11. Особенности милитаризованной гос службы в рб.
1. милитаризированная служба направлена на осущ охранит деят-ти: обеспечение личной, гос безопасности.
2. если гражданская служба – всегда в органах, то милитаризированная (военная, правоохранительная) служба может проходить как в органах, так и в строевых формированиях, отрядах, батальонах
3. Военная и правоохранительная (милитаризованная) служба предъявляет повышенные треб к состоянию здоровья и физ подготовке служащих, кот проверяются при приеме на службу и в процессе службы. П: при решении вопр о продлении службы. Обязанность поддерживать уровень подготовки – обязанность поддерживать опред.физ состояние и навыки обращения со спец.снаряжением.
4. Сокращенные сроки пребывания на службе. Для основной массы милитаризированных служащих предельным сроком является 35-45 лет в зависимости от вида службы. (35 для поступления (в ОВД), 45 – предельный срок пребывания). Дальше возможно продление, но планка установлена. Предполагается, в 45 лет трудно поддерживать физ.здоровье и т.д.
5. Существенно больший, по сравнению с гражданскими служащими, объем соц гарантий: медицинские, образовательные, жилищные, пенсионное обеспечение.
6. Более жесткая иерархия и больше единоначалия.
7. Если на государственной гражданской службе служащим присваиваются классные чины, но на милитаризованной службе – воинские (для воинских должностей) или спец звания (для правоохранительной службы). При этом для милитаризированной службы воинские звания и спец.звания имеют большее влияние на условие прохождения, чем классные чины на ГГС. На воинск. и спец.званиях основаны объем полномочий, а также существенная часть соц.гарантий. Если для ГГС классные чины – доп.элемент, то для МС значение звания и должности равнозначно.
8. В отличие от ГГС служащие на МС м.находиться, не замещая должность гос.службы. М.служащие могут проходить службу вне должности. То, что для ГГС немыслимо в принципе. Пример: обучение в специализир. военных образоват. учреждениях (системы МЧС или МВД). Или в случае нахождения в распоряжении командира, или освобождения от должности в связи с организационно-штатными мероприятиями).
9. В соответствии с з-ном «О системе ГГС» также д.б. утверждены реестры должностей военной и правоохранит.службы. Фактически их нет. Структура должностей внутри конкретного органа, где проходит военная или альтернативная службы, утверждается по ведомству. Применительно к военной службе вообще трудно все должности свести в единую систему.
10. Более жесткие запреты на занятие иной деятельностью, кроме проф служебной. Для М.служащих – общий запрет на занятие любой оплачиваемой деят-тью, кроме преподавательской, научной, др творческой.
Правоохранительная служба.
12. Правовой статус гос служащих в рб.
Обязанности государственного служащего
В соответствии со ст. 21 Закона РБ «О гос службе в РБ», гос служащий обязан: поддерживать конституционный строй РБ, обеспеч неукоснительное соблюдение норм Конституции РБ и иных актов зак-ва; исполнять служебные обяз-ти в пределах полномочий, предоставленных ему зак-вом;
соблюдать ограничения, связанные с гос службой; обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов физ и юр лиц; соблюдать культуру общения, др нормы служебной этики; не допускать действий и поступков, порочащих гос службу и несовместимых с занятием гос должности; соблюдать установленные в ГО регламент, правила внутреннего трудового распорядка, должностные положения и инструкции, порядок работы со служебной информацией; в пределах своих должностных полномочий своевременно и объективно рассматривать обращ граждан и юр лиц и разреш их; сохранять, не распространять доверенные ему гос секреты, в том числе после прекращ гос службы; поддерживать необход уровень квалификации для эффективного исполнения своих служебных обяз-тей.
Права гос служащего
В соответствии со ст. 20 Закона РБ «О гос службе в РБ», гос служащий имеет право на: письм закрепление своих служебных обяз-тей и создание надлеж условий для их исполнения; принятие реш или участие в их подготовке в соответствии со служебными обяз-ями; посещение в устан порядке для исполнения служебных обяз-тей ГО, иных организаций; получение от граждан, ГО, иных организаций информации и др материалов, необход для исполнения служебных обязанностей; повышение квалификации и переподготовку за счет средств соответствующего бюджета или иных предусмотренных законодательством источников финансирования; повышение в должности, классе гос служащего; з/п и доп стимулирование труда; участие в конкурсе на занятие вакантной гос должности; получение вознаграждений за публикации и выступления, связанные с исполнением служебных обяз-тей, в порядке и на условиях, определяемых Правительством РБ по согласованию с Президентом РБ; ознакомление с материалами своего личного дела и другими документами перед внесением их в личное дело, приобщение к делу своих письменных объяснений; проведение по его треб служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; здоровые и безопасные условия труда; гос соц страхование, пенсионное обеспечение.
studfiles.net
1.1 Понятие милитаризованной службы. Милитаризованная служба России
Похожие главы из других работ:
Административно-правовой статус общественных объединений
2. Понятие и система государственной службы в РФ. Правовые основы государственной военной службы в РФ
В ч. 4 ст. 32 Конституции РФ особо выделяется государственная служба как важный институт непосредственного участия граждан в управлении делами государства. В соответствии с ч. 4 ст…
Административное право РБ
Понятие государственной службы. Назначение государственной службы. Принципы государственной службы
В юридической литературе в понятие «государственная служба» вкладывается вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе в целях выполнения задач и функций государства. Совокупность правовых норм…
Государственная гражданская служба РФ
3. Понятие должности государственной службы. Категории и группы должностей государственной гражданской службы
Под должностью государственной службы понимается учрежденная в установленном порядке первичная структурная единица государственного органа, определяющая содержание и объем полномочий и ответственности занимающего ее лица…
Государственные и муниципальные служащие как особая профессиональная группа
1.1 Понятие, сущность, цели и задачи государственной службы и муниципальной службы
В демократическом обществе государство является основной формой консолидации общечеловеческих и национальных, социальных и профессиональных ценностей и интересов его граждан. Свои задачи государство решает через государственную службу…
Милитаризованная служба России
1.2 Признаки милитаризованной службы
К признакам данной службы относятся: 1. Профессиональной обязанностью для милитаризованных служащих является защита жизни и здоровья людей, обеспечение безопасности граждан и установленного порядка управления…
Милитаризованная служба России
1.3 Виды милитаризованной службы
Виды военной службы могут быть определены по организационным структурам…
Милитаризованная служба России
1.4 Особенности милитаризованной службы
1. милитаризированная служба направлена на осуществление охранительной деятельности: обеспечение личной, государственной безопасности. 2. если гражданская служба — всегда в органах, то милитаризированная (военная…
Муниципальное право
§1. Понятие муниципальной службы как вида публичной службы
Местное самоуправление является одной из предусмотренных Конституцией Российской Федерации форм народовластия. В Конституции также всячески подчеркивается, что это самостоятельный уровень власти…
Основные стадии прохождения государственной службы в органах внутренних дел
1. Понятие и сущность государственной службы в органах внутренних дел и ее место в системе государственной службы Российской Федерации
Понятие «государственная служба» в юридической литературе толкуется по-разному: как социально-правовой институт; систему органов государства; вид деятельности человека…
Основные функции государственной службы
Глава 1. Понятие, сущность государственной службы в РФ, предмет основных функций государственной службы
…
Понятие и правовой статус муниципальной службы1.3 Понятие муниципальной службы как вида публичной службы
Муниципальная служба — это сложный, комплексный, социальный, правовой и организационный институт. Чтобы выявить те аспекты муниципальной службы, которые подчеркивают ее публичную направленность…
Преступления против основ конституционного строя, безопасности, политической системы, государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления Российской Федерации
3. Понятие и виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
Только нормально функционирующие государственные органы способны обеспечить экономическое процветание общества, права и свободы его членов…
Служба в органах внутренних дел как разновидность государственной службы Российской Федерации
1. Понятие и сущность государственной службы в органах внутренних дел и ее место в системе государственной службы Российской Федерации
Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации, по мнению В.Б. Гайдова [7,с 11], относится к числу наиболее урегулированных правом разновидностей государственной службы…
1.1 Понятие, сущность, цели и задачи государственной службы и муниципальной службы
В демократическом обществе государство является основной формой консолидации общечеловеческих и национальных, социальных и профессиональных ценностей и интересов его граждан. Свои задачи государство решает через государственную службу…
Уголовно-правовая характеристика превышения должностных полномочий
1. Понятие и общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
Уголовно-правовые нормы гл. 30 УК РФ предусматривают ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст.ст. 285 — 293 УК РФ)…
pravo.bobrodobro.ru
Занятие 2 милитаризованная государственная служба
Особенности милитаризованной службы как вида государственной службы.
Виды милитаризованной службы: военная служба и правоохранительная служба.
Воинские и правоохранительные государственные должности.
Правовой статус милитаризованного служащего.
Порядок присвоения, сохранения и лишения воинских и специальных званий.
Продвижение на милитаризованной службе.
Прекращение милитаризованной службы.
Нормативные правовые акты
ФЗ «О системе государственной службы в РФ» от 31 мая 2003 г. // СЗ РФ. 2003. №. Ст.
ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 13. Ст.1475.
ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 22. Ст.2331.
ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21 июля 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст.3586.
Закон РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г.// ВВС. 1991. № 16. Ст.503; СЗ РФ. 1999. № 18. Ст.2346.
Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. // ВВС РФ. 1993. № 2. Ст.70.
Указ Президента РФ «Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации» от 16 ноября 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 47. Ст.5742.
Контрольные вопросы
Служба в каких государственных органах и организациях относится к военной службе?
Назовите отличительные признаки милитаризованной службы.
Каково соотношение воинских и специальных званий с квалификационными разрядами гражданских государственных служащих?
Из каких стадий складывается процесс прохождения военной и милитаризованной государственной службы?
Каким способом замещаются военные должности высшего начальствующего состава?
Каков перечень документов, необходимых при поступлении на милитаризованную государственную службу?
Как соотносятся между собой конкурс и назначение на государственную должность, конкурс и квалификационный экзамен?
В каких случаях при поступлении на государственную службу устанавливается испытание?
С какой целью проводится аттестация государственных служащих и какие последствия она влечет?
Какие меры поощрения предусмотрены законодательством для военных и милитаризованных служащих?
В каких случаях военнослужащие могут привлекаться к дисциплинарной и материальной ответственности?
По каким основаниям возможно прекращение милитаризованной службы?
Задания
Заполните карту сравнительного анализа:
Признаки | Виды службы | |||
Таможенная | Полицейская | Милицейская | Военная | |
Содержание службы | ||||
Нормативная основа | ||||
Способы замещения должностей | ||||
Знаки отличия | ||||
Меры поощрения и взыскания | ||||
Прекращение государственно-служебных отношений |
ЗАДАЧИ
1. Трошев, уволенный с должности командующего военным округом, имеющий звание генерал-полковника, распоряжением Президента РФ был назначен на должность заместителя руководителя Федеральной службы безопасности РФ.
Через полгода Трошев распоряжением Правительства РФ был назначен заместителем министра РФ по физической культуре и спорту.
Какое специальное звание и квалификационный разряд ему должны были быть присвоены, и в каком порядке? Сохраняется ли за ним воинское звание?
(ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г.; Указ Президента РФ «О денежном довольствии военнослужащих» от 1 июня 2002 г.; Указ Президента РФ «О денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы министерства юстиции РФ, государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции и налоговых органов» от 30 июня 2002 г.)
2. Пиманов решил поступить на военную службу по контракту. Рядом с его местом жительства находилась войсковая часть, где имелось несколько вакантных воинских должностей. Пиманов обратился к командиру части с заявлением о назначении его на должность начальника отдела мобилизационной подготовки, которой соответствует воинское звание майора.
Командир части пояснил Пиманову, что, во-первых, ему следует обратиться в военный комиссариат по месту жительства, во-вторых, поскольку он является старшим лейтенантом запаса, он не вправе претендовать на воинскую должность, которой соответствует воинское звание майора, в-третьих, правом назначения на должность начальника отдела обладает вышестоящий воинский начальник – командир соединения, и только с его согласия командир воинской части может заключить контракт с Пимановым.
Дайте юридический анализ дела.
(ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г; Положение о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г.)
3. Капитан 1 ранга Орлов был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде строгого выговора за неисполнение директивы командующего флотом о запрете повторного приема на военную службу по контракту бывших военнослужащих, уволенных по дискредитирующим основаниям.
Капитан 1 ранга Орлов обратился в гарнизонный военный суд с жалобой на незаконно назначенное ему дисциплинарное взыскание, полагая, что не мог отказать мичману Борисову в заключении контракта на военную службу, поскольку он соответствовал всем требованиям, предъявляемым к кандидатам на данную воинскую должность. О директиве командующего флотом он не знал, так как не был с ней ознакомлен.
Разрешите дело по существу.
(ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г; Положение о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г.)
4. М. Был уволен со службы в органах внутренних дел, с должности начальника изолятора временного содержания по сокращению штатов. Через два месяца после увольнения он обратился в районный суд с заявлением о восстановлении на службе, поскольку, во-первых, был уволен без прохождения военно-врачебной комиссии, а во-вторых, ему не предложили вакантную должность – инспектора по лицензионно-разрешительной работе.
В суде представитель ГУВД области пояснил, что М. Отказался проходить ВВК в районной больнице, а для занятия должности инспектора ЛРР у него нет необходимого образования.
Разрешите дело по существу.
(Закон РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г.; Постановление ВС РФ «Об утверждении положения о службе в органах внутренних дел РФ и текста присяги сотрудника органа внутренних дел РФ» от 23 декабря 1992 г.)
5. Прокурор области принес протест на приказ начальника регионального таможенного управления о назначении Давайкина на должность начальника таможенного поста, поскольку, во-первых, он является зятем начальника таможни, что нарушает требования ФЗ «Об основах государственной службы РФ», а во-вторых, он не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым для данной должности, поскольку до своего назначения он работал в течение пяти лет в Центральной таможенной лаборатории, а не в таможенных органах. Кроме того, на момент назначения Давайкин имел специальное звание капитана таможенной службы.
Начальник регионального таможенного управления отклонил протест прокурора, указав, что его приказ не противоречит ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» и актам ГТК РФ.
Прокурор обратился в суд с требованием отменить приказ начальника регионального таможенного управления, указав, что таможенный пост не обладает правами юридического лица, поэтому Давайкин и его непосредственный начальник проходят службу в одном органе.
Как следует разрешить данное дело? Какое специальное звание может иметь начальник таможенного поста? Кому он подчиняется? Какие квалификационные требования установлены для данной должности?
(Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21 июля 1997 г.; Указ Президента РФ «Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации» от 16 ноября 1998 г.)
6. Лейтенант Артемьев по окончании военного училища в соответствии с законом «О воинской обязанности и военной службе» заключил контракт о прохождении военной службы в воинской части, стоящей под Москвой. Однако вскоре часть была передислоцирована в район Крайнего Севера. Прибыв к новому месту службы, Артемьев подал рапорт об увольнении в запас, указав, что его жена не может жить в северном климате по состоянию здоровья.
Дайте юридический анализ дела. Назовите, какие обязательные условия предъявляются действующим законодательством к контракту о прохождении военной службы в Вооруженных Силах РФ? Какие требования предъявляются к гражданам, поступающим на военную службу по контракту? Какие основания для отказа в заключении контракта установлены законом?
(Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г.; Положение о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г.)
7. За употребление спиртных напитков в наряде по воинской части с военнослужащими срочной службы, на офицера Молодцова командиром части наложено дисциплинарное взыскание – предупреждение о неполном служебном соответствии. Одновременно материалы служебного расследования по данному происшествию были направлены на рассмотрение товарищеским судом чести младших офицеров, который принял решение ходатайствовать перед командиром об увольнении Молодцова с военной службы за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего, что, впоследствии, и было исполнено. Считая свое увольнение незаконным, Молодцов обжаловал действия командования в военный суд.
Дайте юридический анализ дела.
(ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г.; Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ)
8. При поступлении на государственную службу в таможенные органы Шумилов представил в отдел кадров документы, характеризующие его личность. Но от него потребовали также представления данных о месте рождения, месте работы, месте жительства родителей. Он сказал, что это бюрократизм, но требования выполнил. Пройдя конкурс, Шумилов заключил контракт сроком на 10 лет и был назначен на должность. Вопреки его желанию ему установили испытание продолжительностью в три месяца. По истечении испытательного срока ему было присвоено звание прапорщика таможенной службы. За отказ от участия в соревнованиях на него наложили дисциплинарное взыскание. Через три года он просил о присвоении очередного специального звания. Начальник ответил, что еще рано, к тому же он имеет взыскание.
Правомерны ли действия участников данного служебного отношения?
(Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21 июля 1997 г.; Указ Президента РФ «Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации» от 16 ноября 1998 г.)
9. В связи с организационно-штатными мероприятиями старший лейтенант таможенной службы Переплетов, занимавший должность старшего инспектора отделения таможенного оформления пассажиров, с его согласия был зачислен в распоряжение начальника таможни сроком на три месяца для последующего трудоустройства в таможенных органах РФ. По окончании организационно-штатных мероприятий его должность была сокращена, отделение переименовано в отделение таможенного оформления и таможенного контроля пассажиров, а Переплетов уволен. Суд вынес решение о восстановлении Переплетова на службе.
Дайте юридический анализ дела. Каково юридическое значение зачисления сотрудника в распоряжение начальника таможенного органа и продолжает ли действовать в этот период контракт? Следует ли заключить с Переплетовым новый контракт или продолжает действовать ранее заключенный, а Переплетов восстанавливается в должности?
(ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21 июля 1997 г.; Положение о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах РФ, утв. Приказом ГТК РФ от 26 ноября 1997 г. № 701; Инструкция о порядке зачисления сотрудника в распоряжение начальника таможенного органа РФ при проведении организационно-штатных мероприятий, утв. Приказом ГТК РФ от 24 августа 2001 г. № 840.)
studfiles.net
1.2. Структура системы государственной службы России
Понятие структура (от лат. – struktura) означает строение, взаимо-расположение и связь чего-либо. Структура системы – это ее организаци-онная характеристика, представляющая собой совокупность устойчивых, системообразующих связей и отношений, обеспечивающих стабильность и равновесие системы, взаимодействие, соподчиненность и пропорциональ-ность составляющих ее элементов.
Структура государственной службы Российской Федерации как сис-темы определена Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». В обобщенном виде она представлена на рис.2.2.
Рис. 2.2. Структура системы государственной службы РФ
Рис. 2.2. Структура системы государственной службы РФ
В соответствии со ст.2 указанного Закона она подразделяется на три ее вида: государственную гражданскую службу, военную службу и право-
охранительную службу.
Государственная гражданская служба – это вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятель-ность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий Федераль-ных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ. В субъектах РФ может быть только государственная гражданская служба. Работникам государственной гражданской службы присваиваются классные чины.
Правовое регулирование государственной гражданской службы, как вида государственной службы Российской Федерации, осуществляется Фе-деральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 22.11.2011г.) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»1
Военная служба – вид федеральной государственной службы, пред-ставляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воин-ских формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспече-нию обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваивают-ся воинские звания.
Правовое регулирование военной службы, как вида государственной службы Российской Федерации, осуществляется специальным Федераль-ным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (ред. от 08.12.2011 г.) «О воин-ской обязанности и военной службе»,2 а правовой статус военнослужащих – Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (ред. от 12.012.2011 г.)
«О статусе военнослужащих».3
Правоохранительная служба – вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятель-ность граждан Российской Федерации на должностях правоохранительной службы в государственных органах по обеспечению безопасности, закон-ности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и сво-бод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания (в органах МВД и др.) и классные чины (например, в органах про-куратуры).
Правовое регулирование правоохранительной службы, как вида го-сударственной службы Российской Федерации, в настоящее время осуще-ствляется, например, Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».1 Действие этого закона распространено также на сотрудников федеральной фельдъегерской службы, сотрудников уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации и др.
Государственная гражданская служба подразделяется на федераль-ную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъ-екта РФ. Военная и правоохранительная служба являются видами Феде-ральной государственной службы.
В.В. Черепанов отмечает общие черты и различия между видами го-сударственной службы, которые состоят в следующем:
Общим является то, что все виды государственной службы объединяет:
во-первых, принадлежность к профессиональной служебной деятельности;
во-вторых, нахождение на должностях государственной служ-бы;
в-третьих, то, что они финансируются только за счет средств государственного бюджета,
Главное различие состоит в функциональном предназначении того
или иного вида службы, в соответствии с которым гражданин выполняет свои функциональные служебные обязанности и ему присваивается либо классный чин, либо воинское звание (например, майор), либо специальное звание (например, майор полиции, майор юстиции, майор внутренней слу-жбы).
На государственной гражданской службе основная функция – обес-печение исполнения полномочий государственных органов и лиц, замеща-ющих государственные должности Российской Федерации и субъектов РФ, т.е. функция государственного управления. К данному виду государствен-ной службы относится служба во всех гражданских министерствах и ведомствах (в основном социально-экономический блок). Гражданская служба считается доминирующей в органах государственной власти и осу-ществляется в аппаратах Администрации Президента России, органов за-конодательной и исполнительной власти Российской Федерации и субъ-ектов РФ, аппаратах судов, избирательных комиссий, контрольно-надзор-ных органов (Счетная палата РФ и др.)..
Функция военной службы не управленческая, а обеспечение обо-роны и безопасности государства. К данному виду государственной служ-бы относится военная служба в Министерстве обороны, ФСБ (включая погранслужбу и пограничные войска), во внутренних войсках МВД Рос-сии.
На правоохранительную службу возложена функция обеспечения общественной безопасности, законности и правопорядка, борьбы с пре-ступностью в стране и т.д. К ней относится правоохранительная служба в органах МВД, госнаркоконтроля, в уголовно-исполнительной системе Минюста России, в органах Прокуратуры.1
Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ предусмотрено так-же (п.3 ст.8), что в одном государственном органе возможно наличие двух или трех видов государственной службы. В частности, в системе МВД Рос-сии наряду с основной правоохранительной службой имеются должности военной и государственной гражданской службы, в Министерстве обороны – военной и государственной гражданской.
По вертикали государственная гражданская служба подразделяется на два уровня:
Федеральная государственная служба – это профессиональная
служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государствен-ных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
Государственная гражданская служба субъектов РФ – это про-фессиональная служебная деятельность граждан на должностях государ-ственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.
Общим для данных уровней государственной службы (высшего и низшего) является то, что оба они представляют собой профессиональную служебную деятельность граждан и обеспечивают исполнение полномочий соответствующих государственных структур и должностных лиц. При этом федеральная государственная служба профессионально обеспечивает деятельность центральной (федеральной) власти, а региональная – госу-дарственной власти соответствующего субъекта РФ. Денежное содержа-ние госслужащие получают из разных государственных бюджетов – пер-вые из федерального, другие — из регионального.
Пунктом 4 ст.2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ установлено, что Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее органи-зация — в ведении субъекта Российской Федерации.
Таким образом, система государственной службы Российской Феде-рации, построенная на основе определенных принципов и механизмов, представляет собой публично-правовую, организационную и социальную систему, направленную на обеспечение исполнения государственными органами и лицами, занимающими государственные должности Рос-сийской Федерации и субъектов РФ (политиками), задач и функций Российской Федерации и ее субъектов.
studfiles.net
Виды и структура государственной службы — Мегаобучалка
В государственной службе Российской Федерации существует разделение по видам: государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба.
Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.
Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.
Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации.
Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта РФ, а ее организация — в ведении субъекта РФ.
Структура государственной службы Российской Федерации строится исходя из требования единства государственной и муниципальной службы.
Должность выступает важнейшей формой разделения труда и системообразующим элементом должностной и организационной структуры.
Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.
Под конкурсом обычно понимается соревнование между двумя и более кандидатами на занятие вакантной должности.
Необходимыми элементами конкурса являются:
наличие претендентов, выставляющих свою кандидатуру на конкурс;
конкурсная комиссия, которой предоставляется право на основе положения о проведении конкурса выбрать приемы и методы его проведения;
механизм оценки достоинств конкурсантов и принятие решений по итогам конкурса;
механизм информирования общественности о ходе и результатах конкурса.
Правом на участие в конкурсе обладают граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, установленным законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.
Гражданский служащий вправе на общих основаниях участвовать в·конкурсе независимо от того, какую должность он замещает на период проведения конкурса.
Государственный орган публикует объявление о приеме документов для участия в конкурсе не менее чем в одном периодическом печатном издании, а также размещает информацию о проведении конкурса на сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.
В публикуемом объявлении о приеме документов для участия в конкурсе указываются наименование вакантной должности гражданской службы; требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности; место и время приема документов, подлежащих представлению; срок, до истечения которого принимаются указанные документы; а также сведения об источнике подробной информации о конкурсе (телефон, факс, электронная почта, электронный адрес сайтa государственного органа).
На сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования размещается следующая информация о конкурсе: наименование вакантной должности гражданской службы; требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности; условия прохождения гражданской службы; место и время приема документов, подлежащих представлению; срок, до истечения которого принимаются указанные документы; предполагаемая дата про ведения конкурса; место и порядок его проведения; другие информационные материалы.
Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия. В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и уполномоченные им гражданские служащие, представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов (специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов).
Конкурсная комиссия правомочна принимать решения об утверждении результатов экспертных оценок.
Конкурсная комиссия оценивает участников конкурса на основании документов об образовании, о прохождении государственной службы и о трудовой деятельности, а также на основании рекомендаций, результатов тестирования, других документов, представляемых по решению соответствующих органов по вопросам государственной службы.
Конкурс-испытание проводится конкурсной комиссией и может включать прохождение испытания по соответствующей должности и завершается квалификационным экзаменом по должности.
Государственные служащие могут участвовать в конкурсе независимо от того, какие должности они занимают в момент его проведения.
Конкурс может проводиться в форме конкурса документов или конкурса-испытания.
Требования к государственной должности можно понимать как набор определенных профессиональных и психологических качеств, необходимых для выполнения служебных обязанностей, которые содержатся в должностных инструкциях. Это предъявляет определенные требования к кандидатам на государственную должность.
Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными Законом о государственной гражданской службе РФ.
Главной методологической основой всей конкурсной системы является многоступенчатый (интерактивный) подход, при котором каждый раз происходит отсеивание кандидатов, явно не соответствующих требованиям, предъявляемым на данном этапе конкурса.
Система конкурсной оценки (в первую очередь руководителей структурных подразделений государственного органа и специалистов) включает набор взаимодополняющих методов и процедур, направленных на последовательную, нередко интерактивную проверку профессиональных (знания, умения, навыки, опыт работы), деловых (организованность, ответственность, инициативность) и личных качеств кандидата на основе разнообразных источников первичной информации.
Кроме того, в рамках такого подхода на каждом этапе определяются: дополнительная информация, необходимая для всесторонней оценки кандидата; методы, при помощи которых новая информация может быть обработана и проанализирована; также могут определяться и новые процедуры, дополняющие принятые ранее.
Согласно действующему законодательству, конкурс при поступлении на гражданскую службу не проводится:
при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;
назначении на должности гражданской службы категории «руководители» (назначение и освобождение осуществляются Президентом Российской Федерации (далее — Президент РФ) или Правительством Российской Федерации (далее — Правительство РФ»;
заключении срочного служебного контракта;
назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных Законом огосударственной гражданской службе РФ;
назначении на должность гражданской службы гражданского служащего, состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.
Конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей, а также на отдельные должности, исполнение обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому указом Президента РФ.
Главой Российского государства и исполнительной ветви власти является Президент РФ. В качестве главы государства он является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.
В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и гoсударственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов гoсударственной власти. Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики гoсударства, как глава гoсударства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Президент РФ:
назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы;
имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;
принимает решение об отставке Правительства РФ;
представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центральногo банка Российской Федерации;
ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;
представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховногo Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;
формирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;
утверждает военную доктрину Российской Федерации;
формирует Администрацию Президента PФ;
назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;
назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил России;
назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
В соответствии со ст. 84 Конституции РФ Президент РФ:
назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом;
распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ;
назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
вносит законопроекты в Государственную Думу;
подписывает и обнародует федеральные законы;
обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
Таким образом, Президент сосредоточивает в своих руках всю полноту исполнительной власти.
Ему непосредственно подчиняются Правительство, ведущие министерства и ведомства. Кроме того, Президент наделяется существенными законодательными полномочиями, правом на издание указов, регулирующих многие важные сферы жизни страны.
Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения вопроса соответствующим судом.
Президент РФ издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, но не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.
Имея политический статус, государственная служба обладает двумя взаимосвязанными и взаимодополняющими особенностями: во-первых, обеспечивает создание, выработку, принятие законов; во-вторых, реализует их, следит за их практическим воплощением. Исполнение закона — самое главное во всей управленческой деятельности, во всей системе государственной службы.
Говоря о государственной службе как карьерном виде деятельности, необходимо отметить, что карьеру практически невозможно отделить от сути государственной службы как профессии, ибо она есть продвижение государственного служащего по иерархической лестнице. Научно обоснованная и подтвержденная практикой управленческая «пирамида» имеет основанием соотношение вышестоящих должностей к нижестоящим 1 : 5 (±2).
Если рассматривать такие параметры государственной службы, как принципы найма, подготовки, отбора, продвижения по службе и другие элементы организации государственной службы, то они делятся на карьерные и должностные. Карьерная система обеспечивает автоматизм в продвижении по службе, но за более высокий ранг, согласно правилам, приходится бороться посредством внутренних конкурсов. Это достаточно жесткая система, поскольку, как правило, государственный чиновник никогда не выходит за пределы одной сферы деятельности, лишь продвигается по служебной лестнице.
Второй тип государственной службы — должностной. Он строится на иных основаниях. Сначала утверждается список должностей, далее — условия для занятия каждой. Ликвидация должности означает прекращение трудовых отношений. Таким образом, карьеры госслужащего, независимо от занимаемой должности, в такой системе не существует. Большинство стран мира используют карьерный тип организации государственной службы или сочетание должностного с карьерным.
Контрольные вопросы:
1. Что такое профессия?
2. Дайте определение и объясните понятие профессионал.
3. Назовите основные признаки профессионального поведения.
4. Какие виды управления существуют?
5. Назовите важнейшие черты государства.
6. Раскройте содержание общественных функций ·государства.
7. Охарактеризуйте государственное управление как профессиональную практику управленцев.
8. Дайте характеристику roсударственному управлению как академической дисциплине.
9. В чем специфика roсударственного управления?
10. Раскройте понятие стратегии государственноro управления.
11. Перечислите принципы roсударственного управления.
12. В чем состоит правовое регулирование государственноro управления?
13. Как обеспечивается законность в государственном управлении?
14. Охарактеризуйте ответственность в государственном управлении.
15. Что понимается под государственным менеджментом?
16. Между какими группами распределяются руководящие роли в органах государственной власти?
17. Что означает понятие федеративное устройство государства?
18. Раскройте правовые основы государственной службы.
19. Охарактеризуйте структуру roсударственной службы.
20. Дайте определение государственной должности в структуре государственной службы.
Лекция № 2
megaobuchalka.ru
Раздел 1. Основы теории и организации государственной и муниципальной службы
Глава 1. Государственная служба как социально-правовой институт
§ 1.1. Государственная служба в системе власти и управления
Государство, являясь особой организацией публичной политической власти, имеет свои задачи и функции.
Эти задачи и функции практически реализуются посредством конкретных действий кадрового состава, находящегося на службе у государства — государственных служащих. Государство приобретает реальность и силу именно в этих кадрах, в контингенте его служащих. Задачи и функции государства становятся, при их практической реализации, задачами и функциями набранных государством служащих.
Деятельность людей, обеспечивающих функционирование системы государственного управления, осуществляется в рамках особой службы, поступая на которую, они вступают с системой в особые правовые отношения. Эту службу в Российской Федерации традиционно именуют государственной, хотя в ряде развитиых стран она именуется «public service» или «civil service», что в буквальном переводе означает — публичная, общественная, гражданская служба.
Государственная служба может рассматриваться широко — как крупномасштабная многофункциональная система, полностью обеспечивающая функционирование публичного сектора и выполняющая две основные функции — организационную и социального обслуживания, или узко — как профессиональная деятельность по обеспечению выполнения полномочий государственных органов.
В таком узком понимании, принятом в нашей стране, она включает только исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими должности в органах государственного управления. Таким образом, в практически функциональном смысле государственная служба представляет собой основанную на законе деятельность персонала государственных органов представительной, исполнительной и судебной власти, состоящую в реализации государственной власти в различных сферах общественной жизни в целях выполнения задач и функций государства.
Для уяснения места государственной службы в системе государственной власти воспользуемся ключевыми определениями данной системы: государство и власть.
Государство – это способ политической организации общества, распространяющийся на всю территорию страны и обладающий специальным аппаратом управления для осуществления своих функций.
Власть — форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп.
Государственная власть, как известно, относится к категории публичной власти.
Публичная власть — система социально-политических отношений, выражающих возможность влиять на деятельность и поведение людей и социальных групп, опираясь на публичное право, специальный аппарат управления, вне зависимости от личных качеств носителя власти.
Государственная власть — особая разновидность публичной власти, обладающая рядом характеристик: публичность, универсальность, верховенство, легитимность, законодательная прерогатива, легальность, право на принуждение, использование системы налогов, деление населения по территориальному признаку.
Государственная власть формирует необходимый для ее осуществления механизм – государственный аппарат. Именно в процессе функционирования государственного аппарата происходит разделение самой государственной власти на две составляющие: политическую и административную. Концепция двойственного характера и разделения государственной власти получила название «теория дихотомии государственной власти».
Основоположники концепции (А.Вивьен, В.Вильсон) считают, что государственная власть выполняет две базовые функции: политическую (состоит в выработке для страны общих направлений развития и общих правовых основ) и административную (состоит в приложении отдельных правовых норм к конкретным ситуациям, осуществлении непосредственного управления). При этом административные функции должны быть деполитизированы, политика устанавливает общие задачи для административной сферы, но не должна манипулировать ей, в противном случае эффективность управления резко снижается.
Именно к административной сфере и привязано понятие государственной службы (см. рисунок 1).
Государственная служба по своим задачам обеспечивает реализацию политических программ, законов, т.е., в конечном итоге – обеспечивает реализацию государственной власти. Ее обслуживающий характер по отношению к политическому руководству закрепляется во всех определениях. Вместе с тем, именно разделение политической и административной составляющей позволяет обезопасить государственную службу от излишнего влияния политических игр и изменений.
Рисунок 1 – Структура государственного аппарата с учетом
дихотомии государственной власти
Если политическое управление поглотит госслужбу — это будет означать, что осуществление законов, программ будет политизировано, исполняться сообразно политическим целям, весь административный процесс и госслужащие будут отданы на усмотрение политических руководителей госорганов. С другой стороны, если разделение не будет поддерживаться и политическая сфера окажется поглощенной госслужбой, станет проблематичным политическое развитие страны, т.е. участие общества в подготовке общезначимых решений, законов.
В российской практике разделение политической и административной составляющих государственной власти закрепляется в разделении всего персонала государственного аппарата на две категории: лиц, занимающих государственные должности и государственных служащих.
Государственные должности Российской Федерации — должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов.
Государственные должности субъектов РФ устанавливаются конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
Правовой статус лиц, их замещающих (также называются «должностные лица»), регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и не подпадает под действие федеральных законов №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Должностные лица не являются государственными служащими, им не присваиваются классные чины государственной гражданской службы (но присваиваются воинские и специальные звания, дипломатические ранги, классные чины правоохранительной службы).
Государственная должность — юридическое установление определенных управленческих функций и властных полномочий, которые подлежат исполнению теми, кто ее занимает. Должностное лицо осуществляет полномочия как представитель государственной власти.
Таким образом, лицо, занимающее государственную должность фактически осуществляет государственную власть в рамках вверенных полномочий, в то время как государственный служащий обеспечивает, обслуживает осуществление государственной власти органом или должностным лицом.
В Указе Президента № 32 «О государственных должностях Российской Федерации» от 1995 г. дается исчерпывающий перечень должностных лиц (см. приложение 1).
Властные полномочия должностных лиц при осуществлении служебной компетенции распространяются на граждан и юридических лиц не подчиненных им по службе. Они имеют также право на совершение юридически значимых действий и, в частности, административных актов.
В таблице 1 рассмотрены отличительные особенности лиц, занимающих государственные должности и государственных служащих.
Концепция дихотомии государственной власти заложила основы профессиональной государственной службы на постоянной основе и обосновала необходимость перехода именно к такой системе. В соответствии с данным подходом, общими признаками государственной службы являются:
1) замещение служащими определенной должности государственной службы, предусмотренных штатным расписанием государственного органа;
2) исполнение полномочий государственного органа, специфических должностных обязанностей с установлением служащему денежного содержания.
Таблица 1
Отличительные особенности лиц, занимающих государственные должности и государственных служащих
Должностные лица государства | Государственные служащие | |
Занимаемые позиции | Государственные должности | Должности государственной службы |
Характер деятельности | Реализация функций государства, принятие политических решений | Обеспечение деятельности государственных органов и должностных лиц |
Правовая регламентация | КРФ, фед. законы, Указ Президента №32 «О государственных должностях Российской Федерации» от 1995г. | ФЗ от 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» |
Примеры | Председатель Правительства РФ, федеральный министр, Генеральный прокурор, судья федерального суда и т.д. | Сотрудники органов государственной власти по категориям и группам должностей |
Лица, занимающие государственные должности и осуществляющие политическое руководство избираются или назначаются выбранными лицами на определенный период времени. Государственные же служащие должны отбираться на основе системы оценок профессиональных качеств и находится на госслужбе на постоянной основе настолько долго, насколько позволяет сохранение профессиональной компетентности и эффективности.
Подчеркнем, что не следует сужать понятие государственного управления до политической сферы, а государственную службу считать «сервисной системой». Административный аппарат, безусловно, также является субъектом государственного управления, поскольку понятие управления не сводится к принятию решений, а включает всю совокупность функций, связанных также и с их реализацией.
Государственная служба — публичный институт реализации конституции, законов и функции государства. Она формируется как система нормативно установленных государственных органов для профессионального исполнения и обеспечения полномочий органов государственной власти и управления.
Государственная служба должна обеспечивать разумно организованное, демократическое, правовое и результативное государственное управление путем развития своего социально-правового института и профессионализации своего кадрового состава.
studfiles.net