ТЕОКРАТИЧЕСКИЕ МОНАРХИИ | sibac.info
Формы правления современных государств формировались под влиянием различных исторических и политических традиций, международного положения государств, а также многих других объективных и субъективных факторов. В настоящее время вопрос о форме правления продолжает оставаться актуальным в юридической науке. При этом, если так называемые классические формы правления – монархия и республика – изучены достаточно подробно, то вопросу о нетипичных формах правления уделяется не так много внимания.
И это при том, что политические и правовые реалии прошлого и настоящего свидетельствуют о том, что существует значительное количество примеров гибридных, нетипичных форм правления. Традиционные элементы формы государства эволюционируют путем соединения и появления новых признаков, вбирая в себя все лучшее из традиционных форм. Иногда противоречие наблюдается в определении формы правления даже исходя из формально-юридических позиций. Кроме того, известны примеры плавного перетекания одной формы правления в другую (причем, в ряде случаев в полную свою противоположность) при отсутствии юридического оформления на конституционном уровне таких изменений.
Одной из разновидностей нетипичных форм правления является теократическая монархия.
В теократических монархиях глава государства – монарх — одновременно является и высшим духовным лицом в стране. Например, глава римской католической церкви (Папа Римский) является главой государства Ватикан. Главными источниками права в Ватикане являются апостолические постановления и кодекс канонического права (codex juris canonici). Государство это было создано специально для государственной поддержки системы духовной власти. Это и стало его основной функцией.
Папа Римский в своих руках сосредоточивает все три ветви власти – законодательную, исполнительную и судебную. Его пост выборный. Выборы осуществляются кардиналами, избирается Папа Римский пожизненно. После его отречения или смерти до интронизации нового Папы его обязанности выполняет камерленго (правда, с существенными ограничениями). При этом в Конституции Ватикана, состоящей из 6 актов, нет никаких упоминаний о том, что понтифик является монархом. Статья первая основного государственного закона говорит о том, что Папа Римский считается Верховным Понтификом и Владыкой государства-города Ватикан.
Папой на пятилетний срок формируется Понтификальная Комиссия во главе с губернатором. Ей Папа Римский делегирует часть своих полномочий. Исполнительная власть находится в введении председателя или, в особенных случаях, Генерального Секретаря. От имени понтифика формируются судебные органы. В связи с чем судебная власть находится в полном распоряжении Папы Римского. Только он может подписывать документы об амнистии и освобождать от наказания.
Римская курия является главным административным органом Святого престола. Она занимается осуществлением практического руководства религиозной, хозяйственной и политической деятельности. Администрация католической церкви и Ватикана, согласно Апостольским конституциям «Regimini Ecclesiae Universae» (1968 год) и «Pastor Bonus» (1988 год), включает в себя несколько ведомств. Исполнением решений Папы и координацией деятельности Римской курии занимается Государственный секретариат. Государственному секретарю, который его возглавляет, предоставлены все полномочия в области светского суверенитета. Его полномочия фактически заключаются в исполнении обязанностей премьер-министра. В составе Государственного секретариата действуют, в частности, секции по общим вопросам (внутренним делам) и по связям с государствами (иностранным делам).
Вселенский собор, коллегия кардиналов и епископский синод являются высшими консультативными органами государства.
Еще одно теократическое государство – Саудовская Аравия, ее король которой является главой ваххабизма – одного из направлений ислама. Конституция в Саудовской Аравии отсутствует, вся ее правовая система основывается на нормах шариата, фундаментом которого выступает Коран. Все подданные обязаны исповедовать ислам. В 1992 г. в Саудовской Аравии принимается закон, которым были определены основы власти в королевстве. Во главе его стоит монарх, который совмещает функции духовного лидера и руководителя государства. Законы должны быть основаны на исламском праве, теоретически власть короля ограничена лишь нормами шариата.
Территория современной Саудовской Аравии находится в центре арабского мусульманского мира. Именно здесь зародился ислам, как самая молодая мировая религия, и находятся его главные святыни –мечеть пророка Мухаммеда в Медине, Священная мечеть с Каабой в Мекке. Ислам был и остается доминирующей силой в жизни страны, он пронизывает все основные стороны жизни саудитов, охватывает все аспекты функционирования саудовского государства. Основной целью данного государства с самого начала его основания было провозглашено восстановление и утверждение первоначального исламского правоверия.
Несмотря на то, что королю подчинены все ветви власти, самые важные государственные законы подписываются королем только после консультаций с улемами, которые представляют собой группу религиозных лидеров государства, и прочими важными членами саудовского общества. Исполнительная власть в виде Совета министров возглавляется премьер-министром, включает в себя первого заместителя премьер-министра и двадцать министров. Все министерские должности распределяются между родственниками короля и им назначаются.
Таким образом, представители королевской семьи осуществляют все основные властные функции, определяют направления внутренней и внешней политики, решают все текущие экономические и иные вопросы. Несколько сыновей основателя королевства Ибн Сауда стали миллиардерами, десятки принцев активно занимаются бизнесом (в том числе и на международном уровне, в сфере финансов, промышленности, недвижимости, торговли и строительства). Эмиры занимают различные посты в центральных и местных органах государственного управления, реализуя таким образом предлагаемый «сверху» курс. Они информируют верхи о ходе дел в той или иной сфере. Многие принцы служат в Национальной гвардии и армии на высоких должностях.
Законодательная власть в Саудовской Аравии осуществляется неким подобием парламента, который именуется Консультативной ассамблеей (Меджлис аш-Шура). Все 150 ее членов назначаются королем на срок 4 года. Таким образом, мы видим «карманный» парламент. Создание политических партий запрещено, некоторые из них действуют в подполье.
Судебная власть Саудовской Аравии представляет собой систему религиозных судов, судьи которых назначаются королем по представлению Верховного судебного совета. Последний состоит из 12 человек, которые также назначаются королем. Закон гарантирует независимость суда, а король при этом выступает в роли высшей судебной инстанции. Право амнистии принадлежит королю.
Перечисленные примеры свидетельствуют о том, что высшая политическая и духовная власть в теократической монархии сосредоточена в руках религиозного служителя. При этом идея теократической монархии и единовластия проистекает из веры в единого Бога, управляющего Вселенной, упорядочивающего душу каждого человека и отношения между людьми в обществе. Монарх при этом становится посредником Бога и в качестве символа объединяет весь народ. Некоторые исследователи, в частности, Осипян Б.А., полагают, что такая форма правления имеет ряд преимуществ перед другими известными формами государственного правления, «поскольку монарх символизирует собой единого Бога … Помазанный, посвященный и введенный во власть Богом монарх, в отличие от выбранного президента или политической партии, призван служить Богу по Его заповедям и потому политически независим от борющихся за власть людей и бурлящих интересов. Пожизненно правящий своим народом правоверный монарх должен быть надполитичным и обязан вести своих подданных или граждан к Божьему порядку, душевному спокойствию и спасению» [2, с. 28].
В то же время, если учитывать цели, ради которых создаются теократические государства, то становится очевидным тот факт, что в них и не может быть предусмотрено религиозное многообразие или свобода вероисповедания. В Европе существуют государства, имеющие государственную религию, тем не менее они не являются теократическими, поскольку не имеют своей целью построение религиозного государства. К таким странам можно отнести Англию, Данию, Норвегию, Финляндию (государственной религией там являются либо католицизм, либо одно из направлений протестантизма). Государственная религия существует также в странах Азии и Африки (Алжир, Бахрейн, Египет, Ирак, Мавритания, Кувейт, Малайзия). В основном это ислам или католицизм [1, с. 89].
Таким образом, такая нетипичная форма правления, как теократическая монархия, остается до сих пор востребованной.
Список литературы:
- Воронкова М. Л. Особенности взаимодействия государства и религиозных объединений в зарубежных странах // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2012. — №4. С. 89.
- Осипян Б. А. Причины разнообразия форм государственного правления и устройства // Современное право. — 2009. — №11. С. 28.
sibac.info
Абсолютная теократическая монархия — это Что такое Абсолютная теократическая монархия?
Главная » Полезные статьи » Теократическая монархияТеократическая монархия
Вернуться назад на Монархия
Теократическая монархия – это форма гражданского правительства, при которой официальная политики регулируется непосредственно божественным руководством, толкованием воли Бога, как указано в религиозных Писаниях, в соответствии с учением той или иной религии.
На практике духовенство в качестве аккредитованных представителей невидимого божества, реального или воображаемого, провозглашает и разъясняет законы государственной политики.
В самом строгом смысле подразумевается правитель, который рассматривает себя эмиссаром Бога, и все законы им принимаются под божьим руководством. Глава теократического правительства является и главой религиозного института. Таким образом, гражданские законы и функции являются частью религии, подразумевая поглощение государства церковью.
Одним из первых термин «теократия» использовал Иосиф Флавий, который, по всей видимости, пытался объяснить греческими словами «теос» (бог) и «кратео» (управлять) читателям-язычникам организацию Еврейского Союза. Хотя в этой связи Иосиф Флавий, сравнивая её с другими формами правления (монархия, олигархия, республика), вступает в долгое и несколько путаное обсуждение темы, он не объясняет, что такое «теократическая монархия».
Страны, на примере которых в современное время можно рассмотреть подобную форму государственного строя, включают Саудовскую Аравию, Иран, Ватикан.
Во многих государствах по-прежнему есть определенные официальные религии, гражданские законы могут находиться под влиянием богословских или моральных понятий, но эти условия не подпадают под условие теократии. Сосуществовать с государственной религией или делегировать некоторые аспекты гражданского права религиозных общин может также и светское государство.
В период Средневековья многие монархии были, по крайней мере, частично теократическими. Решения правителей в католических странах часто подвергались сомнению и отклонялись, если папы римские не соглашались с ними. Религиозные лидеры консультировали правителей по вопросам не только религии, но и государственным. Ситуация начала меняться, когда в определенных странах получило влияние протестантство и другие некатолические религии.
Абсолютная теократическая монархия выборного типа – форма правления в Ватикане.
Во главе государства находится Святой Престол (папа римский и административный совет — Римская курия). Папа римский, являющийся сувереном Святого Престола, в соответствии со своей должностью осуществляет законодательную, исполнительную, судебную власть в государстве Ватикан и в универсальной Римско-католической церкви. Учитывая многоаспектность власти римского папы, для управления в пределах тщательно разработанных категорий власти была создана административная структура, известная как Римская курия, члены которой назначаются властью папы.
Новый папа римский, после смерти предыдущего, избирается конклавом, состоящим только из кардиналов.
В государствах, где государственной религией является ислам, в частности шариат, теократическая монархия была единственной формой правления в течение многих столетий. С того времени, когда Пророк Мухаммед создал арабо-мусульманское (феодальное) государство в Медине в седьмом столетии и до начала двадцатого века, когда распался последний халифат на территории Турции. Халиф (преемник) являлся главой государства, управляя согласно шариату (законам ислама), основанному на Коране и Сунне. Хотя халифы не имели указаний непосредственно от Аллаха, они так же, как и Пророк, были обязаны обосновывать издаваемые ими декреты в соответствии с этим сводом Божественных повелений и запретов, демонстрируя, что Аллах – окончательная власть.
Самая знаменитая в истории теократическая монархия в исламском мире– Арабский халифат при халифах династии Омейядов или «Праведных халифах» (первых четырех халифов после Пророка Мухаммеда).
В современное время государственный строй Исламской Республики Иран описывается как реальная теократия, во всяком случае, так указано в справочнике ЦРУ США.
Когда лидером Ирана стал Рухолла Мусави Хомейни, с 1979 по 1989 годы, расстановки религиозных и политических сил были резко преобразованы: шиитский ислам стал неотделимым элементом политической структуры государства. Такова была и заявленная цель иранской революции 1979 года – свергнуть правление шаха и восстановить исламскую идеологию в иранском обществе.
Шиитский ислам является официальной религией Ирана. Согласно Конституции 1979 года (с поправками 1989 года), исламской идеологией определяется политический, экономический, общественный строй Исламской Республики Иран.
Глава государства, устанавливающий общую политику страны, — Высший руководитель, который назначается Советом экспертов.
Высших руководителей в Иране было два: основатель Исламской Республики Иран Рухолла Мусави Хомейни и его преемник Великий аятолла Али Хосейни Хаменеи (с 1989 года и по настоящее время).
Высший руководитель назначает глав многих важных государственных структур. Также, согласно иранской конституции, он утверждает полномочия президента, может наложить вето на законы, принятые парламентом (Меджлисом), традиционно он дает разрешение кандидатам в президенты заявить о своей кандидатуре.
Теократическая монархия особой разновидности – форма правления в Саудовской Аравии.
Вернее будет сказано, что в государстве абсолютная монархия, основанная на принципах ислама. Король Саудовской Аравии является главой государства и главой правительства. Однако большинство решений принимаются в ходе консультаций между старшими принцами королевской семьи и религиозными организациями. Коран объявлен Конституцией страны, которая управляется на основе мусульманского права (шариата).
Оценка предприятий
Теория организации
Оценочная деятельность
Теории мотивации
Дерево целей
Назад | | Вверх
fibradecor.ru
Теократическая монархия: примеры стран
Теократическая монархия – это форма гражданского правительства, при которой официальная политика регулируется непосредственно божественным руководством, толкованием воли Бога, как указано в религиозных Писаниях, в соответствии с учением той или иной религии.
На практике духовенство в качестве аккредитованных представителей невидимого божества, реального или воображаемого, провозглашает и разъясняет законы государственной политики. В самом строгом смысле подразумевается правитель, который рассматривает себя эмиссаром Бога, и все законы им принимаются под божьим руководством. Глава теократического правительства является и главой религиозного института. Таким образом, гражданские законы и функции являются частью религии, подразумевая поглощение государства церковью.
Одним из первых термин «теократия» использовал Иосиф Флавий, который, по всей видимости, пытался объяснить греческими словами «теос» (бог) и «кратео» (управлять) читателям-язычникам организацию Еврейского Союза. Хотя в этой связи Иосиф Флавий, сравнивая её с другими формами правления (монархия, олигархия, республика), вступает в долгое и несколько путаное обсуждение темы, он не объясняет, что такое «теократическая монархия».
Страны, на примере которых в современное время можно рассмотреть подобную форму государственного строя, включают Саудовскую Аравию, Иран, Ватикан.
Во многих государствах по-прежнему есть определенные официальные религии, гражданские законы могут находиться под влиянием богословских или моральных понятий, но эти условия не подпадают под условие теократии. Сосуществовать с государственной религией или делегировать некоторые аспекты гражданского права религиозных общин может также и светское государство.
В период Средневековья многие монархии были, по крайней мере, частично теократическими. Решения правителей в католических странах часто подвергались сомнению и отклонялись, если папы римские не соглашались с ними. Религиозные лидеры консультировали правителей по вопросам не только религии, но и государственным. Ситуация начала меняться, когда в определенных странах получило влияние протестантство и другие некатолические религии.
Абсолютная теократическая монархия выборного типа – форма правления в Ватикане. Во главе государства находится Святой Престол (папа римский и административный совет — Римская курия). Папа римский, являющийся сувереном Святого Престола, в соответствии со своей должностью осуществляет законодательную, исполнительную, судебную власть в государстве Ватикан и в универсальной Римско-католической церкви. Учитывая многоаспектность власти римского папы, для управления в пределах тщательно разработанных категорий власти была создана административная структура, известная как Римская курия, члены которой назначаются властью папы.
Новый папа римский, после смерти предыдущего, избирается конклавом, состоящим только из кардиналов.
В государствах, где государственной религией является ислам, в частности шариат, теократическая монархия была единственной формой правления в течение многих столетий. С того времени, когда Пророк Мухаммед создал арабо-мусульманское (феодальное) государство в Медине в седьмом столетии и до начала двадцатого века, когда распался последний халифат на территории Турции. Халиф (преемник) являлся главой государства, управляя согласно шариату (законам ислама), основанному на Коране и Сунне. Хотя халифы не имели указаний непосредственно от Аллаха, они так же, как и Пророк, были обязаны обосновывать издаваемые ими декреты в соответствии с этим сводом Божественных повелений и запретов, демонстрируя, что Аллах – окончательная власть.
Самая знаменитая в истории теократическая монархия в исламском мире– Арабский халифат при халифах династии Омейядов или «Праведных халифах» (первых четырех халифов после Пророка Мухаммеда).
В современное время государственный строй Исламской Республики Иран описывается как реальная теократия, во всяком случае, так указано в справочнике ЦРУ США.
Когда лидером Ирана стал Рухолла Мусави Хомейни, с 1979 по 1989 годы, расстановки религиозных и политических сил были резко преобразованы: шиитский ислам стал неотделимым элементом политической структуры государства. Такова была и заявленная цель иранской революции 1979 года – свергнуть правление шаха и восстановить исламскую идеологию в иранском обществе.
Шиитский ислам является официальной религией Ирана. Согласно Конституции 1979 года (с поправками 1989 года), исламской идеологией определяется политический, экономический, общественный строй Исламской Республики Иран. Глава государства, устанавливающий общую политику страны, — Высший руководитель, который назначается Советом экспертов.
Высших руководителей в Иране было два: основатель Исламской Республики Иран Рухолла Мусави Хомейни и его преемник Великий аятолла Али Хосейни Хаменеи (с 1989 года и по настоящее время).
Высший руководитель назначает глав многих важных государственных структур. Также, согласно иранской конституции, он утверждает полномочия президента, может наложить вето на законы, принятые парламентом (Меджлисом), традиционно он дает разрешение кандидатам в президенты заявить о своей кандидатуре.
Теократическая монархия особой разновидности – форма правления в Саудовской Аравии. Вернее будет сказано, что в государстве абсолютная монархия, основанная на принципах ислама. Король Саудовской Аравии является главой государства и главой правительства. Однако большинство решений принимаются в ходе консультаций между старшими принцами королевской семьи и религиозными организациями. Коран объявлен Конституцией страны, которая управляется на основе мусульманского права (шариата).
fb.ru
Формы правления
Формы правления: понятие, виды
Форма государственного правления — это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами.
По формам правления все государства разделяются на две больших группы:
Монархии;
республики.
Монархия — это такая форма правления, при которой полномочие верховной власти принадлежат одному человеку: королю, царю, султану, шаха, императору и т.п. При такой форме правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат монарху. Власть монарха передается, как правило, по наследству.
Иногда монарх может избираться. За свою государственную деятельность монарх ни перед кем не отчитывается и не несет юридической ответственности. Предполагается, такие монархи несут ответственность только перед Богом и своими подданными.
Все монархии делятся на:
абсолютные;
ограниченные;
дуалистические;
теократические;
сословно-представительные.
При абсолютной монархии власть монарха не ограничена и имеет все характерные особенности, которые изложены в определении. Такие монархии были наиболее распространены в эпоху рабовладения и феодализма. Сегодня их осталось очень мало, в частности в Марокко, Арабских Эмиратах, Кувейте и др.
В последнее столетие наиболее распространенными являются ограниченные монархии. Иногда их называют парламентскими или конституционными. Они характеризуются тем, что власть монарха ограничена парламентом или конституцией. При такой форме правления монарх — глава государства, но он может существенно влиять на законодательную деятельность парламента и на формирование им правительства.
Иногда монархическая форма правления имеет формальный характер. К ограниченным монархиям относятся Испания, Швеция, Япония, которые еще можно назвать конституционными монархиями.
К парламентским монархиям можно отнести Англию.
Дуалистическая монархия — это такая форма правления, когда монарх — глава государства, и сам формирует правительство, назначая премьер-министра. В такой монархии действует два высших государственных органа — монарх и правительство во главе с премьер-министром. В ней могут существовать и другие высшие государственные органы, в частности судебные.
Люксембург,Монако,Лихтенштейн,Объединённые Арабские Эмираты
Теократическая монархия — это такая форма правления, когда абсолютная власть религиозного лидера сливается с государственной властью. Религиозный лидер есть одновременно и главой государства. Например, Ватикан.
Сословно-представительная монархия характеризуется тем, что рядом с монархом — главой государства существует какой-нибудь совещательный представительный орган определенных классов или всего населения. К таким государствам можно отнести Россию до 1917 г., Польшу в XVII- XVIII столетиях.
Республика — это такая форма правления, при которой полномочие высших государственных органов осуществляют представительные выборные органы. Республики не имеют монарха. В республике высшие представительные органы и их высшие должностные лица избираются на определенный срок. Они периодически изменяются, переизбираются. За свою деятельность они отчитываются перед народом и несут юридическую ответственность (конституционную, криминальную, гражданскую, административную и дисциплинарную).
Республики как формы правления начали интенсивно возникать после буржуазных революций в XVI-XVII столетиях и является доминирующей формой правления в современный период. Ныне все республики делятся на три вида: президентская республика, полупрезидентская (или смешанная), парламентская.
Их названия в определенной мере условные, вместе и тем каждая из них имеет свою специфику. Существовали и существуют и другие виды республик: Советская республика. Народно-демократическая республика, республика Парижская Коммуна, исламские республики и другие.
Президентская республика характеризуется тем, что президент избирается всем населением, так как и парламент. В такой республике президент формирует и возглавляет правительство, является главой государства и формально не подотчетен парламенту. Например, в США, Мексике, Ираке.
Полупрезидентская или смешанная — это такая республика, когда президент — глава государства избирается народом, так как и парламент. В такой республике правительство избирается (назначается) парламентом по рекомендации президента. Правительство подотчетное одновременно президенту и парламенту. Президент не возглавляет правительство и не несет юридической ответственности за его деятельность. Например, Франция, Финляндия, Украина, Российская Федерация.
Парламентская республика характеризуется центральным положением парламента (законодательная ветвь власти), который избирает главу государства – президента, и правительство — исполнительную власть. Они подотчетны парламенту. Иногда президент не избирается, и главой государства становится премьер-министр. Например, Италия, ФРГ.
studfiles.net
Теократическая монархия: примеры стран
Теократическая монархия – это форма гражданского правительства, при которой официальная политика регулируется непосредственно божественным руководством, толкованием воли Бога, как указано в религиозных Писаниях, в соответствии с учением той или иной религии.
На практике духовенство в качестве аккредитованных представителей невидимого божества, реального или воображаемого, провозглашает и разъясняет законы государственной политики. В самом строгом смысле подразумевается правитель, который рассматривает себя эмиссаром Бога, и все законы им принимаются под божьим руководством. Глава теократического правительства является и главой религиозного института. Таким образом, гражданские законы и функции являются частью религии, подразумевая поглощение государства церковью.
Одним из первых термин «теократия» использовал Иосиф Флавий, который, по всей видимости, пытался объяснить греческими словами «теос» (бог) и «кратео» (управлять) читателям-язычникам организацию Еврейского Союза. Хотя в этой связи Иосиф Флавий, сравнивая её с другими формами правления (монархия, олигархия, республика), вступает в долгое и несколько путаное обсуждение темы, он не объясняет, что такое «теократическая монархия».
Страны, на примере которых в современное время можно рассмотреть подобную форму государственного строя, включают Саудовскую Аравию, Иран, Ватикан.
Во многих государствах по-прежнему есть определенные официальные религии, гражданские законы могут находиться под влиянием богословских или моральных понятий, но эти условия не подпадают под условие теократии. Сосуществовать с государственной религией или делегировать некоторые аспекты гражданского права религиозных общин может также и светское государство.
В период Средневековья многие монархии были, по крайней мере, частично теократическими. Решения правителей в католических странах часто подвергались сомнению и отклонялись, если папы римские не соглашались с ними. Религиозные лидеры консультировали правителей по вопросам не только религии, но и государственным. Ситуация начала меняться, когда в определенных странах получило влияние протестантство и другие некатолические религии.
Абсолютная теократическая монархия выборного типа – форма правления в Ватикане. Во главе государства находится Святой Престол (папа римский и административный совет — Римская курия). Папа римский, являющийся сувереном Святого Престола, в соответствии со своей должностью осуществляет законодательную, исполнительную, судебную власть в государстве Ватикан и в универсальной Римско-католической церкви. Учитывая многоаспектность власти римского папы, для управления в пределах тщательно разработанных категорий власти была создана административная структура, известная как Римская курия, члены которой назначаются властью папы.
Новый папа римский, после смерти предыдущего, избирается конклавом, состоящим только из кардиналов.
В государствах, где государственной религией является ислам, в частности шариат, теократическая монархия была единственной формой правления в течение многих столетий. С того времени, когда Пророк Мухаммед создал арабо-мусульманское (феодальное) государство в Медине в седьмом столетии и до начала двадцатого века, когда распался последний халифат на территории Турции. Халиф (преемник) являлся главой государства, управляя согласно шариату (законам ислама), основанному на Коране и Сунне. Хотя халифы не имели указаний непосредственно от Аллаха, они так же, как и Пророк, были обязаны обосновывать издаваемые ими декреты в соответствии с этим сводом Божественных повелений и запретов, демонстрируя, что Аллах – окончательная власть.
Самая знаменитая в истории теократическая монархия в исламском мире– Арабский халифат при халифах династии Омейядов или «Праведных халифах» (первых четырех халифов после Пророка Мухаммеда).
В современное время государственный строй Исламской Республики Иран описывается как реальная теократия, во всяком случае, так указано в справочнике ЦРУ США.
Когда лидером Ирана стал Рухолла Мусави Хомейни, с 1979 по 1989 годы, расстановки религиозных и политических сил были резко преобразованы: шиитский ислам стал неотделимым элементом политической структуры государства. Такова была и заявленная цель иранской революции 1979 года – свергнуть правление шаха и восстановить исламскую идеологию в иранском обществе.
Шиитский ислам является официальной религией Ирана. Согласно Конституции 1979 года (с поправками 1989 года), исламской идеологией определяется политический, экономический, общественный строй Исламской Республики Иран. Глава государства, устанавливающий общую политику страны, — Высший руководитель, который назначается Советом экспертов.
Высших руководителей в Иране было два: основатель Исламской Республики Иран Рухолла Мусави Хомейни и его преемник Великий аятолла Али Хосейни Хаменеи (с 1989 года и по настоящее время).
Высший руководитель назначает глав многих важных государственных структур. Также, согласно иранской конституции, он утверждает полномочия президента, может наложить вето на законы, принятые парламентом (Меджлисом), традиционно он дает разрешение кандидатам в президенты заявить о своей кандидатуре.
Теократическая монархия особой разновидности – форма правления в Саудовской Аравии. Вернее будет сказано, что в государстве абсолютная монархия, основанная на принципах ислама. Король Саудовской Аравии является главой государства и главой правительства. Однако большинство решений принимаются в ходе консультаций между старшими принцами королевской семьи и религиозными организациями. Коран объявлен Конституцией страны, которая управляется на основе мусульманского права (шариата).
autogear.ru
Теократическая монархия — это… Что такое Теократическая монархия?
- Теократическая монархия
Wikimedia Foundation. 2010.
- Теократизм
- Теолог
Смотреть что такое «Теократическая монархия» в других словарях:
Теократическая монархия — в конституционном праве разновидность монархической формы, правления, при которой значительная власть при управлении государством принадлежит религиозно феодальным институтам (напр., Оман, Катар, Бахрейн) … Энциклопедия права
Теократическая монархия — в конституционном праве разновидность монархической формы, правления, при которой значительная власть при управлении государством принадлежит религиозно феодальным институтам (напр., Оман, Катар, Бахрейн) … Большой юридический словарь
Абсолютная теократическая монархия — Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение). Пр … Википедия
МОНАРХИЯ — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит монарху (королю, князю, султану, шаху, эмиру) и передается по наследству. Монархия может быть абсолютной, когда власть монарха почти не ограничена (Бруней, Бахрейн, Катар,… … Географическая энциклопедия
Монархия — (от гр. monarchia единовластие; англ. monarchy) форма правления, при которой в отличие от олигархии и демократии верховная гос ная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства … Энциклопедия права
Монархия — Пётр I Великий, 1 й император Всероссийский Формы правления, по … Википедия
монархия — (гр. monarchia единовластие) форма правления, при которой главой государства является монарх. В современном мире сохраняются два исторических типа М. абсолютная монархия и конституционная монархия. Последняя существует в двух видах, различающихся … Большой юридический словарь
МОНАРХИЯ — форма правления государства, при которой главой государства является монарх. М. может быть абсолютной, или неограниченной, при которой монарх имеет абсолютную власть, и ограниченной, или конституционной, представленной дуалистической или… … Энциклопедический словарь конституционного права
монархия — и, ж. Форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит одному правителю (монарху), а также государство с такой формой правления. В городах старой французской монархии господствовала замкнутая денежная аристократия… … Популярный словарь русского языка
МОНАРХИЯ — (греч. monarchia единовластие) наряду с республикой одна из двух форм правления, известных истории государства и права; при этой форме главой государства является единоличный правитель монарх: власть монарха, как правило, является пожизненной и… … Энциклопедия юриста
dic.academic.ru
6. Теократическая монархия. Мифы древнего мира
6. Теократическая монархия
Саул, Давид и Соломон.
(1055…953 г. до Р. X.)
Когда Самуил состарился, то поставил судиями двух сыновей своих, вероятно, с той целью, чтобы сделать это достоинство наследственным в своем семействе. Но сыновья не пошли по стопам отца, а творили суд неправый. Это обстоятельство, а может быть, и зависть к колену Ефремову, было причиной того, что израильтяне заставили Самуила по-прежнему принять на себя судейское достоинство. Когда же они убедились на бесчисленных примерах соседних народов, что лучшим средством в общественных бедствиях является самодержавный властитель или царь, то обратились к Самуилу и сказали: «Дай нам царя, который выводил бы нас из затруднений, когда мы ведем войну, и какого имеют все язычники». Самуил неохотно соглашался на это желание. Он доказывал, что установление царской власти будет равносильно отпадению от Иеговы, и со всем жаром свойственного ему красноречия старался убедить народ остаться при прежнем образе правления. В доводах своих Самуил опирался главным образом на основное положение Моисеева закона, в силу которого народ израильский, будучи избранным народом божиим, составлял вместе с занимаемою им Ханаанскою землею собственность самого Иеговы и поэтому должен был иметь царем своим только Бога, но никак не человека.
Но доводы Самуила не имели успеха. Народ не отступил от своего намерения, и Самуил должен был согласиться на избрание. Выбор его, конечно, не без благоразумного умысла, пал на одного человека из слабого колена Вениаминова и притом из самой незначительной семьи этого колена. Он назывался Саулом, был прекрасен собой, «целою головой выше всего народа» и необыкновенной храбрости. Посланный отцом отыскать пропавших ослиц, Саул, не найдя их, пришёл к пророку Самуилу, чтобы спросить его о них. Самуил принял его дружески и помазал священным миром в цари израильские. Затем он велел ему вернуться домой и сказал, что он должен будет предстать пред собранием пророков. Удалившись, Саул поступил так, как приказал ему Самуил. Пророки встретили его и приветствовали своими вдохновенными песнопениями. Дух Божий снизошел на Саула, и он стал пророчествовать пред ними словами древних пророков. Тогда все, знавшие его раньше, восклицали в изумлении: «Разве Саул из числа пророков?» Но изумление это достигло высших пределов, когда Самуил в созванном им вслед за этим всенародном собрании представил этого самого Саула как их будущего царя. Вместе с радостными криками народа: «Да здравствует царь!» многие говорили: «Чем может он помочь нам?» К нему отнеслись с пренебрежением и не принесли ему никаких даров. Однако Саул, о чем и сам прежде не имел никогда в помышлении, благодаря своим подвигам, сделался дорогим для своего угнетенного отечества.
Саул вел целый ряд счастливых войн против аммонитян при царе их Наасе, против филистимлян и амалекитян. Но когда он не послушался приказания Самуила — истребить амалекитянского царя Агата со всем его народом и со всеми стадами его, то дух Божий отступился от него, он был отвергнут, и царем, по повелению Иеговы, был тайно помазан Давид. Однако Давиду, прежде чем весь народ признал его царем, пришлось испытать многое: претерпеть несколько гонений и подвергнуться неоднократным покушениям на свою жизнь, а после самоубийства Саула в битве с филистимлянами вести упорную борьбу с полководцем его Авениром и старшим сыном Саула Иевосфеем.
В правление Давида (1033… 993 г. до Р. X.) иудейское царство достигло своего величайшего блеска. Как храбрый полководец, Давид вел многократные войны, в которых и он, и народ его выказывали необыкновенное мужество. После счастливого похода против сирийцев иудейское царство приобрело грозное величие, и наступил действительный и продолжительный мир. Давид простер свою власть до устьев Евфрата, и сирийцы из Эмафа, Дамаска и Низибии платили ему дань.
Давид также распространил свое государство и на юг. Моавитяне и эдомитяне, заключившие союз с низивийским правителем и поддержанные им и ассирийцами, напали на израильтян, но были также разбиты Давидом и храбрым полководцем его Иоавом и бесчеловечно истреблены. Государства эти подпали под власть Давида, а, завоевав Идумею, он получил даже гавань в Аравийском заливе. Совершенно покорены были и филистимляне. Наконец, Давиду удалось вырвать у иевусеев Иерусалим с крепостью Сион, которыми они до тех пор владели. Эта крепость была укреплена так сильно, что на предложение Давида сдать ее иевусеи насмешливо отвечали: «Даже хромым и слепым для защиты ее достаточно было бы только крикнуть: не смей входить, Давид!» Но Давид тем не менее взял ее, укрепил еще больше и сделал Иерусалим и Сион своей резиденцией. Иерусалим стал столицей государства еще и потому, что Давид перенес туда с необыкновенной торжественностью киот завета, причем сам плясал перед киотом во время несения его в Сион.
Царь решил еще больше украсить город. С помощью финикийских архитекторов, присланных к нему вместе с кедровым лесом царем тирским, построил в Иерусалиме богатейший и прекраснейший дворец. Он также желал перенести народную святыню из скинии в прочный и роскошный храм, но привести в исполнение это предприятие ему было запрещено пророком Нафаном.
Будучи лишен возможности проявить в сооружении храма свое влечение к красоте и величию, Давид тем с большею свободою мог предаться возвышению народного духа и тесно связанного с ним по своему важному значению богослужения. Оно стало справляться с большой торжественностью и великолепием, сопровождаться музыкой и песнопением, в чем Давид сам был очень искусен и этим придал богослужению более просвещенную и художественную форму. Для этой цели было выбрано четыре тысячи левитов, распределенных на классы и хоры во главе с учителями хорового пения; все они были в роскошных одеяниях. Нам известны имена трех знаменитых начальников хоров, Асафа, Амана и Идифума, дошли до нас и нежные, полные чувства песни самого Давида, заключающиеся в Псалтири (книге псалмов).
Эти песни Давида, как и песни других поэтов, исполнялись на общественных празднествах. Собиравшийся пред скинией завета весь народ иудейский испытывал неведомое ему до тех пор воодушевление при совершении вновь введенного богослужения. Но, с другой стороны, роскошь и великолепие, появившиеся благодаря приобретенным различными войнами богатствам, стали развращать народ. Он постепенно привыкал к тем переменам, которые вносил в народный дух и в государственные учреждения этот просвещенный и образованный государь, сочетавший в себе талант лирического поэта с талантом победителя и мудрого правителя.
Поэтому естественно, что характер народа, благодаря распространенному Давидом образованию, перешел от патриархальной простоты и нетребовательности к подвижности и изменчивости. Равенство и свобода, поддерживаемые древними учреждениями, при новой царской, почти деспотической власти существенно пострадали, а имевшиеся до тех пор необыкновенно чуткое чувство независимости постепенно притупилось. Азиатский дух образа правления не замедлил проявиться и здесь со всеми своими последствиями.
При дворе Давида разыгрывались всевозможного рода интриги; от них произошли смуты и раздоры, бросившие мрачную тень на последние годы царствования Давида.
Еврейская одежда времени Давида и Соломона
И какие тяжкие испытания предстояли этому властолюбивому государю! Об этом можно судить по восстанию сына его Авессалома и по преступлению, совершенному Давидом по отношению к хеттеянину Урии. Полюбив его жену Вирсавию и желая взять ее себе в жены, Давид погубил Урию. Но воспоминания о слабостях и проступках Давида скоро забылись, и народ видел в нем лишь создателя израильского государства, «человека с божественным сердцем», великого политического деятеля. Кроме того, по мнению даже строгих судей, Давид был прекрасным поэтом. Преемником на престоле израильском надлежало быть четвертому сыну Давида — Адонию, но Вирсавия и пророк Нафан убедили стареющего царя назначить другого. Еще при жизни своей он приказал всенародно провозгласить царем сына своего Соломона, рожденного от Вирсавии. Адония восстал, но был убит вместе со своим военачальником Иоавом.
При Соломоне взошло в полном блеске то, что посеял Давид, благодаря своей храбрости и энергии, и народ, наконец, мог воспользоваться плодами предыдущих завоеваний. «Иудеи, — как говорит Библия, — жили беспечально, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею; они были бесчисленны, как песок морской, ели, пили и веселились».
Поэтому царя Соломона украшали только мирные добродетели: мудрость, поэтическое дарование, полное живых образов, влечение к красоте и великолепию, проявившееся в разнообразных дорогих постройках и сооружениях; забота о безопасности страны, выразившаяся в укреплении городов и в заключении союзов с дружественными соседями; и, наконец, старание о благоденствии народа, возникшем благодаря мирным отношениям с остальными народами, мореплаванию и торговле. Именно эти дела наполняют главным образом историю царствования Соломона. Одновременно с этим при нем испытал коренное и всестороннее изменение первоначальный, установленный еще Моисеем, государственный строй, до тех пор изменявшийся лишь постепенно.
Одним из замечательных дел Соломона было сооружение храма Иерусалимского, хотя при этом он осуществил лишь волю и план Давида, собравшего для этой постройки неисчислимые сокровища. Храм этот не следует, конечно, рассматривать наравне с художественными образцами греческого зодчества, в сравнении с которыми он покажется мрачным, приземистым и неправильным по форме. Зато по великолепию и прочности постройки он был в высшей степени замечателен. Так как он был построен на горе Мория, то эта гора с одной стороны была срыта, а с другой расширена. Еще во времена римлян удивлялись огромной стене в четыреста локтей вышиной, которая была сделана из камней, связанных между собой железными креплениями. По образцу египетских построек храм имел множество флигелей, служивших частью для хранения десятины, частью для устройства трапезных зал во время жертвоприношений, частью для помещения священников и т.д.
При сооружении этого храма, продолжавшемся семь лет, Соломон пользовался рабами, которые были потомками неистребленных, оставшихся в стране ханаанитянских народов: гефитян, иевусеев и других. Архитекторами же, руководившими постройкой, были, в основном, иностранцы, по большей части жители могущественного города Тира, славившиеся в то время своим искусством и прилежанием. Тирянином был художник, изготовивший обе громадные металлические колонны и сосуды для храма. Тирский царь Хирам, друг Соломона, в силу договора и в обмен на доставляемые ему Соломоном масло и хлеб, послал в его распоряжение и тех жителей Тира, которые рубили и обделывали в Ливане кедровые деревья и сплавляли их в Яффу.
Тирским было и золото, переделанное местными мастерами на украшения для храма.
Знатные еврейки времен Соломона
За это золото Соломон уступил тирскому царю двадцать два незначительных города. Легко можно себе представить громадное количество золота, израсходованного Соломоном, если принять во внимание, что храм Иерусалимский был не единственным сооружением, прославившим его царствование. Так, он построил для себя дворец в Иерусалиме и недалеко от города Баальбека, у подошвы Ливана, летний дворец, в котором вся утварь была золотая. Кроме того, он построил судилище и дворец для супруги своей, дочери египетского фараона. Знаменит был также его трон из слоновой кости, покрытый чистым золотом; к нему вели шесть ступеней, по обеим сторонам которых стояло двенадцать львов; трон этот, подобного которому не было ни в одном государстве, являлся, вероятно, тоже произведением чужеземного мастера.
Из всего этого видно, что роскошь не была следствием культурного состояния всего народа, а была потребностью двора и царя, поэтому между правительством и народным духом со временем должно было обнаружиться все большее и большее несоответствие.
Что касается торговли, то ее также вел не народ, а царь, притом на свой собственный счет в союзе с тирским царем, при помощи финикийских моряков, в особенности из Гасион-Гаверской гавани в Аравийском заливе. Торговля эта простиралась до Офира и Тартессуса (в Испании) и доставляла Соломону золото, серебро и другие товары.
Развалины храма в Баальбеке
Он также вел торговлю лошадьми, что было одним из пагубных нововведений царя. До этого времени лошади были чужды израильтянам, и разведение лошадей было запрещено Моисеем, допускавшим в будущем избрание царя, но с непременным условием, чтобы он ни в коем случае не держал конницы. Причины, по которым Моисей запретил разведение лошадей, заключались отчасти в том, что употребление лошадей при земледелии было менее удобно, чем употребление ослов, отчасти же в том, что Ханаан, окруженный пустынями и горами, нуждался для своей защиты в выносливых пехотинцах. Конница могла быть нужной только при дальних, завоевательных войнах, которых Моисей не желал. Но Соломон, вопреки установлению Моисея, завел регулярную конницу из двенадцати тысяч всадников и почти полторы тысячи военных колесниц. Конница эта, для которой Соломон содержал двойное количество лошадей, была расположена по городам, где для нее были построены конюшни по египетскому образцу. Так как в то время в Аравии еще не разводили лошадей, то их приводили Соломону из Египта, при том в таком количестве, что он перепродавал их соседним правителям по произвольно назначаемой им самим высокой цене.
Эта сухопутная и морская торговля вместе с данью подвластных народов доставляли царю и его придворному штату все необходимое, составляли главный источник значительных доходов царя, про которого говорили, что он сделал кедровое дерево столь же обыкновенным, как смоковница, а серебро — как простые камни.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru