Трансатлантическое партнерство – определение, история, особенности и интересные факты :: BusinessMan.ru

Содержание

определение, история, особенности и интересные факты :: BusinessMan.ru

Соглашение о Трансатлантическом партнерстве привело к расколу общественности Европы и США на два лагеря: противников и сторонников нового объединения. Последние утверждают, что будущая реализация проекта выгодна для всех заинтересованных сторон, она принесет дополнительный рост для экономик США и ЕС. А противники – антиглобалисты и мелкие предприниматели – считают, что Трансатлантическое партнерство, наоборот, окончательно закрепит господство международных корпораций в мире. Законы и границы – пока единственные барьеры, которые создают помехи для реализации этих целей. Кому выгодно Трансатлантическое торговое партнерство? Постараемся разобраться в этом и других вопросах, связанных с новым амбициозным проектом Запада.

Понятие

Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП) – планируемое соглашение о свободной торговле между Европейским Союзом и Соединенными Штатами Америки. Фактически договор предполагает будущее создание единого рынка между США и ЕС, что является первым этапом формирования нового мощного трансатлантического государства при господстве крупных промышленных корпораций. Напомним, Европейский Союз также создавался как экономический блок с открытыми рынками между европейскими странами. Однако сегодня мы видим, что произошла трансформация из экономической организации в политическую, с созданием единого центра принятия решений. Ожидает ли что-либо подобное Трансатлантическое партнерство? И есть ли вообще будущее у него? Это покажет время.

Транснациональные корпорации как угроза существования национальных государств

Планомерная политика Транснациональных корпораций (ТНК) по созданию единого мирового экономического мегаблока идет уже не один десяток лет. Трансатлантическое партнерство – квинтэссенция этой политики, призванной полностью нивелировать государственную власть и сами государства как барьер, мешающий извлекать прибыль в полном объеме.

ЕС и США уже сейчас тесно связаны между собой экономически. Однако ТНК продолжают лоббировать создание всё новых трансатлантических организаций с минимальной ролью государства. Уже сегодня и так созданы такие международные экономические содружества, как Всемирная торговая организация (ВТО), Европейско-Американское соглашение об открытом небе, Трансатлантическая зона свободной торговли и др. Однако политический протекционизм на местах все же не даёт ТНК реализовать все свои планы в полном объеме, несмотря на лоббирования их интересов ведущими лидерами Запада – А. Меркель и Б. Обамы. Именно канцлер Германии во всеуслышание озвучила идеи о Всемирной торговле в 2006 году.

Трансатлантическое партнерство: история

Рассмотрим историю создания организации. Трансатлантическое торговое партнерство берет свое начало с 1990 года. После окончания холодной войны, когда мир перестал делиться на два лагеря – социалистический и капиталистический, и в воздухе перестала витать мысль об угрозе взаимного уничтожения, европейское сообщество – прототип ЕС, в который входило в это время только 12 стран, и США подписали «Трансатлантическую декларацию». Мир перестал бояться ядерной войны, и в национальных государствах с сильной политической силой для защиты от уничтожения отпала надобность для ТНК. Корпорации поняли, что настало время извлекать максимальную прибыль из глобализации и нивелировать политику национального протекционизма.

С 1990 года ТНК ведут активную политику по созданию организации:

  • В 1995 году создается инициативная группа – «Трансатлантический диалог». В нее входят представители крупного бизнеса по обе стороны Атлантики.
  • В 2007 году создается Трансатлантический экономический совет. В него входят и лидеры крупных корпораций, и ведущие европейские и американские политики, включая некоторых глав государств.
  • В 2011 году создается группа экспертов, которые рекомендуют широкомасштабное соглашение о свободной торговле.
  • 12 февраля 2013 года президент США Барак Обама в ежегодном обращении призывает создать Трансатлантическое партнерство.

Однако окончательное соглашение так и не подписано, а проект после 2015 «угасает».

Текст под грифом «секретно»

В истории по созданию проекта партнерства – фактического открытия взаимных границ друг другу — между ЕС и США больше всего возникает вопросов о том, почему окончательный текст договора держится под строжайшим секретом. Зачем это делать? И что хотят скрыть представители ТНК от граждан ЕС и США? Это пока остается загадкой.

Многие антиглобалисты и противники этого соглашения уверены, что его истинная цель в окончательном отказе от национальных государств, которые создают барьеры для ТНК по извлечению максимальной прибыли и окончательного порабощения населения. Другие утверждают, что в подобной тайне нет ничего необычного: американцы любят секретность, это же самое было и при подписании другого подобного соглашения – Транстихоокеанского партнерства.

Соглашение и тайные комнаты

Для чтения соглашения в Вашингтоне и Брюсселе оборудовали специальные секретные комнаты, в которых хранятся документы с окончательным текстом соглашения. В них могут войти только высокопоставленные сенаторы США и европарламентеры. И даже для их помощников доступ закрыт. В тайные комнаты запрещено проносить сотовые телефоны и звукозаписывающие устройства. Запрещено и конспектировать его на бумажных носителях.

По словам комиссаров из ЕС, такая позиция США просто недопустима по отношению к Европе. Американцы в очередной раз доказывают, что они являются хозяевами на нашей планете и сами устанавливают правила игры.

«В этой комнате не коды для нашего ядерного оружия, это не файлы ЦРУ, это не документы, которые говорят, что к нам приземлились пришельцы. Нет, в этой комнате находится текст торгового соглашения», — так прокомментировал ситуацию один из ведущих общественных деятелей в ЕС. Возмутились и все ведущие европейские СМИ, заявив, что ЕС теряет свою независимость. Усугубляют положение и многочисленные митинги антиглобалистов, которые также утверждают, что Европа скоро прекратит свое существование как независимый политический субъект.

Тайна вокруг окончательного текста договора дает многим основания полагать, что самые «ужасные мифы» о Трансатлантическом партнерстве на деле могут оказаться суровой действительностью. Перечислим их.

Миф первый

ТТИП – это обычное экономическое соглашение, которое приведет к процветанию и США, и ЕС. В нем ничего не сказано о лишении стран своей независимости, и всё это лишь паника антиглобалистов.

Возникает много вопросов о том, почему соглашение держится в секрете, если оно будет распространяться на 60% мирового ВВП. Наоборот, оно должно быть открытым и прозрачным, если действительно не несет в себе угрозу потери национальных суверенитетов некоторых стран.

Миф второй

Соглашение активно продвигается лидерами крупных промышленных государств, следовательно, оно не несет в себе угрозу.

Подобным образом могут рассуждать лишь те, кто не жил в нашей стране в начале девяностых годов прошлого века. Мы видели на примере собственного государства то, как несколько человек из числа политической элиты распоряжались имуществом целой страны, продавая его за копейки. Многие в ЕС считают, что и их лидеры давно стали выражать интересы не большинства населения, а транснациональных корпораций, лоббируя то или иное решение.

Миф третий

США уже давно правят ЕС. Войска НАТО под управлением американцев стоят в Европе.

На самом деле наличие войск другого государства в стране — вовсе не показатель оккупации. Напомним, что когда-то войска СССР тоже находились на территории всей Восточной Европы, включая ГДР, но это не помешало им выйти из-под советского влияния.

Миф четвертый

Экономическое соглашение о свободной торговле не дает никаких политических преференций.

Экономические соглашения сильно влияют на политическую сферу и внешнюю политику государства. Возьмем, например, Молдавию – до недавнего времени политическая элита этой страны занимала антироссийскую политику. Причина была в том, что страна хотела войти в ЕС, подписав сначала соглашение об ассоциации. Однако потом стало понятно, что дружба с Западом, с одной стороны, поссорила Молдавию и Россию, а с другой стороны, нанесла огромный материальный ущерб экономике. Теперь новый президент уже «братской нам республики Молдова» активно рвется в ЕАЭС. Он — единственный из лидеров иностранных государств, который присутствовал на Параде Победы 9 мая 2017 года.

Останется ли Европа независимой?

Трансатлантическое и инвестиционное партнерство полностью отменит государственный суверенитет ЕС и США и окончательно установит господство транснациональных компаний путем создания собственной надгосударственной судебной системы. Из договора понятно, что спорные ситуации между корпорациями и государствами будут решать не национальные суды стран, а специально созданный для этого корпоративный суд. Его решения будут обязательны для любого государства ЕС, так как наднациональные органы власти и суды считаются выше национальных. После окончательного подписания и вступления в силу партнерства НТК могут протолкнуть любую инициативу через созданный корпоративный суд:

  • клонирование людей;
  • массовое внедрение биочипов;
  • активная поддержка секс-меньшинств и др.

Эти и другие идеи можно теоретически привязать к «защите экономических интересов» ТНК.

Реанимирует ли Дональд Трамп Трансатлантическое партнерство?

Д. Трамп в своей предвыборной программе обещал «сделать Америку снова Великой». Предполагалось, что будет и окончательно похоронен проект «Трансатлантическое партнерство». США намерены сами внедрить чуть ли не средневековую политику протекционизма у себя. Однако предвыборные дебаты – это шоу, и на реальное положение дел они никак не влияют. Трамп проводит свою политику с точностью до наоборот своим предвыборным обещаниям: и во внутренней политике, и во внешней, и в экономической сфере. Конечно, он выполнил свое обещание, и США вышли из Транстихоокеанского партнерства, однако внешняя политика, связанная с Трансатлантическим соглашением, возведена в статус приоритетной у нового «хозяина Белого дома».

Активное обсуждение переговоров по ТТИП нанесло значительный удар по престижу Великобритании. США сделали выбор не в пользу своего «вечного союзника». Это объясняется тем, что Дональд Трамп рассуждает экономическими категориями. Он не политик, поэтому его не интересуют «многовековая дружба», будущие перспективы возможных союзов, которые он не понимает, и др. В свою команду он набрал успешных бизнесменов, которые могут со стопроцентной долей уверенности сказать о том, принесет ли будущее соглашение прибыль либо нет. С Транстихоокеанским партнерством было понятно сразу: для США участие в нем является убыточным. Ни о каких сферах влияния Трамп не думает. Это же можно сказать и про Великобританию. Еще в январе 2017 года глава британского МИДа Борис Джонсон посетил США, где встретился с командой Трампа. После возвращения домой он дал понять, что новому «хозяину Белого дома» Великобритания не интересна.

businessman.ru

Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство 2019

Определение : Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство или TTIP является соглашением о свободной торговле между двумя крупнейшими экономиками мира. Это США, которые производят 18 долларов США. 56 триллионов в 2016 году, а также Европейский союз, который составил 19 долларов США. 18 триллионов. Две экономики составляют почти треть мирового ВВП (валовой внутренний продукт) в размере 119 долларов США. 4 трлн.

США больше торгуют с ЕС, чем с Китаем.

Общая сумма торгуемых акций уже составляет 1 триллион долларов, но TTIP может в четыре раза увеличить эту сумму. Это может увеличить ВВП США на 5 процентов, а ЕС — на 3,4 процента. Это устранение всех тарифов и других торговых барьеров.

Если это будет завершено, TTIP станет крупнейшим торговым соглашением в мире. Это повысило бы силу экономики США. Это будет больше, чем Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА). Это будет даже больше, чем Транс-тихоокеанское партнерство. (Источник: «Come On, TTIP», The Economist, 16 февраля 2013 г.)

Важность ЕС еще больше для прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Европейские компании составили 1 доллар США. 5 триллионов, или 63 процента, от общего объема ПИИ в Соединенных Штатах. Американские компании составили 1 доллар США. 7 триллионов, или 50 процентов, ПИИ в Европе в 2009 году.

В этих инвестициях используются четыре миллиона рабочих по обе стороны Атлантики. Вот как многие из них работают в филиалах европейских или американских компаний.

Например, немецкая компания Siemens использует 60 000 человек в Соединенных Штатах. В General Electric работают 70 000

ru.routestofinance.com

Трансатлантическое партнерство: позиция Германии

№4(35), 2015
Материалы IX Конвента РАМИ (27-28 октября 2015 г.)

Трансатлантическое партнерство: позиция Германии

В статье рассматривается отношение политических партий ФРГ, немецких деловых кругов, профсоюзов и неправительственных организаций к соглашению о Трансатлантическом партнерстве с США.

Ключевые слова:Германия, Трансатлантическое партнерство.

 

Transatlantic partnership: the German position.

The article discusses the view of German political parties, business leaders, professional associations and non-governmental organizations on the TTIP agreement.

Key words: Germany, TTIP

 В последние годы набирает силу тенденция к росту числа двусторонних, региональных и трансконтинентальных соглашений об экономическом сотрудничестве, зачастую выходящих за рамки ВТО по охвату областей взаимодействия.Число официально заявленных в секретариат ГАТТ/ВТО соглашений такого типа увеличилось с 20 в 1990г. до 86 в 2000г. и до 159 в 2007г. К началу 2015г.,  по данным ВТО, вступило в силу 398 РТС. Многие экономисты видят в РТС реальную угрозу многосторонней торговой системе. Главный принцип ВТО- режим наибольшего благоприятствования- все больше теряет свое значение как средство обеспечения недискриминации и оборачивается своей противоположностью для стран, не являющихся  участниками этих соглашений.

 В своем выступлении на Генассамблее ООН в сентябре 2015г. Президент России В.В. Путин обратил внимание на деструктивный характер попыток создания закрытых, эксклюзивных экономических блоков. Это чревато, подчеркнул он, полнойразбалансировкой торговой системы, раздроблением глобального экономического пространства. « Вероятно нас всех хотят поставить перед фактом, что правила игры переписаны, и переписаны опять в угоду узкого круга избранных, причем без участия ВТО»,- констатировал В.В.Путин.

Действительно, в ближайшее время могут появиться мощные объединения, которые претендуют на ведущую роль в формировании новых «правил игры» в международных экономических отношениях. Наряду с уже подписанным соглашением о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП) это и соглашение о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (ТТИП), переговоры о создании которого ведут США и ЕС с 2013г.

23 октября с.г. в Майами (США) завершился 11-й раунд переговоров между ЕС и США о создании зоны свободной торговли. Полное название документа — Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП), что отражает комплексный характер соглашения. Речь идет не только об устранении таможенных барьеров, но и о гармонизации стандартов и регулятивных норм, защите прав инвесторов, ограничении использования субсидий, равном доступе иностранных компаний к госзаказам и целом ряде других «чувствительных» тем. В конечном счете может быть создан новый мега-блок, на который приходится  46% мирового ВВП и треть товарооборота международной торговли.

Как и предыдущие раунды, одиннадцатый раунд  проходил за “закрытыми дверями” и о его результатах известно не много. Судя по сообщениям печати, Еврокомиссия предложила США ликвидировать 97% пошлин, существующих во взаимной торговле. В качестве ответной уступки Брюссель ожидает, что американская сторона согласится на облегченный доступ европейских компаний к рынку государственных заказов США. Чтобы найти развязку по одной из наиболее спорных проблем- право иностранных инвесторов подавать в суд на решения государственных органов принимающей страны, Еврокомиссия предложила свою процедуру назначения арбитражных судей и порядок рассмотрения такого рода споров, включая возможность подачи апелляционной жалобы. О реакции американцев ничего не известно.

  На итоговом брифинге главный переговорщик от Еврокомиссии Игнасио Гарсиа-Берсеро был на этот раз особенно  лаконичен:  достигнут «существенный прогресс» в обеспечении доступа на рынок компаний обеих сторон, ЕС и США  «на один шаг приблизились» к достижению договоренности.Планируемый срок завершения переговоров – середина 2016г., т.е. до истечения полномочий нынешней американской администрации и очередных президентских выборов в США.

 Объем взаимной торговли товарами и услугами между ЕС и США достигает почти 1 трлн. долл. в год. Для Евросоюза США – главный рынок сбыта, а также третий по значению поставщик импортных товаров. Для США Евросоюз- партнер номер один и как потребитель, и как поставщик товаров. Накопленные в ЕС американские инвестиции составляют 1,3 трлн. евро, накопленные европейские инвестиции в США- 1,4 трлн. евро. Однако сводные цифры внешнеторговой статистики не полностью отражают интересы лоббистских группировок, стоящих за кулисами переговорного процесса. Политические элиты ведущих стран ЕС беспокоит, в частности, тот факт, что усиление азиатского крена во внешнеэкономической стратегии США может обернуться маргинализацией Европы. Этот аргумент стал повторяться особенно настойчиво после подписания в начале октября с.г. между США и одиннадцатью государствами АТР соглашения о Транстихоокеанском партнерстве.

Германия, как один из мировых лидеров по экспорту, считается в Европе главным бенефициаром ТТИП. Основными проводниками курса на присоединение к ТТИП в ФРГ являются крупнейшие немецкие концерны и предпринимательские союзы ключевых отраслей промышленности.За пределами ЕС американский рынок является для немецких экспортеров главным.В условиях, когда доля стран ЕС в товарообороте ФРГ имеет тенденцию к снижению, американский рынок приобретает для Германии особое значение. Тем более, что в торговле с США она имеет самое крупное положительное сальдо — 47,5 млрд. евро в 2014г.

Инвестиционные аспекты соглашения о ТТИП также представляют интерес для немецкого бизнеса. 3,5 тыс. германских фирм, имеющие в США дочерние подразделения, филиалы и представительства, инвестировали там в общей сложности более 200 млрд. долл. Это намного больше капиталовложений немецких компаний в экономику своего главного торгового партнера – Франции.

                       Двусторонняя торговля ФРГ – США.

(в млрд. долл.)

Год

2011

2012

2013

2014

Экспорт США в ФРГ

49,1

48,7

47,4

49,4

Импорт США из ФРГ

98,4

108,5

114,6

123,2

 

                    Накопленные прямые инвестиции.

(в млрд. долл.)

Год

2010

2011

2012

2013

ФРГ в США

203,0

213,6

201,2

208,8

США в ФРГ

103,3

119,6

118,1

118,3

Источник: U.S. Department of Commerce, Bureau of Economic Analysis

В немецком бизнес-сообществе наиболее активно в поддержку ТТИП выступает автопром, продукция которого является главной статьей в структуре экспорта ФРГ в Соединенные Штаты – 28,5%. По количеству произведенных в Германии и экспортированных автомобилей  американский рынок является для немецких автоконцернов вторым после китайского. Однако по стоимостным объемам продаж – он первый. Дело в том, что за океан поставляют в основном дорогие автомобили премиум-сегмента, которые пользуются в США хорошим спросом. В 2014г. германские экспортеры легковых автомобилей и легких грузовиков заработали в США около 25 млрд. долл. Еще 7,5 млрд. долл. – выручка поставщиков узлов, деталей и компонентов[1].

Так называемый «дизельный скандал» вокруг автомобильного концерна Volkswagen нанес серьезный ущерб имиджу Германии. Однако, обращает на себя внимание как вовремя была раскручена вся эта история и беспрецедентный размер штрафов (18 млрд.долл.), который должна будет выплатить немецкая компания только в США. Не случайно многие эксперты увидели за скандалом с Volkswagen не только попытку США нанести удар по позициям одного из ведущих мировых автогигантов, но и «сделать Германию более сговорчивой на переговорах по ТТИП»[2]

 

Машины и оборудование – вторая по значимости статья германского экспорта в США (17,2%). По стоимостным объемам продаж американский рынок занимает для ФРГ второе место после китайского. На фоне обвального сокращения поставок в Россию (-17% в 2014г.) и стагнации продаж в еврозоне немецкие производители машин и оборудования в 2014г. увеличили свой экспорт в США на 7,2%, а в Азию на 8,1% [4]. Из 37 млрд. евро совокупной стоимости экспорта машиностроительной продукции стран ЕС в США 15 млрд. евро приходится на ФРГ.[3]

Химическая отрасль замыкает тройку немецких лидеров по экспорту в США. Профильный предпринимательский союз – VerbandderChemischenIndustrie (VCI)- объединяет 1650 компаний, которые экспортируют в США продукцию на сумму 19,8 млрд. долл. Импорт из США намного меньше- 6,2 млрд.долл. Не только для ФРГ, но и для ЕС в целом американский рынок исключительно важен. Около половины своих потребностей в импорте химической продукции США удовлетворяют за счет поставок из Европы (10% приходится на ФРГ). В свою очередь, 28% американского химического экспорта идет на европейский рынок (в ФРГ-3,3%).[4]

 Если аналитики отраслевых предпринимательских союзов более или менее уверенно оперируют аргументами pro и contra ТТИП, то с оценками макроэкономических последствий договора о Трансатлантическом партнерстве картина выглядит куда более противоречивой. За последние два года было предпринято несколько попыток с помощью имитационного моделирования спрогнозировать результаты возможного влияния ТТИП на экономику США и Евросоюза. Наиболее авторитетным и часто цитируемым считается выполненное по поручению Еврокомиссии исследование Центра исследований экономической политики (CEPR), согласно которому в ЕС возможен рост реального ВВП на 0,5%, а в США — почти на 0,4% к 2027г.[1].  При этом суммарный результат не появится сразу после подписания договора, а будет постепенно расти в течение ряда лет. В краткосрочной перспективе ТТИП принесет ЕС и США дополнительный средний прирост ВВП ежегодно менее 0,05 процентных пунктов, а это очень незначительный показатель.

В Германии часто ссылаются на два доклада мюнхенского Института экономических исследований (ifo), выполненных по заказу Минэкономики ФРГ и фонда Бертельсмана. В них дополнительный рост реального ВВП на душу населения оценивается в течение последующих 10 -20 лет на уровне почти 5% для ЕС и 13,4% для США [2]. В Германии, утверждается в первом докладе для Минэкономики, количество новых рабочих месту увеличится к концу рассматриваемого периода на 25 220, а во втором докладе, для фонда Бертельсмана, этот показатель неожиданно достигает 181 092.

Разноголосица в оценках возможных последствий ТТИП объясняется целым рядом причин. Прогнозы сильно зависят от используемых моделей и основополагающих – зачастую весьма спорных –допущений. Выводы о положительном влиянии ТТИП на динамику развития и трудовую занятость, как правило, делаются исходя из чрезвычайно оптимистических ожиданий  — полного демонтажа тарифных и большей части нетарифных барьеров. При наличии серьезных разногласий между ЕС и США по ряду проблем  повестки дня переговоров реализация такого рода смелых сценариев весьма сомнительна, что снижает достоверность выстроенных на этой базе расчетов. Уязвимость большинства прогнозов усиливается и тем, что достаточно сложно квантифицировать снижение торговых издержек при определенном уровне ослабления нетарифных барьеров. Подобные предположения основываются на субъективных оценках, но сильно влияют на конечный результат.

 Пытаться предугадать все последствия соглашения о Трансатлантическом партнерстве занятие малопродуктивное. Информация о состоянии дел на переговорах о ТТИП  очень фрагментарная. Важно не забывать, однако, хотя бы то, что известно. Повестка дня выходит далеко за рамки снижения пошлин или гармонизации технических стандартов на машины и оборудование. Она включает в себя очень широкий круг разноплановых и весьма «чувствительных» для обеих сторон проблем – от регулирования в области охраны окружающей среды, безопасности продуктов питания, правил использования химических веществ в промышленности и сельском хозяйстве вплоть до охраны прав интеллектуальной собственности, данных интернет- пользователей, способов обеспечения защиты интересов иностранных инвесторов. Затронуто будет трудовое законодательство, банковское регулирование, сектор государственных услуг и это еще далеко не полный перечень подлежащих согласованию проблем.

Понятно, что в случае подписания комплексного соглашения о ТТИП произойдет серьезное переформатирование внешнеэкономических связей ФРГ. На фоне постепенного сокращения в товарообороте доли стран еврозоны и ЕС для немецких компаний еще больше возрастет значение американского рынка. Ожидается, что в экспортно-импортных операциях с США будут активно участвовать не только крупные концерны, но малые и средние предприятия. Сегодня только 1% немецких МСП ведут торговлю с США. В свою очередь, для США полностью открывается огромный потребительский рынок Германии и Евросоюза объемом 16трлн. долл., где они пока проигрывают конкуренцию китайским товарам.

Участие ФРГ в ТТИП, скорее всего, усугубит набирающие силу после введения санкций негативные тенденции в российско-германском торгово-экономическом сотрудничестве. Впрочем, эта тема сама по себе и в контексте ТТИП заслуживает отдельного рассмотрения.

                                     Библиография

1. Francois J. et al.: Reducing Transatlantic Barriers to Trade and Investment: An Economic Assessment, CEPR Final Project Report on behalf of the European Commission.London, 2013. P.18

2.Felbermayr G., Larch M., Flach L., Yalen E., Benz S. Dimensionen und Auswirkungen eines Freihandelsabkommen zwischen der EU und den USA. Study commisioned by Federal Ministry of Economic and Technology. Muenchen, 2013. S.86-89


[1]URL:http://www.gtai.de/GTAI/Navigation/DE/Trade/Recht-Zoll/Zoll/Suche,t=deutsche-automobilbauer-profitieren-vom-aufschwung-in-den-USA,did=1173370 (датаобращения 10.06.2015)

[2]URL:http: // www.wiwo.de/ unternehmen/it/vw-dieselgate-das-kriegenpotenzial-fuer-vw/12467999-4.html ( датаобращения 22.10.2015)

[4]URL:http://www.gtai.de/GTAI/Navigation/DE/Trade/Recht-Zoll/Zoll/Suche,t=chemiebranche-setzt-grosse-hoffnungen-in-euusafreihandelsabkommen-ttip,did=1077314.html(датаобращения 10.06.2015)


mirec.mgimo.ru

«Ключевая идея Трансатлантического партнёрства США – захват Европы»

Трансатлантическое партнёрство (TTIP) между США и ЕС может стать одним из самых секретных и одновременно самых масштабных современных соглашений крупнейших экономик мира. В преддверии очередного раунда переговоров Евросоюза и США по концепции Трансатлантического торгового и инвестиционного партнёрства, который состоится 3 октября в Нью-Йорке, портал RuBaltic.Ru узнал о рисках для Прибалтики от заключения данного договора у доктора экономических наук профессора Ханона БАРАБАНЕРА:

– Ханон Зеликович, почему страны Прибалтики поддерживают TTIP и какие выгоды от этого соглашения получит экономика этих стран?

– За Трансатлантическим партнёрством совершенно однозначно и нескрываемо стоят Соединённые Штаты. Страны Балтии, и в этом смысле Эстония одна из первых, совершенно чётко ориентируются и получают определённые указания, как жить, с улицы Кентманни (место расположения посольства США в Эстонии – прим. RuBaltic.Ru). В этой ситуации даже неважно, получит ли Прибалтика что-либо дополнительно от этого партнёрства чисто экономически. Я очень сомневаюсь в этом.

Посольство США в Таллине

Дело в том, что американцы добиваются партнёрства не для того, чтобы обмениваться товарами и экспортно-импортными потоками. Они совершенно однозначно наметили освоить европейский рынок, и они идут по этому пути. И не случайно достаточно развёрнутая характеристика того, что есть это партнерство, какие структуры, какие задействованы капиталы, для широкой публики остаётся почти неизвестной. Совершенно понятно, что там есть развёрнутая концепция, определены направления действий как экономических, так и политических. И за этим стоит, на мой взгляд, серьёзная стратегическая концепция. 

У древних греков был миф «Похищение Европы». Так вот, ключевая идея TTIP – захват и похищение Европы.

– То есть, на Ваш взгляд, для Европы не будет положительных моментов от TTIP вообще?

– На самом деле, в начале будут определённые товарные потоки. Возможно, будут даже какие-то инвестиции. Перенос автомобильных заводов или ещё что-то. Но дело в другом: мир сейчас вступил в период турбулентности, в период перекройки. Сейчас идёт попытка захватить те или иные позиции.

Европа может превратиться в провинциально-колониальное захолустье Америки.

Началась эта перекройка с того, что был похоронен – причём кто-то говорит, что это был объективный процесс, но я категорически не согласен – Советский Союз. Похоронен уже и СНГ: на последней встрече из одиннадцати стран присутствовало только семь. И в этой ситуации американцы совершенно чётко поставили задачу: захватить Европу. Почему именно сейчас? В Европе активно начинают проявляться позиции самостоятельного мышления и самостоятельных установок. Даже то, что звучит о европейской армии. И в этих условиях, я думаю, США чётко понимают, что возможно пробить вот эту идею о ТТIP.

– То есть в данном случае можно говорить о том, что США боятся потерять контроль над Евросоюзом и поэтому так настаивают на подписании TTIP?

– Дело в том, что Европейский союз вобрал в себя не до конца совместимые государства. И сегодня это начинает проявляться. Я сейчас не говорю о Вышеградской группе, не говорю даже о Венгрии или о южных странах. Но мы совершенно чётко видим, что монолита Европы сегодня нет. И если это пустить на самотёк, то может оказаться в ближайшее время, что Америка здесь будет восприниматься как чужеродный организм. А в рамках нынешней перекройки мира Штаты намерены не допустить этого.

– Вы упомянули о несовместимых государствах в составе Евросоюза. Например, Франция против TTIP, но страны Балтии поддерживают подписание договора. Откуда такой контраст мнений внутри ЕС?

– Самая радикальная часть Европейского союза – это три страны Балтии и Польша. Их радикализм прежде всего направлен против России, против установления нормальных экономических и культурных взаимоотношений между ЕС и Россией. Это совпадает с ключевой и генеральной линией политики США. 

Совершенно очевидно, что такие страны, как Франция или Италия, сегодня «сеньоры» в ЕС. Германия пытается быть «суперсеньором». Если произойдёт то, что намечают американцы, то эти страны потеряют свои главенствующие позиции.
Протесты в Германии: услышит ли недовольных немецкое руководство или фрау Меркель и дальше продолжит вести сомнительную игру в убыток своему государству?

Франция чрезвычайно щепетильно относится к своему суверенитету и к своему месту в ЕС. Она скорее придерживается доктрины де Голля, которая сводилась к одному: Франция – самостоятельная страна независимо от того, в какие блоки и союзы она входит, и она сама определяет своё место на карте мира. И не случайно Шарль де Голль провозгласил Европу от Лиссабона и до Владивостока. И сегодня некоторые говорят: «Кто такая мадам Ле Пен?» Её партия стала приобретать достаточно высокие позиции, потому что они говорят, что продолжают дело де Голля. Они за независимую Францию. И это одна из составляющих той турбулентности, которая сегодня закручивается в Европейском союзе. В этой ситуации Прибалтийским странам кажется, что их позиции будут достаточно сильны, если они будут продолжать политику русофобии, будут близки со Штатами, останутся проводниками их политики.

– Если обратиться к вопросам, более близким к обычному жителю Прибалтики: как Вы думаете, TTIP повлияет на местных производителей и с/х сферу ЕС? Ведь основная критика TTIP состоит в том, что на местные рынки придут крупные корпорации, с которыми сложно конкурировать…

– Когда начинают говорить о том, как повлияет на рынки TTIP, говорят о видимой части айсберга. Задача этого проекта гораздо более высокого уровня. Она не сводится к чисто экономическим проблемам. Представьте себе рынок Европы – 500 млн человек. Технологические позиции во многом у американцев выше, чем в Европе. Это возможность огромных инвестиций. Де-факто, доллар – это не контролируемая никем, кроме США, валюта. Мало того, что она национальная валюта, она ещё и международная валюта. И эмиссия доллара не подотчётна никому, в том числе и американскому правительству. 

Эмитирует доллар не правительство, а содружество частных компаний. Вот в чём ведь дело!
TTIP — это геостратегический шанс укрепить трансатлантическое пространство, а также построить новую финансовую пирамиду.

Почему лоббисты TTIP фокусируют внимание окружающих на чисто экономической проблематике? Это для того, чтобы простой человек сказал бы: «Ребят, а чем плох TTIP? Ведь сюда придут американские товары, сюда придут американские машины, и если они будут дешевле наших, дешевле шведской Volvo, чем это плохо?» То есть это обращено к простому человеку. А решения эти не только и не столько экономические – это стратегическая политическая доктрина. Хотя, признаюсь, я и хотел бы ошибиться в этом…

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!

www.rubaltic.ru

Трансатлантическое партнерство: определение, история, особенности и интересные факты

Соглашение о Трансатлантическом партнерстве привело к расколу общественности Европы и США на два лагеря: противников и сторонников нового объединения. Последние утверждают, что будущая реализация проекта выгодна для всех заинтересованных сторон, она принесет дополнительный рост для экономик США и ЕС. А противники – антиглобалисты и мелкие предприниматели – считают, что Трансатлантическое партнерство, наоборот, окончательно закрепит господство международных корпораций в мире. Законы и границы – пока единственные барьеры, которые создают помехи для реализации этих целей. Кому выгодно Трансатлантическое торговое партнерство? Постараемся разобраться в этом и других вопросах, связанных с новым амбициозным проектом Запада.


Понятие

Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП) – планируемое соглашение о свободной торговле между Европейским Союзом и Соединенными Штатами Америки. Фактически договор предполагает будущее создание единого рынка между США и ЕС, что является первым этапом формирования нового мощного трансатлантического государства при господстве крупных промышленных корпораций. Напомним, Европейский Союз также создавался как экономический блок с открытыми рынками между европейскими странами. Однако сегодня мы видим, что произошла трансформация из экономической организации в политическую, с созданием единого центра принятия решений. Ожидает ли что-либо подобное Трансатлантическое партнерство? И есть ли вообще будущее у него? Это покажет время.

Транснациональные корпорации как угроза существования национальных государств

Планомерная политика Транснациональных корпораций (ТНК) по созданию единого мирового экономического мегаблока идет уже не один десяток лет. Трансатлантическое партнерство – квинтэссенция этой политики, призванной полностью нивелировать государственную власть и сами государства как барьер, мешающий извлекать прибыль в полном объеме.

ЕС и США уже сейчас тесно связаны между собой экономически. Однако ТНК продолжают лоббировать создание всё новых трансатлантических организаций с минимальной ролью государства. Уже сегодня и так созданы такие международные экономические содружества, как Всемирная торговая организация (ВТО), Европейско-Американское соглашение об открытом небе, Трансатлантическая зона свободной торговли и др. Однако политический протекционизм на местах все же не даёт ТНК реализовать все свои планы в полном объеме, несмотря на лоббирования их интересов ведущими лидерами Запада – А. Меркель и Б. Обамы. Именно канцлер Германии во всеуслышание озвучила идеи о Всемирной торговле в 2006 году.

Трансатлантическое партнерство: история

Рассмотрим историю создания организации. Трансатлантическое торговое партнерство берет свое начало с 1990 года. После окончания холодной войны, когда мир перестал делиться на два лагеря – социалистический и капиталистический, и в воздухе перестала витать мысль об угрозе взаимного уничтожения, европейское сообщество – прототип ЕС, в который входило в это время только 12 стран, и США подписали «Трансатлантическую декларацию». Мир перестал бояться ядерной войны, и в национальных государствах с сильной политической силой для защиты от уничтожения отпала надобность для ТНК. Корпорации поняли, что настало время извлекать максимальную прибыль из глобализации и нивелировать политику национального протекционизма.

С 1990 года ТНК ведут активную политику по созданию организации:

  • В 1995 году создается инициативная группа – «Трансатлантический диалог». В нее входят представители крупного бизнеса по обе стороны Атлантики.
  • В 2007 году создается Трансатлантический экономический совет. В него входят и лидеры крупных корпораций, и ведущие европейские и американские политики, включая некоторых глав государств.
  • В 2011 году создается группа экспертов, которые рекомендуют широкомасштабное соглашение о свободной торговле.
  • 12 февраля 2013 года президент США Барак Обама в ежегодном обращении призывает создать Трансатлантическое партнерство.

Однако окончательное соглашение так и не подписано, а проект после 2015 «угасает».

Текст под грифом «секретно»

В истории по созданию проекта партнерства – фактического открытия взаимных границ друг другу — между ЕС и США больше всего возникает вопросов о том, почему окончательный текст договора держится под строжайшим секретом. Зачем это делать? И что хотят скрыть представители ТНК от граждан ЕС и США? Это пока остается загадкой.

Многие антиглобалисты и противники этого соглашения уверены, что его истинная цель в окончательном отказе от национальных государств, которые создают барьеры для ТНК по извлечению максимальной прибыли и окончательного порабощения населения. Другие утверждают, что в подобной тайне нет ничего необычного: американцы любят секретность, это же самое было и при подписании другого подобного соглашения – Транстихоокеанского партнерства.

Соглашение и тайные комнаты

Для чтения соглашения в Вашингтоне и Брюсселе оборудовали специальные секретные комнаты, в которых хранятся документы с окончательным текстом соглашения. В них могут войти только высокопоставленные сенаторы США и европарламентеры. И даже для их помощников доступ закрыт. В тайные комнаты запрещено проносить сотовые телефоны и звукозаписывающие устройства. Запрещено и конспектировать его на бумажных носителях.

По словам комиссаров из ЕС, такая позиция США просто недопустима по отношению к Европе. Американцы в очередной раз доказывают, что они являются хозяевами на нашей планете и сами устанавливают правила игры.

«В этой комнате не коды для нашего ядерного оружия, это не файлы ЦРУ, это не документы, которые говорят, что к нам приземлились пришельцы. Нет, в этой комнате находится текст торгового соглашения», — так прокомментировал ситуацию один из ведущих общественных деятелей в ЕС. Возмутились и все ведущие европейские СМИ, заявив, что ЕС теряет свою независимость. Усугубляют положение и многочисленные митинги антиглобалистов, которые также утверждают, что Европа скоро прекратит свое существование как независимый политический субъект.

Тайна вокруг окончательного текста договора дает многим основания полагать, что самые «ужасные мифы» о Трансатлантическом партнерстве на деле могут оказаться суровой действительностью. Перечислим их.

Миф первый

ТТИП – это обычное экономическое соглашение, которое приведет к процветанию и США, и ЕС. В нем ничего не сказано о лишении стран своей независимости, и всё это лишь паника антиглобалистов.

Возникает много вопросов о том, почему соглашение держится в секрете, если оно будет распространяться на 60% мирового ВВП. Наоборот, оно должно быть открытым и прозрачным, если действительно не несет в себе угрозу потери национальных суверенитетов некоторых стран.

Миф второй

Соглашение активно продвигается лидерами крупных промышленных государств, следовательно, оно не несет в себе угрозу.

Подобным образом могут рассуждать лишь те, кто не жил в нашей стране в начале девяностых годов прошлого века. Мы видели на примере собственного государства то, как несколько человек из числа политической элиты распоряжались имуществом целой страны, продавая его за копейки. Многие в ЕС считают, что и их лидеры давно стали выражать интересы не большинства населения, а транснациональных корпораций, лоббируя то или иное решение.

Миф третий

США уже давно правят ЕС. Войска НАТО под управлением американцев стоят в Европе.

На самом деле наличие войск другого государства в стране — вовсе не показатель оккупации. Напомним, что когда-то войска СССР тоже находились на территории всей Восточной Европы, включая ГДР, но это не помешало им выйти из-под советского влияния.

Миф четвертый

Экономическое соглашение о свободной торговле не дает никаких политических преференций.

Экономические соглашения сильно влияют на политическую сферу и внешнюю политику государства. Возьмем, например, Молдавию – до недавнего времени политическая элита этой страны занимала антироссийскую политику. Причина была в том, что страна хотела войти в ЕС, подписав сначала соглашение об ассоциации. Однако потом стало понятно, что дружба с Западом, с одной стороны, поссорила Молдавию и Россию, а с другой стороны, нанесла огромный материальный ущерб экономике. Теперь новый президент уже «братской нам республики Молдова» активно рвется в ЕАЭС. Он — единственный из лидеров иностранных государств, который присутствовал на Параде Победы 9 мая 2017 года.

Останется ли Европа независимой?

Трансатлантическое и инвестиционное партнерство полностью отменит государственный суверенитет ЕС и США и окончательно установит господство транснациональных компаний путем создания собственной надгосударственной судебной системы. Из договора понятно, что спорные ситуации между корпорациями и государствами будут решать не национальные суды стран, а специально созданный для этого корпоративный суд. Его решения будут обязательны для любого государства ЕС, так как наднациональные органы власти и суды считаются выше национальных. После окончательного подписания и вступления в силу партнерства НТК могут протолкнуть любую инициативу через созданный корпоративный суд:

  • клонирование людей;
  • массовое внедрение биочипов;
  • активная поддержка секс-меньшинств и др.

Эти и другие идеи можно теоретически привязать к «защите экономических интересов» ТНК.

Реанимирует ли Дональд Трамп Трансатлантическое партнерство?

Д. Трамп в своей предвыборной программе обещал «сделать Америку снова Великой». Предполагалось, что будет и окончательно похоронен проект «Трансатлантическое партнерство». США намерены сами внедрить чуть ли не средневековую политику протекционизма у себя. Однако предвыборные дебаты – это шоу, и на реальное положение дел они никак не влияют. Трамп проводит свою политику с точностью до наоборот своим предвыборным обещаниям: и во внутренней политике, и во внешней, и в экономической сфере. Конечно, он выполнил свое обещание, и США вышли из Транстихоокеанского партнерства, однако внешняя политика, связанная с Трансатлантическим соглашением, возведена в статус приоритетной у нового «хозяина Белого дома».

Активное обсуждение переговоров по ТТИП нанесло значительный удар по престижу Великобритании. США сделали выбор не в пользу своего «вечного союзника». Это объясняется тем, что Дональд Трамп рассуждает экономическими категориями. Он не политик, поэтому его не интересуют «многовековая дружба», будущие перспективы возможных союзов, которые он не понимает, и др. В свою команду он набрал успешных бизнесменов, которые могут со стопроцентной долей уверенности сказать о том, принесет ли будущее соглашение прибыль либо нет. С Транстихоокеанским партнерством было понятно сразу: для США участие в нем является убыточным. Ни о каких сферах влияния Трамп не думает. Это же можно сказать и про Великобританию. Еще в январе 2017 года глава британского МИДа Борис Джонсон посетил США, где встретился с командой Трампа. После возвращения домой он дал понять, что новому «хозяину Белого дома» Великобритания не интересна.

Источник

ideiforbiz.ru

Чем новый мегаторговый союз США и ЕС грозит России и всему миру?

В следующем году должно быть создано торговое и инвестиционное Трансатлантическое партнерство — свободная зона торговли между ЕС и США. Получается, именно сейчас происходит очередной передел мирового рынка. Эксперты много говорили о том, что Европа окончательно попадает в зависимость от США. Чем новый мегаторговый союз грозит России и другим странам в эфире видеостудии Pravda.Ru рассказал проректор Финансового университета при Правительстве РФ, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ Сергей Сильвестров.


Трансатлантическое партнерство — угроза для России?

Трансатлантическое партнерство — вызов России

— На совместном заседании Совета Федерации и Государственной думы лидер КПРФ Геннадий Зюганов сказал, что Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство между США и Европой является одним из вызовов Российской Федерации. Действительно ли последствия могут быть хуже, чем от введения санкций?

— Просто идет очень сложный процесс глобализации, о котором много говорили. Он обострился до такой степени, что мы осознали, что это не просто слова, а еще и действия, с которыми нужно считаться. Действия, которые, естественно, определяются основными игроками, инициировавшими эту глобализацию, прежде всего в финансовой сфере. Конечно, все эти процессы чреваты определенными последствиями. И каждая страна должна понимать то место, которое она будет там занимать.

Поскольку не мы определяем большую часть правил, которые формируются в инвестиционном мире, то, естественно, для нас существует определенная угроза. Пожалуй, действительно, эта угроза не меньше, чем санкции, потому что это выработка определенных правил. Сейчас возникло несколько партнерств, причем разговоры об этом пошли в последнее время, когда ситуация зашла дальше, чем мы того ожидали. И поэтому, естественно, возникло такое обостренное восприятие происходящего.

Трансатлантическое партнерство — союз между Европой и Соединенными Штатами в рамках зоны свободной торговли — снимает ограничения, во-первых, на движение капиталов, товаров, предоставление услуг. Снижаются тарифные барьеры. Второе направление — нормативно-правовое регулирование, то есть сближение правовых норм обеих территорий, потому что Трансатлантика — это практически давно уже реально интегрированная экономика и разговоры о том, что нужно создавать партнерство ведутся не первый год. Движение начали Буш и Жак Делор где-то в 89-90-м году.

Так что нельзя сказать, что это неожиданность. Можно было к этому подготовиться, продумать ситуацию, которая может сложиться для стран, которые будут изолированы от этой игры. Есть третья угроза — это формирование абсолютно либеральной системы в рамках соглашения об услугах. Здесь снимаются ограничения, которые все еще существуют. Речь идет о создании универсальных многосторонних соглашений, будут разработаны определенные правила. Действительно речь идет не просто о снижении тарифов, это было бы слишком просто. Речь идет о единых правилах, технологиях, процедурах и даже кодексов поведения различных игроков на рынках.

Мы хотели присоединиться к Организации экономического развития и сотрудничества — похвальное желание. Эта организация объединяет ведущие развивающиеся страны — тридцать с лишним стран. У нас даже подразделения соответствующие были созданы, которые начали процедуру отработки поправок в законодательство, подготовку принятия новых нормативных актов, чтобы соответствовать. Но нужно понимать, что те же самые ведущие игроки: транснациональные банки, компании, ведущие страны-лидеры, — определяли правила поведения в этой организации. И они сегодня остановили этот процесс по различным мотивам.

Я не думаю, что это связано только с политическими процессами. Думаю, все сложнее. Вероятно, что то, что мы запланировали присоединение к ОЭСР после ВТО, совпало с их желанием создать Трансатлантическое партнерство. Вероятно, мы не вписывались в эту картину. Думаю, что Россию практически вообще не рассматривают как члена Европы, существующую на европейском континенте страну. Это ставит перед нами очень серьезные вызовы. В какой степени мы сможем реализовать нашу энергетическую составляющую на рынках Европы? Ведь американцы хотят поставлять энергию на рынки Европы.

— И вот это главная угроза все-таки?

— Это для нас реальная угроза.

— Почему это для нас реальная угроза? Мы будем проигрывать?

— Да, конечно.

Где именно потеснят Россию на международных рынках

— Что они будут поставлять? Свой сланцевый газ, нефть?..

— Я думаю, что даже нечего гадать, потому что здесь не только сланцевый газ, хотя американцы за счет сланцевого газа очень сильно увеличили свою энергетику. Сжиженный газ они могут не только сами производить, но и поставлять из других стран, типа какого-нибудь Тринидада и Тобаго. Возможно создание мощностей по производству сжиженного газа на побережье самой Европы. Есть много возможностей. Европа сейчас развивает свое единое энергетическое пространство, пытаясь создать полную независимость от России. Но полностью они это создать не смогут, это иллюзия.

— Где еще нас могут потеснить?

— Это может ограничить возможности предоставления инвестиций. Будет пересмотр определенных правил ВТО. Они уже об этом говорят напрямую. Мы, к сожалению, мало внимания этому уделяли и уделяем до сих пор. Дело в том, что вообще все переговоры велись в условиях секретности. Это вменили в вину властям ЕС и Соединенных Штатов. Гражданское общество бунтует заметно. Политические круги — тоже, особенно в государствах Европейского Союза. Только в феврале они опубликовали проект соглашения, который весьма туманный. Там в некоторых местах даже трудно представить, о чем вообще идет речь. Бизнес возражает против того, чтобы открывали многие параметры. Конечно, для самого крупного бизнеса это будет праздник.

— Прежде всего, американского, наверно?

— Не только. Обе стороны — Европа и Соединенные Штаты — их активы, филиалы транснациональных структур, торговля и прибыли — примерно половина на половину. Половину того, что получают американцы в мире, они получают в Европе. Точно так же Европа получает больше половины в Соединенных Штатах, например, 70 процентов прямых инвестиций Европы оттуда. Это интегрировано на протяжении столетий. Кроме того, есть единые ценности, идеология, культура, единая уже практически армия интернациональная. Все это вместе создает необходимость такого базиса.

Естественно, к этому подтолкнули в значительной степени кризисные процессы и тяжелая обстановка в экономике Соединенных Штатов. Понятно, что Соединенные Штаты оказались в очень неблагоприятном положении — дефицит у них с Европой. Им нужно каким-то образом менять ситуацию. И ситуация радикально будет меняться, если будет либерализована вся экономика. Кто здесь выиграет? У Соединенных Штатов более сильная финансовая система, она все-таки лидирующая в мире. Эта англо-саксонская модель будет доминировать над всей Европой, возникнет очень сложная конфигурация, Центральная Европа очень сильно усилится, а периферийные страны окажутся в еще более тяжелом положении.

Изменятся правила взаимоотношений с теми, кто вступил в ассоциацию с ЕС. Они об этом прямо говорят. Правила восточного партнерства будут другими. Будет совершенно другое поведение в отношении этих стран. Естественно, это скажется и на нас, особенно на нашей денежно-кредитной политике, во многих либерально-финансовых областях. Ко всему нужно готовиться загодя. Нам придется в значительной степени все-таки опираться на свой собственный разум и свои силы.

Пути выхода из готовящейся кабалы

— У нас есть серьезный потенциал? Насколько силен российский капитал? У нас есть все-таки транснациональная российская компания — «Газпром». Как это скажется на нем?

— Да, это транснациональная корпорация — там есть большая доля зарубежного капитала. Мне кажется, что нужно сначала усилить свое государство, потому что в любом случае государство должно создать основы для развития транснационального капитала и крупного национального, причем не только в добывающей промышленности. Там мы нашли свою нишу, можем удерживать, можем развиваться, но все равно в альянсе. Для нас проблема — обрабатывающая промышленность. Действительно нужна реиндустриализация.

— Все-таки мы можем влиять на какие-то финансовые дела?

— Наверно, на финансовые можно влиять. Здесь какие-то маневры возможны. Все нужно продумать и правильно делать, потому что времени для последнего исторического решения не так уж много. Та сторона сильно развивается, наступает, происходит технологический перелом. Думаю, что правильно взят курс на так называемое «импортозамещение» — такой эвфемизм, скрывающий реиндустриализацию, пусть даже усиление оборонных затрат. Ведь это высокотехнологичная отрасль. Но нужно, чтобы это быстро переходило в гражданские отрасли, чтобы не было, как в Советском Союзе, — колоссальный современный военный комплекс и при этом отсталая другая промышленность.

Теперь должны быть другие правила игры. Все динамично должно развиваться. Работаем на развитие собственной страны, на себя, на перспективу. Если нет перспективы, ориентации внутрь, а идет игра вовне, на чьи-то внешние оценки, это приводит к дефолту или патовой ситуации, из которой мы потом почему-то умело выходим, но с большими потерями.

Интервью к публикации подготовил Юрий Кондратьев

Беседовала

www.pravda.ru

Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ттип) и Транстихоокеанское партнерство (ттп)

Снижение роли ВТО как форума для разработки многосторонних торговых соглашений привело к тому, что многие государства, включая США, в настоящий момент уделяют большее внимание переговорам в отношении глобальных торговых соглашений вне ВТО, таких как ТТИП и ТПП. Россия оказалась перед сложным выбором: с одной стороны, Россия является членом Евразийского экономического союза, а с другой, она могла бы присоединиться и к ТТИП, и к ТПП, что позволило бы ей найти и выйти на новые рынки.

  1. Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (англ. Transatlantic Trade and Investment Partnership, TTIP)

— комплексное торговое и инвестиционное соглашение между США и ЕС, которое в настоящий момент находится на стадии разработки;

История:

Идея создания ТТИП обсуждалась европейскими и американскими лидерами с 2011 г. Торговый оборот между ЕС и США является самым большим в мире и составляет около $ 2,2 млрд. в день. Если соглашение по ТТИП будет принято, оно покроет почти одну треть всей мировой торговли товарами и услугами.

В феврале 2013 г. совместная Рабочая группа высокого уровня обозначила контуры будущего Соглашения о ТТИП. В июне 2013 г. Президент США Барак Обама и Председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу официально начали переговоры по ТТИП. С того момента ЕС и США провели 11 раундов переговоров, последний из которых проходил в Майами, США, с 19 по 23 октября 2015 г.

Структура:

Договор будет содержать 24 главы, объединенные в три части

Часть 1: Доступ к рынку

— данная часть договора призвана способствовать упрощению доступа на американский и европейский рынки европейских и американских фирм соответственно, включая малый и средний бизнес и независимо от производимого ими товара или услуги;

  • основная цель – отмена почти всех таможенных пошлин в торговле между США и ЕС;

  • снижение стоимости экспорта и импорта товаров между США и ЕС;

  • отмена таможенных пошлин и других торговых барьеров;

  • стимулирование экономики и создание новых рабочих мест;

  • снижение/отмена тарифов  снижение стоимости экспортируемых товаров  рост продаж  новые рабочие места в связи с увеличением продаж и спроса на товар  увеличение спроса на другие товары со стороны работников, занимающих вновь созданные рабочие места;

  • после вступления в силу договора о ТТИП европейским и американским компаниям будет предоставлен переходный период для адаптации к новым таможенным правилам.

  • обеспечение участия на рынке услуг европейских и американских фирм на равных условиях;

  • защита чувствительных секторов услуг, в частности, публичных услуг за счет сохранения за государством права осуществлять публичные услуги по своему усмотрению;

  • подтверждение права государства устанавливать стандарты качества и безопасности услуг и осуществлять регулирование в секторе услуг иным образом;

  • переговорная позиция ЕС:

  1. доступ европейских компаний на американский рынок услуг, в особенности в сфере телекоммуникаций и укрепление дна заливов, портов и фарватеров;

  2. предоставление возможности профессионалам (архитекторам, юристам, докторам) работать в США путем взаимного признания дипломов о высшем образовании и въезжать в США по упрощенному режиму;

  3. согласование высоких стандартов для получения частными лицами лицензий и разрешений на оказание таких услуг, как аудиторские, консультационные и юридические услуги;

  4. согласование новых правил для ключевых для ЕС секторов услуг: телекоммуникации, электронная торговля, финансовые услуги, почтовые услуги, морской транспорт;

  5. дополнительные меры защиты потребителей и участников рынка в чувствительных секторах услуг: телевидение, радио и кинематограф; здравоохранение и образование; социальные услуги; водоснабжение;

Чувствительный сектор услуг

Позиция ЕС

  1. Публичные услуги

ТТИП угрожает особой роли публичных услуг в таких секторах как здравоохранение, образование, социальные услуги и водоснабжение.

ЕС не будет принимать на себя обязательств в соответствии с ТТИП, касающихся публично финансируемых здравоохранения, образования или социальных услуг, а также сбора, очистки и поставки воды.

  1. Культура

ТТИП подрывает культурное многообразие государств-членов ЕС.

ЕС не будет принимать на себя обязательств в сфере телевидения, радио и кинематографа. Это позволит государствам-членам осуществлять меры в данной сфере по своему усмотрению.

  1. Защита данных

Заключение ТТИП поставит под вопрос сохранность личных данных.

Стандарты защиты данных не будут включены в ТТИП*. ТТИП должен подтвердить высшую юридическую силу законодательства ЕС о защите данных над какими-либо иными обязательствами.

*В свете принятого недавно решения Суда ЕС об аннулировании соглашений между ЕС и США о «безопасной гавани» (англ. Safe Harbour Agreements) предполагается, что вопрос об информационной безопасности будет включен в повестку переговоров по ТТИП.

  • обеспечение равенства американских и европейских фирм при участии в публичных тендерах;

  • недопущение дискриминации американских и европейских фирм при доступе к государственным контрактам на территории ЕС и США соответственно;

  • согласование правил обеспечения прозрачности проведения тендеров для максимального равенства возможностей американских и европейских фирм;

  • максимальное обеспечение возможности участия американских и европейских фирм в публичных тендерах на всех уровнях управления – от центрального до местного.

  • основная цель – обеспечить, чтобы преимуществами, предоставляемыми ТТИП, могла пользоваться лишь та продукция, которая была произведена в государствах-участниках ТТИП;

  • создание единых правил, учитывающих потребности производителей и стимулирующих торговлю и инвестиции.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *