Тип письма – История письма. Типы письма.

История письма. Типы письма.

Любая история имеет предысторию. В нашем случае – это предписьмо.

Предвестниками письма послужили непреднамеренные сигналы, информировавшие человека о природе, о других людях (следы, сломанные ветки, следы костра, остатки пищи, запахи, звуки). Позже стали использоваться другие сигналы по их образцу: указатели дороги, дымовые сигналы, загнутые ветки, стрела.

Затем стали использоваться символические предметные послания (Геродот: миф? рассказ? о Дарии). «Предметное «письмо» существовало у многих народов Африки, Северной Америки: ожерелья из зерен, ракушек и пр., – с их помощью составляли целые послания. И тогда, примерно 10 тыс. лет назад, и возникло предписьмо и началась история письма.

Предметное письмо представляют также системы мнемонического характера: палочки, метки, зарубки, бирки, носы («Заруби себе на носу», нем. «Das kerbe ich dir an»). Использовались камешки. Реликты – четки. У перуанских инков было распространено письмо

кипуузелковое письмо. Оно использовалось для указания числа животных, предметов. Состояли из шнурков и узелков, шнурки были разноцветными, узлы простые и сложные.

Гельб: все сообщения, что кипу служило для передачи хроник, исторических событий – чистейшая фантазия.

Индейские вампумы – пояса, состоявшие из рядов (до 49!) шнуров, на которых находились шнурки и раковины, узлы. Использовались для передачи чисел, значений.

У африканского народа йоруба: 2 раковины каури рядом – мир и согласие, 2 порознь – раздор. Гельб: примечательно, что при этом уже были зачатки фонетического письма. Так, 6 раковин означали выражение симпатии, т.к. слово efa означает и «шесть», и «привлекательный». Полученные в ответ 8 раковин воспринимались как положительный ответ, согласие, т.к. eyo означает в этом языке и «восемь», и «согласие».

В предметном письме письма как такового нет. Письмо имеет начертательный, а не предметный характер. Письмо начинается там, где на какой-то материал или предмет наносятся каким-то инструментом какие-то знаки.

Есть лингвистические доказательства разграничения предметного письма и собственно письма – это этимология слов, обозначающих письмо или процесс письма: англ. to write – от др.сканд. rīta – вырезать, выскребать, царапать; лат. scribere  нем. schreiben, англ. (de) scribe, inscribe.

Типы письма

Пиктография  идеография (иероглифы)  фонография (слоговое, или силлабическое), звукобуквенное (фонологическое) .письмо/

Схема Л.Р. Зиндера:

I. Семасиография, или идеография (ориентирование на план содержания).

А. Пиктография (ориентирование на общий смысл сообщения или на ситуацию действительности).

В. Иероглифика, или логография (ориентирование на слово).

II. Фонография (ориентирование на план выражения)

А. Силлабография, или графический знак, обозначающий слог.

В. Фонемография (означаемое – фонема)

Таблица демонстрирует, что типы письма определяются тем, насколько они опосредованы звуковой речью и какие единицы звукового языка они передают.

I. Пиктография (рисуночное письмо) – это внеязыковая знаковая система, так как она напрямую выражает мысль, а не слова или предложения. Это параллельный к звуковой форме языка способ передачи информации.

Пещерная живопись, наскальные рисунки можно признать пиктографией тогда, когда они несут элементы условности. Преимущество пиктографии – доступность всем. Это не связано с языком. Но рисунок, говоря о культуре, ничего не говорит о языке народа. Прочитываются пиктограммы (если на камне – петроглифы) неоднозначно.

Алфавита, инвентаря знаков не было. Поэтому не все лингвисты признают пиктографию первоначальным типом письма.

Н.М.. Дьяконов не относит пиктографию к письму. Очевидно, нельзя принять терминологию В.А. Истрина, который называет пиктографию фразографическим письмом. Каждый тип письма соответствует уровню развития языка, а пиктография появилась тогда, когда не выделялись единицы письма.

Пиктография – способ, параллельный устной речи. Появилась она примерно 3000 лет назад. Пиктография как тип письма возникла в VIII – VI вв. до н.э.

Возникают крупные обособленные племена => появляется необходимость передачи информации через время и пространство.

В пиктографическом письме не ставилась цель идеальной прорисовки элементов, но передавалась понятийная информация, заключенная в рисунке. Пиктографию мог «прочесть» любой. Но пиктография не прочитывается, а разгадывается => неоднозначность «прочтения». Для правильной дешифровки нужны знания условий проживания племени, символики данного общества.

Более совершенный тип письма – иероглифика (у др. авторов – идеография).

Путь от пиктографии к иероглифике знаменовался нарастанием условности, упрощением, схематизмом => не знаки-иконы, а знаки-символы.

Появляется возможность изобретать собственные имена и абстрактные понятия.

Пример переходного этапа: письмо ацтеков – картинопись. Их книги назывались кодексами; символы наносились на выделанную кожу или кору смоковниц, были иллюстрации. Содержание – календарь, исторические даты, дары. Использовался ребусный принцип: ицкоатль = змея + стрела.

Были обозначения таких понятий, как день, ночь, вода, число и др.

Использовались рисунки для вторичных значений многозначных

слов: черепаха = успех, счастье; змея = мудрость, долгая жизнь.

Иероглиф – «священные письмена». Вообще, это фигурный знак письма, обозначающий целые понятия (=идеограмма) или отдельное слово (=логограмма), иногда фонограмма, когда передавался слог или звук. Наличие фонограмм – первый шаг к фонетизации письма.

Фонетизация – это процесс передачи графическим знаком звучащей речи. Эволюция письма в целом проявляется в нарастании фонетизации письма. Идеограммы и логограммы не передают звучания, но ориентация на план выражения все же есть.

У иероглифов есть свой инвентарь – «алфавит» => иероглифический текст прочитывается однозначно. Иероглифика возникла тогда, когда слово стало выделяться как отдельная реальность. Где появилось иероглифическое письмо? Точки зрения:

1) Наиболее древнее – египетское письмо (монументальное; линейное иератическое письмо = письмена жрецов, но по содержанию – светские тексты; демотическое письмо – упрощенное, схематическое).

2) Большинство считает, что родина – Древний Восток. Наиболее древняя письменность ( 5000 лет назад) – письменность шумеров (Ирак, Иран и др.), это письмо – клинопись. Самые первые образцы – глиняные таблички. У шумеров появляются первые знаки => произвольность. Здесь широко использовался ребусный принцип. Благодаря ему передавался звуковой образ: ti – стрела, жизнь. Существует гипотеза, что из шумерского письма происходят все остальные виды (кроме письма майи).

Фонетизация характерна для всех словесно-слоговых типов письма.

Китайская иероглифика, XIII в. до н.э.

В IIIв. до н.э. китайцы использовали более 3000 иероглифов. В XVII в. – 4500 иероглифов. Сегодня – более 9000 отдельных иероглифов. В совокупности и простые, и сложные дают 60000 иероглифических знаков.

Основу китайской иероглифики составляют несколько сот идеограмм, восходящих к рисункам определенных предметов.

Вторая группа – восходящие к рисункам, но обозначающие абстрактные понятия – модификации рисуночных знаков первой группы.

Третья группа – сложные знаки, образованные путем удвоения или сложения простых иероглифов (два дерева – лес). В одном иероглифе может быть до 50 начертательных элементов.

Для различения омонимичных слов используются детерминативы, Недостаток – большое количество знаков, долго усваивается грамота. Этим способом трудно передавать абстрактные понятия. Большая сложность передачи грамматических значений. Консерватизм письма приводит к тому, что расходятся письменная и устная формы языка. Почему, тем не менее в Китае сохранился этот тип письма? Это связано с типом языка – он изолирующий (аморфный). Словоизменения в нем практически нет. Создание знаков письма шло, как и в устной речи: корень за корнем, знак за знаком. Также это связано с идеологией народа; общество закрыто, оно обращено вовнутрь, на свою культуру, историю. Китайцы могут читать тексты любого века.

В Японии – канá – на основе китайской иероглифики. Близкие по культуре народы посредством письма могут общаться друг с другом. Общность китайской иероглифики поддерживает общую культуру и историю соседних народов. Иероглифы помогают общаться людям, говорящим на разных диалектах. Сохранение старого письма поддерживает, питает этническое самосознание народа, историческую преемственность культуры.

II. Фонография

II А. Силлабография – письмо, в котором графический знак обозначает слог.

Возникло во 2-1 тыс. до н.э. Число знаков: 35-40 (древнеиндийский) – 200-250 (эфиопский).

Преимущества этого письма в том, что 1)количество слогов меньше, чем количество разных слов; 2) появилась возможность передачи грамматических значений.

Типы силлабографии:

1. Эламский клинописный: знаки для одного слога, оканчивающегося на гласный или согласный:

ta, te, ti, tu

at, et, it, ut

tam, tim, tem, tum.

2. Западно-семитский: знаки для одного слога, оканчивающегося на гласный, причем без различения разных гласных:

tx, mx, kx.

3. Кипрский: знаки для одного слога, оканчивающегося на гласный:

ta, te, ti, tu, to.

4. Японский: знаки для одного слога, оканчивающегося на гласный:

ta, te, ti, tu, to

da, de, di, du, do (для звонких).

В этом типе письма часто заимствование.

Слоговой принцип письма на современном этапе сохраняется в Индии. Письмо деванагари

(=«алфавитный список богов»): 13 знаков для согласных, 33 слоговых знака с «а», а сочетание согласных с другими гласными передается с помощью надстрочных и подстрочных знаков. Скопление согласных передается лигатурами. Если в конце слова отсутствует гласный, то это обозначается специальным запретительным знаком.

Японское письмо кана: 48 знаков.

Пример создания письма в наше время: североамериканское племя ирокезов, их вождь Секвойя «увидел во сне» письмо и придумал его. Оно состояло из 85 знаков.

II Б. Фонемография – звуковое, или буквенное, или звукобуквенное, или алфавитное письмо. Это венец графической эволюции. Оно очень экономно: несколько десятков простых знаков. Большая условность в письменной форме, чем в устной. Буквы – это полная условность. Такое письмо не отвлекает мышление от содержания =>экономия мыслительной дея-тельности. Подходит, в отличие от слогового, к языкам любого типа. Фонетизация достигает предела. Устная речь передается полностью. Графема передает фонему. Чтение вслух. Передаются грамматические показатели, лексика, синтаксис. А знаки препинания передают и супрасегментные явления.

Формировалось это письмо во 2-1 тыс. до н.э.

Типы алфавитного письма:

  1. Консонантно-звуковое: обозначаются только согласные (Восточные алфавиты). Лишь со средних веков в богослужении гласные стали обозначаться с помощью диакритических знаков.

  2. Вокализованно-звуковое: обозначаются и согласные, и гласные (Западные алфавиты).

Зачатки алфавитного письма – в Египте. Но вопрос этот остается спорным.

Гельб считал, что древние греки разработали алфавитное письмо. Но Фридрих и другие ученые считают, что алфавитное письмо возникло в Финикии, т.е. это западно-семитское квазиписьмо, 12-10 вв. до н.э.

Греки заимствовали финикийское письмо, но добавили в него знаки для гласных, изменили направление письма с  на . Промежуточное направление письма – бустрофедон (как «змейка»).

Финикийское письмо сформировано на основе протобиблского слогового письма, а протобиблское – на основе шумерской иероглифики => шумерское письмо положило начало всем современным алфавитам, кроме письма народа майя.

Существует три типа алфавитов (различаются способом обозначения гласных):

  1. кириллица, латиница и др.: знаки и для гласных, и для согласных;

  2. арабский, еврейский, арамейский и др.: гласные обозначаются отдельно стоящими диакритическими знаками;

  3. индийский, эфиопский и др.: гласные обозначаются диакритическими знаками, слитыми с согласными.

Принципиально важно понимать, что между разными типами и подтипами письма как этапами эволюции и типологии письма нет жестких границ. Каждый имеет реликтовые явления предыдущего типа и зачатки более совершенного будущего. Фонетизация письма в зачаточном виде встречалась уже в предписьме («ребусный принцип»). В фонемографии сохранились следы всех предыдущих типов письма.

studfiles.net

Письмо и его типы

Письмо можно определить как систему знаков, позволяющую передавать информацию на расстояние и сохранять ее во времени. Система письма имеет постоянный состав знаков. Знаки письма могут фиксировать разные единицы звуковой речи. Если знаки соотносятся со словом или с морфемой, то мы говорим об идеографическом типе письма. В том случае, когда знак обозначает звук (фонему), говорят о фонографической разновидности. Первоначально в качестве зримого выражения мыслей человека служили рисунки, причем эта рисуночная форма была в значительной мере независима от речи, выражавшей мысли в слышимой форме. Эта форма письма носит название пиктография, т.е. картинное письмо.  Пиктограммы – единицы такого письма – выцарапывались, а затем и рисовались на стенах пещер, на скалах и камнях, на рогах и костях животных, на бересте. Различны и сами начертания пиктограмм, отражая этим разнообразие человеческой жизни. Сообщения в пиктограммах не расчленялись на слова, а передавались как бы целиком.  Пиктографическое письмо выражало мысль посредством символического осмысления изображения лиц, предметов, явлений. Для пиктографии характерна незакрепленность за пиктограммой конкретной единицы языка, обладающей определенным значением (знак солнца, например, может быть прочтен и как день, и как на следующий день, завтра, и как солнце), т.е. пиктограмма не может соответствовать слову, словосочетанию, предложению и даже нескольким предложениям, поскольку она не передает языковую структуру (последовательность морфем, слов, их форму, звучание и т.д.).  Вот почему с течением времени пиктограмма была заменена более совершенным письмом. Появились новые системы письма с постоянным составом знаков, передающих либо целое слово, либо последовательность звуков, либо отдельный звук. В зависимости от характера передачи знаками элементов речи различаются идеографическое письмо, словесно-слоговое, собственно слоговое (или силлабическое) и буквенно-слоговое (или алфавитное).  На начальном своем этапе, пиктограмма, утратив зрительный образ и превратившись в немотивированный знак, была заменена идеограммой.  Если пиктограмма изображает предмет, то идеограмма обозначает значение слова. Идеограмма не обязательно должна напоминать о каком-то предмете своим сходством с ним, она является условным знаком значения слова. Для того чтобы отчетливее представить себе сущность идеограммы, можно обратиться к современным цифрам и арифметическим знакам. Эти знаки – весьма совершенные идеограммы. каждый из них ничем не напоминает изображаемый «предмет»: цифра «3» не похожа на реальное количество, изображаемое словом три, знак деления не похож на реальное действие, обозначаемое глаголом делить и т.д.  Потребность убыстрения письма и возможность передавать более сложные по содержанию и длинные по размерам тексты привели к схематизации рисунков, к превращению рисунков в условные значки иероглифы. Иероглифическое письмо удобно тем, что посредством его знаков можно передать и наглядное, и отвлеченное содержание. Здесь уже возникает вопрос алфавита, т.к. для того, чтобы читать и писать, надо знать и иметь в распоряжении известный набор знаков и определенное количество иероглифов.  Идеографическое письмо существовало лишь как переходное от пиктографии к словесно-слоговому письму.  В основе словесно-слогового письма лежала многозначная идеограмма, которая, однако, осложнялась дополнительными знаками. Эти дополнительные знаки и обеспечивали привязку идеограммы к определенному слову. Они выражали либо чисто звуковые элементы (слово в целом или его части), либо понятийные, т.е. уточняли круг понятий, к которым относится данное слово. По мере развития этого письма оно становилось все более приспособленным для передачи не только целых слов, но и их частей, отдельных морфем. Словесно-слоговое письмо позволяло передавать тексты любого содержания, обеспечивая достаточно точную фиксацию речи.  И последний этап – алфавитное письмо, когда отдельный знак (буква) передает, как правило, один звук. Оно получило свое развитие из фонографии. Первый этап развития фонографии называется слоговым, когда согласная сочетается вместе с гласным. Слоговой (силлабический) алфавит должен соответствовать количеству слогов с данной гласной, что, как правило, не превышает нескольких десятков. Получается довольно простой алфавит. 

Слоговое письмо (иногда его называют силлабическим от фр. syllabe — слог)  — вид фонетической письменности, знаки которой обозначают отдельные слоги. Обычно символ в слоговом письме представляет собой факультативный согласный звук со следующим за ним гласным. Силлабические системы – часто результат упрощения словесно-слоговых сис­тем. Они могут воз­никнуть и вторично путём введения огласовки в консонантное буквенно-звуковое письмо (так появилось эфиопское письмо из др.-семитского) или могут быть придуманы специально в дополнение к логографически-силлабическим системам в языках, отличающихся богатством грамматических форм (Япо­ния, Корея).  Наиболее широко распространены силлабические системы письма в Индии и Юго-Восточной Азии. Т.к. знаки не закреплялись в типографской форме, в Южной и Юго-Восточной Азии выработались десятки видов скорописей, внешне уже несхожих; лишь в 19-20 вв. многие из них получили и типо­графское оформление. Важнейшая система письма этой группы — деванагари, применяемая для санскрита, хинди и др. Преимущество силлабического письма — в меньшем числе знаков (100-300), недостаток — некоторая громоздкость и трудность в выборе пра­вильного чтения, особенно при отсутствии слово­разделов.  Консонантное письмо — тип фонетического письма, передающий только согласные звуки.  Консонантное письмо зачастую является переходным от слогового письма к полностью фонетическому.  Примерами полностью консонантного письма могут служить древнееврейская и финикийская письменности, где буквами обозначались согласные, выражавшие корни, а чередовавшиеся между ними гласные, для выражения грамматических форм, обозначались на письме диакритическими знаками (в древнееврейском они назывались «шво», а в арабском – «харакаты»). Таким образом, алфавит становился более экономным: в арабском, например, 28 букв для согласных и всего несколько «харакат» для гласных. Примерами частично консонантного являются современные еврейское и арабское письмо, содержащие знаки для некоторых гласных. 

studfiles.net

9.1 Виды письма

9.1.1 Предписьменные формы

Предписьменный (дописьменный) способ передачи информации, строго говоря, не является письмом, т.к. здесь используются не знаковые системы, а прямые изображения объектов: глиняные фигурки домашних животных, палочки с зарубками для ведения торгового обмена в Междуречье, доисторические наскальные рисунки людей и животных и пр. Чтобы «прочесть» подобные послания, не нужно было знать язык, к тому же многие из них были уникальными, приуроченными к какому-то конкретному событию и допускали множественное толкование (вспомним историю о скифских дарах персидскому царю Дарию).

К предписьменным формам обычно относят предметное письмо: например, цветное ракушечное письмо ирокезов вампум; письмо инков кипу, в котором применялись разноцветные шнурки: узелки на шнурках показывали количество, а цвет – предмет7; пиктографию, где изображение-картинка (рисунок, пиктограмма) может соотносится как со словом, так и с предложением и даже целым текстом (Рис. 5):

Рис. 5 Пиктография индейцев дакота.

Пиктография используется и в наши дни, т. к. пиктограммы не связаны с конкретными языками и всем понятны: спортивная символика, дорожные знаки, смайлики (Рис. 6):

Рис. 6 Современные спортивные пиктограммы

9.1.2 Собственно начертательное письмо

Идеографическое (логографическое) письмо. Идеограмма (логогограмма) соотносится с понятием или словом. В идеографических системах передается синтаксис предложения, но не грамматические формы слов и их звучание. В отличие от пиктограммы, которая индивидуальна, логограмма носит общепринятый, устоявшийся характер.

Наиболее древней из идеографических систем считается возникшая около 5 тысяч лет назад клинопись8 шумеров, живших в Междуречье (территория современного Ирака). Если вначале они использовали около 2000 знаков и писали столбиками, то потом число знаков сократилось до 200-300, а тексты стали записывать в строчку слева направо. Существует гипотеза о том, что все письменные системы (кроме письменности майя) происходят из шумерского письма. Недаром шумерский язык называли латынью Древнего Востока. Достоверно известно, что от шумерской клинописи произошли древнеперсидское и аккадское слоговое письмо.

Приблизительно в то же время, что и клинопись, возникла китайская иероглифика, которая используется в современном Китае и в настоящее время9. Китайское письмо насчитывает более 50 тысяч иероглифов, но в обыденной жизни достаточно знать несколько тысяч. Искусство каллиграфии ценится в Китае очень высоко и это неудивительно: иероглифы состоят из 26 различных мазков, которые наносятся в строго определенной последовательности. Легенда гласит, что знаменитый каллиграф Ван Хижи потратил 15 лет на совершенствование написания одного иероглифа, состоящего из пяти мазков.

Наряду с обычными идеограммами в китайском письме существуют фонетические знаки (ключи или фонетические детерминативы), которые вписываются в сам иероглиф и указывают не только на значение морфемы, но и на произношение.

Частично фонетизация идеограмм произошла и в Древнем Египте. Иероглифическое письмо появилось здесь около 5 тысяч лет. Со временем у египтян развилась сложная система, в которой графические знаки соответствовали целому слову, либо слогу с определенной согласной. Так, иероглиф «рот» обозначал не только слово, но и сочетание звука [r] с любой гласной, а иероглиф «нога» — [b] + любой гласный. Следовательно, уже в недрах идеографического письма вызревали зачатки слогового и звуко-буквенного письма. Следует особо упомянуть, что от древнеегипетской иероглифики произошло финикийское письмо, легшее в основу большинства современных письменных систем (см. Рис. 4).

Слоговое письмо. Единицы данного вида письма – силлабограммы – соответствуют слогу). Кроме древних систем (древнеперсидской и аккадской), существовавших во II — I тысячелетиях до нашей эры, к слоговому письму можно отнести современное индийское деванагари и японские катакана и хирагана.

В деванагари имеется два вида знаков: основной знак, который крепится снизу к горизонтальной линии, передает слог “согласный + [а]”; дополнительный знак меняет гласный на [e] или [u].

Японская иероглифика происходит от китайской, но китайскими иероглифами здесь обозначаются корни, аффиксы передаются японскими иероглифами. Таким образом, японцы приспособили китайское письмо к своему языку, который сильно отличается от китайского корневого языка обилием словоизменения.

Еще один любопытный пример слогового письма — письмо индейцев кри, в котором гласная в слоге указывается направлением знака (Рис. 7):

Рис. 7 Слоговое письмо индейцев кри

Слоговое письмо, несомненно, обладает преимуществом перед идеографическим письмом: нет необходимости запоминать огромное количество графических знаков, т. к. в любом языке слогов значительно меньше, чем слов. Однако данный вид письма подходит не всем языкам, например, силлабограммы трудно использовать там, где есть большие скопления согласных.

Звуко-буквенное (фонографическое) письмо. Эта разновидность письма принципиально отличается от идеографии или силлабографии. Буква здесь передает звук, а комбинации букв – слова. Звуко-буквенное письмо считается самым быстрым и эффективным: для передачи любой информации русскому языку достаточно 33 буквы, английскому – 26. Гораздо сложнее выучить 800 клинописных знаков или 5000 китайских иероглифов.

Выделяют две разновидности фонографического письма – консонантное и алфавитное.

Первыми фонографическими системами были консонантные западносемитские письменности (например, финикийская с XII – X веков до нэ). В консонантном письме обозначается сочетание «согласный + любой гласный или нуль гласного», иначе говоря, основной графический знак передает согласный, а дополнительный надстрочный или подстрочный знак (диакритический значок) — гласную. Этот тип письма подходит к семитским языкам, в которых наблюдается явление консонантизма: корень слова состоит из согласных, а гласные – непостоянные элементы с грамматическим (лексико-грамматическим) значением. В настоящее время этот тип письма сохранился в современном еврейском и арабском языках. Арабское письмо существует с IV века нашей эры: из 28 его согласных 22 имеют разновидности в зависимости от позиции в слове (Рис. 8):

Рис. 8 Позиционные изменения в написании арабских букв

В некоторых случаях консонантное письмо подверлось полной фонематизации и превратилось в фонематическое или алфавитное10. Так, греческое письмо (существует c VIII в. до н.э.) заимствовало буквы финикийского, добавив ряд собственных для передачи звуков, которых не было в финикийском языке. При этом часть графических знаков стала использоваться для обозначения гласных, и текст стал записываться пофонемно, т. е. каждая буква изображала либо гласный, либо согласный. Греки также стали писать слева направо и ввели интервалы между словами и пунктуацию (Рис. 9):

Рис. 9 Становление греческого и латинского алфавитов

Кроме греческого и латинского письма к алфавитному письму

относятся рунические надписи древних германцев11, а также славянское письмо — глаголица и созданная на ее основе кириллица.

Буквы Кириллицы основаны на византийском унциальном письме IX века – времени жизни святого Кирилла. Кириллицей пользуются православные славянские народы: русские, украинцы, белорусы, сербы и болгары.

1См. работы Э. Рош и Б. Берлин 70-х гг. прошлого века.

2См. труды Ч. Филлмора, Р. Шенка и Р. Абельсона 70 – 80-х гг. XX в.

3См. работы Дж. Лакоффа и М. Джонсона начиная с 80-х гг. XX в.

4Для явлений, встречающихся в большинстве языков, часто используется другой термин — фреквенталии.

5Закон назван в честь двух лингвистов, открывших его в 19 веке: датчанина Р. Раска (1787 – 1832) и немца Я. Грима (1785 – 1863).

6Кириллица, как и латиница – разновидности звуко-буквенного письма.

7Так, бурый цвет означал картофель, желтый – золото, красный – воина.

8Шумеры писали тростиковыми и костяными палочками на табличках из сырой глины. Под нажимом след получался глубже, а там, где стиль вынимали, — тоньше. Готовый документ сушили на солнце или обжигали, недописанный – хранили в мокрой тряпке.

9Китайцы считают создателем иероглифов Канн Джи – чиновника, жившего при легендарном Желтом Императоре более 4 тысяч лет назад. По преданию, Канн Джи придумал первые знаки, изучая следы животных и птиц на песке.

10Хотя к алфавитному чаще всего относят письмо, в котором согласные и гласные получили графическое «равноправие» (ср. с консонантным), первые алфавиты как упорядоченная последовательность письменных знаков возникли в консонантных системах (алфавит жителей Угарита на побережье современной Сирии, финикийский алфавит).

11Рунами писали германские и скандинавские племена в период с 200 г. до н.э. до 1200 г. н.э. Все руны построены на острых углах, т. к. знаки вырезались на дереве, камнях, кости. Позднее было найдено неожиданное сходство рунического письма с памятниками письменности на территории Монголии, в долине Енисея, с древневенгерским руническим письмом.

studfiles.net

36. Типы письма

36. Типы письма. Специфика иероглифического типа письма.

Письмо – условная семиотическая система; искусственное образование, созданное человеком.

Система письма близко связана с языком, поэтому его воспринимают как деятельностную языковую систему.

Звуковой язык — естественный, письмо — искусственная система.

Существовали различные системы письма-

  1. Начертательное письмо зарождается как пиктография. т.е. письмо рисунками. В нем нет направленности на звуковой язык. Примером пиктографического письма являются рисунк в пещерах, обнаруженные археологами. (палеолит, неолит)

Действительное письмо начинается с иерографии ( Иероглифика — китайская система письма).

  1. Зарождение иерографии связано с необходимостью передачи того, что не обладает наглядностью. Наиболее ярким выражением иерографии является иерогрифика.

Иерография — это такое письмо, в котором графические знаки передают не слова в их грамматическом и фонетическом оформлении, а те значения, которые за этими словами стоят. Поэтому, например, в китайской иероглифической письменности омонимы передаются разными иероглифами, а звучат они и морфологически построены одинаково. В китайском письме осталась некоторая часть старой иероглифики.

В иероглифике рисунок так же не направлен на звуковую речь.

В Др. Египте употребление иероглифа могло быть трояким:

  • Использовались в качестве словесных знаков. Подразумевались как конкретные предметы: одушевленные существа или предметы, так и отвлеченные понятия и глаголы. Без учета произношения. Количество этих знаков ограничено (24-30).

  • В качестве фонограммов. Фонограмма-сочетание 2х элементов, которые передают звук. Образовывались из корней слов, от которых образованы. Употреблялись трехсогласные, двусогласные и односогласные фонограммы. Чаще всего использовались двусогласные фонограммы. (только из согласных!)

  • В качестве детерминативов. Детерминативы – это знаки, которые указывали на то, что слово – это предмет или абстрактное понятие.

Абстрактные понятия создавались с помощью средств (синекдохи, метонимии, метафоры).

Метафора: алчность, жадность изображали с помощью иероглифа крокодила.

Размер иероглифа тоже имел значение. Чем больше иероглиф, тем больше значение слова.

Ребусный способ письма. Одно слово могло заменить другое слово исходя из звучания. Кукла+бутылка+вата=кукла виновата.

Пис. язык — звуковой язык, зафиксированный в той или иной системе письменности.

Скоропись — иеротика (рисунки), демотика (более простная)

Ф. Шампольон смог приблизиться к дешифровке древнеегипетских иероглифов, так как надпись содержала передачу одного и того же текста вверху древнеегипетскими иероглифами, посередине -древнеегипетским демотическим письмом, а внизу был дан перевод текста на древнегреческий язык.

Картуши с обозначением имен писались в овале.

Иероглифическое письмо удобно тем, что посредством его знаков можно передать и наглядное, и отвлеченное содержание; здесь уже возникает вопрос алфавита, так как, для того чтобы читать и писать, надо знать и иметь в распоряжении известный набор знаков и определенное для данного текста и притом очень большое количество иероглифов.

Идеография – это такое письмо, в котором графические знаки передают не слова в их грамматическом и фонетическом оформлении, а те значения, которые за этими словами стоят. Поэтому, например, в китайской иероглифической письменности омонимы передаются разными иероглифами, а звучат они и морфологически построены одинаково.

Форма чтения на древнеегипетском — бустрофедон (слева направо, потом следующая строчка — справа налево. «змейка»)

Считается, что скоропись оказала влияние на возникновение письменность на Синайском полуострове (консонантное письмо.связано со звуком.)

Девенагари( вид древнеинд. письма. язык-санскрит) — литературное письмо. Чаще всего используется гласная «а». В алфавите записано «согласная + а». Для того чтобы читать другую гласную, применялся тот или иной надстрочный или подстрочный знак; если же требовалось передать одну согласную, то ставился особый подстрочный «запретительный» знак вирама.

Для случаев скопления согласных в одном слоге употреблялись лигатуры1, например для сочетаний тра, кта и т. п. Чтобы читать согласный без гласной «а» ставили знак вирама.

При силлабической системе письма графические знаки являются не буквами, а силлабемами1

Силлабический алфавит должен соответствовать количеству слогов с данной гласной, что, как правило, не превышает нескольких десятков. Получается сравнительно простой алфавит, употребление которого не требует особых логических и грамматических познаний.

Древнегреческий.

Финикийский алфавит (консонантный) — из лишних согласных сдеали гласные греческого языка.Для особых придыхательных греческих согласных были придуманы специально буквы: υ – «тета», φ –«фи», х – «хи»

Палеография — изучение и установление времени создания пис. памятников, надписей.

Значки в разные периоды времени писались по-разному (размер, наклон), поэтому удавалось установить где и когда были сделаны надписи.

Звуко-буквенная письменность. Не отражает полностью произношение. В некоторых языках произношение является близким (немец, русс), а в некоторых — далеким (анг, франц)

с 13 века в английский вошло много французских слов.

Были многочисленные попытки реформировать англ алфавит, орфографию. Например, Бернард Шоу оставил наследство, чтобы изменить англ. орфографию.

В англ. наблюдается ассиметрический дуализм языкового знака. (Одной буквой может передаваться много знаков, и наоборот). Например, буква «a» имеет 12 звуков в англ. языке, «e» — 10, «i»-9.

Фонография — письмо стало передавать язык не только в его грамматическом строе, но и в его фонетическом обличии.

Еще египтяне и ассиро-вавилоняне делали попытки передачи в письме фонетической стороны языка.

Ассиро-вавилоняне свои сложные слова стали разлагать на «кусочки», созвучные с короткими словами шумерского языка (откуда ассиро-вавилоняне получили свою письменность), т. е. в конце концов – на слоги. Тогда иероглиф стал обозначать слог.

Для пояснения такого разложения слова можно привести следующий пример: если бы мы русское имя Шура разложили на шу и ра и передали эти куски в соответствии с их французским значением шy(chou) – «капуста» и ра (rat) – «крыса», то мы изобразили бы иероглифами «капусты» и «крысы» это имя.

studfiles.net

6 письмо и его типы

Письмо и его типы

Письмо можно определить как систему знаков, позволяющую передавать информацию на расстояние и сохранять ее во времени. Система письма имеет постоянный состав знаков. Знаки письма могут фиксировать разные единицы звуковой речи. Если знаки соотносятся со словом или с морфемой, то мы говорим об идеографическом типе письма. В том случае, когда знак обозначает звук (фонему), говорят о фонографической разновидности. Первоначально в качестве зримого выражения мыслей человека служили рисунки, причем эта рисуночная форма была в значительной мере независима от речи, выражавшей мысли в слышимой форме. Эта форма письма носит название пиктография, т.е. картинное письмо.  Пиктограммы – единицы такого письма – выцарапывались, а затем и рисовались на стенах пещер, на скалах и камнях, на рогах и костях животных, на бересте. Различны и сами начертания пиктограмм, отражая этим разнообразие человеческой жизни. Сообщения в пиктограммах не расчленялись на слова, а передавались как бы целиком.  Пиктографическое письмо выражало мысль посредством символического осмысления изображения лиц, предметов, явлений. Для пиктографии характерна незакрепленность за пиктограммой конкретной единицы языка, обладающей определенным значением (знак солнца, например, может быть прочтен и как день, и как на следующий день, завтра, и как солнце), т.е. пиктограмма не может соответствовать слову, словосочетанию, предложению и даже нескольким предложениям, поскольку она не передает языковую структуру (последовательность морфем, слов, их форму, звучание и т.д.).  Вот почему с течением времени пиктограмма была заменена более совершенным письмом. Появились новые системы письма с постоянным составом знаков, передающих либо целое слово, либо последовательность звуков, либо отдельный звук. В зависимости от характера передачи знаками элементов речи различаются идеографическое письмо, словесно-слоговое, собственно слоговое (или силлабическое) и буквенно-слоговое (или алфавитное).  На начальном своем этапе, пиктограмма, утратив зрительный образ и превратившись в немотивированный знак, была заменена идеограммой.  Если пиктограмма изображает предмет, то идеограмма обозначает значение слова. Идеограмма не обязательно должна напоминать о каком-то предмете своим сходством с ним, она является условным знаком значения слова. Для того чтобы отчетливее представить себе сущность идеограммы, можно обратиться к современным цифрам и арифметическим знакам. Эти знаки – весьма совершенные идеограммы. каждый из них ничем не напоминает изображаемый «предмет»: цифра «3» не похожа на реальное количество, изображаемое словом три, знак деления не похож на реальное действие, обозначаемое глаголом делить и т.д.  Потребность убыстрения письма и возможность передавать более сложные по содержанию и длинные по размерам тексты привели к схематизации рисунков, к превращению рисунков в условные значки иероглифы. Иероглифическое письмо удобно тем, что посредством его знаков можно передать и наглядное, и отвлеченное содержание. Здесь уже возникает вопрос алфавита, т.к. для того, чтобы читать и писать, надо знать и иметь в распоряжении известный набор знаков и определенное количество иероглифов.  Идеографическое письмо существовало лишь как переходное от пиктографии к словесно-слоговому письму.  В основе словесно-слогового письма лежала многозначная идеограмма, которая, однако, осложнялась дополнительными знаками. Эти дополнительные знаки и обеспечивали привязку идеограммы к определенному слову. Они выражали либо чисто звуковые элементы (слово в целом или его части), либо понятийные, т.е. уточняли круг понятий, к которым относится данное слово. По мере развития этого письма оно становилось все более приспособленным для передачи не только целых слов, но и их частей, отдельных морфем. Словесно-слоговое письмо позволяло передавать тексты любого содержания, обеспечивая достаточно точную фиксацию речи.  И последний этап – алфавитное письмо, когда отдельный знак (буква) передает, как правило, один звук. Оно получило свое развитие из фонографии. Первый этап развития фонографии называется слоговым, когда согласная сочетается вместе с гласным. Слоговой (силлабический) алфавит должен соответствовать количеству слогов с данной гласной, что, как правило, не превышает нескольких десятков. Получается довольно простой алфавит. 

Слоговое письмо (иногда его называют силлабическим от фр. syllabe — слог)  — вид фонетической письменности, знаки которой обозначают отдельные слоги. Обычно символ в слоговом письме представляет собой факультативный согласный звук со следующим за ним гласным. Силлабические системы – часто результат упрощения словесно-слоговых сис­тем. Они могут воз­никнуть и вторично путём введения огласовки в консонантное буквенно-звуковое письмо (так появилось эфиопское письмо из др.-семитского) или могут быть придуманы специально в дополнение к логографически-силлабическим системам в языках, отличающихся богатством грамматических форм (Япо­ния, Корея).  Наиболее широко распространены силлабические системы письма в Индии и Юго-Восточной Азии. Т.к. знаки не закреплялись в типографской форме, в Южной и Юго-Восточной Азии выработались десятки видов скорописей, внешне уже несхожих; лишь в 19-20 вв. многие из них получили и типо­графское оформление. Важнейшая система письма этой группы — деванагари, применяемая для санскрита, хинди и др. Преимущество силлабического письма — в меньшем числе знаков (100-300), недостаток — некоторая громоздкость и трудность в выборе пра­вильного чтения, особенно при отсутствии слово­разделов.  Консонантное письмо — тип фонетического письма, передающий только согласные звуки.  Консонантное письмо зачастую является переходным от слогового письма к полностью фонетическому.  Примерами полностью консонантного письма могут служить древнееврейская и финикийская письменности, где буквами обозначались согласные, выражавшие корни, а чередовавшиеся между ними гласные, для выражения грамматических форм, обозначались на письме диакритическими знаками (в древнееврейском они назывались «шво», а в арабском – «харакаты»). Таким образом, алфавит становился более экономным: в арабском, например, 28 букв для согласных и всего несколько «харакат» для гласных. Примерами частично консонантного являются современные еврейское и арабское письмо, содержащие знаки для некоторых гласных. 

studfiles.net

Типы письма в современном мире. — Студопедия.Нет

Предметное письмо. Изначально люди не обладали никакой письменностью. Поэтому было достаточно трудно передавать информацию на большие расстояния. Известная легенда (рассказанная Геродотом) о персидском царе Дарии Iгласит, что как-то раз он получил послание от кочевников скифов. Послание включало в себя следующие четыре предмета: птицу, мышь, лягушку и стрелы. Гонец, доставивший послание, сообщил, что более ничего сообщать ему не велено, и с тем распрощался с царем. Встал вопрос, как же интерпретировать это послание скифов. Царь Дарий посчитал, что скифы отдают себя в его власть и в знак покорности принесли ему землю, воду и небо, ибо мышь означает землю, лягушка — воду, птица — небо, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Однако один из мудрецов возразил Дарию. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: «Если вы, персы, как птицы не улетите в небо, или, как мыши не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Как оказалось в дальнейшем, этот мудрец был прав.

Пересказанная легенда раскрывает тот факт, что первоначально люди пытались передавать информацию при помощи различных предметов. Известными историческими примерами предметного письма также являются вампум (ирокезское письмо, представленное разноцветными ракушками, нанизанными на веревку) и кипу (перуанское письмо, в котором информация передавалась цветом и количеством узелков на веревках). Конечно, предметное письмо не было самым удобным средством передачи информации и со временем люди придумали более универсальные инструменты.

Пиктографическое письмо. Следующим этапом на пути формирования письменности стало письмо на основе изображений (пиктограмм). Можно вспомнить, что зарождение изобразительного искусства произошло ещё во времена древних людей прежде появления государственности. Однако эти ранние попытки все же не доходили до уровня систематически используемого для передачи информации инструмента. Сущность пиктографического письма заключается в том, что с помощью определенного знака выражается некоторое понятие. Например, понятие «человек» может быть передано изображением человека. Постепенно упрощаясь, пиктограммы все более удаляются от исходных изображений, начинают приобретать множественные значения. Однако пиктография не могла выполнять все потребности письма, возникающие с развитием понятий и абстрактного мышления, и тогда рождается идеография («письмо понятиями»). Она используется для передачи того, что не обладает наглядностью. Например, для обозначения понятия «зоркость», которое нарисовать невозможно, изображали тот орган, через который оно проявляется, то есть — глаз. Таким образом, рисунок глаза как пиктограмма означает «глаз» и как идеограмма — «зоркость». Следовательно, рисунок мог иметь прямое и переносное значения.

Иероглифическое письмо.В иероглифическом письме зачастую трудно различить исходное изображение, лежащее в его основе. В иероглифах появляются типичные конструктивные элементы, повторяющиеся в разных знаках. Вероятно, причиной этого было стремление человека упростить запись письменного текста, упростить обучение письму. Тем не менее, иероглифическое письмо по-прежнему сохраняло существенный недостаток: оно не имело никакой связи с произношением слова. В результате письменная и устная речь существовали как бы по отдельности. Кроме того, в языках, для которых характерно изменение формы слова в зависимости от его синтаксической роли, приходилось дополнять иероглифы специальными обозначениями для форм слов.

Слоговое письмо. Значительным шагом на пути сближения устной и письменной речи стало формирование слоговой письменности. Наиболее известными слоговыми письменностями являются клинописные (древнеперсидская, аккадская и другие наследники шумерского письма), западносемитские (финикийская, арабская и другие наследники древнеегипетской иероглифики) ияпонские слоговые системы (катакана и хирагана). Финикийское письмо сыграло в жизни человечества очень важную роль. Именно оно легло в основу греческого письма, от которого произошли латиница, кириллица и соответственно большинство современных письменностей.

Алфавитное письмо.Когда финикийским письмом стали пользоваться греки, они столкнулись с проблемой полноценной передачи звучания слов с помощью слоговой финикийской системы. Дело в том, что в финикийском письме, по существу, отсутствовали буквы для обозначения гласных звуков. Для греков в силу специфики образования форм слов это оказалось неудобным. Поэтому появились специальные символы для обозначения гласных. В результате письмо перешло на ещё более универсальный уровень. Теперь используя порядка 30 знаков, которые с легкостью мог выучить любой человек, можно было передать практически любые слова устной речи. Алфавитное письмо в силу своей простоты быстро распространилось по всему миру (хотя в некоторых цивилизациях переход к нему не произошёл).

 

studopedia.net

Письмо. Типы письма (идеографическое, слоговое, алфавитное) | сочинение, краткое содержание, анализ, биография, характеристика, тест, отзыв, статья, реферат, ГДЗ, книга, пересказ, сообщение, доклад, литература | Читать онлайн

Тема: Лингвистические термины и определения

Письмо — система графических знаков, употребляемых для фикса­ции речи. При помощи начертательных (графических) знаков письмо позволяет передавать речь на расстоянии и сохранять речевые произ­ведения во времени.

Основными типами (системами) письма являются:

  • идеографическое письмо,
  • слоговое, или силлабическое письмо,
  • алфавитное письмо.

Идеографическое письмо (от греч. idea ‘идея, образ’ и grapho ‘пишу’) — система отражения понятий при помощи графических знаков. Постепенная схематизация рисунков привела к их превраще­нию в условные значки — иероглифы (от греч. hieros ‘священный’ и glyphe ‘то, что вырезано’). При этом графические значки передают не звучание слов, а из значения. На этом принципе письма построена китайская иероглифическая письменность.

Слоговое письмо — система графических знаков, которые пере­дают разные слоги, то есть сочетания звуков. Этот тип письма пред­ставляет уже фиксацию звучащей речи (слогов) на письме. Ярким примером такой слоговой системы служит древнеиндийское письмо деванагари, которое используется и в ряде современных индийских языков — например, в хинди. Русское письмо также частично исполь­зует слоговой принцип (см. Принципы русской графики). Материал с сайта //iEssay.ru

Алфавитное письмо — система графических знаков, при помощи которых фиксируются отдельные звуки, т.е. это буквенно-звуковое пись­мо. Совокупность таких графических знаков (букв) называется алфави­том. Следует подчеркнуть, что буквы таких алфавитов соответствуют звукам, выполняющим смыслоразличительную функцию — фонемам. Поэтому алфавитное письмо часто называют фонематическим письмом. Впервые такая система письма появилась в Древней Греции. В дальней­шем алфавитное письмо стало использоваться в системах письменности большинства языков мира. Для русского языка используется алфавитное письмо на основе кириллицы.

На этой странице материал по темам:
  • тип письма
  • типы письма
  • типыв письма
  • типы написаний
  • письмо типы письма

iessay.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *