Средства убеждения – Средства убеждения

Эффективные методы убеждения

Как убедить человека в чем-либо? Будет лукавством утверждать, что мы никогда не пытались склонить кого-то на свою сторону и переубедить ближних. Это происходит повседневно в отношениях: мать-ребенок, муж-жена, начальник – коллектив и других коммуникативных сообществах.

Психология влияния и успех тесно взаимосвязаны. Достижение целей часто сопряжено с необходимостью подключения к процессу других людей. Но цели то наши. Психология влияния и убеждения — это практически равноценные понятия. Как убедить человека и достичь успеха расскажем в этой статье.

 

Итак, 10 основных методов и психологических способов убеждения

10 методов – последовательность применения

  1. Замотивируете оппонента. В процессе убеждения важно начать с мотивации человека. Хотите, чтобы он сделал то, что нужно Вам? Докажите, что прямую выгоду получит в первую очередь тот, кого Вы просите. «Ты чудо как хороша в этой стильной шапке» — говорить мать дочери, и та, 5 минут назад готовая выйти в 20-градусной мороз без головного убора, с радостью надевает обновку.
  2. Будьте приветливы, вежливы. И улыбайтесь. Агрессивный напор дает в ответ только нежелание подчиняться. Улыбка — признак доброго человека, такой не может действовать из плохих побуждений. Довольные жизнью люди имеют гораздо больший дар убеждения, чем хмурые и не приветливые.
  3. Вдохновение! Опишите как велика и прекрасна цель, в осуществлении которой вы просите помочь. Убеждайте в ценности предлагаемой Вами идеи. Если оппонент заразится Вашими мечтаниями, он будет считать, что принял решение самостоятельно.
  4. Не путайте психологию убеждения с манипулированием. Нельзя задевать самолюбие человека, его скрытые негативные установки. Неглупые люди сразу чувствуют, когда ими манипулируют, и результата Вы не дождетесь. Более того, собеседник может навсегда прекратить с Вами отношения, подопытным кроликом не хочется быть никому.
  5. Сформируйте доказательную базу своей просьбы. Убеждение сильно тогда, когда вы сами верите в то, что говорите. Перед началом разговора подберите железные аргументы и факты. «У нас готова только половина презентации. Если мы не выйдем на работу в субботу, то в понедельник не сможем выиграть на новый тендер».
  6. Мастерство убеждения требует некоторой доли лести. Не нужно открыто лгать о наличии несуществующих достоинств, а вот преувеличить имеющиеся в данном случае необходимо. «Только Вам по силам сделать это в такой короткий срок. Больше мне положиться не на кого!».
  7. Обходите неприятные моменты. Контраргументы могут быть крайне убедительны и тяжело оспариваемы. Если попали в такую ловушку — уводите диалог в другую сторону. «Мы сейчас не об этом говорим, вернемся к теме позднее».
  8. Хитрите. Не стоит в лоб говорит человеку о его неправоте, прямо указывать на грубые ошибки и оговорки. Заметив в ходе беседки явные ляпы и нестыковки, вежливо выскажите свою точку зрения и несогласие по спорным моментам. Собеседник будет благодарен за Вашу тактичность и шансы на его убеждение значительно возрастут.
  9. Покажите свою компетентность в затронутом вопросе. Легче всего убедить в своей правоте, когда крепко знаешь суть предмета. Похвалитесь успехами и достижениями, расскажите, как удалось их добиться.
  10. Начинайте диалог с вопросов, на которые собеседник может ответить только утвердительно. Расслабившийся оппонент, не ожидая подвоха, скажет «да» по главной теме, ради которой все и затевалось.

Перечисленные методы влияния позволят сформировать у человека внутреннее убеждение поступить нужным Вам образом.

От сердца, а не от ума — 10 психологических приемов

Как направить мысли человека в нужное русло мы рассмотрели. Но, применяя техники убеждения, гораздо важнее зацепить эмоции человека. Предлагаем психологически приемы, которые позволят настроить оппонента на нужную волну.

  1. Нет для человека слаще звука, чем звук собственного имени- так говорил великой знаток методов влияния на психику Дейл Карнеги. Если Вы в ходе беседы назовете Ивана Петровича Иваном Васильевичем, то о положительном ходе беседы можете забыть. Люди не прощают таких ошибок, показывающих их малозначительность в глазах оппонента. Чаще обращайтесь к собеседнику по имени, и Вы обретете в его лице благодарного слушателя.
  2. Слушайте заинтересовано. Это Вы пытаетесь убедить собеседника в выполнении значимого для Вас дела, поэтому внимайте ему с благоговением. Интерес подтверждайте невербально – кивайте, вздыхайте, восклицайте к месту. Задавайте уточняющие вопросы. Покажите, что человек важен и интересен.
  3. Запоминайте ключевые фразы и выражения оппонента и используйте их при дальнейшем разговоре. Это позволит установить между вами тесную связь, обозначить общность взглядов и интересов. Человек будет думать, что Вы с ним из одной социальной общности, а может и выросли где-то в одном дворе. Такие вещи не располагают к отказу в просьбе.
  4. Подмечайте любое движение собеседника. Изучайте невербальные признаки, показывающие настроение человека. Если видите, что на Вашу фразу оппонент подался вперед, раскрыв ладони- продолжайте усиливать значение темы- он заинтересован. Случай, когда визави начал теребить нос или постукивать ручкой по столу должен стать стоп-сигналом! Ему не интересно, он раздражен. Либо смените на время тему, либо подавайте ее под другим углом!
  5. «Свет мой, зеркальце, скажи…» Метод отзеркаливания давно применяется в психологии влияния. Он заключается в ненавязчивом повторении жестов и мимики собеседника. Отвечайте улыбкой на улыбку, нахмурьтесь, когда человек выразил озабоченность. Это даст понять, что вы одной крови, одинаково реагируйте на ситуации и это поможет приблизить Вас к заветной цели.
  6. «Просите и получите, стучите и Вам откроют». Библейские истины актуальны во все времена. Не стесняйтесь просить о помощи, показаться слабым. Зачастую страх быть навязчивым или получить отказ мешает нам в решении многих вопросов. Человеку будет приятно, что он может помочь, это повысит его самооценку. Есть и другое мнение: «Никогда ничего не просите, особенно у тех, кто сильнее Вас», но Вы же помните кто это сказал?
  7. Завысьте планку. В психологии есть один простенький, но эффективный прием. Попросите сделать что-то, заведомо зная, что человек этого сделать не сможет: любую глупость, нелепицу. Через некоторое время озвучьте истинную просьбу – собеседник будет рад взяться за дело, испытывая чувство неловкости за не оказанную помощь в первый раз.
  8. Воздействую на подсознание методом ассоциаций. Вызывайте положительные эмоции, связанные с воспоминаниями: чувствами, запахами. «Вы же помните, как пахли те булочки с помадкой в школьной столовой. Почему нам не попробовать продавать такие же». Сходство между предметами как метод психологии давно себя зарекомендовал.
  9. Следите за физическим состоянием оппонента. В состоянии усталости ему легче поддаться на уговоры, а Вам применить мастерство убеждения. Когда заметите, что у человека теряется энергетика- приступайте к главному, трать остатки на споры с Вами он не станет.
  10. «Ахиллесова пята». Предварительно изучите характер собеседника. К человеку с развитым чувством долга легче апеллировать размышлениями об ответственности. Если визави самолюбив, убеждайте его в том, что, выполнив Вашу просьбу, он станет известен в определенных кругах.

Применяя правильные методы и технологии, дар убеждения можно развивать. Изучения техник влияния поможет Вам в достижении поставленных целей. Будьте искренни в своих желаниях и в отношении к людям, и они ответят Вам взаимностью.

 

 

[Всего голосов: 0    Средний: 0/5]

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

trenermozga.ru

Методы и приемы убеждения

Когда мы слышим о таком явлении, как убеждение, мы понимаем, что речь идет об очередных «психологических штучках». Создается ощущение, что человеку против воли навяжут мысли, установки или чувства. На деле это не так. Убеждение и внушение – не одно и то же.

В чем разница между убеждением и внушением

Убеждение – термин с двумя психологическими трактовками. Это и элемент мировоззрения личности, побуждающий ее действовать определенным образом (пример – не вступать в интимные отношения с парнем на первом свидании, потому что так ведет себя хорошая девочка), и процесс передачи элемента мировоззрения другому человеку (пример – убедить подругу, что на первом свидании – никакого секса, и исключительно это правильно).

Такая передача информации или жизненной установки адресату происходит и в процессе воспитания, когда родители или педагоги учат детей поступать честно, приходить на помощь тем, кто в этом нуждается и быть полезными членами общества. В научных спорах же истина рождается тоже благодаря убеждению оппонента в правдивости выдвинутой теории. Как правило, собственную точку зрения при этом говорящий аргументирует, а слушатель осмысливает ее и решает, соглашаться со сказанным или не соглашаться. То есть это осознанный процесс восприятия информации и принятия ее как собственной установки. В процессе убеждения, таким образом, у человека рождается новое собственное убеждение.

Внушение – иной процесс. Это агрессивное психологическое воздействие. Обходя сознание и критическое мышление человека, ему навязывают установку, которую он должен выполнить. Внушение происходит через подсознание, и внушаемому остается только «слепо» усваивать информацию. Внушение происходит при помощи гипноза, давления или эмоционально-волевого воздействия. Считается, что внушить человеку что-либо можно и мысленно.

Методы и приемы убеждения

Выводы из сказанного следующие: убеждение – это осознанное восприятие человеком информации, подразумевающее ее осмысливание, а внушение – это обход критического мышления и воздействие на подсознание. Убеждение требует от желающего передать мысли и установки больших затрат времени и сил, внушение же происходит скорее и легче. Конечно, нужно при этом обладать навыками и способностями к психологическому воздействию такого рода.

Виды убеждения

Итак, воздействовать на человека мы решили, не обходя его сознание. Как убеждать? Отталкивайтесь от видов убеждения. Это «база», изучив которую, можно применять приемы и методы для скорейшего достижения цели.

Информирование. Адресату предоставляется полная информация об объекте или явлении. Если есть преимущества, о них рассказывают в первую очередь. Так продавец в магазине бытовой техники рассказывает покупателю о возможностях заинтересовавшего его пылесоса или фена.
Разъяснение. Этот вид убеждения используется, когда некоторые моменты следует уточнить. Тот же продавец расшифрует покупателю технические характеристики мощности выбранной модели, переведет цифры в преимущества, которые этот пылесос имеет перед другими похожими.
Доказательство. К нему обращаются, когда данные просят сопроводить наглядным представлением или настоящими фактами. Так учитель химии показывает детям «Йодные часы», демонстрируя обратимые реакции. Жидкость в колбе становится черной, а при ее размешивании получается прозрачная «водичка».
Опровержение. Если мнение убеждаемого отличается от того, которое он должен заиметь в результате воздействия, используется этот вид убеждения. В иных случаях люди сами желают получить опровержение информации. Так поклонники «Игры престолов» ждут опровержения смерти Джона Сноу в любимом сериале. Только вот ни актеры, ни создатели проекта его не дают.

Методы и приемы убеждения

Этот «каркас» убеждающего воздействия – база, над которой надстраиваются ситуационные условия. При идеальном совпадении умений убеждающего и окружающей обстановки и готовности адресата воспринимать информацию воздействие обречено на успех. Расслабленные люди и личности, чувствующие сходство свое и убеждающего легче поддаются процессу.

Приемы и методы убеждения

Подбирать метод убеждения в каждой конкретной ситуации нужно по обстоятельствам. Но зная основные приемы убеждения в психологии, вы сориентируетесь в том, когда к ним обращаться.

Наставление. Если убеждаемый (или их группа) настроены благожелательно к убеждающему, если у него сформировался авторитет, он наставляет слушателей, убеждая их вести себя определенным образом. В форме наставления начальник дает указания рабочей группе: «Сделайте это так-то… Мы добьемся того, что…». Так преподаватель, отойдя от темы занятия, говорит студентам о моральной стороне некоторого явления. Делает он это, опираясь на свой опыт и авторитет.
Команды и приказы. К ним тоже прибегают, имея перед аудиторией авторитет. Важно, чтобы приказы исполнялись, а для этого убеждаемый не должен критически к ним относиться. Так, на просьбу собрать игрушки, исходящую от папы или от бабушки, малыш реагирует по-разному, если отец строг, а бабушка балует и проявляет мягкость.
Совет. Если между людьми существует близость, доверие, применяется эта форма убеждения. Давать советы нужно уметь. Делайте это участливо, благожелательно.
Намек. Его относят к методам косвенного убеждения, т.к. информация сообщается не напрямую, а в форме полушутки, приведении сравнения. Намек обращается не к мышлению человека, а к эмоциям. Прибегайте к этому приему убеждения, когда собеседник находится в игривом настроении.
Косвенное одобрение. Если человек в общем действует в правильном направлении, используется этот прием. Его миссия – не дать свернуть с намеченного пути. Почему одобрение лишь косвенное? Если высказать его напрямую, оно походит на лесть, что отпугивает человека. Не всегда уместно с напором, пристально заглядывая в глаза собеседнику, говорить: «Вы такой молодец! Так вы добьетесь своего!». Убедительнее фраза: «Такой подход обычно дает хороший результат». Методы и приемы убеждения
«Плацебо». Эффект плацебо известен в медицине. Больному доктор дает безобидное средство вроде аскорбинки и говорит, что это действенное лекарство, которое избавит от болезни. Человек верит в благоприятный исход лечения и действительно исцеляется. Используя этот прием, можно убедить собеседника в том, что он добьется желаемого. Дайте ребенку талисман, который может быть с ним на контрольной работе или важном спортивном соревновании. Скажите: «Пока эта вещь с тобой, ты сможешь добиться того, о чем мечтаешь, если приложишь усилия». Вот увидите, у вашего малыша все получится.

Эти приемы и методы знакомы каждому, в них нет ничего «эдакого», заковыристого. Но в искусстве убеждения есть и секреты, связываемые с именами трех известных в истории личностей.

Три правила убеждения

Они названы по именам мудрецов и ученых, использовавших их много столетий назад. Эти правила и сейчас используются в искусстве убеждения.

Правило Гомера. Тщательно готовьтесь к предстоящему убеждению и подбирайте аргументы в свою пользу. Аргументы условно делятся на сильные, средние и слабые. Правило Гомера подразумевает, что начинать убеждение следует с сильных, затем нужно добавить два или три средних, а завершить все лучше самым сильным аргументом. Слабые же не используйте вообще, ведь они не помогут добиться результата. Не начинайте с того, что вы хотите получить от человека, не говорите, что он должен сделать. Это вызовет реакцию отторжения. Поэтому приводите аргументы и именно в указанной последовательности. Методы и приемы убеждения
Правило Сократа, или Правило трех «да». Сократ был мудрецом, который в совершенстве владел искусством убеждения. Его секрет заключался в том, чтобы, задавая вопросы, не дать собеседнику ответить ни на один из них отрицательно. При этом убеждаемый искусно подводится к тому, чтобы самостоятельно принять чуждую точку зрения. Этому приему сегодня обучают консультантов-сетевиков. Так что если к вам заявится человек, который предложит продукцию малоизвестной компании, начиная как бы издали, не поддавайтесь. Вас могут спросить о здоровье: «Согласитесь, каждый мечтает быть здоровым?». Привести очевидные факты: «А знаете ли вы, что организм человека состоит в основном из воды?», «Чистая вода очень важна для здоровья, не правда ли?». А затем перейдут в наступление: «Вы ведь хотите пить чистую воду? И чтобы ваши близкие и дети пили только чистую воду?». Если впредь вы отвечали утвердительно, вам предложат «чудо-фильтр» для воды за бешеные деньги.
Правило Паскаля. Сохраните лицо собеседника, не загоняйте его в угол. Не унижайте в убеждении достоинство человека, не посягайте на свободу или авторитет его личности. Человек не соглашается с фактами, порочащими достоинство, а убеждение в отрицательном ключе не работает. Как сказал сам Паскаль: «Ничто не разоружает так, как условия почетной капитуляции». Пример – налоговое законодательство США. В Америке запрещено утаивать сведения от налоговых служб. Обществом это порицается. Однако в инструкции для налогоплательщиков есть пункт: «Заявить можно и о нелегальных доходах, заплатив с них отчисления». И граждане Соединенных Штатов так и делают, зная, что их не назовут преступниками и не наложат на них штрафы.

Искусство убеждения – интересная и увлекательная наука. Но практика оказывается куда более захватывающей и полезной. Теоретическая база усвоена, так что переходите к действиям!

sunmag.me

Девять методов бесспорного убеждения и аргументирования

Автор: Юрий Николаевич Лaпыгин, доктор экономических наук, профессор, ректор Bлaдимиpского института бизнеса.

 

Слово — великий инструмент человеческого общения и безграничного воздействия на людей. Руководители часто заботятся о содержании словесного воздействия, и в то же время беззаботно относятся к его форме, которая не менее важна. Что, например, имеется в виду, когда речь идет о технике словесного убеждения? Это дикция (четкое произношение звуков), выразительное произношение (в частности правильное оперирование логическими ударениями), громкость (в зависимости от аудитории), умение управлять своими жестами и мимикой, четкая логическая структура речи, наличие пауз, кратких перерывов.

Следует отметить, что убеждает не только слово, но и дело, поэтому рассчитывать в убеждающем воздействии только на слова, даже правильно и доходчиво сказанные, но не подтвержденные конкретными делами, не стоит.

Методы убеждения являются ведущими среди методов организаторского воздействия. Убеждение — это прежде всего разъяснение и доказательство правильности или необходимости определенного поведения; либо недопустимости какого-то поступка.

Процесс убеждения, пожалуй, самый сложный среди остальных способов организаторского воздействия. Ведущее место в этом процессе занимает аргументирование своей позиции и стремление сделать так, чтобы она стала позицией, убеждением каждого участника коллективной деятельности. Поэтому мы более внимательно рассмотрим аргументирование как важнейшую основу убеждения. Остановимся на параметрах убеждающего воздействия.

Способов аргументирования существует множество, но, как и в шахматах, практика выработала ряд «правильных дебютов». Они могут быть сведены к следующим четырем приемам:

  1. Прием снятия напряженности требует установления эмоционального контакта с собеседником. Для этого достаточно нескольких слов. Шутка, вовремя и к месту сказанная, также во многом способствует разрядке напряженности и созданию позитивной психологической обстановки для обсуждения.
  2. Прием «зацепки» позволяет кратко изложить ситуацию и, увязав ее с содержанием беседы, использовать как исходную точку для проведения обсуждения проблемы. В этих целях можно с успехом использовать какие-то события, сравнения, личные впечатления, анекдотический случай или необычный вопрос.
  3. Прием стимулирования воображения предполагает постановку в начале беседы множества вопросов по содержанию тех проблем, которые должны рассматриваться. Этот метод дает хорошие результаты, когда исполнитель отличается трезвым взглядом на решаемую проблему.
  4. Прием прямого подхода предполагает непосредственный переход к делу без какого-либо вступления или преамбулы. Схематично это выглядит следующим образом: кратко сообщаете причины, по которым созывается заседание, и переходите к их обсуждению.

 

Как способствовать тому, чтобы человек принял вашу точку зрения? Эти рекомендации могут пригодиться в психокоррекционной работе.

Правило первое: убеждать человека в чем-либо — не значит спорить с ним. Недоразумения нельзя уладить спором, их можно устранить лишь с помощью такта, стремления к примирению и искреннего желания понять точку зрения другого.

Правило второе: уважайте мнение других людей, никогда не говорите человеку резко, что он не прав, особенно при незнакомых людях, так как в этом случае ему будет трудно согласиться с вами.

Никогда не начинайте с заявления: «Я готов вам доказать». Это равносильно тому, как если бы вы сказали: «Я умнее вас». Это своего рода вызов. Такое обращение настраивает собеседника против вас еще до того, как вы начнете его убеждать.

Если человек высказывает какую-то мысль и вы считаете ее неправильной или даже абсолютно уверены в ее ошибочности, тем не менее, лучше обратиться к своему собеседнику примерно с такими словами: «Я могу ошибаться. Давайте разберемся в фактах». Вы никогда не окажетесь в затруднительном положении, если будете признавать, что можете ошибаться. Это остановит любой спор и заставит вашего собеседника быть столь же справедливым и откровенным, как и вы, вынудит его признать, что он тоже может ошибаться.

Правило третье: если вы не правы, то признавайтесь в этом быстро и решительно. Гораздо легче самому признать свои ошибки или недостатки, чем выслушивать осуждение со стороны другого человека. Если вы предполагаете, что кто-то хочет отозваться о вас отрицательно, скажите это раньше сами. Вы его обезоружите. В некоторых случаях гораздо приятнее признать себя неправым, чем пытаться защищаться. Признание ошибки, как правило, вызывает снисхождение к тому, кто ее совершил.

Правило четвертое: когда вы хотите убедить человека в правильности вашей точки зрения, ведите разговор в доброжелательном тоне. Не начинайте с вопросов, по которым ваши мнения расходятся. Говорите о том, в чем ваши мнения совпадают.

Правило пятое: старайтесь получить от собеседника утвердительный ответ в самом начале беседы. Если человек сказал: «Нет», — его гордость требует, чтобы он оставался последовательным до конца.

Правило шестое: предоставьте другому человеку право больше говорить, а сами старайтесь быть немногословным. Истиной является то, что даже наши друзья предпочитают больше говорить о своих успехах, чем слушать, как хвалимся мы. Большая часть людей, пытаясь добиться того, чтобы человек понял их точку зрения, сами много говорят — это явная ошибка. Дайте возможность другому высказаться, поэтому лучше научитесь сами задавать вопросы собеседникам.

Правило седьмое: дайте человеку почувствовать, что идея, которую вы ему подали, принадлежит ему, а не вам.

Правило восьмое: если хотите убедить людей в чем-либо, старайтесь смотреть на вещи их глазами. У каждого человека есть причина поступать именно так, а не иначе. Найдите эту скрытую причину, и у вас будет «ключ», вы поймете его действия и, может быть, даже личные качества. Попытайтесь поставить себя на его место. Вы сэкономите много времени и сохраните свои нервы.

Правило девятое: отнеситесь с сочувствием к идеям и желаниям другого человека. Сочувствия — вот чего страстно желает каждый. Большая часть людей, окружающих вас, нуждаются в сочувствии.

Правило десятое: чтобы изменить мнение или точку зрения кого-либо, обращайтесь к благородным мотивам. Человек обычно руководствуется двумя мотивами в своих действиях: один тот, который благородно звучит, а другой истинный. Сам человек будет думать об истинной причине. Но все мы, будучи идеалистами в душе, любим говорить о благородных побуждениях.

Правило одиннадцатое: используйте принцип наглядности для доказательства своей правоты. Выразить правду только словами порой бывает недостаточно. Правда должна быть показана живо, интересно, наглядно.

 

Изучите все практические методы убеждения в курсе «Практическая логика и аргументация»:

Практическая логика и аргументация: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс

www.elitarium.ru

Пример как одно из средств убеждения

ПРИМЕР КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ УБЕЖДЕНИЯ

Большое влияние на сознание и поведение учащихся оказывает пример других людей. Воспитательная сила примера основана на склонности и способности к подражанию. Не имея достаточных знаний и жизненного опыта, школьники присматриваются к поступкам и действиям окружающих, подражают им, стараются вести себя так, как ведут себя взрослые, товарищи. Пример поведения других людей оказывает прямое и косвенное воздействие на воспитанников, стимулирует их стремление к совершенствованию, самовоспитанию и изменению их жизненной позиции.

Воспитательное воздействие при помощи примера — это своеобразное использование наглядности в воспитании. Примеры поведения других людей влияют не только на сознание, но и на чувства воспитанников; они затрагивают не только их ум, но и нервную систему. А это очень важно.

Классные руководители широко используют примеры из жизни и деятельности великих людей. Эти примеры обладают большой воспитательной силой и воздействуют не только на сознание, но и на чувства, поведение детей и подростков. Поэтому классные руководители часто обращаются к страницам биографий выдающихся деятелей. Всей своей жизнью и деятельностью они учат, каким должен быть новый человек. При отборе книг для внеклассного чтения в первую очередь рекомендуются книги о выдающихся деятелях и их жизни.

Большой воспитательной силой обладают героические подвиги участников войны и мирного труда. Поэтому классные руководители проводят встречи с участниками Великой Отечественной и Чеченской войн. Эти встречи проводят в школе. Но хорошо, если школьники будут встречаться с этими людьми и на производстве, в цехе, лаборатории. Там можно ближе познакомиться с трудом передовых рабочих и инженерно-технических работников. Такие встречи пробуждают интерес к труду и людям труда. Они содействуют профессиональной ориентации и выбору профессии. Передовики производства обычно рассказывают, для чего нужна та или иная профессия, какие знания и навыки для нее необходимы, какие качества личности важно сформировать, чтобы успешно трудиться на заводе или фабрике, в колхозе и совхозе, в сфере бытового обслуживания.
Опытные воспитатели привлекают примеры из жизни и деятельности не только прославленных героев, но и близких людей — родителей, учителей, передовиков промышленности и сельского хозяйства. В своей учебно-воспитательной работе они опираются на примеры, взятые из жизни родного села, города.

Воспитанию школьников на примере старших способствуют встречи с передовиками производства, со знатными людьми. Задача классного руководителя — найти таких людей, с которых можно «делать жизнь». Их можно встретить среди родителей, тружеников шефствующего предприятия, колхоза, совхоза. Иногда
учащиеся собирают материал о передовиках производства и оформляют альбомы на темы «Трудом славен человек» или «Человек познается в своих делах». Альбомы используют для иллюстрации бесед о тружениках своего села, района, шефствующего предприятия.

На формирование сознания и поведения школьников серьезное влияние оказывает и личный пример воспитателей, родителей, близких людей, товарищей. Никакие слова педагога не могут дать такого ясного представления о правилах поведения, как его поступки и действия. Дети постоянно наблюдают, как учитель держится на уроке и в жизни, как он одет, как обращается с окружающими его людьми. Их интересует, как он откликается на то или иное событие, как относится к своим обязанностям. Особенно
высоко ценится в воспитателе цельность характера, требовательность к себе и другим, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели.

Детей и молодежь воспитывает все: люди, вещи, явления. Но прежде всего и больше всего воспитывают люди. Из них на первом месте находятся родители, которые постоянно влияют своим поведением, моральным обликом. Школьники живут не в безвоздушном пространстве. Их формирование и развитие происходит в постоянном общении и взаимодействии с взрослыми, и в первую очередь с родителями. Характер их отношений накладывает серьезный отпечаток на сознание и поведение детей и молодежи.

Известно, что школьники подражают не только взрослым, но и своим сверстникам, товарищам, с которыми общаются в школе, дома, на улице. В дружеской обстановке они, не стесняясь, выясняют волнующие их вопросы, расширяют свой кругозор, заимствуют многие привычки. Наблюдая живые и конкретные примеры поведения товарищей, они стараются равняться на лучших, заимствуют в первую очередь положительные качества — трудолюбие, настойчивость, инициативу. Правда, иногда школьники заимствуют и дурные привычки. Задача воспитателей — приучать противодействовать отрицательным примерам.

Методы использования примеров в процессе воспитания разнообразны. Это, прежде всего подражание или воспроизведение образца поведения. Оно может быть бессознательным или осознанным копированием поведения других людей. Один из методов использования положительных примеров — это заимствование. Оно
предполагает сознательное и выборочное воспроизведение качеств личности, приемов и способов ее деятельности, поведения. Иногда заимствуют — даже манеры, походку, одежду. Заимствование и подражание во многом зависят от чувства уважения и симпатии к человеку, который служит примером, на которого желают быть похожими воспитанники. В ряде случаев следование примеру других людей проявляется в соревновании, в стремлении превзойти образец, которому подражают, в желании достигнуть лучших результатов в труде, повседневном поведении. Классному руководителю важно использовать и другие методы усвоения примеров поведения других людей. Так, большое значение имеет организация совместной деятельности воспитанников с передовыми тружениками старшего поколения. Это помогает обогатить личный опыт труда и поведения, создает лучшие условия для самовоспитания.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УБЕЖДЕНИЮ

Эффективность убеждения зависит от соблюдения ряда требований. Рассмотрим важнейшие из них.

Сочетание убеждения и практического приучения. Наибольших успехов в воспитании достигают те классные руководители, которые сочетают убеждение с приучением школьников. Словесное воздействие сочетается у них с организацией разнообразной практической деятельности, с приучением к выполнению норм и правил
поведения. Иногда словесное разъяснение предшествует или сопутствует приучению. Но оно может и следовать за ним. На основе обобщения конкретного опыта учащихся можно сформулировать и разъяснить им правила поведения. Усвоение основных положений и требовании, их выполнение во многом зависят от наличия у воспитанников опыта поведения в различных условиях.

Практика воспитания показывает, что слово воспитателей приобретает конкретный смысл, если оно задевает личный опыт учащихся, если воспитатели опираются на этот опыт и от словесного разъяснения переходят к действию, а от действия к разъяснению.
В. А. Сухомлинский, говоря о единстве двух основных, по его мнению, методов нравственного воспитания — убеждения и практического приучения, справедливо утверждает: «Мастерство нравственного воспитания… заключается в том, чтобы ребенка с первых шагов его школьной жизни убеждали, прежде всего, его собственные поступки, чтобы в словах воспитателя он находил отзвуки собственных мыслей, переживаний, рождающихся также в процессе активной деятельности». Воспитательный эффект словесного воздействия во многом зависит от той почвы, на которую падает живое слово воспитателя, от жизненного опыта учащихся. Знание норм поведения не автоматически ведет к формированию нужного поведения. Важно обеспечить применение этих знаний на практике, в опыте повседневного поведения. Лишь при этом условии знания превращаются в убеждения, черты характера.

Опыт передовых школ учит, что лишь при условии тесного единства интеллектуального, эмоционально-волевого и действенно-практического факторов можно обеспечить формирование целостной, гармонически развитой личности. Если воспитатели будут формировать лишь интеллектуальную сферу и игнорировать
другие компоненты личности, это может привести к воспитанию бесчувственных резонеров, могущих рассуждать по любому вопросу, но не способных глубоко переживать воспринимаемые идеи и воплощать эти идеи в практической деятельности, своем поведении. Недооценка же воздействия на интеллект воспитанника препятствует формированию коммунистических убеждений, осознанию воспитанником социальных целей общественно полезной деятельности.

Конкретность и доступность материала. Убеждение достигает цели при условии, если сообщаемый материал излагается в конкретной и доступной форме. Н. К. Крупская писала: «Есть такое марксистское положение: «истина всегда конкретна». Надо помнить его, особенно тогда, когда речь идет о сообщении знаний ребятам. Ребята никакого положения не могут усвоить, если оно отвлеченно. Им нужно дать конкретный, живой материал на конкретных, живых фактах, тогда они смогут понять то или иное положение». Если воспитатель соотносит разъясняемые этические понятия с конкретными поступками окружающих людей, школьники усваивают их более прочно и основательно. При этом немаловажную роль играет и эмоциональность рассказа воспитателя, умение выделить главное в поведении окружающих людей.

В практике воспитательной работы нередко между учителем и учеником возникает словесный барьер. Учитель говорит, убеждает, а ученик слушает, но не воспринимает того, что ему говорят, не делает для себя необходимых выводов. Объясняется это тем, что учителя, говоря о правилах поведения, не всегда связывают их с конкретной практикой. Немаловажное значение имеют искренность, правдивость, принципиальность самих воспитателей, единство их слова и дела.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

При выборе форм и методов убеждения важно также учитывать возрастные особенности учащихся, их познавательные возможности. Так, в младших классах большое место занимают такие формы убеждения, как беседы о правилах поведения, коллективная читка газет и книг. С учащимися среднего школьного возраста регулярно проводят читательские конференции, лекции и доклады на различные темы, вечера вопросов и ответов. Учащиеся старшего школьного возраста принимают активное участие в теоретических конференциях и диспутах. С учетом возрастных особенностей проводят Ленинские уроки и чтения, встречи со знатными людьми.

При выборе методов и приемов убеждения важно учитывать и индивидуальные особенности. Одни школьники легко поддаются воздействию, другие — труднее. Некоторые ученики чутко реагируют, когда им оказывают доверие, когда к ним обращаются с просьбой, на других лее больше действует приказание, решительное осуждение их поступков коллективом. Поэтому важно выбирать такие формы и методы убеждения, которые бы учитывали особенности данного ученика.

Таковы основные требования к применению убеждения в воспитательной работе. Соблюдение их способствует повышению эффективности воспитательной работы классных руководителей. Эффективность воспитания означает, прежде всего, повышение действенности, результативности воспитательных воздействий. Достигается это не только при помощи нравственного убеждения, но и в процессе организации жизни и деятельности учащихся.

infourok.ru

Речь – средство убеждения — Мегаобучалка

Социальная психология выделяет два главных процесса воздействия на восприятие человека. Они протекают одновременно (параллельно), но включают разные приемы и средства убеждения.

1. Прямой способ убеждения, или собственно убеждение.

Его называют еще центральным или непосредственным способом убеждения.

2. Косвенный способ убеждения. Он основан на внушении.

Прямой способ – это система доводов (аргументов), выстроенных в логической последовательности. Иными словами – система доказательств, основанная на фактах.

При этом возможны ссылки на неоспоримые свидетельства, на традицию или ситуацию, на здравый смысл и вкус и т.д., но главное – аргументация. Не случайно Риторику как исследование техники убеждения иногда называют также теорией аргументации.

Для того, чтобы склонить слушателей к своему мнению, судебный оратор в процессе убеждения должен решить три взаимосвязанных задачи, на которые обращал внимание еще Цицерон:

— доказать правоту того, что мы защищаем;

— расположить к себе слушающих;

— направить их мысли в нужную ему сторону.

Таким образом, основная задача судебного оратора — доказывать правильность и справедливость своей позиции при помощи логической аргументации.

Аргументация – это приведение доводов с целью изменения позиции или убеждений другой стороны (аудитории).

Довод или аргумент представляет собой одно или несколько связанных между собой утверждений. Довод предназначается для поддержки тезиса аргументации – утверждения, которое аргументирующая сторона находит нужным внушить аудитории, сделать составной частью ее убеждений.

Аргументация представляет собой речевое действие, включающее систему утверждений, предназначенных для оправдания или опровержения какого-то мнения. Она обращена в первую очередь к разуму человека, который способен, рассудив, принять или отвергнуть это мнение.

Основанный на внушении косвенный (периферийный) способ убеждения применяется ораторами параллельно с прямым убеждением в расчете на ту часть аудитории, которую трудно убедить одними лишь рациональными доводами.



Образность, эмоциональность, убежденность, искренность оратора – все это средства косвенного убеждения. Но бывает и так: спокойная, уверенная и рассудительная аргументация нередко действует удивительно убеждающее.

 

 

Вопрос № 8.

 

Ясность.

На ясность как главное достоинство речи указывал еще Аристотель: «Достоинство стиля заключается в ясности; доказательством этому служит то, что, раз речь не ясна, она не достигает своей цели». О «необыкновенной, исключительной» ясности на суде писал Пороховщиков «… Не так говорите, чтобы мог понять, а так, чтобы не мог не понять вас судья»

Чем достигается ясность? Прежде всего, глубоким знанием материала, четкой композицией речи, логичностью изложения, убедительностью аргументов. Таким качеством отличались речи многих дореволюционных судебных ораторов, которые старались сделать изложение доступным для восприятия.

Речь становится неясной вследствие нечеткого знания материалов дела, вследствие низкой культуры мышления. Мысль, вполне сложившаяся в мозгу, легко находит точное выражение в словах; неопределенность выражений обычно бывает признаком неясного мышления.

Довольно часто речь становится неясной из-за неуместного использования в ней иноязычных слов и узкоспециальных терминов

Точность

 

Это качества относится к выбору слов. Иногда достаточно одного точного слова, чтобы дать оценку ситуации, охарактеризовать человека или его поступок.

С целью достижения точности (юридической истины) оратор может использовать и жаргонные слова, которые были употреблены подсудимым

Неточность могут вызвать и «модные» слова. Так, в наши дни вместо слова довольно (в значении «до некоторой степени») нередко используется, особенно молодежью, слово достаточно, которое имеет значение «столько, сколько нужно, сколько требуется для чего-либо». Неточность речи всегда возникает при употреблении иноязычных слов без учета их значения. Неточность создается и недоНеточно выражают мысль высказывания, засоренные лишними, «любимыми» словами и словосочетаниями: ну, значит, в общем-то, что ли, так сказать, как говорится, если можно так сказать, будем так говорить, как бы и др.

Из-за таких слов-сорняков, как что ли, короче, будем так говорить, четко сформулированная мысль становится неточной, приблизительной; оратор словно кается в неумении точно выражаться. Модное слово в общем-то также не позволяет выразить мысль точно, определенно

говариванием суффикса -ся в паронимах — возвратных причастиях

Неточно выражают мысль высказывания, засоренные лишними, «любимыми» словами и словосочетаниями: ну, значит, в общем-то, что ли, так сказать, как говорится, если можно так сказать, будем так говорить, как бы и др.

Из-за таких слов-сорняков, как что ли, короче, будем так говорить, четко сформулированная мысль становится неточной, приблизительной; оратор словно кается в неумении точно выражаться. Модное слово в общем-то также не позволяет выразить мысль точно, определенно. А на суде нужно говорить по каждому делу не «в общем-то», а конкретно

Неточно выражают мысль высказывания, засоренные лишними, «любимыми» словами и словосочетаниями: ну, значит, в общем-то, что ли, так сказать, как говорится, если можно так сказать, будем так говорить, как бы и др.

Из-за таких слов-сорняков, как что ли, короче, будем так говорить, четко сформулированная мысль становится неточной, приблизительной; оратор словно кается в неумении точно выражаться. Модное слово в общем-то также не позволяет выразить мысль точно, определенно

 

Вопрос № 9.

Логичность речи. Признаки логичной речи.

Разрушать логику чужих построений не менее важно, чем логично выстраивать собственные доказательства.

Даже очевидное, казалось бы, обстоятельство требует подробного и логического обоснования.

 

Различается логичность предметная и понятийная.

Предметная логичность состоит в соответствии смысловых связей и отношений языковых единиц связям и отношениям предметов и явлений в реальной действительности. То есть мы выстраиваем свое рассуждение в соответствии с реальными событиями жизни: вот, смотрите, сначала было то-то, потом то-то, в результате случилось это и т.д.

Логичность понятийная отражает логичное движение мысли в смысловых связях элементов языка. Например: «Шли два студента – один в пальто, другой в институт». Или: «Обломов быстро утомляется, любит поспать, но любит свою родину». Это примеры нелогичного использования смысловых понятий языка.

Признаки логичной речи:

— продуманная, строго организованная структура;

— ясно выраженная связь предложений, при этом логика речи должна отражать логику мысли;

— четко обозначенные переходы от одной мысли к другой;

— каждая новая мысль должна быть обозначена, для этого текст должен быть верно разделен на части;

— объем предложений в тексте должен быть адекватен их содержанию.

 

Одно из условий логичности высказывания — его непротиворечивость.

Логичность на уровне целого текста создается композицией выступления и рядом логических приемов, основные из которых — определение понятия, объяснение, описание, сравнение, анализ, синтез, абстрагирование. Логичность на уровне отдельных частей судебной речи зависит от того, насколько ясно и правильно выражена связь отдельных высказываний и композиционных частей. Одним из средств связи являются логические вопросы

megaobuchalka.ru

Средство убеждения (слушать аудиокнигу бесплатно)

11:03

Средство убеждения_01

17:43

Средство убеждения_02

17:58

Средство убеждения_03

15:11

Средство убеждения_04

11:36

Средство убеждения_05

11:51

Средство убеждения_06

10:09

Средство убеждения_07

10:35

Средство убеждения_08

11:33

Средство убеждения_09

11:13

Средство убеждения_10

14:23

Средство убеждения_11

10:47

Средство убеждения_12

10:05

Средство убеждения_13

10:47

Средство убеждения_14

10:13

Средство убеждения_15

10:59

Средство убеждения_16

11:03

Средство убеждения_17

11:12

Средство убеждения_18

16:42

Средство убеждения_19

10:22

Средство убеждения_20

10:36

Средство убеждения_21

10:36

Средство убеждения_22

12:22

Средство убеждения_23

10:19

Средство убеждения_24

13:25

Средство убеждения_25

11:47

Средство убеждения_26

10:09

Средство убеждения_27

11:36

Средство убеждения_28

11:11

Средство убеждения_29

10:21

Средство убеждения_30

10:34

Средство убеждения_31

11:32

Средство убеждения_32

11:01

Средство убеждения_33

10:08

Средство убеждения_34

11:21

Средство убеждения_35

11:36

Средство убеждения_36

12:59

Средство убеждения_37

10:14

Средство убеждения_38

12:38

Средство убеждения_39

10:07

Средство убеждения_40

12:10

Средство убеждения_41

10:41

Средство убеждения_42

10:31

Средство убеждения_43

10:03

Средство убеждения_44

10:11

Средство убеждения_45

10:08

Средство убеждения_46

10:59

Средство убеждения_47

10:16

Средство убеждения_48

10:51

Средство убеждения_49

10:45

Средство убеждения_50

11:23

Средство убеждения_51

10:46

Средство убеждения_52

10:32

Средство убеждения_53

10:59

Средство убеждения_54

10:14

Средство убеждения_55

13:23

Средство убеждения_56

10:45

Средство убеждения_57

10:24

Средство убеждения_58

10:21

Средство убеждения_59

12:29

Средство убеждения_60

13:00

Средство убеждения_61

10:22

Средство убеждения_62

11:07

Средство убеждения_63

11:02

Средство убеждения_64

12:57

Средство убеждения_65

10:04

Средство убеждения_66

10:52

Средство убеждения_67

11:38

Средство убеждения_68

11:32

Средство убеждения_69

12:05

Средство убеждения_70

10:24

Средство убеждения_71

10:29

Средство убеждения_72

13:26

Средство убеждения_73

15:06

Средство убеждения_74

10:31

Средство убеждения_75

10:31

Средство убеждения_76

10:20

Средство убеждения_77

10:12

Средство убеждения_78

10:08

Средство убеждения_79

11:31

Средство убеждения_80

12:13

Средство убеждения_81

11:00

Средство убеждения_82

12:03

Средство убеждения_83

05:56

Средство убеждения_84

knigavuhe.org

Основные способы убеждения или как влиять на людей

11.04.2012 Анна Соколова

Неотъемлемой характеристикой успешного человека является умение, способность, а может и магический талант оказывать влияние на других людей.

Человек, который умеет убеждать и направлять мысли окружающих людей в необходимое ему русло обладает невероятными возможностями в современном мире.

Рассмотрим основные способы, как влиять на людей во время беседы, то есть психологические методы убеждения.

Использовать собственные полномочия, связи, деньги или шантаж очень нежелательно, оказывать влияние можно и силой слова и силой взгляда. Итак, к группе основных психологических способов относятся убеждение, внушение и психологическое заражение.

Убеждение – это способ влияния, когда обращаются к сознанию другого человека, его чувствам и опыту, чтобы сформировать у него новые взгляды и установки.

Убеждение не даст результата, если его подменять морализаторством. Стоит избегать таких слов, как «должен», «обязан» или «как не стыдно». Убеждать словом – великое искусство, которое требует знаний психологии людей, законов этики и логики.

Для начала необходимо, чтобы Ваш собеседник согласился выслушать внимательно и осмысленно Ваши аргументы, найдите то общее, что объединяет Вас и установите психологический контакт.

Затем будет целесообразно вместе проанализировать все доводы и прийти к общему выводу. Таким образом, влияние на человека не будет навязчивым, а наоборот, будет соответствовать его мыслям, чувствам и взглядам.

Если Вам удастся настроиться на волну человека в момент беседы – Вы увидите, что уже половина дела сделана, и влиять на людей, которые мыслят так, как Вы, гораздо проще, чем на людей с противоположными взглядами.

Даже если Вы в полной мере не разделяете убеждения человека, попробуйте прочувствовать его мысли, и просто – понять его. Понимание рождает начало всех партнерских взаимоотношений. Понять собеседника порой гораздо проще, чем это может казаться на первый взгляд.

Небольшая тренировка на Ваших близких и друзьях поможет выработать навык понимания в совершенстве.

Внушение – это психологический способ влияния, который предусматривает не критическое восприятие высказанных мыслей и воли. Во время внушения согласие не достигается, но обеспечивается принятие информации, которая уже содержит готовый вывод.

Используя эту информацию, человек, на которого влияют, должен сам прийти к правильному необходимому Вам выводу. Цель достигается за счет того, что у человека вызываются сильные эмоциональные реакции. Основные формы внушения – это намек, одобрение, осуждение.

Психологическое заражение – процесс передачи эмоционального состояния от одного человека к другому на неосознанном уровне. Зачастую, этот метод используется в группах людей или коллективах.

Например, правильно поданная информация об успехе одного, заражает энтузиазмом и остальных, вызывая интерес и воодушевление, а не зависть.

Кроме вышеперечисленных основных методов не стоит забывать и о более простых истинах, которые необходимо помнить при желании влиять на человека во время общения.

Почаще называйте собеседника по имени, ведь для его ушей нет ничего слаще. Умейте слушать и искренне интересоваться тем, о чем Вам говорят, это всегда располагает к успешному исходу диалога.

Ну и конечно, почаще улыбайтесь, будьте оптимистом! Вы будете удивлены откликом окружающего мира, который подчинится Вашему искреннему влиянию.

Эти статьи блога Вам должны быть интересны:

berichnow.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *