Сущность и его структура конфликта – 5. Понятие конфликта, его сущность и структура.

5. Понятие конфликта, его сущность и структура.

Конфликт (с лат.) означает столкновение сторон, мнений, сил. Причинами столкновений могут быть самые разные проблемы жизни: материальные ресурсы, важнейшие жизненные установки, властные полномочия, статусно-ролевые различия в социальной структуре, личностные (эмоционально-психологические) различия и т. д. Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия. Конфликт, по сути, является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации.

Конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т. е. действия, направленные друг против друга. В основе конфликта лежат субъективно-объективные противоречия, но эти два явления (противоречия и конфликт) не следует отождествлять. Противоречия могут существовать длительный период и не перерастать в конфликт. Поэтому необходимо иметь в виду, что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство. Противоборство может быть более или менее интенсивным и более или менее насильственным.

Форма столкновений — насильственная или ненасильственная — зависит от множества факторов, в том числе и от наличия реальных условий и возможностей (механизмов) ненасильственного разрешения конфликта и целей, преследуемых субъектами противоборства.

Итак, социальный конфликт — это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.

Структура конфликта. В упрощенном виде структура социального конфликта состоит из следующих элементов:

объекта конкретной причины столкновения субъектов;

  • двух и более субъектов, конфликтующих из-за какого-либо объекта;

  • инцидента формального повода для начала открытого противоборства.

Конфликту предшествует возникновение конфликтной ситуации. Это противоречия, возникающие между субъектами по поводу объекта.

Под воздействием роста социальной напряженности конфликтная ситуация постепенно трансформируется в открытый социальный конфликт. Но сама по себе напряженность может существовать долго и не перерастать в конфликт. Для того чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент — формальный повод для начала конфликта.

Однако реальный конфликт имеет более сложную структуру. Например, кроме субъектов в нем задействованы участники (непосредственные и косвенные), сторонники, сочувствующие, подстрекатели, посредники, арбитры и др. Каждый из участников конфликта имеет свои качественные и количественные характеристики. Объект также может иметь свои особенности. Кроме того, реальный конфликт развивается в определенной социальной и физической среде, которая также оказывает на него влияние. Поэтому более полная структура социального (политического) конфликта будет рассмотрена ниже.

Сущность конфликта. Социологическое осмысление и современное понимание социального конфликта впервые было заложено немецким социологом Г. Зиммелем. В работе «Социальный конфликт» он отмечает, что процесс развития общества идет через социальный конфликт, когда устаревают, «сносятся» отжившие культурные формы и зарождаются новые. Сегодня теорией и практикой регулирования социальных конфликтов занимается уже целая отрасль социологии — конфликтология.Наиболее известными представителями этого направления являются Р. Дарендорф, Л. Козер. К. Боулдингидр.

Немецкий социолог Р. Дарендорф создал теорию конфликтной модели общества. По мнению ученого, в любом обществе каждый момент могут возникать социальные конфликты, в основе которых лежит конфликт интересов. Дарендорф рассматривает конфликты как обязательный элемент общественной жизни, которые, будучи источниками инноваций, способствуют постоянному развитию социума. Главная задача — научиться контролировать их.

Американский социолог Л. Козер разработал теорию позитивно- функционального конфликта. Под социальным конфликтом он понимал борьбу за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение противника.

Согласно данной теории социальное неравенство, неизбежно существующее в каждом обществе и вызывающее естественную социальную неудовлетворенность людей, нередко приводит к социальным конфликтам. Позитивные функции конфликтов Л. Козер видит в том, что они способствуют обновлению общества и стимулируют социальный и экономический прогресс.

Общая теория конфликта принадлежит американскому социологу К.Боулдингу. Конфликт в его понимании — такая ситуация, в которой стороны осознают несовместимость своих позиций и при этом стремятся опередить соперника, обыграть его. В современном обществе, по мнению Боулдинга, конфликты неизбежны, поэтому необходимо контролировать их и управлять ими. Основными признаками конфликта являются:

  • наличие ситуации, которая противодействующими сторонами воспринимается как конфликтная;

  • наличие у участников конфликта противоположных целей, потребностей, интересов и методов их достижения;

  • взаимодействие конфликтующих сторон;

  • результаты конфликтного взаимодействия;

  • использование давления и даже силы.

studfiles.net

Понятие конфликта, его сущность и структура

Поделись с друзьями
  • Конфликт – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок).

Существуют и другие определения понятия «конфликт»:

1)    Конфликт – это осознанное противоречие между общающимися личностями при наличии попыток разрешения противоречия на фоне эмоциональных состояний (К.К. Платонов, 1977).

2)    Конфликт есть действие противоположных, несовместимых в данной ситуации тенденций, мотивов, интересов, типов поведения (А.А. Ершов, 1980).

3)    Конфликт – это реакция людей на препятствие к достижению разного рода целей совместной деятельности, на поведение других, не соответствующее ожиданиям, а также реакция на почве несовместимости характерологических шаблонов поведения, несходства культурных основ и потребностей (1977).

4)    Конфликт – предельно обостренное противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями (П.И. Пидкасистый, 1998).

5)    Социальный конфликт – это борьба из-за ценностей или претензии на статус, власть или ограниченные ресурсы, в которой целями конфликтующих сторон являются не только достижение желаемого, но также и нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника (Л. Козер, 1968).

6)    Конфликт – это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими  ценностями и нормами, интересами и потребностями (А.Г. Здравомыслов, 1995).

7)    Конфликт – это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, 1999)

8)    Конфликт – это трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями (Психологический словарь, 1983).

9)    Социальный конфликт – это предельный случай обострения социальных противоречий, выражающихся в столкновении различных социальных групп, социальных институтов, обусловленном противоположностью или существенным различием их интересов, целей, тенденций развития (Социологический словарь, 1991)

10)           Конфликт – это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют и взаимозаменяют  друг друга, требуя для этого специальной  организации (Б.И. Хасан, 1996).

11)           Конфликт – это любое отношение между элементами, которое можно охарактеризовать через объективные (латентные) или субъективные (явные) противоположности (Р. Дарендорф, 1988).

Для того, чтобы проникнуть в сущность конфликта, как социального феномена (присущего только людям и их объединениям), выделим два необходимых и достаточных условия его возникновения:

1. Конфликт всегда содержательно возникает на основе противоположно направленных мотивов или суждений. Наличие таких мотивов и суждений является необходимым условием возникновения конфликта;

2. Конфликт всегда (по форме) представляет противоборство субъектов социального взаимодействия (конфликтующих сторон), которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического).

  • Структура конфликта включает в себя участвующие стороны, предмет противостояния, образ конфликтной ситуации, мотивы конфликта и позиции конфликтующих сторон. Рассмотрим их более подробно.

1.     Стороны (участника) конфликта – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

Иногда их называют субъектами конфликта. Или могут быть такие цепочки: человек – человек; человек – группа; человек – часть группы; часть группы – часть группы; группа – группа.

Важно отметить, что поскольку стороны конфликта – то всегда люди, постольку сам конфликт представляет собой сугубо социальное, «человеческое» явление. При этом условимся понимать, что субъектами конфликта являются не просто человеческие индивиды, а личности, наделенные сознанием, волей и способностью к активным и осознанным действиям. Если обобщить сказанное, то можно сделать вывод о том, что субъекты конфликта должны обладать (или проявлять) активностью. Если активность отсутствует, то конфликтные действия не производятся. Активность возникает, как следствие осознания наличия противоречия и потребности в ее преодолении. Даже если активность у личности присутствует, то нет осознания противоречия, как проблемы, требующей решения, то психологически конфликта не существует.

Участники конфликте обычно обозначаются в терминах ролевых позиций, в рамках которых осуществляется их взаимодействие в данной ситуации (например: «начальник – подчиненный», «муж – жена», «отцы и дети»). Переход участников конфликта непосредственно к конфликтному взаимодействию начинается с действий одного из них. Поэтому участник конфликта, проявляющий инициативу, называется инициатором конфликта.

2.     Предмет противостояния (конфликта) – это то, из-за чего возникает конфликт. Предмет конфликта отличается многообразием, он охватывает все сферы человеческой деятельности: экономику, семью, идеологи, образование, быть. Сам по себе предмет конфликта может иметь четкое представление (форму) или нечеткое (размытое) представление или отсутствие представления. Таким образом, предметом конфликта может быть конкретный объект, конкретная возможность, или некоторое ценностное утверждение, исключающее мнение другого, а также соблюдение или несоблюдение каких-то правил. Предмет конфликта становится в дальнейшем объектом переговоров или борьбы участников взаимодействия. Предмет почти всегда связан с целями участников, однако не все их цели связаны с предметом.

3.     Образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия. Важно отметить, что мы разделяем близкие понятия – «конфликт» и «конфликтная ситуация». Дадим определение второму понятию.

  • Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними. Образы конфликтной ситуации у участников конфликта как правило, не совпадают. В психологии  выделяют две группы факторов, оказывающих влияние на развитие конфликтной ситуации:

3.1. Социокультурные факторы включают культурные формы  протекания и разрешения конфликтов;

3.2. Ситуационные факторы определяют направленность конфликта на ужесточение или смягчение, они учитывают как собственные характеристики участников конфликта, так и действия третьих сил.

4.     Мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, суждений). Более подробно они будут рассмотрены нами ниже, при изучении основных причин конфликтов.

5.     Позиции конфликтующих сторон – это то, о чем заявляют участники конфликта друг другу в ходе конфликтного взаимодействия.

Переходим к изучению классификации конфликтов, их основных причин и динамики протекания.

students-library.com

30. Сущность конфликта и его структура. Межличностные конфликты. Стратегия (стиль) поведения в конфликтной ситуации. Способы разрешения и предотвращения конфликта.

Конфликт – это явление межличностных и групповых отношений. С точки зрения сущности отношений любой конфликт есть проявление противоборства, т.е. проявление активного преследующего определенные цели столкновения тенденций, оценок, принципов, взглядов. С точки зрения целей конфликт есть стремление одержать победу, утвердить защищаемую идею, принцип, поступок, личность. Если прожить без конфликтов невозможно, то каждый должен научиться поведению в конфликтной ситуации. Конфликт как сложное явление характеризуется многими параметрами, важнейшими из которых являются его сущность, структур, причины и динамика.

Структура:

Предмет — то, из-за чего возникает конфликт

Мотивы — внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений)

Стороны — субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

Образ конфликтной ситуации — отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия

Позицииконфликтующихсторон — то, о чем они заявляют в ходе конфликтного взаимодействия

Виды конфликтов

Конфликты, представляющие собой сложное социально-психологическое явление, весьма многообразны.

Конфликт внутриличностный: мотивационный, нравственный, нереализованного желания, ролевой, адаптационный, неадекватной самооценки и т.д.

Конфликт межличностный – самый распространенный вид конфликта, который охватывает практически все сферы человеческих отношений. В основе межличностного конфликта лежат противоречия между людьми, несовместимость их взглядов, интересов, потребностей. В учебных заведениях он может возникать между участниками педагогического процесса: преподаватель студент (неадекватность оценки), студент-студент (стремление к лидерству), преподаватель-преподаватель. Как правило, в происходящем конфликте есть вклад обоих, однако один утверждает, что во всем виновата другая сторона.

Конфликт между личностью и группой возникает, когда член группы отступает от сложившихся в группе норм поведения и труда.

Конфликт межгрупповой представляет собой противоборство, в основе которого лежит столкновение противоположно направленных групповых мотивов (интересов, ценностей, целей).

Причины конфликта – явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его. Разногласие, возникшее между субъектами, приводит к образованию конфликтных отношений.

Управление конфликтом – целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт: прогнозирование конфликта — выявление причин данного конфликта; предупреждение конфликта — недопущение возникновения конфликта;регулирование конфликта — ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения; стимулирование конфликта — провокация, вызов конфликта;разрешение конфликта — завершение конфликта.

Стратегия поведения в конфликте определяется той мерой, которой человек хочет удовлетворить собственные интересы (действуя активно или пассивно) и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально).

studfiles.net

Сущность и структура конфликта. — МегаЛекции

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………3

1. ПРИРОДА КОНФЛИКТА В ОРГАНИЗАЦИЯХ……………4

1.1. Сущность и структура конфликта………………………….4

1.2. Типы конфликтов……………………………………………..7

1.3. Функции конфликта………………………………………….10

1.4. Причины конфликта…………………………………………12

2. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИЕЙ…………14

2.2. Управление и регулирование конфликтом………………..14

2.1. Предупреждение и стимулирование конфликтов…………16

2.3. Разрешение конфликта: модели, стили, методы………….20

ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРИМЕР КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ И ПУТИ ИХ

РАЗРЕШЕНИЯ……………………………………………………..32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….35

Список литературы…………………………………………………36

ВВЕДЕНИЕ

Конфликт является неотъемлемым элементом функционирования любого общества.

В современном обществе, в условиях когда ежедневно увеличивается «скорость жизни», когда стрессы знакомы почти любому не понаслышке, когда каждый к чему-то стремится и чего-то боится, проблемы поставленные конфликтологией – предотвращение, анализ, прекращение конфликтов – стали особенно актуальны. Эти проблемы актуальны прежде всего потому, что конфликты могут присутствовать в любой сфере жизнедеятельности общества, а конфликт, пущенный на самотек, может привести к нежелательным последствия как для отдельных индивидов, так и для общества.

Объектом данной курсовой работы является конфликт.

Предметом является управление конфликтом.

Целью курсовой работы является определение методов и средств управления конфликтами.

Задачи курсовой работы:

— рассмотреть сущность и структуру конфликта;

— определить функции конфликта;

— выделить сущность понятия управления конфликтами;

— рассмотреть методы, стили и модели разрешения и регулирования конфликтов, а также особенности предотвращения и стимулирования.

 

ПРИРОДА КОНФЛИКТА В ОРГАНИЗАЦИЯХ

Сущность и структура конфликта.



Определений конфликта достаточно много, и поэтому можно самостоятельно рассмотреть различные толкования конфликта и попытаться критически к ним отнестись.

1. Альберт Хедоури[1]: «Конфликт – отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Это ситуация, при которой каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне сделать тоже самое».

Из выше приведенного определения можно понять, что:

а) при определении конфликта, оперируют термином «согласие». Конфликт отождествляют с состоянием «согласие/несогласие». Чем выше разногласия, тем острее конфликт.

б) выделяют участников конфликта: лица или группа лиц.

с) конфликт проявляется через внешние формы поведения участников.

д) в определении «проблемы — решение». К недостаткам можно отнести отсутствие явной стадии разрешения конфликта как процесса. Стоит отметить, что, исходя из определения, пути решения конфликта – это согласование задач и целей, сторон, принимающих участие в конфликте.

2. Экономика и социология труда под редакцией Адамчук [стр. 379]. Конфликт – противоречие отношений, принимающее характер прямых социальных столкновений между индивидами и группами работников.

Из данного определения можно понять, что:

а) конфликт определяется как процесс, в котором проявляется противоречие. Противоречие в данном определении конфликта созвучно разногласию в определении Альберта Хедоури.

б) выделены участники – индивиды или группы индивидов.

в) конфликт проявляется через «социальные столкновения».

г) опять же в определении лишь косвенно отражена возможность разрешения конфликта через исправление тех самых противоречий в отношениях.

д) противоречия принимают формы конфликта, т.е. порождают социальные столкновения, если:

— противоречия отражают взаимоисключающие позиции;

— противоречия доступны для понимания

— степень противоречий достаточно высока

3. Еще одно определение конфликта. «Конфликт – осознанная практическая деятельность его участников по преодолению противоречий позиций и целей». Из данного определения ясно, что:

а) конфликт есть процесс во времени

б) проявляется через деятельность участников

в) деятельность является осознанной

г) цель конфликта – преодоление противоречий

4. «Конфликт – осознанное столкновение, противоборство людей или групп, их взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, отношений, ценностей, существенно значимых для личностей или групп».

а) конфликт определяется через столкновение и противоборство.

б) четко не определена конечная цель участников конфликта

 

Обобщая многообразие определений конфликта, встречающихся в литературе, можно предложить такое его определение. Конфликт– это противоборство общественных субъектов с целью реализации их противоречивых интересов, позиций, ценностей и взглядов. И в данном, и во многих других определениях, конфликт прежде всего связывается с противоречием или одним и его моментов – борьбой противоположностей. Одним из существенных признаков конфликта является противоположность интересов, которые в свою очередь сопрягаются с ценностями, целями и ориентациями. Таким образом, интересы – главное понятие, необходимое для анализа конфликта.

Любой конфликт характеризуется конфликтующими сторонами, а также предметом противоборства. Структура конфликта также включает конфликтное действие в той или иной форме и направляющее его сознание, средства и методы действия, поле конфликта. Кроме того, ни один конфликт невозможен без сложившейся до его появления конфликтной ситуации. Субъектами конфликта, в зависимости от его уровня, выступают индивиды, группы, классы, национально-этнические общности, организации, социальные институты, общественные и политические объединения, государства, международные сообщества. Субъекты конфликта не остаются неизменными в процессе противоборства. О зрелости конфликта можно судить по степени формирования субъектов. Чем более развит конфликт, тем выше зрелость субъектов. Динамика конфликта прямо связана с развитием его субъектов, и наоборот. Если конфликт перерастает в иное качественное состояние, соответственно качественно изменяются противоборствующие стороны.

Маскировка подлинного субъекта конфликта – частое явление во внутригрупповых столкновениях. Например, провоцирующий напряженность в трудовом коллективе или в каком-то подразделении госуправления стремится скрыться за действиями других, недовольных поведением управляющего лица, официального лидера. Проблема субъекта конфликта имеет еще один аспект. Для анализа конфликта, его динамики важно различать субъекта, инициирующего конфликтное действие и доминирующего в этом действии. Причем, это не всегда один и тот же субъект. Агент, спровоцировавший конфронтацию, зачастую оказывается не ведущей, не определяющей, а ведомой, определяемой стороной. Изменение соотношения противоборствующих сил – одна из закономерностей конфликта, в особенности классового, да и международного. Для военных конфликтов – это правило, хотя в истории было немало войн без победителей.

Материальный или духовный объект общественной жизни, в отношении которого формируется противоположная направленность активности людей, составляет предмет конфликта. Им могут быть экономические и социальные блага, материальные и духовные ценности, политические режимы, юридические институты, политические и общественные лидеры, их программы, идеологические доктрины, религиозные верования, права и свободы человека, нравственные и эстетические идеалы, разнообразные традиции и многое другое, что составляет элементы цивилизованной социальной жизни. В конфликте наряду с реальным предметом конфронтации может фигурировать мнимый, так сказать, квази-предмет. Действительный предмет нередко скрыт до поры до времени. Предмет конфликта – его источник. В зависимости от глубины проникновения анализа в суть общественных процессов, исследователем фиксируется определенный уровень основы конфликта. Предмет конфликта – это та переменная, которая характеризует любой конфликт. Ее анализ всегда необходим, каким бы ни были конфликтные отношения.

Поведение и действия субъектов направляются конфликтным сознанием. Его образует особое состояние общественного сознания, специфика которого заключается в осознании противоборствующими сторонами противоположности своих интересов, ценностей, целей и превращения их в мотивацию активности.

Любой конфликт возникает, протекает и разрешается на фоне конфликтной ситуации. Последняя – неотъемлемая сторона конфликта, существенный элемент его структуры. Конфликтная ситуация включает, в первую очередь, острую форму противоречия, образующего основу конфликта; именно такую, при которой обе противоположности или одна из них уже не могут существовать в рамках прежней взаимосвязи, единства. Одну сторону или обе не удовлетворяют, к примеру, социальный статус, уровень участия в системе власти, возможность доступа к распределению благ и т.д. Наличие конфликтной ситуации свидетельствует о сформировавшихся конфликтогенных факторах, говорит о появлении инициатора конфликта (лидера, группы, организации), а также о готовности поддержать его со стороны других субъектов со сложившейся установкой на конфликт. Конфликтная ситуация стимулируется кризисными явлениями. Кризисы в обществе могут выступать условием возникновения конфликтной ситуации, либо являться фоном, на котором развертываются конфликты.

Таким образом, сущность конфликта определяется тем, что это противоборство общественных субъектов с целью реализации их противоречивых интересов, позиций, ценностей и взглядов на фоне конфликтной ситуации.

Типы конфликтов

Можно различать следующие четыре типа отношений в каждой форме взаимодействия групп в организации (Рис.1.1.):

Указанные типы отношений имеют соответствующие тенденции и центральные проблемы. Принадлежность конкретных разногласий к конкретной природе (центральной или поведенческой) определяют вид вмешательства в конфликт. Имеется в виду внешнее для конфликтующих сторон воздействие, направленное на конструктивное снятие разногласий. При этом предполагается, что само разрешение конфликта неэффективно с позиции целей организации (либо по критерию времени его разрешения — явное несоответствие целям организации).

 
 

Рис.1.1.Типы конфликтов

 

Задача оптимизации социально-психологического климата коллективов диктует настоятельную необходимость выявления причин возникновения конфликтов между их членами. Один из первых шагов на пути решения этой задачи — разработка социально-психологической типологии конфликтов. Такая типология предлагается на основе исследований, проходивших на различных предприятиях. В основе этой типологии лежат взаимосвязи людей в рамках их отношений в первичном производственном коллективе. Во-первых, это взаимосвязи функционального характера, определенные совместной трудовой деятельностью. Данные взаимосвязи носят как непосредственный, так и опосредованный характер. Во-вторых, это взаимосвязи, вытекающие из принадлежности работников к одному первичному производственному коллективу. В-третьих, это взаимосвязи психологического характера, вызванные потребностями людей в общении.

 

Выделим следующие виды конфликтов, появление которых наиболее часто отмечается исследователями в организации (Рис.1.2.):

 

 

 

 

 

Рис. 1.2. Виды конфликтов

.

Рассмотрим четыре основных вида конфликтов:

1. Внутриличностный конфликт.

Этот тип конфликта не соответствует определению, данному выше. Однако, его возможные дисфункциональные последствия аналогичны последствиям других типов конфликта. Он может принимать различные формы, и из них наиболее распространена форма ролевого конфликта, когда одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы или, например, когда производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Исследования показывают, что такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворённости работой, малой уверенностью в себе и организации, а также со стрессом.

2. Межличностный конфликт.

Это самый распространённый тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего, это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них считает, что поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее руководство выделить эти ресурсы ему, а не другому руководителю.

Межличностный конфликт также может проявляться и как столкновения личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей различаются в корне.

3. Конфликт между личностью и группой.

Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы. Например, обсуждая на собрании пути увеличения объема продаж, большинство будет считать, что этого можно добиться путем снижения цены. А кто-то один будет убежден, что такая тактика приведёт к уменьшению прибыли. Хотя этот человек, мнение которого отличается от мнения группы, может принимать близко к сердцу интересы компании, его все равно можно рассматривать как источник конфликта, потому что он идет против мнения группы.

4. Межгрупповой конфликт.

Организации состоят из множества формальных и неформальных групп. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникнуть конфликты. Неформальные группы, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рассчитаться» с ним снижением производительности. Яркий пример межгруппового конфликта- конфликт между профсоюзом и администрацией.

 

 

1.3. Функции конфликта.

 

Конструктивные функции:

Информационно-познавательная. Любой конфликт сигнализирует о на­личии проблемы, требующей решения, позволяет ее познать, поскольку выявляется в совокупности вос­принимаемых людьми фактов. Конфликт стимули­рует познание интересов, ценностей, позиции, стал­кивающихся в противоборстве субъектов; высвечи­вает сущность социальных изменений, выраженных противоречием, лежащим в основе конфликта. Раз­ногласия, дискуссии как формы конфликтного по­ведения способствуют поиску истины. В ходе и в ре­зультате взаимных столкновений социальные аген­ты лучше узнают друг друга, усваивают полезный с точки зрения каждой стороны опыт, находя, при желании, возможные точки соприкосновения их взглядов и интересов. В процессе конфликта рас­крывается подлинная картина того, что представ­ляет из себя каждая сторона, какие ценности (и цен­ности ли) она отстаивает.

Другая всеобщая функция конфликта — интегративная. Казалось бы, имеет место парадокс: конфликт способствует интеграции, объединению людей, а стало быть, установлению равновесия, ста­бильности в обществе. Однако такова реальная ди­алектика социума, где конфликт и интеграция неразрывно взаимосвязаны и по­стоянно меняются местами. Доминирование одно­го сменяется доминированием другого. Возникновение, развитие, я главное, разрешение конфликта сплачивает группы, сообщества, способствует гар­монизации общественных отношений, стимулирует социализацию групп и индивидов, а тем самым со­действует формированию необходимого равновесия в общественном организме.

Одна из общих функции конфликта — функция стимулирования адаптации социальной системы или ее отдельных элементов, включая субъектов, к изменяющейся среде. Обществу, социальным группам, индивидам, партиям и другим объединениям, идеологиям, культурным системам приходится посто­янно сталкиваться с новыми условиями и новыми потребностями, порождаемыми происходящими изменениями. Отсюда необходимость адаптации, приспособления к новой ситуации путем преобразования форм и методов деятельности и отношений, переоценки ценностей, критики устаревших образцов поведения и мышления. Понятно, что процесс адаптации не происходит без противоречий и конфликтов между старым и новым, отжившим и нарождающимся. Если общественная система или какие-то подсистемы (экономические, политические и др.) не справляются с возникающими конфликтами в процессе адаптации, они уходят в небытие.

 

Деструктивные функции:

Конструктивные функции конфликта неотделимы от разрушительных последствий, от дисфункции. Любая пози­тивная функция конфликта имеет негативную сто­рону. Та и другая проявляются в определенной си­туации, на определенной стадии конфликта, в результате целенаправленных действии противобор­ствующих субъектов. Объективные последствия кон­фликта (конструктивные либо деструктивные) зави­сят от многих переменных и, в значительной степе­ни, от средств борьбы. Насильственные средства ведут к расколу общества, а не к его интеграции. Насильственный конфликт может перерасти в хроническую форму, стать конфликтом антагонистическим, даже если ранее он таковым не был. Последо­вательная серия насильственных конфликтов дро­бит общество, дезорганизует и препятствует его духовной и практической консолидации. В итоге об­щество оказывается в тупике. Так что, говоря о по­зитивных функциях конфликта, следует иметь вви­ду противоречивую возможность ее реализации. По­следствия любой революции — тому пример.

Позитивные (конструктивные) функции конфлик­тов не реализуются, если

а) они не регулируются со­вместными усилиями противоборствующих агентов;

б) подавляются одной из сторон;

в) загоняются внутрь общественного организма.

В результате могут образоваться следующие дисфункциональные последствия:

Неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров и снижение производительности.

Меньшая степень сотрудничества в будущем.

Сильная преданность своей группе и больше непродуктивной конкуренции с другими группами организации.

Представление о другой стороне как о «враге»; представление о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных.

Сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами.

Увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере умень­шения взаимодействии и общения.

Смещение акцента: придание большего значения «победе» в конфликте, чем решению реальной проблемы.

Таким образом, посредством конфликта могут реализоваться две функции — созидательная и разрушительная

Конфликты могут выполнять функции как позитивные, так и негативные (таб.1.1.)

 

 

Таблица 1.1

Функции конфликтов

 

Позитивные Негативные
Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте
Получение новой информации об оппоненте Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе
Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом Представление о побежденных группах как оврагах
Стимулирование к изменениям и развитию Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе
Снятие синдрома покорности у подчиненных После завершения конфликта – уменьшение степени сотрудничества между частью коллектива.
Диагностика возможностей оппонента Сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта»)

 

Причины конфликта.

 

У всех конфликтов есть несколько причин, основными из которых являются ограниченность ресурсов, которые надо делить, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, уровне образования и т.п.

Распределение ресурсов.

Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство может решить, как распределить материалы, людей, финансы, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Не имеет значения, чего конкретно касается это решение — люди всегда хотят получать больше, а не меньше. Таким образом , необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к различным видам конфликта.

Взаимозависимость задач.

Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задач от другого человека или группы. Определённые типы организационных структур увеличивают возможность конфликта. Такая возможность возрастает, например, при матричной структуре организации, где умышленно нарушается принцип единоначалия.

Различия в целях.

Возможность конфликта растет по мере того, как организации становятся более специализированными и разбиваются на подразделения. Это происходит потому, что подразделения могут сами формулировать свои цели и большее внимание уделять их достижению, чем достижению целей организации. Например, отдел сбыта может настаивать на производстве как можно более разнообразной продукции и её разновидностей, потому что это повышает конкурентоспособность и увеличивает объем сбыта. Однако, цели производственного подразделения, выраженные в категориях затраты — эффективность выполнить легче, если номенклатура продукции менее разнообразная.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Понятие конфликта. Сущность, структура и функции конфликтов. — КиберПедия

Понятие.

Слово «конфликт» (от лат.confliktus) означает столкновение (сторон, мнений, сил). Понятие социального конфликта как столкновения двух и более субъектов социального взаимодействия широко интерпретируется представителями различных направлений конфликтологической парадигмы.

Социальный конфликт представляет собой открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов (сторон) социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.

Сущность.

Социологическое осмысление и современное понимание социального конфликта впервые было заложено немецким социологомГ. Зиммелем. В работе«Социальный конфликт» он отмечает, что процесс развития общества идет через социальный конфликт, когда устаревают, «сносятся» отжившие культурные формы и зарождаются новые. Сегодня теорией и практикой регулирования социальных конфликтов занимается уже целая отрасль социологии —конфликтология.Наиболее известными представителями этого направления являются Р. Дарендорф, Л. Козер. К. Боулдингидр.

Немецкий социологР. Дарендорф создалтеорию конфликтной модели общества. По мнению ученого, в любом обществе каждый момент могут возникать социальные конфликты, в основе которых лежит конфликт интересов. Дарендорф рассматривает конфликты как обязательный элемент общественной жизни, которые, будучи источниками инноваций, способствуют постоянному развитию социума. Главная задача — научиться контролировать их.

Американский социолог Л. Козер разработал теорию позитивно- функционального конфликта. Под социальным конфликтом он понимал борьбу за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение противника.

Согласно данной теории социальное неравенство, неизбежно существующее в каждом обществе и вызывающее естественную социальную неудовлетворенность людей, нередко приводит к социальным конфликтам. Позитивные функции конфликтов Л. Козер видит в том, что они способствуют обновлению общества и стимулируют социальный и экономический прогресс.

Общая теория конфликта принадлежит американскому социологу К. Боулдингу. Конфликт в его понимании — такая ситуация, в которой стороны осознают несовместимость своих позиций и при этом стремятся опередить соперника, обыграть его. В современном обществе, по мнению Боулдинга, конфликты неизбежны, поэтому необходимо контролировать их и управлять ими. Основнымипризнаками конфликта являются:



§ наличие ситуации, которая противодействующими сторонами воспринимается как конфликтная;

§ наличие у участников конфликта противоположных целей, потребностей, интересов и методов их достижения;

§ взаимодействие конфликтующих сторон;

§ результаты конфликтного взаимодействия;

§ использование давления и даже силы.

Структура.

В упрощенном виде структура социального конфликта состоит из следующих элементов:

§ объекта — конкретной причины столкновения субъектов;

§ двух и болеесубъектов, конфликтующих из-за какого-либо объекта;

§ инцидента — формального повода для начала открытого противоборства.

Конфликту предшествует возникновениеконфликтной ситуации. Это противоречия, возникающие между субъектами по поводу объекта.

Под воздействием роста социальной напряженности конфликтная ситуация постепенно трансформируется в открытый социальный конфликт. Но сама по себе напряженность может существовать долго и не перерастать в конфликт. Для того чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент — формальный повод для начала конфликта.

Однако реальный конфликт имеет более сложную структуру. Например, кроме субъектов в нем задействованы участники (непосредственные и косвенные), сторонники, сочувствующие, подстрекатели, посредники, арбитры и др. Каждый из участников конфликта имеет свои качественные и количественные характеристики. Объект также может иметь свои особенности. Кроме того, реальный конфликт развивается в определенной социальной и физической среде, которая также оказывает на него влияние.

Функции.

Конструктивные (позитивные) функции конфликта. К ним относятся:

§ функция разрядки напряженности между антагонистами, “выхлопного клапана”;

§ «коммуникативно-информационная» и «связующая» функции, в ходе осуществления которых, люди могут проверить друг друга и сблизиться;



§ функция стимулятора и движущей силы социальных изменений;

§ функция содействия формированию социально необходимого равновесия;

§ гарантии развития общества путем вскрытия противоположных интересов, возможностей их научного анализа и определения необходимых изменений;

§ оказания содействия в переоценке прежних ценностей и норм;

§ оказания содействия по усилению лояльности членов данной структурной единицы.

Деструктивные (негативные) функции конфликта,т.е. условия, мешающие достижению целей. Это такие как:

§ неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров, снижение производительности труда;

§ уменьшение степени сотрудничества в будущем, нарушение системы коммуникаций;

§ абсолютная преданность своей группе и непродуктивная конкуренция с другими группами организации;

§ представление о другой стороне как о враге, о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных;

§ сворачивание взаимодействия между конфликтующими сторонами;

§ увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения общения, рост взаимной неприязни и ненависти;

§ смещение акцентов: придание большего значения победе в конфликте, чем решению проблемы;

§ возможность подготовки к новому витку конфликта; закрепление в социальном опыте личности или группы насильственных способов решения проблем.

Однако, оценивая конструктивность и деструктивность функций конфликта, необходимо иметь в виду следующее:

§ отсутствие четких критериев различий конструктивных и деструктивных конфликтов. Грань между конструктивными и деструктивными функциями иногда теряет свою однозначность, когда дело доходит до оценки последствий конкретного конфликта;

§ подавляющее большинство конфликтов имеет одновременно и конструктивные, и деструктивные функции;

§ степень конструктивности и деструктивности конкретного конфликта может меняться на различных стадиях его развития;

§ следует учитывать, для кого из участников конфликта он конструктивен, а для кого — деструктивен. В конфликте могут быть заинтересованы не сами противоборствующие стороны, а иные участники (подстрекатели, пособники, организаторы). Поэтому функции конфликта с позиций разных участников могут оцениваться по-разному.

cyberpedia.su

Виды и структура конфликта. Сущность и структура социального конфликта :: SYL.ru

Мы постоянно живем в социуме, а значит, от взаимоотношений с другими людьми никуда не деться. В зависимости от ситуации, коммуникации могут протекать по-разному. В одном случае вы сможете достигнуть взаимопонимания без конфликта, в другом случае это не удастся. Но конфликт – это не всегда негативное явление. Любое взаимодействие – это столкновение интересов, а конструктивный конфликт является способом найти выход из этой ситуации. Другое дело, что у его участников зачастую не хватает навыков, позволяющих выиграть обеим сторонам. Поэтому каждый стремится получить максимум выгоды, оставив оппонента в проигрыше. Так конфликт получает стремительное развитие.

Структура конфликта

Это описание того необходимого «набора», который нужен для развития конфликтной ситуации. Если любой из объектов изъять или видоизменить, то ситуация сойдет на нет или изменится кардинальным образом. Надо понимать, что структура конфликта всегда рассматривается в динамике. Это взаимосвязанная система и процесс. Главными фигурами выступают объект конфликта (его источник) и субъект (или оппонент). Определенная ситуация создает предмет спора, что выливается в конфликтное поведение. В зависимости от типа, структура конфликта сильно видоизменяется. Ведь противоборствовать могут два человека, две (или более) большие группы и даже несколько государств. Чем крупнее масштабы, тем сложнее структура конфликта. Кроме того, это делает его результаты совершенно неоднозначными. Невозможно найти решение, которое устроило бы каждого человека, если говорить даже в масштабах города. И наоборот, чем меньше субъектов вовлечено в конфликт, тем проще учесть интересы всех участников.

Виды и структура конфликта

Мы можем наблюдать его в самых разных сферах жизни. По определению конфликт – это противодействие интересов двух и более людей. На основе чего оно возникает? Это столкновение противоположно направленных потребностей, ценностей, интересов, идеалов или суждений. Эти явления очень разнообразны. Структура социального конфликта рассматривается как межличностное явление, но вариаций у него достаточно:

  1. Противодействие между двумя отдельными индивидами.
  2. Межгрупповой конфликт (в зависимости от размеров группы он может быть как внутри организации, так и между несколькими организациями).
  3. Общественный – когда вся выборка делится на два лагеря, каждый из которых отстаивает свои интересы.
  4. Асимметричный межличностный конфликт – это противодействие взрослого и ребенка, которые изначально неравны.
  5. Асимметричный межгрупповой конфликт (организационный) – большая группа противостоит меньшей. Например, два разных подразделения, наделенных примерно равными полномочиями.
  6. «Большинство» и «меньшинство». К примеру, в компанию, где давно работает сплоченный коллектив, принимают несколько новичков.

Есть и более сложные варианты. Структура социального конфликта становится гораздо более запутанной, если он является многосторонним и многопредметным. Тогда у каждого члена, вовлеченного в этот процесс, есть свои претензии и мотивы. Ситуация, сложно подвергающаяся анализу. Но есть вариант еще сложнее. Это межгрупповой, многосторонний и многопредметный конфликты. Апогеем можно считать межнациональный, кросскультурный, многосторонний конфликт.

Мир внутри нас

Еще один вид, который нужно рассмотреть, – это внутриличностный конфликт. В этом случае вступают в противоборство следующие структуры внутреннего мира:

  1. Мотивы – отражают стремления личности различного уровня. Это все наши потребности, интересы, желания и влечения. Все это можно легко обозначить словами «я хочу».
  2. Ценности – они могут быть разными. Одни были навязаны нам обществом, сюда включаются морально-нравственные нормы и все «надо», переданные нам родителями. Ценности другого плана – это то, что мы приняли самостоятельно. Но все их можно объединить словами «я должен».
  3. Самооценка – ценность для себя, оценка своих возможностей, качеств и места в обществе. Выражается как «могу» или «не могу».

Нередко «хочу», «могу» и «надо» находятся в дисбалансе, а значит, в конфликте. Это сильно отражается на социальной жизни человека, поэтому нужно учиться разрешать свои внутренние противоречия, прибегая для этого к помощи специалистов (психологов и психотерапевтов).

Типология конфликта

Мы уже рассмотрели виды конфликта. Но и они не учитывают всего многообразия этого социального явления. К тому же, разные авторы предлагают свои классификации, которые обычно дополняют друг друга. Структура и типология конфликта – это одна из самых сложных тем в конфликтологии. Перечислим основные типы:

  1. По форме они могут быть конструктивные и деструктивные.
  2. По соотношению между объективным и переживаемым личностью конфликтом существуют вариации: действительный тип, случайный (зависит от внешних обстоятельств), фальшивый (если ситуация неверно воспринимается), подменный (когда ситуация подменяет истинный конфликт — например, измена вместо работы над отношениями, давшими трещину). Наконец, есть латентный тип, то есть противоречие осознается и подавляется, стороны не переходят к активным действиям.
  3. По сути, конфликты делятся на следующие группы: ресурсные (то есть они возникают из-за ограниченности ресурсов), конфликты, связанные с разными типами потребностей людей или возникающие на основе разных ценностей и мировоззрений.
  4. По сторонам конфликтов можно выделить: внутриличностный, межличностный, личностно-групповой, межгрупповой конфликт.
  5. По предмету: экономические, социальные, политические, культурные, позиционные.

Процесс в динамике

Структура и динамика конфликта – это постоянный объект изучения психологов и социологов. Причем это касается любой области взаимоотношений в семье, школе, организации, социальной ситуации в целом. Все структурные характеристики конфликта – это статичные элементы, которые являются лишь его составными частями. Мы их уже упоминали. Это участники, условия протекания конфликта, образы конфликтной ситуации, действия сторон и результат (исход). Таковы элементы структуры конфликта. Однако развивается этот процесс в динамике, и только так мы может отследить его со стороны.

Структура и динамика конфликта сильно зависят от инициатора. Обычно он и задает темп развитию событий, до конца оставаясь активной стороной, тогда как другая сторона является пассивной. Но пассивные участники – это не только оппоненты, это могут быть и сторонние наблюдатели, вовлеченные в процесс. Для успешного разрешения конфликта необходимо учитывать интересы всех сторон, а значит, их нельзя списывать со счетов. Представьте себе молодоженов, которые поссорились. Их спор может довольно быстро закончиться. Но если рядом окажутся родственники, которые изначально выступали против их брака, то наверняка получится затяжной конфликт, который неизвестно чем закончится. Ниже приводится структура конфликта, схема состоит из 5 элементов, каждый из которых имеет свои варианты развития.

Возникает конфликтная ситуация тогда, когда стремление одной стороны достичь своей цели препятствует достижению целей другой стороной. Примечательно, что изначально этот процесс не осознается и носит название потенциальный конфликт. Когда ситуация осознается, то может получить разные варианты развития:

  1. Есть объективная конфликтная ситуация и стороны воспринимают ее без искажения. Это называется «адекватно понятый конфликт».
  2. Объективная конфликтная ситуация существует, но стороны, воспринимая ее как конфликтную, имеют искажение действительности. То есть это «неадекватно понятый конфликт».
  3. Самая печальная. Никакого объективного конфликта не существует, но стороны все равно противоборствуют. Эта ситуация носит название «ложный конфликт».

После осознания стороны переходят к конфликтному поведению. Теперь он стал открыт для наблюдателя. Каждый участник стремится блокировать достижение противником его целей. Наконец, решение конфликта. Оно тоже может существовать в разных вариантах:

  1. Преобразование объективной ситуации.
  2. Преобразование конфликтной ситуации. Это не является полным решением, активные конфликтные действия стихают, но всегда есть внутренняя готовность к тому, чтобы их возобновить.

Такова структура развития конфликта.

Условия возникновения и протекания конфликта

Рассматривая возникновение конфликта, необходимо учитывать два фактора. Первое – это объективные особенности внешней ситуации, по сути, аксиома. Со вторым сложнее, теперь на внешние реалии накладываются взаимоотношения людей и их субъективная оценка происходящего. Поэтому сущность и структура конфликта – это вещь крайне сложная и многогранная. Каждый человек, словно калейдоскоп, отразит картинку по- своему.

Непосредственных причин для начала конфликта может быть много, но есть стандартная классификация, которой мы будем придерживаться:

  1. Информационные факторы (неприемлемость информации, ее несвоевременное предоставление, введение в заблуждение).
  2. Поведенческие. Это проявление неуместного, грубого, бестактного, эгоистичного поведения.
  3. Факторы отношений. Накопление неудовлетворенности между сторонами.
  4. Ценностные факторы. Сюда можно отнести принципы и предпочтения, приоритеты и нравственные ценности.
  5. Структурные факторы – это объективные реалии, государство, закон, права и обязанности.

Понятно, что зарождение конфликта связано с какими-то действиями сторон. А факторами, обуславливающими его развитие, будет выступать социокультурный контекст, в котором он зародился. Дополнительными условиями можно назвать наличие или отсутствие третьих сил, которые могут как «тушить», так и развивать конфликт. Соответственно, с переменой причин и условий будут меняться сущность и структура конфликта.

Функции конфликта

Они достаточно важны, иначе это явление не занимало бы так много места в нашей жизни. В зависимости от участников и окружающей действительности функции делятся на конструктивные и деструктивные. Сейчас мы рассмотрим их по отдельности. Это позволит вам получить лучшее представление о том, какова структура и функции конфликта. Именно они во многом помогут понять протекающий процесс. Итак, выделяют:

  1. Конструктивные функции. Конфликт может служить средством снятия напряжения. То, что накопилось внутри участников, можно обсудить и разрешить. То есть конфликт выступает средством релаксации и разрядки. Источники разногласий переводятся в разряд объекта. Кроме того, это один из способов развития личности. Старые недовольства и отрицание каких-либо проблем (которые в действительности существуют) сильно тормозят этот процесс. Конфликт является средством развития отношений, предотвращает застой и их медленное умирание. Кроме того, он может быть способом самоутверждения личности и поддержания статуса.
  2. Деструктивные функции – это, в первую очередь, стресс. Мобилизующая функция стресса проявляется, если подобные ситуации повторяются нечасто. В противном случае наблюдается дистресс, который является разрушительным для личности, ведет к депрессиям, фрустрации и снижению жизненной активности.

Организационный конфликт

Наиболее часто встречающаяся проблема, которая серьезно влияет на эффективность труда. Организация – это сложная структура, которая включает в себя индивидов с различным социальным статусом, социальной установкой, мировоззрением, разным уровнем образования. Многие из них стремятся изменить структуру организации или занять в ней более высокий статус. Структура конфликта в организации составляет классическую схему. Причиной является противостояние интересов личностных и организационных. Соотношение и направленность этих интересов могут быть различными. Если это не осознается, то способствует снижению работоспособности, а осознание приводит к началу активных, конфликтных действий. Но это только одна сторона, вторая состоит в конкуренции работников между собой. Организационный конфликт редко объединяет только двух людей. К обоим из них обычно примыкает ряд сторонников, образующих группу поддержки. Другие участники – это посредники или наблюдатели, они нейтральные.

Для того чтобы нивелировать организационные культуры, в компаниях проводятся мероприятия по сплочению коллектива. Также этому способствует четкий алгоритм должностных обязанностей (каждый знает, за что отвечает) и мотивационных схем (знание о возможностях получения вознаграждений и бонусов). Понятие конфликта и его структура тщательно изучаются HR-менеджерами, также постоянно отслеживаются признаки его зарождения в коллективе. Решение конфликтных ситуаций – это одна из самых частых тем при проведении корпоративных тренингов.

Политические конфликты

Это масштабные события, которые обычно влекут за собой множество последствий. Структура политических конфликтов несколько отличается от всех остальных. У них также есть 5 структурных элементов. Во-первых, это участники конфликта. На уровне государства ими могут быть индивиды, группы, общности, блоки, коалиции. Второй элемент – предмет конфликта. Это само противоречие, точка пересечения интересов конфликтующих сторон. Но существуют и нелогичные ситуации, когда противоборство обусловлено не противоположными интересами, а необходимостью снять напряжение.

Конфликтные действия. Они могут быть как активными, так и пассивными. В рамках политического конфликта у сторон много вариантов действий, которые можно предпринять. Они могут носить наступательный и оборонительный характер. Условием конфликта является социальная среда. Чем большая назрела в ней напряженность, тем легче происходит выплеск.

Факторами, способствующими назреванию напряженности, являются: безработица, низкая заработная плата, плохая экологическая ситуация, плохая работа правоохранительных органов. И, наконец, последствия конфликта. Часто они являются неоднозначными, потому как выиграть все общество целиком не может в силу большой разницы интересов.

Такова структура политических конфликтов. Этот процесс можно сравнить с лодкой: сначала тяжело раскачать, но потом не менее сложно остановить. Достаточно вспомнить любые политические волнения прошлого, революции, забастовки и прочие масштабные события.

Подведем итоги

Конфликты – это мощная сила, которая может сработать как на благо (вывести ситуацию из ступора, дать ей возможность развиваться дальше), так и иметь серьезные негативные последствия. Именно поэтому изучением этого явления занимается множество социологов, политологов и психологов. Все они хорошо представляют, какова структура конфликта. Схема его развития является всегда схожей, неважно, говорим ли мы о паре индивидов или о противоборствующей партии. Иными будут только последствия, поэтому, чем масштабнее конфликт, тем больше внимания к себе он требует. Даже на уровне семьи, в разбор проблем которой включились родственники, заметно сложнее идет их разрешение. Это же можно наблюдать и в различных организациях. То есть, чем больше участников включилось в конфликт, тем большую амплитуду он принимает, тем сложнее его потушить.

www.syl.ru

Сущность конфликта и его структура

Конфликт— это такое отношение между субъектами социаль­ного взаимодействия, которое характеризуется их противобор­ством на основе противоположно направленных мотивов (по­требностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или сужде­ний (мнений, взглядов, оценок и т. п.).

Для уяснения сути конфликта важно выделить его основные при­знаки и сформулировать необходимые и достаточные условия его возникновения. Представляется достаточным выделить два таких признака.

1. Конфликт всегда возникает на основе противоположно направ­ленных мотивов или суждений. Такие мотивы и суждения являются необходимым условием возникновения конфликта.

2. Конфликт — это всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т. п.).

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать необходимые и достаточные условия возникновения (наступления) конфликта:

1. наличие у субъектов соци­ального взаимодействия противоположно направленных моти­вов или суждений;

2. состояние противоборства между ними.

 

Основные структурные элементы конфликта

Стороны конфликта — это субъекты социального взаимо­действия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

Предмет конфликта — это то, из-за чего возникает конфликт.

Образ конфликтной ситуации — это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодей­ствия.

Мотивы конфликта — это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к кон­фликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).

Позиции конфликтующих сторон — это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.

Классификация конфликтов

Классификация конфликтов

Таблица

 

 


п/п Основание классификации Виды конфликтов Общая характеристика
Сферы проявления конфликта Экономические Идеологические Социально-бытовые Семейно-бытовые В основе лежат экономические противоречия В основе лежат противоречия во взглядах В основе лежат противоречия социальной сферы В основе лежат противоречия семейных отношений
Степень длительности и напряжен­ности конфликта Бурные быстротекущие конфликты Острые длительные конфликты Слабовыраженные и вя­лотекущие конфликты Слабовыраженные и быстротекущие Возникают на основе индивидуальных психологических особенностей личности, отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих Возникают при наличии глубоких противоречий Связаны с не очень острыми противоречиями, либо пассивностью одной из сторон Связаны с поверхностными причинами, носят эпизодический характер
Субъекты конфликтно­го взаимодей­ствия Внутриличностные конфликты Межличностные конфликты Конфликты «личность—группа» Межгрупповые конфликты Связаны со столкновением противоположно направленных мотивов личности Субъектами конфликта выступают две личности Субъекты конфликта: с одной стороны личность, а с другой— группа (микрогруппа) Субъектами конфликта выступают малые социальные группы или микрогруппы
Социальные последствия Конструктивные конфликты Деструктивные конфликты В основе таких конфликтов лежат объективные противоречия Спо­собствуют развитию организации или другой социальной системы В основе таких конфликтов, как правило, лежат субъективные причины. Они создают социальную напряженность и ведут к разрушению социальной системы
Предмет конфликта Реалистичные (предмет­ные) конфликты Нереалистичные (бес­предметные) конфликты Имеют четкий предмет Не имеют предмета или имеют предмет, который является жизненно важным для одного или обоих субъектов конфликта

Причины конфликтов

Причины конфликтов раскрывают источники их возникновения и определяют динамику протекания.

Причины конфликта — это явления, события, факты, ситуа­ции, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодей­ствия, вызывают его.

Среди огромного множества причин конфликтов прежде всего вы­делим так называемые общиепричины, которые проявляются так или иначе практически во всех возникающих конфликтах. К ним можно отнести следующие причины.

Социально-политические и экономические причины связаны с соци­ально-политической и экономической ситуацией в стране.

Социально-демографические причины отражают различия в уста­новках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, при­надлежностью к этническим группам и др.

Социально-психологические причины отражают социально-психо­логические явления в социальных группах: взаимоотношения, лидер­ство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения и т. д.

Индивидуально-психологические причины отражают индивидуаль­ные психологические особенности личности (способности, темпера­мент, характер, мотивы и т. п.).

Вторую группу причин в нашей классификации назовем частны­ми. Эти причины непосредственно связаны с конкретным видом кон­фликта. Здесь мы назовем лишь некоторые из них:

— неудовлетворенность условиями деятельности;

— нарушение служебной этики;

— нарушение трудового законодательства;

— ограниченность ресурсов;

— различия в целях, ценностях, средствах достижения целей;

— неудовлетворительные коммуникации.

Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных конфликт­ных ситуациях, устранение которых является необходимым условием разрешения конфликтов.

Конфликтная ситуация — это накопившиеся противоречия, свя­занные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними.

Соотношение причины конфликта, конфликтной ситуации и кон­фликта можно выразить в виде следующей схемы.

 

 

  Деятельность субъектов социального взаимодействия  
   
                   
  Причина конфликта   Конфликтная ситуация   Конфликт  
                   
  Условия и факторы  
     

Соотношение причины конфликта, конфликтной ситуации

и конфликта

При этом важно отметить, что особое место среди факторов, обеспечивающих данное соотношение, занимает инцидент, или повод.

Инцидент — это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Для решения практических задач, связанных с анализом конфлик­тов и их разрешением, важное значение имеет классификация кон­фликтных ситуаций.

Наиболее часто встречающиеся типы конфликтных ситуаций представлены в табл.

Динамика конфликта

Важной характеристикой конфликта является его динамика. Дина­мика конфликта как сложного социального явления находит свое от­ражение в двух понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта.

Этапы конфликта отражают существенные моменты, характери­зующие развитие конфликта от его возникновения и до разрешения. Поэтому знание основного содержания каждого из этапов конфликта важно для его прогнозирования, оценки и выбора технологий управ­ления этим конфликтом.

Таблица

Типы конфликтных ситуаций

 

 

Характер конфликтной ситуации Проявления
Недобросовестное исполнение обязанностей Нарушение трудовой дисциплины Брак в работе
Неудовлетворительный стиль управления Ошибки в подборе и расстановке кадров Ошибки в организации контроля Просчеты в планировании Нарушение этики общения
Неадекватное представление о конкретных ситуациях Неправильные оценки, суждения о действиях других субъектов социального взаимодействия Ошибки в выводах относительно конкретных ситуаций
Индивидуально-психологиче­ские особенности личности Нарушение принятых в социальной группе правил взаимоотношений Нарушение этики общения
Низкая профессиональная подготовка Брак в работе Неспособность принять адекватное решение

Основные этапы конфликта

1.Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликт­ная ситуация создается одним или несколькими субъектами социаль­ного взаимодействия и является предпосылкой конфликта.

2.Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осозна­ния и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: из­менение настроения, критические и недоброжелательные высказыва­ния в адрес своего потенциального противника, ограничение контак­тов с ним и т. д.

3.Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап вы­ражается в том, что один из участников социального взаимодействия ,осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действи­ям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою оче­редь, предпринимает активные ответные действия против инициато­ра конфликта.

4.Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники кон­фликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не по­нимать сути и предмета конфликта.

5.Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разреше­ние конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами):
педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).

Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отра­жают динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.

Основными фазами конфликта являются:

1) начальная фаза;

2)фаза подъема;

3)пик конфликта;

4)фаза спада.

Важно помнить, что фазы конфликта могут повторяться цикли­чески. Например, после фазы спада в 1-м цикле может начаться фаза подъема 2-го цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться 3-й цикл и т. д. При этом возможности разрешения конф­ликта в каждом последующем цикле сужаются. Описанный процесс можно изобразить графически

 

 

 

Пик конфликта

Пик конфликта

 

Начальная фаза

1-й цикл

2-й цикл

3-й цикл

Фазы конфликта

 

Взаимосвязь фаз и этапов конфликта, а также возможности менед­жера по его разрешению отражены в табл.

Таблица




infopedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *