Стиль сталинских высоток – Небольшой ликбез по архитектурным стилям. Часть 16: «Сталинский ампир» московских высоток

Небольшой ликбез по архитектурным стилям. Часть 16: «Сталинский ампир» московских высоток

ИМЕЕТ ЛИ ПРАВО НА СУЩЕСТВОВАНИЕ
ТЕРМИН «СТАЛИНСКИЙ АМПИР»?

Часто приходится слышать вопрос: в каком архитектурном стиле построены знаменитые московские высотки?
    И, как правило, ответ на них такой: конечно же, «сталинский ампир»!

    Предлагаю вам попытаться разобраться, имеет ли право на существование этот термин, или само понятие «сталинский ампир» является не только не вполне корректным с точки зрения архитектуры, но и неверным по существу.

    С точки зрения архитектуры, тот стиль, в котором построены московские высотки, называется эклектикой.
    Но что означает эклектика? Смешение различных стилей и не более того.

    К эклектике можно отнести большую часть наиболее интересных сооружений второй половины XIX — начала ХХ века,построенных в стилях, называемых «неоготическим», «неоклассическим», «русско-византийским» и т. д. (часто вместо приставки «нео» употребляется «псевдо», что, как я думаю, правильно). Так что, само по себе понятие «эклектика» мало что говорит о стилистической особенности того или иного здания, относимого к этому стилю.

    Действительно, если мы говорим об эклектике, то сочетание каких именно архитектурных стилей мы при этом подразумеваем? Ведь к эклектике можно отнести и здание парламента в Будапеште (неоготика и ренессансная архитектура с элементами неоклассицизма),



и храм Спаса на крови в Санкт-Петербурге (псевдорусский стиль, с опорой на «русское узорочье»),



хотя они имеют между собой не слишком много общего. Не так ли?

    Но прежде чем ответить на вопрос, вынесенный в заголовок поста, давайте сначала посмотрим на московские высотки, чтобы лучше представлять себе то, о чем речь пойдет ниже.

    Московские высотки, часто называемые «сталинскими», были построены в конце 1940-х — 1950-х годах. Всего их семь, хотя изначально планировалось построить восемь высотных зданий, должных символизировать 800-летие Москвы (восьмое здание в Зарядье, на месте которого в 60-е — 70-е гг. была сооружена гостиница «Россия», теперь уже не существующая, не было построено, поскольку после смерти Сталина было принято решение об упрощении строительства и избавлении от излишней декоративности. См.: Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 4 ноября 1954 г. «Об устранении излишеств в пректировании и строительстве»).


1. Высотка на площади Красных ворот (1947 — 1952 гг.):

2. Здание МИДа на Смоленской-Сенной площади (1948 — 1953 гг.):

3. Жилой дом на Кудринской площади (1948 — 1954 гг.):

4. Главное здание МГУ на Воробьевых горах (1949 — 1953 гг.):

5. Гостиница «Ленинградская» на Комсомольской площади (1949 — 1954 гг.):

6. Гостиница «Украина» на Кутузовском проспекте (1953 — 1957 гг.):

7. Жилой дом на Котельнической набережной (1953 — 1957 гг.):

  При внимательном взгляде на московские высотки становится очевидным, что их эклектичный вид определяется сочетанием таких стилей как неоклассицизм и ампир, и в особенности слиля ар-деко, в котором построены не менее эклектичные американские небоскребы первой половины ХХ века, например, знаменитый «Крайслер билдинг» в нью-йоркском Манхеттене, считающийся одним из образцов этого стиля.


    Но есть, конечно же, и особенности, связанные с тем, что на советскую архитектуру второй половины 40-х годов ХХ века оказала огромное влияние Победа СССР в самой страшной в истории человечества войне, из которой Советский Союз вышел не только победителем, но и настоящей империей, под контролем которой находились значительная часть Европы и Азии.
    Здания, подобные московским высоткам, в это время строились не только в столице советской империи — Москве, но и в других городах могучего Советского Союза, а также в столицах стран-сателлитов. Например, построенный советскими строителями в 1952 — 1955 гг. Дворец культуры и науки в Варшаве:

    С помощью архитектуры советский режим, имперский по своей сути (кстати, я не склонен обвинять имперскую идею во всевозможных грехах, поскольку считаю ее правильной; но об этом отдельный разговор) всячески пытался подчеркнуть свое величие.

    Насколько советская эклектика 40-х — 50-х годов ХХ века близка к ампиру?
    Ответ на этот вопрос может дать сравнение двух зданий, одно из которых было построено в первой половине XIX века, а второе, спустя более чем сто лет:

Здание Главного Адмиралтейства, построенное в Санкт-Петербурге
в 1806 — 1823 гг. архитектором А. Д. Захаровым —
одним из лучших представителей стиля ампир в России XIX века:

Главный павильон ВДНХ, построенный по проекту архитектора Г. В. Щуко в 1954 году:


    Я считаю, что советскую эклектику, нашедшую свое лучшее воплощение в москоских высотках, вполне можно называть «сталинским ампиром», хотя, конечно же, было бы правильнее называть ее «советским ар-деко».

    Вопрос остается открытым и спорным.
    А что думаете об этом вы, мои уважаемые друзья и читатели?

    Впрочем, эта тема будет продолжена.

    Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

sergeyurich.livejournal.com

Сталинские высотки: малоизвестные факты о легендарных московских небоскрёбах: wowavostok — LiveJournal



Сталинские высотки: малоизвестные факты о легендарных московских небоскрёбах.

Огромные помпезные здания, дома-легенды, выполненные в сложной комбинации стилей русского барокко и готики, так называемом сталинском ампире, построенные с 1947 по 1953 годы, известны как «семь сестёр». Они и сегодня гордо красуются в столице, напоминая об ушедшей эпохе. И у каждого из этих зданий своя захватывающая история.

Послевоенное время требовало перемен во всем. Нужно было показать Западу, что у страны, победившей фашизм, есть сила и ресурсы. В честь победы и в ознаменование 800-летия Москвы было решено построить в Москве 8 высотных зданий. Интересно, что все сталинские высотки были заложены в один день – 7 сентября 1947 года. В этот день праздновали 800-летие Москвы. Над созданием облика этих высотных зданий трудились лучшие архитекторы того СССР. Перед ними ставилась задача создать высотки, отличающиеся от западных небоскребов. И архитекторам все же удалось создать оригинальный архитектурный стиль, получивший в дальнейшем название сталинский ампир или советский монументальный классицизм.


«Семь сестёр» — семь высотных зданий, построенных в Москве в конце 1940-х — начале 1950-х годов.



Дворец Советов

Первой высоткой в Москве должен был стать Дворец Советов, гигантский небоскреб высотой 415 м, на котором планировалось разместить еще и 100-метровую статую Ленина.

Так должен был выглядеть по проекту Дворец Советов.

Заложили его в 1931 году, взорвав для этой цели Храм Христа Спасителя, однако в связи с началом войны строительство прекратили, каркас разобрали. После войны достраивать грандиозное здание не стали, построили на этом месте бассейн, а сегодня здесь вновь красуется отстроенный заново Храм.


Вид на храм Христа Спасителя до разрушения.

В 1947 году в честь 800-летнего юбилея столицы, по указанию Сталина, одновременно были заложены восемь огромных небоскребов (но возведено было семь из них). Все проекты утверждал лично Сталин.

Здание МГУ на Воробьевых Горах



Здание МГУ на Воробьевых Горах.

1 сентября 1953 года 36-этажный небоскреб на Воробьевых горах принял первых студентов. Будучи самым высоким (240 метров) и красивым зданием среди “сестер”, до 1990 года оно оставалось и самым высоким в Европе. Архитектором этого проекта был Лев Руднев. Из-за огромного масштаба строительства в качестве рабочих привлекали заключенных Гулага, для сокращения транспортных расходов некоторые из них здесь и проживали некоторое время.

Гостиница «Украина»



Гостиница «Украина». Сегодня отель Radisson Royal.

Второе по высоте (206 м) среди семи “сестер” здание гостиницы построили уже после смерти Сталина в 1957 году, при Хрущеве. Авторы проекта Аркадий Мордвинов и Вячеслав Олтаржевский. По распоряжению Хрущева первоначальное название «Дорогомиловская» изменили и назвали новую гостиницу «Украина». В 2005 — 2010 годы высотка претерпела капитальную реконструкцию, и теперь здесь расположен один из крупнейших фешенебельных отелей Европы Radisson Royal, имеющий 505 номеров. Советскую символику — звезды, серпы, молоты и обрамляющие их венки, давно утратившую свой былой политический пафос, сохранили, как изюминку декора.

Высотка без звезды



Здание МИД РФ.

Здание МИД РФ было возведено в 1953 году, его высота 172 метра. За строительство этого 27-этажного небоскреба отвечали архитекторы Гельфрейх и Минкус. Первоначально здание было спроектировано и построено без шпиля, добавили его по указанию Сталина уже на последнем этапе строительства. Для уменьшения дополнительной нагрузки, на здании соорудили легкий, декоративный шпиль, на котором вместо тяжелой звезды появился герб.

Самая «миниатюрная» высотка, отель «Hilton Ленинградская»




Гостиница «Ленинградская», построенная в 1952 году по проекту Л. М. Полякова и А.Б. Борецкого, является самой маленькой, «миниатюрной» среди всех «сестер». За ее элегантным наружным декором скрывается великолепный роскошный интерьер, в котором элементы храмовой архитектуры соседствуют с московским барокко. Впоследствии эта ее архитектурная роскошь подверглась жесткой критике со стороны Н. Хрущева, а архитекторов гостиницы даже лишили Сталинских наград. С 2008 года здесь находится 5-звездочный отель Hilton.

Дом на Котельнической набережной




Для этого небоскреба было выбрано очень красивое место — слияние Москва-реки и Яузы. Здание, построенное в 1952 году (арх. Чечулин и Ростковский), выдержано в неоготическом стиле, в качестве украшений для него использовали обелиски и барельефы. Многие квартиры в нем занимали представители творческих профессий. Поскольку новое здание присоединили к дому, в котором проживали чекисты, они и курировали строительство. К работе здесь также привлекались заключенные.

Дом Авиаторов



Дом Авиаторов на Кудринской площади/

В конце 1954 года семейство московских небоскребов пополнилось еще одним зданием на Кудринской площади высотой 156 метров с роскошной, утонченной отделкой (архитекторы Посохин и Мндоянц). Центральный его корпус состоял из 24 этажей, а прилежащие боковые – из 18. В народе его назвали Дом Авиаторов, поскольку проживали здесь в основном летчики-испытатели и другие работники, связанные с авиацией, а также представители номенклатуры. Именно в этом доме снимали сцены в профессорской квартире в фильме «Москва слезам не верит».

Дом у Красных ворот



Высотка на Красных воротах.

Высотка у Красных Ворот, спроектированная Алексеем Душкиным, является самой низкой из всех “сестер” (всего 133 м). Центральный корпус с 24 этажами использовался как административный, а в боковых корпусах находились квартиры. При сооружении этого здания для того, чтобы не закрывать выход из метро, применили уникальное инженерное решение. Котлован под его фундаментом заморозили, и здание возвели с некоторым расчетным отклонением, в дальнейшем, при усадке дома, все пришло в норму.




Восьмая высотка в Зарядье

Когда умер Сталин, все работы с высотками были прекращены, поскольку Хрущев разгромил сталинскую идею по возведению “свадебных тортов”, как он называл высотки. Поэтому проект последнего и самого высокого восьмого небоскреба (275 м) по проекту архитектора Д. Чечулинане так и не был реализован. Вместо этого Москва стала застраиваться “хрущевками”.

Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/260417/34307/

wowavostok.livejournal.com

Зачем в Москве построили семь одинаковых высоток?

«Сталинский ампир» — часть уникального советского архитектурного стиля. В нём одновременно сочетаются помпезность и роскошь барокко, монументальность и простые линии. «Семь сестёр» — яркий пример лучшего проявления «сталинского ампира».

Изначально планировалось построить не семь, а восемь грандиозных высоток. Все они должны были стать частями единого проекта, в центре которого планировалось построить самое высокое в мире здание.

Главное здание МГУ

Величественный «сталинский ампир»

Основания высоток торжественно заложили в один день в 1947 году. Однако эта закладка — далеко не первая попытка воплощения в жизнь масштабного проекта. «Сестёр» начали строить ещё до войны, в 1937 году. Однако начавшаяся Великая Отечественная война поставила крест на проекте: камни и сталь высоток пустили на строительство заграждений.

Изначально планировалось построить восемь высоток, но последнюю не успели возвести. Возведение «сестры» в Зарядье отменили, потому что внезапно умер Иосиф Сталин. После кончины вождя от первоначального проекта отказались.

Проект высоток на панораме Москвы:
1 — здание МГУ
2 — гостиница «Украина»
3 — жилое здание на Кудринской площади
4 — здание МИД СССР
5 — Дворец Советов (не построен)
6 — административное здание в Зарядье (не построено)
7 — гостиница «Ленинградская»
8 — административно-жилое здание на пл. Красных Ворот
9 — жилое здание на Котельнической набережной

Строительство сталинских высоток

Высотки прозвали сёстрами, так как по задумке они должны были стоять парами. Таким образом каждая имела одну копию. В центре ансамбля из четырёх пар планировали построить Дворец Советов с фигурой Ленина на вершине. Вместе со стометровым памятником высота Дворца достигла бы 420 метров. На тот момент выше зданий в мире не существовало.

Проект Дворца советов

Считается, что сталинские высотки и небоскрёбы в США имеют одинаковый стиль. Сталин планировал создать здания на основе американской архитектуры и превзойти иностранных гигантов. «Сёстры» возводились по принципу «пирамиды»: блоки, как кубики, собирались в виде лесенки. Это визуально увеличило высоту зданий.

Шпилей на «сёстрах» не было в первоначальном проекте Так, шпиль на здании Министерства иностранных дел появился почти случайно. Ходит легенда, что архитектор Михаил Минкус после кончины Сталина обращался к Хрущёву с просьбой убрать навершие. Однако Хрущёв отказал, подчеркнув, что шпиль будет демонстрировать промахи и ошибки красного вождя.

Жилой дом на Котельнической набережной

Тайны сталинских высоток

«Сёстры» и сегодня выделяются на фоне общего архитектурного облика Москвы. Самая высокая «сестра» — здание МГУ. Первоначально здесь должен был располагаться не университет, а гостиница. Высота МГУ составляет 236 метров, а в основании здания находится 40 тонн стали. Кстати, фонтаны университета на самом деле являются наземной частью воздухозаборного комплекса. Под сквером размещается бетонная плита, которая эту систему накрывает.

Самая маленькая «сестра» — гостиница Ленинградская. Однако здание имеет роскошный интерьер. Внутри встречается и древнерусское зодчество, и храмовая архитектура. Внутреннее пространство украшено изображением Георгия Победоносца, коваными дверьми, хрустальными люстрами.

Гостиница «Ленинградская»

Когда высотки строились, никто не сомневался, что под ними закладываются бункеры, которые будут соединены между собой. Бункеров не было, а вот бомбоубежища действительно построили. Под высоткой на Кудринской площади размещено самое обширное бомбоубещиже: оно больше основания здания.

По задумке Иосифа Сталина, восемь «сестёр» должны были обойти американские небоскрёбы по масштабности. Если бы проект с Дворцом Советов посередине не закрыли, Москва бы прославилась на весь мир самым высоким комплексом, воплощённым в стиле «сталинского ампира».

Читайте также: Зачем в СССР строили круглые дома и как в них жилось

www.factroom.ru

Сталинские высотки. Малоизвестные факты о легендарных московских небоскрёбах

Огромные помпезные здания, дома-легенды, выполненные в сложной комбинации стилей русского барокко и готики, так называемом сталинском ампире, построенные с 1947 по 1953 годы, известны как «семь сестёр». Они и сегодня гордо красуются в столице, напоминая об ушедшей эпохе. И у каждого из этих зданий своя захватывающая история.


Сталинские высотки

Послевоенное время требовало перемен во всем. Нужно было показать Западу, что у страны, победившей фашизм, есть сила и ресурсы. В честь победы и в ознаменование 800-летия Москвы было решено построить в Москве 8 высотных зданий. Интересно, что все сталинские высотки были заложены в один день – 7 сентября 1947 года. В этот день праздновали 800-летие Москвы. Над созданием облика этих высотных зданий трудились лучшие архитекторы того СССР. Перед ними ставилась задача создать высотки, отличающиеся от западных небоскребов. И архитекторам все же удалось создать оригинальный архитектурный стиль, получивший в дальнейшем название сталинский ампир или советский монументальный классицизм.


«Семь сестёр» — семь высотных зданий, построенных в Москве в конце 1940-х — начале 1950-х годов.

Дворец Советов

Первой высоткой в Москве должен был стать Дворец Советов, гигантский небоскреб высотой 415 м, на котором планировалось разместить еще и 100-метровую статую Ленина.


Так должен был выглядеть по проекту Дворец Советов.

Заложили его в 1931 году, взорвав для этой цели Храм Христа Спасителя, однако в связи с началом войны строительство прекратили, каркас разобрали. После войны достраивать грандиозное здание не стали, построили на этом месте бассейн, а сегодня здесь вновь красуется отстроенный заново Храм.


Вид на храм Христа Спасителя до разрушения.

В 1947 году в честь 800-летнего юбилея столицы, по указанию Сталина, одновременно были заложены восемь огромных небоскребов (но возведено было семь из них). Все проекты утверждал лично Сталин.

Здание МГУ на Воробьевых Горах


Здание МГУ на Воробьевых Горах.

1 сентября 1953 года 36-этажный небоскреб на Воробьевых горах принял первых студентов. Будучи самым высоким (240 метров) и красивым зданием среди “сестер”, до 1990 года оно оставалось и самым высоким в Европе. Архитектором этого проекта был Лев Руднев. Из-за огромного масштаба строительства в качестве рабочих привлекали заключенных Гулага, для сокращения транспортных расходов некоторые из них здесь и проживали некоторое время.

Гостиница «Украина»


Гостиница «Украина». Сегодня отель Radisson Royal.

Второе по высоте (206 м) среди семи “сестер” здание гостиницы построили уже после смерти Сталина в 1957 году, при Хрущеве. Авторы проекта Аркадий Мордвинов и Вячеслав Олтаржевский. По распоряжению Хрущева первоначальное название «Дорогомиловская» изменили и назвали новую гостиницу «Украина». В 2005 — 2010 годы высотка претерпела капитальную реконструкцию, и теперь здесь расположен один из крупнейших фешенебельных отелей Европы Radisson Royal, имеющий 505 номеров. Советскую символику — звезды, серпы, молоты и обрамляющие их венки, давно утратившую свой былой политический пафос, сохранили, как изюминку декора.

Высотка без звезды


Здание МИД РФ.

Здание МИД РФ было возведено в 1953 году, его высота 172 метра. За строительство этого 27-этажного небоскреба отвечали архитекторы Гельфрейх и Минкус. Первоначально здание было спроектировано и построено без шпиля, добавили его по указанию Сталина уже на последнем этапе строительства. Для уменьшения дополнительной нагрузки, на здании соорудили легкий, декоративный шпиль, на котором вместо тяжелой звезды появился герб.

Самая «миниатюрная» высотка, отель «Hilton Ленинградская»


Гостиница «Ленинградская»

Гостиница «Ленинградская», построенная в 1952 году по проекту Л. М. Полякова и А.Б. Борецкого, является самой маленькой, «миниатюрной» среди всех «сестер». За ее элегантным наружным декором скрывается великолепный роскошный интерьер, в котором элементы храмовой архитектуры соседствуют с московским барокко. Впоследствии эта ее архитектурная роскошь подверглась жесткой критике со стороны Н. Хрущева, а архитекторов гостиницы даже лишили Сталинских наград. С 2008 года здесь находится 5-звездочный отель Hilton.

Дом на Котельнической набережной


Дом на Котельнической набережной

Для этого небоскреба было выбрано очень красивое место — слияние Москва-реки и Яузы. Здание, построенное в 1952 году (арх. Чечулин и Ростковский), выдержано в неоготическом стиле, в качестве украшений для него использовали обелиски и барельефы. Многие квартиры в нем занимали представители творческих профессий. Поскольку новое здание присоединили к дому, в котором проживали чекисты, они и курировали строительство. К работе здесь также привлекались заключенные.

Дом Авиаторов


Дом Авиаторов на Кудринской площади

В конце 1954 года семейство московских небоскребов пополнилось еще одним зданием на Кудринской площади высотой 156 метров с роскошной, утонченной отделкой (архитекторы Посохин и Мндоянц). Центральный его корпус состоял из 24 этажей, а прилежащие боковые – из 18. В народе его назвали Дом Авиаторов, поскольку проживали здесь в основном летчики-испытатели и другие работники, связанные с авиацией, а также представители номенклатуры. Именно в этом доме снимали сцены в профессорской квартире в фильме «Москва слезам не верит».

Дом у Красных ворот


Высотка на Красных воротах.

Высотка у Красных Ворот, спроектированная Алексеем Душкиным, является самой низкой из всех “сестер” (всего 133 м). Центральный корпус с 24 этажами использовался как административный, а в боковых корпусах находились квартиры. При сооружении этого здания для того, чтобы не закрывать выход из метро, применили уникальное инженерное решение. Котлован под его фундаментом заморозили, и здание возвели с некоторым расчетным отклонением, в дальнейшем, при усадке дома, все пришло в норму.


Восьмая высотка в Зарядье

Когда умер Сталин, все работы с высотками были прекращены, поскольку Хрущев разгромил сталинскую идею по возведению “свадебных тортов”, как он называл высотки. Поэтому проект последнего и самого высокого восьмого небоскреба (275 м) по проекту архитектора Д. Чечулинане так и не был реализован. Вместо этого Москва стала застраиваться “хрущевками”.

via

astori-18.livejournal.com

Истории Сталинских высоток — мск.жж.рф — LiveJournal

Одними из самых интересных и красивых в плане архитектуры сооружений Москвы являются так называемые сталинские высотки. Такое название им дано не случайно, ведь главным идеологом строительства этих домов является сам вождь народов.


Сталинские высотки можно по праву считать первыми московскими небоскрёбами. Идея же строить высокие здания пришла из США, где происхождение небоскрёбов объяснялось дороговизной земли и большим штатом сотрудников крупных компаний. Одним из символов США является высотка Эмпейр-стейт-билдинг, открывшаяся 1 мая 1931 года. Именно она  и вдохновила советских архитекторов на создание нечто подобного в Москве.


Большинство сталинских высоток были введены в строй в начале 1950-х годов, когда Москве только исполнилось 800 лет. Доподлинно неизвестно, связаны ли были эти два события или нет, но факт остаётся фактом. Всего сейчас в Москве 7 «сталинок»: на Красных Воротах, гостиница «Ленинградская», жилой дом на Котельнической набережной, МГУ, МИД, на Баррикадной и гостиница «Украина».

В планах было возведение 8-ой в Зарядье, однако они не сбылись, так помешала смерть Сталина. Позже на её стилобатной части построили гостиницу «Россия», которую позже снесли.  Впрочем, в 2006 году компания ДонСтрой возвела высотное здание в стиле 50-х, которое по праву можно считать 8-ой сталинской высоткой.

Ещё  одной сталинской высоткой можно было бы считать Дворец Советов, ради возведения которого снесли Храм Христа Спасителя.  Это здание должно было иметь высоту в 495 метров, включая 80-метровую статую Ленина. Под Дворец Советов уже был вырыт фундамент, но помешала Великая Отечественная война, из-за которой строительство сначала отложили, а позже отменили. Вместо огромного здания в 1960 году там открыли плавательный бассейн «Москва», а уже после распада СССР там заново построили Храм Христа Спасителя.

Все сталинские высотки были построены на стальном каркасе, который сейчас редко применяется. К слову, в строительстве высоток принимала участие в буквальном смысле этого слова вся страна и не только из-за национальности рабочих. Дело в том, что различные материалы и конструкции могли изготавливаться в разных частях Советского Союза.

Расположение высоток было выбрано не случайно. Большинство этих зданий расположены вдоль Садового кольца, на месте которого несколько веков назад находились башни Земляного города, защищавшие Москву от набегов. После войны 1812 года эти сооружения решено было снести, а на их месте высадить сады – отсюда и название этой местности Садовое кольцо. Другими словами, Сталин хотел наделить свои высотки функциями на подобии старых башен.

Остановимся на каждой высотке более подробно.

Высотка на Красных воротах (1953 год, архитекторы А.Н. Душкин, Б.С. Мезенцев)

Это здание расположено на самой высокой точке Садового кольца, и, несмотря на свои скромные размеры относительно других сталинских высоток (высота 138 метров), выглядит внушительно. В советское время центральный 24-этажный корпус занимало министерство транспортного строительства, сейчас там находится  «Корпорация Трансстрой».  По бокам расположены жилые корпуса переменной этажности.

Так как здание строилось одновременно со станцией метро «Красные ворота», один из вестибюлей которой должен был находиться в высотке, инженеры столкнулись с непростой проблемой: рано или поздно сооружение будет находиться на краю котлована, земля просядет, и высотка наклонится. Строители решили заморозить грунт вокруг ямы по технологии строительства метро, а саму высотку строить с наклоном. В итоге, когда метро построили, грунт оттаял, здание приняло почти вертикальное положение. Такой способ не применялся больше нигде, однако из-за не совсем правильного положения в здании постоянно наблюдаются проблемы с обслуживанием лифтов.

Гостиница «Ленинградская» (1952 год, архитекторы Л.М. Поляков, А.Б. Борецкий)

Рядом с площадью 3-х вокзалов расположена гостиница «Ленинградская», являющаяся ещё одной сталинской высоткой, самой низкой (136 метров) по сравнению с другими. Выделяется также и своей отделкой: фасад сделан из белой керамической плитки и красной глазурованной керамикой. Внутреннее убранство оформлено в древнерусском стиле с использованием храмовой архитектуры.

В 2008 году «Ленинградская» стала частью сети гостиниц Hilton, в ней прошёл капитальный ремонт, в ходе которого её вместимость изменилась с 330 до 275 номеров. При этом фасады, интерьер и первоначальный образ гостиницы не изменился. Даже вывеска «Гостиница Ленинградская» осталась на своём прежнем месте.

Здание МГУ (1953 год, архитекторы Л.В. Руднев, С.Е. Чернышёв, П.В. Абросимов, А.Ф. Хряков, В.Н. Насонов)

Долгое время являлось самым высоким зданием в Москве (240 метров). Благодаря своему расположению на Воробьёвых горах видно из многих точек города и является одним из его символов. В здании расположены механико-математический, геологический и географический факультеты, администрация, научная библиотека, музей, актовый зал на 1500 человек. Квартиры преподавательского состава, а также студенческие общежития расположены в боковых флигелях.

По проекту на крыше здания должна была расположиться статуя Ломоносову, однако Сталин отклонил этот проект, так как она получилась бы не пропорциональной (привет Церетели и его Петру Первому). Вместо Ломоносова там поставили традиционный для «сталинок» шпиль.

Здание МИД (1953 год, архитекторы В.Г. Гельфрейх, М.А. Минкус)

Кстати про шпили. Изначально проект «сталинок» не предусматривал такое инженерное сооружение. Идею шпиля подкинул строителям сам Сталин, который проезжал на своей машине мимо МИДа и сказал следующую фразу: «Хорошее здание, только шпиля не хватает».  Строители решили эту проблему оригинальным способом, сделав шпиль из стальных листов, чтобы уже построенное здание могло выдержать дополнительную нагрузку.

Возведение здания тоже проводилось оригинальным способом. Дело в том, что оно строилось сверху в низ, первоначально был возведён  каркас высотки. На высоте 114 метров поставили герб СССР, подчёркивающий целостность и величественность министерства.

К слову, помимо МИДа на 27 этажах здания высотой 172 метра расположены министерства внешних экономических связей и торговли России. Общая площадь внутренних помещений составляет 65 000 квадратных метров, высотка оборудована 28 лифтами, из которых 18 скоростные.

Гостиница «Украина» (1957 год, архитектор А.Г. Мордвинов)

Про это здание я вскользь упомянул в материале «Москва-река: водная улица столицы». Строительство гостиницы началось в 1953 году, а торжественное открытие состоялось 25 мая 1957 года. На тот момент гостиница считалась крупнейшей в Европе, а здание одним из самых высоких в Москве (206 метров).

Как и «Ленинградская», эта гостиница тоже перенесла масштабную реконструкцию, и в 2010 году вновь открылась под названием Radisson Royal Hotel. На данный момент к услугам гостей предоставлены 497 фешенебельных номеров площадью от 25 до 370 квадратных метров.

Здание на Кудринской площади (1954 год, архитекторы М.В. Посохин, А.А. Мндоянц)

Ещё одна из сталинских высоток расположена недалеко от станции метро «Баррикадная». Это 24-этажный дом (высота 156 метров), из которых 18 этажей жилые, на 450 квартир. Строительство курировало КГБ и лично Лаврентий Берия. В своё время жильё здесь получали работники авиапрома, что и послужило неофициальному названию здания «Дом авиаторов». Кроме них ключи от здешних квартир на руках имели многие известные личности, в том числе и актёры.

В здании множество подъездов, три из которых (1, 4 и 14) считаются большими и оборудованы каждый 3 лифтами, оставшиеся только одним. На каждом этаже расположены от 4 до 8 квартир, вестибюли богато отделаны, могут изолироваться от лифтового холла и лестницы.

Сейчас в здании также находятся кинотеатр, магазин, боулинг клуб, а также закрытое бомбоубежище.

Здание на Котельнической набережной (1952 год, архитекторы Д.Н. Чечулин, А.К. Ростковский)

Последней точкой нашего рассказа станет ещё одно жилое здание, расположенное на Котельнической набережной. О нём я тоже упоминал вот тут. Высотку начали строить ещё до Великой Отечественной войны, а закончили только в 1952 году. Здание высотой в 176 метров насчитывает 32 этажа и более 700 квартир. Помимо них, в «сталинке» расположено почтовое отделение, кинотеатр «Иллюзион» и музей квартира Галины Улановой.

Здание, по замыслу правительства, должно было стать стратегическим объектом, из-за чего сам процесс возведения был отчасти засекречен. Даже существовал проект создания тоннеля от высотки до Кремля, однако он не был реализован. К строительству были привлечены заключённые, которые проводили работы под присмотром бригадиров и оставляли плохо заметные надписи на стеклах и стенах – «строили зеки».


riese.livejournal.com

История «сталинских» высоток и ее продолжение. ФОТО. Часть 1

В Москве, вечером 18 ноября, обрушилась одна из восьми декоративных башенок гостиницы «Украина».

История этой высотки
и остальных зданий той эпохи изложена в этом материале.

Исследование этого архитектурного феномена займет ваше внимание дольше, чем обычно, т.к. материал рассчитан на серию публикаций.

Вот как выглядит пострадавшее пожилое строение:

(фото увеличиваются)

Предыстория строительства семи московских высоток. Возникновение и расцвет «сталинского классицизма»

Согласно легенде, Сталин сказал примерно так: «Мы выиграли войну и признаны во всем мире как великие победители. Мы должны быть готовы к приезду в наши города иностранных туристов. Что будет, если они пойдут по Москве и не увидят никаких небоскребов? Их сравнения с капиталистическими столицами могут быть не в нашу пользу…».

Еще задолго до того, как было официально объявлено о закладке Московских высотных зданий, в советской печати очень активно начала «прорабатываться» тема применения новых технологий в отечественном строительстве.

Именно в это время, в 1946 году «Великий Вождь всех народов Товарищ Сталин» был провозглашен на съезде архитекторов «отцом и другом всех советских архитекторов» да и что там говорить — просто «величайшим архитектором всех времен и народов».

В те годы в печати обсуждались важные проблемы о решениях фасадов жилищной застройки, повышения функциональности и технологичности строительства с учетом современных, по меркам того времени, строительных технологий. Многие из них, кстати, так и остались на бумаге, поскольку содержали анализ позитивного опыта строительства за рубежом.

Большое значение — научно-просветительское, с одной стороны, и сдерживающее угрозу безвкусицы — с другой, — получила созданная в этот период (1933 г.) Всесоюзная Академия архитектуры.
Собрав в своих стенах весь цвет архитектуры — старшее, среднее и молодое поколения, она достаточно скоро превратилась в подлинный, высокой культуры научный центр архитектуры. Сразу после организации Академия приступила к переизданию самых ценных и редких книг и работ по архитектуре. Открывалась возможность глубокого изучения классического и русского прошлого. В недрах Академии разрабатывались новые концепции современной советской архитектуры.

Начались большие проектные и строительные работы по реконструкции ряда городов и в первую очередь — Москвы.
Начался новый, продолжительностью в два десятилетия, весьма своеобразный классический период советской архитектуры.

Градостроительная идея реконструкции центра столицы этого периода была столь верна и глубока по замыслу, что даже осуществленная ее часть позволяет оценить масштабы задуманных преобразований. Но этот грандиозный для своего времени замысел устройства ансамбля центральной зоны Москвы не был реализован полностью.

Центр ансамбля — Дворец Советов был разобран во время войны, поскольку металлоконструкции каркаса были затребованы для нужд обороны Москвы. Хоть проект Дворца и был неоднократно осуждаем после смерти Сталина, но проекта сходного по качеству не было представлено даже на хрущевском конкурсе 56-58 годов.

Вариант 1Вариант 2

По проекту фундамент Дворца Советов был значительно больше и глубже, чем фундамент разрушенного храма. Поэтому фундамент храма тогда просто извлекли из раскопанного котлована и вывезли.
На его месте возникла пустая бетонная коробка, которая, в течение почти что двадцати лет, находясь за забором в самом центре Москвы, зияла провалами, заполненными дождевой водой.

Видимо это и навело хрущевских градостроителей на спасительную мысль об устройстве бассейна — ведь почти все было уже сделано до них. Поэтому бассейн «Москва» был круглым, что вообще не характерно для плавательных сооружений. Его поместили внутри бетонного кольца, которое должно было играть роль опоры Большого зала.


В определенном смысле обновленный Храм —
это законный правопреемник Дворца Советов

По преданию, монахи Алексеевского монастыря, который был основан на том самом месте еще в XIV веке и в XIX веке был разрушен именно для постройки Храма Христа Спасителя, уходя, пожелали этому месту «быть пусту». Монашеское проклятие не было шуткой — с той поры ни одно сооружение еще не смогло устоять здесь достаточно долго…

Не была построена и вторая по значимости высотка — административное здание в Зарядье:

На цветной открытке 1949 года показана панорама Зарядье-Котельники со стороны Кремля. На Котельниках отстроено еще только крыло дома вдоль набережной Москвы-Реки. Строительство высотной части в 49 году только начиналось, а строительство крыла по Подгорной набережной начали еще позже. Зарядье было окружено китайгородской стеной (остатки ее были сохранены и реставрированы на задворках разрушенной ныне гостиницы Россия). Обратите внимание, что вокруг стилобата были сохранены несколько церквей, имеющих историческое значение.


Высотные здания должны были стать основой для формирования ансамблей площадей Москвы.

То, что реализовали в 60-х годах, весьма отдаленно напоминает идеи в композиции Смоленской площади. Площадь осталась трапециевидной, как задумывалось по проекту, но вместо фланкирующих ее по сторонам зданий, ограниченных по этажности и подчиненных высотному центру, в нее включены два чуждых по архитектуре высотных корпуса гостиницы «Белград».

Смоленская площадь. Перспектива с
Бородинского моста.
Первый вариант проекта.
Та же перспектива на фото. 2003 г.

Аналогичным образом сложилась судьба архитектурного ансамбля на площади Восстания.

Перспектива со стороны Красной Пресни. 1951 г.Та же перспектива на фото. 2003 г.

Не были снесены даже малоэтажные строения со стороны павильона станции метро «Баррикадная». Сегодня часть этих строений позапрошлого века, на месте которых планировалось устроить сквер и фонтан, находятся в аварийном состоянии. В результате именно ими, а не ансамблем площади любуются москвичи и гости столицы, выходя из ворот зоопарка.

Технология каркасного строительства

Почти никто теперь не помнит о том, что Московские высотки, практически впервые в СССР, строились каркасным способом. В этом была доля риска, без которого не обходится ни один эксперимент. О том, насколько он удался, судят сегодня жители этих домов. Идея каркасного строительства состояла в том, что надземная часть здания монтировалась из стального каркаса, элементы которого сваривались или реже скреплялись болтами.

Отдельные элементы каркаса армировались бетоном. Делалось это не только из необходимости усиления жесткости, но и из соображений защиты каркаса.
Кирпичная кладка каждого этажа опиралась на стальные ригели, передающие усилия на колонны. Помимо кирпича и гипсовых блоков при устройстве перегородок применялись и пустотелые керамические блоки, призванные облегчить вес здания. Значительную часть здания занимали пустоты и технические ходы, что очень сильно облегчало вес конструкции, по сравнению с традиционно возводимыми строениями. Именно это и позволило, в конечном счете, возвести такие огромные сооружения на подвижных грунтах берегов Москва-реки.

Первоначально в высотных зданиях проектировались монолитные железобетонные перекрытия, которые будучи жестко связанны со стальным каркасом здания, учитывались в расчете каркаса, обеспечивая его пространственную жесткость и более равномерную работу элементов на горизонтальные усилия от ветровых нагрузок. Однако в ходе строительства и тут пришлось вносить некоторые изменения. Так в центральной части Главного Здания МГУ треть перекрытий была выполнена сборной из плоских безреберных плит.

Решения планировок

На планах этажей Московских зданий, которые были опубликованы в те годы трудно не заметить тавровую структуру осей. Помимо повышения надежности такая инженерная находка помогала решить еще одну задачу — издалека наблюдателю казалось, что дом имеет большие размеры, чем это было на самом деле. «Оптический обман» достигался за счет того, что основные объемы были сосредоточены не в центральном стволе (как это принято из экономических соображений в современном строительстве), а распределены по осям. За счет большого количества перпендикулярных плоскостей здание выглядело более широким и монументальным. По понятным причинам этот эффект ослабевает, если смотреть на здания спереди. Не случайно перспективы являются одними из самых выгодных их видов.

Такой же фокус был применен и для «увеличения» его высоты. Здания росли вверх ступенями, наподобие культовых пирамид ацтеков. За рубежом этот стиль нередко еще называют «стилем свадебного пирога». Дом, как торт, растет вверх, расширяясь ступенями книзу. В Москве это становится особенно заметным, если смотреть на здание издалека, когда его высота уже не столь «необъятна», как вблизи.

Керамические фасады, папье-маше и литой камень

Московские высотные дома строились в тот период, когда впервые начали применять для облицовки крупных общественных и жилых зданий керамические плиты на базе белых глин.

Интересной особенностью облицовки зданий МГУ являлось применение для отдельных элементов (в основном выступающих пилястр и фасонных вставок) облицовочных панелей площадью от 8 до 15 кв. м и весом от 1 до 3 т, изготовляемых на тонкой железобетонной основе па заводе строительства.

Пожалуй, это было первое в практике нашего строительства применение стеновых панелей, нашедших в дальнейшем уже в качестве основного элемента стены столь широкое (хотя и не всегда удачное) применение. Всего при строительстве МГУ керамикой было облицовано 280 тыс. кв. м, в том числе крупными панелями — 25,2 тыс. кв. м.

Помимо новаторства в применении керамической облицовки фасадов при строительстве московских высотных зданий были опробованы на практике многие другие интересные технологии.

Так, отлично зарекомендовали себя на строительстве МГУ и других домов детали скульптур, изготовленные из белого литого камня. Внешне они ничем не отличались от высококачественного известняка.
Изготовлялись эти детали в мастерских строительства и служили как для сооружения монументальных скульптур, так и для облицовки главного корпуса в качестве переходных элементов от гранитного цоколя к керамической облицовке.

Эскиз скульптуры на ризалите
высотной части МГУ, 1951г.
Та же скульптура,
фото спустя 50 лет

Подготовленная черновая гипсовая форма, оклеенная плитками из литого камня, являлась наружной опалубкой для железобетонного остова скульптуры. Собиралась эта опалубка по поясам, которые при установке скреплялись вязальной проволокой. Швы между поясами заклеивались плитками из литого камня и с наружной стороны загипсовывались.

По мере установки на место поясов черновой формы монтировался внутренний металлический каркас из круглого арматурного железа.
Одновременно устанавливалась опалубка внутренней стороны оболочки из строительной фанеры по обычным дощатым кружалам.


Вторая технология, о которой непременно следовало бы рассказать — это технология производства внутренних художественных деталей из бумажной массы с последующей бронзировкой. Прежде подобная практика не применялась в советском строительстве. Не применяется она и сегодня….

Следует отметить, что изготовление внутренних архитектурных деталей из бумажной массы (так называемого папье-маше), заменяющих дорогостоящие тяжелое литье и бронзовые детали, широко применялось в России еще во времена Екатерины II. Русские строители достигли в этом деле большого совершенства. И сейчас во дворцах, построенных двести с лишним лет тому назад, многие архитектурные детали и люстры, сделанные из бронзированного папье-маше, находятся в полной сохранности.

Посетители этик дворцов-музеев даже и не представляют, что все эти детали выполнены из бумажной массы, а не из металла…
На строительстве МГУ бумажная масса широко применялась для изготовления вентиляционных и потолочных декоративных решеток, а также деталей люстр.

Падужная вентиляционная решетка
в актовом зале ГЗ МГУ
Люстра и часть потолка
в актовом зале ГЗ МГУ

Решения фундаментов

Строительство в «стиле свадебного пирога» имело и еще одну, более практическую цель — сделать нижнюю часть здания, и следовательно его фундамент, более широким, что позволило бы распределить вес здания по наиболее широкой площади. Высотные здания требовали надежной опоры в виде широких бетонных фундаментов. Московские грунты вообще плохо предназначены для высотного строительства.

Действительно, при устройстве фундаментов высотных зданий инженерам приходилось иметь дело с водонасыщеными грунтами.
Для разных зданий проблема отвода грунтовых вод решалась по-разному.
Так, при строительстве гостиницы на Комсомольской площади, искусственное свайное основание впервые в строительной практике было осуществлено способом вибронабивки.
С поверхности в грунт забивались большие металлические трубы, имевшие на конце чугунный наконечник. Когда труба доходила до прочного несущего грунта забивка прекращалась, в трубу вставлялся металлический каркас (в будущей свае он играл роль скелета) и труба сверху заполнялась пластичным бетоном.
Потом труба захватывалась специальными приспособлениями, и копер уже не ударами а обратным встряхивающими рывками постепенно извлекал ее из грунта, оставляя в грунте набитую, но еще сырую, неотвердевшую железобетонную сваю.
Пластичный бетон затвердевал через несколько дней и приобретал необходимую прочность.

Иначе были организованы работы по устройству основания под высотное здание на Дорогомиловской набережной.
Рядом была река, фундамент предстояло заложить на глубину 10 метров ниже уровня грунтовых вод и обычной откачкой воды грунт все равно не удалось бы обезводить настолько, что бы котлован оставался сухим.

И на строительной площадке был применен новый способ так называемого иглофильтрового водопонижения. Иглофильтр — это металлическая труба диаметром 2 дюйма и длинной полтора метра. Стенки трубы имеют множество круглых отверстий. Труба обматывается двумя защитными сетками — 3 мм и 0,3 мм.
Внизу на инглофильтровую трубу навернут металлический наконечник — стакан с острозубчатым краем (фрезом), а внутри стакана помещен небольшой резиновый шарик.
В грунт иглофильтр погружается гидравлическим способом: он подключается к водопроводу и вода, поступающая под давлением в трубу, отжимает шарик книзу и промывает скважину для погружения иглофильтра. Снабженный зубчатым фрезом иглофильтр легко погружается все глубже до тех пор пока на поверхности не останется оголовник трубы.

В итоге строительная площадка получается как бы огороженной подземным трубчатым частоколом, расстояние между «кольями» которого не превышает одного метра.
К оголовнику каждого иглофильтра присоединялось трубчатое колено, которое подключалось к водосборному коллектору — трубе диаметром 7-8 дюймов, соединенной с вакуум-насосом. При включении насоса резиновые шарики в стаканах иглофильтров подбрасываются вверх и как пробки затыкают нижний срез трубы.
А вода, просачиваясь сначала через защитные фильтрующие сетки а потом через отверстия в стенках иглофильтров, перегоняется в водосборный коллектор и удаляется из осушаемого контура. После того, как была готова гидроизоляция всех подземных сооружений высотного здания, иглофильтры просто отключили.

Котлован огражден подземным частоколом
иглофильтров, присоединенных
к общему водосборному коллектору.
Охлаждающий контур
для заморозки
плывунных грунтов.

Однако самый уникальный способ устройства основания высотного здания был применен на Лермонтовской площади.
По технической смелости и инженерному искусству мировая строительная практика не знала аналогичного примера.

Под южной частью правого крыла здания было необходимо устроить два эскалаторных хода, которые бы обеспечивали второй выход из уже действующей станции метрополитена.
При этом пол промежуточного поворотного вестибюля располагался на 16 метров ниже подошвы фундамента здания, его окружала толща водонасыщенных плывунных грунтов.
Было принято решение заключить вестибюль в жесткий шестигранный «стакан», который одновременно будет играть роль фундамента правого крыла административной части здания. «Стакан» и лежащую на нем крышку с двумя консольными выступами под эскалаторные ходы необходимо было возводить не задерживая хода работ на высотной части здания.

Учитывая жесткие сроки, а так же невозможность перекрытия движения по Каланчевской улице, было принято решение отказаться от раскрытия котлована с обычными для слабых грунтов откосами.
Инженеры решили обратиться к способу проходки глубоких котлованов с искусственным замораживанием плывунных грунтов, таким образом использовать замороженный грунт в качестве материала, способного воспринять давление окружающего грунта а также гидростатическое давление грунтовых вод.

Однако истинное чудо инженерного искусства заключалось даже не в этом, а в том, что конструкции высотного здания намеренно возводились с наклоном. Дело в том, что в результате пученья замороженного грунта край фундамента со стороны вестибюля должен был подниматься, в то время как другой его край под возрастающим давлением стальных и бетонных конструкций должен был давать осадку.

Было принято беспрецедентное в практике строительства сооружений подобного рода решение — вести монтаж колонн центральной части здания с заданным контр-креном.

Подробности этого уникального опыта в истории строительной практики можно найти в каталоге выставки, опубликованном в Москве в 2004 году к 100-летнему юбилею Алексея Николаевича Душкина, архитектора, построившего это здание.
Они приводятся в статье И.Б.Каспэ «Выдающаяся победа в истории строительной техники». Автор стати пишет: «Каждый раз, поднимаясь на эскалаторе в сторону Каланчевской улицы мы должны вспоминать о том, что здесь в середине 20-го столетия была одержана одна из самых выдающихся побед в истории строительной техники».
По материалам: visotki.nm.ru, retro.samnet.ru


www.archdesignfoto.com

История «сталинских» высоток | DESIGNER NEWS

В Москве, обрушилась одна из восьми декоративных башенок гостиницы «Украина».

История этой высотки
и остальных зданий той эпохи изложена в этом материале. Вот как выглядит пострадавшее пожилое строение:

Предыстория строительства семи московских высоток. Возникновение и расцвет «сталинского классицизма»

Согласно легенде, Сталин сказал примерно так: «Мы выиграли войну и признаны во всем мире как великие победители. Мы должны быть готовы к приезду в наши города иностранных туристов. Что будет, если они пойдут по Москве и не увидят никаких небоскребов? Их сравнения с капиталистическими столицами могут быть не в нашу пользу…».

Еще задолго до того, как было официально объявлено о закладке Московских высотных зданий, в советской печати очень активно начала «прорабатываться» тема применения новых технологий в отечественном строительстве.

Именно в это время, в 1946 году «Великий Вождь всех народов Товарищ Сталин» был провозглашен на съезде архитекторов «отцом и другом всех советских архитекторов» да и что там говорить – просто «величайшим архитектором всех времен и народов».

В те годы в печати обсуждались важные проблемы о решениях фасадов жилищной застройки, повышения функциональности и технологичности строительства с учетом современных, по меркам того времени, строительных технологий. Многие из них, кстати, так и остались на бумаге, поскольку содержали анализ позитивного опыта строительства за рубежом.

Большое значение – научно-просветительское, с одной стороны, и сдерживающее угрозу безвкусицы – с другой, – получила созданная в этот период (1933 г.) Всесоюзная Академия архитектуры.
Собрав в своих стенах весь цвет архитектуры – старшее, среднее и молодое поколения, она достаточно скоро превратилась в подлинный, высокой культуры научный центр архитектуры. Сразу после организации Академия приступила к переизданию самых ценных и редких книг и работ по архитектуре. Открывалась возможность глубокого изучения классического и русского прошлого. В недрах Академии разрабатывались новые концепции современной советской архитектуры.
Начались большие проектные и строительные работы по реконструкции ряда городов и в первую очередь – Москвы.
Начался новый, продолжительностью в два десятилетия, весьма своеобразный классический период советской архитектуры.

Градостроительная идея реконструкции центра столицы этого периода была столь верна и глубока по замыслу, что даже осуществленная ее часть позволяет оценить масштабы задуманных преобразований. Но этот грандиозный для своего времени замысел устройства ансамбля центральной зоны Москвы не был реализован полностью.

Центр ансамбля – Дворец Советов был разобран во время войны, поскольку металлоконструкции каркаса были затребованы для нужд обороны Москвы. Хоть проект Дворца и был неоднократно осуждаем после смерти Сталина, но проекта сходного по качеству не было представлено даже на хрущевском конкурсе 56-58 годов.

Вариант 1Вариант 2

По проекту фундамент Дворца Советов был значительно больше и глубже, чем фундамент разрушенного храма. Поэтому фундамент храма тогда просто извлекли из раскопанного котлована и вывезли.
На его месте возникла пустая бетонная коробка, которая, в течение почти что двадцати лет, находясь за забором в самом центре Москвы, зияла провалами, заполненными дождевой водой.

Видимо это и навело хрущевских градостроителей на спасительную мысль об устройстве бассейна – ведь почти все было уже сделано до них. Поэтому бассейн «Москва» был круглым, что вообще не характерно для плавательных сооружений. Его поместили внутри бетонного кольца, которое должно было играть роль опоры Большого зала.


В определенном смысле обновленный Храм —
это законный правопреемник Дворца Советов

По преданию, монахи Алексеевского монастыря, который был основан на том самом месте еще в XIV веке и в XIX веке был разрушен именно для постройки Храма Христа Спасителя, уходя, пожелали этому месту «быть пусту». Монашеское проклятие не было шуткой – с той поры ни одно сооружение еще не смогло устоять здесь достаточно долго…

Не была построена и вторая по значимости высотка – административное здание в Зарядье:

На цветной открытке 1949 года показана панорама Зарядье-Котельники со стороны Кремля. На Котельниках отстроено еще только крыло дома вдоль набережной Москвы-Реки. Строительство высотной части в 49 году только начиналось, а строительство крыла по Подгорной набережной начали еще позже. Зарядье было окружено китайгородской стеной (остатки ее были сохранены и реставрированы на задворках разрушенной ныне гостиницы Россия). Обратите внимание, что вокруг стилобата были сохранены несколько церквей, имеющих историческое значение.


Высотные здания должны были стать основой для формирования ансамблей площадей Москвы.

То, что реализовали в 60-х годах, весьма отдаленно напоминает идеи в композиции Смоленской площади. Площадь осталась трапециевидной, как задумывалось по проекту, но вместо фланкирующих ее по сторонам зданий, ограниченных по этажности и подчиненных высотному центру, в нее включены два чуждых по архитектуре высотных корпуса гостиницы «Белград».

Смоленская площадь. Перспектива с
Бородинского моста.
Первый вариант проекта.
Та же перспектива на фото. 2003 г.

Аналогичным образом сложилась судьба архитектурного ансамбля на площади Восстания.

Перспектива со стороны Красной Пресни. 1951 г.Та же перспектива на фото. 2003 г.

Не были снесены даже малоэтажные строения со стороны павильона станции метро «Баррикадная». Сегодня часть этих строений позапрошлого века, на месте которых планировалось устроить сквер и фонтан, находятся в аварийном состоянии. В результате именно ими, а не ансамблем площади любуются москвичи и гости столицы, выходя из ворот зоопарка.

Технология каркасного строительства

Почти никто теперь не помнит о том, что Московские высотки, практически впервые в СССР, строились каркасным способом. В этом была доля риска, без которого не обходится ни один эксперимент. О том, насколько он удался, судят сегодня жители этих домов. Идея каркасного строительства состояла в том, что надземная часть здания монтировалась из стального каркаса, элементы которого сваривались или реже скреплялись болтами.

Отдельные элементы каркаса армировались бетоном. Делалось это не только из необходимости усиления жесткости, но и из соображений защиты каркаса.
Кирпичная кладка каждого этажа опиралась на стальные ригели, передающие усилия на колонны. Помимо кирпича и гипсовых блоков при устройстве перегородок применялись и пустотелые керамические блоки, призванные облегчить вес здания. Значительную часть здания занимали пустоты и технические ходы, что очень сильно облегчало вес конструкции, по сравнению с традиционно возводимыми строениями. Именно это и позволило, в конечном счете, возвести такие огромные сооружения на подвижных грунтах берегов Москва-реки.

Первоначально в высотных зданиях проектировались монолитные железобетонные перекрытия, которые будучи жестко связанны со стальным каркасом здания, учитывались в расчете каркаса, обеспечивая его пространственную жесткость и более равномерную работу элементов на горизонтальные усилия от ветровых нагрузок. Однако в ходе строительства и тут пришлось вносить некоторые изменения. Так в центральной части Главного Здания МГУ треть перекрытий была выполнена сборной из плоских безреберных плит.

Решения планировок

На планах этажей Московских зданий, которые были опубликованы в те годы трудно не заметить тавровую структуру осей. Помимо повышения надежности такая инженерная находка помогала решить еще одну задачу – издалека наблюдателю казалось, что дом имеет большие размеры, чем это было на самом деле. «Оптический обман» достигался за счет того, что основные объемы были сосредоточены не в центральном стволе (как это принято из экономических соображений в современном строительстве), а распределены по осям. За счет большого количества перпендикулярных плоскостей здание выглядело более широким и монументальным. По понятным причинам этот эффект ослабевает, если смотреть на здания спереди. Не случайно перспективы являются одними из самых выгодных их видов.

Такой же фокус был применен и для «увеличения» его высоты. Здания росли вверх ступенями, наподобие культовых пирамид ацтеков. За рубежом этот стиль нередко еще называют «стилем свадебного пирога». Дом, как торт, растет вверх, расширяясь ступенями книзу. В Москве это становится особенно заметным, если смотреть на здание издалека, когда его высота уже не столь «необъятна», как вблизи.

Керамические фасады, папье-маше и литой камень

Московские высотные дома строились в тот период, когда впервые начали применять для облицовки крупных общественных и жилых зданий керамические плиты на базе белых глин.

Интересной особенностью облицовки зданий МГУ являлось применение для отдельных элементов (в основном выступающих пилястр и фасонных вставок) облицовочных панелей площадью от 8 до 15 кв. м и весом от 1 до 3 т, изготовляемых на тонкой железобетонной основе па заводе строительства.

Пожалуй, это было первое в практике нашего строительства применение стеновых панелей, нашедших в дальнейшем уже в качестве основного элемента стены столь широкое (хотя и не всегда удачное) применение. Всего при строительстве МГУ керамикой было облицовано 280 тыс. кв. м, в том числе крупными панелями – 25,2 тыс. кв. м.

Помимо новаторства в применении керамической облицовки фасадов при строительстве московских высотных зданий были опробованы на практике многие другие интересные технологии.

Так, отлично зарекомендовали себя на строительстве МГУ и других домов детали скульптур, изготовленные из белого литого камня. Внешне они ничем не отличались от высококачественного известняка.
Изготовлялись эти детали в мастерских строительства и служили как для сооружения монументальных скульптур, так и для облицовки главного корпуса в качестве переходных элементов от гранитного цоколя к керамической облицовке.

Эскиз скульптуры на ризалите
высотной части МГУ, 1951г.
Та же скульптура,
фото спустя 50 лет

Подготовленная черновая гипсовая форма, оклеенная плитками из литого камня, являлась наружной опалубкой для железобетонного остова скульптуры. Собиралась эта опалубка по поясам, которые при установке скреплялись вязальной проволокой. Швы между поясами заклеивались плитками из литого камня и с наружной стороны загипсовывались.

По мере установки на место поясов черновой формы монтировался внутренний металлический каркас из круглого арматурного железа.
Одновременно устанавливалась опалубка внутренней стороны оболочки из строительной фанеры по обычным дощатым кружалам.


Вторая технология, о которой непременно следовало бы рассказать – это технология производства внутренних художественных деталей из бумажной массы с последующей бронзировкой. Прежде подобная практика не применялась в советском строительстве. Не применяется она и сегодня….

Следует отметить, что изготовление внутренних архитектурных деталей из бумажной массы (так называемого папье-маше), заменяющих дорогостоящие тяжелое литье и бронзовые детали, широко применялось в России еще во времена Екатерины II. Русские строители достигли в этом деле большого совершенства. И сейчас во дворцах, построенных двести с лишним лет тому назад, многие архитектурные детали и люстры, сделанные из бронзированного папье-маше, находятся в полной сохранности.

Посетители этик дворцов-музеев даже и не представляют, что все эти детали выполнены из бумажной массы, а не из металла…
На строительстве МГУ бумажная масса широко применялась для изготовления вентиляционных и потолочных декоративных решеток, а также деталей люстр.

Падужная вентиляционная решетка
в актовом зале ГЗ МГУ
Люстра и часть потолка
в актовом зале ГЗ МГУ

Решения фундаментов

Строительство в «стиле свадебного пирога» имело и еще одну, более практическую цель – сделать нижнюю часть здания, и следовательно его фундамент, более широким, что позволило бы распределить вес здания по наиболее широкой площади. Высотные здания требовали надежной опоры в виде широких бетонных фундаментов. Московские грунты вообще плохо предназначены для высотного строительства.

Действительно, при устройстве фундаментов высотных зданий инженерам приходилось иметь дело с водонасыщеными грунтами.
Для разных зданий проблема отвода грунтовых вод решалась по-разному.
Так, при строительстве гостиницы на Комсомольской площади, искусственное свайное основание впервые в строительной практике было осуществлено способом вибронабивки.
С поверхности в грунт забивались большие металлические трубы, имевшие на конце чугунный наконечник. Когда труба доходила до прочного несущего грунта забивка прекращалась, в трубу вставлялся металлический каркас (в будущей свае он играл роль скелета) и труба сверху заполнялась пластичным бетоном.
Потом труба захватывалась специальными приспособлениями, и копер уже не ударами а обратным встряхивающими рывками постепенно извлекал ее из грунта, оставляя в грунте набитую, но еще сырую, неотвердевшую железобетонную сваю.
Пластичный бетон затвердевал через несколько дней и приобретал необходимую прочность.

Иначе были организованы работы по устройству основания под высотное здание на Дорогомиловской набережной.
Рядом была река, фундамент предстояло заложить на глубину 10 метров ниже уровня грунтовых вод и обычной откачкой воды грунт все равно не удалось бы обезводить настолько, что бы котлован оставался сухим.

И на строительной площадке был применен новый способ так называемого иглофильтрового водопонижения. Иглофильтр – это металлическая труба диаметром 2 дюйма и длинной полтора метра. Стенки трубы имеют множество круглых отверстий. Труба обматывается двумя защитными сетками – 3 мм и 0,3 мм.
Внизу на инглофильтровую трубу навернут металлический наконечник – стакан с острозубчатым краем (фрезом), а внутри стакана помещен небольшой резиновый шарик.
В грунт иглофильтр погружается гидравлическим способом: он подключается к водопроводу и вода, поступающая под давлением в трубу, отжимает шарик книзу и промывает скважину для погружения иглофильтра. Снабженный зубчатым фрезом иглофильтр легко погружается все глубже до тех пор пока на поверхности не останется оголовник трубы.

В итоге строительная площадка получается как бы огороженной подземным трубчатым частоколом, расстояние между «кольями» которого не превышает одного метра.
К оголовнику каждого иглофильтра присоединялось трубчатое колено, которое подключалось к водосборному коллектору – трубе диаметром 7-8 дюймов, соединенной с вакуум-насосом. При включении насоса резиновые шарики в стаканах иглофильтров подбрасываются вверх и как пробки затыкают нижний срез трубы.
А вода, просачиваясь сначала через защитные фильтрующие сетки а потом через отверстия в стенках иглофильтров, перегоняется в водосборный коллектор и удаляется из осушаемого контура. После того, как была готова гидроизоляция всех подземных сооружений высотного здания, иглофильтры просто отключили.

Котлован огражден подземным частоколом
иглофильтров, присоединенных
к общему водосборному коллектору.
Охлаждающий контур
для заморозки
плывунных грунтов.

Однако самый уникальный способ устройства основания высотного здания был применен на Лермонтовской площади.
По технической смелости и инженерному искусству мировая строительная практика не знала аналогичного примера.

Под южной частью правого крыла здания было необходимо устроить два эскалаторных хода, которые бы обеспечивали второй выход из уже действующей станции метрополитена.
При этом пол промежуточного поворотного вестибюля располагался на 16 метров ниже подошвы фундамента здания, его окружала толща водонасыщенных плывунных грунтов.
Было принято решение заключить вестибюль в жесткий шестигранный «стакан», который одновременно будет играть роль фундамента правого крыла административной части здания. «Стакан» и лежащую на нем крышку с двумя консольными выступами под эскалаторные ходы необходимо было возводить не задерживая хода работ на высотной части здания.

Учитывая жесткие сроки, а так же невозможность перекрытия движения по Каланчевской улице, было принято решение отказаться от раскрытия котлована с обычными для слабых грунтов откосами.
Инженеры решили обратиться к способу проходки глубоких котлованов с искусственным замораживанием плывунных грунтов, таким образом использовать замороженный грунт в качестве материала, способного воспринять давление окружающего грунта а также гидростатическое давление грунтовых вод.

Однако истинное чудо инженерного искусства заключалось даже не в этом, а в том, что конструкции высотного здания намеренно возводились с наклоном. Дело в том, что в результате пученья замороженного грунта край фундамента со стороны вестибюля должен был подниматься, в то время как другой его край под возрастающим давлением стальных и бетонных конструкций должен был давать осадку.

Было принято беспрецедентное в практике строительства сооружений подобного рода решение – вести монтаж колонн центральной части здания с заданным контр-креном.

Подробности этого уникального опыта в истории строительной практики можно найти в каталоге выставки, опубликованном в Москве в 2004 году к 100-летнему юбилею Алексея Николаевича Душкина, архитектора, построившего это здание.
Они приводятся в статье И.Б.Каспэ «Выдающаяся победа в истории строительной техники». Автор стати пишет: «Каждый раз, поднимаясь на эскалаторе в сторону Каланчевской улицы мы должны вспоминать о том, что здесь в середине 20-го столетия была одержана одна из самых выдающихся побед в истории строительной техники».

Интересен еще один факт, о котором также сегодня уже почти никто не помнит – все восемь московских высоток были заложены в один день – в день восьмисотлетия Столицы. В этом тоже состоял замысел вождя – рубеж своего 800-летия Москва переступала, устремляясь ввысь. 12 сентября 1947 года «Советское искусство» в заметке «Закладка многоэтажных зданий» сообщала:

«В день восьмисотлетия юбилея Столицы состоялась закладка восьми многоэтажных зданий, которые, по предложению товарища Сталина, будут сооружены в Москве.


На митинг, посвященный закладке самого высокого, 32-этажного здания собрались трудящиеся Ленинского района.
Этот дом, в котором будет 750 жилых квартир и 520 рабочих комнат, сооружается на Ленинских горах, на берегу Москвы-реки. Перед трибуной – сложенный из кирпича столбик, к которому прикреплена бронзированная плита с надписью:
«Здесь будет сооружено 32-этажное здание. Заложено в день 800-летия города Москвы 7 сентября 1947 года».

В этот же день в разных районах Москвы была произведена торжественная закладка пяти шестнадцатиэтажных зданий».

Воробьевы горы. Здание МГУ

В 1948 году сотрудники отдела ЦК партии, курировавшего науку, получили из Кремля задание: проработать вопрос о постройке нового здания для МГУ. Докладную записку они подготовили совместно с ректором Университета – академиком А.Н. Несмеяновым, предложив возвести для «храма советской науки» высотку.

Из ЦК бумаги перекочевали к московским властям. Вскоре Несмеянова и представителя «научного» отдела ЦК пригласили в горком партии: «Ваша идея нереальна. Для высотки нужно слишком много лифтов. Поэтому здание должно быть не выше, чем в 4 этажа.»

Через несколько дней у Сталина состоялось специальное совещание по «университетскому вопросу», и генералиссимус объявил свое решение: возвести для МГУ здание высотой не меньше 20 этажей на вершине Ленинских гор – чтоб издалека было видно. «…И чтобы предусмотрели каждому студенту отдельную комнату в общежитии! – добавил великий вождь и уточнил у Несмеянова: – Сколько предполагается у вас учащихся? Шесть тысяч? Значит, должно быть шесть тысяч комнат!» Тут в разговор вмешался Молотов: «Товарищ Сталин, студенты ведь народ компанейский. Скучно им будет жить поодиночке. Пусть хоть по двое селятся!» – «Хорошо, оставляем три тысячи комнат!»

Торжественная церемония закладки первого камня высотного здания МГУ состоялась 12 апреля 1949 года, ровно за 12 лет до полета Гагарина.


Главное здание МГУ сразу же побило многие рекорды. Высота 36-этажного высотки достигает 236 метров. Для стального каркаса здания потребовалось 40 тысяч тонн стали. А на возведение стен и парапетов ушло почти 175 миллионов кирпичей. Столь полюбившийся Сталину шпиль имеет высоту около 50 метров, а венчающая его звезда весит 12 тонн.

На одной из боковых башен установлены часы-чемпионы – самые большие в Москве. Циферблаты сделаны из нержавеющей стали и имеют диаметр 9 метров. Стрелки часов тоже весьма внушительны. Минутная, например, вдвое длиннее минутной стрелки кремлевских курантов и имеет длинну 4,1 метра, а весит 39 килограммов.

В высотке было создано и уникальное лифтовое хозяйство. Специалисты изготовили 111 лифтов особой конструкции, в том числе и высотные скоростные кабины.

Весьма вероятно, что Главное Здание Университета является рекордсменом и по количеству колонн. Подсчитать их число практически невозможно. Часть колонн поставлена исключительно ради украшения, и не несет никакой конструктивной нагрузки.


Иосиф Сталин не дожил до этого события семь месяцев. Возведенное по его инициативе высотное здание «храма науки» торжественно открыли 1 сентября 1953 года. Проживи он еще немного, и Московский государственный университет стал бы вместо «имени М.В. Ломоносова» – «имени И.В. Сталина».

Котельническая набережная, д. 1/15

Жилой дом на Котельнической набережной, высотой 176 метров, построен в 1948-1952 годах по проекту архитекторов Д. Чечулина, А. Ростковского и инженера Л. Гохмана.
Высотный дом замыкает перспективу от Кремля до слияния русла Москвы-реки и Яузы и занимает господствующее положение в районе. Здание ритмично и плавно нарастает от краев к центру, в своей главной части достигая 26 этажей. В доме размещены 700 квартир, кинотеатр «Иллюзион».

Центральный корпус дома увенчан обелисками, скульптурными группами и фигурными парапетами. Три более низкие башни и боковые крылья защищают здание с флангов. Высотка гармонично вписывается в сложный ландшафт на стрелке двух московских рек. Она является завершением перспектив небольших улиц и переулков, спускающихся по склонам холмов к излучине Яузы.

Здание на Кудринской площади

Безусловно это – музей! На каждом этаже которого живет множество человек. Ажурные аттики, украшающие ступенчатые крыши, скульптурные группы на фасаде – фигуры, символизирующие труд творчество и оборону расположенные на угловых пилонах первого этажа, мрамор лестниц – всю эту красоту трудно даже объять восхищенным взглядом.

Этот дом – в чем-то зеркало эпохи, музей истории страны. Его так и называли – дом авиаторов. Основную часть жильцов составляли космонавты, летчики, авиаконструкторы, поднявшие на крыльях славу Страны Советов. Даже расположение боковых корпусов и основной вертикали здания создает впечатление, что смотришь на круто взмывающую в небо крылатую машину.

Дом, спроектированный в стиле «свадебного пирога», сужается кверху ступенями.

На двадцать пятом этаже находится смотровой периметр. Если смотреть с земли, то двадцать пятый этаж – это последний этаж башни, окна на нем огромные, выполненные в виде арок. За этими окнами по периметру здания идет галерея, имеющая назначение смотровой площадки.

Со смотровой площадки открываются замечательные виды Москвы. В ясную погоду очень отчетливо различимы неповторимые силуэты других высотных зданий – спутать с другими строениями их просто невозможно.

Смоленская площадь, здание МИДа России

Высотное здание МИД на Смоленской-Сенной площади, д. 32/34, считают ориентиром Садового кольца и петли Москвы-реки.
27-этажное строение развернуто в сторону открывающейся площади и уходящего в перспективу Бородинско-го моста.


Здание Министерства иностранных дел, построенное в 1948-1953 годах, среди своих высотных собратьев наиболее сдержанно по декору и органично по композиции. В оформлении применены металлические решетки, обелиски и лепнина.

Строительство МИДа

Венчает башню металлическая шатрообразная композиция, не входившая в первоначальный замысел (сооружена по личному указанию И. В. Сталина), придавшая облику высотки сходство с традиционными московскими силуэтами.


Здание, несмотря на свои громадные размеры, вписалось в сложный характер местности, не разрушая очарования соседних переулков Арбата.

Гостиница «Украина»

Рядом со станцией метро «Киевская» находится еще одно чудо московского высотного градостроения – известная гостиница «Украина» (Кутузовский просп., д. 2/1), взмывшая ввысь на 200 метров.


Ее корпуса открываются взору при въезде на Кутузовский проспект из центра со стороны Нового Арбата. Высотка не только подчеркивает правительственную магистраль, но и приковывает внимание к руслу Москвы-реки, которая петлей обвивает эту громаду.


Построена гостиница в 1953-1957 годах архитектором А. Мордвиновым при участии В. Олтаржевского, В. Калиша и инженера П. Красильникова.

Центральная высотка достигает 29 этажей, в ней размещено около 1000 номеров.
Парадный вход гостиницы оформлен круглым живописным плафоном, не менее обильно декорированы наружные стены обелисками, аттиками из пятиконечных звезд, вазами в виде снопов пшеницы.

Из окон ротонды 29-го этажа видны не только Белый дом, здание мэрии, но и вся прекрасная панорама Москвы.

Этому высотному строению досталось от критиков больше всего: и силуэт вместе со шпилем резкий и негармоничный, и чересчур много декора. Но уже трудно представить на месте гостиницы «Украина» какое-то другое здание – высотка по-прежнему приковывает к себе восхищенные взгляды.

Гостиница «Ленинградская»

Это самое небольшое здание из высоток – 17 жилых этажей – образует единую пространственную композицию с тремя вокзалами, завершая перспективу Комсомольской площади с юго-запада.
Гостиница построена в 1949-1952 годах (архитекторы Л. М. Поляков и А. Б. Борецкий), расположена Каланчевской улице, д. 21/40.

Авторы подхватили основную направленность застройки привокзальной площади известными зодчими Шехтелем и Щусевым – стилизацию под древнерусский терем.

Высотка представляет собой столпообразное сооружение на широком основании, очень точно найденное в соотношении с окружающим пространством.


Экстерьер и интерьер гостиницы богато оформлены. Авторами применены стилизованные элементы московского барокко. В парадном вестибюле привлекают внимание рельеф с изображением Святого Георгия Победоносца, великолепная декоративная решетка и массивные люстры.

В то же время удачный силуэт здания не позволяет рационально спланировать внутренние помещения. Высотная часть дома малофункциональна.

Высотка у Красных Ворот

На Садовой-Спасской улице, д. 21, возвышается еще одна башня, в которой расположен выход из станции метро «Красные Ворота».
Дом, совмещающий в себе функции жилого и административного здания, построен в 1949-1953 годах (архитекторы А. Н. Душкин, Б. С. Мезенцев).


Увенчанная шпилем центральная часть расчленена массивными пилястрами, что придает зданию динамизм.
Боковые ярусные башни, примыкающие к главной, повторяют ее квадратный план, усиливают впечатление масштабности, но и добавляют однообразность внешнему облику. Строгую квадратную композицию высотки оживляет наружный декор, в котором сочетаются классические элементы и древнерусские мотивы.

21 век: Триумф-Палас

По заверению создателей он «основан на лучших традициях; устремлен в будущее».


Вот оно, живое и зримое наследие эпохи сталинского классицизма.
Возрождение интереса к формам пятидесятилетней давности вполне объяснимо – мировая архитектура, сделав виток на пути освоения новых форм и строительных материалов, вновь обратилась к переосмыслению ставших уже классическими представлений.

По большому счету за прошедшие полвека инженерная мысль так и не смогла придумать ничего более удачного в области решений высотного строительства. Первенство открытия «золотого сечения» по прежнему остается у сталинских архитекторов.

Более того, печальные события 2001 года, известные всему миру как обрушение башен всемирного торгового центра на Манхеттене, показали вопиющую правоту советских ученных, настойчиво предупреждавших мир об уязвимости конструкций каркасных строений.

Однако высоток в Москве только семь, а жилых и того меньше – всего две. Маловато будет – резонно рассудили строители 21 века. Кроме того, внутреннее оснащение этих зданий давно не соответствует требованиям, предъявляемым к своему жилью нынешней ВИП-публикой. Не строили в те годы ни аквапарков, ни зимних садов, ни коттеджей-пентхаусов, ни даже волоконно-оптических сетей SDH, позволяющих жильцам просматривать сайты на невиданных прежде скоростях.


И тут московские градостроители 21 века и впрямь решили показать, что они ничем не хуже сталинских зодчих. И решили украсить парковую часть района «Сокол» новой, восьмой высоткой, которая, по утверждениям проектировщиков, обещает быть еще одной градостроительной доминантой Москвы.

Глядя на нее, в пору перефразировать слова классика: – «Если бы здание МГУ да приставить к башне Дворца Советов, только без Ленина, да, пожалуй, прибавить к этому еще все мыслимые ныне удобства…» получилось бы, ни много ни мало, восьмое высотное здание под названием «Триумф-Палас».

По материалам: http://www.visotki.nm.ru/

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

Похожее

designernews.wordpress.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *