Статья 144 упк рф порядок рассмотрения сообщения о преступлении – 144. /

Содержание

Статья 144 Порядок рассмотрения сообщения о преступлении УПК РФ 2019 года

Информация Комментарий к статье Судебная практика Комментарии

1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 23-ФЗ)

1.1. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 04.03.2013 N 23-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 440-ФЗ)

1.2. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.

(часть 1.2 введена Федеральным законом от 04.03.2013 N 23-ФЗ)

2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 23-ФЗ)

4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.

6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

(часть шестая в ред. Федерального закона от 12.04.2007 N 47-ФЗ)

7. При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела в срок не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора, плательщик страховых взносов), либо при поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 199.3 и 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, — в территориальный орган страховщика, в котором состоят на учете страхователь — физическое лицо или страхователь-организация, которые обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд (далее в настоящей статье — страхователь), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам.

(часть 7 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 250-ФЗ)

8. По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, установленном частью седьмой настоящей статьи, налоговый орган или территориальный орган страховщика в срок не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:

1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам в случае, если обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых вынесено вступившее в силу решение налогового органа или территориального органа страховщика, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;

2) информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) или страхователя проводится налоговая проверка или проверка правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых решение еще не принято либо не вступило в законную силу;

3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

(часть 8 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 250-ФЗ)

9. После получения заключения налогового органа или территориального органа страховщика, но не позднее 30 суток с момента поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение. Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.1, 199.3, 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа или территориального органа страховщика заключения или информации, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

(часть 9 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 250-ФЗ)

rf-upk.ru

Статья 144 УПК РФ. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

1.1. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.

1.2. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.

2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.

6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

7. При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела в срок не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора, плательщик страховых взносов), либо при поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 199.3 и 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, — в территориальный орган страховщика, в котором состоят на учете страхователь — физическое лицо или страхователь-организация, которые обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд (далее в настоящей статье — страхователь), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам.

8. По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, установленном частью седьмой настоящей статьи, налоговый орган или территориальный орган страховщика в срок не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:

1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам в случае, если обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых вынесено вступившее в силу решение налогового органа или территориального органа страховщика, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;

2) информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) или страхователя проводится налоговая проверка или проверка правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых решение еще не принято либо не вступило в законную силу;

3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

9. После получения заключения налогового органа или территориального органа страховщика, но не позднее 30 суток с момента поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение. Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.1, 199.3, 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа или территориального органа страховщика заключения или информации, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

mail.zakonrf.info

Ст. 144 УПК РФ. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении. Комментарии :: BusinessMan.ru

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении регламентируется Уголовно-процессуальным кодексом. Правила изучения поступившей информации детализируются и иными нормативными актами. Общеобязательны для всех правоохранительных структур Приказ об учете преступлений и Типовое положение, устанавливающее единый порядок регистрации дел. Органы МВД принимают также совместные нормативные акты по отдельным категориям деяний и происшествий. Однако основные правила устанавливает ст. 144 УПК РФ.

Общие положения

Как указывается в ч. 1 ст. 144 УПК РФ, руководитель отдела (органа) дознания/следствия, другие уполномоченные сотрудники обязаны принять и изучить сведения о любом готовящемся или совершенном посягательстве. В пределах компетенции, предусмотренной Кодексом, они должны вынести по результатам проведенных действий решение. На это им отводится 3 дня. Проверка сообщения о преступлении предполагает получение образцов для сравнительного анализа, объяснений, истребование документов и предметов, изъятие их по правилам, закрепленным Кодексом.

В рамках своей компетенции уполномоченные органы и лица вправе назначить экспертизу, участвовать в ее выполнении, получать заключения в разумные сроки. В ходе проверки служащие осуществляют осмотр места события, документов, трупов, предметов, освидетельствование. Они могут требовать организации ревизий, исследований, привлечения к ним специалистов. При этом следователи вправе дать органу дознания письменные поручения об осуществлении оперативно-розыскных мероприятий.

Гарантии участникам производства

Они предусматриваются п. 1.1 ст. 144 УПК РФ. Согласно положениям, лицам, которые участвуют в осуществлении процессуальных мероприятий, поясняются их обязанности и права, установленные Кодексом. Им обеспечивается возможность их реализации в той части, в какой выполняемые действия затрагивают их интересы в рамках дела. В частности, им разъясняется, что они вправе не свидетельствовать против близких, супруги/супруга и себя, могут воспользоваться помощью защитника, составлять жалобы на бездействия, решения и действия уполномоченных служащих по правилам, установленным главой 16 Кодекса.

На участников проверки может возлагаться обязанность по сохранению конфиденциальности сведений, которые им стали известны в рамках процессуальных мероприятий. Безопасность лиц, привлеченных к производству, при необходимости обеспечивается по правилам, закрепленным 166 статьей (частью 9).

Дополнительно

Информация, полученная в процессе проверки сообщения о противоправном деянии, может использоваться в качестве доказательства. При этом необходимо соблюдение положений 89 и 75 статей Кодекса. Если после возбуждения производства сторона защиты либо потерпевший направит ходатайство о выполнении дополнительной (повторной) экспертизы, просьба должна быть удовлетворена.

Публикации в СМИ

В Кодексе закреплен особый порядок рассмотрения сообщения о преступлении, обнародованного с помощью средств массовой информации. Изучение сведений, опубликованных в СМИ, осуществляется органом дознания по поручению прокурора, а также следователем по распоряжению руководителя его подразделения. Главный редактор (редакция) по требованию уполномоченных лиц обязан предоставить имеющиеся у него документацию и материалы, подтверждающие публикацию о посягательстве. Кроме этого, директор организации должен передать сведения о субъекте, сообщившем о преступлении. Исключение составляют случаи, когда лицом было поставлено условие о сохранении источника информации в тайне.

Продление срока

Начальник следственного подразделения, органа дознания, согласно ч. 3 ст. 144 УПК РФ, вправе увеличить период, отведенный на изучение полученных сведений о противоправном деянии. Основанием для продления срока выступает мотивированное ходатайство служащего, осуществляющего оперативно-розыскные мероприятия. Период может быть увеличен до 10 суток. Если возникла необходимость в проведении судебных экспертиз, ревизий, изучении документации, исследовании трупов, выполнении иных процессуальных действий, руководитель следственного подразделения по ходатайству подчиненного и прокурор по просьбе дознавателя вправе продлить срок до 30 суток. При этом в постановлении должны указываться конкретные обстоятельства, которые послужили причиной для увеличения продолжительности периода, отведенного на проверку.

Правила оформления

Изучив заявление в порядке ст. 144 УПК РФ, уполномоченный служащий выдает субъекту, передавшему сведения, документ с указанием своих данных. В нем также фиксируются время и дата принятия информации. Соответствующее правило закрепляет ч. 4 ст. 144 УПК РФ. Отказ в регистрации сведений может быть оспорен в суде или обжалован прокурору. Заинтересованное лицо должно при этом руководствоваться правилами статей 124-125 Кодекса.

Специальные правила

Потерпевший (его представитель) вправе подать заявление в рамках частного обвинения в суд. Оно изучается в порядке 318 статьи. В ситуациях, установленных в части четвертой ст. 147, действуют правила ст. 144 УПК РФ. При поступлении сведений о противоправных действиях, предусмотренных нормами УК (198-199.1), из органа дознания, следователем в случае отсутствия оснований для отказа в открытии дела направляется их копия в налоговый орган, в котором стоит на учете плательщик (агент) с приложением документов, в числе которых должен быть предварительный расчет предполагаемого размера недоимки. Соответствующие действия совершаются в трехдневный срок.

Обязательные мероприятия

После изучения материалов, направленных следователем по правилам части 7 ст. 144 УПК, налоговый орган не позже 15 сут. с даты их получения:

  1. Отправляет служащему заключение о нарушении положений НК и о правильности предварительных расчетов суммы недоимки. Данные действия совершаются, если обстоятельства, зафиксированные в материалах о преступлении, выступали в качестве предмета исследования при выполненной ранее налоговой ревизии, по результатам которой было принято вступившее в действие решение. Налоговый орган также должен направить сведения о приостановлении его исполнения или обжаловании.
  2. Уведомляет о проводимой в отношении плательщика/агента проверки, по результатам которой решение еще в силу не вступило или принято не было.
  3. Информирует об отсутствии данных о нарушении положений НК. Данное действие совершается, если обстоятельства, зафиксированные в сообщении о преступлении, ранее не изучались инспекторами в ходе проверки.

Получив заключение ИФНС, служащий правоохранительного органа должен вынести соответствующее решение. Данное действие должно быть совершено не позднее 30-ти сут. с даты поступления сообщения о преступлении. Уголовное производство по статьям 198-199.1 УК может возбуждаться до получения из ИФНС соответствующего заключения либо сведений, перечисленных выше, если имеются достаточные данные для открытия дела.

Ст. 144 УПК РФ с комментариями

В каждой правоохранительной структуре предусмотрен ведомственный акт, устанавливающий правила принятия, регистрации и изучения сведений о противоправных деяниях. Во всех этих инструкциях, положениях закреплена обязанность выдавать субъекту, сообщившему о преступлении, специальный документ – талон-извещение. В нем указывается конкретное посягательство, о котором поступила информация. Факт получения такого талона удостоверяется заявителем в корешке. Он остается у уполномоченного служащего, принявшего информацию. Бланки талонов – документы строгой отчетности. Оформленные корешки служащие сдают ответственному лицу следственного отдела. Они хранятся в течение года.

Особенности отказа

Ст. 144 УПК предусматривает ряд гарантий для лиц, предоставивших сведения о неправомерных действиях (совершенных или готовящихся). В частности, граждане вправе обжаловать отказ уполномоченного служащего принять информацию. Такая ситуация может иметь место, например, в случае отсутствия дежурного следователя либо другого служащего, исполняющего аналогичные задачи. Между тем данное обстоятельство не считается основанием для отказа в регистрации сведений о посягательстве. По положениям ст. 144 УПК РФ, такое решение гражданин вправе обжаловать начальнику следственного отдела либо его заместителю. При этом данные лица обязаны принять субъекта, несогласного с отказом, незамедлительно. Жалоба может подаваться также прокурору, руководителю органа дознания, а также в судебную инстанцию.

Регистрация информации

Принятые сообщения о преступлениях фиксируются в специальных учетных документах. При наличии надлежащего повода для возбуждения производства информация отражается в книге регистрации. В состав сведений входит:

  1. Порядковый номер, присвоенный сообщению.
  2. Время и дата принятия.
  3. Сведения о заявителе и уполномоченном служащем, которому была передана информация.
  4. Номер талона.
  5. Краткое описание события.
  6. Должность, фамилия служащего, которому передано сообщение для проверки. Эти сведения удостоверяются подписью указанного лица.
  7. Информация о процессуальном решении и времени его принятия, результаты и дата его проверки руководителем.

Время на изучение сведений

Как указано в ст. 144 УПК, исследование данных о противоправных деяниях осуществляется следователем, дознавателем, руководителем следственного подразделения или органа дознания. Изучение поступивших сведений производится, по общему правилу, в течение 3-х сут. При очевидном наличии признаков уголовного деяния возбуждение производства не должно откладываться до окончания указанного срока. Соответственно, решение должно быть принято безотлагательно.

Вместе с тем следует сказать о недопустимости поспешного его вынесения. Как указывает часть 3 144 статьи, трехдневный срок может быть увеличен по ходатайству следователя или дознавателя до 10 сут. Указанные служащие должна привести обоснование целесообразности продления установленного нормой периода. В качестве причин, как правило, выступают поиск и исследование материалов и документов, необходимость выполнения дополнительных следственных мероприятий и пр.

Важный момент

Продлевая время проверки, руководитель уполномоченного органа должен дать распоряжение об установлении конкретных фактов, относящихся к происшествию. В случае необходимости он дает указания о привлечении к процессу специалистов. При наличии оснований срок проверки может продлеваться до 30 сут. Как правило, это связано с необходимостью выполнения экспертиз, исследованием документации, трупов, предметов, проведением оперативно-розыскных мероприятий. Продление срока производится по ходатайству служащего, проверяющего сообщение о преступлении. В этом документе должны быть описаны объективные причины целесообразности увеличения периода.

Заключение

Сведения, которые будут получены в ходе проверки, могут использоваться как доказательства по делу при соблюдении положений 75 и 89 статей. В случае необеспечения участия на стороне гражданина, в отношении которого проводятся следственные действия, все объяснения будут считаться установленными с нарушением закона. Соответственно, в качестве доказательств они выступать не могут. Сведения, полученные при проверке, могут повторно проверяться после возбуждения производства.

Учитывая это, законодатель предусмотрел для участников дела дополнительные гарантии. В частности, устанавливается, что если после начала производства сторона защиты или потерпевший передадут ходатайство о выполнении повторной или дополнительной экспертизы, то такая просьба подлежит удовлетворению. Данное основание для назначения исследования входит в число обязательных.

При проведении проверки сообщений о противоправных действиях, размещенных в СМИ, уполномоченные служащие должны руководствоваться специальными правилами. В частности, если лицо, предоставившее соответствующие сведения в редакцию, установило условие о соблюдении конфиденциальности его личных данных, это требование должно быть соблюдено и правоохранительными органами. В случае нарушения предписаний предусмотрена ответственность.

businessman.ru

Статья 144 УПК РФ. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении — УПК РФ — Основные кодексы РФ

Текст актуализирован: 15.07.2019


1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 23-ФЗ)
1.1. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 04.03.2013 N 23-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 440-ФЗ)
1.2. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.
(часть 1.2 введена Федеральным законом от 04.03.2013 N 23-ФЗ)
2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.
(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)
3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 23-ФЗ)
4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.
5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.
6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.
(часть шестая в ред. Федерального закона от 12.04.2007 N 47-ФЗ)
7. При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела в срок не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора, плательщик страховых взносов), либо при поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 199.3 и 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, — в территориальный орган страховщика, в котором состоят на учете страхователь — физическое лицо или страхователь-организация, которые обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд (далее в настоящей статье — страхователь), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам.
(часть 7 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 250-ФЗ)
8. По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, установленном частью седьмой настоящей статьи, налоговый орган или территориальный орган страховщика в срок не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:
1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам в случае, если обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых вынесено вступившее в силу решение налогового органа или территориального органа страховщика, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;
2) информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) или страхователя проводится налоговая проверка или проверка правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых решение еще не принято либо не вступило в законную силу;
3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
(часть 8 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 250-ФЗ)
9. После получения заключения налогового органа или территориального органа страховщика, но не позднее 30 суток с момента поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение. Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.1, 199.3, 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа или территориального органа страховщика заключения или информации, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
(часть 9 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 250-ФЗ)

pravorub.ru

Статья 144. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении // Комментарий к УПК РФ / Под ред. А.В. Смирнова. СПб., 2003

Смирнов А.В. Калиновский К.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Смирнова. СПб.: Питер, 2003. 1008 с.

Статья 144. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

1. Дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания или следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

3. Прокурор, начальник следственного отдела, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, предусмотренный частью первой настоящей статьи.

4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.

6. Заявление потерпевшего по уголовным делам частного обвинения рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса.

1. Комментируемая статья регламентирует предварительную процессуальную проверку сообщений о преступлениях, входящую в содержание стадии возбуждения уголовного дела. При этом Кодекс устанавливает две процедуры такой проверки: а) по делам публичного и частно-публичного обвинения (ч. 1-4 ст. 144; ст. 146, 147 УПК) и б) по делам частного обвинения (ч. 6 ст. 144; ст. 318-319 УПК).

2. Обязанность по приему, регистрации, проверке сообщений о преступлениях возлагается на органы уголовного преследования (дознавателя, орган дознания, следователя, прокурора, начальника следственного отдела). Эта обязанность вытекает из принципа публичности, предусматривающего необходимость осуществления уголовного преследования в каждом случае обнаружения признаков преступления (ст. 21 УПК). Аналогичную обязанность предусматривают и иные нормативные акты (ст. 10 п. 3-4 Закона РСФСР от 18.04.91 N 1026-1 «О милиции»).

Ведомственными нормативными актами более детально регулируется прием, регистрация и учет сообщений о преступлениях (См., например: Приказ МВД СССР от 11.11.90 N 415 «Об утверждении Примерной инструкции о порядке приема, регистрации, учета и разрешения в органах и учреждениях внутренних дел заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и происшествиях»; Приказ ФСБ России от 04.12.00 N 613 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах федеральной службы безопасности»; Приказ ЦТУ России от 08.12.00 N 197 «Об утверждении Временной инструкции о порядке приема, регистрации, учета и рассмотрения в таможенных органах Центрального таможенного управления заявлений и сообщений граждан о преступлениях»).

3. Правила комментируемой статьи распространяются только на такие сообщения о преступлениях, которые являются одним из трех поводов к возбуждению дела (см. комментарий к ст. 140 УПК). Сообщения, не являющиеся поводом к возбуждению дела могут проверяться в административном или оперативно-розыскном порядке. Оперативная проверка регулируется оперативно-розыскным законодательством (Законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности»), проводится специальными субъектами, средствами и в сроки, установленные ведомственными нормативными актами. По результатам оперативной проверки может быть подан рапорт в соответствие со ст. 143 УПК.

4. Повод к возбуждению дела должен быть принят вне зависимости от вида преступления (степени тяжести, окончания, места и времени совершения), полноты информации и времени обращения заявителя. Если в процессе проверки выяснится, что данное преступление подследственно другому органу, или относится к делам частного обвинения, то принимается решение о передаче сообщения в соответствующий орган (п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК). О действиях по сообщению о преступлении в неотложных ситуациях см. также комментарий к ст. 157 УПК.

Прием сообщений о преступлениях осуществляется в дежурных частях милиции, таможенных органов, налоговой полиции, секретариатах других правоохранительных органов. Обязанность принять сообщение о преступлении и передать его по принадлежности возлагается также на всех сотрудников правоохранительных органов.

5. Прием сообщения о преступлении сопровождается его соответствующей регистрацией (в книге учета преступлений или журнале учета информации в ОВД и таможенных органах, в журнале входящей корреспонденции в таможенных органах, в книге предложений, заявлений и жалоб в органах ФСБ). Порядок регистрации устанавливается ведомственными инструкциями. При этом по общему правилу сообщения непосредственно от заявителя регистрируются в книгах учета преступлений, а рапорты и иная информация — в книгах учета информации.

6. После приема и регистрации повода к возбуждению дела проводится его проверка с учетом правил ст. 87 УПК.

6.1. Проверка состоит в мыслительной деятельности по оценке данных, указывающих на признаки преступления. Если в самом поводе уже содержатся основания для возбуждения дела, передачи сообщения по подследственности, то проверочные действия не проводятся, а принимается соответствующее решение. Например, когда поводом к возбуждению дела является рапорт о результатах оперативной проверки, как правило, достаточно данных для возбуждения дела. Уголовное дело должно быть немедленно возбуждено в неотложной ситуации при наличии признаков преступления. О неотложной ситуации см. комментарий к ст. 157, ч. 5 ст. 165 УПК.

6.2. Если в принятом поводе недостаточно данных, указывающих на признаки преступления, то могут быть проведены проверочные действия — собирание дополнительных доказательств, необходимых для принятия решения в порядке ст. 145 УПК.

Проверка производится путем производства непринудительных способов собирания доказательств: истребования и принятия представленных предметов и документов (см. комментарий к ст. 86 УПК). В числе таких действий могут быть: истребованы объяснения от очевидцев и заявителя; истребованы справки; направлены требования о проведении ревизий, документальных проверок, инвентаризаций; поручены иные исследования специалистам. Проведение таких действий предусматривается ч. 4 ст. 21 УПК и иными нормативными актами: Законом о прокуратуре (ст. 6), Законом об органах ФСБ (ст. 13), Законом о Федеральных органах налоговой полиции (ст. 14), Законом о милиции (ст. 11) и др.

По общему правилу производство следственных действий (как принудительных процессуальных действий) до возбуждения уголовного дела не допускается. Исключение предусмотрено для осмотра места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК). Осмотром места происшествия могут быть и осмотр предметов и документов, трупа. См. комментарий к ст. 176 УПК. Представляется, что если осмотр места происшествия связан с проникновением в жилище против воли проживающих в нем лиц, то он должен быть проведен после возбуждения дела по судебному решению (ст. 29; ч. 5 ст. 177 УПК). В неотложных случаях осмотр жилища как места происшествия проводится в порядке ч. 5 ст. 165 УПК.

О производстве освидетельствования и назначении экспертизы до возбуждения дела см. комментарий к ч. 4 ст. 146 УПК.

Наряду с процессуальной проверкой повода к возбуждению дела, может проводиться проверка в соответствии с оперативно-розыскным или административным законодательством. Результаты этих проверок должны быть представлены процессуальным органам в порядке ст. 86, 89 УПК.

Материалы процессуальной проверки повода к возбуждению дела являются уголовно-процессуальными доказательствами и должны соответствовать предъявляемым к ним требованиям (см. комментарий к ст. 74-75 УПК).

О принятии решения по результатам проверки повода к возбуждению дела см. комментарий к ст. 145 УПК.

7. Предварительная проверка сообщений о преступлениях должна быть закончена принятием решения (в форме постановления) в порядке ст. 145 УПК не позднее 3 суток со дня поступления сообщения. По результатам проверки решение должно быть принято и до истечения трех суточного срока, если будут установлены основания для возбуждения дела, отказа в этом или для передачи сообщения по подследственности. Срок проверки исчисляется с тех суток, в течение которых был принят повод к возбуждению дела (текущие сутки учитываются — см. комментарий к ст. 128 УПК). Если регистрация повода к возбуждению дела была задержана, то срок исчисляется не с момента его регистрации, а с момента первичного получения сотрудником правоохранительного органа повода к возбуждению дела. Если сообщение о преступлении было передано по подследственности, то срок проверки исчисляется заново — с момента получения сообщения другим органом расследования.

О продлении срока проверки сообщений о преступлениях см. комментарий к ч. 3 ст. 144 УПК.

8. Комментируемая статья предусматривает особый порядок проверки сообщения о преступлении, распространенному в средствах массовой информации. Средством массовой информации (СМИ) являются периодические печатное издание или совокупность аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющие постоянные названия, (для изданий — текущие номера) и выходящие в свет не реже одного раза в год (ст. 2 Закона РФ от 27.12.91 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»).

Сам факт распространения в СМИ сообщения о преступлении не является поводом к возбуждению дела (не влечет обязанности приступить к его приему и проверке) до тех пор, пока оно не было обнаружено органами уголовного преследования и не оформлено рапортом (ст. 143 УПК). С момента подачи рапорта начинает исчисляться срок процессуальной проверки (а не с момента публикации издания или выхода в эфир передачи). Рапорт об обнаружении признаков преступления подается прокурору. При недостаточности данных о признаках преступления или об их отсутствии в самой публикации и рапорте прокурор дает письменное поручение следователю или органу дознания с соблюдением правил подследственности провести предварительную проверку сообщения о преступлении. Прокурор вправе лично провести такую проверку. Прокурор вправе возбудить уголовное дело и без проверки, если с рапортом поступили достаточные данные о признаках преступления (например, материалы оперативной проверки).

8.1. Редакция СМИ обязана по запросу органов уголовного преследования передать им имеющиеся в ее распоряжении материалы о преступлении (ч. 4 ст. 21 УПК). При этом редакция имеет право не сообщать данные о лице, предоставившем информацию, если это лицо поставило условие неразглашения своего имени (ч. 2 ст. 144 УПК; ст. 41 Закона РФ «О средствах массовой информации»). Эта норма действует для предварительной проверки сообщений о преступлениях. После возбуждения дела применяются общие правила доказывания.

Закон о СМИ (ст. 41) позволяет редакции раскрыть имя источника информации только по запросу суда, а не органов расследования. Однако после возбуждения дела следователь или дознаватель вправе с санкции прокурора произвести принудительную выемку документов, содержащих охраняемую законом о СМИ тайну (ч. 3 ст. 183 УПК). Главный редактор не может отказаться от дачи свидетельских показаний, ссылаясь на профессиональную тайну.

9. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает возможность продления трехсуточного срока предварительной проверки сообщения о преступлении до 10 суток. При этом использованные трое суток включаются в продленный срок. Продление производится по ходатайству следователя или дознавателя вышестоящим для них начальником следственного отдела или органа дознания. Представляется, что надзирающий прокурор вправе продлить срок проверки по всем материалам следствия и дознания.

Срок проверки продляется, если за 3 суток невозможно было собрать достаточные данные для принятия решения в порядке ст. 145 УПК. Продление срока проверки свыше 10 суток не предусмотрено (кроме дополнительной проверки до 5 суток по решению прокурора – см. комментарий к ч. 4 ст. 146 УПК). Если по истечении срока проверки осталось неясным, есть ли признаки преступления или их нет, то должно быть принято решение о возбуждении дела (как основанное на вероятных данных).

10. На стадии возбуждения дела заявителем признается лицо, подавшее заявление о преступлении или явку с повинной в соответствие со ст. 141, 142 УПК. Если заявитель лично присутствует при приеме заявления или явки с повинной, то ему должен быть выдан документ о принятии его заявления. Если заявление было отправлено по почте, передано с нарочным или с помощью других средств связи, то при личной явке заявителя ему также должен быть выдан документ о принятии заявления. Обязанность выдачи такого документа возлагается на уполномоченных принимать заявления должностных лиц.

В практике применения норм УПК РСФСР (по ведомственным инструкциям) документом о принятии заявления был талон — уведомление. Отрывной листок талона с указанием необходимых сведений выдавался заявителю, а корешок талона с подписью заявителя оставался у работника органа внутренних дел.

11. Уголовно-процессуальный кодекс прямо не предусматривает возможности отказа в принятии заявления о преступлении публичного обвинения. Однако такой отказ возможен, если в заявлении или явке с повинной заведомо не содержится сведений о преступлении и при этом отсутствует просьба заявителя о привлечении к уголовной ответственности (то есть даже по мнению самого заявителя его сообщение не о преступлении). В остальных случаях органы уголовного преследования обязаны принять, зарегистрировать, проверить заявление и вынести по нему решение. Неправомерный отказ в приеме заявлений о преступлениях, другие способы сокрытия преступлений от учета влекут ответственность должностных лиц вплоть до уголовной. Обязанность осуществления надзора за исполнением требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях возлагается на прокурора (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК).

Об обжаловании действий и решений органов расследования см. комментарий к ст. 124 и 125 УПК.

Отказ в принятии заявления к своему производству предусмотрен только по делам частного обвинения (ч. 1 ст. 319 УПК). Отказ оформляется постановлением мирового судьи при неисполнении его указаний о пересоставлении заявления о преступлении частного обвинения. Постановление мирового судьи может быть обжаловано в апелляционном порядке (гл. 43 УПК).

12. Заявление по делу частного обвинения проверяется и разрешается в особом порядке. По общему правилу заявления по делу частного обвинения подаются непосредственно в мировой суд и должны соответствовать особым требованиям (см. комментарий к ст. 318 УПК).

Однако заявитель не обязан давать точную квалификацию деяния. Он может предполагать о совершении более тяжкого преступления. Поэтому заявления по делам частного обвинения должны быть приняты и зарегистрированы органами уголовного преследования в общем порядке.

По заявлению о преступлении частного обвинения может быть проведена проверка по ст. 144 УПК в целях установления признаков преступления публичного обвинения. Проверка может быть проведена для выяснения обстоятельств, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК (неспособности потерпевшего самостоятельно защищать свои права). Если в результате проверки будут установлены признаки преступления публичного или частно-публичного обвинения, то уголовное дело возбуждается по общим правилам. Если в соответствие с ч. 4 ст. 20 УПК уголовное дело частного обвинения возбуждается прокурором, то оно переходит в разряд дел публичного обвинения. По нему производится дознание или по указанию прокурора — предварительное следствие (ст. 150 УПК). Если в результате проверки (или сразу по тексту заявления) выяснится, что это дело частного обвинения, то оно передается органами уголовного преследования в суд (п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК). При этом потерпевший обязан составить заявление в установленной ст. 318 УПК форме. Если в суд поступит заявление без этих реквизитов, то суд возвращает его для устранения недостатков (ст. 319 УПК).

kalinovsky-k.narod.ru

Статья 144 УПК РФ. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении :: SYL.ru

При поступлении информации об уголовном деянии (готовящемся либо уже совершенном) выполняется доследственная проверка. УПК РФ (144 норма) устанавливает правила ее проведения. Узнаем о них подробнее.

Общие сведения

В ч. 1 статьи 144 УПК РФ устанавливается, что орган дознания или его служащий, начальник и другое уполномоченное лицо обязаны принять поступившие сведения о деянии (готовящемся/совершенном). Информация должна быть изучена на предмет достоверности в пределах компетенции указанных субъектов.

В трехдневный срок уполномоченный служащий обязан принять по поступившим данным решение. Соблюдая порядок рассмотрения сообщения о преступлении, должностное лицо может получать объяснения и образцы для проведения сравнительных исследований, истребовать предметы и документы, изымать их по установленным правилам. Он также вправе назначать экспертизу, участвовать в ней и получать экспертное заключение в разумный срок.

Норма 144 УПК РФ допускает осуществление служащим осмотра места происшествия, трупов, предметов, документов, освидетельствования. Должностное лицо вправе требовать выполнения ревизий, исследований, привлекая к ним, в том числе, специалистов, а также давать дознавателям письменное обязательное поручение о совершении ОРМ.

Важный момент

Соблюдая порядок рассмотрения сообщения о преступлении, уполномоченный служащий должен разъяснить обязанности и права субъектов, участвующих в производстве. В части мероприятий, затрагивающих интересы последних, должна быть гарантирована реализация лицами их юридических возможностей.

Участникам в числе прочего разъясняется право не свидетельствовать против близких, круг которых установлен в ст. 5, п. 4, супруга/супруги и себя. Привлеченные к производству граждане могут пользоваться помощью адвоката, подавать жалобы на действия уполномоченных сотрудников ОВД по правилам, определенным в гл. 16 УПК.

Участникам мероприятий может быть вменена обязанность сохранять конфиденциальность полученных сведений. В случае необходимости может обеспечиваться безопасность граждан по правилам, установленным ст. 166 Кодекса, в том числе при получении сообщения об уголовно наказуемом деянии.

Нюансы

В норме 144 УПК РФ устанавливается, что информация, которая будет получена в процессе изучения поступивших данных на предмет достоверности, может использоваться как доказательства при строгом соблюдении положений ст. 89 и 75 Кодекса.

После возбуждения дела потерпевший или сторона защиты вправе направить ходатайство о проведении дополнительной или повторной экспертизы. Такое заявление должно быть удовлетворено.

Изучение информации из СМИ

В соответствии с положениями нормы 144 УПК РФ, изучение сведений, распространенных в медийных средствах, на предмет их достоверности осуществляется органом дознания. Для этого оформляется поручение прокурора.

Изучение сведений может осуществлять следователь. Основанием для этого является распоряжение начальника отдела. Редакция, директор соответствующего СМИ по требованию уполномоченного лица обязаны передать имеющиеся в их распоряжении материалы и документы, подтверждающие сведения об уголовном деянии.

Кроме этого, предоставляется информация о лице, которое сообщило эти данные. Исключение составляют случаи, когда данный субъект поставил условие о сохранении конфиденциальности источника.

Специфика установления сроков

В ч. 3 ст. 144 УПК РФ определено, что руководитель органа, занимающегося ОРМ, может продлить до 10 суток период, предусмотренный в части первой данной нормы. Для этого подчиненный служащий, осуществляющий соответствующие процессуальные мероприятия, оформляет ходатайство.

Если необходимо выполнить документальную проверку, ревизию, судебную экспертизу, исследование трупов, предметов, материалов, а также ОРМ, руководитель следственного отдела по ходатайству служащего, а прокурор по просьбе дознавателя может увеличить срок до 30 сут. При этом в соответствующем постановлении указываются фактические, конкретные обстоятельства, ставшие основанием для продления.

Особенности принятия заявлений

Субъекту, сообщившему о совершенном/готовящемся преступлении, выдается специальный документ. Он свидетельствует о принятии переданной информации. В документе указываются сведения о служащем, зарегистрировавшем заявление. В обязательном порядке отмечается дата и время принятия сообщения.

На отказ в приеме заявления о совершенном/готовящемся уголовном деянии может быть направлена жалоба прокурору либо суду по правилам, определенным ст. 124-125 Кодекса.

Особые случаи

Заявление от потерпевшего либо его представителя по делу частного обвинения, направленное в суд, рассматривается в порядке, определенном ст. 318. В случаях, установленных ч. 4 ст. 147, изучение информации о деянии выполняется по указанным выше правилам. Данное положение определено в части 6 нормы 144 УПК РФ.

Отдельные правила установлены в случаях получения из органа дознания сведений о неправомерных действиях, предусмотренных ст. 198-199.1 УК. В таких ситуациях следователь в отсутствии причин для отказа в возбуждении производства в трехдневный срок с даты поступления соответствующего заявления отправляет в вышестоящий орган ФНС относительно подразделения, на учете в котором состоит плательщик/агент, копию с приложением документов. В числе последних должен присутствовать предварительный расчет предполагаемой недоимки по обязательным отчислениям. Данное правило устанавливает часть 7 ст. 144 УПК РФ (в новой редакции).

Действия ФНС

В норме 144 УПК РФ в части восьмой установлено, что по результатам изучения материалов, полученных по правилам части седьмой, налоговая инспекция не позже 15 суток с даты их принятия:

  1. Отправляет следователю заключение о несоблюдении положений НК и о правильности составленных предварительных расчетов. Такие действия осуществляются в случае, когда обстоятельства, приведенные в заявлении об уголовном деянии, ранее были предметом изучения при проверке ФНС. При этом, как указывает статья 144 УПК РФ, наказание к субъекту применялось в соответствии с вступившим в действие решением налогового органа. Кроме этого, подразделение ФНС направляет информацию об оспаривании либо приостановлении исполнения вынесенного постановления.
  2. Информирует следователя, что в отношении плательщика/агента осуществляется проверка, по итогам которой решение не вступило в силу или еще не принято.
  3. Извещает сотрудника ОВД об отсутствии информации о нарушении лицом положений НК, если сведения, присутствующие в сообщении о преступлении, не являлись предметом изучения при выполнении налогового аудита.

Дополнительно

После получения от налоговой инспекции заключения, но не позже 30 сут. с даты поступления в ОВД сообщения о преступлении, по результатам рассмотрения постановления следователь должен принять процессуальное решение.

Производство по делу может возбуждаться уполномоченным служащим до принятия уведомления от подразделения ФНС при наличии повода и достаточной информации, указывающей на признаки уголовного деяния.

Ст. 144 УПК РФ с комментариями

От оперативности установления наличия/отсутствия оснований для начала производства во многом зависит эффективность последующих ОРМ. Суть положений состоит в установлении сжатого срока для изучения полученных данных.

Определение непродолжительного периода имеет практическое значение. Будет ли злоумышленник установлен в отведенный срок или производство, затянувшееся с самого начала, приведет в тупик. Несмотря на то что в исследуемой норме речь идет о сообщении о преступлении (совершенном либо готовящемся), ее содержание относится ко всем поводам, при которых допускается возбуждение производства, в том числе и к явке с повинной.

Роль СМИ

Вторая часть комментируемой нормы указывает на значение, которое имеют сегодня медийные средства в жизни общества. Усиление роли СМИ в условиях гласности требует отведения отдельного комплекса положений, касающихся проверки сообщений, распространенных в массовых изданиях.

В этой связи определяются конкретные обязанности руководителей редакций. Они должны передать все имеющиеся в распоряжении материалы, в которых содержатся сведения о деяниях. Речь, в частности, об аудио-, видеозаписях, документах, фотографиях и пр.

Закон обязывает руководителя редакции передать сведения о субъекте, ставшем источником сообщения. Однако при этом нормы учитывают конституционные положения, касающиеся конфиденциальности сведений. Если лицо, выступающее как источник данных, предъявляет условие о сохранении информации о нем в тайне, то редакция обязана его выполнить. Соответственно, правоохранительные органы не могут требовать раскрыть ее.

Оперативно-розыскные методы и средства

Им принадлежит решающая роль при установлении оснований для начала производства. В запутанных и сложных случаях, когда практически невозможно установить истину и ответить на основные вопросы из кабинета, только информация, полученная оперативным путем, способна внести ясность. В таких ситуациях грамотное, отлаженное, хорошо организованное взаимодействие подразделений ОВД приобретает значение, которым определяется зачастую вся последующая судьба дела.

www.syl.ru

Статья 144 УПК РФ с комментариями — Порядок рассмотрения сообщения о преступлении | Уголовно-процессуальный Кодекс РФ 2018

1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

1.1. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.

1.2. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.

2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.

6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

7. При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела не позднее трех суток с момента поступления сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам.

8. По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, установленном частью седьмой настоящей статьи, налоговый орган не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:

1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам в случае, когда обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение налогового органа, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;

2) информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в законную силу;

3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки.

9. После получения заключения налогового органа, но не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение. Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа заключения или информации, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Комментарий к статье 144 Уголовно-процессуального Кодекса РФ

1. Комментируемая статья регламентирует предварительную процессуальную проверку сообщений о преступлениях, входящую в содержание стадии возбуждения уголовного дела. При этом Кодекс устанавливает две процедуры такой проверки: а) по делам публичного и частно-публичного обвинения (ч. ч. 1 — 4 ст. 144, ст. 146, ч. ч. 2 — 4 ст. 147) и б) по делам частного обвинения (ч. 6 ст. 144, ч. 1 ст. 147, ст. ст. 318 — 319).

2. Обязанность по приему, регистрации, проверке сообщений о преступлениях возлагается на органы уголовного преследования (дознавателя, орган дознания, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя СО). Эта обязанность вытекает из принципа публичности, предусматривающего необходимость осуществления уголовного преследования в каждом случае обнаружения признаков преступления (ст. 21 УПК). Аналогичную обязанность предусматривают и иные нормативные акты (п. 1 ч. 1 ст. 12 ФЗ от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» <1>). Прокурор уполномочен проверять исполнение требований ФЗ при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК). Ведомственные приказы предписывают ему проводить такие проверки не реже одного раза в месяц <2>.

———————————

<1> РГ. 2011. 10 февраля.

<2> См.: пункт 1.3 Приказа Генпрокуратуры РФ от 02.06.2011 N 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия».

На основе межведомственных типовых положений <1> приняты внутриведомственные нормативные акты, детально регулирующие прием, регистрацию и учет сообщений о преступлениях или происшествиях в различных органах следствия и дознания.

———————————

<1> См.: Приказ Генпрокуратуры России N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29 декабря 2005 г. «О едином учете преступлений» (вместе с Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов) // РГ. 2006. 25 янв. См. также: Приказ Следственного комитета РФ от 03.05.2011 N 72 «О порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации».

3. Повод к возбуждению дела должен быть принят вне зависимости от вида преступления (степени тяжести, окончания, места и времени совершения), полноты информации и времени обращения заявителя. Если в процессе проверки выяснится, что данное преступление подследственно другому органу или относится к делам частного обвинения, то принимается решение о передаче сообщения в соответствующий орган (п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК). О действиях по сообщению о преступлении в неотложных ситуациях см. также ком. к ст. 157.

4. Прием сообщения о преступлении сопровождается его соответствующей регистрацией в соответствующих книгах (в ОВД и ФСКН — книге учета сообщений о преступлениях, в ФСБ — книге N 1 регистрации сообщений о преступлениях и т.д.). Регистрация обычно фиксируется проставлением специального штампа, указанием даты, порядкового номера регистрационной записи и подписи лица, осуществившего регистрацию, а также выдачей заявителю талона-уведомления.

5. После приема и регистрации повода к возбуждению дела проводится его проверка с учетом правил ст. 87 УПК. Передача сообщений и иной информации исполнителю для проведения проверки без регистрации запрещена.

Проверка состоит в мыслительной деятельности по оценке данных, указывающих на признаки преступления. Если в самом поводе уже содержатся основания для возбуждения дела (передачи сообщения по подследственности), то проверочные действия не проводятся, а принимается соответствующее решение. Если в принятом поводе недостаточно данных, указывающих на признаки преступления, то могут быть проведены проверочные действия — собирание дополнительных доказательств, необходимых для принятия решения в порядке ст. 145 УПК. Проверка производится путем производства непринудительных способов собирания доказательств — истребования и принятия представленных предметов и документов (см. ком. к ст. 86). В числе таких действий могут быть получены объяснения от очевидцев и заявителя; истребованы справки; направлены требования о проведении ревизий, документальных проверок, инвентаризаций; поручены иные исследования специалистам. В силу того что исследование трупов, предусмотренное ч. 1 ком. статьи, не может подменять собой судебно-медицинскую экспертизу (производимую после возбуждения уголовного дела), оно может производиться лишь при отсутствии признаков преступления, в т.ч. криминальных причин смерти.

Проведение аналогичных проверочных действий помимо УПК предусматривается ФЗ о прокуратуре (ст. 6), ФЗ о ФСБ (ст. 13), ФЗ о полиции (п. п. 3 — 5 ч. 1 ст. 13) и др. нормативными актами. По общему правилу производство следственных действий (как принудительных процессуальных действий) до возбуждения уголовного дела не допускается. Исключение предусмотрено лишь для осмотра места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК), поскольку при его проведении элемент принуждения минимален, осмотра трупа (ч. 4 ст. 178) и освидетельствования (ч. 1 ст. 179).

При применении положений ч. 1 ком. статьи о праве давать органу дознания поручение о проведении ОРМ следует учесть, что ОРД вправе осуществлять не любые органы дознания и даже не сами органы дознания, а их оперативные подразделения (ч. 1 ст. 13 ФЗ от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), которые обладают самостоятельностью в своей деятельности, в частности в выборе конкретных оперативно-розыскных мероприятий. О поручении следователя также см. ком. к п. 4 ч. 2 ст. 38; ч. 1 ст. 152.

6. Предварительная проверка сообщений о преступлениях должна быть закончена принятием решения (в форме постановления) в порядке ст. 145 УПК не позднее 3 суток со дня поступления сообщения. По результатам проверки решение должно быть принято и до истечения трехсуточного срока, если будут установлены основания для возбуждения дела, отказа в этом или для передачи сообщения по подследственности. Если регистрация повода к возбуждению дела была задержана, то срок исчисляется не с момента его регистрации, а с момента первичного получения сотрудником правоохранительного органа повода к возбуждению дела. Если сообщение о преступлении было передано по подследственности, то срок проверки исчисляется заново — с момента получения сообщения другим органом расследования.

7. Сам факт распространения в СМИ сообщения о преступлении не является поводом к возбуждению дела (не влечет обязанности приступить к его приему и проверке) до тех пор, пока оно не было обнаружено органами уголовного преследования и не оформлено рапортом (ст. 143 УПК). Поводом к возбуждению дела необходимо считать первоначальный рапорт о том, что в СМИ опубликована информация о признаках совершенного преступления, а если прокурор (руководитель СО) по своей собственной инициативе дал поручение о проведении проверки публикации, то поводом должно считаться это поручение, которое может рассматриваться как постановление прокурора в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 140 УПК.

8. Срок проверки сообщения о преступлении продлевается, если за 3 суток невозможно было собрать достаточные данные для принятия решения в порядке ст. 145 УПК.

9. Продлевать срок проверки сообщения о преступлении до 30 суток в соответствии с ч. 3 ст. 144 УПК РФ допускается только при наличии данных, подтверждающих необходимость производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, и отсутствии признаков преступления — основания для возбуждения уголовного дела. Необоснованное увеличение срока проверки ведет к подмене стадией возбуждения дела стадии предварительного расследования. Если по истечении срока проверки осталось неясным, есть признаки преступления или их нет, то должно быть принято решение о возбуждении дела (как основанного на вероятных данных). Непринятие решения в установленные сроки приравнивается к сокрытию преступления от учета (п. 2.9 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений от 29.12.2005).

10. Документом о принятии заявления служит талон, состоящий из талона-уведомления и талона-корешка. Талон-уведомление с указанием необходимых сведений выдается заявителю, а талон-корешок с подписью заявителя остается у уполномоченного сотрудника правоохранительного органа (п. 12 Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях).

11. Отказ в принятии заявления к своему производству предусмотрен только по делам частного обвинения (ч. 1 ст. 319 УПК). Отказ оформляется постановлением мирового судьи и может быть обжалован в апелляционном порядке (гл. 43 УПК). Подробнее об этом см. ком. к ст. 319.

12. Заявление по делу частного обвинения проверяется и разрешается в особом порядке. По общему правилу заявления по делу частного обвинения подаются непосредственно в мировой суд и должны соответствовать особым требованиям (см. ком. к ст. 318). Однако заявитель не обязан давать точную квалификацию деяния. Он может предполагать о совершении более тяжкого преступления. Поэтому заявления по делам частного обвинения должны быть приняты и зарегистрированы органами уголовного преследования в общем порядке. По заявлению о преступлении частного обвинения может быть проведена проверка по правилам ст. 144 в целях установления признаков преступления публичного обвинения или предусмотренных ч. 4 ст. 20 обстоятельств: зависимого или беспомощного состояния потерпевшего либо иных причин, по которым потерпевший не может защищать свои права и законные интересы. К иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором потерпевшему неизвестны (Постановление КС РФ от 27.06.2005 N 7-П). Если в соответствии с ч. 4 ст. 20 уголовное дело частного обвинения возбуждается органом публичного уголовного преследования, то оно переходит в разряд дел публичного обвинения. По нему производится дознание дознавателем ОВД (п. 1 ч. 3 ст. 151) или по указанию прокурора — предварительное следствие (ч. 4 ст. 150). Если в результате проверки (или сразу по тексту заявления) выяснится, что это дело частного обвинения, то оно передается органами уголовного преследования в суд (п. 3 ч. 1 ст. 145).

kodexes.gk-rf.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *