Структура власти РФ. Структура федеральных органов власти
Государство представляет собой сложную политико-правовую структуру, которая объединяет большое количество людей. Изначально на планете не существовало держав вообще. Их предшественниками были родоплеменные общины, которые строились на патриархальной основе. По мере своего разрастания, подобного рода формации перестали должным образом справляться с процессом общественного регулирования. То есть необходимо было изобретение новой, более функциональной по своей сути организации. Таковыми стали государства.
На сегодняшний день подобных структур в мире большое количество. Все они функционируют по-разному, однако, имеют общие черты. Например, каждое государство управляется посредством власти. Данный феномен также имеет свои характерные черты и структуру. В Российской Федерации на сегодняшний день структура власти состоит из нескольких взаимосвязанных элементов, каждый из которых, несет свою информацию о государстве. Таким образом, данная проблематика имеет большое значение для деятельности Российской Федерации как государства, что обуславливает необходимость детального изучения феномена и его системы.
![](/wp-content/uploads/struktura-organov-vlasti_0.jpg)
Власть: понятие
Структура власти РФ является исходным понятием и явлением классической формы управления. Поэтому необходимо, прежде всего, проанализировать её особенности. Согласно современным научным тенденциям, власть – это совокупность способов и реальных возможностей навязывать волю с целью управления деятельностью индивидов, социальных групп, общностей и т. п. При этом данный феномен может быть основан на совершенно разных теоретических и практических началах, а также использовать методы определенного характера, например, авторитарные, демократические, насильственные, нечестные, провокационные и т. д. Специфической формой классического вида власти является государственная власть.
Власть государственного характера
Государственное управление подразумевает под собой реальную возможность влиятельной верхушки или политической элиты управлять населением отдельной страны, посредством использования рычагов юридического характера. Власть в державе всегда основывается, прежде всего, на праве, то есть действующем законодательстве, и не может выходить за его рамки или же противоречить ему. Помимо того, в настоящее время государственная власть имеет четкую структуру, существование которой обусловлено переосмыслением этой категории в период Нового времени и создания определенных принципов, на каких в большинстве государств строится вся система управления. Российская Федерация в данном случае не является исключением. Структура власти и весь государственный строй этой страны функционируют на основе определенных положений.
Принципы российской государственной власти
На сегодняшний день существует несколько основных принципов функционирования системы управления в государстве. К ним относятся следующие:
- Народовластие. Подразумевает под собой существование единого источника суверенитета государства, которым является население. Оно, в свою очередь, влияет на страну через специальные органы.
- Федерализм, подразумевает федеративное устройство территории.
- Политическое многообразие – это допустимость существования большого количества партий и движений.
Россия является светским государством, что исключает наличие официальной религии.
Принцип разделения власти
Структура власти РФ функционирует на основе принципа разделения государственного управления. Далеко не все понимают, что собой представляет указанная идея. Она была разработана Шарлем Луи де Монтескье и Джоном Локком.
![](/wp-content/uploads/struktura-organov-vlasti_1.jpg)
Согласно её положениям, структура власти в любом государстве должна содержать законодательный, исполнительный и судебный сегменты. При этом управление страной не может быть сосредоточено в руках правящей верхушки или же одного человека (монарха, вождя, тирана и т. п.). Этот принцип нашел свое применение практически во всех странах. Конечно, некоторые государства видоизменили принцип трехуровневого устройства, однако, задумка в целом осталась неизменной. На сегодняшний день немного осталось примеров единоличной власти.
Структура федеральной власти России
Сегодня в РФ разработана достаточно функциональная, а, что самое главное, эффективная система государственного управления. Её деятельность строится, во-первых, на тех принципах, которые были упомянуты ранее, а, во-вторых, на демократической направленности российской политики. Помимо этого, структура федеральной власти РФ также вобрала в себя положения принципа разделения государственного управления. В соответствии с ним существует три основных ветви, а именно: законодательная, исполнительная, судебная. На основе этого положения в России функционирует целая структура федеральных органов власти, состоящая из следующих элементов, а именно:
- Федеральное собрание.
- Правительство Российской Федерации.
- Суды России.
- Президент Российской Федерации.
Из представленных элементов, по сути, состоит система и структура органов власти в РФ. Они, в свою очередь, являются абсолютно самостоятельными и выполняют специфические функции.
Система и структура исполнительной власти
Все три представленных сегмента управления государством важны. При этом каждый из них, выполняет собственные функции. В данном случае большое значение имеет деятельность исполнительной власти. С помощью этой ветви, по сути, происходит реализация политики государства. Основой всей исполнительной ветви власти является президент и правительство Российской Федерации. Далее федеральные структуры исполнительной власти объединяются в министерства и отдельные ведомства разной целевой направленности.
![](/wp-content/uploads/struktura-organov-vlasti_2.jpg)
В число функциональных задач главы государства входит охрана суверенитета РФ, неприкасаемости её границ, независимости и т. п. Помимо этого, соответствующие нормативные акты и Конституция возлагают на президента обязанность определять направленность внешней и внутренней политической программы. Правительство Российской Федерации, в свою очередь, является координирующим органом, который возглавляет председатель. Помимо этого, правительство фактически руководит целой структурой министерств, служб федерального характера и агентств.
Законодательный сегмент
Структура федеральных органов власти содержит в себе три взаимосвязанных элемента, о чем уже было указано ранее в статье. Одним из них является законодательная власть. Данный сегмент существует для систематизации нормативной отрасли страны и разработке официальных актов. Иными словами, законодательная власть выдает законы. Её существование необходимо для того, чтобы обеспечить законность и действенность конституционных принципов государства. Таким образом, деятельность законодательной власти направлена на достижение определенных целей, исполнение которых возложено на отдельный государственный орган.
Федеральное собрание – назначение и структура
Согласно Конституции Российской Федерации, структура органов государственной власти содержит в своем составе парламент. Это выборный коллегиальный орган, функционирующий с целью обеспечения законодательного процесса. Федеральное собрание содержит в своей структуре два элемента, называемых палаты, а именно: верхнюю (Совет Федерации) и нижнюю (Государственная Дума). Свою деятельность палаты производят раздельно, однако в некоторых случаях могут проводить общие заседания, например, для заслушивания посланий Конституционного Суда или президента РФ.
Следует отметить, что Федеральное собрание – это сугубо избирательный орган.
![](/wp-content/uploads/struktura-organov-vlasti_3.jpg)
То есть его наполнение происходит за счет граждан России, которые выдвигают своих кандидатов. Однако каждая парламентская палата пополняется членами совершенно по-разному. Например, Совет Федерации формируется за счет представителей от каждого субъекта государства. Дума, в свою очередь, состоит из депутатов, которым может стать любое лицо, чей возраст составляет более 21 года.
![](/wp-content/uploads/struktura-organov-vlasti_4.jpg)
В своей деятельности Федеральное собрание издает федеральные и конституционные законы. Нормативные акты должны быть приняты обеими парламентскими палатами, после чего разрешается их фактическая выдача.
Судебная сфера России
Структура органов власти РФ не существовала бы без наличия судебной ветви. Это достаточно важный сегмент, основой которого является целая система соответствующих органов. На сегодняшний день высшими судебными органами можно назвать Верховный и Конституционный суды.
![](/wp-content/uploads/struktura-organov-vlasti_5.jpg)
Данные учреждения занимаются решением определенных дел или же споров, которые возникают в правовом поле державы. Как правило, судопроизводство проходит в уголовной, административной, гражданской, хозяйственной сферах жизнедеятельности человека. При этом Конституция закрепляет следующий принцип: лишь представленная система органов может осуществлять правосудие. Существование иных ведомств с подобной деятельностью не допускается.
![](/wp-content/uploads/struktura-organov-vlasti_6.jpg)
Государственное управление на территории субъектов федерации
Следует отметить, что структура власти имеет специфический вид, если мы говорим о субъектах федерации. Территориальные образования государства управляются посредством собственных органов. При этом разграничение власти общефедеральной и локальной происходит на уровне Конституции. Помимо этого, достаточно интересным является вопрос местного самоуправления. Согласно положениям Конституции, данная сфера регулирования не относится ни к одной ветви власти и является совершенно самостоятельным образованием. Её главной целью есть не что иное как обеспечение нормальной жизнедеятельности территориальной группы населения.
Заключение
Итак, в статье была представлена структура органов государственной власти в Российской Федерации, существующая на сегодняшний день. Стоит отметить, что её деятельность является эффективной, если учитывать особенности современного мира. Но теоретические и практические инновации в этой области необходимы, если мы хотим построить действительно демократическое государство.
fb.ru
Структура органов государственной власти в современной России
Структура государственной власти в России определяется принципом разделения власти. Так, в статье 10-й Конституции РФ записано: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». В Конституции РФ закреплено верховенство выборной законодательной власти, которая, однако, действует в рамках Конституции.
К высшим инстанциям государственной власти в России относятся:
1. Президент Российской Федерации – глава государства. Слово «президент» в переводе с латинского означает «сидящий впереди». В государствах с республиканской формой правления президент является либо главой государства и исполнительной власти, либо только государства. В России президент, согласно Конституции РФ, «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» (Ст.80). Президент как глава государства в России не входит в систему разделения властей, а возвышается над нею, осуществляя координирующие функции. Ныне действующей Конституцией РФ предусмотрена значительная концентрация власти в руках президента. Эта конституционная возможность централизации власти была затем усилена законами, например законом о порядке формировании правительства, созданием таким не зафиксированных в Конституции органов как Администрации Президента и др. Подобная концентрация власти в руках президента дает определенные основания для характеристики современного политического режима в России как авторитарного.
Президент России избирался на четыре года гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Согласно новому закону на следующих выборах в 2012 г. президент будет избираться на 6 лет. Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может быть Президентом России более двух сроков подряд.
Хотя в Конституции это не зафиксировано, но по существу Президент РФ является носителем некой верховной власти, подобно власти императора в царской России или Генерального секретаря ЦК КПСС в советский период. В России существуют устойчивые массовые представления о необходимости и благотворности верховной власти (царя, генерального секретаря или президента). Они во многом основаны на вере в то, что такая власть, возвышаясь над противоборствующими группировками своекорыстного «начальства», способна обеспечить мир и согласие в стране. Этим обусловлен и высокий рейтинг президента, при том, что деятельностью правительства недовольны более половины россиян.
Президент наряду с общим руководством государством в той или иной мере выполняет и функции трех ветвей власти: в большей мере исполнительной (осуществляет руководство правительством), законодательной (издает указы, подписывает законы принятые парламентом), в меньшей мере судебной (так он решает вопрос о помиловании преступников).
2. Федеральное собрание – парламент Российской Федерации– представительный и законодательный орган государства.Федеральное собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.Совет Федерации выражает интересы субъектов Федерации, в него входят по два представителя от каждого субъекта: по одному от представительного и исполнительного органа власти.
От Белгородской области в Совет Федерации входят Н. И. Рыжков (от исполнительной власти) и В.Н. Мошкович (от законодательной власти вместо Г.Г. Голикова, избранного депутатом Государственной Думы). Н.И. Рыжков бывший Председатель Совета министров СССР, дважды избирался депутатом в ГД РФ от Белгородского избирательного округа. В.Н. Мошкович – бывший генеральный директор групп компаний «Русагро», сделавший много полезного для Белгородской области. Председателем Совета Федерации является В.И. Матвиенко.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается населением на 5 лет. Председателем Государственной Думы является лидер партии «Единая Россия» С.Е. Нарышкин. На выборах в ГД РФ в декабре 2007 г. которые проходили о пропорциональной системе лишь 4 партии преодолели 7-процентный барьер. «Единая Россия» получила 64,3% голосов избирателей и соответственно 315 депутатских мест, КПРФ – 11,57% и 57 мест, ЛДПР – 8,14% и 40 мест, «Справедливая Россия» — 7,74% и 38 депутатских мандатов. Выборы, состоявшиеся в декабре 2011 г. существенно изменили представительство партий в нижней палате российского парламента. Так «Единая Россия» получила 49,32% голосов избирателей и соответственно 238 депутатских мест, КПРФ – 19,19% и 92 места, ЛДПР – 11,67% и 56 мест, «Справедливая Россия» — 13,24% и 64 депутатских мандата.
3. Правительство Российской Федерации – исполнительный орган государства.Оно подчиняется как президенту, так и Федеральному Собранию РФ.Председателем Правительства РФ является В.В. ПутинВ состав правительства входят, заместители председателя правительства, министры, главы самостоятельных агентств и служб. В структуру федеральных органов исполнительной власти входят 16 министерств. 11 министерств (министров) подчиняются Председателю Правительства, а 5 – непосредственно Президенту РФ. Сами министерства состоят из агентств и служб. 12 из самостоятельных служб и агентств подчиняются Председателю правительства, а 7 непосредственно Президенту РФ (например, ФСБ – федеральная служба безопасности).
4. Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд – органы судебной власти. В настоящее время стоит задача совершенствования судебной системы. Предполагается, что необходимо повысить ее открытость, что снизит ее коррупционность. На преодоление коррупции судебной системы рассчитано и повышение зарплаты судей. Несмотря на большие перемены, произошедшие в работе судебной власти, значительная часть населения не доверяет ей и не верит в справедливость правосудия.
Российскую
Федерацию можно определить как республику
смешанного типа – президентско-парламентского,
так как правительство подотчетно
одновременно и парламенту, и президенту. 6
апреля 2009 впервые состоялся, как
мероприятие прописанное поправкой в
Конституцию РФ, отчет Председателя
правительства РФ перед ГД РФ. Принятый
вариант Конституции Российской Федерации
был разработан под сильную президентскую
власть, которой ни парламент, ни
Конституционный Суд уже не могли ничем
угрожать. В реальной политической
практике РФ предстает как суперпрезидентская
республика. Однако в рамках существующей
Конституции РФ вполне возможна эволюция
российского государства в направлении
реальной президентско-парламентской
республики
Исследователи, говоря о разделении власти в России, отмечают сравнительную слабость законодательной власти, отсутствие достаточного контроля над исполнительной властью в лице президента, инертность судебной власти, особенно Конституционного суда. Достаточно остро стоит вопрос и о распределении полномочий между федеральным и региональным уровнями власти.
Разделение государственной власти на три ветви имеет место и на уровне регионов России, в том числе и в Белгородской области. Конституция не устанавливает систему органов государственной власти субъектов Федерации. Она предоставляет возможность субъектам самостоятельно определять их, требуя лишь соответствия системы региональных органов государственной власти основам конституционного строя и общим принципам организации государственной власти в стране. Это объясняет то, что структура органов государственной власти одного субъекта федерации отличается от структуры госаппарата другого.
Высшее должное лицо области – губернатор (в настоящее время Е.С. Савченко), ему принадлежит высшая исполнительная власть, одновременно он осуществляет и законодательную власть, утверждая законы, издаваемые областной думой. В других субъектах Федерации высшим должностным лицом может быть президент (в республиках), глава администрации и др.
Высшим законодательным органом Белгородской области является Белгородская областная Дума, которая состоит из 35 депутатов.
Исполнительная власть осуществляется администрацией губернатора и правительством Белгородской области, которому подотчетны ряд департаментов и управлений7. Региональный государственный аппарат работает достаточно эффективно. Так, согласно проведенным в 2006 г. научным исследованиям в рейтинге качества госуправления, на первых местах находятся Чувашия, Ростовская и Белгородская область. Москва занимает 31-место, Санкт-Петербург – 77-е8.
studfiles.net
14.Структура органов государственной власти на федеральном уровне.
Орган государственной власти – это звено государственного аппарата, участвующего в осуществлении определенных государственных функций и наделенного в этой связи властными полномочиями.
Признаки органов государственной власти: 1) создается и действует от имени государства или субъекта; 2) действует на основе законов и других правовых норм и актов; 3) выполняет свойственные только ему функции и задачи; 4) обладает собственной компетенцией; 5) характеризуется организационной обособленностью и самостоятельностью; 6) наделен властными полномочиями, т. е. его решения принимаются от имени государства, носят обязательный для всех характер. В соответствии с Конституцией Российской Федерации— России, власть представленатремя ветвями власти:
Законодательная власть
Исполнительная власть в России представлена системой федеральных органов исполнительной власти. Властные полномочия осуществляют путём принятия решений, постановлений, и других подзаконных нормативных актов. Помимо указанного в Конституции Правительства России действуют и другие федеральные органы исполнительной власти — федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства, а также их территориальные органы. Систему органов федеральной исполнительной власти, непосредственно подчиняющихся Правительству России, утверждаетПрезидент России.
Президент России является главой государства, гарантом Конституции России и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти.
Судебная власть представлена системой судов: Конституционный Суд России,Верховный Суд Россиии другие федеральные суды. Осуществляет судебную власть, в частности,правосудие.
15. Законодательный процесс, как механизм разработки и принятия государственных решений.
Законодательный процесс — представляет собой совокупность последовательно сменяющих друг друга стадий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания.
в России проходит следующие стадии:
— законодательная инициатива. Право законодательной инициативы (внесения законопроекта в Государственную Думу) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Федерации, а также Конституционному, Верховному Суду по вопросам их ведения;
— рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Проект, как правило, рассматривается трижды. В первом чтении обычно анализируются общие положения, во втором тщательно рассматриваются детали и вносятся поправки, в третьем чтении поправки уже не вносятся: законопроект просто одобряется или не одобряется в целом;
— принятие законов Государственной Думой. Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством голосов, федеральные конституционные законы (о референдуме, чрезвычайном или военном положении, принятии в состав России нового субъекта и т.д.) принимаются, если они одобрены двумя третями голосов. Принятые законы в пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации;
— одобрение законов в Совете Федерации. Федеральные законы считаются одобренными, если за них проголосовали больше половины членов Совета Федерации. Федеральные конституционные законы одобряются, если за них проголосовали больше 3/4 членов. Законы должны быть одобрены или отклонены в двухнедельный срок, если же закон даже не был рассмотрен в отведенный срок, он считается одобренным, кроме законов, например, изменение территориальных границ или введение чрезвычайного или военного положения;
— подписание законов Президентом РФ. Принятый и одобренный закон передается на подпись Президенту РФ. который должен подписать или отклонить закон (наложить вето, если за законопроект проголосовали 2/3 депутатов государственной думы и ¾ членов совета федерации президент обязан подписать законопроект) в двухнедельный срок. Отклоненный закон возвращается в Государственную Думу на повторное рассмотрение и внесение поправок.
— опубликование и вступление в силу. Подписанный Президентом РФ закон должен быть обнародован в недельный срок. Закон вступает в силу через 10 дней (если специально не указаны иные сроки) после официального опубликования полного текста закона в специальных изданиях (обычно в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации»).
Промульгация –подписание и обнародование закона.
studfiles.net
34 Структура органов государственной власти в субъектах Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией РФ установление общих принципов организации системы государственной власти субъектов РФ входит в совместное ведение Российской Федерации и субъектов РФ, а система органов государственной власти формируется субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими положениями, вводимыми федеральным законом. В отсутствие необходимых законов функционирование органов государственной власти субъектов РФ регулируется указами Президента РФ и законодательством субъектов РФ. Субъектам РФ предоставлено право самостоятельно устанавливать дату прямых выборов органов государственной власти на основе принятия собственных постановлений.
Систему органов государственной власти субъектов РФ составляют:
1. Законодательный (представительный) орган государственной власти.
2. Высший исполнительный орган государственной власти.
3. Иные органы государственной власти, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ (в частности, может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ).
Постановлением законодательного органа назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта РФ; оформляется решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых законодательный орган принимал участие. Законодательный орган осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ.
Принятые законодательным органом законы направляются высшему должностному лицу субъекта РФ для обнародования в срок, не превышающий 14 календарных дней. В случае отклонения закона он может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от установленного числа депутатов. Одобренный таким образом закон не может быть повторно отклонен высшим должностным лицом субъекта РФ и подлежит опубликованию в установленный срок.
Полномочия законодательного органа государственной власти субъекта РФ могут быть прекращены досрочно в случаях:
• принятия решения о самороспуске;
• роспуска высшим должностным лицом субъекта РФ;
• вступления в силу решения суда о неправомочности данного состава депутатов, в том числе в связи со сложением ими своих полномочий.
Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе досрочно прекратить полномочия законодательного органа в случае принятия им нормативно-правового акта, противоречащего Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта РФ, если такие противоречия установлены соответствующим судом и не устранены законодательным органом. Президент РФ вправе предупредить законодательный (представительный) орган, а при повторном нарушении внести в Государственную Думу проект закона о его роспуске и прекращении полномочий.
В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти. Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ избирается населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на срок не более 5 лет и не может избираться более двух сроков подряд. В случае признания выборов несостоявшимися, недействительными, не избрания ни одного из баллотировавшихся кандидатов повторные выборы проводятся не позднее чем через 6 месяцев.
Высшее должностное лицо субъекта РФ:
• Представляет субъект РФ в отношениях с органами власти, при внешнеэкономических связях, подписывает договоры и соглашения от имени субъекта РФ.
• Обнародует законы или отклоняет законы, принятые законодательным органом субъекта РФ.
• Формирует высший исполнительный. орган государственной власти субъекта РФ.
• Вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного органа государственной власти субъекта РФ; участвовать в его работе с правом совещательного голоса.
• Осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством России и субъекта РФ.
Высшее должностное лицо субъекта РФ издает указы (распоряжения), обязательные к исполнению в субъекте РФ.
Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ в определенных случаях прекращаются досрочно, в том числе в связи с выражением недоверия ему законодательного органа государственной власти субъекта РФ, признания судом недееспособным, утраты гражданства России и др. Законодательный орган государственной власти субъекта РФ вправе выразить недоверие высшему должностному лицу в случаях издания им актов, противоречащих законодательству России и субъекта РФ, если противоречия установлены судом и не устранены в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения, иного грубого нарушения законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, если это повлекло массовое нарушение прав и свобод граждан. Решение законодательного органа о недоверии влечет немедленную отставку высшего должностного лица и возглавляемого им высшего исполнительного органа государственной власти.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обеспечивает исполнение нормативно-правовых актов России и субъекта РФ. Наименование, структура, порядок формирования высшего исполнительного органа устанавливается конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ разрабатывает и осуществляет меры по комплексному социально-экономическому развитию субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии. Он разрабатывает проекты бюджета, программы развития субъекта РФ, обеспечивает исполнение бюджета и программ социально-экономического развития; управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ, заключает договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий; формирует иные органы исполнительной власти субъектов РФ.
Законодательный и высший исполнительный органы государственной власти субъекта РФ взаимодействуют в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития и в интересах населения. Правовые акты исполнительной власти направляются в законодательный орган, который вправе предложить внести в них изменения или дополнения или отменить их, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке. Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе обратиться в законодательный орган с предложением о внесении изменений и дополнений в постановление законодательного органа либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные постановления в судебном порядке. Законодательный орган направляет высшему должностному лицу планы законопроектных работ и проекты законов субъекта РФ. На заседаниях законодательного органа могут присутствовать с правом совещательного голоса руководители органов исполнительной власти или уполномоченные ими лица. На заседаниях органов исполнительной власти могут присутствовать депутаты или работники аппарата законодательного органа.
Законодательный орган может участвовать в формировании высшего исполнительного органа субъекта РФ, согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа. Он вправе выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти, в назначении которых принимал участие, что влечет их немедленное освобождение от должности.
Возможные споры между законодательными и высшими исполнительными органами по вопросам осуществления их полномочий разрешаются в соответствии с согласительными процедурами либо в судебном порядке.
Разграничение полномочий представительных и исполнительных органов государственной власти осуществляется на основе принимаемых в субъектах РФ законов об органах государственной власти. Границы независимости каждой ветви власти определяются в уставах, принимаемых в области, крае. В каждом субъекте РФ эти и другие вопросы полномочий решаются по-своему.
Глава администрации имеет право законодательной инициативы, подписания и опубликования законов, отлагательного вето на законы, исключительное право внесения законопроектов бюджету, планам социально-экономического развития, структуре администрации и т.д. Наделив администрацию властными рычагами, Дума оставила за собой право утверждения заместителя
Областная Дума определяет структуру управления областью, утверждает бюджет, назначение руководителей на ключевые посты. Глава администрации ежегодно представляет Думе доклад о деятельности областной администрации. Определены случаи постановки вопроса о досрочном прекращении полномочий Главой администрации: отзыв избирателями, болезнь, не позволяющая полноценно работать, выезд на жительство за пределы области, совершение преступления. Правовые акты, принятые Думой, Глава администрации может предложить Думе приостановить, отменить, изменить, а также обжаловать в судебном порядке. Дума может любому лицу администрации выразить недоверие и 2/3 голосов освободить от занимаемой должности.
Для выполнения функций исполнительной власти в администрации создаются структурные подразделения. В каждом субъекте РФ их состав определяется с учетом местных конкретных условий. Рекомендована следующая примерная структура, разработанная специально созданной для этого комиссией.
В рамках полномочий, определенных Конституцией РФ, договорами и соглашениями, субъекты РФ самостоятельны и независимы в своих действиях от органов федеральной власти.
Субъект РФ обладает территорией и своими полномочиями зависимо от его вхождения в какую-либо другую территорию России. Так, край (область) и расположенный в его границах автономный округ являются равноправными субъектами РФ, вхождение округа в состав края не меняет его правового статуса. Конституционный Суд РФ постановил, что органы власти таких субъектов РФ должны строить отношения на основе договоров и соглашений, в которых определять все направления самостоятельной и совместной деятельности края (области) и автономного округа.
studfiles.net
Структура государственной власти РФ :: BusinessMan.ru
Абсолютно все мировые державы существуют благодаря власти. Эта сила проявляется в полном контроле высших органов, верхушки или даже личности над обществом страны. Учение власти знакомо человечеству с давних времён. Благодаря власти создавались империи и рушились цивилизации, объединялись народы и вымирали общности. Сегодня этот термин приобрёл совершенно новое значение. Власть перестала быть насильственной, нечеловечной. Гражданин любой правовой державы понятие «власть» представляет как веление высших государственных органов, благодаря которым держава функционирует и представляется на мировой арене. Государственная власть имеет структуру, методы и цели функционирования. Причём в каждой стране эти факторы строятся и взаимодействуют совершенно по-разному. Мы попытаемся понять принципы государственной власти на примере Российской Федерации, потому что именно в этой стране можно увидеть грамотно построенную структуру высших органов державного функционирования. Но прежде всего нужно разобраться с историей и значением термина «власть», который формировался много веков подряд философами и юристами.
Власть, политическая власть – значение понятий
С течением времени понятие «власть» дополнялось и видоизменялось. В классическом понимании власть – это способность навязывать собственную волю посредством рычагов воздействия. Главная особенность власти в том, что субъект воздействия будет подчиняться воле вопреки своим убеждениям и сопротивлению. Греческие учёные считали, что власть является внутренним стремлением общества организовываться вокруг чего-то или кого-то. Таким образом, власть всегда будет сопутствовать человеческому развитию. Когда мир эволюционировал, и люди начали строить государства, появилась политическая власть.
По сути, это та же способность навязывать свою волю, которой владеет социальная группа, класс в определённом государстве. Воздействие нацелено на большие группы людей – общество. Чтобы как-то структурировать процесс управления, были созданы определённые механизмы, которые, по сути, являются государством.
Разделение власти
Структура государственной власти появилась вследствие теории, выдвинутой Джоном Локком. Он утверждал, что власть в государстве должна быть разделена на компоненты, которые будут независимы друг от друга.
Таким образом, появилось учение о том, что структура государственной власти состоит из трёх основных элементов: исполнительной, законодательной и судебной. Способ разделения сферы управления был впервые использован в Древней Персии. Со временем он перекочевал в политическое устройство Древнего Рима. В любом современном правовом государстве принцип деления властей не является новым. Что касается Российской Федерации, то правовой климат в этом государстве развивается в ногу со временем. Структура государственной власти РФ имеет классическое деление на три элемента, каждый из которых будет детальнее рассмотрен далее. Помимо этого, государственная власть в лице определённых органов выполняет ряд функций.
Конституция РФ детально закрепила принцип разделения властей. Согласно статье 10, государственная власть осуществляется путём деления на законодательную, исполнительную, судебную. В этой же статье указана самостоятельность структурных элементов. Отсюда следует, что государство функционирует на основе права и принципа демократического разделения власти на независимые ветви. В статье 11 Конституции Российской Федерации описываются высшие органы каждого структурного элемента власти: Правительство РФ, Федеральное Собрание, система судов РФ.
Также структура государственной власти содержит ещё один элемент – президента. Этот институт конституционного права не относится ни к одной ветви власти и создан лишь для баланса в системе высших органов. Следует заметить, что каждый из представленных элементов нужно рассматривать отдельно, так как все они имеют внутреннюю структуру и особенности.
Исполнительная власть в России
Структура органов государственной власти РФ – это общее название всех органов, каждый из которых принадлежит той или иной ветви власти. Прежде чем рассматривать исполнительные органы, нужно разобраться, что такое исполнительная власть. Отечественные теоретики права говорят, что это система специальных органов, которые реализуют нормы конституции, федеральных законов, других нормативных актов с целью поддержания правового климата в державе.
Исполнительная власть нужна для реализации и контроля права. Существует мнение, что данная ветка власти полностью зависит от законодательной и находится под её полным контролем, однако этот вопрос спорный, так как органы исполнительной власти самостоятельны во многих вопросах. Структура исполнительных органов государственной власти строится по принципу нерушимой иерархичности, что позволяет максимально оперативно производить реализацию отдельных норм права, законов, конституции, иных нормативных актов.
Структура органов исполнительной власти в России
Как уже говорилось ранее, структура государственной исполнительной власти строится по принципу иерархичности. Всего существует три ступени органов этой ветви. Деление производится в зависимости от субъекта, который координирует и регулирует их деятельность.
- Федеральные министерства и службы, координируемые президентом РФ (МВД, Министерство иностранных дел, Министерство обороны РФ, Министерство юстиции РФ, Федеральная служба охраны, Служба внешней разведки, ФСБ).
- Федеральные министерства и подведомственные им органы, координируемые Правительством Российской Федерации (Министерство здравоохранения, Министерство промышленности, Министерство спорта и т. п.).
- Агентства и службы, которые подчиняются исключительно президенту РФ (Миграционная служба, Таможенная служба, Федеральная служба по делам национальностей, Космическое агентство и др.).
Любая деятельность данных органов производится на основе конституции и федеральных законов, которые выдаются органом, представляющим законодательную власть.
Органы законодательной власти
Структура государственной власти в России включает в себя как один из обязательных элементов полномочие осуществлять исполнительную власть. Этим термином обозначается возможность управления государством в области законодательства. Другими словами, исключительным правом органов этой ветви является законотворчество. Как правило, законодательной властью наделён один из органов, который, по сути, её осуществляет, приводит механизм в действие. Также подобные органы имеют ряд функций, например: принятие государственного бюджета, формирование или контроль правительства, ратификация международных договоров, объявление, прекращение войны. В Российской Федерации ветвь законодательной власти реализуется через двухпалатный парламент, который имеет название Федеральное Собрание.
Федеральное собрание: структура
Федеральное собрание наделено правом издавать законы (законодательной властью) и также является представительным органом, так как депутаты назначаются народным голосованием. Парламент РФ состоит из двух палат – верхней и нижней. Совет Федерации состоит из 170 сенаторов, которые выбираются по двое от каждого федеративного субъекта. В этой палате осуществляется представительство от каждого региона, направление и реализация стратегических целей дальнейшего развития государства. Государственная дума является нижней палатой российского парламента. В неё может избираться каждый гражданин, достигший избирательного возраста.
Полномочия и роль в повседневной жизни государства у Думы намного выше, чем у Собрания Федерации. Именно Государственная Дума может выдвигать обвинения против президента РФ, формировать Счётную палату, выносить недоверие Правительству, объявлять амнистии и т. п.
Судебная власть
Ветвь судебной власти является наиболее самостоятельной отраслью. Судебная система не зависит ни от каких других органов власти. Согласно данному принципу построена структура федеральных органов государственной власти. Это позволяет говорить о справедливом рассмотрении дел в судебных инстанциях, потому что давления со стороны других органов не производится. Органами судебной системы или же судебной власти реализуются следующие функции:
- Применение уголовно- или административно-правовых мер к лицам, которые совершили соответствующие нарушения права.
- Разрешение споров между гражданами.
- Проверка и контроль законов на предмет соответствия с Конституцией России.
Признаки судебной власти РФ
Как мы знаем, структура органов государственной власти в России основана на демократических принципах. То же самое можно сказать и о судебной власти. Она имеет ряд характерных признаков, а именно:
- судебная власть может быть осуществлена исключительно судами;
- судебная власть ни от кого не зависит;
- для судебной власти характерно наличие единой судебной системы, которая функционирует по принципу верховенства права.
Представленные признаки имеют основополагающий характер. Они проявляются в построенной системе судебных инстанций, которые на сегодняшний день функционируют в России.
Судебная система РФ
Сам по себе термин «судебная система» означает совокупность специальных учреждений (судов), которые уполномочены осуществлять правосудие. В каждой стране система судов может быть разной, потому что везде существует основной закон, обычаи и ряд других факторов, влияющих на построение данной системы. Всего существует четыре вида судов: общей юрисдикции, военные, арбитражные и Конституционный суд.
Каждая инстанция уполномочена рассматривать только подведомственные ей дела. Отдельным видом является Конституционный суд. Он уполномочен следить и проверять нормативные акты на соответствие с Конституцией РФ, а также рассматривать конституционно-правовые деликты. Судьями, вне зависимости от инстанции, могут стать граждане, достигшие определённого возраста и имеющие высшее образование в сфере юриспруденции.
Политический режим в России
Структура высших органов государственной власти является индикатором политического режима. Принципы структурирования органов, их взаимосвязь – это все характеризует политический режим государства. Как мы знаем, с распадом СССР Российская Федерация идет по пути построения демократической страны. Отсюда следует, что структура государственной власти, и в частности органов, должна основываться на демократических началах. На сегодняшний день Россия добилась позитивных результатов, так как органы власти функционируют относительно самостоятельно с учётом взаимного регулирования. Вследствие этого царит верховенство права, в конституции закреплены и защищены права, свободы человека и гражданина. Поэтому можно с уверенностью сказать, что в России демократический режим правления.
Заключение
Итак, мы выяснили, что собой представляет структура государственной власти РФ. Этот сложный и довольно разветвлённый механизм призван регулировать и координировать общественные отношения внутри государства, основываясь в своей деятельности на конституции и федеральных законах. В заключение можно сделать вывод, что абсолютно вся структура органов государственной власти РФ создана путём имплементации демократических институтов в правовую систему страны.
businessman.ru
Структура власти в РФ :: BusinessMan.ru
В качестве единственного источника власти в России выступает ее народ. Он реализует свои права непосредственно или через выбираемых представителей. Последние формируют соответствующие органы государственной и местной власти. Порядок их образования установлен Конституцией.
Структура власти
Конституция РФ провозглашает основополагающие принципы, касающиеся различных сфер жизни страны. В частности, в Основном законе определена структура власти. В России существуют три формы ее реализации:
- Судебная.
- Законодательная.
- Исполнительная.
Все эти направления формируют единый аппарат. Однако вместе с этим каждая из данных форм имеет свои полномочия, которыми они отличаются друг от друга. В целом структура власти предполагает наличие двух систем: государственной и региональной. В стране сформированы институты, которые наделены особым статусом и не относятся ни к одной из указанных отраслей. Вместе с этим они реализуют государственные функции и выступают как часть единой системы. К таким институтам, в частности, относят Счетную палату, Прокуратуру РФ, ЦБ, ВАН, ЦИК, уполномоченного по правам человека.
Компетенция
Структура власти сформирована так, что для каждого института, действующего внутри нее, устанавливаются свои предметы ведения и пределы полномочий. Их компетенция должна быть достаточной для реализации государственных задач. Структура органов власти — это единая система, гарантирующая целостность страны. Конституция закладывает основы разделения предметов ведения между государственными и региональными институтами. Оно проводится так, чтобы сфера совместных полномочий не переходила в исключительную компетенцию РФ или субъектов.
Структура исполнительной власти
В качестве субъектов разграничения компетенции выступают ФС, глава государства, правительство, Конституционный суд, муниципальные структуры, законодательные и другие институты. С введением должности президента РСФСР правительство вошло в структуру исполнительной федеральной власти. В соответствии с действующей Конституцией этот институт самостоятельно реализует государственные функции наравне с главой страны, Федеральным собранием, судами.
Структура органов исполнительной власти обладает своей спецификой. Так, формально президент не относится ни к одной из ветвей. Однако на практике его полномочия позволяют включить его в исполнительную структуру власти. Кроме него реализацию государственных функций в этом направлении осуществляют правительство РФ, администрации субъектов. В систему входят государственные комитеты, министерства и ведомства, федеральные службы, комиссии и надзоры, прочие институты.
Структура органов исполнительной власти
Она устанавливается указами президента. Все институты разделены на органы общей и специальной компетенции. К первым, в частности, относят правительство РФ, административные аппараты регионов. Структура власти включает в себя специальные институты, которые действуют по отраслевому признаку. К ним относят Минобороны, МИД, Комитет по рыболовству и так далее. В качестве основного назначения этих структур выступает исполнение положений конституции, законов и прочих нормативных актов, решение разных оперативных вопросов и так далее. Эти институты наделены особыми полномочиями. В частности, они могут распоряжаться самостоятельно финансовыми, материальными и другими ресурсами, осуществлять управление госимуществом и пр.
Правительство
Этому органу в структуре власти принадлежит особая роль. В целом данный институт наделен законодательной инициативой. Согласно принципу разделения власти он относится к исполнительной ветви. Представитель правительства присутствует в ФС. Для организации деятельности этого института формируются советы и комиссии. Указанный исполнительный орган осуществляет руководство федеральными министерствами и прочими структурами этой ветви власти, обеспечивает контроль их деятельности. Соответственно, ведомства подчиняются правительству и несут ответственность перед ним за реализацию порученных задач.
Общие полномочия
Правительство реализует ряд государственных задач. Среди них:
- Организация внешней и внутренней политики страны.
- Регулирование социально-экономической сферы.
- Обеспечение единства исполнительной системы РФ.
- Регулирование и контроль подчиненных институтов.
- Формирование федеральных целевых программ и обеспечение их реализации.
Дополнительно правительство пользуется правом на законодательную инициативу. В рамках социально-экономической сферы этот институт регулирует хозяйственные процессы, контролирует свободное движение финансов, услуг и продукции. В задачи правительства входит прогнозирование социально-экономического развития страны в целом и отраслей в частности.
businessman.ru
Виды органов исполнительной власти. Структура органов исполнительной власти :: SYL.ru
Конституция РФ определяет, что в стране существует три вида или ветви государственной власти. Это законодательная, судебная и исполнительная власть. Функции органов исполнительной власти, конечно же, отличаются от функций других органов. Сами эти органы могут быть систематизированы на некоторое количество видов.
Понятие и признаки
Орган государственного управления в толковании функционирующего в настоящее время права Российской Федерации ничем не отличается от термина и понятия органа исполнительной власти. То есть эти определения являются идентичными и взаимозаменяемыми при установлении административного правового статуса определенных органов.
![](/wp-content/uploads/struktura-organov-vlasti_18.jpg)
По сути организация, являющаяся неотъемлемой составляющей огромного государственного аппарата, которая, к тому же, имеет собственную структуру и компетенцию, считается органом государственной власти. Кроме перечисленного, такая организация обладает определенным территориальным масштабом своей деятельности, а ее формирование и создание происходит в соответствии с законами страны. Исполнительные органы создаются для осуществления ежедневного и постоянного руководства практически всеми областями жизни общества. К этим сферам относятся: административно-политическая, экономическая и другие. Также подобная организация может выступать от имени государства.
Правовой статус
С точки зрения правового статуса органы исполнительной власти области, республики, других субъектов, а также федеральные, являются юридическими лицами. Они обладают определенными правами и обязанностями, то есть гражданской правоспособностью. Они юридически самостоятельны.
Единство системы
Взаимодействие органов исполнительной власти друг с другом, на любом уровне независимо от иерархии является одной из важных характеристик единства этой системы. Статья 77 Конституции РФ говорит, что единую исполнительную власть в нашем государстве представляют федеральные органы исполнительной власти и организации этой же власти, принадлежащие субъектам федерации. Именно благодаря высшему закону страны — Конституции — обеспечивается это единство. Также непосредственное огромное влияние на это оказывают такие факторы, как обязательность указов президента, постановлений и прочих нормативных документов, каковые издает высший орган исполнительной власти. Последним в нашей стране является Правительство. Конституционный суд способен давать надлежащую оценку выдвигаемым исполнительными органами актам на соответствие Конституции. Федеральные суды, в свою очередь, могут квалифицировать действия федеральных исполнительных органов на соответствие законам. Прокуратура исполняет контроль законности мероприятий исполнительных органов, к которым причисляются и местные органы исполнительной власти.
![](/wp-content/uploads/struktura-organov-vlasti_19.jpg)
Иерархическое деление
Исполнительные органы государственной власти могут подразделяться по так называемой иерархии в общей системе рассматриваемой ветви власти. На самом высшем уровне при таком делении будут находиться федеральные органы. К ним, в частности, можно отнести Правительство РФ, всевозможные министерства федерального уровня, например, МВД РФ, а также службы и агентства, полномочия которых распространяются на всю федерацию.
Следующую ступень в системе захватывают исполнительные органы государственной власти всех государственных образований Российской Федерации. К этим можно отнести те органы, которые создаются непосредственно в определенной области, крае, республике, входящей в состав России, области или округа. Также к этой категории относят органы городов, имеющих республиканское значение. К таким городам в Российской Федерации причисляют Москву и Санкт-Петербург.
![](/wp-content/uploads/struktura-organov-vlasti_20.jpg)
Виды органов исполнительной власти по перечисленным критериям делятся по территории их государственных властных полномочий. Определение границ этих территорий при этом играет важнейшую роль, так как деятельность этих органов напрямую зависит от этой территории. Так, например, Министерство юстиции Республики Алтай является исполнительным органом только в этой республике, за ее пределами его властные полномочия уже не действуют. При этом органы федерального уровня имеют право выполнять собственные права на всей территории России. Помимо этого, они вправе учреждать собственные отделы, управления, не входящие в состав исполнительных органов субъекта федерации (территориальные органы). Вместе с тем, такие территориальные органы реализовывают собственное функционирование именно в субъекте федерации. Помимо этого, могут образовываться и территориально-региональные органы. Их сфера влияния распространяется на несколько субъектов. После этого, таким районам обычно даются соответствующие названия – военный округ, экономический район и т. п.
Принцип федерализма
Перечисленные виды органов исполнительной власти, если рассмотреть их с одной стороны, предполагают иерархическую подчиненность вышестоящих нижестоящим, но, с другой стороны, последние все же имеют определенную самостоятельность. Такая система полностью соответствует основополагающему принципу федерализма. Целостная система органов исполнительной власти в общем образуется за счет реализации этого и других принципов.
Только лишь принимая данный принцип во внимание, необходимо создавать главные критерии распределения государственных властных полномочий как исполнительных органов государственных образований федерации, так и имеющих федеральный статус.
![](/wp-content/uploads/struktura-organov-vlasti_21.jpg)
Деление по субъекту
Структура органов исполнительной власти подразделяется также по субъекту, который наделен правомочием создавать государственные органы. Здесь деление происходит на два вида. К первому относятся органы, формирование которых производится непосредственно самой Российской Федерацией. То есть, таким правом последняя наделена высшим законом страны – Конституцией. Соответственно, к данному виду будут относиться исключительно федеральные органы исполнительной власти, ну и, конечно, их территориальные органы.
Другой вид органов по обсуждаемому делению возникает путем их формирования субъектами РФ. Эти субъекты наделены такими полномочиями не только Конституцией РФ, но и своими внутренними конституциями, другими нормативными актами.
Двойное подчинение
Следует отметить, что органы, которые сформированы в государственных формирования (субъектах), зачастую находятся в так называемом двойном подчинении. Они подчиняются и высшим исполнительным органам республики, края, области, а также и определенным органам федерального уровня и значения. К примеру, управление внутренних дел того или иного государственного формирования России будет подчиняться президенту этого субъекта федерации или главе администрации, но в то же время будет подчиненным и у МВД самой федерации.
![](/wp-content/uploads/struktura-organov-vlasti_22.jpg)
Способ создания
Следующим делением исполнительных органов на виды можно признать деление по способу их формирования, создания, а также проводимой при этом процедуре. Исполнительные органы при таком подходе бывают двух видов.
Первые – те, которые могут быть созданы главой государства, президентом, то есть верховным официальным лицом. К ним же можно отнести тех, которые формируют руководители и начальники администраций.
Вторые – формируемые Законодательными собраниями страны. Руководители таких органов избираются и наделяются соответствующими полномочиями органами законодательной власти федерации.
Организационно-правовая форма
На несколько видов исполнительные органы могут делиться по собственной организационно-правовой форме. Так, подразделение происходит на следующие органы:
- правительство;
- мэрия;
- федеральная служба;
- агентство;
- администрация;
- министерство;
- всевозможные отделы, управления, департаменты и тому подобное.
Характер компетенции
Виды органов исполнительной власти принято определять и по содержанию их деятельности.
1. Исполнительные органы, осуществляющие управление на вверенной им территории основным количеством отраслей и сфер деятельности, принято считать органами общей компетенции. К деятельности таких органов можно причислить решение экономического, социального, культурного и других вопросов на определенной территории. То есть, названные органы могут проводить деятельность не конкретно по какому-то одному направлению, а в более широком смысле, охватывать все сферы управления. Одним из таких является высший орган исполнительной власти (Правительство РФ), вдобавок к таким причисляются правительства субъектов, руководители исполнительной власти государственных образований, президенты, губернаторы.
2. Исполнительные органы так называемой отраслевой компетенции, реализующие свою деятельность путем управления теми отраслями и сферами, которые им непосредственно подчинены. Сферы для каждого такого органа при этом могут быть различны.
![](/wp-content/uploads/struktura-organov-vlasti_23.jpg)
3. Органы, осуществляющие координацию функционирования и работы отраслевых государственных органов по определенным вопросам, считаются имеющими межотраслевой характер компетенции. К ним относятся министерства, на которые возложены задачи по координации деятельности тех структурных подразделений, которые им подчинены. В основном это федеральные агентства и службы. Министерства, принадлежащие субъектам РФ, реализовывают собственную деятельность в какой-то конкретной сфере.
4. Последними в этом виде деления являются органы, имеющие специальную компетенцию. К ним в основном причисляются федеральные органы исполнительной власти, занимающиеся всевозможными надзорными, разрешительными, регулятивными и тому подобными функциями в разнообразных сферах. Это федеральные агентства и службы.
Органы, различающиеся по принятию решений
По этому критерию система органов исполнительной власти может быть поделена на единоначальные и коллегиальные.
Как следует из их названия, они различаются порядком принятия решений. Если первые могут устанавливать правовые акты путем принятия соответствующего решения одним лицом, то последние – только путем определенного совещания, собрания. Структура органов исполнительной власти значительно наполнена единоначальными органами. Такую классификацию имеют те, у которых руководящую роль занимает одно лицо (начальник или руководитель). В полномочия такого лица входит руководство не только самим органом, но и другими, нижестоящими. Руководитель принимает решения под свою ответственность, и эти правовые акты являются обязательными для всех его подчиненных. Но истины ради следует сказать о том, что такие решения руководитель все же принимает не только сам. На него влияют и коллегиальные органы, которые советуют ему то или иное действие.
При классификации на виды органов исполнительной власти приходится понимать, что в отличие от единоначального органа коллегиальные принимают решение советом или собранием, то есть тут принимает участие некоторое количество человек. Обычно, к таким относятся различные комиссии, правительство, администрации и другие. В таких коллегиальных организациях все заключения обретают силу, если при голосовании будет набрано большинство голосов.
![](/wp-content/uploads/struktura-organov-vlasti_24.jpg)
Сотрудничество и отличие
Взаимодействие с другими ветвями власти (судебной и законодательной) происходит методом воплощения различных советов, представительств, а также посредством обмена какими-либо данными и информацией. Точно так же они могут контактировать и с негосударственными организациями.
Перечисленные органы считаются одним из видов государственных органов. Выступая от имени государства, они значительно отличаются по своей цели и деятельности от других организаций – как некоммерческих, так и коммерческих.
www.syl.ru