Среди принципов дошкольного образования можно выделить – 1.3. В Стандарте учитываются:

Содержание

Тест. Тема 4: Основы специальной педагогики

Начало формы

Вопрос 1

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

01. Дети с отклонениями в развитии принимаются в дошкольные образовательные учреждения любого вида при наличии условий для коррекционной работы только

Выберите один ответ:

a. с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии

b. с согласия родителей (законных представителей)

c. на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии

Вопрос 2

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

02. Среди организационных принципов построения специального дошкольного образования можно выделить:

Выберите один или несколько ответов:

a. комплектование учреждений по принципу компенсации отклонения в развитии

b. наполняемость групп до 15 человек

c. проведение отдельных видов занятий специалистами-дефекотологами

d. организации специальных видов занятий, таких, как интеллектуальное развитие, развитие творческого восприятия, спортивные занятия и др

e. бесплатность

Вопрос 3

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

03. К образовательным учреждениям для детей дошкольного и младшего школьного возраста относятся:

Выберите один или несколько ответов:

a. начальная школа — детский сад

b. начальная школа — детский сад компенсирующего вида

c. прогимназия

Вопрос 4

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

04. Основные направления деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи по отношению к детям дошкольного возраста, — это:

Выберите один или несколько ответов:

a. диагностика уровня психофизического развития и отклонений в поведении детей

b. временная изоляция детей дошкольного возраста от психотравмирующих ситуаций в семье

c. образование детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и психического здоровья

d. лечение, развитие и социализация детей дошкольного возраста, подготовка их к дальнейшему обучению в специализированных образовательных учреждениях

e. организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми

Вопрос 5

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

05. Человек с ограниченной трудоспособностью может получать следующие виды профессионального образования:

Выберите один или несколько ответов:

a. начальное профессиональное

b. среднее профессиональное

c. высшее профессиональное

Вопрос 6

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

06. Для детей и подростков с отклонениями в развитии, имеющих в перспективе ограничение трудоспособности, профориентационная и профконсультационная работа начинается

Выберите один ответ:

a. в период обучения в школе

b. в период подготовки к выпускным экзаменам в школе

c. после установления группы инвалидности

d. в период определения системы социально-реабилитационных мероприятий

Конец формы

infourok.ru

34. Принципы обучения детей дошкольного возраста.

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ — объективные закономерности обучения, исходные положения, которыми руководствуется воспитатель при отборе содержания, организации и методов обучения.

Принципы обучения — категория исторические. По мере развития психолого-педагогический неуки и совершенствования практики появляются новые законы процесса обучения и на их основе разрабатываются новые принципы обучения.

Содержание, методы и формы организации учебной работы в детском саду находятся в существенной зависимости от дидактических принципов.

Впервые дидактические принципы были сформулированы Я.А.Коменским в книге «Великая дидактика». Уже тогда он выдвинул принцип доступности, систематичности и последовательности обучения, концентрированности, наглядности, активности. В дальнейшем дидактические принципы были разработаны К.Д.Ушинским, который дал научное обоснование дидактических принципов, которые составляют основу обучения детей дошкольного возраста.

Принцип гуманизации и демократизации заключается в ориентации педагога на личность ребенка, в обеспечении условий для творчества детей, проявления уникальности каждого ребенка, в возможности педагогам выбирать программу, формы и методы реализации программы обучения.

Принцип воспитывающего характера обучения. Правильно организованный процесс обучения всегда носит воспитывающий характер и не только обогащает детей знаниями, но и развивает умственные способности, формирует личность в целом. Обучение и воспитание всегда выступают в единстве, хотя и имеют свое содержание, свои методы, свои психологические предпосылки.

П

58

ринцип развивающего обучения
. Умственное развитие ребенка зависит от обучения. Л.С.Выготский разработал теорию взаимоотношения обучения и развития, известную как учение о «зоне ближайшего развития». Он выделял два уровня развития возможностей ребенка: уровень актуального развития, при котором ребенок может Самостоятельно решать практические и познавательные задачи уже сегодня, и зону ближайшего развития — то, что находится в процессе становления, т.е. завтрашний день развития, при котором ребенок решает задачи определенной трудности при некоторой помощи взрослого. Если ребенок сегодня выполняет задание с помощью взрослого, то завтра он будет выполнять его самостоятельно. То, что входило в зону ближайшего развития ребенка, в процессе его обучения перешло на первый уровень наличных знаний, а роль обучения и заключается в том, чтобы снова создавать для ребенка новую зону ближайшего развития.

Принцип научности. На занятиях вос-ль формирует у детей реальные представления, знания об окруж. мире. Со временем они становятся основой для формирования научных знаний. Знания могут с разной глубиной отражать действительность, не теряя своей научности. Поэтому правильное объяснение явлений окружающего возможно на всех этапах обучения, значит, и в дошкольном возрасте. Эти знания не вступят в противоречие с теми, которые будет давать школа.

Принцип наглядности обучения. Необходимость этого принципа объясняется конкретностью мышления дошкольника. Впервые в педагогике теоретическое обоснование этого принципа дал Я.А. Коменский в ХУП в. Дальнейшее развитие и обоснование принцип наглядности получил в работах К.Д.Ушинского. Он разработал ряд способов и приемов работы с наглядными пособиями.

Принцип наглядности гласит: все, что можно, надо объяснить и показать ребенку на предметах, картинках, наглядных образцах. Это объясняется тем, что ведущими формами мышления в этом возрасте являются наглядно-действенное и наглядно-образное. Понятийная форма мышления в дошкольном возрасте проявляется лишь в простейших формах (наглядно-схемйтическое мышление). Поэтому наглядные пояснения всегда доступнее. 3 детском саду используются различные виды наглядности: естественная (реальные предметы, растения, животные), картинная и картинно-динамическая (фото, рисунки, картины, диафильмы и др.), объемная наглядность (модели, муляжи), аудиовизуальная (кинофильмы, видеофильмы), графическая (схемы, чертежи), экспериментальная (элементарные опыты)

Требования к наглядности: должна реально отражать окружающую действительность, соответствовать уровню развития детей, быть высокохудожественной по содержание и оформлению.

П

59

ринцип доступности. Учебный материал, излагаемый педагогом, должен быть понятен ребенку, соответствовать его возрасту, уровню подготовки и развития. Новое содержание должно быть увязано с имеющимися у детей знаниями, с их личным опытом. Воспитатель должен знать уровень развития познавательных психических процессов ,

те виды и операции мышления, которые сформированы у детей и которые формируются. Однако доступное э обучении детей нельзя отождествлять с легким. Легкое обучение не вызывает у детей умственного напряжения, а, значит, и не способствует их развитию.

Принцип систематичности, последовательности и постепенности. Содержание обучения и требования к его усвоению отвечают основным дидактическим правилам: идти от легкого к более трудному, от известного к неизвестному. По каждому разделу программы воспитатель намечает определенную систему в подаче материала детям на занятии. Систематичность в обучении требует, чтобы дети овладевали знаниями, умениями и навыками в определенном порядке, постепенно и последовательно. Последовательность предполагает -усвоение нового материала опирается на имеющиеся знания детей, и подается частями, во взаимосвязи с ранее, изученным.

Принцип связи обучения с жизнью

. Знания, приобретаемые детьми на занятиях, используются детьми в жизни (в игре, труде, занятиях). Благодаря этому возрастает воспитывающее значение обучения.

Принцип активности у сознательности. Усвоить учебный материал можно лишь при достаточном уровне активности познавательных процессов ребенка, при его активном психическом состоянии. Если ребенок хочет учиться, ему легче усваивать учебный материал. Чем больше ребенок решает познавательных и практических задач самостоятельно, тем эффективнее идет его развитие. Если ему удается самостоятельно выделить те или иные свойства предметов или явлений, которые важны для решения практической задачи, если их удается ему связать, то ребенок решит задачу и его мышление будет характеризоваться активностью, самостоятельностью.

В дошкольном возрасте в основном наблюдается подражательная, репродуктивная активность. Все познавательные действия происходят по требованию воспитателя. Необходимо так осуществлять обучение, чтобы развивать у детей познавательный поиск, инициативу в познании, интерес к учению. Большое значение в связи с этим имеет ориентировочная реакция на новое. Задача воспитателя — создать условия для повышения общей познавательной активности детей, сформировать положительное отношение к учению, воспитать самостоятельность.

Принцип учета индивидуальных особенностей. Групповые формы усвоения материала основаны на общих психолого-педагогических особенностях возрастного развития детей. Нужно знать уровень развития личности ребенка, его индивидуальные способности, качества. Индивидуализация обучения предполагает учет этих особенностей и соответствующую организацию учебного процесса.

studfiles.net

Основные принципы образования :: SYL.ru

Современное образование должно быть ориентировано не столько на изучение неизвестного, как на расширение знаний об известных предметах. В этом состоит принцип последовательности и систематичности образования.

Также до углубленного (специального или вузовского) изучения какой-либо темы в образовательной практике преобладает изучение информации о предметах, а не практика и исследование реальных объектов. Тогда как действительно качественного обучения можно достичь только в условиях свободного выбора элементов обучения учащимися.

Об этих и других принципах в области образования пойдет речь в данном материале. Каждый педагог должен строить свою деятельность именно на этих общих правилах.

Основные принципы образования

Принципы обучения формируются на основе исследования всего предыдущего опыта образовательной деятельности. Принципы образования необходимы, чтобы укрепить существующую практику, стать теоретической основой деятельности воспитателей дошкольных учреждений, учителей младших, средних и старших школ, преподавателей средних специальных учебных заведений и вузов.

Все эти правила прочно взаимосвязаны. Применение в педагогической практике только отдельных принципов образования не даст эффективного результата.

Целостность системы (как в Российской Федерации, так и в других странах) обеспечивается общей целью обучения и общими принципами. Все эти правила, конечно, не являются догмами. Как правило, они обусловлены целями учебного процесса. Принципы образования являются исходными нормативными требованиями, возникают на основе педагогического опыта, формулируются в процессе научного исследования учебного процесса. Принципы могут меняться с течением времени под влиянием исторических условий или педагогических систем, так как призваны отвечать потребностям общества, людей, государства.

В современной практике общими принципами организации учебного процесса предлагаются формулировки Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского и других выдающихся педагогов. Основными дидактическими принципами являются следующие:

  • научности, объективности, обоснованности;
  • связи теоретического обучения с практической деятельностью;
  • систематичности и последовательности обучения;
  • доступности, но и необходимой степени трудности;
  • разнообразия методов обучения, наглядности предметов и явлений;
  • активности как со стороны учителя, так и со стороны учащегося;
  • прочности знаний, навыков и умений в сочетании с опытом практической (творческой) деятельности.

Подробное содержание принципов функционирования учебного процесса будет выяснено далее.

Дошкольное образование

Выше перечислены общие правила системы образования, но есть и специальные, характерные для учебно-воспитательного процесса дошкольников, например. Принципы дошкольного образования включают в себя:

  • защиту, поддержку детства во всем его разнообразии;
  • учет в процессе обучения социальной и этнокультурной принадлежности детей;
  • содействие активному сотрудничеству взрослых и детей в процессе развития последних, социализации;
  • создание благоприятной обстановки для развития каждого ребенка;
  • приобщение дошкольников к традициям общества, семьи и государства, социокультурным нормам;
  • сохранение уникальности периода детства;
  • формирование социокультурной среды, которая соответствует индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • обеспечение полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного возраста и так далее.

Федеральный закон об образовании в России выделяет десять основных образовательных направлений в программе дошкольного образования, а именно: физическую культуру, труд, музыку, социализацию, здоровье, безопасность, коммуникацию, познание, художественное творчество, чтение литературы для детей дошкольного возраста. В рамках этих направлений в соответствии с принципами образования происходит социально-коммуникативное, речевое, физическое, художественно-эстетическое и познавательное развитие детей дошкольного возраста.

Специальное и дополнительное образование

Система устойчивых требований к образовательному процессу характерна и для других видов обучения, например, специального и дополнительного образования. Так, основными принципами специального образования, т.е. обучения детей с физическими отклонениями или трудностями в освоении знаний, в нашей стране принято считать:

  1. Раннюю педагогическую помощь, что означает своевременное определение образовательных потребностей ребенка, помощь в освоении знаний.
  2. Подчиненность воспитания уровню социального развития.
  3. Развитие речевой деятельности, мышления и коммуникации, т.е. удовлетворение потребности в помощи по развитию мышления, речи и общения.
  4. Индивидуальный подход, этот принцип требует осуществления образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями учащегося.
  5. Деятельный подход воспитателя-преподавателя, что означает обеспечение учебного процесса, отвечающего возрасту, особенностям конкретного ребенка.
  6. Необходимость специального педагогического руководства – это значит, что специальное (корректирующее) образование должно осуществляться с привлечением высококвалифицированных педагогов, психологов и других специалистов.
  7. Коррекционно-педагогическая направленность, то есть гибкое соответствие методов, техник обучения и образовательных программ характеру нарушений ребенка, их выраженности и структуре.

Что касается дополнительного образования, принципы во многом соответствуют общим, ведь такое обучение призвано удовлетворять потребности человека к духовно-нравственному, физическому, интеллектуальному или профессиональному совершенствованию, как общие. Среди правил можно выделить:

  • демократизм, т.е. возможность свободного выбора сферы деятельности;
  • единство обучения, развития и воспитания;
  • учет особенностей и задатков учеников при включении их в различную деятельность;
  • ориентацию на личные способности, интересы и потребности ребенка;
  • признание ценности взаимодействия детей и взрослых и так далее.

Принцип доступности обучения

Этот принцип предполагает доступность объяснения предметов и явлений на понятном для ученика языке. Обучение не должно быть слишком легким, учебные программы должны строиться так, чтобы оптимально отвечать возрастным особенностям, интересам и индивидуальности учащихся, жизненному опыту. Нужно давать возможность ученикам самостоятельно находить истину, приобщая их к процессу поиска и познания, а не просто констатировать факты. Обучение должно идти от легкого к трудному, от того, что близко, к тому, что далеко, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Нельзя искусственно ускорять процесс освоения знаний.

Принцип научности и обоснованности

Согласно этому принципу, содержание образования должно быть основано на фактах, выражать реальное состояние современных наук. Это же положение зафиксировано в учебных программах, образовательных программах, учебниках для школ, учреждений среднего специального образования и вузов. Этот принцип является одним из определяющих для светских заведений, тогда как в религиозных учебных заведениях главенство отдается религиозной вере.

Связь теории с практикой

Принцип связи теоретического обучения с элементами практического познания нацеливает на необходимость сомнения, проверки приведенных в теории положений с помощью практики. Также нужно определять связь изучаемой информации с другими дисциплинами и с жизненным опытом.

Принцип выбора образовательной траектории

Учащийся должен иметь возможность выбора основных компонентов обучения. Образовательная программа должна реализовываться только в условиях свободы выбора элементов учебной деятельности. Нужно дать обучающемуся выбор способов достижения целей, темы практической или творческой работы, формы ее выполнения, стимулировать его делать собственные выводы, давать аргументированные оценки.

Принцип сознательного обучения

Этот принцип образовательной системы в чем-то связан с доступностью образования. Согласно принципу сознательного обучения, ученик должен не просто выучить какой-то материал наизусть, запомнить его, но и понимать суть конкретного предмета или явления. Содержание обучения должно надолго закрепляться в памяти учащихся, становиться основой поведения. Такой результат достигается только в связи с другими принципами образования, а именно систематичностью, последовательностью, активным взаимодействием учители и ученика.

Принцип последовательности

Преподавание должно вестись в определенном порядке, быть системой, построенной логично. Материал должен подвергаться четкому и логическому планированию, делиться на полные разделы, шаги, модули. Также в каждой программе нужно обязательно устанавливать центральные понятия, подчиняя им все остальные части курса или отдельной лекции.

Принцип наглядности

Принцип наглядности является одним из старейших правил образования. Для повышения эффективности обучения нужно привлекать все органы чувств к восприятию учебного материала. Нужно представлять обучаемым все, что можно увидеть (для восприятия зрением), можно услышать (слухом), почувствовать на вкус (с помощью вкусовых рецепторов), потрогать (путем осязания). Самым информативным является именно зрение.

Принцип активности учеников

Учебный процесс строится на взаимодействии учителя и ученика, что вытекает из структуры всей образовательной деятельности. Процесс обучения требует от ученика высокой активности. Главная роль в этом процессе, конечно, принадлежит педагогу, но это не означает, что учащиеся остаются пассивными в процессе обучения.

Светский характер образования

Принцип обозначает свободу образовательного учреждения от прямого воздействия религии и основывается на свободе вероисповедания, совести граждан. В России принцип сохраняется на основе ч. 1 ст. 14 Конституции, которая предполагает свободу выбора веры.

Воспитательные принципы

Образовательная система ставит перед собой цель не только обучения, но и воспитания полноценной личности. Принципами воспитания, которым необходимо следовать и в рамках реализации учебного процесса, являются:

  • единство поведения и воспитания, ведь если учитель, например, будет говорить одно, а делать противоположное, то это ни к чему положительному для учеников не приведет;
  • связь воспитания и существующих социальных условий, т.е. нельзя учить тому, что уже утратило значимость в современном мире;
  • развитие творческой деятельности и самостоятельности ученика;
  • единство и целостность воспитательного процесса, что заключает в себе следование одним и тем же нормам, принципам и требованиям, в учебном процессе не должно быть расхождений.

Принципы обучения в России

В РФ принципы системы образования определяются федеральным законом «Об образовании». Государственная политика нашей страны признает приоритетность обучения и обеспечивает право каждого на получение образования. Также закон устанавливает гуманистический характер обучения, обеспечение свобод личности, правовой культуры, патриотизма и гражданственности, рационального природопользования, бережного отношения к окружающей среде, сохранение здоровья и популяризацию ведения здорового образа жизни.

Принципы образования в РФ устанавливают единство образовательного пространства, для обеспечения которого создаются стандарты на всех уровнях осуществления образовательного процесса. Закон определяет автономию образовательных учреждений, свободу и академические права работников образования и обучающихся, демократический характер образовательной системы в России.

Итак, в статье рассмотрены общие принципы образования, которые характерны для среднего, специального, дошкольного и дополнительного образования. Также приведена краткая характеристика принципов в нашей стране. Можно сказать, что нормы, принятые в России, полностью отвечают международным стандартам. Более того, большинство основных принципов образования сформулировали именно российские педагоги.

www.syl.ru

Дошкольное образование детей и его особенности

Дошкольное образование детей является начальным звеном непрерывного общего образования человека. Можно сказать, что данный период – наиболее важный, так как именно в возрасте от 1 до 6-7 лет происходит интенсивное развитие двигательной, интеллектуальной и чувственной сфер ребенка, его речи и основных психических процессов. Поэтому нужно, чтобы родители и воспитатели использовали все возможности данного возраста малыша для его подготовки к школе, а также социальной адаптации. Рассмотрим основные принципы и методы дошкольного образования детей.

Образование дошкольников

Принципы обучения детей менялись в разные периоды времени. В наше время можно выделить основные из них, которые рекомендуются современными педагогами и психологами:

  • Индивидуальный подход. В силу различных природных особенностей, разных условий жизни и воспитания, каждый ребенок особенный. Поэтому важен индивидуальный подход к каждому малышу. Один ребенок более медлителен, другой – чрезвычайно подвижен, а третий – очень стеснительный. Взрослый должен учитывать все эти особенности для составления занятий детей.
  • Систематичность и последовательность. Важно проводить обучение, при котором каждая новая тема опирается на знания, полученные ранее.
  • Прочность усвоения знаний. Повторять и закреплять новый материал нужно до тех пор, пока ребенок не запомнит его хорошенько. Только после этого можно переходить к следующей теме.
  • Наглядность. Чем меньше возраст малыша, тем важнее для него увидеть то, что ему объясняют. Поэтому любой изучаемый материал должен сопровождаться наглядными материалами – картинками, слайдами, натуральными предметами.

В дошкольном образовании детей выделяют три основных вида методов обучения – словесные, наглядные и практические.

Наглядные методы особенно важны в младшей дошкольной группе. При этом наглядные пособия должны быть яркими и крупными, способными удерживать внимание малышей.

Словесные методы могут возбуждать чувства, вызывать определенное отношение к содержанию. В дошкольном обучении используют следующие словесные методы:

  • Беседа – диалог воспитателя и ребенка, в котором взрослый должен четко формировать вопросы.
  • Рассказ – монолог воспитателя, который содержит лаконичную учебную информацию.
  • Рассказ ребенка – метод, который совершенствует речевые умения воспитанника.
  • Чтение художественных произведений – важный метод, который позволяет решать многие задачи, в частности, расширяет и обогащает знания об окружающем мире, формирует способность ребенка воспринимать художественную литературу.

К практическим методам образования дошкольников можно отнести игры (подвижные, дидактические), упражнения (в устной и письменной форме), моделирование (касса слов или геометрических фигур).

Существует несколько форм дошкольного образования детей. Первая из них – индивидуальная, которая дает наибольшие возможности использовать особенности ребенка. Вторая форма – групповая, количество участников в которой не должно превышать шесть человек. И третья форма – фронтальная, при которой занятия проводятся со всей группой (более шести человек).

Экологическое образование детей дошкольного возраста

В период детства у человека формируется отношение к окружающему миру. Поэтому очень важным становится в это время экологическое образование детей дошкольного возраста.

Начинать нужно с ознакомления ребенка с природой, ее обитателями. В дошкольном возрасте детки активно интересуются растительным и животным миром. Большое значение приобретают прогулки с взрослыми в парк, лес, на речку. Такие прогулки и вылазки на природу можно использовать для экологического обучения. Самых маленьких деток нужно учить видеть красоту в распустившемся цветке, пожелтевшем листике или притаившейся белке. Дошкольников постарше необходимо привлекать к работе по уборке территории. Это может быть уборка места пикника либо расчистка берега речки от мусора.

Если есть такая возможность, нужно задействовать детей в высадке растений, ухаживании за ними.

По мере взросления ребенка можно использовать специальные научно-популярные программы для детей, книги на эту тематику, в частности, детские энциклопедии, которые очень любят дети.

Очень хорошо, если в доме или детском учреждении, где обучается ребенок, есть уголок живой природы. Благодаря ему, дети могут ближе ознакомиться с растениями и животными, научиться ухаживать за ними.

Дополнительное образование детей дошкольного возраста

Современное дополнительное образование детей дошкольного возраста может осуществляться в дошкольных и школьных учреждениях, специальных группах или же индивидуально со специалистом. Можно выбрать для ребенка дополнительное образование по художественному, музыкальному, спортивному, эстетическому, психологическому или нравственному направлению. Существует много интересных авторских программ дополнительного образования дошкольников.

Положительное влияние такой формы обучения заключается в следующем:

  • развитие индивидуальных способностей малыша;
  • оздоровление ребенка;
  • развитие эстетического, художественного, культурного, музыкального, спортивного воспитания;
  • коррекционная помощь дошкольникам.

Однако психологи предупреждают родителей об опасности перегруженности маленького ребенка. Не стоит загружать малыша образовательными и развивающими программами. Маленький ребенок быстро устает, его растущему организму необходима частая смена деятельности и, самое главное, – правильный режим обучения и отдыха.

Дошкольное образование детей – своеобразный фундамент будущего школьного обучения. И не столь важно научить ребенка к моменту поступления в школу читать, считать и писать. Большое значение имеет его психологическая подготовка к умственной нагрузке, умение сосредотачиваться, развитие усидчивости и логического мышления. Все эти задачи может выполнить правильное образование дошкольников.

Оцените статью

4.50 из 5 (Голосов:6)

www.wjtoday.ru

Дошкольное образование

Понятие дошкольного образования

Замечание 1

В современной педагогике образование понимается в качестве процесса и результата, позволяющего приобщить человека к разнообразным знаниям об окружающей действительности, нравственным ценностям, социальному и общественному опыту, которые накоплены предшествующим поколением.

В понятие дошкольного образования включается процесс воспитания, обучения и развития детей от $2$ месяцев до $7$ лет, а также осуществление присмотра за детьми, ухода и их оздоровления.

Система дошкольного образования реализуется в дошкольных образовательных организациях и в условиях семьи и представляет собой обеспечение разностороннего, целенаправленного, функционально единого процесса воспитания и обучения, способствующего обеспечению физического и психического развития детей, своевременного перехода их на следующую ступень образовательной системы.

В процессе осуществления дошкольного образования формируется общая культура детей дошкольного возраста, развиваются физические, интеллектуальные, нравственные, эстетические и личностные качества детей, формируются предпосылки учебной деятельности, сохраняется и укрепляется здоровье воспитанников.

Основные принципы дошкольного образования

В качестве основных принципов осуществления дошкольного образования можно выделить следующие:

  1. обеспечение полноценности проживания детьми всех этапов дошкольного детства;
  2. образовательная деятельность планируется и реализуется в строгом соответствии с индивидуальными особенностями детей, при этом поощряется активность дошкольников в выборе содержания образования;
  3. организация сотрудничества дошкольников и взрослых, когда ребёнок является полноценным участником воспитательно-образовательного процесса;
  4. взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи;
  5. ознакомление дошкольников с социокультурными нормами, семейными традициями, а также общественными и государственными обычаями, традициями;
  6. содействие в формировании познавательного интереса и познавательных действий при организации различных видов деятельности;
  7. принцип соответствия (условия, требования, методы реализуются в строгом соответствии в возрастными и индивидуальными особенностями развития).

Цель и задачи дошкольного образования

Дошкольное образование в современной системе образования выделено в качестве первого звена.

Основной целью дошкольного образования является обеспечение всестороннего развития дошкольника.

В задачи дошкольного образования входит:

  1. Обеспечение охраны жизни и здоровья, физического развития детей.
  2. Реализация развития детей (индивидуальное, социально-личностное, художественно-эстетическое).
  3. Осуществление коррекционно-развивающего обучения детей.
  4. Организация взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников.

Требования к дошкольному образованию

Успешность дошкольного образования определяется в соответствии с разнообразными критериями, среди которых могут быть выделены следующие:

  • достаточный уровень сформированности вычислительных, графических навыков, навыков чтения,
  • понимание смысла учебной задачи, её осознание,
  • умения слушания, запоминания, наблюдения,
  • социально-коммуникативные навыки,
  • высокий уровень самоконтроля и самооценки.

Замечание 2

Дошкольное образование необязательно, но в современной литературе подчёркивается важная его роль в личностном, физическом, интеллектуальном, эмоциональном, коммуникативном развитии ребёнка.

spravochnick.ru

Дошкольное воспитание детей

Дошкольное воспитание детей включает в себя несколько различных направлений. С одной стороны – это формирование общечеловеческих ценностей, необходимых для того, чтобы ребенок вырос толерантным, уверенным в себе и коммуникабельным. С другой стороны – это время, когда необходимо его подготовить к обучению в школе, заложить основные навыки и понятия.

Основные принципы дошкольного воспитания детей

С переменами, происходящими в обществе, изменяется и подход к воспитанию детей. Если раньше на детей воздействовали, навязывая им чувство вины, прививая правильные привычки принуждением и запретами, то сегодня современные дети фактически не реагируют на такие методы. Именно поэтому психологи и прогрессивные педагоги считают, что основные принципы воспитания детей дошкольного возраста должны быть пересмотрены с учетом произошедших в обществе перемен.

В основе современных методов воспитания лежит взаимное уважение и сотрудничество между взрослыми и детьми, при этом необходимое доверие и открытость отношений требует большой самоотдачи и от взрослых, которым также для успешного дошкольного воспитания детей необходимо менять собственные стереотипы.

Можно выделить основные принципы, на которых базируется сегодня воспитание детей:

  • Уважительное отношение, которое не допускает унижения, насилия и авторитарного давления;
  • Свобода выбора, которая позволяет в полной мере ребенку раскрыть заложенные в него способности. При этом речь не идет о полной свободе без контроля со стороны взрослых. Нужно создавать необходимые для всестороннего развития и дошкольного воспитания детей условия, позволяющие в безопасной обстановке максимально легко и просто получать знания и навыки;
  • Помощь в принятии решения, которая заключается в том, чтобы показать достоинства, недостатки и возможные последствия от тех или иных поступков;
  • Объяснение своих требований и поступков. Это позволит малышу понимать, что взрослый не давит на него, а старается уберечь от опасности или учит дисциплине, необходимой в жизни;
  • Постоянное общение, которое позволяет не только установить доверительные отношения между родителями и ребенком, но и способствует развитию правильной речи;
  • Поддержка любых начинаний и поощрение инициативы, что позволит выработать уверенность в себе и ответственность за свои поступки;
  • Проявление чувств по отношению к ребенку. Многим родителям кажется, что ребенок априори знает о том, что его любят. Однако это не соответствует действительности, и малыш нуждается в ежедневном подтверждении того, что его действительно любят. Любовь может выражаться различными способами – ласковыми словами, проведенным вместе временем и одобрением.

Воспитание и дошкольное образование детей

Принципы воспитания детей дошкольного возраста определяют работу педагога дошкольного учреждения и необходимы для успешного обучения и полного усвоения ребенком необходимых знаний.

Во время дошкольного воспитания детей и организации процесса обучения задачей воспитателя и педагога является создание необходимых условий для повышения общей познавательной активности детей, формирование положительного отношения к учебным занятиям, воспитание самостоятельности и работоспособности.

Одним из основных принципов дошкольного воспитания детей и формирования качеств личности ребенка является системность и последовательность. Благодаря этому все необходимые навыки и знания преподносятся в зависимости от возраста с постепенным усложнением.

Систематичность обучения включает в себя следующие понятия:

  • Предоставляемый учебный материал должен отражать различные стороны окружающей действительности и обобщаться в единую систему знаний;
  • Квалификация педагога должна позволять ему донести необходимые знания по мере возрастания сложности с учетом того, что ребенок может понять в зависимости от возраста и способностей;
  • Учебный план должен способствовать постепенному развитию логического мышления и включать различные его составляющие – сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, развитие дедуктивных форм мышления;
  • Конечной целью занятия должно быть понимание и усвоение нового материала, а также развитие чувств, внимания, воображения, памяти и формирование таких черт характера, как целеустремленность и настойчивость в преодолении возникающих сложностей.

Кроме того, еще одним необходимым условием для построения правильного процесса обучения является доступность учебного материала. На этом принципе основана педагогика М. Монтессори, которая считала, что для всестороннего развития ребенка необходимо обеспечить его всеми необходимыми для этого пособиями и дидактическими материалами. Занятия с детьми должны стимулировать познавательную активность.

Наглядным пособием может служить любая материальная или знаковая модель. Однако нужно понимать, это всего лишь инструмент познания, а не цель. Поэтому при их использовании нужно учитывать его содержание и возможность обратной связи.

Воспитание и дошкольное образование детей должно базироваться на индивидуальном подходе с учетом личных особенностей характера ребенка, его темперамента, наклонностей и способностей. Индивидуальный подход к обучению и воспитанию значительно повышает эффективность занятий и позволяет более полно раскрыть таланты в раннем возрасте.

Благодаря индивидуальному подходу в дошкольном воспитании детей педагог может в полной мере изучить личные особенности ребенка и выявить факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на него.

Принцип научности обучения заключается в переходе от внешнего описания предмета к его внутреннему строению, от познания явления к его сущности. С учетом этих требований должен строиться учебный материал, что позволит ребенку составить представление о многообразии окружающего его внешнего мира.

Еще одним необходимым принципом в дошкольном воспитании детей является прочность полученных знаний и навыков. Для этого воспитатель должен:

  • Уметь выделять главное в изучаемом материале;
  • Показывать взаимосвязь главной мысли изучаемого материала с имеющимися у ребенка знаниями, в результате чего происходит закрепление связей, что делает невозможным в дальнейшем потерю субъективной значимости новых знаний в мыслительной деятельности ребенка;
  • Для закрепления полученных знаний их необходимо связывать с эмоциями, чувствами и переживаниями детей. Для этого можно использовать различные игры или сказки, что вызовет у ребенка эмоциональный отклик;
  • По возможности все полученные знания следует закреплять на практике. Для этого можно использовать различные дидактические материалы, а также художественные средства.

Одной из задач воспитания и дошкольного образования детей является правильное построение познавательной деятельности, что будет стимулировать развитие логического и образного мышления. Поэтому педагог должен уметь объяснить процессы с различных точек зрения и сформировать у ребенка первоначальные научные понятия.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Знаете ли вы, что:

У 5% пациентов антидепрессант Кломипрамин вызывает оргазм.

Общеизвестный препарат «Виагра» изначально разрабатывался для лечения артериальной гипертонии.

Даже если сердце человека не бьется, то он все равно может жить в течение долгого промежутка времени, что и продемонстрировал нам норвежский рыбак Ян Ревсдал. Его «мотор» остановился на 4 часа после того как рыбак заблудился и заснул в снегу.

Желудок человека неплохо справляется с посторонними предметами и без врачебного вмешательства. Известно, что желудочный сок способен растворять даже монеты.

Во время чихания наш организм полностью прекращает работать. Даже сердце останавливается.

В нашем кишечнике рождаются, живут и умирают миллионы бактерий. Их можно увидеть только при сильном увеличении, но, если бы они собрались вместе, то поместились бы в обычной кофейной чашке.

Многие наркотики изначально продвигались на рынке, как лекарства. Героин, например, изначально был выведен на рынок как лекарство от детского кашля. А кокаин рекомендовался врачами в качестве анестезии и как средство повышающее выносливость.

Согласно исследованиям ВОЗ ежедневный получасовой разговор по мобильному телефону увеличивает вероятность развития опухоли мозга на 40%.

Для того чтобы сказать даже самые короткие и простые слова, мы задействуем 72 мышцы.

Препарат от кашля «Терпинкод» является одним из лидеров продаж, совсем не из-за своих лечебных свойств.

Стоматологи появились относительно недавно. Еще в 19 веке вырывать больные зубы входило в обязанности обычного парикмахера.

Средняя продолжительность жизни левшей меньше, чем правшей.

Кариес – это самое распространенное инфекционное заболевание в мире, соперничать с которым не может даже грипп.

Печень – это самый тяжелый орган в нашем теле. Ее средний вес составляет 1,5 кг.

Самая высокая температура тела была зафиксирована у Уилли Джонса (США), который поступил в больницу с температурой 46,5°C.

www.neboleem.net

Принципы обучения детей дошкольного возраста

Принципы обучения детей дошкольного возраста

Содержание

Введение

. Определение принципов обучения детей дошкольного возраста

.1 Принцип научности

.2 Принцип наглядности

.3 Принцип доступности

.4 Принцип активности и сознательности

.5 Принцип систематичности, последовательности и постепенности

.6 Принцип развивающего обучения

.7 Принцип учета возрастных особенностей и индивидуального подхода к детям в обучении

. Зарубежный опыт обучения детей дошкольного возраста

Заключение

Список использованных источников

Введение

Выдвижение на передний план социальной функции современного образования заставляет по-новому посмотреть на проблемы отбора содержания и организации процессов воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Известная оторванность дошкольного учреждения от реального мира, строгий научно-системный принцип отбора и структурирования содержания программ воспитания и обучения, далеких от конкретных интересов детей, делают сложными процессы присвоения ребенком культурно — исторического опыта, развития и саморазвития в осмысленной деятельности.

Современные активные поиски в области дошкольной педагогики, находящие свое отражение, в основном, в создании многочисленных программ, свидетельствуют о попытках преодоления вышеуказанного противоречия.

Воспитательная личностно ориентированная деятельность имеет своим основанием новое понимание функции дошкольного учреждения, как открытого социально-образовательного учреждения, оказывающего педагогическую помощь и поддержку семьям своих воспитанников, а также компенсирующего имеющиеся проблемы в их поведении и развитии. Последнее возможно только при условии наличия доверия, партнерского взаимодействия и сотрудничества с родителями и родственниками детей. В данной работе раскрыты способы и пути «выращивания» совместного бытия значимых для ребенка взрослых — воспитателей и родителей, а также возможности вовлечения в процесс обучения в детском саду целостного социального пространства жизни детей, событий и ситуаций, имеющих для них личностный смысл. При этом мы обращаемся к анализу как отечественной, так и зарубежной современной теории и практики дошкольного образования [1,с. 11].

1. Определение принципов обучения детей дошкольного возраста

Дошкольное образование является неотъемлемой составной частью и первым звеном в единой системе непрерывного образования, где происходит становление основ личности. В соответствии с общепринятой возрастной периодизацией развития человека дошкольное детство охватывает период от рождения до 6 лет, когда происходит активное формирование двигательной, чувственной и интеллектуальной сфер ребенка, развитие его речи и основных психических процессов. Высокая интенсивность процесса формирования личности в период дошкольного детства позволяет особенно эффективно осуществлять педагогическое взаимодействие с ребенком и решать задачи его развития, воспитания и обучения [1,с. 39].

Одновременно у детей формируется более лояльное отношение к труду, интерес к трудовой деятельности взрослых, трудолюбие. Обучение и воспитание обычно находятся в одном целом: обучая, мы воспитываем, а воспитывая — обучаем.

Вместе с тем обучение и воспитание как своеобразные стороны единого процесса имеют свой состав, свои определенные методики, свои материальные и психологические предпосылки. На ранних этапах жизни детей обучение и воспитание выступают в более тесном единстве, и дифференцировать их трудно, но по мере того, как ребенок подрастает, воспитание и обучение все четче дифференцируются. Но это совсем не значит, что обучение теряет свою воспитательную силу, а воспитание перестает быть обучающим. Обучение на всех этапах развития ребенка остается воспитывающим, а воспитание — обучающим [2,с. 55].

Принципами обучения называют такие исходные положения, которыми пользуется воспитатель во время отбора содержания, организации и методов обучения. Они отражают внутренние естественные стороны деятельности воспитателя и ребенка, определяют эффективность обучения на различных возрастных этапах при различных формах организации обучения.

Принципы обучения не являются раз и навсегда принятыми категориями. По мере развития психолого — педагогической науки они совершенствуются, приобретая более глубокое обоснование (принцип активности обучения, развивающего обучения и т. д.) [3,с. 101].

Организационной формой обучения являются занятия, которые отличаются от уроков в школе структурой, менее жесткими требованиями, большей степенью сотрудничества педагога с детьми. Главная особенность учебных занятий с дошкольниками в том, что познавательная деятельность строится на основе практических, умственных действий ребенка и умственных действий с подсказкой. Однако общие закономерности и принципы обучения детей дошкольного возраста и младших школьников одни и те же. Знания этих принципов обеспечивают продуктивность решения образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Успешность процесса обучения во многом зависит от положений, которыми руководствуется педагог в его организации. Данные положения или законы обучения получили в педагогике название — дидактические принципы обучения.

Принципы обучения — это исходные положения, определяющие деятельность педагога и характер познавательной деятельности учащихся. Незнание принципов или их неумелое применение тормозит успешность обучения, затрудняет усвоение знаний, формирование качеств личности ребенка [4,с. 28].

Совокупность принципов позволяет характеризовать весь учебный процесс, все стороны деятельности учителя и познавательной деятельности детей. В практике используются следующие принципы обучения детей дошкольного возраста.

1.1 Принцип научности

Сущность его состоит в том, что в сознании ребенка должны проникать реальные знания, правильно отражающие действительность. На занятиях воспитатель определенно формирует у детей конкретные представления, знания об окружающем мире, которые не вступают в противоречие с теми, что будет давать школа. Первоначальные научные знания школьника возникают не на голом месте, а на основе реальных представлений, полученных детьми в детском саду. Таким образом, более глубокое научное познание действительности возникает на основе менее глубокого. Бесспорно, нелегко придерживаться этого принципа при объяснении дошкольникам самых простых вещей. Дидактика и призвана подготовить учебный материал таким образом, чтобы, с одной Стороны, он правильно отражал окружающую действительность, а с другой — был бы понятен и доступен детям. Принцип научности обеспечивает формирование у детей дошкольного возраста элементов диалектико — материалистического понимания окружающего мира [5,с. 64].

Ученые не раз задумывались над данной проблемой. Где тот возрастной рубеж, указывая на который мы могли бы с уверенностью сказать: вот то время, когда нужно начинать формирование элементов материалистического понимания окружающей ребенка действительности. Многие, кто понимал важность и актуальность этой проблемы, в нерешительности опускали руки при возгласах оппонентов: а возможно ли решение данной проблемы относительно дошкольного возраста?

.2 Принцип наглядности

обучение воспитание дошкольный

Важность этого принципа определяется определенной конкретикой мышления ребенка в детском саду. Принцип наглядности не является новым. При этом не исключено, что в процессе развития ребенка, в нем формируют, качества, прямо противоположные тем, которые нам хотелось бы видеть.

Период дошкольного детства — благоприятное время для постепенного формирования у ребенка основ научного миропонимания, что приобретаемые на этой возрастной ступени знания, опыт деятельности, отношении, поведения — все это, вместе взятое, подготавливает в ребенке тот качественный скачок, который происходит в процессе формирования мировоззрения на более поздней возрастной ступени — школьном обучении.

Не случайно дети любой рассказ стремятся провести на образный язык, представить себе в форме какой-то наглядной картины, события. Самые сложные мыслительные умения — рассуждать, считать, доказывать, анализировать и сравнивать — происходят от первоначальных внешних действий, от работы с конкретными предметами. Чтобы научиться считать в уме, надо немало потрудиться, считая реальные предметы. Реальные предметы и наглядные образы способствуют правильной организации мыслительной деятельности детей. Значение наглядности обучения убедительно подтверждено исследованиями, в которых показано, что основная информация усваивается человеком через зрительное и слуховое восприятие. Зрительная информация воспринимается мгновенно. Слуховая же информация поступает в наш мозг последовательно и занимает гораздо больше времени [6,с. 77].

Реализовывать принцип наглядности в педагогическом процессе детского сада — значит обогащать и расширять непосредственный чувственный опыт ребенка уточнять его эмпирические знания.

В детских дошкольных учреждениях в процессе обучения используются следующие виды наглядности:

1.предметная;

2.образная;

.условно — символическая наглядность.

Используя предметную наглядность, показываю детям натуральные предметы внешнего мира, объемные изображения (игрушки, макеты, муляжи овощей, фруктов).

При использовании образной наглядности показываю детям картины, иллюстрации, слайды.

При использовании условно — символической наглядности демонстрируются математические знаки, схемы слов, предложений, таблицы по изучению состава чисел.

В обучении детей на занятиях наглядность применяется, прежде всего, в связи с сообщением детям новых знаний, а также при закреплении их, при организации самостоятельной деятельности детей.

К наглядности, используемой на занятиях, предъявляются следующие требования: они должны в полной мере отражать все вокруг, соответствовать уровню развития дошкольников, быть высокохудожественными по содержанию и оформлению,

.3 Принцип доступности

То, чему учит воспитатель детей, должно быть ему понятно, а также определенно соответствовать развитию ребенка.

Ни о чем так не спорят в наши дни педагоги и психологи, как о доступности. Какие знания, с какого возраста и при каких условиях можно давать детям? Лет 15 назад еще уважали традиционный запрет: нельзя начинать обучение грамоте и письму раньше пяти лет. Сегодня разрешается учить ребенка и раньше, лишь бы свято соблюдалось правило: вызвать интерес, побудить самого ребенка ожидать очередной «урок». Лишь бы не было принудительного обучения, учить с игрой, с увлечением.

Чтобы овладеть грамотой, ребенок должен научиться различать фонетическую сторону текста. Кроме этого, у ребят в этом возрасте характерно физиологическое косноязычие (не умеют произносить шипящие, свистящие звуки и т. д.), а значит, их невозможно подготовить к непосредственному обучению грамоте.

Существенный признак принципа доступности — связь получаемых знаний с теми, которые уже сформированы в сознании ребенка. Если такой связи установить нельзя, то знания будут недоступны детям [7,с. 26].

Однако, доступное в обучении детей нельзя приводить в пример с легким. Легкое обучение не вызывает у ребят никакого умственного усилия, напряжения, а следовательно, и не содействует их развитию. Доступное обучение всегда предполагает постановку перед детьми таких задач, таких заданий, решение или выполнение которых было бы посильно детям и в то же время вызывало некоторое напряжение их умственных сил.

.4 Принцип активности и сознательности

Экспериментальные данные показывают, что если дети не проявляют интереса к учению, то информация, идущая от воспитателя к ребенку, не воспринимается ими. Даже при нейтральном психическом состоянии ребенка информация, идущая извне, не воспринимается мозгом ребенка.

Практика детского сада показывает, что многие дети интеллектуально пассивны из-за того, что воспитатель при объяснении учебного материала не предусматривает в нем заранее приемов, активизирующих познавательные способности, мышление и поведение ребенка, когда все до мелких деталей «разжевывает» сам, не опираясь на активность и самостоятельность ребенка, которому ничего не остается, как только «проглотить» очередную дозу материала.

Значение этого принципа и состоит в том, что чем больше ребенок решает практических и познавательных задач самостоятельно, тем эффективнее идет его развитие. Важнейшим показателем эффективности обучения является проявление детьми познавательной активности и самостоятельности. В основе этой реакции лежит ориентировочно-исследовательский рефлекс. От воспитателя и применяемых им методов и приемов зависит развитие познавательных способностей и творческих сил ребенка [8,с. 49].

.5 Принцип систематичности, последовательности и постепенности

Это означает, что состав обучения и конкретные задачи к его усвоению отвечают всем дидактическим правилам: идти в обучении от легкого к более трудному, от уже известного детям к новому, неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому.

Последовательность предполагает изучение учебного материала таким образом, чтобы усвоение нового опиралось бы на имеющиеся у детей знания и подготавливало дальнейшую ступень в познавательной деятельности детей. Воспитатель на основе программы определяет и подготавливает для усвоения очередную «дозу» учебного материала. Каждая такая «доза», часть учебного материала подается во взаимосвязи с предшествующими, в усложнении.

Принцип связи с жизнью вытекает из диалектико-материалистического закона единства теории и практики. Конечно, связь с жизнью для маленьких детей ограничена их возможностями. Их жизнь — это игра, труд, занятия. Приобретаемые знания следует использовать в указанных видах деятельности.

.6 Принцип развивающего обучения

В этом проявляется диалектическая природа процесса обучения. С ребенком происходят удивительные вещи. Вчера он еще чего-то не умел, а сегодня научился. То, что вчера казалось трудным, сегодня уже освоено и стало простым. Дети постепенно начинают осознавать свой собственный рост, им становится интересно учиться. Чтобы учение было для детей увлекательным, вдохновенным трудом, нужно пробудить у детей и постоянно поддерживать желание учиться, желание узнать новое. Именно это желание является эмоциональным стимулом самостоятельной и активной мысли ребенка. Секрет возникновения интереса к учебной деятельности заключается в личных успехах ребенка, в его ощущении роста своих возможностей, в овладении учебным материалом. Значит, чем больше успехов у ребенка в знаниях, в учении, тем выше и устойчивее его желание приобретать новые знания [2,с. 21].

.7 Принцип учета возрастных особенностей и индивидуального подхода к детям в обучении

Дети дошкольного возраста отличаются друг от друга во всем, и быстроте мышления, поведению и т. д. Индивидуальные различия у детей объясняются различными природными особенностями, а также разными условиями жизни и воспитания.

Основным способом изучения особенностей детей дошкольного возраста являются систематические наблюдения за ребенком; индивидуальные и групповые беседы; оценка результатов выполнения ими заданий и др. Цель изучения состоит в том, чтобы, опираясь на положительные качества личности, предупреждать и преодолевать имеющиеся недостатки в умственном и нравственном развитии ребенка.

Воспитатель должен знать, на что способен каждый ребенок. Кто из 25 — 30 ребятишек быстро схватывает учебный материал, а кто — медленно. Нельзя требовать от дошкольника невозможного. Надо изучать личность ребенка, присматриваться к нему, выявлять его характер.

Индивидуальный подход используется в целях создания условий для всестороннего развития каждого ребенка и предупреждения влияния на его развитие неприятных обстоятельств. Так, детей с ослабленным зрением, слухом на занятиях сажают ближе к воспитателю, ближе к наглядным пособиям, чтобы они лучше слышали объяснение и хорошо видели показ образца, демонстрационного материала.

Детей импульсивных, со слабыми тормозными реакциями воспитатель сдерживает, развивая их волю. Некоторые дети, особенно только что пришедшие в сад, часто отличаются замедленной речью, недостаточным запасом слов. Таких детей нельзя торопить при ответах, рассказывании. Нужно воспитывать благожелательное отношение к ним и со стороны товарищей.

В детском саду встречаются дети, у которых нет привычки к умственному труду, они любят играть, но занимаются неохотно. Именно таким детям необходимо дать возможность испытать радость успеха, что повысит их интерес к содержанию занятия, к умственному труду [5,с. 93].

В работе воспитателя учитываются следующие параметры индивидуальности ребенка:

1.характер переключения умственных процессов;

2.уровень знаний и умений;

.работоспособность;

.уровень самостоятельности и активности;

.отношение к обучению;

.уровень волевого развития.

Руководствуясь дидактическим принципами, можно достичь лучших результатов в обучении детей дошкольного возраста.

Таким образом, названные выше принципы обучения придают единство практической деятельности педагога и познавательной деятельности детей. Методы, содержание, организация учебных занятий с детьми дошкольного возраста находятся в существенной зависимости от понимания педагогом принципов обучения и умения применять их в своей деятельности [7,с. 52].

2. Зарубежный опыт обучения детей дошкольного возраста

В зарубежной педагогике решение проблемы взаимодействия семьи и дошкольного учреждения существенно отличается от решения этого же вопроса в российской педагогике. Там в центре внимания находятся ребенок и его семья, а взаимодействие дошкольного учреждения с родителями рассматривается как помощь родителям в воспитании ребенка, а не как обучение родителей тому, что знают педагоги [9].

Такой подход определяется различиями в государственной политике России и за рубежом, где дошкольные учреждения, в отличие от бывшего СССР, не контролируются государством, т. е. не являются учреждениями, призванными обеспечить общественное воспитание. Поэтому при организации деятельности дошкольных учреждений в других странах и определении их целей принимают во внимание прежде всего позицию семьи, как родителей, так и ребенка [9].

В Англии существуют государственные (бесплатные) и частные дошкольные учреждения. Они подчинены органам, ведающим начальным и средним образованием. Официальных инструкций относительно содержания работы или программ не существует. Работники дошкольных учреждений составляют программы самостоятельно с учетом рекомендаций, которые даются на специальных конференциях и курсах. Руководящими принципами в работе дошкольных учреждений являются самовыражение ребенка в деятельности как наилучшем средстве выявления способностей и установка на их спонтанное, стихийное развитие [10].

В США также нет ни единой программы дошкольного воспитания, ни единой государственной системы, ни общих законов, поэтому работа в каждом штате строится по-разному. В США дошкольные учреждения разные: государственные детские сады при государственных школах, университетах, колледжах, частные детские сады и детские центры. Концепция дошкольного воспитания во многом базируется на прагматической педагогике Дж. Дьюи. В соответствии с ней в дошкольных учреждениях преобладает самостоятельная деятельность детей, широко используются игры со строительным материалом. Большое внимание уделяется обучению детей умению самостоятельно планировать свою работу, тщательно ее выполнять, доводить до конца. Детей учат быть лидерами [10].

Во Франции также есть государственные и частные дошкольные учреждения. Они были включены в систему народного образования в 1982г., при этом государственные являются бесплатными и светскими, а частные, которые посещают дети обеспеченных родителей, работают по разным образовательным программам.

Обилие образовательных программ и ориентированность дошкольного воспитания прежде всего на семью, а не на общество в целом находят выражение в разных педагогических подходах к взаимодействию семьи и дошкольного учреждения. Можно выделить следующие модели взаимодействия с родителями: адлеровская модель, учебно-теоретическая модель, модель чувственной коммуникации, модель, основанная на транзактном анализе Э. Берна, модель групповых консультаций X. Джинота и др. [9].

Заключение

Таким образом, для того, чтобы обучение детей дошкольного возраста было эффективным и приносило хорошие результаты, достаточно соблюдать основные принципы обучения:

. Принцип обучения в игровой деятельности. Игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности. Поэтому эффективнее всего проводить занятия по обучению в игровой форме.

. Занятия должны проводиться интересно для детей и в активной форме. Если занятия интересны ребенку — он активно принимает в них участие и тем самым знания усваиваются быстрее и надежнее.

. Принцип наглядности. В работе с малышами этот принцип в обучении является одним из ведущих. У дошкольника еще преобладает наглядно-образное мышление. Вот почему так важно предоставлять ребенку наглядный пример и материал.

. Принцип последовательности. Обучение должно быть последовательно, то есть знания даются от простого к сложному, а не наоборот.

. Принцип доступности и индивидуальности. Это означает, что знания и умения следует давать ребенку с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Соблюдения этих принципов поможет малышу развиваться гармонично и эффективно [10].

Список использованных источников

. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова — М.: Владос, 2003. — 400с.

. Колесникова, И.А. Воспитание человеческих качеств / И.А. Колесникова // Педагогика. — №7. — 1998. — С. 55 — 58.

. Аванесова, В.Н. Теоретические основы занятий как форма умственного воспитания и обучения: Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / В.Н. Аванесова — М.: Просвещение, 1980. — 200с.

. Пыжьянова, Л. Как помочь ребенку в период адаптации / Л. Пыжьянова // Ребенок в детском саду. — №2. — 2003. — С. 21 — 28.

. Логинова, В.И. Дошкольная педагогика / В.И. Логинова, Н.Г. Саморукова — М.: Просвещение, 2000. — 250с.

. Каралашвили, Е.А. Взаимодействуем со специалистами / Е.А. Каралашвили, Н.Е. Малахова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. — №7. — 2010. — С. 74 — 78.

. Лагунов, Ю.А. Дошкольное образование: учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.А. Лагунов — СПб.: Первое сентября, 2000. — 400с.

. Ремезова, А.С. Скоро в школу / А.С. Ремезова // Ребенок в детском саду. — №5. — 2005. — С. 35 — 37.

. http://detstvo.ru

. www.doshkolniki.org


diplomba.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *