Стороны социального партнерства
Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Социальное партнерство » Стороны социального партнерстваСоциальное партнерство в сфере труда затрагивает не только работников и работодателей, но и их представителей, а также местные органы самоуправления и органы государственной власти.
Взаимоотношения между работников и работодателем регулируются законодательством. Именно нормативные акты обеспечивают согласование интересов всех участников этих отношений.
Для этого существует социальное партнерство. Оно необходимо для того, чтобы систематизировать эти взаимоотношения. Другими словами, это метод, который законодатель использует для регулирования договорных отношений.
Кто может быть сторонами социального партнерства
Социальное партнерство в сфере труда затрагивает не только работников и работодателей, но и их представителей, а также местные органы самоуправления и органы государственной власти. У каждого из участников социального партнерства есть свое социальное положение, которое определяется правами и обязанностями, возлагаемыми на них. Участники социального партнерства могут действовать исключительно в этих рамках.
Стороны социального партнерства – это работники и работодатели, взаимодействие которых происходит с помощью уполномоченных на это представителей. Но представители не являются сторонами партнерства. Они лишь участники, так как действуют от имени работников и работодателей и исключительно в их интересах.
Работником, как одной из сторон социального партнерства, может быть физическое лицо, достигшее 16 лет.
Оно предоставляет второй стороне свои трудовые услуги в расчете на получение заработной платы. В редких случаях работником может выступать субъект моложе 16 лет.
Работодателем же может быть и организация, и физическое лицо, которые имеют право нанимать людей для выполнения определенных трудовых обязанностей и заключать с ними трудовые соглашения. Ответственность сторон социального партнерства за невыполнение своих обязательств заключается в штрафных санкциях.
Более того, органы самоуправления и органы государственной власти в сфере труда также выступают участниками этих отношений.
Органы государственной власти выполняет свою главную функцию – представляют в сфере труда государство. Как представители они отстаивают его интересы при решении вопросов, связанных с социально-партнерскими отношениями.
Местные органы управления выступают представителями муниципальных образований. Государственные органы власти также могут выступать сторонами социального партнерства. Это происходит, если они выступают в сфере труда как работодатели.
Стороны социального партнерства: понятие
В сфере трудовых отношений существует такое понятие, как социальное партнерство. Это система трудовых отношений, направленная на регулирование и согласование всех необходимых интересов сторон. Различают определенные формы социального партнерства. В первую очередь это взаимные и коллективные переговоры, участие сторон в управлении той или иной организацией, а также участие их представителей в решении трудовых вопросов до суда.
Система социального партнерства имеет несколько уровней:
- федеральный;
- региональный;
- отраслевой;
- территориальный;
- уровень предприятия.
На каждом из них существуют свои основы регулирования отношений между работником и работодателем. Положения о социальном партнерстве распространяются по всей территории страны. Кроме того, применение этих положений имеет ряд особенностей, касающихся государственных служащих. Эти особенности были установлены федеральными законами.
Стороны социального партнерства, то есть работники и работодатели, выполняют свою функцию.
Она состоит в заключении трудовых договоров, согласовании взаимных интересов, а также в распределении обязанностей. Представители сторон лишь участвуют в создании необходимых для этого условий.
Социальное партнерство всегда придерживается особых принципов, указанных в законодательстве:
- стороны являются равноправными, то есть, имеют равные права в сфере трудовых отношений.
- Обязательно учитываются интересы сторон. Трудовые отношения основываются на сотрудничестве, поэтому уважительное отношение к интересам субъектов этих отношений является особенно важным.
- Заинтересованность участников в создании договорных отношений.
- Обязательная роль государства для развития сферы трудовых отношений и предоставления гарантий учета интересов сторон.
- Соблюдение сторонами норм законодательства.
- Наделение сторон необходимыми полномочиями.
- Свобода выбора и добровольное принятие сторонами обязательств.
- Реальность накладываемых обязательств.
- Гарантии выполнения обязательств, указанных в соглашении.
- Ответственность всех сторон и участников трудовых соглашений.
Права и обязанности работников
Трудовые отношения в первую очередь основываются на правах и обязанностях сторон. Работники должны выполнять их согласно трудовому соглашению и нормам законодательства. Это обеспечивает им наличие следующих прав:
- заключать, изменять или расторгать трудовое соглашение в том порядке, который установлен в нормативных актах;
- получать возможность выполнять ту работу, которая была указана в трудовом соглашении;
- рассчитывать на рабочее место, которое соответствует всем требованиям трудового законодательства;
- получать заранее оговоренную в договоре заработную плату вовремя;
- отдыхать во время предоставленных работодателем выходных дней и отпуска;
- получать все необходимые данные об условиях труда;
- повышать свою квалификацию согласно трудовому законодательству;
- иметь возможность вступить в профсоюз и защищать таким образом свои права и интересы;
- участвовать в управлении предприятием согласно закону;
- вести коллективные переговоры и заключать соответствующие договора, привлекая к этому своих представителей;
- иметь право защищать свои права и интересы всеми разрешенными законом методами;
- разрешать трудовые споры в том порядке, который был установлен нормами законодательства;
- рассчитывать на возмещение ущерба, который был причинен ему во время исполнения его трудовых обязанностей;
- получать социальное страхование.
Помимо прав, у работников есть еще и ряд обязанностей. Их выполнение должно соответствовать условиям трудового соглашения и законам. На основании этого работники обязаны:
- выполнять свои трудовые функции;
- гарантировать соблюдение правил внутреннего распорядка организации;
- соблюдать правила трудовой дисциплины и нормы труда;
- выполнять свою работу в соответствии с нормами охраны труда;
- беречь имущество своего работодателя и сотрудников;
- ставить работодателя в известность о любых угрозах жизни и здоровью работников, а также имуществу работодателя.
Правомочия работодателей
Ответственность сторон социального партнерства подразумевает, что и работодатель имеет ряд обязанностей по отношению к своим работникам. Какие же это обязанности? В первую очередь работодатели обязаны:
- оформлять со своими работниками трудовые отношения в том порядке, который содержат нормы трудового законодательства;
- соблюдать все нормы трудового законодательства;
- обеспечивать сотрудников работой согласно условиям трудового соглашения;
- оплачивать труд сотрудников и соблюдать сроки оплаты;
- проводить коллективные переговоры и заключать соглашения;
- рассматривать жалобы сотрудников на нарушение трудового законодательства и принимать соответствующие меры;
- гарантировать право на участие работников в профсоюзных организациях;
- обеспечивать работникам необходимые условия труда;
- компенсировать работникам ущерб и убытки, которые были нанесены им в связи с выполнением трудовых функций.
В сфере труда работодатель имеет и свои определенные права. Трудовое законодательство определяет, какие именно права имеют работодатели:
- заключать и вносить изменение или расторгать трудовые отношения;
- требовать от сотрудников выполнения трудовых функций;
- требовать от работников выполнения условий трудового распорядка;
- вознаграждать за хорошо выполненную работу;
- проводить материальные и дисциплинарные взыскания;
- защищать свои права с помощью создания соответствующих профсоюзов;
- проводить необходимые коллективные переговоры;
- создавать внутренние документы организации.
advokat-malov.ru
9.Понятие и стороны социального партнерства
Социальное партнерство – это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).
Социальное партнерство включает как двусторонние отношения между работниками (представителями работников) и работодателем представителем работодателя) – бипартизм, так и трехсторонние отношения: работники – работодатели – орган государственной власти или орган местного самоуправления – трипартизм.
Стороны социального партнерства. Ими являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном законом порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.
В соответствии с ТК РФ (ст. 29) представителями работников являются:профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.
Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией (ст. 30 ТК РФ).
Представителями работодателя являются руководитель организации, работодатель – индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с ТК РФ и иными нормативными правовыми актами РФ, законодательством субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами. При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей (ст. 33 ТК РФ).
Объединение работодателей – это некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Особенности правового положения объединения работодателей установлены федеральным законом «Об объединениях работодателей».
10.Система формы социального партнерства
Система социального партнерства и его формы.
Система социального партнерства включает сотрудничество на федеральном, региональном, отраслевом, территориальном уровнях и уровне организации (ст. 26 ТК).
Каждому уровню соответствует установленная законом задача по регулированию трудовых отношений.
Согласно сложившейся традиции уровни выделяются по территориально-отраслевому признаку.
На федеральном уровне могут заключаться: генеральное и отраслевые (межотраслевые) соглашения.
На региональном уровне (субъект РФ) заключаются региональное и отраслевые (межотраслевые) соглашения.
На территориальном уровне (муниципальное образование) заключается территориальное соглашение.
На уровне организации заключается коллективный договор.
Следует отметить, что перечисление названных уровней в ТК не означает обязанности сторон взаимодействовать на всех этих уровнях. Они свободны в избрании как форм социального партнерства, так и уровней их осуществления.
Помимо заключения коллективных договоров и соглашений на каждом уровне может осуществляться сотрудничество в иных формах. Например, консультации и обмен информацией могут проводиться на всех уровнях, создание трехсторонних органов социального партнерства возможно на всех уровнях, кроме организации.
studfiles.net
23. Участники, стороны и органы социального партнерства.
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
Представители работников
Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и об изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.
Представители интересов работников, не являющихся членами профсоюза
Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.
Иные представители работников
При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю.
Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий.
Представители работодателей
Представителями работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с настоящим Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.
При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.
Объединение работодателей — некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются федеральным законом.
Иные представители работодателей
Представлять работодателей — государственные и муниципальные предприятия, а также организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, могут органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на представительство законодательством или работодателями.
ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективного договора, соглашений, их заключения, а также для организации контроля за выполнением коллективного договора и соглашений на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.
На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.
В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.
На отраслевом уровне могут образовываться комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения. Отраслевые комиссии могут образовываться как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации.
Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из бюджетов всех уровней, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.
На уровне организации образовывается комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.
Понятие коллективного договора и соглашений. Виды соглашений.
Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.
Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.
Для проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации работодатель наделяет необходимыми полномочиями руководителя этого подразделения или иное лицо.
Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.
Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.
Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.
Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.
Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.
Иные соглашения — соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение.
В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:
оплата труда;
условия и охрана труда;
режимы труда и отдыха;
развитие социального партнерства;
иные вопросы, определенные сторонами.
studfiles.net
15. Стороны социального партнерства и их представители.
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
ОГВ и ОМС являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством. Например, статья 34 ТК РФ соответствующие органы представителей власти в социальном партнерстве могут представлять интерес работодателя-учреждения финансируемого из соответствующего бюджета (в данном случае орган будет являться представителем стороны социального партнерства).
По общему правилу сторонами СП являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
Представителями работника могут быть 2 категории субъектов трудового права:
— профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации предусмотренные уставами общероссийских и межрегиональных профсоюзов.
В статье 30 КРФ посвященной праву на объединения профсоюзы стояли отдельно, они признаны выполнять роль особых регуляторов и являются неизменным элементом гражданского общества.
— Иные избираемые представители работников.
В случае, когда работники данного работодателя не объединены в какие либо первичные профсоюзы или ни одна из имеющихся профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в установленном порядке представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции работников) из числа работников может быть избран иной представитель (представительный орган) тайным голосованием. Наличие такого представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзными организациями своих функций.
Иными представителями работников могут быть:
• Представительные органы (Совет трудового коллектива, совет персонала)
• Конкретные выборные представители коллектива работников
Иных представителей работников необходимо приравнивать в правах с представительным органом.
ППО или иной представитель работников представляет интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора при осуществлении контроля за его выполнением, при участии в управлении организацией и рассмотрении трудовых споров (ТС). Иные избираемые представители могут действовать только на локальном уровне.
Представители работодателей
Дополнительно к разделу 2 ТК необходимо обращаться к ФЗ от 27 ноября 2002 года об объединениях работодателей.
На локальном уровне интересы работодателя при проведении коллективных переговоров и заключении коллективного договора, а также при рассмотрении коллективных трудовых споров представляют:
— Руководители организации
— Работодатель — индивидуальный предприниматель (лично)
— Уполномоченные ими лица в соответствии с НПА, учредительными документами юридического лица или локальными нормативными актами
Начиная с территориального уровня и заканчивая федеральным уровнем социального партнерства интересы работодателя представляют соответствующие объединения работодателей.
Объединения работодателей – это некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов о взаимоотношениях с профессиональными союзами, органами государственной власти и местного самоуправления.
В отдельных случаях иными представителями работодателей – государственных или муниципальных учреждений могут быть соответствующие федеральные органы исполнительной власти. Региональные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (пример статья 34 ТК ФР). Причина: данные организации финансируются за счет средств бюджетов поэтому ОГВ и местного самоуправления должны иметь возможность влиять на процесс социального партнерства в части принятия и исполнения обязательств влекущих бюджетные расходы.
studfiles.net
§ 5. Представители сторон социального партнерства
и их правовой статус
Право на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений осуществляется сторонами социального партнерства через своих представителей, правовой статус которых закреплен в главе 4 (ст. 29-32) ТК РФ.
1. Представители работников и их правовой статус
(ст. 29-32ТК РФ)
Согласно ст. 29ТК РФ представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.
Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.
В соответствии с ч. 1 ст. 29ТК РФ четко определены два возможных вида представителей интересов работников — это:
а) профсоюзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов;
или
б) иные представители, избираемые работниками на общем собрании (конференции) в случаях, предусмотренных ТКРФ.
Как правило, реализация права работников на представительство своих интересов в социальном партнерстве осуществляется профессиональными союзами и их объединениями.
Важно обратить внимание на различие представителей интересов работников, указанных в ч. 2и3 ст. 29ТК РФ, в зависимости от формы и уровня и социального партнерства. Так, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективных договоров и других формах социального партнерства, указанных вч. 2 ст. 29ТК РФ, интересы работников во взаимоотношениях с работниками на локальном уровне представляет первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
В случаях проведения коллективных переговоров, заключения или изменения соглашений и других формах социального партнерства, указанных в ч. 3 ст. 29ТК РФ, интересы работников представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов <1>. Известно, что в числе работников имеются нередко и такие, которые по тем или иным причинам не являются членами созданной у данного работодателя первичной профсоюзной организации. Интересы таких работников также могут быть представлены в различных формах социального партнерства на условиях, предусмотренных вст. 30ТК РФ (в новой редакции).
———————————
<1> Подробнее об этом см. в главе 9данного пособия.
В ходе ее анализа важно обратить внимание на то, что первичные профсоюзные организации и их органы во всех формах социального партнерства (ст. 27ТК РФ) на локальном уровне представляют интересы работников данного работодателя, которые являются членами соответствующего профсоюза.
Но в ТКРФ определены также случаи и порядок, когда первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах.
Так, согласно ч. 2 ст. 30ТК РФ работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией. Например, по организации труда и управлению трудом, участию работников и профессиональных союзов в установлении и применении трудового законодательства в случаях, установленных трудовым законодательством (ч. 2 ст. 1ТК РФ). Такие отношения именуются в науке трудового права коллективными трудовыми отношениями.
При отсутствии у данного работодателя объединений работников в какие-либо первичные профсоюзные организации, а также если ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников и не уполномочена в законом установленном порядке представлять на локальном уровне интересы всех работников в социальном партнерстве, то в таких случаях для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).
Таким образом, наряду с первичной профсоюзной организацией (при указанных выше условиях) по существу может избираться иной представитель интересов работников. При этом, как особо обращается внимание в ч. 2 ст. 31ТК РФ «наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий».
В этой статье ТКРФ отражены важнейшие положения Конвенции 1971 г. N 135 «О защите прав представителей трудящихся на предприятиях и предоставляемых им возможностях» и Рекомендации 1971 г. N 143 с аналогичным названием. Они ориентируют на установление цивилизованных взаимоотношений иных представителей работников и профсоюзных организаций, одновременно осуществляющих свою деятельность. В соответствии со ст. 5 Конвенции N 135, когда на одном и том же предприятии существуют как профсоюзы, так и выборные представители работников, должны приниматься соответствующие меры, чтобы выборные представители не использовались для подрыва позиций заинтересованных профсоюзов. Важно поощрять их сотрудничество по всем общим вопросам, в соответствующем решении которых заинтересованы и выборные представители, и профсоюзы (и их представители).
ТКРФ обязывает работодателя «создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников». Имеются в виду не только представители в лице профсоюза, но и иные представители работников. В общей форме на эти обязанности по созданию условий, обеспечивающих деятельность представителей работников в соответствии с трудовым законодательством, указывается вст. 32ТК РФ. Однако они существенно конкретизированы вст. 377ТК РФ (в нов. ред.) применительно к условиям деятельности первичной профсоюзной организации.
studfiles.net
Кто является сторонами социального партнерства
Стороны партнерского диалога
Кто участвует в системе социального партнерства? Исчерпывающий ответ на этот вопрос дается в ст. 25 ТК РФ. В ней указывается, что в этой роли выступают работники и фирмы-наниматели. Структуры общероссийской или муниципальной власти признаются самостоятельным субъектом трудовых правоотношений, когда являются работодателями.
Задача участников правоотношений – прийти к консенсусу, который будет соответствовать интересам обеих сторон. Поиск общего знаменателя возможен посредством цивилизованного диалога, достигнутый компромисс закрепляется в коллективных договорах и внутренних документах компаний.
В реалиях экономической жизни персонал и фирмы-наниматели лоббируют свои интересы не лично, а через своих законных представителей. Это профсоюзы и объединения работодателей, создаваемые в соответствии с нормами законодательства. Подобные структуры не считаются самостоятельной стороной партнерства, потому что их цель – транслировать интересы своих создателей и избирателей.
Социальное партнерство
Профсоюзы как участники правоотношений
В роли транслятора позиции сотрудников как стороны социального партнерства выступают профсоюзные организации. Их создание соответствует тексту Конституции РФ, где говорится, что работники вправе объединяться для защиты собственных интересов.
Профсоюзами называются добровольные объединения лиц, имеющих сходные профессиональные интересы, для отстаивания собственных трудовых прав. Согласно положениям ФЗ-10, эти организации наделены широким перечнем прав, а именно:
- ведение коллективных переговоров и заключение соглашений с работодателями;
- контроль выполнения достигнутых договоренностей;
- решение возникающих трудовых споров;
- контроль соблюдения работодателем законодательства о труде;
- защита интересов персонала в уполномоченных органах (например, инспекции по труду).
Объем правомочий профсоюзов зависит от уровня, на котором они действуют. Так, общероссийские структуры участвуют в законотворческой деятельности. Проекты нормативных актов высылаются им на проверку, а полученные комментарии учитываются при дальнейшем согласовании. Объединения работников могут вносить собственные предложения по совершенствованию трудовых правоотношений в РФ.
Профессиональные союзы, действующие в масштабе предприятия, правомочны получать информацию о решениях руководства, меняющих условия труда специалистов. Например, согласно ст. 12 ФЗ №10, их обязаны уведомлять о предстоящей ликвидации предприятия или сокращении штата за три месяца до этого события. Увольнение сотрудника по желанию руководства возможно только после согласования с профсоюзом.
В ТК РФ (ст. 31) говорится, что участниками социального партнерства являются не только профсоюзы, но и другие представители персонала. Подобные структуры избираются по желанию коллектива путем голосования. В их функции входит защита интересов сотрудников, лоббирование их позиции во взаимоотношениях с администрацией нанимателя.
Другие структуры-представители назначаются методом голосования по инициативе наемных специалистов. Потребность в них возникает, если в компании отсутствует профсоюз, правомочный говорить и вносить предложения администрации от лица всего коллектива.
Кто представляет интересы организаций-нанимателей?
В ТК РФ четко прописано, что фирма-работодатель выступает стороной социального партнерства. У нее есть собственная позиция по возникающим вопросам, которую она транслирует и защищает через представителей. К числу последних относятся:
- руководство или иные должностные лица, уполномоченные внутренней документацией фирмы;
- объединения нанимателей – некоммерческие структуры, аналогичные профсоюзам, но защищающие интересы противоположной стороны правоотношений.
Когда стороны социального партнерства в сфере труда сходятся в диалоге, объединениям работодателей отводятся следующие функции (согласно 156-ФЗ):
- формулировать собственное мнение по возникающим вопросам;
- защищать его в диалоге с наемными специалистами и властными структурами;
- участвовать во взаимных консультациях с профсоюзами и органами власти;
- участвовать в законотворческой деятельности, вносить предложения по реализации госпрограмм.
Объединения работодателей формируются по региональному и отраслевому принципу. На самом верху иерархии находится Общероссийское объединение.
Применительно к фирмам-нанимателям в действующем законодательстве используется еще один термин – «прочие представители». Он используется в ситуациях, когда в роли работодателей выступают казенные и бюджетные формирования. Их позицию транслируют и защищают исполнительные органы соответствующего уровня.
Государство: участник или внешний наблюдатель?
Понятие стороны и значение социального партнерства не предполагает непосредственного участия государства в диалоге, который ведут заинтересованные субъекты. Властные структуры призваны:
- создать законодательную базу для соцпартнерства;
- обеспечить минимальные права и гарантии для работников;
- создать систему страхования специалистов.
Государство выступает не как сторона диалога, а как внешний координатор, который способствует формированию независимых органов партнерства, защищает интересы общества в целом, учитывает интересы сотрудников и нанимателей и разработке государственной политики.
Сколько сторон могут участвовать в социальном партнерстве? Это зависит от особенностей ситуации и уровня ведения диалога. Внутренние споры на предприятии решаются путем диалога представителей администрации и персонала. Для обсуждения проблем федерального уровня привлекается третий независимый субъект – комиссия по социально-трудовым вопросам.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
raszp.ru
Работники как сторона социального партнерства. — КиберПедия
Социальное партнерство в сфере труда – система взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. Согласно ст. 24 главы 3 ТК РФ сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
Работники и работодатели — стороны социального партнерства, действующие через своих полномочных представителей, уполномоченных в установленном порядке (см. ст. 25 ТК РФ), являющихся участниками отношений социального партнерства. Они действуют от имени и в интересах представляемой стороны. Поскольку, представитель действует от имени представляемого и в его интересах, он самостоятельной стороной социального партнерства не является.
Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.( 29 ст)
Если же работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган). Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией.Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий.
Представление интересов работников первичными профсоюзными организациями и их органами осуществляется, как правило, в отношении работников, являющихся членами соответствующих профсоюзов, с другой стороны, отсутствие такого членства не может являться препятствием в реализации работников своих трудовых прав и свобод. Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией.
8. Правовое положение профессиональных союзов и органов общественной самодеятельности в отношениях социального партнерства.
Социальное партнерство в сфере труда – система взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. Согласно ст. 24 главы 3 ТК РФ сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Согласно статье 29 ТКРФ представителями работников в СП являются профсоюзы и их объединения, они представляют интересы работников при проведении, заключении, изменении и осуществлении контроля за исполнением коллективных договоров, формировании комиссий по регулировании социально-трудовых отношений. Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией. Статья 11ТКРФ. Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников:
1. Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов — указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах. Проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций). Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов.Профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.
2. Профсоюзы защищают право своих членов свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом МРОТ.
3. Системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда устанавливаются работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями) по согласованию с соответствующими профсоюзными органами.
4. Профсоюзы вправе участвовать в рассмотрении органами государственной власти и др органами своих предложений.
5. Профсоюзные представители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов, для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав. Работодатели, работники и их представители должны совместно вырабатывать меры защиты персональных данных работников, комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда (ст. 218 ТК РФ) и др.
cyberpedia.su