Типы и виды культуры.
Общее понятие «культура» в реальной жизни воплощается, проявляется во множестве конкретных типов культуры. Типы культуры – конкретно-исторические совокупности ценностей и норм, которые образуют целостные, относительно замкнутые системы, которые образуют целостные, относительно замкнутые системы. Эти системы состоят в свою очередь из ценностей и норм, сложившихся в различных сферах общественной жизни и представляющих собой соответственно художественную, экономическую, политическую, нравственную, правовую, религиозную и другие культуры, которые называют сферами культуры.
Содержательная характеристика конкретно-исторических типов культуры называется типологией культуры. История развития теоретической мысли о культуре знает много типологизаций, например, Данилевского, Ницше, Шпенглера, Сорокина, и др. Существует более десятка встречающихся в теоретической литературе принципов систематизации культуры. В качестве основных критериев можно назвать следующие:
— социальная структура общества,
— регионально-этническая специфика общества,
-исторический тип общества.
1.Социальные типы культуры.
Любое общество неоднородно, состоит из разных социальных групп – национальных, демографических, профессиональных ит.д. Несмотря на существующую между ними различия, у них некоторые общие ценности и нормы, обусловленные общими условиями жизни. Эта объединяющая большинство членов система ценностей и норм называется доминирующей культурой. В силу имеющихся различий постепенно у каждой из них формируется собственная культура, получившая название субкультура.
Субкультура – эта часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отличающая или противостоящая доминирующей куьтуре, но в главных частях согласующаяся и продолжающая ее.
Контркультура. Термин предложен американцем Т.Роззак в труде «Становление контркультуры» (1969). В целом идейным предшественником контркультуры считают философию Ф.Ницше.
Элитарная концепция Ф.Ницше проявляет себя в виде сверхчеловека. Сверхчеловек имеет привилегированное положение в обществе и наделен уникальной эстетической восприимчивостью.
Наиболее яркое проявление контркультуры – движение хиппи. Это бунт против действительности, против стереотипов, против ядерной и технотронной действительности. Массу шокирует поведение представителей контркультуры: манера одежды, мышления, поведения, чувствования, общения. Культ спонтанного, неконтролируемого разумом поведения, склонность к массовым сборищам, оргиям, наркотикам, создание коммун, коллективных семей с беспорядочными половыми связями, сексуально-революционная мистика тела и т.д.
Контркультура может быть определена как протест против материального благополучия, конформизма и бездуховности наиболее обеспеченной части человечества. Представители контркультуры провозглашают собственность, семью, нацию, этику, личную ответственность и другие традиционные ценности цивилизации ненужными предрассудками.
Контркультура характерна для элиты молодежной среды, следовательно, ее можно рассматривать как молодежную контркультуру, как социальный инфантилизм, как детскую болезнь молодежи, физическое становление которой наступает гораздо раньше гражданского становления. Представители контркультуры впоследствии, после обретения жизненного опыта, становятся вполне законопослушными представителями своего общества.
В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень выделяют такие типы культуры, как элитарная, народная и массовая.
Элитарная культура существовала с античных времен. В ХХ в. в элитарной культуре произошли такие явления как распад реализма в пластических искусствах, появление импрессионизма, кубизма; трансформация романа в «поток жизни», «поток сознания» Пруста и Джойса; символизм в поэзии (Блок, Белый).
Явления элитарной культуры исследовали Ницше, Ортега, Парето и др. По мнению Ортеги, элита есть в каждом обществе. Элита – это наиболее способная к духовной деятельности. Одаренная нравственными и эстетическими задатками часть общества. Именно элита обеспечивает прогресс общества. Поэтому художник сознательно обращается к ней, а не к массе. Недостаток элитарной культуры – эстетический изоляционизм, бесстрастное отношение к человеку, дегуманизация искусства.
Типичное явление элитарной культуры – теория и практика «чистого искусства». В первой половине ХХ в. сторонниками чистого искусства были С.Дягилев и художник А.Бенуа. Сторонники «чистого искусства» абсолютизировали личность творца. Они считали строго обязательным особое авторское видение действительности в художественном произведении. Причем этот подход понимался как наличие совести у художника.
Под совестью подразумевалась субъективная искренность творца в выражении им красоты. Деятельность Бенуа и других представителей «чистого искусства» получила мировую известность и поддержку от представителей западного модернизма.
Народная культура возникла в глубокой древности и существует как историческое наследие, передающееся из поколения в поколение. Авторами народных творений являются простые люди, не профессионалы. Они зачастую неизвестны. Их произведения распространяются как в письменном, так и в устной форме. И существуют обычно во множестве вариантов (мифы, эпос, песни, сказки, легенды и т.д.). К народной культуре относится народная медицина, народная педагогика, суть которой часто выражается в пословицах и поговорках. Народная культура постоянно развивается и пополняется новообразованиями (анектдоты, тосты, песни и т.д.).
studfiles.net
Критерии типологизации культур. Социальные типы культур.
Понятие «типология» или «классификация» каких-либо явлений отражает стремление исследователей упорядочить свои представления об изучаемых объектах, систематизировав их по какому-то единому основанию, признаку. Поскольку культура как сложное явление включает множество элементов, сторон, уровней, выполняет множество функций, то и оснований для классификации может быть множество. Критериями же могут быть: религия, виды деятельности, региональная принадлежность, хозяйственный уклад, сферы общества, этнический состав населения, исторические эпохи и т. п. Единой универсальной типологизации не может быть в силу различных целей исследования и многогранности самого явления. Однако в культурологии встает проблема поиска критериев, которые бы позволили представить основные типы культур. Поскольку культура непосредственно связана с деятельностью людей, то
1. Так как деятельность бывает материальная и духовная, то и культуру обычно подразделяют на материальную и духовную. К материальной культуре относят: производственную культуру, организационную культуру, воспроизводство самого человека, физическую культуру, экологическую. К духовной культуре – интеллектуальную, психическую деятельность человека, все формы общественного сознания, духовные ценности, общение
2. Можно выделить четыре вида культур.
Культура социальной организации и регуляции: хозяйственная, правовая, политическая культуры.
Культура познания и рефлексии мира,
человека и межчеловеческих отношений (философская, научная, религиозная и художественная культуры).Культура социальной коммуникации: информационно – кумулятивная культура, культура межпоколенной трансляции социального опыта.
Культура физической и психической репродукции и реабилитации (культура физического развития, культура отдыха, питания).
3. Общество неоднородно по своему составу, оно состоит из различных групп, классов, наций, народностей, т.е. субъектов культуры. На основе этого признака можно выделить:
этнические и полиэтнические культурные образования, формирующиеся по этнотерриториальному принципу: культуры наций, этносов, субкультуры этносов. и т.д.
экстратерриториальные культурные образования, выделяемые по социально-функциональным и идеологическим принципам: культуры социальных классов, сословий, социальных групп, каст; культуры профессиональных и других социальных групп
4.Когда культуру рассматривают в историческом плане, то выделяют культурно-исторические стадии, эпохи, периоды по основаниям: социально-экономическим; технологическим; археологическим; культурно-стилевым; общеисторическим
5. Вебер выделил 3 типа: Традиционный, харизматический, рациональный. Традиционный Основывается на священности господствующих форм традиции. Ему соответствует патриархальная общность во главе которой стоит господин, имеющий сакральный статус. Харизматический. Представляет собой власть личности, обладающий особыми враждебными, интеллектуальными и психологическими качествами. Рациональный. Отрицает как традиционный так и харизматический типы культуры. Соответствует правовой тип государства, который по Веберу характеризуется подчинением исключительно закону.
6. Иоган Якоб Бахофен и Лео Фробениус разделяли все культуры на матриархальные и патриархальные. Это разделение осуществлялось по принципу доминации мужского или женского начала.
Культурологичесая наука за время своего развития выработала следующие универсальности критерии типологизации: а) Единство культурного пространства географической среды. б) единство духовной традиции в) родство этнасов г) единство способов хозяйственной деятельности.
Социальные типы культуры
1. Элитарная культура является субкультурным образованием привилегированных слоев общества. Она характеризуется: закрытостью, аристократизмом, высоким уровнем ценностей, обращена к избранному меньшинству. Представители культурной элиты обычно увлеченные натуры, стремящиеся к творчеству, способные идти на жертвы. Элитарная культура является продуктивным началом любой культуры. Творцы элитарной культуры часто сталкиваются с непониманием современников, с одиночеством.
2. Массовая культура. Проявления массовой культуры, культуры «для всех», свойственны уже древним цивилизациям: например, лозунг «хлеба и зрелищ» древнеримского плебса. Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) в своей работе «Восстание масс» рассматривает этот феномен: если вся предыдущая культура старалась преодолеть дикие, примитивные черты, то выступила без маски, проявившись в явлении массового искусства. «Что ждет массового человека — он обречен представлять собой другого, то есть не быть ни собой, ни другим. Массовая культура характеризуется: массовым производством и тиражированием культурной продукции, распространением потребительских стандартов, шаблонизацией ценностей, стереотипизацией сознания и поведения.
К основным проявлениям массовой культуры в современном обществе можно отнести:
индустрию отдыха и развлечений, массовые зрелища, цирк, профессиональный спорт, массовую художественную литературу (бульварную, приключенческую, фантастику, комиксы).
рекламу и моду;
систему средств массовой информации и пропаганды.
3. Тоталитарная культура – официальная культура тоталитарных режимов, которая характеризуется жесткой управляемостью, опорой на массовый энтузиазм, преобладающим политико-идеологическим измерением, преданностью властям.
4. Маргинальная культура – субкультура людей, находящихся в ситуации межкультурного пограничья. Это мигранты либо люди, утратившие свой социальный статус (алкоголики, наркоманы). К носителям маргинальной культуры относятся инвалиды, члены новых религиозных движений, люди, вступившие в межнациональные браки. Ситуация человека маргинальной культуры характеризуется культурной раздвоенностью, сложностью идентификации.
5. Контркультура — это совокупность социокультурных установок, противостоящих принципам господствующей культуры. Контркультура характерна для элиты молодежной среды. Наиболее яркое проявление контркультуры – движение хиппи. Это бунт против действительности, против стереотипов, против ядерной и технотронной действительности.
studfiles.net
28. Отрасли культуры, виды, формы и типы культуры.
Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого. Экономическая, политическая, профессиональная и прочие виды деятельности людей дают основание выделить их в самостоятельные отрасли культуры. Таким образом, политическая, профессиональная или педагогическая культуры — это отрасли культуры, подобно тому как в промышленности существуют такие отрасли, как автомобилестроение, станкостроение, тяжелая и легкая отрасли промышленности, химическая промышленность и т.д.
Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Например, китайская или русская культура — такие самобытные и самодостаточные явления, которые не принадлежат к реально существующему целому. По отношению к ним роль целого может играть только культура всего человечества, но она является скорее метафорой, нежели реальным явлением, поскольку рядом с культурой человечества мы не можем поставить культуру других живых существ и сравнить с ней.
Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-то целого. Высокая, или элитарная культура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания. Высокая, народная и массовая культура различаются набором приемов и изобразительных средств художественного произведения, авторством, аудиторией, средствами донесения до зрителей художественных идей, уровнем исполнительского мастерства.
Видами культуры мы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К примеру, субкультура представляет собой такую разновидность господствующей (общенациональной) культуры, которая принадлежит большой социальной группе и отличается некоторым своеобразием. К примеру, молодежная субкультура создана возрастной группой людей от 13 до 19 лет. Их еще называют тинэйджерами. Молодежная субкультура не существует в отрыве от общенациональной, постоянно взаимодействует и подпитывается ею. То же самое можно сказать о контркультуре. Таким именем называют особую субкультуру, антагонистически настроенную по отношению к господствующей культуре. К основным видам культуры мы будем относить:
а) доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру и контркультуру;
б) сельскую и городскую культуры;
в) обыденную и специализированную культуры.
Отрасли культуры
2.1. Экономическая культура.
Она включает в свой состав культуру производства (в том числе культуру труда), культуру распределения, культуру обмена, культуру потребления, культуру управления, культуру труда. Когда предприятие выпускает бракованную продукцию, говорят о низкой культуре производства. Когда договаривающиеся стороны не сдерживают слово, подводят друг друга при заключении и реализации сделки, говорят о низкой культуре обмена. Когда интересы потребителя в обществе игнорируют, когда покупатель не может вернуть или обменять в магазине некачественный товар или когда хамят продавцы, говорят о низкой культуре потребления.
Культура управления проявляется в непродуманности законодательных актов, принимаемых парламентом, отсутствии подготовленных практических решений, принимаемых правительством и аппаратом президента, в бездействии системы контроля за принимаемыми решениями. Авторитарный стиль руководства, пренебрежительное обращение начальников с подчиненными входит в число показателей низкой управленческой культуры на отдельном предприятии.
В социологии менеджмента существует понятие организационной культуры. Она включает совокупность обычаев, традиций, норм и правил поведения, сложившихся в данной организации. Руководитель, как должностное лицо, обязан следить за распределением заданий, организацией труда и трудовой дисциплины, правильным и своевременным распоряжением приказов, повышением производительности труда и т.д. Однако подчиненные, имея другие интересами, часто несовпадающие с интересами организации, оказывают возмущающее воздействие на реализацию решений. В результате приказы администрации искажаются. Возникает скрытое и явное сопротивление. Эмпирические данные А.Пригожина1) свидетельствуют: даже на передовых предприятиях выполняемость заданий составляет 61,8%, приказов — 58%. Основные причины: вина исполнителя — 28%, порок решения — 33%, непредвиденные явления — 39%.
Культура управления определяется в данном случае границами управленческого воздействия, которые составляют всего 61,8%. Столько приказов и распоряжений выполняются, остальные — нет. Причины — неадекватность служебного поведения руководителей и уклонение от исполнения (в сумме они дают 61% всех неосуществленных решений). Руководители, как оказалось, справляются со своими обязанностями хуже подчиненных . <Вина руководителя> состоит из: 1) непродуманных заданий, 2) нецелесообразных заданий, 3) непроверяемых заданий, 4) неадресных заданий, 5) постановки нереальных сроков, 6) излишней загрузки исполнителей — и весит в общем объеме 33%. А «вина исполнителей» (невысокая квалификация, необязательность, скрытое противодействие, неоперативность) — только 28% всех причин неисполнения.
Таким образом, управленческая культура, т.е. особенности поведения руководителей, выступает элементом более широкого понятия организационной культуры, куда можно включить также культуру труда, если понимать под ней совокупность норм и правил поведения исполнителей. С организационной культурой тесно связана профессиональная, которую можно рассматривать самостоятельно либо как часть первой.
2.2. Политическая культура
Иногда ее рассматривают как самостоятельное явление, а иногда включают как подвид управленческой культуры. Содержание политической культуры определяется господствующим политическим режимом власти. Если в стране царит тоталитарный режим, то возможен такой вариант: 1) строгая исполнительская культура на всех уровнях (причина — страх перед наказанием, репрессиями), неукоснительное соблюдение дисциплины, 2) крайне бедное содержание политической культуры в целом, отсутствие многообразных вариантов поведения подчиненных, свободы действий, инициативы. Итак, характерная черта тоталитарной политической культуры — строгое соблюдение формальных норм при крайне ограниченном наборе неформальных норм, обычаев, традиций. Сильная дисциплина и бедное содержание политической культуры — производные от авторитарного стиля управления и безынициативности подчиненных.
Показателями уровня развития политической культуры в обществе являются наличие гражданских и политических прав личности, то, насколько они соответствуют международным правилам, степень реализации и защиты этих прав, стиль и формы межпартийной борьбы, парламентская и непарламентская лексика общения политических деятелей и многое другое.
2.3. Профессиональная культура
В принципе ею должен обладать каждый, кто занят оплачиваемой работой, неважно в общественном или частном секторе. Профессиональная культура включает совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда. Степень владения профессиональной культурой выражается в квалификации и квалификационном разряде. Необходимо различать а) формальную квалификацию, которая удостоверяется сертификатом (диплом, аттестат, зачетная книжка, удостоверение) об окончании определенных курсов повышения квалификации, школы, колледжа, университета или другого учебного учреждения и подразумевающей систему необходимых для данной профессии теоретических знаний, б) реальную квалификацию, получаемую после нескольких лет работы в данной профессии, включающей совокупность практических навыков и умений, т.е. профессиональный опыт и удостоверяемый либо не удостоверяемый каким-либо документом.
В современном обществе насчитывается от 40 до 50 тыс. профессий (на Западе их называют более точно — виды занятий), которые делятся на специальности, а специальности — на специализации. Удостоверение о получении профессии выдают после освоения необходимого курса знаний и прохождения профессионального отбора. Профессиональный отбор — это система практических испытаний, при которых проверяется степень соответствия унаследованных и приобретенных навыков (способностей) требованиям конкретного рабочего места, вида труда или профессии. Исходным моментом при отборе людей на данный вид занятий служат требования рабочего места. Они объективны и задаются характером и содержанием труда на данном рабочем месте.
2.4. Педагогическая культура
Она охватывает не только педагогов, но касается уровня грамотности всего населения. Педагогическая культура описывает не только количественные критерии, например, количество окончивших начальную или среднюю школы, но и качественные, в частности, уровень интеллектуальности нации. К примеру, в 70-е годы советские школьники на международных олимпиадах занимали первые места, к 90-м годам они откатились во вторую десятку. Или: социологи проводят сравнительные исследования и выясняют, что средний школьник в СССР лучше знает классиков своей литературы и мировой науки, чем американский.
studfiles.net
3.3. Типы культур: Этническая и национальная культура
Этническая и национальная культуры имеют много общего, но отличаются друг от друга по ряду важных признаков. В отличие от первобытных общин, где социальная организация строилась на кровнородственных связях, этнос — это, прежде всего, культурно-языковое сообщество.
Этническая культура — это разновидность локальной культуры, формирующаяся на ранних стадиях развития человечества.
Специфика этнической культуры обусловлена природной средой, зависимость от которой на начальных этапах существования человечества была очень высокой. В ней выражается народный опыт жизни и рациональное ведение хозяйства в данных природных условиях.
Стержнем этнической культуры являются этнические ценности, т. е. совокупность культурных традиций этноса, которые выделяются самим этносом в качестве специфических маркирующих его историческое и культурное своеобразие черт.
Важнейшая роль в этнической культуре принадлежит традиции, благодаря которой структурируется опыт социокультурной идентификации, упорядочивается взаимодействие с представителями других общностей, в стандартных ситуациях происходит селекция инноваций (из них отбираются только те, которые не оказывают разрушительного воздействия на этноспецифические черты).
Однако существуют различные исторические формы этносов — союзы племен, народности, нации, диаспоры (общины мигрантов).
Возникновение наций исторически связано со становлением и развитием капитализма, ликвидацией феодальной раздробленности, образованием национальных государств.
В культурном плане огромное значение для образования и функционирования наций имеет создание единого семиотического поля унификации языка, в процессе распространения его литературной формы через систему образования, литературу и СМИ.
Для формирования и функционирования нации важно формирование определенных ценностных установок взаимодействия с другими народами для их взаимообогащения.
Национальная принадлежность определяется самосознанием и этнокультурной наследственностью индивида. Если семейно-родовая этническая принадлежность зависела от происхождения человека, его исторических корней, то соседско-территориальная национальная принадлежность в значительной мере связана с включением индивида в семиотическое и ценностное поле данной национальной культуры, от ощущения значимости причастности к ней и чувства (желания) быть к ней причастным(ой).
В каждой национальной культуре существует два слоя культуры — этнический и собственно национальный.
Основу любой национальной культуры в широком смысле этого слова составляет этническая культура тех этносов, из которых данная нация образовалась.
Этническая культура в развитых национальных государствах — это народная культура, средоточием которой является деревня. Она охватывает сферу быта и имеет в себе обычаи и традиции предков, которые проявляются в особенностях пищи и одежды стереотипах социального поведения и действия ориентации на специфические формы досуга и т. д.
Но национальная культура не сводится к этнической.
Национальная культура в узком смысле — это городская культура. Ее богатство развертывается на основе письменности и образования. Лучшие достижения национальной культуры — это продукт творчества талантливых представителей науки просвещенных эрудированных людей.
Национальная культура в узком смысле — это культура интеллигенции. Овладение культурой широкими массами достигается на основе институтов образования.
Таким образом, проблема взаимоотношения этнической и национальной культуры — это проблема взаимоотношения «корней» и современной культуры народов.
Этническая культура — это не только историческое основание национальной культуры, но и источник творчества, создания национальной культуры в узком значении. Однако, взаимоотношения между национальной культурой в узком смысле и этнической культурой, как ее более древней компонентой, сложны и противоречивы.
Этническая культура есть классический (устоявшийся) механизм народной памяти, знаний, опыта, традиций и как познанных, так и ещё не познанных знаний. Отшлифованная опытом поколений, она консервирует лучшие нормы жизни, которые молодёжь по незнанию или в силу привитой извне мысли, считает якобы не отвечающей современным условиям нормы жизни, «не модной», «несовременной».
Этническая культура пропускает перемены и новшества через «сито» опыта побед и поражений, трагедий старших поколений.
Этническая культура стремится сохранить различия между локальными, местными особенностям быта, поведения, произношения, приобретёнными их предками с учётом территориальных, природно-географических, климатических и иных объективных и субъективных факторов, а во вненациональной культуре эти различия нивелируются и с развитием постепенно исчезают, что обрекает «иванов, родства своего не помнящих», или «ренегатов» (термин Л.Гумелёва в его книге «Ноосфера») новых поколений, предавших забвению культуру, опыт, знания предков, на повторение ошибок и трагедий своих старших поколений.
Интеллигенция, как носитель «вненациональной» культуры, отрываясь от своих этнических корней, становится подвержена различным модным поветриям, экспериментальным поискам и метаниям (наркотики, секты, садо-мазохистские кружки).
Таким образом, этническая культура является первоосновой, стержнем и формой социальных культур. При стремлении к прогрессу и обогащению культуры нации, к достижениям всего человечества, нам следует проявлять повышенную заботу о сохранении и развитии этнической культуры в первую очередь своего народа, а также родственных и соседних народов.
studfiles.net
28 ПОНЯТИЯ «ТИП», «ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР». Культурология. Шпаргалка [litres]
28 ПОНЯТИЯ «ТИП», «ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР»
Чтобы разобраться в многообразии культур, существовавших и существующих ныне в составе мировой культуры, необходимо их некоторое упорядоченное описание (классификация).
Классификация объектов культуры по существенным признакам называется типологией. Она основывается на понятии типа как единицы расчленения изучаемой реальности, идеальной модели исторически развивающихся культурных объектов.
Тип культуры – это научная абстракция, которая получается в результате акцентирования, усиления, логического связывания культурных феноменов, встречающихся в различные эпохи в различных культурах. Эта теоретическая абстракция делает возможным изучать множество явлений культуры на количественной и качественной основе.
Однако каждая реальная культура уникальна, отнести ее к тому или иному типу удается только с определенными упрощениями и оговорками. Конкретные культуры лишь приблизительно могут соответствовать тому или иному типу. Они могут в чем—то отходить от его типических черт и включать в себя черты других типов.
Характеристики, свойственные культурам одного типа и отличающие их от культур другого типа, можно выделять по—разному. Взяв те или иные из них в качестве критерия, ученые строят различные типологии.
Типология культуры – метод научного познания, в основе которого лежат расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа (результат типологического описания и сопоставления).
Типология культуры решает задачи упорядоченного описания и объяснения разнородного по составу множества объектов культуры. В ходе типологии тип культуры всесторонне осмысливается, определяется его статус, анализируется культурный контекст, выявляются наиболее общие качественные черты.
Современное культурологическое знание представлено различными типологиями культуры. В качестве критериев в них выступают различные основания.
Существуют варианты типологий культуры, в основе которых лежат географический (локализация в пространстве), хронологический принципы (локализация во времени), этнонацио—нальная, демографическая специфика, особенности религии, языка, экономики, сферы общества или вида деятельности и т. д.
Существуют типологические теории, в которых в качестве структурной основы того или иного типа культуры рассматривается культурно—детерминированное поведение индивида.
Каждая типология обладает своими сильными и слабыми сторонами, имеет определенную методологическую значимость.
Все типологии достаточно условны, так как не исчерпывают всего многообразия культурных феноменов.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
culture.wikireading.ru
Главная страница
Банковское дело |
1.6. Отрасли, типы, формы, виды культуры В культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры. В качестве одного из вариантов можно предложить следующую концептуальную схему. |
textb.net
Отрасли культуры, виды, формы и типы культуры.
Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого. Экономическая, политическая, профессиональная и прочие виды деятельности людей дают основание выделить их в самостоятельные отрасли культуры. Таким образом, политическая, профессиональная или педагогическая культуры — это отрасли культуры, подобно тому как в промышленности существуют такие отрасли, как автомобилестроение, станкостроение, тяжелая и легкая отрасли промышленности, химическая промышленность и т.д.
Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Например, китайская или русская культура — такие самобытные и самодостаточные явления, которые не принадлежат к реально существующему целому. По отношению к ним роль целого может играть только культура всего человечества, но она является скорее метафорой, нежели реальным явлением, поскольку рядом с культурой человечества мы не можем поставить культуру других живых существ и сравнить с ней.
Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-то целого. Высокая, или элитарная культура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания. Высокая, народная и массовая культура различаются набором приемов и изобразительных средств художественного произведения, авторством, аудиторией, средствами донесения до зрителей художественных идей, уровнем исполнительского мастерства.
Видами культуры мы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К примеру, субкультура представляет собой такую разновидность господствующей (общенациональной) культуры, которая принадлежит большой социальной группе и отличается некоторым своеобразием. К примеру, молодежная субкультура создана возрастной группой людей от 13 до 19 лет. Их еще называют тинэйджерами. Молодежная субкультура не существует в отрыве от общенациональной, постоянно взаимодействует и подпитывается ею. То же самое можно сказать о контркультуре. Таким именем называют особую субкультуру, антагонистически настроенную по отношению к господствующей культуре. К основным видам культуры мы будем относить:
а) доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру и контркультуру;
б) сельскую и городскую культуры;
в) обыденную и специализированную культуры.
Отрасли культуры
2.1. Экономическая культура.
Она включает в свой состав культуру производства (в том числе культуру труда), культуру распределения, культуру обмена, культуру потребления, культуру управления, культуру труда. Когда предприятие выпускает бракованную продукцию, говорят о низкой культуре производства. Когда договаривающиеся стороны не сдерживают слово, подводят друг друга при заключении и реализации сделки, говорят о низкой культуре обмена. Когда интересы потребителя в обществе игнорируют, когда покупатель не может вернуть или обменять в магазине некачественный товар или когда хамят продавцы, говорят о низкой культуре потребления.
Культура управления проявляется в непродуманности законодательных актов, принимаемых парламентом, отсутствии подготовленных практических решений, принимаемых правительством и аппаратом президента, в бездействии системы контроля за принимаемыми решениями. Авторитарный стиль руководства, пренебрежительное обращение начальников с подчиненными входит в число показателей низкой управленческой культуры на отдельном предприятии.
В социологии менеджмента существует понятие организационной культуры. Она включает совокупность обычаев, традиций, норм и правил поведения, сложившихся в данной организации. Руководитель, как должностное лицо, обязан следить за распределением заданий, организацией труда и трудовой дисциплины, правильным и своевременным распоряжением приказов, повышением производительности труда и т.д. Однако подчиненные, имея другие интересами, часто несовпадающие с интересами организации, оказывают возмущающее воздействие на реализацию решений. В результате приказы администрации искажаются. Возникает скрытое и явное сопротивление. Эмпирические данные А.Пригожина1) свидетельствуют: даже на передовых предприятиях выполняемость заданий составляет 61,8%, приказов — 58%. Основные причины: вина исполнителя — 28%, порок решения — 33%, непредвиденные явления — 39%.
Культура управления определяется в данном случае границами управленческого воздействия, которые составляют всего 61,8%. Столько приказов и распоряжений выполняются, остальные — нет. Причины — неадекватность служебного поведения руководителей и уклонение от исполнения (в сумме они дают 61% всех неосуществленных решений). Руководители, как оказалось, справляются со своими обязанностями хуже подчиненных . <Вина руководителя> состоит из: 1) непродуманных заданий, 2) нецелесообразных заданий, 3) непроверяемых заданий, 4) неадресных заданий, 5) постановки нереальных сроков, 6) излишней загрузки исполнителей — и весит в общем объеме 33%. А «вина исполнителей» (невысокая квалификация, необязательность, скрытое противодействие, неоперативность) — только 28% всех причин неисполнения.
Таким образом, управленческая культура, т.е. особенности поведения руководителей, выступает элементом более широкого понятия организационной культуры, куда можно включить также культуру труда, если понимать под ней совокупность норм и правил поведения исполнителей. С организационной культурой тесно связана профессиональная, которую можно рассматривать самостоятельно либо как часть первой.
2.2. Политическая культура
Иногда ее рассматривают как самостоятельное явление, а иногда включают как подвид управленческой культуры. Содержание политической культуры определяется господствующим политическим режимом власти. Если в стране царит тоталитарный режим, то возможен такой вариант: 1) строгая исполнительская культура на всех уровнях (причина — страх перед наказанием, репрессиями), неукоснительное соблюдение дисциплины, 2) крайне бедное содержание политической культуры в целом, отсутствие многообразных вариантов поведения подчиненных, свободы действий, инициативы. Итак, характерная черта тоталитарной политической культуры — строгое соблюдение формальных норм при крайне ограниченном наборе неформальных норм, обычаев, традиций. Сильная дисциплина и бедное содержание политической культуры — производные от авторитарного стиля управления и безынициативности подчиненных.
Показателями уровня развития политической культуры в обществе являются наличие гражданских и политических прав личности, то, насколько они соответствуют международным правилам, степень реализации и защиты этих прав, стиль и формы межпартийной борьбы, парламентская и непарламентская лексика общения политических деятелей и многое другое.
2.3. Профессиональная культура
В принципе ею должен обладать каждый, кто занят оплачиваемой работой, неважно в общественном или частном секторе. Профессиональная культура включает совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда. Степень владения профессиональной культурой выражается в квалификации и квалификационном разряде. Необходимо различать а) формальную квалификацию, которая удостоверяется сертификатом (диплом, аттестат, зачетная книжка, удостоверение) об окончании определенных курсов повышения квалификации, школы, колледжа, университета или другого учебного учреждения и подразумевающей систему необходимых для данной профессии теоретических знаний, б) реальную квалификацию, получаемую после нескольких лет работы в данной профессии, включающей совокупность практических навыков и умений, т.е. профессиональный опыт и удостоверяемый либо не удостоверяемый каким-либо документом.
В современном обществе насчитывается от 40 до 50 тыс. профессий (на Западе их называют более точно — виды занятий), которые делятся на специальности, а специальности — на специализации. Удостоверение о получении профессии выдают после освоения необходимого курса знаний и прохождения профессионального отбора. Профессиональный отбор — это система практических испытаний, при которых проверяется степень соответствия унаследованных и приобретенных навыков (способностей) требованиям конкретного рабочего места, вида труда или профессии. Исходным моментом при отборе людей на данный вид занятий служат требования рабочего места. Они объективны и задаются характером и содержанием труда на данном рабочем месте.
2.4. Педагогическая культура
Она охватывает не только педагогов, но касается уровня грамотности всего населения. Педагогическая культура описывает не только количественные критерии, например, количество окончивших начальную или среднюю школы, но и качественные, в частности, уровень интеллектуальности нации. К примеру, в 70-е годы советские школьники на международных олимпиадах занимали первые места, к 90-м годам они откатились во вторую десятку. Или: социологи проводят сравнительные исследования и выясняют, что средний школьник в СССР лучше знает классиков своей литературы и мировой науки, чем американский.
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com