Глава 13. Тепловозы
Асинхронный тяговый привод с электронной системой управления и рекуперативным тормозом позволяет сократить затраты на изготовление и эксплуатацию поезда. Вагоны электропоезда имеют1004 местадлясидения. Номинальнаянаселенностьсучетоммест для сидения и поездок стоя (из расчета пять человек на один кв. м свободной площади) составляет 2314 пассажиров. Система шумо-
итеплоизоляции салонов выполнена с применением трудногорючих пеноуретанов, имеющих низкий коэффициент теплопередачи. Боковые стены облицованы панелями, которые в авиастроении используются для пассажирских салонов самолетов. Мягкие диваны имеютформу, соответствующуюсовременнымэргономическимтребованиям. Салоны освещаются светильниками дневного света, образующими две линии по потолку над проходом.
Электропоезд рассчитан на конструкционную скорость 130 км/ч. Общаяноминальнаямощность16 асинхронныхтяговыхэлектродвигателей типа НТА 350 — 5600 кВт. Масса тары поезда равна 528 т.
Прицепныевагонымогутвыпускатьсявдвухвариантах: собыкновенными салонами иссалонами люкс. Впоследних устанавливаются мягкие кресла и имеется бар. Экологически чистые туалеты, расположенные в головных вагонах, оборудованы умывальником, унитазом и зеркалом.
Сварной цельнонесущий кузов вагонов выполнен из продольных
ипоперечныхэлементов, накоторыекрепитсястальнаяобшивка. Конструкциярамыкузовапозволяетзаменятьавтосцепкуипоглощающий аппарат без выкатки тележек. В двухосных моторных тележках применены опорно-рамное подвешивание тяговых двигателей и опорно-осе- войредуктор, соединенный стяговымдвигателемупругоймуфтой.
Пультуправленияблочноготипа, егоформаиконструкцияпозволяютодновременнонаблюдатьзасредствамиинформацииивпереди лежащим путем.
13.1. Общие понятия об устройстве тепловоза
По роду службы тепловозы подразделяются на грузовые, манев-
ровые, пассажирские (рис. 13.1). Тепловоз состоит из четырех основных частей: дизеля, вспомогательного оборудования, передачи
Рис. 13.2. Схема передачи энергии от дизеля к колесным парам на тепловозе с электрической передачей
Рис. 13.1. Тепловозы ТЭП75 (а) и ТЭМ7 (б)
и экипажа. Дизель 1 (рис. 13.2) превращает химическую энергию топливавмеханическую иотдаетеетяговомуэлектрическому генератору 2, вращая его якорь. Тяговый генератор превращает механическую энергию в электрическую и по кабелям передает ее тяговым электродвигателям 3. В свою очередь тяговые двигатели превращают электрическую энергию в механическую и вращают колесные пары 4 тепловоза.
Большинство грузовых тепловозов состоит из двух секций, соединенных автосцепкой. Каждая секция представляет собой самостоятельный локомотив, имеющий кабину управления, и в случае необходимости может эксплуатироваться отдельно. Из отдельных секций можно сформировать тепловоз практически любой необходимой мощности; им управляют с одного поста, при этом используется полная сила тяги каждой секции.
Оборудование на тепловозах разных серий располагают различновзависимостиотразмещения и конструкции холодильника (вдоль стен кузова, в крыше или в лобовой части), вида привода вспомогательных агрегатов (механический, гидравлический, электрический), расположения кабины машиниста (впереди, сзади, в середине), устройства экипаж-
Рис. 13.3. Расположение оборудования на тепловозе 2ТЭ10:
1 — пультуправления; 2 — ручнойтормоз; 3 — вентиляторкузова; 4 — вентилятор охлаждения тягового генератора; 5 — редуктор генератора; 6 — сифон; 7 — центробежный нагнетатель воздуха; 8 — холодильник поддувочного воздуха; 9 — тяговый генератор; 10 — дизель; 11 — выпускная труба; 12 — турбокомпрессор; 13 — резервуар противопожарного агрегата; 14 — водяной бак; 15 — подпятник вентилятора; 16 — колеса вентилятора; 17 — карданный вал; 18 — секциихолодильника; 19 — гидроприводвентилятора; 20 — тяговыедвигатели; 21 — главная рама тепловоза; 22 — тележки; 23 — топливный бак; 24 — ящик
дешифратора
ной части и т.п. Расположение оборудования на дизельном локомотиве с электрической передачей постоянного тока показано на рис. 13.3.
Кузов, раматепловозаивсеоборудованиеопираютсянадветрехосныебесчелюстныетележкисэластичнойтяговойпередачей. Нагрузка от рамы тепловоза на каждую тележку передается через четыре резинороликовые опоры.
Центральный шкворень воспринимает только горизонтальные усилия от силы тяги и торможения и служит центром поворота тележки относительно кузова.
Тепловозы с гидравлической передачей имеют несколько иное оборудование. У них вращающий момент от дизеля к колесным парам передается через специальные гидроаппараты. В тележках установлены осевые редукторы, которые приводит во вращение дизельспомощьюкарданныхвалов. Гидропередачаможетбытьлибо чистогидравлической, либогидромеханической. Пригидравлическойпередачевращающиймоментотколенчатоговаладизелякдви-
жущим колесным парам передается только через гидравлические аппараты, в гидромеханической же передаче — через гидравлический агрегат, зубчатые редукторы и карданные валы.
13.2. Основные технические характеристики тепловозов
Серии тепловозов, т.е. группы тепловозов, построенных по одним и тем же чертежам, принято обозначать сочетанием заглавных букв и цифр. У всех тепловозов последней постройки наименование серии начинается с буквы Т, что означает тепловоз. Вторая буква указываетнатиппередачи(Э— электрическая, Г—гидравлическая), третья буква определяет род службы тепловоза (П — пассажирский, М — маневровый; у грузовых тепловозов третья буква не ставится). Цифры после букв указывают номер серии тепловоза.
По ним можно определить также и завод-изготовитель. Цифра перед буквенным обозначением указывает на число секций многосекционного тепловоза. Буква после номера серии указывает либо на модернизированный вариант (2ТЭ10М, 3ТЭ10М), либо на заводизготовитель (2ТЭ10Л — Луганск). Однако есть отклонения от этой системы. Например, ТУ2 — тепловоз, узкоколейный (У), второй вариант (2), т.е. вторая буква (У) не означает тип передачи. В обозначениисериитепловозов, импортированныхиздругихстран, введена буква, указывающаястрану-изготовитель(тепловозыЧМЭЗиВМЭ1 изготовлены соответственно в Чехии и Венгрии).
Типэкипажа, число, расположениеколесныхпаропределяютосевуюхарактеристикутепловоза, аналогичнуюосевойхарактеристике электровоза. Характеристики и основные параметры тепловозов приведены в Приложении, пассажирских — табл. 12, грузовых — табл. 13, маневровых — табл. 14, опытных — табл. 15.
13.3. Основы устройства дизеля, принцип его работы
Основныеопределения. Дизелемназываютпоршневойдвигатель с самовоспламенением топлива от сжатия, у которого процесс сжигания топлива и превращение выделенного тепла в механическую работу происходят в цилиндрах. При сжигании топлива в цилиндре (замкнутом объеме) образуются продукты сгорания — газы с большим давлением и высокой температурой. Сила давления газов
перемещает поршень, прямолинейное движение которого в цилиндре передается через шатун и кривошип на коленчатыйвал, поворачивая его. И, наоборот, если вращать коленчатый вал, то поршень будет совершать возврат- но-поступательное дви-
жение.
В зависимости от ра- Рис. 13.4. Внешний вид блока V-образного тепловозного дизеля
бочегоцикладизелимогут быть четырех- и двухтактные, а по расположению цилиндров — од-
норядные, двухрядные, с V-образным расположением (рис. 13.4).
Рабочийцикл—этосовокупностьпериодическиповторяющихсяпро- цессов, происходящих в цилиндрах в определенной последовательностиприпреобразованиитеплотывмеханическуюработу.Периодичность рабочих циклов характеризуется числом ходов поршня (тактов). Тактомназываютчастьрабочегоцикла, совершающегосявцилиндрепри перемещении поршня из одного крайнего положения в другое (т.е. за один ход поршня). Крайние положения поршней называют мертвыми точками, потому что в них ось шатуна совпадает с осью кривошипа и давлениерабочеготеланапоршеньневызываетегоперемещения.
Четырехтактныйдизель. Дизель, вкоторомрабочийциклсовершается за четыре такта, называется четырехтактным. Принцип работы четырехтактного двигателя показан на рис. 13.5. При движении поршня 2 от верхней мертвой точки вниз (1 такт – наполнение) воздух подается в цилиндр через открытый впускной клапан 5. При обратном движении поршня (2 такт— сжатие), когдаклапаны 5 и 6 закрыты, происходит сжатие воздуха, сопровождающееся сильным его нагреванием. В конце этого такта в цилиндр впрыскивается дизельное топливо, которое самовоспламеняется. В цилиндре повышаются давление и температура; продукты сгорания топлива давят на поршень, перемещают его вниз и совершают при этом полезную работу (3 такт — расширение). При следующем ходе поршня вверх
216
Рис. 13.6. Схема работы двухтактного двигателя:
1 — цилиндр; 2 — продувочные окна; 3 — шатун; 4 — кривошип; 5 — поршень; 6 — выпускные окна
Рис. 13.5. Схема работы четырехтактного двигателя:
1 — цилиндр; 2 — поршень; 3 — шатун; 4 — кривошип; 5 — впускной клапан; 6 — выпускной клапан
(4 такт — выхлоп газов) происходит выпуск отработавших газов из цилиндра. Таким образом, рассмотренные процессы, составляющиерабочийцикл двигателя, протекают за четыре хода поршня, т.е. задваоборотаколенчатого вала. Рабочим ходом поршня, совершающим полезную работу (вращениевала), являетсятолько третий.
Двухтактный дизель.
Рабочий цикл в нем совершается за два хода поршня (один оборот коленчатого вала), причем основные такты (сжатие и
рабочий ход) остаются, а вспомогательные (наполнение и выпуск) образуют, сокращая, часть основных тактов, т.е. такт сжатия начинается с запаздыванием, а такт рабочего ходазаканчиваетсясопережением.
Схема работы простейшего двухтактного двигателя показана на рис. 13.6. При движении поршня вверх (1 такт — наполнение, сжатие) вначале закрываются выпускные окна 6, азатемипродувочные2, после чего происходит сжатие воздуха. В конце этого такта в цилиндр впрыскивается дизельное
studfiles.net
Основные характеристики тепловозов — Мегаобучалка
Конспект занятий по программе
«Машинист тепловоза».
Тема 1.
Локомотивное хозяйство.
Для обеспечения перевозок железнодорожный транспорт имеет тяговые средства (локомотивы), а также технические сооружения и устройства, обеспечивающие их работу. Весь этот комплекс называется локомотивным хозяйством.
Тяговые средства.
Локомотив — самоходный рельсовый экипаж, предназначенный для тяги несамоходных вагонов. При этом локомотив сам по себе не предназначен для перевозки пассажиров, груза или выполнения какой-либо иной работы.
Все локомотивы по виду тяги делятся на:
-паровозы,
-тепловозы,
-электровозы,
-газотурбовозы.
Локомотивы по виду выполняемой работы делятся на:
-пассажирские,
-грузовые,
-маневровые,
-промышленные.
Локомотивы по типу передачи:
-с электропередачей,
-с гидропередачей,
-с механической передачей.
Локомотивы по типу кузова:
-вагонный,
-капотный.
Паровоз.
Паровоз — автономный локомотив с паросиловой установкой, состоящей из котла и паровой машины. Энергия пара преобразуется в механическую энергию движения. Нагретый пар из котла поступает в цилиндры машины, где его тепловая энергия преобразуется в механическую энергию, прямолинейного движения поршня, превращающуюся через кривошипно-шатунный механизм в энергию вращения колес. Это оборудование установлено на раме экипажной части, к которой относятся поддерживающие раму тележки с рессорным подвешиванием, буксы, колесными парами и упряжными приборами. Запасы воды и смазки размещаются в тендере или самом паровозе (танк-паровоз).
Паровозы классифицируются по типам. Тип паровоза определяется локомотивом и сочетанием колёсных пар. Колёсные пары соединяются между собой с каждой стороны особыми звеньями составляют группу движущихся колёс. Все они имеют одинаковый диаметр и называются сцепными колёсными парами.
В колёсной формуле первой цифрой обозначается количество направляющих колёс.
Второй цифрой количество сцепных колёс и третьей цифрой количество поддерживающих колёс. Например 1-4-2.
Основные характеристики паровозов.
№ | Серия | Тип | Год постройки | Конструкт. скорость. | Сцепной вес | Давление пара котла |
СО | 1-5-0 | 14 атм. | ||||
П36 пасс | 2-4-2 | |||||
ФД пасс | 1-4-2 | |||||
ЛВ груз | 1-5-1 | 91/99 |
Паровоз СО18-3100.
Паровоз П-36.
Паровоз ФД.
Паровоз ЛВ.
Тепловоз.
Тепловоз— это автономный локомотив с собственной силой установкой в которой в качестве источника энергии используется двигатель внутреннего сгорания (ДВС).
Тепловозы разделяются по видам работы, существуют: пассажирские, грузовые и маневровые.
Основной узел тепловоза экипажная часть, в неё входят: тележки, кузов, рама, ударно-сцепное устройство.
Всё оборудование тепловоза можно распределить на механическое и электрическое. К механическому оборудованию относятся экипажная часть и дизель со вспомогательным оборудованием. К электрическому оборудованию относятся главный генератор, вспомогательный генератор, тяговые электродвигатели и аккумуляторные батареи.
В машинном отделении тепловоза установлен дизель, коленчатый вал которого надёжно закреплён и соединен с валом главного генератора. Вырабатываемый генератором ток поступает к тяговым электродвигателям, подвешенным к тележкам тепловоза. На валу якоря электродвигателя расположено зубчатое колесо, находящееся в зацепленными с шестернёй колёсной пары тепловоза. Обычно каждая колёсная пара имеет свой электродвигатель.
В наименованиях большинства серийных тепловозов, производившихся в СССР, буквы обозначают следующее:
Т — тепловоз
Э — электрическая передача
Г — гидравлическая передача
П— пассажирский
М — маневровый
У — узкоколейный
Например существуют: 2ТЭ116, ТЭП70, ТЭМ18ДМ, ТУ2.
2ТЭ116: 2-число секций, Т-тепловоз, Э- с электропередачей, 116- серия.
ТЭП70: Т-тепловоз, Э- с электропередачей, П- пассажирский, 70- серия.
ТГМ-23Б: Т-тепловоз, Г- с гидропередачей, М- маневровый, 23Б- серия.
ТУ-2: Т-тепловоз, У- узкоколейный, 2 -серия.
Тепловоз кроме электрической передачи имеет гидравлическую, механическую передачи.
Локомотив тепловоз по малой мощности и применяемой для маневровой работы называется мотовозом.
Основные характеристики тепловозов.
№ | Марка | Год выпуска | Мощность дизеля(л.с.) | Конструкт. скорость(км/ч) | Служебный вес(т). | Род занятий |
ТЭ-3 | 2×2000 | 2×126 | грузовой | |||
2ТЭ10Л | 2×3000 | 2×129.3 | грузовой | |||
ТЭМ18ДМ | Маневровый. |
Тепловоз ТЭ-3.
Тепловоз 2ТЭ-10Л.
Тепловоз ТЭМ18ДМ.
Электровоз.
Электровоз — неавтономный локомотив, приводимый в движение установленными на нем тяговыми электродвигателями, питаемыми электроэнергией от внешнего источника (тяговая подстанция) через контактную сеть. Электровозы разделяются по виду работы на: пассажирские, грузовые, маневровые и промышленные (шахтные). На электровозе установлено оборудование механическое (кузов, тележки, зубчатая передача, ударно-сцепное ус-во и электрическое (токоприемник, понижающие ус-ва и преобразователи тока, ТЭДы, вспом. машины, аппарату управления, силовые кабели и провода вспом. цепей). Электровозы бывают переменного (27000 V) и постоянного тока (3000 V).
megaobuchalka.ru
Виды локомотивов | PROлокомотив
Автор: admin Рубрика: РазноеЛокомотив подразумевает собой самодвижущуюся установку силовой тяги, которая осуществляет передвижение вагонов по рельсовым железным дорогам. Локомотив — это самоходный рельсовый экипаж, обладающий силовой тягой электродвигателя или двигателем внутреннего сгорания, или паросиловой установкой, или первичным двигателем с газовой турбиной. Движение осуществляется благодаря электроэнергии, которая поступает через навесную электропроводку от электростанции или благодаря жидкому и/или твердому топливу.
Рельсовые техники подразделяются на категории:
— Магистральные;
— Маневровые;
Каждый из родов службы локомотивных установок имеют свое предназначение. К магистральному типу, напрямую относятся грузовые и пассажирские виды перевозок, а маневровые представляют собой односекционный локомотив выполняющий движение (вперед-назад).
Самоходная рельсовая техника, выполняющая тягу несамоходных вагонов, сама по себе не осуществляет транспортировку пассажиров или грузов различного вида и типа. Локомотив – это мощная электротехническая машина, приводящаяся в движении от различных источников питания/топлива:
— Электрические контактные сети;
— Бензин и дизельное топливо;
— Газообразная жидкость;
— Сжатый воздух;
В ходе эволюции создания силовых передвижных установок, также были попытки создания двигателей скомбинированных разными топливными вариациями, где в основу работы всей системы должны были использоваться одновременно несколько вариантов обеспечения силовой тяги двигателя.
Виды и типы локомотивов
Классификация локомотивов подразделяется на многие силовые установки, которые являются обиходными как в производстве, так и использовании, а именно: электровозы, паровозы, тепловозы, мотовозы, газотурбовозы, электротепловозы, автомовозы, гировозы и пневматические локомотивы.
Наиболее применимые в качестве постоянного использования, являются 4-е основные вида: электровозы, паровозы, газовые локомотивы и тепловозы.
Электровозы используют в работе зубчатые колеса, которые выполняют вращающий момент с помощью электродвигателя передающего паровую тягу, приводящую в работу колесные пары.
Паровоз состоит из паросиловой установки, которая в общей комплектации локомотива содержащего котел и поршневой двигатель, преобразовывает тепловую циркулирующую энергию в механическое функционирование всей системы в целом. Движение колес выполняется с помощью водяного пара, так называемого рабочего тела. В качестве топлива, подходит как твердотопливный уголь, так и вязкое вещество (мазута).
Газотурбовозы работают на первичной двигательной установке, у которого через газовую турбину подается сжатый нагретый газ.
Тепловозы используют в работе двигатель на внутреннем сгорании, который функционирует на топливе (дизель), добываемый из нефти. Момент пропорционального вращения вала дизеля, осуществляется совместно с работой внутреннего сгорания электрического двигателя, путем выработки тока. Заряженный электродвигатель создает вращение колесных пар, приводя тепловоз в движение. Также вращение создается благодаря гидравлической передаче тока.
Технические особенности и преимущества локомотивов
Каждый из востребованных (выше описанных) локомотивов позволяют выполнять пассажирские и грузовые перевозки, также и для выполнения маневренных работ они справляются в той или иной степени эффективно.
Учитывая преимущественные характеристики каждого вида локомотивов, в выборе экономического и менее требовательного в технической эксплуатации, преимущества перепадают на электровоз. Для рельсовой техники на электрической основе, нет надобности в частом обеспечении топливом и водой. Тем самым представляется возможным совершать длительные безостановочные рейсы. Разновидность электровозов имеет в составе вид: маломощные машины, работающие на аккумуляторе или с помощью тех же контактных сетей.
Газотурбовозы более ресурсоемки по сравнению с паро- и электровозами, но они также великолепно способствуют совершению безостановочных рейсов.
Тепловозы преимущественней за счет использования независимой дизельной установки, но в связи с экономическими перепадами в области нефтяных компаний, топливо не оправдывает себе стоимость использования тепловоза на длительные расстояния транспортировки пассажиров и/или грузов.
h5: Востребованные сферы применения локомотивов
Основные виды применяемых локомотивов, являются магистральные, которые используются практически в каждом городе в повседневной жизни. Благодаря электро- и тепловозам весьма качественно осуществляется транспортировка пассажиров в окрестностях города, между городами и странами.
Локомотивы широко применимы во многих странах для экспорта и импорта зарубежных товаров. Профессиональные машинисты, выполняющие управление тем или иным видом локомотива, проводят длительные безостановочные рейсы, соблюдая правила остановки на контрольных пунктах. Все транспортировки проводятся по заранее составленному графику под контролем диспетчеров.
prolokomotiv.ru
33. Классификация тягового подвижного состава. Знаки, наносимые на наружных боковых стенках локомотивов.
Автономные – подвижной состав (тепловозы, газотурбовозы, мотовозы, дизель – поезда, турбопоезда, автомотрисы, паровозы).
Неавтономные –подвижной состав с посторонним источником питания ( электровозы и электропоезда).
По роду локомотивы подразделяются на:грузовые, пассажирские, маневровые.
Весь подвижной состав имеет определенные наименования- серии.
ВЛ- электровозы отечественного производства.
ЧС2- электровозы построены по заказу для наших ЖД на зарубежных предприятиях
ТЭП60-тепловоз с электр. Передачей коломенского завода.
ТЭМ1- маневровые тепловозы
Первый знак номера-1-это означает принадлежность к тяговому и специальному виду подвижного состава
Второй знак указывает тип тепловоза по числу секций
5-односекционный
6-многосекционный
Третий знак- род службы тепловоза
0-пассажирский
1-грузовые
2-9- грузовые с электрической передачей.
Четвертый знак — указывает серию тепловоза
5,6,7-знаки — порядковый номер тепловоза в данной серии
8-контрольный знак.
34. Тепловозы. Основные части тепловозов.
Тепловозом – называется локомотив, на котором имеется собственная силовая установка в виде двигателя внутреннего сгорания (обычно дизеля).
Тепловоз — автономный локомотив, первичным двигателем которого является двигатель внутреннего сгорания, обычно дизель. Дизель тепловоза преобразует энергию жидкого топлива в механическую работу вращения коленчатого вала, от которого вращение через передачу получают колеса.
Все оборудования тепловоза можно разделить условно на механическое и электрическое.
Основные части тепловоза: первичный двигатель, система передачи, кузов, экипажная часть, вспомогательное оборудование.
35. Электрический подвижной состав. Общие сведения. Электропоезда, их назначение; особенности вагонов из которых состоит электропоезд.
К электрическому подвижному составу относятся электровозы и моторные вагоны. Электровоз – своего источника энергии не имеет, он получает эл.энергию через контактную сеть от стационарных источников, электростанций и преобразует её в механическую работу с помощью тяговых электродвигателей.
Весь подвижной состав имеет определённые наименования и серии.
Серия присваивается заводами изготовителями при этом используется буквенно-цифровая система обозначения. На ЖД России эксплуатируются в основном грузовые электропоезда серии ВЛ. отечественного производства и пассажирские серии ЧС. чехословацкого производства.
Электропоезда– используются в пассажирском движении, предназначены для перевозки пассажиров в пригородном и межобластном сообщении на электрифицированных линиях. Имеют сложное механическое или электрическое оборудование. К механическому оборудованию постоянного или переменного тока относятся: кузов; тележки с колёсными парами, буксами; зубчатые передачи; рессорные подвешивания; ударно – тяговые и тормозные устройства; тяго-подача. Особенности вагонов: имеют широко раздвижные входные двери, управляемые машинистом с помощью сжатого воздуха; при производстве посадки пассажиров с низких платформ имеют специальные подножки.
studfiles.net
2.1. Классификации — Теория тяги поездов и тяговые расчеты
Монография «ТЯГОВЫЕ РАСЧЕТЫ»
2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЛОКОМОТИВАХ
2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЛОКОМОТИВАХ
2.1. КЛАССИФИКАЦИИ
[ЖДТЭ] Локомотив (франц. locomotive, от лат. loco moveo — сдвигаю с места) — силовое тяговое средство, относящееся к подвижному составу и предназначенное для передвижения по рельсовым путям поездов или отдельных вагонов. Первоначально локомотивами называли только паровозы, в дальнейшем это название распространилось на другие виды железнодорожных тяговых средств. На следующем рисунке приведена классификация локомотивов в зависимости от вида первичного источника энергии.
Локомотив | Тепловой | Паровоз |
Паротурбовоз | ||
Тепловоз | ||
Мотовоз | ||
Автодрезина (автомотриса, мотриса, автовагон, рельсовый автобус, рельсобус) | ||
Мотодрезина | ||
Газотурбовоз (турбопоезд) | ||
Теплопаровоз | ||
Бестопочный паровоз | ||
Воздуховоз | ||
Турбовинтовой локомотив | ||
Турбореактивный локомотив | ||
Электрический | Контактный электровоз | |
Электропоезд | ||
Автономно-аккумуляторный электровоз | ||
Контактно-аккумуляторный электровоз | ||
Механический | Гировоз | |
Атомный | Атомовоз | |
Комбинированный | Дизель-электровоз |
Рис.2.1-1. Классификация локомотивов по первичному источнику энергии
Тепловые локомотивы — автономные средства, имеющие собственные силовые установки для выработки энергии. Силовая установка паровоза — паровой котел и паровая машина, паротурбовоза — паровой котел и паровая турбина, тепловоза (дизель-поезда, мотодрезины, автодрезины, мотовоза) — двигатель внутреннего сгорания (дизель), газотурбовоза (турбопоезда) — газовая турбина, турбовинтового локомотива — турбовинтовой двигатель, турбореактивного локомотива — турбореактивный двигатель. Изначально на мотодрезинах устанавливались мотоциклетные двигатели внутреннего сгорания, на автодрезинах — автомобильные. В настоящее время, под мотодрезиной понимается съемное с пути автономное моторное средство (до 300 кг), автодрезиной — несъемное средство для перевозки пассажиров, мотовозом — несъемное средство для производства маневровых работ на подъездных путях промы
www.sites.google.com
28.Локомотивы:классификации,общее устройство
Движение поездов на железнодорожном транспорте осуществляется с помощью тягового подвижного состава.К нему относятся локомотивы и моторвагонный подвижной состав; последний состоит из моторных и прицепных вагонов. На локомотивах и моторных вагонах электрическая энергия, полученная от первичного источника, превращается в механическую энергию движения поезда. Первоначально преобразование тепловой энергии, получаемой при сжигании топлива, в механическую производилось установкой с паровым котлом и паровой машиной. Локомотивы с такими установками получили название паровозов. В дальнейшем на смену паросиловым установкам пришли более совершенные тепловые двигатели: дизели и газовые турбины. Локомотивы с поршневыми двигателями внутреннего сгорания (дизелями)называются тепловозами, а с газотурбинными установками — газотурбовозами. Паровозы, тепловозы и газотурбовозы являются автономными локомотивами, т. е. механическая энергия для движения поезда вырабатывается в результате сгорания топлива на самом локомотиве. Развитие транспортной техники привело к созданию локомотивов и моторных вагонов неавтономнойтяги. В отличие от автономного тягового подвижного состава здесь первичная(электрическая) энергия поступает на локомотив или моторный вагон от внешних источников. На самом локомотиве или моторном вагоне осуществляется лишь преобразование электрической энергии в механическую энергию движения поезда.Неавтономный тяговый подвижной состав получает электропитание от энергетической системы через тяговые подстанции и контактную сеть,расположенную над железнодорожными путями. При электрической тяге мощность локомотивов не ограничена первичным двигателем, поэтому электровозы могут иметь большие мощности в сравнении с автономными локомотивами. Введение электрической тяги требует больших капиталовложений (устройство контактной сети, линий электропередачи, тяговых подстанций). Однако они быстро окупаются на железных дорогах с большой интенсивностью движения. Поэтому в нашей стране электрическая тяга нашла широкое применение на наиболее грузонапряженных и тяжелых по профилю линиях, а также в пригородном пассажирском движении. КЛАССИФИКАЦИЯ тягового подвижного СОСТАВА. По роду работы локомотивы подразделяют на грузовые, пассажирские и маневровые. Грузовые локомотивы должны развивать силу тяги позволяющую водить поезда большой массы.Пассажирские локомотивы предназначены для вождения более легких поездов, но с большими скоростями. Если число колесных пар у локомотива не превышает шести,локомотив обычно выполняют с одним кузовом. Такой локомотив называется односекционным.При большем числе колесных пар кузов локомотива оказывается слишком длинным и тяжелым, что сильно усложняет его конструкцию и затрудняет прохождение кривых. Поэтомутакие локомотивы обычно выполняют не с одним, а с двумя и даже тремя самостоятельными кузовами (секциями), соединенными между собой автосцепками или специальными шарнирными соединениями. Такие локомотивы называют двух- или трехсекционными. Построены опытные образцы четырех-секционных тепловозов. В некоторых случаях оборудование секционных локомотивов позволяет каждой его секции самостоятельно водить поезда.
studfiles.net
Классификация и обозначение серий локомотивов, дизель поездов
— это самоходное, рельсовое, транспортное средство, предназначенное для создания силы тяги и передвижения по рельсам вагонов, а также другой несамоходной техники.
К основным типам локомотивов относят:
Ø ПАРОВОЗЫ
Ø ТЕПЛОВОЗЫ
Ø ЭЛЕКТРОВОЗЫ
Ø ГАЗОТУРБОВОЗЫ
К ОТДЕЛЬНОЙ КАТЕГОРИИ МВПС ОТНОСЯТ ЭЛЕКТРОПОЕЗДА И ДИЗЕЛЬПОЕЗДА.
— это автономный тяговый подвижной состав, так как энергия, необходимая для приведения его в движение вырабатывается непосредственно на локомотиве, дизельным двигателем.
Локомотивы принято классифицировать:
по роду службы,
ширине колеи,
типу кузова,
числу секций и некоторым другим признакам.
ПО РОДУ СЛУЖБЫ локомотивы делятся на:
ГРУЗОВЫЕ
ПАССАЖИРСКИЕ
МАНЕВРОВЫЕ
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ
К универсальным относятся грузопассажирские и маневровые локомотивы.
ПРОМЫШЛЕННЫЕ
Локомотивы, работающие в грузовой и пассажирской службах, называются поездными или магистральными.
ПО ТИПУ КУЗОВА:
· С НЕСУЩЕЙ РАМОЙ И СЪЕМНЫМ КУЗОВОМ:
· С ЦЕЛЬНОНЕСУЩИМ КУЗОВОМ, КОГДА РАМА, БОКОВЫЕ СТЕНЫ И КРЫША РАБОТАЮТ КАК ОДНО ЦЕЛОЕ.
Съемный кузов может быть вагонного или капотного типа. Кузов вагонного типа (рис. 6.5) обеспечивает доступ локомотивной бригады к силовому оборудованию во время движения без выхода из кузова. Это улучшает условия работы бригады и аэродинамику поезда. Поэтому кузовами такого типа оборудуются в основном поездные локомотивы.
В кузове капотного типа (рис. 6.6.) боковые стенки и крыша закрывают лишь силовые агрегаты, что обеспечивает хороший обзор из кабины машиниста, но при этом ухудшается аэродинамика, особенно при высоких скоростях. Поэтому локомотивы с таким типом кузова используют в основном для маневровой службы.
ПО ЧИСЛУ СЕКЦИЙ локомотивы бывают односекционные, двухсекционные и многосекционные (рис. 6.7). Как тепловозы, так и электровозы любой мощности можно соединит по две или более единицы с управлением из одной секции. Такое их использование в поездной службе называют работой по системе многих единиц.
ПО ТИПУ ПЕРЕДАЧИ вращающего момента от тягового двигателя на ось колесной пары локомотивы бывают с электрической
Гидравлической, гидромеханической передачей,
ПО ТИПУ ЭКИПАЖНОЙ ЧАСТИ локомотивы делятся на тележечные и бестележечные. К бестележечным относятся паровозы и тепловозы малой мощности (ТГМ1,ТГМ23).
Все современные локомотивы — тележечного типа.
Для характеристики количества, расположения и назначения осей применяется осевая формула. В осевой формуле для локомотивов тележечного типа цифра указывает число осей в тележке. Знак «о», расположенный в индексе цифры, означает, что каждая ось ведущая, то есть имеет индивидуальный тяговый электродвигатель. Количество цифр означает число тележек. В осевой формуле тепловозов с гидропередачей возле цифры знак «о» не ставится. Знаки «-» или «+» указывают на отсутствие или наличие жесткой связи между тележками.
Например: 2о-2о (локомотив имеет две двухосные тележки, каждая ось — ведущая; З(Зо-Зо) — трехсекционный локомотив, в каждой секции две трехосные тележки, каждая ось ведущая; 2о+2о-2о+2о — локомотив имеет четыре двухосные тележки, каждая ось ведущая, каждая пара тележек имеет жесткую связь; 2(2-2) — локомотив с гидропередачей, двухсекционный, имеет двухосные тележки.
ЛОКОМОТИВЫ РАЗЛИЧАЮТ ТАКЖЕ ПО СЕРИЯМ. Серия локомотива — это обозначение локомотивов, построенных по одному проекту.
Серии паровозов: СО (Серго Орджоникидзе), ФД (Феликс Дзержинский), ИС (Иосиф Сталин), Л (Лебеденский), П36 (Победа), О (основной).
Серии тепловозов: Т — тепловоз; Э — электрическая передача; Г — гидравлическая передача; П — пассажирский; М — маневровый.
Цифры в серии после буквенного обозначения указывают номер серии тепловоза и завод-изготовитель (с № 1 по 49 — Харьковский завод, с № 50 по 99 — Коломенский завод, с № 100 и выше — Луганский завод). Цифра перед буквой обозначает количество секций в тепловозе. Например 2ТЭ116, ТЭП70, ТЭМ2, ТГМ11.
Похожие статьи:
poznayka.org