Тоталитарный демократический авторитарный режимы – CGI script error

Содержание

авторитарный, тоталитарный и демократический. — КиберПедия

Политический режим — это совокупность средств и способов осуществления политической (прежде всего государственной) власти.

Современная политология различает три вида политических режимов: Авторитарный Тоталитарный, Демократический.

Важными характеристиками политического режима являются принципы организации институтов власти, намечаемые политические цели, способы и методы их достижения. Например, в тоталитарных режимах весьма популярны лозунги и установки типа: «цель оправдывает средства», «победа любой ценой» и т. д.

На характер политического режима значительное влияние оказывают исторические традиции народа и уровень политической культуры общества.

Многие страны Европы являются конституционными монархиями (Швеция, Норвегия, Бельгия и др.), но политический режим в этих странах соответствует республиканской структуре власти с демократическими методами правления. В то же время республика Иран, имея вполне демократическую политическую структуру организации государства, наделе является авторитарным государством.

Критерии Политические режимы
Тоталитарный Авторитарный Демократический
Законодатель­ство Система законов мало разработана Система законов минимальна Развитая система демократических законов
Полномочия главы государства Практически не ограничены. Вождь Фактически не ограничены. Узурпация Строго ограничены законом
Представитель­ные органы власти Марионеточны Отсутствуют или марионеточны Имеют широкий круг полномочий
Разделение вла­стей Формально признается Отвергается Реализуется на практике
Полномочия местных органов власти Формально широ­кие Минимальные Максимальные
Партии Массовая полити­ческая партия одна Правящая партия огосударствлена Многопартийность
Идеология Официальная идеология одна Господство одной идеологии (не всегда) Политический плюрализм
Права и свободы Разрешено только то, что приказано Разрешено то, что не имеет отношения к политике Разрешено все, что не запрещено законом
Карательные органы Проводят массо­вые политические репрессии Осуществляют тайный политический сыск. Точечные репрессии. Строго регламенти­рованы законом
Оппозиция Отрицается Запрещена Действует легально
Характер и ме­ра осуществле­ния власти Всеобщий, не знающий границ контроль и насилие Возникновение неконтролируемых властью областей общественной жизни Власть осуществля­ется представителя­ми граждан, изби­раемыми в соответ­ствии с законом
Отношение лю­дей к власти Слияние общественного сознания с властью Отчуждение наро­да от власти Поддержка предста­вителей власти народом
Идеалы политического поведения: — власти — индивида Всемогущество   Энтузиазм, конформизм Компетентность   Профессионализм, послушание, бесправие Соблюдение закона   Соблюдение законов
Примеры СССР, Северная Корея, Куба, Гитлеровская Германия Египет, Бруней, Чили (при режиме Пиночета) США, РФ, страны СНГ, Франция, ФРГ и тд

 



1. Демократия (от гр. demos – народ и kratos – власть) – народовластие – одна из основных форм устройства любой организации, основанная на равноправном участии ее членов в управлении и на принятии в ней решений по большинству голосов.

Демократический режим характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.

2. Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние; auctor — зачинатель, основатель, автор) — политический режим, характеризующийся сосредоточением всей полноты власти у одного лица (монарха, диктатора) или правящей группы.

По своим характеристикам он занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Отличие от тоталитаризма – контроль только за общественной сферой жизни, отсутствие обязательной идеологии и плановой экономики.

3.Термин «тоталитаризм» был введен в политический лексикон в 20-е гг. итальянским философом Джованни Джентиле, Тоталитаризм (лат. totalis — весь, целый, полный) — политический режим, при котором государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека.



Различают следующие виды тоталитарных режимов:

коммунистический (СССР, Куба)

национал-социалистический (Германия при Гитлере)

фашистский (Италия при Бенито Муссолини, Испания при Франко)

История показала, что тоталитарный режим обладает достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации средств для достижения конкретных целей, например, победы в войне, индустриализации. Его слабость кроется в нем самом, в его плохой приспособляемости к быстро меняющемуся миру. Его адаптивные возможности ограничены идеологическими догмами.

 

2. Объясните механизм свободного ценообразования, приведите примеры действия законов спроса и предложения.

ЦЕНА — это количество денег, товаров или услуг, за которые продавец согласен продать, а покупатель согласен купить единицу товара или услуги.

Основное принципиальное отличие рыночного ценообразования от планового установления цен состоит также в том, что первоначальные цены на товары определяются (устанавливаются) их собственниками, субъектами хозяйствования.

Государственные органы в зависимости от сложившейся хозяйственной ситуации могут регулировать и регулируют цены только на ограниченный круг товаров и услуг.

Механизм ценообразования в условиях рыночных отношений проявляется через цены, их динамику. Динамика цен формируется под воздействием двух важнейших факторов – стратегического и тактического.

Стратегический фактор выражается в том, что цены образуются на основе стоимости товаров. Постоянно происходят колебания цен вокруг стоимости. Процесс этот весьма сложный.

Тактический фактор проявляется в том, что цены на конкретные товары формируются под влиянием конъюнктуры рынка.

Свободное ценообразование — при котором покупатель и продавец до вступления в переговоры о совершении сделки купли- продажи не связаны никакими обязательствами и не принимают на себя каких-либо обязательств после совершения сделки.

Следует сказать, что свободные цены сами по себе еще не обеспечивают экономический рост, а во многих случаях, особенно в условиях дефицита, приводят к стремительному повышению уровня цен. Рост цен в условиях разбалансированной экономики приводит к целому ряду негативных последствий для экономики страны.

Для того, чтобы процесс перехода к свободным ценам происходил нормально, т.е. чтобы рост свободных цен находился в допустимых пределах и не приводил прежде всего к сокращению производства, нужны следующие условия:

1) реальная хозяйственная самостоятельность предприятий

2) отсутствие дефицита товаров,

3) отсутствие монополии товаропроизводителей;

4) структурная перестройка экономики,

5) обеспечение единого экономического пространства в рамках государства;

6) юридически закрепленное право на свободный выбор поставщиков и потребителей.

Величина цен зависит от каналов товародвижения:

Схема прямого канала товародвижения: производитель —> потребитель.

Схемы косвенного канала товародвижения:\

1)производитель —> розничная торговля —> конечный потребитель;

2)производитель —» оптовая торговля —> розничная торговля —> конечный потребитель;

3)производитель торговый агент -> организация —> потребитель;

Коренное отличие рыночного ценообразования от централизованного установления цен состоит в том, что реальный процесс формирования цен здесь происходит в сфере реализации продукции, т.е. на рынке, под воздействием спроса и предложения, товарно-денежных отношений. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке.

ЗАКОНЫ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

На рынке имеется взаимосвязь между ценой и спросом, а также между ценой и предложением.

Закон спроса и предложения —экономический закон, устанавливающий зависимость величины спроса и предложения товаров на рынке от их цен.

Спрос потребность покупателя в необходимых ему товарах и услугах, за приобретение которых он готов заплатить.

На спрос воздействуют: доходы покупателей, их вкусы и предпочтения, количество товара на рынке, цены на товары.

Рынок предоставляет альтернативу по разным ценам.Люди могут приобретать продуктов больше, если цена на них снижается и наоборот. Чем выше цена товара – тем меньше спрос.

Предложениесовокупность товаров, которые производители готовы продать по альтернативным ценам.

На предложение влияют: число продавцов на рынке, технологии изготовления, цены на продукты, затраты, налоги, количество продавцов.

Чем выше цена, тем больше растет предложение продуктов со стороны продавцов.

Когда предложение товаров превышает спрос покупателей, то возникает затоваривание рынка излишними продуктами, которые не находят сбыта – возникает кризис перепроизводства

. Выходом становится снижение цен (уценка товаров, сезонная распродажа).

Предложение касается исключительно товара произведенного на продажу. Например, фермер часть своей продукции может использовать для своих нужд (это не является предложением), а часть отправить на склад хранения для последующей реализации или продавать на данный момент.

Когда спрос превышает предложение, возникает товарный дефицит (если денежные доходы населения растут быстрее, чем выпуск товаров, пользующихся спросом).

Исключения:повышение цен могут не снижать сбыт продукции, а иногда наоборот стимулировать. Такое явление на рынке проявляется в условиях ожидания ценового роста. Покупатель стремиться запастись товаром по пока еще не предельно высоким ценам.Например: ожидание снижения цены может снизить спрос на золото или иностранную валюту.

Чтобы обходить закон спроса и предложения в Евросоюзе перепроизводство масла хранится в складах, на так называемой «горе масла». Тем самым происходит искусственное сдерживание предложения и цена остаётся стабильной.

Билет № 5

1. Раскройте взаимосвязь биологического и социального в человеке. Приведите примеры взаимосвязи природы, человека и общества.

cyberpedia.su

Антидемократические режимы. Тоталитарный и авторитарный режим: основные признаки

Политический режим государства — это метод организации системы, отражающий отношения органов власти и представителей общества, социальную свободу и особенности правовой жизни в стране.

В основном эти свойства обусловлены определенными традиционными особенностями, культурой, условиями исторического становления государства. Значит, можно сказать, что в любой стране образовался свой особенный и характерный политрежим. Тем не менее у большей их части в разных государствах можно найти похожие черты.

Научные литературные источники описывают 2 вида социально-правовых устройств:

  • антидемократические режимы;
  • демократические режимы.

Признаки демократического общества

Главными признаками, которые являются характерными для демократии, являются:

  • господство законодательных актов;
  • власть, разделенная на виды;
  • существование настоящих политических и социальных прав граждан государства;
  • выборные органы власти;
  • наличие оппозиционного и плюралистического мнения.

Признаки антидемократии

Антидемократический образ правления подразделяется на тоталитарный и авторитарный режимы. Основные его свойства:

  • главенство единственной партийной организации;
  • верховенствующее положение единой формы собственности;
  • ущемление прав и свобод в политической жизни;
  • репрессивные и принудительные методы воздействия;
  • ущемление влияния выборных органов;
  • усиление исполнительной власти;
  • запрещение существования оппозиционных партийных организаций;
  • запрещение полипартийности и иномыслия;
  • стремление государства координировать все области общественной жизни и отношений между личностями.

Признаки авторитарного режима (авторитаризма) заключаются также в том, что власть сосредотачивается в руках отдельной личности или группы, но за пределами политической сферы сохраняется свобода в относительной степени. Такие социально-правовые вольности ни в коем случае не отрицают характерные свойства данного вида правления. Черты тоталитарного режима – это усиленный надзор властными структурами за всеми сферами общественной жизни государства.

Сравнительная характеристика

Демократический режим

(демократия)

Президентская власть
Парламентская властьОднопартийное большинство
Партийная коалиция
Консенсус регионального или этнического большинства

Антидемократический режим

(антидемократия)

Тоталитарная властьПредтоталитаризм
Посттоталитаризм
Авторитарная властьНеототалитаризм
Монархия в странах, менее развитых
Теократия
Военное правление
Персонифицированное правление

Характеристика антидемократических режимов

Авторитарное государство появляется, когда власть сосредотачивается в руках отдельной личности или группы лиц. Зачастую авторитаризм совмещается с диктатурой. Оппозиционная структура при этом режиме невозможна, но в экономической сфере, например культурной или личной жизни, остаются личностная автономия и некоторая свобода действий.

Тоталитарная власть образуется, когда все области общественной жизни контролируются государственной монополизированной властью (отдельно личностью или группой лиц), когда имеет место наличие единого мировоззрения для всех жителей страны. Отсутствие любого иномыслия создается сильным контролирующим органом, полицейскими гонениями, принуждением. Такие антидемократические режимы рождают безынициативную личность, которая склонна к повиновению по всем социальным вопросам.

Тоталитарная власть

Тоталитаризм — это режим всестороннего властвования, беспредельного вмешательства в повседневную жизнь общества, в том числе существования в разрезе своего руководства и принудительного управления. Само понятие появилось в конце двадцатых годов 20 века, когда определенная часть политологов пыталась разделить социалистические и демократические страны и отыскать четкое понимание социалистической государственности.

Черты тоталитарного режима

1. Существование единой, значительной по массе партии, во главе которой стоит безупречный (в глазах народа) лидер, а вдобавок к этому – фактическое воссоединение партийных и государственных структурных элементов. Другими словами, это можно назвать «государством-партией». В нем на переднем плане в иерархичной лестнице восседает центральный аппарат партийной организации, а государство выступает средством внедрения в жизнь платформы тоталитарного строя.

2. Централизация и монополизация органов власти. То есть, в сравнении с материальными, религиозными ценностными понятиями, политические (повиновение и лояльность в отношении тоталитарной партии) выступают вперед и становятся основополагающими. В рамках этого режима теряется граница между государственными и негосударственными областями (страна как единый коллектив). Весь жизненный путь населения подвергается регламентации, независимо, личный (частный) или общественный характер он имеет. Органы власти на всех уровнях формируются способом бюрократии и посредством закрытых информационных и неинформационных каналов.

3. Единая власть законной идеологии, которая через средства массовой информации, процесс обучения, пропагандные методы навязывается населению как единственно правильный, истинный метод мышления. Здесь упор не на индивидуальные, а на «соборные» ценности (национальность, раса и т. д.). Духовной составляющей общества характерна фанатичная нетерпимость к иномыслию и «инодействию», по правилу «кто не с нами — тот против нас».

4. Физический и психологический диктат, существование режима государства полицейских, в котором в основе главного правила господствует следующее: «разрешается исключительно то, что наказано органами власти, все другое запрещается». Для его достижения формируются гетто и концентрационные лагеря, в которых используется тяжелейший труд, насилие над людьми, подавление гражданской воли к сопротивлению, массовое уничтожение невинного населения.

К такому диктаторскому способу управления относят также коммунистический и фашистский антидемократические режимы.

Авторитаризм

Авторитарное государство — это страна с таким укладом, который характеризуется режимом диктата единого человека с собственноручным методом управления. Это «компромиссное решение» между тоталитарным и демократическим режимом, переходная ступень между ними.

Авторитарный порядок достаточно близок к тоталитарному управлению по политическому признаку, а к демократическому – по экономическому, то есть люди, которые не имеют политических прав, наделены всей полнотой экономических.

Главные признаки авторитарного режима

Такой вид антидемократического правления государства имеет следующие признаки:

  1. Власть характеризуется неограниченностью, неподконтрольностью и централизуется в руках единого человека или группы лиц. Это может быть диктатор, военная хунта и пр.
  2. Потенциальный и реальный упор на силовое влияние. Этот режим может и не использовать массовые репрессивные действия и даже пользоваться достаточным признанием большей части населения. Но тем не менее власть может себе позволить предпринять любые шаги в отношении своих граждан, чтобы заставить их подчиняться.
  3. Монополизация власти и политической жизнедеятельности, непозволение существования оппозиционных структур, единоличной, не зависящей ни от чего, легальной деятельности в социуме. Подобное условие не влияет на наличие неограниченного количества партийных организаций, а также профсоюзных и некоторых других обществ, однако деятельность их строжайшим образом подпадает под контроль и регулируется органами власти.
  4. Обновление кадров руководителей методом самопополнения, а не конкурентной борьбы в предвыборный период, отсутствие законных механизмов преемственности и перехода власти. Такие антидемократические режимы устанавливаются часто посредством переворотов с помощью вооруженных сил и принуждения.
  5. Властные структуры занимаются исключительно обеспечением личностной безопасности, порядка в обществе, хотя они в состоянии повлиять на приоритетные направления развития экономики, осуществлять активную общественную политику, не уничтожая при этом конструкцию собственного регулирования рынка.

Описанные выше признаки дают основание утверждать, что авторитарная власть – это метод правления с ущербным морализмом: «Разрешается все, за исключением политики».

Дополнительные виды политических режимов

При рабовладельческом строе выделялись следующие типы правления:

  • деспотический;
  • теократический;
  • монархический;
  • аристократический;
  • демократический.

Феодальный строй, в свою очередь, подразделяется на:

  • милитаристско-полицейский;
  • демократический;
  • клерикально-феодальный;
  • абсолютистский;
  • «просвещенный» абсолютистский.

Буржуазное устройство, соответственно, делится на:

  • демократическое;
  • фашистское;
  • военно-полицейское;
  • бонапартистское.

Классификация политических режимов по С.А. Комарову

С. А. Комаров подразделяет режим власти народа на:

  • рабовладельческий;
  • феодальный;
  • буржуазный;
  • социалистическая демократия.

Антидемократические режимы разделяются этим политиком на:

  • тоталитарный;
  • фашистский;
  • автократический.

Последний, в свою очередь, делится на единоличный (деспотия, тирания, режим единоличной власти) и коллективный (олигархия и аристократия).

Политические режимы на современном этапе

На современном этапе считается, что демократия — самый совершенный режим, в отличие от любого антидемократического. Это не совсем правильно. Исторические факты свидетельствуют, что тоталитарные страны (определенная часть) достаточно результативно существуют и выполняют свои функции, например в Корейской Народной Демократической Республике. В добавок к этому, тоталитаризм в значительной степени способен мобилизовать все население государства с целью решения определенной (не менее важной и трудной) государственной проблемы.

К примеру, Советский Союз сумел одержать победу в военных действиях с фашистской Германией, хотя тоталитарная Германия в самом начале военных действий существенно превышала его силы по внутренней военной мощности. В послевоенные годы такой социально-правовой уклад создал рекордный подъем экономики СССР. Пусть даже это было достигнуто немалой ценой. Таким образом, тоталитарный и авторитарный режимы характеризуются как положительными сторонами, так и отрицательными.

fb.ru

5. Трансформация тоталитарных и авторитарных режимов в демократические

Изучением тоталитарных и авторитарных политических режимов занимались многие политологи. В более или менее целостном виде теория политических режимов сложилась к 50-м годам XX в. Однако многие вопросы и до настоящего времени остаются дискуссионными. Существу ют также проблемы, теоретические выводы о развитии которых претерпели существенные изменения. Это касается вопроса о перерастании тоталитарных и авторитарных режимов в демократические. Как уже отмечалось, в 70-х годах Фридрих и Бжезинский сделали вывод, что тоталитарный режим не способен меняться, что его можно уничтожить лишь извне. Они доказывали, что все тоталитарные государства обречены на гибель. Например, погиб тоталитарный режим в Германии: развязав вторую мировую войну, он проиграл ее. Однако жизнь показала ошибочность такой точки зрения. Тоталитарные режимы способны эволюционировать. Так произошло после 1953 г. в бывшем СССР, когда политический режим стал эволюционировать от тоталитаризма к авторитаризму. Рассмотрим этот вопрос более подробно.

Переход к демократии, как показывает опыт, наиболее вероятен в условиях мирных перемен и происходит в трех формах.

Первая форма — реформа сверху. Так случается, когда стоящие у власти решают по своей воле воплотить программу демокра­тических перемен. Например, в Бразилии группа генералов, зах­вативших в 1964 г. власть, спустя некоторое время пошла на со­здание гражданского демократического правительства. Так же было и в Чили. Однако следует отметить, что реформы сверху — нечастое явление.

Вторая форма трансформации тоталитарных и авторитарных режимов связана со стремительным их крушением и отказом от существующих режимов в пользу демократии. В 1982 г. аргентинские генералы захватили Мальвинские (англичане называют их Фолклендскими) острова. Известно, что через короткое время английские ВВС полностью разгромили аргентинские силы. Это настолько дискредитировало аргентинских генералов, что они вынуждены были уйти в отставку и передать власть гражданскому правительству.

Можно привести и другого рода примеры отказа от существующих тоталитарных и авторитарных режимов в пользу демократии. Так было в связи с реформами, начатыми в СССР, Чехословакии, ГДР и других государствах Восточной Европы.

Третья форма трансформации — постепенное проведение реформ, основанное на согласовании действий сил, стоящих у власти, и оппозиции. Примером может быть трансформация политического режима в Испании после смерти Франко. Здесь совместные усилия правительства и короля Хуана Карлоса положили начало длительному пути прогрессивных преобразований в стране.

Переход от тоталитарных и авторитарных режимов к демократии связан с большими трудностями, прежде всего экономическими. Переход к демократическому режиму существенно облегчается в случаях, когда экономика находится в хорошем состоянии, и затрудняется в условиях ее кризиса. Состояние экономики — это первая проблема, с которой сталкиваются стра­ны при переходе к демократии.

Вторая проблема — радикализация оппозиции, что существенно дестабилизирует экономическую и политическую обстановку. Современная Россия в этом смысле дает показательный пример. Пока не было демократии, оппозиция ставила цели, которые достигались сравнительно легко: право свободно выражать свое мнение, освобождение политзаключенных, право свободного передвижения. Однако с началом процесса демократизации радикальная оппозиция выдвигает все более труднорешаемые и дестабилизирующие ситуацию требования, вплоть до отставки правительства и президента. Такая ситуация чревата прекращением демократических преобразований и возвратом к прошлым временам.

Третья большая проблема на пути к демократии связана с многонациональным характером многих государств. Проблемы демократизации существенно усложняются, в частности движениями за установление суверенных национальных единиц. И вновь примеры такого рода мы найдем в нашей стране.

Четвертая проблема, заключающая в себе опасность для демократии, состоит в том, что в каждом государстве есть люди, которые, находясь в оппозиции к прошлому (тоталитарному) режиму, вместе с тем не являются сторонниками демократии. Их идеал — авторитаризм.

Таким образом, процесс перехода от тоталитарного и авторитарного режимов к демократии сложный, но вполне реальный.

studfiles.net

понятие, виды. Тоталитарный и авторитарный политический режимы

Недемократические режимы делятся на авторитарные и тоталитарные. Они представляют собой государства, основанные на власти диктатора или правящей изолированной верхушки. В таких странах простое население не может оказывать давление на власть. С недемократическими режимами связаны многочисленные войны, террор и другие ужасы деспотии.

Особенности тоталитаризма

Любой недемократический режим лишает народ статуса источника власти. В стране с такой системой управления граждане в массе своей не могут вмешиваться в государственные дела. Кроме того, люди, не принадлежащие к элите, лишаются свобод и прав. Недемократические режимы делятся на два вида – тоталитарные и авторитарные. Ни в том, ни в другом случае де-факто народовластия не существует. Весь административный и силовой ресурс концентрируется в руках определенной группы людей, а в некоторых случаях и вовсе одного человека.

Главная основа, на которой держится тоталитарный недемократический режим – фигура вождя, которую, как правило, выдвигает могущественная группировка (партия, военные и т. д.). Власть в таком государстве удерживается до последнего за счет любых средств. По отношению к обществу используется в том числе и насилие. В то же время тоталитарная власть пытается выглядеть легитимной. Для этого такие режимы заручается массовой социальной поддержкой за счет пропаганды, идеологического, политического и экономического воздействия.

При тоталитаризме общество лишается своей гражданской основы и самостоятельности. Его жизнедеятельность во многих чертах огосударствливается. Тоталитарные партии всегда стремились проникнуть в любые общественные структуры — от органов муниципальной власти до художественных кружков. Иногда такие эксперименты могут затрагивать даже личную и интимную жизнь человека. Фактически все люди в подобной системе становятся мелкими винтиками огромного механизма. Недемократический режим расправляется с любыми гражданами, пытающимися мешать его существованию. Тоталитаризм делает возможными репрессии не только против простых людей, но и против приближенных диктатора. Они необходимы для укрепления и сохранений власти, так как периодически возобновляющийся террор позволяет держать окружающих в страхе.

Пропаганда

Типичное тоталитарное общество имеет несколько характерных черт. Оно живет при однопартийной системе, полицейском контроле, монополии на информацию в СМИ. Тоталитарное государство не может существовать без повсеместного контроля над экономической жизнью страны. Идеология такой власти, как правило, утопична. Правящая верхушка пользуется лозунгами о великом будущем, исключительности своего народа и уникальной миссии национального лидера.

Любой недемократический режим обязательно использует в своей пропаганде образ врага, против которого он борется. Противниками могут быть зарубежные империалисты, демократы, а также собственные евреи, крестьяне-кулаки и т. д. Происками врагов и вредителей такая власть объясняет любые свои неудачи и внутреннюю неустроенность в жизни общества. Такая риторика позволяет мобилизовать людей на борьбу с незримыми и настоящими противниками, отвлекая их от собственных проблем.

К примеру, политический государственный режим СССР постоянно обращался к теме врагов за границей и в рядах советских граждан. В разное время в Советском Союзе боролись с буржуями, кулаками, космополитами, вредителями на производстве, шпионами и многочисленными внешнеполитическими неприятелями. Своего «расцвета» тоталитарное общество в СССР достигло в 1930-е гг.

Первостепенность идеологии

Чем активнее власть оказывает давление на своих идеологических противников, тем сильнее становится необходимость в однопартийной системе. Только она позволяет искоренить какую-либо дискуссию. Власть приобретает форму вертикали, где люди «снизу» неукоснительно воплощают в жизнь очередную генеральную линию партии. В виде именно такой пирамиды существовала партия нацистов в Германии. Гитлеру был необходим эффективный инструмент, который мог бы претворить в жизнь замыслы фюрера. Нацисты не признавали какой-либо альтернативы себе. Они безжалостно расправлялись со своими оппонентами. На зачищенном политическом поле новой власти стало легче проводить свой курс.

Диктаторский режим — это в первую очередь идеологический проект. Деспоты могут объяснять свою политику научной теорией (как коммунисты, говорившие о классовой борьбе) или законами природы (так рассуждали нацисты, объяснявшие исключительную важность германской нации). Тоталитарная пропаганда часто сопровождается политпросвещением, развлечениями и массовыми акциями. Такими были немецкие факельные шествия. А в наши дни схожие черты присущи парадам в Северной Корее и карнавалам на Кубе.

Культурная политика

Классический диктаторский режим — это режим, полностью подчинивший культуру и эксплуатирующий ее в своих целях. В тоталитарных странах часто встречается монументальная архитектура и памятники вождям. Кино и литература призваны воспевать имперские порядки. В таких произведениях принципиально не может быть критики существующего строя. В книгах и фильмах подчеркивается только все хорошее, а посыл «жить стало лучше, жить стало веселее» в них является основным.

Террор в такой системе координат всегда действует в тесной связке с пропагандой. Без идеологической подпитки он теряет свое массовое воздействие на жителей страны. В то же время и сама пропаганда не способна в полной мере влиять на граждан без регулярных волн террора. Тоталитарный политический государственный режим часто совмещает эти два понятия. В таком случае акции устрашения становятся оружием пропаганды.

Насилие и экспансия

Тоталитаризм не может существовать без силовых органов и их засилья над всеми аспектами жизни общества. С помощью этого инструмента власть организует полный контроль над людьми. Под пристальным наблюдением находится все: от армии и учебных заведений до искусства. Даже не интересующийся историей человек знает о гестапо, НКВД, штази и их методах работы. Для них были характерны насилие и тотальный надзор над людьми. В их арсенале весомые признаки недемократического режима: тайные аресты, пытки, длительные заключения. Например, в СССР черные воронки и стук в дверь стали символом целой предвоенной эпохи. «Для профилактики» террор может быть направлен даже на лояльное население.

Тоталитарное и авторитарное государство часто стремится к территориальной экспансии по отношению к соседям. Например, у ультраправых режимов Италии и Германии существовала целая теория о «жизненно необходимом» пространстве для дальнейшего роста и процветания нации. У левых эта идея маскируется под «мировую революцию», помощь пролетариям других стран и т. д.

Авторитаризм

Известный исследователь Хуан Линц выделил основные признаки, характерные для авторитарных режимов. Это ограничение плюрализма, отсутствие четкой руководящей идеологии и низкий уровень вовлеченности людей в политическую жизнь. Если говорить упрощенно, то авторитаризм можно назвать мягкой формой тоталитаризма. Все это виды недемократических режимов, только с разной степенью отдаления от демократических принципов управления государством.

Из всех особенностей авторитаризма ключевой является именно отсутствие плюрализма. Однобокость принятых взглядов может существовать просто де-факто, а может и быть зафиксированной де-юре. Ограничения в первую очередь затрагивают крупные группы интересов и политические объединения. На бумаге они могут быть крайне размытыми. Например, авторитаризм допускает существование «независимых» от власти партий, которые на самом деле являются либо марионеточными, либо слишком малозначимыми для того, чтобы влиять на реальное положение дел. Существование таких суррогатов – способ создать гибридный режим. У него может быть демократическая витрина, однако все его внутренние механизмы работают согласно генеральной линии, задаваемой сверху и не допускающей возражений.

Зачастую авторитаризм является лишь ступенькой на пути к тоталитаризму. Состояние власти зависит от того, в каком состоянии находятся государственные институты. Тоталитаризм не может быть построен в одночасье. Для того чтобы сформировать такую систему, требуется некоторое время (от нескольких лет до десятилетий). Если власть встала на путь окончательного «закручивания гаек», то на определенном этапе она все еще будет авторитарной. Однако по мере юридического закрепления тоталитарных порядков станет все больше терять эти компромиссные черты.

Гибридные режимы

При авторитарной системе власть может оставить остатки гражданского общества или отдельные его элементы. Однако вопреки этому основные политические режимы такого толка опираются только на собственную вертикаль и существуют отдельно от основной массы населения. Они сами себя регулируют и сами себя реформируют. Если у граждан и спрашивают их мнения (например, в форме плебисцитов), то делается это «для галочки» и только для того, чтобы легитимировать уже установившиеся порядки. Авторитарному государству не нужно мобилизованное население (в отличие от тоталитарной системы), так как без твердой идеологии и повсеместного террора такие люди рано или поздно выступят против существующего строя.

В чем еще сильно отличается демократический и недемократический режим? И в том, и другом случае существует избирательная система, однако ее положение совсем неодинаково. Например, политический режим США целиком и полностью зависит от волеизъявления граждан, в то время как в авторитарной системе выборы становятся бутафорией. Чрезмерно мощная власть может использовать административный ресурс для того, чтобы добиваться на референдумах необходимых результатов. А на президентских или парламентских выборах она часто прибегает к вычищению политического поля, когда людям дается возможность голосовать только за «правильных» кандидатов. В таком случае внешне сохраняются атрибуты избирательного процесса.

При авторитаризме самостоятельная идеология может быть заменена на верховенство религии, традиции и культуры. С помощью этих явлений режим делает себя легитимным. Упор на традиции, нелюбовь к переменам, консерватизму – все это свойственно для любого государства подобного толка.

Военная хунта и диктатура

Авторитаризм – общее понятие. К нему можно отнести самые разные системы управления. Часто в этом ряду встречается военно-бюрократическое государство, которое основано на военной диктатуре. Для подобной власти характерно отсутствие идеологии. Правящая коалиция представляет собой союз военных и бюрократов. Политический режим США, как и любое другое демократическое государство, так или иначе связан с этими влиятельными группами. Однако в системе, регулируемой народовластием, ни военные, ни бюрократы не занимают главенствующего привилегированного положения.

Главная цель вышеописанного авторитарного режима – подавить активные группы населения, в том числе культурные, этнические и религиозные меньшинства. Они могут представлять потенциальную опасность для диктаторов, потому что обладают лучшей самоорганизацией, чем остальные жители страны. В военном авторитарном государстве все посты распределяются согласно армейской иерархии. Это может быть как диктатура одного человека, так и военная хунта, состоящая из правящей верхушки (таковой была хунта в Греции в 1967-1974 гг.).

Корпоративный авторитаризм

В корпоративной системе для недемократических режимов свойственно монопольное представительство во власти определенных групп интересов. Такое государство возникает в странах, где экономическое развитие достигло определенных успехов, а общество заинтересовано в участии в политической жизни. Корпоративный авторитаризм — это нечто среднее между однопартийным правлением и массовой партией.

Ограниченное представительство интересов делает его легко управляемым. Режим, опирающийся на определенный социальный слой, может узурпировать власть, в то же время давая подачки одной или нескольким группам населения. Подобное государство существовало в Португалии в 1932-1968 гг. при Салазаре.

Расовый и колониальный авторитаризм

Уникальная форма авторитаризма появилась во второй половине XX века, когда многочисленные страны-колонии (в первую очередь в Африке) получили независимость от своих метрополий. В таких обществах был и сохранился низкий уровень благосостояния населения. Именно поэтому постколониальный авторитаризм там строился «снизу». Ключевые посты приобрела элита, обладающая немногочисленными экономическими ресурсами.

Опорой для подобных режимов становятся лозунги о национальной независимости, которые затмевают любые другие внутренние проблемы. Ради сохранения мнимой самостоятельности по отношению к бывшей метрополии население готово отдавать власти любые государственные рычаги. Положение в таких обществах по традиции остается напряженным, оно страдает от собственной неполноценности и конфликтов с соседями.

Отдельной формой авторитаризма можно назвать так называемую расовую или этническую демократию. Подобный режим обладает многими чертами свободного государства. В нем есть избирательный процесс, однако к выборам допускаются лишь представители определенной этнической прослойки, в то время как остальные жители страны выброшены за борт политической жизни. Положение изгоев либо закреплено де-юре, либо существует де-факто. Внутри привилегированных групп наблюдается типичная для демократии конкуренция. Однако существующее неравенство рас является источником социальной напряженности. Несправедливое соотношение поддерживается силой государства и его административным ресурсом. Самый яркий пример расовой демократии – недавний режим в ЮАР, где первостепенной была политика апартеида.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *