§ 19. Трудовая деятельность
Вспомните: |
| |
| какую роль играл труд в эволюции человечества? В чем заключаются трудовые правоотношения? Чем квалифицированный труд отличается от неквалифицированного? Что такое профессионализм работника? |
Трудовая деятельность —
явление многогранное. Различные аспекты
труда стали предметом изучения нескольких
общественных наук.
С точки
зрения экономической науки труд
рассматривается как планомерная,
сознательная деятельность с целью
переработки того, что дает природа, в
предметы потребления. Экономика изучает
труд как один из факторов производства,
исследует механизм действия экономических
законов в сфере труда, трудовые затраты
на всех стадиях производственного
цикла, соотношение оплаты труда с его
результатами.
Труд как вид человеческой деятельности
Потребности и
интересы людей являются той основой,
которая предопределяет цель трудовой
деятельности. Труд в собственном смысле
слова возникает тогда, когда деятельность
человека становится осмысленной, когда
в ней реализуется сознательно
поставленная цель — создание
материальных и духовных ценностей,
необходимых для жизни людей.Этим трудовая деятельность отличается
от учебной, направленной на приобретение
знаний и овладение умениями, и игровой
деятельности, в которой важен не столько
результат, сколько сам процесс
игры.
Социологи
характеризуют трудовую деятельность,
независимо от способа, средств и
результатов, рядом
В 2001 г. в России доля работающих по найму составляла 93% от числа всех занятых, доля работодателей — 1,4%, а доля лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, — 5%. |
В-пятых, трудовая
деятельность характеризуется структурой
организации и управления трудовым
процессом, нормами и алгоритмами,
определяющими поведение его участников.
В частности, очень важным является
понятиедисциплины. Нормальная
трудовая деятельность невозможна без
добровольного, сознательного соблюдения
каждым работником правил и порядка
поведения в коллективе, обязательных
для всех его членов. Законы о труде и
правила внутреннего трудового распорядка
требуютпроизводительного
использования рабочего времени,
добросовестного исполнения своих
обязанностей, высокого качества работы.Выполнение этих требований и естьтрудовая дисциплина.Современное
производство требует соблюдения
определенного технологического режима
(способов обработки материала, скорости,
температуры, давления и т. д.), который
обеспечивает достижение цели производства,
т. е. получение продукта с заданными
качественными показателями. Всякий
знает, что, если, например, не отрегулировать
силу огня в плите, продукт на сковородке
может не зажариться, а сгореть. Строгое
выполнение технологических норм
называется технологической
дисциплиной.Когда
предприятия связаны между собой
договором, определяющим, например,
поставки сырья, полуфабрикатов, деталей,
узлов для производства готового продукта,
строгое следование условиям договора
называютдоговорной дисциплиной. Ее
несоблюдение вызывает нарушение
трудового ритма предприятия, сбои в
отлаженной производственной деятельности
многих людей.
Выполнение
правил, норм, договоров, приказов,
распоряжений руководителей производства
называют также исполнительностью. Но
исполнительность невозможна без
инициативы. В самом деле, получив
распоряжение, человек должен подумать,
как лучше его выполнить. Невозможно в
правилах, приказах, инструкциях
предусмотреть все ситуации, которые
возникают в трудовом процессе. Работник
должен в конкретных условиях найти
оптимальное решение, позволяющее
качественно и в срок исполнить данное
ему предписание.
studfiles.net
2.1 Сущность труда и виды трудовой деятельности
Труд, трудовая деятельность людей — основное созидательное начало в любой экономике. Хотя человек черпает энергию для производства в основном из природных источников, труд остается центральным фактором, приводящим в движение экономику. Со времен Адама Смита известно, что труд — отец богатства.
Человек редко трудится в одиночку, только для себя. Чаще всего он работает вместе с другими людьми, в трудовом коллективе, под руководством менеджеров и выполняет порученную ему работу за определенную плату. В процессе такого труда у работника возникают трудовые отношения с его нанимателями, с руководителем, с другими участниками совместной трудовой деятельности.
Труд как вид деятельности человека, людей характеризуется тремя основными признаками.
Во-первых, это осознанная, целенаправленная деятельность человека, когда он вначале мысленно намечает способ действий, строит в сознании их образ и желаемый результат, а уже затем начинает действовать по намеченному плану. Чисто инстинктивные, неосознанные действия нельзя считать трудом. Животные также вступают в контакт между собой и с природой. Однако поедание коровой травы и волком зайца представляет не экономический, а биологический процесс. А если человек кормит корову сеном, чтобы она давала молоко, — это уже трудовой процесс. Бесцельные действия нельзя считать трудом. Общепризнанно, что целесообразным считается разумное, нужное, практичное. Намечаемая цель, способ действий могут быть выработа-,ны или заданы человеку другими людьми. Но во всех
случаях считается, что человек трудится только тогда, когда он знает, что делает, зачем и как.
Высказанное положение целиком относится и к здравоохранению. Так что трудом в здравоохранении надо считать сознательно осуществляемую деятельность медицинского персонала, направленную на поддержание, сохранение, укрепление здоровья людей.
Во-вторых, трудовая деятельность требует от человека дополнительных затрат энергии, обусловленных не только процессом его жизнедеятельности, но и необходимостью выполнения данной работы, получения трудового результата. Труд — энергозатратные действия, работа мышц и ума. Выполняя трудовые действия, врачи, средний и младший персонал расходуют дополнительную энергию, без затрат которой они не смогли бы осуществлять работу, деятельность. В третьих, действия людей можно назвать трудом, если они приносят общественно признанный результат, приводят к созданию чего-то полезного, что не могло появиться само собой, без целенаправленной деятельности человека. Труд может быть трудом для себя и трудом для других, но в любом случае он должен приносить пользу людям.
Во всем мире признано, что медицинская деятельность общественно полезна, так что и по третьему критерию она должна быть признана трудовой.
Итак, трудом следует считать деятельность людей, обладающую определенными признаками. Это заранее продуманная деятельность. Это действия, требующие приложения заметных усилий, выполнения работы (отсюда и слово «трудно»). Это действия, имеющие своим итогом конкретный, полезный результат, приводящий к удовлетворению потребностей человека, людей, общества. Иначе говоря, труд есть осознанная, целенаправленная, энергозатратная, результативная деятельность людей. Так что если человек — главное действующее лицо экономики, то труд — содержание его действий.
Труд характеризуют также использованием орудий и предметов труда. Орудия труда — это средства, с помощью и посредством которых человек осуществляет трудовые действия. К орудиям труда в медицине относят приборы, аппараты, инструменты, с помощью которых медики осуществляют трудовую деятельность, выполняют процедуры лечения.
Предметы труда — это средства, материалы, из которых изготавливаются вещи, то, что, преобразуется в процессе труда, на что воздействует человек, выполняя трудовые операции.
По отношению к медицинским услугам понятие «предметы труда», используемое в политической экономии, не всегда удается четко установить. Своеобразным «предметом труда» медиков является организм человека, который врачи стремятся привести в нормальное, требуемое состояние. К предметам труда в медицине правомерно относить также используемые лекарственные препараты, перевязочные и другие материалы.
В экономике труда и трудовой деятельности широко распространены понятия: рабочая сила, трудовые ресурсы, трудовой потенциал.
Рабочая сила — это обобщенная характеристика способности человека к труду, свидетельствующая о его физических и духовных возможностях, используемых в процессе трудовой деятельности. Когда говорят о рабочей силе, то имеют в виду запас физической и умственной энергии человека, зависящей
ох его здоровья, знаний, способностей, возраста, природных данных. С этим понятием чаще всего связаны условия найма работников. Рабочая сила есть возможность, способность людей осуществлять трудовую деятельность, т.е. то, qro предлагается людьми, желающими работать по найму, на рынке труда. За использование рабочей силы наниматели платят наемным работникам заработную плату. В то же время термин «рабочая сила» иногда употребляется в значении «трудовые ресурсы», «экономически активное население».
Трудовые ресурсы — часть населения страны, обладающая способностями и возможностями участвовать в труде в соответствии со своими возрастными, физическими данными, знаниями и практическим опытом, профессиональной подготовкой. Обычно к трудовым ресурсам относят трудоспособных мужчин и женщин от 16 лет до пенсионного возраста, установленного законом страны. Это понятие употребляется, когда рассматривают факторы производства, соответствие числа работников и рабочих мест, потребность в работниках определенного профиля, квалификации. Трудовые ресурсы России составляют примерно 80 млн чел., около половины из них — женщины.
Несколько иной смысл вкладывается в понятие «экономически активное население», которое трактуется как часть населения, проявляющая трудовую активность, стремящаяся работать, участвующая в труде. Так что в эту группу входят и лица в возрасте до 16 лет, и пенсионеры, занятые трудовой деятельностью, но не входят домохозяйки, учащиеся, безработные, не ищущие работу. Экономически активное население России в 2000 г. превысило 60 млн чел.
Трудовой потенциал относится к числу научных терминов макроэкономического характера, применяемых в основном при общей комплексной оценке использования имеющихся трудовых ресурсов в будущем, в перспективе.
Перечисленные категории позволяют получить представление о трудоспособности отдельных людей и всего населения страны, с количественных и качественных позиций оценить трудовой фактор государства как самый активный элемент общественного воспроизводства.
Труд принято делить на физический и умственный, но в таком делении есть много условностей. Доля и даже роль физического труда в экономике развитых стран постоянно падают, тогда как умственный труд ценится все дороже. Наблюдается выраженное стремление перекладывать чисто физический труд, технические усилия на плечи машин, действие которых регулируется людьми умственного труда. В то же время происходит ограниченное сочетание, слияние доступных человеку, не отягощающих его физических усилий с направляющей их в нужную сторону работой мозга.
В экономической литературе можно встретить понятия «синие воротнички» и «белые воротнички». Речь идет не о воротничках в буквальном смысле слова, а о работниках, в одежде которых на западе преобладают воротнички определенного цвета. Работающие в учреждениях, конторах, институтах, занятые умственным трудом, традиционно надевают белые рубашки, отчего их и называют «белые воротнички». А работники физического труда предпочитают более тем-Иую одежду, отсюда и «синие воротнички». Выделяют также категорию «золотых ^ротничков» — работников высшего управленческого персонала.
В США доля «белых воротничков» в трудовых ресурсах составляет примерно 60%, доля «синих воротничков» — 30%, немногим более 10% приходится На остальные категории работников. В российской экономике ситуация иная:
54 ♦ УПРАВЛЕНИЕ И ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕН —
число рабочих все еще превосходит число служащих, но тенденция к росту доли служащих и снижению доли рабочих в составе трудовых ресурсов проявляется как всеобщая, имеющая место в любой развитой стране.
Рабочие и служащие образуют две основные категории, на которые делятся трудовые ресурсы в зависимости от характера трудовой деятельности. Понятие «рабочие» ассоциируется с «синими воротничками», а служащие — с «белыми», но в числе последних принято вьщелять в виде отдельной категории научных работников, труд которых носит выраженный интеллектуальный характер. В советский период российской истории всех занятых трудовой деятельностью делили на рабочих, крестьян (сельскохозяйственных рабочих) и интеллигенцию, такое деление носило не только трудовую, но и политическую окраску. При подобном делении врачи попадают, естественно, в ряды интеллигенции, а младший медицинский персонал — в ряду рабочих и служащих. Условность подобного деления в наше время становится все более очевидной.
Долгое время было принято считать, что только труд «синих воротничков» является производительным, что ценности создаются лишь в сфере материального производства рабочими и крестьянами, тогда как работники социально-культурной сферы блага не создают.
Адам Смит в своей фундаментальной книге «Исследования о природе и причинах богатства народов», изданной в 1776 г., утверждал, что «труд некоторых самых уважаемых сословий общества, подобно труду домашних слуг, не производит никакой стоимости и не закрепляется, не реализуется ни в каком длительно существующем предмете или товаре, могущем быть проданным, который продолжал бы существовать и по прекращении труда».
В современной экономической науке труд в сфере науки, управления, образования, культуры, информационных услуг считается столь же производительным, как и в сфере материального производства. Физический и умственный труд уравниваются в правах тем более, что в нынешней экономике их не так-то просто различить. Рабочие управляют автоматами, водитель транспортного средства перерабатывает огромное количество информации, а хирург тратит энергию в процессе операции и физически устает не менее, чем кузнец.
В пределах каждого из двух основных видов труда существует множество профессий, специальностей, характеризующих род и зону трудовой деятельности человека. Профессия — несколько более широкое понятие, чем специальность. Профессия характеризует вид постоянной трудовой занятости человека, которым он профессионально овладел и использует в виде источника существования. Так, в медицине широко известны профессии врача, медицинской сестры, научного работника, преподавателя. Специальность — это вид труда, для выполнения которого человек получил специальную подготовку посредством обучения или приобретения практических навыков. Специальность свидетельствует не только о профессиональной принадлежности к определенному роду труда, но и о наличии узкой квалификации в пределах этого рода. Врачи, как известно, обладают специальностями хирургов, терапевтов, педиатров, стоматологов, нейрофизиологов и многими другими.
Профессии и специальности обычно тесно связаны с отраслью экономики, в которой трудится работник и с ее подотраслями. К тому же в пределах одной и той же отрасли, подотрасли используется ряд профессий, специальностей, дополняющих труд работников основных, базовых профессий. Такие профессии,
как инженер, программист, юрист, экономист, механик, имеют универсальный характер, используются во многих отраслях.
Наличие профессий и специальностей является результатом разделения труда. В условиях натурального хозяйства, когда каждая семья стремилась обеспечить себя всем необходимым самостоятельно, господствовало стремление человека владеть всеми разновидностями трудовой деятельности, в том числе и врачеванием. Люди поневоле должны были быть универсалами, владеть одновременно множеством профессий. Притом уже тогда было ясно, что можно достичь большого успеха, сосредоточившись на одном деле.
Благодаря разделению труда появились профессионалы, владеющие способами выполнения определенного вида работ. Они смогли гораздо лучше использовать природные богатства, факторы производства, обеспечить высокое качество создаваемого экономического продукта. Разделение труда между людьми, а затем и между производственными коллективами привело к специализации работников и предприятий, обусловленной также и тем, что освоение определенного вида работ, технологии требует огромного времени. Сегодня уже просто нет возможности быть мастером на все руки.
Процессы разделения труда получили самое широкое распространение в медицине, где непрерывно множится число специальностей и одна за другой возникают новые специализации. В то же время в здравоохранении наблюдается преимущественно внутриотраслевое разделение труда. В связи с объективной необходимостью непосредственного контакта врачей с больными и крайне ограниченной возможностью передачи медицинских услуг на расстояния межрегиональное и межстрановое разделение труда в здравоохранении распространено лишь в научной деятельности и в изготовлении лекарственных средств.
В большей степени возможно межотраслевое разделение труда, но и оно имеет ограниченную зону действия, охватывает связи медицины с медицинским машиностроением и приборостроением, с химическим производством медицинских препаратов, с использованием достижений отдельных отраслей физических, химических, технических наук, теории управления.
Вместе с тем надо иметь в виду, что разделение труда, его специализация порождают необходимость тесного взаимодействия работников внутри отрасли. Нужны кооперация, обмен товарами, рынок, без которых преимущества разделения труда не смогут проявиться. Так что специализация и кооперирование связаны между собой тесным образом.
Вопросы
1- Назовите основные признаки труда, трудовой деятельности.
Какую роль в экономике здравоохранения играют орудия труда и предметы труда?
Охарактеризуйте содержание понятий: рабочая сила, трудовые ресурсы, эконо мически активное население, трудовой потенциал.
Как сочетаются физический и умственный труд в медицинской деятельности?
Что общего и особенного в понятиях «профессия» и «специальность»? Какие профессии и специальности распространены в здравоохранении?
В чем состоит природа разделения труда в экономике? Какова специфика разде ления труда в здравоохранении? Как сочетаются специализация и кооперация?
studfiles.net
1.3 Труд как вид человеческой деятельности. Трудовая деятельность человека
Похожие главы из других работ:
Задачи служб управления персоналом в системе государственно-трудовых отношений
1.1 Труд как предмет государственной политики
Роль труда как основы жизнедеятельности общества обусловливает необходимость выработки и осуществления государственной политики в решении связанных с ним проблем во взаимодействии с профсоюзами и работодателями (предпринимателями)…
Исследование факторов мотивации работника производственного предприятия
1.1 Труд — создатель основы человеческого общества. Место человека в системе производственной деятельности
Формирование современной рыночной экономики в Украине не может восприниматься людьми как смысл и цель их труда…
Методы управления на предприятии
1.2 Управленческий труд на предприятии и его значение
Происходящие в стране экономические преобразования сопровождаются серьёзной работой по совершенствованию форм и методов управления…
Модель рефлексивного управления
1. Проблематизация понятия «труд»
Поскольку проблематизация управления «внутри» самого управления невозможна, то сделаем попытку осуществить ее в контексте краткого исторического анализа понятия труда и его институтов. Проблематизация может быть достаточно разнообразной…
Научные взгляды А.А. Богданова и их значение для развития системного анализа
1.1 «Тектология»- основной труд А.А. Богданова
“Тектология. Всеобщая организационная наука” (М., 1913-1929) — главная теоретическая работа Богданова, которая по содержанию намного обогнала свое время, но была не понята и не принята современниками. Только развитие научного знания показало…
Организация учета затрат на оплату труда и социальное обеспечение в некоммерческой организации
1.4 Отчисления и удержания, производимые из оплаты за труд
К числу государственных гарантий по оплате труда относится установленный законодательно перечень оснований и размеров удержаний из заработной платы. Удержания из заработной платы работника производятся только в случаях…
Основы теории системного анализа: качество и выбор
2. Системность человеческой деятельности
В своем развитии человечество прошло через три организационно-технологических рубежа системной деятельности, определившей скачкообразный рост производительности труда, а именно через механизацию, автоматизацию и кибернетизацию…
Повышение эффективности системы управления предприятия ОАО «Гомельпромстрой»
1.5 Труд и его эффективность
Представим графически среднесписочную численность персонала Рис 1.1 Среднесписочная численность персонала ОАО «Гомельпромстрой» за 2008-2010 г.г. Анализ труда и его эффективности представлены в таблице 1.2 Таблица 1…
Проблема женской безработицы
1.4 Труд беременных женщин
Женщины, имеющие малолетних детей, одинокие и многодетные матери и др. поставлены в условия, когда выбирать работу не приходиться. Этим иногда пользуются недобросовестные работодатели…
Пролемы формирования персонала на примере предприятия ООО ТД «Купец»
1.1. Труд как экономический ресурс
Труд является основным фактором производства. Отсюда вытекает важность изучения трудовых ресурсов. В развитии общественного произ-водства и повышении его эффективности ведущая роль…
Профессиональные качества и характеристики менеджера библиотеки
2.1 Управленческий труд в библиотеке и функции менеджера
Наша жизнь не стоит на месте. Она меняется каждый день…
Регламентация труда персонала
2. СИСТЕМА ПООЩРЕНИЙ ЗА ТРУД
Поощрение — это публичное признание трудовых достижений, осуществляемое в форме мер поощрения морального и материального характера, а также путем предоставления льгот и преимуществ. Поощрения стимулируют активность работника…
Труд менеджера в иерархии государства
2. Влияние ролей менеджера на его труд
Сущность управляющего труда менеджера определяется теми ролями, какие он играет в организации. Роль — это набор определенных правил поведения, которые отвечают конкретной организации или должности…
Трудовая деятельность человека
1.3 Труд как вид человеческой деятельности
Потребности и интересы людей являются той основой, которая предопределяет цель трудовой деятельности. Бесцельные занятия чем бы то ни было не имеют смысла. Такая работа показана в древнегреческом мифе о Сизифе…
Управление и принятие управленческих решений в ЧУП «Белтрансхолод»
1.4 Труд и персонал предприятия
Одними из основных ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия, являются трудовые ресурсы, от эффективности использования и степени обеспеченности которых, зависит получение максимальной прибыли при прочих при прочих равных условиях…
manager.bobrodobro.ru
Потребности и интересы людей являются той основой, которая предопределяет цель трудовой деятельности. Труд в собственном смысле слова возникает тогда, когда деятельность человека становится осмысленной, когда в ней реализуется сознательно поставленная цель — создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей. Этим трудовая деятельность отличается от учебной, направленной на приобретение знаний и овладение умениями, и игровой деятельности, в которой важен не столько результат, сколько сам процесс игры.
В-пятых, трудовая деятельность характеризуется структурой организации и управления трудовым процессом, нормами и алгоритмами, определяющими поведение его участников. В частности, очень важным является понятие дисциплины. Нормальная трудовая деятельность невозможна без добровольного, сознательного соблюдения каждым работником правил и порядка поведения в коллективе, обязательных для всех его членов. Законы о труде и правила внутреннего трудового распорядка требуют производительного использования рабочего времени, добросовестного исполнения своих обязанностей, высокого качества работы. Выполнение этих требований и есть трудовая дисциплина. Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте: |
zdamsam.ru
статья 35. Труд как вид социальной деятельности
Социальная деятельность — это всегда проявление человеческой активности с целью изменения или преобразования элементов окружающего мира, сознания самого человека. Ей всегда присущи целеустремленность, сознательный характер, потому что ее субъектом может быть только человек. Это процесс, который включает цель, средства, результаты.
Выделяют такие виды социальной деятельности: трудовую, творческую, потребительскую, разрешительной, образовательную, рекреационную и т.д. Однако такая классификация носит условный характер, поскольку в реальной жизни эти виды деятельности не существуют отдельно.
Важнейшей формой социальной деятельности признается труд — целесообразная деятельность человека, в процессе которой она с помощью определенных средств действует на природу и превращает ее элементы в предметы, удовлетворяющие его потребности. Именно благодаря тому, что труд является целенаправленной деятельностью, создает ценности и способна удовлетворять разнообразные потребности людей, она получает приоритетный статус. Но любая человеческая деятельность, если она целесообразна, содержит в себе элементы труда, однако понимание » книги как основной деятельности основывается на традиционном признании приоритета ее материальных результатов. Однако не меньшую роль играют знания (как результат духовной деятельности), услуги (как результат специфического вида деятельности в сфере нематериального производства) и т.д. Признание приоритета материальных результатов является исторически и с изменением общественных условий приоритетность различных видов деятельности может меняться.
По определению А. Маршалла, труд — это всякие умственные и физические усилия, предпринимаемые частично или полностью ради достижения какого-либо результата без учета удовольствие, которое приобретается непосредственно от выполнения самой работы. А. Маршалл относит к труду только обременительные усилия и подчеркивает, что большинство людей работает намного больше чем чтобы они работали ради непосредственного удовлетворения, которое можно получать от труда. Иллюстрирует свою мысль он таким примером: крестьянин работает в саду обычно для получения материальной выгоды, а богач, выполняя ту же работу, хотя и может гордиться, что хорошо ее выполняет, однако, мало заинтересован в получаемой от этой работы экономии денег.
Современные ученые в основном характеризуют труд как вынужденное занятие. Так, В. Туземцев отмечает, что труд — это деятельность, осуществляемая под прямым или косвенным действием внешней материальной необходимости.
Восприятие труда как тяжелого, принудительного занятия связано прежде всего с тем, что в течение тысячелетий материальные блага были результатом усилий низших слоев общества (рабов, крепостных, пролетариев).
Анализируя понятие труда, В. Генкин выделяет два ее аспекта: содержание труда — развитие человека и производство благ — и мотивы, что возбуждают человека к труду. Он определяет труд как деятельность, направленную на развитие человека и преобразования ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению (административным, экономическим) или по внутренним желанием.
Социальная природа труда проявляется в том, что именно труд создал человека, и она определяет его сущность. Социально-трудовые отношения, которые возникают в процессе труда, связаны, с одной стороны, с отношением субъекта к труда, а с другой — с влиянием труда на формирование и развитие личности субъекта. Субъектом процесса труда может быть только индивид, человек, который регулирует и контролирует его.
Труд — это основная форма жизнедеятельности общества, индивида, исходное условие их бытия, которая определяет способ отношение индивида к миру и одного индивида к другому, специфику отношений в любой трудовой организации и в любой стране.
Следовательно, труд — категория не только экономическая, но и социологическая, что имеет значение для характеристики общества в целом и его индивидов в частности.
На уровне общества труд выступает как взаимосвязанная система отраслей и видов деятельности, а на индивидуальном уровне — в виде простого процесса — отдельных функций и операций. Пути совершенствования общественного и индивидуального труда различаются. Первые состоят в совершенствовании средств производства и внедрении прогрессивных технологий, вторые — во внедрении рациональных форм организации труда на конкретных рабочих местах. Совершенствование общественного труда должен опережать изменения содержания индивидуального труда. На практике, как правило, наблюдается определенный разрыв между сложностью выполняемых работ (показатель содержания общественного труда) и уровнем квалификации рабочего (показатель содержания индивидуального труда).
Составляющими простого процесса труда есть предметы труда, ее орудия и субъект. В результате взаимодействия этих составляющих появляется продукт труда. Социальные отношения господства и подчинения, отчуждения и эксплуатации, власти и бесправия формируются не по поводу предметов труда, а по поводу присвоения и распределения средств и продуктов труда.
Если простой процесс труда раскрывает специфический для человека способ обмена веществ между ней и природой, то общественный процесс свидетельствует о способ обмена продуктами деятельности между людьми. Первый преимущественно является индивидуальным, его субъектом является индивид, что обеспечивает свое воспроизведения как биологического существа; второй — всегда коллективный, его субъектом является социально-профессиональные группы. Те отношения, которые формируются здесь, качественно отличаются от отношений в простом процессе труда. Это отношения между людьми как между производителями и потребителями, работниками основного и вспомогательного производства, представителями различных отраслей промышленности. Именно эти отношения определяют характерные черты общественного процесса труда и воспроизводства человека как существа социального.
Известный американский предприниматель Г. Форд, оценивая значение труда в жизни человека, утверждает, что труд является основным условием ее здоровье, самоуважение и счастья.
Итак, социально-экономическая сущность труда является двойственной: она, с одной стороны, является источником богатства и доходов, а с другой — по мере поведения человека, средством ее самореализации, самоутверждения как личности, то есть, с одной стороны, труд надо стимулировать, потому что она реализуется в надежде на получение денежного дохода, с другой — будь-яка свободная работа кроме денег приносит еще удовольствие и радость (с этой точки зрения все виды труда достойны уважения и почтения). Ненормальной ситуацией для трудоспособного человека является невозможность работать. Вынужденное длительное безработицы является настоящей социальной трагедией для многих.
Обеспечение нормальных, достойных человека экономических отношений является обязанностью государства. Когда государство не в состоянии этого сделать, в обществе растет недовольство, усиливаются процессы экономического, социального, материального и политического расслоения, увеличивается разрыв между богатыми и бедными. Подобная ситуация складывается сейчас в Украине. Рынок, который формируется, есть нецивилизованным, слишком криминогенным, излишне монополизированным. Люди не воспринимают его, им трудно найти свое место при таких условиях, тем более, что общественные усилия по созданию цивилизованного рынка труда должны быть согласованы с действиями по формированию культуры и сознания людей.
Социология анализирует установки и поведение человека в зависимости от содержания и характера ее работы (см. рис.).
Социальная сущность труда
Содержание труда выражается через распределение функций (исполнительных, регистрационных, контрольных, надзорных, наладочных и т.д.) на рабочем месте и совокупность выполняемых операций, обусловленных техникой, технологией, организацией производства и мастерством работника.
Содержание отражает производственно-технический аспект труда, показывает уровень развития производственных сил, технический способ сочетания личностного и вещевого элементов, то есть раскрывает труд как процесс взаимодействия человека с природой с помощью средств труда.
Содержание труда не только сугубо индивидуально на каждом рабочем месте — он очень подвижен и изменчив, поскольку характеризуется многими факторами: структурой выполняемых функций, их разнообразием, соотношением исполнительных и организационных элементов, физических и нервно-психических нагрузок, степени интеллектуального напряжения, самостоятельности, самоорганизации, новизны, сложности труда и т.д.
Следует различать социальный и функциональный содержание труда. Социальными есть целесообразность деятельности работника, мотивация, отношение к труду на общественном (как к профессии, вида деятельности) и индивидуальном (как конкретно к выполняемой работы) уровнях. Функциональное содержание труда проявляется в выполняемых работником конкретных ролях, функциях. В производственном процессе вы —
окремлюють такие функции:
- энергетическую — приведение в движение средств труда;
- технологическую — сочетание предметов и средств труда и непосредственная обработка предметов труда;
- контрольно-регулирующую — надзор и контроль за движением предметов и средств труда;
- управленческую — подготовка производства и управления ис —
навцями.
Выделение этих функций является проявлением общественного разделения труда — функционально интегрированной системы профессиональных ролей или специализаций внутри общества. Кроме того, что разделение труда способствует повышению производительности труда, он имеет негативные социальные последствия. Изучая формы разделения труда, отклоняющихся от нормы, Е. Дюркгейм отличал аномічний разделение труда, когда крайняя специализация сопровождается уменьшением возможности общения и ослаблением связей между людьми, выполняющих различные функции, и принудительное разделение, когда индивиды вынуждены выполнять профессиональные роли, которые им не нравятся или не устраивают их.
Характер труда обнаруживает социально-экономическую природу трудового процесса, общественную форму его организации, способ взаимодействия работников, сочетание их со средствами производства, способ включения индивидуального труда к общественной (взаимодействие человека с обществом) и зависит от того, на кого человек работает. Он отражает социально-экономическое положение трудящихся в обществе, соотношение между общественной и индивидуальной работой каждого отдельного работника.
В условиях товарного производства характер труда двойственный: с одной стороны труд является конкретной — это труд во всех своих качественных отличиях различных видов труда, что создает потребительскую стоимость товара, а с другой — абстрактной — это затраты рабочей силы в целом, продуктивная деятельность человеческого мозга, мускульной и нервной систем, содержащихся в каждом товаре, создавая его стоимость.
Потребительская стоимость — это полезность вещи, ее способность удовлетворять некую потребность человека. Потребительские стоимости образуют вещественное содержание богатства.
Показателями характера труда: форма и отношения собственности, распределительные отношения, степень социальных различий в процессе труда. В Украине сегодня труд выступает в различных социально—экономических формах: государственной, коллективной, кооперативной, дрібногруповій, индивидуальной, съемной и т.д.
Характер труда обусловливает цель производства, а в сфере распределения — пропорции, за которыми общественно произведенный продукт распределяется между различными социальными группами.
Содержание труда определяет природу и уровень профессионализма работника, а ее характер — пределы его социального развития и степень превращения труда на самую первую жизненную потребность. Взаимодействие содержания и характера труда проявляется в существовании таких социально, экономически и технически неоднородных ее форм, как физическая и умственная, исполнительская и управленческая, квалифицированная и неквалифицированная работа. Эти формы диктуют разные требования к общей и специальной образования, профессиональной культуры, создают неодинаковые возможности для реализации профессиональных и личных способностей, то есть производят разный социальный влияние на трудящихся.
Закон соответствия характера и содержания труда, то есть меры сочетание ее сущности и формы, является основным законом теории социологии труда и организует системно-категориальный аппарат этой теории. Глубокие изменения в содержании труда создают предпосылки для изменения ее характера и наоборот.
Так, в зависимости от трудовых усилий, что преобладают, способа воздействия на предмет труда выделяются умственный труд — аналітико-синтетическая мислительна деятельность, продуктом которой является определенным образом оформленная информация, и труд физическое, связанная с применением мускульных усилий человека, направленных на изменение материально-вещественной среды. Это два взаимосвязанных аспекта человеческой деятельности, которые являются социальной форме.
В любой деятельности человека, даже в творческой работе, имеющиеся рутинные элементы. Они составляют от 50 до 70% трудовой деятельности человека. Остальные 50-30% — творческие элементы: постановка цели, выбор оптимальных (из нескольких альтернативных вариантов) выполнения, решение новых задач, неожиданно возникшие в процессе труда, и др. Суть творческого подхода — наличие идеального плана действий, который свидетельствует не о естественную, а о человеческой определенность труда.
Труд перестает быть суммой физиологических затрат, к ней прилагается эмоционально-психологическая составляющая. Труд воспринимается индивидом как творческий процесс, если осуществляется по его собственному плану. Подчинение чужому плана приводит к психологическому или социального отчуждения.
Отчуждение труда, за К. Марксом, это процесс преобразования деятельности и ее результатов в самостоятельную, враждебную и господствующую над ними силу. Отчуждение выражается в господстве овеществленного труда (овеществленного в произведенной ранее продукции) над живым трудом (деятельностью, направленной на создание материальных благ), в браке контроля над условиями, средствами и продуктами труда, в эксплуатации, в потере человеческой сущности.
За С. Симаномотчуждение труда — это положение индивида в обществе, которое характеризуется бессилием, нехваткой смысла, аномією (непризнанием норм), социальной изолированностью и самоустранения.
Отчуждение труда — это проявление его характера.
Уже сама только постановка цели исполнителем свидетельствует о его сознательное отношение к труду, наличие мотивации труда. Устранение цели, лишение труда ее внутреннего смысла приводит к тому, что человек становится совершенно равнодушной к содержанию своего труда, качества продукции, экономии сырья и электроэнергии. Чтобы преодолеть это, вводятся различные методы стимулирования и мотивации труда.
banauka.ru
Виды труда.
В зависимости от содержания труда различают:
1. Умственный и физический труд. Физический труд характеризуется непосредственным взаимодействием человека со средствами труда, прямой включенностью его в технологический процесс, исполнительскими функциями в трудовом процессе. Все эти признаки взаимосвязаны и только в единстве дают характеристику физического труда как социального процесса. Умственный труд включает информационные, логические, обобщающие и творческие элементы, часто характеризуется отсутствием прямого взаимодействия работника со средствами производства и обеспечивает потребности производства в знании, организации и управлении.
2. Простой и сложный труд. Простой труд – это труд работника, не имеющего профессиональной подготовки и квалификации. Сложный труд – это труд квалифицированного работника, обладающего определённой профессией. Квалификация — степень и вид профессиональной обученности работника, наличия у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения им определенной работы.
3. Функциональный и профессиональный труд. Функциональный труд – определённый набор трудовых функций, характерных для конкретного вида трудовой деятельности. Профессиональный труд – конкретизация функционального труда, образующая широкую профессиональную структуру.
4. Репродуктивный и творческий труд. В репродуктивном труде функции повторяются, остаются устойчивыми, почти неизменными, его результат заранее известен и не несёт в себе ничего нового. Творческий труд предполагает постоянный поиск новых решений, новых постановок задач, активное варьирование функций, самостоятельность и неповторимость движения к искомому результату. Творческий труд свойственен не каждому работнику, а обусловлен уровнем образования, квалификации и способностями к новациям.
В зависимости от характера труда различают следующие виды труда:
1. Конкретный и абстрактный труд. Конкретный труд – это труд конкретного работника, преобразующего предмет природы с целью придания ему определённой полезности и создающий потребительную стоимость. Абстрактный труд- это соизмеримый конкретный труд, он абстрагируется от качественной разнородности различных функциональных видов труда и создаёт стоимость товара.
2. Индивидуальный и коллективный труд. Индивидуальный труд- это труд отдельно взятого работника либо самостоятельного производителя. Коллективный труд – это труд коллектива, подразделения предприятия, он характеризует форму кооперации труда работников.
3. Частный и общественный труд. Частный труд всегда является частью общественного труда, поскольку носит общественный характер и его результаты приравниваются друг к другу по стоимости. Частный труд обусловлен производственной и юридической самостоятельностью предпринимателей.
4. Наёмный труд и самонаём. Наёмный труд имеет место тогда, когда человек нанимается по трудовому договору к собственнику средств производства выполнять определённый набор трудовых функций в обмен на заработную плату. Самонаём предполагает ситуацию, когда сам собственник средств производства создаёт для себя рабочее место.
В зависимости от результатов труда выделяют следующие его виды:
1. Живой и прошлый труд. Живой труд – это труд работника, который затрачивается им в данный момент времени. Прошлый труд воплощается в таких элементах процесса труда, как предметы труда и средства труда.
2. Производительный и непроизводительный труд. Они различаются между собой формой создаваемого блага. Результатом производительного труда является материально-вещественное благо, а результатом непроизводительного труда – социальные и духовные блага.
По используемым в трудовой деятельности средствам труда различают следующие виды:
1. Ручной.
2. Механизированный труд.
3. Автоматизированный труд.
4. Автоматический труд.
По условиям труда с различной степенью регламентации выделяют:
1. Стационарный и передвижной труд.
2. Лёгкий, средней тяжести и тяжёлый труд.
3. Свободный и регламентированный труд.
4. Привлекательный и непривлекательный труд.
По методам привлечения людей к труду различают:
1. Труд по внеэкономическому принуждению – это включение работника в трудовой процесс по прямому принуждению (рабство).
2. Труд по экономическому принуждению – это необходимость заработать средства к существованию.
3. Добровольный, свободный труд – это потребность человека в реализации собственного трудового потенциала на благо общества вне зависимости от вознаграждения.
По предмету и продукту труда выделяют труд:
— научный;
— инженерный;
— управленческий;
— производственный;
— предпринимательский;
— инновационный;
— промышленный;
— сельскохозяйственный;
— транспортный;
— коммуникационный.
studfiles.net
Шпаргалка по психологии. Содержание — 52. Труд как вид деятельности
52. Труд как вид деятельности
Труд – деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей. Участвуя в создании продуктов труда, человек вступает в существующую систему производственных отношений, у него формируются отношение к трудовой деятельности, мотивы труда. Таким образом, труд проявляется в общественном взаимодействии людей и как научная категория является предметом анализа общественных наук. Предметом психологического изучения является не труд в целом, а психологические компоненты трудовой деятельности.
В труде раскрываются и формируются способности человека, его характер, личность в целом.
Изучение условий, влияющих на производительность труда, показало, что в процессе производства для человека нет безразличных факторов. Окраска помещений, организация рабочего места, режим напряжения и пауз в работе, отношения с товарищами по работе – все это имеет прямое отношение к производительности труда, создает общий настрой на работу и облегчает или затрудняет проявление трудовых усилий.
При психологическом анализе труда можно выделить следующие его признаки: 1) предвосхищение общественно-ценного результата; 2) сознание обязательности достижения заданного результата; 3) владение внешними и внутренними средствами деятельности; 4) ориентировка в межлюдских производственных отношениях.
Предвосхищение общественно-ценного результата. Чтобы деятельность в условиях нашего общества можно было назвать трудовой, ее предвосхищаемый результат должен мыслиться как ценный для общества. Важно отметить также, что слово «предвосхищение» указывает одновременно и на познавательный и на аффективный компоненты представления результата деятельности.
Специфика некоторых разновидностей профессионального труда состоит в том, что результат деятельности в конкретных чертах как раз и неизвестен. Геолог-разведчик ищет месторождение нефти или газа, но еще не знает, что, где конкретно найдет и найдет ли вообще, каковы будут найденные запасы полезного минерала. Аналогичные вещи можно сказать о следователе, о пожарном, об инженере-конструкторе, о слесаре-разметчике, о паркетчике, о художнике-оформителе и многих других профессионалах, в труде которых значительную роль играет именно поиск образа конечного продукта деятельности. В этих случаях знание результата есть знание тех общих требований, норм, критериев, которым должен соответствовать искомый результат.
Сознание обязательности достижения заданного результата. Деятельность становится трудом тогда, когда имеется не только сама идея обязательности, но и внешние по отношению к человеку формы фиксации целей его деятельности и общественного одобрения этих целей.
Например, это задания, сформулированные, утвержденные ответственными представителями общества, производственного коллектива – программы, планы, производственные, трудовые задания, документированные или устные.
Для детей, подростков носителями социально значимых целей деятельности выступают представители старших поколений (старшие члены семьи, учителя и другие организаторы деятельности), а также сверстники.
53. Значение труда в развитии личности
Значение труда в развитии личности общепризнанно. Возможности для этого развития содержатся уже в самих орудиях, предметах и результатах труда. В орудиях труда, кроме назначения, воплощены познанные человеком явления, законы, свойства и условия существования предметов. Условия труда тоже должны быть познаны человеком. Предмет, орудие и условия труда являются богатейшим источником знаний о существенной части окружающей действительности. Эти знания являются основным звеном в мировоззрении человека.
Высокие требования к человеку предъявляют социальные условия труда. В различных детских трудовых объединениях труд носит коллективный характер и его осуществление связано с включением школьника в широкую и сложную систему производственных, нравственных и других отношений. Включение учащегося в коллективный труд способствует усвоению им названных отношений, превращению их из внешних во внутренние. Это происходит под влиянием господствующих норм поведения, общественного мнения, организации взаимопомощи и взаимной требовательности и действия таких социально-психологических феноменов, как внутригрупповая внушаемость, соревновательность.
Важной производной этих социально-психологических факторов является формирование ответственности за результаты труда коллектива. Исследования показали, что большинство старшеклассников уже готовы отвечать за результаты труда своего звена.
Условием развития психики человека под влиянием труда является также целесообразная деятельность самого субъекта. Преобразуя предмет труда, создавая общественно ценные продукты, он преобразует себя. Для более полного использования развивающих возможностей труда они должны быть дополнены деятельностью опытных профессионалов.
Во всех видах труда формируется важное качество личности – практичность. Человек с этим качеством свободно ориентируется в производстве и быту. Участвуя в коллективном труде, индивид познает не только других, но и себя: кто он есть, какую ценность представляет для других, что он может. Дети, как показали психологические исследования, плохо знают себя, свои возможности, свое положение в коллективе. Но в результате ранней трудовой деятельности происходят существенные изменения. Прежде всего изменяется отношение ребенка к себе, а затем и отношение коллектива и педагогов.
В психологии накоплено много фактов, показывающих, что трудовая деятельность побуждается тем, насколько высоки ее результаты. С этим связано формирование таких мотивов, как личностная значимость труда, сознание его общественной значимости, притязания на более высокий уровень достижений в труде.
В целом, включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется его самооценка. В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение школьника. Работа в коллективе развивает социализацию личности ребенка. Развитие способностей, чувств и мышления делает личность ребенка более гармоничной. Следовательно, труд является важнейшим фактором, влияющим на развитие личности ребенка.
54. Ощущения
Мир дан человеку в ощущениях. Ощущением традиционно называют процесс передачи информации о внешнем мире в мозг через сенсорную систему. Сенсорная система играет роль входного устройства, а мозг – перерабатывающего центра, здесь информация декодируется и соотносится с имеющейся. Таким образом, ощущение – это психическое отражение в коре головного мозга отдельных свойств, предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Ощущением называется простейший, далее не разложимый психический процесс. Например, говоря об ощущении цвета, мы имеем в виду только цвет, отвлекаясь от величины и формы предмета. Ощущения – это чувствительность к физическим и химическим свойствам среды. На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятие, представление, память, мышление, воображение. Ощущения являются как бы «воротами» нашего познания. Они представляют собой превращение энергии внешнего воздействия в акт сознания, обеспечивая чувственную основу психической деятельности, предоставляя сенсорный материал для построения психических образов.
Ощущения человека отличаются от ощущений животных. Ощущения человека опосредованы его знаниями, т. е. общественно-историческим опытом человечества. Выражая то или иное свойство вещей и явлений в слове («красный», «холодный»), мы тем самым осуществляем элементарные обобщения этих свойств, понятных каждому человеку.
www.booklot.org