Три ветви судебной власти
Судебная власть характеризуется особыми специфическими функциями, которые не реализует ни одна другая ветвь власти (ни законодательная, ни исполнительная) .Судебнаяя ветвь власть независима от других, при этом она имеет с ними особую взаимосвязь, что отражает систему сдержек и противовесов при реализации принципа разделения властей.
Ветви судебной власти
В свою очередь судебная власть имеет подразделение на три самостоятельных ветви власти, реализующих специфические функции. Это следующие ветви:
- суды общей юрисдикции;
- арбитражные суды;
- Конституционный Суд РФ.
Реализация судебной власти данными ветвями производится на основе общих принципов, которые установлены действующим законодательством. В частности, данные органы являются самостоятельными, действуя независимо от законодательной и исполнительной властей. Деятельность данных судов базируется на национальном законодательстве, в частности, главенствующим законом здесь является ФКЗ «О судебной системе РФ», которые предусматривает существование особой системы судов, которую мы подробно рассмотрим ниже.
Характеристика ветвей судебной власти
- Конституционный Суд РФ и конституционные суды, которые действуют в республиках РФ, а также уставные суды, которые действуют в иных субъектах РФ, выступают в качестве органов конституционного контроля, реализуя самостоятельность и независимость судебной власти, осуществляемой данными видами судов. При этом данные категории судов отправляют особый вид правосудия – конституционный.
В качестве второй категории выделятся суды общей юрисдикции, которые выступают в качестве второй ветви власти. Данные суды отправляют различные виды правосудия – уголовное, гражданское, административное, иные виды. Данную систему судов возглавляет Верховный Суд РФ, который занимает здесь руководящую позицию. В цепь данных звеньев относятся суды субъектов РФ. Также сюда относятся районные суды, которые имеют свою компетенцию, рассматривая как суд первой и второй инстанции. При этом осуществляются полномочия, которые предусмотрены федеральным конституционным законом.
Замечание 1
Также действуют мировые суды на территории своих судебных участков, иные суды являются вышестоящими судами по отношению к ним. Компетенция мировых судей установлена действующим законодательством, зачастую на данной стадии возможно достижение примирения.
В качестве третьей ветви судебной власти выступают арбитражные суды, основное предназначение которых заключается в рассмотрении категорий экономических споров, например, это споры, которые касаются прекращения договоров, признания права собственности на какое-либо имущество, дела о банкротстве организаций и индивидуальных предпринимателей, дела, касающиеся денежных средств бюджета, разрешение споров экономического характера между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и т.д. Таким образом, в качестве сторон данной категории дел могут выступать предприниматели и юридические лица. Данную систему ранее возглавлял Высший Арбитражный Суд РФ (сокращенно – ВАС РФ). Однако 7 октября 2013 г. Президентом РФ был подписан законопроект, который упразднил данный суд, а его полномочия и численность передал ВС РФ. После реорганизации данный суд прекратил свою деятельность 6 августа 2014 года, после полной передачи всех полномочий Верховному Суду РФ. На сегодняшний день данный суд осуществляет все полномочия в данной области.
Подобные функции обусловлены сутью существующих правовых норм, которые регламентируют правоотношения в различных сферах.
spravochnick.ru
26. Судебная власть, ее признаки. Судебная система в рф
Судебная власть признается как разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью. Эта самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции РФ и закону.
Судебная власть принадлежит не только высшим судебным инстанциям (Верховному Суду и др.), но всем судам Российской Федерации. Они стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ).
Принцип разделения властей не только распределяет функции государственной власти между тремя ветвями власти, но и устанавливает их самостоятельность и взаимную уравновешиваемость. В этой системе суды связаны с законодательной и исполнительной властью обязанностью применять законы и другие нормативные правовые акты, а также в отношении назначения судей на их должности, но судебная власть обладает возможностью фактической отмены законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, если они будут ею признаны неконституционными.
Судебная власть полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение относится к обязанностям исполнительной власти. Возможность судебного обжалования гражданами действий (бездействия) должностных лиц и органов исполнительной власти позволяет судебной власти противостоять незаконным действиям этой власти. Функции и полномочия судебных органов, таким образом, служат своеобразным противовесом в отношении двух других ветвей власти, а в совокупности с ними образуют единую государственную власть.
Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства:
— конституционного;
— гражданского;
— административного;
— уголовного.
Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных правил.
Конституция РФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.
Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального конституционного закона. Следовательно, не могут создавать особые судебные системы и субъекты РФ, поскольку это привело бы к нарушению единства судебной системы страны.
Разумеется, на территориях субъектов РФ существуют судебные органы общей и арбитражной юрисдикции, но они строятся на единых принципах всей федеральной судебной системы и признании Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ высшей судебной инстанцией. Поэтому эти суды называются федеральными судами.
В настоящее время судебная система РФ состоит из следующих судов:
1. Конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд РФ, а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом.
2. Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений.
Судьями общей юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ.
3. Арбитражные суды. В эту систему входят Высший Арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения ряда иных дел.
Признаки судебной власти — характерные черты судебной власти, качественно отличающие ее от других ветвей власти.
Признаками судебной власти являются:
— Осуществление судебной власти только уполномоченными на то органами — судами.
— Самостоятельное, особое положение судебной власти в государственной системе.
— Осуществление властных полномочий в форме правосудия.
— Осуществление власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
— Особый статус выразителей судебной власти — судей.
Принципы осуществления судебной власти в РФ.
Принципы осуществления судебной власти в РФ — это основные характеристика судебной власти, при осуществлении ею собственных властных полномочий.
К принципам осуществления судебной власти в РФ относятся:
— Законность.
— Демократичность.
— Открытость.
— Гласность.
— Гуманизм.
— Соблюдение прав человека и гражданина.
studfiles.net
функции и понятие. Функции судебных органов власти в РФ
Государство во все времена представляло собой специфическую структуру, основным элементом которой было население. Однако столь большое скопление людей требует постоянного надзора. В противном случае их деятельность попросту выйдет из-под контроля и станет совершенно неэффективной. Иными словами, анархия в обществе полностью остановит правовую эволюцию любой страны. Этот фундаментальный принцип всегда обуславливал необходимость существования сильной государственной власти. Однако управление страной разделяется между различными сферами непосредственной жизнедеятельности человека. В связи с этим можно выделить несколько форм власти, одной из которых является судебная. В Российской Федерации она представлена системой определенных органов, которые реализуют в жизнь ряд специфических функций. При этом судебная власть имеет свою структуру, признаки и нормативное регулирование. То есть данное явление имеет комплексный характер, что обуславливает необходимость скрупулезного изучения этой достаточно интересной проблематики.
Разделение сфер государственного управления
Большинство людей не знает, как появилась судебная власть. Данная отрасль государственного управления формировалась большое количество времени на территории всей планеты и, в частности, нашего отечества. Изначально, судебной власти как таковой не существовало. Отдельные функции этой категории осуществлялись монархами и специально созданными ими органами. Но все кардинально поменялось в период Нового времени. Данный этап ознаменовал эволюцию власти, которая проявилась в переходе от единоличной к коллегиальной форме управления. То есть, на смену монархии, как базового института координации общества, пришли более демократические организации. Основой таких изменений стал принцип разделения власти. Он был разработан Шарлем Луи де Монтескье и Джоном Локком. Согласно данному принципу государственная власть существует в законодательной, исполнительной и судебной форме. Каждое направление имеет в своем составе специальные органы. С момента изобретения принципа судебная власть, функции которой представлены в статье, обретает определенную независимость и ряд иных специфических аспектов.
Что собой представляет судебная ветвь управления?
Судебная власть, функции которой представлены в статье, представляет собой независимую сферу координации общества, которая реализует свои задачи через определенную систему государственных органов, наделенных исключительными полномочиями. Данная ветвь занимает особое место в аппарате управления страны. Ведь её деятельность осуществляется на основе ряда правовых принципов, которые закреплены в Конституции России и иных нормативных актах нашей державы.
Разграничение терминов
Следует отметить, что крайне часто понятие судебной власти путается с термином «судебная система». Словосочетания действительно похожи. При этом их «родство» определяется как лингвистическим, так и содержательным моментом. Однако полностью отождествлять судебную систему и власть нельзя. Суть состоит в том, что первый термин характеризует структуру органов, наделенных рядом особых полномочий в сфере правосудия. Что касается судебной власти, то это, как мы выяснили, одна из ветвей государственного управления, которая функционирует наряду с исполнительной и законодательной сферой.
Признаки судебной власти
Функции судебной власти невозможно рассматривать без анализа характерных моментов данной категории. Если мы говорим о признаках, то именно они позволяют разобраться в специфике этой сферы регулирования. При этом ключевые особенности судебной власти закреплены в основном законе — Конституции Российской Федерации. Согласно её положениям, судебная ветвь характеризуется следующими признаками, а именно:
- полной независимостью от влияния иных форм власти;
- возможностью применения различного законодательства для решения правовых споров;
- единством системы соответствующих государственных органов;
- подчиненностью всех судей централизованной нормативной базе;
- наличием финансовой поддержки со стороны государства.
Одним из важных принципов является тот факт, что весь спектр полномочий принадлежит исключительно судам. То есть реализовать задачи ветви могут только эти органы и никакие более.
Функции судебной власти – понятие
Каждый существующий на сегодняшний день орган производит свою деятельность с определенной целью. То есть конкретные ведомства создаются для реализации определенных задач. При этом в процессе своей работы они осуществляют те или иные функции. Но что собой представляют функции судебной власти в РФ? Следует отметить, что в научной среде существует несколько основных подходов к рассмотрению этой категории. Изначально функции судебной власти рассматривались, как совокупные системы определенных полномочий, которые выделяли ветвь среди других форм управления. Однако, с течением времени стало понятно, что значение категории является куда более широким. На основе этого сформировалась иная точка зрения. Её приверженцы утверждают, что функции судебной власти в РФ – это направления непосредственной деятельности ветви управления, в рамках которых реализуются отдельные задачи и применяются методы правового регулирования. На сегодняшний день такая трактовка имеет основное значение. Она также помогает разграничить основные направления разных ветвей управления. К примеру, функции законодательной и судебной власти имеют похожую структуру, однако их содержание не является идентичным.
Основные функции судебной власти
Существует ряд ключевых направлений деятельности упомянутой в статье ветви управления. Они исходят из принципов построения судебной власти в Российской Федерации и положений отдельных законодательных актов. Таким образом, можно выделить следующие функции, а именно:
- осуществление правосудия;
- контроль и надзор;
- толкование правовых норм;
- удостоверение юридически значимых фактов.
В данном случае необходимо отметить, что функции судебных органов власти несколько отличаются от направлений деятельности, представленных выше, о чем будет рассказано далее в статье.
Особенности надзора, контроля и правосудия
Существует несколько основных направлений, которыми характеризуется судебная власть. Функции надзора, контроля и правосудия можно назвать ключевыми. При этом последнее направление присуще исключительно судебной ветви власти. Следует отметить, что функция правосудия проявляется в возможности соответствующих органов разрешать правовые споры и выносить по ним свое решение, которое, в свою очередь, является обязательным.
Контроль и надзор – это функции, проявляющиеся в законном обосновании мер принудительного характера. То есть лишь на основе судебного решения лицо может быть ограниченно в своих правах. Таким образом, следствие, оперативно-розыскная деятельность осуществляются исключительно под контролем судебных органов.
Удостоверение фактов и толкование норм
Не менее важными, но не столь яркими являются две иные функции судебной власти. К ним относится направление удостоверения юридически значимых фактов и толкование правовых норм. В первом случае мы говорим об исключительной возможности судебных органов придавать юридический вес определенным моментам действительности. В соответствии с этим суд может признавать лиц умершими или же безвестно отсутствующими, а также устанавливать наличие брачных и родственных отношений. Толкование правовых норм – это направление деятельность, которое проявляется в раскрытие представителями судебной власти значения определённых правил поведения. То есть в процессе своей деятельности органы соответствующей ветви управления могут толковать смысл и способ применения юридических норм.
Направления деятельности организаций ветви управления
Как уже указывалось ранее, функции судебных органов власти несколько отличаются от тех, которые присущи всей сфере регулирования. Поэтому их необходимо рассматривать отдельно. В данном случае нужно понимать тот факт, что функции конкретных органов являются более узкими. Поэтому в своей деятельности суды реализуют как общие, так и специфические направления. К примеру, функцией судебных органов власти является применение норм юридической ответственности к лицам, нарушившим правопорядок, а также восстановление гражданской справедливости.
Итак, мы попытались выяснить, что собой представляет судебная власть. Функции, признаки и ряд иных особенностей позволили определить ключевые моменты представленной категории. Следует отметить, что в современном обществе судебная система и одноименная ветвь власти играют значимую роль. Поэтому данную сферу деятельности необходимо модернизировать, так как в скором времени её функциональность существенно расширится.
fb.ru
Судебная власть
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ И ПРАВОСУДИЯ
1.1 Понятие судебной власти, ее соотношениес другими ветвями государственной власти. Разделение властей
1.2 Признаки судебной власти
2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ СУДЕБНУЮ ВЛАСТЬ. ВЕТВИ
СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
2.1 Суды общей компетенции (юрисдикции)
2.2 Верховный Суд Российской Федерации. Место Верховного Суда
РФ в системе судов общей юрисдикции и его функции
2.3 Арбитражные суды, их задачи и место в судебной системе РФ
2.4 Конституционный Суд РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Всякая власть имеет определенные институциональные формы, определенную организацию. Форма общественной власти, которая опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население, — это государственная власть. Она осуществляет организованное воздействие на сознание и поведение людей с помощью различного рода средств, направленное на достижение общественно-значимых целей — права, авторитета, воли, убеждения или принуждения. Власть всегда выражена в официальных формах.
Одно из проявлений общего понятия власти и понятия государственной власти, в частности, — судебная власть. Что же понимается под судебной властью?
Судебная власть — это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства.
В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Следовательно, судебную власть следует рассматривать как обладание в силу закона правоприменительными полномочиями в правовой сфере жизни общества и осуществление этих полномочий в соответствии с процессуальными законами в целях обеспечения законности и правопорядка в стране, охраны от любых посягательств на конституционный строй, политическую и экономическую системы, права и законные интересы граждан, государственных органов и других организаций.
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ И ПРАВОСУДИЯ
1.1 Понятие судебной власти, ее соотношение с другими ветвями государственной власти. Разделение властей
В соответствии с теорией разделения властей судебная власть — одна из трех основных ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование судебной власти регулируется гл. 7 Конституции РФ «Судебная власть», Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», другими федеральными конституционными и федеральными законами[1] .
Принцип разделения властей — фундаментальный принцип организации власти в Российской Федерации. Суть его в том, что демократический правовой режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами. Поскольку существуют три основные функции государственной власти — законодательная, исполнительная и судебная, каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующими органами государственной власти. Таким образом, Конституцией РФ признано, что судебная власть является одним из видов государственной власти.
Однако самостоятельность и независимость судебной власти в известном смысле относительны. Таковой она должна быть только во взаимоотношениях с другими ветвями власти. По отношению к народу судебная власть, будучи частью государственной власти, своим происхождением обязана народу, являющемуся единственным источником любой власти (ст. 3 Конституции РФ), не должна быть самостоятельной. В этой связи существует необходимость взаимодействия трех видов государственной власти как равновесных, но подчиненных власти народа, призванных обеспечивать и оберегать власть народа.
1.2 Признаки судебной власти
Судебная власть характеризуется следующими основными признаками[2] .
1. Судебная власть — вид государственной власти. Она — одна из трех самостоятельных ветвей государственной власти.
2. Судебная власть осуществляется только специальными государственными органами — судами. Они являются ее непосредственными носителями. Федеральный суд — орган государственной власти, который создается и упраздняется только в соответствии с Конституцией РФ или федеральным конституционным законом. Суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. При этом ни один суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы отправления правосудия одновременно не переданы в юрисдикцию другого суда.
Суд состоит из судей, работающих на профессиональной основе, в его состав могут входить представители народа в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей.
3. Исключительность судебной власти — признак, тесно связанный с названным выше. Никакие другие органы и лица, кроме суда и судей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Так, только суд может признать человека виновным в совершении преступления и подвергнуть его уголовному наказанию. Законодательный императив не допускает выбора иного варианта действий: никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном законом (ст. 14 УПК РФ).
4. Судебная власть едина, вследствие чего установлено единство судебной системы страны. Исчерпывающий перечень судов установлен Конституцией РФ и Законом о судебной системе. Изменение его возможно только на основе изменения этих актов. Конституция РФ запрещает создание и деятельность чрезвычайных судов (ч. 3 ст. 118), в том числе и в условиях чрезвычайного и военного положения.
5. Независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти. При выполнении своих полномочий суды подчиняются только Конституции РФ и закону (ст. 118 Конституции РФ, ч. 1 и 2 ст. 5 Закона о судебной системе). Никто не вправе давать судьям указания, как разрешить то или иное конкретное дело. Судьи, рассматривая дело, не связаны позицией и мнением сторон в процессе. Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия влечет уголовную ответственность (ст. 294 УК РФ). Одновременно с этим независимость судебной власти означает, что судьи не имеют права подчиняться чьему-либо мнению и обязаны противостоять попыткам такого воздействия, должны обладать высокими нравственными качествами, хранить верность закону.
Самостоятельность судебной власти означает, что судебная власть неделима, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды образуют свою обособленную систему, не входящую в какую-либо другую государственную структуру; организационно они никому не подчинены. Взаимодействие судов с другими ветвями государственной власти осуществляется в рамках закона, гарантирующего независимость судей и выделившего суды в самостоятельную, обособленную систему.
6. Судебная власть осуществляется путем судопроизводства, что определено ст. 118 Конституции РФ и ст. 5 Закона о судебной системе. Судопроизводство — это форма реализации судебной власти. В более узком смысле под судопроизводством понимают порядок рассмотрения дел судами. В соответствии с законом (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ) судебная власть осуществляется посредством следующих видов судопроизводства: конституционного — разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, палат Федерального Собрания и других актов; гражданского — рассмотрение и разрешение дел, вытекающих из гражданских правоотношений; административного — рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях; уголовного — досудебного и судебного производства по уголовному делу. Разновидностью гражданского и административного судопроизводства, исходя из ст. 127 Конституции РФ, является арбитражное судопроизводство — разрешение экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.
7. Процессуальный порядок деятельности — еще один важный признак судебной власти. Этот порядок определяет только закон, изданный на основе Конституции РФ. Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» (гл. 7, 8, ст. 43—83 и ряд статей разд. 3) гражданское, уголовное и арбитражное — по правилам, установленным соответственно ГПК РФ, УПК РФ и АПК РФ. По делам об административных правонарушениях процессуальный порядок деятельности определяется КоАП РФ (разд. 4 и 5).
Процессуальный порядок, регулирующий правила судебной процедуры, — важная гарантия законности деятельности судебной власти, обоснованности и справедливости судебных решений.
8. Подзаконность судебной власти означает, что она действует в пределах предоставленной компетенции в соответствии с законом либо на его основе. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 120 Конституции РФ, ч. I, 2 ст. 5 Закона о судебной системе).
Подзаконность судебной власти распространяется на правосудие, конституционный и судебный контроль, толкование законов и других нормативных правовых актов и т. д., а также на все без исключения органы, ее представляющие.
9. Обязательность постановлений судебной власти для всех без исключения государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан. Это означает, что решения суда имеют властный характер и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории государства. Их неисполнение влечет ответственность, предусмотренную ст. 315 УК РФ. Реализация судебных решений составляет функцию органов исполнительной власти, прежде всего Минюста России. Эти органы наделены правом применять принудительные меры (привод, наложение ареста на имущество, арест ценных бумаг и т. д. — см. § 3 гл. 16 учебника) с целью реализации судебных решений.
mirznanii.com
I. Судебная власть
1. Принцип разделения властей.
Принцип разделения властей — правовое явление, правовая доктрина, согласно которой признается необходимость в разделении власти на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную. Создание системы сдержек и противовесов, при осуществлении властных полномочий.
Характерная черта большинства государств современности реализация ими принципа разделения властей. Согласно установившимся правовым теориям реализация данного принципа неотъемлемый атрибут демократического государства. Принцип разделения властей закреплен ст. 10 Конституции РФ (ссылка на источник)
Базовой идеей для формирования современной теории разделения властей послужили идеи греческого мыслителя Аристотеля — он первым предложил разделять власть в государстве на три составные части: законодательную, должностную и судебную (ссылка на источник). Впоследствии данная идея была развита выдающими деятелями нового времени, в частности: Джоном Локком и Шарлем Луи Монтескьё, которые осуществили детальную проработку и теоретическое обоснование принципа разделения властей. Начиная с этого времени постулаты данного принципа, получил широкое распространение в государственной системе многих стран. Первым правовым актом, где принцип разделения властей получил наибольшее, и логическое распространение стала Конституция США 1787 года (ссылка).
Принцип разделения властей зиждиться на следующих началах:
— Принцип разделения властей закреплен в нормативном правовом акте высшей юридического силы — Конституции.
— Существует строгое разделение властных полномочий между ветвями власти.
— В государственной система присутствуют органы, выражающие властные полномочия каждой из ветвей власти.
— Особое положение судебной ветви власти, как ветви гарантирующей соблюдение и охрану прав человека и гражданина.
— Равноправие властей.
2. Понятие судебной власти.
Судебная власть — одна из трех ветвей власти, призванная охранять права и свободы человека и гражданина, решать споры между субъектами правоотношений.
Судебной власти посвящена глава 7 Конституции РФ. (ссылка)
3. Признаки судебной власти.
Признаки судебной власти — характерные черты судебной власти, качественно отличающие ее от других ветвей власти.
Признаками судебной власти являются:
— Осуществление судебной власти только уполномоченными на то органами — судами.
— Самостоятельное, особое положение судебной власти в государственной системе.
— Осуществление властных полномочий в форме правосудия.
— Осуществление власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
— Особый статус выразителей судебной власти — судей.
4. Принципы осуществления судебной власти в РФ.
Принципы осуществления судебной власти в РФ — это основные характеристика судебной власти, при осуществлении ею собственных властных полномочий.
К принципам осуществления судебной власти в РФ относятся:
— Подчинение Конституции РФ
— Законность.
— Демократичность.
— Открытость.
— Гласность.
— Гуманизм.
— Соблюдение прав человека и гражданина.
5. Задачи судебной власти.
Задачи судебной ветви власти — это конкретные социальные явления, ради которых судебная власть осуществляет свои властные полномочий.
К задачам судебной власти РФ можно отнести:
— Формирование режима Законности
— Поддержание правопорядка
— Восстановление прав конкретных субъектов общества.
— Изоляция вне общества конкретных субъектов общества.
6. Понятие правосудия.
Правосудие — вид государственной правоохранительной деятельности, осуществляемой уполномоченными государственными органами, в которой реализуется судебная власть.
7. Признаки правосудия.
К признакам правосудия можно отнести следующие характеристики:
— осуществляет только специально уполномоченным на то органом — судом.
— особый правовой статус лиц осуществляющих правосудие — судей и присяжных заседателей.
— правосудие осуществляется путем рассмотрения конституционных, гражданским, административных и уголовных дел.
— правосудие реализуется через конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство.
— общеобязательная сила судебных решений.
8. Понятие судопроизводства.
Судопроизводство — деятельность по рассмотрению дел в суде.
9. Виды судопроизводства.
Судопроизводство подразделяется:
— Конституционное судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции конституционных судов РФ.
— Гражданское судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
— Административное судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
— Уголовное судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции судов общей юрисдикции.
10. Соотношение понятий судопроизводство и правосудие.
Понятие правосудие и судопроизводство соотносится как общее с частным. Понятие судопроизводства, как процесса рассмотрения дел судами относится к объему понятия правосудие и является его составной частью.
Предыдущие статьи:
allstatepravo.ru
Судебная власть в Российской Федерации состоит из 3 ветвей — Мегаобучалка
Заочный факультет
РЕГИСТРАЦИОННЫЙ № ______
Контрольная работа № _______ Вариант _______
по дисциплине Правовоедение
Студент Карнаухова Анастасия Юрьевна
Факультет ЗО курс 2 шифр 0103366 гр. ПИвЭ-05
Работа выслана «_____»_________________ 200__г.
Оценка _______________ Дата _______________200___г.
Подпись преподавателя ___________________
Содержание
Вопрос 1. Судебная власть Российской Федерации 3
Вопрос 2. Трудовой договор: особенности содержания и исполнения 6
Вопрос 3. Преступления в экономической сфере 7
Список используемой литературы 14
Вопрос 1. Судебная власть Российской Федерации.
Судебная власть возложена на совокупность судебных органов от низовых до верховных. Совокупность судов именуется юстицией (от лат. слово — справедливость).
Особенности судебной власти.
1. Судебная власть осуществляется только судом (ст. 118).
2. Судебной деятельностью вправе заниматься граждане, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 месяцев.
3. Судьи независимы и подчиняются только закону.
4. Судьи несменяемы.
5. Судьи неприкосновенны.
6. Судебное разбирательство является открытым.
7. Не допускается заочное рассмотрение уголовных дел.
8. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
9. Судопроизводство осуществляется в случаях, предусмотренных федеральным законом, с участием присяжных заседателей (речь идет о наиболее тяжких преступлениях, за которые может быть назначена смертная казнь).
Центральные органы федеральной исполнительной власти.
К ним относятся федеральные министерства и инициативные федеральные органы исполнительной власти (государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры). Н, на уровне Российской Федерации осуществляется деятельность Министерства промышленности и торговли, Министерства экономики, Министерства юстиции, Государственной налоговой службы. В настоящее время (данные на 1998 год) осуществляет деятельность 61 федерального органа исполнительной власти.
Судебная власть – это одна из ветвей государственной власти. Представлена в виде системы всех судов, имеющих общие задачи. Только суды осуществляют правосудие в Российской Федерации. Действуя независимо от других властей, они решают споры о нарушенном праве, тем самым отстаивая законность и правопорядок от посягательства на них кого бы то не было.
Суды возникли вместе с государством и по мере его развития выделились в самостоятельные органы. В первобытном обществе все споры и конфликты разрешались старейшинами и вождями на основе существующих обычаев. В Древней Греции и Риме суды защищали только свободу граждан. Рабы не могли быть даже свидетелями. Отличительная особенность судов средневековья – их сословность. Существуют разные суды – церковные, крестьянские. Что касается крупных землевладельцев, то они фактически имели судебный иммунитет.
История русского суда берет начало во временах Киевской Руси, когда суд творился князем и его представителями – посадниками и тиунами. В русском централизованном государстве высший суд осуществлял царь и боярская Дума. В эпоху Петра I и позднее высшей судебной инстанцией был Сенат. Тогда в систему судебных органов входили уездные и земские суды – для дворян, городские и губернские – для горожан, нижняя и верхняя расправа – для свободных крестьян.
Важнейшей вехой в истории российского суда была судебная реформа 1864 года; в ходе которой утверждались главные принципы буржуазного судопроизводства.
Конституционный Суд Российской Федерации возглавляет первую ветвь. В настоящее время в большинстве стран с развитой демократией существует специальный орган, осуществляющий конституционный надзор. Система этих органов весьма разнообразна и во многом зависит от политических традиций той или иной страны.
В ряде государств (США, Дания, Мексика) проверку конституционности законов осуществляют все суды без исключения. В других странах, например в Австралии, Индии, Ирландии, такую проверку осуществляет только Верховный Суд. В некоторых государствах конституционный контроль осуществляют специальные Конституционные Суды (Германия, Италия).
Судебная власть в Российской Федерации состоит из 3 ветвей.
![]() | |||
![]() |
Мировые судьи только декларируются в Конституции, реально же пока они не существуют, поскольку нет законодательных актов, регулирующих их деятельность.
Конституционный Суд – орган конституционного надзора и контроля. Его основная задача – следить за тем, чтобы все издаваемые в стране законы и нормативно – правовые акты не противоречили нормам Конституции (ст.125 Конституции).
Конституционный Суд состоит из 19 судей, которые разделены на две коллегии, назначенные Советом Федерации по представлению Президента России. Судьи имеют полномочия, ограничение сроком 12 лет, предельный возраст пребывания в этой должности – 70 лет (40 лет – 15 л).
На Конституционный Суд возложено разрешение споров о компетенции между различными органами государственной власти. Помимо этого Конституционный Суд проверяет конституционность законов, применяемых в конкретных делах, по запросам судов и рассматривает жалобы о нарушении конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации.
Конституционный Суд работает только по запросам Президента Российской Федерации, Правительства, Парламента, высших федеральных судов и по запросам органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Помимо этого с жалобами о нарушении конституционных прав и свобод в него могут обращаться граждане Российской Федерации.
Систему судов общей юрисдикции возглавляет Верховный Суд Российской Федерации (ст.126 Конституции). Суды общей юрисдикции осуществляют судопроизводство по гражданским, уголовным и административным делам.
Основным звеном второй ветви судебной власти являются районные (городские) суды. Им подсудны практически все дела. На это звено возлагается и обеспечение исполнения судебных решений, и контроль за деятельностью и законностью органов, ведущих расследование дел, в частности, за законностью арестов.
Военные суды – это специализированные суды, но они являются органичной частью судебной системы, о чем свидетельствует тот факт, что высшей инстанцией для военных судов является Верховный Суд России.
Военные суды рассматривают дела о преступлениях, совершенных военнослужащими и военнообязанными во время военных сборов, и некоторых других.
Арбитражные суды осуществляют гражданское судопроизводство, рассматривая хозяйственные споры между юридическими лицами. Возглавляет систему арбитражных судов Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ст.127 Конституции).
Высший Арбитражный Суд рассматривает дела по первой инстанции, жалобы на нормативные акты Президента, палат Федерального Собрания, Правительства, нарушающие права и законные интересы организаций и граждан, а также экономические споры между Российской Федерации и субъектами федерации, между субъектами Российской Федерации. В его компетенцию входит и рассмотрение дел, и порядок надзора. В обязанности Высшего Арбитражного Суда входят изучение и обобщение судебной практики, разработка предложений по совершенствованию законов, он может выступать с законодательной инициативой.
megaobuchalka.ru
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ это что такое СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ: определение — Политика.НЭС
Судебная власть
независимая система судебных органов государства, осуществляющих правосудие.
Оцените определение:
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
Судебная власть
часть системы государственного управления, отвечающая за разрешение проблем правового характера и правотолкование.
Оцените определение:
Источник: Политология: глоссарий по книге
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
независимая система судебных органов государства, осуществляющих правосудие. Монополия на ее осуществление принадлежит судам.
Оцените определение:
Источник: Словарь по политологии
Власть судебная
одна из ветвей власти государства, устанавливающая факты нарушения конституции и закона и определяющая на основе закона санкции за их нарушение. В Российской Федерации «судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства» (см. Конституция РФ. Ст. 118)
Оцените определение:
Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов
ВЛАСТЬ СУДЕБНАЯ
одна из трех ветвей государственной власти, основанной на принципе разделения властей; совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих правосудие. Социальная роль судебной власти заключается в том, чтобы обеспечивать господство права, выраженного в конституции, законах и иных нормативных актах. Осуществляя правосудие, судебная власть выполняет и некоторые ограничительные и регулирующие функции по отношению к государственной власти вообще — вводя государственное насилие в цивилизованные рамки, а также разрешая конфликты между различными органами государственной власти и между ветвями власти в целом.
Оцените определение:
Источник: Политологический словарь-справочник
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
judicial power/authority) — в государстве, придерживающемся принципа разделения властей, одна из трех важнейших независимых ветвей власти, которой вменяется слежение за строгим соблюдением конституции и других законов самой законодательной и исполнительной властью. Организация Св. и характер ее деятельности весьма различны в различных государствах Интересно отметить и такую особенность. На Руси слова «суд» (судебная власть) происходит от глагола судить, т.е. понимать, мыслить, заключать, сравнивать, делать выводы, иначе говоря рассуждать. Однако с течением времени понятие «судить» обрело негативный характер осуждения. Тому, чтобы суд воспринимался психологически как осуд, а не рассуд, немало способствовала и тоталитарная практика репрессий 30-40-х годов. И этот подход сохранился в общественном сознании во многом до сих пор. Вот почему и собственно судебная власть все еще часто людьми ассоциируется с лишь практикой осуждения, а не соблюдения и применения норм права. Именно поэтому более предпочтительным можно считать название правоприменительная власть (в правовом государстве) Не случайно в Германии одной из основных функций государства считается правоприменение (Rechtsprechung) и иначе эта функция именуется юдикативной (judikative)
Оцените определение:
Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь
ВЛАСТЬ СУДЕБНАЯ
в соответствии с теорией разделения властей самостоятельная и независимая сфера публичной власти (наряду с законодательной и исполнительной). Представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законом, а иногда также полномочий по обязательному толкованию норм права (напр., Конституционный Суд РФ, Верховный Суд США), нормотворческих полномочий (создание судебных прецедентов судами в англосаксонских странах), контрольных полномочий (напр., проверка законности ареста или задержания) и некоторых др. второстепенных полномочий (установление фактов, регистрация корпораций в некоторых странах и т.п.), а также систему государственных органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия. Полномочия B.C. подразделяются на основные (исключительные) — по осуществлению правосудия и вспомогательные. В современных демократических государствах осуществление основных полномочий B.C. возлагается на суды различных категорий: обычные (общей компетенции и специализированные), административные, конституционные, а также иногда на т.н. квазисудебные органы. В РФ основные полномочия B.C. осуществляются только судами (в т.ч. единолично судьями).
Оцените определение:
Источник: Политология: Словарь-справочник
ВЛАСТЬ судебная
в соответствии с теорией разделения властей самостоятельная и независимая сфера публичной власти, которая представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т. е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законом. Полномочия В.с. подразделяют на основные (исключительные) — по осуществлению правосудия и вспомогательные. В современных демократических государствах осуществление основных полномочий В.с. возлагается на суды разных категорий (общей компетенции и специализированные), а также иногда на так называемые квазисудебные органы. В РФ основные полномочия осуществляются только судами. В.с. состоит из трех частей: Конституционный суд, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Конституционный суд занимается проверкой на конституционность актов органов публичной власти; разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, между ними и субъектами федерации, а также между субъектами федерации; дает толкование конституции. Суды общей юрисдикции осуществляют уголовное, гражданское, административное и иные виды судопроизводства.Арбитражные суды рассматривают споры в сфере экономики, управления, о банкротстве, при которых одной стороной выступает юридическое лицо или гражданин-предприниматель. Начавшаяся в России правовая реформа призвана закрепить и развить верховенство закона, чтобы обеспечить движение к правовому государству и гражданскому обществу.
Оцените определение:
Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
один из основных видов государственной власти, самостоятельно осуществляющий правосудие. Правосудие является видом государственной деятельности, направленной на разрешение социальных конфликтов, которые связаны с нарушением норм права путем конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная власть осуществляется специальными государственными органами — судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей, которые от имени государства вершат правосудие, и в этом состоит их особая юридическая и политико-социальная роль и значимость. Поэтому в политологии судебная власть рассматривается как ветвь государственной власти, точнее ее орган, а не правоохранительная и правоприменительная системы. Судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону, а не политической целесообразности, политическим нормам и взглядам. Программам политических институтов. Судьи несменяемы, неприкосновенны. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом. Верховенство закона абсолютно на всей территории Российской Федерации.
Чтобы обеспечить самостоятельность и независимость судов, Конституция устанавливает также, что финансирование производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого существования правосудия в соответствии с федеральным законом.
Судебная власть состоит из трех частей: Конституционные суды, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Конституционные суды занимаются проверкой на конституционность актов органов публичной власти; разрешают споры о компетентности между федеральными органами государственной власти, между ними и субъектами федерации, а также между субъектами федерации; даю толкование Конституции РФ и др. Суды общей юрисдикции осуществляют уголовное, гражданское, административное и иные виды судопроизводства. Именно с ними может иметь «дело» любой гражданин, поскольку им подсудны (особенно районные (городские) суды) практически все дела. Арбитражные суды рассматривают споры в сфере экономики, управлении, о банкротстве и т.п., при которых одной стороной выступает юридическое лицо или гражданин-предприниматель.
Начавшаяся в России правовая реформа призвана закрепить и развить верховенство закона для всех граждан, социальных общностей людей, политических институтов, чтобы обеспечить движение общества и государства к правовому государству и гражданскому обществу.
Оцените определение:
Источник: Словарь по политологии под ред. В.Н. Коновалова
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
(judiciary) Совокупность судей в стране. Политические дискуссии о них обычно затрагивают четыре основные темы. 1. Независимость суда. Обычно для власти закона существенно, чтобы судей не могли сменять по минутной прихоти исполнительной либо законодательной власти. Как правило, это гарантировано в Конституции. К примеру, в ст. III Конституции США говорится, что «судьи судов как высшей, так и низшей инстанции исполняют свои обязанности при хорошем поведении и в установленное время получают за свою службу вознаграждение, которое не может быть уменьшено в течение всего времени их пребывания в должности». Сходный порядок определен и в Великобритании, где жалованье судьям выплачивается из фонда, неподконтрольного парламенту. Политики имеют право в значительной степени контролировать судей. Известны попытки американских президентов назначить членами Верховного суда тех, кто, по их мнению, будет поддерживать их политику: в равной степени известно и то, как часто их ожидало разочарование. Президент Эйзенхауэр, говорят, назвал назначение Эрла Уоррена Верховным судьей «самой идиотской из всех мною сделанных ошибок». См. также: гражданские права, судебный активизм. 2. Судебный надзор за законодательством. Писаные конституции дают право определять конституционность законов обычным судам, особым Конституционным судам или (во Франции) Конституционному Совету (Conseil Constitutionnel). По контрасту, английский принцип парламентского суверенитета (parliamentary sovereignity) не дает судьям права надзирать за конституционностью законов, а позволяет им всего лишь провозглашать, чт? законы в действительности означают. В некоторых случаях, как в постановлении Арбитражного суда о правах и обязанностях Пограничной комиссии (Boundary Commission) 1983 г., это может привести к тому, что законам будет придаваться смысл, отличный от того, какой стремился придать им парламент. 3. Судебный надзор за действиями исполнительной власти. Конституция США наделила Конгресс правом «регулировать торговлю с зарубежными странами, между несколькими штатами и с индейскими племенами», вследствие этого суды были вовлечены в регулирование актов исполнительной власти и деятельности ведомств, занятых торговлей между штатами. Большинство судебных систем (в данном случае включая и британскую) наделены сходным правом. (См. также: административное право (administrative law)). В настоящее время в Великобритании пострадавшая сторона, как правило, требует судебного надзора за действиями исполнительных властей. Европейский суд по правам человека (European Court of Human Rights) тоже может вынести решение против действий исполнительных властей в Соединенном Королевстве. 4. Ее социальные истоки. Доводы против предоставления большей независимости судебной власти – особенно в Великобритании – обосновываются тем, что судьями становятся представители определенного социального слоя, от которого трудно ожидать справедливого рассмотрения дел в отношении бедных и этнических меньшинств и (или) симпатии которого лежат на стороне индивидуализма в ущерб коллективизму. То, что судьи составляют узкий социальный слой, отрицать невозможно, особенно в Великобритании, где они отбираются только из рядов барристеров (адвокатов) и где комплектование барристеров дело весьма своеобразное, даже по британским меркам. Однако до сих пор не удавалось достаточно убедительно доказать, что судебная власть систематически оказывается предубежденной в этом отношении.
Оцените определение:
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь
politike.ru