Традиционное общество | Индустриальное общество |
Господство сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла | Экономической базой является промышленность, основанная на машинной технике. В сельском хозяйстве резко повышается производительность труда, разрушается замкнутость, характерная для натурального хозяйства. Формируются принципы и структуры рыночной экономики |
Преобладание экстенсивных технологий и ручных орудий труда | Экстенсивное хозяйство сменяется интенсивным, а простое воспроизводство — расширенным |
Общество максимально приспосабливается к окружающей среде, подчиняется ритмам природы | Общество освобождается от прямой зависимости от природы, частично подчиняет её себе |
Господство общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности. Частная собственность не является ни священной, ни неприкосновенной | Частная собственность является священной и неприкосновенной |
Социальная структура сословно корпоративна, стабильна и неподвижна. Социальная мобильность фактически отсутствует | Рушатся традиционные структуры, социальные перегородки. Социальная мобильность значительна. Появляются новые классы — промышленный пролетариат и буржуазия, укрепляются средние слои. Аристократия приходит в упадок |
Поведение человека в обществе регулируется корпоративными нормами и принципами, обычаями, верованиями, неписаными законами. Индивидуальность, самостоятельность не поощряются: социальная группа диктует личности нормы поведения | Значительная трансформация системы ценностей. Человек автономен внутри социальной группы, руководствуется своими личными интересами. Индивидуализм, рационализм (человек анализирует окружающий мир и принимает решения на этой основе) и утилитаризм (человек действует не во имя каких-то глобальных целей, а для определённой пользы) — новые системы координат личности. Человек стремится к саморазвитию, самосовершенствованию |
В общественном сознании господствует провиденциализм: социальная реальность, человеческая жизнь воспринимаются как осуществление божественного промысла | Происходит секуляризация сознания (освобождение от непосредственной зависимости от религии) |
В политической сфере господствуют церковь и армия. Человек полностью отчуждён от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон | Резко возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствуют право и закон, а человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта |
www.soloby.ru
Критерий сравнения | Аграрное, или традиционное | Индустриальное | Информационное, или постиндустриальное |
Основной фактор производства | Земля | Капитал | Знания |
Основной продукт | Пища | Промышленные изделия | Услуги |
Труд | Индивидуальный стандартный | Массовый стандартный | Массовый творческий |
Производство | Ручное | Машинное | Автоматизированное и компьютеризированное |
Основная отрасль производства | Сельское хозяйство | Промышленность | Сфера услуг |
Социальная структура | Низкая мобильность, коллективизм, сложная и замкнутая социальная структура, имущественное расслоение | Высокая мобильность, простая и открытая социальная структура | Высокая мобильность, новое усложнение социальной структуры по квалификации работников, средний класс |
Воздействие на природу | Локальное неконтролируемое | Глобальное неконтролируемое | Глобальное контролируемое |
Взаимодействие с другими обществами | Редкое | Тесное | Открытое общество |
Политическая жизнь | Монархия, отсутствие прав и свобод, обожествление власти, верховенство власти над законом. | Провозглашаются права и свободы, демократия большинства (т.е. большинство побеждает, но учитывает мнение меньшинства), равенство граждан, источником власти признается народ. | Гражданское общество, политический и идеологический плюрализм, демократия консенсуса (т.е. большинство побеждает, но учитывает мнение меньшинства) |
Духовная сфера | Традиционные и религиозные ценности, сословность культуры, неполная грамотность | Массовая культура, ценности прогресса и свободы, всеобщая грамотность, профессиональное образование | Особая роль науки, индивидуализация культуры, непрерывное образование |
Период | С древнейших времен, в некоторых странах сохранилась и доныне | 17 век – середина 20 века | Середина 20 века |
referatwork.ru
Сравните индустриальное и традиционное общество
. Заполните таблицу.
______________________________________
Линии сравнения | Индустриальное общество | Традиционное общество |
1. Определяющие сферы хозяйственной жизни | ||
2. Основной элемент социальной структуры | ||
3. Главные социальные институты в духовнокультурной сфере |
Опираясь на данные таблицы, дайте развернутую характеристику двух типов общества.
Традиционное общество — это аграрные общества с довольно примитивной техникой, преобладанием сельского хозяйства в экономике, сословно-классовой структурой и властью крупных земельных собственников.
Индустриальное (нетрадиционное) общество — это промышленные общества с развитой техникой, индустриальным производством, социальной структурой общества и демократической политической системой.
Линии сравнения | Традиционное общество | Индустриальное общество |
Экономическая | Земледелие. Экстенсивное хозяйство, преобладание частной собственности на землю | Промышленность. Интенсивные технологии, рыночная экономика, охраняемая законом частная собственность, массовое производство |
Политическая | Монархия — главный собственник, особая роль государства, деспотия, бесконтрольность высшей власти, страх человека перед властью | Гражданское общество, демократия, многопартийность, правовое государство |
Социальная | Сословия — общественные группы, наделенные определенными правами и обязанностями на основе законов государства. Преобладание коллектива над личностью | Классовое расслоение |
Духовная | Государство стремится поставить под свой контроль духовную сферу общества, заставить население руководствоваться религиозными нормами в повседневной жизни. Важную роль играют традиции. | Массовая культура, наука, разрыв с традицией, система образования, дух предпринимательства |
lit-kratko.ru
Билет № 8
1. Экономика и экономическая наука.
2. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Группы №11 12
3. Сравните индустриальное и традиционное общество. Заполните таблицу.
Линии сравнения | Индустриальное общество | Традиционное общество |
1. Определяющие сферы хозяйственной жизни | ||
2. Основной эле-мент социальной структуры | ||
3. Главные социальные институты в духовно-культурной сфере |
Опираясь на данные таблицы, дайте развернутую характеристику двух типов общества.
1. Слово «экономика» в переводе с греческого буквально означает «искусство ведения домашнего хозяйства». Впервые его употребил древнегреческий философ Ксенофонт.
Экономика играет огромную роль в жизни общества. Во-первых, она обеспечивает людей материальными условиями существования: продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. Во-вторых, экономическая сфера жизни общества является системообразующим компонентом социума, решающим в его жизни, определяющим ход всех происходящих в обществе процессов.
Экономику изучают многие науки, среди которых важнейшими являются экономическая теория
и социалъная философия. Можно выделить два уровня экономического знания (иногда говорят о двух разделах экономической теории): микроэкономику (исследует отдельные экономические единицы — рынки конкретных товаров и услуг, цены на них, экономику фирмы, семьи и т. д.) и макроэкономику (изучает фундаментальные проблемы экономической науки на уровне национального хозяйства в целом, например, экономический цикл, инфляцию, занятость и безработицу и т. д.). Следует также отметить и сравнительно новую науку — эргономику (изучает человека и его производственную деятельность, имея своей целью оптимизацию орудий, условий и процесса труда).Под экономикой в широком смысле обычно понимают систему общественного производства, т. е. процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития. Иначе говоря, экономика — это такая сфера деятельности людей, в которой создается богатство для удовлетворения их разноооб
Организуя свою экономическую деятельность, люди преследуют определенные цели, связанные с получением необходимых им благ и услуг. Для достижения поставленных целей прежде всего необходима рабочая сила, т. е. люди, обладающие способностями и трудовыми навыками. Эти люди в процессе своей трудовой деятельности используют средства производства.
Средспгва производспгва представляют собой совокупность предметов труда (того, из чего производятся материальные блага), орудий и средств труда (того, чем или с помощью чего они производятся). Совокупность средств производства и рабочей силы принято называть производительными силами общества. Производитпелъные силы — это люди (человеческий фактор), обладающие производственными навыками и осуществляющие производство материальных благ, созданные обществом средства производства (вещественный фактор), а также технология и организация процесса производства. Весь набор благ и услуг, необходимых человеку, создается в двух взаимодополняющих друг друга сферах экономики.
В непроизводспгвенной сфере создаются духовные, культурные и иные ценности и оказываются аналогичные услуги (образовательные, медицинские и т. д.). Под услугами подразумеваются целесообразные виды труда, с помощью которых удовлетворяются те или иные потребности людей.
В матпериалъном производстпве изготавливаются вещественные блага (промышленность, сельское хозяйство и т. д.) и оказываются материальные услуги (торговые, коммунальные, транспортные ит. д.).
Истории известны две основные формы материального общественного производства — натураль-ное и товарное. Натпуралъным называют такое производство, при котором производимая продукция предназначается не для продажи, а для удовлетворения собственных потребностей производителя. В отличие от натурального,
Важнейшая роль в материальном производстве принадлежит используемым производителем технике и технологии.
Для экономики современных стран свойствен процесс интернационализации хозяйственной жизни, результатом которой является международное разделение труда и складывание единой мировой экономики.
2. Философские споры о природе человека имеют многовековую историю. Наиболее часто природу человека философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного труда.
Являясь частью природы, человек принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид — Ното sарiепs. Как любой биологический вид, Ното sарiепs характеризуется определенной совокупностью видовых признаков, каждый из которых может изменяться у различных представителей вида в довольно болыпих пределах. На подобное изменение могут влиять как природные, так и социальные процессы. Как и другие биологические виды, вид Ното sарiепs имеет устойчивые вариации (разновидности), которые, когда речь идет о человеке, обозначаются чаще всего понятием «раса».
Биологическая природа человека составляет ту основу, на которой происходит формирование собственно человеческих качеств. Биологи и философы называют следующие анатомические, физиологические и психологические особенности человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятелыюсти человека как существа социального:
а) прямая походка как анатомическая особенность, позволяющая человеку шире охватывать взглядом ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
непосредственной зависимости от религии). Человек в индустриальном обществе стремится к саморазвитию, самосовершенствованию. Глобальные изменения происходят и в политической сфере. Резко возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствуют право и закон, а человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта.
Таким образом, индустриальная цивилизация противостоит традиционному обществу по всем направлениям. К числу индустриальных обществ относят болынинетво современных промышленно развитых стран (в том числе и Россию).
studfiles.net
2. Традиционное и индустриальное общество как два исторически сформировавшихся типа цивилизации
Традиционное общество– следствие неолитической, или аграрной, революции, которая завершилась, приблизительно, в III тысячелетии до н.э. Суть ее в том, что земледелие повлекло за собой оседлый образ жизни, жилищное и хозяйственное строительство, производство разнообразного сельскохозяйственного инвентаря и посуды, изобретение прядения и ткачества. А это кардинально изменило весь образ жизни человека, детерминировало становление традиций и нравов, обеспечивавших стабильность воспроизводства периодически повторявшихся сельскохозяйственных работ.
Все разновидности традиционной цивилизации, возникавшие на основе аграрной революции, имеют некоторые общие черты. В них преобладают: хозяйствование на основе эмпирически найденных технологий и рутинных производственных навыков; использование ремесленных орудий труда, приводившихся в движение главным образом за счет физической силы и мастерства работников производства; земледелие и земледельческая община; незначительность накоплений и непроизводительное их расходование; государственная собственность при второстепенной роли частной; авторитарный, деспотический режим, раболепие низших слоев перед высшими; строгий моральный стандарт, религиозно-нравственные ценности, ориентировавшие общинников на соблюдение интересов общины и божественное спасение; общая застойность и социально-экономическая стабильность.
Социальной основой традиционной цивилизации была сельская община, которая дополнялась государственной организацией. Коллектив общинников традиционно владел землей. Община возглавлялась старейшинами. Над общиной находилось государство, которому она выплачивала традиционную ренту-налог. Между государством и общинами поддерживались патриархальные отношения.
Перераспределяя получаемые от общин средства, государство не было заинтересовано в развитии рыночных отношений и усилении частной собственности. Хотя и рыночные отношения, и частная собственность имели место, община, как правило, тяготела к натуральному хозяйству. Она приглашала и ремесленников и воинов, и подсобных рабочих, и строителей, оплачивая им услуги в соответствии с традицией. Автономия общин уважалась государством, которое собственно и существовало за их счет и не было заинтересовано в новшествах.
В рамках общин совершался технический прогресс, появлялись новые ремесла, но никогда он не был результатом целенаправленных исследований и не рассматривался как общественная ценностью. В качестве высших ценностей считались общинный образ жизни, выполнение раз установленных обычаев и обрядов, моральное совершенство и религиозная благочестивость.
В традиционной цивилизации индивид ценился лишь как член определенной социальной группы, и вне этой группы ею жизнь постоянно подвергалась опасности. Жизнь индивида проходила или в деревне, в которой он родился, или в ремесленном цехе к которому, так сказать, были приписаны его родители. У индивидов не было практически выбора в определении своей жизни решении личных проблем.
В работе «Хозяйственная этика мировых религий» М. Вебер пишет «Крестьянам, тесно связанным с природой и во всем своем хозяйственном существовании зависившим от элементарных природных сил, была настолько близка магия – заклинание духов, пребывавших в силах природы или над ними, или простое обретение расположения божества, что вырвать их из этой исконной формы религиозности могло лишь глубокое преобразование всей жизненной ориентации, произведенное либо другими слоями общества, либо мощными пророками, легитимизированными в качестве колдунов благодаря совершенным ими чудесами» (15. С. 58).
На особенности традиционного общества существенно влияли природные условия, этногенез и культурные традиции. Особое значение имела культура, именно от нее зависит культурно-исторический тип цивилизации (китайский, индийский, иранский и т.д.). В отличие от цивилизационных основ, сближающих различные народы, культура подчеркивает их неповторимые, индивидуальные черты, что, разумеется, не исключает взаимовлияние культур друг на друга.
Клановый уклад жизни в Китае стал возможным лишь в атмосфере конфуцианско- даосистской культуры с ее установкой на почитание общинниками императора как сына Неба и отца народа. В Индии кастовый строй поддерживался бразманизмом. Индийская община нейтрализовала буддизм как попытку пересмотреть кастовые порядки и укрепила свой традиционный образ жизни с помощью индуизма, вобравшего в себя как положения брах манизма, так и буддизма.
От восточных общин существенно отличались порядки в Древней Греции. Здесь крестьянская община никогда не занимала господствующего положения в обществе. Преобладали небольшие города, население которых занималось ремеслом и торговлей. Это предопределило развитие товарного производства, ориентированного на рынок и частнособственнические отношения.
Развитию товарного производства и частнособственнических отношений способствовал демократизм. Он давал свободным гражданам древнегреческих общин право заниматься своим хозяйством, проявлять инициативу и гарантировал им защиту личного достоинства и свободы. Античная Греция не знала бюрократического управления.
В Древней Греции стали формироваться и особые социокультурные принципы. Среди них на первом месте были частнопредпринимательская деятельность и свободомыслие.
В их русле осуществлялись технические новшества и научные изыскания. Достаточно отметить работу Архимеда, которая не знает себе равных в древности. Его открытие законов рычага, статической подъемной силы и центра тяжести на многие столетия определили прогресс в механике.
Древнегреческая цивилизация занимает уникальное место в истории. Ее достижения легли в основу становления индустриального общества.
Термин «индустриальное общество»вошел в общественную науку с легкой руки Сен-Симона. Его поддержали Конт, Спенсер, Дюркгейм. В XX в. сформировалась теория индустриального общества, представители которой рассматривают капитализм как начальную стадию индустриализации, характерную лишь для ряда стран Западной Европы.
Индустриальное общество имеет ряд характерных признаков. Оно основано на машинном производстве, товарно-денежных отношениях, предпринимательстве и наемном труде, получении прибыли, значительных накоплениях общественного богатства и крупных инвестициях в народное хозяйство, а также на научной организации труда, техническом, экономическом и политическом рационализме.
В современном индустриальном обществе господствующее положение занимают промышленные корпорации и банки; промышленные корпорации и банки — акционерный, коллективный капитал; во главе их стоят менеджеры, специалисты; их социальное положение определяется не собственностью, не наследованием капитала, а профессиональной подготовкой, место классов занимают профессиональные группы заинтересованные в сотрудничестве; среди общественных институтов резко возрастает роль высших учебных заведений, где готовятся специалисты и накапливается научно-техническая и социально-экономическая информация; государство становится не столько репрессивным, сколько танирующим и регулирующим органом социально-экономической жизни; в самой социально-экономической жизни утверждаются мобильность, демократизм, равенство возможностей и рационализм.
Цивилизационный фундамент индустриального общества закладывается постепенно.
Во-первых, значительных успехов достигает земледелие. В западноевропейских странах сельскохозяйственное производство ориентируется на рынок, и землевладельцы заинтересованы в технических новшествах. К тому же в этих странах систематически ощущается нехватка рабочей силы, и технические усовершенствования были желательны, так как повышали производительность труда и компенсировали нехватку рабочих рук.
Во-вторых, в западноевропейских странах получают широкое распространение городские поселения. В них проживали ремесленники и торговцы. Города превращались в центры экономических отношений, финансовых операций, ремесленного производства и образования.
Вебер отмечает ряд особенностей горожан, которые оказались чрезвычайно полезными для становления индустриального общества. «Общим для бюргерского слоя была тенденция в сторону практической рационализации жизненного поведения, что вытекало из типа их жизнедеятельности, относительно далекой от воздействия сил природы. В основе всего их существования лежал расчет и стремление господствовать над природой и людьми, пусть даже с помощью самых примитивных средств» (15. С. 58).
В-третьих, товарно-денежные отношения и рынок стимулируют развитие частнособственнического предпринимательства, расширение как торговых операций, так и производственной деятельности. В свою очередь, экономическая конкуренция требовала технических новшеств, снижение издержек производства. Обогащение становится лейтмотивом интересов западноевропейских горожан.
В-четвертых, технические новшества способствуют рационализации производственной деятельности, углублению разделения труда и специализации работников в отдельных сферах производства. Ветряная и водяная мельницы становятся прообразами машины, стимулируя поиск более совершенных передаточных механизмов и универсальных источников энергии.
В-пятых, знание природных свойств и законов становится общественной ценностью. Естествознание теснит религию, христианские догмы. Ценность последних падает.
Бэкон и Декарт закладывают мировоззренческие основы инструментального отношения человека к природе, связывая научные исследования с материальной выгодой.
По Бэкону, ценность науки – не знание ради знания, а насыщение производства техническими новшествами. Цель же изобретений – полезность, улучшение жизни людей, использование сил природы.
В том же духе высказывается и Декарт – «Зная силу и действие… окружающих нас тел так же отчетливо, как мы знаем различные занятия наших ремесленников, мы могли бы точно такими же способами использовать их для всевозможных применений и тем самым сделаться хозяевами и господами природы» (27. С. 305).
В-шестых, под влиянием все большего распространения предпринимательской деятельности складывается то, что часто называют «духом капитализма». Его существо – во взгляде на прибыль как на фундаментальную ценность. Прибыль — доказательство умения жить и богоугодности образа жизни. Прибыль становится смыслом существования благочестивого христианина.
Путь к прибыли невозможен без экономического рационализма. «Фундаментальной особенностью капиталистического частного хозяйства является то, что оно рационализировано на основе строгого расчета, планомерно и трезво направленного на реализацию поставленной перед ним цели; этим оно отличается от хозяйства живущих сегодняшним днем крестьян, от привилегий и рутины старых цеховых мастеров и от «авантюристического капитализма», ориентированного на политическую удачу и иррациональную спекуляцию» (14. С. 83—84).
В-седьмых, постепенно складывается общественное мнение, что массовое производство и потребление вполне могут заменить религиозные надежды на духовное спасение. Изобилие предметов потребления, комфорт, развлечение и прочие земные удовольствия вполне стоят того, чтобы им посвятить свою жизнь и сделать их целью и смыслом своих хлопот и забот. Потребительство становится культом массового сознания.
Естественно, что данный цивилизационный фундамент нуждается в своем завершении в виде машинного производства. О машине Маркс пишет: «В качестве машины средство труда приобретает такую материальную форму существования, которая обусловливает замену человеческой силы силами природы и эмпирических рутинных приемов — сознательным применением естествознания» (44.Т. 23. С. 397).
Техническая революция конца XVIII — начала XIX в. ознаменовала собой переход общества в царство машин.
Появление технологических машин, использование сил природы в промышленности завершается стандартизацией деталей и узлов различных механизмов, что сделало возможным массовое производство. Изготовление стандартных компонентов технических устройств и сборка из них различных изделий резко повысили производительность труда и выдвинули промышленное производство на первый план в народном хозяйстве. Индустрия стала господствующим сектором экономики.
Индустриальное общество не только дало массовое производство и потребление, но и вызвало к жизни ряд противоречий, которые в определенной степени оказались неожиданными для людей и разрушительными для основы их существования.
В индустриальном обществе, если использовать хайдеггеровскую терминологию, техника превратилась в часть бытия человека. Человек оказался затребованным техникой. Техническая система разрешает существовать только тем явлениям, которые принимают ее правила игры, ее требования, и исключает (или минимизирует) те явления, которые могут подорвать ее стабильность. В жертву технике приносятся здоровье людей, их наследственность и психика, искусство и гуманизм. Дегуманизация труда и массовое потребление разъедают традиционные нравственно-религиозные устои человеческой жизни.
Здесь же меняется и взгляд на человека. Раньше полагали, что в нем живет искра божья, а индустриальное общество низводит художника, музыканта, инженера на уровень выдрессированного животного. Если человек произошел от обезьяны, то и он подчинен власти формулы: «стимул – реакция». Так учили Уотсон и Скиннер. В книге «Бихевиоризм» Уотсон писал: «Доверьте мне десяток здоровых нормальных детей и дайте возможность воспитывать их так, как я считаю нужным, гарантирую, что, выбрав каждого из них наугад, я сделаю его тем, кем задумаю: врачом, юристом, художником и даже нищим или вором, независимо от его данных, способностей, призвания или расы его предков».*
* Годфруа Ж.Что такое психология Т. 1. М., 1992. С. 87.
Так индустриальное общество порождает свою идеологию, свое мировоззрение. От былого величия человека практически ничего не остается в этой идеологии и в этом мировоззрении.
Таковы в общих чертах особенности индустриального общества, пришедшего на смену традиционной цивилизации.
studfiles.net
Традиционное общество, Индустриальному обществу, Постиндустриальное общество
Традиционное общество (до индустриальное) — это наиболее продолжительная из трех стадий, ее история насчитывает тысячи лет. Большинство своей истории человечество провело именно в традиционном обществе. Это общество с с аграрным укладом, мало динамичными социальными структурами и с основанным на традиции способом социокультурной регуляции. В традиционном обществе главным производителем является не человек, а природа. Перев ажае натуральное хозяйство — абсолютное большинство населения (более 90%) занята в сельском хозяйстве; применяются простые технологии, а значит — разделение труда является несложным. Этому обществу вла. Стива инерционность, низкое восприятие нововведений. Если пользоваться марксистской терминологией, традиционное общество — это первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный обществльство.
Индустриальному обществу
Индустриальному обществу свойственно машинное производство, национальная система хозяйствования, свободный рынок. Этот тип общества возник сравнительно недавно — начиная с. ХVIII в, результате промышленной ре эволюции, охватившей сначала. Англию и. Голландию, а затем и остальные страны мира. В Украине промышленная революция началась примерно в середине XIX в. Суть промышленной революции состоит в переходе от ручной го способа производства к машинному, от мануфактуры к фабрике. Осваиваются новые источники энергии: если раньше человечество использовало в основном энергию мышц, реже — воды и ветра, то с началом о промышленных революции начинают использовать энергию пара, а позже — дизельные двигатели, двигатели внутреннего сгорания, электроэнергию. В индустриальном обществе на задний план отошло задачи, я ке было главным для традиционного общества — накормить людей и обеспечить их самыми необходимыми для жизни вещами. Теперь всего-всего 5-10% людей, занятых в сельском хозяйстве, производят продуктов достаточно для всего обществільства.
Индустриализация приводит к усиленному росту городов, укрепляется национальная либерально-демократическое государство, развивается промышленность, образование, сфера обслуживания. Появляются новые специализированных ни общественные статусы («рабочий»,»инженер»,»железнодорожник»и др.), исчезают сословные перегородки — уже не благородное происхождение или семейные связи являются основанием для определения места человека в общественной иерархии, а ее личные действия. В традиционном обществе дворянин, обеднел, оставался дворянином, а богатый купец все равно был лицом»неблагородным»В индустриальном же обществе каждый завойову есть свой статус личными заслугами — капиталист, который обанкротился, капиталистом уже не является, а вчерашний чистильщик ботинок может стать владельцем крупной фирмы и занять высокое положение в обществе. Растет социальная мобильность, происходит выравнивание человеческих возможностей, вследствие общей доступности образованийостей, внаслідок загальної доступності освіти.
В индустриальном обществе усложнение системы социальных связей приводит к формализации человеческих отношений, которые в большинстве случаев становятся деперсонализованимы. Современный горожанин за неделю сп пилкуеться с большим количеством людей, чем его далекий сельский предок за всю свою жизнь. Поэтому люди общаются через свои ролевые и статусные»маски»: не как конкретный индивид с конкретным индивидом ко жен из которых наделен определенными индивидуальными человеческими качествами, а как. Преподаватель и. Студент или. Милиционер и. Пешеход, или. Директор и. Работник («Говорю вам как специалист»,»у нас так не принято»,»профессор сказал» заведено…», «професор сказав…»).
Постиндустриальное общество
Постиндустриальное общество (термин предложен. Дениеллом. Беллом в 1962 г). В свое время. Д. Белл возглавлял»Комиссию 2000 года», созданную решением. Конгресса. США. Задачей этой комиссии было наработки прогнозов социально-экономического развития. США в третьем тысячелетии. На основе проведенных комиссией исследований,. Дениелл. Белл вместе с другими авторами написал книгу»Америка в 2000 г»В этой книге, зокре ма, доказывалось, что за индустриальным обществом наступает новый этап человеческой истории, который будет базироваться на достижениях научно-технического прогресса. Этот этап. Дениелл. Белл и назвал»постиндустриальное мі назвав «постіндустріальним».
Во второй половине XX в в развитых странах мира, таких, как:. США, страны. Западной. Европы,. Япония резко возрастает значение знания и информации. Динамика обновления информации стала такой высокой, щ что уже в 70-х гг XX в ученые-социологи сделали вывод (как показало время — правильный), что в XXI веке неграмотными считать не те, кто не умеет читать и писать, а те, которые не умеют учиться, забывать ненужное, и учиться вновьзнову.
В связи с ростом веса знаний и информации, наука превращается в непосредственную производительную силу общества — все возрастающую часть доходов передовые страны получают не от продажи промышленной п продукции, а от торговли новыми технологиями и наукоемкой и информационной продукцией (например: кино, телепрограммы, компьютерные программы и т.д.). В постиндустриальном обществе вся духовная надстройка др. тегруеться в систему производства и — тем самым — преодолевается дуализм материального и идеального. Если индустриальное общество было экономико центрическим, то постиндустриальное общество характеризуеть ся культуро. Центричность: растет роль»человеческого фактора»и всей направленной на него системы социогуманитарного знания. Это, конечно, не означает, что постиндустриальное общество отрицает базовые ко мпоненты индустриального (высокоразвитая промышленность, трудовая дисциплина, высококвалифицированные кадры). Как отметил. Дениелл. Белл,»постиндустриальное общество не замещает индустриальное, так же как и ндустриальне общество не ликвидирует аграрный сектор экономики»Но человек в постиндустриальном обществе уже перестает быть»человеком экономическим»Доминантными для него становятся новые,»пост материале соприкасающихся»ценности (табл. 41;пост матеріалістичні» цінності (табл. 4.1).
Первым»выходом на общественную арену»человека, для которого приоритетными являются»пост материалистические ценности», считают (Г. Маркузе,. С. Айерман) молодежный бунт в конце 60-х гг XX вот, который задекларировал смерть ь протестантской трудовой этики как морального основания западной индустриальной цивилизацийдустріальної цивілізації.
таблицы 41. Сравнение индустриального и постиндустриального общества
Основные окладові | Индустриальное общество | Постиндустриальное общество |
Технический базыс | индустриальнымй | информационнымий |
Основа общественного благосостояниеу | Товари | знаниямия |
Массовый класс | Рабочийи | Служащие, менеджери |
принципов управленияя | Руководство | согласованиюя |
форм собственностиі | частныха | акционернойа |
политического режимам | Авторитаризм, представительная демократиия | Непосредственная демократия, самоуправлениея |
Над разработкой концепции постиндустриального общества плодотворно работали такие ученые. Збигнев. Бжезинский,. Элвин. Тоффлер,. Реймон. Арон,. Кеннепг. Боулдинг,. Уолт. Ростоу и др.. Правда, некоторые из них употребляли собственные термины для названия нового типа общества, который приходит на смену индустриальному. Кеннет. Боулдинг называет его»постцивилизации»Збигнев. Бжезинский предпочитает термину»технотронной обще льства», подчеркивая тем самым решающее значение в новом обществе электроники и средств коммуникации. Элвин. Тоффлер называет его»супериндустриальной обществом», обозначая им сложное мобиль е общество, которое базируется на высоко передовой технологии и пост материалистической системе цинностематеріалістичній системі цінностей.
Элвин. Тоффлер в 1970 г. писал:»Жители. Земли разделены не только по расовому, идеологической или религиозному признакам, но также, в определенном смысле, и во времени. Изучая современное население планеты, мы обнаруживаем в незначительную группу людей, которые все еще живут охотой и рыболовством. Другие, их большинство, полагаются на сельское хозяйство. Они живут примерно так же, как жили их предки сотни лет назад. Эти дв и группы вместе составляют около 70% населения. Земли. Это люди минулогди минулого.
Более 25% населения земного шара живут в промышленно развитых странах. Они живут современной жизнью. Они продукт первой половины XX века сформированы механизацией и массовым образованием, воспитанные на воспоминаниях п о аграрно-промышленное прошлое своей страны. Они — люди сучасногного.
Остальные 2-3% населения планеты нельзя назвать ни людьми прошлого, ни людьми современного. Поскольку в главных центрах технологических и культурных изменений, в. Нью-Йорке,. Лондоне,. Токио о миллионах людей можно бешенство зать, что они живут в будущем. Эти первопроходцы сами того не осознавая, живут так, как другие будут жить завтра. Они разведчики человечества, первые граждане супериндустриальной обществава».
Можем дополнить. Тоффлера только в одном: сегодня, почти через 40 лет, в обществе, которое он называл супериндустриальной, проживает уже более 40% человечества
Переход от индустриального к постиндустриальному обществу определяется следующими факторами:
изменением в сфере экономики: переход от экономики, ориентированной на товаропроизводство к экономике, которая ориентируется на сферу услуг и информации. Причем, речь идет прежде всего о высококвалифицированные пос слуги, такие как развитие и общая доступность банковских услуг, развитие средств массовой коммуникации и общая доступность информации, здравоохранение, образование, социальная опека и только во вторую че. РГУ — услуги, предоставляемые отдельным клиентам. В середине 90-х гг XX в в сфере производства и в сфере обслуживания и предоставления информационных услуг было, соответственно, занято: в. США — 25% и 70% работаю чего население; в. Германии — 40% и 55%, в. Японии — 36% и 60%): чем больше — даже в производственной сфере в странах с постиндустриальной экономикой представители интеллектуального труда, организаторы пр обництва, техническая интеллигенция и административные кадры составляют около 60% всех занятыхтих;
изменением в социальной структуре общества (разделение по профессиональному признаку приходит на смену классовому деления). Например,. Дениелл. Белл считает, что в постиндустриальном обществе исчезает класс капиталист тов, а его место занимает новая правящая элита, которая обладает высоким уровнем образования и знаний;
центральным местом теоретического знания в определении основных векторов развития общества. Основной конфликт, таким образом, в этом обществе пролегает не между трудом и капиталом, а между знанием и неком мпетентнистю. Возрастает значение высших учебных заведений: университет вступил промышленное предприятие, главенствующую институт индустриальной эпохи. Высшая школа имеет в новых условиях менее двух главных дл ния: творить теории, знания, которые становятся главным фактором социальных изменений, а также воспитывать советников и экспертовів;
созданием новых интеллектуальных технологий (среди прочего, например, генная инженерия, клонирование, новые агротехнологии и др.)
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте определение термина»общество»и охарактеризуйте его основные признаки
2. Почему общество считают само воспроизводимой системой?
3. Чем системно-механический подход к пониманию общества отличается от системно-органического?
4. Охарактеризуйте суть синтетического подхода к пониманию общества
5. Чем отличается традиционная сообщество и современное общество (сроки. Ф. Тьонниса)?
6. Охарактеризуйте основные теории происхождения общества
7. Что такое»аномия»?
8. Чем теория аномии. Р. Мертона отличается от теории аномии. Е. Дюркгейма?
9. Объясните разницу между понятиями»социальный прогресс»и»социальная эволюция»
10. В чем состоит различие между социальной реформой и революцией?
11 названий известные. Вам критерии типологии обществ
12. Охарактеризуйте марксистскую концепцию типологии обществ
13. Сравните традиционное и индустриальное общества
14. Охарактеризуйте постиндустриальное общество
15. Сравните постиндустриальное и индустриальное общества
16. Или можно украинское общество считать постиндустриальным?
uchebnikirus.com
Традиционное и индустриальное общество — Социология
Традиционное общество — это понятие, обозначающее совокупность обществ, общественных укладов, стоящих на разных ступенях развития и не обладающих зрелым индустриальным комплексом. Определяющий фактор развития таких обществ — сельское хозяйство. Традиционные общества часто называют «ранними цивилизациями», противопоставляя их современному индустриальному обществу. Индустриальное общество — это общество, для которого характерны развитая и сложная система разделения труда при высокой степени его специализации, массовое производство товаров, автоматизация производства и управления, широкое внедрение новшеств в производство и жизнь людей. Таким образом, определяющий фактор развития индустриального общества — промышленность.
Определение культуры
Культура включает в себя ценности, носителями которых являются члены определенной группы, нормы, которым они следуют, И материальные блага, производимые ими. Ценности являют собой абстрактные идеалы, в то время как нормы — это определенные принципы или правила, которые, как ожидается, люди будут соблюдать. Нормы представляют «можно» и «нельзя» социальной жизни. Функции культуры: Коммуникативная Связана с накоплением и трансляцией социального опыта в ходе совместной деятельности. Регулятивная Связана с созданием ориентиров человеческих действий и системой контроля за этими действиями. Интегрирующая Связана с созданием системы значений, ценностей и норм, как важнейшим условием стабильности социальных систем. Рассмотрение функций культуры позволяет определить культуру как механизм ценностно-нормативной интеграции социальных систем. Это характеристика интегрального свойства соц. систем.
Основные элементы культуры
1. Понятия. Они содержатся главным образом в языке и помогают людям организовать и упорядочить свой опыт. Мы все воспринимаем мир через формы, цвет и вкус предметов, но разные культуры организуют свой мир по-разному. Изучение слов определенного языка, таким образом, дает человеку средства для ориентировки в окружающем мире путем усвоения, накопления и организации своего» опыта.
2. Отношения. Культура в действительности не только описывает при помощи понятий то, из чего состоит мир, но и содержит определенные представления, как эти составные части связаны друг с другом в пространстве и времени, по значению и каузально. Каждая культура характеризуется своими взглядами на взаимоотношения между понятиями как реального мира, так и мира сверхъестественного. Христианская теология, например, пытается объяснить создание мира божественным началом.
3. Ценности. Этот элемент культуры представляет собой разделяемые всеми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Они лежат в основе моральных доктрин. И хотя разные культуры могут полагать ценностями разные вещи, каждое социальное устройство делает свой выбор – что считать ценностью, а что нет.
Теория культурного конфликта
Еще задолго до официального рождения социологии существовали теории, рассматривающие общество в качестве организованного конфликта или борьбы между индивидами и социальными группами, между различными социальными слоями общества, между разными странами, религиями, поколениями, полами и т. д.
• обществу присуще неизбежное социальное неравенство = постоянная психологическая неудовлетворенность его членов = напряженность в отношениях между индивидами и группами (эмоциональное, психическое расстройство) = социальный конфликт;
• социальный конфликт как напряженность между тем, что есть, и что должно быть в соответствии с представлениями тех или иных социальных групп или индивидов;
• социальный конфликт как борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.• постоянные социальные изменения в обществе, переживание социального конфликта;• любое общество опирается на принуждение одних его членов другими = неравенство социальных позиций по отношению к распределению власти;• разница в социальном положении различных социальных групп и индивидов вызывает взаимные трения, противоречия = как результат — изменение социальной структуры самого общества.
Субкультура и контркультура
Субкультура — это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее. Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями. Главная характеристика контркультуры — это протест, несогласие, активная оппозиция.
Понятие личности
Человек – это общее понятие, представляющее собой биосоциальную категорию. Человек, взятый в его социальном качестве, и есть личность. Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания. Самосознание – это осознание своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности в качестве члена социума. Важнейшим качеством личности является социальная активность. Социальную активность можно рассматривать в двух основных аспектах. Первый аспект предполагает рассмотрение социальной активности как свойства личности, обусловленного ее природными данными и усиленного качествами, которые формируются в процессе воспитания, образования, общения и практической деятельности. Одни люди от природы активны, энергичны и деятельны, что становится заметным уже в раннем детстве. Другие, наоборот, пассивны и бездеятельны. Под влиянием многих социальных факторов активность может развиваться, усиливаться или ослабляться.Второй аспект исходит из понимания активности как некоторой конкретной меры деятельности. В этом случае активность может быть выражена в конкретных показателях. Примером может служить измерение трудовой (производственной) активности. Критерием социальной активности выступают результаты деятельности. С понятием социальная активность тесно связано понятие социальный субъект. Социальный субъект – это человек, способный к активной социальной деятельности.
Социализация личности
Представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Термин `социализация` соответствует концепции, согласно которой человек изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность — процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли.
socialworkstud.ru