Тко это отходы – КАКИЕ ОТХОДЫ ОТНОСЯТСЯ К ТКО, А КАКИЕ НЕТ?

Содержание

Какие отходы относятся к ТКО? Смотрим внимательно ФККО

Добрый день, уважаемые коллеги-экологи, предлагаем вам ознакомиться с актуальной информацией об отходах, относящихся к ТКО.

В письме Росприроднадзора от 6 декабря 2017 г. № АА-10-04-36/26733 разъяснена информация о ТКО, а именно об отходах, относящихся к ТКО:

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утверждённому приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 г. № 242, к ТКО относятся все виды отходов подтипа отходов «Отходы коммунальные твёрдые» (код 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы типа отходов «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0) в случае если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к ТКО.

Прилагаем список согласно ФККО:

  • 7 31 110 01 72 4 отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные).
  • 7 31 110 02 21 5 отходы из жилищ крупногабаритные.
  • 7 31 200 01 72 4 мусор и смёт уличный.
  • 7 31 200 02 72 5 мусор и смёт от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства.
  • 7 31 200 03 72 5 отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев.
  • 7 31 205 11 72 4 отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог.
  • 7 31 211 01 72 4 отходы с решёток станции снеготаяния.
  • 7 31 211 11 39 4 осадки очистки оборудования для снеготаяния с преимущественным содержанием диоксида кремния.
  • 7 31 300 01 20 5 растительные отходы при уходе за газонами, цветниками.
  • 7 31 300 02 20 5 растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками.
  • 7 33 100 01 72 4 мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный).
  • 7 33 100 02 72 5 мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный.
  • 7 33 151 01 72 4 мусор от бытовых помещений судов и прочих плавучих средств, не предназначенных для перевозки пассажиров.
  • 7 33 210 01 72 4 мусор и смёт производственных помещений малоопасный.
  • 7 33 210 02 72 5 мусор и смёт производственных помещений практически неопасный.
  • 7 33 220 01 72 4 мусор и смёт от уборки складских помещений малоопасный.
  • 7 33 310 01 71 4 смёт с территории гаража, автостоянки малоопасный.
  • 7 33 310 02 71 4 смёт с территории автозаправочной станции малоопасный.
  • 7 33 321 11 71 4 смёт с территории нефтебазы малоопасный.
  • 7 33 371 11 72 4 отходы от уборки причальных сооружений и прочих береговых объектов порта.
  • 7 33 381 01 20 4 растительные отходы при кошении травы на территории производственных объектов малоопасные.
  • 7 33 381 02 20 5 растительные отходы при кошении травы на территории производственных объектов практически безопасные.
  • 7 33 382 02 20 5 растительные отходы при расчистке охранных зон и полос отвода объектов инженерной инфраструктуры.
  • 7 33 387 11 20 4 растительные отходы при уходе за зелёными насаждениями на территории производственных объектов малоопасные.
  • 7 33 387 12 20 5 растительные отходы при уходе за зелёными насаждениями на территории производственных объектов практически неопасные.
  • 7 33 390 01 71 4 смёт с территории предприятия малоопасный.
  • 7 33 390 02 71 5 смёт с территории предприятия практически неопасный.
  • 7 33 393 21 49 4 смёт с взлётно-посадочной полосы аэродромов.

Смотрите ответ Росприроднадзора про отходы, отнесённые к ТКО.

За данные типы отходов плата не вносится, если договор заключён с региональным оператором по обращению с ТКО.

В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ даётся определения ТКО. Твёрдые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твёрдым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. По таким отходам платёж делают операторы, которые вывозят отходы. По остальному мусору — компания или ИП.

Срок уплаты сбора, если вы не работаете с региональным оператором — не позднее 1 марта года, следующего за отчётным периодом. Так, сбор за 2017 год нужно заплатить не позднее 1 марта 2018 года.

Авансовые платежи. Все компании, за исключением малого бизнеса, вносят квартальные авансовые платежи за 1, 2 и 3 квартал не позднее 20 числа месяца, следующего за последним месяцем квартала. Так, аванс за 1 квартал уплачивается не позднее 20 апреля. За 2 квартал — не позднее 20 июля, за 3 квартал — не позднее 20 октября. Сумма аванса — ¼ части платы за НВОС за предыдущий год. Итоговый платёж уплачивается за вычетом авансов. Малый бизнес авансы не уплачивает, а платит только налог за год до 1 марта.

Также дополнительно сообщаем, что согласно Федерального закона от 31.12.2017 г. № 503 «О внесении изменений в Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ — Об отходах производства и потребления» плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твёрдых коммунальных отходов за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается.

Кстати о птичках:

Ставки платы по видам негативного воздействия на окружающую среду установлены постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 г. № 913 (установлены на 2016—2018 годы, ещё действуют).

Прилагаем актуальную выдержку ставок платы за размещение отходов на 2018 год:

  1. Отходы I класса опасности (чрезвычайно опасные) — 4643,7.
  2. Отходы II класса опасности (высокоопасные) — 1990,2.
  3. Отходы III класса опасности (умеренно опасные) — 1327.
  4. Отходы IV класса опасности (умеренно опасные) — 663,2.
  5. Отходы V класса опасности (практически неопасные):
  • добывающей промышленности — 1,1.
  • перерабатывающей промышленности — 40,1.
  • прочие — 17,3.

В отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, к ставкам платы «за грязь» применяется дополнительный коэффициент 2 (п. 2 постановления Правительства РФ от 13.09.2016 г. № 913).

Напомним, если плательщик заключает договор на вывоз мусора, в эту плату не входит оплата за загрязнение окружающей среды, даже если право собственности на отходы передается компании-переработчику. Данный вывод следует из п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ. Также это прописано в письме Росприроднадзора от 29.01.2016 г. № АА-06-01-36/5099. При этом если хозяйственная и (или) иная деятельность ведется исключительно на объектах IV категории, плата не вносится, даже если отходы не ТКО.

Если ваш объект не относится к объектам негативного воздействия, то плата за НВОС не взымается согласно письма Минприроды от 31.10.2016 г. № АС-09-00-36/22354.

PS. Разъяснения: в пункте 6 разъяснений чётко сказано, что если юр. лицо не осуществляет хоз. деятельность с использованием объектов НВОС, то его деятельность не относится к деятельности, оказывающей НВОС, и т. о., обязанность по внесению платы за НВОС у таких лиц отсутствует.

Обучение по экологической безопасности (отходы)

У нас в арсенале есть курс по 112-и часовой программе «Экологическая безопасность предприятий в области обращения с опасными отходами I-IV класса опасности» — обучение проходят руководители и специалисты организаций, непосредственно занятые с обращением с отходами I-IV класса опасности. Данное обучение регламентировано статьёй 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и является обязательным. Посмотреть дополнительную информацию по обучению, а также сформировать и отправить онлайн-заявку, можно здесь.

Заметку подготовила моя помощница по развитию рубрики «Экологическая Безопасность» Ксения Ралдугина.

Продолжение следует …


Ты хочешь получать информацию,
но ты делаешь это без уважения

Будь моим подписчиком!

Сохраните эту заметку в: 

xn—-8sbbilafpyxcf8a.xn--p1ai

ТКО отходы | Что это такое, утилизация, вывоз, переработка

В 2016 году правительство приняло федеральный закон, формулирующий понятие «твёрдые коммунальные отходы». ТКО отходы – это возникающие в результате повседневной деятельности бытовые отходы человека. К этому понятию также относятся бытовые остатки, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц.

ТКО отходы – что это такое?

До внесения законодательных изменений в документации использовался термин «твёрдые бытовые отходы». Но новое понятие шире, чем ТБО.

Отходы ТКО – это бытовые остатки, возникающие в частных домах, офисах, промышленных предприятиях. Выделяют два класса бытовых отходов:

  1. Биологический (остатки животного/растительного происхождения)
  2. Небиологический (прочие предметы)

Основная часть отходов, производимая человеком, относится к ТКО. Это строительные остатки (песок, гравий, древесина), стеклотара/изделия из стекла, предметы из металла, пластика, бытовые электроприборы, техника.

Sostav-TKO

Твёрдые коммунальные отходы – естественный продукт жизни человека.

Полный перечень отходов, относящихся к ТКО, прописан в законе.

Плотность

Плотность ТКО рассчитывается согласно нормам накопления и правилам коммерческого учёта. Для определения плотности учитывается объём и масса коммунальных отходов. Замеры параметров бытовых остатков производятся при помощи линейки. Следующий этап – определение веса отходов. Полученные данные используют для вычисления плотности.

Нормы накопления ТКО рассчитываются исходя из количества людей, проживающих в доме/работающих в организации. Выделяют нормы:

  • Суточную;
  • Среднемесячную;
  • Среднегодовую;
  • Годовую.

На основе произведённых расчётов определяется среднее значение плотности. Вычисления производятся сотрудниками служб по утилизации и требуют специальной техники. Самостоятельный расчёт значений плотности коммунальных отходов невозможен.

Обращение с ТКО

Действия с твёрдыми коммунальными отходами производятся с учётом норм охраны окружающей среды и соблюдения экологического порядка. Контроль за утилизацией мусора осуществляет региональный оператор. Регоператор действует согласно региональной схеме обращения с твёрдыми коммунальными отходами.

Манипуляции с отходами (перевоз, переработка, утилизация) производятся регоператором или же через организации-посредники, работающие с бытовым мусором.

Обязанность частных и юридических лиц – соблюдать порядок размещения ТКО в предназначенных для этого зонах и способствовать сортировке мусора.

Правила обращения

Правила обращения с твёрдыми коммунальными отходами регулируются на законодательном уровне и устанавливают порядок обращения с мусором для собственников ТКО. Собственник ТКО – хозяин жилплощади в многоквартирном доме, хозяин частного дома, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.

В договоре обозначены места сбора твёрдых коммунальных отходов. К ним относятся мусорные контейнеры, мусороприёмники, предоставленные регоператором ёмкости для сбора бытовых остатков. Для размещения крупногабаритных предметов отводятся выделенные площадки. К данном типу объектов относится бытовая техника (холодильники, плиты), мебель, предметы, неподходящие по параметрам для мусорных контейнеров.

Предпочтительный метод утилизации мусора в Российской Федерации – переработка ТКО для получения вторсырья.

Обязанность заводов, импортёров и производителей – утилизировать образующиеся отходы. При невыполнении утилизации назначается плата (экологический сбор).

Сортировка производится автоматическим способом и исключает попадание на полигоны отходов 1 и 2 класса опасности.

Класс опасности

Основная часть твёрдых коммунальных отходов относится к 5 и 4 классу опасности (отходы, не представляющие опасности для здоровья и умеренно опасные). Бытовые предметы, содержащие ртуть и иные токсичные вещества, имеют повышенный класс опасности.

Утилизация опасных отходов (1 и 2 класс) проводится на полигонах в особом порядке. Опасные отходы отделяются от мусора на стадии сортировки.

Нормативы накопления

Нормативы накопления ТКО устанавливаются в зависимости от сезона. Выделяют среднесуточные, сезонные среднесуточные, среднемесячные и среднегодовые нормы. В нормативах учитываются объём и масса мусора.

Закон о ТКО

Закон No 458-ФЗ внёс изменения в систему оплаты услуг по вывозу и утилизации отходов. Ранее тариф назначался управляющей компанией, осуществлявшей обслуживание помещения. После внесённых изменений стоимость услуги определяется региональным оператором.

https://youtu.be/ET4cPY2NmrA

До принятия закона оплата обслуживания помещения зависела от его предназначения (жилое/нежилое). Согласно закону No 458-ФЗ, стоимость услуг по вывозу и утилизации ТКО назначается в зависимости от статуса клиента (частное лицо, юридическое, ИП).

Нормативы различны для многоквартирных зданий, частных домов, офисов и производственных зданий. Устанавливается порядок коммерческого учёта ТКО.

Новый закон отрегулировал цены в сфере утилизации коммунальных отходов. Теперь оплата вывоза мусора для частных лиц ниже, чем для предприятий.

Порядок работы по законодательству

Согласно закону о бытовых ТКО, регоператор по назначенной схеме производит перевоз мусора на полигон. Физическое или юридическое лицо заключает с регоператором договор. Стоимость услуги по вывозу и утилизации мусора назначается непосредственно региональным оператором. Тариф рассчитывается исходя из логистических затрат, расходов на устранение скопления мусора в не предназначенных местах и трат на обеспечение работы системы контроля?

Кто может оказывать услуги утилизации по закону?

Региональный опереатор ТБО

Согласно принятому закону, все действия по утилизации твёрдых коммунальных отходов производятся региональным оператором. Манипуляции с твёрдыми коммунальными отходами производятся с соблюдением правил безопасности граждан и с учётом экологических требований.

Региональный оператор

Во всех субъектах страны работают организации, осуществляющие деятельность по сбору и утилизации твёрдых коммунальных остатков (регоператоры). Назначение регионального оператора ТКО производится на основе конкурсного отбора из юридических лиц.

Выбранная организация имеет полномочия на проведения манипуляций с твёрдыми бытовыми отходами на территории субъекта сроком от 10 лет.

После выбора регоператора он обязуется направить письма для заключения договора всем частным и юридическим лицам, находящимся в зоне обслуживания. В случае нарушения порядка оказания услуг регоператор отстраняется от выполнения обязанностей и проводятся выборы нового оператора.

Утилизация ТКО

Ежегодно на территории Российской Федерации скапливаются миллионы тонн твёрдых коммунальных отходов. Экологическую проблему представляет нерациональное складирование мусора в предназначенных для этого территориях. Существуют различные варианты переработки и утилизации ТКО.

Захоронение

Захоронение твёрдых коммунальных отходов наиболее экономный способ утилизации мусора, но существует ряд недостатков, связанных с его использованием. Процессы разложения бытовых отходов приводят к выбросу во внешнюю среду отравляющих веществ. Это приводит к загрязнению отведённых территорий. Местность, где производится захоронение мусора, непригодна для иных вариантов использования. Данные территории должны располагаться в удалении от охраняемых территорий, населённых точек, водных объектов.

Сжигание

Популярный способ утилизации твёрдых коммунальных отходов. После сжигания мусора остаётся зола, которую отвозят на выделенные полигоны. Скопление золы сказывается на состоянии окружающей среды. Ведутся разработки по совершенствованию данного метода утилизации и созданию газоочищающей техники.

Компостирование

Предварительно перед компостированием производится сортировка отходов. Формируются компостные кучи, в которых размещается мусор. Активность микроорганизмов приводит к разложению органических частиц отходов. Проблема компостирования – возникновение резких неприятных запахов на территории, где производится утилизация.

Переработка вторсырья

Переработка вторсырья – экологический метод, позволяющий создавать дешёвое сырьё для дальнейшего производства.

Перед поступлением на переработку отходы сортируются. Металлические предметы прессуют и доставляют на металлургические заводы. Стеклянные осколки перерабатывают для изготовления строительного стекла. Макулатура обесцвечивается, перерабатывается и служит сырьём для производства новой бумаги. Производятся изделия из переработанного пластика, полиэтилена. Пригодны для переработки асфальт, дерево, электротехника.

Переработка экономит ресурсы и сохраняет экологию в стране. Основная часть твёрдых коммунальных отходов пригодна для дальнейшей переработки и производства вторичного сырья.

bezotxodov.ru

ТКО отходы — что это, кто вывозит

Мусор – темная сторона жизнедеятельности человека. Для нас утилизация бытовых отходов заканчивается выбросом его в пластиковый контейнер, который стоит возле дома. Редко кто задумывается о том, что происходит с ним дальше. Сегодня мы попробуем разобраться в этом. Ответить на вопрос что такое твердые коммунальные отходы (ТКО), куда он вывозится и как перерабатывается.

 

Понятие ТКО

Под твердыми коммунальными отходами (ТКО) подразумевается бытовой мусор, образованный в местах проживания людей. Сюда входит как городские многоэтажные и так частные дома. Помимо этого, ТКО включает в себя отходы от деятельности разного рода компании и фирм. При условии если этот мусор по своему составу схож с мусором от жилых кварталов.

Существует несколько видов отходов, которые входят в понятие ТКО.

Что относят к ТКО

  • Дерево. Это старая мебель и фурнитура. Также эта группа включается в себя мусор на основе целлюлозы: бумага, некоторые виды тканей и прочее;
  • Продукты переработки нефти. Это разного рода масла, которые имеет в своем составе тот или иной процент углеводородов;
  • Биологические отходы. Сюда относятся остатки продуктов питания, кожаные изделия и прочие мусор, в основе которого лежат органические соединения;
  • Синтетические отходы. Это всевозможные разновидности полимеров: пластики, полиэтиленовые пакеты и другие компоненты, полученные методом химического синтеза.

 

ТКО не включает в свое понятие опасные виды отходов. Те, которые способны нанести значительный вред здоровью человека и экологической безопасности окружающей среды: радиационный мусор, отходы химически и биологически активных веществ.

Изменение в законе от 29.12.2014 №458

Конец 2014 года ознаменовался чередой коренных изменений в законе об отходах производства и их потребления. Были введены новые пункты и понятия, которые полностью поменяли правила вывозки, утилизации и переработки отходов. Рассмотрим наиболее существенные из них:

  • Собственно, введение термина твердые коммунальные отходы. До этого использовалась более широкая формулировка твердые бытовые отходы или сокращенно ТБО. Понятие ТБО используется до сих пор и включает в себя, помимо мусора от жилых домов, отходы, которые образуют после себя производственные предприятия и компании;
  • Появление «регионального оператора» – частная организация, которая производит непосредственное удаление твердых коммунальных отходов с территории жилых домов. Под этим понимается вывоз, транспортировка до места утилизации и переработка мусора. Происходит этот процесс на основе договора с собственниками жилых домов. Время заключения контракта при этом должна быть не менее 10 лет. Раньше все вышеописанные обязанности возлагались на управляющих жилых комплексов, что оказалось не эффективным в силу отсутствия их материальной заинтересованности в этом;
  • Изменение порядка оплаты за предоставляемые виды услуг. Были установлены нормативы накопления ТКО– количество мусора, которые образуется за единицу времени, исходя из потребностей одного человека. Согласно этим нормативам были разработаны тарифы, по которым производят расчет стоимости услуг на вывоз твердых коммунальных отходов. Стоит отметить, раньше установлением цен на вывоз мусора занимались управляющие компании. Исходили они как правило только из общей площади территории;
  • После изменения закона собственник жилого помещения обязан заключать договор с региональным оператором и обеспечивать планомерный вывоз ТКО со своей территории.

 

 

Утилизация

После заполнения контейнеров для мусора, региональный оператор вывозит их в места, где происходит непосредственная утилизация ТКО. Под утилизацией следует понимать процесс уменьшения вредного воздействия отходов на окружающую среду. Существует 3 наиболее востребованных метода:

  • Захоронение;
  • Сжигание;
  • Компостирование.

Разберем теперь плюсы и минусы каждого способа более подробно.

Захоронение

Представляет собой складирование ТКО на специально выделенной для этого территорий. Мусорные свалки, которые располагаются за чертой практически каждого города, — наглядный тому пример. При захоронении вырывается яма, глубина которого зависит от объема, поставляемого ТКО. Непосредственно в ней складируют, а в дальнейшем зарывают мусор слоем земли.

Среди главных преимуществ такого способа является его дешевизна. Именно этот фактор привлекает региональных представителей все больше и больше обращаться к этому способу утилизации. Но есть здесь и минусы. И они существенны.

Свалки наносят значительный вред экологи окружающей территории. Почва отравляется вредными веществами, которые выделяет ТКО, так, что впоследствии она неспособна к зарождению той или иной растительности. Разлагаясь, мусор образует ядовитые газы, которые способные распространяться на десятки километров от места складирования ТКО. По этой причине мусорки не должны располагаться вблизи водоемов, лечебных учреждений и мест проживания людей.

 

 

Сжигание

Такая утилизация относится к более совершенным способам утилизации по сравнению с захоронением. ТКО здесь сгорая превращается в золу, которая по своим объемам существенно уступает первоначальным размерам мусора. Все это позволят снизить в несколько раз территорию складирования мусора. К тому же тепло, которое образуется в результате сгорания, можно использовать для производственных нужд или в качестве отопления для жилых домов и помещений.

Недостатком сжигания ТКО является повышенная токсичность. Газы, выделяющиеся в результате горения пластмассы, смертельно опасны как для человека, так и природы. Для уменьшения их отрицательного эффекта необходимо использовать дожигающие печи, обладающие современными системами очистки. Это делает данный способ менее привлекательным с финансовой точки зрения для предпринимателей и фирм, которые занимаются утилизацией твердых коммунальных отходов.

Компостирование

Это утилизация ТКО происходит за счет воздействия на него живых микроорганизмов. Особенностью данного способа в том, что ему способен подвергаться только органический мусор. Причем для разного вида бытового мусора подходят определенные виды бактерий. По этой причине мусор, которые отправляется на компостирование, необходимо предварительно разделять на категории.

Плюсы такого способа – это простота, эффективность и, что немало важно, низкие финансовые затраты на его проведение. К тому же, полученный компост из мусора может подвергаться вторичному использованию. Они являются качественным удобрением и широко востребованы в сельском хозяйстве.

Среди недостатков компостирования отметим неприятный запах гниения, который впоследствии может привлечь разного рода паразитов.

Переработка

Это восстановление полезных свойств мусора, которое делает его пригодным для использования в производственной деятельности. Она позволяет существенно сэкономить природные ресурсы, с одной стороны, с другой существенно сокращает территории свалок, а, следовательно, и улучшает экологию окружающей среды.

Не все виды ТКО поддаются переработке. Связано это с особенностями химической структуры разного видов отходов. Ниже приведем типы ТКО, которые перерабатываются в современных промышленных условиях:

  • Древесина;
  • Макулатура;
  • Стекло;
  • Отходы металлов.

Итого, должное отношение к проблеме утилизации мусора, позволяет значительно снизить факторы загрязнения ТКО. Если же развивать технологии его переработки, то вообще можно остаться даже в плюсе. Все, как и в большинстве случаев зависит от нашего желания не думать о сию минутной выгоде и смотреть на несколько шагов вперед.

Оцените статью:

Рейтинг: 0/5 — 0 голосов

prompriem.ru

Твёрдые коммунальные отходы – ТКО, что к этому относится?

Твёрдые коммунальные отходы – ТКО, что к этому относится согласно Закона № 89-ФЗ

  1. В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) дано понятие твёрдые коммунальные отходы – ТКО. Накапливаемые в том числе в контейнеры для твердых коммунальных отходов. Что к этому относится? Это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твёрдым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Исходя из данного понятия Закона № 89-ФЗ принадлежность отходов к ТКО определяется следующими критериями:

— образование происходит в жилых помещениях;

— образование происходит в процессе потребления физическими лицами;

— к ТКО относятся также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд;

— к ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Федеральный классификационный каталог отходов (далее – ФККО), утверждённый приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242, состоит из блоков, типов, подтипов и т.д.

Например, в блок 7 «Отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов» входит тип 73 «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению», состоящий, в свою очередь, из подтипов, в том числе 731 «Отходы коммунальные твердые», 733 «Отходы потребления на производстве, подобные коммунальным» и т.д., явно относящихся к ТКО; и в то же время, блок 7 содержит подтип 732 «Отходы жизнедеятельности населения в неканализованных зданиях и прочие аналогичные отходы, не относящиеся к твёрдым коммунальным отходам».

Другой пример. Вид отхода «лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства» может образовываться в жилых помещениях в результате утраты потребительских свойств осветительных элементов. Данный отход входит в блок 4 «Отходы потребления производственные и непроизводственные; материалы, изделия, утратившие потребительские свойства, не вошедшие в блоки 1 – 3 , 6 – 9 », тип 47 «Отходы оборудования и прочей продукции, подлежащей особому контролю».

 

Таким образом, к ТКО могут относиться любые виды отходов, входящие в различные блоки ФККО, размещение которых допустимо на специализированных полигонах , а также виды отходов, размещение которых на данных полигонах строго запрещено.

  1. В соответствии со статьёй 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ строительство – создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

В соответствии с пунктом 3.8 Постановления Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 (ред. от 16.06.2014) «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.

В связи с этим, необходимо разделять понятия «строительство» и «текущий ремонт».

На основании вышеизложенного, отходы, образующиеся при строительстве, не относятся к ТКО.

Так, нередко отходы, образующиеся при текущем ремонте, ошибочно считают строительными отходами, видя в наименовании слово «строительный». Упоминание в наименовании отхода слова «строительство», «строительный» и т.п. не всегда подтверждает, что тот или иной вид отхода образован именно при строительных работах. Например, «отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ» и «отходы (остатки) песчано-гравийной смеси при строительных, ремонтных работах» могут образоваться как при строительстве, так и при ремонте.

Необходимо принимать во внимание, что ФККО – унифицированный документ, но при этом он не учитывает распределение отходов по признакам образования:

— в жилых или нежилых помещениях;

— у физических или юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

— при ремонте или строительстве;

— и т.д.

  1. В соответствии с разделом II Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, жилым помещением признаётся изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания.

В соответствии с п. 2 Комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации, утверждённой приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 14.08.2013 № 298, отходы потребления – подлежащие обезвреживанию, утилизации (использованию) или удалению посредством размещения остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе потребления, включая готовые товары (продукцию), подлежащие утилизации (использованию) после утраты потребительских свойств, в том числе упаковки таких товаров (продукции).

Таким образом, отходы от текущего ремонта жилых помещений физических лиц, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей , подобные им по составу и происхождению, как правило, являются отходами потребления, и, следовательно, относятся к ТКО.

 

Источник статьи: rpn.gov.ru

 


Поделись с друзьями:

osservis.ru

Огородный мусор – не коммунальные отходы

Когда жители частного сектора проводят субботники в своих дворах и на участках, нередко весь мусор и ненужный хлам они выбрасывают в мусорные контейнеры, а то, что не вошло, кладут рядом с ними.

На вопрос: «Почему сучья и то, что можно сжечь у себя в печи, приносится на контейнер?», люди отвечают: «А мы за вывоз мусора платим». Сегодня попытаемся разобраться: за что же мы все-таки платим, что можно выбрасывать в контейнеры, и для чего необходимо вызвать специальный транспорт.

За разъяснениями мы обратились к ведущему специалисту, экологу отдела ЖКХ и энергетики администрации ГО Богданович Марине Ивановой. Она ответила следующее:

– В первую очередь, хочется отметить, что мусорные контейнеры и бункеры предназначены для сбора твердых коммунальных отходов. То есть того мусора, который образуется в результате жизнедеятельности людей, который должен быть упакован в специальный полиэтиленовый пакет или вынесен в мусорном ведре и выгружен в контейнер.

В соответствии с действующим законодательством под твердыми коммунальными отходами (ТКО) подразумевают отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе жизнедеятельности физических лиц, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твёрдым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и подобные по составу отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Как мы видим, в этом определении нет ни слова о растительных отходах (обрезках деревьев, ветках, ботве, листьях), строительном мусоре и т.д. То есть оплачиваемая населением услуга по сбору и вывозу ТКО не распространяется на сбор и вывоз растительных остатков. В данном случае собственники мусора, не попадающего под понятие ТКО, обязаны самостоятельно позаботиться о его судьбе: будет ли это компостная яма, переработка под топливо или вывоз на полигон твёрдых бытовых отходов (ТБО). Но нести растительные остатки в контейнеры для ТКО, а тем более складывать их вокруг контейнерных площадок — это нарушение законодательства, в том числе Правил благоустройства на территории городского округа Богданович.

В заключение обращаюсь к жителям городского округа, чтобы каждый, неся на контейнерную площадку мусор из огорода, строительный мусор, отдавал себе отчет в том, что он нарушает не только закон, но и несёт моральную ответственность за загрязнение территории нашего ГО. Конечно, всё будет убрано, но за бюджетные средства, которые могли бы быть потрачены на благоустройство, озеленение, ремонт дорог. Мы сами себе оказываем медвежью услугу.

narslovo.ru

Запрет захоронения отходов

Итак, мы снова обращаемся к теме захоронения отходов. На этот раз поводом послужила законодательная инициатива Минприроды России по запрету к захоронению некоторых групп отходов. Разберемся с проектом постановления и с возможными последствиями его принятия.

 

На сегодняшний день в экологическом законодательстве нет нормы, которая бы определяла, какие отходы можно захоронить на полигоне, а какие нельзя. Такие нормы есть только в санитарных нормативных документах. Поэтому необходимость навести порядок в этом вопросе зреет давно.

Захоронению на полигонах подвергаются твердые бытовые и промышленные отходы. В чем их отличие? Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) четкое определение есть только у понятия «твердые коммунальные отходы»[1] (ранее — твердые бытовые отходы[2]). Соответственно, все, что не ТКО, по умолчанию относится к промышленным отходам, за исключением радиоактивных или биологических отходов, которые априори нельзя захоранивать на обычных полигонах ТКО или промышленных полигонах.

САНИТАРНЫЕ НОРМЫ

Вопросы захоронения отходов на полигонах регулируются несколькими санитарными нормативными документами. Полигон для захоронения отходов может быть двух типов — полигон ТКО и специальный полигон для промышленных отходов.

 

СЛОВАРЬ

Захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Объекты захоронения отходов — предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I–V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах.
Полигоны — комплекс природоохранительных сооружений, предназначенных для складирования, изоляции и обезвреживания ТБО, обеспечивающий защиту от загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, препятствующий распространению грызунов, насекомых и болезнетворных микроорганизмов.

 

Полигоны для захоронения ТКО проектируются, эксплуатируются и рекультивируются в соответствии с требованиями Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (Москва, 1998; далее — Инструкция).

Согласно Инструкции к ТБО относятся отходы хозяйственной деятельности населения (приготовления пищи, уборки и текущего ремонта квартир и др.), включая отходы отопительных устройств местного отопления, крупногабаритные предметы домашнего обихода, упаковку, смет с дворовых территорий, улиц, площадей, отходы ухода за зелеными насаждениями и др.

При этом на полигонах ТКО допускается захоранивать некоторые виды промышленных отходов при соблюдении особых условий. Так, в приложении 9 к Инструкции есть Перечень промышленных отходов IV класса опасности, принимаемых на полигоны твердых бытовых отходов без ограничения и используемых в качестве изолирующего материала. В этом списке такие отходы, как алюмосиликатный шлам, асбокрошка, бентонит, гипс, шифер, шлаки ТЭЦ, известь и прочие относительно инертные отходы, которые при контакте с ТКО и окружающей средой не нанесут среде потенциально большого вреда. Именно поэтому они используются для изоляции слоев ТКО на полигоне.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

IV класс опасности отхода в данном случае дан по санитарной классификации отходов согласно СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления»:
• 1 класс — чрезвычайно опасные;
• 2 класс — высоко опасные;
• 3 класс — умеренно опасные;
• 4 класс — мало опасные.
В отличие от экологической классификации, в которой пять классов опасности отходов, здесь их только четыре. Класс определяется расчетным или экспериментальным методом на основании различных параметров опасности компонентов отхода согласно данным санитарным правилам.

 

Кроме того, в приложении 10 к Инструкции предлагается Перечень промышленных отходов III и IV классов опасности, принимаемых на полигоны твердых бытовых отходов в ограниченном количестве и складируемых совместно, в котором даются нормативы захоронения некоторых промотходов на 1000 м3 ТКО. В этот список входят отходы производства уксусного ангидрида, резины, полистрирольных пластиков, электроизоляционных материалов, отходы суспензионного, эмульсионного производства сополимеров стирола и т.д. Эти материалы тоже обладают низкой реакционной способностью, плохо окисляются и являются хорошим буферным материалом в смеси с ТКО.

В приложении 11 к Инструкции приведен Перечень промышленных отходов IV–III классов опасности, принимаемых в ограниченных количествах и складируемых с соблюдением особых условий. Так, например, активированный уголь и обрезь кожзаменителей принимаются при условии укладки слоем не более 0,2 м, а невозвратная деревянная и бумажная тара не должна содержать промасленную бумагу во избежание возгорания.

Гигиенические требования к полигонам ТКО прописаны в СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» (далее — СП 2.1.7.1038-01). Согласно СП 2.1.7.1038-01 на полигоны ТКО могут попадать отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный смет, строительный мусор и некоторые промышленные отходы III–IV классов опасности.

Список таких отходов в каждом случае согласовывается с Роспотребнадзором. Токсичные промышленные отходы захораниваются только после обезвреживания на специальных полигонах, то же касается радиоактивных и биологических отходов. Отходы лечебно-профилактических учреждений (сейчас они называются медицинскими отходами) согласно СП 2.1.7.1038-01 допускается захоранивать на полигоне ТКО.

Напомним, что согласно СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» (далее — СанПиН 2.1.7.2790-10) для медицинских отходов существует своя классификация опасности.

 

Извлечение
из СанПиН 2.1.7.2790-10

[…]
2.1. Медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности (таблица 1):
Класс А — эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (далее — ТБО).
Класс Б — эпидемиологически опасные отходы.
Класс В — чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы.
Класс Г — токсикологически опасные отходы 1–4 классов опасности.
Класс Д — радиоактивные отходы.
[…]

 

В СП 2.1.7.1038-01 содержится важное уточнение: не разрешается сбор вторичного сырья непосредственно из мусоровоза. Это нужно делать на этапе сбора отходов либо после на специальных сортировочных станциях с соблюдением санитарно-гигиенических требований.

Промышленные отходы могут быть захоронены с ТКО при условии непревышения токсичности смеси промышленных отходов с бытовыми по сравнению с токсичностью бытовых отходов по данным анализа водной вытяжки. Основной показатель, характеризующий опасность отхода, — содержание токсичных веществ в одной вытяжке, а также БПК и ХПК:

 

Извлечение
из СП 2.1.7.1038-01

[…]
8.2. Промышленные отходы 4 класса опасности, принимаемые без ограничений в количественном отношении и используемые в качестве изолирующего материала, характеризуются содержанием в водной вытяжке (1 л воды на 1 кг отходов) токсичных веществ на уровне фильтра из твердых бытовых отходов (ТБО), а по интегрирующим показателям — биохимической потребностью в кислороде (БПКполн) и химической потребностью в кислороде (ХПК) — не выше 300 мг/л, имеют однородную структуру с размером фракций менее 250 мм.
8.3. Промышленные отходы 4 и 3 класса опасности, принимаемые в ограниченном количестве (не более 30 % от массы твердых бытовых отходов) и складируемые совместно с бытовыми, характеризуются содержанием в водной вытяжке токсичных веществ на уровне фильтрата из ТБО и значениями БПК20 и ХПК 3400 — 5000 мг/л O2.
[…]

 

Таким образом, некоторые виды промышленных отходов вполне могут быть захоронены на полигоне ТКО, другие виды — исключительно на полигонах промышленных отходов. Проектирование и эксплуатация полигонов промышленных отходов осуществляется в соответствии со СНиП 2.01.28-85 «Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов», в которых не только указаны нормы проектирования и эксплуатации полигонов, но и подробно расписано:

• какие группы промотходов могут быть приняты на полигон;

• при каких условиях они принимаются;

• какие методы предварительной обработки, обезвреживания, утилизации должны пройти отходы на сортировочных станциях или специальных заводах по обезвреживанию, прежде чем попасть на полигон.

На практике процесс передачи отходов на захоронение обстоит следующим образом. У предприятия есть перечень отходов, которые оно обязано передать лицензированной организации. Если предприятие хочет передать отходы на захоронение на полигон ТКО или промотходов, перечень необходимо сверить с лицензией на прием отходов у данного полигона. Наименования, коды и классы опасности отходов должны совпадать. При условии наличия у предприятия паспортов отходов, а также готовности полигона принять у него отходы заключается договор на передачу.

Часто предприятия, чтобы упростить процесс передачи отходов, стремятся отправить на захоронение не только ТКО и разрешенные промотходы, но и отходы I и II класса по экологической классификации. При этом если эти отходы попадают на полигон в смеси с ТКО, визуально их идентифицировать сложно, в результате захораниваются отходы потенциально высоко опасные для окружающей среды и человека[3]. Чаще всего в общей массе ТКО оказываются ртутьсодержащие лампы, замасленная ветошь и бумага, загрязненные опасными веществами упаковочные материалы.

Кроме токсичности, данные отходы при захоронении наносят и косвенный вред окружающей среде, ведь большая часть промышленных отходов — потенциальное вторичное сырье, при повторном использовании которого можно сэкономить значительный объем ресурсов. Именно такой подход к обращению с отходами принят на Западе и начинает внедряться в нашей стране.

 

СПРАВКА

Процент вторично используемого сырья в России сравнительно мал, хотя по данным Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2015 году» процент использования/обезвреживания отходов в целом растет: в 2014 г. было использовано/обезврежено 46 % отходов, в 2015 г. — 53 %. Причем в основном это отходы добывающей промышленности — вскрышные и вмещающие породы, использовать которые в качестве материала для засыпки карьеров, рекультивации и т.д. сравнительно просто и выгодно.

ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ О ЗАПРЕТЕ ЗАХОРОНЕНИЯ

В связи с необходимостью реализации государственной политики по снижению общего количества захоронения отходов Минприроды России разработало проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Перечня видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается»[4].

Постановление разработано в целях реализации п. 8 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ, который гласит: «Захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации».

В проекте приводится перечень групп отходов, на которые предполагается поэтапно ввести запрет на захоронение с целью стимулирования их повторного использования (см. таблицу).

 

 

Данное постановление будет работать в общей системе механизмов стимулирования природопользователей к утилизации отходов от производства, таких как расширенная ответственность производителей за утилизацию отходов от использования товаров, разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в т.ч. с ТКО.

 

 

Сам перечень групп отходов корреспондируется с перечнем готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (утв. Распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р). Запрет на захоронение обусловлен тем, что в состав этих отходов входят полезные компоненты: черные и цветные металлы, в т.ч. ртуть, полимерные материалы, резина, стекло, бумага и картон. Для реализации постановления необходимо, прежде всего, наладить потоки поступления данных отходов на использование: на этапе сбора — внедрять их раздельный сбор; на этапе сортировки — выделять полезные компоненты отходов из общей массы ТКО.

 

СПРАВКА

Сегодня наибольший процент утилизации достигается для группы отходов черных и цветных металлов (до 98 %) и отходов стеклянной тары (до 94 %), а также отходов шин и покрышек (до 78 %). Для этих отходов есть сеть предприятий-переработчиков, их легко собрать и доставить на место переработки, и стоимость приема отходов выгодна для предприятий-поставщиков.

 

Эти данные касаются только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, для населения же, по разным оценкам, сбор вторсырья из отходов не превышает 2,5 %. Такое положение вещей обусловлено тем, что среди населения не налажен раздельный сбор мусора, отсутствует сеть мусоросортировочных заводов, и общая рентабельность сбора вторсырья у населения стремится к нулю. В стране есть сеть мусоросортировочных предприятий и сеть предприятий-переработчиков отходов, однако все они работают в половину мощности из-за отсутствия поставок сырья. Более того, для некоторых заводов сырье закупается за границей (например, стеклобой — в Эстонии).

Рассмотрим ситуацию по каждой группе отходов, которые предполагается запретить захоранивать.

Отходы бумаги и картона

Производство бумаги в России постепенно наращивает темпы. Примерно половина от общего объема образования отходов бумаги и картона незагрязненных подвергается вторичной переработке. Коэффициент сбора макулатуры — около 30 %. Выделение бумаги из массы ТКО составляет всего 1,5 %, при этом такая бумага влажная и загрязненная и как сырье для производства малопригодна.

Отходы бумаги и картона являются отходами товаров, в отношении которых установлено действие ответственности производителей (нормативы утилизации введены с 2016 г. на уровне 5–10 %), что усиливает действие проекта постановления. Предприятия по переработке макулатуры недозагружены.

Отходы продукции из термопластов: отходы упаковки из полимерных материалов

Отходы продукции из термопластов — это по большей части отходы обычных пластиковых бутылок. Их количество непрерывно увеличивается, при этом на нашем рынке 80 % пластмассовых изделий — отечественного производства. Однако утилизируется порядка 13 % отходов пластмассы, остальные попадают на полигоны захоронения. Рынок переработки отходов пластмассы в последние годы развивается, в России представлено до 4000 предприятий по переработке таких отходов, но все они работают на 50–60 % мощности.

За отходы изделий пластмассовых упаковочных также несут ответственность их производители, норматив утилизации в 2016 г. установлен на уровне 5–10 %, в 2017-м — 10–15 %. Ответственность производителей совместно с запретом на захоронение будет способствовать развитию системы сбора и утилизации.

Отходы стекла и изделий из стекла: тара и упаковка стеклянная

В 2015 г. образовано 186 тыс. т отходов стекла, процент сбора — не более 38 %. Заготовка стеклобоя вызывает массу трудностей (например, сортировка светлого и темного стекла, очистка от грязи и др.). Вторичное стекло используется в стекольной промышленности, в строительных материалах и т.д. Как уже отмечалось, спрос на стеклобой в России удовлетворяется за счет импорта. Сортировка стекла — мероприятие очень дорогостоящее, поэтому предпочтительнее производить раздельный сбор изначально.

В перечень товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, входят:

• стекло листовое гнутое и обработанное;

• стекло полое, включая тару и иные укупорочные средства из стекла.

Введение запрета на захоронение отходов потребует функционирования системы селективного сбора стеклянной тары, развития рынка обращения и переработки стеклобоя и отходов стеклянной упаковки.

Лом и отходы черных металлов. Лом и отходы, содержащие цветные металлы

Высокий процент сбора лома металлов сегодня обусловлен приемлемыми ценами на прием данного вторсырья. Рентабельность сбора и передачи лома обеспечила развитие хорошей инфраструктуры по приему металлов, именно поэтому нормативы утилизации упаковки тоже высоки — 20 % в 2016 г. для консервных банок из черных металлов.

 

КСТАТИ

Гораздо дешевле получать алюминий из вторсырья, нежели путем выплавки из алюмосодержащих минералов.

Отходы оборудования и прочей продукции, содержащих ртуть

Ртуть очень токсичное вещество, поэтому запрет на захоронение призван в том числе уменьшить опасность ртутного загрязнения окружающей среды.

К ртутьсодержащим отходам относится такое оборудование и продукция, как:

• ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные лампы;

• реле импульсные ртутьсодержащие;

• вентили, термометры ртутные;

• элементы и батареи ртутно-цинковые, ртутьсодержащие гальванические элементы и др.

В России производится 68 млн ртутных ламп ежегодно, при этом у предприятий-потребителей образуется 15 тыс. т отходов, содержащих ртуть, и примерно 13 тыс. т из них передается на обезвреживание. Постепенно количество ртутьсодержащих отходов будет снижаться, т.к. на рынок выходят альтернативные источники света. Захоронение таких отходов совместно с ТКО недопустимо, т.к. может вызывать отравление почвы, грунтовых вод и впоследствии населения. В целом утилизация отходов, содержащих ртуть, по официальной статистике, сегодня не превышает 62,7 % от объема их образования, по оценкам экспертов — не более 40 %.

Оборудование компьютерное, электронное, оптическое, электрическое, утратившее потребительские свойства

Отходы электронного и электротехнического оборудования наращивают объемы образования с каждым годом. В этих отходах есть много ценных компонентов, пластика, металлов, а также и токсичных веществ. В мире ежегодно образуется порядка 50 млн т отработавшего электротехнического и электронного оборудования, в т.ч. в России — от 0,9 до 1,4 млн т. Система учета образования и обращения с такими отходами в России развита слабо, поэтому точно сказать, какой процент образовавшихся отходов утилизируется, сложно. По оценкам экспертов, не более 5–8 % объема образованных отходов данной группы в России собирается и перерабатывается, причем основная масса отходов поступает на переработку от юридических лиц.

Значительные объемы отходов данного вида выбираются из коммунальных отходов и разбираются частными лицами для извлечения драгоценных металлов. В то же время опасные вещества после разборки оказываются в потоках ТКО, а зачастую просто выбрасываются, нанося огромный вред окружающей среде.

На территории Российской Федерации около 70 компаний в разных регионах рекламируют услуги по утилизации такого оборудования, однако многие из них не имеют мощностей по переработке.

Причины отсутствия индустрии переработки данных отходов в России:

• нет мотива у собственника/производителя отходов, владельца вторичного сырья;

• не развита инфраструктура сбора у населения и предприятий;

• недостаточное количество подготовленных переработчиков таких отходов.

При этом существующие крупные компании-переработчики отмечают недозагрузку мощностей. Крупные сети магазинов электроники часто меняют устаревшую технику с доплатой на новую, при этом старую технику передают утилизирующим компаниям.

В перечень товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, входят следующие группы товаров:

• компьютеры и периферийное оборудование;

• оборудование коммуникационное;

• техника бытовая электронная;

• приборы оптические и фотографическое оборудование;

• батареи аккумуляторные;

• оборудование электрическое осветительное;

• приборы бытовые электрические;

• приборы бытовые неэлектрические;

• инструменты ручные со встроенным электрическим двигателем;

• оборудование промышленное холодильное и вентиляционное.

Отходы шин, покрышек, камер автомобильных

Шины и покрышки являются наиболее крупнотоннажным отходом резинотехнических изделий. Объемы производства шин и покрышек в России растут, половина их идет на экспорт. Согласно статистике, 77 % объема отходов покрышек и шин передается на утилизацию, что является неплохим показателем, однако, по оценке экспертов, на переработку идет всего 10 %, а 20 % сжигается, при этом объем образующихся отходов в разы больше официальных данных. Предприятия по переработке недозагружены, сырье в дефиците, и полученная вторичная резина также не пользуется спросом.

Перспективное направление — производство резиновой крошки, объемы потребления и популярность которой в России возросли. В структуре рынка резиновой крошки преобладает продукция российских предприятий, вместе с тем отмечается рост импорта резиновой крошки. В структуре потребления резиновой крошки преобладает производство резинотехнических изделий — 36 %, доля резиновых и других покрытий оценивается в 20 %, шин и покрышек — в 15 %.

Основной проблемой отечественного производства крошки является отсутствие системы сбора использованных покрышек для последующей переработки.

Шины, покрышки и камеры резиновые включены в перечень товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств. В 2016 г. для данной группы товаров установлен норматив утилизации, равный 15 %, в 2017-м — 20 %.

Запрет на захоронение таких отходов будет способствовать формированию инфраструктуры сбора и утилизации отходов, загрузке существующих производственных мощностей.

Твердые коммунальные отходы

Один гражданин в год производит до 400 кг ТКО, ежегодно в стране накапливается более 50 млн т неутилизированных ТКО, при этом утилизируется по различным оценкам не более 5–8 % от общего объема отходов.

Утилизация полезных компонентов, содержащихся в ТКО, целесообразна только при условии раздельного сбора отходов, т.к. выборка ценных компонентов из массы мусора дорогостояща и нерентабельна.

Содержание компонентов, которые могут быть утилизированы, напрямую зависит от морфологического состава ТКО (на него влияют климатическая зона, степень благоустройства жилья, этажность, вид топлива и др.). Наибольшую часть ТКО составляет бумага, картон, пищевые отходы, пластик. При этом должна учитываться рентабельность транспортировки ценной фракции ТКО к потребителю. Наиболее рентабельна перевозка лома цветных металлов как фракции ТКО.

Условия, при которых сортировка ТКО перед их захоронением целесообразна и экономически выгодна:

• мощность совокупного потока ТКО не менее 100 тыс. т/год;

• количество утильных фракции в общем объеме ТКО не менее 20–30 % от общего объема ТКО;

• транспортное плечо не более 100 км, кроме транспортирования отходов цветных металлов, где оно может достигать 1000 км.

Введение запрета на захоронение несортированных ТКО потребует строительства мусоросортировочных комплексов и мусороперерабатывающих заводов.

Международный опыт

Международный опыт в сфере вовлечения отходов во вторичное использование показывает высокие результаты благодаря принятым соглашениям международного уровня.

Директива Совета Европейского Союза 1999/31/EC от 26.04.1999 «О захоронении отходов на полигонах» обязала страны-участницы разработать программу обращения с ТКО. Кроме того, она ввела запрет на размещение на полигонах определенных видов отходов, например автомобильных шин и жидких отходов. В документе предусмотрено, что на полигон может быть доставлен только предварительно переработанный мусор, что предопределяет необходимость увеличения числа мусороперерабатывающих заводов.

Второй важный документ — Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2008/98/EC от 19.11.2008 «Об отходах и признании утратившими силу некоторых распоряжений». Цель документа также в сокращении объема полигонов. Наиболее важным в содержании является введение количественных целей по переработке ряда видов ТБО.

Вывод

Проект постановления вписывается в общую политику государства по снижению количества образующихся и размещаемых отходов, повышению количества утилизированных отходов и в целом снижению вредного воздействия отходов на окружающую среду. При условии грамотной реализации постановления и своевременного появления инфраструктуры по раздельному сбору отходов, мусоросортировочных комплексов, утверждения прозрачных территориальных схем обращения с отходами результат не заставит себя ждать, особенно если реализация проекта стимулируется экономическими механизмами.

 

[1] Далее — ТКО.

[2] Далее — ТБО.

[3] Подробнее см.:

Бабич М.Е. Накопленный вред окружающей среде: что нас ждет в 2017 году? // Справочник эколога. 2016. № 11. С. 39–50;

Бабич М.Е. Возмещение вреда окружающей среде: действующее регулирование и законотворческие инициативы // Справочник эколога. 2016. № 9. С. 50–61 (прим. редакции).

М. Ламихова, инженер-эколог ГК «Экологический центр»

www.profiz.ru

ТКО-Твердые коммунальные отходы новое в законодательстве

1 января 2016 г. вступили в силу важнейшие изменения, внесенные в законодательство об отходах производства и потребления. Однако нормативно правовая база оказалась не готовой к нововведениям. Так, к примеру, был перенесен срок вступления в силу требования о наличии лицензии на деятельность по обращению с отходами с 1 января на 1 июля 2016 года, возвращен и уточнен коэффициент 0,3  применяемый при расчете платы за НВОС (в части размещения отходов). Законодательные положения сформулированы теперь таким образом, что после 1 июля 2016 года лицензия для осуществления работ по сбору отходов I-IV классов опасности потребуется любому хозяйствующему субъекту, который взаимодействует с посредниками, принимая у них отходы, в целях транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Остановимся кратко на твердых коммунальных отходах (далее – ТКО). Федеральный закон от  29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ (в ред. от 28 ноября 2015 г.)  впервые ввел новое понятие «твердые коммунальные отходы» (ТКО) и предусмотрел особые правила по обращению с ними.

Твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

По нашему мнению представляется, что к последнему виду ТКО можно отнести твердые отходы потребления (пищевые и упаковочные отходы, тара, макулатура, бытовой и офисный мусор и иные подобные виды отходов), образующиеся при функционировании торговых точек, пунктов общественного питания, жилищно-коммунальных предприятий, иных учреждений.

Таким образом, в федеральном законодательстве, теперь закреплены важнейшие для развития рынка услуг по обращению с отходами обязанности граждан — собственников ТКО. Попытки закрепления указанной обязанности предпринимались и ранее в форме различных законодательных инициатив, в т.ч. и на местном уровне, однако в данном случае законодателем были приняты комплексные изменения, закрепившие систему норм, устанавливающих новые правила по обращению с твердыми коммунальными отходами ТКО.

Отметим, 1 января 2016 г. вступил в силу п. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым собственник жилого дома или его части обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.

По сообщениям ряда местных СМИ проблема для Омска — одна из животрепещущих. Граждане зачастую без оформления договорных отношений  пользуются для указанных целей мусорными контейнерами, установленными органами местного самоуправления или специализированными организациями, или, того хуже, выбрасывают свой мусор и иные отходы на близлежащие земельные участки, полосы отвода автомобильных дорог или в лесу, образовывая многочисленные стихийные свалки, нередко вблизи городских и сельских поселений. Излишне говорить, что помимо создания неприглядного пейзажа для городской черты это приводит к загрязнению, засорению земель, уничтожению плодородного слоя почв земель сельскохозяйственного назначения, наносит существенный вред окружающей среде и здоровью людей.

Тем же гражданам, проживающих преимущественно в индивидуальных жилых домах и являющихся собственниками образуемых ими ТКО, кто уклоняется от заключения договоров (либо не заключил договор)  на сбор, транспортирование и размещение ТКО, теперь по закону может грозить административная ответственность.

 Зам. директора ЦЛАТИ по Омской области 

Д.А. Анпилов

 

Мнение автора материала носит исключительно его оценочное суждение по данному вопросу и ни в коем случае не является официальной позицией органов государственной власти.

Обновлено 2017 

 

Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641

www.clati-omsk.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *