Среднее общее образование — сколько это классов?
Быстрый ответ: 11 классов.
На текущий момент в России, а также ряде других, стран школьное образование, которое преподают в средних школах, принято делить на три основных уровня: начальное образование, основное общее и среднее (полное) общее, которое часто называют средним образованием.
- Начальное образование — с 1 по 4 класс включительно.
- Основное общее образование — это 9 классов.
- Среднее (полное) общее образование — 11 классов.
Начальное общее образование — самая первая ступень общего образования детей. На данном этапе обучения ученики приобретают школьные знание. На этом же этапе формируется и развивается личность ребенка.
Основное общее образование — своеобразная вторая ступень общего образования. На этом этапе происходит становление и формирование личности ученика, развитие его интересов и склонностей.
Среднее общее образование — это завершающий этап общего образования, целью которого является формирование навыков самостоятельного обучения ученика, а также развитие его творческих способностей. Среднее полное образование, то есть 10-11 классы, является общедоступным, но при этом не обязательным. Интересно, что для получения высшего образования необходимо среднее общее образование. Собственно, основное назначение 10 и 11 классов — подготовка к поступлению в высшее учебное заведение.
skolkoru.ru
среднее, 11, 9, начальное, как называется
«Основное общее образование – это сколько классов?» — подобный вопрос возникает из-за большого количества вариантов образования для детей.
В России образование делится на общее, профессиональное, дополнительное и профессиональное обучение.
Каждый из вариантов также состоит из нескольких частей.
Основное общее образование
Дорогие читатели!
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов,но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать,
как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам:
8 (499) 703-15-47 — Москва
8 (812) 309-50-34 — Санкт-Петербург
или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта!
Все консультации у юристов бесплатны.
Это неспециальное и непрофессиональное образование, которое является второй ступенью школьного.
Оно продолжается 5 лет и включается в себя 5-9 классы школы, гимназии или лицея. В процессе обучения школьник получает основные (базовые) знания по всем предметам.
Перед ним идут:
- Дошкольное образование: сюда входят ясли и детский сад. В них дети развивают мелкую моторику, дают базовые знания: алфавит, цифры, времена года и т.д.
Стоит отметить: в некоторых случаях обучение может происходить в специализированных центрах с более обширной программой.
- Начальное образование: первые 4 класса школы. В этом возрасте дети получают базовые знания, которые пригодятся им в дальнейшем усвоении материала: они учатся писать, читать, считать, усваивают правила поведения в коллективе, привыкают к длительности занятий.
После окончания 9 класса школьники сдают экзамены (ОГЭ или ГИА), получают диплом об окончании общего образования и имеют право продолжить его в этой же школе, сменить учебное заведение или поступить в колледж или техникум.
Последние варианты предлагают получение более специализированных знаний – это поможет после поступить в ВУЗ.
Среднее общее образование
Так называются последние 2 года обучения в школе, то есть 10 и 11 классы.
В процессе обучения подростки получают более глубокие знания по базовым предметам, усваивают новые (например, экономику и правоведение), готовятся к сдаче экзаменов в ВУЗ или ЕГЭ.
Одной из целей является привитие навыков самостоятельного обучения.
Важно знать: в некоторых странах среднее общее образование длится 3 или 4 года, из-за чего у российских школьников возникают проблемы при поступлении в европейские ВУЗы.
Об общем образовании говорится в Конституции РФ в статье 43: оно является правом и обязанностью всех россиян. Право на получение общего образования закреплено во многих законах стран.
При написании статьи использовались материалы с сайта obrazovanie.guruСреднее полное образование
Оно включает в себя прохождение всех 3 ступеней: начального, основного и среднего общего образования, то есть 11 классов школы.
После их прохождения школьник должен сдать выпускные экзамены (ЕГЭ) и получить аттестат о полном среднем образовании.
Примите к сведению: обязательными являются экзамены по русскому языку и математике (их должны сдать все выпускники), профильные (необходимые для дальнейшего поступления в ВУЗ) школьники выбирают сами.
Помимо школьного образования дети и подростки могут получать дополнительное в секциях или на курсах. Это могут быть как профильные предметы, необходимые для дальнейшего обучения в ВУЗах, так и направленные на общее развитие, например, спортивные секции или музыкальные.
Основное общее образование – это 5 лет школы, с 5 по 9 классы. Это вторая ступень, которую предстоит пройти ученикам, после чего они должны доучиться еще 2 года и получить полное среднее образование. Основное образование является обязанностью для всех школьников без исключения.
Смотрите видео об интересной нестандартной модели основного общего образования:
sovetnik.guru
Общее среднее образование — это… Закон об образовании. Средняя школа
Среднее основное образование является промежуточным звеном между начальной и высшей ступенями обучения.
Исторические сведения
Среднее образование оформилось в качестве промежуточной стадии между элементарным и университетским типами обучения еще в конце Средневековья. Это было обусловлено прогрессом культуры, науки и производства. В России в период XV-XVI вв. структура среднего образования соответствовала классическому типу обучения. Гимназии стали основным видом учебных заведений. Спустя несколько столетий отечественное образование общего типа стало все более распространяться. В начале XX века в большинстве стран среднее образование утвердилось и разделилось на структурные элементы. Теперь стандартная система обучения имела два вида: специальное и общее. До XX века среднее образование в России можно было получить преимущественно в гимназиях. Обучение проходило также в коммерческих и реальных училищах. Среднее образование как понятие в России имеет несколько значений. Термин может выступать синонимом к нескольким определениям. В частности, к знаниям, которые дает средняя школа. Образование также может быть полным, профессиональным. Иногда этот термин («среднее образование»)используют как характеристику невысокого качества обучения.
Общее среднее образование
Этот уровень обучения не является специальным или профессиональным. К современному виду общего образования относится несколько составляющих. В широком смысле это начальное, дошкольное, основное, среднее полное и дополнительное обучение для детей. Тем не менее, нередко встречаются ситуации, когда первые два вышеперечисленных элемента рассматриваются отдельно и не входят в термин «общее среднее образование». Это связано с требованиями, предъявляемыми к уровню знаний учащихся. В первых двух случаях обучение в некотором роде носит характер ознакомительный. В ряде стран, в том числе и в России, три первых уровня обучения принимаются за общее среднее образование. Это совершенно иная, отличная от начальной и дошкольной, форма получения знаний.
Структура. Дошкольное обучение
Этот вид получения знаний предназначен для детей в возрасте 2-7 лет. В программу входит развитие физических, личностных и некоторых интеллектуальных качеств. Задачи дошкольного обучения могут быть совершенно разными. Это зависит от культуры, традиций, законодательства, а также от подхода к преподаванию в каждой конкретной стране. Оно может быть реализовано через разные традиционные заведения, носить обязательный характер или нет. Российское дошкольное обучение проводится преимущественно в соответствующих учреждениях — ДОУ. Еще оно может реализовываться в специальных центрах дополнительного образования и на дому.
По статистическим данным, в России на данный момент огромное количество молодых семей имеют ребенка, который не обеспечен местом в ДОУ. Одной из главных задач современной семейной политики является обучение родителей основным принципам дошкольного воспитания.
Начальный уровень
Данный вид обучения является первой ступенью из всех, которые составляют общее среднее образование. Это достаточно важный этап получения знаний во многих странах, в том числе и в России. В процессе начального обучения дети приобретают и развивают множество нужных качеств. Они начинают получать первые сведения об окружающем мире, учатся решать прикладные задачи и совершенствуют навыки общения. На этом этапе происходит процесс формирования личности ребенка.
Основной уровень
Данный вид представляет собой вторую ступень полного обучения. Главная цель, которая преследуется на этом уровне, включенном в общее среднее образование, это создание определенных условий для развития интересов и склонностей учащегося, а также формирование и становление его личности. Этот этап является обязательным и необходимым для перехода на следующий уровень получения знаний. В развитых странах закон об образовании определяет данный вид обучения как обязательный для всех детей соответствующего возраста. Кроме того, в передовых государствах этот уровень получения знаний должен быть общедоступным, то есть бесплатным. Обучение проходит в школе. Практически все вышеперечисленные пункты, как правило, отражены в конституции.
Программа среднего общего образования в России рассчитана на девять лет. Выпускной экзамен учащиеся сдают в конце последнего года обучения. Проверка знаний осуществляется в соответствии с нормами, которые содержит ФГОС среднего общего образования. По результатам экзамена выявляются способности каждого школьника. Образовательная программа среднего общего образования дает детям базовый курс знаний. В некоторых учебных заведениях предусмотрено углубленное изучение отдельных предметов. Имея аттестат о среднем общем образовании, в дальнейшем выпускник может перейти на один из следующих уровней обучения.
Завершающая ступень
Данный вид получения знаний представляет собой третий уровень общего образования. Целью при этом является формирование способностей ученика к самообучению и развитие его творческих способностей. Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что данный тип образования общедоступен, однако при этом он не носит обязательного характера. И если общее среднее образование — это базовый девятилетний курс, то полное представляет собой подготовительный этап перед поступлением в ВУЗ. Успех сдачи вступительных экзаменов в институт в большой степени зависит от результатов выпускных испытаний. Отечественное полное общее образование предполагает следующие этапы обучения: начальный, общий основной и два старших класса.
В ряде других развитых стран завершающая ступень несколько продолжительнее. В Германии, к примеру, она составляет четыре года. Именно по этой причине лишь малая часть отечественных аттестатов полностью котируется заграницей. Фактически большинство абитуриентов из России не имеют никакой возможности быть зачисленными почти во все иностранные высшие учебные заведения. Среднее образование в России завершается сдачей единого государственного экзамена. Его результат исчисляется в баллах. Их количество определяет возможность поступления в тот или иной вуз. Помимо общеобразовательных школ также существуют вечерние учебные заведения, лицеи и гимназии.
Дополнительное образование для детей. Ключевые моменты
Данный вид представляет собой вариативную составляющую общего образования. Дополнительное обучение призвано помочь ученику выработать потребность в творчестве и познании мира. Целью этой мотивационной программы является содействие в процессе самореализации ребенка, в личностном и профессиональной определении. Этот термин возник в начале 90-х годов с изменениями в ряде нормативных актов Российской Федерации. У детского дополнительного образования есть множество трактовок. Большинство исследователей считают, что под ним нужно понимать систематизированный процесс обучения и воспитания с помощью реализации структурированных педагогических программ.
Юридические аспекты
Каждому человеку дано право на получение доступного и бесплатного образования. В России и ряде других развитых стран это зафиксировано в конституции. Также в настоящее время во многих государствах получение общего образования является не только правом, но и обязанностью.
Организационные моменты
Получение общего образования осуществляется в муниципальных, государственных и частных учреждениях. Создание последних в образовательной сфере ряда некоторых стран категорически запрещено. В Российской Федерации учреждения образования разных уровней можно лицензировать. Во многих государствах полное общее обучение является бесплатным. По крайней мере, до третьего его уровня. Как правило, ввиду направленности социальной политики осуществляется поддержка всей системы образования.
Стандартные требования
Качество среднего образования, равно как разработка учебных программ и подготовка школьников, контролируется государственными органами. Так происходит в каждой стране. Данные стандарты отличаются от требований в высших учебных заведениях. Последние имеют международную направленность. Единых стандартов среднего образования фактически не существует. Аналогичными можно считать общие требования относительно продолжительности обучения в соответствующих учреждениях. В большинстве случаев этот период длится более десяти лет. Также существует необходимость проведения выпускных экзаменов для учеников. Во многих развитых странах число сдаваемых предметов варьируется от 6 до 12.
Большинство прогрессивных государств предусматривает тринадцатилетний курс среднего обучения. В то же время отечественная практика предполагает только одиннадцать лет образования и минимальное количество обязательных экзаменов — всего лишь два. Этими предметами являются математика и русский язык, остальные сдаются по индивидуальному выбору каждого ученика, если они необходимы для поступления в ВУЗ.
Выпускник вправе получить аттестат, если показал положительные результаты испытаний по двум основным дисциплинам. Государственная политика уделяет особое внимание стратегической важности образовательного направления. По этой причине международные организации отслеживают изменения в области базового получения знаний, несмотря на отсутствие общих стандартов. Согласно результатам этих исследований, качество обучения заметно снизилось, и эта тенденция сохраняется.
fb.ru
это сколько классов и где?
Вообще прилагательное «средний» в русском языке имеет два значения:
- Находящийся посередине. Например, средний месяц лета, средний брат.
- Невыразительный, непримечательный. Например, средний ученик.
В отношении к образованию этот термин применяется для определения его уровня. Но по сути, качество знаний в разных случаях разное.
Необходимый уровень
В России, прежде всего, общеобразовательная школа дает среднее образование. Это сколько классов надо проучиться в школе, чтобы образование соответствовало этому уровню? Необходимым и конституционно обязательным считается изучение программы школы — 11 классов. Наличие среднего образования подтверждается специальным аттестатом. Он выдается при успешном окончании обучения. Раньше его называли аттестатом зрелости. Такой документ получает ученик при окончании полного курса обучения в средней школе, то есть после 11 класса.
Образование вне школы
Если общеобразовательное учреждение не закончено, у человека неполное среднее образование. Это сколько классов оказывается у него за плечами? Неполное среднее образование считается таковым после окончания 9 классов. Если человек намерен продолжить обучение, он может поступить в среднее профессиональное учебное заведение. В этом случае вместе с программой, которая требуется для освоения выбранной профессии, он будет изучать и предметы за 10-11 классы. В результате после окончания этого учебного заведения у студента будет не только профессиональное, но и среднее образование. Это сколько классов можно сэкономить и насколько раньше получить профессию, уйдя после 9-го класса? Да, некоторая экономия по времени действительно есть, но не столь значительная. Обычно, в любое училище можно поступить как после 9-го, так и после 11-го класса. Обучение после девятого существенно дольше, чем для молодых людей, уже получивших полное среднее образование. Сколько классов (лет) экономится при этом? Примерно полгода–год. Так, например, если поступить обучаться на швею после 9-го класса, то срок обучения два с половиной года, а после 11-го класса – 1 год. Нехитрый подсчет выявляет экономию в 6 месяцев.
Среднее общее образование: сколько классов
Вообще все образование недаром делится на три ступени. Каждая из них имеет определенное значение. Начальная школа – это, прежде всего, социализация человека. Она не только дает элементарные знания, но и приучает учиться, выполнять требования. Средняя школа в России – это огромный выбор предметов. Если добросовестно и скрупулезно изучить все из них, хотя бы по учебникам, уровень образования будет достаточно высокий. Такой большой выбор дается с целью предоставить ученику максимальные возможности. Обучение в среднем звене общеобразовательной школы длится пять лет. Два выпускных класса на практике обычно являются подготовкой к вузу или техникуму.
Таким образом, за пять лет среднего звена в школе и получается, в основном, среднее образование. Это сколько классов и сколько предметов? Количество последних отличается год от года. Но можно выявить несколько направлений обучения:
- гуманитарное;
- естественнонаучное;
- точные науки.
Предметы всех направлений присутствуют в программе любого года с пятого по девятый класс.
Уровень образования
В разных учебных заведениях он отличается разительно. В некоторых гимназиях уже сейчас дается очень хорошее образование. Учителя работают по индивидуальным программам, ученики проходят отбор и регулярно сдают экзамены. В результате при получении аттестата зрелости выпускники обладают высокими знаниями.
В ПТУ также проходит обучение предметам общеобразовательной школы, но при этом уровень его совершенно другой: студенты не столь заинтересованы в обучении, а преподаватели не могут дать программу в полном объеме. В результате знания учащихся таких учреждений весьма приблизительны и неполны, хотя аттестат о среднем образовании они тоже получают.
fb.ru
Среднее общее образование Википедия
Общее образование (первый уровень образования) — не профессиональное и не специальное образование[1].
В настоящее время к общему образованию в широком смысле принято относить следующие составляющие: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее и дополнительное образование детей.
Иногда дошкольное и/или начальное общее образование не включаются в понятие общее образование и рассматриваются отдельно. В России и некоторых других странах три уровня — начальное общее, основное общее и среднее общее иногда называют средним образованием, так как они включены в школьное образование и преподаются в средних школах.
Структура общего образования
Дошкольное образование
Дошкольное образование — обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка возраста от 2 до 7 лет. В зависимости от законодательства, традиций и культур подход к дошкольному образованию различен — перед ним могут ставится различные основные и частные задачи, оно может быть обязательным или нет, реализуется через различные традиционные институты. Дошкольное образование в России осуществляется, как правило, в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего образования (предшкола), учреждениях дополнительного образования детей (центры и объединения раннего развития ребёнка), но может осуществляться и дома в семье. С учётом того обстоятельства, что в России сейчас более трети молодых семей, имеющих ребёнка, не обеспечены детскими дошкольными учреждениями, подготовка родителей к азам семейного дошкольного воспитания становится одной из важнейших задач молодёжной семейной политики.
Начальное общее образование
Начальное общее образование (1-4 классы) — это первая ступень общего образования у детей в России и многих других странах. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка. [2]
Основное общее образование
Основное общее образование (5-9 классы) — вторая ступень общего образования в России и в большинстве других стран, целями которого является создание условий для становления и формирования личности обучающегося, развитие его склонностей и интересов. Основное общее образование является необходимым этапом для получения среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования.[2][3] В развитых странах основное общее образование является обязательным для всех, в большинстве развитых стран оно обязано быть общедоступным, то есть бесплатным. И то и другое прямо декларируется в конституциях. В большинстве развитых стран основное общее образование подразумевает 9-летнее обучение в средней школе. В конце последнего 9-го года школьники сдают тесты (в России — ОГЭ), результаты которых определяют возможность каждого ученика получить либо полное среднее образование, либо среднее профессиональное. В XX веке в СССР, в период с 1920-х по 1980-е, имелся статус «неполного среднего образования» (НСО): в 1920-х — 1960-х это было полностью оконченных 7 классов из 10 классов средней школы. В 1960-х — 1980-х — это 8 классов из 10 классов средней школы. При переходе на 11-летнее среднее образование НСО соответствует 9 классам общеобразовательной школы.
Среднее общее образование
Среднее общее образование (10-11 классы) — третья, завершающая ступень общего образования в России и некоторых других странах, целями которого являются развитие творческих способностей обучающегося и формирования навыков самостоятельного обучения. В соответствии с частью 5 статьи 66 Закона Российской Федерации «Об образовании» среднее общее образование является обязательным до достижения обучающимся восемнадцатилетнего возраста, если данное образование не было получено ранее. Среднее общее образование является необходимым этапом для получения высшего образования. [2] Основное назначение старших классов — подготовка к поступлению в высшее учебное заведение. В старшие классы ученики проходят после отсевочных экзаменов, которыми заканчивается основное общее образование. В России среднее общее образование подразумевает начальное, основное общее образование и 2 года обучения в старших классах (10 и 11 классы). В большинстве развитых стран это не 2, а 3 года (в некоторых странах, например, в Германии, 4). По этой причине российские аттестаты признаются на Западе лишь частично, а российские абитуриенты лишаются возможности прямого зачисления в большинство зарубежных вузов. Среднее общее образование заканчивается сдачей государственных экзаменов (ЕГЭ), результаты которых определяют возможность поступления в вуз. Кроме средних общеобразовательных школ, среднее общее образование существует и в средних специальных учебных заведениях СПО, как и в вечерних средних школах, гимназиях и лицеях.
Дополнительное образование детей
Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.[4]. Сам термин «дополнительное образование детей» появился в начале 90-х годов в связи с принятием Закона РФ «Об образовании».
Права и обязанности
Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года декларирует доступность и бесплатность общего образования: «образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования». В некоторых странах, включая Россию, это положение закреплено в Конституции (см. ст. 43 Конституции России, ст. 112 Конституции Латвии).
В настоящее время в некоторых странах (например, в России) общее образование является не только правом, но и обязанностью граждан.
Организация
Общее образование даётся в рамках государственных, муниципальных, а также частных организаций. В некоторых странах создание частных организаций в сфере общего образования запрещено, в других, как в России, большинство из уровней подлежит лицензированию.
Практически во всех странах общее образование, по крайней мере до основного уровня включительно, можно получить бесплатно. Обычно в рамках социальной политики государств происходит поддержка всей структуры общего образования.
Стандарты качества среднего образования
В отличие от высшего образования, стандарты которого носят международный характер (Болонский процесс), качество среднего образования, стандарты подготовки школьников и учебных программ разрабатываются на государственном уровне в каждой отдельной стране. Единой международной стандартизации в среднем образовании практически нет: есть только общие требования к продолжительности обучения в школе (не менее 12 лет) и необходимости введения государственных экзаменов для выпускников школ. В одних странах школьники сдают 6 экзаменов (Великобритания, Франция), в других 12 (Швейцария). В большинстве стран цикл обучения в школе составляет 12 лет, но в Германии, Австрии среднее образование предусматривает 13-летнее обучение. В России цикл обучения короче — всего 11 лет и количество государственных экзаменов самое небольшое — всего 3 (русский язык, математика и английский язык). Для получения аттестата о среднем (полном) образовании необходимо сдать только эти предметы. Остальные экзамены выпускник вправе выбрать при необходимости для поступления в ВУЗ.
Образование — стратегически важное направление государственной политики. Поэтому, несмотря на отсутствие международных стандартов в части среднего образования, международные организации (ОЭСР, ЮНЕСКО, ООН и другие) считают крайне важным отслеживать изменения, происходящие в сфере среднего образования как на мировом уровне, так и на национальных, для чего проводят собственные исследования. Самым авторитетным таким исследованием является PISA (Programme for International Student Assessment). Согласно этому международному исследованию качества среднего образования, в среднем по ОЭСР качество подготовки школьников снижается (с 500 баллов в 2000 году до 493 баллов в 2015). Самое лучшее среднее образование, согласно рейтингу PISA, в Сингапуре и Японии. Из европейских стран список возглавляют Эстония и Финляндия. Россия из 73 стран, участвующих в рейтинге качества среднего образования в 2015 году, заняла 32 место[5].
См. также
Примечания
Ссылки
wikiredia.ru
Уровни образования в Российской Федерации
1 сентября 2013 г. в России вступил в действие новый закон «Об образовании» (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.). Согласно данному закону в России устанавливаются новые уровни образования. Под уровнем образования понимается завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.
С 1 сентября 2013 г. в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
- дошкольное образование;
- начальное общее образование;
- основное общее образование;
- среднее общее образование.
Профессиональное образование разделяется на следующие уровни:
- среднее профессиональное образование;
- высшее образование — бакалавриат;
- высшее образование — специалитет, магистратура;
- высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
Остановимся подробнее на характеристике каждого из уровней.
Уровни общего образования
Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни). Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позднее достижения ими возраста восьми лет.
Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, русским языком, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).
Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Дети, не справившиеся с программами одного из данных уровней, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.
Уровни профессионального образования
Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. К получению среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования. Если обучающийся по программе среднего профессионального образования имеет только основное общее образование, то одновременно с профессией он в процессе обучения осваивает и программу среднего общего образования.
Среднее профессиональное образование можно получить в техникумах и колледжах. Типовым положением «Об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)» даются следующие определения: а) техникум — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки; б) колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки.
Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации. К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.
К освоению программ подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура (адъюнктура), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки) допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование или высшее фармацевтическое образование. К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств.
Прием на обучение по образовательным программам высшего образования осуществляется отдельно по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации осуществляется на конкурсной основе.
Прием на обучение по программам магистратуры, программам подготовки кадров высшей квалификации осуществляется по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательной организацией самостоятельно.
Бакалавриат — это уровень базового высшего образования, которое длится 4 года и имеет практико-ориентированный характер. По окончании данной программы выпускнику вуза выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени бакалавр. Соответственно, бакалавр — это выпускник вуза, получивший фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации, он в праве занимать все те должности, для которых их квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования. В качестве квалификационных испытаний на получение степени бакалавра предусмотрены экзамены.
Магистратура — это более высокий уровень высшего образования, которое приобретается за 2 дополнительных года после окончания бакалавриата и предполагает более глубокое освоение теоретических аспектов направления подготовки, ориентирует студента на научно-исследовательскую деятельность по данному направлению. По окончании данной программы выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени магистр. Основная задача магистратуры — подготовить профессионалов для успешной карьеры в международных и российских компаниях, а также аналитической, консультационной и научно-исследовательской деятельности. Для получения степени магистра по выбранной специальности не обязательно наличие степени бакалавра по той же специальности. В этом случае получение степени магистра рассматривается как второе высшее образование. В качестве квалификационных испытаний на получение степени магистра предусмотрены экзамены и защита выпускной квалификационной работы — магистерской диссертации.
Наряду с новыми уровнями высшего образования существует традиционный вид — специалитет, программа которого предусматривает 5-летнее обучение в вузе, по окончании которого выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании и присваивается степень дипломированный специалист. Перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов утвержден указом Президента РФ № 1136 от 30 декабря 2009 г.
По материалам: http://273-фз.рф/
http://www.moeobrazovanie.ru/spec_bakalavr.html
3.151546343622
xn—-jtbibbrldcuew.xn--p1ai
СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ это что такое СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: определение — Педагогика.НЭС
СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
уровень образования, обеспечивающий сознательное, активное участие человека в жизни общества, способствующий его самостоят. проф. деятельности; дает основу для высш. образования. Различают общее С. о. и среднее профессиональное образование. Осн. пути общего С. о. — обучение в общеобразоват. школе, ср. спец. уч. заведениях, ср. проф.-тех. уч-щах, самообразование.
Цель общего С. о. — становление личности и мировоззрения учащегося, осознание им целостной картины мира и своего места в нем, включающее выбор жизненного пути. В совр. условиях общее С. о. — центральное звено в системе непрерывного образования. Общему С. о. предшествуют дошкольное и нач. школьное образование.
Наиболее четко общее С. о. оформилось к кон. средних веков. В 18—19 вв. формировалось ср. проф. образование, в к-ром наряду с неск. упрощенным и ограниченным С. о. учащиеся получали тео-ретич. и практич. знания и умения в конкретной проф. деятельности, а также в техн. руководстве малоквалифициров. работниками. Развивались спец. уч. заведения: военные, мореходные, пед., мед., техн., с.-х., лесные и др.
Продолжительность С. о. в 15—18 вв. составляла 2—4 года, позднее увеличилась до 5—6 лет при обязательном предварит, нач. обучении в течение 4—6 и даже 8 лет (Австрия, Германия в нач. 20 в., совр. Япония). Общее С. о. предоставляется преим. подросткам и юношеству (12—18 лет), а также взрослым, не получившим его ранее.
Содержанием С. о. в ср.-век. Европе (12—15 вв.), общим для высшего и только вычленявшегося ср. школьного образования, считались семь свободных искусств. В 15—16 вв. возникло классическое образование, предусматривавшее систематич. изучение древних языков и математики в качестве гл. уч. предметов; сохранялось в Европе и Америке до нач. 20 гвА постепенно уступив место реальному Образованию. В содержании С. о. древние языки стали необязательными, существенно расширено изучение совр. иностр. языков (2—3), физики, механики, химии, естествознания, техники, введены черчение, обработка металла, дерева, ткани, агрокультура. Возникли новые типы общего С. о. — промежуточные между «классическим» и специальным, проф. С. о. — т. н. С. о. с углубленным изучением как традиционных, так и новых уч. предметов, построенных на интегрировании данных неск. наук: экон. география, агрохимия, прикладная математика и др.
Содержание общего С. о. подразделяется на группы уч. предметов, к-рые по своей общей доминантной направленности соответствуют каждому из компонентов опыта личности: умственное воспитание — основы наук, воспитание направленности — предметы социального цикла, эстетич. воспитание — предметы эстетич. цикла, воспитание коммуникативности — предметы языкового цикла, трудовое воспитание — трудовое обучение, физич. воспитание — физкультура. Формирование каждой из сторон опыта личности осуществляется в процессе шк. обучения в целом, т.е. не только в циклах уч. предметов, выделенных по соответствующему преобладающему признаку, но и во всех остальных уч. предметах, что предопределяет осн. линии их взаимосвязи (см. Содержание образования).
Предметная дифференциация разл. типов общего С. о. весьма разнообразна и достаточно условна. В частных паблик скулз Великобритании нач. 20 в. преподавалось 5 предметов: языки, лит-ра, математика, иск-ва разного рода, танцы — физич. упражнения — спор-. Во Франции того же времени С. о. отличалось многопредметностью (15—16 предметов): прикладная арифметика, элементарные алгебра и геометрия, счетоводство и бухгалтерия, основы физики и естествознания в применении к агрокультуре, индустрии и гигиене, черчение, рисование, основы права в применении к х-ву, отеч. история с элементами всеобщей, франц. лит-ра, экон. география, новые языки, обработка металла и дерева (мальчики), кройка и шитье (девочки). Промежуточное положение по набору уч. предметов занимало С. о. в Германии, скандинавских странах, США, Италии и России.
Сами уч. предметы в структуре общего С. о. традиционно строились с опорой на «свои базовые науки». Это не исключало спец. конструирования предметов, учитывающих особенности отд. стран и школ («Домоводство»).
По мере развития науч. знания и его дифференциации по разл. областям культуры содержанию уч. предметов все труднее становилось отражать достижения «базовых наук». Противоречия обострились в связи с осознанием пед. общественностью в 80-х гг. 19 в. принципиальных различий целей наук и целей шк. предметов. Для первых цель — приращение новых знаний о человеке и среде его обитания (о Вселенной). и способов их использования, тогда как для вторых — передача молодому поколению наиб. существенного и ценного из культуры (включая науку). Во 2-й пол. 20 в. все уч. предметы стали полинаучными, объединяя под своим названием материалы многих совр. самостоят. наук. Возникла потребность в радикальной перестройке содержания общего С. о. — перевод его от «базовых наук» к преподаванию в системе «образовательных областей», число к-рых задается психологически допустимой нормой членения содержания совр. культуры в интересах эффективного обучения подростков и юношества (в режиме 5-дневной рабочей недели при 6—8-часовом дне занятий в классе). Выделяется 13 таких «областей»: родной язык и лит-ра, иностр. язык, иск-во, математика, система неживой природы, вещество, самоуправляемые системы, Земля, биол. системы, человек, общество, труд и техника с технологией, физич. культура.
Организация общего С. о. отличается разнообразием в связи с ист. и нац. традициями. В ряде гос-в (Франция, Китай и др.). общее С. о. йентрализовано: разрабатываются программы, учебники и др. средства обучения, унифицирована подготовка учительских кадров. Местные особенности обучения не поощряются. В федеративных (Германия, Бельгия, США, Бразилия, Мексика, Индия и др.). и конфедеративных (Швейцария, Канада и др.). гос-вах С. о. при официально декларированных генеральных целях обладает выраженными региональными особенностями. Особую пед. и социальную проблему представляет язык обучения. Программы, учебники и др. компоненты С. о. многонац. гос-в, сохраняя в той или иной мере общегос. составляющую (напр., по математике, физике, химии, астрономии), разрабатываются для соответствующих регионов на местных материалах. Для малочисленных этнич. групп разрабатывается содержание С. о. с резким усилением местного материала, что реализуется с трудом. Организуются спец. ф-ты высш. пед. уч. заведений (напр., ф-т учителей народов Севера в РГПУ им. А. И. Герцена), выпускники к-рых и разрабатывают соответствующее содержание образования. В совр. России С. о. также построено на основе федеральных, региональных и местных составляющих.
Управление С. о. осуществляют мин-ва образования, их регион, органы и советы самоуправляющихся уч. заведений, обладающие нек-рой бюджетно-финан-совой самостоятельностью и реализующие собств. образоват. программы. Полной противоположностью этому является управление материально независимыми частными уч. заведениями, самостоятельно разрабатывающими уч. курсы, программы, учебники, режим обучения (как правило, интернатный). Известны многочисленные промежуточные формы управления С. о. Общим для всех вариантов управления является ин-т инспекторов, методистов, наставников, призванный контролировать и совершенствовать нормы, организацию и содержание С. о. В 20 в. усилилось гос. влияние на управление С. о. Разные типы общего С. о. не всегда предоставляют право на полное высшее или университетское образование (без доп. обучения).
В учебных планах предметы, как правило, подразделяются на общеобязательные, обязательные по выбору и факультативные. В централизованных гос. шк. системах все предметы уч. плана обязательны, но практически учащиеся нек-рым из них отводят второстепенное место, ориентируясь на вступительные экзамены в вузы. В целом уч. план предопределяет уч. нагрузку учащихся разных возрастов в соответствии с требованиями шк. гигиены. Самостоят. домашняя работа официально не регламентируется.
Программы учебные С. о. разрабатываются на основе учета социальных потребностей и развития наук, некогда положенных в основу уч. предмета. Для совр. С. о. постоянен поиск психол.-пед. подходов к обновлению содержания уч. курсов с учетом тенденций в самой «базовой науке» и допустимых для школьников информац.-технол. нагрузок. Одно из направлений такого поиска — разработка стандартов образовательных.
Средства обучения в системе С. о. претерпели значит. развитие — от дидактически необработанных лит. текстов к специально конструируемым комплектам книг, наглядных пособий, моделей, лабораторным приборам, предметам уч. и производств, труда. Особым разнообразием отличаются учебники, число к-рых тем не менее отстает от числа разработанных уч. программ. Привлечение к уч. процессу средств вычислит, техники обусловило возникновение особой формы уч. деятельности — составление учащимися индивид, программ работы на компьютере для решения поставленной учителем уч. задачи.
Методы обучения в системе общего С. о. обусловлены его целями. В сословном обществе (Зап. Европа 16—18 вв.). и на стадии С. о. практиковались методы зубрежки, по сути противоречившие духу классического образования. В условиях формирования гражд. общества в зап.-европ. странах и США (19 в.). методы обучения в С. о. стали шире использовать достижения науч. педагогики, в частности требования гармонизации умств., физич. и нравств. развития подростков, их самостоятельности и активности в освоении нац. и мировой культуры.
В 19 в. весьма острой стала проблема совмещения общего образования и трудовой и проф. подготовки молодежи. Рост потребности в воспитании активности и инициативности работника вызвал развитие новых приемов обучения («школа действия» — В. А. Лай, «трудовая школа» — Г. Кершенштейнер, П. П. Блонский). Динамика социального и науч.-техн. прогресса направила внимание специалистов к разработке проблематики С. о. гл. обр. в аспектах культивирования творч. начал личности и гармонизации становления индивида и интересов развития уч. коллектива, а также гуманитаризации образования.
Подготовка педагогов для системы С. о. вплоть до 19 в. осуществлялась в высш. уч. заведениях. С расширением структуры С. о. в качестве преподавателей привлекались выпускники ун-тов, а с сер. 19 в. — выпускники специально созданных уч. заведений (высш. школ, отраслевых академий, ин-тов). для подготовки учителей для системы реального образования. Ускоренное развитие С. о. с нач. 20 в. потребовало создания учительских ин-тов с укороченным периодом обучения и предоставлением права преподавать уч. предметы на нач. этапе общего С. о. (5-—7-е годы обучения). Учительские кадры пополнялись образованными людьми из числа отставных военных, инженеров, юристов, писателей и др. В связи с постоянной нехваткой квалифициров. педагогов-учителей в 20 в. возникли разл. частные, муниципальные и гос. курсы, центры, ин-ты и ф-ты повышения квалификации и методических консультаций для действующих учителей.
В России динамика распространения С. о. полностью не изучена. Подвергаются сомнению офиц. данные Всес. переписи населения 1939. В России, по данным Всес. переписи 1989, на 1000 чел. населения в возрасте 15 лет.н. старше приходилось 596 чел. с общим С. о., включая получивших ср. специальное и высшее (в СССР. — 612 чел.). По рос. микропереписи 1994, этот показатель составил 615 чел. Незначит. ельны различия в числе мужчин и женщин, получивших С. о. (соответственно 675 и 639), но они сохраняются в целом для гор. и сел. населения (710 и 496). Имеются различия по отд. регионам. Среди лиц, получающих зарплату в разл. секторах экономики, на 1000 чел. приходилось св. 820 чел. СО С. О. H. M Сватков.
Оцените определение:
Источник: Российская педагогическая энциклопедия
didacts.ru