Стадии избирательного процесса
Избирательный процесс – это практический организационный компонент избирательной системы. В него, в свою очередь, включены два элемента. Ими являются избирательная кампания и избирательная процедура.
Избирательной кампанией называют действия, которые совершают непосредственные участники выборов. К этим участникам, в частности, относят общественные организации, партии, избирателей, кандидатов. Действия в рамках указанной кампании проводятся в период времени, специально установленный законом.
Второе понятие, «избирательная процедура», характеризует комплекс мероприятий, предусмотренных законодательством. Эти мероприятия связаны с организацией подготовки и проведения выборов, осуществляемых на территории государства.
Стадии избирательного процесса в РФ представляют собой слаженную и последовательную деятельность участников в избирательных нормативных взаимоотношениях. Эта деятельность регулируется соответствующим законодательством и представлена в форме этапов, логически следующих друг за другом.
Стадии избирательного процесса в России.
- Назначение выборов. Данный этап производится в законодательно установленные сроки: не позднее шестидесяти пяти суток до завершения срока действия полномочий предшествующего состава избираемого органа или должностного лица. Назначение осуществляют уполномоченные организации (должностное лицо) посредством издания подзаконного нормативного акта, носящего индивидуальный характер и подлежащего официальному опубликованию в обязательном порядке. В случае если уполномоченными органами либо должностным лицом выборы не были назначены, их назначает соответствующая комиссия. Если же и комиссия не смогла их назначить, это делает соответствующий федеральный суд общей юрисдикции.
- Подготовка к выборам. В рамках этой стадии избирательного процесса осуществляется формирование соответствующей инфраструктуры: комиссий, участков, округов. На данном этапе осуществляется формирование, корректировка списков голосующих граждан и прочие действия.
- Выдвижение кандидатов (или списков).
- Предвыборная агитация. В рамках этой стадии избирательного процесса осуществляется взаимодействие кандидатов с гражданами, СМИ и прочими структурами, способствующими распространению программ претендентов, информации о них. Для агитации предусмотрен определенный период – со дня выдвижения до дня, который предшествует дню голосования.
- Досрочное голосование. Это стадия считается факультативной. Досрочное голосование допускается только в рамках муниципальных выборов, если в законе соответствующего субъекта оно не предусмотрено по открепительным удостоверениям.
- Голосование. Этот этап проводится в определенный установленный срок после того, как были назначены выборы. Голосование может проводиться только в воскресенье. Участковой комиссией обеспечивается возможность для отдельных граждан реализовать свое избирательное право на дому.
- Повторное голосование. Эта стадия является факультативной. Она имеет место, например, во втором туре при избрании Президента.
- Подсчет голосов. В рамках этой стадии избирательного процесса осуществляется определение количества голосов, отданных за того или другого кандидата (список). Подсчет производится гласно и открыто, при этом присутствуют наблюдатели. По полученным результатам составляется протокол.
- Повторный подсчет голосов. Эта стадия считается чрезвычайной и факультативной.
- Определение итогов производится участковыми комиссиями. При этом составляются протоколы о результатах голосования на соответствующих участках.
- Обработка итогов выборов.
- Официальное опубликование результатов голосования.
fb.ru
28. Избирательный процесс: понятие и основные стадии.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС — это регламентированная действующим законодательством (в первую очередь Избирательным кодексом) деятельность граждан в статусе избирателей, избирательных комиссий, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и других субъектов избирательных правоотношений по подготовке и проведению голосования на выборах, т.е. избирательный процесс — это только технология подготовки, организации и проведения голосования на выборах.
ЦЕЛЬ избирательного процесса обеспечить законный ход выборов и объективные результаты голосования, гарантировать надлежащую реализацию гражданами конституционных прав на осуществление власти, сформировать легитимные органы власти в строго установленной законом форме и предписанными законом средствами и способами.
СТАДИИ:
1) Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее, чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее, чем через 5 дней со дня его принятия.
2) На этапе регистрации избирателей составляются списки избирателей. Включение гражданина в список избирателей означает, что этот гражданин будет допущен к голосованию. Списки составляются соответствующими избирательными комиссиями. Основанием для регистрации (учета) избирателей является факт нахождения места жительства гражданина России на соответствующей территории. Этот факт устанавливается органами регистрационного учета граждан России по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации.
3) Следующий этап — образование избирательных комиссий. Все комиссии образуют единую систему, в которой нижестоящие звенья подчинены вышестоящим.
4) Необходимым этапом является образование избирательных округов и избирательных участков. Избирательные округа представляют собой территориальные единицы, образуемые с целью объединения проживающих в них граждан для избрания кандидатов на выборные должности. В России избирательные округа могут быть одномандатными, когда в округе избирается один кандидат, многомандатными, когда в округе избираются два и более кандидата. Соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, определяет схему указанных округов.
Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа должны образовываться в соответствии со следующими требованиями.
> Соблюдение примерного равенства одномандатных избирательных округов по числу избирателей с доступным отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10%, а в труднодоступных или отдаленных местностях — не более чем 30%.
> Избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий.
Избирательные участки представляют собой территориальные единицы, образуемые с целью объединения проживающих в них граждан общим местом голосования. Избирательные участки образуются по согласованию с избирательными комиссиями главой муниципального образования, командирами воинских частей, руководителями дипломатических представительств, консульских учреждений.
Основные требования к образованию избирательных участков:
> на территории каждого участка должно быть зарегистрировано не более 3 тыс. избирателей;
> недопустимо пересечение границ избирательных округов границами избирательных участков;
> списки избирательных участков должны быть опубликованы главой муниципального образования.
5) На этапе выдвижения и регистрации кандидатов определяется круг лиц, которые будут баллотироваться на выборные должности. Кандидат в депутаты Государственной Думы выдвигается в составе федеральных списков кандидатов. Выдвижение федерального списка кандидатов должно быть (на выбор партий):
> поддержано избирательным путем внесения ими своих подписей в подписные листы;
> обеспечено избирательным залогом, внесенным политической партией в размере 15% максимальной суммы избирательного фонда.
В случае, если политическая партия собирает в поддержку выдвинутого ею федерального списка кандидатов подписи избирателей, она обязана собрать (по России в целом) не менее 200 тыс. подписей; при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 10 тыс. подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта РФ.
6) Важным этапом избирательного процесса является предвыборная агитация. Предвыборная агитация может проводиться на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях посредством проведения агитационных публичных мероприятий, путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов. Агитационный период начинается со дня выдвижения политической партией федерального списка кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до голосования.
7) Этап голосования. Время начала и окончания голосования на выборах устанавливается законом. Продолжительность голосования не может составлять менее 10 часов. О времени и месте голосования территориальные и участковые комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее, чем за 20 дней до дня голосования через СМИ или иным способом. В день голосования перед началом голосования председатель участковой комиссии предъявляет к осмотру членам участковой комиссии, присутствующим избирателям, иным лицам пустые ящики для голосования, которые вслед за этим опечатываются участковой комиссией. Бюллетени выдаются гражданам, включенным в список избирателей по предъявлении паспорта или документа, заменяющего его.
Голосование проводится путем проставления избирателем в избирательном бюллетене любого знака в квадрате (квадратах), относящемся (относящихся) к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор.
8) На заключительном этапе избирательного процесса осуществляется подсчет голосов избирателей, определение и опубликование результатов выборов. После окончания времени голосования участковые избирательные комиссии начинают подсчет голосов избирателей и составляют протоколы об итогах голосования. Экземпляры протоколов незамедлительно направляются в вышестоящие избирательные комиссии с последующей передачей этих данных в комиссию, определяющую результаты выборов.
В ходе избирательного процесса возможны второй тур голосования или повторные выборы. Повторное голосование допускается, например, на выборах Президента РФ, когда в первом туре ни один из кандидатов не набирает 50% голосов избирателей. Повторные выборы назначаются избирательными комиссиями в случаях признания ими выборов несостоявшимися или недействительными. Дополнительные выборы проводятся в случае досрочного прекращения полномочий выборных должностных лиц.
studfiles.net
47) Стадии избирательного процесса в рф.
Избирательный процесс как юридический процесс подготовки и проведения выборов имеет достаточно сложную структуру. Различают его субъектную, технологическую и институциональную (стадийную) компоненты избирательного процесса.
Субъектная составляющая избирательного процесса охватывает собой участников избирательной кампании, которые вследствие наделения их правами и обязанностями выступают в качестве субъектов избирательного процесса.
Технологическая компонента избирательного процесса включает в себя временные (сроки) и формальные (документы) составляющие юридического режима избирательных кампаний. Избирательные сроки играют исключительно важную роль в осуществлении электоральных прав российских граждан, выступают в качестве одного из основных связующих элементов избирательных действий всех участников подготовки и проведения выборов. Вследствие этого избирательное законодательство чрезвычайно скрупулезно регламентирует временные параметры избирательного процесса, как правило, напрямую привязывая возникновение, изменение или прекращение образующих его отношений с конкретными датами (сроками). Избирательные документы предстают в процессе выборов в роли юридически значимого носителя информации о назначении, подготовке, проведении избирательной кампании, ее результатах
Институциональную часть избирательного процесса образуют стадии подготовки и проведения выборов, формирующиеся на основе избирательных действий и этапов. Соответственно избирательный процесс оформляется в законодательстве и реализуется на практике, прежде всего, как система последовательно сменяющих друг друга стадий организации и проведения выборов.
В избирательном законодательстве Российской Федерации в соответствии с конституционной моделью организации системы органов публичной власти представлены федеральный, региональный и муниципальный уровни выборов. Сообразно этому можно говорить о федеральном, региональном и муниципальном избирательных процессах. Общие принципы организации избирательного процесса в Российской Федерации очерчены соответствующими положениями Конституции, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными федеральными законами.
Стадии: 1. Составление списков избирателей. В них включаются все граж-не РФ обладающие на день голосования активным избирательным правом. Список избирателей сост-ся участковой изб комиссией по каждому участку на основании сведений от главы муниц образования, который проводит учёт 2 раза в год. Граж-ин может быть включён только в один список. Список предост-ся для ознакомления не позднее чем за 20 дней до выборов. 2. Образование избир-х округов и участков. Округа образуются на основании информации от исп органов гос-й власти и органов местного самоуправления. Границы округов и число избир-ей в каждом округе дифференцируются соотв-ей комиссией не позднее чем за 60 дней до голосования. Избирательный округ составляет единую территорию, при его образовании учитывается Адм-Терр деление. Для проведения голосования округа разбиваются на участки, они образуются главой муниц образования. Если в округе не зарегистрирован ни один кандидат или их число меньше установленного числа мандатов, то выборы в данном округе по решению комиссии откладываются на срок не более 4 месяца для дополн-го выдвиж-ия кандидатов и осущ-ия послед-их избир-ых действий. 3. Формирование избиркомов на каждом уровне происходит на дифференцированной правовой базе. 4. Порядок Выдвижения и регистрации кандидатов Право выдвижении принадлежит избир-ым объед-ям и блокам, а так же лицам в порядке самовыдвижения. Реш-ия о выдвижении кандидатов от избир-ых объед-ий и блоков принимаются тайным голосованием. В их поддержку собираются подписи. Максим-е число подписей – 2% от общ числа изберателей. Кандидат не может быть уволен по инициативе админ-ии во время проведения выборов. Мотивом отказа в регистрации может быть только несоблюдение закона. В случае отказа кандидату выдаётся копия решения комиссии о мотивации отказа. Кандидаты на время проведения выборов освобождаются от военной службы, сборов, и т.п. 5. Предвыборная агитация. Кандидатам и избир. объединениям гарантируется равный доступ к СМИ. Так же могут проводится дебаты , демонстрации, митинги. Должностные лица, зарегистрированные кандидатами освобождаются от выполнения своих обяз-ей на время выборов. Журналистам, долж-ым лицам СМИ запрещается участвовать в агитации, если они явл-ся кандидатами или их представителями. Предвыборная агитация начинается с момента регистрации и прекращ-ся за день до выборов. 6. Порядок голосования и подсчёт голосов изберателей. Голосование проводится в календарный выходной день, население оповещается через СМИ не позднее чем за 20 дней. Имеется возможность досрочного голосования. Подсчёт голосов осущ-ся членами избиркома. Недейст-ми признаются бюллетени неустановленной формы. После подсчёта голосов составляется протокол об итогах голосования. Сроки хранения всей документации в избиркомах установлены законодательством
studfiles.net
59. Стадии избирательного процесса.
Избирательный процесс – урегулированная избирательным законодательством слаженная и последовательная деятельность участников избирательных правовых отношений, представленная в виде логически следующих друг за другом стадий (обязательных и факультативных).
Стадии избирательного процесса в РФ:
1. Назначение выборов (факультативная стадия – назначение повторных выборов). Осуществляется в установленные законом о конкретном виде выборов сроки, но не позднее чем за 65 дней до истечения срока полномочий предыдущего состава избираемого органа (должностного лица). Выборы назначаются уполномоченным органом (должностным лицом) путем издания подзаконного правового акта индивидуального характера, подлежащего обязательному официальному опубликованию. Если уполномоченный орган (должностное лицо) по тем или иным причинам не назначил выборы, они назначаются соответствующей избирательной комиссией, если же и она не смогла это сделать – то соответствующим федеральным судом общей юрисдикции.
2. Подготовительная стадия: создание «избирательной инфраструктуры» – избирательных комиссий, округов и участков, составление и корректировка списков избирателей и пр.
3. Выдвижение кандидатов (списков кандидатов).
4. Предвыборная агитация. Осуществляется в агитационный период – со дня выдвижения кандидата (списка кандидатов) до дня, предшествующего дню голосования.
5. День перед выборами (агитация и некоторые другие избирательные действия запрещены).
6. Досрочное голосование – факультативная стадия. Досрочное голосование может проводиться только на муниципальных выборах, если законом соответствующего субъекта РФ не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям.
7. Голосование. Должно быть проведено в определенный срок после назначения выборов. Голосование может происходить только в воскресный день. Участковая комиссия обеспечивает возможность голосования вне помещения для голосования (на дому).
8. Повторное голосование (напр., второй тур на выборах Президента РФ) – факультативная стадия избирательного процесса.
9. Подсчет голосов. Осуществляется непосредственно членами участковой комиссии с правом решающего голоса, открыто и гласно, в присутствии наблюдателей, по его итогам составляется протокол.
10. Повторный подсчет голосов – чрезвычайная факультативная стадия избирательного процесса.
11. Определение итогов голосования. Осуществляется участковыми комиссиями путем составления протоколов об итогах голосования на избирательных участках.
12. Обработка итогов голосования, определение результатов выборов. Итоги голосования, на основании протоколов участковых комиссий, обрабатываются в соответствующих вышестоящих избирательных комиссиях, окончательные результаты выборов определяются соответствующей избирательной комиссией.
13. Официальное опубликование результатов выборов. Осуществляется в соответствующем официальном печатном издании избирательной комиссией, определяющей результаты выборов.
60. Виды избирательных комиссий
Избирательные комиссии представляют собой сложную иерархическую систему, включающую в себя следующие виды избирательных комиссий.
Возглавляет систему избирательных комиссий. Организует выборы федерального уровня – выборы президента РФ, выборы депутатов Госдумы. Работает на постоянной основе.
Участвуют в организации федеральных выборов, организуют региональные выборы – выборы в законодательные (представительные) органы власти. Работают на постоянной основе.
Участвуют в организации федеральных и региональных выборов. На них могут возлагаться полномочия избирательных комиссий муниципальных образований. Работают на постоянной основе.
Организуют выборы в органы местного самоуправления, местные референдумы и голосования. На них могут возлагаться полномочия территориальных избирательных комиссий. Работают на постоянной основе.
Участвуют в проведении выборов депутатов регионального и/или местного уровня. Окружная комиссия может не формироваться, если ее полномочия возлагаются на комиссию другого уровня. Формируются незадолго до начала избирательной кампании при проведении выборов депутатов представительного органа по одномандатным или многомандатным избирательным округам на срок полномочий представительного органа.
Участвуют во всех видах выборов. УИК – комиссии, которые непосредственно проводят работу по организации голосования, подсчету голосов избирателей и подведению итогов голосования на конкретном участке. Формируются сроком на 5 лет.
61. Порядок голосования и определение его результатов по законодательству РФ. Голосование, подсчет голосов, определение результатов выборов и их опубликование — заключительная стадия избирательного процесса. 1. Голосование — это процедура, обеспечивающая фиксацию воли избирателя по выбору того или иного кандидата (кандидатов, списка (списков) кандидатов). Голосование проводится в календарный выходной день. Время голосования обычно определяется с 8 до 22 часов по местному времени. Голосование проводится в специальных помещениях, которые предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий главами соответствующих муниципальных образований. О времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через СМИ. В случае, если избиратель не будет иметь возможности прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, он вправе получить в участковой комиссии данного участка открепительное удостоверение для голосования на выборах и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования. Голосование по открепительным удостоверениям возможно только в пределах избирательного округа, где данный избиратель обладает активным избирательным правом. Избиратель, который в день голосования будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти в участковую избирательную комиссию вправе проголосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня за 5-4 дня до дня голосования или участковой избирательной комиссии — не ранее чем за 3 дня до дня голосования.
Возможности института открепительного удостоверения по сравнению с досрочным голосованием ограничены — открепительные удостоверения действительны только в рамках избирательного округа, где проводятся выборы. Для осуществления голосования избиратели получают избирательные бюллетени. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или заменяющего его документа либо открепительного удостоверения. Голосование производится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене любого знака в квадрате (квадратах). Избирательный бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, где не допускается присутствие других лиц. Заполненный избирательный бюллетень опускается избирателем в опечатанный (опломбированный) ящик для голосования. В случае, если избиратель по уважительным причинам (по состоянию здоровья, по инвалидности и другим причинам) не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования, то по его письменному заявлению или устному обращению (в том числе переданному при содействии других лиц) участковая избирательная комиссия участка, на котором данный избиратель включен в список избирателей, обязана предоставить ему возможность проголосовать вне помещения. Заявление о голосовании вне помещения для голосования должно быть сделано не позже чем за 4 часа до истечения времени голосования. Для голосования вне помещения для голосования участковая избирательная комиссия должна иметь переносные ящики для голосования, но не более трех. Данное ограничение направлено на исключение возможности нарушений избирательных прав граждан, когда число проголосовавших вне помещения для голосования окажется большим, чем число проголосовавших на самом избирательном участке. 2. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно членами участковой избирательной комиссии с правом решительного голоса. Подсчет голосов начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели. По результатам подсчета голосов составляется протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования, первый экземпляр которого направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию, второй экземпляр остается в участковой комиссии, а третий экземпляр вывешивается для всеобщего ознакомления. 3. Определение результатов выборов. Определение результатов производится членами данной комиссии с правом решающего голоса лично. О результатах выборов составляется протокол. Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися в случаях: 1) если в них приняло участие меньшее число избирателей, чем это предусмотрено соответствующими федеральными или региональными законам; 2) если число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов; 3) если менее чем два списка кандидатов при голосовании за списки кандидатов получали право принять участие в распределении депутатских мандатов; 4) если за списки кандидатов, получившие право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании за списки кандидатов. Итоги голосования и результаты выборов могут быть признаны соответствующей избирательной комиссией недействительными: 1) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;
2) в случае, если итоги голосования были признаны недействительными не менее чем на одной четвертой избирательных участков; 3) по решению суда. В случае признания выборов несостоявшимися или недействительными проводятся повторные выборы. Повторные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня первоначальных выборов или не позднее чем через шесть месяцев со дня признания выборов недействительными.
4. Заключительным актом конкретного избирательного процесса является официальное опубликование итогов голосования и результатов выборов. Оно осуществляется не позднее одного месяца со дня голосования
studfiles.net
Порядок организации и проведения выборов в РФ. Стадии избирательного процесса: общая характеристика — Конституционное право
Избирательный процесс – это совокупность форм деятельности органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления.
Стадии избирательного процесса:
- назначение выборов;
- составление списков избирателей;
- образование избирательных округов и избирательных участков;
- создание избирательных комиссий;
- выдвижение кандидатов и их регистрация;
- предвыборная агитация;
- голосование;
- подсчет голосов и определение результатов выборов.
Выборы назначают органы власти соответствующего уровня:
-
- выборы Президента РФ – Федеральное Собрание;
- Государственной Думы – Президент РФ;
- представительного органа субъекта РФ – глава субъекта;
- высшего должностного лица – представительный орган этого субъекта РФ.
Днем голосования всегда является воскресенье.
В выборах принимают участие все граждане РФ, достигшие возраста 18 лет.
Регистрации подлежат все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом. Регистрация осуществляется по месту жительства избирателей органами регистрационного учета, которые составляют списки избирателей.
Территория РФ на время выборов делится на избирательные округа, а в своей совокупности составляет единый федеральный избирательный округ. Округа делятся на избирательные участки.
Для организации выборов формируются избирательные комиссии, высшей из которых является Центральная избирательная комиссия.
Избирательные комиссии – коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, установленные законом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов.
Деятельность всех избирательных комиссий (как по подготовке к выборам, так и по подсчету голосов) осуществляется гласно в присутствии наблюдателей, а их решения подлежат обязательному опубликованию в государственных или муниципальных средствах массовой информации.
Кандидаты и политические партии для участия в выборах должны пройти процедуру регистрации. Кандидаты по одномандатному округу регистрируются окружной избирательной комиссией по соответствующему избирательному округу. Политические партии и блоки регистрируются Центральной избирательной комиссией.
После регистрации кандидаты и политические партии вправе проводить мероприятия по предвыборной агитации, побуждающие избирателей голосовать за кандидата, политическую партию. Например, могут осуществляться призывы голосовать за или против кандидата, выражения предпочтения тому или иному кандидату и т. п.
Предвыборная агитация должна полностью прекратиться в 0 часов по местному времени за сутки до дня голосования. Граждане голосуют по месту регистрации в списках избирателей с 8 до 20 ч по местному времени. Если избиратель не может проголосовать по месту своего жительства, он может получить в участковой избирательной комиссии, где он состоит в списках, открепительное удостоверение.
Результаты выборов подводятся путем суммирования поданных за того или иного кандидата голосов избирателей и должны быть официально опубликованы Центральной избирательной комиссией в течение 3 недель со дня выборов.
jurkom74.ru
Избирательный процесс в Российской Федерации
Избирательный процесс – это совокупность форм деятельности органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления.
Стадии избирательного процесса:
- назначение выборов;
- составление списков избирателей;
- образование избирательных округов и избирательных участков;
- создание избирательных комиссий;
- выдвижение кандидатов и их регистрация;
- предвыборная агитация;
- голосование;
- подсчет голосов и определение результатов выборов.
Выборы назначаются органами власти соответствующего уровня: выборы Президента РФ – Федеральным Собранием, Государственной Думой; представительного органа субъекта РФ – главой субъекта РФ, высшего должностного лица – представительным органом этого субъекта РФ. Днем голосования всегда является воскресенье. В выборах принимают участие все граждане РФ, достигшие возраста 18 лет. Далее проводится регистрация избирателей. Регистрации подлежат все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом. Регистрация осуществляется по месту жительства избирателей органами регистрационного учета, которые составляют списки избирателей.
Территория РФ на время выборов делится на одномандатные избирательные округа, а в своей совокупности составляет единый федеральный избирательный округ. Округа делятся на избирательные участки. Для организации выборов формируются избирательные комиссии, высшей из которых является Центральная избирательная комиссия. Избирательные комиссии – коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, установленные законом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов.
Деятельность всех избирательных комиссий (как по подготовке к выборам, так и по подсчету голосов) осуществляется гласно в присутствии наблюдателей, а их решения подлежат обязательному опубликованию в государственных или муниципальных средствах массовой информации.
Кандидаты и политические партии для участия в выборах должны пройти процедуру регистрации. Кандидаты по одномандатному округу регистрируются окружной избирательной комиссией по соответствующему избирательному округу. Политические партии и блоки регистрируются Центральной избирательной комиссией. После регистрации кандидаты и политические партии вправе проводить мероприятия по предвыборной агитации, побуждающие избирателей голосовать за кандидата, политическую партию (например, могут осуществляться призывы голосовать за или против кандидата, выражения предпочтения тому или иному кандидату и т. п.).
Предвыборная агитация должна полностью прекратиться в 00.00 часов по местному времени за сутки до дня голосования. Граждане голосуют по месту регистрации в списках избирателей с 8.00 до 20.00 по местному времени. Если избиратель не может проголосовать по месту жительства, он может получить в участковой избирательной комиссии, где состоит в списках, открепительное удостоверение.
Результаты выборов подводятся путем суммирования поданных за того или иного кандидата голосов избирателей и должны быть официально опубликованы Центральной избирательной комиссией в течение трех недель со дня выборов.
Назначение выборов – это деятельность уполномоченных органов по определению дня голосования. Право назначать выборы принадлежит различным органам в зависимости от избираемого органа и его уровня:
- выборы депутатов Государственной Думы назначает Президент РФ;
- день выборов Президента РФ назначается Федеральным Собранием РФ;
- выборы высшего должностного лица в субъектах РФ назначает соответствующий законодательный (представительный) орган;
- глава субъекта РФ назначает выборы представительного органа государственной власти субъекта РФ.
Решение о назначении выборов принимается не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны соответствующий орган или должностное лицо. Если назначаются выборы по причине досрочного прекращения полномочий соответствующего органа, то решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем через 14 дней со дня прекращения полномочий. Если выборы не будут назначены в указанные сроки уполномоченным на то органом или должностным лицом, то выборы назначаются и проводятся соответствующей избирательной комиссией. Например, в этом случае выборы органов и должностных лиц федерального уровня назначаются Центральной избирательной комиссией, в выборы органов и должностных лиц субъектов РФ – избирательной комиссией этого субъекта РФ.
После назначения дня голосования для проведения выборов на территории РФ образуются:
- единый федеральный избирательный округ;
- 225 одномандатных избирательных округов;
- избирательные участки.
Федеральный избирательный округ охватывает всю территорию РФ. По этому округу избираются депутаты Государственной Думы пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями, избирательными блоками. Одномандатные округа образуются на основании представленных в Центральную избирательную комиссию РФ исполнительными органами власти субъектов РФ данных о числе избирателей, зарегистрированных по отдельным областям. Одномандатные избирательные округа образуются в соответствии с требованиями:
- примерного равенства одномандатных избирательных округов по числу зарегистрированных на их территориях избирателей с допустимым отклонением не более чем на 10%, а в труднодоступных или отдаленных местностях – не более чем на 15%;
- в пределах территории субъекта РФ не образуются одномандатные избирательные округа из территорий, не граничащих между собой;
- не образуются одномандатные избирательные округа из территорий двух и более субъектов РФ;
- на территории каждого субъекта РФ должно быть образовано не менее 1 одномандатного избирательного округа.
Схему одномандатных округов утверждает Государственная Дума по представлению Центральной избирательной комиссии РФ. Избирательные участки образуются на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования. При этом соблюдаются следующие требования:
- на территории каждого участка должно быть зарегистрировано не более 3 000 избирателей;
- пересечение границ избирательных округов границами участков не допускается.
Избирательные комиссии – это коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, установленные законом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов. Система избирательных комиссий:
- Центральная избирательная комиссия РФ;
- избирательные комиссии субъектов РФ;
- окружные избирательные комиссии;
- территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии;
- участковые избирательные комиссии. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК РФ) является постоянно действующей.
Состав Центральной избирательной комиссии обновляется каждые четыре года с избранием Государственной Думы нового созыва. Она включает в себя 15 членов, 5 из которых назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предложенных фракциями, иными депутатскими объединениями, 5 – Советом Федерации из числа кандидатур, предложенных субъектами РФ, 5 – Президентом РФ.
Избирательные комиссии субъектов РФ формируются Центральной избирательной комиссией РФ.
Окружная избирательная комиссия формируется в каждом одномандатном избирательном округе не позднее чем за 80 дней до дня голосования в количестве 8–14 членов с правом решающего голоса избирательной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации.
Территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии формируются соответствующими окружными избирательными комиссиями не позднее чем через 35 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов.
Участковая избирательная комиссия формируется не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 28 дней до дня голосования вышестоящей территориальной избирательной комиссией. Число ее членов пропорционально числу избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка.
В состав каждой избирательной комиссии, помимо иных членов, входят председатель и члены комиссии с правом совещательного голоса, на которых возлагаются контрольные функции за деятельностью соответствующей комиссии и порядком проведения выборов.
Центральная избирательная комиссия РФ является высшей в системе избирательных комиссий и осуществляет руководство над деятельностью всех избирательных комиссий. Избирательная комиссия субъекта РФ подчиняется только Центральной и обеспечивает деятельность всех избирательных комиссий на территории субъекта РФ. Окружная избирательная комиссия координирует деятельность территориальных и участковых избирательных комиссий, рассматривает жалобы на решения и действия территориальных избирательных комиссий и их должностных лиц, принимает по жалобам мотивированные решения, а также разрешает все организационные вопросы на местах. Она действует до дня официального опубликования решения о назначении новых выборов. Центральная избирательная комиссия, а также комиссии субъектов РФ и окружные осуществляют свои полномочия постоянно в течение четырех лет. Территориальные и участковые избирательные комиссии (срок полномочий истекает через 10 дней со дня официального опубликования общих результатов выборов) осуществляют полномочия по непосредственной работе с избирателями на соответствующей территории.
investobserver.info
Избирательный процесс в РФ: понятие и основные стадии.
Избирательный процесс — это урегулированная конституционными и законодательными нормами деятельность органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления.
Будучи нормативно урегулированной, эта деятельность устойчива и состоит из определенных, расположенных в установленной последовательности элементов — стадий. В соотв. с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» 2002 г. можно выделить следующие стадии.
1. Назначение выборов (она заключается в установлении дня голосования, который может быть только календарным выходным днем).
2. Составление списков избирателей (это избирательные документы, определяющие круг граждан, обладающих активным избирательным правом и проживающих на территории конкретного избирательного участка).
3. Образование избирательных округов (это территории, которые образованы согласно соответствующему избирательному законодательству и от которых непосредственно гражданами избираются депутаты представительных органов и выборные должностные лица).
4. Образование избирательных участков (эти территориальные единицы объединяют избирателей общим местом голосования).
5. Образование избирательных комиссий (это коллегиальные органы, на которые возлагается организационное руководство подготовкой и проведением выборов).
6. Выдвижение кандидатов (здесь определяется круг лиц, из числа которых будут избраны депутаты, губернаторы, Президент).
7. Предвыборная агитация (главный смысл этой стадии в том, что граждане РФ, избирательные объединения имеют право законными методами и в допускаемых законом формах вести агитацию за или против любого кандидата или избирательного объединения).
8. Голосование (это самая главная стадия избирательного процесса, так как именно в результате ее реализации происходит народное волеизъявление).
9. Подсчет голосов и установление результатов выборов (поданные голоса подсчитываются сначала на избирательных участках, затем пересылаются в вышестоящие избирательные комиссии. Определяется прежде всего число действительных голосов, т.е. избирательные бюллетени должны быть установленной формы и по ним можно установить волеизъявление избирателей).
Назначение выборов
Назначение выборов является первой стадией избирательного процесса. Она заключается в издании уполномоченным на то органом или должностным лицом (субъектом права назначения выборов) акта, в котором определяется дата голосования.
Основания назначения выборов. Следует выделить нормативное и фактическое основания назначения выборов. Нормативное основание – соответствующие законодательные акты, регламентирующие срок полномочий выборного органа (должностного лица), порядок выборов и право соответствующего органа (должностного липа) назначить выборы. Фактическим основанием является событие, зависящее от вида назначаемых выборов. Ниже рассматриваются фактические основания назначения выборов.
Основанием назначения очередных выборов является истечение срока полномочий выборного органа, должностного лица (очередные общие выборы), либо истечение срока полномочий части депутатов выборного представительного органа (очередные частичные выборы).
Основаниями назначения повторных выборов в избирательном округе являются:
1) признание первоначальных выборов несостоявшимися;
2) признание первоначальных выборов недействительными;
3) кандидат (кандидаты – по многомандатному округу), набравший (набравшие) необходимое для избрания число голосов избирателей, не сложил (не сложили) с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица;
4) в случае выбытия всех кандидатов.
Повторные выборы в федеральный орган государственной власти проводятся в сроки, установленные соответствующим федеральным законом.
Субъекты права назначения выборов. Субъекты права назначения выборов – государственные органы и должностные лица, органы и должностные лица местного самоуправления, которые в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований имеют право назначать выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления.
Субъектами такого права в РФ являются:
1) Президент РФ – назначает выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
2) Совет Федерации – назначает выборы Президента РФ;
3) законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ – назначают собственные выборы, дополнительные выборы в случае досрочного прекращения полномочий депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъектовРФ, избранного по одномандатному округу;
4) представительные органы местного самоуправления – назначают выборы главы муниципального образования, иных выборных должностных лиц местного самоуправления, а также собственные выборы;
6) главы муниципальных образований – назначают досрочные выборы депутатов представительного органа местного самоуправления;
7) избирательные комиссии – в случаях, предусмотренных законодательством, назначают дополнительные и повторные выборы, а также выборы представительных органов вновь образованных муниципальных образований;
8) суды – в случаях не назначения выборов уполномоченным субъектом или в последствии – соответствующей избирательной комиссией.
Срок назначения выборов. Избирательное законодательство предъявляет требования к сроку издания уполномоченным на то органом (должностным лицом) акта о назначении выборов и сроку его опубликования. ФЗ «Об основных гарантиях…» закрепляет, что очередные выборы назначаются в соответствии со сроками, установленными соответствующими нормативно-правовыми актами. Так, решение о назначении выборов в федеральный орган государственной власти должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.
К примеру, в соответствии с п. «а» ст. 84 Конституции РФ и ст. 6 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» указом Президента РФ не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования назначаются выборы депутатов Государственной Думы нового созыва.
Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов указанные сроки, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть (ст. 10 ФЗ «Об основных гарантиях…»).
38. Образование избирательных округов и избирательных участков; равный вес избирательного голоса.
Избирательные округа представляют собой территориальные единицы, образованные для организации и проведения муниципальных выборов, и от которых непосредственно гражданами РФ избираются депутаты представительных органов местного самоуправления и главы муниципальных образований.
Российское избирательное законодательство устанавливает три вида избирательных округов:
1)единый, включающий в себя всю территорию муниципального образования (он предназначен для выборов руководителей муниципальных образований, а также депутатов представительных органов местного самоуправления, избираемых по пропорциональной системе)2;
2) одномандатный, в котором избирается один депутат;
3) многомандатный, предназначенный для избрания нескольких депутатов, в котором за каждого из них избиратели голосуют персонально (согласно п. 8 ст. 18 названного Закона число депутатских мандатов, подлежащих распределению в многомандатном округе, не может превышать пяти; данное правило не применяется, если на выборах в органы местного самоуправления избирательный округ образован в границах избирательного участка).
Одномандатные и многомандатные округа образуют на выборах представительные муниципальные органы, проводимые по мажоритарной системе.
Избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей. Избирательная комиссия, организующая выборы в муниципальные органы, не позднее, чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, определяет схему одномандатных или многомандатных округов. Схема округов — документ, утверждаемый местным представительным органом. Она должна содержать:- границы округов; перечень населенных пунктов, муниципальных образований, входящих в состав избирательного округа; номера избирательных округов; место нахождения окружной или иной комиссии, на которую возложены полномочия окружкома; число избирателей в каждом округе. Представительный орган местного самоуправления публикует схему избирательных округов не только в соответствии с указанными данными, но и ее графическое изображение. При отсутствии органа представительной власти право утверждения схемы округов переходит к избирательной комиссии, организующей выборы.
Избирательные участки — это территориальные единицы, создаваемые для проведения голосования и подсчета голосов. Они образуются главами муниципальных образований по согласованию с избирательными комиссиями муниципальных образований, территориальными избиркомами не позднее, чем за 45 дней до выборов. Исключение составляют участки, находящиеся в больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных районах, которые могут образовываться не позднее чем за пять дней до дня голосования. Списки участков с указанием их границ, номеров и адресов участковых комиссий публикуются в местной печати за 40 дней до дня голосования.
К организации участков предъявляются специальные требования. Участки образуются из расчета не более 3 тыс. избирателей. Их границы не должны пересекать границы избирательных округов. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. Вместе с тем допускается создание участков непосредственно в местах дислокации воинских частей. В этом случае участки образуются командирами воинских частей.
infopedia.su