Три формы собственности – § 3. Формы собственности

§ 3. Формы собственности

по действующему российскому законодательству

В Российской Федерации признаются частная, муниципальная, государственная и иные формы собственности (п. 2 ст. 8 Конституции РФ; п. 1 ст. 212 ГК РФ <1>). Имущество при этом может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также в собственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Однако в отдельных случаях закон определяет виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

———————————

<1> О названных формах собственности речь идет и в основных законах субъектов Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 18 Конституции Республики Татарстан в Республике Татарстан признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Частная собственность как одна из основных форм собственности в отечественном законодательстве была восстановлена с принятием в 1990 г. Закона РСФСР «О собственности в РСФСР».

В действующем гражданском законодательстве право частной собственности представлено правом собственности граждан и правом собственности юридических лиц.

Понятие государственной собственности в настоящее время охватывает имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, и имущество, принадлежащее на праве собственности ее субъектам: республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (п. 1 ст. 214 ГК РФ). Таким образом, государственная собственность сегодня существует в виде федеральной собственности и в виде собственности субъектов Федерации, а субъектами права государственной собственности выступают соответственно государство (в лице Российской Федерации) и государственные образования (в лице субъектов Федерации).

Порядок отнесения государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Федерации в соответствии с п. 5 ст. 214 ГК РФ должен устанавливаться специальным законом. До принятия соответствующего закона сохраняет силу Постановление Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» <1>.

———————————

<1> Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. (с изм. от 21 июля 1993 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 3. Ст. 89; 1993. N 32. Ст. 1261.

В составе государственной собственности можно выделить, с одной стороны, нераспределенное имущество, которое не закреплено за соответствующими предприятиями и учреждениями как самостоятельными юридическими лицами, а также имущество государственной казны, а с другой стороны, — имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий и учреждений (так называемое распределенное имущество).

Кроме того, в составе государственной собственности выделяют объекты исключительной федеральной собственности, которые, как правило, изъяты из гражданского оборота. На сегодняшний день таковыми являются ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации, некоторые особо охраняемые природные объекты (в том числе некоторые заповедники, целебные источники и т.п.), особо ценные объекты историко-культурного наследия и некоторые художественные ценности, большинство видов вооружения и объектов оборонного значения, оборудование некоторых важнейших предприятий и учреждений.

В федеральной собственности находится также имущество государственной казны Российской Федерации, состоящее из средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, золотого запаса государства, алмазного фонда, валютного фонда, средств Центрального банка РФ и имущества, находящегося в государственном резерве.

Если государственное имущество не передано в хозяйственное ведение или в оперативное управление отдельным предприятиям и учреждениям, то правомочия владения, пользования и распоряжения собственник имущества реализует самостоятельно. Государство и государственные образования осуществляют регулирование предпринимательской и иной деятельности на определенной территории, но в то же время, будучи собственниками имущества, могут и непосредственно вести предпринимательскую и иную деятельность, распоряжаться в этих целях своим имуществом.

Однако чаще всего государство, государственное образование как собственник определенного имущества не само непосредственно участвует в гражданском обороте, а делает это через посредство различных государственных органов. Так, федеральные органы власти и управления и аналогичные органы субъектов Российской Федерации выступают в имущественном обороте от имени соответствующего государственного образования и осуществляют те или иные правомочия собственника строго в соответствии со своей компетенцией (ст. 125 ГК РФ). Соответствующие государственные органы (должностные лица) совершают все необходимые действия по осуществлению права собственности не от своего имени, а от имени собственника имущества — государства или государственного образования.

Как субъект права собственности государство может создавать на базе своего имущества предприятия и учреждения. Тогда к владению, пользованию и распоряжению государственным имуществом подключается вполне самостоятельное звено в виде юридического лица, выступающего не от имени собственника, а от своего имени, и наделяется на закрепленное за ним имущество либо правом хозяйственного ведения, либо правом оперативного управления.

Но нельзя не сказать, что при осуществлении права государственной собственности очень часто имеет место сочетание действий, совершаемых одним субъектом от имени собственника имущества и от своего имени. Так, унитарное предприятие может распоряжаться закрепленной за ним на праве хозяйственного ведения недвижимостью только с согласия собственника.

В муниципальной собственности находится имущество, принадлежащее на праве собственности различным муниципальным образованиям: городам, сельским поселениям и пр. Впервые такая собственность была отделена от государственной в российском законе о собственности, в качестве самостоятельной формы собственности она закрепляется и в последующих нормативных актах.

В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

Управление объектами муниципальной собственности осуществляют органы местного самоуправления, они же, как правило, осуществляют и права собственника в отношении муниципального имущества, за исключением тех случаев, которые предусматриваются законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, когда права собственника осуществляет непосредственно население муниципального образования.

Действующее российское законодательство не использует понятие «всенародное достояние» («неотъемлемое достояние народа») или аналогичные ему применительно к федеральной или иной государственной собственности. Прежде это понятие использовалось главным образом в отношении земли и других природных ресурсов, а также некоторых памятников истории и культуры. В отношении этих объектов подразумевался особый правовой режим, который исключал вовсе чье-либо право собственности, включая государство, на данные объекты. Иногда считалось, что собственником таких объектов выступает непосредственно народ в целом, а не государство как таковое. При этом объекты «всенародного достояния» полностью исключались из имущественного оборота.

studfiles.net

3. Виды и формы собственности

Основным экономическим отношением, определяющим характер де­ятельности любого предприятия (фирмы), является отношение к тем пред­метам, орудиям и средствам производства, с помощью которых осуществляется производство материальных благ в данном обществе.

В зависимости от форм собственности образуются различные типы предприятий, складываются их организационная структура и характер хозяйственной стельности. С точки зрения форм собственности определяется классификация видов предприятий.

Собственность— это система экономических и юридических отношений между людьми по поводу условий и результатов производства. Правоотношения собственности характеризуют установленные законов ношения субъектов права (граждан, юридических лиц, государства), выступающих в качестве собственников того или иного имущества (объекта собственности). В системе правоотношений собственности можно выделить правомочия собственника (право собственности), ответственность собственника и защиту прав собственности.

В рамках этой системы можно выделить три подсистемы.

1. Форма соединения участников производства, работников со средствами труда. Она определяет, каким образом происходит соединенение трудовых ресурсов со средствами производства: под управлением хозяина, собственника средств производства, либо работники сообща используют их и находятся в равных отношениях.

2. Отношения между людьми относительно присвоения средств и результатов производства. Присвоение при этом должно соответствовать способу соединения людей со средствами производства, т. е. форме вла-дения этими средствами.

3. Условия использования и распоряжения факторами производства такими, как сырье и материалы, энергия, оборудование и т. д.

Таким образом, собственность представляет собой единство эконо­мического и юридического содержания, так как экономическое содер­жание охраняется правом, а юридическое получает экономическую фор­му реализации.

Права собственности— это права контролировать использование определенных ресурсов и распределять возникающие при этом затраты и выгоды.

Для определения роли собственности в экономике необходимо дать общую характеристику способа производства, с помощью которого со­здаются блага. Здесь различаются две стороны: во-первых, производи­тельные силы — это люди и средства производства, которые они исполь­зуют для производства материальных благ; во-вторых, производствен­ные отношения, которые складываются между людьми в процессе их трудовой деятельности. Категория «собственность» вошла в научный оборот задолго до того, как зародилась политическая экономия. Римское право уже определо понятие собственности и основных отношений, связанных с ней: владение, пользование, распоряжение.

Субъект собственности— собственник есть активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности.

Объект собственности— это пассивная сторона отношений собствен­ности. Объект собственности представляет собой предметы природы, ве­щества, энергии, информации, имущества, интеллекта, целиком или в какой-то степени принадлежащие субъекту.

Отношения, возникающие между субъектом собственности и объек­том собственности, характеризуют одновременно меру обладания объек­том со стороны субъекта и вид функции, реализуемый субъектом в про­цессе практического воплощения отношений собственности. Говоря о связях между субъектами и объектами собственности, необходимо раз­личать отношения владения, пользования, распоряжения и ответственно­сти, представляющие одновременно юридические, правовые и экономи­ческие категории.

Владение— начальная форма собственности, отражающая юридичес­кую фиксацию субъекта собственности. Владение есть первичная фор­ма, имеющая главенствующий характер. Но владение выступает статич­ной характеристикой отношений собственности. Владелец может обла­дать правом, не осуществляя его. В ряде случаев владение превращается в формальное, декларируемое право, которым владелец не пользуется, а порой и не знает, как пользоваться, и не стремится к тому. Подобная си­туация имела место с общенародной собственностью, владельцем кото­рой является народ.

Пользование означает применение объекта собственности в соответствии с его назначением по усмотрению и желанию пользователя. Собственность как владение и пользование могут соединиться в руках одного субъекта или быть разделенными между различными субъектами. Так, наемный работник использует средства производства, не являясь их владельцем, а> скажем, владелец гостиницы сам ею обычно не пользуется.

Ответственность(«бремя собственности») — означает как интерес к активному использованию средств производства, так и ответственность за них, за их судьбу, эффективное функционирование, возмещение ущерба, нанесенного объекту, и ущерба, нанесенного объектом.

Если функции владения, пользования, распоряжения полностью на­ходятся в руках субъекта собственности, то в этом случае ответственность владельца возникает автоматически.

Рассмотрим отношения между собственниками, разделив их на две группы.

Первая группаотношений возникает в условиях, когда приходится делить уже созданную ранее собственность, осуществлять передел. Отношения между разными субъектами одного объекта собственнос­ти или претендующими на эту роль сводятся к разделению функций, прав, обязанностей каждого собственника, выделению долевой части объекта, ему принадлежащей, установлению условий совместного пользования объектом. Когда отношения собственности сложились опреде­ленным образом, основная проблема заключается в регулировании со­вместного использования объекта, перераспределения функций собствен­ности.

Вторая группаотражает взаимоотношения собственников по поводу взаимного формирования вновь создаваемой ими стоимости, которая ста­новится новым объектом собственности. В этом случае все участники создания нового объекта собственности имеют основания претендовать на право быть собственниками вновь созданной собственности, выпол­няя по отношению к ней функции владения, пользования, распоряжения и ответственности. при приобретении нового объекта собственнос­ти, его разделении между претендентами, отношения представляют более сложную и острую проблему.

В условиях рыночной экономики имеют место следующие виды собственности.

Общенародная —в виде природных богатств общенародного пользования, обладающих общей и равной доступностью для всех членов щества. Однако эта форма собственности не выделена в действующих законодательных актах о собственности.

Этот вид характеризуется совместным владением всем населением страны средствами и результатами различных производств и направленностью на достижение согласованного баланса интересов его участников. При этом могут возникать определенные конфликты и противоречия, но благодаря общему владению и распоряжению собственностью их возможно преодолеть. Общий план действий достигается за счет наиболее полного, всестороннего согласования интересов и целей государства и всех участников общественного производства.

Государственная собственностьхарактеризуется тем, что приоритетными правами на собственность обладает государство.

Государственные предприятия во всем мире играют заметную роль в национальном хозяйстве, а порой и лидируют среди промышленных фирм. В Швейцарии, например, 65% предприятий принадлежит государству, а по уровню благосостояния она занимает четвертое место в мире.

Федеральным и регио­нальными законодательствами приняты различные подходы и процеду­ры разгосударствления и приватизации предприятий. Меры по разгосударствлению собственности, предпринятые в нашей стране направлены на то, чтобы передать большую часть этой собственности в руки тех, кто своим трудом участвует в производстве материальных благ. Это не исключает возможности существования государствен­ной собственности.

Частная собственностьпредставляет собой такой вид владения сред­ствами и результатами производства, при котором интересы собственника доминируют над интересами коллектива или общества в целом. Однако такая характеристика не отражает всего спектра отношений собственнос­ти, которые обычно обозначают термином «частная собственность».

К частной собственности относят индивидуальную собственность, основанную на личном труде производителя, групповую собственность нескольких лиц или небольшой группы, когда создается товарищество, акционерное общество или корпорация.

Коллективная собственностьобразована путем выкупа собственности государства или его безвозмездной передачи коллективу работников. Собственником предприятия здесь выступает коллектив, он свободно пользуется и распоряжается средствами производства и другим имуществом, а также результатами труда и полученными доходами, работник имеет свою долю в приобретенном коллективном имуществе, а затем получает доход согласно трудовому участию в форме заработной платы, дивидендов и иных видов платежей. При ликвидации предприятия или выходе из него участника ему полностью выплачивается причитающаяся доля вклада и имеющиеся доходы.

Одной из первоначальных форм коллективных предприятий служит аренда.Арендатору предоставляется право пользоваться средствами производства, имуществом, землей или иными природными ресурсами за определенную арендную плату собственнику, также он уплачивает страховые платежи, налоги, оплачивает природные и трудовые ресурсы. В остальном арендатор полностью самостоятелен и не зависит от мест­ных органов экономического управления.

Кооперативная собственностьявляется добровольным объединени­ем граждан, использующих принадлежащие им денежные средства, материальные и иные ресурсы для производства товаров и услуг. Иногда они арендуют имущество государственных предприятий. Оплата труда в кооперативах зависит от качества и количества, а также от спроса, кото­рый предъявляет рынок на данную продукцию.

Собственность акционерная— наиболее распространенная в рыноч­ной экономике разновидность собственности коллективной, которая пред­полагает совместное использование коллективом собственников средств производства и результатов хозяйственной деятельности. Это, прежде всего, компании, которые аккумулируют средства акционеров, исполь­зуют их как капитал для организации производства и выплачивают акционерам часть получаемой с капитала прибыли в виде дохода — Дивиденда.

Собственность акционерного общества— имущество, созданное за счет продажи акций, а также полученное в результате хозяйственной деятельности акционерного общества и приобретенное им по иным основаниям, допускаемым законом. Держателями акций могут быть: предприятия, учреждения, организации и государственные органы; работники данного акционерного общества, а также другие граждане, если иное предусмотрено законодательными актами, уставом общества.

Гражданская собственность— собственность, которая создается за счет трудовых доходов граждан от их участия в общественном производстве, от ведения собственного хозяйства и доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции и другие ценные бумаги, получения имущества по наследству и по иным основаниям, предусмотренных законом. Гражданину принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду.

Собственность доверительная— один из наиболее распространенных институтов Права, особая форма собственности имущества. Сущнность заключается в том, что одно лицо — доверительный собственник — управляет имуществом, переданным ему другим лицом — учредителем. Доверительный собственник использует имущество только в соответствии с целями, указанными учредителем. Кроме того, он осуществляет свое право не для себя, а для других лиц — приобретателей выгоды, бенефициаров. В качестве приобретателя выгоды может выступать как сам учредитель, так указанные им лица, в качестве доверительного собственника — юридические организации, опекун и т. д. (квазидоверительные собственники). Институт доверительной собственности используется, например, при создании благотворительных трестов и монополистических объединений — трестов.

Собственность индивидуальная трудовая— разновидность части собственности, важнейшей чертой которой является слияние собственника и работника в одном лице. Отличается от домашнего и личного подсобного хозяйства тем, что слияние собственности осуществляется для удовлетворения общественных потребностей через рынок. На основе указанной формы собственности созданы предприятиях торговли, бытового и медицинского обслуживания, общественного питания.

Собственность интеллектуальная— социально-экономические и хозяйственно-правовые отношения по поводу владения, распоряжения и пользования продуктом интеллектуального труда. Основу составляют знания, интеллект и опыт, а также предвидение и озарение. Оригинальное творческое изделие или новаторская социальная модель в рыночной экономике принимает форму товара, имеют денежное выражение. Формы экономической реализации интеллектуальной собственности — капитал, прибыль, доход, процент и рента.

Интеллектуальная рента —экономическая реализация права (титула) и интеллектуальной собственности, интеллекта, творческого мышления людей исключительной одаренности, таланта.

По аналогии с рентой земельной (с точки зрения причины ее образования) интеллектуальная рента должна реализоваться как избыток над средней прибылью, т. е. как добавочная прибыль. Она может выражаться в форме дифференциальной ренты, может быть и абсолютной, и, наконец, она может реализоваться как монопольная рента, поскольку причиной ее образования является монопольная цена на данный интеллектуальный продукт.

Собственность личная —экономические отношения по поводу мате­риальных благ и услуг (предметов индивидуального потребления), воз­никающие между индивидуумом, семьей (членами семьи) и обществом. К личной собственности относятся приватизированные жилье, транспор­тные средства и техника, необходимые для ведения личного подсобного хозяйства, и др. Источник финансирования — вся совокупность индиви­дуальных доходов граждан, связанных с их участием в общественном производстве.

Собственность муниципальная —форма экономических отношении между людьми, возникающих в государстве по поводу имущества, при­надлежащего ассоциации граждан, живущих в краях, областях, районах и других первичных административно-территориальных образованиях, и совместно ими используемого. По существу, это разновидность госу­дарственной собственности; к ней относятся жилищный фонд и жилищно-коммунальное хозяйство, мелкие предприятия промышленности и сельского хозяйства, транспорта, строительства, здравоохранения, просвещения и культуры, финансируемые из коммунального бюджета, а так­же находящиеся под контролем местных органов власти на другой основе (например, владение контрольным пакетом акций и т. п.).

Собственность общественных объединений (организаций) —имущество, правомочия собственника на которое закреплены за общественными объединениями (организациями). К последним относятся партии, благотворительные фонды и религиозные организации, имеющие статус юридического лица.

Собственностъ юридического лица —имущество, права собственности на которое принадлежат юридическому лицу.

При переходе к рыночной экономике сложившиеся отношения соб­ственности могут быть изменены путем:

а) формирования новой собствен­ности;

б) передела существующей собственности.

В условиях рыночной экономики целесообразно умелое сочетание разных форм собственности. Управ­ление частной и государственной собственностью должно осуществлять­ся рыночными методами. Эффективность экономики зависит не столько от владения собственностью, сколько от умелого управления ею, что возможно только при наличии конкуренции.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое собственность?

2. Какие имеются виды собственности?

3. Какие отношения существуют между субъектами и объектами собственности?

4. Что такое общественная собственность и какова ее роль в разви­тии рыночной экономики?

5. Что такое частная собственность?

6. Как взаимосвязаны частная и общественная собственность?

studfiles.net

§ 3. Формы собственности

по действующему российскому законодательству

В Российской Федерации признаются частная, муниципальная, государственная и иные формы собственности (п. 2 ст. 8Конституции РФ;п. 1 ст. 212ГК РФ <1>). Имущество при этом может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также в собственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Однако в отдельных случаях закон определяет виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

———————————

<1> О названных формах собственности речь идет и в основных законах субъектов Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 18 Конституции Республики Татарстан в Республике Татарстан признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Частная собственностькак одна из основных форм собственности в отечественном законодательстве была восстановлена с принятием в 1990 г.ЗаконаРСФСР «О собственности в РСФСР».

В действующем гражданском законодательстве право частной собственности представлено правом собственности граждан и правом собственности юридических лиц.

Понятие государственной собственностив настоящее время охватывает имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, и имущество, принадлежащее на праве собственности ее субъектам: республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (п. 1 ст. 214ГК РФ). Таким образом, государственная собственность сегодня существует в виде федеральной собственности и в виде собственности субъектов Федерации, а субъектами права государственной собственности выступают соответственно государство (в лице Российской Федерации) и государственные образования (в лице субъектов Федерации).

Порядок отнесения государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Федерации в соответствии с п. 5 ст. 214ГК РФ должен устанавливаться специальным законом. До принятия соответствующего закона сохраняет силуПостановлениеВерховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» <1>.

———————————

<1> ПостановлениеВерховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. (с изм. от 21 июля 1993 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 3. Ст. 89; 1993. N 32. Ст. 1261.

В составе государственной собственности можно выделить, с одной стороны, нераспределенное имущество, которое не закреплено за соответствующими предприятиями и учреждениями как самостоятельными юридическими лицами, а также имущество государственной казны, а с другой стороны, — имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий и учреждений (так называемое распределенное имущество).

Кроме того, в составе государственной собственности выделяют объекты исключительной федеральной собственности, которые, как правило, изъяты из гражданского оборота. На сегодняшний день таковыми являются ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации, некоторые особо охраняемые природные объекты (в том числе некоторые заповедники, целебные источники и т.п.), особо ценные объекты историко-культурного наследия и некоторые художественные ценности, большинство видов вооружения и объектов оборонного значения, оборудование некоторых важнейших предприятий и учреждений.

В федеральной собственности находится также имущество государственной казны Российской Федерации, состоящее из средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, золотого запаса государства, алмазного фонда, валютного фонда, средств Центрального банка РФ и имущества, находящегося в государственном резерве.

Если государственное имущество не передано в хозяйственное ведение или в оперативное управление отдельным предприятиям и учреждениям, то правомочия владения, пользования и распоряжения собственник имущества реализует самостоятельно. Государство и государственные образования осуществляют регулирование предпринимательской и иной деятельности на определенной территории, но в то же время, будучи собственниками имущества, могут и непосредственно вести предпринимательскую и иную деятельность, распоряжаться в этих целях своим имуществом.

Однако чаще всего государство, государственное образование как собственник определенного имущества не само непосредственно участвует в гражданском обороте, а делает это через посредство различных государственных органов. Так, федеральные органы власти и управления и аналогичные органы субъектов Российской Федерации выступают в имущественном обороте от имени соответствующего государственного образования и осуществляют те или иные правомочия собственника строго в соответствии со своей компетенцией (ст. 125ГК РФ). Соответствующие государственные органы (должностные лица) совершают все необходимые действия по осуществлению права собственности не от своего имени, а от имени собственника имущества — государства или государственного образования.

Как субъект права собственности государство может создавать на базе своего имущества предприятия и учреждения. Тогда к владению, пользованию и распоряжению государственным имуществом подключается вполне самостоятельное звено в виде юридического лица, выступающего не от имени собственника, а от своего имени, и наделяется на закрепленное за ним имущество либо правом хозяйственного ведения, либо правом оперативного управления.

Но нельзя не сказать, что при осуществлении права государственной собственности очень часто имеет место сочетание действий, совершаемых одним субъектом от имени собственника имущества и от своего имени. Так, унитарное предприятие может распоряжаться закрепленной за ним на праве хозяйственного ведения недвижимостью только с согласия собственника.

В муниципальной собственностинаходится имущество, принадлежащее на праве собственности различным муниципальным образованиям: городам, сельским поселениям и пр. Впервые такая собственность была отделена от государственной в российском законе о собственности, в качестве самостоятельной формы собственности она закрепляется и в последующих нормативных актах.

В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

Управление объектами муниципальной собственности осуществляют органы местного самоуправления, они же, как правило, осуществляют и права собственника в отношении муниципального имущества, за исключением тех случаев, которые предусматриваются законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, когда права собственника осуществляет непосредственно население муниципального образования.

Действующее российское законодательство не использует понятие «всенародное достояние» («неотъемлемое достояние народа») или аналогичные ему применительно к федеральной или иной государственной собственности. Прежде это понятие использовалось главным образом в отношении земли и других природных ресурсов, а также некоторых памятников истории и культуры. В отношении этих объектов подразумевался особый правовой режим, который исключал вовсе чье-либо право собственности, включая государство, на данные объекты. Иногда считалось, что собственником таких объектов выступает непосредственно народ в целом, а не государство как таковое. При этом объекты «всенародного достояния» полностью исключались из имущественного оборота.

studfiles.net

§ 3. Формы права собственности

3. Интеллектуальная собственность. В законодательстве, меж-

дународных договорах с участием Российской Федерации и в литературе распространены термины «интеллектуальная собственность» и «промышленная собственность». Первый включает в себя все охраняемые законодательством результаты интеллектуальной деятельности человека (авторские и примыкающие к ним права, патентное право, товарные знаки, фирменное наименование), второй — более узкую группу интеллектуальных прав чисто коммерческого характера.

Термин «интеллектуальная собственность» в ГК употреблен в ряде статей (ст. 2, 128, 138, 769). Однако интеллектуальная деятельность и ее результаты в своем содержании (ее объекты — творческая деятельность) и в механизме правового использования и защиты существенно отличаются от права собственности. Интеллектуальная собственность — самостоятельная подотрасль гражданского права, эти отношения регулируются законами о патентах, авторском праве и других интеллектуальных правах и изучаются в заключительных разделах курса гражданского права1.

1.Формы собственности в Российской Федерации. Конститу-

ция РФ устанавливает, что в России признаются и равным образом защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ст. 8). В соответствии с ее общеполитической терминологией Конституция РФ в большинстве случаев говорит о собственности, а не о праве собственности, однако всегда имеются в виду существующее в реальной жизни право собственности и его законодательное регулирование.

На первое место в приведенном перечне Конституция РФ ставит частную собственность, которая названа также в ряде последующих статей (ст. 35, 36). Это отражает ведущее значение частной собственности в жизни нашего государства и необходимость конституционного закрепления основ ее правового режима. В настоящее время

врезультате проведения широкой приватизации в частной собственности находится около 60% производственных мощностей страны, и процесс приватизации продолжается.

Разграничение форм собственности в зависимости от их носителя (субъекта), во-первых, отражает их различную социально-общественную

1Совместное изложение институтов права собственности и интеллектуальной соб-

ственности в начальных разделах учебных пособий надо считать методически неудачным, так как способно вести к смешению двухразличныхсфер гражданского права.

природу, поскольку задачи их носителей различны. Во-вторых, в правовом режиме отдельных форм собственности, при единстве их исходных начал, существуют различия. Так, государственная собственность имеет специфические основания возникновения и прекращения (национализация, конфискация, приватизация), а некоторые виды имущества могут находиться исключительно в государственной или муниципальной собственности.

Проблематика частной собственности рассматривается во многих монографиях и учебниках, однако без четкого определения ее социально-правовой роли и правовой сущности. Перечисление частной собственности наряду с публичной (государственной) и указание на то, что субъектами частной собственности являются граждане и юридические лица, недостаточно для характеристики юридических сущности и особенностей частной собственности.

Частную собственность следует трактовать как право граждан и юридических лиц свободно владеть, пользоваться и распоряжаться любым имуществом и использовать его для любой деятельности, кроме случаев, предусмотренных законом. Правовой акцент лежит в категориях «любое имущество», «использование имущества для любой деятельности» и, наконец, «свободное распоряжение». Использование частной собственности подконтрольно государству только в общих рамках законов и свободно определяется интересами самого собственника и условиями рынка.

Россия является Федерацией, и государственная собственность может принадлежать как Федерации, так и ее субъектам. Круг объектов федеральной собственности не ограничен, он включает природные ресурсы страны, а также все другие объекты, имеющие общегосударственное и оборонное значение. В федеральной государственной собственности находятся также все или контрольные пакеты акций крупнейших национальных предприятий, имеющих форму акционерных обществ, например Транснефти, Газпрома, «Российские железные дороги», «Аэрофлот».

Разграничение собственности Российской Федерации и ее субъектов предусмотрено принятым после провозглашения 12 июня 1990 г.

суверенитета России Постановлением Верховного Совета РФ от

27 декабря 1991 г. и рядом последующих законодательных актов и осуществляется путем принятия соответствующих постановлений Правительства РФ (см. § 2 гл. 16 Учебника). Законы субъектов Федерации определяют объекты их собственности. Так, Закон г. Москвы от 28 июня 1995 г. характеризует ее собственность следующей формулой:

в собственности г. Москвы находится все имущество, не являющееся частной собственностью, собственностью Российской Федерации или других собственников, в том числе земельные участки и природные объекты в границах г. Москвы.

Субъектами муниципальной собственности выступают городские и сельские поселения, городские округа и муниципальные районы. Правовой статус таких образований как собственников имуще-

ства определяется Законом об общих принципах организации местного самоуправления. В ст. 50 этого Закона дается обширный перечень имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований (объекты тепло- и водоснабжения населения, дороги общего пользования, жилищный фонд, пассажирский транспорт, объекты культуры и др.).

Что представляют собой иные формы собственности, о которых говорит ст. 8 Конституции РФ, и существуют ли они вообще? В учебниках гражданского права такие формы собственности не называются, а иногда указывается, что их вообще не существует. Нет, однако, оснований считать, что в этом важном вопросе в тексте Конституции допущена ошибка. Реалии собственности и ее законодательное регулирование свидетельствуют о наличии в Российской Федерации таких иных форм собственности.

Исходя из критерия субъекта собственности, к иным ее формам можно отнести собственность религиозных организаций (объединений), для которых вводятся некоторые специальные правила (см.,

например, п. 4 ст. 213 ГК, ст. 21 и 22 Закона о свободе совести), а

также собственность в Российской Федерации иностранных государств и международных организаций, которая имеет особенности своего режима в силу заключенных Российской Федерацией международных договоров.

В публикациях, на страницах периодической печати иногда говорится о наличии в Российской Федерации коллективной собственности. Однако коллективную собственность как особую форму собственности действующее законодательство РФ не предусматривает. Общая собственность, принадлежащая нескольким лицам (гл. 18 Учебника), в качестве коллективной именоваться не должна, ибо это ведет к неправильной правовой оценке природы общей собственности.

2. Равенство различных форм собственности. Из положений Конституции РФ следует, что всем формам права собственности государство предоставляет равный режим, они находятся в равных условиях и защищаются равным образом. Этот принципиальный

подход к регулированию собственности устраняет значительные правовые преимущества государственной (социалистической) собственности, существовавшие в стране в условиях плановой экономики.

Однако сказанное не означает полного тождества в правовом режиме различных форм собственности. Конституция РФ допускает ограничение прав федеральным законом, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны

ибезопасности государства (ст. 55).

ВГК содержится ряд конкретных норм, основанных на приведенном конституционном положении. В силу п. 3 ст. 212 ГК законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Согласно п. 1 ст. 213 ГК в соответствии с законом некоторые виды имущества не могут принадлежать гражданам или юридическим лицам, т.е. быть объектом частной собственности. Законом может быть введена монополия государства в некоторых сферах хозяйственной деятельности и названы виды предпринимательства, которыми вправе заниматься исключительно государственные предприятия (вооружение, наркотические вещества).

Кроме того, отдельным категориям собственников, например малым предпринимателям, могут предоставляться определенные правовые льготы и преимущества, облегчающие использование их собственности. Для привлечения крупных инвестиций создаются особые экономические зоны. Такие преимущества чаще всего имеют административно-правовой и налоговый характер и учитывают зарубежный и международный опыт.

§4. Механизм функционирования права собственности

1. Правомочия собственника. Собственники реализуют предоставленные им законом правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом различными путями. Собственник может использовать свое имущество самостоятельно, владея им и извлекая его полезные свойства и качества для проживания, отдыха, занятия спортом и т.д. Возможно использование собственности для создания запасов и резервов на будущее, к чему нередко прибегают как государство, так и многие граждане и юридические лица.

Однако в большинстве случаев собственник активно включает принадлежащую ему собственность в рыночный оборот. И в этом случае право позволяет гражданину-собственнику действовать самостоятельно,

осуществляя коммерческую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 23 ГК). Но значительно чаще собственность инвестируется в деятельность вновь создаваемых или уже функционирующих коммерческих, а также некоммерческих юридических лиц.

Такое использование собственности осуществляется, как правило, на основании заключаемых собственником договоров (об учреждении юридического лица или приобретении его акций и паев) и трансформирует его право: он становится собственником акций (пая), но не юридического лица, по отношению к которому у него возникают вещные или обязательственные права (п. 2 ст. 48 ГК).

Сказанное относится к функционированию как частной, так и государственной и муниципальной собственности. Однако собственник — государство, его субъекты и муниципалитеты, создавая юридические лица, которые будут осуществлять ту или иную деятельность, могут использовать форму государственных (муниципальных) юридических лиц и остаются в этих случаях собственниками имущества, которое передается юридическому лицу в хозяйственное ведение или оперативное управление.

Возможна также передача собственности другому лицу по договору доверительного управления имуществом (гл. 53 ГК). Этот институт получает в настоящее время распространение и в странах англо-американского права трактуется как создающий особый вид собственности (траст). Согласно отечественному праву передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему; он обязан управлять имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица (п. 4 ст. 209 ГК).

Разрешая предпринимательскую деятельность, государство для обеспечения общенациональных интересов и безопасности производства оставляет за собой определенные контрольные функции. Они реализуются в два этапа: (1) на стадии выдачи лицензии для осуществления предпринимательской деятельности и регистрации юридических лиц1 и (2) в ходе такой деятельности, когда соответствующие государственные службы вправе проверять соблюдение предпринимателями требований законодательства.

1 Для упрощения процедуры создания юридических лиц круг лицензируемых видов деятельности за последние годы был уменьшен, а порядок регистрации юридических лиц постепенно упрощается.

2. Обязанности собственника. Механизм функционирования права собственности имеет и другую важную сторону. Наделяя собственника широкими правомочиями на использование принадлежащего ему имущества, закон одновременно возлагает на него ряд обязанностей перед государством и обществом. Собственник несет также риски, возникающие при использовании его имущества.

Прежде всего, собственник не может нарушать права третьих лиц, что в общей форме ясно выражено в ч. 1 ст. 55 Конституции РФ. Применительно к отношениям гражданского права в ГК также указывается, что действия собственника не должны нарушать права

иохраняемые законом интересы других лиц (п. 2 ст. 209 ГК). Гражданскому праву известен и ныне нередко применяется институт злоупотребления правом, который призван ограничивать усмотрение собственника в использовании его имущества (см. § 4 гл. 3 Учебника).

Далее, собственник обязан надлежащим образом сохранять и использовать свое имущество, особенно если оно представляет общегосударственную, культурную или историческую ценность. Это служит необходимой общей предпосылкой нормального функционирования общественного производства и удовлетворения духовных потребностей общества. Нормы природоохранительного законодательства должны строго соблюдаться, а при бесхозяйственном содержании культурных ценностей они могут быть по решению суда изъяты у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов (ст. 240 ГК).

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (ст. 210 ГК) и, прежде всего, обязан платить установленные государством налоги на имущество и другие обязательные платежи. Эта его обязанность четко выражена в ст. 57 Конституции РФ

иконкретизируется в актах налогового законодательства.

Наконец, собственник несет риск случайной порчи и гибели принадлежащего ему имущества (ст. 211 ГК) вследствие естественных причин (износ, использование и т.д.) и воздействия стихийных и других неблагоприятных внешних факторов. В современных условиях в некоторых регионах такой риск является достаточно высоким, и для устранения его неблагоприятных последствий используется институт страхования имущества.

К сказанному необходимо добавить, что собственник, использующий свое имущество для предпринимательской деятельности, обязан соблюдать требования добросовестной конкуренции и нести

studfiles.net

3. Формы собственности.

Собственность может быть государственной и частной (п. 1 ст. 213 ГК РБ).

Субъектами права государственной собственности являются Республика Беларусь и административно-территориальные единицы. Соответственно различают республиканскую собственность (собственником выступает Республика Беларусь) и коммунальную собственность (собственником выступают административно-территориальные единицы).

Республиканская собственность состоит из казны Республики Беларусь и имущества, закрепленного за республиканскими юридическими лицами в соответствии с актами законодательства.

Средства республиканского бюджета, золотовалютные резервы, другие объекты, находящиеся только в собственности государства, и иное государственное имущество, не закрепленные за республиканскими юридическими лицами, составляют казну Республики Беларусь.

Коммунальная собственность состоит из казны административно-территориальной единицы и имущества, закрепленного за коммунальными юридическими лицами в соответствии с актами законодательства. Средства местного бюджета и иное коммунальное имущество, не закрепленное за коммунальными юридическими лицами, составляют казну соответствующей административно-территориальной единицы.

Субъектами права частной собственности являются физические и негосударственные юридические лица.

В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может находиться в собственности граждан или юридических лиц.

Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Для юридических лиц такие ограничения могут быть установлены законодательными актами.

Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Республики Беларусь или административно-территориальных единиц, могут устанавливаться законодательством, а в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, – только законом.

Права всех собственников защищаются равным образом.

Право государственной собственности в объективном смыслеэто совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ обществу в лице избранного им представительного органа государственной власти, а также устанавливающих порядок приобретения, использования и отчуждения государственного имущества.

Под совокупностью указанных правовых норм понимаются нормы не только гражданского, но и других отраслей права. Вместе с тем, в содержании института права государственной собственности как совокупности правовых норм преобладают гражданско-правовые нормы.

Право государственной собственности в субъективном смыслеэто конкретно принадлежащее государству имущество, отношении которого на основании закона государство определяет правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению этим имуществом. Иными словами, это обычные правомочия собственника, и в этом плане они ничем не отличаются от правомочий других собственников.

По способу управления государственная собственность подразделяется на:

1) имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями для непосредственного хозяйственного использования, с наделением ограниченными вещными правами (хозяйственного ведения и оперативного управления). Более подробно о праве хозяйственного ведения и оперативного управления – в лекционных материалах к практическому занятию № 12.

2) государственная казна (средства бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за отдельными организациями).

Право частной собственности является юридическим выражением, формой закрепления экономических прав гражданина-собственника.

Право частной собственности в объективном смысле составляет совокупность правовых норм, регулирующих отношения граждан по поводу возможности иметь имущество в их собственности и определяющих границы владения, пользования и распоряжения им с целью удовлетворения своих потребностей. Данная формулировка указывает на то, что в соответствии с действующим законодательством граждане могут иметь имущество на праве частной собственности. Однако, это только возможность иметь имущество на праве частной собственности, которая еще не закрепляет субъективного права собственности.

Право частной собственности в субъективном смысле означает юридически закрепленное за собственником право владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению в целях удовлетворения своих потребностей в соответствии с действующим законодательством. В отличие от права собственности в объективном смысле в данной формулировке указывается на принадлежность имущества гражданину и на его право в своих интересах совершать в отношении этого имущества любые действия. Разумеется, осуществление прав собственника не должно нарушать интересы других лиц, равным образом, как и эти лица не должны создавать препятствий осуществления его законных прав.

Основным источником приобретения права частной собственности является личный труд гражданина. В числе источников частной собственности может находиться также имущество, полученное в индивидуальное потребление, части общественных фондов в виде пенсии, пособия, медицинской помощи и т.д. Имущество, находящееся в частной собственности, дает право владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Следовательно, субъектами права частной собственности могут быть граждане Республики Беларусь и другие физические лица.

Нередки случаи, года имущество принадлежит на праве собственности не одному, а двум и более лицам. Оно может возникнуть при наследовании, состоянии в браке, приватизации, совместной постройке дома и т.д. В таких случаях возникает общая собственность, которая регулируется законом. В соответствии с п. 1 ст. 246 ГК РБ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Следовательно, характерной особенностью этой формы собственности является множественность ее субъектов, круг которых в настоящее время законодательством не ограничен.

В отличие от других форм собственности право общей собственности существует лишь в объективном смысле – совокупности правовых норм, регулирующих правомочия собственников в отношении своих долей в отношении собственников с третьими лицами. Отсутствие субъективного права общей собственности как единого права всех собственников объясняется тем, что в общей собственности объектом субъектного права может быть только доля вещи, а не сама вещь. Следовательно, если не объекта, то и не существует субъективного права общей собственности.

Закон подразделяет общую собственность на два вида: долевую и совместную, то есть, имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность) (п. 2 ст. 246 ГК РБ).

Если доля не определена, то это не означает, что она не может быть выделена. Она, как правило, выделяется при разделе совместной собственности. Поэтому совместная собственность зачастую определяется как бездолевая. Права каждого собственника при совместной собственности распространяются на всю вещь, т.е. объектом права собственности является вся вещь.

Если размер долей участников долевой собственности не может быть определен на основании акта законодательства и не установлен соглашением всех его участников, доли считаются равными.

Соглашением всех участников долевой собственности может быть установлен порядок определения и изменения их долей в зависимости от вклада каждого из них в образование и приращение общего имущества.

studfiles.net

§ 3. Формы собственности

Понятие форм собственности. В последние годы в цивилистической литературе остро обсуждаются вопросы о типах, формах и видах собственности*(748). Согласно п. 2 ст. 8 Конституции РФ в России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. В п. 1 ст. 212 ГК перечисляются основные формы собственности. Понятие формы собственности употребляется в экономическом смысле. Оно объединяет в себе тип собственника и виды имущества, которые могут находиться в собственности*(749). Таким образом, под формой собственности понимаются экономические отношения, характеризуемые индивидуализацией собственника, выступающего в качестве субъекта данных отношений, и разновидностью имущества, принадлежащего собственнику.

В обществах с развитой рыночной экономикой обычно существуют две формы собственности: частная и государственная. Объектами частной собственности, которая считается основной формой собственности, являются все виды имущества, не относящиеся к государственной собственности. В то же время один вид имущества должен служить общим интересам всего общества и быть доступен для каждого его члена. К такому имуществу, находящемуся в собственности государства, могут относиться, например, площади, улицы, парки, реки.

В этом же направлении идет процесс развития и российского общества. В п. 2 ст. 212 ГК определяется перечень субъектов права собственности, совпадающий с составом участников отношений, регулируемых гражданским законодательством. Соответственно выделяются частная, государственная и муниципальная формы собственности. Существование у нас трех форм собственности объясняется государственным устройством современной России: местное самоуправление не входит в систему государственных органов*(750).

Имущество, находящееся в частной собственности граждан и юридических лиц, составляет наиболее важную часть имущества в общем балансе имущественного оборота экономически развитых стран мира. Эффективность использования данного вида имущества базируется на началах получения частными собственниками наибольшей отдачи от этого.

Согласно Конституции РФ и ГК под государственной собственностью в нашей стране подразумевается два уровня государственной собственности: федеральный и субъектов РФ. По содержанию право государственной собственности не отличается от содержания права собственности, рассмотренного ранее. Специфика этого права заключается в том, что Российская Федерация и нередко ее субъект в законодательном порядке сами устанавливают для себя правила поведения как собственника. Кроме того, в собственность государства обычно передается имущество, представляющее особую ценность для общества в связи с его особым назначением или экономическим значением.

Субъектами муниципальной собственности могут выступать муниципальные образования, в частности городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования. В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, другое имущество.

Невозможность существования форм права собственности. Понятие «форма собственности» — экономическое, а не юридическое. Наличие же разных форм права собственности неизбежно влечет появление разных прав собственности. Выделение форм права собственности возможно лишь в рамках системы, в которой государство признает неравенство возможностей собственников, зависящее от тех или иных обстоятельств (личности собственника, объекта собственности и др.), как это имело место ранее, когда нахождение имущества в государственной или иной форме «социалистической» собственности предоставляло ее субъекту неизмеримо большие возможности, чем в форме «личной собственности».

Правовое государство обеспечивает равные (как по содержанию, так и по гарантиям защиты и охраны) юридические возможности всем без различия собственникам. Поэтому в действительности речь должна идти не о формах права собственности, а о принадлежности имущества на праве собственности различным субъектам — гражданам, юридическим лицам, публично-правовым образованиям, причем с совершенно одинаковым объемом правомочий. Иными словами, существует лишь одно право собственности с одинаковым для всех набором правомочий (содержанием), у которого могут быть лишь различные субъекты.

Конституция РФ гарантирует равенство в защите всех форм собственности (ст. 8), а ГК — равенство в правомочиях, принадлежащих собственнику, независимо от того, какую форму собственности он представляет. Все это призвано исключить необоснованные различия в возможностях различных собственников как участников единого имущественного оборота. Что же касается неизбежных особенностей возникновения, прекращения и осуществления права собственности на имущество в зависимости от его субъектного состава, исключающих полное равенство возможностей собственников, то они неизбежны и в соответствии с п. 3 ст. 212 ГК могут устанавливаться законом.

Невозможность установления «иных» форм собственности. Перечень форм собственности, данный как в Конституции РФ, так и в ГК, не является исчерпывающим, поскольку сопровождается оговоркой, в силу которой в РФ признаются и иные формы собственности. Иных форм собственности, предусмотренных в ч. 2 ст. 8 Конституции РФ и в п. 1 ст. 212 ГК, в настоящее время в России не существует*(751). В п. 1 ст. 212 ГК воспроизводится конституционная формула, в действительности не имеющая особого гражданско-правового смысла*(752). Упоминание в ней об «иных формах собственности» может дать базу лишь для экономических построений (типа «коллективной», «арендной» или «общинной собственности»), не имеющих реального юридического смысла. Образования, не имеющие гражданской правосубъектности, в частности трудовые и иные коллективы, различные «общины» и тому подобные объединения, не могут выступать в качестве субъектов права*(753).

studfiles.net

§ 3. Формы права собственности

1. Формы собственности в Российской Федерации. Конституция РФ устанавливает, что в России признаются и равным образом защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ст. 8). В соответствии с ее общеполитической терминологией Конституция РФ в большинстве случаев говорит о собственности, а не о праве собственности, однако всегда имеются в виду существующее в реальной жизни право собственности и его законодательное регулирование.

На первое место в приведенном перечне Конституция РФ ставит частную собственность, которая названа также в ряде последующих статей (ст. ст. 35, 36). Это отражает ведущее значение частной собственности в жизни нашего государства и необходимость конституционного закрепления основ ее правового режима. В настоящее время в результате проведения широкой приватизации в частной собственности находится около 60% производственных мощностей страны, и процесс приватизации продолжается.

Разграничение форм собственности в зависимости от их носителя (субъекта), во-первых, отражает их различную социально-общественную природу, поскольку задачи их носителей различны. Во-вторых, в правовом режиме отдельных форм собственности, при единстве их исходных начал, существуют различия. Так, государственная собственность имеет специфические основания возникновения и прекращения (национализация, конфискация, приватизация), а некоторые виды имущества могут находиться исключительно в государственной или муниципальной собственности.

Проблематика частной собственности рассматривается во многих монографиях и учебниках, однако без четкого определения ее социально-правовой роли и правовой сущности. Перечисления частной собственности наряду с публичной (государственной) и указания на то, что субъектами частной собственности являются граждане и юридические лица, недостаточно для характеристики юридических сущности и особенностей частной собственности.

Частную собственность следует трактовать как право граждан и юридических лиц свободно владеть, пользоваться и распоряжаться любым имуществом и использовать его для любой деятельности, кроме случаев, предусмотренных законом. Правовой акцент лежит в категориях «любое имущество», «использование имущества для любой деятельности» и, наконец, «свободное распоряжение». Использование частной собственности подконтрольно государству только в общих рамках законов и свободно определяется интересами самого собственника и условиями рынка.

Россия является Федерацией, и государственная собственность может принадлежать как Федерации, так и ее субъектам. Круг объектов федеральной собственности не ограничен, он включает природные ресурсы страны, а также все другие объекты, имеющие общегосударственное и оборонное значение. В федеральной государственной собственности находятся также все или контрольные пакеты акций крупнейших национальных предприятий, имеющих форму акционерных обществ, например «Транснефть», «Газпром», «Российские железные дороги», «Аэрофлот».

Разграничение собственности Российской Федерации и ее субъектов предусмотрено принятым после провозглашения 12 июня 1990 г. суверенитета России Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. и рядом последующих законодательных актов и осуществляется путем принятия соответствующих постановлений Правительства РФ (см. § 2 гл. 16 учебника). Законы субъектов Федерации определяют объекты их собственности. Так, Закон г. Москвы от 28 июня 1995 г. характеризует ее собственность следующей формулой: в собственности г. Москвы находится все имущество, не являющееся частной собственностью, собственностью Российской Федерации или других собственников, в том числе земельные участки и природные объекты в границах г. Москвы.

Субъектами муниципальной собственности выступают городские и сельские поселения, городские округа и муниципальные районы. Правовой статус таких образований как собственников имущества определяется Законом об общих принципах организации местного самоуправления. В ст. 50 этого Закона дается обширный перечень имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований (объекты тепло- и водоснабжения населения, дороги общего пользования, жилищный фонд, пассажирский транспорт, объекты культуры и др.).

Что представляют собой иные формы собственности, о которых говорит ст. 8 Конституции РФ, и существуют ли они вообще? В учебниках гражданского права такие формы собственности не называются, а иногда указывается, что их вообще не существует. Нет, однако, оснований считать, что в этом важном вопросе в тексте Конституции допущена ошибка. Реалии собственности и ее законодательное регулирование свидетельствуют о наличии в Российской Федерации таких иных форм собственности.

Исходя из критерия субъекта собственности, к иным ее формам можно отнести собственность религиозных организаций (объединений), для которых вводятся некоторые специальные правила (см., например, п. 4 ст. 213 ГК, ст. 21 и ст. 22 Закона о свободе совести), а также собственность в Российской Федерации иностранных государств и международных организаций, которая имеет особенности своего режима в силу заключенных Российской Федерацией международных договоров.

В публикациях, на страницах периодической печати иногда говорится о наличии в Российской Федерации коллективной собственности. Однако коллективную собственность как особую форму собственности действующее законодательство РФ не предусматривает. Общая собственность, принадлежащая нескольким лицам (гл. 18 Учебника), в качестве коллективной именоваться не должна, ибо это ведет к неправильной правовой оценке природы общей собственности.

2. Равенство различных форм собственности. Из положений Конституции РФ следует, что всем формам права собственности государство предоставляет равный режим, они находятся в равных условиях и защищаются равным образом. Этот принципиальный подход к регулированию собственности устраняет значительные правовые преимущества государственной (социалистической) собственности, существовавшие в стране в условиях плановой экономики.

Однако сказанное не означает полного тождества в правовом режиме различных форм собственности. Конституция РФ допускает ограничение прав федеральным законом, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства (ст. 55).

В ГК содержится ряд конкретных норм, основанных на приведенном конституционном положении. В силу п. 3 ст. 212 ГК законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Согласно п. 1 ст. 213 ГК в соответствии с законом некоторые виды имущества не могут принадлежать гражданам или юридическим лицам, т.е. быть объектом частной собственности. Законом может быть введена монополия государства в некоторых сферах хозяйственной деятельности и названы виды предпринимательства, которыми вправе заниматься исключительно государственные предприятия (вооружение, наркотические вещества).

Кроме того, отдельным категориям собственников, например малым предпринимателям, могут предоставляться определенные правовые льготы и преимущества, облегчающие использование их собственности. Для привлечения крупных инвестиций создаются особые экономические зоны. Такие преимущества чаще всего имеют административно-правовой и налоговый характер и учитывают зарубежный и международный опыт.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *