Тоталитаризм и авторитаризм и демократия – — ,

Авторитаризм, тоталитаризм и демократия в истории России.

В России вплоть до 1917г. господствовал авторитарный режим абсолютной монархии, близкий по некоторым своим признакам к тоталитаризму.

После февральской 1917г. революции Россия получила «безбрежную» или квази­демократию, выразившуюся в государственном двоевластии (а точнее – безвластии), хаотическом процессе образования и деятельности многочисленных политических партий и иных общественных институтов, организаций и групп. Государственно-политический хаос усугубил политический, экономический, социальный и этнический кризисы и привёл бывшую Российскую империю к состоянию полураспада. Первый в новой истории России опыт утверждения демократической формы правления продлился менее года, оказался неэффективным и нежизнеспособным.

Октябрьская 1917 года революция утвердила у власти авторитарный режим большевиков, начавший «железной рукой» государства диктатуры пролетариата наводить в стране порядок и спасший её, как считает большинство серьёзных аналитиков, от полного развала.

Со второй половины 20-х гг. начинает утверждаться тоталитарный режим неограниченной власти Сталина («культ личности»), просуществовавший вплоть до физической кончины «вождя всех народов». Сталинский режим оставил двоякий след в политической истории и памяти народов бывшего СССР. С одной стороны, благодаря огромному мобилизационному потенциалу режима Советский Союз, вопреки ожиданиям тогдашних его недругов, осуществив техническую модернизацию экономики, вырвался в число передовых индустриальных государств мира и сокрушил чуму XX века – германский нацизм. С другой стороны, достижения и победы достались советскому народу ценой неимоверных и неприемлемых ограничений, лишений и неисчислимых жертв.

С середины 50-х годов («хрущёвская оттепель») тоталитарный режим стал эволюционизировать в сторону авторитаризма.

С начала 90-х годов Россия переживает переходный период от авторитарного к демократическому политическому режиму.

Выводы

1. Тоталитаризм представляет собой крайнюю форму авторитаризма. Оба они относятся к антидемократическим, диктаторским режимам. Тоталитарные режимы означают полное подчинение общества и личности диктату государственной власти, руководствующейся идеологически мотивированной целью – вести общество к «светлому будущему». Они возникают, как правило, при поддержке широкой народной массы на переломных этапах истории вследствие системного кризиса традиционной социальной структуры общества и его деморализации.

2. Авторитарные режимы основываются на государственной диктатуре исключительно в политической сфере жизни общества. Они допускают реализацию обществом и личностью экономических, социальных, духовных прав и свобод в сферах деятельности, не затрагивающих основ существующей политической системы общества и государственной власти.

3. Тоталитаризм и авторитаризм в их различных проявлениях, конкретных сочетаниях и модификациях известны политической истории всех стран и народов мира. Россия относится к тем из них, в истории которых данные режимы господствовали длительное время, демонстрируя нередко свой ярко выраженный характер.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Каковы основные признаки тоталитарного режима?

2. Какие социально-политические причины обусловили появление тоталитарных режимов в 20 веке?

3. Каковы основные недостатки концепции (теории) тоталитаризма?

4. Какая роль отводится идеологиям в тоталитарных и авторитарных политических режимах?

5. В чём заключаются основные отличия авторитарных политических систем от тоталитарных?

6. Каковы основные признаки авторитарных режимов?

7. Какие причины способствуют сохранению и воспроизводству авторитарных режимов? Чем вы можете объяснить их жизнестойкость и распространённость в современном мире и в истории России?

8. В чём заключается реформаторские возможности авторитарного режима?

9. Согласны ли вы с предложенной в данной лекции хронологией смены политических режимов в истории России? Обоснуйте свою точку зрения.

10. Попробуйте определить, в силу каких причин, и какие признаки авторитаризма «присутствуют» в известных вам современных демократиях?

СТРУКТУРНО – ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ

Лекция № 5

studfiles.net

Характеристика политических режимов тоталитаризм демократия

КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕМА: ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ (ТОТАЛИТАРИЗМ, ДЕМОКРАТИЯ)


ПЛАН

1. Виды политических режимов. Сущность и исторические типы демократии.
2. Тоталитаризм — феномен XX века. Идейные истоки и социальные предпосылки.
3. Характерные черты тоталитарных режимов. Особенности авторитарных политических систем. Авторитаризм и демократия.

Глава I
ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ. СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ДЕМОКРАТИИ
При рассмотрении политической системы какого-либо государства или общества не следует ограничиваться лишь официально провозглашенными и действующими в нём институтами и правовыми нормами, конституционными актами, т.е. тем, что «заявляет» о себе само государство. Существуют часто весьма значительные различия и противоречия между парадным фасадом государства и реальными процессами, происходящими за этим фасадом. Для характеристики этих процессов применяется понятие «политический режим» — система реальных методов властвования в данном государстве. «Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционного и социологического порядка, способствующая формированию политической власти данной страны на определённый период».[1] Между ним и декларируемым государственны строем, как уже отмечалось, часто наблюдается несоответствие или даже прямая противоположность /что особенно характерно для диктаторских и прежде всего тоталитарных государств./ Именно политический режим определяет политическую атмосферу общества, в отличие от сравнительно устойчивых правовых норм, он подвижен и способен эволюционировать в рвзличных направлениях. Изучая конкретные многообразные формы политических режимов, существовавших в прошлом и настоящем, нужно, исходя из современных гуманистических требований к политической науке, руководствуясь принципом, что, человек, индивидуум- «мера всех вещей», основа общества и общественного благосостояния, рассматривать каждый режим именно по отношению к конкретной личности, её важнейшим правам и свободам. Основные параметры политического режима могут быть представлены следующим образом: 1/ Степень развития «гражданского общества»; 2/ Роль негосударственных политических организаций в политической жизни; 3/ Роль в государстве и обществе силовых структур /армия, полиция, Г. Б./; 4/ Реальная роль закона и функции правоохранительных органов, а также практика толкования и применения ими Конституции и других актов; 5/ Степень разделения властей и характер отношений между ними; 6/ Степень централизации власти; 7/ Механизм формирования представительных учреждений и их функционирование. В соответствии с этими критериями выделяются 2 резко отличающихся между собой типа политических режимов: демократический и диктаторский. Демократия — один из самых употребительных и многозначных терминов политической науки. Она выходит далеко за рамки первоначального смысла этого слова /в переводе с греческого оно означает «власть народа» — от «demos» — народ и «hratein» власть/, т.е. формы организации государства, при которой властью обладает большинство граждан, имеющих равные права, в отличие от монархии /власть одного/ или аристократии /власти меньшинства/. Зародился этот строй в Древней Греции, его особенности видный государственный деятель Афин Перикл охарактеризовал так: «Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве граждан, а на большинстве их. По отношению к частным интересам законы наши представляют равноправие для всех» [2] Иными словами, демократия — прежде всего такая система властвования, в которой все слои общества имеют формальные права участия в выборах и управлении и формально равны перед законом. Говоря об афинской городской демократии/равно как и о других демократиях Древнего мира и Средневековья/, нужно иметь в виду их специфический характер, они тяготели к коллективистской модели организации и управления/ в отличие от позднейших либеральных и плюралистических концепций/,[3] что ярко выражалось в ущемлении прав меньшинства, отсутствии гарантии для их полноценной защиты и выражения, навязывании воли общего, целого, т.е. коллектива, по отношению к отдельно взятой личности, индивидууму. Далеко не всегда соблюдалось и формальное равноправие — преимущество получали зажиточные слои, аристократия /они же удерживали реальные рычаги управления/. Существенным недостатком такой демократии было и полное исключение из неё целых социальных групп /например, рабов в рабовладельческих демократиях/. В целом, демократии коллективистокого типа были эпизодическим элементом политической системы в рабовладельческом и феодальном обществах вплоть до нового времени — эпохи буржуазных революций. Будучи исторически самой ранней формой народовластия, они отличались преобладанием прямых форм волеизъявления /народные собрания в Древней Греции и Риме, веча в феодальных республиках древней Руси и т.д./ над представительными учреждениями, причем последние имели тенденцию превращаться в чисто оллигархические инстутуты / сенат в Древнем Мире, руководящие учреждения итальянских городских республик/. В настоящее время эта форма демократии уходит в прошлое, она характерна лишь для наиболее примитивных обществ, только вступающих на путь подлинного народовластия. Попытки возродить её в форме «социалистической демократии», в практической деятельности коммунистических режимов приводили и приводят лишь к маскировке реальных тоталитарных порядков. По настоящему значимым и преобладающим демократический строй становится только в эпоху капитализма, с возникновением адекватного ему экономического базиса — свободного предпринимательства, основанного на индивидуальной свободе человека и частной инициативы, с крушением старых сословных и иерархических перегородок /попытки вывести демократию из других источников, например, социалистических общественных отношений, применявшиеся в марксистской теории, успеха не имели, о чём будет сказано ниже./ Для этого строя была характерна уже иная модель демократии, основанная на либеральных ценностях /уважение к личности, её правам и собственности, предпочтение ей /частному перед общим /государством и его институтами/, максимальная независимость индивида от государства; здесь же — феномен самоуправляющегося «гражданского общества», неизвестный добуржуазным формациям/ [4] Являясь шагом вперед по сравнению с первичной /коллективистской/ демократией, либеральная концепция в чистом виде не лишена ряда недостатков и слабых мест: ориентируясь на сильных в экономическом и социальном смысле индивидов предпринимателей/, она оставляет без должного внимания интересы и потребности других социальных слоев /прежде всего наёмных работников/, государство ограничивается ролью «ночного сторожа», защищающего лишь самые общие интересы, что на практике ведёт к усиление общественного неравенства и недовольства. Могут быть допущены и существенные отклонения от рвноправия в принятии решений /так, в ряде стран в XIX веке существовал имущественный ценз, прямо ограничивавший права неимущих на участие в выборах и представительных учреждениях, да и после его формальной отмены проблема не потеряла остроту/. Всё это в комплексе приводило либерально-капиталистическую модель демократии к ряду серьёзных кризисов на протяжении её истории, выход из которых в разных странах и обществах пытались искать либо на пути возвращения к добуржуазным по сути, жестким методам государственного регулирования общественной и экономической жизни /что выразилось в деятельности тоталитарных и авторитарных режимах, которыми был столь богат XX век, либо на пути совершенствования действующе. общественной системы, поиска консенсуса и баланса интересов различно: социальных групп и слоев, имеющих зачастую противоположные стремления Так появилась 3-я /плюралистическая/концепция демократии, вобравшая в себя как либеральные /индивидуалистические/, так и коллективистские ценности /прежде всего идею социального равенства и социальной защиты населения от издержек рынка/ и доказавшая к концу XX века . свою перспективность и превосходство над другими концепциями. В настоящее время мир переживает волну перехода от диктатур к демократиям в глобальном масштабе, при этом основным ориентиром выступает именно плюралистическая система, сложившаяся в наиболее передовых странах Европы, Америки и Азии. Но этот процесс долог и труден, ибо слишком различны политические и социальные условия в разных странах, он не может быть совершен одним прыжком и требует нескольких фаз, длительной эволюции. Плюралистические режимы тоже не идеальны, не все слои отчётливо осознают свои интересы, процесс согласования сложен и часто приводит к крену в ту или иную сторону /либо частных, либо общегосударственных интересов/, но реальной альтернативы им пока не просматривается. Об этом свидетельствует поучительный опыт тоталитарных режимов нашего столетия. По видимому, плюралистическая модель демократии станет основной и преобладающей в будущем, что не исключает возникновения и иных форм политической организации. Таким образом, конкретные исторические формы демократии усложнились и далеко не ограничиваются теперь рамками формального «народовластия», как это было вначале. С одной стороны, демократия — это тип государства и политической системы /в чём она однопорядковая с такими понятиями как «авторитаризм» и «тоталитаризм»/, в более широком смысле — любая форма устройства, основанная на принципах равноправия и её членов, периодичной выборностью органов управления и принятия решении по большинству. С другой стороны, это также определённое мировоззрение, идеал, основанное на ценностях свободы, равенства, уважение прав человека и меньшинств, народного суверенитета. К этому понятию тесно приникают и базирующиеся на этих ценностях социальные движения с широким диапазоном: либеральные, социальные, христианские демократы, новые альтернативные движения и т.д.[5] В силу этого демократия приобретает характер общечеловеческой ценности, так или иначе присутствующей на протяжении всей истории, начиная с первобытности / в формах общинной, военно-племенной демокра-тии, предшествовавших классовому строю/, зачастую в качестве некого абстрактного, смутного идеала; особые же значения она получает в hbl дни, когда она становится основополагающей, фундаментальной ценностью, критерием и ориентиром. Демократию как народовластие и позитивное выражение свободы не следует также ошибочно отождествлять с анархией /безвластием, негативным выражением свободы/, хотя такие попытки часто делаются со стороны её противников. Подводя итоги исторической миссии демократии, можно вспомнить справедливое, хотя ироничное, высказывание У. Черчиля: демократия — худшая форма управления, за исключением всех остальных. Проверить достоинство и недостатки демократии можно в сравнены с её антиподом — диктатурой, тираническими режимами. По класcическому определению В. И. Ленина, диктатура — это господство одной части общества над другой и его осуществление при помощи насилия. Это положение в полной мере подтвердилось и в отношении так называемой «революционной диктатуры пролетариата», созданной самими большевиками-ленинцами. Она рассматривалась ими как власть, основанная на насилия победившего пролетариата по отношению к низвергнутым эксплуататорскк: классом, не связанном никакими законами, и в этом смысле как неизбежная ступень перед подлинной властью трудящихся, но их выводы не выде жали испытания временем, диктатура остается диктатурой во всех её проявлениях и сама по себе привести к свободе и демократии не может. В оценке её исторической роли, предполагаемой полезности и оправданности, нужно исходить из такого критерия, как объем власти диктатора и степень централизации. В этом смысле диктатура неоднородна, её можно разделить на 2 группы: авторитарные и тоталитарные режимы. Тоталитаризм отличается предельной концентрацией власти и полным огосударствлением всех сфер жизни /экономика, культура, наука, государственная идеология, общественные движения, является логически абсолютной завершением идеи власти и воплощением всех принципов диктатуры. Авторитаризм более умерен, он запрещает и преследует только политическую оппозицию, но сохраняет автономию личности и общества во внеполитической сфере, как правило не вмешивается в частную жизнь, что особенно важно для полноценной хозяйственной и культурной деятельности. Диктатура в её авторитарном варианте была самым распространенным типом политического режима в мире вплоть до новейшего времени, несмотря на естественные издержки, она сыграла определённую роль в модернизации ряда стран, в подготовке их перехода к демократическому устройству, хотя переоценивать этот факт не следует. Ряд признаков тоталитаризма можно встретить в древневосточных и средневековых деспотиях /отсутствие гарантированной частной собственности, полная зависимость граждан от воли правителя и другие характерные черты «азиатского способа производства»/. Но подлинным феноменом тоталитаризм стал в XX веке, когда человечество, казалось бы, освободилось от темного наследия прошлого, его антигуманистических уравнительных идей. Тоталитарные идеи и их воплощение стали едва ли не к главной причиной всех бед и трагедий этого века, они как бы поставили под вопрос однозначность поступательного исторического прогресса. Почему и как это случилось? — мы попробуем разобраться в этом вопросе в следующих главах.

Глава 2 ТОТАЛИТАРИЗМ — ФЕНОМЕН XX ВЕКА. ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ. Тоталитаризм как определенный политический режим, а в более широком смысле — специфический и экономический строй — феномен именно XX века. Но это не означает, что он появился недавно, тоталитарные идеи возникли уже в глубокой древности, по крайней мере одновременно с гуманистическими и демократическими идеалами. Сам термин происходит от позднелатинских слов «totalitas» — полнота, цельность и «totalis» — полный, целый, всеобщий. Впервые употребил его в 1925 году один из «отцов» фашизма Б.Муссолини на одном из собрании обозначив его как идеал для своей модели; в научный оборот слово было введено западными политологами в 30-40-х годах. Они использовал его для обобщающей характеристики любого недемократического типа устройства: от национал-социализма до коммунизма. Теория тоталитаризма представлена такими фундаментальными трудами, как работы Ф.А.Хайека «Дорога к рабству» /1944 г./, Х.Арендта «Истоки тоталитаризма» /1951 г/, К.Фридриха и З.Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» /1956 г./ и другими. За прошедшие десятилетия ими накоплен большой материал по этой проблематике; что касается советской и российской науки, то до недавнего времени сам этот термин в них отрицался и по понятным причинам возможности для анализа были резко ограничены. Хотя первоначально это слово применялось для обозначения политических режимов, только этим оно не ограничивается. Правильнее рассматривать его, как своеобразный способ производства и организации всей общественной жизни, для которого характерны всеобъемлющий контроль со стороны власти над обществом и личностью, подчинение всей общественной системы коллективным целям и официальной идеологии. Как уже отмечалось, тоталитарные идеи находили свое частичное воплощение в практике деспотий Древнего Востока. Например, в Китае в 711-17 в. в. до н/э действовала целая школа так называемых легистов — сторонников сильного централизованного государства, неограниченной власти императора, опиравшейся на суровые законы, и тотального контроля над всеми сферами жизни. В Древней Греции — родине демократии появились первые развёрнутые обоснования тоталитарного идеала, совершенного государства. К их числу относятся прежде всего работы Платона — одного из крупнейших мыслителей античности и одновременно идейного противника демократии, как «разрушительный», по его мнению, структуры. Всему мировоззрению Платона были присущи консерватизм, идеализация общинного коллективизма и патриархальной аристократии, и страх перед будущей неизвестностью, которую он связывал с демократией /отчасти он был прав, так как афинская городская демократия переживала в IV в. до н.э. глубокий кризис/. В особенности эти взгляды проявились в его последнем диалоге «Законы», где он наделяет свое совершенное государство такими по сути тоталитарными чертами:- безусловное подчинение индивида государству — в его концепции синониму общества, государственная собственность на землю, дома и даже обобществление жён и детей, всеобщее насаждение единомыслия и коллективизма, жёсткая регламентация общественной и частной жизни, общеобязательная государственная религия, запрет на свободное общение с иностранцами, а для граждан до сорока лет — вообще выезжать за пределы государства, очищение государства от неугодных путём смертной казни или изгнания.[6] Выше перечисленные идеи стали краеугольным камнем всего последующего развития теории и практики тоталитаризма. Фактически их продолжали и уточняли утопические коммунисты средних веков и нового времени: Т.Мор, Т.Кампанелла, Г.Бабёф, А.Сен-Симон, Ш.Фурье и др. В их воззрениях вообще ярко просматривается связь утопии — выдуманной, умозрительной конструкции жизни с насилием и подавлением личности, естественно, во имя высшего — коллектива, общего счастья и благосостояния. Идея эгалитаризма /уравнительности/, низведение всего до некого одинакового, среднего уровня — центральное в утопическом сознании. Так, Г.Бабёф призывал «навсегда отнять у каждого надежду стать более богатым, более влиятельным, превосходящим своими знаниях. кого-либо из сограждан». [7]. В плане общей структуры идеального общества они в основноом следовали за Платоном, иногда внося поправки, еще более усиливавшие уравнительность. Значительный вклад в развитие и обогащение тоталитарной мысли /возможно, помимо своей воли/ внёс французский радикальный просветитель VIII в. Ж.-Ж.Руссо. Исходя из благородного желания осчастливить общество на началах разума, справедливости, равенства и свободы он предлагал такую организацию, которая в сущности не оставляла мест для реализации этих принципов и вела к тотальному огосударствлению /что в общем то и есть тоталитаризм/. Его концепция — это разновидность коллективистской демократии /см. выше/, при которой добровольно объединившиеся граждане создают совершенное государство для защиты своих интересов, причём именно благодаря государству, а не иначе, «из тупого и ограниченного животного» возникает разумное существо -человек.[8] Из отдельных, несовершенных частей появляется «политическое тело», в котором личность, индивид полностью растворяется, поручая свои проблемы и интересы государству. Частный интерес имеет значение лишь постольку, поскольку он согласуется с общим государственным интересом / «Частный интерес не только согласуется с общим благом, но, напротив, при естественном порядке вещей, они взаимно исключают друг друга.»/ » Лишь государство обладает абсолютным суверенитетом, в случае же неподчинения граждан оно имеет право принудить их силой и тем самым » сделать свободным», так как свобода проявляется в соответствии с общей волей. В силу сказанного рационалистические идеи этого видного теоретика Просвещения нашли применение сначала в якобинском терроре во времена Французской революции, а затем легли в основу многих позднейших тоталитарных концепций. Они получили то или иное развитие в трудах Фихте, Гегеля, Маркса, Ницше, ряда других самых разных мыслителей XIX века. Но как система целостных взглядов и, главное, практика общественной жизни, тоталитаризм сложился в XX веке, на стадии наивысшего развития индустриального общества и государотвенно-монополистического капитализма, перед переходом его в постиндустриальную фазу. Именно тогда возник «социальный заказ» на подобные идеи и они воплотились в деятельности массовых движений от социалистических до националистических, особенно в их крайних формах — коммунизме и фашизме. Делались попытки обосновать неизбежность и общественную полезность тоталитаризма с ссылками на объективные законы общественного развития, теории социал-дарвинизма, классовой борьбы, планирования и т.д. Кроме того. кроме того, различные тоталитарные школы враждовали между собой, пытались отделить себя от конкурентов и противопоставить себя им, преувеличивали свои кажущиеся непримеримость и противоречия /например, национал-социалисту и коммунисты/, что до недавнего времени крайне запутывало теоретическую оценку проблемы, сужало возможности для анализа /запрет на критику коммунизма в бывших социалистических странах при разрешении таковой в отношении фашизма и других некоммунистических теорий/. Подводить итоги дискуссии о тоталитаризме еще рано, не все положения и выводы выглядят бесспорными, хотя, в самые последние годы, после краха большинства коммунистических режимов, в этих проблемах появилось больше ясности. Большинство исследователей сейчас рассматривает тоталитаризм как особый социально-экономический строй, своего рода формацию, при тоталитарном политическом режиме. Возникновение этого строя большую, чем где бы то ни было, роль играют идеологические схемы и постулаты, экономический базис не предшествует надстройке, а целенаправленно создается по чертежам политического руководства. Какие из многочисленных концепций могли способствовать формированию тоталитарных режимов Одни исследователи /Ф.Хайек, а за ним К.Ясперс/ видели истоки тоталитаризма прежде всего в системе планирования, государственного регулирования экономических процессов, пришедшей на смену старой свободной конкуренции. Технический прогресс, автоматизация процесса управления, создание невиданной прежде системы массовых коммуникации порождалиЦа индустриальной стадии развития иллюзию, что все процессы экономики, а вслед за ней и общественно-политической жизни, можно подчинить единому централизованному руководству, одной коллективной цели, не оставляя места для индивидуальной свободы и автономии.[10] Государство мыслилось сторонникам такой точки зрения /политологи назвали её коллективно-механистической/ как единый механизм, где граждане — всего лишь винтики, приводные ремни этой машины. С этим согласуются взгляды самих идеологов и основателей тоталитарных систем. Основатель фашизма Муссолини провозглашал: «Мы первыми заявили, что чем сложнее становится цивилизация, тем более ограничивается свобода личности»[11] . В.И.Ленин рассматривал будущее социалистическое государство как «одну контору и одну фабрику», «один всенародный государственный синдикат». [12] По-иному рассматривал вопрос об истоках тоталитаризма русский философ Н.Бердяев. Он видел в нём прежде всего возрождение древних утопий, реальное воплощение в жизнь идей утопического равенства. Целостность есть главный признак утопии… Утопия всегда тоталитарна. враждебна свободе».[13] Две эти точки зрения по существу не противоречат друг другу, а взаимно дополняют. Именно при господстве коллективно-механистических взглядов, стремлении заорганизовать и централизовать всё и вся, утопии находят благоприятную почву для попыток своего воплощения. Тоталитаризм не возникает случайно, даже будучи своеобразной аномалией, он имеет свои социальные предпосылки и причины. К важнейшим из них относятся: 1. Как уже отмечалось, само индустриальное общество, усложнение общественных связей и взаимозависимости; 2. Нарастание рационализма и организованности в жизни общества, новые возможности для манипулирования общественным сознанием; /радио, телевидение, средства связи, СМИ и т.д./; 3. появление монополий и их срастания с государством /тоталитаризм — высшая их ступень, всеобъемлющая монополия/; 4. Этатизация общества, усиление в общественном сознании культа Государства /здесь сказалось влияние двух мировых войн, когда резко усилилось государственное вмешательство в экономику и общественную жизнь/, распространение коллективистских взглядов; 5. Массовая эмоциональная уверенность в возможности быстрого улучшения жизни с помощью планирования и рациональных преобразований 6. Массовая психологическая неудовлетворённость отчуждением личности при капитализме, её незащищенностью и одиночеством;[14] Тоталитарные движения дают иллюзию приобщения к «вечным ценностям»: классу, нации, государству, величественной сакральной Власти; 7. Острые социально-экономические кризисы ведут к маргинализа-ции общества, появлению многочисленных люмпенских и полулюмпенских слоев, особо восприимчивых к тоталитарной идеологии и склонных к политическому радикализму; Основными свойствами люмпена /по Р. Парку/ -[15] являются: нигилизм по отношению к прошлому и настоящему, беспокойство, агрессивность, честолюбие, чувствительность, стеснённость, эгоцентричность. На всё это делают ставку вожди тоталитарных движений. Следует здесь иметь в виду различие в программных установках между элитой движения и основной массой: у первых — расчётливое, рационально-индустриальное видение цели, у вторых — стремление слиться с организацией, традиционный общинный коллективизм /что обуславливает относительную прочность тоталитарных режимов в странах Востока/. Адресаты у различных движений, слои, на которые они упираются, тоже отличаются: в России, у большевиков это были пролетариат и беднейшее крестьянство, у нацистов Германии — служащие и мелкая буржуазия, пострадавшие от экономического кризиса. В любом случае, интересы и нужды этих слоев очень мало связаны с задачами таких движений и нужны им лишь как предлог для прихода к власти. К политическим предпосылкам тоталитарных режимов относятся: уже упоминавшаяся этатизация общественного сознания, а главное, появления массовых, предельно идеологизированных, партий нового, тоталитарного типа с жёсткой, полувоенной структурой и полным подчинением рядовых членов партийной идеологии и её выразителям — вождям, руководству в целом. У носителей тоталитарного сознания выделяются следующие отличи-тельные черты: нетерпимость к любому инакомыслию, стремление политически или даже физически уничтожить несогласных, или их насильственны перевоспитать в духе правильного учения, все остальные идеи, их плюрализм они рассматривают как заблуждение или сознательную ложь. Им присуще стремление к «математически безошибочному всеобщему счастью» [16] В этом проявился их разрыв с рационализмом и переход на догматические позиции, часто сами вожди становятся заложниками собственных догм. Глава 3 ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ТОТАЛИТАРНЫХ РЕЖИМОВ. ОСОБЕННОСТИ АВТОРИТАРНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ. АВТОРИТАРИЗМ И ДЕМОКРАТИЯ. Реальный тоталитаризм в процессе развития и осуществления конечно претерпел изменения по сравнению с идеальной моделью, ибо любая утопия осуществима в принципе лишь при условии серьёзных искажений,диктуемых социальное средой, логикой политической борьбы, корыстными интересами власть имущих, «революционной целесообразностью» Но в целом, тоталитарный строй, в отличие от других, возникающих стихийно, в наибольшей степени создается целенапрвленно на основе определенного образца, идеала. Важнейшую, цементирующую роль в нём играет идеология /она же и основной ценностной ориентир/. Режим стремится к идеологизации всей жизни, всех экономических и социальных процессов. Широко распространены эсхатологические и телеологические представления. Примером эсхатологии может явиться тезис о счастливою конце истории, конечном смысле существования человека с торжеством коммунизма, Рейха и т.д. Пример телеологии — взгляд на историю как закономерное движение к некой цели, причём цели отдается полный приоритет над средствами. Такой подход в корне антигуманен, ибо реальное содержание цели — в конкретных результатах, получаемых с помощью определенных средств. «Организация более справедливого и благостного общества — не есть цель, есть лишь средство для достойного чело-веческого существования.»[17] По своему содержанию эта идеология революционна. Она проповедует формирование нового общества и человека, их революционное, насильственное преобразование. Главная роль отводится неподлежащим критике и обсуждению социальным мифам /капитализм и коммунизм, роль рабочего класса, превосходство арийцев и т.д./ Официальная идеология общеобязательна, она пропагандирует покровительственное отношение к массам, неспособным понять истину без государственного руководства. Самыми распространенными и неприглядными чертами любого тоталитаризма являются: тотальный контроль над СМИ, нетерпимость к оппозиции, замена общественного мнения официальными оценками, отрицание общечеловеческой морали и её деградация, культивирование низменных, стадных инстинктов: уравнительность, классовая или национальная ненавист1 подозрительность, доносительство, зависть и т.д. Всячески поддерживается атмосфера чрезвычайного положения, бдительности, что служит оправданием командных методов и репрессий. В идеале тоталитаризм стремится к полному уничтожению автономного гражданского общества, неподконтрольного властям, происходит его тотальная политизация. Ядром политической системы такого общества выступает предельно централизованное движение за новый порядок во главе с партией нового типа, сросшееся с государственным аппаратом. Такая партия получает вою полноту власти, любая политическая оппозиция и несанкционированная политическая инициатива /создание организаций/ подавляются. Государство претендует на выражение общей воли народа, предельный демократизм, высшего нового типа /здесь проявляется расхождение между декларируемым строем и политическим режимом, о чём говорилось в самом начале/. Характерные признаки: безальтернативные выборы, представительные учреждения без реальной власти, высокий процент участия в выборах / до 99,9% / и прочие псевдодемократические атрибуты. Разумеется, на одной идеологической обработке тоталитарным режимом не удержаться. Для сохранения власти им необходим сильный аппарат социального контроля и принуждения с реальными полномочиями /госбезопасность, армия, милиция и т.д./, необходимыми условиями выживания являются массовый террор и запугивание населения, сакрализация верховной власти и её носителей /в форме культа вождей/. Тоталитаризм формирует и пытается найти адекватную себе социальную структуру: опора делается преимущественно на люмпенов, общество и весь окружающий мир делятся на своих и чужих, друзей и врагов. В сфере экономки в перспективе планируется полная ликвидация частной собственности экономической независимости, индивид попадает под тотальный контроль и в полную зависимость от государства, не может без него получить работу, жилище и т.д. Поощряется формирование «нового человека», неприхотливого в потребностях, беззаветно преданного идее и лично Вождю, исполнительного, готового на любые жертвы. Несмотря на декларируемую уравнительность в доходах, со временем возникает ощутимое социальное неравенство, широкое распространение получают различные привилегии, уровень жизни определяется бли-зостью к распределению власти. В XX веке тоталитаризм существовал в трех основных формах, их отражают реальный социализм советского образца, итальянский фашизм и германский национал-социализм. За недостатком места мы не будем останавливаться на них подробно, отметим, что эти режимы отличались по своим государственным идеологиям, принципом, заложенным в их основу /социализм или национализм: диктатура пролетариата, культ римской империи и фашистского режима как её продолжателя, идея исключительности и мирового господства арийской расы/. Коммунизм был наиболее радикален в экономическом смысле, так как он полностью упразднил частную собственность; режим Мусолини, был, напротив, сравнительно мягкой формой тоталитаризма, он близок к традиционным диктатурам, например, Испании и Латинской Америки, возможности дуче как верховного вождя были здесь ограничены по сравнению с Гитлером и Сталиным. Немецкий нацизм занимал промежуточное положение, многое заимствуя из других моделей. Социализм оказался самым долговечным, потому что искусно использовал привлекательные, гуманные лозунги социальной справедливости и интернационализма /в отличие от фашистской шовинистической идеологии/. Но в настоящее время и его возможности исчерпаны. Тоталитарные режимы потерпели поражение, потому что оказались неспособны к эффективному развитию и прогрессу, экстенсивно развиваясь за счёт накопленных ранее средств и сверхэксплуатации большинства населения, их адаптивные возможности ограничены идеологическими догмами. Они показали себя несовместимыми с современными требованиями к демократии. свободе и творчеству. Они не реализовали собственных идеалов да и hi могли это сделать. Сегодня большинство стран с тоталитарными режимами переходит на демократические рельсы /возможно, через авторитарную промежуточную стадию/. Тем не менее, несмотря на их дискредитацию, перспективы у тоталитарных проектов, в том или ином модифицированном виде, сохраняется в обозримом будущем. Необходимо в заключение сказать несколько слов об авторитаризме — переходном режиме от тоталитаризма к демократии. Его можно определить как ограниченный плюрализм, носитель власти — один человек /монарх, диктатор или группа лиц /хунта/, массы отчуждены от власти. Власть неподконтрольна обществу, законы принимаются по своему усмотрению, она опирается прежде всего на силовые структуры. Массовые репрессии не обязательны, режим может даже пользоваться популярностью, но при случае может прибегнуть к силе и не скрывает этого. В отличие от тоталитаризма режим отказывается от тотального контроля всех сфер / за исключением собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политики/, может активно влиять на стратегию экономического развития, не нарушая рыночного саморегулирования. Политическая элита пополняется в результате кооптации /сверху/, а не конкурентной избирательной борьбы. Оппозиция ограничивается, но не подавляется, возможно существование полулегальных партий и профсоюзов.[18] К слабым сторонам таких режимов относятся неподконтрольность власти обществу, отсутствие механизма «обратной связи», гарантий от злоупотреблений властью, авантюризма и произвола, нарушение прав и свобод, всё связано с личностью правителя или позицией группы руководителей. В то же время у таких систем есть и преимущества: высокая мобильность /ощутимая в экстремальных ситуациях/, способность поддерживать общественный порядок, преодолевать сопротивление консервативных структур, сконцентрировать усилия и средства на определенных направлениях. Они особенно полезны в процессе перехода к демократии, когда в обществе отсутствуют необходимые механизмы саморегулирования. /при этом не следует злоупотреблять авторитарными методами./ Подобные режимы, как правило, временные и переходные: реальный путь их эволюции — преобразование в полноценную демократию /более устойчивый и перспективный политический режим/. ПРИМЕЧАНИЯ [1]Т.В. Шмачкова. Из основ политологии Запада. Полис, 1991, л° 2, с. 134 /Ж. Л. Кермонн/ 2]»Фукидии История, т. 1, книга II. М., 1915, с. 120. 3]Основы политологии. Под ред. В.П. Пугачева. М. 1992, с. 204. Власть и демократия: зарубежные учёные о политической науке.Под редакцией П.А. Цыганкова. М. 1992, с. 45, 61./ 4]»Мигранян А. Гражданское общество //50/50: Опыт словаря нового мышления М., 1989. с. 446. [5]Основы политологии. с. 204, 189. 6]Платон. Соч. в 3 т. М. 1971, т. I, III. .. . 7]Г.Бабёф. Соч. в 4 т. М., 1977, т.3, с. 521. 8]Ж.Ж.-Руссо. Трататы. М., 1969, с. 164. [9] Там же, с. 307. 10] Ф.А.Хайек. Дорога к рабству. Новый мир, 1991 № 7-8. К.Ясперс. Цель — свобода. Новое время, 1990, № 6. 11] Цит. по: Ф.А.Хайек. Дорога к рабству. Новый мир, 1991, ^7, 0.186. 12] В.И.Ленин. Полн. собр. соч, т. 33 с. 101. 13] Н.Бердяев. Судьба России. М, 1990, с. 329-331. 14]см. Э.Фромм. «Бегство от свободы» и другие работы. М. 1990. 15] Основы политологии, с. 194. 16]Е.Замятин. Мы; О.Хаксли. О дивный новый мир. М, 1989, с. 8-9. 17] Н .Бердяев. Судьба России, с. 273. 18] Основы политологии, с. 202. ЛИТЕРАТУРА. 1. Основы политологии. Под ред. В Л.Пугачева. М, 1992. 2. Хайек Ф.А. Дорога к рабству. Новый мир, 1991, №№ 7-8. 3. Бердяев Н.А. Судьба России. М, 1990.

4. Власть и демократия: Зарубежные учёные о политической науке. Под ред. П.А. Цыганкова. М, 1992.

coolreferat.com

тоталитаризм, авторитаризм, демократия. Политический режим РФ

 

Под политическим режимом обычно понимают способ функ­ционирования политической сферы общества. Политический режим – это система методов осуществления власти в обществе, представляющая собой набор определенных правил политической игры, политических ценностей и политических норм, а также соответствующих политических институтов и структур, предназначенных для их реализации в политической практике. Политический ре­жим формируется в результате взаимодействия всех компонен­тов, которые принадлежат к политической системе общества, то есть государства, политических партий и движений, политиче­ских институтов и т.д.

Выделяют три типа политических режимов: демократичес­кий, авторитарный и тоталитарный.Авторитарный и тотали­тарный режимы также объединяют в группу недемократических режимов. Основанием для выделения каждого из них служит сте­пень свобод, которые допускаются властью.

1. Демократический режим характеризуется большой сте­пенью политических свобод, плюрализмом в политической, иде­ологической и экономической сферах, а также высокой степенью обратной связи между гражданами и властью.

Любой демократический режим имеет ряд обязательных при­знаков, без которых он не может считаться демократическим. Во-первых, демократия предполагает, что основным источником власти является народ. Этот признак называют также суверени­тетом народа. В настоящее время полный суверенитет народа, который возможен только при прямой демократии и заключает­ся в том, что народ выражает свою волю непосредственно, напря­мую, не встречается. Отчасти это связано с тем, что современные государства, в отличие от античных полисов, крайне многочис­ленны и обладают очень сложной структурой. Поэтому современ­ные демократические государства основаны на принципе пред­ставительной демократии, при которой воля народа выражается через избранных им представителей.

Фактически можно говорить о значительных отклонениях от этого принципа. Так, слабым местом современной демократии яв­ляется принцип свободного депутатского мандата, в соответствии с которым депутат не зависит от своих избирателей; в частности, депутат не может быть отозван избирателями – например, в том случае, если он в недостаточной степени защищает их права.

Кроме того, любой демократический режим предполагает равенство граждан в их правах. Конечно, это равенство с определенной точки зрения относительно, однако можно смело утверж­дать, что в современных демократических государствах основные свободы гарантированы для любого гражданина.

Современные демократические государства живут в соответ­ствии с принципами либерализма. В политической сфере эти прин­ципы проявляются в гарантированности прав и свобод граждан, в многопартийности (политическом плюрализме), в принципе раз­деления властей, в возможности открыто критиковать власть. В экономической сфере принципы либерализма реализуются в не­прикосновенности частной собственности; в свободе предприни­мательства, конкуренции и невмешательстве государства в эко­номическую жизнь.

Наконец, для демократических режимов характерен принцип большинства. При помощи этого принципа в современном демок­ратическом обществе обосновывается принятие тех или иных ре­шений. Принцип большинства, конечно, имеет свои недостатки, поскольку часто исключает возможность учета мнения меньшин­ства. Однако принцип большинства позволяет в наибольшей сте­пени следовать принципу суверенитета народа, и благодаря ему власть получает мощную обратную связь.

2. Авторитарный режим, в отличие от демократического ре­жима, характеризуется низкой степенью свободы в политичес­кой и идеологической сферах. Однако с демократическим режи­мом его объединяет высокая степень свободы в экономической сфере, а также во всех неполитических областях жизни обще­ства. Примером авторитарного режима могут служить хунты (как гражданские, так и военные).

Для авторитарных режимов свойственны ограничения в сфе­ре политической жизни. Как правило, это заключается в том, что политическая оппозиция при таких режимах существует, но на­ходится в неблагоприятных условиях, а иногда даже подвергает­ся давлению со стороны власти.

Что касается обратной связи, идущей от общества к власти, то здесь нужно указать на два важных признака. Во-первых, в авто­ритарных государствах деятельность средств массовой информа­ции весьма ограничена, а потому открытое выражение мнения народа через них оказывается частично заблокированным или даже вообще невозможным.

Во-вторых, в государствах с авторитарным режимом в силу высокой централизованности власти большую роль играет бюрок­ратия. Это приводит к тому, что обратная связь между обществом и развита слабо или вообще отсутствует, а все реше­ния, принимаемые властью, проводятся в жизнь силовым путем.

3. Для тоталитарного режима свойственно отсутствие у граж­дан права совершать политический выбор, отсутствие политиче­ского, идеологического и экономического плюрализма и невоз­можность оказывать воздействие на власть (то есть слабость об­ратной связи между народом и властью).

В тоталитарном государстве власть осуществляет полный кон­троль над всеми сферами жизни, а не только в политической сфе­ре. Такой контроль называют также «тотальным», и от этого сло­ва было образовано название данного режима. При этом особо жесткие формы контроль государства получает в политической и идеологической сферах, когда любое проявление минимальной оппозиционности строго карается. Для тоталитарных государств характерно также высокое развитие массового террора и аппара­та принуждения. Наконец, тоталитарные режимы изолируются от остального мира.

Тоталитарные режимы существовали во все времена, однако в XX веке они претерпели существенные изменения. Если раньше тоталитарные режимы существовали лишь на протяжении жиз­ни диктатора, то есть держались исключительно на его воле и воле его сторонников, то в XX веке, во многом по причине разви­тия средств массовой коммуникации и техники, при помощи ко­торых стало возможным воздействовать на сознание людей и осу­ществлять слежку, тоталитарные режимы стали более стабиль­ными, а их существование – более длительным.

Примером тоталитарного общества могут служить нацистская Германия и Советский Союз в 1930-1940 годы. Конечно, у них было много различий. В частности, в их основе лежали разные идеи: в Германии это была национальная идея, в Советском Со­юзе – идея коммунистическая. Но, несмотря на различия между этими двумя системами, у них есть много общего. В частности, государственная власть в них имела абсолютное значение, госу­дарство контролировало все сферы жизни общества, а любые про­явления идеологического плюрализма преследовались.

 

Политический режим современной России

 

В настоящее время, как считают многие политологи, в России установилась посттоталитарная, или посткоммунистическая, де­мократия, которая существенно отличается от развитой демокра­тии США и стран Западной Европы. Существуют и другие оцен­ки политического режима современной России, но о них мы ска­жем несколько позже.

И действительно, с одной стороны, множество особенностей современной жизни указывают на то, что мы живем в демократи­ческом обществе. Прежде всего, это тот факт, что в постсоветской России еще ни одни крупные выборы не были отменены или пе­ренесены. Кроме того, совершенно очевидно, что в российской политической жизни большую роль играет мнение как левой, так и правой оппозиции. Наконец, в России действует демократиче­ская Конституция.

Однако в то же время существует целый ряд признаков, кото­рые указывают на то, что российская демократия еще не являет­ся зрелой, развитой демократией:

1) российская Конституция в настоящий момент не является
реально действующим законодательным актом, а носит скорее
программный характер, то есть указывает на те черты политического режима, которые еще только должны быть установлены.

В Конституции, например, закреплен принцип разделения властей, который является обязательным признаком любого под­линно демократического режима. Однако реальная практика го­сударства, к сожалению, не соответствует этому принципу в пол­ной мере;

2) в России еще очень слабым и неразвитым является гражданское общество. Политическая культура населения настолько низка, что обычные граждане еще не могут оказывать должного воздействия на власть. А это приводит к тому, что государственные органы оказываются в целом неподконтрольными.

 

Вопросы и задания

1. Что такое политика?

2. Как на протяжении истории изменялось понятие политики?

3. Как в настоящее время рассматривают политику? Как называется наука о политике? Когда она появилась?

4. Что такое власть?

5. Какие типы власти вы знаете?

6. Что такое государственная власть? В чем состоит ее специфика? Какими средствами она обладает?

7. В чем заключается принцип единства власти?

8. Что такое принцип разделения властей? В чем его сущность? Когда возникла эта идея?

9. Что такое политический режим?

10. Какие типы политических режимов вы знаете?

11. Охарактеризуйте политический режим современной России. С какими проблемами, с вашей точки зрения, Россия сталкивается при построении нового политического режима?

12. Политическую власть осуществляет: а) корпорация; б) правительство; в) банк; г) адвокатура.

13. К задачам политической власти относится: а) освоение новых технологий; б) регулирование общественных отношений; в) работа в частной юридической фирме; в) разработка новых компьютерных программ.

14. Одной из черт демократического режима является: а) наличие одной партии, сросшейся с государством; б) стремление государства регламентировать частную жизнь граждан; в) гарантированность законами прав и свобод человека; г) отсутствие законных гарантий прав меньшинств.

15. Каким признаком характеризуется тоталитарное государство? а) развитая система законов, защищающих права личности; б) свободное формирование политических партий и движений; в) полномочия главы государства не ограничены; г) разделение государственных властей.

16. В демократическом государстве в отличие от тоталитарного: а) деятельность главы государства и должностных лиц ограничена законами; б) оппозиция подавляется насильственными методами; в) судьи находятся в подчинении исполнительных органов власти; г) деятельность высших должностных лиц имеет закрытый для общества характер.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Тоталитаризм и авторитаризм

Тоталитаризм и авторитаризм

Основные понятия: тоталитарный политический режим, авторитарный политический режим.

Тоталитарный политический режим

Недемократический политический режим может быть тоталитарным или авторитарным . Термин «тоталитаризм» происходит от латинского слова totalis – весь, целый, полный.

Политологи отмечают, что тоталитаризм — это не просто политический режим, а способ организации всей общественной жизни . Тоталитаризм — порождение ХХ века. Однако идеи о всеохватывающем воздействии государства на общество высказывались со времен древности мыслителями, создавшими утопические проекты идеального государства. Любая утопия, по мнению русского философа Н. Бердяева, как закрытая законченная система, обрисовывающая все стороны жизни идеального общественного устройства, всегда тоталитарна и враждебна свободе.

Тоталитарное государство подчиняет весь уклад общественной жизни господствующей идеологии и мобилизует аппарат власти на ее реализацию. Идеология вырабатывается правящей партией с жесткой, бюрократически разветвленной структурой и полным подчинением членов партии своим партийным лидерам (вождям). Существование оппозиции, свободных средств массовой информации не допускается. Правящая партия сращивается с государственным аппаратом , что позволяет ей концентрировать в своих руках реальную власть над обществом. Во главе партийно-государственной машины находится вождь , окружаемый ореолом непогрешимости и справедливости; создается культ вождя .

Тоталитарное государство проявляет крайнюю нетерпимость ко всякому инакомыслию, осуществляет систематический массовый террор против своего населения, ведет агрессивную внешнюю политику.

Экономической основой тоталитаризма выступает высокая концентрация производства и крупная собственность , нередко контролируемая государством. Контроль над собственностью обеспечивает государству возможность контроля над другими сферами жизни: образованием, наукой, культурой, искусством, средствами массовой информации и т. д. В этих условиях утрачивается база для существования гражданского общества и правового государства с их гарантиями прав и свобод. В качестве примеров тоталитарных государств можно привести фашистскую Германию, Советский Союз в период правления И. В. Сталина, Китай в эпоху Мао Дзе Дуна, Северную Корею.

Авторитарный политический режим

Авторитарный политический режим по своим характеристикам занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит централизация власти, нарушение прав человека , а с демократией — наличие автономных, не контролируемых государством сфер общества . Авторитаризм иногда определяют как способ правления с ограниченным плюрализмом . Он вполне совместим с экономическим, социальным, культурным, религиозным, а частично и с идеологическим многообразием.

Авторитарная власть устанавливает государственный контроль над политической жизнью общества. Здесь допускается существование оппозиции, но ее деятельность не может повлиять на принятие политических решений. В целом же авторитарному политическому режиму присущи следующие черты.

1. Централизация власти , которая возглавляется одним лицом (вождем), опирающимся на узкую группу лиц — военную, религиозную, олигархическую элиту.

2. Неподконтрольность власти гражданам .

3. Использование силовых методов в осуществлении власти. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.

4. Отсутствие реальной политической оппозиции и свободных средств массовой информации . При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но при условии их подконтрольности властям. Для придания себе респектабельности в глазах международного сообщества и собственного населения авторитарные политические режимы часто используют некоторые демократические институты — выборы, плебисциты, манифестации. Отличительной чертой выборов является их ограниченная или лишь видимая конкуренция (когда все кандидаты угодны властям), а также контролируемость властью их официальных итогов. При этом у власти существует много способов обеспечить себе формальную победу: монополия на средства массовой информации, отсеивание неугодных лиц на стадии выдвижения кандидатов, прямая фальсификация бюллетеней или результатов голосования и т. п.

5. Ограниченное вмешательство государства в неполитические сферы общества , прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, но сохраняет за собой возможность влиять на стратегию общественного развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования. Для авторитаризма свойственна полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей , отсутствие у граждан возможностей предотвращения политического произвола. В то же время авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников. Все это делает ее достаточно эффективным средством проведения радикальных реформ в обществе.

mirznanii.com

Политичекие системы современности. Демократия, авторитаризм, тоталитаризм

Доклад

По обществознанию

Ученика 11 «Э» класса

Школы №1201

г. Москвы

Георгия Блинникова

на тему:

ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ.

ДЕМОКРАТИЯ, АВТОРИТАРИЗМ, ТОТАЛИТАРИЗМ

2005 г.

Введение: понятие и типы политических систем

Различные политические явления неразрывно взаимосвязаны и составляют определенную целостность, социальный организм, имеющий относительную самостоятельность. Это их свойство и отражает понятие политической системы.

Появление этой категории непосредственно связано с развитием системного анализа общества Т. Парсонсом. Впервые теория политических систем была детально разработана крупным американским политологом Д. Истоном в 50-60-хх гг. XX века. Затем она получила развитие в трудах Г. Алмонда, У. Митчелла, К. Дойча, А. Этциони, Д. Дивайна и многих других ученых.

Понятие политической системы как инструмента исследования

В современной науке понятие политической системы имеет два взаимосвязанных значения. В первом из них политическая система представляет собой искусственно созданный, теоретический, мыслительный инструмент, позволяющий выявлять и описывать системные свойства различных политических явлений. Эта категория отражает не саму политическую реальность, а является средством системного анализа политики. Она применима к любому относительно целостному политическому образованию: партии, государству, профсоюзу, политической культуре и т.д. Каждое из этих образований является специфической политической системой.

Использование термина «политическая система» в его первом, методологическом значении применительно ко всей политической сфере, предполагает ее рассмотрение как целостного организма, находящегося в сложном взаимодействии с окружающей средой – всем остальным обществом через «ввод» — каналы влияния среды на политическую систему и «вывод» — обратное воздействие системы на среду.

Политическая система выполняет по отношению к среде ряд функций. Это – определение целей, задач программы деятельности общества; мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей; интеграция всех элементов общества с помощью пропаганды общих целей и ценностей, использование власти и т.д.; обязательное для всех граждан распределение дефицитных ценностей.

Среда воздействует на политическую систему через предъявляемые к ней требования и поддержку (одобрение политики, политическое участие, уплата налогов и т.п.). Политическая система в процессе конверсии «перерабатывает» требования в решения и организует соответствующие действия. Главная цель политической системы – самосохранение путем приспособления к изменяющимся требованиям среды и активного воздействия на нее.

Понятие политической системы по содержанию значительно шире категории государства и обладает достаточно высокой точностью анализа политических явлений. Это позволяет широко использовать его для сравнения политического строя различных стран, выявлять его общие черты и отличия.

Типология политических систем

Будучи чрезвычайно сложными, богатыми по содержанию явлениями, политические системы могут классифицироваться по различным основаниям. Одна из достаточно простых, широко распространенных, а главное, достаточно глубоких классификаций – деление политических систем на тоталитарные, авторитарные и демократические. Критерием их разграничения служит политический режим – характер и способы взаимоотношения власти, общества и личности. В самом общем виде для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение общества и личности власти, всеобъемлющий контроль за гражданами со стороны государства. Авторитаризм отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во внеполитических сферах. И, наконец, демократия характеризуется контролем общества над властью.

При этом если личность имеет автономию, права и свободы, признается важнейшим источником власти, то имеет место либеральная демократия. Если же власть большинства ничем не ограничена и стремится контролировать общественную и личную жизнь граждан, то демократия становится тоталитарной.

Неоднородны также авторитарные и тоталитарные политические системы. Так, в зависимости от того, кто – один человек или группа лиц – являются источником власти, авторитарные и тоталитарные режимы могут быть автократическими (у власти одно лицо) или группократическими (аристократическими, олигархическими, этногракратическими и т.п.).

Данная классификация отражает идеальные типы политических систем, значительно отличающихся от существующих в реальной жизни. И все же тоталитаризм, авторитаризм и демократия в той или иной форме и в различной степени приближения к идеалу представлены в истории человечества и в современном мире.

Глава 1

Тоталитарные и авторитарные политические системы.

Часть 1

Характерные черты и разновидности тоталитарных политических систем

Тоталитаризм как тип политической системы возник в XX веке. В политический же лексикон само это слово впервые ввел для характеристики своего движения Беннито Муссолини в 1925 г. В конце 20-х годов английская газета «Таймс» писала о тоталитаризме как о негативном политическом явлении, характеризующем не только фашизм в Италии, но и политический строй в СССР.

Теория тоталитаризма складывалась в 40-50-х гг. и получила развитие в последующие десятилетия. Общими отличительными признаками этой политической системы являются стремление к всеобъемлющей организованности общества и полному контролю за личностью со стороны власти, к радикальному преобразованию всей общественной системы в соответствии с революционной по своему характеру социальной утопией, не оставляющей места для индивидуальной свободы и социальных противоречий.

Сфера тоталитарного сознания

Тоталитарные системы возникают не стихийно, а на основе определенного идеологического образа. Тоталитаризм – порождение человеческого разума, его попытка поставить под непосредственный рациональный контроль всю общественную и личную жизнь, подчинить ее определенным целям.

Идеологизация всей общественной жизни, стремление подчинить «единственной верной» теории с помощью планирования все экономические и социальные процессы – важнейшая черта тоталитарного общества. Тоталитарная идеология заимствует у ряда религий хилиастические идеи о счастливом завершении истории, достижении конечного смысла существования человека, которым может выступать коммунизм, тысячелетний рейх и т.п. Привлекательная утопия, рисующая манящий образ будущего строя, используется для оправдания огромных повседневных жертв народа.

Для тоталитаризма характерны монополия власти на информацию, полный контроль над СМИ, крайняя нетерпимость ко всякому инакомыслию, рассмотрение идейных оппонентов как политических противников. Этот строй устраняет общественное мнение, заменяя его официальными политическими оценками. Отрицаются общечеловеческие основы морали, а сама она подчиняется политической целесообразности и по существу разрушается.

Всячески подавляются индивидуальность, оригинальность в мыслях, поведении, одежде и т.п. культивируются стадные чувства: стремление не выделяться, быть как все, уравнительность, а также низменные инстинкты: классовая и национальная ненависть, зависть, подозрительность, доносительство и т.п. В сознании людей усиленно создается образ врага, с которым не может быть примирения. Всячески поддерживается боевые настроения, атмосфера секретности, чрезвычайного положения, не допускающего расслабления, утраты бдительности. Все это служит оправданию командных методов управления и репрессий.

Политические черты

В соответствии с логикой тоталитарной системы всеобъемлющая идеологизация общества дополняется его тоталитарной политизацией, гипертрофированным развитием аппарата власти, ее проникновением во все поры социального организма. Всесильная власть выступает главным гарантом идеологического контроля над населением. Тоталитаризм стремится к полному устранению гражданского общества, независимой от власти частной жизни. Политическая система, а точнее, партийно-государственная организация общества, служит стержнем, фундаментом всей социальной и экономической организации, которая отличается жесткой иерархической структурой.

Ядром тоталитарной политической системы выступает предельно централизованной политическое движение за новый порядок во главе с партией нового, тоталитарного типа. Эта партия срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе. Запрещаются всякая политическая оппозиция и создание без санкций властей любых организаций.

К собственной политическим чертам тоталитарного общества относятся также наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения (службы безопасности, армия, милиция и т.п.), массовый террор, запугивание населения. Слепая вера и страх – главные ресурсы тоталитарного управления. Осуществляется сакрализация верховной власти и ее носителей, создается культ вождей.

Социальные и экономические черты

Тоталитаризм пытается создать адекватную себе социальную структуру. Стремясь найти массовую опору, он провозглашает превосходство определенного класса, нации или расы, делит всех людей на своих и чужих. При этом обязательно находится внутренний или внешний враг – буржуазия, империализм, евреи и т.п. В процессе ликвидации или ограничения частной собственности происходит массовая люмпенизация населения. Индивид попадает в тотальную зависимость от государства, без которого подавляющее большинство людей не может получить средства существования: работу, жилье и т.п.

Личность утрачивает всякую автономию и права, становится полностью беззащитной перед всесильной властью, попадает под ее тотальный контроль. Делается попытка сформировать «нового человека», определяющими чертами которого являются беззаветная преданность идеологии и вождям, исполнительность, скромность в потреблении, готовность на любые жертвы ради «общего дела».

mirznanii.com

Охарактеризуйте типы политических режимов: авторитарный, тоталитарный и демократический.

Политический режим — это совокупность средств и способов осуществления политической (прежде всего государственной) власти.

Современная политология различает три вида политических режимов: Авторитарный Тоталитарный, Демократический.

Важными характеристиками политического режима являются принципы организации институтов власти, намечаемые политические цели, способы и методы их достижения. Например, в тоталитарных режимах весьма популярны лозунги и установки типа: «цель оправдывает средства», «победа любой ценой» и т. д.

На характер политического режима значительное влияние оказывают исторические традиции народа и уровень политической культуры общества.

Многие страны Европы являются конституционными монархиями (Швеция, Норвегия, Бельгия и др.), но политический режим в этих странах соответствует республиканской структуре власти с демократическими методами правления. В то же время республика Иран, имея вполне демократическую политическую структуру организации государства, наделе является авторитарным государством.

Критерии Политические режимы
Тоталитарный Авторитарный Демократический
Законодатель­ство Система законов мало разработана Система законов минимальна Развитая система демократических законов
Полномочия главы государства Практически не ограничены. Вождь Фактически не ограничены. Узурпация Строго ограничены законом
Представитель­ные органы власти Марионеточны Отсутствуют или марионеточны Имеют широкий круг полномочий
Разделение вла­стей Формально признается Отвергается Реализуется на практике
Полномочия местных органов власти Формально широ­кие Минимальные Максимальные
Партии Массовая полити­ческая партия одна Правящая партия огосударствлена Многопартийность
Идеология Официальная идеология одна Господство одной идеологии (не всегда) Политический плюрализм
Права и свободы Разрешено только то, что приказано Разрешено то, что не имеет отношения к политике Разрешено все, что не запрещено законом
Карательные органы Проводят массо­вые политические репрессии Осуществляют тайный политический сыск. Точечные репрессии. Строго регламенти­рованы законом
Оппозиция Отрицается Запрещена Действует легально
Характер и ме­ра осуществле­ния власти Всеобщий, не знающий границ контроль и насилие Возникновение неконтролируемых властью областей общественной жизни Власть осуществля­ется представителя­ми граждан, изби­раемыми в соответ­ствии с законом
Отношение лю­дей к власти Слияние общественного сознания с властью Отчуждение наро­да от власти Поддержка предста­вителей власти народом
Идеалы политического поведения: — власти — индивида Всемогущество   Энтузиазм, конформизм Компетентность   Профессионализм, послушание, бесправие Соблюдение закона   Соблюдение законов
Примеры СССР, Северная Корея, Куба, Гитлеровская Германия Египет, Бруней, Чили (при режиме Пиночета) США, РФ, страны СНГ, Франция, ФРГ и тд

 

1. Демократия (от гр. demos – народ и kratos – власть) – народовластие – одна из основных форм устройства любой организации, основанная на равноправном участии ее членов в управлении и на принятии в ней решений по большинству голосов.

Демократический режим характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.

2. Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние; auctor — зачинатель, основатель, автор) — политический режим, характеризующийся сосредоточением всей полноты власти у одного лица (монарха, диктатора) или правящей группы.

По своим характеристикам он занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Отличие от тоталитаризма – контроль только за общественной сферой жизни, отсутствие обязательной идеологии и плановой экономики.

3. Термин «тоталитаризм» был введен в политический лексикон в 20-е гг. итальянским философом Джованни Джентиле, Тоталитаризм (лат. totalis — весь, целый, полный) — политический режим, при котором государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека.

Различают следующие виды тоталитарных режимов:

коммунистический (СССР, Куба)

национал-социалистический (Германия при Гитлере)

фашистский (Италия при Бенито Муссолини, Испания при Франко)

История показала, что тоталитарный режим обладает достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации средств для достижения конкретных целей, например, победы в войне, индустриализации. Его слабость кроется в нем самом, в его плохой приспособляемости к быстро меняющемуся миру. Его адаптивные возможности ограничены идеологическими догмами.

 

2. Объясните механизм свободного ценообразования, приведите примеры действия законов спроса и предложения.

ЦЕНА — это количество денег, товаров или услуг, за которые продавец согласен продать, а покупатель согласен купить единицу товара или услуги.

Основное принципиальное отличие рыночного ценообразования от планового установления цен состоит также в том, что первоначальные цены на товары определяются (устанавливаются) их собственниками, субъектами хозяйствования.

Государственные органы в зависимости от сложившейся хозяйственной ситуации могут регулировать и регулируют цены только на ограниченный круг товаров и услуг.

Механизм ценообразования в условиях рыночных отношений проявляется через цены, их динамику. Динамика цен формируется под воздействием двух важнейших факторов – стратегического и тактического.

Стратегический фактор выражается в том, что цены образуются на основе стоимости товаров. Постоянно происходят колебания цен вокруг стоимости. Процесс этот весьма сложный.

Тактический фактор проявляется в том, что цены на конкретные товары формируются под влиянием конъюнктуры рынка.

Свободное ценообразование — при котором покупатель и продавец до вступления в переговоры о совершении сделки купли- продажи не связаны никакими обязательствами и не принимают на себя каких-либо обязательств после совершения сделки.

Следует сказать, что свободные цены сами по себе еще не обеспечивают экономический рост, а во многих случаях, особенно в условиях дефицита, приводят к стремительному повышению уровня цен. Рост цен в условиях разбалансированной экономики приводит к целому ряду негативных последствий для экономики страны.

Для того, чтобы процесс перехода к свободным ценам происходил нормально, т.е. чтобы рост свободных цен находился в допустимых пределах и не приводил прежде всего к сокращению производства, нужны следующие условия:

1) реальная хозяйственная самостоятельность предприятий

2) отсутствие дефицита товаров,

3) отсутствие монополии товаропроизводителей;

4) структурная перестройка экономики,

5) обеспечение единого экономического пространства в рамках государства;

6) юридически закрепленное право на свободный выбор поставщиков и потребителей.

Величина цен зависит от каналов товародвижения:

Схема прямого канала товародвижения: производитель —> потребитель.

Схемы косвенного канала товародвижения:\

1)производитель —> розничная торговля —> конечный потребитель;

2)производитель —» оптовая торговля —> розничная торговля —> конечный потребитель;

3)производитель торговый агент -> организация —> потребитель;

Коренное отличие рыночного ценообразования от централизованного установления цен состоит в том, что реальный процесс формирования цен здесь происходит в сфере реализации продукции, т.е. на рынке, под воздействием спроса и предложения, товарно-денежных отношений. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке.

ЗАКОНЫ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

На рынке имеется взаимосвязь между ценой и спросом, а также между ценой и предложением.

Закон спроса и предложения —экономический закон, устанавливающий зависимость величины спроса и предложения товаров на рынке от их цен.

Спрос потребность покупателя в необходимых ему товарах и услугах, за приобретение которых он готов заплатить.

На спрос воздействуют: доходы покупателей, их вкусы и предпочтения, количество товара на рынке, цены на товары.

Рынок предоставляет альтернативу по разным ценам. Люди могут приобретать продуктов больше, если цена на них снижается и наоборот. Чем выше цена товара – тем меньше спрос.

Предложениесовокупность товаров, которые производители готовы продать по альтернативным ценам.

На предложение влияют: число продавцов на рынке, технологии изготовления, цены на продукты, затраты, налоги, количество продавцов.

Чем выше цена, тем больше растет предложение продуктов со стороны продавцов.

Когда предложение товаров превышает спрос покупателей, то возникает затоваривание рынка излишними продуктами, которые не находят сбыта – возникает кризис перепроизводства. Выходом становится снижение цен (уценка товаров, сезонная распродажа).

Предложение касается исключительно товара произведенного на продажу. Например, фермер часть своей продукции может использовать для своих нужд (это не является предложением), а часть отправить на склад хранения для последующей реализации или продавать на данный момент.

Когда спрос превышает предложение, возникает товарный дефицит (если денежные доходы населения растут быстрее, чем выпуск товаров, пользующихся спросом).

Исключения:повышение цен могут не снижать сбыт продукции, а иногда наоборот стимулировать. Такое явление на рынке проявляется в условиях ожидания ценового роста. Покупатель стремиться запастись товаром по пока еще не предельно высоким ценам. Например: ожидание снижения цены может снизить спрос на золото или иностранную валюту.

Чтобы обходить закон спроса и предложения в Евросоюзе перепроизводство масла хранится в складах, на так называемой «горе масла». Тем самым происходит искусственное сдерживание предложения и цена остаётся стабильной.

Билет № 5

1. Раскройте взаимосвязь биологического и социального в человеке. Приведите примеры взаимосвязи природы, человека и общества.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Тоталитаризм и авторитаризм

Тоталитаризм и авторитаризм
Основные понятия: тоталитарный политический режим, авторитарный политический режим.
Тоталитарный политический режим

Недемократический политический режим может быть тоталитарным или авторитарным. Термин «тоталитаризм» происходит от латинского слова totalis – весь, целый, полный.


Тоталитарный политический режим совокупность способов и методов осуществления государственной власти, основанных на всеобъемлющем контроле над обществом и систематическом применении насилия.

Политологи отмечают, что тоталитаризм — это не просто политический режим, а способ организации всей общественной жизни. Тоталитаризм — порождение ХХ века. Однако идеи о всеохватывающем воздействии государства на общество высказывались со времен древности мыслителями, создавшими утопические проекты идеального государства. Любая утопия, по мнению русского философа Н. Бердяева, как закрытая законченная система, обрисовывающая все стороны жизни идеального общественного устройства, всегда тоталитарна и враждебна свободе.

Тоталитарное государство подчиняет весь уклад общественной жизни  господствующей идеологии и мобилизует аппарат власти на ее реализацию. Идеология вырабатывается правящей партией с жесткой, бюрократически разветвленной структурой и полным подчинением членов партии своим партийным лидерам (вождям). Существование оппозиции, свободных средств массовой информации не допускается. Правящая партия сращивается с государственным аппаратом, что позволяет ей концентрировать в своих руках реальную власть над обществом. Во главе партийно-государственной машины находится вождь, окружаемый ореолом непогрешимости и справедливости; создается культ вождя.

Тоталитарное государство проявляет крайнюю нетерпимость ко всякому инакомыслию, осуществляет систематический массовый террор против своего населения, ведет агрессивную внешнюю политику.

Экономической основой тоталитаризма выступает высокая концентрация производства и крупная собственность, нередко контролируемая государством. Контроль над собственностью обеспечивает государству возможность контроля над другими сферами жизни: образованием, наукой, культурой, искусством, средствами массовой информации и т. д. В этих условиях утрачивается база для существования гражданского общества и правового государства с их гарантиями прав и свобод. В качестве примеров тоталитарных государств можно привести фашистскую Германию, Советский Союз в период правления И. В. Сталина, Китай в эпоху Мао Дзе Дуна, Северную Корею.
Авторитарный политический режим

Авторитарный политический режим по своим характеристикам занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит централизация власти, нарушение прав человека, а с демократией — наличие автономных, не контролируемых государством сфер общества. Авторитаризм иногда определяют как способ правления с ограниченным плюрализмом. Он вполне совместим с экономическим, социальным, культурным, религиозным, а частично и с идеологическим многообразием.


Авторитарный политический режим это совокупность приемов и методов осуществления государственной власти, основанных на централизации власти, нарушении прав человека, сочетаемых с наличием автономных, не контролируемых государством сфер общества.

Авторитарная власть устанавливает государственный контроль над политической жизнью общества. Здесь допускается существование оппозиции, но ее деятельность не может повлиять на принятие политических решений. В целом же авторитарному политическому режиму присущи следующие черты.

1.   Централизация власти, которая возглавляется одним лицом (вождем), опирающимся на узкую группу лиц — военную, религиозную, олигархическую элиту.

2.   Неподконтрольность власти гражданам.

3. Использование силовых методов в осуществлении власти. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.

4. Отсутствие реальной политической оппозиции и свободных средств массовой информации. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но при условии их подконтрольности властям. Для придания себе респектабельности в глазах международного сообщества и собственного населения авторитарные политические режимы часто используют некоторые демократические институты — выборы, плебисциты, манифестации. Отличительной чертой выборов является их ограниченная или лишь видимая конкуренция (когда все кандидаты угодны властям), а также контролируемость властью их официальных итогов. При этом у власти существует много способов обеспечить себе формальную победу: монополия на средства массовой информации, отсеивание неугодных лиц на стадии выдвижения кандидатов, прямая фальсификация бюллетеней или результатов голосования и т. п.

5. Ограниченное вмешательство государства в неполитические сферы общества, прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, но сохраняет за собой возможность влиять на стратегию общественного развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования. Для авторитаризма свойственна полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политического произвола. В то же время авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников. Все это делает ее достаточно эффективным средством проведения радикальных реформ в обществе.

coolreferat.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о