Субъект естественных монополий – 4. /

Содержание

Перечень естественных монополий по 44 ФЗ в 2019 году

Автор: Наседкина Дарья 11 января 2019

Естественные монополии по 44-ФЗ (статья 93) — это организации, которые могут выступать в роли исполнителя госзаказа. Ст. 93 44-ФЗ разрешает закупать их продукцию как у единственного поставщика. Расскажем, как точно определить, кто к ним относится.

Перечень естественных монополий по 44 ФЗ

Речь пойдет о списках с названиями организаций, являющихся законными монополистами:

  • в транспортных терминалах;
  • морских и речных портах;
  • аэропортах.

На сегодняшний день Приказом ФАС № 1189/17 от 08.09.2017 утверждены субъекты, работу которых регулирует само ведомство.

Перечень и реестр: соотношение понятий

Реестр субъектов естественной монополии — это автоматизированная база данных, которая содержит сведения о таких компаниях, занятых в различных сферах. Сюда включают следующую информацию:

  • наименование;
  • адрес;
  • ИНН;
  • номер телефона;
  • № и дата приказа о включении в реестр;
  • статистические коды;
  • о результатах деятельности;
  • сведения о лицензии на осуществление видов деятельности, которую регулирует государство;
  • данные об информационных источниках.

Обязанность по ведению массива после упразднения Федеральной службы по тарифам возложена на Федеральную антимонопольную службу (Указ Президента РФ от 21.07.2015 № 373). Она же регулирует и контролирует работу компаний, включенных в базу, с целью установления тарифов на их продукцию.

Важно отметить, что база содержит только субъекты, занятые в таких сферах как:

  • нефтяная промышленность;
  • транспортные услуги;
  • захоронение радиоактивных отходов;
  • энергетический комплекс;
  • природные ресурсы: газ, вода.

Доступ к данным открыт на сайте fas.gov.ru. Если перед заказчиком при планировании неконкурентной закупки будет стоять выбор из нескольких компаний, работающих в разных сферах, то ответ на вопрос, что из перечисленного относится к естественной монополии, он сможет найти на сайте ФАС, проверив ИНН, и раздел реестра субъектов естественных монополий.

Также на сайте антимонопольного ведомства выложены отдельные списки субъектов естественных монополий. Скачайте их по состоянию на 01.03.2019.

Реестры субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль
В сфере захоронения радиоактивных отходов

Скачать

В топливно-энергетическом комплексе

Скачать

В сфере транспорта

Скачать

В сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем коммунальной инфраструктуры

Скачать

В сфере связи

Скачать

В сфере транспортировки нефти и(или) нефтепродуктов по магистральным трубопроводам

Скачать

В сфере транспортировки газа по трубопроводам

Скачать

Важно, что ФАС вправе регулировать деятельность только тех организаций, информация о которых содержится в Перечне и в Реестре. Причем многие субъекты естественной монополии состоят в обеих группах. Но по причине того, что первый затрагивает конкретные объекты транспортной инфраструктуры, а второй распространяется на целые отрасли экономики. Некоторые компании могут состоять только в одном из них. Таким образом, эти два документа дополняют друг друга.

Кто входит в перечень субъектов естественных монополий РФ

Первый список состоит из 114 организаций в транспортных терминалах и морских портах. Второй — из 15 организаций в речных портах. Наконец, третий включает 94 субъекта в аэропортах. Все они имеют разные формы собственности (ООО, ФБУ, АО и т. д.).

Скачать Приказ ФАС № 1189/17 от 08.09.2017

Скачать

goscontract.info

Субъекты естественных монополий — это… Реестр субъектов естественных монополий

В экономиках многих современных государств, в том числе России, значительная доля ВВП приходится на естественные монополии. Как правило, к ним относятся крупнейшие по оборотам, инфраструктуре, финансовым возможностям, передовые по уровню технологий предприятия. Деятельность соответствующих субъектов бизнеса играет важнейшую роль в развитии национального хозяйства страны, и этим обусловлено регулярное вмешательство государства в правоотношения с их участием. Каким образом формируются естественные монополии? Как они взаимодействуют с госструктурами?

В чем заключается сущность субъектов естественных монополий?

Под монополией принято понимать состояние рынка товаров или сервисов, при котором тот или иной хозяйствующий субъект имеет возможность вести бизнес в наиболее комфортных условиях — с точки зрения формирования цен, доступа к поставщикам, рынкам сбыта, кадрам, технологиям. Современные экономисты классифицируют монополии на 3 основные разновидности: закрытую, естественную, открытую. Нас интересует специфика монополии второго типа.

Под ней понимается состояние рынка, при котором то или иное предприятие в силу причин, прямо не зависящих от него и часто не имеющих рыночной природы, имеет преимущественное положение на рынке и все ресурсы для того, чтобы стать в своем сегменте лидером. Таким образом, субъекты естественных монополий — это предприятия, которые в силу не зависящих от них причин лидируют на рынке, и потому могут устанавливать свои цены, пользоваться возможностями поиска выгодных поставщиков, каналов сбыта товаров.

Естественная монополия практически защищена от конкуренции. Данное обстоятельство может повлиять на перспективы развития бизнеса как положительно, так и отрицательно. Позитивный аспект низкой конкуренции заключается в возможности, прежде всего, долгосрочного планирования бизнеса. Предприятие, уверенное в том, что оно будет вести бизнес с большими оборотами, при стабильной прибыли, может успешно инвестировать в модернизацию фондов, привлекать инвесторов, кредиторов.

Вместе с тем субъекты естественных монополий — это предприятия, которые в силу конкуренции могут не всегда уделять большое внимание качеству производимых товаров, а также уровню их технологичности. Вполне может быть, что фирма, осуществляющая деятельность на определенном национальном рынке без конкуренции, существенно проиграет в темпах модернизации производства компании, которая работает в другой стране в высококонкурентной среде. Как результат, как только национальный рынок будет освоен, фирме будет весьма проблематично освоиться за рубежом.

Монополии, изначально не имеющие конкурентов, могут препятствовать их появлению в дальнейшем — посредством предельного снижения цен или, например, загрузки производственных мощностей поставщиков — так, чтобы они не смогли даже при наличии спроса удовлетворить заказы сторонних фирм. Поэтому государство, осознавая положительные и отрицательные стороны рыночной ситуации, при которой те или иные предприятия получают преимущества в своем сегменте, осуществляет регулирование деятельности субъектов естественных монополий. Для этого власти издают специальные правовые акты.

Для каких сфер свойственно появление естественных монополий?

Субъекты естественных монополий — это предприятия, которые чаще всего приобретают соответствующий статус в таких сферах экономики, как:

  • железнодорожные перевозки;
  • сырьевой сектор;
  • производство электрической энергии;
  • атомная промышленность;
  • ВПК;
  • авиастроение.

Появление естественных монополий в соответствующих сегментах экономики обусловлено ограниченным доступом сторонних предприятий к необходимым технологиям, очень высоким порогом входа на рынок, жесткими требованиям к финансовым показателям, технологической оснащенности, квалификации сотрудников организаций, претендующих на работу в отмеченных сферах экономики.

Многие субъекты естественной монополии в РФ являются преемниками советских предприятий, которые формировались в условиях нерыночного хозяйства: учреждение аналогичных фирм в современной рыночной среде было бы крайне затруднено в силу необходимости вложений огромных средств в производственную, логистическую инфраструктуру, подготовку кадров.

В России на практике субъектами естественной монополии чаще всего становятся крупнейшие акционерные общества. Но теоретически ими могут быть и индивидуальные предприниматели, иногда — даже некоммерческие организации. Нередко формирование монопольного положения иностранных компаний. Это может быть обусловлено, опять же, технологическим фактором, финансовым — в силу наличия у зарубежного предприятия больших инвестиционных возможностей и ресурсов для оформления кредитов, что необходимы для развития бизнеса.

Выше мы отметили, что государство осуществляет регулирование деятельности фирм, имеющих статус естественных монополий. Изучим данный аспект подробнее.

Регулирование деятельности фирм в статусе естественных монополий

Контроль субъектов естественных монополий в России осуществляют 2 основных государственных структуры — Федеральная служба по тарифам, а также Федеральная антимонопольная служба.

ФСТ осуществляет такие функции, как:

  • установление цен или тарифов в тех или иных сегментах рынка;
  • контроль над правоотношениями, имеющими отношение к определению и применению цен либо тарифов естественными монополиями.

ФАС осуществляет такие функции, как:

  • разработка нормативных актов, регулирующих деятельность естественных монополий;
  • контроль и надзор в области соблюдения предприятиями положений антимонопольного законодательства;
  • содействие формированию конкурентных условий деятельности коммерческих предприятий.

Можно отметить, что ФСТ и ФАС подчиняются напрямую Правительству РФ. Регулярно оба ведомства отчитываются перед высшим исполнительным органом власти о результатах деятельности.

Можно также отметить, что в компетенции одного регулятора может находиться участие в правоотношениях в нескольких сферах деятельности предприятий, классифицируемых как естественные монополии. Но к общим направлениям деятельности всех органов, осуществляющих контроль над правоотношениями с участием рассматриваемых субъектов бизнеса, можно отнести:

  • формирование реестров предприятий, имеющих монопольное положение на рынке;
  • определение методов правового регулирования деятельности фирм в различных сегментах;
  • контроль над соблюдением норм антимонопольного законодательства;
  • реализация законотворческой инициативы;
  • взаимодействие с субъектами естественных монополий по различным вопросам.

Реестры монополий

Есть официальный источник, в котором фиксируется необходимая информация о предприятиях рассматриваемой категории — реестр субъектов естественных монополий. Органы власти, компетентные в осуществлении контроля над деятельностью соответствующих компаний, могут включать фирмы в соответствующий реестр или же исключать их из него. Только те фирмы, что присутствуют в нем, могут быть объектом государственного регулирования.

Закон о субъектах естественных монополий определяет ряд методов, которые госструктуры обязаны применять, решая задачи, связанные с развитием предприятий, имеющих соответствующий статус. Изучим данный аспект подробнее.

Методы регулирования деятельности монополий

Органы власти вправе применять следующие основные методы регулирования деятельности бизнесов в статусе естественных монополий:

  • ценовое регулирование;
  • субсидирование;
  • определение целевых групп потребителей.

Рассмотрим их сущность подробнее.

Ценовое регулирование естественных монополий

Как мы отметили выше, субъекты естественных монополий — это бизнесы, которые в силу отсутствия явной конкуренции могут устанавливать комфортные для себя цены. Однако государство может вмешиваться процесс их определения. Данное направление регулирования деятельности монополий имеет нюанс: если речь идет о формировании цен в условиях рыночных отношений, то государство в общем случае не вправе прямо вмешиваться в ценообразование в тех или иных отраслях экономики.

Но компетентные органы имеют возможность устанавливать определенные требования к финансовым характеристикам сделок, если это прямо предусмотрено законом. Те сферы, в которых развиваются естественные монополии, — например, ЖД-перевозки, законодатель может классифицировать как те, что подлежат регулированию в аспекте цен. Каким образом государство может реализовать данную привилегию?

Регулирование цен в правоотношениях фирмы, что включены в реестр субъектов естественных монополий, может осуществляться посредством:

  • установления конкретной стоимости тех или иных товаров или услуг;
  • утверждения предельной величины цен;
  • установления допустимых показателей волатильности стоимости реализуемых субъектом монополии товаров или сервисов.

При этом компетентные государственные структуры могут применять такие методы, как:

  • определение предельных издержек;
  • исчисление средних издержек.

В первом случае государство направляет компании в статусе монополии требование касательно того, чтобы цены на товар коррелировали с предельными издержками предприятия. Во втором случае та прибыль фирмы, которая превышает установленные нормы, подлежит изъятию государством.

Субсидирование монополий

Следующий способ регулирования бизнеса в формате естественных монополий — субсидирование. Его специфика заключается в том, что некоторые из потребителей товаров или сервисов, производимых естественной монополией, могут получать ее по более льготным ценам. Так, многие промышленные фирмы обязаны поставлять населению некий ресурс — например, производящие тепловую энергию — по расценкам ниже себестоимости.

Определение целевых групп потребителей

Государство в процессе регулирования деятельности фирм, включенных в официальный перечень субъектов естественных монополий, может применять рассматриваемый метод, если стоит вопрос в необходимости получения определенных товаров и сервисов теми или иными категориями потребителей. В данном случае речь идет о защите интересов отдельных категорий граждан.

Компетенции регулирующих органов

Полезно будет рассмотреть то, какими компетенциями фактически наделены госструктуры, осуществляющие регулирование фирм, имеющих статус естественных монополий. Их можно подразделить на 2 разновидности.

Во-первых, это компетенции, имеющие отношение ко взаимодействию государственного органа, регулирующего монополии, с другими госструктурами по различным вопросам.

Так, например, соответствующие ведомства наделены законотворческой инициативой, могут направлять предложения по совершенствованию правового регулирования собственной деятельности в адрес Правительства РФ.

Во-вторых, это компетенции, имеющие отношение к взаимодействию регулирующих органов и фирм, которые имеют статус естественных монополий.

Так, соответствующие госструктуры могут:

  • направлять компаниям предписания о необходимости приведения работы в соответствие с положениями антимонопольного законодательства;
  • штрафовать фирмы за нарушения при ведении бизнеса;
  • привлекать организации к ответственности, предусмотренной нормами административного права;
  • направлять иски в суд на монопольные бизнесы, нарушившие положения антимонопольного законодательства.

Отраслевая специфика деятельности монополий

Та или иная сфера деятельности субъектов естественных монополий может требовать особого подхода государственных органов к определению приоритетных методов регулирования их деятельности, а также задействованию полномочий, установленных законом. Это обусловлено спецификой экономических процессов в различных сегментах.

Так, ЖД-перевозки могут характеризоваться высокой степенью востребованности услуг, оказываемых фирмами в данной сфере, гражданами, которые желают пользоваться соответствующими сервисами по доступной цене. Поэтому государство, регулируя деятельность железнодорожных компаний, может задействовать метод управления их ценовой политикой.

В свою очередь, к примеру, атомная индустрия в существенно меньшей степени ориентирована на спрос со стороны граждан — он в общем случае минимален. Поэтому власти страны могут давать предприятиям атомной отрасли возможность выставлять комфортные цены без особых ограничений — особенно если речь идет об усилении присутствия фирмы на зарубежных рынках.

Фирмы, включенные, к примеру, в реестр субъектов естественных монополий в области связи, могут, с одной стороны, иметь востребованные со стороны граждан сервисы, с другой — формировать приемлемую ценовую политику для населения. В связи с этим необходимость в излишнем вмешательстве государства в деятельность поставщиков услуг связи может в принципе отсутствовать.

Особый случай — авиакомпании. В принципе, данная сфера характеризуется достаточно высоким уровнем конкуренции и, как следствие, установлением цен на услуги по рыночным принципам. Однако она может существенно снизиться, если, к примеру, в собственности той или иной авиакомпании есть единственный в регионе функциональный аэропорт. Субъект естественных монополий, имеющий доступ к данному ресурсу, может иметь значительные преимущества перед авиакомпаниями, которым соответствующий аэропорт может быть нужен для обслуживания тех или иных линий, вынужденных арендовать его инфраструктуру.

Таким образом, от государства требуется взвешенный и грамотный подход к регулированию монополий. Это касается выстраивания административных механизмов, совершенствования законодательства. Различные виды субъектов естественных монополий будут успешно развиваться и играть значимую роль в строительстве экономики только в том случае, если государство окажется готовым к регулярному взаимодействию с ними на основе конструктивного подхода, предполагающего учет интересов граждан, предприятий, а также собственно политических структур.

fb.ru

Субъекты естественных монополий

Сущность субъектов естественных монополий

Субъекты естественных монополий включают в себя предприятия, лидирующие на рынке в силу не зависящих от них условий. По этой причине субъекты могут установить свои цены, использовать возможности поиска выгодных поставок, каналов сбыта продукции.

Субъекты естественной монополии практически защищены от конкуренции, что разным образом влияет на перспективы развития бизнеса. Положительной стороной низкой конкуренции является возможность планирования бизнеса на долгосрочную перспективу. Ведь субъект, уверенный в своем бизнесе с большими оборотами, при стабильной прибыли, успешно инвестирует в модернизацию фондов и способен привлечь инвесторов и кредиторов.

Наряду с этим субъекты естественных монополий в связи с отсутствием конкуренции не всегда могут уделять должное внимание качеству производимой продукции, а также степени ее технологичности.

Предприятие, которое осуществляет деятельность на соответствующем национальном рынке вне конкуренции, может значительно проиграть в темпах производственной модернизации компании, осуществляющей работу в другом государстве высоко конкурентной среды. В этом случае после освоения национального рынка, такому предприятию будет сложно освоиться за границей, если она решит выйти на международный уровень.

Монополии, которые изначально не имеют конкурентов, препятствуют их появлению в дальнейшем следующими путями:

  • предельное снижение цен,
  • загрузка производственных мощностей поставщиков таким образом, что бы они даже при наличии спроса не смогли принимать заказы от сторонних предприятий.

По этим причинам государство осознает позитивные и негативные аспекты рыночной ситуации и регулирует деятельность естественных монополий. В данной рыночной ситуации соответствующие компании могут получить преимущества в собственном сегменте.

Замечание 1

С целью регулирования субъектов естественных монополий государство разрабатывает и применяет специальные правовые акты.

Сферы действия субъектов естественной монополии

Субъекты естественной монополии являются предприятиями, чаще всего приобретающими определенный статус в таких отраслях экономики, как:

  • Перевозки железнодорожного транспорта,
  • Сырьевая отрасль,
  • Производство электроэнергии;
  • Атомная промышленность;
  • Строительство самолетов,
  • Военный комплекс и др.

В данных сегментах возникновение естественных монополий основано на следующих факторах:

  • ограниченный доступ сторонних компаний к необходимым технологиям,
  • высокий порог входа на рынок,
  • жесткие требования к финансовым показателям,
  • определенная технологическая оснащенность,
  • высокие требования к квалификации персонала,

Замечание 2

Большая часть субъектов естественных монополий в нашей стране являются преемниками организаций (предприятий), существовавших в советские времена. Эти предприятия были сформированы в условиях нерыночного хозяйства, при этом появление аналогичных предприятий в современной рыночной среде крайне затрудняется необходимостью вложений огромных средств.

На практике в РФ субъектами естественной монополии в большинстве случаев могут стать крупнейшие акционерные общества. Но в соответствии с теорией монополистами могут быть и индивидуальные предприниматели, а в некоторых случаях даже некоммерческие организации.

Часто монопольное положение в некоторых сферах занимают иностранные компании, что связано с технологическими и финансовыми факторами. Во всех случаях функционирования субъектов естественных монополий, вопросам регулирования их деятельности большое внимание уделяет государство.

spravochnick.ru

Субъекты естественных монополий: особенности правового статуса

Статус естественных монополий регулируется Законом о монополиях. В силу ст. 3 этого Закона естественная монополия — это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами этой монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Иначе говоря, монополии называются естественными в силу независящих от воли и сознания людей специфических свойств, присущих этим товарам, работам и услугам. В свою очередь, субъект естественной монополии —

хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

На первый взгляд легальное определение понятий «естественная монополия» и «субъект естественной монополии» не вызывает каких-либо критических замечаний. Однако при их внимательном прочтении можно обнаружить некоторые пробелы и неточности в изложении нормативного материала. Во-первых, естественная монополия характеризуется как состояние товарного рынка. Здесь на первый план выдвигается экономическая природа монополии, что является закономерным. Но вряд ли можно признать удачным использование словосочетания «состояние товарного рынка». Резонно возникает два вопроса: что есть состояние товарного рынка и какими признаками оно характеризуется?

Определение товарного рынка сформулировано в ст. 4 Антимонопольного закона.

Товарный рынок — сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на данной территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.

Исходя из нормативного определения понятия «естественная монополия», надо указать на следующие ее признаки: 

  • удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства;
  • товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами;
  • спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Эти признаки — предмет специального исследования экономической науки. Тем не менее они (признаки) носят условный (оценочный) характер, а их применение на практике не всегда позволяет очертить контуры естественных монополий. Поэтому существует проблема разграничения монополий на естественные, легальные и искусственные.

Во-вторых, формулировка Закона о монополиях «субъекты естественных монополий» некорректна. Дословно это выглядит следующим образом: субъекты состояния товарного рынка.

Естественная монополия действует в условиях, когда создание конкурентной среды на товарном рынке (в том числе путем ввоза продукции на данный рынок) независимо от уровня спроса невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса. Следовательно, если данный уровень существенно изменится, монополия может утратить свой статус естественной.

Глубокое по содержанию исследование правового регулирования естественных монополий проведено О.А. Григорьевой. В частности, естественная монополия справедливо рассматривается как экономико-правовое явление. Оно (явление) экономическое по содержанию, но правовое по форме. С этой позиции названным автором предложено собственное определение естественной монополии:

«Естественная монополия находит свое правовое выражение в качестве признанного государством специального права на осуществление деятельности определенного вида в пределах одного товарного рынка, обусловленного эффектом масштаба при производстве товара, который является незаменяемым и спрос на который не зависит от изменения цены на него».

Таким образом, правовой режим естественной монополии является исключительным, а его установление представляет собой разновидность государственного регулирования экономики. Исключительность режима выражается, с одной стороны, в предоставлении хозяйствующему субъекту права на осуществление деятельности единолично в пределах товарного рынка, с другой — в обоснованном ограничении действия свободы экономической деятельности с целью реализации и защиты публичных интересов путем государственного регулирования естественных монополий.

Итак, субъекты естественных монополий есть хозяйствующие субъекты, выступающие в качестве носителя специального права. В литературе верно отмечается, что существует несогласованность норм Закона о монополиях и специальных законов в части хозяйствующих субъектов.

Закон о монополиях ограничивает субъектный состав указанием на юридические лица. Что касается других федеральных законов, то они содержат указания на возможность осуществлять естественно-монополистическую деятельность и индивидуальными предпринимателями. Так, в силу ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи» (в ред. ФЗ от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ) оператором связи (т.е. субъектом естественной монополии в данной сфере) считается физическое или юридическое лицо, имеющее право на предоставление услуг электрической или почтовой связи. Аналогичное правило содержится в ст. 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи» (в ред. ФЗ от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ), на основании которой операторами почтовой связи признаются организации почтовой связи и индивидуальные предприниматели, обладающие правом на оказание услуг почтовой связи. Таким образом, имеет место несогласование норм Закона о монополиях и специальных законов по вопросам, связанным с организационно-правовой формой хозяйствующих субъектов.

Поэтому мы согласны с мнением о том, что субъектами естественных монополий могут быть и юридические лица, и индивидуальные предприниматели. Кроме того, считаем также возможными ситуации, когда в качестве субъектов естественных монополий вправе выступать некоммерческие организации либо так называемые неправосубъектные образования, такие, как финансово-промышленные группы и холдинги.

Особенности статуса естественных монополий проявляются в различных аспектах: от стадии создания до банкротства (несостоятельности). Например, для признания за лицом правового статуса естественного монополиста необходимо выполнение следующих требований:

  • существование объективной экономической ситуации, при которой определенный вид деятельности характеризуется как естественно-монопольный;
  • фактическое осуществление лицом такого вида деятельности;
  • легальность (правомочность) осуществления деятельности.

Законность может подтверждаться учредительными документами организации, наличием необходимых лицензий, сертификатов и т.п..

Иначе говоря, для приобретения хозяйствующим субъектом правоспособности естественного монополиста необходим сложный юридический состав, включающий все перечисленные элементы. На завершающей стадии формирования субъекта естественной монополии происходит его регистрация специальным уполномоченным органом посредством включения организации (субъекта) в соответствующий Реестр субъектов естественных монополий определенных видов деятельности. Только после такой регистрации в отношении данного субъекта будет осуществляться государственное регулирование и контроль.

Особенности правового статуса субъектов естественных монополий дают о себе знать и в процессе организации деятельности субъектов, и на стадии их несостоятельности (банкротства). Даже формы государственного регулирования и контроля за деятельностью субъектов естественных монополий обладают собственной спецификой.

Рынок несовершенной конкуренции предполагает чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Коротко остановимся на их характеристике. Чистая (абсолютная) монополия существует, если одна фирма (отрасль) является единственным производителем продукта. К их числу относятся прежде всего естественные монополии (например, акционерные общества «Газпром», «ЕЭС России»).

Отметим, что в промышленно развитых странах подобные естественные монополии находятся либо в собственности государства, либо под его строгим контролем. В современной России тотальная приватизация коснулась и естественных монополий. Более того, сейчас не только обсуждается, но уже решен вопрос о дальнейшей реструктуризации предприятий РАО «ЕЭС России». Однако справедливости ради надо обратить внимание на Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 г. N 426 «Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий». В нем критикуется нынешний статус РАО «ЕЭС России» как холдинговой компании, контролирующей электростанции, межсистемные линии электропередачи, региональные энергоснабжающие компании, и акционерного общества «Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы России», что неизбежно создает внутренние противоречия его интересов при переходе к конкурентным отношениям в электроэнергетике. Конфликт интересов возникает при функционировании оптового рынка, когда РАО «ЕЭС России», имеющее собственные генерирующие мощности, одновременно контролирует оперативно-технологическое управление оптового рынка, процессы отбора состава генерирующих мощностей и распределения нагрузки. Таким образом, идея о реструктуризации РАО «ЕЭС России» не нова и получила нормативно-правовое закрепление.

Другое дело, что при реструктуризации естественных монополий важно не нарушить единство технологической и производственной связи между всеми предприятиями, входящими в состав холдинга.

Названный Указ предусматривает в качестве первоочередных мероприятий продолжение приватизации РАО «ЕЭС России». Понятно, что государство таким способом желает пополнить свой скудный бюджет за счет продажи очередного пакета акций. Вместе с тем возникает вопрос: насколько этот шаг отвечает национальным интересам России?

Как уже отмечалось выше, актуальны вопросы об управлении государственной собственностью и деприватизации приватизированных предприятий. Необходим эффективный механизм такого управления. В частности, нужен закон об управлении федеральной государственной собственностью. Аналогичные законы нужны и на региональном уровне.

Монополистическая конкуренция предполагает наличие относительно большого числа хозяйствующих субъектов, которые производят и реализуют дифференцированную продукцию. Причем дифференциация касается прежде всего неценовых факторов продукта или услуги. Каждый производитель (хозяйствующий субъект) обладает в некоторой степени монопольной властью над своим товаром. В частности, он может повышать или понижать цену на него независимо от конкурентов. Именно данный вид конкуренции преобладает на современных рынках.

И наконец, олигополия означает немногочисленность участников конкуренции. В качестве примера можно привести предприятия нефтегазового комплекса (когда несколько крупных производителей господствуют на рынке). К их числу относятся, например, акционерные общества «Газпром», «Нефтяная компания ЛУКОЙЛ», «Нефтяная компания СИДАНКО», «Нефтяная компания ЮКОС».

Действие Закона о монополиях распространяется на определенные ст. 4 сферы: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи. Получается, что за пределами указанных сфер пока нет (с точки зрения Закона) естественных монополий.

Сферы естественных монополий подвижны. Они то расширяются, то сужаются, то ликвидируются в зависимости от природных факторов, спроса на товары, конъюнктуры рынка, развития научно-технического прогресса и других причин. Поэтому одна и та же сфера на разных исторических этапах в различных странах может признаваться либо нет естественной монополий. В связи с этим важно, чтобы законодатель своевременно реагировал на произошедшие изменения и корректировал перечень естественно-монопольных видов деятельности.

Более того, нужен реальный механизм изменения сфер естественных монополий в случае наличия объективных предпосылок для этого. Пока что Закон о монополиях такого механизма не предусматривает. На наш взгляд, это можно сделать в виде заключения специализированной комиссии, группы экспертов, аудиторов, либо на основании результатов соответствующего тестирования, либо иным способом.

psyera.ru

Субъекты естественной монополии

Понятие естественной монополии

Субъект естественной монополии — хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Индивидуальные предприниматели в силу прямого указания закона субъектами естественных монополий не являются.
Субъекты естественной монополии могут быть созданы в форме:
АО; ГМУП

Закон определяет несколько групп субъектов естественной монополии:
1. Субъекты естественной монополии в топливно-энергетическом комплексе
Например, транспортировка газа по трубопроводам (ГАЗПРОМ).
Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам
Услуги по передаче электрической энергии.
2. Субъекты естественной монополии на транспорте
Это железнодорожные перевозки (но в будущем сюда предполагается внедрить конкуренцию)
Это предоставление услуг по использованию инфраструктуры ж\д транспорта общего пользования.
3. Субъекты естественной монополии в области связи
Услуги почтовой связи.
Услуги электрической связи
Деятельность данных субъектов регулируется специальными законодательными актами:
Субъекты естественной монополии включаются в реестр.
Реестр ведёт Федеральная служба по тарифам.
Туда заносятся те субъекты, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль с целью определения и установления цен тарифов.
Доступ к реестру является открытым.
В составе реестра 3 части:
— Реестр по субъектам естественных монополий в ТЭК
— Реестр по субъектам естественных монополий на транспорте
— Реестр по субъектам естественных монополий в области связи

Для субъектов естественных монополий установлен особый порядок их банкротства
Если сфера естественной монополии сама вырождается в конкурентную среду, сдерживание этого процесса не допускается.


< Предыдущая   Следующая >

Предыдущие статьи:

Следующие статьи:


allstatepravo.ru

§ 8. Сферы деятельности субъектов естественных монополий

Сами по себе сферы естественных монополий являются достаточно «подвижными». Иными словами, по основным характеристикам естественной монополией можно назвать многие отрасли экономики, однако формально эти сферы определяются только на уровне закона. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О естественных монополиях» на сегодняшний день в нашей стране легализованы семь рынков естественной монополии.

1. Естественной монополией являются железнодорожные перевозки. В сфере железнодорожного транспорта полностью отсутствует внутриотраслевая конкуренция, что обусловлено особой организационной структурой. Параллельные железнодорожные линии контролируются одной и той же железной дорогой, грузовые и пассажирские перевозки дальнего следования, как правило, выполняет один и тот же оператор. Железнодорожные перевозки состоят из большого количества различных услуг, которые подлежат самостоятельному регулированию (плата за перевозки пассажиров в дальнем следовании, сборы и плата за дополнительные работы (услуги), связанные с перевозкой грузов, и проч.).

Основная задача государственного тарифного регулирования — сокращение перекрестного субсидирования на железнодорожном транспорте, в том числе за счет сближения уровня тарифов, действующих в различных видах сообщения.

2. К естественной монополии относятся услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов. Услуги транспортных терминалов включают производственные операции по приемке, перемещению и сдаче грузов, которые неразрывно связаны с обслуживанием перевозчика. Услуги портов и аэропортов — производственные операции по обработке грузов, обслуживанию пассажиров, морских и речных судов, самолетов. При наличии довольно большого числа хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги морских и речных портов, развитой конкуренции в этой отрасли не имеется. Порты, выделившиеся из государственных пароходств, занимают локальное доминирующее положение на рынке портовых услуг, обладают монопольным правом на портовые механизмы, устройства, территорию, выступают в качестве единственного арендатора государственного имущества. В частности, на рынке портовых услуг субъектами естественной монополии являются Азовский морской порт, Московский западный порт, Хабаровский речной порт <1>.

———————————

<1> Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Государственное регулирование в этой сфере призвано обеспечить финансовую сбалансированность деятельности субъектов естественных монополий с учетом покрытия затрат на осуществление соответствующих видов деятельности и инвестиционных затрат в развитие объектов инфраструктуры морских портов при обеспечении конкурентоспособности российских портов. Ставки портовых сборов устанавливаются исходя из валовой вместимости судов (брутто-регистровый тоннаж) и дифференцируются в зависимости от типов судов и видов плавания.

Тарифы на услуги, оказываемые в речных и морских портах, являются предельно максимальными, поэтому субъекты естественной монополии вправе применять тарифы на уровне или ниже предельно максимального.

Сложность регулирования услуг аэропортов предопределена общими проблемами гражданской авиации (уменьшение пассажирооборота, критическое состояние материально-технической базы). Рост цен на аэропортовые услуги (аэронавигационное обслуживание воздушных судов, обслуживание пассажиров в аэропортах, обеспечение авиационной безопасности в зоне аэропорта и др.) значительно отстает от роста авиационных тарифов и не является определяющим фактором роста стоимости авиабилетов. Основное влияние на тарифы оказывают стоимость авиационного топлива, цены на техническое обслуживание и ремонт. Государственное ценовое регулирование услуг аэропортов необходимо для того, чтобы довести уровень аэропортовых сборов и тарифов до уровня экономически обоснованной себестоимости этих услуг. Это позволит сократить перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых.

3. Естественную монополию составляют услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи <1>, т.е. внутренняя письменная корреспонденция, внутренние телеграммы, предоставление местного и междугороднего телефонного соединения фиксированным абонентам, распространение и трансляция общероссийских телерадиопрограмм, предоставление доступа к телефонной сети.

———————————

<1> Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи»; Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи»; Положение о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2005 г. N 637.

Субъектами естественной монополии в этой сфере являются ФГУП «Почта России», ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», ОАО «Дагсвязьинформ», ОАО «Уралсвязьинформ» и др.

4. В нефтяной отрасли естественной монополией является транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам <1>. Нефтепроводы подразделяются на магистральные и промысловые. Магистральный нефтепровод (или «главная труба») предназначен для транспортировки нефти из районов добычи или хранения до мест потребления, т.е. до нефтеперерабатывающего завода, перевалочной нефтебазы, пункта налива. Магистральные и промысловые нефтепроводы различаются и по техническим показателям (величина рабочего давления в трубопроводе, его протяженность, наличие головных и промежуточных насосных станций и проч.). Однако законодательного разграничения между этими трубопроводами пока нет. С одной стороны, для их различия можно применять СНиПы и ГОСТы, в соответствии с которыми трубопроводы строились. Хотя зачастую нефтепроводы, построенные как промысловые, со временем реконструируются и подпадают под все технические характеристики магистральных. С другой стороны, в некоторых регионах существует только один нефтепровод, и, даже если он является промысловым, деятельность его владельца, очевидно, можно признать естественной монополией.

———————————

<1> Правила государственного регулирования тарифов или их предельных уровней на услуги субъектов естественной монополии по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 980.

Несколько лет назад в Государственной Думе рассматривался проект Закона «О магистральном трубопроводном транспорте». Планировалось, что его действие будет распространяться не только на нефтепроводы, но и на газопроводы, а также на трубопроводы, предназначенные для транспортировки других углеводородов (нефтяного попутного газа, газового конденсата, газообразных углеводородов). В законопроекте было определено, что магистральные трубопроводы являются стратегическими объектами федерального значения. Магистральный трубопровод рассматривался как единый комплекс сооружений, поэтому право собственности на него не разделялось по отдельным объектам. Предусматривались некоторые ограничения в пользовании магистральными трубами, в частности стандартизация оборудования, лицензирование деятельности операторов, которые оказывают услуги по транспортировке углеводородов. Однако основной недостаток законопроекта в том, что отличительные черты магистрального трубопровода в нем не были определены.

Транспортировка нефти и нефтепродуктов состоит из нескольких технологически неотделимых процессов, для каждого из которых устанавливаются свои тарифы (прием, перевалка, слив нефти в трубопроводную систему в начале маршрута, сдача, налив и перевалка нефти в конце маршрута).

5. В газовой промышленности к естественной монополии относится транспортировка газа как по магистральным, так и по распределительным трубопроводам <1>. Магистральные газопроводы входят в газотранспортную систему компании «Газпром» и предназначены для транспортировки газа от места добычи до газораспределительных сетей. В нашей стране практически весь газ добывается на севере Западной Сибири, а большинство основных потребителей расположены в европейской части. Поэтому трубопроводный транспорт является единственным экономически оправданным способом доставки природного газа. Субъекты естественной монополии в этой сфере — газотранспортные организации, эксплуатирующие магистральные трубы, и газораспределительные организации, владеющие распределительными сетями. В настоящее время государством устанавливаются тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам, магистральным газопроводам-отводам, газораспределительным сетям, а также на снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям <2>.

———————————

<1> Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»; Правила поставки газа в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1998 г. N 162.

<2> Методика расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным трубопроводам, утв. Приказом ФСТ России от 23 августа 2005 г. N 388-э/1.

6. Естественной монополией являются услуги по передаче электрической и тепловой энергии <1>, которые представляют собой комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической и тепловой энергии через технические устройства сетей в соответствии с техническими регламентами. Эти услуги оказываются посредством совокупности электрических и тепловых сетей, устройств преобразования энергии, средств по технологическому управлению режимами подачи энергии и проч. Субъектами естественной монополии в данной сфере являются организации, оказывающие услуги по передаче энергии. В частности, государство устанавливает размеры платы за услуги по организации функционирования и развития Единой энергетической системы для РАО «ЕЭС России»; индикативные цены и тарифы на электрическую энергию (мощность), продаваемую на оптовом рынке электроэнергии для ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» и др.

———————————

<1> Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации».

7. Сферой деятельности естественных монополистов являются и услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике <1>. Они представляют собой комплекс мер по централизованному управлению технологическими режимами работы технических устройств электростанций, электрических сетей и энергопринимающего оборудования потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой, осуществляемых в целях обеспечения надежного энергоснабжения и качества электрической энергии, соответствующих техническим регламентам и иным обязательным требованиям. Субъектами оперативно-диспетчерского управления являются системный оператор Единой энергетической системы России (ОАО «Системный оператор — Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системой») и другие субъекты, уполномоченные на выдачу оперативных диспетчерских команд и распоряжений (ОАО «Иркутская электросетевая компания», ОАО «Башкирэнерго», ЗАО «Новосибирский диспетчерский центр»).

———————————

<1> Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике»; Правила оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 854.

8. Еще одна сфера естественной монополии — это услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей. Российская Федерация располагает самой большой в мире сетью внутренних водных путей. Они являются федеральной собственностью и содержатся в основном за счет ассигнований из федерального бюджета. К объектам инфраструктуры внутренних водных путей относятся гидротехнические сооружения, в частности шлюзы, порты, судостроительные и судоремонтные предприятия и пр. Поскольку на содержание и развитие внутренних водных путей нужны инвестиции, в виде дополнительного источника финансирования в 2006 г. были введены сборы за их использование (например, маячный, навигационный, корабельный сборы; плата за аварийно-спасательное обеспечение, стоянку судов на якоре, лоцманскую проводку судов и пр.) <1>.

———————————

<1> Приказ ФСТ России от 25 апреля 2006 г. N 85-т/4 «Об утверждении ставок сборов с судов на внутреннем водном транспорте».

studfiles.net

Субъекты естественных монополий

Являются ли гарантирующие поставщики электроэнергии субъектами монополий?

Да, являются. К субъектам естественных монополий относятся организации, осуществляющие деятельность в сферах, указанных в ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ. Гарантирующие поставщики, осуществляющие передачу электроэнергии, являются субъектами естественной монополии.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»

«Статья 4. Сферы деятельности субъектов естественных монополий

1. Настоящим Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:

транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

транспортировка газа по трубопроводам;

Абзац исключен с 9 апреля 2003 года Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 39-ФЗ. — См.предыдущую редакцию;

железнодорожные перевозки;

услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

услуги по передаче электрической энергии;

услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

услуги по передаче тепловой энергии;

услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

захоронение радиоактивных отходов;

водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;

ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути*.

2. В соответствии с реализуемой по решению Правительства Российской Федерации демонополизацией рынка железнодорожных перевозок осуществляется переход от регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок к регулированию деятельности субъектов естественных монополий в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

3. Не допускается сдерживание экономически оправданного перехода сфер естественных монополий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, из состояния естественной монополии, определяемого в соответствии с абзацем вторым части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, в состояние конкурентного рынка.»

18.05.2016

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатно

www.law.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *