Сущность глобальных проблем пути решения глобальных проблем – . .

2. Пути решения глобальных проблем современности

Пути решения глобальных проблем современности(4 группы концепций, которые рассматривают пути их решения):

— концепции, которые связывают решение глобальных проблем только с достижением научно-технической революции, современно не учитывают социальную направленность. Эти концепции можно объединить названием «концепции технологического оптимизма и индустриализации». По утверждению представителей этой концепции решение глобальных проблем связано не с социальными вопросами взаимодействия человека и природы, а с уровнем развития научно-техническго потенциала конкретной страны. Футурологи этих концепций считают, что возможен переход от старого индустриального общества к постиндустриальному обществу. В результате создания постиндустриального общества могут автоматически решиться и все глобальные проблемы.

— концепции, которые отрицают достижение научно-технического прогресса. Эти концепции выступают за остановку роста производства, прекращение деятельности, которая связана с наукой и техникой и вообще требует запретить вмешательство человека в природу. Эту группу людей возглавляют сторонники экономического пессимизма.

— концепции, которые скептически относятся к достижениям научно-технической революции, но не отрицают её роль в обществе. Основной упор делается на изменение духовной жизни. Поэтому эта группа концепций опирается на необходимость духовных преобразований в обществе. В духовном преобразовании активно участвует религия, возникает концепция под названием теология природы. Представители этих концепций считают, что именно религия и нравственные и религиозные устои будут способствовать разрешению глобальных проблем. Православная религия не отрицает роль научно-технической революции. Некоторые представители теологии природы говорят к необходимости возвращения к древним языческим традициям. Например, каляды – это ожидания будущего урожая, пасхальные праздники связаны с весенней работой, посты ранней весной связаны с тем, что надо меньше есть и больше работать (ожидание весенних полевых работ: весной – купалле, дажинки – в конце лета).

— концепции, которые приобретают неомарксистскую трактовку. Эта группа концепций говорит о необходимости соединения достижений НТР и социального прогресса общества. На смену господству технических и идеологических законов взаимодействия общества и природы должны прийти социальные и разумные законы. Академик Вернацкий назвал этот переход периодом (этапом) формирования ноосферы. Научные знания должны соединиться с необходимостью социальных преобразований. Концепция устойчивого развития (взаимодействия науки и общества). В 1992 г состоялась конференция по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро, в которой приняли участие представители свыше 100 стран мира. Там прозвучала мысль, что на основе частной собственности нельзя добиться устойчивого развития. И это было признано многими представителями различных стран.

3.Понятие «глобализация». Теории глобализации

Глобализация– устранение административно-политических барьеров в международном сотрудничестве, планетарное объединение финансовых рынков информаций и технологий и интернационализация различных потоков и всеобщность конкуренции.

Глобализация– формирование единого экономического, научного, финансового, информационного пространства.

Три точки зрения на процессы глобализации

оптимистическая позиция(её сторонники считают, что глобализация создаёт предпосылки для выравнивания уровней экономического и социального развития)

реалистическая позиция(её сторонники считают, что за прошедшее время природа человека не изменилась, а человечество не выработало иммунитета против насилия и боли)

— пессимистическая позиция(её сторонники трактуют глобализацию как инструмент скрытой эксплуатации глобализации, игнорируют национальные интересы и традиции народа)

Различные формы антиглобализма (антиглобализационных движений):

— экономической

— финансовый

— политический

— информационный

— гуманитарный

— экологический

На роль международной политической организации, которая пытается объединить всех антиглобалистов претендует всемирный социальный форум, который ставит цель осуществить широкий диалог различных организаций, которые стоят на антиглобалистской стороне.

Сегодня перед человечеством стоят важнейшие задачи:

— предотвращение мировой ядерной катастроф, прекращение гонки вооружений

— обеспечение международного сотрудничество и партнёрства в экологической, политической, экологической и духовно-культурной областях

— преодоление разрыва в уровне экономического роста между государствами развитыми и развивающимися

— ликвидация и уменьшение энерго-сырьевого, продовольственного, демографического кризисов, создание совместными усилиями приемлемых условий для выживания человека

— использования научно-технического прогресса для совершенствования здравоохранения, образования и т.д.

studfiles.net

ТЕОРИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. СУЩНОСТЬ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ — КиберПедия

В самом общем понимании, глобализация – это постоянный процесс структурирования пространства существования и взаимодействия всех локальных сообществ. В рамках доминирующей традиции утверждается, что глобализацию необходимо рассматривать, как процесс становления глобальности.

Глобальность – это ситуация существования единых, универсальных для всей системы международных отношений, для всех локальных сообществ формальных и неформальных институтов взаимодействия.

Практическая значимость теории глобализации заключается в изучении возможностей для формирования интегрированной системы значений, идентичности и практик в рамках мирового социального пространства, усиления роли локальных факторов в обеспечении функционирования международных режимов в сфере безопасности, экономики, защиты окружающей среды, культуры.

Термин «глобальные проблемы» в научной литературе начал употребляться с конца 60-х годов. Сами глобальные проблемы возникли намного раньше. Глобальными следует считать только такие проблемы, которые сдерживают общественный прогресс человечества, а при определенных условиях ставят под сомнение существование нашей цивилизации. Наиболее характерные черты глобальных проблем

: они имеют общечеловеческий характер, т.к. затрагивают интересы всех стран и народов; — имманентно сопутствуют человеческому обществу на всем протяжении его истории;- в современных условиях приобретают всемирный характер, ибо сферой их действия впервые стала вся планета; — имеют комплексный, системный характер, и для их успешного решения необходимы совместные усилия всех стран и народов; — постоянно развивается во времени и пространстве, в результате появляются новые глобальные проблемы, а некоторые могут и исчезать; — противоречивы с точки зрения пределов своего решения.

Таким образом, глобальные проблемы – это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации, это проблемы, которые характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединенных усилий всего человечества. Прежде всего в основе их обострения лежат два взаимосвязанных процесса. С одной стороны, это результат совершенствования и развития производительных сил и производственных отношений, результат развития материальной культуры общества. С другой – возникновение и углубление глобальных проблем является результатом социального прогресса. НТР.



Неотъемлемой чертой, характеризующей современные глобальные проблемы, является их динамизм, что означает возможность увеличения или уменьшения глобальных проблем, а также снижение или увеличение остроты той или иной проблемы.

Предлагаемый ниже вариант типологии глобальных проблем основывается на концепции Л.Н. Самойлова:

Суперглобальные (общемировые глобальные) проблемы современности. Они связаны с перестройкой международных отношений сообразно требованиям дальнейшего прогресса человечества (проблема предотвращения мировой ракетно-ядерной войны, установление нового международного порядка).

Общепланетарные глобальные проблемы (ресурсные). Они связаны с проблемами оптимизации, гармонизации и гуманизации отношений общества к природе (экологическая, демографическая, энергетическая, продовольственная). Общечеловеческие (субглобальные) проблемы социокультурного, гуманитарного ряда, которые связаны с демократизацией отношений общества и личности (проблема ликвидации эксплуатации, нищеты и других форм социального неравенства, проблемы здравоохранения, образования).

Решение глобальных проблем в современных условиях стало предпосылкой дальнейшего прогресса во всех сферах человеческой деятельности. Человечество должно предотвратить возможные негативные последствия, угрожающие существованию и развитию нынешнего и будущих поколений. Это необычайно сложная и ответственная задача. Сложность ее решения усугубляется тем, что наряду с прогрессивными тенденциями, которые лежат в основе поступательного развития цивилизации, существуют, и в ряде случаев усугубляются трудности и противоречия, стоящие на пути такого развития. Трудность решения глобальных проблем обусловлена также их двойственной сущностью. Они одновременно являются и естественно-природными и социальными по своему характеру. Разорвать эти две стороны глобальных проблем практически невозможно. Следовательно, и для их решения необходимо учитывать научно-технические (или естественно-природные) и социально-политические аспекты.



Планетарный характер глобальных проблем предопределил и широкий диапазон подходов, мнений, теорий. Среди этого множества концепций можно выделить как взаимодополняющие, так и взаимоисключающие друг друга. Стратегия решения глобальных проблем с неизбежностью должна соединить в себе научный, социальный и гуманистический подходы к этим проблемам.

Религиозные идеологи в поисках путей решения глобальных проблем сосредоточивают внимание на борьбе за превосходство духа над материей. Признание превосходства духовности, моральности является условием успешного контроля над развертыванием глобальных проблем, над развитием технической цивилизации. В современных условиях особо активно разрабатываются глобальная проблематика теологами-экуменистами. Для них характерно активное сотрудничество с различными научными центрами, привлечение на свои конференции ученых экспертов из различных стран. Несмотря на имеющиеся определенные различия в подходах к анализу глобальных проблем среди отечественных исследователей, их объединяет общий концептуальный подход, который основывается прежде всего на признании объективности возникновения общечеловеческих проблем. Отсюда и подлинное их разрешение возможно при формировании определенных материальных и социальных предпосылок. Научно-технических прогресс как раз и призван создавать в обществе материальные, технико-технологические основы для преодоления глобального кризиса, которые, однако, сами по себе не могут привести к его разрешению. Для этого необходимы еще и определенные социальные условия, при которых достижения НТР будут использованы только на благо человека, условия, при которых человечество сможет сознательно регулировать свои отношения в обществе и взаимодействие с природой. И здесь необходимо подчеркнуть, что наряду с социально-экономическим переустройством общества все большее значение приобретает формирование нового глобального сознания. Под влиянием научной мысли и труда стихийные формы взаимодействия человека с природой должны уступить место разумно организованным в соответствии с законами функционирования и развития биосферы. На смену господству технических и биологических законов взаимодействия общества и природы должны прийти социальные (разумные) законы.

cyberpedia.su

Пути решения глобальных проблем — КиберПедия

Огромное значение для успешного решения глобальных проблем приобретает опережающий научный расчет и прогноз. Возникнув стихийно, глобальные проблемы требуют планомерно направленных действий людей для их решения. И здесь нельзя полагаться на стихийное формирование общественного сознания под воздействием общественного бытия; необходимо сознательно и целенаправленно создавать и развивать глобалистику, как новую целостную систему знания, решающую вопросы сохранения цивилизации на нашей планете. Ведущее место в глобалистике, как новой отрасли научного знания, принадлежит методу глобального моделирования и прогнозирования. Его использование является необходимым при проведении крупномасштабных исследований, каковыми являются глобальные проблемы.

Решение глобальных проблем в современных условиях стало предпосылкой дальнейшего прогресса во всех сферах человеческой деятельности. Человечество должно предотвратить возможные негативные последствия, угрожающие существованию и развитию нынешнего и будущих поколений. Это необычайно сложная и ответственная задача. Сложность ее решения усугубляется тем, что наряду с прогрессивными тенденциями, которые лежат в основе поступательного развития цивилизации, существуют, и в ряде случаев усугубляются трудности и противоречия, стоящие на пути такого развития. Трудность решения глобальных проблем обусловлена также их двойственной сущностью. Они одновременно являются и естественно-природными и социальными по своему характеру. Разорвать эти две стороны глобальных проблем практически невозможно. Следовательно, и для их решения необходимо учитывать научно-технические (или естественно-природные) и социально-политические аспекты.

Планетарный характер глобальных проблем предопределил и широкий диапазон подходов, мнений, теорий. Среди этого множества концепций можно выделить как взаимодополняющие, так и взаимоисключающие друг друга. Стратегия решения глобальных проблем с неизбежностью должна соединить в себе научный, социальный и гуманистический подходы к этим проблемам.

Следует отметить, что до сих пор в не выработано единого понимания глобальных проблем. Обострение глобальных проблем во второй половине ХХ века по-новому заставило взглянуть на проблему предсказания будущего развития глобальных проблем. На волне «бума прогнозов» в 60 – 70-е годы возникает так называемая футурология (наука о будущем). В проектах решения глобальных проблем можно выделить несколько основных позиций рассмотрения роли и значения научно-технического прогресса.



Остановимся более подробно на сущности наиболее известных конкретных концепций. Представляют интерес близкие друг к другу теории так называемого «техноло­гического оптимизма» и индустриализации, возникновение которых обусловлено бурным развитием научно-технического прогресса в 60-е годы нашего столетия (У. Ростоу, Дж. Гэлбрейт, Д. Белл, Р. Арон, Г. Кан и др.).

Предполагалось, что в дальнейшем развитии комплексной механизации, автоматизации, кибернетизации общественного производства будет наблюдаться значительный рост валового национального продукта на душу населения. И в результате этого от «индустриального общества» окажется возможным переход к «постиндустриальному», в котором будет создано «общество изобилия». Непродолжительный период популярности идей «индустриализма» объяснялся прежде всего тем, что их идеологи игнорировали реальные тенденции социально-экономического развития человечества и сводили общественный прогресс только лишь к техническому развитию.

Подъем второй волны «технологического оптимизма» приходится на начало 80-х годов и связан с работами Г. Кана, в которых он предлагает модели новой «супериндустриальной» цивилизации и отстаивает теорию «неограниченного роста». Не получив широкого распространения, оба эти подхода сменяются обращением взглядов к новой категории «качество жизни», которая наряду с материальными его показателями включает и его духовные аспекты. И вот духовной-то стороне «качества жизни» и отдается предпочтение. Огромное значение придавалось в данных концепциях развитию личности, совершенствованию ее мировоззрения. И здесь на первый план выдвигалась наука, религия, право, мораль.

Позиции сторонников «экологического пессимизма» были наиболее ярко выражены в проектах и прогнозах Римского клуба, начиная от концепции «нулевого роста», и далее в концепции «органического роста». Неверие в возможности НТП по преодолению глобального кризиса, отказ от прогрессивного общественного развития, углубление социального пессимизма сделали невозможным реализацию этой программы на практике и дальнейшее ее теоретическое развитие.



Безусловно, подобные проекты оптимального разрешения глобальных проблем содержат определенные конструктивные элементы. Но провозглашая соответствующие действительности лозунги, ставя перед собой довольно определенные цели, теории «качества жизни» остаются на позициях абстрактного гуманизма.

Поиск путей формирования нового «глобального мышления» довольно подробно рассматривается в одном из первых докладов Римскому клубу «Цели человечества» (Э. Ласло). Определенная эволюция взглядов заметна и в другом докладе «Нет пределов обучению» (Дж. Боткин и другие), где главное внимание уделяется рассмотрению вопросов, связанных с реформой системы обучения. Будучи не в состоянии предложить реальные средства выхода из глобального кризиса, данные теоретики останавливаются на анализе тех препятствий, которые мешают в действительности внедрению «новых форм» обучения. Сходные утопические призывы к изменению современного образа мышления высказываются и в некоторых других докладах Римскому клубу. В частности, они получили дальнейшее развитие в широко известных работах бывшего президента Римского клуба А. Печчеи «Человеческие качества» (1979) и «Сто страниц для будущего» (1981), где он отстаивает необходимость качественного изменения стиля и образа мышления.

Стремление решить глобальные проблемы современности, опираясь только на духовные преобразования в жизнедеятельности человечества, довольно четко и однозначно прослеживается и в разработках проблем религиозными идеологами. Церковь, активно включаясь в разработку глобальных проблем современности, всеми силами и возможностями стремится сохранить и расширить свое влияние на все слои населения. Для этих целей создаются различного рода «теологии природы», «экотеологии», «глобальные стратегии выживания» и т.д.

Религиозные идеологи в поисках путей решения глобальных проблем сосредоточивают внимание на борьбе за превосходство духа над материей. Признание превосходства духовности, моральности является условием успешного контроля над развертыванием глобальных проблем, над развитием технической цивилизации. Научно-технических прогресс признается силой, чуждой общественному прогрессу и содержит в своем развитии опасность порабощения человека, его духовной сущности. Поэтому лишь первенство религии и этики перед техникой будет способствовать разрешению глобальных проблем. Имея схожие позиции в главном и основном, религиозные идеологи, конкретизируя общие тезисы, вырабатывают свои специфические проекты решения глобальных проблем.

Приоритеты религии, религиозной этики в деле решения глобальных проблем отстаивают и многие западные ученые, в той или иной степени занимающиеся разработкой вопросов вероучения церкви. Наиболее характерна в этом плане позиция Л. Уайта и А. Тойнби, которые считают, что для разрешения глобальных проблем достаточно вернуться к древним (пантеистическим) воззрениям.

В современных условиях особо активно разрабатываются глобальная проблематика теологами-экуменистами. Для них характерно активное сотрудничество с различными научными центрами, привлечение на свои конференции ученых экспертов из различных стран. Но используя последние данные естественных наук, новейшие методы исследования, опираясь на положения и выводы ученых при создании общей теории, теологи-экуменисты опять же вслед за всеми другими религиозными идеологами, уходят от разработки реальных путей преодоления этих проблем.

Несмотря на имеющиеся определенные различия в подходах к анализу глобальных проблем среди отечественных исследователей, их объединяет общий концептуальный подход, который основывается прежде всего на признании объективности возникновения общечеловеческих проблем. Отсюда и подлинное их разрешение возможно при формировании определенных материальных и социальных предпосылок. Научно-технических прогресс как раз и призван создавать в обществе материальные, технико-технологические основы для преодоления глобального кризиса, которые, однако, сами по себе не могут привести к его разрешению. Для этого необходимы еще и определенные социальные условия, при которых достижения НТР будут использованы только на благо человека, условия, при которых человечество сможет сознательно регулировать свои отношения в обществе и взаимодействие с природой.

И здесь необходимо подчеркнуть, что наряду с социально-экономическим переустройством общества все большее значение приобретает формирование нового глобального сознания. Под влиянием научной мысли и труда стихийные формы взаимодействия человека с природой должны уступить место разумно организованным в соответствии с законами функционирования и развития биосферы. На смену господству технических и биологических законов взаимодействия общества и природы должны прийти социальные (разумные) законы. И этот переход на новую ступень развития, на новый уровень осмысления законов взаимодействия общества с природой В.И. Вернадский называет этапом формирования ноосферы. Формирование ноосферы – это длительный, сознательно организованный и направляемый процесс, который сегодня находится еще на этапе своего становления. А формирование нового глобального сознания – это одна из его важнейших составляющих.

Главной отличительной особенностью научного подхода к анализу путей разрешения глобальных проблем является то, что формирование ноосферы рассматривается в тесной связи с необходимостью разработки и практической реализации технико-технологических мероприятий, направленных на преодоление глобального кризиса.

И здесь огромную роль имеет развитие международного научно-технического сотрудничества, совместная борьба с загрязнением окружающей природной среды. Но первостепенное значение придается таким формам сотрудничества, которые не ограничиваются периодическими контактами, взаимным ознакомлением с результатами и обменом информацией, а позволяет активно вести постоянные совместные научные исследования.

Важное место в развитии международного сотрудничества имеет осуществление международных исследовательских проектов, связанных с глобальными проблемами современности, проводимые под эгидой ООН и ее специализированных учреждений.

cyberpedia.su

Вопрос 23. Природа и общество. Сущность и пути решения глобальных проблем современности.

Билет 23.

Природа в широком смысле слова – все сущее, вест мир во всем его многообразии. Такое понимание ведет, по существу, к отождествлению понятий «природа», «материя», «Вселенная».

Природа в узком смысле слова – совокупность естественных и созданных человеком материальных условий его существования. К естественным условиям в данном случае относится множество необходимых существенных материальных факторов возникновения, существования и развития всего в мире, включая жизнь, в том числе человека, во Вселенной вообще и на планете Земля в частности (например, гравитационные, температурные, атмосферные, почвенные, климатические и другие факторы). Это так называемая первая природа. Созданные человеком материальные условия – это «вторая» природа, понимаемая как все то, что создано человеком в соответствии с его развивающимися потребностями и преобразовательными возможностями из вещества и энергии «первой» природы согласно ее собственным законам.

Очевидно, что каждая из этих составляющих природу сторон необходима для возникновения, существования и развития человека в качестве существа особого микрокосмического рода, совмещающего в себе в органичном единстве все известные уровни организации материи, все формы ее движения.

Значительный интерес представляет проблема взаимной связи общества и природы. Она исключительно многогранна и сложна. Особенно значимы для взаимодействия субстанциональная, генетическая и функциональная связи.

Субстанциональная связь природы и общества – это связь, основанная на наличии у них некой общей субстанции, из которой они возникли и которая входит и в природу, и в общество. Утверждается, что Земля, ее живая и неживая природа, сам человек имеют общий для всей Вселенной химический состав своей вещественной субстанции, что структурная основа любого вещества, тела образована сходными микрочастицами.

Генетическая связь природы и общества выражается в наличии определенного универсального саморегулируемого механизма их воспроизводства и взаимодействия. Такой механизм функционирует по своим объективным законам на различных уровнях организации материи, последовательно создавая необходимые конкретно-исторические условия и предпосылки для воспроизводства и взаимодействия природы, человека и общества. Успехи научного постижения природы, общества и человека позволяют в определенной мере влиять на функционирование этого универсального мирового механизма воспроизводства самого человека, природных и общественных условий его жизнедеятельности с позиции целесообразности.



Функциональная связь природы и общества раскрывается через их взаимодействие. Общество – часть природы, но часть весьма специфическая. Специфика проявляется в противоречивости их отношений. Во-первых, общество органично связано с природой своим происхождением, существованием и развитием, постоянным взаимодействием. Во-вторых, общество в определенном смысле противостоит природе, преобразует ее по законам своих потребностей и возможностей, очеловечивает, превращает ее в культурную искусственную среду своего существования.

Глобальные проблемы человечества – это проблемы, которые касаются всего человечества, затрагивают взаимоотношения между странами мирового сообщества, отношения между обществом и природой, вопросы совместного решения ресурсообеспеченности. Глобальные проблемы не признают границ. Ни одно государство, каким бы могущественным оно ни было, не в состоянии самостоятельно решить эти проблемы. Только широкое международное сотрудничество необходимо для их решения. Только осознание всеобщей взаимозависимости и выдвижение на первый план задач общества позволит предотвратить социальные и экономические катастрофы.

По своему характеру глобальные проблемы различны. К числу их относятся прежде всего:

1. Разоружение и сохранение мира на Земле.

Это проблема №1, так как, не решив ее, невозможно решать другие глобальные проблемы. В последние годы обстановка в мире заметно меняется от конфронтации к сотрудничеству. С точки зрения нового политического мышления достижение прочного мира возможно лишь в условиях нового типа отношений. Вопрос стоит не просто об отсутствии войны между государствами, но об отношениях всестороннего сотрудничества.

2. Экологическая проблема, связанная с разрушением природной среды. Экологическая проблема современного мира стоит очень остро, так как человек все больше и больше вмешивается в природу, забывая о необходимости поддерживать в ней биологическое равновесие. Экологическая проблема и многогранна, так как она проявляется практически во всех отраслях деятельности. Главными направлениями ухудшения качества окружающей среды являются: уничтожение лесов, процессопустынивания, дефицит чистых пресных вод, разрушение озонового слоя, загрязнение Мирового океана, ухудшение жизни людей в крупных городах, промышленных центрах.

Проблемы охраны окружающей среды решаются на трех уровнях: государственном, региональном, глобальном. Глобальный уровень наиболее важен по отношению к таким видам природных богатств, которые по своему характеру являются общечеловеческим достоянием.

3.Демографическая проблема, порожденная быстрым ростом численности населения вразвивающихся странах. Решение данной глобальной проблемы упирается в сложный комплекс социально-экономических задач современности в этих странах.

4.Продовольственная проблема, которая проявляется в том, что география производства продовольствия далеко не совпадает с географией его потребления, поэтому наиболее надежный путь решения этой проблемы лежит через рост производства продуктов питания в самых голодающих странах Азии, Африки, Латинской Америки.

5.Энергетическая и сырьевая проблемы.

Это прежде всего задачи надежного обеспечения человечества топливом и сырьем. Ограниченностьресурсов и их исчерпаемость ставит человечество перед необходимостью жесткой экономии сырья и энергии, использования новых, ресурсосберегающих технологий. Преодоление отсталостиразвивающихся стран.

После завоевания политической независимости многие государства добились заметных успехов в экономическом и социальном развитии. Однако в них еще чувствуется наследие колониального режима, которое проявляется в их экономической отсталости. Главный путь преодоления отсталости развивающихся стран — проведение коренных преобразований во всех сферах их жизни. Если эта проблема не будет решена, то сохраняющаяся ситуация в развивающихся странах грозит социально-экономическими потрясениями мирового масштаба и вызовет обострение других глобальных проблем.

6. Экологические, экономические и социальные проблемы Мирового океана.

Они возникли вследствие сдвига производительных сил к побережью моря, тем самым увеличив нагрузку на многие районы Мирового океана. Интенсивная хозяйственная деятельность привела к загрязнению океана, к уменьшению его биологической продуктивности.

Разумеется, глобальные проблемы не исчерпываются вышеназванными. В действительности их больше. К глобальным проблемам иногда причисляют также кризис культуры, распространение опасных болезней и др. Все глобальные проблемы тесным образом связаны между собой. В наши дни их решение стало не просто научной политикой, но и предметом острой идеологической борьбы. Ученые разработали немало глобальных прогнозов развития человечества, причем в них четко прослеживаются два принципиально разных подхода: оптимистический и пессимистический.

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Сущность и пути решения глобальных проблем современности

 

Термин «глобальные проблемы» в научной литературе начал употребляться с конца 60-х годов XX века. Сами глобальные проблемы возникли намного раньше. Уже с конца 50-х годов с достаточной очевидностью проявилась глобальная экологическая проблема. Мировые войны ХХ столетия, создание ракетно-ядерного оружия на рубеже 40-50-х годов поставило человечество перед угрозой самоуничтожения.

Выделяя критерии глобальности проблем, следует отметить, что здесь недостаточно их пространственно-планомерного измерения, которое, безусловно необходимо. Главное значение приобретают признаки содержательного плана, и прежде всего вопросы сохранения всей цивилизации. Исходя из этого, глобальными следует считать только такие проблемы, которые сдерживают общественный прогресс человечества, а при определенных условиях ставят под сомнение существование нашей цивилизации. Данное определение является довольно общим, но на его основе можно сформулировать наиболее характерные черты глобальных проблем:

— они имеют общечеловеческий характер, т.к. затрагивают интересы всех стран и народов, а в перспективе – будущее всего человечества;

— имманентно сопутствуют человеческому обществу на всем протяжении его истории, хотя до определенного этапа они не проявляют всей своей остроты и их развитие не всегда даже заметно;

— в современных условиях приобретают всемирный характер, ибо сферой их действия впервые стала вся планета;

— имеют комплексный, системный характер, и для их успешного решения необходимы совместные усилия всех стран и народов;

— постоянно развиваются во времени и пространстве, в результате появляются новые глобальные проблемы, а некоторые могут и исчезать;

— противоречивы с точки зрения пределов своего решения, т.к. полностью глобальные потребности удовлетворимы только в большой исторической перспективе, а в современных условиях они получают частичное, промежуточное решение при условии активного международного сотрудничества;

— имеют смешанную социоприродную сущность и по причинам возникновения и по характеру проявления.

Таким образом, глобальные проблемы – это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации, это проблемы, которые характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединенных усилий всего человечества.

Глобальные проблемы современности не являются чем-то новым для нынешнего этапа развития человечества, а представляют собой небывалое обострение и углубление в современных условиях существовавших ранее противоречий в системе «человек – общество – природа». Поэтому для более детального их анализа необходимо остановиться на выяснении тех причин, которые способствовали их актуализации. Прежде всего в основе их обострения лежат два взаимосвязанных процесса. С одной стороны, это результат совершенствования и развития производительных сил и производственных отношений, результат развития материальной культуры общества. С другой – возникновение и углубление глобальных проблем является результатом социального прогресса. Эти две основные причины возникновения глобальных проблем обусловили и их углубление. Если на первых ступенях развития человеческой истории эти два процесса носили локальный, затем региональный характер, то в современных условиях они приобрели глобальный характер.

Кроме того, развитие современной цивилизации идет под знаком усиления всемирного характера многих важных процессов и явлений. Серьезной причиной обострения глобальных проблем является углубление противоречий, которые в предшествующих формациях определяются потребительским отношением человека к природе. Бесконтрольное и все более интенсивное использование природных ресурсов, усиление неблагоприятных последствий человеческой деятельности по отношению к природе поставили общество перед угрозой экологической катастрофы.

Небывалый в истории уровень и размах научных знаний, ускоренное развитие НТР способствовали динамичному развитию отношений в системе «человек – общество – природа», которые далеко не всегда развиваются гармонично, а иногда способствуют обострению глобальных противоречий в данной системе.

Значительное влияние на углубление глобальных противоречий оказало совпадение во времени бурного развития научно-технической революции с крупнейшими социальными переменами в мире. Переворот в военном деле, создание оружия массового уничтожения в количествах, угрожающих существованию человеческой цивилизации, с небывалой остротой поставили проблемы сохранения и выживания этой цивилизации в изменившихся условиях.

Таковы основные причины обострения глобальных проблем в современную эпоху, которые связаны с развитием общества, его производительных сил, с бурным развитием научно-технической революции и социальным прогрессом.

Неотъемлемой чертой, характеризующей современные глобальные проблемы, является их динамизм, что означает возможность увеличения или уменьшения глобальных проблем, а также снижение или увеличение остроты той или иной проблемы. Система глобальных проблем не остается неизменной во времени, количество и характер глобальных проблем находится в постоянном динамичном развитии. И закономерно, что уже в начале третьего тысячелетия человечество оказалось перед необходимостью искать решения совершенно иной по составу и характеру системы глобальных проблем.

Все глобальные проблемы находятся в неразрывной взаимообусловленной связи друг с другом. Каждая глобальная проблема выступает не сама по себе, а как «элемент» структуры всей системы глобальных проблем. Системность глобальных проблем современности предполагает их комплексное исследование одновременно всеми тремя главными ветвями науки и рассмотрение их в неразрывной связи друг с другом.




infopedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *