Технический регламент производства – |

Содержание

Технологический регламент | ИнфоГОСТ

Технологический регламент (ТР) – нормативный документ предприятия для внутреннего пользования, который учреждает методы производства, технические средства, технологические нормативы, условия и детальный порядок осуществления технологического процесса.

Данный документ позволяет получить готовую продукцию по качеству, отвечающую требованиям российских или международных стандартов. Также Технологический регламент вводит наиболее безопасные способы ведения работ, которые в то же время способствуют достижению оптимальных технико-экономических показателей производства.

В Технологическом регламенте прописываются все процессы производства с высокой степенью детализации:

  • какие операции и как выполнять в различных ситуациях;
  • как правильно вести режим;
  • какие температуры, давления и расходы выдерживать;
  • как правильно изменять основные технологические параметры и характеристики;
  • что и в какой последовательности открывать/закрывать.

Техническая документация и Технологический регламент

Существует ЕСТД – Единая система технологической документации, которая входит в состав ЕСТПП – Единой системы технологической подготовки производства.

В соответствии с положениями, определенными в данных системах, разработка технической документации предприятия предусмотрена самой организацией. К созданию техдокуменации могут быть привлечены сторонние организации или специалисты. В случаях, установленных законодательством, техническая документация проходит регистрацию в надзорных организациях.

Необходима техническая документация для подробного описания технологических процессов, характеристик производства, методов и способов изготовления продукции и ее контроля. Оформление техдокументации может потребоваться в следующих случаях:

  • При оформлении сертификатов соответствия;
  • при оформлении договоров;
  • при проведении надзорными органами инспекционных проверок.

Техническую документацию можно разделить на три большие группы. Это техдокументация:

  • На технологические процессы;
  • на продукцию;
  • на систему менеджмента качества.

Основным технологическим документом ЕСТД является маршрутная карта.

Описание технологических производственных процессов содержатся в Технологических регламентах. Кроме них еще существуют стандарты предприятия, технологические карты, технологические и рабочие инструкции на процессы, методики и другая техническая документация. Технологический регламент – это основной рабочий документ для инженерно-технического персонала и рабочих, участвующих в производственном процессе на данном предприятии.

Разработка Технологических регламентов

Положения по разработке Технологических регламентов, как правило, являются отраслевыми или ведомственными документами. Часто существуют и могут быть использованы при разработке типовые ТР. Так нефтеперерабатывающая промышленность имеет более чем 30-летний опыт разработки таких документов. Существуют отраслевые Методические рекомендации по разработке ТР, которые утверждены Приказом Минэнерго России № 393 от 30 сентября2003 г. и действуют внутри нефтегазовой отрасли.

Технологические регламенты могут быть трех видов:

  • постоянные, предназначенные для выпуска продукции по проработанному технологическому процессу;
  • временные – на новую осваиваемую продукцию, при использовании нового оборудования или если в технологию вносятся серьезные изменения;
  • разовые — на научно-исследовательские работы или на выпуск разовой партии.

Общеотраслевые документы, которые являются нормативными при разработке Технологических регламентов это: ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 и постановление Госгортехнадзора России № 77 18 декабря 1998 – Положение для разработки ТР «Безопасная эксплуатация производств».

Рекомендуется разрабатывать ТР на производство конкретного продукта (изделия, полуфабриката) или группы продукций, которые являются однотипными по технологическому процессу.

Технологический регламент содержит следующие разделы:

  • Общая характеристика производства;
  • описание характеристик материалов, сырья, реагентов, полупродуктов;
  • описание технологического процесса и технологической схемы производства;
  • нормы режимов технологии;
  • описание контроля технологического процесса;
  • описание пуска и остановки производства;
  • описание безопасной эксплуатации производства;
  • описание отходов, сточных вод, выбросов в атмосферу, с указанием методов их переработки, утилизации;
  • краткое описание технологического и насосно-компрессорного, регулирующего и предохраняющего оборудования;
  • список нормативной документации и обязательных инструкций;
  • графическая Технологическая схема производства.

Срок действия Технологического регламента определяется законодательно, но, как правило, составляет 5 лет. По истечении которых, если не произошло на производстве существенных изменений, то он продлевается еще на 5 лет. Если предприятие собирается запустить выпуск новой продукции или ввести в строй новое оборудование, то тогда ТР разрабатывается на 2 года.

Технологический регламент может перерабатываться досрочно в случаях, предусмотренных законодательством:

  • При введении новых законодательных актов по промышленной безопасности;
  • принципиальных изменениях в технологии производства продукции;
  • если произошли аварии по причине того, что безопасные условия эксплуатации отражены в действующем ТР недостаточно.

Обязательные Технологические регламенты

Кроме Технологических регламентов, регулирующих непосредственные процессы производства, существуют ТР «общего назначения».

1. Если технологический процесс осуществляется с применением взрывоопасных веществ, материалов или продуктов, то на предприятии обязательно наличие Технологического регламента пожарной безопасности. Утвержденный 01.05.2009 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» базируется на старом Технологическом регламенте пожарной безопасности с использованием новых понятий и терминов.

2. Когда начинается новое строительство любого типа, предприятие-застройщик должно иметь Технологический регламент на отходы и обращение с отходами. Этот документ уменьшает риск негативного воздействия производства на загрязнение окружающей среды, помогает увеличивать эффективность использования природных ресурсов.

В техническом регламенте указан перечень отходов и определена классификация по группам опасности, описаны способы вывоза мусора со строительных объектов, указаны места его временного хранения. Этот нормативный документ является унифицированным. Данный Технологический регламент обязателен для всех строительных предприятий, у которых в результате технологических процессов образуются строительные отходы. Он разрабатывается и согласовывается Комитетом природопользования и охраны окружающей среды, который имеется в каждом населенном пункте.

Когда завершаются строительные работы, регламентированный Сертификатом Госстроя, то Технологический регламент необходимо закрыть. Эта процедура осуществляется также в Комитете природопользования, куда предоставляются справки о сдаче-приемке объекта и о расчеты платы за негативное воздействие производства на окружающую среду.

3. Технологический регламент на работу очистных сооружений является документом, обязательным для предприятий, имеющих очистные сооружения. Без него невозможно выполнение работ по подключению к водопроводной сети или канализационным стокам. Данный Технологический регламент устанавливает правила очистки сточных вод. На основании паспортной документации на оборудование по очистке ТР оформляется застройщиком или заказчиком. Технологический надзор санкционирует контроль работы очистных сооружений для снижения рисков загрязнения водостоков.

Смотрите также: Технические инструкции

infogost.com

Технический регламент | Центр «ГОСТ Р»

Нормативно-правовой акт, устанавливающий требования к объектам технического регулирования: к продукции, зданиям, строениям, сооружениям, к процессам производства, транспортировки, хранения, эксплуатации и утилизации. Этот документ обязателен к применению. В системе сертификации он играет существенную роль. Обязательное подтверждение соответствия продукции в форме оформления Сертификата соответствия или принятия декларации о соответствии выполняется по государственным стандартам и техрегламентам. Именно последние должны в скором времени прийти на замену устаревшим стандартам и регулировать проблемы безопасности.

Федеральный Закон о техническом регулировании № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года внедрил понятие технический регламент. Здесь было введено разделение стандарта и техрегламента. Использование стандартов – дело добровольное, а тех регламент обязателен для исполнения. Данный документ формулирует минимальный набор требований по безопасности и принимается только с целями:

  • защиты жизни, здоровья, людей
  • защиты государственного и муниципального имущества,
  • защиты имущества граждан и юридических лиц
  • охраны окружающей среды и природы
  • предотвращения действий, вводящих в заблуждение потребителей.

По закону принятие техрегламента допускается следующими официальными документами:

  • договором, имеющим статус международного
  • соглашением между правительствами
  • Федеральным Законом
  • указом Президента РФ
  • постановлением Правительства РФ.

Разработка и принятие ТР

Разрабатывать техрегламент может любое лицо. Важно обеспечение прозрачности этапов разработки, привлечения максимума заинтересованных лиц, широты обсуждения и достижения согласованности большинства. Реализуются данные положения за счет опубликования материалов о начале и ходе разработки проекта документа в «Вестнике технического регулирования».

Принятие тех регламентов осуществляется в порядке, определенном для федеральных законов с публичным обсуждением текстов. Но ФЗ о «О техническом регулировании» предусматривает и особые исключительные ситуации для немедленного принятия регламентов. 12 октября 2005 г. был утвержден Правительством РФ первый специальный техрегламент «О требованиях к выбросам автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ».

В настоящее время в РФ утвержден 21 технический регламент, но не все из них еще вступили в силу. Процесс составления, согласования этих документов длительный. Но еще более долгим может быть срок вступления в силу (предусматривается время для приведения в соответствие объектов) утвержденного ТР (по закону не менее полугода). Например, тех регламент «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» утвержден постановлением Правительства 15 июля 2010 года, а вступит в силу лишь 26 июля 2013 года.

Состав требований документа является исчерпывающим. Если требование не внесено в соответствующий документ, то оно не является неукоснительным. Утвержденный документ является обязательным для исполнения на всей территории РФ.

Виды ТР

По способу установления требований могут быть предписывающие и основополагающие.

Основополагающие менее насыщены деталями, они более широко применяются в международной практике, т.к. являются гибкими и дают меньше ограничений для изготовителей. Позволяют значительно шире внедрять новые технологии и нестандартные технические решения при условии, что оценка соответствия безопасности эквивалентна требованиям регламента.

Предписывающие устанавливают конкретные характеристики для конкретной продукции.

По области распространения технические регламенты могут быть общими, специальными и макроотраслевыми.

Общие разрабатываются на множественные группы продукции, с целью формулировки требований по обеспечению безопасности одной или нескольких разновидностей (для пожарной, биологической экологической безопасности или др.).

Специальные регламенты ориентируются на отдельные группы продукции, если велик риск причинения вреда специфического характера.

Макроотраслевые разрабатываются для установления связи между общими и специальными ТР.

В связи с организацией Таможенного союза с 1 января 2012 года начали действовать технические регламенты трех стран. До этого времени функционировали регламенты национальные, принятые до 1 июля 2010 года. Новые ТР распространяются на продукцию, включенную в прилагающийся к ним перечень. Для остальных объектов остаются национальные регламенты безопасности.

gostus.com

Основа производства – Технологический регламент производства

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ ПРОИЗВОДСТВА

Состав технологического регламента. Общие понятия

Технологический регламент — основной технический документ, определяющий режим и порядок проведения операций техноло­гического процесса. Безусловное соблюдение всех требований технологического регламента обязательно и обеспечивает над­лежащее качество выпускаемой продукции, рациональное и эко­номичное ведение производственного процесса, сохранность обо­рудования и безопасность работы.

Все технологические регламенты составляются по правилам и формам, предусмотренным «Положением о технологических регламентах производства продукции».

Технологические регламенты утверждают руководители пред­приятия или вышестоящей организации. Руководитель пред­приятия обязан обеспечить точное соблюдение утвержденного технологического регламента с максимальным использованием современных средств технического контроля и автоматического регулирования процесса. Он несет полную ответственность за соответствие регламента требованиям, предъявляемым к продукции.

Лица, виновные в нарушении действующего технологического регламента, привлекаются к строгой дисциплинарной ответст­венности, если последствия этого нарушения не требуют приме­нения к ним иного наказания в соответствии с действующим законодательством.

Технологический регламент следует разрабатывать на технологический процесс производства определенных видов продуктов заданного качества. В зависимости от степени освоенности производств и цели осуществляемых работ предусматриваются следующие типы технологических регламентов:

— постоянные;



— временные;

-разовые;

— лабораторные (пусковые записки, производственные методики).

Постоянные технологические регламенты разрабатываются для освоенных производств, обеспечивающих требуемое качество выпускаемой продукции.

Временные технологические регламенты разрабатываются для:

— новых на данном предприятии производств;

— действующих производств, в технологию которых внесены принципиальные изменения;

— производств с новой для АСУР (автоматической системой управления) технологией;

Разовые технологические регламенты разрабатываются при выпуске товарной продукции на опытных и опытно-промышленных установках (цехах), а также на опытные и опытно-промышленные работы, проводимые на действующих производствах с соответствующими требованиями.

Лабораторные регламенты (пусковые записки, производственные методики) разрабатываются для лабораторных, стендовых и модельных установок, не выпускающих товарную продукцию и размещаемых в организациях и на предприятиях.

Все типы технологических регламентов должны проходить метрологическую экспертизу, которая выполняется метрологической службой предприятия (организации) разработчика регламента.

 

 

Постоянный, временный и разовый технологические регламенты должны состоять из следующих разделов:

1. общая характеристика производства и его технико-экономический уровень;

2. характеристика изготовляемой продукции;

3. характеристика исходного сырья, материалов и полупродуктов;

4. описание технологического процесса и схемы;

5. материальный баланс;

6. ежегодные нормы расхода основных видов сырья, материалов и энергоресурсов;

7. ежегодные нормы образования отходов;

8. нормы технологического режима;

9. контроль производства и управление технологическим процессом;

10. возможные неполадки, их причины и способы устранения;

11. охрана окружающей среды;

12. основные правила безопасности ведения процесса;

13. перечень обязательных инструкций;

14. технологическая схема производства;

15. спецификация основного технологического оборудования.

 

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА.

5.2.1 Титульный лист:

Постоянный, временный и разовый технологические регламенты утверждаются первым руководителем предприятия, выпускающего продукцию. Согласуется с отраслевым НИИ или проектно-конструкторской организацией.

Указывается срок действия технологического регламента:

— для постоянного регламента срок не более 10 лет, с обязательным подтверждением через каждые 5 лет;

— для временных регламентов сроки устанавливаются в соответствии с действующими нормами освоения производств и с учетом времени, необходимого для составления постоянного регламента. При сроке освоения менее года допускается устанавливать срок действия временного регламента до одного года. При отсутствии норм освоения срок действия регламента определяется лицам , его утверждающим, но не более 5 лет. К окончанию временного регламента должен быть оформлен постоянный регламент.

— для разовых регламентов срок действия устанавливается в соответствии со сроками проведения опытных работ или сроками выпуска определенного вида продукции. Если наработка продукции ведется несколько лет, срок действия разового регламента не должен превышать 5 лет.

— срок действия лабораторного регламента устанавливается лицом утверждающим регламент.

Срок действия технологического регламента начинается со дня его утверждения.

 

5.2.2 Общая характеристика производства и его технико-экономический уровень.

В этом разделе должны быть отражены следующие вопросы:

— полное наименование производства;

— год ввода в эксплуатацию:

— мощность производства:

— количество технологических линий:

— метод производства:

— организация, выполняющая технорабочий проект или рабочие чертежи:

— генеральный проектировщик;

— категория производства по технико-экономическому уровню;

Характеристика производимой продукции.

В разделе приводятся:

— техническое наименование продукта в соответствии с нормативно-технической документацией;

— наименование государственного или отраслевого стандарта, ТУ, СО по которым выпускается продукция с перечислением технических требований;

— основные, отражающие специфику производства, характеристики производства и качество выпускаемой продукции, физико-химические свойства и константы, например: внешний вид, плотность, растворимость, электропроводность, критические точки пожаро-взрывоопасности и другие показатели.

— область применения;

— правовая защита, с указанием номера авторского свидетельства, патента, заявки с датой положительного решения.

Характеристика исходного сырья материалов и полупродуктов.

Данные раздела следует приводить в виде таблицы. В таблицу включаются все виды сырья, материалов и полупродукты используемые в технологическом процессе производства. Показатели, включенные в таблицу, приводятся с допустимыми отклонениями, и подлежат обязательной проверке перед использованием ив производстве.

 

Таблица 1.

Наименование сырья, материалов, полупродуктов ГОСТ, ТУ или СО Показатели обязательные для проверки Регламентируемые показатели, нормы отклонения.

 


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Технологический регламент на производство продукции, раздел тр

ТЕМА: Основа производства – Технологический регламент производства

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ ПРОИЗВОДСТВА

Состав технологического регламента. Общие понятия

Технологический регламент — основной технический документ, определяющий режим и порядок проведения операций техноло­гического процесса. Безусловное соблюдение всех требований технологического регламента обязательно и обеспечивает над­лежащее качество выпускаемой продукции, рациональное и эко­номичное ведение производственного процесса, сохранность обо­рудования и безопасность работы.

Все технологические регламенты составляются по правилам и формам, предусмотренным «Положением о технологических регламентах производства продукции».

Технологические регламенты утверждают руководители пред­приятия или вышестоящей организации. Руководитель пред­приятия обязан обеспечить точное соблюдение утвержденного технологического регламента с максимальным использованием современных средств технического контроля и автоматического регулирования процесса. Он несет полную ответственность за соответствие регламента требованиям, предъявляемым к продукции.

Лица, виновные в нарушении действующего технологического регламента, привлекаются к строгой дисциплинарной ответст­венности, если последствия этого нарушения не требуют приме­нения к ним иного наказания в соответствии с действующим законодательством.

Технологический регламент следует разрабатывать на технологический процесс производства определенных видов продуктов заданного качества.

20. Технологический регламент. Назначение, структура и содержание документа.

В зависимости от степени освоенности производств и цели осуществляемых работ предусматриваются следующие типы технологических регламентов:

— постоянные;

— временные;

-разовые;

— лабораторные (пусковые записки, производственные методики).

Постоянные технологические регламенты разрабатываются для освоенных производств, обеспечивающих требуемое качество выпускаемой продукции.

Временные технологические регламенты разрабатываются для:

— новых на данном предприятии производств;

— действующих производств, в технологию которых внесены принципиальные изменения;

— производств с новой для АСУР (автоматической системой управления) технологией;

Разовые технологические регламенты разрабатываются при выпуске товарной продукции на опытных и опытно-промышленных установках (цехах), а также на опытные и опытно-промышленные работы, проводимые на действующих производствах с соответствующими требованиями.

Лабораторные регламенты (пусковые записки, производственные методики) разрабатываются для лабораторных, стендовых и модельных установок, не выпускающих товарную продукцию и размещаемых в организациях и на предприятиях.

Все типы технологических регламентов должны проходить метрологическую экспертизу, которая выполняется метрологической службой предприятия (организации) разработчика регламента.

Постоянный, временный и разовый технологические регламенты должны состоять из следующих разделов:

1. общая характеристика производства и его технико-экономический уровень;

2. характеристика изготовляемой продукции;

3. характеристика исходного сырья, материалов и полупродуктов;

4. описание технологического процесса и схемы;

5. материальный баланс;

6. ежегодные нормы расхода основных видов сырья, материалов и энергоресурсов;

7. ежегодные нормы образования отходов;

8. нормы технологического режима;

9. контроль производства и управление технологическим процессом;

10. возможные неполадки, их причины и способы устранения;

11. охрана окружающей среды;

12. основные правила безопасности ведения процесса;

13. перечень обязательных инструкций;

14. технологическая схема производства;

15. спецификация основного технологического оборудования.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА.

5.2.1 Титульный лист:

Постоянный, временный и разовый технологические регламенты утверждаются первым руководителем предприятия, выпускающего продукцию. Согласуется с отраслевым НИИ или проектно-конструкторской организацией.

Указывается срок действия технологического регламента:

— для постоянного регламента срок не более 10 лет, с обязательным подтверждением через каждые 5 лет;

— для временных регламентов сроки устанавливаются в соответствии с действующими нормами освоения производств и с учетом времени, необходимого для составления постоянного регламента. При сроке освоения менее года допускается устанавливать срок действия временного регламента до одного года. При отсутствии норм освоения срок действия регламента определяется лицам , его утверждающим, но не более 5 лет. К окончанию временного регламента должен быть оформлен постоянный регламент.

— для разовых регламентов срок действия устанавливается в соответствии со сроками проведения опытных работ или сроками выпуска определенного вида продукции. Если наработка продукции ведется несколько лет, срок действия разового регламента не должен превышать 5 лет.

— срок действия лабораторного регламента устанавливается лицом утверждающим регламент.

Срок действия технологического регламента начинается со дня его утверждения.

5.2.2 Общая характеристика производства и его технико-экономический уровень.

В этом разделе должны быть отражены следующие вопросы:

— полное наименование производства;

— год ввода в эксплуатацию:

— мощность производства:

— количество технологических линий:

— метод производства:

— организация, выполняющая технорабочий проект или рабочие чертежи:

— генеральный проектировщик;

— категория производства по технико-экономическому уровню;

Характеристика производимой продукции.

В разделе приводятся:

— техническое наименование продукта в соответствии с нормативно-технической документацией;

— наименование государственного или отраслевого стандарта, ТУ, СО по которым выпускается продукция с перечислением технических требований;

— основные, отражающие специфику производства, характеристики производства и качество выпускаемой продукции, физико-химические свойства и константы, например: внешний вид, плотность, растворимость, электропроводность, критические точки пожаро-взрывоопасности и другие показатели.

— область применения;

— правовая защита, с указанием номера авторского свидетельства, патента, заявки с датой положительного решения.

Характеристика исходного сырья материалов и полупродуктов.

Данные раздела следует приводить в виде таблицы. В таблицу включаются все виды сырья, материалов и полупродукты используемые в технологическом процессе производства. Показатели, включенные в таблицу, приводятся с допустимыми отклонениями, и подлежат обязательной проверке перед использованием ив производстве.

Таблица 1.

Наименование сырья, материалов, полупродуктов ГОСТ, ТУ или СО Показатели обязательные для проверки Регламентируемые показатели, нормы отклонения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

ТЕМА: Основа производства – Технологический регламент производства

• АВТ — Автоматизация
• АПВ — Автоматизация противопожарного водопровода
• АПТ — Автоматизация системы дымоудаления или автоматизация пожаротушения
• АР — Архитектурные решения
• АС — Архитектурно-строительные решения
• АСКУЭ — Автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии
• АСТУЭ — Автоматизированная система технического учета электроэнергии
• АТП — Автоматизация теплового пункта, автоматизиция технологических процессов
• Благ — Благоустройство и озеленение
• ВК — Внутренние водопровод и канализация
• Водост — Водостоки
• ВПТ — Водопропускные трубы
• ВР — Ведомости работ
• ВТ — Вертикальный транспорт
• ГДЗ — Технический отчет по инженерно-геодезическим изысканиям
• ГЛД — Технический отчет по инженерно-геологическим изысканиям
• ГМИ — Технический отчет по инженерно-гидрометеорологическим испытаниям
• ГОЧС — Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
• ГП — Генеральный план
• ГСН — Газопроводные сети наружные
• До — Дорожная одежда
• Зп — Земляное полотно
• ИЗИ — Технический отчет по инженерно-экологическим испытаниям
• ИЛО — Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта
• ИО — Информационное обеспечение
• КЖ — Конструкции железобетонные
• КМ — Конструкции металлические
• КР — Конструктивные решения
• КТСО — Комплекс технических средств охраны
• МПБ — Проект организации работ по сносу (демонтажу) линейного объекта
• МО — Материалы обследования
• НВД — Наружные водостоки и дренажи
• НВК — Наружный водопровод и канализация
• НСС — Наружные сети связи
• ОВ — Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха
• Од — Обустройство дорог
• ОК — Основные конструкции
• ОМ — Обосновывающие материалы
• ООС — Охрана окружающей среды
• ОПЗ — Общая пояснительная записка
• ОР — Организация рельефа
• ОС — Охранно-пожарная сигнализация
• ПБ — Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности
• ПЗ — Пояснительная записка
• ПОД — Проект организации работ по сносу (демонтажу) линейного объекта
• ПО — Программное обеспечение
• ПОС — Проект организации строительства
• ПНО — Проект наружного освещения
• ППО — Проект полосы отвода
• ПТА — Мероприятия по противодействию террористическим актам
• Р — Рекультивация земель
• РТ — Радиовещание и телевидение
• С — Сборник спецификаций оборудования, изделий и материалов
• СВ — Сводная ведомость чертежей
• СД — Сметная документация
• СДКУ — Система диспетчерского контроля и управления
• СКС — Структурированные кабельные сети, т.е. слаботочные сети связи и сигнализации
• СМ — Смета на строительство объектов капитального строительства
• СМИС — Структурированная система мониторинга и управления инженерными сетями
• СП — Состав проекта
• СС — Системы связи
• ССР — Сводный сметный расчет
• ТКР — Технологические и конструктивные решения линейного объекта
• ТС — Теплоснабжение
• ТХ — Технология производства
• ХС — Холодоснабжение
• ЭО — Электрооборудование
• ЭС — Электроснабжение

Положение о технологических регламентах производства продукции на предприятиях х  Page 1 of 19 положение 

НазваниеПоложение о технологических регламентах производства продукции на предприятиях х  Page 1 of 19 положение 
страница1/11
Дата конвертации14.01.2013
Размер163.28 Kb.
ТипРегламент

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Положение о технологических регламентах производства продукции на предприятиях х… Page 1 of 19
ПОЛОЖЕНИЕ 
О ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТАХ  
ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ
НА ПРЕДПРИЯТИЯХ  
ХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Утверждено:
Заместителем Министра Экономики Российской Федерации Н.Г.Шамраевым 6 мая 2000 г.
Согласовано:
Государственный Комитет Российской Федерации по охране окружающей среды (№ 02-19/18-214 от
26 ноября 1999 г.) 
Федеральный горный и промышленный надзор России (№ 02-35/234 от 28 апреля 2000 г.) 
ПОЛОЖЕНИЕ О ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТАХ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ 
НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА*)
Срок введения в действие со дня утверждения.

*) Далее именуется Положение.
Вводная часть 
Настоящее  Положение  распространяется  на  технологические  регламенты  производства
продукции,  выпускаемой  на  предприятиях  химического  комплекса,  независимо  от  формы
собственности.
Положение не распространяется на: 
•  производства,  на  которых  действуют  технологические  карты,  определяющие  технологический
процесс; 
•  выпуск  химикатов  и  заказных  реактивов,  производимых  на  лабораторных  установках  по
лабораторным методикам или литературным прописям.
Положение  устанавливает  состав,  порядок  разработки,  оформления  и  утверждения
технологических  регламентов  производства  продукции  химического  комплекса  на  предприятиях
независимо от их организационно-правовой формы собственности.
При  разработке  технологических  регламентов  следует  руководствоваться  Федеральным  законом
от 21 июля 1997 года  № 116-ФЗ  «О  промышленной  безопасности  опасных  производственных
объектов»  руководящими  документами  Федерального  горного  и  промышленного  надзора  России
(Госгортехнадзора  России),  Государственного  Комитета  Российской  Федерации  по  охране
окружающей  среды  и  Министерства  здравоохранения  Российской  Федерации  (Департамент
государственного санитарно-эпидемиологического надзора).
1. Общие положения 
1.1. Технологический  регламент  является  основным  техническим  документом,  определяющим
оптимальный  технологический  режим,  порядок  проведения  операций  технологического  процесса,
обеспечивающий  выпуск  продукции  требуемого  качества,  безопасные  условия  эксплуатации
производства, а также выполнения требований по охране окружающей среды.
1.2  Технологический  регламент  следует  разрабатывать  для  технологического  процесса
производства определенных видов продуктов (или полупродуктов) заданного качества.
Примечание.  Полупродуктом  следует  считать  вещество,  полученное  на  одной  или  нескольких  технологических
Положение о технологических регламентах производства продукции на предприятиях х… Page 2 of 19
стадиях производства и являющееся сырьем для следующих технологических стадий.
1.3. В  зависимости  от  степени  освоенности  производств  и  целей  осуществляемых  работ
предусматриваются следующие типы технологических регламентов: 
• постоянные; 
• временные, пусковые; 
• разовые; 
• лабораторные (пусковые записки, производственные методики).
1.3.1. Постоянные  технологические  регламенты  разрабатываются  для  освоенных  производств,
обеспечивающих требуемое качество выпускаемой продукции.
1.3.2. Временные технологические регламенты разрабатываются для: 
• новых на данном предприятии производств; 
• действующих производств, в технологию которых внесены принципиальные изменения; 
• производств с новой технологией.
1.3.3. Разовые технологические регламенты разрабатываются при выпуске товарной продукции на
опытных  и  опытно-промышленных  установках  (цехах),  а  также  для  опытных  и  опытно-
промышленных работ, проводимых на действующих производствах в соответствии с требованием п.
1.10 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и
нефтеперерабатывающих производств (ПБ 09-170-97).
1.3.4.
Лабораторные 
регламенты 
(пусковые 
записки, 
производственные 
методики)
разрабатываются для лабораторных, стендовых и модельных установок, не выпускающих товарную
продукцию.

Допускается  наработка  товарной  продукции  объемом  до 1000 кг/год  по  лабораторным
регламентам (пусковым запискам, производственным методикам).
Систематизация установок по видам и типам приведена в справочном приложении № 1.
Примечания к п. 1.3.4.
1. Настоящее Положение устанавливает общие требования, предъявляемые к лабораторным регламентам (пусковым
запискам, производственным методикам).
2. В развитие настоящего Положения промышленные предприятия могут разрабатывать положения о лабораторных
регламентах (пусковых записках, производственных методиках), учитывающие специфику предприятия.
1.4. Соблюдение  всех  требований  технологического  регламента  является  обязательным,  так  как
гарантирует  качество  выпускаемой  продукции,  рациональное  и  экономичное  ведение
технологического  процесса,  сохранность  оборудования,  исключение  возможности  возникновения
аварий и загрязнений окружающей среды, безопасность ведения производственного процесса.
1.5. Лица,  виновные  в  нарушении  действующего  технологического  регламента,  привлекаются  к
дисциплинарной  и  материальной  ответственности,  если  последствия  этого  нарушения  не  влекут
применения  к  этим  лицам  иного  наказания  в  соответствии  с  нормами  действующего
законодательства.
1.6. Метрологической  службе  предприятия  следует  проводить  метрологическую  проверку  всех
типов  технологических  регламентов  с  учетом  Федерального  закона  РФ  «Об  обеспечении  единства
измерений» от 27 апреля 1993 г. №4871-I.
2. Состав технологических регламентов 
2.1. Постоянные,  временные  и  разовые  технологические  регламенты  должны  состоять  из
следующих разделов: 
• общая характеристика производств; 
• характеристика производимой продукции; 
• характеристика исходного сырья, материалов, полупродуктов и энергоресурсов; 
• описание технологического процесса и схемы; 
• материальный баланс; 
• нормы расхода основных видов сырья, материалов и энергоресурсов; 
• нормы образования отходов производства; 
• контроль производства и управление технологическим процессом; 
• возможные неполадки в работе и способы их ликвидации; 
• охрана окружающей среды; 
• безопасная эксплуатация производства; 
• перечень обязательных инструкций; 
• чертеж технологической схемы производства; 
•  спецификация  основного  технологического  оборудования  и  технические  устройства,  включая

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Разместите кнопку на своём сайте:

TopReferat
ТопРеферат

Порядок оформления и хранения технологического регламента

5.1. В действующий ТР могут вноситься изменения и дополнения, связанные с изменением качества сырья, необходимостью изменения нагрузок, режимов, замены оборудования.

При коренных изменениях производства, расширении, реконструкции разрабатывается новый ТР.

5.2. Незначительные изменения и дополнения подлежат согласованию с теми техническими службами организации, которые имеют непосредственное отношение к ним и утверждаются главным инженером (техническим директором) организации.

5.3. Изменения оформляются по следующей форме и хранятся совместно с регламентом.

NN N раздела, страницы Старая Новая Обоснование

п/п редакция редакция изменения и

дополнения

1 2 3 4 5

5.4. Лист регистрации изменений оформляется по следующей форме и вшивается в регламент для последующих записей внесенных изменений и дополнений

Изм. Номера листов (страниц) Всего N Входящий N ПодписьДата

листов документасопроводительного

измененных замененных новых аннулированных (стр.) в документа

документе

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Содержание технологического регламента

6.1. ТР должен состоять из следующих разделов:

6.1.1. Общая характеристика производственного объекта.

6.1.2. Характеристика исходного сырья, материалов, реагентов, изготовляемой продукции.

6.1.3. Описание технологического процесса и технологической схемы производственного объекта.

6.1.4. Нормы технологического режима.

6.1.5. Контроль технологического процесса.

Основные положения пуска и остановки производственного объекта при нормальных условиях.

6.1.7. Безопасная эксплуатация производства.

6.1.8. Отходы при производстве продукции, сточные воды, выбросы в атмосферу, методы их утилизации, переработки.

6.1.9. Краткая характеристика технологического оборудования, регулирующих и предохранительных клапанов.

6.1.10. Перечень обязательных инструкций и нормативно-технической документации.

6.1.11. Технологическая схема производства продукции (графическая часть).

Содержание разделов технологического регламента

7.1. Общая характеристика производственного объекта.

7.1.1. Общая характеристика производственного объекта включает:

— полное наименование производственного объекта, его назначение, год ввода в действие;

— наименование научно-исследовательской и проектной организации, разработавших технологический процесс и выполнявших проект;

— количество технологических линий (потоков) и их назначение.

7.2. Характеристика исходного сырья, материалов, реагентов, изготовляемой продукции.

7.2.1. Техническое наименование продуктов, качество в соответствии с нормативно-технической документацией.

Область применения. Данные приводятся по форме таблицы 1.

Таблица 1

Date: 2015-09-02; view: 120; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Производственный регламент

Cтраница 1

Производственный регламент является законом для конкретного производства на данном предприятии. В нем изложена технология одного вещества, базирующаяся на определенном сырье, оборудовании с подробным описанием приемов получения целевого продукта, отвечающего требованиям утвержденного стандарта.  

По производственному регламенту на каждые 500 кг технического бензола, загружаемого в аппараты для нитрования, расходуется 2020 кг нитрующей смеси, содержащей 59 6 % серной кислоты, 20 % азотной кислоты и 20 4 % воды.  

По производственному регламенту на каждые 500 кг технического бензола, загруженного в аппарат для нитрования, расходуется 2020 кг нитрующей смеси, которая содержит 59 6 % серной кислоты, 20 % азотной кислоты и 20 4 % воды.  

Предусмотренный производственными регламентами периодический слив жидкого кислорода с дна обычного конденсатора ректификационного аппарата также является одним из способов уменьшения количества накапливающегося в аппаратуре ацетилена. Применяемая для этой цели аппаратура дорога вследствие необходимости ведения процесса при высокам давлении. Применяется также адсорбция на оилнка-геле или алюмогеле в низкотемпературной части установки.  

Согласно данным производственного регламента, выход нитробензола равен 98 % от теоретического.  

Однако требуемая производственными регламентами концентрация сульфирующего агента часто не совпадает с концентрацией товарной серной кислоты. Отсюда и возникает необходимость приготовления серной кислоты заданной концентрации из ее товарных сортов путем смешения последних.  

По существующим положениям производственный регламент составляется по особой форме техническими руководителями предприятий на основе тщательно отработанных и проверенных в лабораторных условиях ( или на опытной установке) экспериментальных данных.  

ЦЗЛ рассматривает все производственные регламенты или технологические инструкции. На этих документах обязательна виза или подпись начальника центральной лаборатории. Рассмотрение регламента в лаборатории практически проводится по всем его разделам, включая технологию, аппаратуру и контроль производства. В ЦЗЛ каждый регламент рассматривается с учетом специальных знаний и опыта экспериментальной работы, которыми располагают сотрудники лаборатории по данному производству с использованием литературы и материалов научно-технического архива.  

Обычно материальные балансы составляют на основании данных производственного регламента или полузаводского рецепта. Весь расчет, связанный с составлением материального баланса, сводится к весьма несложным математическим манипуляциям, показанным на следующем примере.  

Все химические процессы протекают при строго определенных заданных производственным регламентом температурных условиях и требуют подвода или отвода тепла.

Пуск и остановка установки должны Производиться в точном соответствии с производственным регламентом.  

Все промышленные химические процессы должны проводиться при строго определенных, заданных производственным регламентом, температурных условиях и в большинстве случаев требуют подвода или отвода тепла.  

Все общетехнические мероприятия по предотвращению отравлений эффективны лишь при условии точного соблюдения работающими производственного регламента и производственных инструкций. Отклонения от регламента могут быть причиной отравления, вследствие возникновения или резкого увеличения выделения вредных и ядовитых продуктов.  

Обычно материальные балансы составляют применительно к суточной мощности производства, основываясь на данных производственного регламента или полузаводского рецепта. Весь расчет, связанный с составлением материального баланса.

По опытной работе, законченной с положительным результатом, составляются отчет и технологический регламент или изменение к действующему производственному регламенту, которые утверждаются для использования. Наиболее важные опытные работы по их завершении обсуждаются на техническом совете завода. Некоторые отчеты и регламенты, предназначенные для использования при новом промышленном строительстве, направляются в проектную организацию.  

Страницы:      1    2    3

kvartal-sobitii.ru

Технологический регламент химико-технологического производства — ИКЦ ЭкспертПРО

Технологический регламент химико-технологического производства (ТР) – это нормативно-технический документ, который определяет технологический режим, порядок проведения операций технологического процесса.

Цель разработки ТР – обеспечить выпуск продукции требуемого качества, а также безопасные условия эксплуатации производства.

Технологический регламент химико-технологического производства разрабатывается на основании Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Требования к технологическим регламентам химико-технологических производств», утвержденных приказом Ростехнадзора от 31.12.2014 г. № 631.

Обратите внимание, Технологические регламенты, разработанные до 30 ноября 2015 г. подлежат обязательному пересмотру (разработанные до вступления в силу ФНП «Требования к технологическим регламентам химико-технологических производств»).

На какие объекты необходимо разрабатывать технологический регламент химического производства?

Согласно Приказу Ростехнадзора от 31.12.2014 г. № 631, для ОПО, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются (утилизируются, переводятся в иную форму) опасные вещества, в том числе токсичные, высокотоксичные и представляющие опасность для окружающей среды, а также способные образовывать паро-, газо- и пылевоздушные взрывопожароопасные смеси, должен разрабатываться Технологический регламент химико-технологических производства.

Требование к разработке технологического регламента не распространяется:

      • Производства, на которых действуют технологические карты, определяющие технологический процесс;
      • Выпуск химикатов и заказных реактивов, производимых на лабораторных установках по лабораторным методикам.

 

Кто должен разрабатывать технологический регламент?

Все виды технологических регламентов (постоянные, временные, разовые, лабораторные) разрабатываются организацией, эксплуатирующей химико-технологическое производство, кроме разовых (опытных) регламентов для опытных установок, а также опытных работ, проводимых на действующих производствах, которые должны разрабатываться организацией — разработчиком процесса и согласовываться с организацией, эксплуатирующей химико-технологическое производство.

Ответственность за полноту и качество разработки разделов технологического регламента производства продукции и контроль за обеспечением его исполнения возлагается на технологическую службу предприятия. При отсутствии технологической службы, ответственность возлагается на руководителя организации.

Утверждение технологического регламента

Утверждение, переиздание, отмена и продление действия Технологического регламента оформляется приказом руководителя эксплуатирующей химико-технологическое производство.
Кроме того, руководитель организации, эксплуатирующей химико-технологическое производство, утверждает все виды технологических регламентов. Указанные обязанности перекладывать на другие организации ФНП № 631 не допускает.

Виды технологических регламентов:

Согласно п. 6 ФНП «Требования к технологическим регламентам химико-технологических производств», ТР подразделяются на четыре вида:

1. Постоянный технический регламент –разрабатываются для действующих химико-технологических производств, которые уже впускают плановое количество готовой продукции. Срок действия не более 10 лет.
Утверждение, переиздание, отмена и продление действия технологического регламента оформляется приказом руководителя организации.

2. Временный (пусковой) технический регламент – разрабатывается для новых производств в рамках предприятия, для действующих химико-технологических производств, при внесении существенных изменений в действующий ТР, для производств с новой технологией. Срок действия до одного года.

3. Разовый (опытный) технический регламент – разрабатываются при выпуске готовой продукции на опытных и опытно-промышленных установках (цехах), а также для опытных и опытно-промышленных работ, проводимых на действующих производствах. Сроки действия – до пяти лет.

4. Лабораторный (пусковые записки, производственные методики) технический регламент – разрабатываются для лабораторных, стендовых и модельных установок, не выпускающих готовые товары и продукты. Допускается наработка готовой продукции объемом не более 1 тонны в год по лабораторным ТР. Срок действия устанавливается лицом, утверждающим технологический регламент.

Состав технологического регламента химико-технологического производства (постоянный, временный, разовый):

  1. Общая характеристика производства
  2. Характеристика производимой продукции
  3. Характеристика сырья, материалов, полупродуктов и энергоресурсов
  4. Описание химико-технологического процесса и схемы
  5. Материальный баланс
  6. Нормы расхода основных видов сырья, материалов и энергоресурсов
  7. Контроль производства и управление технологическим процессом
  8. Возможные инциденты в работе и способы их ликвидации
  9. Безопасная эксплуатация производства
  10. Перечень обязательных инструкций
  11. Технологические схемы производства
  12. Спецификация основного технологического оборудования (технических устройств), включая оборудование природоохранного назначения.

Лабораторный технический регламент содержит следующие разделы:

  1. Назначение установки.
  2. Краткая характеристика сырья, полупродуктов, готового продукта, отходов, сточных вод и выбросов вредных веществ с указанием их токсических, пожаро- и взрывоопасных свойств.
  3. Описание технологической схемы и расположения аппаратуры.
  4. Описание схемы контрольно-измерительных приборов и автоматики, блокировок и предохранительных устройств.
  5. Описание схемы электроснабжения.
  6. Требования к безопасной эксплуатации. 
  7. Требования к обеспечению экологической безопасности. 
  8. Чертежи технологической схемы.

Внесение изменений в технологический регламент химико-технологических производств

В процессе ведения производственной деятельности, у предприятий может возникнуть необходимость в изменении (пересмотрении) действующего ТР, что допускается и регламентируется статьей XVIII ФНП №631. 

Произошедшие изменения не должны отрицательно влиять на работоспособность и безопасность всей технологической системы в целом.

Разработка, согласование и утверждение изменений и дополнений в технологические регламенты выполняются в порядке, установленном для разработки, согласования и внесения изменений и дополнений технологических регламентов, в соответствии с правилами, изложенными в приложениях N 6 и N 7 к Федеральным нормам и правилам, утв. Приказом №631.

Согласно п. 81 ФНП «Требования к технологическим регламентам химико-технологических производств» запрещается выпуск продукции и проведение опытных работ по неутвержденным технологическим регламентам или технологическим регламентам, срок действия которых истек.

www.expertpro96.ru

закон, требования. Технический регламент пожарной безопасности :: BusinessMan.ru

По ФЗ «О техническом регламенте» установлены обязательные для исполнения и применения нормативы к определенной категории объектов. В их числе сооружения и здания, продукция, производственные и эксплуатационные процессы, операции по утилизации, реализации, перевозке, хранению. Рассмотрим далее, каковы требования технических регламентов.

Историческая справка

Технический регламент должен был заменить прежнюю систему стандартизации. Дело в том, что действовавшие ГОСТы перестали соответствовать современным нормам. Это привело к тому, что процедура обязательной сертификации превратилась в формальный процесс. У уполномоченных органов всегда были возможности выявить какие-либо «несоответствия». В результате изделия сертифицировались обычно за взятку. Термин «технический регламент» впервые введен в России изменением в ГОСТ Р1.0-92. Это произошло в 1996-м году. Технический регламент о безопасности представляет собой документ, которым устанавливаются характеристики продукции или услуг, связанных с ними методов и процессов производства. Нормативный акт может включать в себя стандарты по символам, упаковыванию, терминологии, этикетированию или маркированию. В 2003-м году в действие вступил Закон о техрегулировании. Им предусматривалась замена десятков тысяч СанПиНов и ГОСТов новыми документами.

Нормативная база

Предполагалось, что технические регламенты будут вводиться ФЗ прямого действия. Это должно было лишить ведомства возможности формировать дополнительные административные преграды. В некоторых законах устанавливаются стандарты к процессам и продукции. В частности, Федеральным нормативным актом №69 определен пожарный технический регламент. Нормы устанавливаются и прочими документами, подзаконными в том числе. В частности, технический регламент может утверждаться правительственным постановлением, президентским указом. Это необходимо для ускорения процесса принятия необходимых стандартов и норм.

Назначение

Технический регламент – это документ, который принимается по особому порядку и излагается соответствующим образом. Такие акты принимаются строго с определенной целью. Например, технический регламент пожарной безопасности направлен на защиту здоровья и жизни людей, имущества, принадлежащего гражданам или организациям, государству либо муниципальному управлению. Документы также призваны обеспечивать охрану окружающей среды, сохранение фауны и флоры. Ряд технических регламентов направлен на предупреждение действий, которые могут ввести в заблуждение потребителей. Такие документы, в частности, касаются качества выпускаемых изделий, оказываемых услуг или выполняемых работ. Принятие регламентов в иных целях законодательство не допускает.

Специфика

Технические регламенты устанавливают минимально необходимые требования, посредством которых исключается негативное воздействие процессов и продуктов. В законе о техрегулировании установлен ряд категорий. В частности, в ст. 7, п. 1 приведен список видов безопасности (термическая, промышленная, биологическая, пожарная и прочие). Здесь следует обратить внимание на один нюанс. Ст. 7 не включает в себя вопросы по информационной и экологической безопасности. Может ли это значить, что указанный Закон распространяется и на иные, не прописанные в нем, категории? Обобщая нормативный акт, можно сделать вывод, что указанный в ст. 7 перечень не следует считать исчерпывающим. Это обусловлено тем, что в ст. 8, п. 4 есть указания на экологическую безопасность, не содержащейся в упомянутом списке. Следует также отметить, что документами устанавливаются минимально необходимые стандарты и нормы. Это говорит о том, что в договорах можно предусмотреть и более высокие требования. Еще один важный момент касается эксплуатационных характеристик продукции. Они должны устанавливаться регламентами в обязательном порядке. Что же касается стандартов к исполнению и конструкции, то они утверждаются при необходимости. Например, это могут быть случаи, когда из-за отсутствия соответствующих требований с учетом риска вероятного вреда не будет обеспечиваться реализация целей принятия технических регламентов, установленных в ст. 6, п. 1 соответствующего Закона.

Допустимость ограничения

Требования техрегламентов не могут создавать препятствия для осуществления коммерческой деятельности предприятиями в большей степени, чем минимально необходимо для реализации целей утверждения стандартов и норм. Другими словами, принятие актов может приводить к правомерному ограничению свободы предпринимателей, поскольку оно будет основываться на Федеральном законе и исполняться в соответствии с назначением. Ограничения при этом должны быть необходимыми и соразмерными в целях обеспечения защиты интересов и прав третьих лиц.

Особенности содержания

В технический регламент должны быть включены перечни процессов хранения, производства, утилизации, перевозки, эксплуатации, реализации, выпускаемых изделий, относительно которых устанавливается тот или иной стандарт или норматив. Кроме этого, в содержании документа присутствует порядок идентификации тех или иных объектов. Данные предписания присутствуют в ст. 7, п. 3 Закона, обеспечивающем техническое регулирование. В ст. 5 приведены и прочие категории, на которые могут распространяться предписания. Так, например, отдельные требования к упаковке, терминологии, этикеткам и маркировкам, правилам их нанесения обеспечивают защиту определенных категорий граждан.

Применение

Технические регламенты используются в едином порядке. При этом не имеет значения страна либо место происхождения товара, выполнения процессов эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, выпуска, утилизации. Применение техрегламента осуществляется без учета особенностей и видов сделок, категорий юридических или физических лиц, выступающих в качестве изготовителей, продавцов, исполнителей, потребителей с учетом положений, присутствующих в ст. 7, п. 9 ФЗ о техническом регулировании.

В заключение

Технический регламент, принятый правительственным постановлением либо Федеральным законом, вступает в действие не раньше шести месяцев с даты официального опубликования. Утвержденный документ обязателен для исполнения на всей территории страны, всеми категориями граждан и организациями разных форм собственности. За нарушение принятых норм и стандартов законодательством предусматривается ответственность. Российская Федерация подписала международный договор о техрегламенте, который был ратифицирован внутригосударственными нормативными актами. Это значит, что вопрос соответствия стандартам регулируется не только в пределах страны, но и за ее границами. Это, в частности, актуально для предприятий, занимающихся поставками своей продукции за рубеж, а также импортирующих товар в Россию. Принятие техрегламентов в некоторой степени ужесточило контроль над качеством, сделав при этом нормы и стандарты более доступными для понимания. Благодаря этому реализация предписаний стала более четкой. Эффективность исполнения требований достигается за счет установленных мер ответственности за те или другие нарушения.

businessman.ru

Технические регламент

Стандартизация САМОХВАЛОВ

  1. Техническое регулирование. Технические регламенты, их структура и порядок разработки.

Главная цель Федерального закона РФ «О техническом регулировании» — создание основы единой политики в области стандартизации и сертификации.

Техническое регулирование является разновидностью государственного регулирования, которое предполагает использование юридических инструментов для реализации целей социально-экономической политики государства.

1. Принцип «применение единых правил установления требований» означает, что требования формулируются единообразно, независимо от вида продукции или процесса, формы собственности юридического статуса разработчика технического регламента или стандарта, предпринимателя, выпускающего продукцию или оказывающего услугу.

2. Принцип «соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития» показывает, что требования, закладываемые в технические регламенты и национальные стандарты, должны быть выполнимыми с учетом достигнутого уровня развития отечественной промышленности, обеспеченности обладающими нужными свойствами материалами и оборудованием, технологическими процессами, необходимой информацией.

3. Принцип «независимость органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей» декларирует то, что органы и по аккредитации и сертификации не должны быть связаны ни с изготовителями (продавцами, исполнителями), ни с приобретателями никакими договорными обязательствами за исключением тех, которые предусмотрены действующими правилами.

Персонал этих органов должен быть защищен от попыток незаконного давления или других воздействий, которые могли бы повлиять на принимаемые решения. Руководители этих организаций должны разрабатывать меры, направленные на то, чтобы сотрудники не вступали в незаконные сделки с лицами, заинтересованными в финансовых результатах аккредитации и сертификации.

4. Принцип «единой системы и правил аккредитации» означает, что аккредитация органов по сертификации, испытательных лабораторий и центров должна осуществляться в единой системе, а терминология, правила и процедуры аккредитации, применяемые в этой системе, должны быть основаны на единых принципах с учетом международного опыта, отраженного в руководствах ИСО и МЭК, международных и европейских стандартах в области аккредитации.

5. Принцип «единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия» устанавливает единство правил, относящихся к организации испытаний и измерений, применяемой документации, общих, т. е. независимых от физической или химической природы контролируемых параметров, критериев соответствия оцениваемых объектов установленным требованиям.

6. Принцип «единство применения требований технических регламентов независимо от видов и особенностей сделок» декларирует обязательность требований технических регламентов независимо от того, на основе каких договорных обязательств поставляется продукция, оказывается услуга или выполняется работа.

7. Принцип о недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации запрещает возможность создания преимуществ отдельным заявителям, искусственного затормаживания решения вопросов или их необоснованного ускорения.

8. Принцип недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации разграничивает сферы их деятельности.

В обязанности этих органов входит контроль за сертифицированной продукцией и другими сертифицированными объектами, однако уровень этого контроля различен: орган по сертификации контролирует выполнение его решений, а орган госнадзора контролирует деятельность органа по сертификации, проверяет, насколько точно выполняются его решения.

9. Принцип недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию вводит запрет на возможность одной и той же организации быть и исполнителем, и контролером своей деятельности.

10. Принцип недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов отрицает возможность влияния частного капитала на деятельность, являющуюся по закону деятельностью государственного органа.

технический регламент — документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Принятие технических регламентов направлено на защиту граждан и их имущества, живой природы, а также на предупреждение неправильных действий, которые могут привести к нежелательным последствиям для пользователей продукции.

В техническом регламенте должны быть прописаны правила идентификации объектов, т. е. правила признания тождественности реального объекта тем его характеристикам, которые содержатся в техническом регламенте, и признаки его опознания. Кроме того, технический регламент может содержать следующие данные:

— правила и формы оценки соответствия;

— схемы подтверждения соответствия;

— предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования;

— терминологию, в которой дается определение терминам, специфических для данного технического регламента;

— требования к упаковке, конструкции, способу исполнения, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

В техническом регламенте должны содержаться требования только к характеристикам объектов, но не к конструкции, технологии и методам их разработки, с помощью которых эти характеристики обеспечиваются. Это задача разработчиков, конструкторов, технологов. Исключение составляют случаи, когда без соблюдения определенных правил разработки объекта заведомо невозможно обеспечить защиту жизни и здоровья граждан, имущества, охрану окружающей среды и растений, жизни и здоровья животных.

Проект технического регламента имеет право разработать любое лицо независимо от вида продукции или процесса, формы собственности и юридического статуса разработчика. Это, несомненно, демократично и позволит полнее использовать интеллектуальный потенциал без ограничений.

Федеральный закон «О техническом регулировании» в качестве одного из основных принципов заложил публичность подготовки и прохождения проектов технических регламентов. Это принципиальное новшество. Важно, чтобы на каждом из этапов разработки новой нормативной базы общество в целом и структуры государственной власти были подробно информированы о том, как идет процесс, какие есть противоречия, кто автор тех или иных предложений.

По существу обсуждение проекта технического регламента начинается с момента опубликования уведомления о разработке технического регламента. Настоящий закон обязывает разработчика предоставлять копию технического регламента любому заинтересованному лицу. Заинтересованные лица направляют разработчику свои, замечания и предложения. Разработчик рассматривает эти замечания и предложения, принимает решение об их принятии, частичном принятии или отклонении. Завершается этот этап разработки технического регламента публичным обсуждением редакции технического регламента, в которой учтены принятые замечания и предложения. Настоящим законом установлена длительность этого этапа – менее двух месяцев.

Этап обсуждения проекта технического регламента завершается публикацией федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию уведомления, в котором содержится информация о способе ознакомления с проектом технического регламента и перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, а также сведения о разработчике технического регламента.

Девятой статьей закона установлен 10-дневный срок уведомления федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию в своем печатном издании о разработке проекта технического регламента и о завершении публичного обсуждения этого проекта с момента оплаты опубликования уведомлений. Подобным образом обеспечивается информирование заинтересованных лиц о разрабатываемом техническом регламенте с момента начала его разработки и в ходе разработки. Это дает возможность исполнителям технического регламента выражать свое мнение по существу разрабатываемого технического регламента и заблаговременно начинать подготовку к его применению и исполнению.

В соответствии с законом время от момента опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента до момента опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения должно быть не менее двух месяцев.

С внесения субъектом права законодательной инициативы проекта Федерального закона о техническом регламенте в Государственную думу начинается этап принятия технического регламента. Регистрация проекта Федерального закона о техническом регламенте осуществляется при наличии следующих основных документов:

— обоснование необходимости принятия;

— финансово-экономическое обоснование;

— документы, подтверждающие опубликование уведомления о разработке проекта;

— документы, подтверждающие опубликование уведомления о завершении публичного обсуждения проекта;

— перечень полученных в письменной форме замечаний всех заинтересованных лиц.

Внесенный проект Федерального закона о техническом регламенте с приложением документов направляется Государственной думой в Правительство Российской Федерации.

На проект Федерального закона о техническом регламенте Правительство Российской Федерации в течение месяца направляет в Государственную думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.

Период времени на подготовку Государственной думой к принятию закона о техническом регламенте в первом чтении после получения отзыва от Правительства Российской Федерации настоящим законом не установлен. Принятый в первом чтении проект Федерального закона о техническом регламенте должен быть опубликован в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Поправки к принятому в первом чтении проекту закона о техническом регламенте после окончания срока их подачи должны быть опубликованы не позднее, чем за месяц до рассмотрения Государственной думой проекта технического регламента втором чтении. Проект закона о техническом регламенте, подготовленный ко второму чтению, Государственная дума направляет в Правительство Российской Федерации не позднее, чем за месяц до рассмотрения проекта Государственной думой во втором чтении. На проект Федерального закона о техническом регламенте Правительство Российской Федерации в течение месяца посылает в Государственную думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.

В состав экспертных комиссий на паритетных началах включаются представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. эти комиссии дважды участвуют непосредственно в процессе принятия технического регламента — при подготовке закона о техническом регламенте в первом и во втором чтении. Внесение изменений и дополнений в технический регламент или его отмена рассматривается как разработка нового технического регламента. Внесение изменений может быть осуществлено принятием Федеральным законом, указом Президента РФ, международным договором, постановлением правительства.

  1. Применение ТР. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов.

Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции или осуществления связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями с учетом положений пункта 9 настоящей статьи.

Технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях технический регламент может содержать требование, касающееся информирования приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит.Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — органы государственного контроля (надзора)) 

1. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в отношении продукции или связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации исключительно в части соблюдения требований соответствующих технических регламентов.

2. В отношении продукции государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется исключительно на стадии обращения продукции.

3. При осуществлении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов используются правила и методы исследований (испытаний) и измерений, установленные для соответствующих технических регламентов в порядке, предусмотренном пунктом 11 статьи 7 настоящего Федерального закона.

Статья 34. Полномочия органов государственного контроля (надзора)

1. На основании положений настоящего Федерального закона и требований технических регламентов органы государственного контроля (надзора) вправе:

требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом;

осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения;

направлять информацию о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия в выдавший его орган по сертификации; выдавать предписание о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии лицу, принявшему декларацию, и информировать об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра деклараций о соответствии; привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации;

принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в целях недопущения причинения вреда.

2. Органы государственного контроля (надзора) обязаны:

проводить в ходе мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов разъяснительную работу по применению законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, информировать о существующих технических регламентах;

соблюдать коммерческую тайну и иную охраняемую законом тайну;

соблюдать порядок осуществления мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов и оформления результатов таких мероприятий, установленный законодательством Российской Федерации;

принимать на основании результатов мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов меры по устранению последствий нарушений требований технических регламентов;

направлять информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в соответствии с положениями главы 7 настоящего Федерального закона;

осуществлять другие предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.

  1. Стандартизация: цели и принципы. Органы и службы стандартизации в РФ .

Принципы стандартизации. Стандартизация как наука и как вид деятельности базируется на определенных исходных положениях — принципах. Принципы стандартизации отражают основные закономерности процесса разработки стандартов, обосновывают ее необходимость в управлении народным хозяйством, определяют условия эффективной реализации и тенденции развития.

Важнейшие принципы стандартизации.

1.Добровольное применение стандартов и обеспечение условий для их единообразного применения. Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов жизненного цикла продукции (ЖЦП), выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и лиц (являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями).

2.Применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта. Исключение могут составить случаи, когда: соответствие требованиям международных стандартов невозможно вследствие несоответствия их требований климатическим и географическим особенностям РФ или техническим (технологическим) особенностям отечественного производства; Россия выступает против международного стандарта в рамках процедуры голосования в международной организации по стандартизации.

3.Сбалансированность интересов сторон, разрабатывающих, изготавливающих, предоставляющих и потребляющих продукцию (услугу). Иначе говоря, необходим максимальный учет законных интересов перечисленных сторон. Участники работ по стандартизации, исходя из возможностей изготовителя продукции и исполнителя услуги, с одной стороны, и требований потребителя — с другой, должны найти консенсус, который понимается как общее согласие, т.е. как отсутствие возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, стремление учесть мнение всех сторон и сблизить несовпадающие точки зрения. Консенсус не предполагает полного единодушия.

4.Системность стандартизации. Системность — это рассмотрение каждого объекта как части более сложной системы. Например, бутылка как потребительская тара входит частью в транспортную тару — ящик, последний укладывается в контейнер, а контейнер помещается в транспортное средство. Системность предполагает совместимость всех элементов сложной системы.

5.Динамичность и опережающее развитие стандарта. Как известно, стандарты моделируют реально существующие закономерности в хозяйстве страны. Однако научно-технический прогресс вносит изменения в технику, в процессы управления. Поэтому стандарты должны адаптироваться к происходящим переменам. Динамичность обеспечивается периодической проверкой стандартов, внесением в них изменений, 6.Недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации. Руководствуясь принципом опережающей стандартизации при формировании уровня требований национального стандарта или технического регламента, следует учитывать готовность страны, организаций к выполнению повышенных требований. В противном случае введение нового документа может парализовать деятельность значительной части организаций.

7.Эффективность стандартизации. Применение НД должно давать экономический или социальный эффект. Непосредственный экономический эффект дают стандарты, ведущие к экономии ресурсов, повышению надежности, технической и информационной совместимости. Стандарты, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, обеспечивают социальный эффект.

8.Принцип гармонизации. Этот принцип предусматривает разработку гармонизированных стандартов и недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам. 9.Четкость формулировок положений стандарта. Возможность двусмысленного толкования нормы свидетельствует о серьезном дефекте НД.

10.Комплексность стандартизации взаимосвязанных объектов. Качество готовых изделий определяется качеством сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий. Поэтому стандартизация готовой продукции должна быть увязана со стандартизацией объектов, формирующих ее качество. Комплексность стандартизации предусматривает увязку стандартов на готовые изделия со стандартами на сборочные единицы, детали, полуфабрикаты, материалы, сырье, а также технические средства, методы организации производства и способы контроля.

11.Объективность проверки требований. Стандарты должны устанавливать требования к основным свойствам объекта стандартизации, которые могут быть объективно проверены, включая требования, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость. Объективная проверка требований к продукции осуществляется, как правило, техническими средствами измерения (приборами, методами химического анализа).

12.Обеспечение условий для единообразного применения стандартов. Например, указанный принцип следует учитывать при разработке стандартов организаций. Хотя порядок разработки, утверждения, учета изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно, он должен учитывать: во-первых, принципы стандартизации; во-вторых, универсальные правила, действующие в отношении стандартов любого статуса в части правил построения, изложения, оформления стандартов.

Государственный комитет РФ по стандартизации.

Госстандарт России выполняет следующие функции:

координирует деятельность государственных органов управления, касающуюся вопросов стандартизации, сертификации, метрологии;

взаимодействует с органами власти республик в составе РФ и других субъектов Федерации в области стандартизации, сертификации, метрологии;

направляет деятельность технических комитетов и субъектов хозяйственной деятельности по разработке, применению стандартов, другим проблемам сообразно своей компетенции;

подготавливает проекты законов и других правовых актов в пределах своей компетенции;

устанавливает порядок и правила проведения работ по стандартизации, метрологии, сертификации;

принимает большую часть государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации;

осуществляет государственную регистрацию нормативных документов, а также стандартных образцов веществ и материалов;

руководит деятельностью по аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации;

осуществляет государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартов, правил метрологии и обязательной сертификации;

представляет Россию в международных организациях, занимающихся вопросами стандартизации, сертификации, метрологии и в Межгосударственном совете СНГ;

сотрудничает с соответствующими национальными органами зарубежных стран;

руководит работой научно-исследовательских институтов и территориальных органов, выполняющих функции Госстандарта в регионах;

осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации;

участвует в работах по международной, региональной и межгосударственной (в рамках СНГ) стандартизации;

Технические комитеты по стандартизации. Постоянными рабочими органами по стандартизации являются технические комитеты (ТК), но это не исключает разработку нормативных документов предприятиями, общественными объединениями, другими субъектами хозяйственной деятельности. ТК могут заниматься стандартизацией как в инициативном порядке, так и по договорам на выполнение такого задания в соответствии с программами ТК и планами государственной стандартизации.

Основные функции ТК:

определение концепций развития стандартизации в своей области;

подготовка данных для годовых планов по стандартизации;

составление проектов новых стандартов и обновление действующих;

оказание научно-методической помощи организациям, участвующим в разработке стандартов и применяющим нормативные документы, в частности, по анализу эффективности стандартизации;

привлечение потребителей через союзы и общества потребителей.

Другие службы по стандартизации. Другие субъекты хозяйственной деятельности, разрабатывающие нормативные документы (стандарты отраслей и предприятий), создают в своей оргструктуре специальные службы, которые координируют работу по созданию стандартов других участвующих в этом подразделений. Например, на предприятии научно-исследовательские, конструкторские и технологические отделы, лаборатории выполняют исследования, связанные со стандартизацией, а участие других подразделений определяется их компетенцией. Руководит работой отдел стандартизации.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *