Структура судебной власти в рф 2019 год схема – Судебная система России | Общая схема

Содержание

18. Судебная система рф (схема).

19. Понятие звена судебной системы и судебной инстанции, их отличия и взаимосвязь. Понятие судебного звена и судебной инстанции

Единство судебной системы предусматривает многообразие внутренних отношений, которые определяются организационными и функциональными связями. Организационные связи регулируются законодательством о судоустройстве, функциональные – законодательством о судопроизводстве.

С точки зрения организационных связей систему судов принято делить на звенья. Под звеном судебной системы понимаются суды, наделенные одинаковой компетенцией, включающей все многообразие функций судебной власти. С этих позиций всю систему судов можно разделить на три звена: основное, среднее и высшее.

Применительно к территориальным судам общей юрисдикции:

  • основное звено – районные суды;

  • среднее звено – верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;

  • высшее звено – Верховный Суд РФ.

Военные суды:

  • основное звено – гарнизонные военные суды;

  • среднее звено – окружные (флотские) военные суды;

  • высшее звено – Верховный Суд РФ (Военная коллегия Верховного Суда).

Арбитражные суды:

  • основное звено – арбитражные суды субъектов РФ;

  • среднее звено – окружные арбитражные суды;

  • высшее звено – Высший Арбитражный Суд РФ.

Судебной инстанцией считается суд или его структурное подразделение, выполняющие ту или иную функцию правосудия исходя из целей разбирательства дела.

Правосудие по первой инстанции – это рассмотрение дела по существу с целью осуждения или оправдания подсудимого по уголовному делу и удовлетворения в иске или отказе в нем по гражданскому и арбитражному делам. Дела по первой инстанции рассматривают все суды. Большинство уголовных и гражданских дел рассматривается по первой инстанции районными судами, а арбитражных – арбитражными судами в субъектах рФ. Наиболее сложные дела рассматривают по первой инстанции и суды второго звена, и очень небольшое число дел попадает на рассмотрение по первой инстанции в высшее звено судебной системы.

Кассационное разбирательство осуществляется, как правило, в судах второго звена. Проверка приговоров и решений суда первой инстанции производится по кассационной жалобе или кассационному протесту прокурора. По итогам проверки дела в кассационной инстанции судом выносится определение, в котором дается оценка законности и обоснованности приговора или решения суда первой инстанции и принимается одно из двух решений: оставить приговор (решение) в силе или отменить его и направить дело на новое рассмотрение в тот же или соответствующий ему другой суд.

Апелляционная инстанция имеет особенность: отменив решение суда первой инстанции, этот же суд может заново рассмотреть дело с вынесением нового решения или приговора.

Рассмотрение дел в порядке надзора возможно после того, как ранее вынесенный приговор или решение вошли в законную силу и не были опровергнуты в обычном (кассационном) порядке. Исключительный (надзорный) порядок имеет целью устранить ранее допущенные нарушения в связи с возникновением вновь открывшихся обстоятельств, ранее не известных суду. Пересмотр дел в порядке надзора осуществляется только по протесту ограниченного круга лиц, прямо перечисленных в законе, в структурных подразделениях судов среднего звена или в судах высшего звена.

studfiles.net

Органы судейского сообщества. Судебная система РФ

Такая тема, как судейское сообщество, является более чем актуальной, поскольку касается непосредственно самих судов, причем всех уровней и видов. Эта структура позволяет оказывать необходимое влияние и осуществлять профессиональный контроль соблюдения требований законодательства.

Судебная система РФ: схема

Для понимания рассматриваемой темы есть смысл уделить внимание информации общего характера.

В России, как и во многих других государствах, власть разделена на несколько ветвей: судебную, исполнительную и законодательную. И если говорить о первой из них, то нужно отметить, что она осуществляется посредством четырех ключевых направлений судопроизводства. Это:

— конституционное;

— уголовное;

— административное;

— гражданское.

Таким образом, под судопроизводством стоит понимать форму реализации правосудия. Вся эта сфера формируется и действует в рамках порядка, имеющего четкие формальные границы, которые учитывают осуществление как обязанностей, так и процессуальных прав судей.

Судебная система РФ, схема которой относительно проста, имеет горизонтальное и вертикальное разделение власти. Горизонталь данной структуры формируют три ключевые ветви системы: арбитражный, Конституционный суд, а также суды общей юрисдикции. В основе такого разделения лежит существенное различие специфики каждого из направлений.

Для ясного описания вертикального разделения судебной системы подойдет данная таблица.

Органы судейского сообщества

Данная терминология используется для определения профессионального территориально-организационного объединения лиц. Стоит понимать, что само сообщество, как и его органы, является формой самоуправления, а также механизмом, обеспечивающим независимость лиц, действующих в судебной сфере. При этом данное социальное явление достаточно новое и поэтому нуждается в постоянной оценке и — в случае необходимости — изменении.

Есть смысл отметить и тот факт, что органы судейского сообщества РФ являются необходимой структурой для полноценного выражения интересов самих судей. Достигается эта цель посредством постановки определенных задач:

— контроль поведения, равно как и соответствия требованиями, которые были предъявлены судьям;

— участие в ресурсном, кадровом и организационном обеспечении деятельности судебного сегмента;

— при фиксации нарушений, привлечение к ответственности согласно закону.

На данный момент все еще остается необходимость в совершенствовании механизма правового регулирования института судейского сообщества, определении его роли в общем механизме власти и закреплении правового статуса.

Что касается участия в сообществе, то его членами признаются все судьи, со стороны которых была принесена присяга. Выход из данной структуры возможен лишь по причине принятого решения о прекращении полномочий. Но возможно исключение, которое стоит учитывать. Речь идет о почетном удалении в отставку. В такой ситуации членство сохраняется, что дает возможность привлекать такого судью к работе, но, разумеется, с его предварительного согласия.

Особенности формирования

Органы судейского сообщества РФ (в дальнейшем ОСС) могут быть сформированы и впоследствии действовать только на основании федеральных конституционных законов и в полном соответствии с ними.

Есть несколько направлений деятельности, которые можно определить в качестве их основных функций:

— прежде всего сообщество должно гарантировать тот факт, что будут выполнены все требования, которые указаны в Кодексе судейской этики;

— квалифицированная защита прав, которыми обладают судьи, а также их интересов, определенных ФЗ;

— профессиональное содействие в процессе улучшения судопроизводства как такового;

— участие в обеспечении всех ресурсов, необходимых для ключевой деятельности — ресурсной, кадровой и организационной.

Эти задачи дают представление о том, зачем нужны в принципе ОСС и какое влияние они оказывают на судебную систему.

Приоритеты в деятельности

На последнем Всероссийском съезде была оценено состояние и деятельность органов сообщества. На основе этой аналитики участники съезда определили приоритетные направления активности ОСС и государственных органов. Суть приоритетов сводится к следующему:

— Необходимо укрепить самостоятельность и независимость судов, поскольку они играют важную роль в процессе взаимодействия последних с органами исполнительной и законодательной власти. Причем данная цель актуальна как для местных, так и центральных структур.

— Органы судейского сообщества должны уделять внимание процессу совершенствования уголовно-процессуального законодательства. Также необходимо грамотно организовать сокращение порядка, который применяется для судебного следствия.

— Состязательность процесса является достаточно важной гранью судебной деятельности, поэтому также заслуживает внимания ОСС.

— В определенных изменениях нуждается процессуальное арбитражное и гражданское законодательство. В нем должны быть прописаны все актуальные на данный момент процедуры, позволяющие проводить грамотное досудебное урегулирование споров.

— Не менее актуальным является стабильное обеспечение судов как материально-техническими ресурсами, так и финансовыми средствами.

— Еще одно направление, в рамках которого должны работать органы судейского сообщества — это укрепление самой системы путем организованного притока работников аппарата и квалифицированных кадров как таковых.

— Вопрос безопасности судей и охраны судов не теряет своей актуальности, а поэтому нуждается в полноценном решении. Помимо этого, остается необходимость в развертывании повсеместной работы отделений, являющихся частью судебной системы. Необходимо и совершенствование процесса рассмотрения дел, которые есть не что иное, как неизбежное следствие административно-правовых отношений.

Как можно заметить, судейское сообщество ориентировано на достижение многих актуальных задач. Именно для этого оно и формирует те органы, о которых идет речь в этой статье. Это, в свою очередь, указывает на тот факт, что государство заинтересовано в качественной и квалифицированной работе судов, которые смогут обеспечить эффективное решение различных вопросов в рамках действующего законодательства.

Что собой представляет судейское сообщество

Данная терминология используется для описания структуры, которая формируется из судей федеральных судов всех уровней и видов. Сюда относятся судьи субъектов РФ. Все вместе они составляют судебную систему России.

Именно такое сообщество позволяет грамотно организовывать и контролировать деятельность судей по всей территории Российской Федерации.

Рассматривая данный вопрос, можно сказать, что это сообщество является фактически судейским корпусом, который наделен организационными началами. Помимо контроля деятельности своих членов, такая структура ориентирована и на решение многих других задач. Таким образом, сфера ответственности и компетенции рассматриваемой структуры значительно шире, чем простой контроль. Именно для того, чтобы указанные цели достигались эффективно и были сформированы различные органы судейского сообщества. Деятельность последних регулируется соответствующим законодательством, которое, тем не менее оставляет достаточно свободного пространства для комплекса необходимых действий. Это дает возможность применять гибкий подход в процессе выполнения всех актуальных задач.

Законодательная база

Объединение судей в форме сообщества имеет под собой ясное правовое основание, ключевым элементом которого является закон «О судебной системе Российской Федерации». Если говорить более конкретно, то это статья 29. Именно в ней содержится информация о том, что судьи, являясь представителями одной из ветвей власти, имеют право на выражение собственных интересов. Для этих целей в определенном законом порядке и формируется судейское сообщество, а также определяются грани его компетенции.

Этот факт говорит о том, что подобное объединение действует в рамках четкой регламентации, поэтому возможность самодеятельности исключается.

Закон об органах судейского сообщества полностью определяет все элементы структуры и направления их деятельности в рамках сообщества.

В этой части федерального законодательства рассматривается также вопрос членства, образования ключевых органов и принципы организации объединения судей. Более того, внимание уделяется таким темам, как полномочия, определение регламентов и обеспечение всех органов, имеющих отношение к сообществу. Как можно заметить, к регулированию и развитию судейской власти государство подходит основательно. Это, в свою очередь, дает гражданам надежду на проявление высокого профессионализма в деле судопроизводства.

Система органов судейского сообщества

Для того чтобы иметь ясное представление о том, как работает такая большая структура, нужно обратить внимание на элементы, из которых она состоит. При этом у каждого из них есть своя функция и ряд четко определенных полномочий.

Итак, органами судейского сообщества являются следующие инстанции:

— Всероссийский съезд.

— Высшая экзаменационная комиссия, которая занимается приемом квалификационного экзамена у тех, кто претендует на должность судьи.

— Совет судей РФ, избираемый Всероссийским съездом.

— Общие собрания.

— Конференция судей, работающих на территории субъектов РФ.

— Квалификационная коллегия (существует также высшая форма данного органа и те коллегии, которые занимаются территорией субъектов РФ).

— Советы судей, имеющих отношение к субъектам РФ.

— Экзаменационные комиссии судей, действующих на территории региона, являющегося субъектом РФ.

Всю эту структуру определяет закон об органах судейского сообщества. На его основании регламентируются любые грани деятельности. Исходя из описанной выше информации, можно выделить ключевые виды органов, из которых состоит само сообщество:

— квалификационные коллегии;

— съезд;

— конференция;

— общие собрания;

— экзаменационные комиссии;

— советы судей.

Такое распределение полномочий позволяет эффективно организовывать и контролировать различные направления деятельности сообщества и сохранять их в рамках, определенных действующим законодательством.

Высший орган судейского сообщества

Рассматриваемая структура (ОСС) призвана реализовать грамотную работу представителей одной из ключевых ветвей власти в стране. Она, в свою очередь, также нуждается в грамотном управлении. Эта важная миссия доверена совету судей Российской Федерации. Свои функции данный орган сообщества выполняет в период между Всероссийскими съездами.

Если посмотреть на трудовые будни совета, то можно будет с уверенностью утверждать, что он занимается всеми вопросами, касающимися сообщества. Исключение составляют те грани деятельности, которые касаются вопроса квалификации, этим занимаются соответствующие коллегии.

Поскольку высшим органом судейского сообщества является совет судей РФ, ему для эффективной деятельности необходимо грамотное распределение полномочий. По этой причине в этом органе на постоянной основе определены 6 секций, специализирующихся на следующих направлениях:

— вопросы правового положения и статуса судей;

— финансы;

— связи с теми органами судейского сообщества, которые находятся в регионах, а также должностными лицами и государственными, международными юридическими и общественными организациями;

— вопросы совершенствования законодательства и судебной практики;

— организационно-кадровая работа.

Статус главного приоритета в деятельности совета отводится процессу объединения судейского сообщества и грамотной координации всех его действий.

Квалификационные коллегии

Эта категория органов сообщества судей отвечает за те задачи, которые не входят в сферу ответственности совета. Если обратить внимание на ФЗ об органах судейского сообщества, а точнее, на статью 18, касающуюся вопроса статуса, то можно выделить следующие грани деятельности коллегий:

— проведение аттестации судей и присвоение им определенной квалификации;

— прекращение или приостановление полномочий;

— обеспечение для судей неприкосновенности, другими словами, их защита;

— грамотный отбор кандидатов, способных достойно исполнять обязанности судьи;

— прекращение отставки.

Для того чтобы выбрать квалификационную коллегию собирается Всероссийский съезд. При этом на данном мероприятии должно присутствовать не менее трети от общего количества судей, состоящих в сообществе. Высшую квалификационную коллегию могут быть выбраны представители всех видов судов: военного, арбитражного общего и др.

Стоит отметить и тот факт, что голосование во время съезда имеет тайный формат.

Для того чтобы все элементы сообщества могли полноценно выполнять свои функции действующее законодательство четко определило полномочия органов судейского сообщества. Они подробно описаны в соответствующей части ФЗ. В качестве примера можно привести несколько пунктов из раздела, касающегося Высшей квалификационной коллегии. Этот орган имеет право на:

— Проведение проверки информации о поведении судьи, не соответствующем кодексу, которая была опубликована в СМИ. Эти действия позволяют предотвратить подрыв авторитета судейской власти.

— Рассмотрение заявок кандидатов на любые должности внутри системы.

— Объявление в СМИ информации о том, что появились вакантные места на ключевых позициях в судах различных категорий.

— Решения, касающиеся прекращения или приостановления полномочий Председателя Верховного суда РФ.

— Осуществление квалификационной аттестации судей.

— Присвоение высших и первых квалификационных классов и др.

Как можно заметить, перечень полномочий не только имеет четкие границы, но и фактически является детальной картиной функциональных обязанностей конкретного органа сообщества.

Итоги

Судебная система РФ все еще нуждается в изменениях и контроле деятельности судей на различных уровнях.

Государство, в свою очередь, сделало шаг в сторону стабильных улучшений, создав сообщество, которое регулирует и формирует работу одной из ключевых ветвей власти в стране.

fb.ru

Структура судебной системы РФ

Поиск Лекций

Введение. 3

Понятие судебной системы РФ… 4

Структура судебной системы РФ… 5

Заключение. 12

Литература. 13

 

 

Введение

 

Построение правового государства предполагает попытку реального усиления гарантий прав, свобод и законных интересов граждан. Для этого и существуют самые различные суды, в компетенцию которых входят самые разные вопросы, начиная с дел по каким-либо гражданским спорам и заканчивая рассмотрением дел, связанных с основами государственного строя нашей страны.

Судебная власть в России представлена тремя видами судов: арбитражные суды, суды общей юрисдикции и Конституционный суд РФ. Кроме этого в системе судов общей юрисдикции выделяют суды гражданские и военные.

Судебная система играет важную роль в построении гражданского общества и развитии национальной экономики. Независимое и беспристрастное разрешение судами споров является одним из условий обеспечения инвестиционной привлекательности России и повышения предпринимательской активности.

При отсутствии доверия российского общества к судебной системе говорить об эффективном правосудии будет просто невозможно. Между тем опросы общественного мнения свидетельствуют о низком уровне доверия общества к судебной системе. Это является следствием, в частности, долгого и неэффективного рассмотрения дел, недостаточной объективности судебных решений и их качества.

 

Понятие судебной системы РФ

 

Как определено в Конституции РФ и Федеральном конститу­ционном Законе «О судебной системе Российской Федерации»:

су­дебная власть в России осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществле­нию правосудия присяжных заседате­лей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Конституцией РФ и Федеральным конститу­ционным Законом о судебной системе, не допускается. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от за­конодательной и

исполнительной властей, осуществляется посред­ством конституционного,

гражданского, административного и уго­ловного судопроизводства.

Судебная система — совокупность всех судов государства, имеющих общие задачи, связанных между собой отношениями во осуществлению правосудия.

Судебная система — это совокупность всех судов, действующих на

тер­ритории Российской Федерации.

Каждое из звеньев судебной систе­мы представляет собой совокупность судов одинаковой компетен­ции. Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным Законом «О судебной системе Рос­сийской Федерации» с учетом в необходимых случаях федерально­го и административно-

территориального устройства страны.

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечи­вается путем:

— установления судебной системы Российской Федерации Кон­ституцией Российской Федерации и Федеральным конституци­онным законом о судебной системе РФ;

— соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроиз­водства;

— применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также

кон­ституций (уставов) и других законов субъектов Российской Фе­дерации;

— признания обязательности исполнения на всей территории Рос­сийской

Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

— законодательного закрепления единства статуса судей;

— финансирования федеральных судов и мировых судей из феде­рального бюджета.

 

 

Структура судебной системы РФ

 

В Российской Федерации действуют федеральные суды, кон­ституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Россий­ской Федерации, составляющие судебную систему Российской Фе­дерации.

Систему федеральных судов составляют:

1) Конституционный Суд Российской Федерации;

2) Суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ;

3) Арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.

Кроме того Законом «О судебной системе РФ» предусмотрены суды субъектов Российской Федерации — конституционные (уставные) суды и мировые судьи.

Конституционный Суд Российской Федерации — один из выс­ших федеральных судов, осуществляющий конституционный контроль (ст. 125 Конституции РФ). Не поднадзорен никаким органам, его решения носят обязательный характер;

Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды респуб­лик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и

автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды,

состав­ляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

, федераль­ные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, ми­ровые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

И Конституционный Суд РФ, и суды общей юрисдикции, и арбитражные суды представляют собой три абсолютно независимых друг от друга части об­щей судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституцион­ного строя, политической и экономической систем, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан. В ст. 3 Закона «О судебной системе РФ» говорится, что единство судебной системы достигается путем ус­тановления судебной системы конституционным законом, соблюдения всеми судами установленных правил производства, применения всеми судами Кон­ституции РФ и других федеральных законов, признания обязательности ис­полнения вступивших в силу судебных решений на всей территории Россий­ской Федерации, закрепления единства статуса судей, финансирования органов судебной власти за счет средств федерального бюджета. В то же время каждая из

этих трех частей судебной системы имеет свою компетенцию и не вмешивается в деятельность других.

Система судов общей юрисдикции состоит из Верховного Суда РФ, Вер­ховных судов республик в составе РФ, краевых, областных судов, судов авто­номных округов и автономной области, судов городов федерального значения, районных (городских) судов. В систему судов общей юрисдикции входят военные суды, действующие в Вооруженных Силах: военные суды гар­низонов, округов, флотов. К ней также относятся и мировые судьи.

Система судов общей юрисдикции является централизованной — возглавляется Верховным Судом РФ, который является высшим судебным органом по граждан­ским, уголовным и административным делам.

Организуются суды, входящие в эту систему, либо в соответствии с

административно-территориальным де­лением государства — так называемые общие суды, либо в соответствии с дислокацией Вооруженных Сил РФ и других воинских формирований — военные суды.

Система арбитражных судов включает Высший Арбитражный Суд Рос­сийской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектов Российской Федерации. Возглавляется она Высшим Арбитражным Судом РФ, т. е. тоже является нейтрализованной. Суды, входящие в эту систему, действуют как в пределах

административно-территориальных образований, так и вне их границ.

Одной из важных характеристик судебной системы является понятие «судебное звено», которое лежит в основе подразделения судов общей юри­сдикции и арбитражных судов.

Судебным звеном являются суды, наделен­ные одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место в судебной системе.

Так, мировые судьи и районные (городские) суды образуют пер­вое звено системы судов общей юрисдикции. Причем, районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Областные и соответствующие им суды — второе звено, Вер­ховный Суд РФ — третье (высшее) звено.

Суды первого звена рассматривают основной объем судебных дел. Суды второго и третьего звена (вышестоящие) правомочны проверять законность и обоснованность решений судов первого звена (нижестоящего). Таким образом, дело может быть рассмотрено в двух инстанциях — первой и второй. Пересмотр дел в порядке над­зора не является третьей инстанцией, поскольку допускается в ис­ключительных случаях.

Военные суды также состоят из трех звеньев:

— основное (первое) звено — военные суды гарнизонов и им рав­ные;

— среднее (второе) звено — военные суды видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, групп войск;

— высшее (третье) звено — Военная Коллегия Верховного Суда Российской Федерации.

По трехзвенной схеме построена и система арбитражных су­дов.

Арбитражные суды республик, краевые, областные и другие соответствующие им арбитражные суды субъектов Федерации об­разуют первое, основное звено.

Второе (среднее) звено составляют арбитражные окружные суды.

Третье (высшее) звено представляет Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Понятие «судебная инстанция» относится к основным характеристикам судебной системы. На инстанции суды разделяются в зависимости от про­цессуальной компетенции, при которой один суд — вышестоящий — имеет право проверять решения нижестоящего и в случае их необоснованности и незаконности изменять и отменять эти решения. В соответствии с процессуальной компетенцией суды разделяются на су­да Первой, второй (кассационной) и надзорной инстанции.

По процессуальной компетенции суды подразделяются на:

— суды первой инстанции;

— суды второй (кассационной) инстанции;

— суды надзорной инстанции.

Понятия звена и инстанции близки, но не тождественны. Зве­но — понятие судоустройства, им определяется место данного суда в судебной системе в связи с его деятельностью на определенной территории. Инстанция — понятие судопроизводства, разновидность судебной деятельности, исходящей из целей разбирательства дел в данной инстанции.

Суд первой инстанции — это разбирательство дела по суще­ству с целью осуждения или оправдания подсудимого — по уголов­ному делу и удовлетворения иска или отказа в иске — по граждан­скому делу. Дела по первой инстанции могут рассматривать все суды в пределах своей компетенции, но основное количество уго­ловных и гражданских дел по первой инстанции рассматривают районные суды.

Наиболее сложные или особого общественного зна­чения судебные дела

рассматривают по существу вышестоящие суды вплоть до Верховного Суда Российской Федерации. Принять дело к производству Верховный Суд РФ может как по соб­ственной инициативе, так и по инициативе Генерального прокуро­ра РФ при наличии ходатайства обвиняемого.

Процесс разбирательства дела заключается в анализе судьей (судьями, народными заседателями, присяжными) доказательств и установлении истины. В результате разбирательства уголовно­го дела суд выносит приговор, а по гражданскому делу — реше­ния, которые не могут быть ни изменены, ни отменены этим судом.

Решения и приговоры большинства судов в течение установ­ленного законом срока (7 дней для приговора, 10 дней для реше­ния) не вступают в законную силу и могут быть обжалованы в кас­сационном порядке подсудимым, потерпевшим, истцом или ответ­чиком либо опротестованы прокурором в суд второй инстанции.

Суд второй инстанции для мировых судей и районных су­дов — областной и соответствующие ему суды, а для областного суда — Верховный Суд Российской Федерации) на основании жа­лоб заинтересованных лип или кассационного протеста прокурора проверяет законность и обоснованность решений суда первой ин­станции, не вступивших в законную силу, и полномочен:

— признав приговор (решение) правильным, оставить его в силе, а кассационную жалобу или протест без удовлетворения;

— установив, что приговор (решение) суда первой инстанции не соответствует материалам дела, отменить его и передать дело на новое рассмотрение; прекратить дело и направить уголовное дело на дополнительное расследование; изменить в опре­деленных пределах приговор или решение; вынести новое ре­шение по гражданскому делу.

По итогам кассационного разбирательства дела суд второй ин­станции выносит определение, которое вступает в законную силу немедленно и не подлежит ни обжалованию, ни опротестованию в кассационном порядке. Оно может быть опротестовано лишь в по­рядке судебного надзора.

Суд надзорной инстанции по протестам лиц, указанных в за­коне

(председатели областных и соответствующих судов, председа­тели Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ и их заместители, прокуроры республик, краев, областей. Генеральный прокурор РФ и его заместители) проверяет законность и обоснован­ность вступивших в законную силу решений суда первой инстан­ции, а также решений суда кассационной инстанции либо нижесто­ящей надзорной инстанции.

Пересмотр дел в порядке надзора возможен только в президиу­мах судов субъектов Российской Федерации, в судебных коллегиях и в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации и Высше­го Арбитражного Суда Российской Федерации, а также в военных судах округов и им соответствующих судах.

Разбирательство осуществляется без участия народных заседа­телей; в судебном заседании, как правило, не участвуют лица, за­интересованные в деле. В зависимости от результатов рассмотре­ния дела надзорная судебная инстанция может оставить без изме­нения опротестованные судебные акты или отменить (изменить) их (в случае несоответствия их закону) с передачей дела на новое рассмотрение с любой состоявшейся стадии процесса, например со стадии рассмотрения дела в суде первой инстанции, либо прекра­тить дело. Судебные акты надзорных инстанций (постановления президиумов или определения коллегий) вступают в законную силу немедленно.

Следует иметь в виду, что, несмотря на термины «вышестоящий» и

«ни­жестоящий», дистанционная взаимосвязь судов исключает подчинение од­них судов другим. Закон четко обозначил границы компетенции судов кас­сационной и надзорной инстанций. Суд вышестоящей инстанции может отменить приговор, но не вправе дать указания о квалификации содеянно­го, о мере наказания, об оценке доказательств, характере решения.

В общем виде судебную систему РФ можно представить в виде схемы:

 

 

 

Заключение

Все суды учреждаются Конституцией России и федеральным конституционным законом. Судебная система имеет важное политическое и правовое значение для государства.

Однако современная судебная система, к сожалению, страдает многими недостатками, мешающими ей в полной мере эффективно заниматься своей основной обязанностью — защитой прав граждан. Это объясняется многими организационными и психологическими причинами: недостаточной развитостью системы судебных органов, их перегруженностью и медлительностью разбирательства во многих случаях.

Литература1. С.А. Воронцов. Правоохранительные органы и спецслужбыРоссийской Федерации. М. 1999.2. А.А. Чувилев, Ан. А. Чувилев. Правоохранительные органы. Уч. пос. М. 2000.

 

Рекомендуемые страницы:

poisk-ru.ru

Судебная система Российской Федерации — это… Определение, понятие, виды и принципы, структура судебной власти

Судебная власть является одной их трех государственных ветвей власти, образованных в соответствии с десятой статьей Конституции РФ (принцип разделения полномочий). Взаимодействуя с другими направлениями власти, она остается независимой и самостоятельной. Судебная система Российской Федерации — это совокупность органов, которые созданы в соответствии с нормами Федерального конституционного закона № 1.

Сущность

Судебная власть представляет собой один из трех элементов, взаимодействующих между собой. Она оказывает влияние на законодательную сферу путем осуществления контроля конституционного характера, признавая те или иные акты не соответствующими положениям Конституции РФ. Если акт признан судом несоответствующим Конституции, его юридическая сила теряется.

Судебная система Российской Федерации — это совокупность органов, взаимодействующих не только с законодательной, но и с исполнительной властью. Исполнительная ветвь подготавливает кадры для судов. А судьи, в свою очередь, контролируют, чтобы акты, выносимые органами власти, соответствовали положениям российского законодательства.

Судебная система Российской Федерации — это группа судов, в деятельность которых другие ветви правительства вмешиваться не вправе, как и не вправе влиять на нее. В обязанности судов входит решение следующих задач:

  • обеспечение прав, интересов и свобод российских граждан и защита этих прав от нарушений со стороны других людей, организаций и органов;
  • решение конфликтов, которые возникают в обществе, законными способами;
  • контроль за соответствием актов, издаваемых государственными органами власти и их должностными лицами;
  • применение юридических мер ответственности за противоправные виновные деяния.

Согласно первой статье ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации» такими полномочиями наделены только суды (судьи и присяжные или арбитражные заседатели). Любым другим органам запрещено осуществлять правосудие.

Согласно нормам законодательства о судебной системе Российской Федерации, в систему российских судов входят две группы: федерального уровня и уровня субъекта.

Структура системы

Четвертая статья Закона о судебной системе в Российской Федерации относит к судам федерального уровня следующие:

  1. Конституционный.
  2. Подчиняющиеся Верховному суду, наделенные общей юрисдикцией: верховные республиканские суды, областные и краевые, суды в городах федерального значения, автономных областей и округов, суды районного типа, специализированные и военные.
  3. Подчиняющиеся Высшему Арбитражному суду: федеральные окружные (кассационные), апелляционные арбитражные, суды арбитражного типа в субъектах.

В субъектах судебная система Российской Федерации — это два типа судов: конституционные в субъектах и мировые.

Уставная (конституционная) юрисдикция

По нормам законодательства о судебной системе Российской Федерации, систему властных органов субъекты устанавливают самостоятельно. Формирование уставных (конституционных) судов происходит путем издания соответствующих законодательных актов.

Финансирование деятельности соответствующих судов осуществляется за счет соответствующего бюджета. Судебная система субъектов Российской Федерации устроена таким образом, что осуществление софинансирования со стороны федерального бюджета не предусмотрено. Целью создания этих учреждений является нормоконтроль и толкование уставов и конституций в субъектах Федерации. Следует отметить, что не во всех субъектах такие типы судов имеют место.

Общая юрисдикция

Закон о судебной системе Российской Федерации определяет группы полномочий различных судов этой системы в сфере различных видов разбирательства.

Районные (городские) суды рассматривают дела гражданского, административного и уголовного характера как первая инстанция. Они являются вышестоящими (кассационными) по отношению к судьям судебных участков (мировым).

Верховные республиканские, областные и краевые суды, а также суды в городах, имеющих федеральное значение, располагаются выше районных. Они рассматривают дела как первая и надзорная инстанции.

Организация судебной системы Российской Федерации определяет, что все указанные суды располагаются под Верховным Судом в Российской Федерации.

Арбитражная юрисдикция

В арбитражную судебную систему Российской Федерации входят органы судебного типа, которые разрешают споры экономического характера и иные дела, отнесенные Арбитражным процессуальным кодексом к их компетенции.

Учреждения арбитражного типа являются специализированными органами, так как рассматривают споры между организациями и иными экономическими субъектами.

Основы судебной системы Российской Федерации закрепляют положение о том, что арбитражная судебная система является гарантией хозяйственной независимости и самостоятельности организаций, невмешательства в их деятельность государства, развития и охраны предпринимательства, соблюдения баланса предпринимательских и общественных интересов.

Принципы устройства и работы

Структура судебной системы Российской Федерации (федеральных судов и судов субъектов) построена на конкретных принципах конституционного типа. Они определяют не только организацию деятельности судов и судей, но и выступают гарантом правосудия в России.

Основных конституционных базовых принципов четыре:

  1. Независимость судебной ветви власти от других властных органов.
  2. Гласность и открытость разбирательств.
  3. Равенство всех физических либо юридических лиц и государственных органов перед органом суда, принцип свободного доступа к правосудию.
  4. Равноправие и состязательность сторон.

Независимость

Вся судебная система (Конституционный суд Российской Федерации, иные высшие и нижестоящие суды) независима от исполнительной и законодательной властных ветвей. Власть судебного типа возлагается на всю совокупность органов, осуществляющих судопроизводство. Эти органы разрешают каждое конкретное дело самостоятельно, не основываясь на чьем-то волеизъявлении, руководствуясь положениями Конституции и законов.

Реализация принципа независимости судей выражается в том, что они принимают и оценивают представляемые сторонами материалы (доказательства) и принимают самостоятельные решения относительно их достоверности, а также правоты заявителя. В основе решений лежат нормы закона и внутренние убеждения.

При отправлении правосудия судьи опираются также на другие принципы: равенство людей перед судебным органом и законом, право получить защиту, принцип заведомой невиновности лица и так далее. С другой стороны, суды защищены законом от вмешательства органов государственного типа и их сотрудников или других субъектов права.

К примеру, при причинении вреда здоровью и жизни человека, в процесс привлекается прокурор. Он выносит свое решение о мерах и пределах наказания в отношении виновного лица. Суд учитывает мнение прокурора, но решение, тем не менее, принимает самостоятельно. В уголовном процессе дополнительно участвуют присяжные заседатели, которые выражают свое мнение, но не влияют на итоговое решение суда.

Лица, которые были признаны виновными в оказании неправомерного воздействия на судью или присяжных заседателей, а также в иных видах вмешательства в судебную деятельность, несут административную или уголовную ответственность на основании федеральных законов. Если лицо было уличено в присвоении полномочий властного характера, наказание накладывается в соответствии с уголовными нормами.

Независимость суда базируется на качественном уровне обеспечения материально-техническими средствами самих судов и их работников. Согласно нормам российской Конституции, судебное финансирование осуществляется из бюджета федерального уровня. 124 статья Конституции определяет, что финансирование подобной деятельности должно давать судам возможность независимого и полного отправления правосудия в полном соответствии с законодательными нормами.

Принципы открытости и гласности

Система судебных органов Российской Федерации базируется на открытости и гласности судопроизводства. Эти принципы являются средствами контроля общественности за осуществлением правосудия. Все действия процессуального характера (за исключением процедуры судебного совещания при принятии решения относительно предмета спора) совершаются в большинстве случаев открыто в судах всех уровней (от высших до мировых).

Конституционные нормы предусматривают случаи проведения закрытых судебных заседаний, которые закреплены в соответствующих федеральных законах. Например, в гражданском процессе закрытые судебные заседания проводятся по определенному кругу дел.

В этот список входят дела, которые связаны с тайной государственного характера, тайной удочерения (усыновления) ребенка, а также ходатайства одной из сторон о том, что гласность процесса может спровоцировать нарушение тайны коммерческого типа, неприкосновенности личной жизни определенных людей. Сюда также относятся другие обстоятельства, оглашение которых при посторонних лицах может стать помехой надлежащему рассмотрению дела, вызвать разглашение различных тайн коммерческого или иного типа или нарушить права и интересы людей (в согласии с первой частью десятой статьи ГПК).

Открытость и гласность судопроизводства являются важнейшими показателями реализации принципа демократизма судебного разбирательства, обеспечивая доступ граждан к правосудию с правом следить за проведением процессов и распространять полученные сведения различными способами.

Принцип равенства всех перед органом и законом

Вся система судебной власти в Российской Федерации действует согласно принципу общего равенства субъектов перед судебным органом и законом. Реализация этого принципа выражается в том, что каждый гражданин может привлекаться к разбирательству органами власти на одинаковых основаниях в порядке, который предусмотрен законами федерального уровня.

Для судов нет привилегированных органов или лиц, участвующих в судебном процессе в качестве одной из сторон дела, независимо от их государственной, расовой, социальной, политической или национальной принадлежности, а также от их должностного или имущественного положения, происхождения, места проживания или рождения, религиозных убеждений, отношения к политике и прочим основаниям.

Принцип субъектного равенства перед судом и законом закреплен седьмой статьей конституционного федерального закона № 1-ФКЗ.

Исключениями из указанного принципа являются особые основания и правила привлечения к ответственности российского Президента, депутатов в Государственной Думе, членов Совета Федерации, а также самих судей. Отличия в привлечении указанных субъектов к ответственности определяются принципом неприкосновенности.

Эти исключения носят публично-правовой характера, служат интересам общества и являются важными гарантиями реализации указанными лицами полезных для общества функций и осуществления деятельности профессионального уровня, исходя из интересов каждого члена общества.

Принцип равенства всех перед судебным органом и законом выражается в том, что каждый гражданин вправе обращаться за правовой защитой своих интересов и прав в суд. Также равенство выражается в тождественности оснований юридического типа ответственности для всех субъектов разбирательства, в единстве процессуальных правил для сторон дела и предоставлении равных гарантий их прав.

Возможность каждого гражданина участвовать в реализации правосудия — это одновременно и принцип судопроизводства, и одно из закрепленных в российской Конституции прав гражданина и человека (32 статья Конституции).

Законодательство наделило граждан правом участвовать в отправлении правосудия в роли заседателей (присяжных либо арбитражных), общественных обвинителей или общественных защитников. Наряду с этим, участие гражданина в качестве заседателя (присяжного либо арбитражного) – гражданская обязанность каждого человека. Реализация этой обязанности также определена соответствующими федеральными законами.

Принцип равенства и состязательности сторон

Этот принцип закреплен в третьей части 123 статьи российской Конституции. Согласно ему, стороны имеют право предоставлять судебному органу доказательства, принимать участи в их исследовании, заявлять отводы и ходатайства и так далее.

Функции защиты, обвинения и разрешения дел уголовного характера разделены и не могут возлагаться на одно должностное лицо или один орган. Обвинительную сторону представляют потерпевший, прокурор и обвинитель общественного типа; сторону защиты – подсудимый, государственный защитник и представитель. В гражданском процессе стороны делятся на гражданских истцов и ответчиков (и (или) их представителей).

Функция разрешения гражданских, административных и уголовных дел отделена от вышеуказанных сторон и принадлежит полностью суду. Судья обязан выслушать всех участников процесса, получить доводы и возражения, исследовать доказательства и прочее.

Он не принимает ничью сторону, основывая свое решение на нормах закона и представленных доказательствах. Суд обязан предоставить сторонам все условия для того, что они могли выразить свою позицию относительно дела.

Суд как орган правосудия не ведет уголовное преследование лиц, а также не возбуждает уголовные дела. Он вправе вынести решение о проведении некоторых следственных действий, разрешить которые может только подобный орган.

Система судов в России представлена большим количеством судебных органов, которые специализируются на привлечении к ответственности за нарушение интересов и прав граждан и организаций, а также на вынесении отдельных актов специального типа.

В статье были приведены принципы и виды судебной структуры Российской Федерации.

fb.ru

Понятие и общая характеристика судебной системы РФ, ее структура. Суды федеральные и суды субъектов РФ — Правоохранительные органы

Понятие и общая характеристика судебной системы РФ, ее структура.

Cудебная система — совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленны­ми перед ними задачами и целями.

Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция РФ, в ст. 118 ко­торой, в частности, сказано:

“1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом…
Судебная система Российской Федерации устанавливается Кон­ституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается”.

Для уяснения сложившейся к настоящему времени судебной сис­темы важное значение имеют также положения ст. 125-127 Консти­туции РФ. Они четко определяют место, занимаемое высшими суда­ми в судебной системе в целом, а вместе с этим и место всех других подчиненных им судов.

В ст. 125 определен статус Конституционного Суда РФ и сформулированы его задачи и цели как судебного органа, при­званного контролировать конституционность законов и иных право­вых актов. Этот суд занимает особое место. Ему напрямую не подчиня­ются никакие суды, в том числе конституционные (уставные) суды субъектов РФ, хотя его решения могут иметь существенное значение для всех судов страны и тем самым влиять в целом на судебную прак­тику, а равно практику других правоохранительных органов.

Что касается Верховного Суда РФ, о котором говорится в ст. 126 Конституции Российской Федерации, то ему отведено несколько иное место. У него есть свои подсистемы судов. В отношении судов, входящих в соответствующие подсисте­мы, он осуществляет судебный надзор за их деятельностью и даёт им разъяснения по вопросам судебной практики.

Структура судебной системы

Структура судебной системы в целом определяется предписания­ми не только Конституции РФ, но и Закона о судебной системе, а также ряда других законодатель­ных актов:

  • Закона о судоустройстве;
  • Закона об арбитражных судах;
  • Закона о военных судах;
  • Закона о мировых судьях.

Подсистемы (блоки) федеральных судов:

  1. Конституционный Суд РФ;
  2. Верховный Суд РФ и суды, в отношении которых он осуществляет судебный надзор:
    • федеральные суды общей юрисдикции;
    • федеральные арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ занимает обособленное по­ложение среди федеральных судов. По сказанному в ст. 125 Консти­туции РФ видно, что у этого суда свои специфические задачи и что он не осуществляет надзора ни за какими феде­ральными судебными органами. Он также не надзирает ни в коей мере за конституционными (уставными) судами субъектов РФ.

В ведение судов судов общей юрисдикции (ст. 126 Конституции РФ) передано рассмотрение подавляющего большинства дел, разре­шаемых в судебном порядке. Часто их называют “гражданскими”, “гражданскими (общими) ” или  “общими (гражданскими)” судами.

Особую ветвь судов общей юрисдикции образуют военные суды. Их не относят к числу гражданских (общих) судов, поскольку они “осу­ществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба” (см. ч. 1 ст. 22 Закона о судебной системе). Эти специализированные суды состоят из:

  • гарнизонных военных судов;
  • окружных (флотских) военных судов;
  • Военной коллегии — одного из основных подразделений Вер­ховного Суда РФ.

Конституция РФ и иное действующее законодательство допуска­ют возможность образования в системе судов общей юрисдикции и иных специализированных судов. Но вопрос о создании конкретных судов такого рода (например, административных судов, судов но де­лам несовершеннолетних, судов по трудовым делам) пока что только обсуждается без каких-то реальных последствий.

Из приведенных конституционных положений и положений назван­ных законодательных актов можно сделать следующий вывод:

  • Правосудие должно осуществляться только су­дебными органами, уполномоченными на это. На них же возлагается выполнение иных полномочий, образующих судебную власть. Другие государственные органы или негосударственные образования — даже те, в наименовании которых присутствуют слова “суд” или “судебный” (например, третейский суд, Международный коммерческий арбитраж­ный суд, Экономический суд СНГ, Судебный департамент при Вер­ховном Суде PФ, суд чести, товарищеский суд) — не относятся к чис­лу органов судебной власти, реализующих полномо­чия судебной власти (правосудие, конституционный контроль, обеспечение испол­нения судебных и других решений и т. д.). Они не являются и не могут быть составной частью судебной сис­темы, в частности, потому, что это противоречило бы  ч. 2 ст. 4 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», где сказано, что “в Россий­ской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (ус­тавные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, со­ставляющие судебную систему Российской Федерации”.

Суды федеральные и суды субъектов РФ

Суды в Российской Федерации подразделяют­ся на два вида:

федеральные суды;

  1. Конституционный Суд Российской Федерации;
  2. Верховный Суд Российской Федерации;
  3. кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
  4. арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

суды субъектов Российской Федерации;


Вся судебная система Российской Федерации — единое целое. По этому поводу в ст. 3 Закона о судебной системе сказано следующее:

“Единство судебной системы Российской Федерации обеспечива­ется путем:

  • установления судебной системы Российской Федерации Консти­туцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конститу­ционным законом;
  • соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями ус­тановленных федеральными законами правил судопроизводства;
  • применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, обще­признанных принципов и норм международного права и международ­ных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
  • признания обязательности исполнения на всей территории Рос­сийской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
  • законодательного закрепления единства статуса судей;
  • финансирования федеральных судов и мировых судей из федераль­ного бюджета”.

Для обеспечения единства судебной системы принципиальное зна­чение имеет порядок создания и упразднения конкретных судов. В соответствии со ст. 17 Закона о судебной системе этот порядок пред­полагает, что создание и упразднение судов должно происходить не произвольно, по усмотрению местных или каких-то иных государствен­ных органов или должностных лиц, а путем принятия федеральных законов или законов субъектов РФ:

  • высшие судебные органы (Конституционный Суд РФ, Верхов­ный Суд РФ), созданные на основа­нии предписаний Конституции РФ, могут быть упразднены только пу­тем внесения поправок в нее;
  • другие федеральные суды создаются и упраздняются только фе­деральными законами;
  • суды субъектов РФ (конституционные (уставные) суды субъек­тов РФ и должности мировых судей) создаются и упраздняются с со­блюдением требований федеральных законов и законов соответству­ющих субъектов РФ.

jurkom74.ru

Структура судебной власти

Власть в России в соответствии с принципом разделения властей разделена на три независимые ветви:

  • законодательную,
  • исполнительную,
  • судебную.

Правосудие может осуществляться только судом. Судебная власть реализуется посредством:

  • конституционного,
  • гражданского,
  • административного,
  • уголовного производства.

Разбирательство дел проходит на основе принципа состязательности сторон.

Функции судебной ветви власти

К основным функциям суда как самостоятельной ветви власти следует отнести:

  • конституционный контроль;
  • правосудие;
  • контроль за законностью работы государственных органов;
  • гарантирование обеспечения исполнения судебных решений;
  • разъяснение законодательства для правоприменения.

Система судебной власти

Замечание 1

Система судебной власти строится на принципах иерархии и соподчинения низших судов высшим. Суды первой инстанции рассматривают дело по существу, в то время как суды высших инстанций, как правило, занимаются проверкой законности и обоснованности вынесенных ими решений.

В судебной системе нашей страны выделяется несколько специализированных юрисдикций:

  1. Конституционные (уставные) суды. Сюда относятся Конституционный Суд России, а также уставные суды субъектов. Данные судебные органы можно назвать обязательным атрибутом правового государства в наше время. Уставные суды субъектов не образуют системы с Конституционным судом в том смысле, что каждый из них является независимым от другого, и действует в рамках собственных полномочий. Конституционный суд проверяет на соответствие Конституции федеральных и иных законов страны, в то время как уставный суд проверяет локальные правовые акты субъекта на соответствие уставу (конституции) субъекта.
  2. Суд общей юрисдикции. Он занимается разрешением дел по гражданским, уголовным и административным спорам. Данная юрисдикция включает в себя:

    • мировых судей,
    • районные суды, которые рассматривают дела по первой инстанции;
    • верховные суды субъекта, рассматривающие дела, в том числе, в кассационном, апелляционном и надзорном порядке;
    • Верховный Суд России, который является высшим судебным органом страны и выступает руководящим звеном в этой цепи.
  3. Арбитражные суды. Их система построена на принципе, когда судебный округ не совпадает с административно-территориальным делением страны и включает с себя несколько территориальных единиц. Это является гарантией независимости суда от органов местной власти. Арбитражные суды разрешают экономические споры и некоторые категории дел, касающиеся компетенции хозяйствующих субъектов. В системе арбитражных судов выделяется специализированный суд по интеллектуальным правам. Система арбитражных судов выступает гарантией хозяйственной независимости организаций и невмешательства государства в их работу, развития предпринимательства, гарантирует поиск баланса между интересами хозяйствующих субъектов и общества. В систему арбитражных судов входят:

    • арбитражные суды субъектов;
    • апелляционные арбитражные суды;
    • окружные арбитражные суды.

    Возглавляет систему также Верховный суд РФ. Ранее также существовал Высший арбитражный суд, однако в 2014 году он был упразднен. В данный момент его компетенция передана судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда.

Замечание 2

Всоответствии с Конституцией РФ, в стране не могут создаваться чрезвычайные суды или же иные суды, которые не предусмотрены Федеральным конституционным законом о судебной системе РФ. Нельзя упразднить суд, если вопросы его юрисдикции не были переданы в компетенцию другого суда.

spravochnick.ru

Судебная власть РФ. Основы организации и порядок работы

Традиционно всю власть в стране разделяют на три ветви. Это законодательная, исполнительная и судебная власть. В нашей стране данное положение закреплено в Конституции, а именно в статье 10-й. Законодательная власть занимается в основном разработкой законов, а исполнительная следит за тем, чтобы данные законы претворялись в жизнь. Особое место отведено третьей ветви. Судебная власть РФ является самостоятельной и независимой. Она осуществляется судами на двух уровнях: федеральном и субъектов. Систему судебной власти устанавливает Конституция в главе седьмой и федеральные законы — такие, как ФЗ «О мировых судьях», ФЗ «О статусе судей» и так далее.

Сам термин «судебная власть РФ» может трактоваться в разных смыслах: в широком и узком. Таким образом, под этим понятием иногда имеют в виду определенный суд, осуществляющий свои полномочия, саму систему правосудия в стране или все суды. Судебная власть РФ – это, согласно определению, вид власти. Именно поэтому ее следует рассматривать, отталкиваясь от понимания слова «власть». В соответствии с этим определением судебная власть – это не только организации, учреждения и лица, обладающие правом на осуществление судопроизводства. Это также и функции, которые они с собой несут, и особый правовой статус, определенный законодательством РФ.

Организацию судебной системы определяют ее основы. Рассмотрим конституционные основы судебной власти, являющиеся основными началами ее деятельности. Их можно найти в Конституции РФ, в главе семь. Судопроизводство в России осуществляется на принципах демократии, равенства всех перед судом и законом, законности, уважения личности, открытости, единства всей системы и т. д.

Конституция устанавливает три вида судопроизводства, на основе которых осуществляется ее деятельность. Это уголовное, конституционное и административное судопроизводство. Федеральный закон конкретизирует каждое из понятий и определяет суды, осуществляющие то или иное судопроизводство.

Уголовное осуществляется Верховным судом РФ, верховными судами республик, областными, военными, районными и краевыми судами. Те же самые органы рассматривают гражданские и административные дела. Такие суды еще называют судами общей юрисдикции.

Особо выделяют конституционное судопроизводство. Судебная власть РФ наделяет такими полномочиями лишь Конституционный суд и конституционный (уставной) суд республик. Первый занимается широким перечнем вопросом, важнейший из которых – рассмотрение дел о соответствии издаваемых нормативных актов в стране Конституции РФ. Что касается второго, он занимается преимущественно рассмотрением запросов о соответствии нормативного акта определенного субъекта (того, в котором находится суд) конституции данного субъекта.

Итак, судебная власть РФ – независимая, самостоятельная и обособленная ветвь власти, связанная при этом с другими двумя при помощи системы сдерживаний и противовесов. Она осуществляется исключительно на основании нормативных актов, является неделимой и осуществляется при помощи судопроизводства.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *