понятие, функции, структура и описание :: BusinessMan.ru
Много лет человечество задумывалось над проблемой собственного саморегулирования. Разумное существо всегда старается найти свое место среди себе подобных индивидов. Однако организация людей во все времена являлась сложной задачей, так как не существовало универсального метода регулирования отношений внутри этой сложной системы. Постепенно способы находили, однако все они не приносили должного эффекта. Первым из них стало насилие. Но его роль была очень переоценена, так как люди объединялись лишь под силой страха. При первой возможности и падении власти лидера любая социальная система, построенная на насилии и страхе, давала сбой. На смену насильственному методу пришла религия. Теологические концепции и верования много столетий были главным регулятором. Однако, невзирая на авторитет церкви, религию постепенно вытеснял истинный метод влияния на человеческие взаимоотношения, который развивался на протяжении всей человеческой истории.
Название этого способа — право. Его развитие на сегодняшний день действительно удивляет многих ученых. Ведь право является не только регулятором, но и наукой. Если говорить об этой категории как об объекте, то следует отметить, что он является структурированным. В его системе содержится масса специфических элементов и дополнительных систем, потому что право, регулирует практически все человеческие отношения на всех абсолютно уровнях. Достаточно интересной структурой является система законодательства. В Российской Федерации эта совокупность различных норм и институтов наделена характерными особенностями, которые невозможно увидеть в других странах. Поэтому в статье мы попытаемся разобраться, что такое система законодательства и какие функции на неё возложены.
Система права
Следует отметить тот факт, что система законодательства и система права – это связанные между собой элементы. Поэтому их просто необходимо рассматривать в совокупности, дабы детальнее разобраться в особенностях каждой. Во-первых, обе категории являются частью правовой системы, которая является структурированной в любом государстве. Во-вторых, система законодательства Российской Федерации, по сути, является формализованным выражением системы права. Таким образом, возникает логический вопрос, что собой представляет первая категория? Если брать во внимание наиболее «классическое» понимание, то данная категория представляет собой внутреннее построение важных элементов права и их взаимосвязь. Следует отметить, что система права в большей части построена по принципу иерархичности и взаимосвязи всех элементов друг с другом.
Структурные элементы системы права
Многие люди при первом упоминании термина «система права» очень сильно теряются. Однако эта категория состоит из элементов, которые знакомы практически всем. Структурными частями являются следующие:
- Отрасль права – это совокупность норм, которые регулируют отношения в определенной сфере человеческой жизни. На сегодняшний момент в Российской Федерации существуют такие отрасли, как гражданская, уголовная, земельная, административная, уголовно-процессуальная и т. д. Отрасли, как правило, объединяют в своей структуре регулирующие нормы, по родовому объекту их регулирования.
- Институтом права можно назвать совокупность норм по какому-либо отдельному вопросу регулирования. Например, существует институт президентства в конституционном праве, ответственности – в уголовном и т. п. То есть регулируются однородные отношения, объединенные каким-то общим объектом.
- Нормой права называется наиболее «маленький», незначительный элемент системы права. В нем выражаются конкретные правила, которые потом объединяются в более широкие структуры.
Соотношение элементов системы права
Следует отметить, что существуют моменты, когда границы, например, между институтом и отраслью существенно размываются. К примеру, очень часто отдельный институт включает в свою структуру столько правовых норм, что его можно выделить в целую подотрасль или же отдельную отрасль права. Примером тому является подотрасль обязательственных правоотношений в гражданской отрасли. Но подобные глобальные вопросы соотношения возникают очень редко, так как в большей части случаев дополнение и расширение институтов в отдельной отрасли занимает длительный промежуток времени.
Как система права соотносится с системой законодательства?
Теперь попытаемся понять, как система права и система законодательства соотносятся между собой. Ответ кроется в самой сути законодательства. Если задуматься, что эта категория собой представляет, то в голову сразу приходят мысли о многих нормативных актах. В данном случае нормативные акты включают в себя нормы права, институты и отрасли. Именно благодаря этим нормативным документам право практически реализует свои отношения. Но в этом случае возникает вопрос: «Какое понятие шире — система права или законодательства?» В целом ответ на него очевиден.
Система законодательства существенно уже системы права, потому что нормативные акты, как правило, выдаются в пределах той или иной отрасли. То есть может быть сразу несколько актов, в которые включены нормы, например, гражданской отрасли. Помимо этого, система законодательства также включает в себя международные нормативные акты, которые также включают в себя нормы отдельных отраслей. Таким образом, правовая система, законодательство — это две взаимосвязанные категории, которые просто невозможно рассматривать в отдельности друг от друга.
Понятие системы законодательства
Учитывая все выше описанные особенности представленной юридической категории, можно сделать вывод, что система законодательства РФ – это совокупность всех без исключения нормативных актов, в которых проявляется структурный характер и внутреннее содержание характеристик права. Иными словами, мы говорим о форме проявления юридических отраслей, институтов и отдельных норм. Данная форма, как правило, имеет вид официальных документов: законов, указов, инструкций и т. п. При этом важную роль играет трактовка законодательства, как отдельной категории. Ведь именно благодаря ей системы законодательства Российской Федерации являются самостоятельной проблематикой для изучения.
Что такое законодательство?
Существует узкая и широкая трактовка законодательства, как отдельной категории. В первом случае под законодательством понимается лишь совокупность всех наиболее «авторитетных» нормативных актов, а именно законов. При узкой трактовке учитываются все без исключения НПА вне зависимости от своей юридической силы и места в системе. В данном случае наглядно видно, что система действующего законодательства в корне отличается от законодательства, как отдельного понятия. Потому что система подразумевает взаимосвязь и подчиненность её внутренних элементов.
Структура законодательства
Система российского законодательства, как уже указывалось ранее, является иерархией с четкой структурой. Однако структура этой категории имеет большое количество интерпретаций. Иными словами, существует несколько видов совокупности нормативных актов государства. Данные разновидности появляются вследствие упорядочивания разных критериев иерархии, в которой находятся между собой нормативные акты. То есть структура четко показывает, как различные НПА соотносятся между собой.
Виды законодательных структур
На сегодняшний день можно выделить несколько основных видов структур законодательства, а именно:
- Горизонтальное строение системы законодательства является продуктом регулирования отдельных правовых отраслей. Эта структура является совокупностью нормативных актов, которые объединены одним объектом регулирования. Например, можно выделить совокупности НПА, из которых состоит система налогового законодательства, уголовного, гражданского и т. п. Подобное можно увидеть практически в любой отрасли. В данном случае все акты не подчиняются друг другу на принципах юридической иерархии.
- Вертикальная структура является более приемлемой и понятной. Она подразумевает собой построение всех официальных документов по их юридической силе. То есть нормы всех без исключения НПА взаимосвязаны между собой и находятся в состоянии жесткой иерархии. Как правило, во главе законодательной базы находится Конституция — основной закон. На базе его принципов издаются остальные документы, а именно: законы и подзаконные акты. Помимо того, как и в случае горизонтального строения, все НПА регулируют отношения в определенной области человеческой жизнедеятельности. Таким образом, разные элементы системы права находят свое применение в НПА, которые при этом наделены разной юридической силой.
Помимо представленных видов законодательных структур, существуют также примеры иного построения и взаимосвязи НПА. Их выделяют в зависимости от территориального устройства каждого конкретно взятого государства.
Система законодательства разных государств
Учитывая совершенно разнообразные принципы территориального построения, которые применяются в разных странах, можно выделить системы законодательства на основе действия этих факторов. Например, существует законодательство федерации, республики и автономии. Что касается первой категории, то эта система также подразделяется на общефедеральное и законодательство субъектов федерации. Это значит, что на общенациональном уровне государственные органы власти издают НПА, которые регулируют те или иные отношения на всей без исключения территории. При этом субъекты федерации наделены правом издавать свои нормативные документы, которые также регулируют определенные вопросы, связанные с регулированием общественных отношений. Однако официальные нормативные акты субъектов территориального устройства не должны конкурировать с общенациональными. Подобный вид структуры законодательства можно наглядно увидеть в Российской Федерации.
Законодательство республики и автономии
Законодательство, а точнее, его система в республике, представляет собой единую совокупность нормативных актов. Иными словами, мы говорим исключительно о наличии только общенационального уровня издания нормативных актов. Существует единый орган, который уполномочен выдавать НПА. Однако этот принцип нарушается, если в составе республики есть автономия. Такие территориальные единицы, как правило, наделены возможностью выдавать нормативные акты, для регулирования своего внутреннего процесса жизнедеятельности. Однако во всех остальных случаях основным координатором является линия республиканских законодательных актов.
Суть комплексного законодательства
Во многих государствах существует так называемое комплексное законодательство. Его суть очень часто непонятна даже в ученой среде. Поэтому люди задаются вопросом, что такое система законодательства комплексного характера. Как правило, суть данной категории состоит в том, что ею регулируются наиболее специфические вопросы и общественные отношения. К подобным можно отнести отношения в сфере правового положения молодежи, женщин, этнических групп, транспортное, медицинское законодательство и т. п. Иными словами, регулируются вопросы, которые не входят в пределы объекта. Какой-либо юридической отрасли.
Заключение
Итак, в данной статье автор рассмотрел такое понятие, как система законодательства. Понятие и структура этой категории были также представлены. Следует отметить, что теоретические наработки в данной сфере все еще проводятся учеными. Они просто необходимо, ведь от качества системы нормативных актов будет зависеть уровень реализации права целиком.
businessman.ru
Структура системы законодательства. Виды отраслей законодательства.
Структура системы законодательства — внутренняя организация упорядоченных нормативно-правовых актов, которая выражается в их согласовании и разделении на отрасли и институты законодательства.
Структуру системы законодательства можно классифицировать по таким критериям:
- предмету правового регулирования (отраслевая),
- юридической силе актов (субординационная),
- особенностям формы государственного устройства (государственно-организационная).
Представим их на схеме:
Структура системы законодательства |
||
Отраслевая (горизонтальная) — отражает предмет правового регулирования |
Субординационная, или иерархическая (вертикальная) — отражает юридическую силу актов |
Государственно-организационная (вертикальная) — отражает особенности формы государственного устройства |
— деление нормативно-правовых актов по предмету регулирования: гражданское законодательство, уголовное законодательство, административное законодательство и др. |
— деление нормативно-правовых актов на определенные группы по их юридической силе: законы, указы, постановления правительства, нормативные акты местных органов власти и др. |
— деление нормативно-правовых актов по территориальному значению: законодательство федеральное и законодательство субъектов федерации (напр., в Российской федерации) |
Несовпадение целого ряда отраслей права и отраслей законодательства обусловливает необходимость провести классификацию отраслевой (горизонтальной) структуры системы законодательства, установить виды отраслей законодательства с учетом степени их соответствия отраслям, подотраслям, институтам права.
На схеме это выглядит так:
Отраслевая структура системы законодательства — виды отраслей: |
||
отраслевое законодательство |
специальное (внутриотраслевое) законодательство |
комплексное (межотраслевое) законодательство |
— содержит нормы одной отрасли права, предметом регулирования которой является определенная сфера (род) общественных отношений, которая требует юридически однородных приемов воздействия. |
— содержит нормы подотрасли (реже института) права, предметом регулирования которых является группа (вид) или совокупность групп (видов) общественных отношений, которая требует юридически однородных приемов воздействия. |
— содержит нормы нескольких отраслей права, регулирующих различные виды общественных отношений, которые составляют относительно самостоятельную сферу общественной жизни, требующую юридически разнородных способов воздействия, складывающихся в целостныйкомплексный метод. |
— Здесь формирование отрасли идёт от юридического начала — метода: отрасль законодательства, как правило, совпадает с отраслью права (уголовное, трудовое, административное законодательство). |
— Здесь формирование отрасли идёт от юридического начала — метода: подотрасль или институт права составляют законодательство, которое является частью определенной отрасли законодательства (горное, водное, лесное законодательство как внутриотраслевые элементы экологического законодательства). |
— Здесь формирование отрасли идёт не от юридического начала — метода, а от социального начала — предмета, и отрасль законодательства состоит из норм различных отраслей права (законодательство о приватизации, местном самоуправлении, хозяйственное /предпринимательское/ и др.). |
{module 109}
studentu.info
Структура законодательства
Содержание
Введение ……………………………………………………………………… 3
1. Система законодательства. Юридическая природа, сущность системы законодательства ………………………………………………………… 4
1.1 Понятие и система законодательства ………………………………. 4
1.2 Систематизация
законодательства …………………………
2. Структура законодательства
…………………………
2.1 Отраслевая структура законодательства …………………………… 22
2.2. Иерархическая структура законодательства ……………………… 24
2.3. Федерально-территориальная структура системы законодательств …………………………………………………………. 29
Заключение ……………………………………………………….…………..
Список использованных источников ………………………………………. 34
Введение
Процесс преобразования российского общества находит свое отражение в функционировании многих закономерностей социально-правового характера. Одновременно с формированием новых социально-экономических, политических и духовных предпосылок построения российского правового государства обновляется содержание нормативного материала, видоизменяются тенденции его совершенствования и развития. Это необходимость строгого обеспечения верховенства закона во всех сферах жизни общества; специализация, унификация, интенсификация законодательства; увеличение массива технико-юридических предписаний.
Четкость, логичность и последовательность нормативных актов говорит о характере государственного режима, существующего в стране. Несомненна актуальность данной проблемы. Особую важность она приобретает в процессе построения правового государства, потому что от построения системы законодательства зависит не только деятельность государства в целом, но и жизнь каждого человека. Свободным и защищенным чувствует себя человек, который знает, что существующие нормативно-правовые акты закрепляют его права и обязанности, что законы не имеют обратной силы и т.п.
В работе использованы идеи и разработки, содержащиеся в трудах таких исследователей, как С. С. Алексеев, Л. М. Карапетян, А. С. Пиголкин, Б. С. Эбзеев, Р. З. Лившиц, В. Г. Стрекозова, А. Б. Венгеров, С. А. Комаров А. В. Малько и т. д.
Цель работы:
— изучение системы и структуры законодательства;
Для достижения цели исследования потребовался выход на решение следующей задачи- Изучить понятие «системы законодательства», ее сущность и строение.
1. Система законодательства. Юридическая природа, сущность системы законодательства
- Понятие и система законодательства.
Определение понятия законодательства – проблема не только теоретическая. Сам подход к этому вопросу связан с правопониманием и характером правового регулирования. В различных словарях понятие «законодательство» трактуются по-разному:
Законодательство — общность и дух всех постановлений, законов страны1;
Законодательство —
Законодательство —
Законодательство —
Законодательство – совокупность всех правовых норм, действующих в данном государстве5.
Законодательство
— система законодательных
С. С. Алексеев ранее понимал под законодательством совокупность всех нормативных актов, в том числе ведомственных. Позже к законодательству он относит лишь совокупность законов, допуская возможность включения в законодательство иных нормативных актов при условии их издания в порядке делегирования законодательных полномочий.
А. С. Пиголкин и М. С. Студеникина полагают, что в узком, собственном смысле под законодательством понимается система нормативных актов, издаваемых высшими органами законодательной и исполнительной власти, т.е. законодательные акты и правительственные решения нормативного характера6.
Лившиц Р. З.
руководствовался двумя трактовками
законодательства (широкой и узкой).
При широкой трактовке в
Широкое понимание законодательства принижает роль закона, объединяет в единое целое законы и подзаконные акты. Но такое понимание очень удобно для органов управления, для общества, которое не хочет или не может связывать себя рамками закона. Широкое понимание законодательства это путь размывания закона, подмены его управленческими решениями. Превалирование управленческих решений, их большой объем по сравнению с законами характерны для императивного правового регулирования. Дело в том, что закон по своей природе – всеобщая правовая норма и потому открывает большой простор для правоприменения, а это как раз характеризует диспозитивное регулирование. Управленческие решения более конкретны и оперативны по сравнению с законом, здесь остается мало места для свободы правоприменителей, а это характеризует императивное регулирование.
Под системой законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права7. Данная система является внешним выражением системы права. Последняя же, свое реальное бытие получает именно в четких, формально-определенных актах — документах. Однако совпадение между системой права и системой законодательства в пределах от отдельной нормы до права в целом не абсолютно. В этих границах они существуют самостоятельно, так как обладают своей спецификой, имеют собственные тенденции развития8.
Система законодательства Российской Федерации ряд слабых сторон. К таким сторонам ученые правоведы относят: бессистемность, внутреннюю противоречивость, излишнюю множественность нормативных правовых актов.
В правоприменительной практике иногда возникают ситуации, когда спорное отношение имеет правовой характер, входит в сферу правового регулирования, но не предусмотрено конкретной нормой права. Правоприменитель обнаруживает пробел в законодательстве — отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования.
Круг общественных отношений, составляющих сферу правового регулирования, устанавливается законодателем двумя способами.
Во-первых, каждая юридическая норма регулирует отдельный вид общественных отношений, признаки которого описываются в ее гипотезе. Таким образом, каждая норма имеет свои «участок» в общей сфере правового регулирования. Совокупность подобных «участков», если иметь в виду все без исключения нормы какой-либо отрасли, и составит общую сферу правового регулирования данной отрасли.
Во-вторых, круг
отношений, которые признаются правовыми,
законодатель закрепляет по отраслям
права посредством
В части 1 названной статьи предусмотрено, что «гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников»9.
В статье 2 Семейного кодекса Российской Федерации «Отношения, регулируемые семейным законодательством» записано: «Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей»10. Аналогичным образом фиксируется круг правовых отношений и в других отраслях права.
Вместе с тем для правоприменителя недостаточно определить правовой характер рассматриваемого случая. Ему необходимо знать, каковы его правовые последствия. Эту информацию он может получить лишь из конкретных норм, в диспозициях которых сформулированы в общем виде права и обязанности сторон. Если таких норм нет, то налицо пробел в законодательстве.
Пробелы в законодательстве существуют в основном вследствие двух причин: во-первых, в результате появления новых общественных отношений, которые в момент принятия закона не существовали и не могли быть учтены законодателем; во-вторых, из-за упущений при разработке закона.
1.2 Систематизация законодательства.
Систематизация законодательства — это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативного материала путем его обработки и расположения по классификационным критериям, избираемом в соответствии с разрешаемыми это деятельностью задачами11.
Систематизация
законодательства преследует цель стабилизации
правопорядка, приведения нормативно
— правового регулирования в
Результаты систематизации — своды, кодексы, сборники нормативных актов.
Если система
права как следствие
Систематизация в конечном счете также обусловлена объективно существующей системой права (кодексы, например, объединяют юридические нормы одной и той же отрасли права), содержанием систематизируемых правил поведения, объективной потребностью в сборниках нормативных актов того или иного рода и т.п., но по форме своего выражения она всегда субъективна.
В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по особым системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты.
В странах, где действует прецедентное или обычное право, систематизация правовых норм представляет собой сложную проблему, поскольку современное законодательство лишь формально признаёт нормативно — правовую состоятельность прецедентов и правовых обычаев.
Систематизация законодательства — это постоянная форма развития и упорядочения действующей правовой системы. В современных цивилизованных государствах имеется значительное число нормативных актов, принимаемых различными правотворческими органами. Правотворчество не может остановиться на определенном этапе, а все время находится в движении, развитии в силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих правового регулирования.
Постоянно меняющаяся правовая система, ее развитие и совершенствование, принятие новых нормативных актов, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативных решений объективно обусловливают упорядочение всего комплекса действующих нормативных актов, их укрупнение, приведение в определенную научно обоснованную систему, издание разного рода сборников и собраний законодательства. Такая деятельность по приведению нормативных актов в единую, упорядоченную систему обычно называется систематизацией законодательства.
Систематизация законодательства необходима, во-первых, для дальнейшего развития законодательства. Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности, способствуют ликвидации пробелов, устарелостей и противоречий в действующем законодательстве.
Во-вторых, она
обеспечивает удобства при реализации
права, возможность оперативно находить
и правильно толковать все нужн
В разные периоды жизни государства потребность в систематизации законодательства бывает различна. Когда накапливается в течение многих лет большой объем нормативно-правового материала, когда действует значительное число нормативных актов, принятых в разное время и к тому же перекрывающих друг друга, действующих в усеченном объеме или попросту устаревших, фактически утративших силу, систематизация законодательства особенно необходима. В условиях же существенной ломки, революционного преобразования правовой системы, когда отменяются целые нормативные блоки, регулирующие отживающие, подлежащие существенному реформированию отношения, когда по сути дела создается качественно новая общественно-экономическая система, объективно требующая обновленных законов, систематизация законодательства как бы уходит на второй план.
Ныне в России темпы правотворческой и в первую очередь законодательной деятельности как никогда высоки. Создаются сотни и тысячи новых нормативных актов, существенно меняющих характер и основные принципы правового регулирования. Однако если сейчас не заниматься упорядочением действующей нормативной базы, которая увеличивается весьма быстрыми темпами, в будущем возникнут большие трудности в нахождении и использовании действующих норм права, хаос и неразбериха в российском нормативном хозяйстве. Дело осложняется еще и тем, что сейчас, когда создается практически новая правовая система в Российской Федерации, нужно также срочно решить судьбу формально действующих нормативных актов России и их частей, которые полностью либо частично противоречат новым нормативным решениям или попросту безнадежно устарели.
stud24.ru
3. Федеративная структура законодательства. Теория права
Россия будет федерацией. Федерация подразумевает большую или меньшую самостоятельность ее субъектов. Кстати, эта самостоятельность распространяется и на принятие правовых норм. Российское законодательство включает по϶ᴛᴏму в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с принципами федерации акты федеральной власти и акты субъектов федерации. Соотношение данных актов, их соподчиненность, компетенция федерации и ее субъектов по принятию нормативных актов — таковы основные проблемы федеративного законодательства. Стоит отметить — они составляют сегодня одну из главных забот России.
Во многих странах накоплен значительный опыт решения федеративных проблем. Поскольку чаще всего (хотя и не всегда) федеративные проблемы обусловлены проблемами национальными, то быстрого и легкого решения, как свидетельствует история, они не имеют. Эти проблемы решаются в течение десятилетии, а то и веков. Наша страна также имеет ϲʙᴏй опыт решения федеративных и национальных проблем. Уместно отметить, что опыт, к сожалению, негативный.
Свыше 70 лет мы жили в многонациональном государстве, кᴏᴛᴏᴩое, согласно Конституции, было федерацией. При этом фактически государство бьио унитарным. Считалось, что национальный вопрос в стране решен, связанных с ним проблем у нас не существует. По϶ᴛᴏму субъекты федерации — союзные, автономные республики - оказывались административными подразделениями без самостоятельных прав. Нет необходимости возвращаться к данным вопросам вновь, они подробно описаны. Мы покажем, как провозглашенный формальный федерализм при фактической унитарности проявляли себя в формировании и развитии законодательства.
В довоенные и послевоенные годы союзные республики (не говоря об автономных) ϲʙᴏего законодательства, кроме конституций и отдельных кодексов, не имели. Конституции республик дублировали в общем и целом Конституцию СССР 1936 года. Во всем остальном применялись только общесоюзные акты. После XX съезда КПСС, в 50-е гг., были приняты решения о расширении прав союзных республик, в т.ч. и в принятии собственного законодательства. Стоит сказать — получила развитие двухступенчатая структура отраслевого законодательства: на уровне Союза ССР принимались основы законодательства (уголовного, гражданского, трудового и др.), а затем на уровне союзных республик принимались ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие кодексы, опиравшиеся на основы и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовавшие им. Отметим, что теоретическое объяснение схемы <основы — кодексы> было таким. В стране, как федерации, достигается сочетание компетенции Союза и республик в принятии законов. Важно заметить, что одни законы, по важнейшим и первостепенным проблемам, ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к исключительной компетенции Союза; другие законы, менее важные — к совместной компетенции Союза и республик;
третьи — к исключительной компетенции республик. Внешне все выглядело достаточно логично и убедительно.
При этом реальное состояние законодательства, хотя формально не противоречило ϶ᴛᴏй схеме, фактически оказалось целиком унитарным.
Сначала, как и
следовало, принимались основы. Во всех отраслях законодательства (за исключением,
пожалуй, уголовного) в основах закреплялись все или подавляющее большинство
важных решений. За пределами основ оставались менее важные вопросы, кᴏᴛᴏᴩые
могли быть решены в кодексах. Но и здесь республики были фактически лишены
самостоятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
Еще до разработки проекта кодекса все союзные республики
получали из Москвы (обычно из юридического отдела Президиума Верховного Совета
СССР) рекомендации о том, как следовало решать вопросы, выходящие за пределы
основ. Проект кодекса республики включал как положения, прямо переписанные из
основ (их было большинство), так и положения, кᴏᴛᴏᴩых не было в основах, но по
кᴏᴛᴏᴩым были даны рекомендации из Москвы. Затем подготовленный проект кодекса
привозили в Москву на согласование, кᴏᴛᴏᴩое проводилось в юридическом отделе
Президиума и имело цель обеспечить единство принимаемых решений в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии
с основами. После консультаций проект дорабатывался, вносился на утверждение
Верховного Совета союзной республики и единогласно принимался. Вот почему
кодексы союзных республик походили друг на друга как близнецы; Стоило большого
труда найти отличия между ними, хотя ϶ᴛᴏ и старались сделать, ɥᴛᴏбы показать
самостоятельность республик.
Отметим, что теоретическая схема тройной компетенции оставалась не реализованной. Исключительная компетенция Союза была преобладающей. Совместная компетенция Союза и республик фактически также реализовывалась Союзом, а после принятого Союзом решения республика уже м могла его как-то видоизменить. Вся конструкция совместной компетенции была декоративным прикрытием фактического неравноправия Союза и республик. Компетенция республик существовала в очень редких, исключительных случаях, и то постепенно урезалась. Только один пример. При принятии Основ законодательства о труде (197,0) к исключительной компетенции союзных республик было отнесено только три вопроса: о случаях применения сверхурочных работ, привлечения к работе в выходные и праздничные дни и об установлении сроков выплаты заработной платы. Но даже данные три малозначительных вопроса 10 лет спустя, в 1980 г., были отнесены к совместному ведению Союза и республик.
Десятилетия формальной федерации и фактического унитаризма загнали национальный вопрос внутрь, но отнюдь не решили его. И как только ситуация в стране и обществе изменилась, последовал закономерный взрыв центробежных тенденций. Общество вынуждено расплачиваться за 70 лет принудительного унитаризма. Такой горькой платой был распад СССР. Сейчас Россия сталкивается с продолжением центробежных тенденций не только со стороны национальных субъектов федерации, но и со стороны краев и областей.
31 марта 1992 г. был подписан, а 10 апреля 1992 г. включен в прежнюю Конституцию России в качестве составной части Федеративный договор. В нем содержалось именно юридическое решение проблемы соотношения Федерации и ее субъектов. В договоре разграничены предметы ведения и полномочий между федеральными органами и субъектами Федерации. Договор заключен на трех уровнях: между Федерацией и суверенными республиками; между Федерацией и краями, областями, городами Москвой и Санкт-Петербургом; между Федерацией и автономными областями и округами. Структура всех трех частей договора одинакова. Сначала определяется исключительное ведение Федерации (исчерпывающий перечень), затем совместное ведение Федерации и субъектов (снова исчерпывающий перечень), все остальные вопросы отнесены к исключительному ведению субъектов. Сфера исключительного ведения Федерации во всех трех частях договора практически совпадает. Сфера совместного ведения и исключительного ведения субъектов Федерации определена шире для республик и несколько уже — для других субъектов Федерации.
По сравнению с прежним законодательством Союза ССР текст Федеративного договора содержал принципиальные отличия в пользу субъектов Федерации. В первую очередь, сфера их совместного с Федерацией ведения и сфера их исключительного ведения определены гораздо объемнее, чем раньше. Во-вторых, установлено, что субъекты Федерации участвуют в осуществлении федеральных полномочий через деятельность ϲʙᴏих депутатов в парламенте. В-третьих, установлено, что по вопросам совместного ведения законопроекты, подготовленные федеративными властями, должны предварительно направляться субъектами Федерации. Наконец, и ϶ᴛᴏ, пожалуй, самое главное, сфера исключительного ведения Федерации и сфера совместного ведения определены исчерпывающими полномочиями, а все остальное отдано субъектам Федерации. Таким образом, все то, что прямо не отнесено к федеральному или совместному ведению, отдано субъектам Федерации.
Федеративный договор предусматривал такую вертикаль нормативных актов: — законы (в т.ч. основы законодательства) и другие законодательные акты Федерации;
— законы и другие правовые акты республик в составе Федерации;
— правовые акты других субъектов Федерации.
Конструкция Федеративного договора исходила из неравного правового положения субъектов Федерации: статус республик был выше, чем у других субъектов. Это было видно и из того, что республики принимают законы, а остальные субъекты принимают правовые акты, не являющиеся законами, т. е. акты подзаконные. Процесс выравнивания статуса субъектов Федерации был продолжен, ϶ᴛᴏт процесс объективно обусловлен.
Новая Конституция Российской Федерации установила равные полномочия всех субъектов Федерации в сфере принятия законов. Конституция в основном сохранила разделение компетенции в области законодательства на исключительное ведение Федерации, совместное ведение Федерации и субъектов, и исключительное ведение субъектов Федерации. Так было и в Федеративном договоре. Но в отличие от Договора Конституция предоставила всем субъектам Федерации, а не только республикам, право принимать законы. Этим решением процесс выравнивания статусов субъектов Федерации в области законодательства был завершен, федеративная структура российского законодательства приобрела определенность. Вместе с тем применение новой Конституции России безусловно выдвинет дополнительные проблемы и потребует дополнительных решений.
КОНЕЦ
Пользовательское соглашение:
Интеллектуальные права на материал — Теория права — Р.З. Лившиц. принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и «3. Федеративная структура законодательства») собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе.
Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта Зачётка.рф настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие Теория права — Р.З. Лившиц. в любом онлайн-магазине.
Тег-блок: Теория права — Р.З. Лившиц., 2015. 3. Федеративная структура законодательства.
xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai
Структура гражданского законодательства
Определение 1
Гражданское законодательство – это определенная совокупность определенных нормативных актов, которые позволяют должным образом регулировать возникшие гражданские правоотношения. На основании статьи 71 Конституции Российской Федерации должное гражданское законодательство формируется и регулируется субъектами Российской Федерации, а также различными муниципальными образованиями. Данные муниципальные образования имеют полное и законное право на принятие нормативных и иных актов, а также могут регулировать нормы определенного гражданского права.
Необходимо говорить о том, что гражданское законодательство принимается на федеральном уровне и равномерно действует на всей территории Российской Федерации, то есть конкретной страны. Если говорить об источниках гражданского законодательства, то имеется основной источник под названием Гражданский кодекс Российской Федерации. Существуют отдельные статьи, которые содержатся в Конституции Российской Федерации и прочих кодексах. Тем не менее, основным источником права считается только Гражданский кодекс.
Структура гражданского законодательства
Современная структура российского гражданского законодательства формируется под воздействием ряда факторов, которые могут изменяться в строгой зависимости от внешних и внутренних факторов. Кроме того, изменение структуры гражданского законодательства может происходить на федеральном уровне, а также на уровне субъектов Российской Федерации.
На данный момент структура гражданского законодательства на территории России представлена следующими категориями:
- Конституция Российской Федерации. Конституция наделена высшей юридической силой и считается основным источником формального права в Российской Федерации. При помощи Конституции формируются, устанавливаются и регулируются отправные принципы системы правового регулирования. Иными словами, Конституция Российской Федерации является своеобразной базой, которая отвечает за все российское законодательство.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Кодекс имеет полное право регулировать статьи в соответствии с принятыми внешними и внутренними изменения, которые происходят на государственной территории, а также за ее пределами. Правовая форма выступает в иерархической системе, что позволяет направлять различные правовые статьи на необходимые точки.
- Федеральные законы, принятые на территории Российской Федерации. Стоит отметить, что именно эти законы представляют отдельный вид, который отражает нормативные и правовые акты в стране.
Замечание 1
Стоит отметить, что иерархическая особенность, которая наблюдается в отношении федеральных законов, может рассматриваться в соответствии с двумя основными позициями:
- Во-первых, это приоритет, который занимает именно иерархическую кодифицированность законов.
- Во-вторых, это приоритет, которым наделены все федеральные законы, которые были приняты на референдумах Российской Федерации.
Важное значение на этом уровне занимает и Конституционный суд Российской Федерации, который обеспечивает разрешение в спорных ситуациях на федеральном уровне.
Отличительные стороны российского гражданского законодательства
Само по себе российское гражданское законодательство отличается весьма сложной структурой. Прежде всего, это вызвано тем, что данная правовая отрасль относится к развитой правовой системе, где определены нормы и институты высокого обобщения.
К таким нормам относятся:
- нормы – принципы,
- нормы – дефиниции,
- также те нормы, которые определяют статус субъекта на общем правовом уровне.
spravochnick.ru