Типы экономических систем таблица 10 класс – . . —

Экономические системы

Экономическая система – это исторически возникшая или установленная, действующая в стране совокупность принципов, правил, законодательно закреплённых норм, определяющих форму и содержание экономических отношений, которая проявляется в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта.

Основные экономические проблемы

Разберемся в значении этого понятия. Какие две основные проблемы приходится решать людям в сфере экономики? Проблему ограниченности ресурсов и связанную с ней проблему выбора. В условиях разных экономических систем эти проблемы решаются разными способами. Какие из способов более эффективны? Этот вопрос и пытается решить экономическая наука.

Обычно называют две вещи, которые отличают одну экономическую систему от другой. Форма собственности на средства производства

и способ координации экономической деятельности. То есть, способ решения трёх основных вопросов экономики – что, как и для кого производить?

Традиционная экономическая система

Самая ранняя хронологически – традиционная система. Главной её отличительной чертой является господство натурального хозяйства. Занимаясь производством, люди ориентируются исключительно на собственные потребности, фаза обмена практически отсутствует.

Основной отраслью является сельское хозяйство, так как именно земледелие и животноводство удовлетворяют базовые потребности людей – в пище, одежде. Без их удовлетворения, человек не сможет существовать в биологическом смысле.

Технический прогресс, совершенствование орудий труда и технологий происходит, но очень медленно. Иногда проходят века и даже тысячелетия (а иногда и не одно), прежде чем появляются какие-либо усовершенствования. Способы деятельности передаются из поколения в поколение практически без изменений, становятся традицией. Отсюда, кстати, и название этой экономической системы.

Что касается господствующей формы собственности, тут дело обстоит несколько сложнее. В условиях уж совсем традиционного общества – первобытнообщинного – собственность была общественной. Но уже на этапе разложения родовой общины, замены её соседской, появляется собственность отдельных групп – патриархальных семей, а затем и частная.

 В древних деспотиях, средневековых монархиях, восточных государствах Нового времени большую роль в отношениях собственности играло государство. Оно, например, во многих случаях, было верховным собственником земли.

 

Развитие товарно-денежных отношений, то есть, рост значения обмена, торговли в хозяйственной деятельности, подрывает устои традиционной экономики. Всё больше продукции выпускается для продажи, на рынок. С самого начала на это были ориентированы ремесленники. По крайней мере, с тех пор, как произошло второе крупное общественное разделение труда – отделение ремесла от сельского хозяйства. Развитие рыночных отношений в Западной Европе сильно подтолкнули Великие географические открытия. Они расширили возможности сбыта продукции и способствовали первоначальному накоплению капитала для развития крупного промышленного производства. После буржуазных революций и промышленного переворота в западном мире окончательно утвердилась

рыночная экономическая система.

Рыночная экономическая система

Классический рынок – это свободный рынок. То есть, все участники экономической деятельности самостоятельно, на свой страх и риск, принимают хозяйственные решения: что и в каких количествах производить, что и у кого покупать. Руководствуются они соображениями личной материальной выгоды.  Государство практически не вмешивается в экономические отношения: разве что устанавливает правовые рамки и налоги собирает.

Экономикой управляет «невидимая рука» рынка. Это выражение Адама Смита, пожалуй, самого известного экономиста всех времён и народов.

 Он имел в виду, что выбрать правильный ответ на вопросы, что и как производить, помогают (или точнее сказать, заставляют) рыночные законы, которые действуют объективно, не зависимо от желаний людей. Попытки государства вмешаться в деятельность этих законов приведут лишь к сбою механизма саморегуляции. «Хорошее государство – это мало государства» – это выражение, пожалуй, можно считать лозунгом свободного рынка. Ещё одни характерный признак рыночной экономической системы – конкуренция. Именно наличие конкуренции приводит к настоящей гонке за повышением эффективности производства.

С точки зрения результатов хозяйствования – рынок наиболее эффективная экономическая система. Но он порождает массу социальных проблем – ужесточение эксплуатации, социальную дифференциацию, то есть, огромную разбежку в доходах и уровне жизни самой богатой и самой бедной части общества. А это – благодатная почва для социальных конфликтов. В общем, рынок и социальная справедливость – по разные стороны баррикады.

«Частная собственность на средства производства при общественном характере труда – вот главная причина всех бед!» Так утверждал Карл Маркс, проанализировав сущность капиталистического строя. Говоря проще, работают все, а прибылью распоряжаются единицы.

Отсюда простой вывод: заменить частную собственность общественной, капитализм – социализмом. Правда, как конкретно будет выглядеть новая экономическая система, Маркс не написал. А то, что получилось в реальности, например, в СССР, часто называют государственным социализмом.

Командно-административной, централизованной, плановой экономической системой.

Командная экономическая система

 

Как отвечать на основные вопросы экономики решает государство. Что производить? – Государственный комитет по планированию. Кому продавать? – Государственный комитет по снабжению. По какой цене? – Государственный комитет по ценообразованию. Как производить? – министерства, управлявшие развитием отдельных отраслей. Государство является собственником средств производства. В этом есть свои достоинства.

 Рынок – это полная свобода, соответственно – такая же полная анархия. Каждый может производить всё, что угодно и в каких угодно количествах. И никто не знает, а сколько этого смогут купить. Поэтому рано или поздно наступает

кризис перепроизводства.

Государство же может всё спланировать, держа в уме, в первую очередь, интересы общества в целом. Обеспечить стабильность развития. Разумно распорядиться прибылью. Вот только, когда у отдельных людей исчезает возможность распоряжаться прибылью, исчезает и самый мощный стимул работать наиболее эффективно. И спланировать всё – это оказывается, невозможно. «Сомнение вызывает не возможность планирования …но возможность успешного планирования», – писал известный австрийский экономист и философ Фридрих Хайек.

В настоящее время практически не существует ни классического свободного рынка, ни командно-административ­ной экономики (может быть, за исключением отдельных стран). Развиваются различные виды смешанной экономической системы. Когда действуют рыночные механизмы, а государство лишь регулирует, направляет развитие экономики, пытается предотвратить или помочь устранить кризисные явления. Иногда это получается, а иногда нет.

Выделяют также переходную экономическую систему, когда экономика находится в состоянии изменения, выбора. Переходной большинство экономистов считают экономику современной России.

videouroki.net

Презентация «Экономическая система» (10 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Экономическая система и ее функции Экономика 10 класс Учитель: Шудраков Николай Николаевич

2 слайд Описание слайда:

Экономическая система — определенный способ организации экономической жизни.

3 слайд Описание слайда:

Какие вопросы решает экономическая сиcтема? Что производить? Как производить? Для кого производить?

4 слайд
Описание слайда:

Типы экономических систем Традиционная экономика Централизованная (командная ) экономика Рыночная система Смешанная экономика

5 слайд Описание слайда:

Традиционная экономика ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить, решается в соответствии с традициями и обычаями («так, как раньше»)

6 слайд Описание слайда:

Централизованная (командная) экономика Решения о том, ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить, принимаются из единого центра (от главы государства)

7 слайд
Описание слайда:

Рыночная система Свобода от власти и традиций. Каждый решает что изготавливать, как и в каком количестве. Цель – увеличение собственного богатства и благосостояния

8 слайд Описание слайда:

Рыночная система Деньги – некий товар, который принимают все купцы Продажа – обмен товара на деньги Покупка – обмен денег на товар

9 слайд Описание слайда:

Смешанная экономика Реальная экономика какой-либо страны не является чисто рыночной, чисто централизованной или чисто традиционной. Элементы различных экономических систем сочетаются в каждой стране

10 слайд Описание слайда:

Задание: заполните таблицу Тип экономической системы Преимущества Недостатки Примерстран

11 слайд Описание слайда:

Домашнее задание Глава 2. с. 14 – 23 Подготовить доклад на тему: Типы экономических систем Традиционная экономика Централизованная экономика Рыночная экономика Смешанная экономика Адам Смит Instagram Д/з: запечатлеть в реальной жизни пример типа экономических систем и выложить в соц. сеть Instagram или VK с хэштэгом #инстаэконом12

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель технологии

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-059979

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Урок № 3-4. Типы экономических систем.

экономика, 10, баз.ур.

Урок № 3-4

ТЕМА 2. Типы экономических систем

Урок №3. ТРАДИЦИОННАЯ И КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ . Урок № 4.

Д.З.: § 2, словарь, таблица

Ред. А.И. Колмаков

Цели урока

  • содействовать пониманию способов решения основных вопросов, вызванных ограниченностью ресурсов, в традиционной и командной экономических системах, рыночной и смешанной ;
  • формировать умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные
  • развивать экономический образ мышления;
  • воспитывать ответственность за экономические решения

Универсальные учебные действия

  • Знать и понимать классификацию экономических систем;
  • Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для получения и оценки экономической информации

Понятия, термины

  • экономическая система;
  • традиционная экономическая система;
  • командная экономическая система;
  • рыночная, смешанная экономические системы;
  • планирование

Изучение нового материала

  • Понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения. Традиционная экономическая система. Рыночная экономическая система и частная собственность как её основа. Конкуренция и её экономическая роль. Значение механизма цен как ориентира для продавцов и покупателей. Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабости.
  • Командная система: её особенности, возможности и слабости. Причины возникновения смешанной экономической системы. Основные признаки смешанной экономики. Роль рыночных механизмов в смешанной экономической системе.

Понятие «Экономическая система»

-исторически возникшая или установленная, действующая в стране совокупность принципов, правил, законодательно закрепленных норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта.

Функции экономической системы.

  • Человечеству постоянно приходится приводить в соответствие свои безграничные желания и ограниченные возможности (ресурсосберегающая) .
  • Чем сильнее развито разделение труда, тем больше зависимость между производителями и тем больше необходимость согласования их деятельности (регулятивная).
  • Такое согласование должна осуществлять экономическая система – определенный способ организации экономической жизни (организационная).

Экономические системы-

формы организации хозяйственной жизни общества, различающиеся по:

способу ведения хозяйства

способам распределения ограниченных ресурсов

формам собственности

способам регулирования экономики

Типы экономических систем

Командная система (социализм) – способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планом.

Традиционная система – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.

Рыночная система (капитализм) – способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынка.

Смешанная система – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.

Главные вопросы экономики

Задачи хозяйственной жизнедеятельности

Что производить?

Как производить?

Для кого производить? (как эти товары и услуги будут распределяться.)

(какие товары и услуги, в каком количестве.)

(с использованием каких технологий и какими ресурсами.)

Главная задача экономики – выбор наилучшего решения среди альтернативных вариантов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей.

Что производить?

  • традиционная: продукты сельского хозяйства, охоты, рыболовства, производится мало продуктов и услуг, а что производить определяется обычаями и традициями;

2) централизованная: определяется группами профессионалов: инженеров, экономистов, представителями промышленности – «плановиками»;

3) рыночная: определяют сами потребители, производители производят то, что может быть куплено.

Как производить?

  • традиционная: производят так и тем, как и чем производили предки;
  • централизованная: определяется планом;

3) рыночная: определяют сами производители.

Для кого производить?

1) традиционная: большинство людей существуют на грани выживания, добавочный продукт достаётся вождям или собственникам земли, оставшаяся часть распределяется согласно обычаям;

2) централизованная: «плановики», направляемые политическими лидерами, определяют, кто и сколько, будет получать товаров и услуг;

3) рыночная: потребители получают столько, сколько хотят, производители прибыль.

Смешанная экономическая система

  • Во многих странах существует экономика, в которой сочетаются черты рыночной и командной экономических систем, экономическая свобода производителей и регулирующая роль государства.

Смешанная экономика способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.

Традиционная система

  • Самой древней из экономических систем является традиционная система, представляющая собой способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении, а в основе решения вопросов «что, как и для кого» лежат традиции, передающиеся от поколения к поколению.

Недостатки:

  • Неспособность к развитию и совершенствованию, отсутствие технического прогресса.
  • Плохая приспособляемость к изменению внешних условий.
  • Ограниченность числа производимых благ.
  • технический прогресс и внедрение инноваций резко ограничены,
  • религиозные и культурные ценности первичны по сравнению с экономической деятельностью

Преимущества

1.Стабильность общества.

2.Высокое качество производимых благ.

Командно-административная система управления система управления национальным хозяйством, основывающаяся на внеэкономическом принуждении – директивном (приказном) руководстве из государственного центра всеми предприятиями и другими звеньями хозяйства. Это особый тип управления, при котором воздействие на работающих оказывается преимущественно с помощью директив, приказов, распоряжений и других внеэкономических методов.

Командная система означает:

  • непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра — высших эшелонов административной власти, что сводит на нет самостоятельность и демократическое самоуправление предприятий;
  • государство полностью контролирует производство и распределение продукции,, в результате чего исключаются свободные рыночные связи между отдельными предприятиями;
  • государственный аппарат руководит их деятельностью с помощью административно- распорядительных методов, что подрывает свободную предприимчивость работников и их материальную заинтересованность в результатах труда.

Преимущества:

  • Способность сконцентрировать ресурсы для достижения какой-либо цели.
  • Полная занятость.
  • Уверенность в завтрашнем дне.
  • Отсутствие инфляции.
  • Социальные гарантии и защищённость.

Недостатки:

1. Невозможность точно спланировать все потребности общества и распределить ресурсы для их удовлетворения, как следствие, перепроизводство одних благ и дефицит других.

2. Отсутствие достаточных стимулов к производству и техническому прогрессу, необходимость использования внеэкономических методов принуждения.

3. Негибкость, замедленная реакция на изменения внешних условий.

4. Глубокий застой.

  • Рынок — это вся совокупность форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, предназначенных для того, чтобы свести вместе в коммерческих целях продавцов и покупателей и дать возможность первым продать, а вторым – купить товары.

Особенности:

  • Конкуренция – борьба между производителями за более выгодные условия производства, купли-продажи товаров на рынке.
  • Свободное ценообразование
  • Частная собственность

В рыночной экономике благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет : свою рабочую силу, навыки, изделия рук своих, собственный земельный участок или умение организовывать коммерческие операции. Тот, кто предложит покупателям наилучший товар и на более выгодных условиях, оказывается победителем в конкурентной борьбе и открывает себе дорогу к росту благосостояния.

Рыночная система

Недостатки:

  • высокая дифференциация общества;
  • социальная незащищённость;
  • утрата социальных ценностей;
  • возможность сговора в ценах
  • возникновение внешних эффектов;
  • частые кризисы

Смешанная экономика

  • Смешанная экономика представляет собой такой способ организации хозяйственной жизни, при которой земля и капитал в основном находятся в частной собственности, однако собственником определенной части экономических ресурсов является государство. Распределение ресурсов осуществляется как при помощи рыночного механизма, так и при значительном участии государства.

1-й плюс смешанной экономики 2-й плюс: 3-й плюс:  1-й минус: 2-й минус:

3-й:

Экономическая система

Примеры стран

Традиционная экономическая система

Индия

Рыночная система

Алжир, Бразилия, Ангола

Командная система

Куба, Северная Корея

Смешанная система

США, Япония, Франция, Германия, Великобритания

Определите место России в данной таблице. Аргументируйте свою версию.

? Для самоконтроля

1. Назовите основные виды экономических систем.

2.Выделите достоинства каждой из них. Аргументируйте примерами.

3. Определите недостатки каждой экономической системы. Подтвердите примерами свои заключения.

  • 1. В стране Лимонии частные фирмы могут производить товары и услуги любым законным способом. В этой стране:
  • а) рыночная экономика;
  • б) традиционная экономика;
  • в) командная экономика;
  • г) ничто из вышеперечисленного не

подходит.

  • 2.Когда экономические проблемы решают частично рынком, частично правительством, то экономика:
  • а) рыночная;
  • б) командная;
  • в) традиционная;
  • г) смешанная.
  • 3.В стране Апельсиния экономические блага производятся старым дедовским способом, профессия определяется при рождении. В этом государстве:
  • а) традиционная экономика;
  • б) рыночная экономика;
  • в) командная экономика;
  • г) смешанная экономика.
  • 4.Чем характеризуется рыночная экономика?
  • а) господством частной собственности;
  • б) минимальным вмешательством государства в экономику;
  • в) механизмом цен;
  • г) всё перечисленное верно.
  • 5.В деревне рабочий день длится с рассвета до заката. Как испокон века, хозяева выгоняют скот на пастбище. Эта экономическая система:
  • а)традиционная;
  • б) рыночная;
  • в) командная;
  • г) нет правильного ответа.
  • 6.Распоряжение главы государства гласило, что впредь до дальнейших указаний в стране прекращаются все виды банковских операций. Подобные методы относятся к системе:
  • а) традиционной;
  • б) рыночной;
  • в)командной;
  • г) смешанной
  • 7.Частная собственность, свободная система ценообразования и конкуренция является основой:
  • а) традиционной экономики;
  • б) рыночной экономики;
  • в) командной экономики;
  • г) любой экономической системы.
  • 8. Если экономическая власть централизованна, основным экономическим субъектом выступает государство, то это экономика:
  • а) рыночная;
  • б) командная;
  • в) традиционная;
  • г) смешанная.
  • 9.Какая из названных характеристик не относится к рыночной экономике:
  • а)конкуренция;
  • б) частная собственность;
  • в) централизованное планирование;
  • г) свобода предпринимательского выбора.

10.Что характерно для командной экономики?

  • а) частная собственность;
  • б) большая роль традиций;
  • в) минимальное вмешательство государства в экономику;
  • г) прибыль не является существенным показателем производства.

11.Какой из перечисленных ниже элементов является наиболее важным для рыночной экономики?

  • а) эффективные профсоюзы;
  • б) продуманное государственное регулирование;
  • в) ответные действия предпринимателей;
  • г) активная конкуренция на рынке.

12. Исторически ранний тип экономики – традиционная. Характерный для нее признак:

  • а)преобладание свободного рыночного хозяйства
  • б) регулирование производства товаров при помощи обычаев
  • в)конкуренция товаропроизводителей
  • г) централизованное государственное управление

13.Установите соответствие:

  • Признаки Типы экономик

А. экономическая 1.рыночная

свобода

производителей

Б.государство 2.традиционная

централизованно

распределяет блага

В.производство 3. плановая

регулируется

традициями

14.Что характеризует рыночную экономику?

  • 1) частная собственность на средства производства
  • 2) уравнительное распределение производимых продуктов
  • 3) государственное регулирование ценообразования
  • 4) централизованное планирование производства

рефлексия

Рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

multiurok.ru

Сравнительная таблица экономических систем

Виды эк. систем

Что

производить?

Как производить?

Для кого производить?

Роль государства

Cобственность

Традиционная

Все основано на традициях

Нет государства

Общественная

Командная

Общественные блага

Решает государство

Для всех потребителей

Определяющая

Государственная собственность

Рыночная

Потребительские товары

Решает производитель для получения наибольшей прибыли

Для конкретных потребителей

Охранная (армия, полиция)

Частная собственность

Смешанная

Общественные и потребительские товары

Решает государство для общественных товаров и производитель для потребительских товаров

Для всех и для конкретных потребителей

· охранная;

· антимонопольная;

· законодательная и судебная;

·перераспределение доходов;

· обеспечение производства общественных благ;

· стабилизация и стимулирование роста;

· ограниченное регулирование рынков;

· информационная.

Государственная и частная собственность

Предмет и метод экономической теории.

Для изучения экономической теории необходимо знать ее генезис, т.е. происхождение, возникновение, процесс образования и становления как самостоятельной науки.

Экономика считается одной из самых древних наук. Так, уже первобытные люди владели основами экономических знаний, имели определенные представления о ведении хозяйства, об отношениях, складывающихся между членами общины в процессе и в результате добывания и распределения благ, обмена произведенными продуктами. Однако эти представления еще не выделялись в самостоятельную область знаний, существовали в рамках нерасчлененного общественного сознания, являлись составной частью мировоззрения людей вообще.

В процессе становления и развития экономической науки можно выделить несколько крупных периодов.

Зарождение экономической мысли относится к доиндустриальному периоду истории, охватывая древние цивилизации Востока, Грецию, Римскую империю (IV тысячелетие до н.э. – V в. н.э.). В это время для экономической мысли была характерна ее недифференцированность от религиозной идеологии и политико-правовых взглядов. Зафиксированные в письменных источниках экономические воззрения касаются в основном проблем функционирования и рациональной организации хозяйства и труда, системы государственного управления, ответственности за собственность. Это социально-философские трактаты отдельных лиц, своды законов, договоры, тексты Ветхого и Нового Завета, позже – Корана.

Дальнейшее развитие экономической мысли происходило в эпоху средневековья, которая также охватывает большой исторический период (в Западной Европе – с V в. до буржуазных революцией XVII-XVIII вв., в России – с IX в. до реформы 1861 г.). Кстати, в ряде стран Азии и Африки феодальные отношения сохранялись и в XX в. В это время формируются взгляды по проблемам сословного положения, владения землей и распределения доходов, отношений корпоративного типа (соседские общины, городские коммуны, ремесленные цеха, купеческие гильдии, монастырские и рыцарские ордена и т.д.). Политическая власть находилась в руках светских и церковных феодалов (собственников земли), огромную роль играли традиции и господствовало религиозное мировоззрение. Еще одна особенность – повышенный интерес к товарно-денежным отношениям. Основными теоретиками были схоласты, экономические идеи черпались также из ересей (например, – равенство, обязанность трудиться, осуждение продажи индульгенций), требований крестьянских восстаний, раннеутопических социалистических идей.

В условиях разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений возникла первая школа политической экономии – меркантилизм (середина XV в. – середина XVIII в.). Именно с этого периода (XVI-XVII вв.) можно говорить об экономической теории как самостоятельной науке, так как появилась первая система экономических взглядов, в центре которой оказалась проблема богатства.

Меркантилисты (Т. Мен в Англии, А. Монкретьен и Ж.Б. Кольбер во Франции) считали, что доход создается в сфере обращения, а богатство нации заключается в деньгах – золоте и серебре. Поэтому они ставили цель экономической политики государства – всеми способами привлекать в страну эти металлы. Источником богатства, по их мнению, являлась внешняя торговля.

Меркантилизм возник в преддверии и во время великих географических открытий, захвата колоний, роста влияния городов и делился на ранний и поздний (первый – до середины XVI в., второй – середины XVII – начало XVIII в.). Главным в раннем меркантилизме являлась теория денежного баланса, направленная на увеличение золота и серебра в стране законодательным путем. В целях удержания денег запрещался их вывоз за границу, все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранные купцы были обязаны истратить на покупку местных товаров. Для позднего меркантилизма характерна система активного торгового баланса, который обеспечивался путем вывоза национальных товаров за рубеж. При этом выдвигалось требование: вывозить больше, чем ввозить.

Расцвет меркантилизма в России пришелся на времена Петра I, причем он имел свою специфику, отразившуюся во взглядах Ивана Посошкова, Юрия Крижанича, Афанасия Ордин-Нащокина. Они, в отличие от зарубежных представителей, особое внимание уделяли развитию промышленности, сельского хозяйства, т.е. не ограничивались рационализацией внешней торговли.

Меркантилизм для своего времени был прогрессивным явлением, поскольку способствовал развитию производительных сил, становлению капиталистического способа производства. Однако, занимаясь анализом лишь процесса обращения, меркантилисты не смогли вскрыть глубинных закономерностей экономического развития.

Предмет экономической теории. Эволюция представлений о предмете экономической теории.

На современном этапе в обществе существуют самые различные представления об экономике. Прежде всего, экономика – слово древнегреческого происхождения, дословно означающее «домоводство» (oikos – дом, хозяйство; nomos – учение, закон). Впервые оно встречается у греческих мыслителей Ксенофонта и Аристотеля, которые так обозначали учение о ведении домашнего хозяйства.

Сегодня термин «экономика» используется в трех значениях. Так называют:

все народное хозяйство страны или его часть, включая отрасли и отдельные виды материального производства и непроизводственной сферы (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.).

совокупность отношений людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения многообразных потребностей, соответствующих данному уровню развития производительных сил.

научную дисциплину, которая изучает систему хозяйственной деятельности людей, принципов и законов ее организации (экономическая теория), а также ее отдельных составных элементов (например, экономика труда, экономика управления, экономика отраслей). В этом смысле экономика есть выражение в системе категорий, понятий и законов взаимосвязей и процессов объективного мира. В центре внимания – проблема использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Любая наука должна иметь свой предмет (что исследуется) и метод исследования (как исследуется).

Предмет экономической теории как науки в современном понимании определился далеко не сразу и являлся результатом длительного исторического развития. В ходе развития экономической теории как науки менялись и взгляды на ее предмет, причем здесь с известной степенью условности можно выделить три основных этапа (периода):

экономия – как набор знаний по организации хозяйства;

политическая экономия – как отражение появления систематизированного знания о сущности, целях и задачах экономической системы;

экономикс – как современный этап эволюционного развития экономической науки, учитывающий изменения в методологии исследований и подходах к анализу экономических процессов, явлений. В центре внимания – проблемы использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Действительно, если рассматривать начальные стадии формирования экономической науки (древний мир, средневековый период), то о сколько-нибудь внятном определении ее предмета говорить не приходится, поскольку экономические проблемы не вычленялись в самостоятельную область для исследований. Этому периоду соответствует термин «экономия».

Разложение феодализма и становление капитализма обусловило возникновение самостоятельной науки – политической экономии. Это произошло, когда появилась первая школа в экономической науке – меркантилизм (середина XV – середина XVIII вв.). Один из видных представителей меркантилизма А. Монкретьен в 1615 г. опубликовал «Трактат политической экономии», давший название будущей науке.

Если рассматривать эволюцию подходов к определению предмета экономической теории в рамках различных научных направлений и школ, то можно увидеть, сколь они разнообразны.

Представители меркантилизма считали предметом экономической науки национальное богатство, которое они отождествляли с деньгами.

Представители классической буржуазной политической экономии и в Англии, и во Франции предметом экономической науки также считали богатство нации, хотя его источник видели в производстве, т.е. предметом их анализа стала сфера производства. Однако в рамках конкретных школ были свои особенности: так, физиократы источником богатства считали только труд в сельском хозяйстве, а главные фигуры английской школы расширили предмет политической экономии до исследования условий производства и накопления (А. Смит), а также распределения (Д. Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства.

Предметом исследования марксистской политической экономии в соответствии с классовым подходом к анализу жизни общества являлись лишь производственные отношения (т.е. отношения производства, распределения, обмена, потребления), которые рассматривались как необходимая сторона общественного производства.

Представители исторической школы определили в качестве предмета экономической науки исследование о повседневной деятельности людей, о национальном или общественном хозяйстве.

Представители австрийской школы и неоклассического направления экономической мысли, активно использовавших методологию маржинализма, предметом экономической науки считали поведение индивидуумов и социальных институтов (фирм, групп, людей и т.д.), путей и способов достижения ими своих целей в условиях ограниченности ресурсов. Например, А. Маршалл определил предмет экономической теории как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества – исследование богатства и частично человека, точнее стимулов к действию и мотивам противодействия. В таком подходе ясно подчеркивается роль человека в экономике.

Представители кейнсианского направления в качестве предмета экономической теории выделили закономерности функционирования национальной экономики как единого целого, сделав акцент на проблемах выработки и реализации экономической политики государства.

Таким образом, можно сделать вывод, что в ходе исторического развития экономической науки сформировались различные подходы к пониманию ее предмета. Очевидно, что многие из них не являются взаимоисключающими, конкретизируют и детализируют уровни и направления исследований. Со сменой подходов к трактовке предмета экономической науки происходила соответствующая смена ее названия – от экономии к политической экономии, от политической экономии – к экономикс.

Несмотря на множество подходов, в современной западной литературе прослеживается относительное единство мнений по определению предмета экономики как науки. В подтверждение этого приведем определения, представленные у П. Самуэльсона и К. Макконнелла и С. Брю.

«Экономическая теория есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества». См.: Самуэльсон П. Экономика. – М., 1992. – С. 7.

«Предмет экономикс – поиск эффективного использования редких ресурсов в производстве товаров и услуг для удовлетворения материальных потребностей». См.: Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М., 1993. – С.18.

Таким образом, в целом предметом экономической теории является деятельность людей, использующих ограниченные ресурсы для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Метод экономической теории. Микро- и макроанализ. Позитивная и нормативная экономика.

Предмет экономической теории предполагает определенную методологию и особые методы исследования. Методология – это наука о методах (общая философская основа), позволяющая определить, с помощью каких методов может быть достигнута стоящая перед исследователем цель (научное познание действительности).

В методологии экономической теории можно выделить четыре главных подхода:

субъективистский;

неопозитивистско-эмпирический;

рационалистический;

диалектико-материалистический.

См. об этом: Экономическая теория (политэкономия): Учебник /Под общей ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 1999. – С. 45-46.

Методологию нужно отличать от метода. В свою очередь, метод есть совокупность конкретных приемов, способов и принципов, с помощью которых определяются пути решения поставленных задач.

В системе методов, применяемых в экономической науке, выделяются всеобщие (философские, мировоззренческие), общие научные и частные методы.

В экономической теории применяются два противоположных философских метода – метафизический (рассматривает все явления изолированно, в состоянии неизменяемости) и диалектический. Диалектический метод позволяет более точно отразить действительность, поскольку:

он исходит из того, что в природе и обществе все явления находятся в постоянном развитии, изменении;

он исходит из того, что развитие идет от простого к сложному, от низших форм к высшим;

он учитывает, что движущая сила развития есть единство и борьба противоположностей, противоречия тех или иных явлений (например, в экономике – противоречие между производством и потреблением, противоречия интересов)

Общенаучные методы включают метод научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция, единство исторического и логического подходов, качественный и количественный анализ, системный подход.

(1) Одним из важнейших в экономическом анализе является метод научной абстракции. Научная абстракция есть мысленное отвлечение (абстрагирование) от несущественных сторон, свойств явлений (внешней видимой формы) и отыскание главного, наиболее существенного в них. Так улавливается сущность явления. В результате абстрагирования выводятся экономические категории. Они выступают как теоретические выражения реальных сторон экономики (прибыль, цена, товар, деньги, зарплата). В совокупности экономические категории образуют понятийный аппарат. Дальнейшее познание направлено на изучение связи экономических явлений.

(2) Значимым в экономической теории является анализ и синтез. Анализ – расчленение изучаемого явления на составные элементы и детальное изучение каждого из них по отдельности, выяснение его места и роли внутри целого. Синтез – метод, обратный анализу, с его помощью происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое, раскрывается внутренняя связь между элементами, выясняется их взаимодействие, и в результате воссоздается целостное представление о том или ином явлении.

(3) Выяснению сущности явлений служат индукция и дедукция. Индукция – движение от частного к общему (накопление, систематизация и обобщение фактов с целью формулирования теорий, положений, принципов). Дедукция – движение от общего к частному. Хотя индукция и дедукция представляют собой противоположные способы исследования экономических явлений, в процессе познания их трудно разделить.

(4) Полезным методом является единствоисторического и логического подходов. Его значение состоит в том, что он позволяет не только выяснить происхождение системы и ее элементов, но также обосновать тенденции развития, его этапы. Экономическая теория должна показать явление в развитии, движении, т.е. исторически. В то же время она рассматривает экономические процессы, свободные от случайностей исторического развития, т.е. логически.

(5) Еще один метод – качественный и количественный анализ. Многие экономические процессы, явления развиваются на основе постепенных количественных изменений. Такие изменения могут осуществляться до определенного уровня, называемого мерой количественных изменений. Когда дальнейшие количественные изменения становятся невозможными в рамках имеющегося качества, то они предполагают изменение качественное.

(6) Экономические явления нередко исследуются в рамках системного подхода. Это предполагает рассмотрение изучаемого объекта как системы, как совокупности элементов, взаимосвязанных между собой. При этом данная система может являться элементом системы более высокого порядка (уровня). Системный подход предполагает, что экономические явления исследуются по составу и структуре, в определенной субординации, с выделением причинно-следственных связей.

В группе частных приемов выделяют графические, статистические (например, корреляционный анализ), математические методы (например, линейное и динамическое программирование), моделирование (в том числе с использованием компьютерной техники), сравнительный анализ, практический эксперимент.

studfiles.net

Типы экономических систем

Экономические системы — это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Традиционная экономика основана на традициях, передающихся от поколения к поколению. Эти традиции определяют, какие товары и услуги производить, для кого и каким образом. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях данной страны. Экономические роли членов общества определяются наследственностью и кастовой принадлежностью.

Такой тип экономики сохранился сегодня в некоторых слаборазвитых странах, куда технических прогресс проникает с большими трудностями, так как он, как правило, подрывает устоявшиеся в этих странах обычаи и традиции.

Рыночная экономика характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. Что, как и для кого производить определяет рынок через механизм спроса и предложения.

В капиталистической системе материальные ресурсы принадлежат частным лицам. Право заключать обязательные для исполнения юридические договоры позволяет частным лицам по своему усмотрению распоряжаться своими материальными ресурсами.

Командная или централизованная экономика является противоположностью рыночной экономики. Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются государственными органами посредством централизованного (директивного планирования).

Каждому предприятию производственным планом предусматривается, что и в каком объеме производить, выделяются определенные ресурсы, тем самым государство решает вопрос как производить, указываются не только поставщики, но и покупатели, то есть решается вопрос, для кого производить.

Средства производства распределяются между отраслями на основании долговременных приоритетов, определяемых плановым органом.

Сегодня нельзя говорить о наличии в том или ином государстве в чистом виде одной из трех моделей. В большинстве современных развитых стран существует смешанная экономика, сочетающая элементы всех трех видов.

Смешанная экономика предполагает использование регулирующей роли государства и экономической свободы производителей. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Государство же в свою очередь осуществляет антимонопольную, социальную, фискальную (налоговую) и другие виды экономической политики, что в той или иной степени способствует экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения.

videouroki.net

Разработка урока для 10-го класса по теме «Типы экономических систем. Смешанная экономика»

Разделы: Экономика


Цель:

  • осуществить первичный контроль и коррекцию знаний по теме “Экономические системы – плановая и рыночная экономика”;
  • познакомить учащихся с основными характеристиками смешанной экономической системы;
  • завершить изучение темы “Типы экономических систем”;
  • способствовать формированию навыков практической самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, с целью подготовки к сдаче единого государственного экзамена.

Обязательным условием урока является:

  1. Урок второй в рамках темы “Экономические системы”.
  2. Оборудование – ПК, мультимедийный проектор;
  3. Авторская презентация учителя, которая способствует активизации внимания учащихся, создание проблемной ситуации на уроке, позволяет сделать этапы урока более логичными, помогает учащимся в подведении итогов урока;
  4. Документы для исследования:
    А) текст для проверки домашнего задания
    Б) текст №1 “Китайское руководство пошло в …”
    В) текст №2 “В современных условиях наиболее …”
    Г) текст №3 “Государство и смешанная экономика”.
  5. Опорные конспекты учащихся.

Основная направленность урока.

Деятельностной подход. Подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ, решение заданиям типа “С”. Анализ ошибок допущенных на экзамене, позволяет определить, что больше всего учащиеся затрудняются в работе с заданиями именно этого типа, в частности испытывают затруднения при работе с источниками социальной информации. Для организации подобной работы необходимо заранее познакомить учащихся с правилами работы с текстом и, предоставить им своеобразные “Памятки” – инструктаж для работы с текстом.

Основные методы.

Метод проблемного обучения – через противоречие между известным и неизвестным, практические методы, метод контроля, метод исследования, при работе с текстами.

Основные виды мыслительной деятельности на уроке:

Используется подход Б.Блума (Таксономия) “Навыки мышления высокого уровня”.

Знание – дать определение, назвать, выбрать.

Понимание – объяснить, интерпретировать, сравнить.

Использование классифицировать, использовать на практике, оперировать.

Анализ проанализировать, сравнить, выявить различия.

Формы организации: самостоятельная исследовательская деятельность учащихся.

Использование ЦОРов:

Необходимость использования ЦОР объясняется деятельностным подходом, интерактивностью, наглядностью, возможностью самоконтроля, оптимизация научной организации труда (темп урока значительно выше).

Ожидаемые результаты.

В результате изучения темы у учащихся должно сформироваться представление:

  • об основных типах экономических систем;
  • об основных характеристиках этих систем;
  • об основных экономических понятиях;

Дальнейшее развитие:

  • навыков исследовательской деятельности;
  • умения планировать свою деятельность;
  • навыков самостоятельной работы с историческими источниками;
  • умения выделять главное, находить причинно-следственные связи;
  • навыков сравнительного анализа;
  • самостоятельности в формулировки выводы.

Воспитание:

  • волевых качеств личности;
  • усердия и усидчивости;
  • способности к самоорганизации;
  • целеустремленности.

Оборудование урока:

Информационный блок урок:

Смешанная экономическая система – это способ организации экономической жизни, при которой земля и капитал находятся в частной собственности, хотя на часть экономических ресурсов имеется ограниченная государственная собственность. Распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при участии государства.

Основные признаки смешанной экономики.

  1. Форма собственности: частная собственность ® государственная;
  2. Способ координации (управления): через рынки и при помощи государства.

Дополнительные характеристики (признаки) смешанной экономической системы: развитый рынок, экономическая свобода, а потому разнообразная предпринимательская деятельность широких слоев трудоспособного населения и активная регулирующая роль государства с широким спектром экономических функций. Это позволяет реализовать возможности рыночной экономики для повышения эффективности производства. А через государственное регулирование ориентировать страну на рациональное и более полное использование ограниченных ресурсов, применение безопасных технологий и сохранение окружающей среды. Достаточно длинный период функционирования разных моделей смешанной экономики показывает, что регулируемое государством рыночное хозяйство способно обеспечивать экономическое и научно-техническое развитие страны и предоставлять достаточно высокие социальные гарантии ее гражданам. Но и оно не застраховано от экономических спадов и кризисов, а потому современная политика не ограничивается поддержкой наименее обеспеченных слоев населения, а четко нацелена на экономический рост и ориентирует активную часть населения на высокопродуктивную работу, на мобильность и умение быстро приспосабливаться к меняющимся условиям.

Сфера влияния рынка:

  • частная собственность;
  • рынки ресурсов и товаров;
  • частная хозяйственная инициатива.

Сфера действия государства:

  • перераспределение доходов и ресурсов;
  • создание общественных благ;
  • ослабление внешних эффектов.

26.06.2009

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Презентация на тему «Типы экономических систем» по экономике для 10 класса

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация по экономике на тему «Типы экономических систем» поможет учителю в проведении урока. Материал содержит информацию о способе организации экономической жизни общества. Оформление презентации иллюстрировано большим количеством тематических картинок. Данная презентация поможет учащимся усвоить материал быстро, легко, качественно и интересно.

Краткое содержание

  1. Главные вопросы экономики
  2. Экономические системы
  3. Командная экономическая система
  4. Смешанная экономическая система
  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    14

  • Аудитория

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Слайд 1
    • Типы экономических систем
    • pptcloud.ru
  • Слайд 2
    • ЧТО
    • КАК
    • ДЛЯ КОГО
    • ПРОИЗВОДИТЬ
    • ?
    • Главные вопросы экономики
  • Слайд 3
    • Экономические системы
    • формы организации хозяйственной жизни общества
    • различаются по:
      • cпособу принятия решений
      • типу собственности на экономические ресурсы
    • Традиционная
    • Рыночная
    • Командная
  • Слайд 4
    • Анализ экономических систем
    • 1)Как и кем решаются главные вопросы экономики?
    • 2) Кому принадлежат экономические ресурсы (земля, капитал) ?
    • 3) Как распределяются блага?
    • 4) Каковы преимущества и недостатки различных систем ?
  • Слайд 5
    • Традиционная экономическая система
  • Слайд 6
    • Традиционная экономическая система
    • Стабильность общества
    • Качество производимых благ
    • Ограниченность производимых благ
    • Плохая приспособляемость к изменениям
    • Отсутствие технического прогресса
  • Слайд 7
    • Рыночная экономическая система
  • Слайд 9
    • Рыночная экономическая система
    • Гибкость, способность к изменениям
    • Широкий ассортимент и качество производимых благ
    • Стимулирование технического прогресса
    • Неравенство доходов, расслоение общества
    • Неустойчивость экономики
  • Слайд 10
    • Командная экономическая система
  • Слайд 12
    • Схема принятия решений
    • Госплан СССР
    • Госплан республики
    • Облплан
    • Министерство
    • Предприятие
  • Слайд 13
    • Командная экономическая система
    • Стабильность общества
    • Концентрация ресурсов для достижения цели
    • Дефицит и перепроизводство благ (ошибки планирования)
    • Ограниченная приспособляемость к изменениям
    • Отсутствие стимулов к техническому прогрессу
  • Слайд 14
    • Смешанная экономическая система
    • это способ организации экономической жизни общества, сочетающий в себе черты разных экономических систем с преобладанием одной из них.
    • Рыночная экономика
    • Государственное регулирование
    • Традиционно хозяйство
    • pptcloud.ru