Тип деятельности – Деятельность: основные типы и виды

Деятельность: основные типы и виды

Человеческая деятельность очень сложна как по содержанию, так и по строению, а также очень разнообразна в своих проявлениях как в общем, так и в конкретном плане. Чтобы дать характеристику подобному разнообразию применяют термин «полиморфизм типов и видов деятельности». Он обладает настолько яркой выраженностью, что невозможно упорядочить и систематизировать по одному определенному параметру все виды деятельности. Для их относительно полной систематизации и классификации требуется использовать сразу несколько оснований, то есть критериев выделения видов/типов деятельности. Относительно категории деятельности должен применяться общенаучный принцип дополнительности — согласно ему система (в особенности сложная) требует наличия взаимодополняющих описаний/интерпретаций.

Базовые классификации видов деятельности

Чаще всего в качестве основного и психологически главного разделения по типам деятельности используется ее дифференциация на трудовую, учебную и игровую. Трудовая деятельность имеет в своей основе получение общественно значимого продукта или результата, а также создание потребительских стоимостей. При игровой и учебной деятельности результат имеет не общественную, а индивидуальную значимость — то есть является не продуктивным, а репродуктивным. Это подразумевает то, что субъект осваивает опыт и знания, выработанные социумом. Это освоение происходит не только в процессе обучения (в этот период оно имеет наиболее яркое и полное выражение), но и в процессе игровой деятельности. В ней также идет освоение социального опыта, однако он представлен в других формах и процессах. Наиболее существенным специфическим признаком игровой деятельности считается то, что основным ее мотивом является не результат, а непосредственно сам процесс.

Все три типа деятельности чередуются друг с другом в онтогенезе и обозначаются понятием ведущего вида деятельности для каждого основного возрастного этапа.

Определение 1

Ведущая деятельность — это деятельность, в процессе выполнения которой определяется образование и формирование основных психологических новообразований личности на любой из ступеней ее развития.

Не менее фундаментальным является разделение деятельности на индивидуальную и совместную. Совместной считается деятельность, в реализации которой участвуют от двух и более людей, которыми движет общая цель. В этом состоит ее главное отличие от индивидуальной. К прочим основным признакам совместной деятельности относят:

  • соприсутствие участников в пространстве и времени;
  • дифференциация участников ролевого и инструментального характера на каких-либо задачах;
  • наличие управляющего компонента (лидера, руководителя).

Помимо этот совместный вид деятельности отличается внутренней неоднородностью и может быть разделен на подтипы: например, непосредственно-совместный тип — это когда деятельность действительно ведется вместе, то есть сообща и опосредованно-совместный — когда участники просто находятся рядом.

Но наиболее традиционной классификацией видов деятельности, которая считается также наиболее простой, является классификация по предметной сфере (иначе по профессиональной принадлежности). Ее результатом является выделение всех существующих на текущий момент профессий и специальностей внутри них.

Из этой классификации вытекает

zaochnik.com

Типы организаций по характеру деятельности

Поделись с друзьями
  • Многомерные организации
  • Предпринимательские организации
  • Организации, ориентированные на рынок

Многомерные организации

Рис.2.7. Многомерные организации

            Многомерные организации – это организации, в которых рабочие группы (подразделения) самостоятельно и  одновременно выполняют три функции (как бы по трем измерениям):

  • Обеспечивают свою производственную деятельность необходимыми ресурсами
  • Производят для конкретного потребителя, рынка или территории конкретный продукт или услугу
  • Обеспечивают сбыт (распределение) своей продукции и обслуживают конкретного потребителя

Такие автономные группы имеют статус центров прибылей, а в отдельных случаях могут быть самостоятельными компаниями.

Особенности многомерных организаций:

  • Бюджеты подразделений разрабатываются самими подразделениями, руководство инвестирует в них средства (дает деньги взаймы)
  • В многомерных организациях нет двойного подчинения как в двумерной матричной модели, руководство группы едино
  • Отсутствует необходимость проведения каких либо реорганизаций взаимосвязей автономных групп, подразделения можно просто создавать, ликвидировать  или модифицировать
  • Каждая часть организации в принципе может быть полностью
    автономной
    , занимаясь и набором кадров, продажами готовой продукции и т.д.
  • Основной показатель эффективности работы автономных групп – это получаемая прибыль; это упрощает анализ и контроль за деятельностью групп, снижается бюрокротизация   и  упрощается система управления

Предпринимательские организации


Рис. 2.8. Предпринимательские организации

Предпринимательские организации – это организации, более ориентированные на рост и на имеющиеся возможности и достижения, чем на контролируемые ресурсы.

Особенности предпринимательских организаций:

  • Руководство принципиально меняет свои функции – оно поддерживает усилия предпринимательских ячеек, делающих бизнес, управление представляет собой перевернутую пирамиду
  • Предпринимательские ячейки (автономные рабочие группы – центры прибыли, по статусу могут быть фирмами или компаниями)
    сами
    выбирают вид предпринимательства, вид бизнеса,  цели, способы, средства деятельности; потребности рынка диктуют им формы деятельности
  • Консультанты (бизнес-тренеры) помогают им своим опытом и интуицией делать бизнес
  • Ресурсы организации (финансы, информация, кадры, время, идеи) находятся в распоряжении предпринимательских ячеек
  • Подразделения, распределяющие рынки и ресурсы для предпринимательских ячеек координируют деятельность последних
  • Критическим фактором успеха в таких организациях являются люди, их квалификация

Организации, ориентированные на рынок

Это органические, быстро адаптируемые, дивизиональные или матричные организации в которых все ее части (НИОКР, производство, кадры, маркетинг, снабжение, сбыт, финансы, обслуживание)  группируются вокруг рынка или рынков. Это организации, “движимые рынком” (Рис. 2.9)

.

                                               

Рис. 2.9.   Организации, ориентированные на рынок

Пример: корпорация IBM (в 1985 г. перешла от “продуктизации” к “регионализации” управления)

           

 

 

 

 

 

Рис. 2.10.   Децентрализация по континентам и странам

            Функции штаб-квартиры корпорации:

  • Стратегическое развитие корпорации
  • Исследования и передовые разработки
  • Контроль распределения и использования финансов
  • Персонал
  • Работа с информацией (поступающей от филиалов и из внешней среды)
  • Общемировая координация

Корпорация децентрализовала производственные операции  по континентам (США, Европа, Азия, Центральная и Латинская Америка), а маркетинговые процессы (анализ рынков, реклама, сбыт, продвижение товара и т.д.)

децентрализовала по странам внутри континента (Рис.2.10).

Страновые филиалы IBM имеют высокую степень автономии. Руководство каждого филиала возглавляется советом, почти полностью состоящим из граждан данной страны и включенным обязательным директором – иностранцем, связанным со штаб-квартирой корпорации.

В отношениях исследований, финансов, качества персонала  филиал подчиняется штаб-квартире. Во всем остальном филиалы полностью самостоятельны. Они являются центрами прибыли, т.к. от них зависит в первую очередь продвижение товаров, сбыт и продажи, анализ спроса и рынков. От работы филиалов зависит политика и развитие корпорации. Анализ эффективности работы и  прибылей филиалов заставляет корпорацию вовремя переключаться на новые разработки. Организации “движимые рынком” требуют квалифицированной рабочей силы. Упор в подборе кадров делается на профессионализм и на напористость. Из допущенных ошибок делаются не выводы, а извлекаются уроки. Телекоммуникационные средства связи и сети ЭВМ повышают оперативность управления транснациональной  корпорацией.  

students-library.com

Ведущий тип деятельности.

Определение этого струк­турного компонента возраста было дано последователями и учениками Л. С. Выготского. Представление о том, что деятельности человека не являются рядоположенными, что в их общей массе следует выделять деятельность веду­щую — не столько по отношению к другим деятельностям, сколько по отношению к психическому, личностному раз­витию, к формированию тех или иных психологических новообразований, т. е. деятельность, в ходе которой собст­венно и происходит ее интериоризация, содержалось уже в работах Л. С. Выготского. В работах Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина и др. было показано, что в основе познавательного развития ребенка, в основе развития его лич­ности лежит непосредственная практическая деятель­ность. По мнению этих авторов, именно понятие «деятель­ности» подчеркивает связь самого субъекта с окружающей его действительностью. В этом контексте процесс разви­тия рассматривался как самодвижение субъекта благодаря его деятельности с предметами, а факторы наследственно­сти и среды выступали как условия, которые определяют не суть процесса развития, а лишь различные его вариации в пределах нормы.

В отечественной психологии принято определение ве­дущего типа деятельности, данное А. Н. Леонтьевым, ко­торый определил и основные характеристики этого поня­тия. По его мнению, признаком ведущей деятельности не являются чисто количественные показатели. Ведущая дея­тельность — это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени. Ведущей А. Н. Леонтьев называл такую деятельность ребенка, которая характеризуется следующими тремя признаками.

Во-первых, это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Так, например, обучение в более узком значении этого слова, впервые появляющееся уже в дошкольном детстве, прежде возникает в игре, т. е. именно в ведущей на данной стадии развития деятельно­сти. Ребенок начинает учиться, играя.

Во-вторых, ведущая деятельность — это такая деятель­ность, в которой формируются или перестраиваются част­ные психические процессы. Так, например, в игре впер­вые формируются процессы активного воображения ре­бенка, в учении — процессы отвлеченного мышления. Из этого не следует, что формирование или перестройка всех психических процессов происходит только внутри веду­щей деятельности. Некоторые психические процессы формируются и перестраиваются не непосредственно в са­мой ведущей деятельности, но и в других видах деятельно­сти, генетически с ней связанных. Так, например, процес­сы абстрагирования и обобщения цвета формируются в дошкольном возрасте не в самой игре, но в рисовании, цветной аппликации и т. д., т. е. в тех видах деятельности, которые лишь в своем истоке связаны с игровой деятель­ностью.

В-третьих, ведущая деятельность — это такая деятель­ность, от которой ближайшим образом зависят наблюдае­мые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка. Так, например, ребенок-до­школьник именно в игре осваивает общественные функ­ции и соответствующие нормы поведения людей («что де­лает на заводе директор, инженер, рабочий»), а это являет­ся весьма важным моментом формирования его личности. Таким образом, ведущая деятельность — это такая деятель­ность, развитие которой обусловливает главнейшие изме­нения в психических процессах и психологических осо­бенностях личности ребенка на данной стадии его разви­тия.

А. Н. Леонтьев углубил идеи Л. С. Выготского о веду­щем типе деятельности, дал определение этого понятия, показал, что содержание и форма ведущей деятельности зависят от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка, а также охарактеризовал ме­ханизм смены видов деятельности. Этот механизм, по мнению А. Н. Леонтьева, проявляется в том, что в ходе раз­вития прежнее место, занимаемое ребенком в окружаю­щем его мире человеческих отношений, начинает осозна­ваться им как несоответствующее его возможностям, и он стремится его изменить. Возникает открытое противоре­чие между образом жизни ребенка^ и его возможностями, уже определившими этот образ жизни. В соответствии с этим его деятельность перестраивается. Тем самым со­вершается переход к новой стадии развития его психиче­ской жизни.

В современной отечественной психологии роль веду­щей деятельности в развитии личности в онтогенезе по­дробно рассматривается в трудах Д. И. Фельдштейна. По мнению Д. И. Фельдштейна, закономерная смена веду­щих типов деятельности задает общие границы периодов психического развития ребенка, его становления как лич­ности. Типы ведущей деятельности так же мало зависят от воли ребенка, как, например, язык, которым он владеет. Это чисто социальные (точнее, социально-психологиче­ские) образования. Причем они имеют вполне конкретный исторический характер, т. к. детство и его периодизация представляют исторически обусловленный, конкретно-социальный феномен; меняющийся в разные социально-экономические эпохи, в разных обществах.


Читайте также:


Поиск по сайту



poisk-ru.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *