Сущность технического регулирования – 1.2 Сущность технического регулирования.

1.2 Сущность технического регулирования.

Согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации «О техническом регулировании», техническое регулирование – это правовое регулирование отношений возникающих при:

  • разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

  • разработке, принятии, применении и исполнении на добро вольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

  • оценке соответствия.

Действие настоящего Федерального закона не распространяется на государственные образовательные стандарты, положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг.

Общие принципы технического регулирования закреплены в ст. 3 названного закона. К ним относятся принципы:

  • применения единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

  • соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

  • независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;

  • единой системы и правил аккредитации;

  • единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

  • единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

  • недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

  • недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;

  • недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;

  • недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Понятие «техническое регулирование» по существу включает в себя все сектора, по которым государством формируется единая техническая политика, в том числе стандартизация, подтверждение соответствия, аккредитация, испытания, государственный контроль и надзор.

Основная идея Закона исходит из необходимости введения нового, отвечающего рыночной экономике и международной практике подхода к вопросам установления и применения обязательных и рекомендуемых (добровольных) требований к продукции, процессам ее производства и обращения, работам и услугам и заключается во введении в практику обязательных технических регламентов, установлении добровольного статуса национальных стандартов.

Законопроект гласит: и технические регламенты, и стандарты, прежде всего, должны базироваться на международных стандартах. Такой «единый знаменатель» сглаживает различия национальных норм. У производителей будет возможность самим выбрать технические, технологические и эргономические решения — экономически наиболее целесообразные.

Вместе взятые основные элементы технического регулирования приводят к безопасности и конкурентоспособности продукции.

Международные принципы управления заключаются в следующем:

  • государство обеспечивает баланс интересов потребителей и производителей, ибо, защищая потребителей, оно одновременно защищает и производителей, стараясь не мешать последним, — не создает обременительных для них условий, не контролирует постоянно и везде;

  • за безопасность продукции отвечает производитель, но при этом обеспечивается к нему полное доверие:

  • государство контролирует и регулирует только то, что в силах контролировать, отдавая рынку большую часть регулирующих функций;

  • обеспечивается равноправное участие всех заинтересованных сторон в разработке, как технических регламентов, так и стандартов, т.е. той документации, что проводит техническое регулирование в жизнь.

Закон, как раз и направлен на то, чтобы, с одной стороны, создать отечественным производителям «комфортные» условия для производства высококачественной продукции, а с другой — способствовать выполнению основных требований «Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле», которое:

  • вводит понятие «технический регламент» — документ, требования которого, обязательны к исполнению и применению;

  • переводит стандарты в ранг добровольных документов, призванных помочь производителям выполнить требования технических регламентов:

  • требует выполнения всех процедур уведомления о разработке документов, которые могут создавать технические барьеры в торговле;

  • оговаривает участие в разработке технических регламентов и стандартов всех заинтересованных сторон.

Важно отметить, что поскольку тех­нический регламент — это или закон, или правительственное постановление (указ Президента РФ), федеральные органы исполнительной власти лишаются возможно­сти устанавливать какие-либо обязательные требования, скажем, к продукции. Тем самым, кстати, выполняется и одна из осново­полагающих статей Конституции Российской Федерации, согласно которой установление обязательных требований — прерогатива законодательного органа.

Согласно международной практике, тех­нические регламенты:

  • содержат только существенные требова­ния по безопасности продукции, процес­сов ее производства, эксплуатации и утилизации, т.е. требования, которые реально необходимы для обеспечения безопас­ности продукции, не являясь в то же время избыточными;

  • формулируют эксплуатационные, а не конструкционные характеристики изде­лий, давая производителю право самому выбрать ту или иную конструкцию или элементы конструкции, чтобы он смог до­биться выполнения требуемых эксплутационных характеристик;

  • устанавливают процедуры оценки соответствия;

  • предоставляют производителю возмож­ность выбора приемлемой для него про­цедуры доказательства соответствия про­дукции установленным требованиям;

  • используют стандарты в качестве доказательной базы. Стандарты, в свою очередь, должны:

  • создавать доказательную базу выполнения технических регламентов и процедур оценки соответствия продукции требова­ниям конкретных технических регламен­тов;

  • содержать опережающие требования по качеству и безопасности продукции;

  • внедрять результаты инноваций;

  • способствовать идентификации продукции и выявлению контрафакта;

  • помогать предприятиям внедрять системы менеджмента качества и управления окружающей средой на базе МС ИСО серий 9000 и 14000,

Кроме того, несколько статей закона закрепляют следующие положения:

  • государственный контроль и надзор за продукцией, подпадающей под действие обязательного подтверждения соответст­вия, осуществляется только на рынке;

  • создается информационная межведомст­венная специализированная сеть и ин­формационный центр, задача которых — подготовка и рассылка уведомлений о предстоящей разработке технических регламентов, а также стандартов, если последние могут создавать технические барьеры в международной торговле;

  • предусматривается семилетний переход­ный период, в течение которого предсто­ит завершить все запланированные меро­приятия и перейти к реализации системы технического регулирования, оговорен­ной данным законом.

В настоящее время в России, в отличие от стран членов ЕС и США, сложилась уникальная ситуация

. С одной стороны, имеются стандарты, содержащие обязательные требования и тем самым представляющие собой технические регламенты. С другой — есть опыт продвижения россий­ских стандартов в качестве международных. Следовательно, строить собственные техни­ческие регламенты следует на базе отечест­венных нормативных документов. Нацио­нальные стандарты, в свою очередь, должны основываться на международном опыте и одновременно продвигаться в качестве ме­ждународных стандартов.

Некоторые специалисты считают, что разработка и принятие технических регламентов должны осущест­вляться только с целью обеспечения безопасности продукции для обеспечения безопасности людей, жи­вотных и окружающей среды. Однако это, хотя и не­обходимая, но, далеко не достаточная цель: требования безопасности продукции являются лишь одним из аспектов технических регламентов. В целом же круг требований, включаемых в эти доку­менты, намного шире. Закон установил, что техниче­ские регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые тре­бования, обеспечивающие различные виды безопас­ности. В этом смысле обязательные требования могут предъявляться и в отношении качества продукции, ее надежности, совместимости, соответствия своему на­значению (например, лекарственных средств), преду­преждения от возможного неправильного использо­вания и многих других аспектов, если от этого напрямую зависит жизнь и здоровье людей, живот­ных, растений, состояние окружающей среды.

Кроме того, в соответствии с Федеральным зако­ном и Соглашением по техническим барьерам в торговле (ТБТ) Всемирной торговой организации (ВТО) при установлении обязательных требований необходимо обеспечить прозрачность системы технического регулирования, разработку и приме­нение технических регламентов на недискриминационной основе и обеспечение национального ре­жима, другими словами, равных условий в отноше­нии доступа продукции на рынок независимо от ме­ста ее происхождения.

При принятии решения о разработке определенно­го технического регламента и при установлении в нем требований необходимо удостовериться в том, что эти требования адекватны (и прежде всего экономически) уровню допустимого риска, другими словами, что за­траты, которые несет изготовитель для выполнения этих требований, соответствуют тому ущербу, который может быть нанесен вследствие их несоблюдения. И именно государство путем рационального установле­ния в технических регламентах соответствующих тре­бований должно этот вопрос регулировать, так чтобы продукция, имеющая уровень риска выше допустимо­го, не могла поступать на рынок.

Очень важно также при учете случаев нанесения ущерба учитывать не только те из них, которые бы­ли вызваны несоблюдением требований техниче­ских регламентов, но и случаи нанесения ущерба при их соблюдении.

Среди критериев формирования программы разработки технических регламентов, следует в первую очередь на­звать правильное определение объектов техниче­ского регулирования и соответствие целям приня­тия технических регламентов.

Среди приоритетов разработки технических рег­ламентов следует указать в первую очередь на сле­дующие категории регламентов:

на продукцию, для которой имеются существен­ные торговые барьеры и которая играет существен­ную роль в торговых отношениях;

на продукцию, для которой существуют нацио­нальные стандарты на требования безопасности, гармонизированные с международными или евро­пейскими стандартами;

на процессы производства, ориентированные на применение систем менеджмента качества или над­лежащей производственной деятельности.

Доказательной базой при подтверждении соответствия продукции требова­ниям технических регламентов станет перечень соответствующих националь­ных стандартов.

studfiles.net

Сущность технического регулирования

Техническое регулирование представляет собой правовое регулирование отношений в сфере установления и использования обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортировки, реализации и утилизации, а также правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Техническое регулирование осуществляется в соответствии со следующими правилами: » требуется единство использования требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

■ необходимо соответствие технического регулирования уровню развития экономики страны, развития материально-технической базы, уровню научно-технического развития;

■ должна действовать единая система и правила аккредитации;

■ « должна существовать независимость органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;

■ необходимо соблюдать единство правил и методов исследований и измерений при осуществлении процедур обязательной оценки соответствия;

■ должна быть недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов;

■ должна существовать недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля и органа по сертификации, а также недопустимость совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию товаров и услуг;

■ используются единые правила установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг.

Похожие статьи

znaytovar.ru

45. Техническое законодательство как основа деятельности по стандартизации

Техническое законодательство-совокупность правовых норм, регламентирующих требования к технич объектам:продукции, процессам жизн цикла, работам. Услугам, и оценка соот-я установленным требованиям.

Техническое законодат-во-один из рез-ов деят-ти по техническому регулир-ю как сферы гос-го регули-я эк-ки. Одним из усл-ий вступления России в ВТО явл-ся соблюдение принципов технич регулирования, установленных в Соглашении по технич барьерам в торговле (Соглашение по ТБТ).

46. Сущность и значение технического регулирования

Техническое регулирование-это правовое регулирование в 3 областях:

1)установление, применение и исполнение обязательных требований к продукции, процессам жизн цикла продукции (ЖЦП)

2)установление и применение на добровольной основе требований к продукции и процессам ЖЦП

3)регулирование в области оценки соответсвия

Первый эл-т реализуется: через принятие и применении специальных док-в-технич регламентов на продукцию и процессы ЖЦП.

Второй эл-т-через стандартизацию.

Третий-через проверку соблюдения требований к объекту, установленных технич регламентом, стандартом и др нормативными док-ми.

Под “установлением требований” понимают их утверждение в установленном (Законом, постановлением Правительства РФ или док-ом по стандартизации) порядке и юридич форме. Под “применением требований” принимают их обязательный или добровольный выбор(исп-е) применительно ко всем объектам и случаям, для кот они приняты.

Под “исполнением обязательных требований” понимается их обязательное соблюдение в соответствующих областях технич ругулирования субъектами хоз-ой деят-ти и органами власти.

Главная цель технического регулирования-принятие технических регламентов.

Эффективно работающий мировой рынок-это эк-ое пространство, в кот свободно перемещаются через границы гос-в товары, К, трудовые рес-сы,инф-я туда, где для них складываются выгодные усл-я. Создание такого рынка возможно, если будут приняты меры, направленные на устранение тарифных и технических (нетарифных) барьеров.

Под технич барьером понимаются различия в требованиях национальных и международных (зарубежных) стандартов, приводящие к доп-ым по сравнению с обычной коммерч практикой затратам ср-в и (или) времени для продвижения Т на соответсвующий рынок.

По данным Экономического комитета Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (АТЭС), разработанные программы по нетарифным барьерам в торговле (стандартизации, оценке соответствия) дают странам АТЭС 0,26% прибыли от фактического валового внутр продукта (около 45 млрд $), когда как программы тарифного регулирования-всего лишь 0,14% (почти вдвое меньше).

Техническое регулирование: понятие, цели и задачи, современное состояние дел

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ»

(принят ГД ФС РФ 15.12.2002) (1 мая 2007г внесены поправки)

Техническое регулирование – правовое регулирование отношений в области установления, применения и использования обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или указанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Главная цель технического регулирования – принятие технических регламентов. ТР принимаются в целях:

1.защиты жизни или здоровья граждан, имущества физ или юр лиц, гос или муниципального имущества.

2.охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.

3.предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобетателей.

Одним из основных условий вступления России в ВТО является соблюдение принципов технического регулирования, установленных в соглашении по техническим барьерам в торговле, Соглашении по применению санитарных и фитосанитарных мер, а также в кодексе добровольной практики.

Эффективно работающий мировой рынок – это экономическое пространство, в котором свободно перемещаются через границы государств тов, капитал, трудовые рес-сы туда, где для них складываются более выгодные условия. Создание такого рын возможно, если гос-ва будут принимать меры, направленные на устранение тарифных и технических барьеров. Под технич барьером понимаются различия в требованиях национальных и международных стандартов, приводящие к дополнительным по сравнению с обычной коммерческой практикой затратам средств и времени для продвижение тов на соответствующий рынок.

На практике очень много искусственно создаваемых технических барьеров для России, не явл членом ВТО, например, к нашей бытовой техн поступающ на европейский рын часто предъявляют более жестокие требования, чем к продукции др европейских стран. Поэтому Россия должна разрабатывать программы по преодолению барьеров в торговле.

В основе программ по преодолению техн барьеров лежит деятельность гос-в в области техн регулирования. Под регулиров понимается действие гос-в, организ поведение на рын хоз субъектов.

Объектами техн регулир явл продукция, процессы жизненного цикла продукции, работы и услуги.

Субъектами техн регулир явл:

1.Органы власти(Правительство и министерства РФ)

2.Органы гос контроля за соблюдением требований техн законодательства

3.Органы по сертификации, аккредитованные испытательные лаборатории.

4.Субъекты хозяйственной деятельности

5.Разработчик техн законов и стандартов.

studfiles.net

сущность понятия, принципы технического регулирования. — КиберПедия

Техническое регулирование: сущность понятия, принципы технического регулирования.

 

Техническое регулирование – это «правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению или оказанию услуг, а также правовое регулирование отношений в области оценки соответствия».

Основные принципы технического регулирования

Закон РФ «О техническом регулировании» формулирует и основные принципы технического регулирования. К ним относятся следующие:

1) принцип использования единых правил и установление требований к товарам, процессам их производства, хранения, перевозки, использования, реализации и утилизации, в том числе выполнение различных работ и оказание услуг населению.

2) принцип соответствия технического регулирования степени развитости национальной экономики, а также степени становления материально—технической базы и развития науки и техники;

3) принцип независимости от продавцов, производителей, приобретателей и исполнителей. Иными словами органы по аккредитации и сертификации должны быть независимы в административном, организационном, финансовом, экономическом смыслах;

4) должна быть установлена единообразная система правил получения аккредитации;5) должна иметься единая система правил и методов исследований, измерений и испытаний при реализации процедур оценки соответствия;

6) должен осуществляться принцип единства использования требований различных технических регламентов в условиях независимости, особенности и вида проводимой сделки; то есть технический регламент имеет статус обязательного для всех юридических и физических лиц на территории Российской Федерации, независимо от возникающих между ними в процессе ведения хозяйственной деятельности взаимоотношений. Основным направлением использования технических регламентов являются договорные взаимоотношения;

7) принцип неприемлемости какого—либо ограничения конкуренции при проведении мероприятий, связанных с получением аккредитации и сертификатов.

8) принцип недопустимости совмещения в одном лице исполнителя полномочий сертификационного органа и надзорного или контрольного Государственного органа;



9) принцип непозволительности совмещения каким—либо одним органом полномочных обязанностей и органа по аккредитации, и органа по сертификации;

10) принцип недопустимости внебюджетного финансирования Государственного органа по вопросам контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов.

Реформа технического регулирования в РФ: ход реформы, цели, задачи.

Цели и функции ст-ии.

Они деляться на 4 группы.

1-экономическая ф-ия.обеспечение качества продукции,проведение анализа характер.продукции,обеспечение совместимости и взаимозаменяем. Технич. Средств,унификация продукции,рациональное использование ресурсов,снижение технич. Барьеров в торговле,повышение конкурентноспособности продукции,подтверждение соотв. Продукции…

2-социальная ф-ия.обеспечение национ. Безопасности,обеспечения охраны здоровья,труда и окр. Среды,защита интересов покупателей…

3-информационная ф-ия.проявляет себя через создание нормативных документов каталогов продукции,систем классификации икодирования технико-экономич и социальной инф-ии продукции,систем обеспечения качества продукции,системы поиска и передачи данных.

4-коммуникативная ф-ия.вырожает себя через взаимопонимание в обществе путем обмена инф-ии,этому служат стандартизир. Термины,трактовки,единое правило оформления деловой, конструкторской и технол. Документации.

7. Принципы ст-ии- отражают основные закономерности разработки ст-ов,обосновывают её необхадимость в управлении экономикой,определяют условия эффективной реализации и тенденции развития.

ПС:-соотв. документов по ст-ии законодательству РФ,-принцип максимума учета законных интересов заинтересованных лиц,-участники работ по ст-ии должны найти конценсус,кот.понимается как общее согласие,т.е отсутствие возрожений по существ. Вопросам у большинства сторон.-приемственность,динамичность и опережающее развитие ст-та,-принцип гармонизации(международ. И региональные докум. По ст-ии должны использоваться как основа по разработки национ. Ст-та),-системность ст0ии(предполгает рассмотрение каждого объекта,как части наиб. Сложной системы),-комплексность ст-ии взаимосвязанных объектов(качество готовых изделий определяется качеством сырья,материалов и комплект. Изделий),-эффективность ст-ии(применение норматив. Документов должно давать экономич.или соц. Эффект,экономич.эффект дают ст-ты за счет экономии ресурсов,повышении надежности,экономич и информацион. Совместимости.Соц эффект-ст-т,направленный на жизнь и здоровье людей и окр среды),-объективность проверки требований.данная проверка опред-я технич.средств измерений с помощью социолог. И экспертными методами.,-принцип добровольности применении документов по ст-ии при обязательности их соблюдения в случаи принятия решения об использовании.



Техническое регулирование: сущность понятия, принципы технического регулирования.

 

Техническое регулирование – это «правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению или оказанию услуг, а также правовое регулирование отношений в области оценки соответствия».

Основные принципы технического регулирования

Закон РФ «О техническом регулировании» формулирует и основные принципы технического регулирования. К ним относятся следующие:

1) принцип использования единых правил и установление требований к товарам, процессам их производства, хранения, перевозки, использования, реализации и утилизации, в том числе выполнение различных работ и оказание услуг населению.

2) принцип соответствия технического регулирования степени развитости национальной экономики, а также степени становления материально—технической базы и развития науки и техники;

3) принцип независимости от продавцов, производителей, приобретателей и исполнителей. Иными словами органы по аккредитации и сертификации должны быть независимы в административном, организационном, финансовом, экономическом смыслах;

4) должна быть установлена единообразная система правил получения аккредитации;5) должна иметься единая система правил и методов исследований, измерений и испытаний при реализации процедур оценки соответствия;

6) должен осуществляться принцип единства использования требований различных технических регламентов в условиях независимости, особенности и вида проводимой сделки; то есть технический регламент имеет статус обязательного для всех юридических и физических лиц на территории Российской Федерации, независимо от возникающих между ними в процессе ведения хозяйственной деятельности взаимоотношений. Основным направлением использования технических регламентов являются договорные взаимоотношения;

7) принцип неприемлемости какого—либо ограничения конкуренции при проведении мероприятий, связанных с получением аккредитации и сертификатов.

8) принцип недопустимости совмещения в одном лице исполнителя полномочий сертификационного органа и надзорного или контрольного Государственного органа;

9) принцип непозволительности совмещения каким—либо одним органом полномочных обязанностей и органа по аккредитации, и органа по сертификации;

10) принцип недопустимости внебюджетного финансирования Государственного органа по вопросам контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов.

cyberpedia.su

Содержание.

Куприянова Ирина Юрьевна

Метрология, стандартизация и сертификация

Учебное пособие для студентов специальности 340100 «Управление качеством»

г. Курск

Введение 5

Тема 1. Основные понятия 8

1.1.Сущность стандартизации, история возникновения. 8

1.2 Сущность технического регулирования. 10

Тема 2. Научно-технические основы стандартизации. 15

2.1. Цели и задачи современных систем стандартизации. 15

2.2. Объект и область стандартизации. Уровни стандартизации. 17

2.3. Основные принципы и методы стандартизации 18

2.4. Унификация и агрегатирование. 21

2.4.1.Унификация как метод стандартизации 21

2.4.2. Агрегатирование как метод стандартизации. 23

2.5. Опережающая стандартизация 24

2.6. Комплексная стандартизация 25

Тема 3. Государственная стандартизация Российской Федерации. 27

3.1. Общая характеристика современного состояния Государственной системы стандартизации РФ. 27

3.2. Документы по стандартизации РФ. 29

3.2.1. Категории и виды документов по стандартизации в переходный период. 29

3.2.2. Виды технических регламентов 31

3.2.3. Виды стандартов 32

3.3. Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента. 33

3.4. Правила разработки и утверждения национальных стандартов и стандартов организаций. 36

3.5. Роль и место национальной стандартизации в системе технического регулирования. 38

3.6. Классификация и кодирование 40

3.7. Стандартизация на предприятии 42

3.8. Ответственность предприятий за нарушение обязательных требований Государственных стандартов 44

3.9. Административная и уголовная ответственность за несоблюдение требований к качеству 45

46

Тема 4. Международное сотрудничество в области стандартизации. 47

4.1. Предпосылки возникновения международного сотрудничества 47

4.2. Международная организация по стандартизации 49

4.3. Международная электротехническая комиссия. 51

4.4. Требования к вопросам безопасности согласно ИСО/МЭК. 53

4.5. Организации, участвующие в международной стандартизации. 54

4.5.1. Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН). 54

4.5.2. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН. 55

4.5.3. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). 56

Тема 5. Организация подтверждения соответствия в рф. 57

5.1. Сущность и содержание доказательства соответствия. 57

5.2. Организация оценки соответствия. 58

5.2.1. Цели подтверждения соответствия 58

5.2.2. Системы сертификации. 59

5.2.3. Испытательные лаборатории 60

5.2.4. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией. 60

5.3. Формы подтверждения соответствия на территории Российской Федерации 62

5.3.1. Добровольное подтверждение соответствия 62

5.3.2. Обязательное подтверждение соответствия 64

5.4. Знак обращения на рынке и знаки соответствия 69

5.5. Права и обязанности заявителя в области обязательного подтверждения соответствия 69

5.6. Принципы подтверждения соответствия 70

5.7. Условия ввоза на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия 71

Тема 6. Правовые основы оценки соответствия в рф. 73

6.1. Закон “О защите прав потребителей” и подтверждение соответствия 73

6.2. Закон РФ «О техническом регулировании». 74

6.3. Порядок проведения сертификации продукции. 76

6.3.1. Схемы сертификации продукции 77

6.4. Соглашение по техническим барьерам в торговле. 82

Тема 7. Экономические аспекты подтверждения соответствия. 87

7.1. Оплата работ по подтверждению соответствия. 87

7.2. Экономические преимущества выпуска сертифицированной продукции. 87

7.3. Перспективы развития сертификации продукции. 88

Тема 8. Особенности сертификации работ и услуг. 90

Тема 9. Сертификация систем качества. 91

9.1. Регистр систем качества 91

9.2. Принципы сертификации систем качества и производств. 91

9.3. Порядок сертификации систем качества 93

Тема 10. Международные системы сертификации 95

10.1. Международные системы сертификации в рамках МЭК 95

10.2.Европейская организация по контролю качества 96

10.3. Сертификация в Германии Сертификация во Франции Сертификация в Японии Сертификация в США 98

10.3.1. Сертификация в Германии 98

10.3.2. Сертификация во Франции 101

10.3.3. Сертификация в Японии 103

10.3.4. Сертификация в США 105

Тема 11. Метрология и основы метрологического обеспечения. 108

11.1. Понятие и основы метрологического обеспечения. 108

11.2. Теоретические основы метрологии. 109

11.3. Теоретические основы измерений 110

11.3.1. Сущность, цели и качество измерений. 110

11.3.2. Классификация измерений. 111

11.3.3. Шкала измерений, принципы и методы измерений. 113

11.4. Средства измерений 116

11.4.1. Основные понятия, связанные со средствами измерений 116

11.4.2. Классификация средств измерений. 118

11.5. Правовая основа обеспечения единства измерений 122

11.5.1. Государственная метрологическая служба 122

11.5.2. Метрологические службы, действующие на основе Типового положения о метрологической службе 124

11.5.3. Государственный метрологический контроль и надзор 125

11.5.4. Международные метрологические организации 125

11.6. Характеристики средств измерений. 127

11.7. Выбор средств измерений. 129

studfiles.net

59. Техническое регулирование в обеспечении качества организации. Технические регламенты: сущность и содержание.

1.Понятие и принципы технического регулирования

Техническое регулирование является разновидностью государственного регулирования, которое предполагает использование юридических инструментов для реализации целей социально-экономической политики государства. В рамках государственного регулирования происходит принуждение индивидов или организаций к соблюдению определенных обязательных требований под угрозой официальных санкций со стороны специализированных государственных структур и органов.

В Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) под государственным регулированием понимается разнообразное множество инструментов, с помощью которых государство устанавливает требования к предприятиям и гражданам5. Такое регулирование включает законы, формальные и неформальные предписания и вспомогательные правила, устанавливаемые государством, а также негосударственными организациями или организациями саморегулирования, которым государство делегировало регуляторные полномочия.

В статье 2 ФЗ «О техническом регулировании» дается следующее определение: техническое регулирование — правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. Достаточно упрощенно этот термин можно пояснить так: техническое регулирование — обязательные условия нефинансового характера для предпринимательской деятельности, которые устанавливает государство. Очевидно, что характеристики продукции, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации должны иметь общие требования. То же самое относится к выполнению всевозможных работ и услуг.

В понятие «техническое регулирование» входят также и оценка соответствия продукции, процессов, работ и услуг установленным нормам, а также контроль за их соблюдением. Кроме обязательных постулатов данный термин включает в себя функции соблюдения добровольных правил в той сфере деятельности, которой занят предприниматель.

Принципы технического регулирования

На законе «О техническом регулировании» отрабатывается новый формат государственного регулирования экономики в целом. Основной принцип технического регулирования — законодательный уровень всех ограничений, которые существуют в отношении предпринимательской деятельности. Поэтому декларирование в законе принципов технического регулирования влечет необходимость их реализации при организации технического регулирования, разработке регламентирующей документации и практической деятельности предпринимателей в этой области.

1. Принцип «применение единых правил установления требований» означает, что требования формулируются единообразно, независимо от вида продукции или процесса, формы собственности юридического статуса разработчика технического регламента или стандарта, предпринимателя, выпускающего продукцию или оказывающего услугу.

2. Принцип «соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития» показывает, что требования, закладываемые в технические регламенты и национальные стандарты, должны быть выполнимыми с учетом достигнутого уровня развития отечественной промышленности, обеспеченности обладающими нужными свойствами материалами и оборудованием, технологическими процессами, необходимой информацией.

3. Принцип «независимость органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей» декларирует то, что органы и по аккредитации и сертификации не должны быть связаны ни с изготовителями (продавцами, исполнителями), ни с приобретателями никакими договорными обязательствами за исключением тех, которые предусмотрены действующими правилами.

Персонал этих органов должен быть защищен от попыток незаконного давления или других воздействий, которые могли бы повлиять на принимаемые решения. Руководители этих организаций должны разрабатывать меры, направленные на то, чтобы сотрудники не вступали в незаконные сделки с лицами, заинтересованными в финансовых результатах аккредитации и сертификации.

4. Принцип «единой системы и правил аккредитации» означает, что аккредитация органов по сертификации, испытательных лабораторий и центров должна осуществляться в единой системе, а терминология, правила и процедуры аккредитации, применяемые в этой системе, должны быть основаны на единых принципах с учетом международного опыта, отраженного в руководствах ИСО и МЭК, международных и европейских стандартах в области аккредитации.

5. Принцип «единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия» устанавливает единство правил, относящихся к организации испытаний и измерений, применяемой документации, общих, т. е. независимых от физической или химической природы контролируемых параметров, критериев соответствия оцениваемых объектов установленным требованиям.

6. Принцип «единство применения требований технических регламентов независимо от видов и особенностей сделок» декларирует обязательность требований технических регламентов независимо от того, на основе каких договорных обязательств поставляется продукция, оказывается услуга или выполняется работа.

7. Принцип о недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации запрещает возможность создания преимуществ отдельным заявителям, искусственного затормаживания решения вопросов или их необоснованного ускорения.

8. Принцип недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации разграничивает сферы их деятельности.

В обязанности этих органов входит контроль за сертифицированной продукцией и другими сертифицированными объектами, однако уровень этого контроля различен: орган по сертификации контролирует выполнение его решений, а орган госнадзора контролирует деятельность органа по сертификации, проверяет, насколько точно выполняются его решения.

9. Принцип недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию вводит запрет на возможность одной и той же организации быть и исполнителем, и контролером своей деятельности.

10. Принцип недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов отрицает возможность влияния частного капитала на деятельность, являющуюся по закону деятельностью государственного органа.

Технические регламенты: понятие, виды, порядок разработки и принятия

Согласно статье 2 ФЗ «О техническом регулировании» технический регламент — документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Принятие технических регламентов направлено на защиту граждан и их имущества, живой природы, а также на предупреждение неправильных действий, которые могут привести к нежелательным последствиям для пользователей продукции.

Согласно п. 2 статьи 6 технические регламенты включают только те требования, которые обеспечивают решение вопросов, сформулированных в предыдущем абзаце. Принятие же технических регламентов в каких-либо иных целях попросту не допускается. Соблюдение прочих технических норм, напрямую не связанных с упомянутыми в статье закона вопросами, становится факультативными делом.

Технические регламенты должны устанавливать минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность по ряду специфических вопросов. В узком смысле безопасность — отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба, в широком — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз или опасностей.

studfiles.net

сущность, составляющие технического регламента — Мегаобучалка

Техническое регулирование представляет собой правовое регулирование отношений в сфере установления и использования обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортировки, реализации и утилизации, а также правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Техническое регулирование осуществляется в соответствии со следующими правилами:

• требуется единство использования требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

• необходимо соответствие технического регулирования уровню развития экономики страны, развития материально-технической базы, уровню научно-технического развития;

• должна действовать единая система и правила аккредитации;

• должна существовать независимость органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;

• необходимо соблюдать единство правил и методов исследований и измерений при осуществлении процедур обязательной оценки соответствия;

• должна быть недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов;

• должна существовать недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля и органа по сертификации, а также недопустимостьсовмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию товаров и услуг;

• используются единые правила установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг.

2. Составляющие технического регламента

Технический регламент представляет собой документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для исполнения требования к объектам технического регулирования. Основными целями принятия технических регламентов является:



А) предупреждение’действий, вводящих в заблуждение приобретателей;

Б) защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

В) охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.

Технические регламенты устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие следующие виды безопасности: механическую, пожарную, промышленную, термическую, излучений, взрывобе-зопасность, химическую безопасность, электрическую безопасность, а также единство измерений.

Технический регламент должен содержать достаточно полный перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования, и правила идентификации объекта технического регулирования для целей использования технического регламента.

Оценка соответствия осуществляется в формах государственного контроля, аккредитации1, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено.

Технический регламент должен содержать требования к характеристикам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, но не должен содержать требования к конструкции и исполнению.

Необходимо помнить, что содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Помимо этого, в технических регламентах с учетом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортировки, реализации и утилизации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (беременных, несовершеннолетних, инвалидов). Технические регламенты определяют минимально необходимые ветеринарко-санитарные и фито-санитарные меры в отношении продукции, привезенной из отдельных стран, в том числе ограничения ввоза, использования, хранения, транспортировки, реализации и утилизации, обеспечивающие биологическую безопасность.

Технический регламент может содержать специальные требования к товарам, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, применяемые в отдельных местах происхождения товаров.

Технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска.

В целом, на территории Российской Федерации действуют: общие технические регламенты и специальные технические регламенты.

Общие технические регламенты обязательны для

использования и соблюдения вотношений любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, транспортировки, реализации и утилизации.

В специальных технических регламентах учитываются технологические и другие особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Общие технические регламенты принимаются по следующим видам безопасности: пожарной, биологической, экологической, ядерной и радиационной, а также безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования, безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий.

Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортировки, реализации и утилизации, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом.

 

megaobuchalka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *