Тип школы – гимназии, лицеи, колледжи и многое другое

Типы школ в современном образовании

Скляренко Элина Олеговна

Современное образование выделяет по меньшей мере 7 типов школ (варианты общего среднего образования).

  1. Традиционная школа. Этот тип школы ориентирован на передачу готовых знаний. Каждому предмету отводится строгое кол-во предметных часов. Такая школа воспроизводит по преимуществу эмпирический тип мышления.

  2. Специализированная школа (с углубленным изучением одного или комплекса предметов). Это тип школы направлен на углубленное изучение какого-либо предмета (например, одного или нескольких языков, математики, физики, истории, литературы или физкультуры и пр.) Чаще всего это достигается за счет увеличения числа упражнений и учебных часов, отводимых в учебном плане для более детального изучения материала.

  3. Гимназия-лицей. Этот тип воссоздает академический уровень образования (стиль, форма и метод), существовавшего в дореволюционный период и по праву имевшего высокий авторитет. Чаще всего, учреждения этого типа, значительно изменяют учебные планы за счет добавления новых предметов, как правило, гуманитарного профиля (философия, логика, культура, изучение древних и нескольких иностранных языков и т.д.) и стараются привлекать к процессу преподавания специалистов высокого класса (сотрудников ведущих вузов, институтов, научных центров). Родители должны понимать, что многие лицеи и гимназии перегружают учебные программы за счет введения дополнительных уроков соответствующего профиля, увеличивают часы пребывания детей (особенно младшего школьного возраста) в стенах учреждения, что может сказываться на усвоения учебного материала и нервно-психических перегрузках детей. Стоит учитывать и тот факт, что часто, приглашаемые преподаватели, не являясь специалистами в школьном образовании, стараются дать детям как можно больше информации, не учитывая их возрастных особенностей.

  4. Инновационная (авторская) школа. Этот тип школы основан на авторских разработках, использовании отдельных педагогических технологий, новых методов и средств обучения и т. п.

  5. Школа, ориентированная на одну или несколько новых систем образования (Вальдорфская школа, школа Монтессори, Зайцева и пр.).

  6. Школа развивающего типа (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов). Этот тип школы представляет собой систему, обеспечивающую реконструкцию ребенком идеальных образцов действия, овладение понятиями с точки зрения условий их происхождения. Наиболее полно эта система выражена в обучении младших школьников математике, русскому языку и, изобразительному искусству. На этих предметах дети в особых формах взаимодействия со взрослыми и сверстниками осуществляют действия, посредством которых исторически складывались такие продукты духовной культуры, как математические и лингвистические понятия, художественные образы. В результате у них развиваются основы теоретического мышления и творческого воображения. Таким образом, развивающее обучение ориентировано на усвоение важного, но не единственно значимого для этой системы образования типа сознания: научно-теоретического и художественного как форм теоретического сознания. Система развивающего обучения фактически дает образец школы культурно-исторического типа, правда, ограниченный по целям и задачам и применяемый только к обучению детей младшего школьного возраста.

  7. Историко-культурная школа (от школы с усиленным гуманитарным компонентом знаний до школы диалога культур (В.С.Библер). Этот тип школы представляет собой довольно широкий спектр школ — от учебных заведений с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля до школы, построенной в рамках концепции диалога культур. В большинстве школ этого типа историческая вертикаль в гуманитарных предметах редуцирована к процессу последовательного усвоения знаний об истории и культуре того или иного периода или цивилизации. Задача освоения исторических типов сознания и деятельности, как правило, в школах этого типа не ставится.

Использованная литература: статья “Культурно-исторический тип школы” Рубцов В.В., Маргопис А.А. и др.

Загрузка…

www.uaua.info

Основные типы школ. Какую лучше всего выбрать?

Основные типы школ. Какую лучше всего выбрать?

Итак, скоро ваш ребенок должен пойти в первый класс. Вы купили кучу справочников, изучили Интернет-сайты школ, поспрашивали знакомых о том, где учатся их дети. Но уже на этом этапе вы столкнулись с первыми трудностями, а именно: какой тип (вид) школы выбрать – обычную общеобразовательную, частную или еще какую-нибудь? Дилемма.

Раньше выбор школы определялся тем, насколько близко она располагалась к дому. То есть, чем ближе, тем лучше: ребенок меньше времени будет тратить на дорогу, меньше уставать, да и бабушкам с дедушками будет проще забирать внука или внучку после уроков, если вы работаете.

Но сейчас многих родителей такой подход уже не устраивает: они хотят, чтобы их дети получили качественное образование, изучали иностранные языки, чтобы школа организовывала поездки заграницу и тому подобное. Список требований можно писать еще долго. Сможет ли государственная школа удовлетворить эти запросы? Или частная школа – более подходящий вариант? А, может, выбрать гимназию с каким-нибудь уклоном?

Так, как же разобраться в том разнообразии школ, которые сейчас есть в Москве? На самом деле, все не очень сложно – главное, понять то, чем различные виды учебных заведений отличаются друг от друга.

Давайте рассмотрим их основные типы, пользующиеся наибольшей популярностью в Москве.

1. Государственные школы

Государственные школы существуют в России уже много лет. Они, как видно из названия, финансируются государством, поэтому образование в них бесплатное, что является их неоспоримым плюсом. Еще одним важнейшим преимуществом подобных школ является государственный контроль учебного процесса: таким образом, вы можете быть абсолютно уверены, что школьная программа была одобрена Министерством Образования РФ. Обычно такие школы находятся недалеко от дома. Дорога в школу может занимать у ребенка 10-15 минут.

К недостаткам данного вида школ можно отнести низкий уровень преподавания иностранных языков (не во всех школах, конечно), слишком большие классы, где ребенку не может быть уделено достаточного внимания, нередко здания и классы нуждаются в ремонте.

2. Частные школы Москвы

В этих школах, соответственно, обучение платное. Школьная программа одинакова в государственных и частных школах Москвы, так как это единая государственная учебная программа. К преимуществам таких школ можно отнести: малое количество учеников в классах, а, соответственно, индивидуальный подход к каждому школьнику, высокий уровень преподавания за счет того, что частные школы переманивают хороших учителей к себе. А главным недостатком является, конечно, дороговизна обучения. Но опять же, качество образования зависит целиком и полностью от конкретного учителя. И в обычной государственной школе можно встретить великолепного педагога, который не только обучает детей каким-то наукам, но и вкладывает в них всю свою душу.

3. Школы со специализированным уклоном

В таких школах учебная программа может отличаться от программы обучения в государственных школах, так как здесь особое внимание уделяется «профилирующим» предметам. К таким школам относятся спортивные, художественные, химико-биологические, математические и другие учебные заведения. Самые популярные школы такого типа – школы с углубленным изучением иностранных языков. В первом классе ребенок начинает учить один язык, а в классе 5 ему дают уже второй. Физико-математические школы также пользуются большим спросом. Здесь обучают, в основном, точным наукам, а гуманитарные проходят для общего развития. Конечно, в первом классе ребенку не будут давать решать сложные математические задачи. Цель учителя на данном этапе — научить малыша шести-семи лет абстрактно и логически мыслить и правильно излагать свои мысли.

4. Гимназии

Здесь могут проводить обучение детей как на бесплатной, так и на коммерческой основе. Образование, полученное в гимназиях, считается качественным и разносторонним. Но основные предметы, обычно, преподаются на том же уровне, что и в обычной школе. В гимназиях особый упор делается на дополнительные предметы. По сравнению с частными школами в гимназиях редко бывают классы с небольшим числом учеников.

5. Школы — пансионы

Если вы работаете и просто физически не успеваете забирать ребенка из школы (мало того, что надо забрать ребенка, надо же ещё и помочь сделать ему домашнее задание!), то вам лучше всего подойдет именно этот вариант. Обычно пансионы расположены не в Москве, а где-нибудь за городом. Там дети живут пять дней в неделю, но в некоторых школах могут оставаться и на выходные, все зависит от конкретной школы и ее работы.

Вы уже выбрали в какую школу хотели бы отдать своего ребёнка?

Вконтакте

Facebook

www.schoolioneri.com

Виды общеобразовательных учреждений

Школа — учебное заведение начального, основного и полного среднего образования. Стандартная школьная программа общего среднего образования рассчитана на 10-12 классов и соответственно лет обучения.

Основной курс школы дает базовые знания по главным направлениям наук. Обучение осуществляется по типовой государственной программе

Виды школ

Общеобразовательные школы призваны создавать условия для обучения любой категории учащихся. Многие школы открывают дополнительные классы: коррекционно-развивающие, с углубленным изучением отдельных предметов, лицейские, гимназические, профилированные на вузы, а также отделения экстернатов, семейного и надомного обучения.

Школа с углубленным изучением отдельных предметов

Ученики имеют возможность углубленно изучать один или несколько предметов выбранной области знаний.

Школы с этнокультурным (национальным) содержанием образования

Образовательные программы таких школ учитывают языковые и национальные традиции (еврейские, грузинские).

Религиозные (конфессиональные) школы

Учебное заведение, где наряду с изучением общеобразовательных предметов значительное внимание уделяется изучению религии.

Поступление

Дети поступают в школу в 6 или 7 лет; оканчивают в 17 или 18 лет.

С 1 апреля во всех российских школах начинается запись детей в первый класс. Родители имеют право сдать копии документов и записать ребенка не в одну школу, при этом присутствие ребенка необязательно. Предпочтение отдается детям из близлежащих районов и домов.

    Необходимые документы (оригиналы):
  • заявление,
  • медицинская карта ребенка,
  • свидетельство о рождении,
  • документ, удостоверяющий личность родителя.

С 1 сентября 2011 года вступают в силу новые образовательные стандарты для начальной школы. Они предусматривают обучение работе на компьютере уже с первого класса и десять часов внеурочной деятельности. В этой связи, выбирая школу, есть смысл поинтересоваться: оборудован ли компьютерный класс, какие здесь кружки и секции, сколько педагогов дополнительного образования, есть ли столовая и группа продленного дня.

Особенности обучения

Рабочий день в школе состоит из уроков (40-45 мин.) и перемен (5-20 мин). В большинстве школ организована группа продленного дня, где дети отдыхают, едят, делают уроки, если нет возможности пойти домой.

В школе преподаются предметы четырех групп: гуманитарные, естественнонаучные, точные, предметы по искусству. В большинстве школ существуют разнообразные бесплатные кружки и секции.

История

Становление среднего образования в России было непростым и длительным.

С начала своего становления и в дальнейшем школа длительное время носила сословный характер.

В XV—XVI вв. в среднее образование представляло собой классическое образование, которое преподавалось в гимназиях, как правило, детям из наиболее обеспеченных семей с целью подготовки к университету.

Более упорядоченным и доступным образование стало в конце XVIII столетия, когда в 1766 году был принят первый в истории нашего государства школьный Устав.

В это время в России наряду с общим образованием получило распространение специальное образование, получаемое в училищах.

Новый школьный Устав был принят в 1804 году. На его основе стали создаваться гимназии, уездные и приходские училища.

С 1917 года советское правительство поставило основной задачей подъем общего среднего уровня образования и культуры народов. Конституция закрепила за гражданами право на образование.

Начальной школой к 1936 г. было охвачено почти все детское население. В дальнейшем советское школьное образование развивалось весьма успешно, его опыт используется по сей день в разных странах.

До 1986 года курс школьного обучения был 10-летним. В настоящее время школы перешли на 11-летнее обучение.

edu.glavsprav.ru

Типы школ

Роль  Великобритании  в   мировой  экономике и  политике Великобритания — высокоразвитое индустриальное государство, которое занимает важное место  в   мировой  экономике и играет большую  роль  в международных отношениях. Какие бы события ни происходили в мире, к совету из Лондона всегда прислушивается  мировая  общественность.

В последние десятилетия   образование  в  Великобрита­нии  стало одним из наиболее приоритетных направлений в государственной политике вне зависимости от того, какие политические силы находятся у власти. Принятие решений, определяющих перспективу развития отрасли, осуществляет­ся на самом высоком уровне в иерархической структуре управления — парламентом, правительством.

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ В АНГЛИИ

Центральным органам управления образования в Англии явля­ются: Департамент образования и науки.

Департамент образования и науки принимает непосред­ственное участие в выработке общей стратегии развития всех видов и уровней образования, оказывает посредством финансовых операций влияние на большинство учебных за­ведений, включая и университеты.

Следует отметить, что департаменты образования не кон­тролируют деятельность отдельных учебных заведений. Та­кой контроль возложен на Королевскую инспекцию и мест­ные органы образования. Королевская инспекция осущес­твляет общий надзор, который распространяется на все виды образования, кроме университетского, хотя в послед­нее время правительственные круги все чаще выступают с предложением о работе инспекторов и в университетах.

Непосредственный контроль за деятельностью учебных заведений систем школьного и дальнейшего образования осуществляется местными органами образования.

Характерной особенностью системы образования в Англии является преобладание государственного сек­тора. Процесс «огосударствления» системы образования начался значительно позже, чем в других странах Западной Европы.

В последние десятилетия влияние государства на разви­тие образования еще более возросло, что связано с необ­ходимостью его финансирования. В настоящее время госу­дарство оплачивает 80% текущих и 90% капитальных рас­ходов университетов.

Системой образования руководит Министерство образования, которое вырабатывает общенациональные стандарты, рекоменда­ции, инспектирует учебные заведения, субсидирует до 60% школьного бюджета. Каждая школа сама определяет свой учебный план, руководствуясь рекомендациями Министерства. Значительные права имеют муниципалитеты. Они финансируют остальные 40% обще­ственных затрат на школы. Министерские субсидии распределяют­ся в зависимости от того, руководствуется ли учебное заведение рекомендациями центра, а также от успешности работы заведения.

Образование  формирует менталитет, а он на этой основе создает новую культуру. В информационном обществе образованность является необходимым условием его существования, поэтому сфера  образования  становится приоритетной, ответственной за формирование нового социального характера, способного формировать новую культуру информационного общества.

Система образования Великобританииразвивалась на протяжении многих столетий и в настоящий момент подчинена строгим стандартам качества. Образование вВеликобританииявляется обязательным для всех граждан в возрасте от 5 до 16 лет.

Существует два сектора образования: государственный (бесплатное образование) и частный (платные учебные заведения, частные школы). В Великобритании существуют две системы образования, которые легко уживаются вместе: одна вАнглии,Уэльсеи СевернойИрландии, вторая — вШотландии.

Схема системы образования

В Великобритании существует огромное разнообразие школ. В различных справочниках, в Интернете, журнальных и газетных статьях могут использоваться разные критерии для классификации школ. Распространенный тип школы в Великобритании — это школы-пансионы (Boarding School), в которых ученики как обучаются, так и живут при школе.

В списке самых дорогих и престижных школ мира присутствуют и британские школы-пансионы.

Школы по подготовке к университетам(Sixth Form)— для старших подростков 16-18 лет.

Классификация школ по половой принадлежности обучающихся:

Смешанные школы— где совместно обучаются и мальчики, и девочки. Есть много сторонников совместного обучения, аргументирующих свою позицию следующими утверждениями:

• Дети с ранних лет учатся общаться и сотрудничать с представителями противоположного пола.

• Представители противоположного пола стимулируют амбициозность и повышают мотивацию к саморазвитию.

Школы для девочек— где обучаются только девочки. Аргументы в пользу отдельного обучения девочек следующие:

• Девочки развиваются физически и эмоционально несколько быстрее мальчиков, и в них им не приходится подстраиваться под «отстающих» одноклассников.

• Девочки, как правило, отличаются большей самоорганизованностью и лучшей дисциплиной, коллективы девочек оказываются лучше организованными и сфокусированными на учёбе.

• «Амурные дела» не отвлекают от учёбы.

• Девочки растут самостоятельными и не ожидают, что за них кто-то сделает «неженскую работу».

• Соревновательная среда мало привлекает, а иногда и угнетает девочек, которые гораздо более ценят поддержку и командную работу.

Школы для мальчиков— где обучаются только мальчики. Аргументов в пользу отдельного обучения мальчиков также существует немало:

• Мальчики от природы являются более подвижными и активными, и им для нормального развития необходимо много движения, спорта и подвижных игр.

• У мальчиков несколько иные критерии успешности, чем у девочек (не послушание, а лидерство, не «сглаживание острых углов», а дерзость и т. д.).

• Соревновательная среда необходима мальчикам для самовыражения и активного развития.

• Мальчики с детства приучаются легко справляться с «немужской работой» и становятся самодостаточными и самостоятельными.

Дошкольное образование

Дошкольное образованиеможно получить как в государственном, так и в частном учебном заведении. Часто родители отдают детей вяслив возрасте 3-4 лет.

Подготовительное образование

В частных школах в подготовительные(или начальные) классы принимают детей, начиная с 5 лет. Иностранные учащиеся поступают в школу с 7 лет, а в возрасте 11-13 лет сразу переводятся в средние классы той же частной школы.

Начальное школьное образование

Большинство британских детей поступают в государственные начальные школы в возрасте 5 лет, а затем в 11 лет переходят в классы среднего образования той же школы или переводятся в колледж.

Среднее школьное образование

Среднее образование в Англии для детей до 16 лет является обязательным. Все государственные и частные школы учат детей с 11 до 16 лет и готовят их к получению GCSE (General Certificate of Secondary Education) — общего свидетельства о среднем образовании, или GNVQ (General National Vocational Qualification) — национального свидетельства о профессиональной квалификации. Большинство иностранных учащихся поступают в британские средние школы (чаще всего в частные школы-пансионы) в возрасте 11-13 лет. Формирование творческого, уверенного в себе, самостоятельного человека – одна из основных задач британской школы. Дети проходят специальный общий цикл обучения по различным предметам, который заканчивается сдачей экзамена Common Entrance Examination. Успешная сдача такого экзамена — обязательное условие поступления в старшую школу. С 14 до 16 лет школьники целенаправленно готовятся к экзаменам (обычно – по 7-9 предметам) на сертификат о среднем образовании – General Certificate of Secondary Education.

studfiles.net

Основные типы начальных школ: открытые, закрытые, коррекционные, специальные

      Время выбирать школу

  Большинство школ переживает кризис. Не хватает учителей в связи с мизерной зарплатой. Нет денег на хороший ремонт и оборудование.
        Параллельно увеличился разрыв между школами обычными и элитными. Выделилось две большие группы элитных школ — частные и государственные. И в тех, и в других с родителей берут деньги. В частных школах это называется платой за обучение, а в элитных государственных школах — спонсорской помощью. По стилю обучения, общения учителей с учениками, директора с родителями, быту и многому другому между двумя этими категориями школ существует большая разница.

        Элитные государственные школы

        Благоденствие хороших государственных школ зиждется в основном на их репутации, добытой еще в советское время. Эта репутация привлекает родителей, в том числе и тех, кто может оказать спонсорскую помощь.
        Наибольшие шансы попасть в категорию «хороших» получили языковые спецшколы, которых в Москве около ста. «Джентльменский набор», которым привлекают такие школы, типичен. Хорошее обучение иностранному языку, летняя практика за границей, сотрудничество с московскими вузами, дополнительное обучение ряду привлекательных дисциплин от экологии до танцев — все это соответствует требованиям времени и пожеланиям родителей. В школы, которые все это предлагают, не иссякает поток желающих поступить.
        Самый простой способ для родителя, думающего о ребенке, — найти ближайшую спецшколу и попробовать устроить чадо туда. В принципе школы должны принимать всех детей из микрорайона. Но, увы, так бывает не всегда.
        Можно постараться пойти еще дальше и отдать ребенка в государственную супершколу, которых в Москве насчитывается едва ли два десятка. Отличие этой категории от предыдущей не столько в каких-либо формальных признаках, сколько в качестве преподавания и преподавателей, а также в отношениях, складывающихся между учениками, учителями и родителями.
        Элитные государственные школы схожи в некоторых чертах. Во-первых, сильным учителям нужны сильные ученики — без этого условия элитная школа теряет смысл. Во-вторых, требуется финансовая помощь со стороны родителей. Здесь возникает противоречие: способные дети отнюдь не всегда происходят из богатых семей. Элитные государственные школы вынуждены балансировать между возвышенным (обучением способных детей из любых семей) и низменным (обучением любых детей из богатых семей).
        Именно элитные государственные школы обеспечивают на сегодняшний день самый высокий уровень образования в Москве. Из них выходят победители олимпиад. Их выпускники лучше сдают экзамены в престижные вузы.
        Дается это, однако, немалой ценой. Отдав ребенка в элитную государственную школу, надо быть готовым к тому, что в третьем классе он будет за выходные дни решать 30 задач по математике, писать по-английски двухстраничный рассказ о прогулке Джона Смита по Лондону, не считая пустяков типа упражнений по русскому и пары нарисованных плакатов. Автору довелось услышать от директора одной из наиболее престижных государственных школ Москвы, что среди его выпускников нет ни одного совершенно здорового.

        Частные школы

        Хотите ли вы, дорогой читатель, найти такую школу, где в классе было бы не больше 10-15 учеников? Чтобы директор улыбался вам при встрече? Чтобы школьный учитель был учтив с вашим ребенком, даже если тот только что налил чернил ему на стул? Чтобы в занятия было включено посещение бассейна или конная прогулка? Чтобы ребенок был хорошо накормлен и приятно провел время в группе продленного дня?
        Если все это имеет для вас первостепенное значение и вы отнюдь не относитесь к беднейшим слоям населения, то возможно, что частная школа создана для вас. За сумму от 200 до 1200 долларов в месяц плюс солидный вступительный взнос вы получите трепетное отношение к ребенку, маленькие классы, повышенный комфорт и привлекательный набор дисциплин. Практически все частные школы обучают иностранному языку по меньшей мере с интенсивностью государственных спецшкол. Они быстрее реагируют на конъюнктуру и проявляют повышенное внимание к гуманитарным дисциплинам, искусству и спорту.
        Осмотрительность при выборе школы вообще ценное качество родителя. В отношении же частных школ оно особо пригодится ввиду их неоднородности. Среди более чем двухсот частных школ Москвы есть такие, закрытие которых ожидается со дня на день. Есть и такие, благоденствие которых может нарушить разве что вторжение марсиан.
        Достаточно верный признак устойчивой школы — собственное здание или хотя бы долгосрочная аренда. В противном случае могут грозить по два переезда в год, равные, как известно, одному пожару.
        Школа должна иметь лицензию, хотя некоторые ухитряются работать и без нее. Аккредитация означает право выдавать диплом государственного образца. Без такого диплома, ясное дело, в институт не поступишь. Однако среди частных школ лишь немногие имеют аккредитацию. Остальные изворачиваются: их выпускники сдают экзамены в экстернатуре или государственной школе по соседству.
        Самый главный принцип — нет одной самой хорошей школы, есть только школы, подходящие данному ребенку.
        Пожалуй, лучшая возможность удачно выбрать школу — обратиться к специалистам. В Москве при Институте психологии РАН существует консультация по выбору школ и детских садов (тел. 283-5330).


Скоро в школу? Чем раньше, тем лучше!

Баурова Наталия журнал «Няня», 2004 № 3 http://www.nanya.ru/podpiska/

Как ни крути, образование, полученное в школе, может определить путь вашего ребенка на долгие годы. Поэтому к выбору этого учреждения следует подходить, во-первых, со всей серьезностью, во-вторых, с огромной ответственностью и, наконец, делать это нужно заранее. То есть уже сейчас

В настоящее время в Москве насчитывается более 1500 общеобразовательных школ, государственных и частных. Казалось бы, выбор велик. Но как и где найти ту школу, которая отвечала бы вашим требованиям? Об этом и поговорим.
       

       Школа, гимназия или лицей?
       
Во времена нашего детства школу выбирали по принципу удобного месторасположения и наличия групп продленного дня. Этих «плюсов» было вполне достаточно для того, чтобы записать свое чадо в данную школу.
        В настоящее время существует широкий спектр образовательных учреждений различных направленностей: обычные государственные школы, гимназии, лицеи, частные школы – и это существенно усложняет задачу. Что же выбрать для своего ребенка, где ему или ей будет лучше? Попробуем ответить на этот вопрос, но прежде разберемся, чем эти заведения отличаются друг от друга.

              Государственная школа.

       Образовательная программа одинакова во всех государственных школах, за исключением специализированных. К сожалению, большая часть государственных школ не может похвастаться отличным педагогическим составом. Опытных учителей переманивают в частные образовательные учреждения. В результате в государственных школах работают либо вчерашние студенты педагогических ВУЗов, которым необходим стаж, либо учителя пенсионного возраста. Хотя, как показывает практика, в обычной школе встречаются великолепные педагоги, но… На голом энтузиазме далеко не уедешь.

        Лицей.

       Лицей дает углубленные знания по нескольким конкретным предметам и помогает своим выпускникам сориентироваться в выборе будущей профессии. В старших классах лицея большинство предметов читают вузовские преподаватели, специально для этого приглашенные. Учащиеся часто ходят на экскурсии в ВУЗ и некоторые предметы им могут читать в институтских лабораториях. По сути, лицей и школа при ВУЗе – это одно и то же. Основное отличие лицея от государственной школы при ВУЗе – широкий выбор дополнительных предметов, углубленное изучение иностранных языков и, конечно, плата за получение знаний.

        Гимназия.

       По идее, гимназия должна давать более качественное и разностороннее образование по сравнению с обычной школой. Но, как правило, в гимназиях базовые предметы преподаются на уровне обычной школы. Поэтому при выборе гимназии обращайте внимание не на количество дополнительных предметов, а на качество образования и квалификацию педагогов.

        Частная школа.
       

        Программа образования в частных школах та же, что и в государственных, поскольку это единая государственная программа. Но уровень образования в них бывает значительно выше, чем в обычных. Это связано с тем, что в частной школе есть возможность нанять лучших преподавателей да и количество учеников на одного учителя меньше (в среднем
        4—10 человек в классе). Кроме того, в частных школах на высоком уровне преподаются иностранные языки, эстетические предметы и ведется целенаправленная пoдгoтoвка в ВУЗы. И самое главное: в частной школе больше порядка, чем в государственной, и можно быть уверенным в безопасности своих детей.

       Школы разные нужны, школы разные важны        

        Лучшая школа – та, которая по максимуму соответствует вашим ожиданиям и интересам ребенка, его психологическим особенностям и эмоциональному складу. Поэтому, по мнению психологов, выбор школы нужно начинать со знакомства со своим малышом. Каков он? Готов ли к интенсивным занятиям? Отдает предпочтение умственному или физическому труду? Коммуникабелен ли? Чем хотел бы заниматься помимо обязательных программных предметов? Для того чтобы точно знать ответ, родительского внимания недостаточно. Уже сейчас «на предмет готовности к школе» чадо должны посмотреть такие специалисты, как невропатолог, нейропсихолог. А школы бывают разные.        

        С углубленным изучением иностранных языков.

       Базовое образование в таких школах, как правило, несколько выше среднего. Первый иностранный язык появляется в первом классе, а второй – обычно в 4–5 классе. Кроме того, в языковых школах часть обязательных предметов преподается на иностранном языке. В идеале после окончания такой школы учащиеся сдают международный экзамен, например Cambridge crown для английской школы, и получают сертификат на право обучения в любом ВУЗе англоговорящей страны без дополнительной подготовки.        

        Физико-математические.

        В этих школах делают упор на изучении точных наук, а гуманитарные предметы проходят для общего развития. Но математика не иностранный язык, с пяти лет глубоко в нее погружаться не обязательно. Поэтому даже в таких школах физико-математическая и химико-биологическая специализации появляются обычно в 5–6-х классах. А до этого помимо базовых предметов уделяется много внимания развитию логики, памяти, пространственному мышлению, устному счету и прочим тренирующим мозг дисциплинам и навыкам.        

        Экономической и юридической направленности.

       Школы экономической и юридической направленности дают хорошее базовое образование и готовят учащихся к поступлению в соответствующие ВУЗы. Помимо углубленного изучения математики, языка, информатики эти школы предлагают к изучению такие дисциплины, как делопроизводство, бухучет, политологию, основы экономики, психологию, правоведение. В таких школах детей с первого класса готовят к соответствующим специальностям, даже игры, в которые играют первоклашки между уроками, в этих школах связаны с экономикой.        

       Гуманитарные.

        Помимо базового образования гуманитарные школы делают упор на изучении логики, риторики, латыни, художественной культуры, правоведения и прочих гуманитарных предметов. Но при выборе школы с углубленным изучением подобных дисциплин надо быть осторожным: они весьма склонны к обилию приятных, но в сущности бесполезных занятий, которые будут отвлекать силы от базовых предметов. И если, повзрослев, ребенок начнет проявлять интерес к точным наукам, ему будет довольно сложно поступить в ВУЗ, где на них идет упор.        

        Художественно-эстетические.

       Назначение школ с «углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла» может быть разным. Как правило, в таких школах дается обычное базовое образование и идет упор на занятиях музыке, хореографии, танцами, изобразительном исскустве или театральном мастерстве. Многие отдают своего ребенка в такую школу, желая, чтобы ему не было скучно учиться и чтобы параллельно с получением образования он еще и развивался творчески. Хотя чаще всего в художественно-эстетические школы отдают детей, проявляющих интерес, талант к изучаемым здесь предметам.        

       Школы при ВУЗах.

       Большинство школ поддерживают контакт с ВУЗами. К сожалению, сейчас они не такие прочные, как раньше, и рассчитывать на 100%-ное поступление не приходится. Школы при ВУЗах могут быть как физико-математической, так и языковой и гуманитарной направленности. Все зависит от того, к какому ВУЗу относится данное учреждение.        

       Спортивные школы.

       Спортивные школы бывают двух видов. Первые занимаются общей физической подготовкой учащихся, не выделяя конкретные виды спорта. А вторые целиком сосредоточены на одном виде: футболе, теннисе, плавании. Базовое образование в таких школах, как правило, на уровне обычной государственной школы. Основной упор идет на тренировки.

       Где искать?
       
Вариантов тоже несколько. Первый и самый простой – так называемое «сарафанное» радио. Расспросите друзей и знакомых, чьи дети уже учатся в школе. Они дадут вам наиболее правдоподобную характеристику учреждения, куда ходит ребенок. Молва о хороших школах с сильным педсоставом обычно работает как самая действенная реклама. Второй вариант – это специализированные справочники и Интернет. На прилавках книжных магазинов можно найти огромное количество гидов по московским школам. Наиболее полный – «Школы Москвы» – выходит дважды в год в педагогическом объединении «Радуга». В это издание входят сведения о 300 частных школах, лицеях и гимназиях, а также обозначены координаты практически всех государственных школ г. Москвы. Аналогичные справочники выходят практически во всех крупных городах нашей страны. А Интернет-версию этого справочника можно посмотреть на сайте irad.ru. Кстати, Интернет-изданий, посвященных выбору школ, в настоящее время гораздо больше, чем печатных. Так, при поддержке Министерства образования РФ выходит российский общеобразовательный портал school.edu.ru, где постоянно обновляется информация о различных учебных заведениях. Много полезной информации о школах и детских садах города Москвы вы найдете на сайтах advice.ru, edunews.ru и parent.fio.ru. Вся информация о школах в Санкт-Петербурге представлена на сайте detishki.ru. А получить квалифицированные ответы на все вопросы об образовании в России можно на сайте become.ru. И третий вариант поиска школы – департаменты образования. В каждом городе есть департамент образования, который отвечает за работу государственных общеобразовательных учреждений в данном регионе. В окружном департаменте образования вы можете найти информацию обо всех образовательных учреждениях своего округа, получить квалифицированный совет по выбору школы и узнать о специализированных школах.

       P.S. У Московского департамента образования есть официальный сайт – educom.ru. Здесь вы можете узнать последние новости образования, график и режим работы окружных и региональных департаментов, получить ответы на другие интересующие вас вопросы.

       Критерии выбора школы        

        В классе должно быть не более 10–15 человек, если это частная школа, и не более 30 – в государственной.        

       Школа дает полный набор знаний по всем базовым предметам. Показателем качества образования служит тот факт, что ученики данной школы участвуют в городских научных конференциях и семинарах, даже имеют собственные патенты на изобретения. Ученики школы – победители и призеры различных олимпиад. Многие выпускники – студенты престижных ВУЗов.        

       Возможен дифференцированный подход к обучению, так называемое уровневое обучение. Ваш ребенок, по согласованию с вами, учится на уровне А, В или С. Уровень В – это обычный уровень сильной школы. Уровень А – соответствует московскому стандарту образования и предполагает учебу по данному предмету на 5 или 4, если предполагать, что в дальнейшем ребенок не будет специализироваться на данной дисциплине. Уровень С – дает по предмету знания и навыки на 5 (в крайнем случае на 4), обеспечивающие гарантированное поступление в сложный ВУЗ.        

       Хорошо, если все домашние задания выполняются в школе. Во многих школах ученики вынуждены выполнять задания по вечерам или в выходные. По мнению педагогов, тот факт, что ребенку на дом задают большой объем работы, вовсе не говорит о высоком качестве обучения. Скорее о том, что обязанности учителей перекладываются на плечи родителей.        

        Преподаватель находит индивидуальный подход к каждому ученику.        

        Школа имеет собственную научную лабораторию. Где ведется разработка и внедрение самых современных и наиболее эффективных методик обучения, в итоге каждый учитель использует на уроке новейшие педагогические разработки.        

       В учреждении стабильный педагогический состав, педагоги высшей квалификации, хорошо, если есть кандидаты и доктора наук.        

       Стабильный коллектив учащихся. Детям хорошо и комфортно в школе, родители довольны уровнем и качеством образования.        

       Дети учатся работать на современной оргтехнике и к моменту окончания школы владеют компьютером на уровне пользователя. Дополнительный плюс – подключение школы к Internet и общение учеников со сверстниками из других стран по сети.        

       Наличие психологической службы. Хорошо, если опытные психологи ведут и тестируют каждого ребенка и находятся в контакте с родителями.        

       В школе предоставляется качественное медицинское обслуживание: регулярные диспансеризации и обследования, вакцинация импортными препаратами и профилактические мероприятия.        

       Хорошо организованная вторая половина дня: факультативы, кружки по интересам и спортивные секции.        

       Школа берет на себя организацию отдыха детей во время каникул в спортивно-оздоровительных лагерях.        

       Учреждения имеют собственные здания. Это говорит об их надежности и стабильности.        

        Контролируется безопасность детей на территории школы

www.nanya.ru

Типы и назначение общеобразовательных учреждений

Поиск Лекций

Введение

В настоящее время проектирование школьных зданий в нашей стране переживает новый этап развития. Появляются новые методы образования, школы корректируют учебные программы, добавляя новые предметы. При этом инновационный учебный процесс протекает в типовых зданиях, оставшихся от предыдущей социальной системы.

Появляется несоответствие учебного процесса и его материальной оболочки.

Реформа средней школы, вызывает необходимость создания более совершенных проектов общеобразовательных школ.

К общеобразовательным учреждениям относятся общеобразовательные школы I, II и III ступеней обучения, гимназии, лицеи.

I ступень обучения – начальное общее образование (1–4 классы), II ступень – основное общее образование (5–9 классы), III ступень – среднее (полное) общее образование (10, 11 или 9–11 классы).

 

Начальная общеобразовательная школа. Организуется как самостоятельная школа, а также в составе основной или средней общеобразовательной школы (срок обучения в начальной школе 3–4 года).

Основная общеобразовательная школа. Организуется как самостоятельное общеобразовательное учреждение с 1 по 9 класс включительно, так и в составе средней (полной) общеобразовательной школы.

Средняя (полная) общеобразовательная школа. Организуется как самостоятельная школа Ш ступени, так и имеющая в своем составе школы I и П ступеней, (срок обучения – 2(3) года или 11 лет).

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов. Общеобразовательное учреждение, осуществляющее образовательный процесс, реализующее учебные программы среднего (полного) общего образования, в том числе программы углубленного изучения одного или нескольких предметов (иностранный язык (языки), физика, математика (физико-математика), химия, биология (биолого-химия), литература, история, экономика и другие предметы). С 8-х и 9-х классов П ступени образования начинает осуществляться дифференцированный подход в работе со школьниками и постепенный переход на углубленные программы. Существует как самостоятельное звено (Ш ступень) или имеет в своем составе школу I или П ступеней образования.

Общеобразовательная школа-лаборатория. Общеобразовательное учреждение реализует образовательные программы общего среднего (полного) образования и экспериментальные программы. Экспериментальные образовательные программы обеспечивают работу учреждения в инновационном режиме и на повышенном образовательном уровне, разрабатываются и реализуются при участии научных сотрудников, входящих в состав лаборатории. Школа-лаборатория имеет в своем составе три образовательные ступени. При необходимости включает в свою структуру дошкольное учреждение. Общеобразовательная школа-лаборатория может вводить начальную профессиональную подготовку.

Старшая профильная школа содержит 8–11-е, 9–11-е или 10–11-е классы с числом учащихся в классной группе – 20 учеников. Может быть многопрофильной или монопрофильной. Основными планировочными элементами, определяющими профильность школы, являются помещения практикумов, их назначение, число и площади определяются программами углубленного изучения предметов и соответствующей им педагогической технологии. По основным направлениям профилизации может быть принято от двух до нескольких практикумов.

Гимназия – общеобразовательное учреждение реализует обще-образовательные программы общего среднего (полного) образования, дает, как правило, обучающимся среднее гуманитарное образование углубленного типа со знанием двух-трех иностранных языков. Гимназия может иметь в своем составе только П и Ш ступени образования. Срок обучения – 7(8) лет;

Лицей– общеобразовательное учреждение реализует общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, дает обучающимся углубленное изучение ряда предметов и профессиональную подготовку, а также обеспечивает непрерывность среднего и высшего образования. Лицей организуется как учреждение в основном Ш ступени образования, но может с 8–9 класса. Срок обучения 2(3) года или 4(5) лет.

Количество учащихся определяется исходя из демографического фактора и составляет: на 1 000 жителей – 110 мест в городах, до 180 – в поселках-новостройках. При этом максимальное количество учащихся в одной школе – 1 000 человек. Доступное расстояние от дома до школьного учреждения определяется так: для начальных классов – 15 минут пешком, для средних классов – 30 минут, для старших классов – 45 минут пешком.

Вместимость школьного здания зависит от общего количества ученических мест и количества классов.

Количество ученических мест в классах – не более 25.

Количество классов определяется различным соотношением потоков I, II и III ступеней обучения. Например, в средней школе, рассчитанной на три ступени обучения по одному классу на каждой из них, будет составлять 275 учащихся (т.е. один класс, умноженный на 11 лет, 11 классов по 25 человек в каждом). В школе с двумя параллельными классами на каждой ступени будет учиться 550 учащихся (22 класса по 25 человек). В школе с тремя параллельными классами – 825 учащихся.

В связи с этими данными предлагается следующая примерная номенклатура и организационно-педагогическая структура (соотношение количества потоков начальной, неполной средней и средней школы).

 

 

Выбор типа школьных зданий зависит от ряда конкретных условий. Так, при равных условиях следует отдавать предпочтение зданиям большей вместимости, которые, как правило, экономичнее по стоимости строительства, эксплуатации и использованию территории. Кроме того, в них лучше можно организовать учебный процесс, развивая общешкольные помещения (производственные мастерские, спортивный комплекс и т.д.).

Настоящие методические указания составлены для разработки проекта общеобразовательной школы, включающей 11 классов обучения. Вместимость проектируемого здания – 550 или 825 учащихся (по 25 учащихся в каждом классе).

Цель разрабатываемого проекта – создание более совершенного объемно-планировочного решения здания школы, отвечающего требованиям современного учебного процесса и санитарно-гигиеническим нормам.

 

Объемно-планировочное решение

Школьныездания рекомендуется проектировать универсальными: тогда они могут использоваться и в качестве школы, и как лицей или гимназия. Высота школьных зданий – два-три этажа, на затесненных участках допускаются четыре этажа, в том случае, если на четвертом этаже не размещаются помещения начальных классов. Высота учебных помещений – не менее 3,3 м от пола до пола вышележащего этажа. При этом необходимо учитывать следующие особенности: для 1…4 классов всех школ предусматривают классные помещения; для 5…9 классов неполных средних школ –классы-кабинеты и лаборатории; для 10, 11 классов средних школ – учебные кабинеты и лаборатории. (Приложение №2.)

Таким образом, в средней школе начиная с 4 класса вместо классных помещений предусматриваются специализированные учебные классы-кабинеты (математики, литературы и т.д.). Количество классов, учебных кабинетов и лабораторий определяется исходя из того, что все занятия проводятся в одну смену.

Помещения школьных зданий подразделяются на две обособленные группы: учебные и общешкольные. Рекреационный комплекс (форум), если он проектируется, занимает промежуточное положение.

Учебные помещения группируются в секции:

· для первых классов в секциях располагаются не более трех классных помещений со спальнями-игровыми (комнатами отдыха) и caнитарными узлами;

· для 2… 4 классов в учебных секциях следует предусматривать не более шести классных помещений с рекреационными помещениями и санитарными узлами, а также комнату труда и универсальное помещение для групп продленного дня;

· для 5… 11 классов в секции должны входить учебные классы-кабинеты, лаборатории, рекреационные помещения и санитарные узлы.

Общешкольные помещения: столовая, спортивный зал, актовый зал, административно-хозяйственные, медицинского обслуживания, вспомогательные и другие – должны размещаться по возможности изолированно от учебных. Но в то же время они должны быть связаны с ними горизонтальными и вертикальными коммуникациями.

Классы и кабинеты являются основными помещениями школьного здания, их качественные характеристики во многом определяют качество учебного процесса. Учебный класс в общеобразовательной школе, рассчитываемый на размещение 25 учащихся, включает одно- или двухместные парты для учащихся и рабочее место для учителя. Площадь класса принимают, исходя из нормы 3,3 м2 на одного учащегося в первых классах, 2,5 м2 на одного учащегося в классах для традиционных форм занятий и 3,0 м2 в специализированных кабинетах и классах для групповых и индивидуальных занятий.

Форма и размеры класса зависят от рационального размещения столов и парт, достаточного освещения рабочих мест, а также от принятого конструктивного решения. Освещение столов и парт должно быть обеспечено прямым светом слева. Для мест, удаленных от окон, прямого света недостаточно, поэтому необходимо устраивать дополнительный подсвет через фрамуги в стенах, отделяющих класс от коридора, или верхний свет. Устройство классов удлиненной формы нежелательно, так как из дальних рядов плохо видно, Наиболее удобным считается класс квадратной формы, размеры сторон квадрата колеблются от 7,2 до 8,0 м, со сплошным остеклением и устройством дополнительного подсвета со стороны рекреации.

Вход в класс следует располагать со стороны доски около кафедры преподавателя. Количество классов со входом со стороны задних парт («оборотный класс») не должно превышать 25% от общего числа классных помещений.

В классных помещениях необходимо иметь следующую мебель и оборудование: двух- или одноместные парты, или столы по количеству учащихся, стол учителя, встроенные шкафы для хранения учебных пособий, книг и тетрадей, подвесную классную доску.

Современные классы и кабинеты оборудуют подставкой для диа- и кинопроектора у задней стены класса и устанавливают телевизор. Возможен вариант, когда телевизор и часть шкафов расположены за классной доской, которая представлена как дверца шкафа.

Лаборатории физики и химии рекомендуется располагать на первом этаже. Их оборудуют специальными ученическими лабораторными столами, демонстрационным столом-кафедрой и встроенными шкафами.

Лаборантские комнаты (площадь 18 м2) располагают смежно с соответствующими лабораториями со стороны демонстрационного стола и соединяют с ними дверями. Из химической лаборантской необходимо устраивать второй выход в коридор, на лестницу или другое смежное помещение. Между лабораториями и лаборантскими физики и химии следует устраивать вытяжные шкафы. В мастерских по изучению технологий труда площадь принимается, равная 7,5 м2 на учащегося, в специализированных мастерских – 9 м2.

Типы классных помещений:

Для фронтальных форм ведения урока

Для групповых форм ведения урока

Для фронтально-групповых форм ведения урока

Рекреационные помещения являются существенным элементом учебной секции. Здесь учащиеся отдыхают во время перемен; в школах продленного дня рекреации, кроме того, служат для проведения внеклассной работы (кружков, игр и т.п.).

По форме рекреационные помещения могут быть двух типов – коридорного и зального. Зальное помещение более удобно. Рекреационное помещение коридорного типа должно иметь ширину не менее 4 м при одностороннем расположении классов и 6 м – при двухстороннем. Одна рекреация обслуживает 2… 6 классных помещений и принимается площадью 1,6 м2 на одного учащегося.

Оптимальной рекреационной системой для наших средних школ является развитая система, в которой автономные рекреационные пространства связаны с главным общешкольным рекреационным пространством- форумом. (См. приложение № 4.)

Санитарные узлы делают на каждую или две смежные секции, раздельно для мальчиков и девочек; удобно располагать их у лестниц, однако, устраивать входы в уборные и умывальные из лестничных клеток запрещается. Входы в санузлы необходимо делать из рекреаций.

Санитарные узлы проектируют из расчета: для мальчиков – один унитаз и 0,5 писсуара на 30 человек и один умывальник на 30 человек; для девочек – один унитаз на 20 человек и один умывальник на 30 человек. Их общую площадь принимают из расчета 0,15 м2 на одно ученическое место. Унитазы следует размещать в закрытых кабинах размером 0,8×1,0 м, разделенных перегородками-экранами высотой 1,8 м, не доходящими до пола на 20 см.

 

Информационно-технический центр школы – это центр по подаче информации и управлению учебным процессом. В его состав входят радиоузел, фотолаборатория, инвентарная для хранения технических средств обучения и аппаратуры. К числу новых помещений, связанных с техническими средствами обучения, относятся компьютерные классы, лингафонные кабинеты. Традиционная библиотека входит в него как один из составных элементов. Кроме чтения книг, хранимых в книгохранилище в школьной библиотеке, необходимо обеспечить возможность работы ученика с другими средствами хранения информации. Вероятно, доля этих материалов будет со временем возрастать, как будет возрастать и роль информационно-технического центра.

Помещения для трудового обучения – это учебные мастерские для мальчиков 4… 8 классов по обработке металла и дерева с инструментальным помещением при них, кабинет для девочек 4… 8 классов по изучению обработки тканей и кулинарии, мастерская для практикума 9… 11 классов с лаборантской. Эти помещения следует располагать на первом этаже (допускается размещение в цокольном этаже при наличии естественного освещения). В мастерской по обработке дерева необходимо предусмотреть дополнительный выход непосредственно наружу или через коридор, в который нет выхода из классных помещений.

Учебно-спортивные помещения – спортивный зал, раздевальня, душевые и уборные (раздельные для мальчиков и девочек), комната инструктора и снарядная для хранения спортивного инвентаря. По заданию в школе может быть устроен бассейн.

Размеры и количество спортивных залов зависят от вместимости школ, типа школ, и определяются задачами обслуживания населения. Минимальные размеры спортивного зала – 18×15 м, высота 4,6–6 метров. Оптимальный зал – это зал размером 36×18 м, высотой 7,8 м для игровых видов спорта.

Спортивные залы следует размещать изолированно от учебных секций в удобной связи со спортивным ядром, расположенным на участке школы. Снарядную размещают в непосредственной связи с залом, между снарядной и залом устраивают дверь или проем шириной не менее 2 м и высотой не менее 2,2 метра. Раздевальни должны быть связаны с залом непосредственно или через непроходной коридор. При каждой раздевальне должны быть душевая на два рожка и уборная с одним унитазом и умывальником в шлюзе.

Бассейн может быть с одной основной ванной размером 25х1,5 м (и более) и глубиной от 1,2 до 1,8 м или с основной ванной и ванной для обучения плаванию размером 10х6 м и глубиной 0,6…0,85 метра. Для бассейна и спортивного зала могут быть устроены общие раздевальные комнаты или отдельные, но важно, чтобы проход из раздевальных к бассейну был устроен через душевые.

Помещение культурно-массового назначения – это универсальный зал: для малышей и актовый зал. В крупных школах, при условии дифференциации учащихся на возрастные группы, возникает необходимость устройства отдельного многофункционального зала для младших школьников, который мог бы служить одновременно: для физкультурных занятий, проведения собраний, занятий художественной самодеятельностью, проведения игр и т.д. Площадь такого зала должна быть размером 12×12 метра. При зале необходимо создать помещения для хранения инвентаря, раздевальни (возможно, и для киноаппаратной).

Актовый зал – киноаудиторию в учебное время используют для демонстрации учебных кинофильмов, проведения лекций, уроков пения; во внеурочное время – для проведения различных собраний, показа художественной самодеятельности и кинофильмов, а также для проведения торжественных вечеров. Количество мест в зале определяется из расчета 60 % общего количества ученических мест, а площадь – 0,7 м2 на одно место. При актовом зале должны быть предусмотрены: эстрада (72 м2), киноаппаратная (27 м2), технический центр, радиоузел (48 м2), уборная и умывальня.

В тех случаях, когда универсальный школьный зал предполагается использовать для проведения различных районных мероприятий, для жителей конкретного района, то рекомендуется это помещение выделять в отдельный блок с устройством вестибюля, включая гардероб. При этом блок зального помещения должен быть удобно связан с основными помещениями школы.

 

Столовая состоит из обеденного зала и кухонного блока. Обеденный зал проектируют с расчетом питания всех учащихся в три смены. При этом площадь зала определяют по норме 0,7 м2 на одно место. Перед обеденным залом необходимо предусмотреть умывальники (один умывальник на 20 мест в зале).

Кухонный блок включает в себя следующие помещения: кухню, овощной и мясорыбный цехи, моечную, охлаждаемую камеру, кладовую овощей и сухих продуктов, загрузочно-тарную, гардеробную, бельевую, душевую и санитарный узел персонала. Состав и площади помещений зависят от вместимости школы и от того, на сырье или на полуфабрикатах работает кухня. Размер площади может колебаться от 150 до 280 м2.

Пищеблок рекомендуется располагать на первом этаже с удобным подъездом к загрузочной со стороны хозяйственного двора. Допускается размещение в цокольном этаже при заглублении не более чем на 1,5 м от уровня тротуара.

Складские и бытовые помещения для персонала допускается размещать в подвальном этаже при обязательном устройстве отдельного выхода наружу.

 

Вестибюли и гардеробы проектируются по-разному: единый вестибюль для всей школы с рассредоточенными гардеробами; раздельные вестибюли со своими гардеробами для разных возрастных групп, гардеробы для разных классов, размещаемые на первом этаже или по этажам в рекреациях. Площадь вестибюля с гардеробом и самообслуживанием принимают из расчета 0,3 м2 на одного учащегося.

Выбор схемы расположения вестибюлей и гардеробов зависит от вместимости школы, ее типа, климатических условий строительства. Так, в малой школе рационально устроить один вестибюль с гардеробом, в крупной школе – отдельные вестибюли и гардеробы для младших и старших школьников. В районах с теплым климатом возможно устройство гардеробов непосредственно в рекреациях, что создает благоприятные условия для прогулок во время перемен.

Гардеробы для преподавателей выделяются из общей площади гардеробов. Их вместимость определяют из расчета: два места на одно классное помещение.

В вестибюлях проектируют тамбуры: в наиболее холодных климатических подрайонах IA, 1Б, и 1Г с тремя дверями; в I (кроме указанных подрайонов), II и Ш климатических районах – с двумя дверями, в IV климатическом районе – с одной.

Кабинет директора и канцелярию необходимо размещать смежно и вблизи главного входа в школьное здание. Учительская должна быть удобно связана с учебными помещениями. В крупных школах разрешается проектировать несколько помещений учительских, в связи с возрастными группами учащихся. Кабинет заведующего учебной частью рационально размещать рядом с учительской.

 


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Типы школ и их классификация

Навигация:
Главная → Все категории → Общественные здания

Типы школ и их классификация
Типы школ и их классификация
Проектирование школьных зданий в нашей стране в настоящее время переживает новый этап развития. Реформа средней школы, переход на односменность школьных занятий вызывают необходимость в создании новых более совершенных проектов общеобразовательных школ.

По характеру режима обучения и эксплуатации школы делят на обычные, школы продленного дня и школы-интернаты. Специфика школ-интернатов проявляется в составе школьных помещений (например, помещения для отдыха и спальные корпуса, увеличение вместимости столовой, актового зала и др.). В то же время с расширением системы продленного дня сглаживаются различия между составом помещений обычных школ и школ продленного дня.

По содержанию образования школы делят на обычные, специализированные (музыкальные, художественные, школы искусств и т. д.) и школы с преподаванием ряда общеобразовательных дисциплин на иностранных языках.

По стадиям обучения общеобразовательные школы подразделяют на начальные, включающие подготовительные, I…III классы, неполные средние, включающие подготовительные и I…VIII классы, и полные средние с подготовительного по X классы. В связи с проведением школьной реформы намечается постепенное введение во всех школах подготовительных классов.

Каждый тип школьного здания характеризуется количеством классов с различным соотношением потоков младших (I…III), средних (IV…VIII) и старших (IX…X) классов.

Общее количество классов и нормативная наполняемость (количество учащихся в одном классе) определяют вместимость школьного здания, характеризующуюся общим количеством ученических мест. Количество ученических мест в классах принимается: I…VIII-40 мест, IX…X-36 (в дальнейшем количество учащихся во всех классах предполагается уменьшить до 30…35).

Изменения в организационно-педагогической структуре школы, в первую очередь — начального цикла обучения, который будет дополнен подготовительным отделением для детей 6… 6,5 лет, влечет за собой соответствующие изменения вместимости зданий.

В связи с этим предлагается следующая примерная номенклатура и организационно-педагогическая структура (соотношение количества потоков начальной, неполной средней и средней школ).

Здания начальных школ предназначены для небольших сельских поселков. Их допускается проектировать объединенными со зданиями детских яслей-садов на 25 и 50 мест (при условии устройства отдельных входов). Большие школы с количеством учащихся более 1000 предназначены для крупных городов.

При выборе типа школьных зданий в конкретных условиях следует отдавать предпочтение зданиям большей вместимости, которые оказываются экономичнее по стоимости строительства, эксплуатации и использованию территории. В них также можно лучше организовать учебный процесс, развивая общешкольные помещения (производственные мастерские, спортивный комплекс и т. д.).

Похожие статьи:
Конструктивные решения вспомогательных здании

Навигация:
Главная → Все категории → Общественные здания

Статьи по теме:

Главная → Справочник → Статьи → Блог → Форум

stroy-spravka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *