Срок исковой давности налоговый кодекс – 113. /

Содержание

Ст. 48 Налоговый Кодекс РК Сроки исковой давности по налоговому обязательству и требованию 25 декабря 2017 года № 120-VI ЗРК О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) Статья 48 Комментарий

1. Исковой давностью по налоговому обязательству и требованию признается период времени, в течение которого: 

1) налоговый орган вправе исчислить, начислить или пересмотреть исчисленную, начисленную сумму налогов и платежей в бюджет; 

2) налогоплательщик (налоговый агент) обязан представить налоговую отчетность, вправе внести изменения и дополнения в налоговую отчетность, отозвать налоговую отчетность; 

3) налогоплательщик (налоговый агент) вправе потребовать зачет и (или) возврат налогов и платежей в бюджет, пени. 

2. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, срок исковой давности составляет пять лет. Течение срока исковой давности начинается после окончания соответствующего налогового периода, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4, 5, 6 и 10 настоящей статьи. 

3. Налогоплательщик, налоговый орган вправе исчислить, начислить или пересмотреть исчисленную, начисленную сумму налогов: 

1) при применении главы 80 настоящего Кодекса по налогам, указанным в инвестиционном контракте, предусматривающем реализацию инвестиционного приоритетного проекта, в течение периода действия такого контракта и пяти лет с даты истечения срока действия или иного прекращения действия инвестиционного контракта; 

2) при применении подпункта 4) пункта 1 статьи 288 настоящего Кодекса – в период обучения физического лица и пяти лет со дня завершения обучения физического лица. 

4. По налогоплательщикам, осуществляющим деятельность в соответствии с контрактом на недропользование, налоговый орган вправе начислить или пересмотреть исчисленную, начисленную сумму налога на сверхприбыль, доли Республики Казахстан по разделу продукции, налогов и платежей в бюджет, в методике расчета которых используется один из следующих показателей: внутренняя норма рентабельности (ВНР) или внутренняя норма прибыли или R-фактор (показатель доходности), – в течение периода действия контракта на недропользование и пяти лет после завершения срока действия контракта на недропользование. 

5. Течение срока исковой давности начинается в случаях: 

1) применения пункта 1 статьи 432 настоящего Кодекса по налоговому обязательству и требованию о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость за период строительства зданий и сооружений производственного назначения – после окончания налогового периода, в котором впервые введены в эксплуатацию на территории Республики Казахстан такие здания и сооружения; 

2) применения пункта 2 статьи 432 настоящего Кодекса по налоговому обязательству и требованию о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость за период проведения геологоразведочных работ и обустройства месторождения – после окончания налогового периода, на который приходится начало экспорта полезных ископаемых, добытых в рамках соответствующего контракта на недропользование, за исключением общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и лечебных грязей.  

Если экспорт осуществлен до 1 января 2016 года, течение срока исковой давности начинается с 1 января 2016 года; 

3) проведения возврата и (или) зачета в соответствии со статьей 104 настоящего Кодекса подтвержденной суммы превышения налога на добавленную стоимость, указанного в статье 432 настоящего Кодекса, – после окончания налогового периода, в котором подтверждена достоверность предъявленной к возврату суммы превышения налога на добавленную стоимость, в том числе по итогам обжалования результатов проверки в соответствии с законодательством Республики Казахстан.  

6. Для целей начисления или пересмотра исчисленной, начисленной суммы налога на добавленную стоимость, указанного в подпунктах 1) и 2) пункта 5 настоящей статьи, течение срока исковой давности начинается после окончания налогового периода, в котором налогоплательщиком представлена декларация по налогу на добавленную стоимость с требованием о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость. 

7. Срок исковой давности продлевается: 

1) на один календарный год – в случае представления налогоплательщиком (налоговым агентом) дополнительной налоговой отчетности за период, по которому срок исковой давности, установленный пунктом 2 настоящей статьи, истекает менее чем через один календарный год, в части начисления и (или) пересмотра исчисленной суммы налогов и платежей в бюджет; 

2) на три календарных года – в случае представления налогоплательщиком дополнительной налоговой отчетности с изменениями и дополнениями в части переноса убытков за период, по которому срок исковой давности, установленный пунктом 2 настоящей статьи, истекает менее чем через один календарный год, в части начисления и (или) пересмотра исчисленной суммы корпоративного подоходного налога в бюджет; 

3) до исполнения решения, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы (заявления), в следующих случаях: 

обжалования налогоплательщиком (налоговым агентом) в установленном законодательством Республики Казахстан порядке уведомления о результатах проверки, а также действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов – в обжалуемой части;  

рассмотрения налогового заявления нерезидента на возврат подоходного налога из бюджета на основании международного договора; 

обжалования нерезидентом в установленном законодательством Республики Казахстан порядке решения налогового органа, вынесенного по результатам рассмотрения налогового заявления на возврат подоходного налога из бюджета на основании международного договора; 

обжалования нерезидентом решения уполномоченного органа, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы нерезидента на указанное в абзаце четвертом настоящего подпункта решение налогового органа; 

4) до исполнения решения уполномоченного органа и (или) компетентного органа иностранного государства, принятого по итогам процедуры взаимного согласования, – в случае проведения уполномоченным органом процедуры взаимного согласования в соответствии со статьей 221 настоящего Кодекса; 

5) до исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, направленного и врученного до истечения срока исковой давности; 

6) со дня вручения рекомендации по результатам горизонтального мониторинга до вынесения решения по результатам горизонтального мониторинга; 

7) в случае если инвестором инициировано разбирательство в международном арбитраже, то налоговый орган вправе начислить или пересмотреть исчисленную, начисленную сумму налогов и платежей в бюджет налогоплательщика, по которому инвестором инициировано разбирательство, за период с момента обжалуемого инвестором периода и до момента вынесения окончательного решения по данному арбитражному разбирательству – в течение пяти лет после завершения такого арбитражного разбирательства.  

8. Срок исковой давности в части начисления или пересмотра исчисленной, начисленной суммы налогов и платежей в бюджет приостанавливается на период: 

1) подготовки и подачи письменного возражения налогоплательщиком (налоговым агентом) на предварительный акт налоговой проверки и его рассмотрения налоговым органом в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;  

2) направления запросов и получения по ним документов и (или) информации во время проведения налоговой проверки в соответствии с законодательством Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании. 

При этом общий срок исковой давности в части пересмотра исчисленной, начисленной суммы налогов и платежей в бюджет с учетом его приостановления не может превышать семь лет; 

3) времени с даты завершения налоговой проверки до завершения производства по уголовному делу в случае проведенной налоговой проверки в рамках досудебного расследования. 

9. Начисление или пересмотр исчисленной суммы налогов и платежей в бюджет по действию (действиям) по выписке счета-фактуры, совершенному (совершенным) с субъектом частного предпринимательства без фактической отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, производится налоговым органом по налоговому обязательству и (или) требованию на основании вступивших в законную силу решения, приговора, постановления суда в пределах срока исковой давности.  

10. Излишне (ошибочно) уплаченная сумма налога и платежа в бюджет, пени подлежит зачету и (или) возврату в пределах сумм, уплаченных в течение текущего года и предыдущих пяти календарных лет, за исключением случая, установленного статьей 108 настоящего Кодекса.  

Глава 6. ИЗМЕНЕНИЕ СРОКОВ ИСПОЛНЕНИЯ НАЛОГОВОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И (ИЛИ) ПЛАТ. ОСНОВАНИЕ ПРЕКРАЩЕНИЯ НАЛОГОВОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

kodeksy-kz.com

68. Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

[Налоговый кодекс РФ] [Глава 15] [Статья 113]

1. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности). Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса. Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса. 1.1. Течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации. Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня составления акта, предусмотренного пунктом 3 статьи 91 настоящего Кодекса. В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о возобновлении выездной налоговой проверки. 

69. Срок давности взыскания налоговой санкции.

Для начала необходимо определиться с природой срока, установленного в п. 1 ст. 115 Налогового кодекса РФ. Данный срок является пресекательным (преклюзивным), поэтому не может быть продлен, восстановлен и т.д. По сути, с истечением данного срока связывается наступление неблагоприятных последствий для налоговых органов – они лишаются права на взыскание налоговой санкции за допущенное правонарушение. Среди пресекательных сроков привлечения к ответственности срок давности взыскания налоговой санкции является сравнительно длинным – в административном праве установлен срок для наложения взыскания – 2 месяца с момента совершения правонарушения, а для длящихся проступков – с момента обнаружения (ст. 34 Кодекса об административных правонарушениях). Во всех случаях применения пресекательных сроков законодатель имеет целью стимулировать управомоченную сторону к исполнению своего права под угрозой его утраты.

По конкретному делу Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа отметил: «Налоговая инспекция считает, что этот срок является сроком исковой давности. Однако в соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено, в то время, как срок, указанный в статье 115 Налогового кодекса Российской Федерации, является сроком взыскания финансовых санкций за совершенное правонарушение и по общему порядку является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, приостановлению и перерыву в порядке, предусмотренном гражданским законодательством» (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 сентября 1999 г. № А56-16378/99).

Таким образом, при включении срока давности взыскания налоговой санкции законодатель руководствовался необходимостью стимулировать налоговые органы осуществлять свои права (которые являются одновременно и обязанностями) в возможно кратчайшие сроки. Фактически ст. 115 Налогового кодекса РФ устанавливает ответственность налоговых органов за несвоевременное предъявление иска о взыскании налоговой санкции.

Определение момента начала течения срока давности взыскания вызывает наибольшие трудности на практике. Многие авторы отмечают неконкретность формулировки п. 1 ст. 115 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой шестимесячный срок отсчитывается  со дня обнаружения и составления соответствующего акта. Как известно, составление актов предусмотрено Налоговым кодексом только для выездных проверок, причем достаточно подробно расписана процедура, не допускающая волокиты и затягивания дела со стороны налогового органа. Для остальных случаев составление акта никоим образом не регламентировано. Поэтому, исходя из содержания указанной статьи, налоговые органы по собственной инициативе составляют акты о налоговом правонарушении, направляют требования об уплате штрафа и обращаются в суды с исками о взыскании санкций. Однако ввиду отсутствия прямого указания в законе на обязанность составления подобных актов, а также конкретных сроков их подготовки, возникает серьезная правовая неопределенность. В случае начала течения срока давности взыскания с момента составления акта, налогоплательщик оказывается поставленным в зависимость от усмотрения налогового органа, который может составлять или не составлять акт, а также составлять его через год после обнаружения, через два и далее до трех лет с момента совершения налогового правонарушения. Такой дисбаланс в правах субъектов налоговых правоотношений недопустим, поскольку неизбежно влечет произвол со стороны публичного органа.

studfiles.net

Каковы сроки исковой давности по налоговому обязательству и требованию?

В соответствии со ст. 46 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10 декабря 2008 года N 99-IV исковая давность по налоговому обязательству и требованию — период времени, в течение которого:
1) орган налоговой службы вправе начислить или пересмотреть исчисленную, начисленную сумму налогов и других обязательных платежей в бюджет;
2) налогоплательщик (налоговый агент) обязан представить налоговую отчетность, вправе внести изменения и дополнения в налоговую отчетность, отозвать налоговую отчетность;
3) налогоплательщик (налоговый агент) вправе потребовать зачет и (или) возврат налогов и других обязательных платежей в бюджет, пеней;
4) орган налоговой службы обязан провести зачет и (или) возврат налогов и других обязательных платежей в бюджет, пеней.
Если иное не предусмотрено настоящей статьей, срок исковой давности по налоговому обязательству и требованию составляет пять лет. Течение срока исковой давности начинается после окончания соответствующего налогового периода, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
По налогоплательщикам, осуществляющим деятельность в соответствии с контрактом на недропользование, орган налоговой службы вправе начислить или пересмотреть исчисленную, начисленную сумму налога на сверхприбыль, налогов и других обязательных платежей в бюджет, в методике расчета которых используется один из следующих показателей: внутренняя норма рентабельности (ВНР) или внутренняя норма прибыли или R-фактор (показатель доходности), а также корпоративного подоходного налога в части вычетов по расходам на ликвидацию последствий разработки месторождений и связанной с ними корректировки совокупного годового дохода в соответствии со статьями 94 и 107 настоящего Кодекса – в течение периода действия контракта на недропользование и пяти лет после завершения срока действия контракта на недропользование.
Начисление или пересмотр исчисленной суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет по операциям с налогоплательщиком, признанным лжепредприятием, или сделке (сделкам), совершенной (совершенным) с субъектом частного предпринимательства без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность, производится органом налоговой службы в пределах срока исковой давности по налоговому обязательству и требованию после вступления в законную силу приговора или постановления суда.
Если иное не установлено настоящим пунктом, в случае представления налогоплательщиком (налоговым агентом) дополнительной налоговой отчетности за период, по которому срок исковой давности, установленный пунктом 1 настоящей статьи, истекает менее чем через один календарный год, указанный срок исковой давности продлевается в части начисления и (или) пересмотра исчисленной суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет на один календарный год.
В случае представления налогоплательщиком (налоговым агентом) дополнительной налоговой отчетности с изменениями и дополнениями в части переноса убытков за период, по которому срок исковой давности, установленный пунктом 1 настоящей статьи, истекает менее чем через один календарный год, указанный срок исковой давности продлевается в части начисления и (или) пересмотра исчисленной суммы корпоративного подоходного налога в бюджет на три календарных года.
По налогам и другим обязательным платежам в бюджет, пеням, подлежащим зачету и (или) возврату налоговыми органами в порядке, установленном настоящим Кодексом, срок исковой давности для проведения зачета и (или) возврата составляет пять лет после окончания налогового периода, за исключением случая, установленного статьей 548 настоящего Кодекса.
При применении подпункта 3) пункта 1 статьи 133 настоящего Кодекса налогоплательщик, орган налоговой службы вправе пересмотреть, исчислить или начислить сумму корректировки налогооблагаемого дохода, а также суммы корпоративного подоходного налога или индивидуального подоходного налога – в течение периода обучения физического лица и пяти лет со дня завершения обучения физического лица.
В случае истечения сроков исковой давности по налоговому обязательству и требованию, в период обжалования налогоплательщиком (налоговым агентом) в установленном законодательством Республики Казахстан порядке уведомления о результатах налоговой проверки и (или) решения вышестоящего органа налоговой службы, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы на уведомление, а также действия (бездействие) должностных лиц органов налоговой службы, срок исковой давности продлевается в обжалуемой части до исполнения решения, вынесенного по результатам рассмотрения заявления (жалобы).
В случае истечения сроков исковой давности по налоговому обязательству и требованию в период рассмотрения налогового заявления нерезидента на возврат подоходного налога из бюджета или условного банковского вклада на основании международного договора, или обжалования нерезидентом в установленном законодательством Республики Казахстан порядке решения налогового органа, вынесенного по результатам рассмотрения налогового заявления на возврат подоходного налога из бюджета или условного банковского вклада на основании международного договора, или обжалования нерезидентом решения уполномоченного органа, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы нерезидента на указанное в настоящем пункте решение налогового органа, срок исковой давности продлевается до исполнения решения, вынесенного по результатам рассмотрения заявления (жалобы).
В случае истечения сроков исковой давности по налоговому обязательству и требованию в период проведения уполномоченным органом процедуры взаимного согласования в соответствии со статьей 226 настоящего Кодекса срок исковой давности продлевается до исполнения решения уполномоченного органа и (или) компетентного органа иностранного государства, принятого по итогам процедуры взаимного согласования.
В случае направления во время проведения налоговой проверки запросов в соответствии с законодательством Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании срок исковой давности в части пересмотра исчисленной, начисленной суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет приостанавливается на период направления запросов и получения по ним документов и (или) информации.
При этом общий срок исковой давности в части пересмотра исчисленной, начисленной суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет с учетом его приостановления не может превышать семь лет.

www.adilet.gov.kz

срок исковой давности по налоговым правонарушениям остался прежним

Президиум ВАС не увеличивал до 4 лет срок давности для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения. Опровержение соответствующего материала, опубликованного в прессе, появилось на сайте Суда.

Высший Арбитражный Суд опроверг сведения, опубликованные 2 декабря 2011 года в ежедневной деловой газете «РБК daily». В статье Ярослав Николаев написал, что Президиум ВАС увеличил до 4 лет срок давности для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения. Управление публичного права и процесса совместно с Управлением по взаимодействию с общественностью и СМИ сообщило, что эта информация не соответствует действительности: Согласно пункту 1 статьи 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года. Указанное постановление Президиума не затрагивает вопрос о длительности срока давности. Вопрос, который обсуждался в рамках данного дела, — порядок исчисления этого срока, а именно момент начала течения срока давности. До сих пор Высший Арбитражный Суд Российской Федерации прямо не высказывался по этому поводу. В отсутствие утвержденных правовых позиций в практике, действительно, встречался подход, согласно которому срок должен исчисляться с момента окончания того налогового периода, по итогам которого определялась налоговая база и уплачивался налог. В силу п. 1 ст. 113 НК РФ при привлечении к ответственности по ст.ст. 120 и 122 НК РФ срок начинает течь со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение. При рассмотрении дела № 4134/11 судьи руководствовались ст. 122, предусматривающей ответственность за неуплату налога в результате занижения налоговой базы и неправильного исчисления налога. Очевидно, что это правонарушение не может быть совершено в тот налоговый период, по итогам которого налог исчисляется и уплачивается, поскольку объект налогообложения может быть определен, а исчисление налоговой базы и налога может быть осуществлено только по истечении этого налогового периода. В деле № 4134/11 НДС был недоплачен за налоговый период — июнь 2006 г. Определение объекта НДС, расчет налоговой базы и налога осуществлялся по окончании июня 2006 г., то есть в июле 2006 г., поэтому правонарушение, предусмотренное ст. 122 НК РФ, было совершено именно в июле 2006 г. Налоговый период, когда было совершено правонарушение (июль 2006 г.), окончился 31.07.2006, поэтому в силу прямого указания п. 1 ст. 113 НК РФ срок давности по этому правонарушению начал течь с 01.08.2006, что и отметил Президиум в своем постановлении. В постановлении Суд указал, что редакция статьи 113 НК РФ, действующая в рассматриваемый период, не связывает момент окончания течения срока давности привлечения к налоговой ответственности с датой выявления правонарушения и составления акта проверки. Напомним, что Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Это прописано в Федеральном конституционном законе от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». ВАС является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов, арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов Федерации.

ppt.ru

«Налоговая» исковая давность (Титаева Н.)

Все статьи «Налоговая» исковая давность (Титаева Н.)

Срок исковой давности, по истечении которого налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности, составляет три года. В то же время Налоговый кодекс не содержит положений, уточняющих, с какого момента нужно отсчитывать этот срок, если речь идет о таком правонарушении, как неуплата или неполная уплата сумм налога. А вариантов здесь может быть несколько: три года отсчитывать с момента, когда налог должен быть уплачен, либо со следующего дня, когда истек налоговый период, за который этот налог подлежал уплате, или же с момента окончания налогового периода, на который пришелся срок уплаты налога. Какой из вариантов выбрать, чтобы уж точно, как говорится, спать спокойно?

Ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) предусмотрена ст. 122 Налогового кодекса (далее — Кодекс). Данной нормой установлено, что неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) в общем случае влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора). В случае же, когда имеет место умышленное совершение указанного правонарушения, штраф уже составит 40 процентов от неуплаченной суммы налога.

Срок давности

В свою очередь согласно ст. 113 Кодекса лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности). То есть срок давности за совершение налогового правонарушения составляет три года. При этом в данной норме оговорено, что в общем случае срок давности исчисляется с момента совершения правонарушения. И исключением из данного правила являются правонарушения, предусмотренные ст. ст. 120 и 122 Кодекса. В их отношении срок давности определяется по особым правилам — со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода.

В поисках… налогового периода

Итак, если говорить о правонарушении в виде неуплаты или неполной уплаты налога, то согласно ст. 113 Кодекса отсчитывать трехлетний срок давности нужно со дня, следующего за днем окончания соответствующего налогового периода. Проблема в том, что в данной норме не поясняется, какой период является соответствующим. В связи с этим в судебной практике по данному вопросу имел место, мягко говоря, «беспорядок».
Одни суды считают, что отправной точкой является первый день после окончания налогового периода, за который налог должен был быть уплачен (см., напр., Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 15 февраля 2011 г. по делу N А29-5301/2009 и от 21 ноября 2009 г. по делу N А17-695/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 11 июня 2009 г. N Ф04-3438/2009(8540-А27-19)).
Правда, есть еще один вариант — отсчитывать срок давности начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты налога (см., напр., Постановления ФАС Центрального округа от 9 сентября 2008 г. по делу N А09-7320/2007-21 и ФАС Северо-Кавказского от 31 июля 2008 г. N Ф08-4328/2008). Надо сказать, что данный подход по-своему даже справедлив, но… В данном случае нет привязки к «соответствующему налоговому периоду». Поэтому думается, что указанная позиция противоречит положениям ст. 113 Кодекса.
Иной взгляд на решение вопроса о порядке исчисления срока давности за неуплату налога впервые был представлен в Постановлении Президиума ВАС РФ от 27 сентября 2011 г. N 4134/11. «Высшие» судьи посчитали, что таковой следует исчислять со дня окончания налогового периода, в котором (а не за который) должен быть уплачен налог.

Плюс годик

Надо сказать, что если налоговым периодом является, к примеру, квартал, то разница в порядке исчисления сроков не столь велика. А если налоговый период составляет календарный год? Выходит, что в этом случае срок давности фактически будет равен не трем, а четырем годам. К примеру, возьмем налог на прибыль. Допустим, речь идет о неуплате налога за 2014 г. Его надлежало уплатить в 2015 г. Соответственно, срок давности начинает исчисляться с 1 января 2016 г.
Стоит отметить, что после выхода в свет Постановления Президиума ВАС РФ от 27 сентября 2011 г. N 4134/11 «высшим» судьям пришлось оправдываться. В информационных сообщениях, размещенных на официальном сайте ВАС, говорилось, что на самом деле суд вообще не рассматривал вопрос, касающийся порядка исчисления срока давности. Как бы там ни было, именно с тех пор в арбитражной практике стали встречаться примеры судебных решений, в которых арбитры применяли именно озвученный «высшими» судьями подход (см. Постановления ФАС Дальневосточного округа от 8 мая 2013 г. N Ф03-1101/2013, ФАС Уральского округа от 6 августа 2013 г. N Ф09-6724/13 и т.д.).
Более того, точку в этом деле поставил Пленум ВАС РФ в Постановлении от 30 июля 2013 г. N 57. В п. 15 раздела «Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах» этого Постановления разъяснено применение положения абз. 3 п. 1 ст. 113 Кодекса. «Высшие» судьи на сей раз отметили следующее. Деяния, ответственность за которые установлена ст. 122 Кодекса, состоят в неуплате или неполной уплате сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий. Между тем исчисление налоговой базы и суммы налога осуществляется налогоплательщиком после окончания того налогового периода, по итогам которого уплачивается налог. А потому и срок давности по ст. 113 Кодекса исчисляется в таком случае со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение в виде неуплаты или неполной уплаты налога. Иными словами, Пленум ВАС закрепил озвученную ранее Президиумом ВАС позицию, тем самым установив, что в подобных ситуациях срок давности следует исчислять со дня окончания налогового периода, в котором (а не за который) должен быть уплачен налог.
Обратите внимание! Представители ФНС России в Письме от 22 августа 2014 г. N СА-4-7/16692 поспешили «порадовать» налогоплательщиков тем, что указанная позиция Президиума ВАС применима в том числе и к тем налогам, для которых налоговый период составляет год.

Последние тенденции

Таким образом, с легкой руки «высших» судей срок давности для привлечения к ответственности по ст. 122 Кодекса фактически составляет четыре года, а не три.
С одной стороны, в результате судебной реформы и объединения «высших» судов Высший Арбитражный Суд прекратил свое существование. И разъяснения по вопросам судебной практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами, данные Пленумом ВАС, сохраняют свою силу до принятия соответствующих решений Пленумом Верховного Суда (Закон от 4 июня 2014 г. N 8-ФКЗ). С другой — судя по Определению ВС РФ от 10 февраля 2015 г. N 2-КГ14-3, на какие-либо перемены в этой части уповать не стоит. В нем представители ВС практически дословно воспроизвели позицию Пленума ВАС, согласившись с тем, что раз исчисление налоговой базы и суммы налога осуществляется после окончания того налогового периода, по итогам которого уплачивается налог, срок давности, определенный ст. 113 Кодекса, исчисляется в таком случае со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение в виде неуплаты или неполной уплаты налога.
В рассматриваемом деле ИП был пойман на неуплате НДС за первый квартал 2010 г. По действующему в то время законодательству уплатить налог надлежало не позднее 20 апреля 2010 г., то есть во втором квартале 2010 г. Решение о привлечении коммерсанта к ответственности было вынесено инспекцией 19 июня 2013 г. Однако предприниматель, ссылаясь на положения ст. 113 Кодекса, платить штраф отказался. Свой отказ он мотивировал тем, что 20 апреля 2013 г. истек срок давности для привлечения его к ответственности за совершение указанного правонарушения. Примечательно, что суды первой и апелляционной инстанций встали на сторону налогоплательщика. А суд кассационной инстанции (а вслед за ним и Верховный Суд) применил иную «арифметику». Так, Верховный Суд указал, что раз налог должен был быть уплачен во втором квартале 2010 г., то срок давности привлечения к ответственности ИП подлежал исчислению со следующего дня после окончания такового, то есть с 1 июля 2010 г. Соответственно, он истекал 1 июля 2013 г. А стало быть, решение инспекции о привлечении ИП к ответственности вынесено до истечения срока давности. На этом основании дело было передано на новое рассмотрение.

«Секретный» ход

Таким образом, на сегодняшний день суды и контролирующие органы должны придерживаться единого подхода к порядку исчисления срока давности при привлечении налогоплательщика к ответственности по ст. 122 Кодекса. И по факту этот срок, очевидно, превышает три года.
При таких обстоятельствах необходимо иметь в виду, что ответственности по ст. 122 Кодекса вообще можно избежать. Ведь как следует из п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ N 57, бездействие налогоплательщика, выразившееся исключительно в неперечислении в бюджет указанной в декларации суммы налога, не образует состава правонарушения, установленного ст. 122 Кодекса. В этом случае с нарушителя сроков уплаты налога взыскиваются только пени. 

xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai

ФНС уточнила сроки привлечения к налоговой ответственности

Налоговики на конкретном примере разъяснили как исчисляется срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового нарушения. В основу разъяснений легла правовая позиция Верховного суда по этому поводу.

ФНС России опубликовала информацию «О разъяснении порядка исчисления срока давности при привлечении к налоговой ответственности». Налоговики рекомендуют налогоплательщикам на конкретном примере убедится, что привлечь налогоплательщика к ответственности за неуплату налогов можно в течение трех лет с начала налогового периода, следующего за тем, в котором было совершено правонарушение.

Пример исчисления срока исковой давности от ФНС

Налогоплательщик своевременно не уплатил налог на прибыль организаций за 2012 год. Срок уплаты этого налога был установлен до 28 марта 2013 года. В ходе проверки сотрудники ФНС обнаржили этот факт и 30 мая 2016 года вынесли решение о привлечении неплательщика к ответственности. Однако организация обжаловала это решение, указав, что срок исковой давности по этому правонарушению составляет 3 года и он уже истек. Налоговики выиграли суд, подтвердив свою позицию, согласно которой, раз правонарушение состоялось в 2013 году,  то и  срок давности привлечения налогоплательщика к ответственности отсчитывается с 1 января 2014 года.

Правовое обоснование

Срок давности привлечения к налоговой ответственности становлен статьей 113 Налогового кодекса РФ. Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» срок исковой давности начинает течь с первого дня налогового периода, следующего за тем, в котором было совершено правонарушение. В целях применения статьи 113 НК РФ в данной слчае за налоговый период следет принимать срок уплаты налога, а не период, за который его следовало уплатить. Наказанием за неуплату или неполную уплату налога в силу статьи 122 НК РФ  является штраф в размере 20% от неуплаченной суммы или в размере 40%, если неуплата была умышленной.Однако лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности прошло более 3 лет.

ppt.ru

Срок исковой давности по налогам физических лиц

У задолженностей, выплат и любых других видов налоговых отношений есть свой срок давности. Это касается как требования соответствующих органов выплатить оставшиеся средства, так и права налогоплательщика обратиться с жалобой по этим вопросам в соответствующие органы. Все виды подобных отношений между государством и его гражданами устанавливаются в действующем Налоговом Кодексе. Там расписано всё, что может касаться подобных затруднений. Каков срок давности у налоговых взысканий и как бороться за свои права?


Оглавление: 
1. Срок давности
2. Какие сроки у судебного взыскания налогов
3. Когда начинает отсчёт срока исковой давности

Срок давности по налогам

В пункте 3 второй статьи Гражданского Кодекса говорится о том, что сроки, установленные для дел гражданского характера, не распространяются на налоговые отношения. Это значит, что срок давности, который иногда называют общим, в три года для уплаты налогов попросту недействителен. И стоит отметить, что подобное время в самом Налоговом Кодексе не узаконено. Точнее узаконено, но не полностью. Если дело касается случая, когда с налогоплательщика сняли средства, превышающие задолженность, то тут сроки установлены чётко.

В статье 79, которая относится к Налоговому Кодексу, говорится, что если человек хочет вернуть взятый с него налоговый излишек, то по таким делам существует срок исковой давности. Он составляет, как и для большинства дел из ГК, 3 года. Они начинают отсчитываться с того момента, как человек смог впервые узнать о взятых сверх меры средствах. В таком случае он в полном праве обратиться с жалобой в ответственные органы.

Также стоит отметить, что такая сфера права, как обязанность уплачивать установленные государством налоги, не имеет срока. То есть человек обязан выплатить все задолженности, даже если с момента их начисления прошло больше 7 или даже 15 лет. Но государство ограничивает налоговые службы в том, как именно они могут востребовать задолженность.

То есть существуют сроки, во время которых ответственные органы имеют право принуждать налогоплательщика выплатить то, что причитается. После того, как все сроки прошли, всё, что остаётся налоговым службам — признать, что выплату востребовать больше нет никакой возможности и использовать этот факт, как основание для того, чтобы совсем её списать.

Отдельно выделяется так называемый имущественный налог, вся сфера его действия — от транспорта до имущества. В статье 52 Налогового Кодекса говорится, что ответственные органы имеют право взыскивать его только за предыдущие три года. Если ответственные органы включают в уведомление о взыскании имущественного налога суммы, давность которых превышает указанные сроки и, например, включает ещё и 4-й год, то тут налогоплательщик имеет полное право подать соответствующую жалобу. Причинами такой ситуации могут быть:

  • ответственные службы нарушают правила, по которым исчисляется данный вид налоговых начислений;
  • органы, занимающиеся рассылкой уведомлений, случайно или намеренно пропустили отведенные законодательством сроки и предпочитают этого не замечать;

Какие сроки у судебного взыскания налогов

У налоговых служб есть возможность взыскать причитающееся, обратившись в суд. А это значит, что на подобные действия в законодательстве установлены соответствующие сроки. Они складываются из таких факторов:

  • сроков, которые необходимо для того, чтобы отправить нарушителю уведомление о долге;
  • срока, который выделяется человеку для того, чтобы он мог самостоятельно и добровольно выплатить задолженность;
  • срок, который нужен налоговым органам, чтобы сформировать суть дела и отправить прошение в соответствующую инстанцию;

Если просуммировать все эти факторы, то можно вывести, так сказать, среднее значение. Но тут всё будет зависит от того, за счёт чего именно налоговая служба собралась закрывать задолженности. Если они хотят взыскать средства с денежных средств должника, то на это у них есть приблизительно девять месяцев, с небольшими отклонениями из-за возможных задержек. В случае, когда налоговая служба планирует взять причитающееся имуществом, то тут срок будет существенно больше. А именно — 2 года, которые начинают отсчитываться с того момента, как у налогоплательщика закончится время, данное для добровольного возмещения государству своих долгов. Также стоит отметить, что в случае с налогом, который называют имущественным, выделяемые сроки на судебное разбирательство существенно зависят от того, какая именно сумма должна быть возвращена правительству.

Когда начинает отсчёт срока исковой давности

Отсчет срока исковой давности начинается в тот момент, когда налоговая служба фактически узнаёт о том, что у человека появились соответствующие задолженности.

Обратите внимание

В случае, когда налоговые долги были обнаружены при проверке, выездной или любой другой, срок начинает идти в тот момент, когда начальство налогового органа издает соответствующее указание.

Сразу после того, как у налоговой службы появилась информация о подобной задолженности, начинается процедура взыскания. Она включает в себя как уведомление налогоплательщика, так и предоставление ему сроков для добровольного решения назревающего конфликта. И только после этого наступает момент, когда принимается решение обратиться в суд за принудительным взысканием.

Важный факт

Налогоплательщик сам может дать знать ответственной службе о том, что он имеет долги. Это делает при подаче очередной декларации или других документов, являющихся обязательными для рассмотрения в налоговом органе. В этом случае сроки, во время которых правительство даёт право принудительно взимать задолженности, начинает отсчитываться со следующего дня, после того как декларация или другой документ попал на стол налогового управления.

Также стоит отметить, что государство даёт налоговым службам достаточно широкий выбор возможных рычагов давления. Они будут использованы для того, чтобы как можно быстрее и в полном объёме получить те деньги, которые нужно отправить в правительственный бюджет.

Загрузка…

pravo.moe

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *