вариант…………………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………..

Задание 10. Решите кроссворд.  

nsportal.ru

2. Основные понятия культурологии

1. Характер ожидаемого поведения человека, находящегося в заданной социальной позиции (руководитель, покупатель, отец и пр.) определяют ____ нормы.

  1. общекультурные

  2. индивидуальные

  3. ролевые

  4. групповые

2. Язык мифологии можно отнести к ______ знаковым системам.

  1. функциональным

  2. конвенциональным

  3. вторичным моделирующим

  4. письменным

3. К числу отличительных особенностей человека не относится …

  1. речь

  2. способность к труду

  3. понятийное мышление

  4. способность приспосабливаться к окружающей среде

4. Культура в обществе проявляется в …

  1. росте благосостояния людей

  2. динамике развития производительных сил

  3. социальных технологиях

  4. уровне воспитанности людей

5. Одним из основоположников теории ценностей, в которой они представлены как феномены культуры, является …

  1. К. Ясперс

  2. Э. Кассирер

  3. З. Фрейд

  4. Г. Риккерт

6. Языком культуры называется(-ются) …

  1. принятые в обществе вежливые слова и выражения

  2. система художественных стилей

  3. представление культуры в словах, образах, жестах

  4. язык классической литературы

7. С точки зрения эволюционной теории, основной причиной культурогенеза является …

  1. необходимость в адаптации человеческих сообществ к новым условиям существования

  2. стремление человека к игре, в которой общество выражало свое понимание жизни и мира

  3. необходимость выживания человека, являющегося слабым животным

  4. необходимость контролировать агрессивные и сексуальные влечения человека

8. Отношения человека и природы в современном обществе можно охарактеризовать следующим высказыванием:

  1. люди зависимы от природы и то, что ими создано, лишь иллюзия свободы от среды, в которой человек появился на свет

  2. люди покорили природу и могут жить, как им заблагорассудится

  3. люди всегда организуют свою жизнь в гармонии с природой

  4. техническая цивилизация обеспечит человечество новыми планетами, когда это потребуется

9. Символ позволяет …

  1. понять достоинства своей культуры

  2. повысить эффективность учебы

  3. получить общественное признание

  4. отличить своих от чужих

10. Изменения в культуре происходят …

  1. после экономических кризисов

  2. по приказу

  3. вместе с поколениями

  4. ежегодно

11. Обучение традициям и нормам поведения в конкретной культуре называется …

  1. этнизацией

  2. национализацией

  3. социализацией

  4. инкультурацией

12. Знак, замещающий какой-либо объект, позволяющий человеку сориентироваться в конкретной ситуации, называется …

  1. символом

  2. намеком

  3. образом

  4. артефактом

13. Процесс развития человеческого общества сопровождается …

  1. ослаблением индивидуальной активности

  2. освобождением человека от диктата традиций

  3. исчезновением традиций

  4. усилением роли традиций

14. Экологическая культура представляет собой …

  1. убеждение человека в необходимости жить в гармонии с окружающим миром

  2. соблюдение правил гигиены и стремление к здоровому образу жизни

  3. правила поведения человека в природной среде

  4. модели поведения, характеризующие позитивное отношение человека к природной среде

15.К числу финальных ценностей не относится (-ятся) …

  1. деньги

  2. свобода

  3. любовь

  4. счастье

16. Культура как коллективный интеллект и коллективная память, то есть надиндивидуальный механизм хранения и передачи сообщений и выработки новых, элементами которого являются знаки и знаковые системы, рассматривается в рамках _______ подхода.

  1. психоаналитического

  2. историко-типологического

  3. функционального

  4. информационно-семиотического

17. Механизм воспроизведения культуры и всех культурных институтов, которые узакониваются и обосновываются самим фактом их существования в прошлом, называется …

  1. инновацией

  2. инкультурацией

  3. мифом

  4. традицией

18. Социокультурный институт представляет собой …

  1. пространство, на котором люди могут свободно общаться друг с другом

  2. государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения

  3. устойчивое объединение людей с распределенными социальными ролями и признанными нормами

  4. объединение людей с общим социальным статусом

19. Культурный процесс предполагает …

  1. адаптацию человека к нововведениям

  2. освоение новых компьютерных технологий

  3. перемены в общепринятых нормах поведения

  4. творческую активность человека

20. Культурный ландшафт включает в себя агросферу и …

  1. стратосферу

  2. биосферу

  3. техносферу

  4. атмосферу

21. Система норм представляет собой …

  1. поучения, направленные на закрепление в поведении человека образцов хорошего тона

  2. кодекс социального поведения, установленный обществом

  3. набор запретов, подавляющих волю человека

  4. типичное в поведении человека в разных жизненных ситуациях

22. Культурный код представляет собой …

  1. систему специальных шифров

  2. набор символов, передающих информацию внутри группы

  3. тайный язык творческой элиты

  4. каллиграфическое письмо

23. Картографические знаки можно отнести к …

  1. знакам-индексам

  2. функциональным знакам

  3. иконическим знакам

  4. естественным знакам

24. Изменения в культуре связаны с появлением в ней …

  1. социализации

  2. культурного шока

  3. инноваций

  4. стратификации

25. Под ценностями понимается …

  1. артефакт, демонстрирующий высшие достижения человеческой практики в области искусства

  2. предмет конкурентной борьбы в обществе, обладание которым позволяет человеку изменить свой социальный статус

  3. все то, что дорого стоит, привлекает внимание и является модным

  4. жизненный ориентир, побуждающий человека к действиям и поступкам определенного рода

26. Культурные традиции представляют собой …

  1. объекты культурного наследия, которые охраняются государством

  2. основания для продолжения культурной динамики

  3. актуальные ценности и нормы, унаследованные от предыдущих поколений

  4. не изменившиеся на продолжении тысячелетий элементы культуры

27. Культурная норма представляет собой …

  1. кодекс строителя капитализма

  2. правило, обязательное для исполнения социальных ролей

  3. норму права, закрепленную законодательством

  4. рефлекс, выработанный обществом

28.Одной из важнейших особенностей современной культуры является …

  1. отказ от унификации

  2. стремление к изоляции

  3. ограничение коммуникации

  4. рост информации и информационных потоков

29. Конфликт между культурной и другими подсистемами общества приводит к появлению …

  1. кризиса

  2. новшеств

  3. однообразия

  4. традиций

30. Вторая стадия инкультурации характеризуется …

  1. широким использованием игровой формы

  2. освоением основных элементов культуры в процессе воспитания

  3. принадлежностью человека к одной из социальных общностей, состоящей из взрослых участников системы разделения труда

  4. воспроизведением уже существующих образцов

31. Ответом культуры на общественный вызов можно считать появление …

новшеств

традиций

деконструкций

современного искусства

32. Культурные нормы и традиции соотносятся следующим образом:

традиция входит в состав норм

традиция и норма – синонимичные понятия

норма отрицает традицию

традиция отрицает норму

33. Культура в обществе представляет собой сумму …

социальных технологий

производственных технологий

правовых норм

шедевров современного искусства

34. Искусственными языками культуры называют …

языки науки

языки поэзии

языки искусства

символические языки

35. Под словом «текст» в культурологии можно считать …

любую вещь

только письменное сообщение

только произведение искусства

исключительно литературное произведение

36. Характеристикой субъекта культуры, выделяющей его из природного мира, не является …

социальность

сознательность

воспитанность

креативность

37. Темпы культурного процесса измеряются …

поколениями

десятилетиями

столетиями

формациями

38. Знания в культуре складываются из …

набора значений и смыслов повседневной жизни

врожденных идей и мистических озарений

социальных и биологических инстинктов

сообщений средств массовой информации

39. На определенный образец для подражания опираются ________ нормы.

эталонные

искусственные

художественные

национальные

40. Изменение во времени социальных технологий, художественных стилей, социально значимых норм и ценностей, моделей культуры – это культурный …

процесс

прогресс

регресс

генезис

41. Отличительной особенностью текста культуры является его …

универсальность

опубликованность

логичность

предметность

42. В процессе инкультурации новый элемент культуры проходит процедуру …

адаптации к прежнему образу жизни индивида, группы, сообщества

модернизации по отношению к своему первоначальному состоянию

унификации всех своих внешних проявлений

символизации с учетом будущей культуры индивида, группы, сообщества

43. Устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в единую систему, называется _______ институтом.

социальным

политическим

культурным

традиционным

44. К языкам культуры нельзя отнести _______________.

инстинкты

этику

ритуалы

философские сочинения

45. Ценности человека складываются в процессе …

социализации

депривации

индивидуализации

натурализации

46. Причиной культурогенеза является …

необходимость в адаптации к меняющимся условиям существования

развитие технологий

изменение социальных структур

потребность в культурных инновациях

47. Одной из проблем экологической культуры является …

вмешательство в естественный отбор

эксплуатация ландшафтов

использование природных материалов

рост человеческой популяции

48. Народные традиции являются ______________ нормами.

статистическими

этносоциальными

конвенциональными

публичными

49. Под ценностью понимается(-ются) …

жизненные ориентиры, побуждающие человека к действиям

артефакты, демонстрирующие высшие человеческие достижения

объекты конкурентной борьбы в обществе

все то, что дорого стоит или является современным

50. В соответствии с ______________ концепцией культурогенеза возникновение культуры является следствием саморазвития человеческого рода.

натуралистической

креационистской

космологической

трансцендентальной

51. Процесс инкультурации предполагает освоение …

моральных норм

норм политической лояльности

социальных ролей

ремесленных навыков

52. Язык культуры описывает реальность при помощи …

формализации, метафоризации, искажения

системы художественных стилей

верификации, концептуализации, отождествления

конечных значений и смыслов

53. Культурогенез – это процесс …

постоянного самообновления культуры

распространения культуры

культурного взаимодействия

появления новых феноменов культуры

54. Экологическая культура – это …

культура природопользования

экологическое сознание

развитие энергосберегающих технологий

контроль рождаемости

55. Модель поведения, созданная предыдущими поколениями, востребованная в изменившихся обстоятельствах, называется …

традицией

новацией

модернизацией

ностальгией

56. В соответствии с классификацией языков культуры национальные языки следует отнести к ______________ языкам.

естественным

искусственным

коммуникативным

историческим

57. К числу витальных ценностей можно отнести …

безопасность

толерантность

любовь

законность

58. Добро, любовь, честь относятся к ___________ ценностям.

моральным

социальным

религиозным

витальным

59. Функцией социальных институтов культуры является …

инкультурация

сегрегация

стандартизация

идентификация

60. Инструментом социализации является …

профессиональное образование

политическая система

мораль

искусство

61. Под символом понимается …

ориентир, позволяющий человеку определиться в ситуации

математический знак, необходимый для исчисления

артефакт культуры, охраняемый государством

образ мира, запечатленный на глобусе

62. Распространение образцов культуры в пространстве и во времени, способствующее социальному и культурному взаимодействию, называется …

культурной диффузией

культурогенезом

реинтерпретацией

реконструкцией

63. Изменение во времени социальных технологий, художественных стилей, социально значимых норм и ценностей, моделей культуры – это культурный …

процесс

прогресс

регресс

генезис

64. Отбор ценностей в обществе происходит в процессе …

практической деятельности

духовного самосовершенствования

формирования правовой системы

социализации

65. Личность является не только продуктом и потребителем культуры, но и ________ культуры.

производителем

инструментом

символом

реципиентом

66. Культурогенез включает процесс …

генезиса культурных форм

демонтажа культурных систем

стагнации культурной деятельности

консервации традиционных культурных систем

67. Под культурным кодом понимается …

набор символов, передающих информацию внутри группы

тайный язык творческой элиты

каллиграфическое письмо

система специальных шифров

68. Стандарты социального бытия людей отражаются в …

нормах

праве

морали

литературе

69. Невербальные языки культуры преимущественно различаются …

стилем

символикой

семиотикой

самобытностью

70. Мир человека от мира природы отличается большей …

сложностью

простотой

гармоничностью

продолжительностью

71. В процессе антропогенеза сформировался такой механизм адаптации к природному окружению, как …

изменение стереотипов поведения

родовая структура человеческих коллективов

изменение обрядовых форм

развитие различных форм художественного творчества

72. Функцией социальных институтов культуры не является …

консервация общественной системы

воспроизведение форм культурной деятельности

передача информации

консервация культурных феноменов

73. Модели поведения, характеризующие позитивное отношение человека к природной среде, – это _______ культура.

экологическая

этическая

позитивная

гармоническая

74. Динамика культуры реализуется в процессе …

инноваций

модернизаций

специализаций

социализаций

75. Культурные нормы, зафиксированные в официальных документах, называются _____________ нормы.

институциональные

политические

юридические

религиозные

76. Статистические нормы складываются на основе …

обычая

закона

заимствования

декрета

77. Одними из первых исследование исторического генезиса культуры осуществили …

Ф. Энгельс

Э. Тайлор

Л. Фробениус

К. Леви-Стросс

78. Одной из функций социальных институтов культуры является …

регулирование общественного поведения

идеологический контроль

политическое регулирование

79. Типами культурной изменчивости, помимо развития, являются …

деградация

десемантизация

актуальность

эффективность

80. Движущей силой и созидателем культуры, а также главной целью ее становления является …

личность

государство

природа

антропология

81. Древнейшей формой норм является …

запрет

этикет

мораль

вира

82. Процесс культурной изменчивости включает _______ изменчивость.

социальную

историческую

политическую

технологическую

83. Одним из механизмов инкультурации является …

имитация

вкус

гедонизм

гуманизм

84. Знаковая функция является главной и основной для ______ знаков.

иконических

естественных

функциональных

конвенциональных

85. Качественно новую ступень во взаимодействии природы и культуры дает эпоха …

Возрождения

Архаики

Средневековья

Античности

86. Семиология как наука занимается …

изучением функционирования знака в языке

интерпретациями текстов

реконструированием смыслов

анализом эволюционных изменений языка

87. Все многообразие знаковых средств, используемых в культуре, составляет ее …

семиотическое поле

контекст

культурные нормы

культурный плюрализм

88. Совокупность правил, образцов поведения, предписаний, требований, принятых в культуре того или иного народа, называется …

культурными нормами

мифологической картиной мира

народной культурой

образом жизни

89. К основным типам знаков и знаковых систем не относятся …

топографические

естественные

функциональные

иконические

90. Способом передачи культурной информации не является ______ трансмиссия.

механическая

горизонтальная

непрямая

вертикальная

91. Предчувствием глобальной экологической катастрофы проникнуто творчество …

Х. Ортеги-и-Гасета

З. Фрейда

Ф. Ницше

Э. Тайлора

92. Понятие ценностей как важного, основополагающего элемента культуры впервые было сформулировано …

И. Кантом

Э. Тайлором

Ф. Ницше

М. Хайдеггером

93. Система условных символов, знаков, смыслов, которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека, называется …

культурным кодом

культурными нормами

культурными заимствованиями

образом жизни

94. Процесс усвоения человеком нормативно-ценностных регуляторов социальной практики родной культуры является …

инкультурацией

образом жизни

отчуждением

реституцией

95. Нормы, сложившиеся в процессе общественного договора, но не закрепленные в законодательстве, называются …

конвенциональными

институциональными

национальными

социальными

96.Ценности культуры – это…    1) полезные предметы    2) материальные блага    3) усмотренная человеком способность предмета удовлетворять потребности и быть источником положительных эмоций    4) объекты как таковые

97.Свобода, любовь, справедливость – это ____________ ценности.    1) фундаментальные    2) природные    3) элитарные    4) инструментальные

98.Правильное суждение относительно элементов культуры – это…    1) ценности оправдывают нормы поведения    2) знания оправдывают ценности    3) нормы поведения оправдывают ценности    4) нормы поведения определяют идеалы

99.Направленность альтруистической ценностной ориентации – ради…    1) свободы    2) себя    3) близких    4) других

100.Ценность жизни относится к ___________ ценностям.    1) витальным    2) познавательным    3) эстетическим    4) политическим

101.Установите соответствие между семиотическим явлением и его характеристикой: (1-1, 2-3, 3-2) 1) язык 2) текст 3) значение    1) система элементов и правил, служащая средством человеческого общения, способом хранения и трансляции информации от поколения к поколению    2) информация, существующая и передаваемая в языковой форме    3) упорядоченная и осмысленная последовательность знаков

102.Установите соответствие между семиотическим явлением и его определением: (1-3, 2-1, 3-2) 1) язык 2) речь 3) письмо    1) деятельность говорящего или пишущего, направленная на взаимодействие с другими людьми    2) знаковая система фиксации мыслей, позволяющая с помощью начертательных элементов закреплять их во времени и передавать на расстояние    3) знаковая система, служащая средством, человеческого общения, способом хранения и трансляции информации от поколения к поколению

103.Два неразрывно связанных процесса становления Homo sapiens: ___________и ___________    1) филогенез    2) антропогенез    3) этногенез    4) культурогенез

104.Два неразрывно связанных процесса становления Homo sapiens: ___________и ___________    1) филогенез    2) этногенез    3) антропогенез    4) социогенез

105.Двумя противоположными по своему характеру культурными процессами являются___________ и ___________    1) интеграция    2) дифференциация    3) эволюция    4) инновация

106.Двумя исторически более ранними социокультурными революциями были ___________ и ___________    1) неолитическая    2) информационная    3) промышленная    4) научно-техническая

107.Двумя исторически более поздними социокультурными революциями были ___________ и ___________    1) научно-техническая    2) информационная    3) промышленная    4) неолитическая

108.Основными движущими причинами модернизации являются …    1) научный прогресс    2) индустриализация    3) социальные революции    4) образование

109.Аспектами модернизированной социокультурной системы являются …    1) выраженное гендерное неравенство    2) множество специализированных ролей    3) ценность автономии личности    4) религиозное мировоззрение

110.Аспектами традиционной социокультурной системы являются …    1) ослабление религиозности общества    2) религиозное мировоззрение    3) массовое промышленное производство    4) преобладание предписанных статусов

111.Аспектами традиционной социокультурной системы являются …    1) массовое промышленное производство    2) высокий уровень рождаемости    3) низкая социальная мобильность    4) свободомыслие

112.Аспектами традиционной социокультурной системы являются …    1) всеобщее базовое образование    2) сакрализованность ценностей    3) равенство возможностей    4) низкая социальная мобильность

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *