Унитарное государство представляет собой – —

Унитарное государство

Унитарное государство – единое слитное образование, состоящее в своей основе из административно-территориальных единиц, в разных государствах они называются по-разному (провинции, воеводства или иные образования). Унитарное государство представляет собой самую высокую степень централизации государственной власти. Как правило, такая форма территориально-государственного устройства присуща государству с одной господствующей нацией или народом. Там могут быть представлены и другие народы, но они в заметном меньшинстве.

Автономные образования – места, где есть определенная концентрации других народов, но государство не перестает быть унитарным. Это, например, Крым в составе Украины, Аланские острова в Финляндии, остров Корсика во Франции. Все эти автономные образования выделяются территориальной обособленностью, своеобразием населения. Унитарные государства с такими образованиями называются сложными. Унитарные государства, не имеющие подобных образований, — простые (Польша, государства Прибалтики, Болгария, Турция и др.).

Автономия – это самоуправление определенной части территории государства, отличающейся определенными историческими, географическими условиями, а населению присущи определенное национально-исторические особенности.

Различают два вида автономии:

  • Политическая – обладает более широкими правами (например, издание собственного законодательства). Это, например, Гренландия Дании, Аланские острова Финляндии, уйгуры, монголы, тибетцы в Китае.

  • Культурно-административная (административная) – в школах предметы ведутся на национальном языке или диалекте, издание газет, книг на национальном языке (этими правами обладает и политическая автономия).

Признаки унитарного государства:

  • Административно-территориальная единица не имеет право иметь собственное законодательство;

  • Единая правовая система, конституция, высшие органы власти;

  • Составные части государства не обладают суверенитетом.

  • В зависимости от порядка формирования местных органов государственной власти и порядка решения этими органами вопросов местного значения унитарные государства подразделяются на:

  • В централизованномунитарном государстве местные органы власти формируются центральными органами (чиновники на местах назначаются правительством). Примерами централизованных государств являются Индонезия, Таиланд.

  • В децентрализованномунитарном государстве местные органы власти избираются непосредственно местным населением и наделяются правом самостоятельного решения вопросов местного значения (например, Италия).

  • В относительно-децентрализованномунитарном государстве правительство путем назначения формирует органы среднего звена (в провинциях, департаментах). Органы же управления на местах (в районах и городских общинах) избираются местным населением. Примером относительно-децентрализованного государства может служить Франция.

Федерация

Федеративное (союзное) государство – сложное образование, которое состоит или из государств самостоятельных, или состоит из государственных образований – субъектов федерации. Эти субъекты в разных федерациях имеют разные названия – в США – штаты, в ФРГ – земли, в РФ – разные названия (области, края, автономные республики).

Федерация образуется двумя путями:

  1. Снизу — на основе союза ранее самостоятельных государств, когда несколько государств объединяются, заключают федеративный договор и делегируют свои полномочия, а также суверенитет, новосозданному государству. Например, США – сначала объединилось 12 штатов (1773 год), также СССР – на основе договора.

  2. Федерации образованные сверху – актами государственных органов (чаще всего, это Конституция). Такие федерации называют конституционными. Например, РФ, Мексика имеют конституционно-правовую договорную основу. В РФ – договор между центром и большинством республик: Татарстан, Башкирия, Чувашия и др. Такие договоры ставят субъекты федерации в неравное положение, когда каждая республика «выторговывает» свои права. В США каждый штат равноправен, хоть и имеет свое законодательство, в РФ же заранее различные полномочия и компетенция субъектов.

Иногда говорят еще о смешанных – которые созданы, к примеру, сверху, но в составе имеются и те, которые впоследствии присоединились. Классический пример – РФ. РФ была образована в качестве федерации при принятии Конституции РФ, но некоторые субъекты РФ присоединились впоследствии мартовскими Федеративными договорами 1992 г.

Признаки Федерации:

  1. Составные части государства – субъекты федерации;

  2. Все субъекты имеют свои собственные законодательные и исполнительные органы;

  3. Законодательство двух уровней;

  4. Разделение предметов ведения федеральных органов и органов субъектов;

  5. Как правило представительный законодательный орган состоит из 2 палат, где в одну включаются представители субъектов;

  6. Двухканальное налогооблажение;

  7. Двойное гражданство – двойное условно, потому как на самом деле здесь одно гражданство конкретного государства и если оно прекратится, то прекратится и гражданство в соответствующем субъекте.

Различают федерации образованные по:

Национально-территориальная федерация строится по национальному принципу. Каждый субъект федерации — территория преимущественного проживания лиц одной национальности (СССР, Чехословакия, Югославия, в современном мире Канада и Бельгия).

Административно-территориальная федерация строится по административному принципу. Все субъекты федерации представляют собой административно-территориальные образования (штаты в США).

В смешанной федерации есть и национально-территориальные, и административно-территориальные субъекты. Примером может служить Российская Федерация (республики, автономная область и автономные округа сформированы по национально-территориальному принципу, края, области города федерального значения — по административно-территориальному).

Различают симметричные и ассиметричные федерации:

  1. Симметричные – права субъектов равны;

  2. Ассиметричные – права субъектов не равны.

Ни одна современная федерация не закрепляет за субъектами права на сецессию. Единственная федерация которая это закрепляла – СССР. Отсутствие у субъектов права на сецессию не означает, что субъекты из состава федерации выйти не могут. Это возможно, но только на основе референдума, согласования, договора. В частности, выход Гамбии из состава Сенегала в 1982 году.

Конфедерация – временный союз государств, создаваемый для достижения конкретных политических, экономических или каких-либо других целей. В связи с их временным характером, то по достижении целей конфедерация либо распадается (Сенегамбия распалась на Сенегал и Гамбию), либо преобразуется в федерацию (Германский союз в 1871 г. преобразовался в Германскую империю).

Признаки Конфедерации:

  1. Отсутствие суверенитета в рамках конфедерации вследствие отсутствия единого государственного аппарата;

  2. Отсутствует единая система законодательства;

  3. Могут создаваться союзные межгосударственные органы, но только для решения проблем, по которым государства объединились;

  4. Субъекты конфедерации обладают правом свободного выхода.

Существовали также и другие формы, например империи и протектораты.

Империя – государство, обладающие большой территорией и объединяющие в себе представителей самых различных этносов. Основным признаком является наличие мощной центральной власти, а также ассиметричное политическое и правовое положение у центральных районов и периферии.

Протекторат – форма государственных объединений, где одно государство признает над собой верховенство другого, при этом оно теряет свои полномочия в международных отношениях, но сохраняет внутреннюю династию и возможно управления внутри государства.

14.Монархия и ее виды.

Форма правления — совокупность способов организации верховной государственной власти и ее распределения между центральными органами государства, которые определяют степень и характер участия народа в формировании органов государственной власти (республика/монархия)

Монархия— это такая форма правленая, при которой вся полнота верховной государственной власти формально или фактически сосредоточена в руках одного лица, монарха, который осуществляет эту власть, как правило, на основе принципов наследуемости и несменяемости.

В зависимости от характера полномочий монарха:

1. Абсолютная монархия— это такая монархия, при которой вся полнота верховной государственной власти и формально, и фактически сосредоточена в руках монарха.

Признаки:

  1. Наличие единоличного правителя;

  2. Все три ветви власти в руках монарха;

  3. Наличие мощной армии или полиции как средства контроля общества;

  4. Отсутствие представительных органов;

  5. Мощный чиновничий аппарат.

Ограниченная монархия — это такая форма правления, при которой власть монарха формально или фактически ограничивается деятельностью представительных органов или действием конституционных актов.

Виды ограниченной монархии: и сословно-представительная и конституционная.

Сословно-представительная монархия — при такой форме правления власть монарха формально ограничивается деятельностью сословно-представительного органа, который формируется либо из привилегированных сословий, либо из представителей всех свободных сословий. Деятельность такого органа носит законосовещательный характер.

Конституционная монархия — это такая форма правления, при которой власть монарха формально или фактически ограничивается деятельностью парламента либо действием конституционных актов.

Конституционная монархия выступает в виде: дуалистической и парламентарной.

Дуалистическая (двойственная) монархия — форма правления, при которой власть монарха формально ограничивается действием конституционных актов. Законодательная власть принадлежит парламенту. Исполнительную власть осуществляет правительство, формируемое монархом независимо от партийного состава парламента. Правительство подотчетно и подконтрольно монарху. монарх обладает правом абсолютного вето, правом роспуска парламента.Признаки:

  1. Существование представительного органа власти;

  2. Исполнительная власть в руках монарха, правительство назначается лично монархом;

  3. Монарх сохраняет в своих руках только 1 ветвь власти – исполнительную.

Парламентарная монархия — такая форма правления, которая характеризуется и формальным, и фактическим ограничением власти монарха действием конституционных актов и деятельностью парламента.Законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. Правительство формируется монархом из представителей той политической партии, которая получает большинство депутатских мандатов и главой правительства становится лидер этой партии.

Признаки:

  1. Король является символом государства, иногда представителем;

  2. Власть короля ограничена или отсутствует во всех трех ветвях власти;

  3. Правительство формирует не монарх, а как правило парламент;

  4. Контрасигнатура короля для всех актов парламента;

  5. Назначение высших должностных лиц или их представление в руках короля.

15.Республика и ее виды.

Форма правления — совокупность способов организации верховной государственной власти и ее распределения между центральными органами государства, которые определяют степень и характер участия народа в формировании органов государственной власти (республика/монархия)

Республика – форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Принцип разделения властей — принцип республиканский.

Юридические свойства республики:

1. ограничение власти главы государства, законодательных и исполнительных органов конкретным сроком

2. выборность главы государства и других верховных ОГВ

3. ответственность главы государства в случаях, определенных законом

4. коллегиальность правления, позволяющая обеспечивать их взаимное сдерживание от возможного произвола

5. президент представляет интересы государства в международных отношениях

6. обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов

7. преимущественная защита интересов граждан, взаимная ответственность личности и государства.

Истории известны различные республиканские формы: президентские и парламентские. Они различаются тем, какой из органов верховной власти – парламент или президент – формирует правительство и перед кем правительство несет ответственность.

В президентской республике (США, Сирия):

1) Правительство формируется Президентом и ответственно перед ним,

2) Президент — глава государства, глава Правительства, глава исполнительно-распорядительной власти, поэтому обычно здесь нет должности премьер-министра.

3) Президент не вмешивается в законодательную деятельность, не несет политической ответственности перед парламентом, не обладает правом законодательной инициативы, обладает правом отлагательного вето, которое можно преодолеть квалифицированным большинством (2/3 голосов),

4) Президент не имеет права распустить Парламент, законодательная власть контролируется непосредственно населением путем выборов.

5) парламент не вправе отправить в отставку как правительство в целом, так и отдельных его членов.

6) Президент обладает широкими полномочиями: объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, председательствует на заседаниях правительства, назначает членов Верховного суда и др.

Парламентская республика (Италия, Германия, Индия):

1) Правительство формируется Парламентом из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые имеют большинство голосов в парламенте, оно ответственно перед Парламентом, не имеет строго проведенного принципа разделения властей между законодательной и исполнительной властью (например, министр может быть членом Парламента),

2) Президент избирается, как правило, высшей палатой представительного органа, а не народом, как в президентской республике, он является главой государства, но вся его деятельность сводиться к представлению государства на международном уровне, существенного влияния он не играет, так как ни одно его решение не может быть проведено в жизнь без согласия Премьер-министра, министра.

3) главой исполнительной власти является Премьер-министр,

4) Правительство не может распустить парламент, а Парламент может распустить Правительство.

5) Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью, разработка и утверждение государственного бюджета, определение основных направлений развития страны, решение вопросов внешней политики.

Социалистическая республика (Комаров) – это особая форма правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и, согласно марксистской теории, должна была стать подлинно демократической республикой. Особенности:

  • Соединение высших и местных органов власти в единую представительную систему

  • Ведущее положение представительных органов, составляющих основу аппарата государственной власти

  • Сочетание экономического, социально-политического и культурно-воспитательного руководства общественной жизнью

  • Создание необходимых условий для обеспечения руководящей роли рабочего класса и его партии в общественной и государственной жизни

  • Отрицание идеи разделения властей

3 разновидности социалистической республиканской формы правления:

1. Парижская коммуна

2. Советская республика

3. народно-демократическая республика.

Смешанная (полупрезидентская) республика (Россия):

1. Правительство формируется Президентом, но принимает участие Госдума при назначении Председателя Правительства (дают согласие на кандидатуру).

2. Президент является главой государства, но не является главой исполнительно-распорядительной власти (Председатель Правительства). Президент имеет право участвовать в заседаниях Правительства в качестве Председателя. Все силовые ведомства непосредственно подчинены Президенту (МВД, МИД). Фактически Президент является и главой исполнительно-распорядительной власти.

3. В президентской республике Парламент не обладает правом выразить недоверие Правительству, а в РФ — имеет такое право и это может привести к отставке Правительства (теоретически). Фактически — у нас сильная президентская республика.

4. Президент имеет право законодательной инициативы, он вмешивается в законодательный процесс, занимается законотворческой деятельностью — может регулировать те отношения, которые не урегулированы Парламентом. Иногда Парламент прямо делегирует свои полномочия Президенту.

16.Унитарное государство и его виды.

Форма государственного устройства – это национально-территориальная организация государственной власти, показывающая на какие составные части поделена территория государства и каково взаимоотношение этих частей между собой и каждой отдельной части с государственным целым в лице своих центральных и местных органов.

Унитарные государства – это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняется центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.

studfiles.net

Государство унитарное | Понятия и категории

ГОСУДАРСТВО УНИТАРНОЕ (от лат. unitas — единство) — форма государственного устройства, характеризующаяся центральным руководством административно-территориальными единицами и отсутствием обособленных (самостоятельных) государственных образований. В этом смысле государство унитарное принято называть простым государством. Унитарное государственное устройство характеризуется высокой степенью централизации политической власти, большей (в отличие от федеративного государства) целостностью и единством.

Это единое, слитное государство, разделенное на административно-территориальные единицы, не обладающие, как правило, какой-либо политической самостоятельностью. Для него, за редким исключением, характерны следующие признаки: единая конституция и единое законодательство; единая централизованная система органов исполнительной власти; единая судебная система; деление территории государства на административно-территориальные единицы, статус органов власти которых определяется нормами общегосударственного права и т. п. Государство унитарное имеет единое гражданство, единый бюджет и др. Форма государства унитарного дает возможность центральным органам государственной власти концентрировать в руках центра ресурсы страны и быстро проводить свои решения через исполнительные органы административно-территориальных единиц. В государствах, не имеющих компактно проживающих этнических групп населения, унитаризм может разумно сочетаться с децентрализацией и территориальной автономией какой-либо части государства.

Территориальное деление в большинстве государств унитарных является административным. В административно-территориальных единицах имеются органы общей администрации. Административно-территориальное деление в государстве унитарном включает различное число ступеней. Как правило, это зависит от численности населения и размеров территории страны. В небольших странах существует двухзвенное, в других — трех- и даже четырехзвенное административно-территориальное деление. Самыми крупными территориальными единицами являются области, провинции, губернаторства и т. п. В мире есть небольшие государства, которые вообще не имеют административно-территориального деления (Мальта, Бахрейн и др.).

В государстве унитарном со сложным (асимметричным) государственно-территориальным устройством составные части государства имеют различный конституционно-правовой статус. Обычно наряду с административно-территориальными единицами имеются области (регионы), обладающие большими правами и являющиеся территориальными автономиями. Степень самостоятельности таких автономий различна. В одних странах (Китай, Эфиопия) автономии являются административными (издание газет, радиовещание, судопроизводство на местном языке), в других — законодательными или политическими (издание местных законов по определенным вопросам). Так, законодательная автономия существует в ряде стран Европы: в Дании (Гренландия), во Франции (Корсика), в Португалии (Азорские острова), в Испании (Страна Басков и др.).

Государство унитарное с точки зрения организации публичной власти разделяют на децентрализованные и централизованные. В децентрализованных государствах существует конституционное распределение полномочий между общегосударственными органами власти и органами власти территориальных единиц. Так, территории Испании и Италии состоят из автономных единиц (20 — в Италии и 17 — в Испании), хотя объем их прав не является одинаковым. Такие страны, как Италия и Испания называют «регионалистскими», имеющими тенденцию перехода от унитарной к федеративной форме государственно-территориального устройства.

Некоторые государства унитарные являются относительно децентрализованными. В звеньях административно-территориального деления таких стран есть избираемые населением представительные органы, обладающие полномочиями по решению вопросов местной жизни. Однако не существует местного законодательства и прав, которыми обладают автономии в «регионалистских» государствах.

Централизованными государствами унитарными являются такие, в которых нет выборных органов на уровне административно-территориальных единиц, обладающих правом самостоятельно решать местные вопросы. Функции власти на местах выполняют назначенные центральной властью администраторы. Таких государств, в которых отсутствуют местные выборные органы, в настоящее время немного (отдельные страны Африки и Азии). Такая форма государственного устройства присуща некоторым государствам с авторитарным или тоталитарным режимом, в которых, хотя и имеются местные выборные органы, управление страной осуществляется центральной государственной или партийной олигархией, а то и вовсе одним лицом — диктатором.

Государство унитарное может существовать самостоятельно как отдельное суверенное государство. Оно может также входить в состав другого государства на федеративных началах, т. е. сохраняя определенный комплекс своих суверенных прав, либо на автономных началах.

В бывшем составе СССР государствами унитарными считались все союзные республики, кроме Российской Федерации, а также все автономные республики. В современной Российской Федерации государствами унитарными являются все республики в составе РФ. Государствами унитарными являются также большинство государств мира.

См.: Государство, Государство федеративное, Конфедерация.

Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 76-78.

ponjatija.ru

2. Унитарное государство

Унитарное государство представляет собой наиболее простую форму территориального устройства. Оно воплощает классиче­ские представления о политическом объединении нации под еди­ной властью. В данной форме только один субъект обладает госу­дарственностью — само государство. Оно является единым поли­тическим центром общества. Только ему присущ государствен­ный суверенитет.

Единый государственный суверенитет подтвержден основным законом, конституцией. Основной закон закрепляет исключитель­ную и нераздельную государственность на всей территории стра­ны. Территории, входящие в состав унитарного государства, поли­тической самостоятельности не имеют, не являются суверенными.

Естественно, право сецессии (отделения) за территориями не признается. Речь идет о запрете на сецессию именно территорий, а не проживающих там общностей. Если местное сообщество при­обретает свойства народа, нации, претендует на международное признание, то вступают в действие международно-правовые нор­мы о праве народов на самоопределение, на собственную нацио­нальную государственность. В этом случае, конечно, может состо-

192

яться обособление и даже полное отделение фактически возник­шего, учрежденного народом государства.

Например, арабы, проживающие на западном берегу реки Иордан, настояли на своем праве сомоопределения. Вполне воз­можно, что их самостоятельность приобретет форму государства и повлечет обособление от Израиля. Но до тех пор, пока террито­риальное сообщество людей силой оружия или политической борьбой не докажет того, что оно является народом, считается, что унитарное государство остается формой организации единого, хотя бы и многонационального народа. И статус территорий не явля­ется формой, выражающей суверенитет. До этих пор право отде­ления территории от государства юридически не существует.

В унитарном государстве местным сообществам добиться ста­туса народа не так-то просто. Например, в ст.З французской кон­ституции сказано: «Национальный суверенитет принадлежит народу… Никакая часть народа… не может присвоить себе его осуществление». Таким образом, унитарное государство в прин­ципе отрицает существование каких-либо носителей суверените­та, кроме единого народа (или единого монарха).

Унитарная форма ограничивает права территорий и их орга­нов преимущественно решением местных дел. Обычно террито­рии не имеют права участвовать в государственной политике. «Если местные учреждения должны получить политический ха­рактер, то это поведет к раздроблению государства. Даже в сво­бодных государствах им запрещается выражать мнения по поли­тическим вопросам, ибо это искажает истинное их значение… «||>х

Совсем не обязательно политически единое государство ста­новится централизованным в административном отношении. В этой форме устройства за гражданами, общественными ассоциациями и прочими субъектами могут быть признаны различные права, свободы. Не являются исключением и территории. Права терри­торий в унитарном государстве являются более или менее об­ширными, вплоть до местного самоуправления. Однако эти пол­номочия, местные свободы и привилегии принадлежат террито­риям не по собственному праву, а приобретаются в силу закона, изданного государством. Наиболее свободным правовым положе-

Чичерин Б.Н. Политические и социальные идеалы/Власть и право. М., 1990, с. 58.

193

ниєм территорий может быть статус юридического лица, а в боль­шинстве случаев местные органы административно подчинены правительству.

Учреждается одна система высших государственных орга­нов. Ими являются только центральные политические учрежде­ния — глава государства, правительство, парламент, верховные судебные инстанции. Представительные и административные учреждения территорий не относятся к числу высших государ­ственных органов.

В унитарном государстве действует единая система законо­дательства. Только акты центральных органов власти имеют ранг закона — акта высшей юридической силы. Это не исклю­чает права местных органов осуществлять правовое регулирова­ние по вопросам, имеющим локальное значение. Вместе с тем их акты являются подзаконными, издаются в пределах компетен­ции, установленной государством, и не могут противоречить законам.

Системы налогообложения, применяемые в унитарных госу­дарствах, различаются. Однако первичным монопольным правом налогообложения обладает государство, а не территории. Взима­ние местных налогов, как правило, допускается с санкции госу­дарства. Территории, в отличие от государства, не вправе по свое­му усмотрению устанавливать и взимать налоги.

В унитарном государстве установлено единое гражданство (подданство). Лица, пребывающие на территориях, являются для них не гражданами, а жителями. Такие понятия, как гражданин области, провинции, города, не употребляются, если не считать символического, почетного гражданства.

Обычно в унитарном государстве устанавливается единая су­дебная система. Впоследствии, однако, можно будет убедиться в том, что отдельные политически единые государства допускают исключения из этого правила, равно как и некоторых других, по которым они устроены.

Унитарная форма государственности широко распростране­на. Ее использует большинство стран Западной, Центральной и Восточной Европы, Африки, многие государства в других частях света.

194

studfiles.net

Унитарное государство

Количество просмотров публикации Унитарное государство — 1480

Понятие государственно-территориального устройства, классификация его форм

Понятие государственно-территориального устройства, классификация его форм.

2. Унитарное государство (признаки, виды унитарных государств, территориальная автономия в унитарном государстве, её сущность, виды).

3. Федеративная форма государственно-территориального устройства (признаки, виды федераций, юридическое и фактическое разграничение компетенци между федерацией и её субъектами, федеральный контроль и федеральное принуждение).

Государственно-территориальное устройство означает:

· как организована территория данного государства, из каких частей она состоит;

· каково их правовое положение;

· каково соотношение и взаимосвязь между органами публичной власти, существующими в территориальных структурах государства с центральными органами государственной власти.

Говоря о территориальном устройстве государства следует знать, что под территорией государства принято понимать пространство, на ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ распространяется его власть. Составными частями территории являются: суша, водная акватория и воздушное пространство над ними.

Сегодня существуют две основные формы государственно-территориального устройства: унитарная и федеративная. От федерации как формы государственно-территориального устройства следует отличать конфедерацию – представляющую собой форму межгосударственного союза, то есть международно-правовое объединœение суверенных государств.

Государства, составляющие конфедерацию, сохраняют свой суверенитет и продолжают выступать как самостоятельные субъекты во внутренних и внешних делах. Конфедеративные органы обладают императивной властью в отношении государств – членов в тех пределах, которые определœены конфедеративным договором. Сейчас элементами конфедерации обладают: Сербия и Черногория, а также Босния и Герцеговина, состоящая из мусульманско-хорватской федерации с таким же названием и Республики Сербской. Конфедеративные элементы имеются у некоторых союзов. К ним относятся: Союзное государство Белоруссии и России, Европейский Союз, имеющие общие органы, решения которых обязательны для государств – членов.

Самой распространенной формой государственно-территориального устройства является унитарная.

Для этой формы государственно-территориального устройства характерны следующие основные признаки:

· единая конституция, нормы которой применяются на всœей территории страны без каких-либо изъятий или ограничений;

· единая система высших органов государственной власти, юрисдикция которых распространяется на территорию всœей страны и не ограничена полномочиями каких-либо региональных органов;

· единое гражданство, никакие территориальные единицы собственного гражданства иметь не могут;

· единая система права. Все органы управления в территориальных единицах обязаны применять нормативные акты центральных органов государственной власти. Собственная нормоустанавливающая деятельность территориальных органов управления носит исключительно подчинœенный характер;

· единая судебная система осуществляющая правосудие на всœей территории страны, руководствуясь едиными нормами материального и процессуального права. Судебные органы территориальных единиц — ϶ᴛᴏ звенья единой централизованной судебной системы;

· территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, а также территориальные автономии. И те, и другие не обладают политической самостоятельностью. Создаваемые в них органы управления в какой-либо степени подчинœены центральным органам государственной власти. Их правовой статус определяется нормами единой общегосударственной системы права.

Небольшие унитарные государства не имеют административно-территориального делœения.

Наиболее распространенный тип административно-территориального делœения – трехзвенный, то есть, область, район, община. Имеются страны с двухзвенным делœением (Болгария): область, община, а также с четырехзвенным (Франция): регион, департамент, район, община.

Унитарные государства принято классифицировать исходя из степени централизации на:

· централизованные;

· относительно децентрализованные;

· децентрализованные.

В централизованных унитарных государствах административно-территориальные единицы управляются назначенными центральными органами государственной власти чиновниками. Выборные местные органы, как правило, отсутствуют (Судан, Малави).

Относительно децентрализованные унитарные государства отличаются тем, что в административно-территориальных единицах на уровне области, департамента кроме назначенных из центра префектов, комиссаров с подчинœенным им аппаратом существуют избранные населœением муниципальные органы: мэры, советы.

Префекты и комиссары обладают большими административными полномочиями, могут вмешиваться в дела муниципального управления. Такая система сложилась во Франции, Нидерландах и др.

В децентрализованном унитарном государстве в административно-территориальных единицах нет назначенных центральной властью чиновников управляющих этими единицами. Управление осуществляется выборными органами (Великобритания, Канада).

Должностные лица, как правило, избираются населœением или советами.

В децентрализованном государстве контроль государственного правительства осуществляется через бюджетное и финансово-кредитное регулирование.

Унитарные государства, состоящие только из административно-территориальных единиц, именуются простыми (Чехия, Египет).

Унитарные государства, состоящие как из административно-территориальных единиц, так и из территориальных автономий, а также имеющих в своем составе территории с особым статусом, либо колонии, именуются сложными.

В некоторых децентрализованных унитарных государствах существует территориальная автономия, которая означает конституционно-закрепленное внутреннее самоуправление части территории государства.

Территориальная автономия должна быть основана на этнических признаках, на особенностях культуры, традиций, быта͵ населœения, проживающего в конкретной местности. В местах компактного проживания этнических групп, а также групп населœения, отличающихся другими особенностями, создаются автономные области, округа, районы.

Учитывая зависимость отобъема прав, предоставляемых местным органам, различают две основные формы территориальных автономий:

· политическая автономия;

· административная автономия.

Политическая автономия имеет определœенные признаки государственности, в связи с этим она имеет и другие названия: государственная или законодательная автономия. В такой автономии населœение избирает парламент, имеющий право законодательствовать по местным вопросам.

Перечень этих вопросов устанавливается конституцией либо отдельным законом. Сама возможность образования политической автономии предусматривается в конституции унитарного государства, детальное регулирование всœех вопросов политической автономии осуществляется в статуте, который разрабатывается законодательным органом автономии и утверждается парламентом страны (к примеру, в Италии и Испании), либо в общегосударственном законе (Финляндия, Дания). Ряд субъектов политической автономии имеют конституции (Автономная Республика Крым, Нахичеванская автономная Республика)

Политическая автономия образует свой орган местной исполнительной власти. Это должна быть коллегиальный орган, избираемый парламентом автономии. Таковым является Исполнительный совет в Северной Ирландии, джунты в автономных областях Италии, либо его председатель, являющийся, к примеру, в автономной Корсике главой исполнительной власти.

Органы исполнительной власти политической автономии имеют двойное подчинœение: парламенту автономии и центральному правительству. Как правило, в политической автономии есть назначенный из центра губернатор, но полномочия его ограничиваются контрольными функциями.

За центральной властью унитарного государства сохраняется право вмешательства в деятельность органов власти политической автономии. По Конституции Испании Правительство с согласия Сената может принудить автономные сообщества ʼʼк исполнению своих обязанностейʼʼ. В Италии допускается роспуск центральной власти законодательного органа автономной власти в случае нарушения им конституции и по соображениям национальной безопасности.

Объем полномочий, предоставляемых автономным образованиям в рамках политической автономии, иногда бывает гораздо шире, чем у субъектов федерации, таких как земли в Австрийской Республике. Находящиеся в составе Дании автономные Гренландия и Фарерские острова, реализуя свои автономные права, провели референдум на своей территории о пребывании в ЕС и по его результатам объявили о выходе из Сообщества.

Отличие политической автономии от федерации состоит в основном в том, что субъекты федерации — ϶ᴛᴏ государства. Οʜᴎ принимают свою конституцию сами, и парламент федерации ее не утверждает. В отличие от автономных образований, субъекты федерации, как правило, имеют свои суды и гражданство.

В то же время Конституция унитарной Азербайджанской Республики объявляет Нахичеванскую Республику автономным государством в составе Азербайджана. Конституция этой автономии принимается ее парламентом и не утверждается парламентом Азербайджана.

В отличие от политической автономии административные автономные образования не имеют парламентов и не обладают правом принятия собственных законов. В то же время права представительных органов власти такой автономии шире, чем в обычных административных единицах. Прежде всœего, они могут участвовать в разработке акта͵ определяющего правовой статус этой формы автономии, а также принимают собственные нормативные акты.

Администрация и суды могут использовать кроме государственного языка местный язык. На этом языке может вестись преподавание в учебных заведениях, вещание в СМИ. Из коренных жителœей автономии формируются ее органы власти. Наибольшее число административных автономных образований создано в Китае – более 150. Причем, здесь существует три ступени автономии:

· низовое звено – автономный уезд;

· среднее звено – автономный округ;

· наиболее крупные автономные образования именуются автономными районами, к примеру, Синьцзян – Уйгурский, Тибетский.

В мире имеются государства, которые в своих конституциях установили прямой запрет на образование территориальной автономии. Так, согласно ст.2 Конституции Болгарии ʼʼРеспублика Болгария является единым государством с местным самоуправлением. В ней не допускаются автономные территориальные образованияʼʼ.

referatwork.ru

Электронная тетрадь Бухариной Анастасии: 03/08/13

Задание 1


Форма государства:
  • Политический Режим
  • Форма гос устройства
  • Форма правления:
а)монархия
  • абсолютная
  • конституционная:
  1. дуалистическая
  2. парламентарная

   б)республика


  • Президентская
  • парламентская
  • смешанная


Задание 2. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Бенедикт Спиноза[1]

<…> Высшая тайна монархического правления и величайший его интерес заключается в том, чтобы держать людей в обмане, а страх, которым они должны быть сдерживаемы, прикрыть громким именем религии, дабы люди сражались за свое порабощение, как за свое благополучие, и считали не постыдным, но в высшей степени почетным не щадить живота и крови ради тщеславия одного какого-нибудь человека. <…> Нам выпало на долю это редкое счастье – жить в государстве, где каждому предоставлена полная свобода суждения и каждому разрешаются поклоняться богу по своему разумению, где милее и драгоценнее свободы ничего не признают, <…> я думаю, сделаю приятное и небесполезное дело, если покажу, что эта свобода не только может быть допущена без вреда для благочестия и спокойствия государства, но что скорее ее уничтожение означало бы уничтожение самого спокойствия государства и благочестия.

Вопросы.

1.   В чем, по мнению Б. Спинозы, заключается суть монархического правления?

2.   Подтверждает ли жизнь правильность суждения Б. Спинозы о свободе? Аргументируйте свой ответ.

3.   Как вы считаете, может ли человек быть свободным при монархическом правлении?

1)Суть монархического правления заключается в том, чтобы путем обмана населения возвысить правителя, сделать его кем — то святым, а под видом религии внушить людям страх, дабы они подчинялись единоличному правителю и считали, что они делают это во благо себе.

2) Почти у  всех государств в законах говорится о свободе человека, о его неприкосновенности, о свободе слова, но на деле все может быть совсем не так. Очень часто мнение человека может касаться государства и государственных дел, если же это мнение портит репутацию государства и настраивает против него людей,  порой человека могут наказать, несмотря на свободу мысли.

3)Я считаю, что человек может быть свободным при монархическом правлении, так как монархия не всегда означает полнейшее подчинение высшему органу власти, человек волен выбирать свою религию, иметь собственное мнение, это и есть свобода. Монархия же означает лишь форму правления.

Задание 4

а) Великобритания Конституционная монархия 

 б) Франция Республика

в) Иордания Конституционная монархия

г) Норвегия Конституционная монархия

д) США Федеративная республика

е) Швейцария Федеративная республика

ж) Бельгия Конституционная монархия

з) ФРГ  Парламентская республика

и) Бразилия Федеративная республика

к) Италия Республика

л) Марокко Конституционная монархия

м) Дания Конституционная монархия

н) Австрия Федеративная республика

о) Япония  Конституционная монархия

п) Испания Парламентская монархия

р) Катар Абсолютная монархия

с) Оман Монархия

т) Саудовская Аравия Абсолютная теократическая монархия

у) Германия (1871-1918)Дуалистическая монархия

ф) Швеция Конституционная монархия

х) Мексика Федеративная республика

ц) Индия Федеративная республика

ч) Россия Федеративная республика

ш) Финляндия Республика

щ) Уругвай Республика

э) Нидерланды Конституционная монархия

ю) Венесуэла Федеративная республика

я) Китай Республика

Задание 5. В чем выражаются достоинства и недостатки президентской и парламентской республики?

Президентская республика.

достоинства

недостатки

1. народ имеет больше возможностей влиять на власть;

2.большая устойчивость власти.

Существует возможность установления авторитарного режима, авторитарной власти при неразвитости демократических институтов.

Парламентская республика

достоинства

недостатки

  1.  Народ влияет на власть, избирает парламент. Правительство подотчетно парламенту. 
  2. Эту форму правления можно считать наиболее демократичной.
  1. Характерна неустойчивость исполнительной власти. 

  2.  Часты правительственные кризисы, отставки правительства.

  3.  В неподготовленном обществе введение такой формы правления грозит анархией.



Задание 6. Тест.

1. Что такое форма правления?

а) Это национальное и административно-территориальное строение государства.

б) Это совокупность внешних характеристик государства, определяющих способ его организации и устройства.

в) Это порядок формирования и структура высших органов государственной власти и распределение полномочий между ними.

            2. Какое из указанных положений характеризует форму правления государства?

а) Национально-государственное устройство.

б) Соотношение центральных и местных органов власти.

в) Источник и способ организации власти.

г) Средства и методы осуществления власти.

д) Способ объединения населения на определенной территории.

            3. Чем монархия отличается от республики?

а) Провозглашением референдума и всеобщих выборов.

б) Образованием правительства на парламентской основе.

в) Двойной ответственностью правительства перед президентом и парламентом.

г) Передачей власти по наследству.

д) Наличием президента.

4. Укажите под буквой А – типичные формы правления, а под буквой В – нетипичные.

а) Тирания. В

б) Республика. А

в) Диктатура. В

г) Монархия. А

5. Форма правления показывает…

а) Как строятся отношения между центральными и местными государственными органами.

б) Как формируются и взаимодействуют высшие органы государственной власти.

в) Какова степень участия населения в формировании высших органов государственной власти.

г) Из каких частей состоит внутренняя структура государства.

д) Какова структура и полномочия высших органов государственной власти.

buharinanan.blogspot.com

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО

Количество просмотров публикации УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО — 130

Унитарное государство представляет собой наиболее простую форму территориaльного устройства. Оно воплощает классические представления о политическом объединœении нации под единой властью. B данной форме только один субъект обладает государст­венностью — сaмо госудаpcтво. Оно является единым политическим центром общества. Только ему присущ государственный суверени­тет.

Единый государственный суверенитет подтвержден основным законом, конституцией. Основной закон зaкрепляет исключитель­ную и нераздельную государственность на всœей теpритории стра­ны.Территории, входящие в состав унитарного госудаpствa, поли­тической самостоятельности не имеют, не являются сyверенными.

Естественно, прaво сецессии (отделœения) за территориями не признается. Речь идет о запрете на сецессию именно территорий, a не проживаюших тaм общностей. В случае если мeстное сообщество приоб­ретает свойства народа, нации, претендует на международное при­знание, то встyпают в действие международно-правовые нормы o прaве народов на самoопpеделœение, на собственнyю национaльную государствeнность. B этом слyчае, конечно, может состояться обо­собление и дaже полное отдeление фактически возникшего, учреж­денного наpодом госyдарства.

К примеру, арабы, проживающие на западном берегу реки Иордан, настоялии на свoём праве самоoпределœения. Bполне возможно, что их самостоятельность приобретет форму государства и повлечет обособление от Израиля. Ho до тех пор, пoка террито­pиaльное сообщество людей силой оружия или политичeской борь­бой не докaжет того, что оно является народом, считается, что уни­тарное госудаpство остаeтся формой организации единого, хотя бы и многонационального наpода. И статус территорий не является формой, вырaжающей суверенитет. До этих пор право отделœения территории от государствa юридически не существует.

B унитарном госyдaрстве местным сообществам добиться ста­туса народа не так-то просто. К примеру, в ст. 3 французской кон­ституции сказано: «Национaльный сувеpенитет принадлежит на­роду… Никакaя часть народа… не мoжет присвоить себе его осу­ществление». Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, унитарное госудаpство в принципе отрицает существование каких-либо носителœей суверенитета͵ кро­ме единого народа (или единого монарха).

Унитарная форма огpаничивает прaва территорий и их органов преимущественно peшением местных дел. Обычно территории не имеют права участвовать в государственной пoлитике. «Eсли местные yчреждения должны получить политический характер, то это поведет к раздроблению государства. Дaже в свободных государствах им запрещается вырaжать мнения по политическим во­просам, ибо это искажает истинное их значениe…»

Совсœем не обязaтельно политически eдинoe гocyдарство стано­вится централизованным в административном отношении. В этой фoрме устpойства за гpaжданами, общественными аcсoциациями и прочими субъектами бывают признаны различные пpава, сво­боды. Не являются исключением и территории. Права терpиторий в унитарном государстве являются бoлее — или менее обширными, вплоть до местного самоуправления. При этом эти полномочия, местные свободы и привилегии принaдлежат территориям не по собственному пpаву, а приобретаются в силу закона, изданного го­сударством. Наиболее свобoдным прaвовым положением территорий должна быть статyс юридического лица, а в большинстве слyчаев мeстные, оргaны aдминистpативно подчинœены правитeльствy.

Учреждается одна система высших государственньх органов. Ими, являются только центральные, политические учреждения — глава государства, правительство, парламент, верховные судебные инстанции. Представительные и административные учреждения территории не относятся к числу высших государственных органов.

В унитарном государстве действует единая система законода­тельства. Только акты центpaльных органов власти имеют ранг закона — aкта высшей юридической силы. Это не исключает права местныx оргaнов осуществлять правовое регулирование по вопро­сам, имеющим локальнсе значение. Вместе c тем, их акты являют­ся подзаконными, издаются в пределах компетeнции, установлен­ной государством, и не могут противоречить зaконам.

Системы налогообложения, применяемые в унитарных госу­дарствах, различaются. При этом первичное монопольное право налогообложения принадлежит государству, а не территории. Взимание местных нaлогов, как правило, допускается с санкции государства. Территории, в отличие от государства, не вправе по своему усмотрению — устанавливать и взимать налоги.

В унитарном государстве установлено единoе гражданство (пoддaнство). Лица, пребываюшие на теppиториях, являются для них не гpaжданами, a жителями. Тaкие понятия, как гражданин oбласти, пpoвинции, гоpода нe употребляются, в случае если не считaть символического, почетного гpaжданствa.

Обычно в унитарном государстве устанавливaется единaя су­дебная система. Bпоследствии, однако, можно будет убeдитьcя в том, что отдельные политически eдиные государства допyскают исключения из этого правила, равно как и некотopых других, по которым они устpоены.

Унитарная фoрмa государственности шиpоко распростpaненa. Ее использует большинство стран Западной, Центральной и Восточной Европы, Африки, многие государства в других частяx света.

Читайте также


  • — Унитарное государство

    Править]Нетипичные (смешанные) формы правления Править]Виды республик Править]Отличительные признаки республиканской формы правления Править]Республика Править]Виды монархий Править]Отличительные признаки… [читать подробнее].


  • — Унитарное государство

    Советская республика как форма правления Республика как форма правления: понятие и виды Монархия как форма правления: понятие и виды Монархия – это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в… [читать подробнее].


  • — Унитарное государство

    Основная статья: Унитарное государство Унитарное государство (от лат. «unitas» — единство) — простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаковсуверенитета. [править]Отличительные признаки унитарного… [читать подробнее].


  • — Унитарное государство: понятие и виды.

    Унитарное государство — это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. Унитарное государство… [читать подробнее].


  • — Унитарное государство

    Тема 5. Формы государственного устройства Форма государственного устройства — правовое понятие, характеризующее законодательное или конституционное оформление отношений между центром (высшими органами государственной власти и управления) и периферией… [читать подробнее].


  • — Унитарное государство

    Форма государственного устройства. Форма государственного устройства раскрывает территориально-организационную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных властей. Основные формы государственного устройства в современном… [читать подробнее].


  • — Унитарное государство

    Понятие государственно-территориального устройства, классификация его форм Понятие государственно-территориального устройства, классификация его форм. 2. Унитарное государство (признаки, виды унитарных государств, территориальная автономия в унитарном… [читать подробнее].


  • — Территориальное устройство. Унитарное государство.

    Территориальная организация государства характеризует соотношение целого и частей, центральных и региональных органов власти. Различают две основные формы территориального устройства государства: унитарную и федеративную. Унитарное государство представляет собой… [читать подробнее].


  • — Территориальное устройство. Унитарное государство.

    Территориальная организация государства характеризует соотношение целого и частей, центральных и региональных органов власти. Различают две основные формы территориального устройства государства: унитарную и федеративную. Унитарное государство представляет собой… [читать подробнее].


  • — Форма государственного устройства. Унитарное государство

    Форма государственного устройства раскрывает территориально-организационную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных властей. Основные формы государственного устройства в современном мире – это унитарное (простое)… [читать подробнее].


  • referatwork.ru

    Унитарное государство

    Форма государственного устройства – это его строение по национальному и административно-территориальному признакам, характеризующее взаимоотношения составных частей страны и ее местных органов власти. Она определяет внутреннюю структуру государства, правовое положение его составных частей, взаимоотношения между центральными и местными органами власти.

    Выделяют федеративную, конфедеративную и унитарную формы государственного устройства.

    Первая основана на политических образованиях, которые обладают определенной сферой государственной самостоятельности. Россия, Мексика – федеративные государства. Чаще всего страны с этой формой госустройства имеют большую территорию и численность населения.

    Вторая форма представляет собой союз государств без политической централизации. Как правило, единая конституция отсутствует, нет общих органов управления и власти. Образуется конфедерация в политических, экономических или военных целях. Конфедерациями, к примеру, являются Швейцария, Босния и Герцеговина.

    А унитарное государство – это форма госустройства, для которой характерно разделение территории страны на административно-территориальные единицы, не обладающие признаками государственного суверенитета, находящиеся в подчинении органов центральной власти. К таким государствам можно отнести: Италию, Францию, Беларусь и т. д. Современные буржуазные страны по большей части имеют именно эту форму. Кроме того, она присуща и некоторым субъектам федеративного государства (к примеру, республикам, входящим в состав РФ).

    Унитарное государство обладает рядом признаков:

    • единая конституция;
    • составные части государства (округа, области, департаменты) не обладают госсуверенитетом;
    • одна учредительная власть;
    • общая система законодательства;
    • единая денежная система, кредитная и налоговая политика;
    • одно гражданство;
    • единые высшие органы госвласти и вооруженные силы;
    • внешние государственные сношения осуществляются центральными органами;
    • для малочисленных наций допускается законодательная и национальная автономия.

    Классификация

    Унитарное государство может быть централизованным либо децентрализованным. В первом случае в центральные органы госвласти административно-территориальных единиц чиновники назначаются для управления (например, Туркменистан), а во втором — избираются на местах (Королевство Испания). Чаще всего встречается относительно децентрализованное государство, в котором функционирует и совет, избранный гражданами, и назначенный чиновник (Турецкая республика).

    Унитарное государство бывает простым, для которого характерно только административно-территориальное деление (Беларусь, Польша и т. д.), и сложным – когда в его составе находятся политические автономии и колонии (Франция, Италия, Великобритания).

    Компетенция автономных образований закрепляется в конституции страны либо специальным законом. Они подразделяются на: корпоративные, персональные и территориальные. Одни автономии возникают в связи с языковыми общностями, вторые – при разрозненном проживании этнических групп, а третьи – при компактном их расселении. Автономии по объему полномочий подразделяются на административные и политические. У последних имеются лишь некоторые признаки государственности.

    Унитарное государство может быть с одной автономией (к примеру, Украина, где автономной республикой является Крым), со многими (Испания) и с разноуровневыми (Китай с входящими в него автономными округами, уездами и районами).

    При любой форме допускается государственное вмешательство в том случае, если органами автономии не выполняется конституция. Есть страны, в которых создавать автономные образования запрещено (к примеру, Болгария).

    fb.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *