Учитель не имеет право – Что не имеет права делать учитель по отношению к ученику? Права и обязанности учителя в школе. / Юридические Консультации в законе Российской Федерации

Содержание

Чего не имеет права делать учитель.

Чего не имеет права делать учитель.

Подробности
Просмотров: 20728

По интернету гуляет утверждение: 

 Учитель не имеет права:

— Применять к учащемуся меры физического и психического насилия. (1)
— Опаздывать на урок. (2)
— Выгонять ученика с урока. (3)
— Выставлять в журнал оценку не за ответ, а за поведение учащегося. (4)
— Задавать домашнее задание на каникулярное время в 1-11 классах и в выходные дни в 1-4 классах, кроме чтения художественной литературы. (5)

 Мы посмотрели источники:

                                             Источники:
(1) Закон РФ «Об образовании», ст. 15. п.6,

Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57

       Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается

на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается.)


(2) Трудовой кодекс РФ, ст. 21

Работник обязан:

  • добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
  • соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
  • соблюдать трудовую дисциплину;
  • выполнять установленные нормы труда;
  • соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
  • бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;
  • незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).

(3) Конституция РФ, ст. 43

  В ч.1 ст.43 признается право каждого человека на образование в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека (ст.26) и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (ст.13). Право на образование — это право человека на получение определенной суммы знаний, культурных навыков, профессиональной ориентации, необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества. 

(4) Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 65

ст. 65. Учителя должны быть свободны в использовании методов, которые им представляются наиболее целесообразными для оценки успеваемости учащихся, но при этом должна быть исключена несправедливость по отношению к отдельным учащимся.


(5) Конвенция о правах ребенка, ст. 31; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02», п. 2.9.19

Статья 31

1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

2. Государства-участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха).

 Главное- уважать друг друга. И учитель. и ученик имеют свои права и обязанности.

Уважаемые родители! 

Если у ребёнка конфликт с учителем, не позволяйте  себе стать участником конфликта. Постарайтесь объективно разобраться в ситуации, не унижая достоинство учителя или ребёнкa.

 

psihologn.org

Права учителей и учеников в школе. Имеет ли право учитель ставить «2», выгонять ученика с урока, забирать телефон? Учитель не имеет права…

Каждый ребенок рано или поздно начинает посещать образовательное учреждение. То, как ученик будет воспринимать информацию и общаться в социуме, во многом зависит от взаимоотношений в школьном коллективе. Общение между учителями, родителями и учениками регулируются законом Российской Федерации «Об образовании». Однако большое значение имеет также и человеческий фактор. Доброжелательная атмосфера в классе или педагогическом коллективе будет лишь способствовать развитию детей в образовательном учреждении. На какие права учителей родителей и учеников стоит обратить внимание? Какие существуют обязанности участников учебного процесса? Разберем все по порядку.

Какие права имеет учитель?

Для того чтобы преподаватель мог в доступной форме донести информацию детям, для него должны быть созданы все необходимые условия. Все права учителей должны соблюдаться образовательным учреждением. Каждый специалист, поступая на работу, может рассчитывать на качественно оборудованное рабочее место, а также благоприятные условия. В каждой школе должна соблюдаться охрана труда. Но сохранить здоровье, к сожалению, удается не всегда. Работа с детьми требует немало сил и энергии. Не случайно права учителя в школе касаются также и медицинского обслуживания. Каждый преподаватель может обратиться за помощью к участковому врачу. Имеют право учителя также и на бесплатное питание в условиях образовательного учреждения.

Каждый учитель имеет право на уважение, защиту чести и достоинства. Специалист может рассчитывать на защиту своих профессиональных интересов. Если в условиях школы не соблюдается закон, учитель вправе обратиться за помощью в соответствующий орган. При этом возможна как моральная, так и материальная помощь.

Качественно предоставлять информацию учащимся преподаватель сможет лишь при наличии соответствующей методической литературы. Поэтому школа должна обеспечить специалиста всеми необходимыми учебниками. При этом учитель не имеет права требовать необходимые книги от учеников и родителей. Обеспечить нормальный обучающий процесс – задача образовательного учреждения.

Учитель является равноправным участником всех процессов, которые происходят в образовательном учреждении. Поэтому каждый специалист имеет право высказывать мнение по поводу принятия школьных уставов и законов. В этом плане права учителя и ученика взаимосвязаны. Принимать участие в общеобразовательных собраниях могут также и специально выбранные участники школьных комитетов.

Что обязан делать учитель?

Каждый специалист перед поступлением на работу должен изучить не только права учителей, но и обязанности. В первую очередь каждый участник образовательного процесса обязан выполнять устав школы, действовать согласно внутреннему трудовому распорядку, выполнять все документальные требования администрации, соответствующие действующему законодательству. Учитель, который ведет урок, отвечает за жизнь и здоровье ребят, находящихся в классе. Специалист обеспечивает охрану жизни и здоровья каждого из них. Поэтому перед началом учебного процесса стоит ознакомиться с требованиями техники безопасности и подписать соответствующую документацию.

Учитель отвечает за сохранность школьного имущества. Каждый специалист во время проведения занятий должен предоставлять информацию ребятам не только по основному предмету, но и по вопросам, касающимся ответственности за школьное оборудование. Возникает вопрос: имеет ли право учитель выгонять ученика с урока? Если ребенок намеренно ведет себя неподобающим образом, преподаватель обязан сообщить об этом вышестоящему руководству. Но самовольно выгонять ребенка из класса категорически нельзя, даже если тот специально портит школьное имущество или выполняет действия, угрожающие жизни и здоровью других учащихся.

Права учителей в школе связаны в первую очередь с обеспечением качественного образовательного процесса. Поэтому каждый специалист обязан своевременно сдавать аттестацию и повышать уровень своей квалификации. Вместе с этим учителю гарантировано материальное вознаграждение. Чем выше уровень квалификации, тем больше оплата труда. Каждый учитель может рассчитывать на тринадцатую зарплату, если качественно выполняет свои обязанности.

Какие права имеют родители?

Права учителя и ученика оговариваются в первую очередь. Именно преподаватели и учащиеся являются основными объектами образовательного процесса. Однако несовершеннолетние ребята не могут отвечать за свои поступки по закону. Поэтому в образовательный процесс невольно вступают также родители или опекуны. Они имеют право требовать от администрации учебного заведения обеспечения качественного образовательного процесса. Только благодаря этому дети смогут получить полноценные знания от преподавателей. Кроме того, родители имеют право требовать от учителей и администрации соблюдения требований безопасности, а также санитарно-гигиенического режима.

В стенах учебного заведения основные обязанности, касающиеся образования детей, ложатся на плечи специалистов. В домашних же условиях родители должны помочь ребенку закрепить пройденный материал. Учитель не имеет права отказать маме или папе в предоставлении соответствующей методической литературы. Если специалисты и родители будут действовать сообща, учащийся сможет воспринимать новую информацию гораздо быстрее.

В каждой школе нередко проводятся концерты и другие развлекательные мероприятия. Родители имеют право принимать в них участие. Посещать подобные мероприятия можно абсолютно бесплатно. Различные концерты и конкурсы лишь способствуют сплочению школьного коллектива. Мамы и папы могут также принимать участие в организации различных мероприятий.

Родители имеют право создавать различные финансовые фонды для совершенствования учебного процесса. Собранные деньги могут использоваться для оплаты внеклассных занятий, проведения экскурсий, выполнения ремонта в классах.

Обязанности родителей

Как бы ни старался учитель, ребенок будет нормально воспринимать информацию лишь в том случае, если в семье царит здоровая атмосфера. Поэтому кое-какие обязанности имеют также и родители. Мамы и папы должны следить за физическим и психологическим состоянием здоровья ребенка. Контроль выполнения домашних заданий – это также зона ответственности родителей. Особенно это важно для тех деток, которые лишь начинают посещать образовательное учреждение. Если качественно заниматься с ребенком на протяжении нескольких лет, в дальнейшем он сможет выполнять задания самостоятельно.

Права учителя в школе касаются не только образовательных предметов, но и воспитания у ребят уважения к общественно полезному труду, нормам поведения. Однако мнение родителей для каждого ребенка является авторитетным. Поэтому мамы и папы обязаны с ранних лет рассказывать детям что такое хорошо, а что такое плохо. Если в семье отец не уважает мать, поднимает на нее руку и употребляет нецензурную лексику, несложно предсказать, как будет себя вести ребенок. При этом школа на ситуацию вряд ли сможет повлиять.

Какие права имеют ученики?

Каждый ребенок имеет право в первую очередь получать всестороннее образование, которое полностью соответствует требованиям общества. Качественное изучение основных предметов дает возможность поступить в престижное высшее учебное заведение и найти свое место в жизни. Ребенок, который хорошо учится в школе, без проблем определится с будущей профессией, найдет общий язык с людьми из различных социальных групп. Образовательный процесс будет протекать благоприятно, если ученик соблюдает права учителя на уроке. Взаимопонимание – основной критерий качественного общения между преподавателем и учащимся.

Каждый ребенок имеет различную склонность к точным и гуманитарным наукам. Одному ученику лучше дается математика и физика, другому же – история и литература. При этом ребенок имеет право проявлять свои знания на различных конкурсах, олимпиадах и смотрах. Принимать участие в конкурсах ребенок может в соответствии со своими возможностями. Если ученик не обладает соответствующими знаниями, он имеет право отказаться от участия в конкурсе или олимпиаде.

Популярностью сегодня пользуются профильные учебные заведения. Здесь обучение проводится по общеобразовательной программе, однако больше внимание уделяется некоторым предметам. Наиболее востребованными остаются школы с углубленным изучением английского языка или математики. В таких заведениях права учителя начальных классов не ограничиваются проведением теоретических занятий. Преподаватели проводят с ребятами также и практические занятия. В гимназиях и лицеях ребята имеют право самостоятельно выбирать профиль обучения в установленном порядке. Зачастую такое решение принимается совместно с родителями.

Отдельного внимания заслуживают права учителя физкультуры, а также ученика на соответствующих занятиях. Специалист выполняет свою работу в целях общего развития ребят. При этом стоит учитывать, что каждый ученик обладает своей степенью физической подготовки. Ребенок имеет право не выполнять то или иное упражнение, если оно способствует ухудшению самочувствия. А вот полностью отказаться от занятий физкультурой можно лишь на основании медицинской справки.

Обязанности учеников

Ребята в школе имеют не только права, но и свои обязанности. В первую очередь они должны прилежно учиться и выполнять все требования преподавателей в соответствии с регламентом школы и законом РФ. Ученики обязаны примерно вести себя не только в школе, но и в общественных местах. Если ребенок нарушает порядок на улице, об этом будут знать не только родители, но и администрация учебного учреждения. Имеет ли право учитель выгонять с урока ребенка за плохое поведение? Ответ однозначен: такого права учитель не имеет. Преподаватель обязан предоставить информацию о поведении ученика директору или заведующему школы. На школьном совете принимается решение о мерах наказания. Если ребенок систематически нарушает регламент школы, а поведение его неудовлетворительно, он может быть исключен из учебного заведения.

Ученики должны бережно относиться к школьному имуществу, а также к предметам других учащихся. Обязательно необходимо соблюдать правила личной гигиены. В школу ребенок должен приходить опрятно одетым. Во многих учебных заведениях к урокам не допускаются ученицы старших классов с декоративной косметикой. Регламентом школы могут быть запрещены также неформальные прически у мальчиков и девочек. Ребенок обязан соответствовать достойному званию ученика общеобразовательного учреждения.

Каждый ребенок должен с пользой проводить свободное время. В это понятие входит выполнение домашних заданий, самообразование, чтение художественной литературы. Посещение кружков и спортивных секций необязательно, но приветствуется.

Какие оценки имеет право ставить учитель?

Любая школа создана в первую очередь для того, чтобы обучать ребят общеобразовательным предметам. Система оценок выполняет роль некого индикатора, показывающего уровень знаний каждого отдельного ребенка. Имеет ли право учитель ставить «2»? Если ученик показывает плохие знания, учитель вполне может поставить такую оценку. И делается это совсем не для того, чтобы пристыдить ребенка. Плохая оценка является сигналом к действию родителей. Если ребенок регулярно получает двойки, маме и папе стоит обратить внимание на выполнение домашних заданий. Возможно, есть смысл позаниматься с преподавателем дополнительно.

В отечественных школах используют пятибалльную систему. Оценка «5» является наивысшей и ставится в том случае, если ученик показывает отличные знания. Вместе с этим оценка «1» в учебной практике практически не используется. Наиболее низкой считается двойка, которая ставится тогда, когда ребенок совершенно не знает предмет. Ученик, который регулярно получает плохие оценки по основным предметам, может быть оставлен администрацией школы на второй год. Это значит, что обучающую программу придется пройти повторно.

Правомерными ли являются платные образовательные услуги?

Если ребенок не понимает тот или иной предмет, он может позаниматься с учителем дополнительно, на платной основе. Такие услуги являются правомерными, если родители платят за обучение на официальный счет в школе, а с заработной платы специалиста вычитается налог. Какие права имеет учитель в этой сфере? Каждый специалист вправе проводить дополнительные занятия на платной основе как в учебном заведении, так и в домашних условиях. При этом все услуги должны предоставляться в соответствии с законодательной базой РФ. Репетиторы, которые работают нелегально, рискуют лишиться своего основного места работы.

Отдельного внимания заслуживают частные школы. Весь учебный процесс здесь осуществляется на платной основе. Родители ежемесячно вносят определенную сумму в фонд учреждения. Эти деньги идут на содержание заведения, выплату заработной платы учителям и администрации, приобретение методической литературы. Зачастую в таких учреждениях работают лишь учителя с высоким уровнем квалификации. А ребята имеют возможность обучаться в комфортабельных кабинетах. Не случайно многие состоятельные родители предпочитают частные школы государственным образовательным учреждениям.

Частная школа – это зарегистрированная фирма, которая имеет собственный счет в финансовом учреждении. Все манипуляции с деньгами производятся через кассу. Образовательные услуги предоставляются полностью легально. Фирма выплачивает налоги государству. Правильно зарегистрированная частная школа предоставляет своим выпускникам аттестат государственного образца.

Ответы на волнующие вопросы

Должен ли ученик сидеть в спортивном зале, если он освобожден от занятий по физкультуре? Медицинская справка выдается в первую очередь для того, чтобы ребенок не проявлял физической активности. Освобождение от урока как такового врачом не выписывается. Ученик обязан находиться на уроке физкультуры. Посещать занятие при этом необходимо в спортивной форме. Как будет выставлена оценка такому ученику? Если ребенок не может сдавать спортивные нормативы по состоянию здоровья, он может написать реферат на одну из спортивных тем. Справка не является поводом для пропуска занятий по физкультуре. Отсутствие ребенка на уроке фиксируется как прогул.

Обязаны ли учителя заниматься дополнительно с отстающими ребятами? Если ученик пропустил занятия по болезни, он не сможет нормально воспринимать материал в дальнейшем. Повторять информацию ради одного ученика учитель вряд ли будет. Остается единственный выход – дополнительные занятия. Заниматься с отстающим ребенком или нет, каждый учитель решает самостоятельно. Дело в том, что такие занятия специалистам не оплачиваются. Каждый учитель имеет право отказать родителям в просьбе индивидуального обучения. Вместе с этим учитель обязан предоставить методическую литературу для самообразования. Кроме того, можно воспользоваться помощью репетитора.

Имеет ли право учитель забирать телефон или планшет у ребенка? Преподаватель не может распоряжаться личными вещами детей, которые посещают общеобразовательные учреждения. Вместе с этим телефоны, планшеты и другие гаджеты нередко отвлекают ребят от учебного процесса. Поэтому в регламенте школы может стоять запрет на использование подобных предметов во время уроков. Если ребенок регулярно нарушает регламент образовательного учреждения, он может быть исключен.

Подведем итог

Нормальный образовательный процесс может быть обеспечен только лишь при условии качественного взаимодействия детей, учителей и родителей. Имеет ли право учитель выгонять ребенка из класса, может ли ученик пропускать уроки без документального подтверждения – на все эти вопросы отвечает закон РФ «Об образовании». Но существуют также негласные законы, касающиеся взаимопонимания, поддержки и добродушного общения в коллективе. Образовательный процесс будет проходить на высоком уровне, если не только дома, но и в школе будет царить здоровая психологическая атмосфера.

fb.ru

Новости — Что запрещается делать учителям?))

1. Обязан соответствовать требованиям, предъявляемым к соответствующим квалификационным характеристикам.

2. Обязан поддерживать дисциплину в школе на основе уважения человеческого достоинства обучающихся.

Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.

3. Обязан обеспечить выполнение учебных программ, достижение обучающимися уровня образования (государственный образовательный стандарт).

4. Обязан отвечать за жизнь и здоровье детей во время образовательного процесса.

5. Рабочий день учителей должен начинаться не позднее, чем за 10 минут до начала занятий, за 5 минут до начала урока учитель обязан открыть свой кабинет.

6. В течение учебного времени учителя приступают к очередным урокам со звонком, задержка учащихся на переменах, а также опоздание учителя на урок считается нарушением трудовой дисциплины.

7. Учитель не имеет права отменять, удлинять, сокращать продолжительность уроков.

8. Не должен оставлять учащихся в кабинетах одних, без учителя.

9. Не имеет право удалять учащихся с уроков, не может не допускать опоздавших до занятий.

10. Учитель обязан соблюдать единые педагогические правила для педагогов, работающих в одном классе:

— урок начинается и заканчивается по звонку

— каждая минута урока используется для организации активной познавательной деятельности учащихся

— воспитательная функция урока органически связана с образовательной, развивающей.

— воспитание на уроке осуществляется через содержание, организацию, методику урока, влияние личности учителя

— обращение к учащемуся должно быть уважительным

— учитель в самом начале урока (орг. момент) требует полной готовности учеников к уроку, наличия учебных принадлежностей, внимания.

— учитель вырабатывает спокойный, сдержанный тон. Регулирование поведения учащихся достигается взглядом, изменением тембра голоса, молчанием и другими педагогическими способами.

— категорически запрещается крик, оскорбление ученика. Их альтернатива – спокойное требование, спокойный тон, выдержка.

— Учителя, работающие в одном классе, в зависимости от обстоятельств, проводят коррекцию требований (в зависимости от отношения учащихся к учению, из поведения).

— требования к оформлению и ведению тетрадей, дневников основывается на едином орфографическом режиме, вырабатываемом на педагогическом совете и методических объединениях учителей – предметников.

— все учителя, работающие в одном классе, укрепляют доверие учащихся к учителям на основе межпредметных связей, взаимоуважения друг к другу.

— важное место в воспитании занимают высокие профессиональные качества, которые совершенствуются в совместной работе.

Поиск новых методов, форм, средств обучения и воспитания и из обсуждение является постоянным атрибутом работы учителя.

11. Учитель обязан следить за культурой собственной речи.

12. Учитель обязан следить за своим внешним видом, придерживаясь делового стиля в одежде, в прическе.

13. Учитель обязан разъяснять сложный материал в случае обращения к нему учащихся

 

8.1.Применять к учащемуся меры
физического и психического


насилия .
(Закон РФ «Об образовании», ст.
15. п.6, Типовое положение об
общеобразовательном
учреждении (утв.
постановлением Правительства
РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п.
57)

8.2.Опаздывать на урок.
(Трудовой кодекс РФ, ст. 21)

8.3.Выгонять ученика с урока.
(Конституция РФ, ст. 43)

8.4.Выставлять в журнал оценку
не за ответ, а за поведение
учащегося.
(Рекомендация ЮНЕСКО от
05.10.1966 г. «О положении
учителей», п. 65)

8.5.Задавать домашнее задание
на каникулярное время в 1-11
классах и в выходные дни в 1-4


классах, кроме чтения
художественной литературы.
(Конвенция о правах ребенка, ст.
31; Постановление Главного
государственного санитарного
врача РФ от 28 ноября 2002 г. №
44 «О введении в действие
санитарно-эпидемиологических
правил и нормативов СанПиН
2.4.2.1178-02», п. 2.9.19)

ЗАПОМНИТЕ ЭТО!!)))

 

9g-klass.nethouse.ru

Что не имеет право делать учитель по отношению к ученику?

1. Обязан соответствовать требованиям, предъявляемым к соответствующим квалификационным характеристикам.

2. Обязан поддерживать дисциплину в школе на основе уважения человеческого достоинства обучающихся.

Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.

3. Обязан обеспечить выполнение учебных программ, достижение обучающимися уровня образования (государственный образовательный стандарт) .

4. Обязан отвечать за жизнь и здоровье детей во время образовательного процесса.

5. Рабочий день учителей должен начинаться не позднее, чем за 10 минут до начала занятий, за 5 минут до начала урока учитель обязан открыть свой кабинет.

6. В течение учебного времени учителя приступают к очередным урокам со звонком, задержка учащихся на переменах, а также опоздание учителя на урок считается нарушением трудовой дисциплины.

7. Учитель не имеет права отменять, удлинять, сокращать продолжительность уроков.

8. Не должен оставлять учащихся в кабинетах одних, без учителя.

9. Не имеет право удалять учащихся с уроков, не может не допускать опоздавших до занятий.

10. Учитель обязан соблюдать единые педагогические правила для педагогов, работающих в одном классе:

— урок начинается и заканчивается по звонку

— каждая минута урока используется для организации активной познавательной деятельности учащихся

— воспитательная функция урока органически связана с образовательной, развивающей.

— воспитание на уроке осуществляется через содержание, организацию, методику урока, влияние личности учителя

— обращение к учащемуся должно быть уважительным

— учитель в самом начале урока (орг. момент) требует полной готовности учеников к уроку, наличия учебных принадлежностей, внимания.

— учитель вырабатывает спокойный, сдержанный тон. Регулирование поведения учащихся достигается взглядом, изменением тембра голоса, молчанием и другими педагогическими способами.

— категорически запрещается крик, оскорбление ученика. Их альтернатива спокойное требование, спокойный тон, выдержка.

— Учителя, работающие в одном классе, в зависимости от обстоятельств, проводят коррекцию требований (в зависимости от отношения учащихся к учению, из поведения) .

— требования к оформлению и ведению тетрадей, дневников основывается на едином орфографическом режиме, вырабатываемом на педагогическом совете и методических объединениях учителей предметников.

— все учителя, работающие в одном классе, укрепляют доверие учащихся к учителям на основе межпредметных связей, взаимоуважения друг к другу.

— важное место в воспитании занимают высокие профессиональные качества, которые совершенствуются в совместной работе.

Поиск новых методов, форм, средств обучения и воспитания и из обсуждение является постоянным атрибутом работы учителя.

11. Учитель обязан следить за культурой собственной речи.

12. Учитель обязан следить за своим внешним видом, придерживаясь делового стиля в одежде, в прическе.

13. Учитель обязан разъяснять сложный материал в случае обращения к нему учащихся

info-4all.ru

Какие права имеет учитель в школе: часто задаваемые вопросы

В последнее время родители учеников различных школ, а также сами учителя данных образовательных учреждений, ввиду возникновения различных спорных ситуаций стали задаваться вопросом о том, какие права имеет учитель в школе. Согласно букве закона, все данные учителю права оговорены профессиональным Федеральным уставом, подготовленным специально для педагогической сферы деятельности. Дабы разобраться в этом вопросе более детально, предлагаем вам рассмотреть собранные нами по этому поводу сведения.

Какие права имеет учитель в школе

Какие права имеет учитель в школе в 2018 году

Итак, для начала разберемся, какими же правами наделяются сотрудники школ, являющиеся учителями, при поступлении на работу в школу.

  1. Учителя имеют право на получение соразмерной их профессиональной квалификации заработной платы.
  2. По закону учителям должны предоставить все элементарные условия для того, чтобы они смогли оказывать образовательные услуги.
  3. Руководитель школы обязан предоставлять учителям помощь, направленную на организацию учебного процесса.
  4. Представители интересующей нас профессии имеют право на пользование гарантиями социальной и материальной категорий, которые определены законом для работников бюджетной сферы.
  5. Учителя также имеют право выходить в отпуск согласно графику их работы.

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

Теперь, когда мы рассмотрели основные права учителя, гарантируемые ему по закону, давайте обратимся правам, касающихся спорных вопросов, возникающих в конфликтных ситуациях между учителем и учеником.

По закону трудовая деятельность учителя регламентируется соответствующим уставом

Вопрос №1. Имеет ли учитель право выгнать ученика с урока?

Согласно букве закона, учители подобным правом не наделены. Даже в том случае, когда конкретный ученик подрывает образовательный процесс своим поведением, учитель не может выгнать его из класса, так как в данном случае такое решение будет напрямую являться нарушением должностной инструкции представителей интересующей нас профессии.

За подобное нарушение учитель даже может подвергнуться санкциям со стороны руководства школы.

Однако, неподобающее поведение наглых учеников не должно оставаться без внимания. Лучшим выходом из данной ситуации станет:

  • снятие с себя какой-либо ответственности за определение мер пресечения дурного поведения школьника;
  • вызов руководства школы и введение его в курс дела непосредственно во время урока.

Обратите внимание: только в том случае, если вы последуете нашей рекомендации, для вас не случится никаких правовых последствий. Разбираться с учеником должен будет уже директор школы, а не вы. Самостоятельно же принятые действия, направленные против ученика, пусть и самые безобидные (выгнал из класса, отчитал), могут принести вам впоследствии множество неприятностей.

Поскольку законом подобное право не обозначено, учитель не может выгнать ученика с урока

Вопрос №2. Имеет ли учитель право изъять у ученика телефон?

Данная мера пресечения неприглядного поведения ученика также считается незаконной, противоречащей профессиональной инструкции учителя. Еще раз напоминаем вам: самостоятельно избранные учителем меры наказания и воздействия на ученика строго запрещены.

В данном случае, если вы попали в ситуацию, когда ученик на протяжении всего урока играет в мобильный телефон, или переписывается, забирать у него его имущество нельзя. Вы можете действовать точно так же, как было указано в вопросе №1:

  • успокоиться;
  • позвать директора.

Полномочия директора несколько шире, чем полномочия учителя, поэтому, он сможет воздействовать на ученика иначе. Тем не менее, если вы считаете, что поведение ребенка не изменится, можете попробовать поговорить об этом с его родителями, пригласив их в школу. Это, разумеется, законом не возбраняется.

Телефон является личным имуществом ученика. Изымать его противозаконно

Вопрос №3. Имеет ли учитель право повышать на учеников голос?

Нужно заметить, что с точки зрения закона такое понятие, как «повышенный голос» у учителя, не рассматривается, так как оно является относительным. Например, ребенок нажаловался, что учитель кричал на уроке, а на деле:

  • учитель болел и вынуждено повышал голос;
  • у учителя голос от природы высокий.

Поэтому, само повышение голоса на учеников считаться за нарушение не может. Однако, это не значит, что учитель может:

  • кричать на ученика;
  • оскорблять его честь и достоинство;
  • разговаривать с ним с использованием нецензурных слов;
  • переходить на личности и т.д.

Повышение голоса подразумевается, как мера привлечения внимания.

Повышение голоса на учеников может рассматриваться с разных точек зрения, определяющих, допустимо оно или нет в той или иной ситуации

Что еще не имеет права делать учитель относительно учеников

Дабы составить в голове полную картину, и не уделять время отдельному рассмотрению всех нюансов, которые запрещены учителю относительно своих подопечных – учеников, давайте рассмотрим нижеследующую таблицу.

Таблица 1. Что не имеет права делать учитель

Противозаконное действие учителяОписание
Учитель не имеет права повышать голос на конкретного ученикаЕсли учитель повышает голос не ради привлечения внимания, то это противозаконно. Сюда же нужно отнести и то, что учителю также запрещено:
  • кричать на учеников;
  • оскорблять их;
  • разговаривать нецензурной бранью с учениками и т.д.

    Обратите внимание: делать все то же учитель не имеет права также в неформальной обстановке, например, если они с учеником встретились на улице, а не в классе.

  • Учитель не может воздействовать на ученика физическиКатегорически запрещено учителю ученика:
  • бить;
  • толкать;
  • швырять;
  • щипать;
  • применять иное физическое воздействие, направленное на причинение ученику вреда.

    Обратите внимание: если вы ударите ученика, вероятнее всего, вам придется распрощаться с местом работы, а кроме того, придется отвечать за свои действия перед законом в лице его официальных представителей.

  • Учитель не имеет права самостоятельно избирать неподобающе ведущему себя ученику меры наказанияИтак, учитель не может по своему усмотрению наказывать ученика, применяя к нему следующие меры наказания:
  • ставить в угол;
  • выгонять из класса;
  • оставлять после уроков или заставлять дежурить;
  • не пускать в класс без школьной формы;
  • не отпускать выйти в туалет;
  • ставить оценку «2» за плохое поведение и т.д.

    Такие меры не предусмотрены регламентом и должностной инструкцией преподавателя, и их применение может обернуться для него бедой.

  • Учитель не может отбирать у ученика принадлежащее ему имуществоДаже на время урока личные вещи ученика остаются его личными вещами, что бы то ни было:
  • еда;
  • телефон;
  • игрушки;
  • иные гаджеты и предметы.

    Отбирать их не просто неправильно, но и противозаконно.

  • Что делать, если педагог ведет себя неподобающе

    Какая ответственность ожидает учителя за превышение своих полномочий

    Итак, ответственность, которая ожидает учителя, нарушившего одну или несколько из перечисленных нами выше установок, может разниться в зависимости от степени тяжести его проступка.

    1. Так, единичное происшествие может окончиться дисциплинарным наказанием в виде:

    • написания объяснительной;
    • официального выговора;
    • штрафа.

    2. Систематические нарушения чаще всего оканчиваются увольнением с занесением подробностей в личное дело.

    3. При условии, что имел место быть факт избиения ученика, вам может грозить тюрьма.

    Как учителям бороться своими силами с непослушанием учеников

    Как мы знаем, люди, которые идут работать в образовательные учреждения, чаще всего отправляются туда по призванию. Поэтому, многие из них, сталкиваясь с проблемами, связанными с нерадивыми учениками, теряются, и начинают стараться уладить вопрос всеми доступными способами:

    • мирными разговорами;
    • повышением тона для привлечения внимания и т.д.

    Однако, все это может не помогать, так как некоторые ученики довольно часто ввиду различных психологических причин не способны или не хотят внять призывам учителя к качественным и добрым отношениям.

    В этом случае мы советуем вам поступить единственно правильно с юридической точки зрения (то есть и наиболее безопасно для вас):

    • прервать занятие ради приглашения директора и передачи ему компетенции по урегулированию данной ситуации;
    • впоследствии пригласить родителей ученика для разрешения данной проблемы;
    • предложить (при необходимости) решить проблемы ученика с помощью школьного психолога.

    В этом случае вы максимально эффективно для дела и с минимальным ущербом для себя решите вопрос и постепенно отношения с вашим учеником и его поведение обязательно наладятся.

    К слову, в законе об образовании даже значится такая обязанность учителя, как обращение к руководителю образовательного учреждения за помощью в каждой ситуации, которая выходит за рамки обозначенных вам должностной инструкции компетенций.

    Учитель — первый друг ученика. Попав в спорную ситуацию, старайтесь помнить об этом

    Подведем итоги

    Современные дети, к сожалению, далеко не безобидны. Об этом лучше всех, пожалуй, знают именно учителя, вынужденные контактировать с учениками очень плотно. Поэтому, именно лицам, представляющим данную профессию, не понаслышке известно, какие проблемы могут возникать во взаимодействии с ними. Кроме того, в последнее время наметилась тенденция принятия родителями стороны своего чада без выяснения обстоятельств возникновения конфликта.

    Попав в такую ситуацию, важно помнить, что ваши задачи на данном этапе таковы:

    • обезопасить себя от последствий, сняв юридическую ответственность;
    • постараться ребенку помочь справиться с внутренними психологическими причинами, которые заставляют его вести себя подобным образом.

    Учитель не должен решать вопросы административного плана, он является другом каждого своего подопечного, и протянуть руку помощи тому, кому она особенно нужна, даже если это непросто – его первейшая обязанность.

    Видео – Имеет ли учитель право отобрать телефон

    nalog-expert.com

    Когда учитель не прав? | Обучение

    Основной обязанностью учителя является донести определенную информацию до ученика в доступной ему форме, кроме этого учитель должен воспитывать определенные качества у ученика: дисциплинированность, тягу к самообучению, воспитывать морально-волевые качества, в общем, формировать ребенка как личность.

    Обязанности ученика: посещать все уроки (пропуск занятий только по уважительным причинам, с письменным объяснением, если возможно — с документальным подтверждением), выполнять задание, заданное на дом, слушать учителя на уроке и выполнять предъявляемые учителем требования, в школе вести себя согласно правилам, установленным администрацией школы, принимать участие в жизни школы.

    Администрация школы обязана приобщать детей к жизни школы, стимулировать успевающих детей и детей, защищающих честь школы на олимпиадах и спортивных соревнованиях. Также ее обязанность — следить за выполнением правил поведения на территории школы и проведением мероприятий внутри школы. Выявлять и развивать таланты детей на внутришкольных мероприятиях.

    Учитель имеет право наказать ребенка оценкой, оставить после уроков для объяснения плохо усваиваемого материала. Фото: Depositphotos

    Ученики имеют право попросить заменить учителя, если докажут неспособность учителя донести определенный материал, в другом случае они имеют право написать жалобу на имя администрации школы на учителя за превышение своих полномочий или предубежденное отношение.

    Администрация школы имеет право отчислить ученика за нарушение дисциплинарного режима, за невыполнение норм поведения и правил, установленных администрацией школы, за систематическое нарушение правил техники безопасности.

    В некоторых учебных заведениях принято во всех происшествиях винить учителя. В основном администрация школы считает, что учитель виновен, так как допустил подобную ситуацию у себя на уроке. Хотя с другой стороны, есть определенные требования, которые должен выполнять ученик.

    Есть и другой вид учебных заведений: где учитель всегда прав. В таких заведениях всегда царит дисциплина и порядок. Но учителя со временем могут превышать свои полномочия: накричать на ученика (не повысить голос, а именно накричать), оскорбить, ударить указкой по пальцам или тетрадью по лицу… Это очень сильно влияет на психику ребенка. Такие дети — потенциальные клиенты психологов и психотерапевтов.

    И первый, и второй пример учебных заведений является крайностью. Администрация — своего рода судья, который должен тщательно разобраться в ситуации, прежде чем вынести обвинение. И ни в коем случае нельзя спешить с наказанием, особенно, если виновен ребенок. Сначала с ребенком должен побеседовать школьный психолог, чтоб выяснить причину такого поведения, и только потом назначать наказание.

    Идеальное построение учебного процесса — это строгое выполнение своих обязанностей и знание своих прав педагогическим коллективом и учащимися учебного заведения, при тщательном контроле администрации и заинтересованности родителей в успеваемости своих детей. Фото: Depositphotos


    Что еще почитать по теме?

    Как вести себя с учителем?
    Какой учитель нужен подростку?
    Почему рейтинг профессии учителя упал ниже плинтуса?

    shkolazhizni.ru

    На что учитель имеет право?

    Выписали основные мысли из интервью с сопредседателем профсоюза «Учитель» Всеволодом Луховицким, чтобы напомнить, что у учителей есть не только обязанности, но и права, которые можно и нужно защищать.   

    Иногда думать о завтрашнем дне приходится именно так.

    (источник: s-media-cache-ak0.pinimg.com)

    Можно выделить три момента, которые определяют специфику трудовых отношений, в которых участвует учитель как наёмный работник. 

    Первый момент. Юридически работодателем учителя является директор школы, с которым заключается трудовой договор. Но, поскольку сам директор нанимается регионом или муниципалитетом, то фактически работодателем учителя оказывается государство. При этом оно формально избегает прямых переговоров с работниками, а работники не имеют возможности воздействовать на реального хозяина. 

    Второй момент — это сложившееся в обществе представление об учителе не как о наёмном работнике, а как просветителе и подвижнике. Это представление затрудняет публичный разговор о «приземлённом» — о соблюдении трудовых прав учителей. В правомерности таких требований, как повышение зарплаты педагогическим работникам, сложно бывает убедить и общество, и самих работников. 

    Третий момент. В российских школах сильна патриархальная модель отношений, когда трудовой коллектив рассматривается как семья, а директор — это «глава семьи», и все вместе идут к высокой цели воспитания личности. При таком подходе сложно отстаивать свою «эгоистическую» позицию наёмного работника, требуя улучшения условий труда.  

    Чудо не случится даже в самой сказочной школе, если с правами учителя никто не считается.

    (источник: upload.wikimedia.org)

    Одна из самых сложных проблем — это нормирование рабочего времени. Законом определено рабочее время педагогических работников — до 36 часов в неделю, при этом учитель не обязан всё это время находиться в школе. Но не все директора принимают это во внимание и часто требуют присутствие работника в течение этого времени в стенах учебного заведения. 

    Кроме того, существует понятие ненормированной части рабочего времени, которое позволяет «нагрузить» учителя большим количеством работы без дополнительной оплаты. 

    Помимо этого, в законе не прописан «потолок» по количеству учебных часов. Поэтому учителя можно заставить вести уроки 44 часа в неделю и не платить за них как за сверхурочные. 

    Другая проблема — нечёткость должностных инструкций. «Благодаря» этому учителей часто пытаются использовать для решения своих задач разные ведомства, собирая сведения об учениках или обеспечивая явку на различных собраниях. 

    Огромная бюрократическая нагрузка на учителей в виде множества отчётностей,  сложности в получении компенсации за работу на ЕГЭ — тоже следствие размытого толкования обязанностей.  

    Учитель может, ссылаясь на закон «Об образовании в РФ», подать письменное заявление директору, что он не будет выполнять данную работу (например, посещение какого-либо мероприятия), потому что она не входит в сферу его должностных обязанностей. Как правило, ни один директор не будет официально опровергать подобное заявление. Конечно, свои трудовые права проще отстаивать, имея в коллективе единомышленников или независимый профсоюз за спиной.  

    Если администрация школы пытается предъявить к учителю неоправданные требования с помощью внутренних школьных актов, с этим можно бороться, опять же, объединяясь.

    Директор школы оказывается между двух огней: наёмными работниками и фактическими хозяевами (муниципалитетом или регионом). При этом с ним заключён краткосрочный трудовой договор — на 1-3 года. По истечении этого срока работодатель в лице государства может без объяснения причин не продлять договор с «неудобным» директором. Поэтому единственное надёжное «средство защиты» директоров — это активные учителя и родители, которые, объединяясь и вызывая общественный резонанс, могут препятствовать увольнению полюбившихся руководителей.   

    Учителя привыкли работать в одиночку, но трудовые права нужно защищать сообща.

    (источник: en.wikipedia.org)

    Ухудшение социально-экономической ситуации приводит к тому, что учителя начинают активнее защищать свои права (например, выступая с петициями о пересмотре системы оплаты труда). Но среди работников образования плохо развито умение объединяться для решения проблем. Так как педагог по природе своей работы — индивидуалист, привыкший полагаться на уроке в классе только на себя, убедить его в том, что для защиты своих прав важно консолидироваться с другими, бывает очень сложно.    

    Скопировать ссылку

    Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

    newtonew.com

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *