Унитарные примеры стран – Унитарное государство — что это такое, его признаки и примеры

Содержание

Унитарное государство. Признаки.Все унитарные государства мира. |

Унитарное государство (от лат. unitas — единство)  – это форма государственного устройства.

Признаки унитарного государства:

  • Государство делится на административно- территориальные единицы, которые подчиняются единым центральным органам власти и не имеют статуса государственного образования. Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.
  • На всей территории действует единое законодательство, единая конституция.
  • Единая судебная система.
  • Единая денежная система, единый государственный бюджет.
  • Единая налоговая система.
  • Одно гражданство.

Виды унитарных государств по типу централизации:

  • Децентрализованные – в них региональные органы власти формируются независимо от центральных, избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни. (Это Великобритания, Испания, Италия, Япония и др.),
  • Относительно децентрализованные
    – в них местное самоуправление избирается в регионах, но находится под контролем центральных органов власти (это
  • Централизованные — в них должностных лиц, возглавляемых регионы, назначают центральные органы власти (это Нидерланды, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан и др.)

Виды унитарных государств по признаку автономизации.

  1. Простые – либо вообще не делятся на территориальные единицы, так как слишком малы по территории (Мальта, Науру и др.), либо делятся только на административно-территориальные единицы (Алжир, Польша, Франция, Колумбия).
  2. Сложные – имеющие в составе одну или несколько автономий (например, автономные районы в Китае).
  3. Регионалистские государства – полностью состоят из автономных образований и фактически эволюционируют в федерацию.

 

Виды автономии в унитарном государстве.

  • Национально- территориальная – часть государства, в которой проживают люди одной народности, имеющие право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности (возможность формировать свои высшие органы власти, принимать свои законодательные акты, вводить национальный язык наравне с государственным). Это Франция, Китай, Азербайджан и другие.
  • Экстерриториальная – при такой автономии право решать государственные вопросы предоставлено этническим меньшинствам (например, в Македонии такое право имеет албанское население).

На сегодняшний день в мире примерно 85 % стран имеют унитарную административную организацию.

Азия
Азербайджан, Армения, Афганистан ,Бангладеш, Бахрейн,Бруней,Бутан, Восточный Тимор, Вьетнам, Грузия, Израиль, Индонезия, Иордания, Иран, Йемен, Казахстан, Камбоджа, Катар, Кипр, Киргизия, Китай, Кувейт, Лаос, Ливан, Мальдивы,Монголия,Мьянма, Оман, Саудовская Аравия, Северная Корея, Сингапур, Сирия, Таджикистан, Таиланд,Туркменистан, Турция, Узбекистан, Филиппины,Шри-Ланка, Южная Корея,Япония.
Африка
Алжир, Ангола, Бенин,Ботсвана, Буркина Фасо, Бурунди, Габон, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Джибути, Египет, Замбия,Зимбабве, Кабо-Верде, Камерун, Кения, Конго (Браззавиль), Конго (Киншаса), Котд’Ивуар,Лесото,Либерия,Ливия,Маврикий,Мавритания, Мадагаскар, Малави,Мали,Марокко, Мозамбик, Намибия, Нигер, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Свазиленд, Сейшелы, Сенегал, Сомали,Сьерра-Леоне,Танзания, Того, Тунис, Уганда, Центральноафриканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея,Эритрея, Южно-Африканская Республика.
Америка
Антигуа и БарбудаБагамы

Барбадос

Белиз

Боливия

Гаити

Гайана

Гватемала

Гондурас

Гренада

Доминика

Доминиканская Республика

Колумбия

Коста-Рика

Гавана

Никарагуа

Панама

Парагвай

Перу

Сальвадор

Сент-Винсент и Гренадины

Сент-Люсия

Суринам

Тринидад и Тобаго

Уругвай

Чили

Эквадор

Ямайка

Океания.

Вануату, Кирибати, Маршалловы острова, Науру ,Новая Зеландия,Палау, Папуа-Новая Гвинея, Самоа,Соломоновы острова, Тонга, Тувалу, Фиджи.

 

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

 .

 

obschestvoznanie-ege.ru

Унитарное государство — что это такое? Признаки унитарного государства

Унитарная форма государства — это вид государственного устройства, при котором страна разделена на несколько административных частей, которые не имеют статус государственных образований. Но в некоторых случаях отдельные регионы страны могут обладать некоторой долей самостоятельности в принятии решений. Признаки унитарного государства характерны для небольших по площади и численности населения стран. Но и тут есть исключение в виде Китая, который, несмотря на солидную территорию и огромное население, считается унитарным государством. В таких странах действует единый свод законов, единая конституция и правовая система. Высшие органы управления одни для всех образований в государстве. В настоящее время унитарными является абсолютное большинство независимых государственных образований в мире. Среди таких стран можно отметить Великобританию, Францию, Испанию, Украину и многие другие. В последнее время мы особенно часто слышим упоминание про унитарное государство. Что это такое, мы рассмотрим более подробно.

Унитарность как форма государственного устройства

Прежде чем рассмотреть более подробно само определение «унитарного государства», необходимо упомянуть о существующих формах государственного правления. По своей сути форма государственного строя является административным, территориальным и национальным строением страны, которое показывает взаимоотношения между регионами, органами местного и центрального государственного аппарата, а также между разными народностями и нациями, проживающими на одной территории.

Кроме этого, форма государственного строя демонстрирует из каких субъектов состоит государство, какое у них правовое положение и степень их взаимодействия между собой, в какой форме выражаются интересы национальных меньшинств, проживающих в одном регионе, а также как строятся отношения между органами центральной власти и местным самоуправлением.

А вот конкретная форма государственного устройства в той или иной стране зависит от географического расположения регионов, их национального состава, а также от целого ряда факторов, среди которых можно выделить экономический, социальный, исторический и культурный.

Виды форм государственного строя

В настоящее время существует 3 вида форм государственно-территориального строя:

1. Федерация. Данная форма государственного строя представляет объединение нескольких ранее суверенных (или обладающих широкой автономией в составе государства) стран (регионов) в единое государство на добровольной основе. Самыми известными примерами федеративного строения являются Российская Федерация (в составе 85 субъектов, из которых 22 республики, 4 автономных округа и 1 автономная область), США (50 штатов и несколько свободно ассоциируемых территорий), Индия (29 штатов, столичный округ и 6 союзных территорий) и другие.

2. Конфедерация. Эта форма устройства является государственным объединением нескольких независимых стран. При этом ни один их субъектов конфедерации не теряет свой суверенитет, и обладает собственными вооруженными силами, денежной и правовой системами. Единой ныне существующей конфедерацией является Швейцария (однако в последнее время она приобрела все признаки федерации). Также своеобразными конфедерациями считают ЕС, Союз России и Беларуси, Евразийский Союз.

3. Унитарное государство. Что это такое? Этот вопрос не дает покоя миллионам граждан, особенно в последнее время с появлением очагов сепаратизма в разных странах мира. Это единое государственное образование, которое разделено на административные составляющие, каждая из которых не обладает никаким суверенитетом и подчиняется центральным органам власти. В свою очередь, унитарные государства также разделяют на несколько видов.

Централизованное унитарное устройство государства

К унитарным государственным образованиям данного типа относят страны, в которых функции власти осуществляются на местном уровне только теми представителями власти, которые утверждены и согласованы центральными органами управления. При этом централизованное государство может предоставить некоторую самостоятельность низшим органам управления на местах. Самые яркие примеры унитарных государств с централизованным устройством — это Великобритания и Дания. Кроме того, признаки централизованности присущи для стран Африки, где на местах власть принадлежит племенам и родам. Хотя стоит заметить, что на сегодняшний день такие государства встречаются довольно редко.

Децентрализованное унитарное государство: что это такое?

К децентрализованным государствам относят те страны, в которых конституция предусматривает разграничение органов центральной власти и местного самоуправления. То есть, фактически, субъекты государственного образования могут иметь достаточно широкую автономию, и при этом располагать собственным парламентом, управленческими структурами и правительством. В основном подобными привилегиями пользуются крупные регионы, которые некогда были независимыми или обладали достаточно широкой самостоятельностью в решении конкретных вопросов. Кроме того, эти регионы зачастую объединены общими историческими, экономическими, и географическими интересами. Субъекты децентрализованного государства могут самостоятельно решать ряд вопросов, среди которых экономические проблемы, вопросы образования, здравоохранения, охраны общественного порядка и коммунального хозяйства. Фактически субъекты превращаются в отдельные страны унитарного государства, которые объединены по каким-то причинам в единое образование. К странам с ярко выраженным децентрализованным устройством можно отнести Францию и Испанию.

Смешанные унитарные государства

Смешанные унитарные государства обладают признаками как децентрализации, так и централизованного воздействия власти на субъекты государственного образования. Фактически, к смешанным государствам можно отнести те страны, некоторые регионы которых обладают широкой автономией и способны самостоятельно решать поставленные задачи. При этом автономии могут устанавливать связи с другими странами, подписывать разнообразные культурные, социальные и экономические меморандумы. Самые яркие примеры унитарных государств смешанного типа — это Италия и Норвегия.

Для государств с унитарной формой устройства характерны несколько отличительных особенностей.

Внутреннее деление унитарных государственных образований

Как правило, каждая страна разделена на небольшие регионы, которые, в свою очередь, поделены на более мелкие субъекты местного самоуправления. Название регионов может быть разным, но их смысл одинаков во всех странах мира. К примеру, страны бывшего СССР в своем делении имеют большие области, которые, в свою очередь, разделяются на районы и сельские поселения (сельсоветы). Данный раздел не случаен. Регионы формируются на общности интересов исторического прошлого, географического расположения и экономического развития. Подобное административное деление позволяет органам центрального управления максимально контролировать ситуацию по всей стране.

Основные черты унитарных стран

1.

Все субъекты государственного строя подчиняются действию единой конституции. При этом основной закон может разграничивать центральную власть и самоуправление, таким образом, предоставляя региону некоторую автономию.

2. Единые органы государственной власти. Власть президента страны и парламента на всей территории государства неоспорима. Кроме того, органы центральной власти обладают полномочиями самостоятельно назначать руководителей органов самоуправления на местах.

3.Если на территории государства проживают другие национальности (небольшие по численности), то допускается предоставление им некоторой автономии.

4. Все международные отношения регулируются центральными органами власти. Субъекты государства не могут вступать в международные союзы самостоятельно. Допускается лишь сотрудничество автономий с другими государственными образованиями на культурном и социальном уровнях.

5. Субъекты государства не имеют государственного суверенитета, следовательно, регионы не имеют собственных вооруженных сил, денежной системы и других элементов государственности.

6. Государственный язык во всех субъектах государства един.

Факторы, влияющие на формирование унитарного государства

Многие люди задаются вопросом: «Унитарное государство: что это такое, как оно образовывается?». Попробуем на этот вопрос ответить. Унитарное государство формируется в зависимости от множества факторов. Рассмотрим некоторые из них.

1. Преобладание на территории государства единого культурного и национального населения, которое имеет один язык, одну религию, схожесть менталитета и общую историю.

2. Удобство создания единого государства по экономическим причинам. Государства, которые имеют общие границы с отсутствием таможенных барьеров, могут объединиться в унитарное государственное образование. Правда, стоит отметить, что для этого еще необходима единая валюта, единая система налогообложения, общность правовой системы, а также единство ресурсного потенциала и разделения труда.

3. Внешнее давление со стороны третьих государств. При активном вмешательстве в государственные дела других государственных объединений, страны с общей границей и общими культурно-историческими факторами могут объединиться в единое унитарное государство.

Факторы, которые влияют на разобщенность унитарного государства

На вопрос: «Какое государство унитарное?», большая часть людей ответит, что это страны, которые едины по историческим и культурным традициям, и не сталкиваются с проявлениями разобщенности в обществе. Однако это не совсем так. Для унитарных образований в современном мире характерны многие проблемы. Среди основных можно выделить так называемый сепаратизм, то есть требование одного региона о признании его государственного суверенитета. Рассмотрим, что влияет на разобщенность внутри унитарного государства.

1. Невыгодность объединения по экономическим причинам. Ярким примером в этом случае служит Италия. В последние годы северные регионы страны активно заявляют о суверенитете, особенно это движение популярно в Венеции. Эти регионы являются рычагами экономики страны, и дотируют более бедные южные области.

2. Разная история, культура и язык частей государства. В этом случае самым ярким примером является Украина, которая состоит из регионов с разными культурными и историческими интересами. Так, к примеру, южные и восточные регионы Украины более тесные связи с Россией. В западной части страны ситуация похожа. Так, Закарпатье имеет историческую и культурную общность с Венгрией, Буковина — с Румынией, а Галиция — с Польшей. Но, несмотря на подобную разницу в историческом и культурном плане, Украине присущи признаки унитарного государства.

3. Низкий уровень жизни и недовольство этим фактом населения. В этом случае в качестве примера можно привести Судан. Низкий уровень жизни стал причиной того, что южные регионы страны, которые до этого обладали широко автономией, решили отделиться от основного государства. При этом стоит заметить, что именно в южных регионах Судана сосредоточено до 60% экономических рычагов. В итоге это привело к тому, что на политической карте мира появилось новое государство Южный Судан.

4. Низкая политическая грамотность населения, которая позволяет «политическим лидерам» регионов активно пропагандировать идею создания суверенного государства.

fb.ru

Виды унитарных государств — Мегаобучалка

Простое унитарное государство — в составе нет автономных образований, территория такого государства либо вообще не имеет административно-территориального деления (Мальта, Сингапур), либо состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Словакия, Алжир).

Сложное унитарное государство — имеет в составе одно или несколько автономных образований, которые различаются на:

1. Территориальная автономия — определённая часть унитарного государства в месте компактного проживания какой-либо народности, сложившаяся в силу исторических, географических или иных особенностей, которой передано право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности. Например, возможность формирования своих высших органов власти, принимать свои законодательные акты, вводить национальный язык наравне с государственным (Дания, Азербайджан, Франция, Китай).

2.Экстерриториальная автономия — право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности предоставлено этническим меньшинствам (например, в Словении таким правом пользуются итальянское и венгерское меньшинства, в Македонии — албанское).

Также в зависимости от степени подчинения административно-территориальных единиц унитарного государства центральным органам власти выделяют:

Централизованное унитарное государство — строгая субординация органов местного самоуправления, которые формируются из центра, их самостоятельность незначительна (Монголия, Таиланд, Индонезия).

Децентрализованное унитарное государство — органы местного самоуправления самостоятельно формируются и управляются населением, органам центральной власти они прямо не подчинены, но подотчётны (Великобритания, Швеция, Япония).

Регионалистское государство (Это из Википедии! так что сказать. что иногда выделяют..))) — сильно децентрализованное унитарное государство, в котором все административно-территориальные единицы являются автономными образованиями и наделены довольно широкими полномочиями. Они имеют больше самостоятельности в решении государственных вопросов, в чём прослеживается некоторое их сходство с субъектами федерации. Такая форма в настоящее время встречается только в четырёх странах: Италия, Испания, Шри-Ланка, ЮАР.



Регионалистское государство имеет некоторые характерные черты федерации, поэтому его можно рассматривать как специфическую переходную форму от унитаризма к федерализму, происходящего в рамках одного государства. Все территориальные части в таких государствах имеют характер территориальной автономии и наделены правом создавать свои администрации, избирать региональные парламенты (местные законодательные собрания и ассамблеи), издавать законодательные акты по отдельным вопросам. В ЮАР, например, все 9 провинций наделены правом принимать свои собственные конституции. Центральная власть государства обычно назначает своего представителя в регионе — губернатора или комиссара. Однако их полномочия в различных странах неодинаковы: в Италии и ЮАР они не значительны и имеют скорее номинальный характер; в Шри-Ланка, напротив, очень широки и могут включать даже наложение права вето на некоторые принимаемые регионом законы. В Испании контроль за регионами в большей степени осуществляется конституционным судом.

II. Федерация — сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия).

Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов; другая — субъектов федерации; третья — совместной компетенцией союза и его членов. В настоящее время в мире существует 27 (?) федеративных государств.

В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации). Наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право издавать собственные нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы). Они наделены правом издавать региональные законы. У субъектов федерации нередко имеется собственный институт гражданства, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

При этом субъект федерации не может быть субъектом международных отношений не выйдя из состава федерации (сецессии). Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, области, края, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно — многие ныне существующие конфедерации по своему устройству очень близки к федерациям или даже почти являются федерациями.

Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

1) Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик, эмиратов и т. д.

2) В федеративном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам законодательной, исполнительной и судебной властей соответственно. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.

3) В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют собственные внутренние высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

4) В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство субъектов федерации — федеральных единиц.

5) Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федеративное государство в межгосударственных отношениях (США, Российская Федерация, ФРГ, Бразилия, Индия, Италия, Испания, Япония и др.).

6) Обязательным признаком федеративности государства считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата является органом общефедерального представительства и депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы субъектов федерации.

 

По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:

Симметричные / Aсимметричные

В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), в асимметричных — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия).

По особенностям формирования федерации выделяют:

территориальные / национальные / смешанные (комбинированные)

При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (например Соединённые Штаты Америки, Германия), в национальных — по национальному признаку (например бывшие Союз Советских Социалистических Республик, Чехословакия, Югославия). В смешанных федерациях формирование идёт по обоим признакам (например Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

По способу образования федерации делятся на:

договорные / конституционные

Конституционные федерации часто возникают на базе ранее существовавшего унитарного государства (нередко империи). Вопреки распространённому заблуждению, в конституциях таких федераций, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например Германия, Бразилия, Россия).

Договорные федерации возникают в результате объединения ранее независимых государств в одно, для чего подписывается договор об объединении. В таком договоре даже могут быть прописаны условия входа (например, в Конституции США) и выхода (сецессии) государств из состава федерации (например, в договоре об образовании СССР).

степень централизации:

централизованные (Аргентина, Индия, Россия, Япония) / децентрализованные (Швейцария, США)

*** «Мягкая федерация» — федерация, субъекты которой имеют право сецессии. Предполагается, что таковой станет в будущем Союз России и Белоруссии (ныне имеющий черты конфедерации). Субъекты мягкой федерации могут сами быть федерациями (такие субъекты есть в федеративной Боснии и Герцеговине, а также были в СССР). Формально «мягкой федерацией» был Советский Союз, кроме того, в 1918—1925 гг. мягкой федерацией была и Российская Федерация (РСФСР).

В основу нынешнего федеративного устройства России положены национально-территориальный и территориальный принципы. Они присутствуют и в устройстве таких федераций, как Канада, Индия. При этом федеративное устройство может способствовать решению национального вопроса и обеспечивает децентрализацию власти, разграничивая полномочия центра и регионов.

Субъектами федерации являются государства или государственные образования. Число их может быть различно, отличаются они и наименованием. Так, в составе США пятьдесят штатов, ФРГ – шестнадцать земель, Швейцарии – двадцать три кантона. В составе Российской Федерации 83 субъекта Федерации.

Законодательный орган федерации традиционно состоит из двух палат, в одной из которых представлены ее субъекты. По такой схеме строятся парламенты всех федераций мира. Федеральное Собрание (парламент) Российской Федерации состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Каждый субъект Федерации в Совете Федерации имеет подва представителя.

Территории федераций состоят из территорий входящих в них и государственных образований. «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории», – говорится в статье 4 Конституции России. Право выхода из состава федераций за их субъектами в современных конституциях не признается, что обеспечивает единство и целостность государства.

 

III. Конфедерация — временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.

Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией — объединением Сенегала и Гамбии в 1982 — 1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, было со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский Союз, существовавшей в 1815 — 1848 гг., трансформировалась в федерацию).

Создание конфедераций возможно и в будущем. Их характерные признаки следующие: создание конфедерации, как правило, закрепляется договором; суверенитет сохраняется за каждым субъектом конфедерации и не распространяется на все объединение в целом; конфедерация образует лишь те органы, которые необходимы для выполнения ее целей и задач; субъекты конфедерации имеют право выхода и нуллификации, т.е. отмены действия актов органов конфедерации на своей территории; конфедерации не имеют общей конституции, единой денежной системы, единого гражданства.

 

IV. У́ния (от позднелат. unio «единение», иногда называют «монархическая уния») — это союз (общность) государств, возглавляемый одним монархом.

Международное значение унии невелико, порой оно просто ничтожно, более заметно уния воздействует на государственный строй, по крайне мере на форму правления. Политическое значение унии зачастую тоже незаметно, но оно все же ощущается хотя бы в вопросах войны. По юридическим соображениям состояние войны между членами унии немыслимо. Его трудно представить по той причине, что акт об объявлении войны должен быть санкционирован главой государства. Другими словами если член унии вознамерился воевать с другим, королю пришлось бы подписывать акт об объявлении войны одного своего государства другому своему же государству, т.е самому себе…

Унию нельзя причислить к разряду конфедерации:

Конфедерация возникает с участием как республик, так и монархий. Уния возникает только с участием монархических государств.

Конфедерацию учреждают договором между государствами, а уния возникает не на основании договора, а в силу принадлежности одному монарху права на престол в двух и более государствах. Договор не является обязательным условием существования унии, хотя и он может быть заключён её участниками.

Действительная политическая общность стран — обязательное условие существования конфедерации. Уния, напротив, вполне может существовать и без тесных межгосударственных связей, союзнических обязательств.

Участники унии сохраняют свою государственность, а суверенитет возглавляющего их монарха удваивается, утраивается и т. д. Другими словами, одно лицо становится обладателем суверенных прав одновременно в нескольких государствах.

Унии бывают Личные и Реальные.

1. Личная уния устанавливается между государствами, в которых условия и порядок престолонаследования различны. Например, в одном государстве женщины отстранены от участия в наследовании трона, а в другом они вправе претендовать на престол. Такие унии возникают случайно, в результате того, что одно и то же лицо становится наследником одновременно двух монархов в разных государствах. Столь же случайно они и распадаются, хотя эта случайность запрограммирована устройством личной унии. Рано или поздно какой-либо из потомков общего монарха в одной из стран займет престол, тогда как по закону другого государства его царствование не состоится

2. Реальная уния. В реальных униях законодательство государств устанавливает единый порядок престолонаследования. Наследник трона в одной стране одновременно является наследником во всех государствах, составляющих унию. Распад реальной унии или выход из нее отдельной страны происходит лишь в результате изменения формы правления в одном из государств, ликвидации в нем монархии

В настоящее время единственным примером реальной унии являются отношения между некоторыми государствами из числа членов Британского Содружества. В его состав входит 49 государств. Основная их часть находится в довольно тесных политико-экономических отношениях с центром Содружества — Великобританией. И только четырнадцать из них (Австралия, Гренада, Канада, Новая Зеландия, Сент-Винсент и Гренадины, Ямайка и другие) объединены еще и в унию под общей короной. Отношения унии дополняются и усложняются другими союзническими связями, скрепляющими Содружество. Надо добавить, что королевская власть установлена не только над федеративными государствами, такими, как Австралия или Канада, но и над субъектами федерации (штатом, провинцией), составляющими территориальное пространство этих стран.

 

IV. + еще некоторые формы. Про них стоит упомянуть, но все перечисленные в программе уже были рассмотрены выше.

Содружество — организационное объединение суверенных государств для долговременного и взаимовыгодного сотрудничества, характеризующееся наличием общих признаков и определённой степени однородности в политической, экономической, правовой, культурной и языковой сферах. Содружество в будущем может перерасти либо в конфедерацию, либо в федерацию. В целом содружество схоже с конфедерацией, но имеет существенное отличие от неё, прежде всего, в том, что политическая, экономическая, социальная и иная интеграция характеризуется устойчивостью, существование объединения не ставится в зависимость от достижения какой-либо цели, в то время как конфедерация — это всегда временный союз государств, цель объединения которых конкретно определена. В качестве примера обычно приводится СНГ, Британское Содружество. Также сюда некоторые относят Европейский союз, представляющий собой устойчивое объединение государств, цель интеграции которых имеет длящийся характер, кроме того в рамках объединения созданы свои органы власти и формируется система законодательства, закрепляется приоритет общеевропейского законодательства над национальным. Существует мнение, что Европейский союз в будущем может преобразоваться в федеративное государство.

Протекторат — основанное на соглашении неравноправное объединение государств, в котором более слабое государство передаёт в пользу более сильного право осуществления части принадлежащих ему суверенных прав (как правило внешнюю политику и обеспечение безопасности) на условиях сохранения собственной государственности и получения взамен политической, военной, финансовой и иной поддержки.

Ассоциированное государство — вид протектората, представляющий собой переходную форму внешней зависимости подчинённой территории, которая находится между статусами колонии и самостоятельного государства. Подобные отношения существуют, к примеру, у Пуэрто-Рико с США, Монако с Францией, Ватикана с Италией.

Доминион — самоуправляющаяся колониальная территория в составе монархии, имеющая большую степень самостоятельности, которая в последующем получила независимость, но при этом продолжает признавать в качестве главы государства прежнего монарха. Подобный статус имели бывшие самоуправляющиеся территории Британской Империи: Австралия, Канада, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Ньюфаундленд; в настоящий момент — члены Британского Содружества.

Кондоминиум — основанное на договоре совместное владение или управление определённой территорией (государством) двумя или несколькими государствами (Англо-Египетский Судан до 1956 года, в настоящее время под совместным управлением Франции и Испании находится Андорра).

Империя — сложное колониальное государство, созданное насильственным путём, которое управляется метрополией. Такими были в своё время Римская Империя, Британская Империя, Российская Империя, Османская Империя, Цинская империя.

Фузия — временная переходная форма, представляющая собой слияние в одно государство двух или нескольких государств, населённых одним этносом, которые ранее входили в единое государство (объединение ФРГ и ГДР в 1990 году, воссоединение Южного и Северного Вьетнама в 1976 году, а также Южного и Северного Йемена в 1990 году).

В программе еще есть вопрос Соотношение типа государства и формы государственного устройства. Я ничего не нашел 😉 На мой взгляд, в этом тоже есть своя логика. Много сравнивают с формой правления, но не с формой гос. устройства. Это и понятно, ведь форма гос. устройства, по сути, чаще зависит от размера территории, а не от чего-то еще. Разумеется, чтобы была двойная система налогов, двухпалатный парлаемент и т.п. необходим буржуазный тип государства. То есть тут можно в принципе проследить, что, допустим, федерации с двухпалатным парламентом появлялись уже в буржуазном типе государства. в феодальном их, скорее всего не было. Вот что накопал кое-как в интернете: «тип государства также тесно связан и с особенностями государственного устройства страны. Так, например, в форме унитарного государства существовала и существует до настоящего времени Великобритания. Такая система сложилась в Англии к концу XIII в. До октября 1917 г. Россия также была унитарным государством. Кроме того, еще по Конституции 1918 г. Российская советская республика была объявлена федерацией, а таком состоянии она в 1922 г. объединилась с другими республиками в Союз Советских Социалистических Республик. Примером же современного федеративного государства может служить современное Российское государство, в основе государственного устройства которого лежат национально-территориальный и территориальный принципы. К числу федераций также относятся Канада, Индия, США. Конфедерации были известны только в период становления буржуазных государств, некоторые из таких конфедераций распались, а другие — явились переходной формой к более прочным федеративным связям».

megaobuchalka.ru

21:Современные унитарные государства

Унита́рное госуда́рство — форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями. Унитарными не могут быть субъекты федеративного государства, так как они не имеют государственного суверенитета.

Основные признаки унитарного государства

Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;

  • Единые для всей страны высшие органы власти;

  • Единая система законодательства;

  • Единое гражданство;

  • Единая денежная единица;

  • Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.

Виды унитарных государств

Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от:

  • характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти;

  • объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства;

Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного — Королевство Испания.

Иногда выделяют:

государства с одной автономией (например, Украина с автономной республикой Крым),

государства со многими автономиями (например, Испания с автономными сообществами (областями))

государства с разноуровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами, автономными районами и особыми административными районами

22.Автономия в зарубежных странах

Автономия в конституционном праве означает предоставление какой-либо части государства (например, Аландским островам в Финляндии, Крыму на Украине), нескольким частям (двум округам, населенным индейскими племенами в Никарагуа, двум округам, населенным в основном гагаузами в Молдавии), всем однопорядковым единицам (например, областям в Италии), наконец, всем разнопорядковым административно-территориальным единицам (в Японии) внутреннего самоуправления, самостоятельности в решении местных вопросов. Автономные образования иногда создаются законом сверху (в Ираке), иногда предварительно проводится референдум в районах предполагаемой автономии, после чего издается соответствующий закон (Филиппины).

Виды автономии.

Три характеристики автономии: персональная, корпоративная и территориальная.

Персональная автономия обычно создается, когда какие-либо этнические группы, национальные меньшинства проживают разрозненно (например, в Австрии, в Венгрии) и создают свои объединения, которые в основном занимаются вопросами культуры, быта, но могут участвовать в политической жизни путем представительства (с правом совещательного голоса) при некоторых центральных органах государства.

Корпоративная автономия обычно связывается с существованием лингвистических общностей, для которых нередко резервируется определенная доля мест в государственном аппарате, а государственные служащие других этнических групп, работающие в данном районе, должны знать язык и быт местного населения, живущего небольшими группами вперемежку с другими народностями (существует экзамен по языку для государственных служащих).

Территориальная автономия обычно бывает национально-территориальной или этнотерриториальной (первое название в литературе зарубежных стран почти не применяется), но бывает и основанной не на этнических признаках, а на учете особенностей культуры, традиций, быта населения данной территории. Территориальная (этнотерритори-альная) автономия образуется только в случае компактного расселения этнических групп или иных групп, отличающихся другими особенностями.

В зависимости от объема полномочий существуют две формы национально-территориальной (этнотерриториальной) автономии: политическая (ее часто называют еще государственной, законодательной) и административная.

Политическая автономия имеет некоторые признаки государственности. Она (ее органы) обладает правом законодательства по местным вопросам (перечень этих полномочий указан в конституции, например в Италии, или определяется специальным законом:

в Ираке — законом об Иракском Курдистане 1974 г.). Иногда ей принадлежит также право участия в решении некоторых общегосударственных вопросов, в том числе при переговорах о международных соглашениях, если они затрагивают вопросы автономных образований. Политическая автономия образует свой орган местной исполнительной власти.

Административная автономия не обладает правом издавать свои местные законы, хотя ее представительные органы издают нормативные акты в пределах ее полномочий.

studfiles.net

Что такое унитарное государство? Примеры и виды унитарного государства

Унитарное государство создает для себя общие для всех земель судебные, исполнительные и представительские органы. Руководство и правление сверху осуществляется именно этими инстанциями.


Как распознать

Признаки унитарного государства в первую очередь говорят о большой территории. Когда страна огромная, появляется потребность в разделении земель, упорядочивании и делегировании полномочий от централизованной власти к местным органам управления.

Единая конституция – характерная черта, входящая в признаки унитарного государства. Гражданство для всех одинаково, так же как и законы. Унитарным государством является страна, разделяемая на более мелкие составные части. Это может быть область, округ, графство, департамент, провинция.

У данных малых территорий нет права на национальный суверенитет.

Часто бывает, что унитарное государство открывает свои земли для проживания многих народностей. Они могут претендовать на собственные законы и национальную автономию. Армия для всех общая. Ею управляют центральные органы, представляющие государственную власть.

Какие бывают варианты

Виды унитарного государства тоже разделяются на следующие варианты устройства, в зависимости от трудности:

  • сложным называется тот вариант, в котором действуют единицы, имеющие право на автономию;
  • простым – та форма, в которой все части равнозначны по важности и у какой-либо из них нет дополнительных прав и свобод на фоне остальных.

Виды унитарного государства в зависимости от уровня объединений могут быть следующие:

  • Централизованное — где высшая власть назначает чиновников на местах в разных звеньях территориального и административного деления (таким образом работают в Польше и Болгарии).
  • Децентрализованное – местные жители самостоятельно выбирают управленцев в своих областях. Например, так поступают в Великобритании.
  • Промежуточный вариант – относительная децентрализация, что характеризует унитарное государство, где две предыдущие формы сочетаются воедино. Власть делится между данными органами, один из которых является назначенным с более высоких уровней. Такого чиновника зовут префектом, а второй – выбранным местным населением.

Когда речь идет о децентрализации, административно-территориальные единицы сами устанавливают соглашение относительно того, как будут меняться между ними границы. Верховным органам управления в этом процессе роли не отводится. Они не принимают никаких решений по подобным вопросам. А вот если рассмотреть подобные метаморфозы с позиции централизованной власти, унитарное государство такого типа обуславливает необходимость подтверждения и одобрения верховного управления.

Привилегированное положение отдельных единиц управления

До недавнего времени, в качестве примера части страны, имеющей куда более высокий статус, чем все остальные области, можно было представить Крым, пока он был автономной республикой Украины.

Вариантов деления земель масса. В Италии все части одного порядка, в Японии – разного. Каждое государство по-своему строит свою систему управления, наделяет малые единицы определенным спектром полномочий и возможностей.

По какому принципу создаются

Автономные единицы – это черта, отличающая сложные формы унитарных государств. Им присуждаются отличные от стандартных полномочия и возможности, они имеют большую свободу и независимость.

Примеры унитарных государств с автономией характеризуются наличием особых политико-территориальных отделений. Они создаются, учитывая национальный состав, традиции, культуру, быт людей, которые живут на данных землях.

Это можно сказать о Корсике, являющейся частью Франции или Северной Ирландии, входящей в состав Великобритании. Когда состав народа значительно отличается от основной массы, у группы появляется естественное желание отделиться и не быть жертвой посягательств на собственную культуру, законы и традиции.

Если это небольшая территория с малым населением, ей будет чрезвычайно сложно добиться права на отдельное существование. Даже в случае такой удачи, высока вероятность, что прежнего старшего брата заменит новый, пожелав прибрать к рукам незащищенную собственной надежной экономикой и вооруженными силами землю. Тогда приходится довольствоваться малым и настаивать на автономии, ведь она все же несколько ослабляет контроль центра над областью, желающей жить по своим правилам.

Как провозглашаются

Создание автономии происходит законодательным актом высшей власти либо референдумом. Как правило, такие решения принимаются после упорной борьбы за независимость определенного народа, живущего на территории государства. Издают конституцию и специальные законы, на которые жители автономных республик могут опираться.

Союз территорий внутри страны

Унитарное государство и федерация взаимосвязаны таким образом, что различные части страны отличаются друг от друга. У каждой из них есть свое устройство и юридически определенная политическая самостоятельность. Федеративное государство отличается от того, в котором царит унитаризм. Власть делится между двумя системами. Одна из них правит от лица центральных органов, а другая – от местных.

Граждане должны придерживаться как правил, прописанных в общей конституции, так и тех, которые приняло правление того или иного субъекта федерации. Может быть учреждена локальная конституция, закон, устав. Гражданство также присуждается разное для жителей соседствующих субъектов федерации.

Можно похвалиться собственной столицей, элементами конституции и права, гербом. Только государственный суверенитет остается недостижимой привилегией.

Некоторые ограничения в свободе

Нельзя самовольно покинуть федерацию (сецессию) и принимать участие в международных отношениях. Наименование территории определяется в зависимости от правовых и исторических факторов. Обычно это провинция, земля, штат либо республика. Существуют и прочие варианты.

Законодательной, судебной и исполнительной властью наделены федеративные органы правления государства. Когда доходит до внешних связей, именно союзное управление выступает представителем всех территорий. Такую схему практикуют в Бразилии, США, Индии, ФРГ.

Добровольное сотрудничество

Унитарное государство конфедерация – это вид устройства власти в стране, при котором единый союз заключают несколько стран, имеющих суверенность. Целью слияния являются совместные цели и действия.

Неотъемлемой и важнейшей особенностью является именно сохранение независимости и свободы, которой обладают органы власти. Законодательные структуры работают в каждом государстве-конфедерате по-своему, никоим образом не влияя друг на друга. Соприкосновение партнеров союза происходит в тех точках, которые имеют для них всех общую важность. Как правило, это внешняя политика и оборона.

На что идет страна, заключая такой союз

Условия обычно оговариваются и могут меняться в зависимости от специфики того или иного объединения. Они могут быть как равноправными, так и наделять некоторых своих членов большими полномочиями. Форма эта встречается весьма редко. И это скорее не модель страны, а действительно союз отдельных стран, которые сходятся только в самых крайних ситуациях и расходятся так скоро, как решают общие для них вопросы.

Унитарное устройство государства, в данном случае, являет очень малую сплоченность, ведь у всех свои интересы и мало кто позволит собой руководить.

Даже если и выбирается страна-лидер, у нее нет возможности надавить на своих партнеров, ведь они очень мало зависят от нее.

Процедура принятия решений трудоемка и сложна, ведь для принятия конкретных мер нужно получить одобрение от правлений всех стран-участниц, что забирает много времени. Отсутствует единое гражданство. В любой момент конфедерацию можно покинуть, не неся за это никакой ответственности.

Как это выглядит на практике

Примеры унитарных государств можно увидеть, присмотревшись к делению на различные части таких стран, как Болгария или Польша. Последняя состоит из воеводств. Соединенные Штаты Америки являются ярчайшим примером. Из-за огромной территории государства крайне тяжело контролировать процессы, протекающие во всей стране, из одного центра.

Поэтому в каждой области есть свои органы, ответственные за жизнедеятельность населения и дела района. Во Франции на местах избирают мэров, чьими трудами вершится управление каждым городом. Главу назначает муниципалитет. Выше стоит супрефект, занимающийся контролем деятельности стоящих ниже советов.

Франкоязычные африканцы тоже пользуются этой моделью. Воеводство в Польше занимает главенствующую позицию, в то время как сеймики исполняют руководство на отдельных территориях. Из общин посылаются представители. Индонезия также характеризуется унитаризмом. Там выбираются советы. Их решения должны быть утверждены губернатором, который назначается свыше.

Целесообразность применения такой модели

В разных государствах присутствуют отличные друг от друга модели, ибо каждая из них составляется в соответствии с представлением власти и народа об удобстве управления. Данной схемой организации работы действительно выгодно пользоваться в большой стране, где просто физически и практически невозможно за всем уследить из единого центра.

Как правило, что-то обязательно упускают из виду. Не видя своих лидеров, народ может почувствовать, что до них, грубо говоря, никому нет дела, и никто не слышит их пожелания и претензии. В любом случае, должны присутствовать местные органы управления, которые смогут оперативно реагировать на ситуации самого разного плана.

Власть должна быть отзывчивой к просьбам людей, за которых несет ответственность. Довольно мудро назначать свыше или избирать лидеров на отдельных землях, при этом отдаленно контролируя их действия и получая отчетность из одних рук.

Что касается автономии, государство идет на этот шаг без особого удовольствия, но порой это единственный шанс найти компромисс, удовлетворить собственные интересы и стремления отдельной группы людей одновременно. Так что эта золотая середина тоже является отличным выходом из ряда ситуаций.

Источник

ideiforbiz.ru

Унитарное государство

Форма государственного устройства – это его строение по национальному и административно-территориальному признакам, характеризующее взаимоотношения составных частей страны и ее местных органов власти. Она определяет внутреннюю структуру государства, правовое положение его составных частей, взаимоотношения между центральными и местными органами власти.

Выделяют федеративную, конфедеративную и унитарную формы государственного устройства.

Первая основана на политических образованиях, которые обладают определенной сферой государственной самостоятельности. Россия, Мексика – федеративные государства. Чаще всего страны с этой формой госустройства имеют большую территорию и численность населения.

Вторая форма представляет собой союз государств без политической централизации. Как правило, единая конституция отсутствует, нет общих органов управления и власти. Образуется конфедерация в политических, экономических или военных целях. Конфедерациями, к примеру, являются Швейцария, Босния и Герцеговина.

А унитарное государство – это форма госустройства, для которой характерно разделение территории страны на административно-территориальные единицы, не обладающие признаками государственного суверенитета, находящиеся в подчинении органов центральной власти. К таким государствам можно отнести: Италию, Францию, Беларусь и т. д. Современные буржуазные страны по большей части имеют именно эту форму. Кроме того, она присуща и некоторым субъектам федеративного государства (к примеру, республикам, входящим в состав РФ).

Унитарное государство обладает рядом признаков:

  • единая конституция;
  • составные части государства (округа, области, департаменты) не обладают госсуверенитетом;
  • одна учредительная власть;
  • общая система законодательства;
  • единая денежная система, кредитная и налоговая политика;
  • одно гражданство;
  • единые высшие органы госвласти и вооруженные силы;
  • внешние государственные сношения осуществляются центральными органами;
  • для малочисленных наций допускается законодательная и национальная автономия.

Классификация

Унитарное государство может быть централизованным либо децентрализованным. В первом случае в центральные органы госвласти административно-территориальных единиц чиновники назначаются для управления (например, Туркменистан), а во втором — избираются на местах (Королевство Испания). Чаще всего встречается относительно децентрализованное государство, в котором функционирует и совет, избранный гражданами, и назначенный чиновник (Турецкая республика).

Унитарное государство бывает простым, для которого характерно только административно-территориальное деление (Беларусь, Польша и т. д.), и сложным – когда в его составе находятся политические автономии и колонии (Франция, Италия, Великобритания).

Компетенция автономных образований закрепляется в конституции страны либо специальным законом. Они подразделяются на: корпоративные, персональные и территориальные. Одни автономии возникают в связи с языковыми общностями, вторые – при разрозненном проживании этнических групп, а третьи – при компактном их расселении. Автономии по объему полномочий подразделяются на административные и политические. У последних имеются лишь некоторые признаки государственности.

Унитарное государство может быть с одной автономией (к примеру, Украина, где автономной республикой является Крым), со многими (Испания) и с разноуровневыми (Китай с входящими в него автономными округами, уездами и районами).

При любой форме допускается государственное вмешательство в том случае, если органами автономии не выполняется конституция. Есть страны, в которых создавать автономные образования запрещено (к примеру, Болгария).

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *