Транспортировка опасных грузов – Перевозка опасных грузов — правила, разрешения и ДОПОГ

Содержание

5 требований транспортировки в 2019 году

Содержание статьи

Что является опасным грузом?

Согласно своему названию, опасным признается тот груз, который при его перевозке, погрузке-разгрузке, нарушении тары самого груза, может нанести вред окружающей среде, другим участникам дорожного движения или может вызвать возникновение опасных ситуаций.

Еще в середине прошлого века в Европе было принято, действующее до сих пор, международное соглашение о правилах безопасного передвижения опасных грузов в рамках международной безопасности. А в связи с бурным развитием химической, нефтегазовой промышленности и фармакологии, меры по увеличению безопасности на дорогах, поддержали почти 50 стран, в том числе и наша страна. Международное соглашение называется ДОПОГ на перевозку опасных грузов, в России также используется аббревиатура ПОГАП (правила перевозки опасных грузов автотранспортом).

Классификация грузов

Согласно международному соглашению, все опасные грузы делятся на классы, в зависимости от своих свойств:

  1. Кл.1: грузы взрывоопасные.
  2. Кл.2: грузы газообразные.
  3. Кл.3: грузы легковоспламеняющиеся твёрдые.
  4. Кл.4: грузы самовозгорающиеся; грузы, способные при взаимодействии с водой выделять горючие газы; грузы окисляющие.
  5. Кл.5: грузы — органические пироксиды.
  6. Кл.6: грузы ядовитые, токсичные, инфекционные.
  7. Кл.7: грузы радиоактивные.
  8. Кл.8: грузы коррозионные, едкие.
  9. Кл.9: прочие.

Чёткое понимание, к какому классу относится груз, нужно для того, чтобы быстро подобрать тару и упаковку, пройти необходимую подготовку к транспортировке, получить сопутствующую документацию и провести специальный инструктаж для водителя.

Основные правила перевозки опасных грузов автотранспортом

Единые международные правила перевозки опасных грузов — это своего рода шпаргалка, для приведения к одному формату самого процесса оформления груза, подготовки транспорта и водителя, для разработки безопасного маршрута.

ДОПОГ охватывает весь план перевозки:

  • технические требования к автотранспорту, таре, упаковке, к методам погрузки-разгрузки;
  • юридические требования к документальному взаимодействию между отправителем, получателем и перевозчиком груза;
  • специальные требования к водителю и другим лицам, задействованным в подготовке и транспортировке груза;
  • информационные требования к маркировке, знакам, описи и классификации груза.

Чтобы процесс перемещения опасных грузов был максимально безопасным, правила периодически дополняются.

Согласно правилам ДОПОГ, классификацию грузов производит сам отправитель. На территории России отправитель вынужден обратиться в Федеральное Ведомство по испытаниям и исследованиям материалов, которое выдаст соответствующую документацию.

Перечень необходимых документов

Во время перевозки ОГ у водителя или у лица, сопровождающего груз, при себе должен быть пакет документов, необходимый для такого рода деятельности. Он включает в себя:

  • маршрутный лист (1 экземпляр), по которому двигается автотранспорт с опасным грузом, согласно нормам безопасного движения;
  • лицензия ТС на осуществление данного вида перевозок;
  • аварийная карточка, как документ, содержащий всю информацию о характеристиках перевозимого опасного груза;
  • товарно-накладная документация на перемещение груза;
  • разрешительный документ на право управления данным ТС водителем и свидетельство ДОПОГ о подготовке водителя;
  • контактные данные компании отправителя, получателя и перевозчика;
  • разрешительная документация, выданная Министерством Транспорта или других уполномоченных органов на перевозку особо опасных грузов.

Маршрут

Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом происходит по строго установленному маршруту. Нередко на стационарных постах ГИБДД можно увидеть стоящие автоцистерны. Как правило, эти машины нарушили установленный путь следования. Для водителя и компании перевозчика такие нарушения становятся очень дорогостоящими – потеря времени, нарушение сроков доставки и, соответственно, штраф.

Ещё до начала поездки, перевозчик должен согласовать с Госавтоинспекцией маршрут перевозки опасного груза, практически в каждом конкретном случае. Но существуют и общие требования для всех перевозчиков ОГ.

Так на маршруте опасного груза не должны встречаться места и зоны общественного отдыха, природные заповедники и объекты культурного наследия. Запрещено прокладывать пути следования опасных грузов вблизи от учебно-воспитательных, оздоровительных учреждений и крупных промышленных предприятий, производящих опасные вещества и изделия.

Маршрутный лист должен содержать в себе всю информацию о пункте назначения, местах планируемых остановок, стоянок и заправок АЗС. Он выписывается в трёх экземплярах: один берёт с собой водитель или лицо, сопровождающее груз; второй остаётся в компании; третий предназначен для ГИБДД.

Погрузка и разгрузка

Для обеспечения максимальной безопасности сотрудников, осуществляющих погрузку-разгрузку опасных грузов и для сохранности самих грузов, во избежание возникновения опасных ситуаций, необходимо соблюдать ряд требований.

Перед началом погрузочно-разгрузочных работ необходимо проинструктировать работников, согласно имеющейся на предприятии (складе) инструкции, по вопросам мер профилактики и мер первой медицинской помощи в случае нарушения упаковки, разгерметизации тары ОГ, протечки, розлива опасных веществ.

В местах погрузки  должны присутствовать представители отправителя, в местах разгрузки – представителя получателя, а именно, специалисты, способные обезвредить возможную опасную ситуацию.

Манипуляции с опасными грузами осуществлять максимально с использованием погрузочной техники, машин и механизмов, желательно с дистанционным управлением. При ручных работах опасные грузы переносить на спине, плечах и перед собой. Бросать, волочить ОГ запрещено. Размещать рядом грузы разных классов опасности нельзя, также как и совместно размещать опасные и неопасные грузы.

Требования к автомобилю

Автомобильный транспорт, которым будет проводиться транспортировка ОГ, также должен быть соответствующим образом подготовлен и технически оборудован.

Прежде всего, у такого транспорта должна быть выпускная труба глушителя, вынесенная перед радиатором и обязательно с наклоном. Конструктивно топливный бак должен находиться вдали от аккумулятора, защищённый перегородкой. Вся электрика должна быть изолирована специальным материалом. Напряжение всего электрического оборудования автомашины не может быть больше 24 вольт.

Обязательным условием выхода на линию с опасным грузом выступает система электрического заземления и наличие, усиленного против удара бампера.  Отдельного внимания заслуживает тормозная система, она должна быть износоустойчивой, с аварийным аналогом, а для машин массой более 16 т, с противоблокировочной системой. В целях усиления мер безопасности, автомашины, предназначенные для перевозки ОГ, могут оборудоваться специальным устройством, которое позволяет отключать аккумулятор прямо из кабины.

Автомашина с ОГ может быть только с одним прицепом.

Кроме технических требований, для передвижения опасных грузов, автотранспорт должен быть оснащён:

  • усиленными мерами противопожарной безопасности;
  • наличием средств индивидуальной защиты для водителей;
  • установленными сигнальными средствами мигающего оранжевого цвета;
  • наличием маркировки, сигнальных табличек и наклеек, предупреждающих об опасности;
  • специфичным окрасом кузова и цистерны.

Оборудование автомобиля для перевозки опасных грузов должно быть в соответствии с нормами и требованиями ДОПОГ и не противоречить общим правилам перевозки грузов.

Как подготовить автотранспорт к перевозке?

Как правило, специализированный автотранспорт для перевозки ОГ, уже приобретается технически оснащённым для этого. Производители такого рода машин предусматривают все тонкости и нюансы конструктивных особенностей и стараются угодить своим покупателям.

Что касаемо подготовки автомобильного транспортного средства к транспортировке ОГ, то следует обратить внимание на информационные надписи, таблички, наклейки, согласно классу опасности груза. Особо важными являются коды экстренных мер. Из комбинации цифр и букв специалисты, прибывшие на место аварии, получают информацию о мерах, необходимых для ликвидации опасных последствий. Все надписи и маркировки должно быть хорошо видно, поэтому высота шрифта должна быть 15 см, в крайних случаях при невозможности размещения, не менее 5 см.

Требования к водителю

Помимо общего стажа вождения не менее 3 лет, будущий водитель-перевозчик ОГ должен пройти специальные курсы, так как перевозка опасных грузов может осуществляться только водителем, получившим свидетельство ДОПОГ. Перед рейсом водитель должен пройти обязательный медицинский осмотр.

Водитель должен быть дисциплинированным, организованным, соблюдающим особые меры предосторожности – не курить в транспорте и ближе, чем в 50 метрах от него, не допускать возможность открытого огня вблизи с опасным грузом. Он должен помнить, что резко трогаться с места и резко тормозить с ОГ на борту запрещено, с горки двигаться с выключенным сцеплением и двигателем нельзя, оставлять машину без присмотра также опасно. Обгонять и опережать другие транспортные средства, двигающиеся со скоростью более 30 км/ч, автотранспорту с опасным грузом строго запрещено.

Кроме того, водители, перевозящие опасные грузы, должны помнить и всегда соблюдать общепринятые нормы вождения и правила ПДД.

Как пройти обучение на перевозку грузов?

До 2013 года система обучения водителей для перевозки ОГ сводилась к одной лекции и экзамену в тот же день. Но данная система не показала себя эффективной. Министерством Транспорта было принято решение усложнить обучение: курсы проходят 4 дня и разбиты на классы опасности.

Программа курса:

  1. Общеобразовательный курс.
  2. Основной курс по транспортировке ОГ в цистернах.
  3. Спецкурс по 1-му классу опасности.
  4. Спецкурс по 7-му классу опасности.
  5. Допкурс по 2-му классу опасности, перевозка в цистернах.
  6. Допкурс по 3-му классу опасности.
  7. Допкурс по 5, 6, 7, 8-м классам опасности, перевозка в цистернах.

Курсанты проходят классификацию опасных грузов и изучают их характеристики, знакомятся с общепринятыми знаками маркировки, учатся оказывать первую медицинскую помощь в случаях ДТП и контакте с опасными веществами. Также в ходе занятий, водители получают базовые знания, необходимые для составления отчётной документации, а в случае экстренной ситуации, как правильно себя вести и как передать сигналы о помощи.

Обучающиеся на следующий день после прохождения курсов сдают экзамены в присутствии специальной комиссии и получают свидетельства, согласно пройдённым программам. Свидетельство, полученное после курсов, действительно для работы в течение 5 лет.

Требования к грузу

Перед началом процесса перевозки, отправитель должен самостоятельно оценить опасный груз по международной классификации. Если груз подходит под знак «опасно», то он должен получить аварийную карточку, спецдопуск и приложить все усилия для обеспечения максимально безопасного передвижению груза по автодорогам.

Перевозчик обязан также быть внимательным и не соглашаться на «сделки с совестью» в случае нарушений. Требований по перевозке ОГ достаточно много, и некоторые перевозчики в погоне за рублём закрывают на некоторые вещи глаза

В зависимости от химического состава, для каждого вида ОГ необходимо выбирать упаковку и тару, которая обеспечит одновременно его сохранность и качество, соблюдение температурных и иных условий перевозки и безопасность доставки.

Тара должна быть в соответствии с ГОСТом, прочной, водо- и светонепроницаемой, герметичной, хорошо закреплённой и промаркированной, согласно требованиям по перевозке опасных грузов.

Разрешение на перевозку опасных грузов

Для получения данного разрешения необходимо обратиться в Управление Государственного Автодорожного Надзора с письменным заявлением о выдаче документа.

В заявлении описывается класс груза и его характеристики, прикладывается аварийная карточка. Обязательно докладывается маршрут самой перевозки, с указанием точки отправления и точки доставки, мест планируемых остановок, стоянок и АЗС, и  прикладывается список лиц, ответственных за транспортировку. На основании заявления, при наличии допуска самого автотранспорта и водителя к перевозке опасных грузов и соблюдении всех требований, согласно международным стандартам и российскому законодательству, перевозчику выдаётся лицензия на транспортировку опасного груза.

Ответственность при отсутствии разрешения

Нередко бывает, что в погоне за прибылью, предприниматели и организации, занимающиеся перевозкой опасных грузов, сознательно идут на нарушения и пытаются отправить опасный груз с нарушением закона, нелегально, под видом обычного рейса. Обычно это касается твёрдых веществ в крытых машинах.

Так, например, на приёме у нашего юриста побывал водитель со стажем, который пришёл проконсультироваться по поводу сложившейся ситуации на работе по перевозке полной машины – фуры лакокрасочных изделий. Работодатель неоднократно, а именно 4 раза в течение 3 месяцев, пытался загрузить машину краской, не имея на то специального разрешения, да и у водителя нет допуска для таких перевозок.

Водитель отказывался брать такой груз. Назрел конфликт, и водитель вынужден был уволиться, не желая нарушать правила ПДД и особые правила перевозки опасных грузов, рисковать «остаться без прав и средств к существованию». Юрист подтвердил, что относительно краски-эмали, то её перевозка в одной машине до 1000 литров не требует специальных разрешительных документов, а полная фура краски требует допуска по всей строгости закона:

  • ответственность водителя выражается в денежном штрафе от 2 до 2,5 т. р. и лишении прав до 6 месяцев;
  • ответственность для компании-перевозчика и отправителя предусматривает штраф от 400 до 500 т. р., конфискацию груза и ТС; изъятие допуска и лицензии по перевозкам ОГ и наложение штрафа на должностное лицо, ответственное за перевозку от 15 до 20 т. р.

Недобросовестных перевозчиков немало, поэтому передвигающиеся на большие расстояния крытые фуры находятся под усиленным вниманием сотрудников ГИБДД, их чаще других машин останавливают на стационарных постах с целью проверки грузов.

Заключение

Безопасность – превыше всего! Такое убеждение должно быть у всех участников процесса по перевозке опасных грузов. Каждый из них должен знать какие грузы относятся к опасным, какие особые условия транспортировки требуются для них. Насколько бывают опасными последствия халатного отношения к этому вопросу, мы часто узнаем из новостей по телевизору. Несоответствие документов и содержимого автомашин, неправильные маркировки и неподходящая тара, усталость водителей от многочасовых поездок без выходных и нарушения правил дорожного движения приводят к ужасающим последствиям.

Особо важно для отправителя груза работать с надёжной и ответственной фирмой-перевозчиком, которая с особой тщательностью соблюдает все правила и нормы закона, щепетильно подбирает кадры для работы с ОГ. Качественное обучение водителей на специальных курсах ДОПОГ — это обязательная составляющая безопасности на дорогах. Но одного обучения мало, водитель – перевозчик должен быть серьёзным специалистом и ответственным человеком!

Не нашли ответ на свой вопрос в статье? Позвоните автоюристу и получите бесплатную консультацию прямо сейчас!

8 800 555 67 55 доб. 645

В 1999 году закончила с отличием Волгоградский институт экономики, социологии и права по специальности экономист. С 2007 года и по настоящее время работаю в сфере недвижимости, в качестве индивидуального предпринимателя. Занимаюсь юридическими вопросами купли-продажи, дарения и наследства объектов жилого и нежилого фонда. Также в мои обязанности входит составление договоров и консультирование клиентов. Активный автолюбитель. Водительские права категории «В». Писать статьи люблю со времен студенчества, нахожу это интересным и познавательным. Буду рада, если мои статьи окажутся полезными и помогут читателям разобраться в интересующих их вопросах.

Пожалуйста, оцените статью!

Загрузка…

Если Вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями!

autoizakon.ru

Правила перевозки опасных грузов: требования допог

Опасные грузы — это химические соединения, которые по своей структуре и свойствам могут представлять опасность при транспортировке для человека, и для окружающей среды. В 1968 году Европейской организацией ООН, было разработано соглашение, которое регламентирует порядок транспортировки категории опасных грузов между странами.

ADR или ДОПОГ — соглашение о перевозке опасных грузов

Правила оказания услуг по грузоперевозке ДОПОГ

Правила, согласно которым транспортировка опасных грузов осуществляется, в России принято называть ДОПОГ. На английском языке подобная аббревиатура указывается как — «ADR» (Accord européen relatif au transport international des marchandises dangereuses par route) и известная во всем мире именно под таким названием. Правила международного соглашения разделяют товары на определенные классы опасности, где каждому из товаров присваивается номер — идентификационным номером по списку опасных веществ ООН.

Осуществление деятельности

Для того, чтобы организация смогла выполнять услуги по транспортировке товаров, признанных опасными, необходимо пройти определенную подготовку. Помимо этого, каждый из сотрудников должен обладать определенным набором качеств.

Для осуществления деятельности по перевозке опасных товаров различного класса сотрудник организации должен:

  1. Достигнуть определенного возраста. К работе с опасными грузами не допускаются лица, не достигшие совершеннолетия.
  2. Пройти медицинскую комиссию. Освидетельствование медицинского характера является обязательным требованием при получении допуска ДОПОГ. Сотруднику необходимо дополнительно пройти нарколога и психиатра.
  3. Получить разрешение после окончания обучения. Обучение погрузке и выгрузке товара, обращения с опасным грузом в процессе транспортировки является обязательным условием для получения разрешения ДОПОГ.

Присвоить свидетельство ДОПОГ персоналу, который прошел обучение и успешно сдал экзамен, может лицензированное для выдачи подобных документов заведение. Список таких заведений постоянно обновляется на официальном сайте ДОПОГ.

Водители должны проходить специальную подготовку, прежде чем получить свидетельство ДОПОГ

Перечень опасных грузов по ДОПОГ

Каждое из опасных веществ, которое относится к перечню опасных имеет место в классификации ООН. Каждому классу опасности присваивается свой код и идентификационный номер. Этот номер помогает правильно подобрать автомобиль для транспортировки и емкости при перевозке, чтобы обеспечить безопасность.

Классификация в России подробно описана в ГОСТ 19433—88 «Грузы опасные»:

  1. Класс опасности, который представлен взрывчатыми веществами и материалами.
  2. Газообразные вещества и газы. Все газы, которые были растворены под давлением.
  3. Жидкости, которые имеют свойства легко воспламеняться.
  4. Самовоспламеняющиеся вещества и твердые вещества, которые выделяют легковоспламеняющийся газ.
  5. Органические пероксиды.
  6. Вещества, которые имеют ядовитые или инфекционные свойства.
  7. Радиоактивные компоненты и продукты переработки.
  8. Вещества, вызывающие окисление и коррозию.
  9. Прочие отравляющие вещества.

Все пункты классификации можно дополнительно разделить на подклассы, согласно которым устанавливается дополнительное членение. Все вещества, имеющие класс опасности, подлежат обязательной маркировке.

Автомобили, при помощи которых производится отправка маркируются в обязательном порядке. Правила маркировки опасных грузов при отправке прописаны в стандарте ДОПОГ.

Особую опасность при перевозке представляют радиоактивные грузы

Виды транспорта для отправки груза. Движение транспортных средств

Правила, согласно которым разрешается использование транспортных средств и перечень требований к автомобилям, установлены ДОПОГ в 2011 году. Для каждого отдельного класса опасных веществ необходимо использование соответствующего транспортного оборудования. ДОПОГ имеет полные правила и требования, касающиеся транспортировки транспортными средствами:

  • Не допускается использование дополнительный прицепов или полуприцепов при перевозке опасных грузов.
  • Каждый транспорт, который отправляется с опасным грузом на борту, должен иметь список установленных документов (документацию на товар, согласно требованиям. Инструкции по транспортировке товаров данным видом транспорта и правила поведения в случае возникновения аварийной ситуации). Водитель должен иметь при себе водительское удостоверение и путевой лист.
  • Инструкции по транспортировке груза и требования по его отгрузке должны находиться в доступном для водителя месте.
  • На каждом автомобиле, который перевозит опасный груз обязательным является расположение информационного табло и соответствующей классу маркировки.
  • Наличие нескольких огнетушителей, для тушения пожаров разных классов.
  • Огнетушители должны быть установлены в легкодоступном для экипажа автомобиля месте.
  • Обязательным для укомплектовки каждого члена экипажа является средство индивидуальной защиты. Для коллективной защиты, должно быть в каждом автомобиле: башмак противооткатный, средство для промывания глаз, два знака предупреждения об опасности с собственной опорой, лопата, пластмассовый сборный контейнер, дренажная ловушка.

Движение транспортных средств с определенной скоростью, требования к ограничению движения или изменению маршрута могут предъявлять только инспекторы службы ГАИ.

К оснащению транспорта для перевозки опасных грузов имеется целый ряд требований

Маркировка опасного груза

Правила, маркировки указаны в ДОПОГ, должны осуществляться каждой организацией, которая выполняет транспортировку опасных грузов. Требования к маркировке автомобиля и груза являются обязательными к исполнению и могут служить основной причиной в отказе транспортировки при их невыполнении.

Согласно каждому классу товаров, на упаковку и на автомобиль наносится соответствующая маркировка.

Значки опасных грузов должны крепиться непосредственно на транспортное средство

Правила использования емкостей для перевозки опасных грузов

Требования, которые предъявляются к посуде, используемой при перевозке опасного груза строгие:

  • При перевозке груза должна использоваться только доброкачественная тара. Использованная продукция для упаковки должна отвечать всем требованиям стандарта для перевозки каждого отдельного класса продуктов.
  • Упаковка должна быть инертной для каждого груза.
  • При перевозке товар может повергаться ударам или сдавлению, поэтому упаковка должна быть прочной.
  • Тара должна быть герметичной и не допускать утечки материала при перевозке.
  • Каждая отдельная упаковка должна соответствовать отправляемому грузу. Не допускается использование тары, не соответствующей требованием опасного груза.
  • Внутренняя тара, которая упаковывается во внешнюю должна отвечать на требования стандарта.

Каждая упаковка изготавливается в соответствии с классом опасности перевозимого материала. Существуют правила погрузки и размещения тары внутри автомобиля и правила упаковки в подходящую тару вещества:

  • При наполнении каждой тары, производитель должен учитывать свойства груза и осуществлять недолив, в соответствии с требованиями стандарта. Это делается для того, чтобы исключить разрыв тары при изменении вещества в процессе перевозки.
  • Каждая внутренняя хрупкая тара (изделия из стекла, при транспортировке кислот в малом объеме) должна быть упакована во внешнюю тару с обязательным заполнением внутреннего свободного пространства. Не допускается перевозке упаковка без использования прокладочного материала.
  • Правила транспортировки опасных грузов запрещают перевозку веществ различного назначения в одной таре. Это может привести к взаимодействию веществ и образованию негативных последствий.

Тара для опасных грузов должна быть герметичной и не вступающей в химическую реакцию с содержимым

Обязанности персонала при транспортировке опасного груза

После получения свидетельства ДОПОГ, представители организации, выполняющей услугу, могут осуществлять деятельность по транспортировке груза. Перед каждой отправкой автомобильным транспортом, водителю следует выполнить ряд обязательных действий:

  • Проверить соответствие декларации груза с действительностью и на наличие ошибок.
  • Проверить наличие сертификата и его соответствие у производителя груза или грузоотправителя.
  • Каждая организация, заказывающая услугу по перевозке опасных грузов, должна иметь разрешение на транспортировку перевозимого товара. Осуществить проверку данного разрешения должен водитель, в качестве обязательного действия.
  • Каждый из опасных грузов, который подвергается отправке должен быть промаркирован в соответствии с классом и идентификационным номером по ДОПОГ. При отсутствии маркировки на автомобиле и грузе, транспортировка товара запрещается. Об этом должен помнить каждый экспедитор перед отправлением.
  • Отправка разрешается только после того, как соблюдены все требования для транспортировки и водитель осуществил проверку на наличие всего необходимого для перевозки оборудования.
  • Осуществление отправки невозможно при наличии ошибок в сопроводительной документации.
  • Совершить погрузку опасных товаров в автомобиль, согласно всем установленным правилам.
  • Транспортировать груз согласно проложенному маршруту. Не допускается изменение маршрута при перевозке.

При соблюдении всех правил отправки опасных грузов ДОПОГ, ваша компания сможет совершить качественную транспортировку товара, без ущерба для окружающей среды.

Так как ДОПОГ не является статичным документом, компаниям — перевозчикам необходимо осуществлять качественный контроль за изменениями в структуре документа.

Если вовремя отслеживать изменения в законодательстве, то избежать серьезных проблем с транспортировкой можно еще на стадии формирования груза.

Партнерский контент

logoskop.ru

ключевые правила в соответствии с МК МОПОГ

В отношении перевозок опасных грузов морским транспортом в Российской Федерации приняты правила национального и международного уровней. Участникам ВЭД, занимающихся внешней торговлей сырьём и товарами данного класса, необходимо знать методические рекомендации по их транспортированию.

Для начала разберёмся, какие вещества и материалы попадают под эту категорию и какова их классификация, а затем ознакомимся с основными правилами морской транспортировки в соответствии с МК МОПОГ. Коснёмся правил упаковки, маркировки и сопроводительных документов, необходимых для перевозки опасного груза.

‘,’

Содержание статьи

Что такое опасный груз?

Опасные грузы – это любые объекты, характеристики и свойства могут:

  • угрожать жизни и здоровью человека;
  • нанести непоправимый вред для окружающей среды;
  • привести к порче материальных объектов.

Под это обозначение подпадают вещества:

  • могущие взорваться из-за трения или детонации, оставив масштабные разрушения;
  • могущие легко воспламеняться под действием температуры или других факторов;
  • вызывающие коррозийный процесс в обычной таре под хранение, что может повлечь выброс вещества;
  • относящиеся к категории сильных ядов, опасных для жизни и здоровья человека.

МК МОПОГ — основной документ, регламентирующий перевозки опасного груза морем.

Классификация

Согласно ГОСТ, выделяются классы опасных грузов:

  1. вещества, способные вызвать взрыв;
  2. сжатые, растворенные под давлением газовые вещества;
  3. жидкости, легко и быстро воспламеняющиеся;
  4. твёрдые вещества, отличающиеся лёгкостью воспламенения; самовозгорающиеся вещества; грузы, при воздействии воды выбрасывающие газы, подверженные воспламенению;
  5. окисляющие грузы; органические пероксиды;
  6. ядовитые грузы, а также грузы, способные вызвать инфекцию;
  7. радиоактивные грузы;
  8. едкие вещества, а также вещества, способные вызвать коррозию;
  9. другие грузы, опасные для человека и окружающей среды.

Существует 9 классов опасных грузов, выделенных на основании их характеристик и степени опасности.

За готовность судна к перевозке опасного груза отвечает капитан.

Правила транспортировки

Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (МК МОПОГ) разработан Международной морской организацией (ИМО). Кодекс часто редактируется, дополняется. Включает в себя 4 части, исходя из них можно выделить ключевые правила транспортировки по МК МОПОГ.
  1. Опасные грузы должны быть размещены и закреплены так, чтобы не нарушались нормы безопасности. Метод закрепления груза зависит от его свойств, класса опасности.
  2. Грузы, относящиеся к взрывчатому классу, укладываются в специальные помещения. Помещения должны быть заперты во время транспортировки. Рядом с таким грузом не должно находиться детонаторов.
  3. Грузы, относящиеся к классу веществ, выделяющих опасные пары, укладываются в специальное помещение, где предусмотрена вентиляция.
  4. К грузам, относящимся к классу жидкостей или газов, подверженных воспламенению, должны применяться специальные меры, позволяющие не допустить пожара.
  5. На судне, посредством которого производятся экспортные или импортные транспортировки, должен иметься комплект МК МОПОГ.
  6. Импортная или экспортная перевозка опасных грузов не может производиться без соблюдения МК МОПОГ, однако в случае форс-мажора возможны действия, не имеющиеся в кодексе, направление на спасение людей и груза.
  7. При транспортировке грузов, для которых необходим специальный температурно-влажностный режим, перевозчику потребуется предоставить Свидетельство о характеристиках груза.
  8. В судне должно быть специальное грузовое помещение, огнетушащее средство, соответствующие данному типу груза.
  9. В том случае, если транспортируются несовместимые грузы, на судне должны иметься соответствующие условия размещения.

Помимо МК МОПОГ, морские перевозки опасного груза регламентируются международной конвенцией МАРПОЛ 73/78 (предотвращение загрязнения судов) и СОЛАС-74 (международная конвенция, направленная на охрану человеческой жизни на море).

При транспортировке грузов иностранных фрахтователей упаковка, маркировка, документация, класс груза должны соответствовать МК МОПОГ.

Требования к упаковке

В соответствии с ГОСТом (26319-84) и правилами перевозки опасных грузов грузоотправитель обязан упаковывать груз таким образом, чтобы упаковка сводила к минимуму возможные риски при транспортировке и погрузке и разгрузке. Упаковка должна соответствовать ряду характеристик.
  • Высокое качество, хорошие эксплуатационные характеристики.
  • Наличие внутренней поверхности, которая не спровоцирует риск создания форс-мажора при соприкосновении с ней груза.
  • Эксплуатационные свойства, которые позволят выдержать риск при погрузке-выгрузке и морской транспортировке.

К прокладочному материалу, необходимому при транспортировке опасных жидкостей, также предъявляется ряд требований. Он должен:

  • предотвращать опасное воздействие, которое может оказывать груз;
  • препятствовать перемещению сосуда с жидкостью, плотно прилегать к нему;
  • по возможности, объём материала должен быть таким, чтобы его хватило на поглощение жидкости при порче тары;
  • в таре для опасных жидкостей, при соответствующем жидкости температурном режиме при наполнении, должно оставаться свободное пространство. Объём свободного пространства зависит от максимальной рабочей температуры при транспортировке;
  • В случае если на судне имеется неочищенная порожняя тара, в которой ранее находилась опасная жидкость, к ней также применяются вышеизложенные правила. Исключение составляют ёмкости, в отношении которых были предприняты действия, делающие их безопасными.

Маркировка

О том, что на борту судна находится опасный груз, сообщают специальные знаки. Требования к маркировке регулируются ГОСТом (19433-88) и правилами МОПОГ.

При перевозке опасного груза морем маркируется упаковка и тара, в которой находится груз. Специальные ярлыки устанавливаются и на сам груз, и на транспортное средство, перевозящее его.

Маркировка опасных грузов должна соответствовать следующим требованиям:

  1. наличие указания верного технического названия груза. Указание только коммерческого названия противоречит правилам;
  2. знаки опасности, соответствующие классу груза, чётко указывающие на его опасные характеристики;
  3. вне зависимости от способа нанесения маркировки, она не должна стираться при нахождении в морской воде на протяжении минимум трёх месяцев. При выборе способа нанесения маркировки должна учитываться надёжность применяемых средств, особенности поверхности упаковки;
  4. на каждую упаковку должны наноситься знаки опасности и маркировка. Исключения составляют только грузы с пониженной степенью опасности и грузы, транспортируемые в малом количестве. Исключения также относятся к особым обстоятельствам, когда допускается укладка товара на грузовые места, имеющие соответствующие знаки опасности.

Сопроводительные документы

К сопроводительной документации при транспортировки опасных грузов, также применяются правила.
  1. На судне, выполняющем перевозку опасного груза, в обязательном порядке должна находится их опись, манифест или грузовой план, в котором указывается техническое наименование, характеристики, класс опасности груза, а также места его расположения. Копии этого документа должны быть представлены официальным лицам порта для отхода транспортного средства.
  2. К документам, относящимся к транспортируемому грузу, прилагается подписанное свидетельство, удостоверяющее в том, что опасный груз имеет надлежащую упаковку, маркировку, снабжён знаками опасности, может транспортироваться. Документ должно представить лицо, ответственное за упаковку.
  3. В том случае, если есть обоснованные сомнения в факте несоответствия грузовой транспортной единицы (CTU) вышеизложенным правилам контейнеров, то она не должна быть принята к отгрузке. Аналогичное правило применимо при отсутствии свидетельства о правильно произведённой укладке в контейнере/автотранспортном средстве.
  4. При наличии любых нарушений упаковки (тара деформирована, повреждена, оставляет следы, пятна) опасный груз не погружается на судно.
  5. Грузовые транспортные места размещаются и закрепляются исходя из Наставления по креплению груза, получившего одобрение Администрации.

Грузоотправители зачастую фрахтуют судна для перевозки опасного груза. Информация о том, как происходит расчёт фрахта вот здесь. Огромное значение имеют и условия поставки. Здесь может быть интересны условия поставки по ИНКОТЕРМС 2010 CFR или ИНКОТЕРМС 2010 CIF ссылка.

Документы, необходимые для перевозки опасного груза морем, оформляется в дополнение к коносаменту и другой документации, требуемой для перевозки обычных грузов. в том числе и таможенной. Некоторые компании обращаются за помощью к посредникам. Сколько стоит таможенный брокер мы уже писали в предыдущей статье.

Транспортировка опасных грузов – отдельное направление в перевозках. При таком виде транспортировки двойное внимание уделяется соблюдению всех правил. Существует ряд кодексов, регулирующих как международные морские, так и внутренние перевозки опасного груза.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Опасные грузы».

Бесплатная консультация по телефону:

Москва и Московская область: +7 (499) 703-48-81 (звонок бесплатен)

Санкт-Петербург и Лен.область: +7 (812) 309-93-24

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.

vedinform.com

Перевозка опасных грузов: транспорт, правила, разрешения

Любые манипуляции с опасными грузами, в том числе и их перевозки, строго регламентированы национальными и международными правилами. Бизнесменам, решившим заниматься поставками материалов и веществ, входящих в категорию «опасных», необходимо знать все правила и требования в отношении перевозки опасных грузов.

В этом разделе пойдёт речь, в первую очередь, об определении понятия «опасные грузы», классов и маркировке, о способах их транспортировки, о правилах перевозки разными типами транспорта и международных конвенциях.

‘,’

Опасные грузы

Опасный груз – это материалы или вещества, потенциально угрожающие окружающей среде, здоровью или жизни человека, а также материальным ценностям.

Всего, по классификации ООН, имеется 9 классов опасных грузов. Сюда относятся и взрывчатые вещества, и ядовитые газы, и другие вещества и материалы. Каждый класс имеет свой способ маркировки. Подробная информация о маркировке, таре, упаковке и классах опасных грузов вот здесь.

Перевозки опасных грузов — виды транспорта

Транспортировать опасные грузы можно разными способами. Выбор конкретного из них зависит от места назначения, класса опасного груза, общего бюджета, договоренностей между обеими сторонами. Можно выделить несколько основных видов перевозки:

  • Перевозка опасных грузов ж/д транспортом. Отличается повышенным уровнем безопасности и относительной финансовой доступностью. Если есть необходимость в перевозке большой партии, железные дороги решат и эту проблему. Можно наметить точную дату доставки груза, так как у поездов есть точное расписание. Одновременно с этим ж/д транспорт не отличается большой скоростью. Необходимо ориентироваться в правилах перевозки опасных грузов по железным дорогам, получить разрешение, оформить страховку.
  • Автомобильные перевозки опасных грузов. Способ отличает высокая скорость перевозки. При этом он довольно демократичен. Идеален для перевозки небольших партий груза на небольшие расстояния. При этом у перевозки автомобильным транспортом есть свои ограничения. В частности, он не подходит для перевозок больших партий груза. При организации такой транспортировки важно принимать во внимание погодные условия. Кроме того, автомобильные перевозки сопряжены с различными опасностями: кражи, аварии и так далее. К такой транспортировке предъявляются особые требования. Если вас интересуют правила перевозки опасных грузов автотранспортом, загляните сюда.
  • Воздушный транспорт. Отличается максимальной скоростью перевозки. Подходит для осуществления оперативных межконтинентальных транспортировок. В числе минусов воздушных перевозок можно отметить высокую стоимость и средний уровень безопасности груза при этом. Кроме того, на авиационном транспорте не удастся перевезти большие партии или габаритный груз.
  • Перевозка опасных грузов морским транспортом. Отличается наибольшей демократичностью в плане стоимости, а также высокой безопасностью. Позволяет транспортировать большие партии груза. Одновременно с этим при организации морских перевозок требуется учитывать погодные условия. Для подготовки транспортировки нужно сначала ознакомиться с правилами морской перевозки опасных грузов, произвести соответствующую упаковку, оформить все требуемые документы и разрешения.

Для перевозки опасных грузов необходимо разрешение ADR.

Перед выбором способа транспортировки следует изучить особенности каждого из них, а затем соотнести полученные данные с вашей индивидуальной ситуацией. К примеру, если вам требуется высокая скорость, вы можете выбрать воздушный транспорт. Если же нужно перевезти большую партию груза, лучше обратить внимание на транспортировку по железным дорогам.

Правила перевозок

Перед организацией транспортировки опасного груза требуется обязательно изучить соответствующие правила. При такой перевозке важно и правильно упаковать, и закрепить груз, и нанести нужную маркировку. Одним из ключевых пунктов в организации транспортировки является также подготовка документов и разрешений. При международных перевозках опасных грузов могут потребоваться специальные разрешения, принятые в данной стране.

Для правового регулирования перевозок опасных грузов существуют специальные правила, главными из которых являются международные правила. Существуют общие правила и конвенции, регламентирующие перевозку опасных грузов. К ним относятся «Оранжевая книга ООН», «Базельская конвенция», КГПОГ и так далее. Также существуют правила, применимые к конкретному способу перевозки:

  1. Воздушный транспорт. Такие перевозки регулируются конвенцией «о международной гражданской авиации», инструкциями ИКАО и другими документами;
  2. Автомобильный транспорт. Основной документ, регулирующий автомобильные перевозки опасных грузов – ДОПОГ, подробнее здесь. Также к автомобильному транспорту применима КГПОГ.
  3. Морской транспорт. Такие перевозки организуются согласно пунктам СОЛАС 74, ВОПОГ, МАРПОЛ, КГПОГ.
  4. ЖД транспорт. Перевозки регулируются СМГС, МПОГ, КГПОГ.

При организации международных перевозок требуется учесть, что в каждом государстве есть своё законодательство по транспортировке опасных грузов, которое требуется соблюдать. Для того чтобы упростить процесс перевозки, лучше обратиться в специализированную организацию.

Профессиональные транспортные компании не только смогут учесть все нюансы подготовки к транспортировке, но и сделают её правомерной и безопасной.

При организации перевозки опасных грузов нет лишних моментов. Здесь важна и упаковка, и маркировка, и крепление груза. Для успешного проведения доставки нужно правильно подобрать способ транспортировки. Перевозка должна проводиться в соответствии с правилами. Если маршрут международный, нужно учитывать и законы другого государства.

Бесплатная консультация по телефону:

Москва и Московская область: +7 (499) 703-48-81 (звонок бесплатен)

Санкт-Петербург и Лен.область: +7 (812) 309-93-24

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.

vedinform.com

41. Правила перевозки опасных грузов.

Опасными являются грузы, которые в силу присущих им свойств и особенностей при их перевозке, перегрузке и хранении могут создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей. Перевозка опасных грузов осуществляется по Европейским предписаниям, касающимся международных перевозок опасных грузов по внутренним водным путям (правилам ВОПОГ).

Все опасные грузы по общим признакам, характеру опасности и условиям хранения и перевозки подразделяются на классы. В свою очередь по каждому классу опасные грузы разделяются на подклассы, категории и группы. Последовательная совокупность цифр, соответствующих классу, подклассу, категории и группе, к которым отнесен груз, образует классификационный шифр опасного груза, состоящего из четырехзначного числа.

Отнесение опасных грузов к определенному классу, подклассу, категории и группе производится грузоотправителем.

Опасные грузы по характеру опасности подразделяются на следующие классы.

Класс 1 – взрывчатые вещества и предметы, ими снаряженные, способные при внешнем воздействии взрываться. К взрывчатым веществам относятся боеприпасы, взрывчатка, детонаторы, пиротехнические средства, различные химические соединения, способные взрываться под действием импульса.

Класс 2 – газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением. Перевозят их под давлением в баллонах и сосудах. Порожние баллоны перевозят как опасный груз, то есть на условиях транспортирования тех газов, которыми они были заполнены.

Класс 3 – легковоспламеняющиеся жидкости.

Перевозят их в металлических бочках, бидонах, стеклянных и керамических сосудах, а также наливом в специально оборудованных судах.

Класс 4 –воспламеняющиеся твердые вещества, самовозгорающиеся вещества, а также вещества, выделяющие воспламеняющие газы при взаимодействии с водой.

Перевозятся эти вещества в закрытых судах, за исключением каменного угля, который перевозится в открытых судах.

Класс 5 – окисляющие вещества и органические перекиси, способные поддерживать горение.

Перевозят преимущественно в закрытых судах упакованными в тару.

Класс 6 – ядовитые и инфекционные вещества. Перевозятся вещества в прочной герметичной таре в вентириумах трюмах закрытых судов. Инфекционные вещества перевозятся только после согласования с органами санитарного и ветеринарного надзора.

Класс 7 – радиоактивные материалы.

Перевозят упакованными в тару в закрытых обычных грузовых судах или на специально выделенных судах вдали от взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ и от помещений, где находятся люди.

Класс 8 – едкие и коррозийные вещества. Перевозятся вещества в закрытых судах упакованными в тару.

Класс 9 – прочие опасные вещества, не включенные по своим свойствам ни в один из предыдущих классов, но требующие соблюдения мер безопасности при транспортировке. Перевозятся вещества в открытых и закрытых судах совместно с неопасными грузами.

Опасные грузы принимаются к перевозке как отдельными местами, так и в специализированных и универсальных контейнерах.

Опасные грузы, требующие специального наблюдения, перевозятся в сопровождении проводников грузоотправителя или грузополучателя. Проводники должны хорошо знать свойства сопровождаемых грузов, следить за соблюдением условий их перевозки, а в необходимых случаях принимать меры по обеспечению безопасности таких грузов.

Перевозка опасных грузов первого класса осуществляется под охраной специальных подразделений, назначаемых грузовладельцем.

Опасные грузы допускаются к перевозке отправками с ограничениями по количеству и возможности совместной перевозки их с другими опасными грузами, а также неопасными грузами согласно специальным условиям перевозки по каждому классу груза.

Опасные грузы должны предъявляться к перевозке в стандартной таре. Необходимые при решении вопроса о приеме груза к перевозке стандарты и технические условия предоставляются грузоотправителем.

На каждое грузовое место грузоотправителем должны быть нанесены транспортная маркировка, знаки опасности (ярлыки), серийный номер ООН и классификационный шифр.

Порожняя тара из-под опасных грузов принимается к перевозке при условии тщательной очистки ее от остатков перевозившегося в ней груза. Приведение ее в безопасное состояние удостоверяется грузоотправителем соответствующей отметкой в транспортной накладной. Такая тара перевозится на общем основании как неопасный груз. Если невозможно тщательно очистить тару, её транспортируют как ранее перевозимый в ней опасный груз.

Грузоотправитель должен предоставить с каждой отправкой груза необходимые средства нейтрализации (дезактивации), индивидуальной защиты, пожаротушения, запасную тару.

В перевозочных документах, кроме наименования груза, указывается классификационный шифр груза. В верхней правой части перевозочных документов проставляется штемпель красного цвета с установленной для данного груза надписью.

К транспортной накладной грузоотправитель обязан приложить предписание (аварийную карточку) по порядку ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами. В предписании указываются основные физико-химические свойства груза, виды опасности, средства индивидуальной защиты при работе по нейтрализации опасных грузов, необходимые действия общего характера, а также при утечке и разливе опасного груза, при пожаре, возгорании, меры оказания доврачебной и врачебной помощи пострадавшим.

Массу предъявляемого к перевозке опасного груза определяет и указывает в транспортной накладной грузоотправитель. Принимают и сдают груз счетом мест без проверки массы и содержимого груза.

Опасные грузы предъявляются к перевозке на специализированных причалах необщего пользования с погрузкой их средствами грузоотправителя. Для перегрузки опасных грузов в портах общего пользования должны выделяться специальные причалы, отвечающие необходимым требованиям пожарной безопасности и охраны труда при перегрузке опасных грузов.

Погрузка опасных грузов на суда или выгрузка их из судов должна производиться под непосредственным наблюдением администрации судна.

В случае неправильного указания в транспортной накладной наименования опасного груза, его свойств, особых отметок или необходимых при перевозке опасного груза мер предосторожности, отправления запрещенного для перевозки груза или если груз, погруженный с ведома и согласия перевозчика, станет опасным для судна, другого груза или находящихся на судне людей, перевозчик вправе потребовать от грузоотправителя или грузополучателя выгрузки за их счет опасного груза в любое время и в любом месте. В случае, если грузоотправитель или грузополучатель отказывается от выгрузки такого груза либо обстоятельства требуют немедленной его выгрузки, перевозчик вправе уничтожить или обезвредить такой груз без возмещения понесенных грузоотправителем или грузополучателем в связи с этим убытков. Плата за перевозку опасного груза в таких случаях не возвращается. Грузоотправитель несет ответственность перед перевозчиком за убытки, нанесенные ему таким грузом.

Перегрузочные механизмы и инвентарь должны быть в исправности, а лица, связанные с перегрузкой опасных грузов, и команда судна проинструктированы об особенностях и свойствах опасного груза и правилах безопасности труда.

Перевозчики и предприниматели, осуществляющие погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами, должны иметь специальных экспертов в области перевозок опасных грузов, аттестованных в установленном порядке.

Опасные грузы хранят в специально оборудованных складах, обеспечивающих безопасность. При соблюдении определенных условий допускается их хранение в общих складах.

Суда, предназначенные для перевозки опасных грузов, должны быть технически исправными и удовлетворять требованиям пожаробезопасности, теплоизоляции, электроизоляции, вентиляции трюмов, а также условиям перевозки грузов определенного класса.

О времени отправления и количестве опасного груза перевозчик обязан сообщить в пункт назначения, а грузоотправитель – грузополучателю. Перевозчик также должен заблаговременно известить грузополучателя о предстоящем прибытии судна с опасным грузом. Грузополучатель не имеет права отказываться от приема опасного груза, прибывшего в его адрес, и должен вывезти его в течение суток с момента прибытия, а при отсутствии в порту специального склада – немедленно.

После выгрузки опасного груза трюмы судна и палубу тщательно очищают от остатков груза, промывают, при необходимости дегазируют.

Перевозка опасных грузов в прямом смешанном сообщении допускается по предварительному согласованию со всеми участниками перевозки.

Кроме общих условий для опасных грузов всех классов, включающих порядок приема их к перевозке и выдачи грузополучателям, оформлении перевозочных документов, основных требований по транспортировке, перегрузке и хранению, должны соблюдаться дополнительные специальные условия перевозки отдельных классов опасных грузов в соответствии с их свойствами, а также правила пожарной безопасности, безопасности труда и производственной санитарии на судах и в портах.

studfiles.net

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, безопасность

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом обязательны для исполнения всеми людьми, неважно, работают они в больших промышленных компаниях или ведут свое дело как индивидуальные предприниматели. Правила равно касаются перевозок транспортом рк как по государственным дорогам, так и по принадлежащим частным владельцам как по городским районам и улочкам, так и по сельской земле. Опасный груз представляет угрозу вне зависимости от того, какая их машина везет, поэтому правила касаются всех автомобилей.

Перевозка опасных грузов строго регулируется законодательством

В любых правилах есть и исключения: они не распространяются на автомобили, перевозящие опасные вещества по территории их производителей и потребителей, а также на машины, принадлежащие военным и органам внутренних дел. Однако знание правил перемещения веществ, готовых взорваться или загореться при малейшем нарушении норм, будет нелишним даже для тех, кто подпадает под исключения.

Что такое опасные грузы

Опасные грузы — это все товары будь то вещества, газы или твердые материалы, которые несут потенциальную опасность при перевозке для людей, их имущества и для окружающей среды. Перечень веществ группируют по классам опасности, коих насчитывается девять. Требования безопасности включают маркировку грузов специальными опознавательными знаками, благодаря которым автомобилисты могут издалека узнать насколько опасные вещества везет автомобиль.

Взрывчатые материалы

Первый класс опасности объединяет материалы и вещества, которые могут загореться или взорваться, а также различные устройства вызывающие взрывы. Примеры таких материалов – тротил и нитроглицерин. Класс имеет шесть подклассов: самые опасные для людей и окружающей среды, подклассы от 1.1 до 1.3. Вещества, причисляемые к подклассам от 1.4 до 1.6 менее склонны взрываться «на ровном месте», но все еще опасны — порядок обращения со взрывчатыми материалами не должен нарушаться во время поездки неважно к какому подклассу принадлежит изделие. Все материалы первого класса требуют особой осторожности в обращении: взрыв или пожар способны спровоцировать искры, повышение температуры или неаккуратная транспортировка.

  1. Вещества этого подкласса способны взорваться массой.
  2. Материалы опасны, разбрасыванием, но не взрываются массой.
  3. Изделия пожароопасны, могут взорваться и им также свойственна опасность разбрасывания. Взрыва массой можно не опасаться;
  4. Вещества представляют небольшую опасность взрыва, чаще всего эффекты от него проявляются только внутри упаковки.
  5. Материалы подкласса могут взорваться массой, но из-за малой чувствительности риск такого исхода крайне низок.
  6. Изделия малочувствительны и не взрываются массой, одни из самых «безопасных» для перевозки грузов первого класса.

Класс опасности грузов 1,4-1,6 не взрывается беспричинно

Газы

Второй класс опасных грузов группирует газы – иначе говоря, вещества, являющиеся газообразными в нормальном состоянии. В класс входят газы сжатые, сжиженные или хранящиеся под давлением, а также чистые или смешанные с другими газами. Автомобильным транспортом РК перевозят газы с различным воздействием от удушливых до ядовитых, от воспламеняющихся до едких. В зависимости от дополнительных свойств, газообразный груз относят к одной из девяти групп.

Легковоспламеняющиеся вещества

Под таким названием понимают различные жидкости и их смеси обладающие свойством воспламеняться от малейшей искры. Сюда относится бензин. Жидкость относят к одной из групп, смотря, какую опасность она представляет. Некоторые грузы ядовиты, или могут перейти в состояние газа либо обладают коррозийными эффектами.

Воспламеняющиеся твердые вещества

Их особенность в том, что они легко загораются – достаточно искры, трения, попадания влаги или повышения температуры. Воспламеняющимися твердыми веществами можно назвать спички, белый фосфор, цинк. Требования важно соблюдать при обращении с каждым трех подгрупп класса:

  1. Легковоспламеняющиеся материалы, самореактивные вещества или изделия, вымоченные в жидкости. Твердые вещества обычно находятся в порошкообразном виде или в форме гранул либо же в пастообразной. Помимо воспламеняемости, дополнительная опасность идет от продуктов горения. Особо опасны загоревшиеся порошки металлов, так как их труднее потушить – обычные меры вроде воды здесь не дают желаемого эффекта, а только усугубляют положение.
  2. Ко второму подклассу воспламеняющихся твердых веществ относятся, пирофорные вещества и растворы, воспламеняющиеся при встрече с воздухом за считаные минуты. Пирофорные вещества загораются легче прочих материалов четвертого класса грузов, а потому требования безопасности по отношению к ним нужно соблюдать особенно четко. К подклассу 4.2. относят вещества к самонагреванию. В отличие от пирофорных материалов, загорающихся даже в небольших долях, самонагревающиеся изделия возгораются только в больших объемах и не за минуты, а за часы или дни. Самонагреваются вещества от контакта с кислородом.
  3. К этому подклассу причислены вещества, которые производят воспламеняющиеся газы, столкнувшись с жидкостями. Получившиеся смеси взрываются от соприкосновения с искрами, порождая взрывную волну и пожар.

Второй класс опасности грузов воспламеняется при контакте с воздухом

Окисляющие вещества

Изделия поддерживают горение из-за того, что вырабатывают кислород. Вместе с другими веществами или материалами и при определенных условиях могут взорваться.

  1. Вещества подкласса 5.1 благодаря свойству выделять кислород, могут поддерживать очень долгое горение грузов и именно этим они опасны.
  2. Подкласс образуют пероксиды, которые разлагаются при повышении температуры, из-за трения или в результате контакта с кислотами. Разложение становится причиной выделения легковоспламеняющихся газов, причем некоторые виды пероксидов разлагаются со взрывом. Инструкция по правилам обращения с пероксидами велит беречь глаза, так как попадание веществ на органы зрения вредит им также эти вещества разъедают кожу. Пероксиды сгруппировали в семь уровней в зависимости от уровня опасности для окружающих.

Ядовитые вещества

Токсичные или инфекционные вещества, по степени риска разделяющиеся на четыре класса опасности. Четвертая группа – это патогенны вызывающие тяжелые заболевания. Патогены эти легко передаются от одного живого существа, человека или животного, к другому, быстро заражая население. Эффективных способов лечения от таких болезней не существует. Патогены третьей группы также вызывают тяжелые заболевания, но не недуги эти обычно не считаются заразными и против них разработаны действенные методики излечения.

Вторая группа включает патогены, которые меньше всего опасны для людей. Болезни, вызываемые ими, сравнительно легко лечатся, существуют профилактические меры против недугов.

Класс ядовитых материалов распадается на два подкласса, требования безопасности к перемещению грузов обеих групп очень высокие:

  1. Токсичные. В зависимости от угрозы людям разделяют на три группы: сильно-токсичные, средне и слабо.
  2. Инфекционные – вещества, имеющие в составе патогены-микроорганизмы возбуждающие заболевания у живых существ.

Ядовитые вещества могут быть токсичными или инфекционными

Радиоактивные вещества

Опасно радиоактивное излучение, а разделяется класс на категории согласно опасности. Требования безопасности к перемещению радиоактивных веществ особенно строги из-за ущерба здоровью, которое может нанести лучевое излучение.

Едкие вещества

В восьмой класс также входят коррозийные материалы. Коррозийные вещества воздействуют на кожу и слизистую оболочку, наносят ущерб грузам если была повреждена упаковка. Некоторые вещества этого класса превращаются в коррозийные пары из-за воды или влажности воздуха.

Прочие вещества

В последний, девятый класс грузов входят все прочие опасные жидкости, не вошедшие в предыдущие классы. Перемещение всех этих изделий, веществ или материалов опасно, следует четко выполнять порядок работы с ними, как гласит приложенная инструкция.

Опасные грузы, не подпадающие под классификацию, также снабжаются значками опасности и всей необходимой техникой

Организация перевозок

Перевозят грузы в соответствии с правилами РФ. Важно также соблюдать требования безопасности, которые помогают избежать травмоопасных ситуаций. Предварительно придется добыть специальный допуск к перевозкам:

  • Веществ от первого до шестого класса опасности.
  • Для материалов в цистернах и других съемных сосудах с вместимостью от тысячи литров.
  • Для международных перевозок.

Грузоотправитель получает разрешение на перемещение грузов от органов внутренних дел, перед выдачей допуска МВД проверяет состояние машины.

Порядок подачи документов для получения допуска на перевозки автотранспортом РК:

  • Заявление от грузоотправителя с указыванием названия перевозимого товара и его количество; перечисление лиц сопровождающих и перевозящих опасные материалы; должен быть отмечен маршрут перевозки.
  • Аварийная карточка СИО.
  • Путь перевозки, выработанный организацией, предоставляющей автотранспорт рк, и согласованный со всеми необходимыми инстанциями и грузоотправителем. В верхней части бланка оставляют запись о разрешении на транспортировку груза;
  • Документ о допуске водителя автотранспорта РК и самой машины к перевозке опасных грузов.

Разрешение перевозить груз дается на несколько подобных мероприятий или на партию веществ, перемещаемых по одному и тому же маршруту на 6 месяцев, но не более. Право на перевозку ядерных продуктов выдается Госатомнадзором.

Позволение перевозить особо опасный груз дают только в случае, если его будет сопровождать специально обученный человек, который знает порядок обращения с ним и может эти знания применить на практике. Сопровождающих специалистов и охрану обязан представить заказчик. Если обе функции ложатся на водителя автотранспорта РК, то порядок обращения с грузом и требования безопасности необходимые для соблюдения, водителю разъясняет грузоотправитель.

Человек, отвечающий за груз, выполняет следующие обязанности:

  • Наблюдает за погрузкой и выгрузкой товара в и из транспорта РК. Сопровождает товар на протяжении всей перевозки до конца путешествия.
  • Надзирает за тем, чтобы требования безопасности по обращению с ним были соблюдены и охраняет его. Следит за тем чтобы упаковка была в соответствующем состоянии, не поврежденная.

Аварийная карточка СИО необходима для получения разрешения на перевозку опасных грузов

Установление маршрута

Путь перевозки выбирает и прорабатывает грузоперевозчик. Путь следования транспорта, везущего опасный груз, согласовывается с ГАИ МВД, в особенности если маршрут проходит по дорогам со сложной транспортной ситуацией, при плохой видимости или по горным областям. А также тогда когда опасные вещества перевозит колонна из трех и более грузовиков. Требования безопасности настаивают на том, чтобы маршрут не пролегал через или рядом с:

  • Зонами отдыха и заповедниками, а также разного рода достопримечательностями.
  • Не проходит по территории промышленных объектов.
  • Внутри крупных городов, а в случае если все же проезд по крупному населенному пункту неизбежен, путь пролегал далеко от школ, больниц и культурных центров.
  • Маршрут должен быть проложен с таким расчетом, чтобы на пути находились стоянки для грузовиков и места отдыха для их водителей, а также автозаправки.

План маршрута должен быть представлен МВД за 10 дней до начала мероприятия по перевозке. Работникам МВД нужно предоставить документы с маршрутом перевозки, отпечатанные в трех экземплярах, свидетельство о допуске автомобиля к перевозке. А также если планируется перемещение особо опасного груза, вкупе к перечисленным выше документом нужна инструкция по перевозке, которую передают грузоперевозчикам их заказчики и разрешение на перевоз этого груза.

Если возникает ситуация, при которой маршрут приходится изменить, это изменение также нужно согласовать с МВД – тем отделом, где утверждался первоначальный вариант путешествия. Утвержденный экземпляр маршрута хранится у МВД, в организации грузоперевозчика и у водителя либо у сопровождающего лица.

Транспортные средства рк должны двигаться в соответствии с нормами, установленными МВД на основании выбранного маршрута и правил дорожного движения. Выбранная скорость передвижения должна быть такой, чтобы не подвергать опасности контейнеры со взрывчатыми веществами. При движении колонны автомобилей рк, они должны двигаться так, чтобы расстояние между транспортами составляло 50 метров. При перевозке особо опасных веществ, автомобили сопровождают для охраны машины ГАИ.

Перемещение транспорта с опасными веществами в районе заповедников и рекреационных зон крайне нежелательно

Знаки и прочие меры безопасности

Прежде чем принимать грузы, грузоперевозчики получают паспорт безопасности перевозимого вещества. Если он не был передан заказчиком – сделка сорвалась, товар на машины не загружают и никуда его не везут. По тем же нормам, опасные грузы маркируют знаками, оповещающими об угрозе. Оповещающими таблицами украшают и транспортные средства, причем таблицы должны быть определенного формата и со светоотражающей поверхностью. Порядок маркирования груза зависит от его класса опасности:

  • Взрывчатые вещества. Оранжевого цвета знак с символическим рисунком взрыва.
  • Воспламеняющиеся газы. Красный ромб, на фоне которого изображены черные или белые языки пламени. Нетоксичные и несклонные к воспламенению, газы – на зеленом фоне рисунок баллона.
  • Легковоспламеняющиеся материалы подкласса 4.1 – знак, окрашенный в красно-белую полоску, со стилизованным изображением пламени. Подкласс 4.2. – знак, поделенный на две части: внизу красного цвета, сверху окрашен в белый. На белой половинке нарисовано пламя. Подкласс 4.3 – синий фон и рисунок огня.
  • Окисляющие вещества. Ромб желтого цвета, на котором нарисована окружность, объятая языками пламени;
  • Подкласс 6.1 – токсичные вещества, отмечаются белым знаком с «пиратским» рисунком черепа и перекрещенных костей; инфекционные вещества из подкласса 6.2 предупреждают о себе также белым знаком, но с изображением перекрещенных месяцев на нем.
  • Радиоактивные вещества. Внешний вид ромба зависит от категории, но обязательно должен быть рисунок в виде черного трилистника, а в нижней половине знака большими буквами написано слово «Радиоактивно».
  • Коррозийные вещества – их опознавательный знак выполнен в форме ромба, нижняя часть которого окрашена в черный цвет, а на верхней, белой половине нарисованы пробирки, склоненные к руке или слитку металла.
  • Прочие вещества из девятого класса выделяет знак, верхняя половина которого закрашена вертикальными черными полосами, а нижняя часть оставлена белой.

Новые правила перевозки (с 2012 г.) гласят, что перевозка опасных грузов автомобилями возможна только в соответствии с международным соглашением ( ДОЛОГ). Согласно одному из пунктов этого соглашения, транспорт, перевозящий опасные грузы должен быть промаркирован информационной таблицей. Оранжевого цвета таблица должна быть величиной 40×30, со светоотражающей поверхностью. На табличке должны быть начертаны номер опасности и цифры ООН. Качество изготовления табличек должно быть таким, чтобы нарисованные на них цифры смогли вынести огонь и воду. Иногда грузоперевозчики приобретают наклейки или таблицы из дешевых материалов – это неприемлемо.

В случае возникновения нештатной ситуации, водители должны знать как и в какой последовательности действовать, чтобы ликвидировать последствия. А также водителям следует предпринять все меры для собственной защиты, изложенные в аварийной карточке. Главные задачи при появлении нештатных ситуаций: первая помощь попавшим в беду, при необходимости эвакуация людей, нахождение поврежденной емкости и удаление его и вылившегося вещества, оповещение о происходящем организации грузоотправителя.

Знак маркировки коррозийных веществ

Погрузка и разгрузка

Контролирует погрузочные работы представитель грузоотправителя. Вес грузов, загружаемых на машину, не должен превышать меру грузоподъемности. Погрузочные и разгрузочные работы осуществляются людьми, работающими на грузоотправителя, но если это было заранее оговорено, эти мероприятия берет на себя водитель транспорта РК.

При погрузочно-разгрузочных мероприятиях должно царить четкое следование установленным нормам. Требования безопасности запрещают во время этих работ допускать толчки или удары по контейнерам с веществами, а также давление на них или высекание искр. Во время работ двигатель автомобиля заранее выключают, а сам водитель покидает транспортное средство и уходит на безопасное расстояние. Посторонним лицам также запрещено присутствовать при процессе разгрузки или погрузки товара. Иногда машины, используемые в погрузочных работах, требуют включенного двигателя.

Во избежание катастроф, погрузка или выгрузка взрывоопасных товаров не проводится во время грозы. А также все мероприятие проводится на постах, причем единовременно возможна работа, только с одной машиной. Посты должны быть обустроены на расстоянии не менее чем 125 метров от грузовых и производственных строений или жилых домов. Все эти правила разработаны для предотвращения опасных ситуаций: порчи груза и увечий среди рабочих людей и прохожих.

logoskop.ru

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом

В нашей стране весомая часть наземной перевозки международных грузов приходится на автотранспорт. И перевозка опасных грузов не является исключением.

Правила перевозки опасных грузов автотранспортом установлены международной конвенцией и межправительственными соглашениями. Для всех, кто планирует иметь дело с вредными веществами, полезно знать этот регламент.

‘,’

Содержание статьи

Что такое опасный груз

Опасный груз – это материалы или вещества, которые могут нанести вред здоровью, окружающей среде и различным материальным ценностям.

К основным типам опасных грузов относят газы, жидкости, которые легко воспламеняются, вещества инфекционные и окисляющие, ядовитые химикаты, коррозийные, едкие продукты и пероксиды.

Среди вышеперечисленных существуют особо опасные грузы, сочетающие в себе физико-химические свойства. Чтобы осуществить их транспортировку, обязательно лицензирование.

Международные правила перевозки опасных веществ

Когда транспортировка осуществляется на территорию иностранного государства, необходимо иметь разрешение, в порядке, который предусматривает автомобильное сообщение между государствами. Водитель должен иметь свидетельство, что транспортное средство было допущено к перевозке.

Документы, с указанием правил перевозки опасного груза, которые нужно знать:

  1. ADR/ДОПОГ — Европейское соглашение о международных перевозках опасного груза. В случае отсутствия документа, компании-перевозчику запрещена транспортировка груза через границу.
  2. ДОПОГ — свод правил, которых необходимо придерживаться не только перевозчику, но и владельцу груза.
  3. Постановление правительства РФ за номером 372, в котором чётко указано, что водитель обязан пройти обучение по транспортировке опасных грузов и имеет права заниматься таким видом перевозки при водительском стаже от трёх лет. Эти правила актуальны для 2014 года.
  4. ПДД. В правилах указаны требования к изображениям и описания дорожных знаков, необходимых при перевозках опасного груза.

Во второй графе накладной CMR необходимо указать класс опасного груза, перевозимого на автотранспорте.

Если необходимо транспортировать ядерные материалы, радиоактивные вещества, то требуется разрешение, которое выдаёт Госатомнадзор РФ.

Ядерные вещества и материалы можно перевозить только с сопровождением охраны.
Водитель должен пройти инструктаж и узнать обо всех особенностях транспортировки.

Важно знать, какие авто являются подходящими для перевозки данного вида груза.

Опасные грузы перевозятся транспортом, который выпускается специально для этих целей. Грузовые авто должны быть оборудованы соответственно:

  • Укреплённым топливным баком, отделённым от батареи аккумулятора при помощи перегородки.
  • Противооткатным упором (минимум одним), подходящим для диаметра колёс авто и его массы.
  • АВС — антиблокировочной тормозной системой повышенной износоустойчивости, а также запасной (аварийной) системой.
  • Предохранителями и ограничителями электрических цепей.
  • Выхлопной системой, удалённой от груза.

Классификация авто для перевозок:

  • цистерна;
  • лесовоз;
  • открытый и закрытый тип;
  • микроавтобус;
  • площадка для контейнера;
  • самосвал;
  • лесовоз

Как доставить товар из Поднебесной? Один из самых популярных способов — контейнерные перевозки из Китая, гарантирующие сохранность товаров, помещённых в контейнер.
При необходимости доставки негабарита автомобилем, нужно знать правила перевозки негабаритных грузов автотранспортом подробнее тут и документы, регламентирующие выполнение такого вида транспортировки.

Погрузка и разгрузка, изменение намеченного маршрута

Иногда маршрут необходимо изменить, это входит в задачи организации, которая перевозит груз.

Уполномоченные сотрудники обязаны составить новый маршрут и предоставить его в подразделение ГАИ МВД России. Чтобы принять опасный груз к транспортированию, в автотранспортную службу предоставляется паспорт безопасности по ГОСТ Р. 50587.

Когда водитель получает груз, ему следует проверить маркировку на таре в соответствии с ГОСТ 19433—88 и ДОПОГ.

Немаловажно знать схему информирования об опасности, в документе должны быть изложены все установки во время возникновения угрозы. К подобным документам можно отнести специализированные таблицы, аварийные карточки.

Практические мероприятия по отправке груза проводятся автотранспортными организациями.

Контроль за погрузкой и разгрузкой осуществляет уполномоченное лицо, сопровождающее груз.

Погрузка осуществляется в соответствии с установленными инструкциями, крайне важно не допускать ударов, толчков на тару, требуется соблюдать максимальную осторожность, не допускать манипуляций, которые вызывают искры. Чтобы осуществить погрузку опасного вещества, двигатель должен быть выключен, а водитель находиться на определённом расстоянии.

Погрузка и разгрузка производятся на постах, которые специально отведены для этого, нельзя допускать присутствие посторонних лиц.
Если погружаются взрывоопасные вещества, следует соблюдать предельную осторожность, в особенности во время дождя.

Очень важно обеспечить безопасность всех лиц, которые принимают участие в транспортировке.

Обязательным требованием является ручная погрузка, использование различных подъемных устройств не допускается, следует соблюдать все меры осторожности и не допустить, чтобы груз упал.

Перемещение производится по специально установленным подкладкам и трапам, используются настилы. Чтобы передвинуть бутыль с опасным веществом, нужно использовать тележку. Если груз переносится в корзине, следует быть уверенным, что ручка держится надежно. Эксперты тщательно проверяют мощность корзины и ее дно. Категорически запрещено переносить бутыли на плече или спине.

Места для погрузки, в том числе посты, выбираются в соответствии с установленными критериями. Они должны находиться не ближе 125 метров от жилых домов и других общественных построений и не ближе 50 метров от магистральных дорог.

Если груз транспортируется в гололёд, территория усыпается песком.

Погрузка и разгрузка опасного груза выполняется строго по правилам.

Заправка авто с опасным грузом производится на расстоянии 25 метров от других машин.

Скоростные ограничения устанавливаются автотранспортной организацией, учитывается дорожные условия. Чтобы определить маршрут перевозки, согласований со службой ГАИ МВД не требуется. Скорость движения автомобиля устанавливается в соответствии с правилами, при этом обеспечивается максимальная безопасность и сохранность груза.

В некоторых случаях нужен не один автомобиль, часто грузовые машины идут колоннами, расстояние между ними должно быть не меньше 50 метров. Если в местности есть спуски, подъемы, дистанция составляет не менее 300 метров.

Контроль за перевозкой опасных грузов на видео

Данный видеоролик наглядно покажет, как осуществляется надзор и контроль за ходом транспортировки опасных грузов в России.

Дополнительные требования к транспортировке

Когда водитель перевозит особо опасные грузы, стоянка «в любом месте» запрещена. Она разрешается в местности, которая находится в 200 метрах от построений, где живут люди и общественных зданий.

Стояночный тормоз и противооткатный упор обязательно устанавливаются. Если опасные грузы необходимо перевозить на расстояние более 500 км, автомашину нужно оборудовать запасным топливным баком. Данная установка должна быть согласована с подразделениями ГАИ МВД РФ, соответствующая пометка ставится в транспортный документ.

При перевозке опасных грузов существуют требования к оснастке авто.

Чтобы последующие и предшествующие авто знали, что поблизости перевозится опасный груз, сверху ставится маячок желтого, оранжевого цветов, при этом необходимо сопровождение патрульного авто. Машина должна двигаться впереди колонны, она также должна быть оснащена проблесковым маячком. На сопровождающих автомобилях и самих грузовиках включаются фары ближнего света.

Нарушение вышеперечисленных правил и норм чревато серьёзными штрафами и убытками, как для собственника груза так и для перевозчика. При их соблюдении груз будет доставлен в целости и сохранности.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Опасные грузы».

Бесплатная консультация по телефону:

Москва и Московская область: +7 (499) 703-48-81 (звонок бесплатен)

Санкт-Петербург и Лен.область: +7 (812) 309-93-24

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.

vedinform.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *