Стороны и органы социального партнерства – 25. /

Содержание

Стороны и органы социального партнерства — КиберПедия

Сторонами социального партнерства являются работники и работода-тели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Представителями работников в социальном партнерстве являются: про-фессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотрен-ных ТК РФ.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, зак-

лючении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками. При этом первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответст-вующих профсоюзов, а в случаях и порядке, которые установлены ТК РФ – интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.

Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных первичной профсоюзной организацией.

В случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работ-

ников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном ТК РФ, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления названных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (или представительный орган).

В свою очередь, интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель – индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица.



При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.

Представителями работодателей — организаций, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменении соглашений, осуществлении контроля за выполнением соглашений, формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

В свою очередь, органами социального партнерства признаются те, которые обеспечивают:

— регулирование социально-трудовых отношений;

— ведение коллективных переговоров;

— подготовку проектов коллективного договора, соглашений, их заключения;

— организуют контроль за выполнением коллективного договора и соглашений.



Такими органами являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Они могут создаваться на всех уровнях на равноправной основе из равного числа представителей сторон.

Комиссии могут быть двух- и трехсторонними. Двусторонние комиссии создаются на уровне организации для ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективного договора, их заключения, а также для организации контроля за выполнением коллективного договора. Трехсторонние комиссии создаются для ведения коллективных переговоров и подготовки проектов соглашений, их заключения, а также для организации контроля за выполнением соглашений сторонами.

Комиссии могут осуществлять свою деятельность на постоянной или временной основе. На постоянной основе действуют трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений РФ и ее субъектов. Комиссии, действующие на иных уровнях, образуются, как правило, на период ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора, соглашения.

На федеральном уровне образована постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее – Комиссия). Сторонами в Комиссии выступают общероссийские объединения работодателей, профессиональных союзов и Правительство РФ. В состав Комиссии входит по одному представителю от каждого общероссийского объединения профсоюзов, общероссийского объединения работодателей, которые зарегистрированы в установленном порядке, а также представители Правительства РФ. Число членов комиссии от каждой из сторон не может превышать 30 чел.

Председателем на заседаниях Комиссии является ее координатор, который назначается Президентом РФ. Он не является членом Комиссии. В его задачи входит утверждение рабочих групп, подписание регламента комиссии, планов работы и решений, руководство секретариатом.

Материально-техническое и организационное обеспечение деятельности комиссии осуществляется Правительством РФ. Непосредственно организационным обеспечением занимается секретариат комиссии, работники которого назначаются руководителем аппарата Правительства РФ и входят в состав секретариата заместителя председателя Правительства РФ (координатора Комиссии).

Основная цель Комиссии – согласование социально-экономических интересов Правительства РФ, общероссийских объединений профсоюзов и работодателей. Комиссия призвана оказывать влияние на обеспечение социальной стабильности.

Важнейшими задачами Комиссии являются:

— ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения;

— содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на федеральном уровне;

— проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения;

— согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики;

— рассмотрение по инициативе сторон вопросов, возникших в ходе выполнения генерального соглашения;

— распространение опыта социального партнерства, информирование отраслевых, региональных и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений о деятельности комиссии;

— изучение международного опыта, участие в мероприятиях, проводимых зарубежными организациями в области социально-трудовых отношений и социального партнерства.

Решение Комиссии считается принятым, если за него проголосовали все три стороны. Порядок принятия решения каждой стороной определяется регламентом Комиссии.

На региональном уровне в соответствии с законами субъектов РФ формируются постоянно действующие трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Они созданы в большинстве субъектов РФ. В ряде субъектов введены в практику работы выездные заседания трехсторонних комиссий в муниципальных образованиях. Эти заседания позволяют решать социально значимые вопросы муниципальных образований, изыскивать возможности оказания адресной помощи в проведении ремонта школ, проведении культурно-массовой работы, трудоустройства несовершеннолетних в период каникул.

Следующим звеном в системе социального партнерства являются территориальные трехсторонние комиссии, создаваемые в муниципальном образовании.

На отраслевом (межотраслевом) уровне могут создаваться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Комиссии, создаваемые на локальном уровне, включают в себя представителей двух сторон социального партнерства. Они образуются для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.

ТК РФ предусматривает участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для участия соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в разработке и обсуждении проектов нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития в сфере труда.

 

cyberpedia.su

§ 6. Органы социального партнерства

Как уже отмечалось выше, ТК РФ (ст. 26)предусматривает многоуровневое обеспечение социального партнерства в области договорного регулирования социально-трудовых отношений, начиная с федерального уровня и завершая переговорами на локальном уровне. Всю большую и сложную работу по обеспечению регулирования социально-трудовых отношений на основе договорных взаимоотношений работников и работодателей, содержание которых определяется установленными принципами социального партнерства (ст. 24ТК РФ), обеспечивается комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, указанными вст. 35ТК РФ. Они образуются по решению сторон на равноправной основе из наделенных необходимыми полномочиями представителей работников и работодателей и осуществляют свои функции на всех уровнях социального партнерства. Их деятельность направлена прежде всего на реализацию таких важнейших мероприятий, как ведение коллективных переговоров и подготовка проектов коллективных договоров, соглашений, заключение коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением.

В частях 2-7 ст. 35ТК РФ перечислены виды комиссий, выступающие как соответствующие органы социального партнерства, указываются правовые основы деятельности каждой из них, возможная структура (трех- и двусторонние), сроки их действия (постоянные или создаваемые по мере необходимости).

Среди этих комиссий очень важное место занимает Российская трехсторонняя постоянно действующая комиссия (РТК), осуществляющая свою деятельность на основе Федерального законаот 1 мая 1999 г. N 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (с последующими дополнениями). В ее состав входят представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ. Она участвует в многообразной деятельности по реализации различных форм социального партнерства, при этом не только в процессе ведения коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения на федеральном уровне, но и в проведении консультаций по вопросам, связанным с разработкой федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по важнейшим проблемам регулирования социально-трудовых отношений, обеспечивая тем самым согласование интересов сторон по основным направлениям социальной политики Российского государства. Очень важным в современный период является внимательное ознакомление с подписанными членами Российской трехсторонней комиссии 29 апреля 2009 г.Рекомендациямипо взаимодействию социальных партнеров в организации в условиях экономического кризиса (Бюллетень трудового и социального законодательства. 2009. N 5).

Особо следует обратить внимание на образование и возрастающее значение комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, которые могут образовываться на отраслевом (межотраслевом) уровне. Согласно ст. 35ТК РФ эти комиссии могут образовываться как на федеральном уровне, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства. И наконец, впоследней (седьмой части) ст. 35ТК РФ предусмотрено образование на локальном уровне комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и для его заключения. Такие комиссии должны создаваться во всех случаях, когда во взаимоотношениях между работниками и работодателями на локальном уровне возникает необходимость в урегулировании соответствующих вопросов.

Таким образом, созданная многоуровневая организационно-правовая структура органов социального партнерства обеспечивает единообразие в переходе к установлению правовых основ деятельности органов социального партнерства и обеспечению необходимой субординации их деятельности в многоуровневой структуре органов, участвующих в регулировании социально-трудовых отношений.

Особо следует отметить повышение роли федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в обеспечении условий для участия комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, создаваемых на всех уровнях социального партнерства, в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, в порядке, предусмотренном в новой ст. 35.1ТК РФ. В ней подчеркивается, что решения соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений или мнения их сторон по направленным к ним проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты. Предусмотренные вст. 35.1ТК РФ меры обеспечивают существенное повышение роли указанных органов в обеспечении согласования интересов работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений и тем самым оказывают значительное влияние на формирование и реализацию государственной политики в сфере труда.

studfiles.net

Стороны, органы и иные участники социального партнерства. Ответственность сторон социального партнерства.

Субъектами социального партнерства в сфере труда выступают:

1) работники;2) работодатели;3) представители работников;4) представители работодателей;5) органы государственной власти;6) органы местного самоуправления.

Правовое положение каждого из них отличается принадлежащими им в сфере социального партнерства правами и лежащими на них обязанностями.

Работники и работодатели — стороны социального партнерства, действующие через своих полномочных представителей (см. ст. 25 ТК РФ), являющихся участниками отношений социального партнерства. Они действуют от имени и в интересах представляемой стороны. Также участниками отношений по социальному партнерству выступают органы государственной власти (точнее — исполнительной власти) и органы местного самоуправления (также исполнительные).

Органы исполнительной власти представляют государство в отношениях социального партнерства. В этом своем качестве они выполняют определенную задачу: отстаивают интересы государства, общества, субъекта РФ при решении вопросов, связанных с регулированием на социально-партнерской основе трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства лишь в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями (при заключении соглашений), а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (см. ч. 2 ст. 23 ТК РФ).

Однако, поскольку представитель действует от имени представляемого и в его интересах, он самостоятельной стороной социального партнерства, по сути, не является. Статья 25 ТК РФ к сторонам социального партнерства относит только работников и работодателей. Государство в лице правотворческих органов определяет правовое положение сторон и участников отношений социального партнерства, порядок реализации их прав и осуществления обязанностей, т. е. регулирует нормами права эти отношения.

Государство оставляет за собой решение вопросов, наиболее значимых для работников и работодателей — установление минимальных социально-трудовых гарантий, предоставляя все больший простор для регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений на основе социального партнерства. В связи с этим существенно повышается роль установления условий труда на основе договоренностей между работниками и работодателями, обеспечения согласования их интересов в сфере труда.

Ответственность сторон социального партнерства

Ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах, непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров, и осуществление контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, вступившим в действие с 1 июля 2002 г.

Статья 5.28 КоАП предусматривает за уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки — влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда.

Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществление контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, согласно ст. 5.29 влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труд а.

Статья 5.30 КоАП предусматривает ответственность за необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения, такая ответственность также предусмотрена лишь для работодателя или лица, его представляющего. Размер административного штрафа составляет от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда.

Ответственность за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения. Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению — влечет наложение административного штрафа в размере от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.31).

Согласно ст. 5.32 уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференций) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции), — влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда.

Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, — влечет наложение административного штрафа в размере от 20 до 40 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.33 КоАП).

 

23. Понятие, виды, содержание и структура коллективного договора. Действие коллективного договора и контроль за его выполнением.

Коллективные договоры: понятие, содержание, действие. Коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками с работодателем в лице их представителей (ст.40 ТК). Это всегда двусторонние акты. Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях. Содержание коллективного договора. Являются условия, определяющие права и обязанности сторон и ответ-ть за их нарушение. По их характеру все условия могут быть разделены на три вида: 1. нормативные, закрепляющие локальные нормы труд.права о различных льготах, преимуществах, предоставляемых отдельным категориям работников за счет средств данной организации (доп. отпуска, вых.дни, различные доплаты и др.). Они действуют весь срок действия кол-го договора; 2. обязательственные, закрепляющие конкретные обязательства администрации (работодателя) по улучшению условий труда и быта работников, которые действуют до их выполнения и погашаются обычно раньше срока окончания кол-го договора; 3. организационные – о сроках действия кол-го договора, о проверке его выполнения и отчетах сторон об этом, о порядке его изменения и пересмотра и т.п. Условия договора, ухудшающие против законодательства условия труда, считаются недейств-ми. По структуре кол-ые дог. могут содержать от 2 до 8 и более разделов (как договорятся стороны). Частью дог. являются приложения к нему, конкретизирующие по цехам, подразделениям меры по улучшению условий и охраны труда, а также различные положения по премиальным системам оплаты труда, премиям по итогам работы за год и т.д. Действие коллективного договора распространяется на всех работников данной организации, ее филиала или иного обособленного подразделения. Срок действия 3 года.

Содержание и структура коллективного договора. Содержанием коллективного договора являются согласованные сторонами условия, которые призваны урегулировать социально-трудовые отношения в данной организации. Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

• формы, системы и размеры оплаты труда;

• выплата пособий, компенсаций;

• механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором; • занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

• рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления продолжительности отпусков; • улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи; • соблюдение интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья; • экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве; • гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

• оздоровление и отдых работников и членов их семей; • контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников; • отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора; • другие вопросы, определенные сторонами (ст. 41ТК РФ).

Статья 43. Действие коллективного договора

Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором.

Стороны имеют право продлевать действие коллективного договора на срок не более трех лет.

Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, индивидуального предпринимателя, а действие коллективного договора, заключенного в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, — на всех работников соответствующего подразделения.

Коллективный договор сохраняет свое действие в случаях изменения наименования организации, реорганизации организации в форме преобразования, а также расторжения трудового договора с руководителем организации.

При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности.

При реорганизации организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.

При реорганизации или смене формы собственности организации любая из сторон имеет право направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех лет.

При ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации.

Статья 51. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения

Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду.

При проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.

 




infopedia.su

Стороны социального партнерства. Представители работников и работодателей в социальном партнерстве. Органы социального партнерства.

Поделись с друзьями

Стороны социального партнерства следует отличать от сторон трудовых отношений. В первом случае такими сторонами являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей, во втором — индивидуальный работник и индивидуальный работодатель.

Особенности органов власти (государственной и местного самоуправления), проявляется в том, что указанные субъекты не всегда могут выступать сторонами социального партнерства, а только в следующих случаях:

1) когда они являются работодателями;

2) когда они уполномочены работодателями, быть их представителями;

3) в случае, когда соответствующее объединение работодателей, относящихся к бюджетной сфере, не создано;

В других случаях участие органов власти в социальном партнерстве должно быть предусмотренных трудовым законодательством. Так, например, если соглашение предусматривает полное или частичное финансирование из бюджетов различных уровней, то в этом случае участие соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления является обязательным.

Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель — индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей. Объединение работодателей — некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются федеральным законом.

Органы.

Есть потребность в формировании специальных органов, способных обеспечить достаточное регулирование социально-трудовых отношений. Такими органами выступают комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, создаваемые на равноправной основе по решению сторон социального партнерства и наделенные ими необходимыми полномочиями.

 Основными задачами указанных органов являются:

 1) обеспечение регулирования социально-трудовых отношений;

 2) ведение коллективных переговоров и подготовка проектов коллективных договоров, соглашений, заключение коллективных договоров, соглашений;

 3) организация контроля за их выполнением на всех уровнях.

Федеральный уровень предусматривает образование постоянно действующей Российской трехсторонней комиссии (далее — Комиссия) по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с Законом о трехсторонней комиссии. Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ.

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

Отраслевой (межотраслевой) уровень, предусматривает образование отраслевых (межотраслевых) комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. Такие комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства, объединенных принадлежностью, к какой либо отрасли (отраслям) экономики.

 На локальном уровне формируются комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора, ограниченные деятельностью организации — юридического лица или работодателя — индивидуального предпринимателя. Состав таких комиссий, их полномочий утверждаются локальными нормативными актами работодателя в порядке, предусмотренном ст. 8 ТК РФ.

+ координационные комитеты содействия занятости населению

+ Комитеты и комиссии по охране труда

students-library.com

Стороны социального партнерства, их представители. Органы социального партнерства

Поделись с друзьями

Стороны социального партнерства. Ими являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном законом порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.
   В соответствии с ТК РФ (ст. 29) представителями работников являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.
   Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией (ст. 30 ТК РФ).

Представителями работодателя являются руководитель организации, работодатель — индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с ТК РФ и иными нормативными правовыми актами РФ, законодательством субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами. При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей (ст. 33 ТК РФ).

students-library.com

Принципы социального партнерства

1. Равноправие сторон;

2. Учет и уважение интересов сторон;

3. Заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

4. Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства;

5. Соблюдение сторонами трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

6. Полномочность представителей сторон;

7. Свобода сторон в выборе вопросов для обсуждения;

8. Добровольность принятия на себя обязательств сторонами;

9. Реальность обязательств сторон;

10. Обязательность выполнения коллективных договоров и соглашений;

11. Контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений;

12. Принцип ответственности сторон за невыполнение обязательств, несоблюдение коллективных договоров и соглашений.

Система социального партнерства (уровни)

1. Федеральный уровень. На данном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в РФ.

2. Межрегиональный уровень.

3. Региональный уровень.

4. Отраслевой уровень. На данном уровне устанавливаются основы регулирования труда в отдельных отраслях.

5. Территориальный уровень (уровень МО).

6. Локальный уровень – уровень конкретной организации, в которой заключаются коллективные договоры.

Стороны и органы социального партнерства

Сторонами соц. партнерства являются работники и работодатели, в лице их представителей.

Органами социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Комиссии формируются из представителей сторон, создаются по решению сторон на равноправной основе.

Основные задачи комиссии

1) обеспечение регулирования социально-трудовых отношений;

2) ведение коллективных переговоров;

3) подготовка проектов актов соц. партнерства;

4) заключение коллективных договоров и соглашений;

5) организация контроля за соблюдением и выполнение коллективных договоров и

Формы социального партнерства

1. Коллективные переговоры по подготовке проекта коллективных договоров, соглашений и заключения коллективных договоров и соглашений.

Право проявить инициативу на проведение коллективных переговоров имеют оба представителя. Представители стороны, получившей письменное предложение о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения предложения, направив инициатору ответ с указанием представителем представителей от своей стороны для включения их в соответствующую комиссию. День начала коллективных переговоров – это день, следующий за днем получения инициатором ответа. Порядок проведения приговоров, сроки, место определяются сторонами. Содержание вопросов коллективных переговоров стороны также выбирают сами. Если в ходе коллективных переговоров стороны не примут согласованное решение по всем или по отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий.

Особенности заключения коллективных договоров и соглашений

Коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работникам и работодателями в лице их представителей.

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, а также в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

Порядок разработки коллективного договора, порядок заключения, содержание, структура определяются сторонами.

В содержание коллективного договора могут быть включены следующие положения:

— о формах и системе оплаты труда,

— о выплате пособий и компенсации

— о занятости, переобучении, повышении квалификации

— о рабочем времени, времени отдых

— о продолжительности отпусков

— вопросы улучшения охраны труда женщин и отдельных категорий работников (в том числе несовершеннолетних)

— охрана здоровья работников на производстве, а также общее оздоровление работников и членов их семей

— частичная или полная оплата питания работников

— контроль за выполнение коллективного договора, порядок внесения изменений, дополнений в коллективный договор, порядок информирования работников о выполнении договора.

— возможность отказа работников от участия в забастовках.

Срок проведения коллективных переговоров по заключению коллективного договора составляет максимум 3 месяца. В случае если стороны в течение 3 месяцев не достигли согласия по отдельным положениям, то они заключают коллективный договор на согласованных условиях, а по остальным подписывают протокол разногласий. Данный протокол разногласий будет являться началом коллективного трудового спора, либо стороны вправе перейти вновь к коллективным переговорам.

Максимальный срок действия коллективного договора – 3 года, стороны вправе продлить действие договора несколько раз сроком до 3 лет.

2. Соглашение – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования, связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом), территориальном уровнях.

studfiles.net

Вопрос 10. Понятие, формы и органы социального партнерства

Вопрос 10. Понятие, формы и органы социального партнерства

Социальное партнерство — это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК).
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25 ТК).
Основное предназначение социального партнерства — предупреждать возникновение конфликтов между работниками и работодателями в сфере трудовых отношений, добиваться согласования интересов работников, работодателей, государства.
Формами социального партнерства являются:
— коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров и соглашений;
— взаимные консультации (переговоры) по вопросам установления трудовых и иных связанных с ними отношений, обеспечение гарантий трудовых прав работников и совершенствование трудового законодательства;
— участие работников и их представителей в управлении организацией;
— участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
Органами социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которые создаются на всех уровнях (федеральном, региональном, территориальном, отраслевом) на равноправной основе из представителей сторон социального партнерства.
На федеральном уровне создана постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, членами которой являются представители общероссийского объединения профсоюзов, общероссийского объединения работодателей и Правительства РФ. Деятельность ее регулируется Законом РФ от 1 мая 1999 г.
На уровне субъектов РФ могут создаваться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, действующие в соответствии с законодательством субъектов РФ.
Деятельность территориальных комиссий (городских, районных) осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ и положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.
Отраслевые комиссии могут создаваться на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ для подготовки отраслевых соглашений и их заключения.

Социальное партнерство — это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК).
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25 ТК).
Основное предназначение социального партнерства — предупреждать возникновение конфликтов между работниками и работодателями в сфере трудовых отношений, добиваться согласования интересов работников, работодателей, государства.
Формами социального партнерства являются:
— коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров и соглашений;
— взаимные консультации (переговоры) по вопросам установления трудовых и иных связанных с ними отношений, обеспечение гарантий трудовых прав работников и совершенствование трудового законодательства;
— участие работников и их представителей в управлении организацией;
— участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
Органами социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которые создаются на всех уровнях (федеральном, региональном, территориальном, отраслевом) на равноправной основе из представителей сторон социального партнерства.
На федеральном уровне создана постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, членами которой являются представители общероссийского объединения профсоюзов, общероссийского объединения работодателей и Правительства РФ. Деятельность ее регулируется Законом РФ от 1 мая 1999 г.
На уровне субъектов РФ могут создаваться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, действующие в соответствии с законодательством субъектов РФ.
Деятельность территориальных комиссий (городских, районных) осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ и положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.
Отраслевые комиссии могут создаваться на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ для подготовки отраслевых соглашений и их заключения.

uristinfo.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *