Таблица уровни деятельности учителя и учащихся в процедуре целеполагания – 3. Технология целеполагания в педагогической деятельности учителя

Содержание

3. Технология целеполагания в педагогической деятельности учителя

Целеобразование и целеполагание – неотъемлемая часть профессиональной деятельности педагога, его аналитических, прогностических, проектировочных способностей и умений.

Педагог формулирует конкретные цели и задачи обучения и воспитания на микросоциальном, межличностном и личностном уровнях. Цели и задачи педагогического процесса в учреждениях образования объединяют обычно в три группы: цели и задачи обучения, цели и задачи воспитания, цели и задачи развития.

В контексте технологического подхода цель – это норма, предписывающее представление о результате или образ желаемого результата. Известный ученый-педагог М.В. Кларин охарактеризовал возможные (типичные) способы постановки задач, встречающиеся в школьной практике. Коротко их охарактеризуем.

1

.Определение задач через изучаемое содержание.Указывается та область знаний, которая изучается на уроке (например, изучить содержание глав произведения или изучить правило русского языка). Этот способ не позволяет в дальнейшем судить о том, насколько эти задачи решены.

2.Определение задач через деятельность учителя(познакомить учащихся с …, объяснить …, продемонстрировать…). Это по сути планирование учителем собственной деятельности и оно также не предусматривается указание на результаты обучения.

3.Постановка задач через внутренние процессы личностного развития ученика(формировать умение наблюдать, анализировать или развивать интерес к …). Такой способ возможен для постановки задач в процессе изучения крупной темы, раздела учебной программы, т.е. на цикл уроков. Однако в таких задачах нет конкретности.

4. Постановка задач через учебную деятельность ученика

(например, анализ содержания произведения, выполнение упражнений на шведской стенке и т.п.). Также не указываются результаты обучения.

5. Наиболее технологично формулировать задачи обучения как ожидаемые (промежуточные) результаты обучения, выраженные в действиях ученика, которые сам учитель или другой эксперт может надежно опознать.

В любом случае цель и задачи урока должны быть четко и лаконично сформулированы. Они должны по возможности отражать предполагаемые изменения в знаниях учащихся, в их отношениях к миру и себе, в практических умениях и навыках. Эффективность урока в целом оценивается в первую очередь по тому факту, насколько решены задачи урока. Нельзя определять задачи урока общими фразами и выражениями типа «научить читать».

Практическую работу по целеполаганию учитель начинает с определения главной дидактической цели урока.Для ее постановки необходимо осуществить анализ содержания учебного материала всей темы и распределить его изучение по урокам. Дидактическая цель зависит от типа урока. Если урок вводный, то возможная цель формулируется: «Дать общее представление о …»; если урок изучения новых знаний – «Изучить…»; если урок закрепления знаний, формирования умений и навыков – «Закрепить …знания, сформировать… умения, … навыки»; если урок обобщения и систематизации знаний — «Обобщить знания, привести их в систему»; если урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков – «Определить уровень усвоения знаний, умений, навыков и их применения».

Главная дидактическая цель урока предполагает постановку и решение обучающих, воспитывающих и развивающих задач. Задачи обучениявключают овладение учащимися системой знаний, основами научного мировоззрения, практическими умениями и навыками.Задачи воспитанияспособствуют формированию положительного отношения к знаниям, процессу учения, познанию в целом; отношений к миру и себе, выражающихся в идеях, взглядах, убеждениях, качествах, оценках, самооценках личности; приобретению опыта поведения.

Задачи развитиясодействуют: формированию общеучебных и специальных умений, совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры, осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом – становлению и развитию личности.

В процессе целеполагания учитель может начинать формулирование целей и задач с глаголов, характеризующих и содержание учебного материала, и деятельность учителя, и деятельность ученика. Например, задачи обучения могут формулироваться так: «обеспечить понимание содержания учебного материала учащимися; уровень его усвоения; применение знаний на практике в стандартной, нестандартной или творческой ситуации; обобщить…, систематизировать…, продолжить формирование…», задачи воспитания — «создать условия для…; способствовать раскрытию, … способностей; возбудить интерес…»; задачи развития «содействовать развитию …, помочь…и т.п.».

В процессе целеполагания следует также учесть номенклатуру начала формулировок учебных целей и задач, предложенную в образовательных стандартах, утвержденных Министерством образования РБ. В образовательных стандартах цели изучения учебной дисциплины разрабатываются как иерархия требований к базовому, повышенному и углубленному уровням подготовки учащихся и задаются как планируемые результаты обучения.

И.П. Подласый предлагает следующий алгоритм (требования) перевода общей цели урока в задачи, представляющие собой конкретные шаги по достижению цели:

  • разбить общую цель урока на составные части;

  • каждая часть цели формулируется как отдельная задача;

  • задачи не перекрывают друг друга;

  • задачи не повторяются;

  • задачи учителя трансформируются в задачи учеников;

  • задачи поставлены однозначно;

  • задачи сформулированы кратко.

Не менее сложной является для учителя проблема согласования целей и задач своей деятельности с целями и задачами ученика. Цели и задачи урока, проектируемые учителем, должны быть такими, «как будто ученик их сам себе поставил, понятны ему, очевидны в своем значении, с интересом и охотой усвояемы» (С.И. Гессен). Вопрос о том, как цель, поставленная учителем, «присваивается» учениками и становится их собственной целью, еще очень далек от разрешения.

В младшем школьном возрасте цели должны носить жизненно-практический характер. В старшем – сообразовываться с наклонностями отдельных учеников, быть индивидуализируемыми. Чтобы учениксформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и умений.

Ученик не может хорошо учиться, если он не осознал и не принял цели и задачи деятельности на уроке как свои собственные, а затем не реализовал их.

Так как цель, задачи, средства их решения и результат являются общими для учителя и для учащегося, то формулировки могут предусматривать вариант совместной деятельности учителя и учащегося. Например, учитель говорит: «На данном уроке мы с вами попытаемся ответить на вопрос… разобраться в проблеме… или попробуем обобщить, систематизировать… будем учиться или научимся самостоятельно исследовать…» и т.п.

Согласование целей в том и заключается, что учитель умеет переводить учебные и воспитательные цели в цели деятельности ученика. Умение согласования целей и задач субъектов деятельности на уроке является одним из критериев педагогического мастерства.

Вместе с тем, даже самая совершенная система целей и задач обучения мало поможет практике, если учитель не будет иметь правильного представления о путях достижения этих целей через деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных действий.

studfiles.net

Структура деятельности учителя, Целеполагание, Планирование

Деятельность учителя (преподавание) заключается в управлении активной и сознательной деятельностью учащихся для усвоения учебного материала. Это предполагает понимание ожиданий и интересов ученика, регулирования учебной й деятельности с позиций его развития. Цикл любой управленческой деятельности содержит последовательные элементы, составляющие ее структуру: целеполагание (цель), планирование, организования, стимулирования, ко нтроль, регулирования деятельности и анализ ее результатеів.

Целеполагание

Это важный компонент структуры целостной педагогической деятельности,. Системообразующим фактором, закономерно определяет не только предполагаемый результат, но и этапы, формы, методы и средства деятельности. Цель в структуре педагогической деятельности реализует следующие взаимосвязанные функции: направляет действия учителя на получение прогнозируемого результата; интегрирует и упорядочивает последовательность действий и операций; обеспечения слышит оценки производительности действий через сопоставление достигнутых результатов с запланированными.

Формирование цели основывается на осознании внешней или внутренней необходимости, определении имеющихся условий для ее достижения. Корректировка цели предполагает учет конкретных средств достижения, события ил ее на отдельные задачи, то есть превращение цели-идеала в конкретную цель деятельности (подготовки).

Понятие»цель»и»задача»соотносятся как целое и его часть, но только условно. Если цель — идеальная модель процесса и результата обучения, то задача — сам процесс обучения, шаги к достижению поставленной цели. Задача в своей совокупности имеют конкретизировать цели и соответствовать ей, обеспечивать научно обоснованный выбор содержания и средств обученияту та засобів навчання.

Цели обучения определяют на основании анализа основных компонентов содержания учебного материала, деятельности учителя, внутренних процессов личностного, интеллектуального и эмоционального развития учащихся, их хньои учебной деятельности. Такой подход обеспечивает осознание того, что цели обучения необходимо формулировать через результаты, выраженные в действиях учащихся, которые учитель может четко распознать. Чтобы»перевести»результаты обучения на язык конкретных действий, необходимо: построить систему целей (таксономии), выделить ее категории и уровни и создать четкий, конкретный речевой аппарат для описания целей обучения, обеспечит объективное оценивание его результате результатів.

Цель и результаты деятельности большей части не совпадают, поскольку целью является только идеальным образом, а любая целостная деятельность, особенно педагогическая, всегда шире абстрактные стремление, и ее результатом ат объемный за поставленную цель, хотя бывает наоборот.

Формулировка целей обучения должна быть не описательным, абстрактным, а сжатым, технологическим, предусматривать конкретные процедуры деятельности. Процесс целеполагания заключается в выборе благоприятных с точки зрения мо ожливостей учебного материала и подготовленности учащихся вариантов обучения, в которых внешние (материал, среда, средства) и внутренние (готовность к учению, заинтересованность, уровень знаний, умений, навы чок) факторы соотносятся в зоне ближайшего развития учащихся в процессе их познавательной деятельности. Цели обучения определяют учитывая образовательные, воспитательные и развивающие возможности учебного материала в, а также достигнутый уровень знаний, умений, качеств личноститі.

Планирование

Оно охватывает создание календарно-тематических и поурочных планов. Будущим учителям на первом этапе необходимо планировать уроки подробнее: фиксировать вопросы, которые будут использованы для голосования, зап писуваты содержание основных видов учебной работы тощо.

В процессе создания модели урока, выбора средств обучения необходимо в воображении оперировать педагогическими понятиями-явлениями (цель, метод, форма, прием, учебные возможности учащихся и др.), которые еще»не состоялось ся»Такая работа обеспечивает возможность абстрагироваться от конкретного»размещение»основных компонентов процесса обучения и осуществлять прогностический анализ без опоры на непосредственное восприятие педагогами ческих явлений. Конкретный подход к оценке основных компонентов будущего процесса обучения и собственной педагогической деятельности позволяет предвосхитить события (ситуации), действия, задачи. Это возможно осуществить только при динамического оценивания педагогического процесса, а не статического, которое предусматривает изучение внешних факторов, опору на внешние параметры ситуации (общая учебная активность учащихся, ос новные методы и формы работы и др.). Такое статическое оценивание-анализ можно положительно принять только на предварительном этапе тематического планированияапі тематичного планування.

Следовательно, способность анализировать возможные результаты учебно-воспитательного процесса является одним из важных условий эффективности профессиональной деятельности учителя, ее корректировки. Особенность прогностического анализа заключается теряет в том, что учителю необходимо постоянно сопоставлять свои будущие решения (действия) с реакцией учеников, их познавательными действиями.

uchebnikirus.com

Методическая разработка по теме: «Целеполагание на уроке»

Методическая работа по теме: «Целеполагание на уроке»

Работу выполнила

Васильева Наталия Николаевна

Москва 2014-2015 г.

Плохой учитель преподносит истину,

  Хороший — учит ее находить.

А.Дистерверг.

В современной школе набирает силу компетентностный подход. Определена целая система компетенций, представляющих собой ориентиры в работе учителя и учащихся. Одной из ключевых компетенций называется компетенция целеполагания. В данном случае новым образовательным продуктом для ученика выступают поставленные им цели, составленные планы и программы.

Компетентностно-ориентированный урок-это урок, на котором реализуется способность к практической деятельности, к решению жизненных проблем, основанная на приобретённом учебном и жизненном опыте, его ценностях и склонностях. Главной целью такого урока является формирование личности, раскрытие и развитие её задатков, способностей.

Под целью в образовании следует понимать предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен быть реальным, конкретным.

Цели компетентностно — ориентированного урока должны быть диагностируемые, конкретные, понятные, осознанные, описывающие желаемый результат, реальные, побудительные действия.

В педагогике целеполагание — это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно, относится к регулятивному виду УУД, который обеспечивает учащимся организацию их учебной деятельности.

Цели должны быть

  • Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.

  • Конкретные.

  • Понятные.

  • Осознанные.

  • Побудительные (побуждать к действию).

  • Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать»,

« понять».

Под целями занятия понимают те результаты, которые предполагает достичь педагог в процессе совместной деятельности с обучающимися при их обучении, воспитании, развитии. Все три цели тесно взаимосвязаны, и в зависимости от конкретных условий их роль в организации и проведении занятия различна. На занятии практически решаются все три цели. Одна из них, как правило, выступает в роли основной, а другие, решая собственные задачи, в то же время помогают достижению главной, ведущей цели.

     ↗образовательные

ЦЕЛИ   →развивающие

                ↘воспитательные 

Основные категории учебных целей

Характеристика

целей

Ключевые слова для постановки задач

Образовательная

Формирование программных знаний и умений на уровне знания, понимания, применения.

Повторить, дать определение,  познакомить, описать, объяснить,  демонстрировать, использовать, проконтролировать, обеспечить, закрепить, перечислить,

выполнить, систематизировать…

Развивающая

Формирование обще учебных и специальных умений; совершенствование мыслительных операций; развитие эмоциональной сферы, моноло­гической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществление самоконтроля и самооценки.

Обеспечить развитие, способствовать формированию умений,

учить сравнивать,

учить выделять главное,

учить строить аналоги,

развивать глазомер,

развивать мелкую моторику рук,

развивать умение ориентироваться на местности.

Воспитательная

Формирование эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств. воспитанию положи­тельного отношения к знаниям, к процессу учения; формиро­вание идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретение опыта адек­ватного поведения в любом обществе.

Обеспечить, содействовать формированию, стимулировать,

вызвать интерес, пробудить любознательность, пробудить интерес к самостоятельному решению задач,
побудить учащихся к активности,

выразить свое отношение…

прививать, укреплять… навыки;

В цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся.

Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятель­ность станет мотивированной и целенаправленной.

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его не­обходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит де­фицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объектив­ной, для него выступит как субъективная.

Цели должны быть достаточно напряженными, дос­тижимыми, осознанными учащимися, перспективными и гиб­кими, то есть реагирующими на изменившиеся условия и воз­можности их достижения. Но это не является гарантией вы­сокой результативности урока. Необходимо еще определить, как и с помощью чего они будут реализованы.

Даже самая совершенная система целей обучения мало по­может практике, если учитель не будет иметь правильного пред­ставления о путях достижения этих целей через деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных дей­ствий.

Умение согласования целей субъектов деятельности (учите­ля и ученика) является одним из критериев педагогического мастерства. При этом важно обеспечить ее понимание и принятие учащимися как собственной, значимой для себя. Традиционно учитель в начале урока называл его тему и четко проговаривал цель, что сразу предполагало субъектно-объектные отношения, при которых цель – прежде всего получение знаний.

Современная педагогика требует умения осознавать и другие цели. Для этого необходимо учить детей выделять главное, то есть выбору целей обучения.

Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель. Все приемы целеполагания классифицирую на:

1. Визуальные:

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока и просьба объяснить значение каждого слова или отыскать в «Толковом словаре». Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ.

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему имеют такие признаки?» будет задачей урока.

Например: Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.

Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.

Повторяется основа приема «Яркое пятно», но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.
Например, тема урока «Дикие животные».

1. Предлагается тема урока и слова «помощники»:

Повторим
Изучим
Узнаем
Проверим

С помощью слов «помощников» дети формулируют цели урока.

2. Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания.

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
– Самостоятельное решение
– Коллективная проверка результатов
– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
– Постановка цели урока.

2. Аудиальные:

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводят к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

Например, на уроках русского языка и литературы можно употребить множество приемов целеполагания, которые подсказаны методической литературой (вставить буквы, слова, знаки; найти ключевые слова, ошибки; собрать текст, восстановить; составить собственный текст, привести примеры, составить план, алгоритм и  т.д.).

Учитель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания.

Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно  сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и  придумывать свои.

Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.

Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:

  • учет уровня знаний и опыта детей,

  • доступность, т.е. разрешимая степень трудности,

  • толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,

  • вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни.

Уровни сформированности целеполагания.

Анализ развития целеполагания в начальной школе позволяет выделить 6 его уровней.

Уровни

Показатели сформированности целеполагания

Поведенческие индикаторы сформированности

1

2

3

1. Отсутствие цели

Предъявляемое требование осознается лишь частично.

Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично.

Может принимать лишь простейшие цели (не предполагающие промежуточные цели-требования).

Плохо различает учебные задачи разного типа; отсутствует реакция на новизну задачи, не может выделить промежуточные цели, нуждается в пооперационном контроле со стороны учителя, не может ответить на вопросы о том, что он собирается делать или что сделал.

2.Принятие практической цели

Принимает и выполняет только практические задачи (но не теоретические), в теоретических задачах не ориентируется.

Осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленных действий.

3.Переопределение познавательной задачи в практическую.

Принимает и выполняет только практические задачи, в теоретических задачах не ориентируется.

Осознает, что надо делать и что сделал в процессе решения практической задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленных действий.

4.Принятие познавательной цели.

Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; четко выполняется требование познавательной задачи.

Охотно осуществляется решение познавательной задачи, не изменяя ее (не подменяя практической задачей и не выходя за ее требования), может дать отчет о своих действиях после принятого решения.

5. Переопределение практической задачи в теоретическую

Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней.

Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствием адекватных способов; четко осознает свою цель и структуру найденного способа решения.

6.Самостоятельная постановка учебной цели.

Самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы.

Выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов действия.

Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным

infourok.ru

Выступление на заседании педагогического совета «Формирование целеполагания у учащихся, как необходимый элемент повышения мотивации к изучению математики»

Выступление на заседании педагогического совета по теме:


«Формирование целеполагания у учащихся, как необходимый элемент повышения мотивации к изучению математики».

Подготовила учитель математики Братчикова Елена Ивановна.


Своё выступление я посвятила одной из важных тем необходимых для повышения педагогического мастерства учителей: «Формирование целеполагания у учащихся, как необходимый элемент повышения мотивации к изучению математики». 
Основу содержания урока составляют три этапа: целеполагание, самостоятельная продуктивная деятельность, рефлексия. 
Я хотела бы остановиться на первом этапе урока – целеполагание. 
Что же такое целеполагание?
«Целеполагание в образовании – это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах». 
Этап целеполагания занимает ведущее место и в структуре традиционного урока, но в современных уроках предусматриваются качественные изменения этого этапа: учитель не излагает свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать, сделать. 
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики с желанием занимались на уроках и проявляли интерес к его предмету. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности школьника через формирование целеполагания является одной из основных задач урока. 
Ученика нельзя заставить учиться, если он относится к знаниям равнодушно и без интереса. От мотивации зависит учебная активность и успеваемость учащихся. «Сильные» и «слабые» ученики отличаются друг от друга не по уровню интеллекта, а по силе мотивации учебной деятельности.
Ведущая педагогическая идея заключается в создании условий для повышения мотивации обучения и качества знаний учащихся через формирование целеполагания у учащихся.
Выделяют свободное, жесткое и интегрированное целеполагание. 
При свободном – организуется совместное (педагог-ученик) конструирование, определение целей. 
При жестком – цели и программа действий задается школьникам самим педагогом. 
При интегрированном – цели могут быть заданы извне педагогом, 
а программа действий по их достижению определяется совместно.
А как же все-таки стать мастером своего дела в вопросах целеполагания?
Целеполагание — это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.
Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно  сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и  придумывать свои.
 Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется  домашнее задание

Обязательными условиями использования  перечисленных приемов является:
– учет уровня знаний и опыта детей,
– доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
– толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
– вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность
Приемы целеполагания формируют  мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.
Именно такой подход к целеполаганию является  эффективным и современным. 

Целеполагание – самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности. 
Целеполагание является проблемой современного урока.
В чем суть проблемы?
Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена целей урока средствами их достижения. 
Формальный подход при постановке цели. Расплывчатость и неопределенность спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.
Завышение цели. По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные. Традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель которую невозможно достичь за один урок. Глобальные цели — это ориентиры человеческой деятельности. Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для практической деятельности». Если цель связана с конкретным уроком — это локальная цель. 
Постановка собственной цели учителя. Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно.
Цель — это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся обучающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели.
Обучающие цели урока включают в себя овладение учащимися системой знаний, практическими умениями и навыками. Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом: 
«выбрать», 
«назвать», 
«дать определение», 
«проиллюстрировать»,
«написать»,
«перечислить»,
«выполнить»,
«систематизировать»…
Воспитывающие цели способствуют: воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения; формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе.
Могут быть использованы следующие формулировки при постановке воспитательной цели:
вызвать интерес,
пробудить любознательность,
пробудить интерес к самостоятельному решению задач, побудить учащихся к активности, 
выразить свое отношение
прививать, укреплять… навыки.
Развивающие цели содействуют: формированию общеучебных и специальных умений; совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом становлению и развитию личности.
учить сравнивать,
учить выделять главное,
учить строить аналоги,
развивать глазомер,
развивать мелкую моторику рук,
развивать умение ориентироваться на местности.

Цели должны быть:
Диагностируемые.
Конкретные.
Понятные.
Осознанные.
Описывающие желаемый результат.
Реальные.
Побудительные (побуждать к действию).
Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки.
Условия регулирования процесса принятия учебных заданий.
Необходимо участие школьников не только в постановке цели, но и в анализе, обсуждении условий ее достижения (повторить задание, вдуматься в содержание, наметить план выполнения,)
Четкое формулирование цели (чему научиться), ее значение (зачем и для чего это нужно).
Выделение способов ее достижения (как делать) и предполагаемые трудности.
По ходу выполнения действий оценивали, насколько успешно идет продвижение к цели, и в итоге оценили, насколько достигнутая цель соответствует требованиям задания.
Цель должна стать самостоятельной побудительной силой, а для продуктивного усвоения знаний важно, чтобы цель превратилась в мотив.
Важна организация учителем соответствующей деятельности учеников во время урока, а также взаимодействия учителя и учащихся.
Цель урока – это его результаты, достичь которых мы планируем, используя дидактические, методические и психологические приемы
Доктор педагогических наук М.В.Кларин выделяет несколько основных способов целеполагания. 
Основные способы определения целей обучения по М.В.Кларину
В цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся.
Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.
Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.
Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель. Все приемы целеполагания можно классифицировать на:
Визуальные:
Аудиальные:

Тема-вопрос 
Работа над понятием 
Ситуация яркого пятна 
Исключение 
Домысливание 
Проблемная ситуация 
Группировка.
Подводящий диалог 
Собери слово 
Исключение 
Проблема предыдущего урока.

Визуальный приём «Проблема предыдущего урока».
Данный приём можно отнести как к визуальному типу, так и к аудиальному типу целеполагания. Смысл его в том, что в конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.
Например, тема «Обыкновенные дроби» 5 класс. На следующем уроке вы планируете ввести понятие обыкновенная дробь, домашнее задание можно дать творческое, что является доминирующей формой работы в системе ФГОС. 
Пример творческого домашнего задания:
Подготовить мини-сценку по сюжету: «У вас день рождение, мама купила торт, вы пригласили друзей на чай. Какая часть торта достанется каждому гостю?»

Визуальный приём «Моделирование жизненной ситуации».
Проецирование на уроке жизненной ситуации посредством ролевой игры или учебной задачи позволяет учителю также решать задачу обучения учащихся целеполаганию в учении. Соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией помогает осознать значимость изученного материала.
Вот один из вариантов такой ролевой игры «Сценка в магазине», удобно использовать при изучении темы «Проценты». Разыграв эту сценку, вы подводите ребят к цели урока – познакомиться с понятием процент (видеосюжет)
Аудиальный приём «Подводящий диалог».
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.
Уважаемые коллеги, вы обратили внимание, что предложенные приёмы имеют театрализованную основу. Но согласитесь, что театрализованный урок привносит в ученические будни атмосферу праздника, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует формированию у них коммуникативных умений и чувства взаимопомощи.
Очень точно сказала по этому поводу современная английская писательница 
Джоанн Харрис:
«Учитель должен быть, прежде всего, актером, держать публику в руках и заправлять на сцене».
Визуальный приём «Яркое пятно».
В учебном процессе нередкими являются случаи обобщения учителем проблемы в готовом виде (как темы урока). Однако у учеников может отсутствовать мотивация к поиску решения. Для её формирования применяют приемы, условно называемые «Яркое пятно» или «Актуальность».
Данный прием состоит в представлении учащимся набора однотипных предметов, слов, ряда чисел, выражений, одно из которых выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие концентрируем внимание на выделенном объекте. Затем, совместно выясняем общность предложенного и причину обособленности выделенного объекта. Далее формируется тема и цели урока. Например:
Геометрия 8 класс. Тема урока «Трапеция». Я предлагаю рассмотреть ряд четырехугольников, среди которых трапеция выделена цветом.
Задаваю вопросы:
Вопрос учителя: «Среди представленных фигур, что вы заметили?»
Ответ учащихся: «Фигура № 4 выделена цветом».
Вопрос учителя: «Что общего у этих фигур?»
Ответ учащихся: «Все фигуры являются четырехугольниками».
Вопрос учителя: «Чем отличается выделенный четырехугольник от других?»
Ответ учащихся: «Не является параллелограммом. У него две стороны параллельные, а две другие нет».
Вопрос учителя: «А кто знает, как называется этот четырехугольник?» Дети либо ответят, либо нет. Учитель знакомит с названием объекта.
Вопрос учителя: «Как вы думаете, какова тема урока?»
Учащиеся формулируют тему урока. По необходимости учитель корректирует тему урока и предлагает сформулировать цели урока. Ученики формулируют цели урока и задачи по их достижению.
Также в качестве “яркого пятна” могут быть использованы сказки, легенды, случаи из истории, науки и повседневной жизни, словом любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание, но при этом связанный с темой урока.
Например:
Математика 6 класс. Тема урока «Положительные и отрицательные числа».
«В одном очень далеком царстве под названием «Положительные и отрицательные числа» все жители разделились на две половины: добрую, где жили положительные числа и злую, где жили отрицательные числа. 
В доброй половине положительные числа помогали друг другу, выручали друг друга из беды, жили дружно, не дрались и не ругались. А в злой половине числа дрались, ругались, ссорились, все время пытались друг у друга что -нибудь отобрать. 
Эти две половины всегда между собой воевали, дрались, каждый хотел победить соперника. Жить в дружбе никто не хотел. 
Вскоре числа поняли, что друг без друга их царство не может называться «Положительным и отрицательным». Но наладить мир не получалось, поэтому они написали письмо королю по имени Равно. Через недельку-другую король прибыл со своим сыном Равенство. Король научил числа жить в равенстве. 
С тех пор и по наши дни в царстве этих чисел сохраняется мир и гармония. И все без исключения счастливы».
Геометрия 7 класс. Тема урока «Признаки равенства треугольников».
«Жили — были два треугольника. Они ходили вместе в школу и сидели за одной партой. Однажды они решили сшить себе новые костюмы. Пошли в ателье, где с них сняли мерки. Оказалось, что у них соответствующие стороны попарно равны. Они встали рядом: и соответствующие углы у них также оказались равными. Отсюда работники ателье сделали вывод: эти треугольники равны. Теперь, играя в прятки, они встают друг за другом, и совпадают».
Визуальный и аудиальный приёмы «Исключения».
Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.
Первый вид. Повторяется основа приема «Яркое пятно», но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.
Например: Математика 5 класс. Тема урока «Степень числа. Квадрат и куб числа». 
Учащимся предлагает рассмотреть ряд выражений: 
Учитель начинает диалог с вопроса: «Что вы заметили общего в этих выражениях?»
Ответ учащихся: «Все выражения содержат только действие умножения». 
Педагог задаёт следующий вопрос классу: «Как вы думаете, какое из этих выражений лишнее?» 
Ученики называют произведение .
Далее учитель ведёт диалог с учениками, задавая им следующие вопросы: «Что отличает другие выражения от произведения?», «Как вы думаете, какие из этих выражений можно записать короче?», «А кто-нибудь знает, как можно записать их короче? И как называются такие записи?» 
После каждого вопроса дети высказывают свои мнения. 
Учитель, выслушав ответы учеников, знакомит с названием объекта и спрашивает класс: «Как вы думаете, какова тема урока?» 
Ученики формулируют тему урока. Учитель по необходимости корректирует её и предлагает сформулировать цели урока.
Второй вид. Задаются учащимся ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.
Например: Математика 5 класс. Тема урока «Параллелепипед»
– Прослушайте и запомните ряд слов: «Квадрат, прямоугольник, параллелепипед, круг, треугольник».
– Что общего во всех словах? (Названия фигур)
– Что лишнее в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.
Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.
Визуальный приём «Домысливание».
Данный приём можно применять в 6 классе на уроках математики при изучении темы «Длина окружности и площадь круга».
Предложить ученикам принести на урок различные круглые предметы. В начале урока предложить тонкой проволочкой измерить длину окружности, затем штангельциркулем измерить диаметр принесённых окружностей. Найти отношение длины окружности к диаметру. У всех получается отношение равное 3; 3,1; 3,2.
Учитель рассказывает, что таким образом во времена вавилонских магов было отрыто число пи, которое отмечает своё день рождения 14 марта, и задаёт ученикам, как они думают, чем мы будем заниматься сегодня на уроке. Данная работа длиться 10 минут. 
Приём «Домысливания» также можно применять на уроках геометрии в 7 классе при изучении тем «Сумма углов треугольника», выдав карточки с различными треугольниками, с заданием измерить углы треугольников и найти сумму углов каждого треугольника. Сумма углов примерно будет 180є. 
Визуальный приём «Исключение».
Первый урок по теме «Квадратное уравнение» можно зашифровать (уравнение) и предложить выбрать цель урока из предложенных:
Я научусь определять вид уравнения.
Я научусь решать уравнения по алгоритму, используя справочник.
Я научусь самостоятельно решать уравнения.
Я научусь составлять и решать уравнения.
Я научусь решать задачи на составление уравнений.
Ученики предложат различные цели, но с помощью спора придут к правильному решению.
А также прием «Исключение» удобно использовать на уроке алгебры при изучении темы «Теорема Виета». Ученикам предложить ряд уравнений с ответами, например:
х2– 15х – 16 = 0; х1 = 16, х2 = -1; 
х2 + х – 56 = 0; х1 = — 8, х2 = 7; 
2х2 + 7х – 30 = 0; х1 = 2,5, х2 = — 6. 
Какое уравнение здесь лишнее? Почему? Какую взаимосвязь между корнями и уравнением можно найти? Заключение.
Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. 
Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.
Именно такой подход к целеполаганию является  эффективным и современным.
Практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно  сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и  придумывать свои.
Цель (как совокупность ожидаемых результатов в области предмета, метапредметности) необходимо записать на доске.
При обсуждении выясняется, что цель может быть не одна (результатов, записанных через умения, может быть несколько).
В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось достичь на уроке, но и в зависимости от этого –  сформулировать свои образовательные задачи. 

Хочется завершить нашу работу словами древнеримского философа Сенека: «Когда человек не знает, к какой он пристани держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».

Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но  от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети  в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!

Вывод:
Цели необходимы для проектирования образовательных действий учащихся. Цели учеников предполагают достижение результатов в каком-то определенном виде деятельности. При достижении результатов проводится рефлексия деятельности, то есть оценка соотношения полученных результатов и заявленной цели. Если сочетание целеполагания и рефлексии в различных видах деятельности повторяется систематически, то данная работа приводит к тому, что некоторые ребята начинают самостоятельно формулировать свои цели, добиваться результатов по поставленным целям тем самым повышая мотивацию к обучению.

infourok.ru

Целеполагание как вид деятельности педагога — Мегаобучалка

 

Целеобразование и целеполагание — неотъемлемая часть профессиональной деятельности педагога, его аналитических, прогностических, проектировочных способностей и умений. Педагог формулирует конкретные цели и задачи обучения и воспитания на микросоциальном, межличностном и личностном уровнях. Цели и задачи педагогического процесса в учреждениях образования объединяют обычно в три группы: цели и задачи обучения, цели и задачи воспитания, цели и задачи развития.

В контексте технологического подхода цель — это норма, предписывающее представление о результате или образ желаемого результата.М.В. Кларин охарактеризовал возможные (типичные) способы постановки задач обучения, встречающиеся в образовательной практике (табл. 6).

Таблица 6

Способы постановки задач обучения (по М. В. Кларину)

Способ постановки задач Описание способа постановки задач
Определение задач через изучаемое содержание Указывается та область знаний, которая изучается на уроке (например: «изучить содержание глав произведения или изучить правило русского языка»). Этот способ не позволяет в дальнейшем судить о том, насколько эти задачи решены
Определение задач через деятельность учителя Учитель планирует собственную деятельность («познакомить учащихся с…; объяснить…; продемонстрировать…»). Не предусматривается указание на результаты обучения
Постановка задач через внутренние процессы личностного развития ученика Такой способ («формировать умение наблюдать, анализировать или развивать интерес к…») возможен для постановки задач в процессе изучения крупной темы, раздела учебной программы. В таких задачах нет конкретности
Постановка задач через учебную деятельность ученика Не указываются результаты обучения: анализ содержания произведения, выполнение упражнений на шведской стенке и т. п.
Формулировка задач обучения как ожидаемых (промежуточных) результатов обучения, выраженных в действиях ученика Наиболее технологичный способ в случае, если учитель или другой эксперт может надежно опознать результаты обучения

В любом случае цель и задачи урока должны быть четко и лаконично сформулированы. Они должны по возможности отражать предполагаемые изменения в знаниях учащихся, в их отношениях к миру и себе, в практических умениях и навыках. Эффективность урока в целом оценивается в первую очередь по тому факту, в какой степени решены задачи урока.



Практическую работу по целеполаганию учитель начинает с определения главной дидактической цели урока. Для ее постановки необходимо осуществить анализ содержания учебного материала всей темы и распределить его изучение по урокам. Дидактическая цель зависит от типа урока. Если урок вводный, то возможная цель формулируется: «Дать общее представление о…»; урок изучения новых знаний: «Изучить…»; урок закрепления знаний, формирования умений и навыков: «Закрепить … знания, сформировать … умения, … навыки»; урок обобщения и систематизации знаний: «Обобщить знания, привести их в систему»; урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков: «Определить уровень усвоения знаний, умений, навыков и их применения».

Главная дидактическая цель урока предполагает постановку и решение задач обучения, воспитания, развития. Задачи обучениязаключаются в овладении учащимися системой знаний, основами научного мировоззрения, практическими умениями и навыками. Задачи воспитания направлены на формирование положительного отношения к знаниям, процессу учения, познанию в целом; отношений к миру и себе, выражающихся в идеях, взглядах, убеждениях, качествах, оценках, самооценках личности; приобретение опыта поведения. Задачи развития содействуют: формированию общеучебных и специальных умений, совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, коммуникативной культуры, осуществлению самоконтроля и самооценки, становлению и развитию личности в целом.

В процессе целеполагания следует также учитывать формулировки учебных целей и задач, предложенные в образовательных стандартах (учебных программах), утвержденных Министерством образования РБ. В образовательных стандартах цели изучения учебной дисциплины разрабатываются как иерархия требований к базовому, повышенному и углубленному уровням подготовки учащихся и задаются как планируемые результаты обучения.

И. П. Подласый указывает на следующие требования к формулировке задач урока на основе главной дидактической цели урока:

r разбить общую цель урока на составные части;

r каждую часть цели обозначить как отдельную задачу;

r задачи определяются так, чтобы они не перекрывали друг друга и не повторялись;

r задачи учителя трансформируются в задачи учеников;

r задачи должны быть сформулированы кратко и однозначно.

Не менее сложной является для учителя проблема согласования целей и задач своей деятельности с целями и задачами ученика. Цели и задачи урока, проектируемые учителем, должны быть такими, «как будто ученик их сам себе поставил, понятны ему, очевидны в своем значении, с интересом и охотой усвояемы» (С. И. Гессен). Ученик не может хорошо учиться, если он не осознал и не принял цели и задачи деятельности на уроке как свои собственные. Вопрос о том, как цель, поставленная учителем, «присваивается» учениками и становится их собственной целью, еще очень далек от разрешения.

В младшем школьном возрасте цели должны носить жизненно-практический характер. В старшем — сообразовываться с наклонностями отдельных учеников, быть индивидуализируемыми. Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и умений.

Так как цель, задачи, средства их решения и результат являются общими для учителя и для учащегося, то формулировки могут предусматривать вариант совместной деятельности учителя и учащегося. Например, учитель говорит: «На данном уроке (занятии, диспуте и т. п.) мы с вами попытаемся ответить на вопрос…; разобраться в проблеме…; попробуем обобщить, систематизировать…; будем учиться (или научимся) самостоятельно исследовать…» и т. п. Согласование целей предполагает перевод педагогом учебных и воспитательных целей в цели деятельности ученика. Умение согласования целей и задач субъектов деятельности на уроке является одним из показателей педагогического мастерства.

Даже самая совершенная система целей и задач обучения мало поможет практике, если учитель не будет иметь правильного представления о путях достижения этих целей через деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных действий.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите понятие «цель педагогического процесса». Как данное понятие соотносится с понятием «задача педагогического процесса»?

2. Чем обусловлен разноуровневый характер целей и задач педагогического процесса? Охарактеризуйте уровни целеполагания в образовании.

3. Какие воспитательные идеалы общества наблюдались в разные исторические эпохи? Как развивалась идея всестороннего гармонического развития личности в истории педагогики?

4. Каков современный социальный заказ общества? Приведите примеры трактовок целей образования в нормативных документах.

5. Обоснуйте актуальность формирования базовой культуры личности как цели образования в средней школе. Назовите компоненты базовой культуры личности.

6. Охарактеризуйте способы постановки задач обучения и воспитания, встречающиеся в образовательной практике.

7. Предложите пути решения проблемы согласования целей и задач педагога с целями и задачами учащихся.

Рекомендуемая литература

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании 13 января 2011 г. № 243-З [Электронный ресурс]. — URL: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=Hk1100243 (дата обращения: 29.08.2011).

2. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 30.12.2006 г. № 8/15613) // Зборнік нарматыўных дакументаў МА Рэспублікі Беларусь. — 2007. — № 2. — С. 9—40.

3. Педагогика : учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / [под ред. П. И. Пидкасистого]. — М. : Педагогическое общество России, 2002. — С. 62—78.

4. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс : учебник для студ. пед. вузов : в 2 кн. — М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. — Кн. 1 : Общие основы. Процесс обучения. — С. 128—159.

5. Прокопьев И. И., Михалкович Н. В. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика : учеб. пособие. — Минск : ТетраСистемс, 2002. — С. 87—102.

6. Степаненков Н. К.Педагогика школы : учеб. пособие. — Минск : Адукацыя і выхаванне, 2007. — С. 68—80.

7. Харламов И. Ф. Педагогика. — Минск : Універсітэцкае, 2000. — С. 48—64.

Глоссарий

r Цель педагогического процесса — предвосхищаемый в сознании субъектов педагогического процесса результат их взаимодействия.

r Задача педагогического процесса — ближайшая, тактическая цель.

r Базовая культура личности — уровень развития и реализации сущностных сил человека, его знаний, умений, навыков, отношений к себе и окружающему миру, выражающийся в совокупности базовых (обязательных) компетенций.

r Компетенция — совокупность знаний, умений, опыта, личностных свойств (отношений) человека, которые характеризуют его способность действовать в той или иной сфере жизнедеятельности в соответствии с поставленными целями.

 

megaobuchalka.ru

«Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС НOО»

«Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации

ФГОС НОО»

Учитель начальных классов

МАОУ «Чердынская СОШ им. А.И. Спирина»

С.В. Билалова

Важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться».

Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Приступая к поиску оптимального варианта планирования системы уроков, учитель в первую очередь продумывает цель обучения.

Что же такое цель и когда, какие цели урока ставит учитель? В педагогике целеполаганиеэто процесс выявления целей и задач субъек­тов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.

Цель — это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся  обу­чающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели.

Цели должны быть:

  1. реальны, достижимы, конкретны, т.е. контролируемы

  2. сформулированы продуктивно, т.е. «от ученика», с прогнозированием образовательного результата

  3. соотносимы с типом и содержанием урока

  4. личностно ориентированы

Обязательными условиями использования  перечисленных приемов является:

  1. учет уровня знаний и опыта детей;

  2. доступность, т.е. разрешимая степень трудности;

  3. толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных;

  4. вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

Традиционный

подход к целеполаганию

Целеполагание «от ученика»

Задачи этапа урока

(микроцели)

ознакомить учащихся с …

будут знать

узнают…

вспомнят…

выработать умения …

будут уметь

повторят…

научатся…

закрепить навык

приобретут навык

закрепят…

поупражняются…

воспитывать интерес к предмету

смогут поразмышлять …

задуматься о …

смогут проявить …

поразмышляют…

продемонстрируют…

Приемы целеполагания формируют  мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию является  эффективным и современным.

Целеполагание – самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности.

Для того чтобы цели учителя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель. Все приемы целеполагания классифицирую на:

1. Визуальные:

  • Тема-вопрос

  • Работа над понятием

  • Ситуация яркого пятна

  • Исключение

  • Домысливание

  • Проблемная ситуация

  • Группировка.

2. Аудиальные:

Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания.

Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно  сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и  придумывать свои.

Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.

Рассмотрим некоторые приемы целеполагания, которые могут быть использованы на уроках.

Тема-вопрос

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъек-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Например, для темы урока «Как изменяются имена существительные?» построили план действий:

  1. Повторить знания об имени существительном.

  2. Определить, с какими частями речи сочетается.

  3. Изменить несколько существительных.

  4. Определить закономерность изменений, сделать вывод.

Это сформулированы конкретные учебные цели.

Работа над понятием

Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в «Толковом словаре». Например, тема урока «Склонение имён существительных». Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков «Треугольник», «Словосочетание».

Подводящий диалог

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Группировка

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему имеют такие признаки?» будет задачей урока.
Например: тему урока «Разделительный мягкий знак в именах существительных» можно рассмотреть на классификации слов: вьюнок, деньки, деньги, вьюга, соловьи. Урок математики в 2 классе по теме «Трёхзначные числа» можно начать с предложения: «Разделите на две группы числа: 334, 12, 17, 257, 46, 998, 21, 72, 347».

Домысливание

1. Предлагается тема урока и слова «помощники»:

Повторим
Изучим
Узнаем
Проверим

С помощью слов «помощников» дети формулируют цели урока.

2. На урок русского языка по теме «Будущее время глаголов» предлагаю детям ряды слов: писать – писал – пишу — …; рисовать – рисовал – рисую — …

3. Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания. Для урока математика по теме «Порядок арифметических действий в выражениях со скобками» предлагаю детям ряд выражений и ставлю вопрос: «Что объединяет все выражения? Как провести вычисление?».

(87+3):10

48: (15 – 9 *2)

(56 – 14 + 6):8
9* (6 – 4 *2)

Проблемная ситуация (по М.И. Махмутову).

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
– самостоятельное решение;
– коллективная проверка результатов;
– выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения;
– постановка цели урока.
Проблема предыдущего урока

В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

Например, на уроках русского языка и литературного чтения можно употребить множество приемов целеполагания, которые подсказаны методической литературой (вставить буквы, слова, знаки; найти ключевые слова, ошибки; собрать текст, восстановить; составить собственный текст, привести примеры, составить план, алгоритм и  т.д.). Вот некоторые из таких приемов целеполагания.

«На запоминание и воспроизведение»:

Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей.

«На понимание и синтез»:

Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках литературного чтения фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо  литературному герою; сочинить письмо одного литературного героя  к другому; представить, что встретились с героями  перед важным событием; рассказать от лица литературного героя.

«На понимание и применение»:

Лови ошибку! Этот прием позволяет учителю проверить знание деталей литературного произведения, литературоведческих терминов, а ребенку осознать важность внимания.

Практичность теории. Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам. Например, ситуация: с вопросом «чье имя носит улица?» к учащимся обратились гости города.

Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

Источники информации

  1. http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm Проблемы и технологии образовательного целеполагания. Хуторской А. В.

  2. http://mc-krkam.edusite.ru Целеполагание на уроке

  3. http://www.gimnazy161.ru. .Формирование навыка целеполагания

Использованная литература

  1. Голубчикова, М.Г. От творчества учителя к творчеству ученика: путеводитель по продуктивному обучению [Текст]: / Учеб. пособие /

  2. М.Г.Голубчикова. – Изд. 4-е, дополн. и перераб. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2007. – 127с.

  3. Хуторской, А.В. Современная дидактика [Текст]: Учеб. пособие. 2-е изд. перераб./ А.В.Хуторской. – М.: Высш. шк., 2007.- 639с.: ил.

infourok.ru

Назначение и результативность этапа целеполагания и организации направленного внимания на начало учебного занятия

Библиографическое описание:

Пискарева А. Б. Назначение и результативность этапа целеполагания и организации направленного внимания на начало учебного занятия // Образование и воспитание. — 2017. — №1.1. — С. 28-30. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/52/1961/ (дата обращения: 30.08.2019).



Одним из требований, предъявляемых к современному уроку, является организация целеполагающей деятельности учащихся. Анализ практической деятельности учителей показывает, что, как правило, цели учебной деятельности определяются и формулируются самим педагогом. Некоторые учителя, думают, что цель урока — это дело учителя. Но, не зная целей, ребенок чувствует себя словно в каком-то лабиринте. А многие ученики приходят в раздражение, быстро утомляются, у них снижается работоспособность, ухудшаются самочувствие, потому, что учителя знают, что будет происходить на уроке, а они — нет. И совсем другое чувство возникает у школьников, когда они представляют себе цель того, в чем им предстоит участвовать.

Без умелой организации целеполагающей деятельности учащихся на уроке, ученик не ощущает себя субъектом, это угнетает его психическую деятельность, и, таким образом, негативно сказывается на здоровье.

Итак, проблема в самом общем виде состоит в том, как учителю начальных классов создать условия для целеполагающей деятельности учащихся, какие эффективные приемы и средства нужно использовать, как поставить ребенка в позицию целеполагания на разных этапах обучения, на разных учебных предметах, на различных типах уроков.

Известно, что образовательный процесс — специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, учащихся между собой, направленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Показателями успешного осуществления учителем целеполагающей деятельности являются:

  1. Готовность учащихся к активной учебной деятельности.
  2. Формулирование целей учебного занятия совместно с учащимися.
  3. Вариативность приемов сообщения темы и целей учебного занятия.
  4. Преемственность и перспективность в постановке целей учебного занятия.
  5. Формулирование целей в действиях учащихся.
  6. Понимание учащимися социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала.
  7. Совместное с учащимися планирование работы на учебном занятии.

Существуют различные педагогические приемы, позволяющие организовать целеполагание:

Тема-вопрос

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Работа над понятием

Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока и просьба объяснить значение каждого слова или отыскать в «Толковом словаре». Далее, от значения слова определяется цель урока. Аналогично можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ.

Подводящий диалог

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Ситуация Яркого пятна

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

Группировка

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему имеют такие признаки?» будет задачей урока.

Исключение

Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.

Первый вид. Повторяется основа приема «Яркое пятно», но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Второй вид. Задается детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее. Формулируется учебная цель.

Домысливание

1. Предлагается тема урока и слова «помощники»: Повторим, Изучим, Узнаем, Проверим. С помощью слов «помощников» дети формулируют цели урока.

2. Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания.

Проблемная ситуация

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным.

Проблема предыдущего урока

В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

Эффективность организации целеполагания зависит от ряда условий:

  1. Обеспечение систематичности постановки целей в учебной деятельности.
  2. Использование учителем многообразных приемов, обеспечивающих процесс целеполагания у учащихся в различных видах деятельности.
  3. Осознание школьниками того, что без четко поставленной цели трудно добиться результата в учебной или другой какой-либо деятельности.
  4. Соблюдение учителем возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в постановке целей.
  5. Постепенное возрастание доли самостоятельности учащихся в составлении и осуществлении плана своей жизнедеятельности.
  6. Осуществление учащимися контроля своих достижений.

Важно, начиная с первого урока первого класса, учителю начальных классов создавать условия для целеполагающей деятельности учащихся.

Добиться значимых результатов можно лишь при систематической организации целеполагающей деятельности учащихся на уроках.

Результаты показывают, что организация целеполагающей деятельности учащихся на уроке способствует эффективному обучению, повышению мотивации к обучению и познанию, активному развитию ученика.

Основные термины (генерируются автоматически): целеполагающая деятельность учащихся, урок, учебное занятие, ребенок, учебная деятельность, постановка целей, зрительное восприятие, слово, формулирование целей, учащийся.

Похожие статьи

Формирование умения целеполагания на уроках математики

цель, на уроке должна возникнуть ситуация, которая подтолкнула бы его к определению целей на уроке Работая над формированием действия целеполагания, мы увидели, что без умелой организации целеполагающей деятельности учащихся на уроке, ученик

Системно-деятельностный подход на уроках обществоведческих…

постановка конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить)

Учитель должен обеспечить мотивацию обучающегося через совместное формулирование целей урока; показать социальную и практическую значимость изучаемого…

ФГОС нового поколения о целеполагании в педагогике

Новые стандарты образования ставят перед педагогикой задачи и цели совершенно иного масштаба: если раньше учитель на уроке

Фактически, целеполагание – это практическое осмысление человеком своей деятельности с точки зрения постановки и реализации целей.

Развитие способности к целеполаганию подростков 15–17 лет

К формулированию цели они относятся скорее формально, как к некой необходимости, но вовсе не как к существенному элементу

Приобретение способности к постановке целей делает возможным осознанное и ответственное участие человека в деятельности

Современные подходы к уроку | Статья в сборнике…

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно — значимом уровне.

Образовательную деятельность необходимо организовать так, чтобы каждый учащийся

‒ побуждение к формулированию учебной проблемы. 2. Подводящий ктеме диалог

Учебно-познавательные задачи как средство повышения учебной

познавательная деятельность учащихся, урок, учащийся, познавательная активность, ученик, учитель

Ключевые слова: познавательный интерес, познавательная активность, учебный процесс.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках

Методическая разработка урока русского языка в первом классе…

Постановка учебной цели изадач. Создание учебной ситуации «удивление».

Рефлексия учебной деятельности на уроке. − Какие слова-приветствия вы научились сегодня писать?

Активизация познавательной деятельности учащихся основной…

Постановка целей и задач педагогической деятельности. Цель педагогической деятельности — достижение устойчивых, прочных знаний на основе воспроизведения их через познавательную, мыслительную, логически выстроенную деятельность учащихся

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках

Организация учебной деятельности учащихся на уроке. Маневрируя разными методами и приемами, учитель подбирает средства для включения всех в активную познавательную деятельность.

moluch.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *