Уровни развития компетентности
Компетенция и компетентность
Часто эти термины путают или считают синонимами. Однако:
Компетентность — отвечает на вопрос «что?» — это уровень развития личности, или уровень овладения знаниями, умениями и навыками, которые определяют эффективную работу в сфере, в которой человек является компетентным. Т.е. компетентность подразумевает реализацию умений на деле — в реальных рабочих ситуациях, а не только знание теории или понимание того, как это делается. Например, выполнение работы токаря, начальника отдела кадров и т.п.
Компетенции — отвечает на вопрос «как?» — это знания, умения, навыки, модели поведения и личностные характеристики, при помощи которых достигаются желаемые результаты (например, лидерство, коммуникации и пр.). Считается, что термин «компетенция» был впервые введен Уайтом в 1959 г., который определил компетентность как «эффективное взаимодействие (человека) с окружающей средой». Сегодня существует множество определений компетенций. Разные эксперты создают собственные определения, но большинство из них — это вариации двух основополагающих подходов:
- описание рабочих задач или ожидаемых результатов работы, т.е. способность рабочего действовать в соответствии с принятыми стандартами в организации;
- описание поведения, которое разработали исследователи и консультанты, специализирующиеся в области эффективного управления.
Уровни развития компетентности
Условно уровни развития компетентности можно разделить на два обобщённых этапа:
- уровни некомпетентности
- уровни компетентности
Уровни некомпетентности
1. Уровень неосознанной некомпетентности — это ситуация, когда человек даже не подозревает о том, что он что-то не знает, не умеет или не в состоянии что-то сделать.
2. Уровень осознанной некомпетентности начинается с осознания своего не знания и/или неумения в определённой области. Поэтому на данной стадии развития начинается процесс обучения новым знаниям, навыкам и умениям. Например, обучение правилам вождения машины в экстренных ситуациях или правилам оказания первой медицинской помощи.
Уровни компетентности
1. Осознанная компетентность — стадия осознанного умения и способности действовать правильно в определённой сфере. Т.е. человек умело и верно совершает деятельность, опираясь на полученные знания и прошлый опыт. Например, оказывает квалифицированную юридическую помощь.
2. Неосознанная компетентность — это уровень мастерства или интуиции. На этой стадии развития человек достигает такого совершенства, что безупречно действует даже не задумываясь об этом, не говоря уже о какой-то подготовке. Это уровень заслуженных артистов, которые сходу могут сыграть любую роль, которую ему скажут, т.е. почти моментально входят в образ. Или опытный оратор, который сходу, не задумываясь, своими изречениями ставит оппонента в безвыходную ситуацию. Если брать духовную жизнь, то это уровень рагануга-бхакти — полное развитие Любви к Богу.
О компетентности
Таким образом, всё начинает с осознанности в жизни человека. Потом необходима целеустремлённая практика в выбранной деятельности. Даже наличие таланта не гарантирует компетентность: он — только предпосылка к более легкому и быстрому обретению компетентности. Перефразировав высказывание, можно утверждать, что компетентность — это 10% таланта и 90% процентов пота.
Ещё по теме «Уровни развития»:
Раздел сайта:
«Уровни сознания» — Ведах даётся аллегорическая картина тела человека — колесница, запряженная пятью лошадьми. Если колесница плохо управляется разумом, это путешествие становится опасным для седока.
Kris.h.Nive
по материалам Навина Кришна даса
Vedic-Culture.in.ua
www.vedic-culture.in.ua
Понятие компетенций и их виды, и уровни развития компетенций. Виды компетенций в педагогическом процессе. Виды компетенций в образовании
Большая часть исследователей, изучающая понятие компетенций и их виды, отмечают их многосторонний, системный и разноплановый характер. При этом проблема выбора наиболее универсальных из них считается одной из центральных. Рассмотрим далее, какие существуют виды и уровни развития компетенций.

Общие сведения
В настоящее время существует огромное разнообразие подходов к их классификации. При этом основные виды компетенций определяются с использованием как европейской, так и отечественной систем. В глоссарии ФГОС приводятся определения базовых категорий. В частности, указаны отличия компетенции от компетентности. Первая представляет собой комплекс определенных знаний, навыков и умений, в которых человек осведомлен и имеет практический опыт. Компетентностью именуют способность активно пользоваться полученными профессиональными и личными знаниями в ходе своей деятельности.
Актуальность вопроса
Следует сказать, что в настоящее время отсутствует единое семантическое пространство определения «ключевые компетенции». Более того, в различных источниках они именуются по-разному. Выделяя виды ключевых компетенций в образовании, исследователи обнаруживают размытость и нестрогость деления самих этих категорий. Примером может служить классификация Г. К. Селевко. По мнению исследователя, существуют такие виды компетенций, как:
- Коммуникативная.
- Математическая.
- Информационная.
- Продуктивная.
- Автономизационная.
- Нравственная.
- Социальная.
Пересекаемость классов (нестрогость) выражена в этой классификации в том, что, к примеру, продуктивность можно рассматривать в качестве общего свойства любой деятельности: общения или решения математических заданий. Информационная категория пересекается с прочими, и так далее. Таким образом, эти виды компетенций не могут выделяться как обособленные. Пересекающиеся значения обнаруживаются также и в классификации А. В. Хуторского. Он определяет следующие виды компетенций:
- Учебно-познавательную.
- Ценностно-смысловую.
- Социально-трудовую.
- Коммуникативную.
- Общекультурную.
- Личностную.
- Информационную.
У различных авторов можно встретить от 3 до 140 компетенций. В 1996 г. на симпозиуме в Берне был сформулирован примерный перечень базовых категорий. В него вошли следующие виды компетенций:
- Социальные и политические.
- Межкультурные. Они позволяют сосуществовать с людьми иной религии или культуры.
- Определяющие способность обучаться в течение всей жизни.
- Относящиеся к владению письменной и устной коммуникацией.
Отечественная классификация
Наиболее комплексно, по мнению экспертов, виды профессиональных компетенций определены И. А. Зимней. Ее классификация базируется на категории деятельности. Зимняя выделяет следующие виды профессиональных компетенций:
- Относящиеся к человеку как к личности, как к субъекту общения, деятельности.
- Касающиеся социального взаимодействия людей и окружающей среды.
- Относящиеся непосредственно к деятельности человека.
Для каждой группы предусматриваются свои виды ключевых компетенций. Так, в первую включаются следующие категории:
- Здоровьесбережение.
- Ценностно-смысловая ориентация в мире.
- Гражданственность.
- Интеграция.
- Предметная и личная рефлексия.
- Саморазвитие.
- Саморегулирование.
- Профессиональное развитие.
- Речевое и языковое развитие.
- Смысл жизни.
- Владение культурой родного языка.
В рамках второй группы к основным видам компетенций относятся навыки:
- Общения.
- Социального взаимодействия.
В последний блок включены компетенции:
- Деятельности.
- Информационных технологий.
- Познавательные.
Структурные элементы
Если анализировать выделенные авторами виды компетенций в образовании, то обнаружить принципиальные различия между ними достаточно сложно. В этой связи, целесообразно рассматривать категории в качестве взаимоподчиненных компонентов активности субъекта. В рамках какой-либо сферы деятельности компетенция включает в себя следующие компоненты:
- Когнитивный.
- Мотивационный.
- Аксиологический (ценностные отношения, направленность личности).
- Практический (навыки, умения, опыт, способности).
- Эмоционально-волевой. В данном случае компетенция рассматривается в качестве потенциала компетентности. Он может реализовываться в конкретной сфере деятельности и должен стать эффективным при использовании механизмов саморегуляции и самоорганизации.
Важный момент
Виды компетенций учителя, по мнению ряда исследователей, должны включать в себя два базовых элемента. Первым выступает социально-психологический аспект. Он предполагает стремление и готовность сосуществовать в гармонии с другими и собой. Второй элемент – профессиональный. Он предусматривает готовность и стремление работать в конкретной сфере деятельности. Каждый из указанных компонентов, в свою очередь, можно разделить на определенные виды компетенций. В педагогическом процессе присутствуют базовые и специальные элементы. Первые относятся к выпускникам всех вузов. Вторые являются важными для конкретной специальности.
Компетенции (виды в педагогике)
Для будущих специалистов разработана система, состоящая из 4-х блоков. В каждом из них определены виды профессиональных компетенций педагога:
- Общая социально-психологическая.
- Специальная профессиональная.
- Специальная социально-психологическая.
- Общая профессиональная.
Последняя определяется, как базовые навыки, знания, способности, умения и готовность к их актуализации в рамках группы специальностей. В этот блок могут включаться такие виды компетенций учащихся, как:
- Административно-управленческая.
- Научно-исследовательская.
- Производственная.
- Проектно-конструктивная.
- Педагогическая.
Специальная категория предполагает уровень и тип подготовки выпускника, наличие у него стремления и готовности, необходимых для осуществления конкретной деятельности. Их содержание определяется в соответствии с государственными квалификационными показателями. Общие социально-психологические компетенции представляют собой стремление и готовность к эффективному взаимодействию с окружающими, способность понимать других и себя на фоне постоянно изменяющихся психических состояний, условий среды, межличностных отношений. В соответствии с этим, выделяют базовые категории, составляющие данный блок. В него входят такие виды компетенций, как:
- Социальные (способность работать в группе/коллективе, ответственность, толерантность).
- Персональные (стремление и готовность самостоятельно развиваться, обучаться, совершенствоваться и пр.).
- Информационные (владение существующими технологиями, способность их использовать, знание иностранного языка и пр.).
- Экологические (знание закономерностей развития природы и общества и пр.).
- Валеологические (стремление и готовность следить за своим здоровьем).
Специальные социально-психологические компетенции предполагают наличие умений мобилизовать важные, с профессиональной точки зрения, качества, которыми обеспечивается продуктивность непосредственной работы.
Базовые навыки
Виды компетенций учащихся выступают в качестве главных критериев качества их подготовки, степени сформированности базовых умений. В числе последних присутствуют следующие навыки:
- самоуправления;
- коммуникации;
- социальные и гражданские;
- предпринимательские;
- управленческие;
- анализаторские.
В базовый блок также включаются:
- психомоторные умения;
- познавательные способности;
- общетрудовые качества;
- социальные способности;
- индивидуально-ориентированные умения.
Здесь же присутствуют:
- персональные и сенсомоторные квалификации;
- социально-профессиональные навыки;
- поливалентная компетентность;
- специальные когнитивные способности и пр.
Характеристики
Анализируя навыки, указанные выше, можно отметить, что с ними согласуются базовые виды компетенций в образовании. Так, социальный блок состоит из способности принимать на себя ответственность, совместно прорабатывать решения и участвовать в их реализации. К социальным компетенциям относят и толерантность к разнообразным религиям и этнокультурам, проявление сопряженности индивидуальных интересов с нуждами общества и предприятия. В когнитивный блок входят готовность к повышению уровня знаний, потребность в реализации и актуализации личного опыта, потребность в изучении новой информации и приобретении новых навыков, способность к самосовершенствованию.

Уровни развития компетенций
Характеристика поведенческих индикаторов, несомненно, имеет большое значение при оценке навыков субъекта. Однако немаловажно также выделить уровни развития существующих компетенций. Наиболее универсальной считается система описания, используемая в некоторых западных компаниях. В рамках этой классификации можно определить важные качества, поместив их на соответствующие ступени. В классическом варианте для каждой компетенции предусматривается 5 уровней:
- Лидерский – А.
- Сильный – В.
- Базовый – С.
- Недостаточный – D.
- Неудовлетворительный – Е.
Последняя степень показывает, что субъект не обладает необходимыми навыками. Более того, он даже не пытается их развить. Этот уровень считается неудовлетворительным, так как человек не только не использует никаких навыков, но и не понимает их важность. Недостаточная степень отражает частичное проявление умений. Субъект стремится, пытается использовать необходимые навыки, включенные в компетенцию, понимает их важность, однако эффект от этого наступает не во всех случаях. Базовая степень считается достаточной и необходимой для человека. Этот уровень показывает, какие конкретно способности и поведенческие акты свойственны данной компетенции. Базовая степень считается оптимальной для осуществления эффективной деятельности. Сильный уровень развития компетенций необходим для руководящих кадров среднего звена. Он предполагает очень хорошую сформированность навыков. Субъект, владеющий сложными умениями, может оказывать активное воздействие на происходящее, решать оперативные вопросы в критических ситуациях. Этот уровень также предполагает способность предвидеть и предупреждать негативные явления. Самая высокая степень сформированности навыков необходима для топ-менеджеров. Лидерский уровень требуется для руководителей, принимающих стратегически важные решения. Эта ступень предполагает, что субъект не только в состоянии самостоятельно применять имеющиеся необходимые навыки, но и может формировать для других лиц соответствующие возможности. Человек, обладающий лидерским уровнем развития компетенций, организует мероприятия, формулирует правила, нормы, порядок, способствующие проявлению умений и способностей.

Условия реализации
Для эффективного применения компетенций они должны обладать рядом обязательных признаков. В частности, они должны быть:
- Исчерпывающими. Перечнем компетенций должны охватываться все элементы деятельности.
- Дискретными. Конкретная компетенция должна соответствовать определенной деятельности, четко обособленной от других. В случае, когда навыки перекрываются, возникают сложности при оценке работы или субъектов.
- Сфокусированными. Компетенции должны иметь четкие определения. Нет необходимости стремиться к охвату в одном навыке максимального количества сфер деятельности.
- Доступными. Формулировка каждой компетенции должна быть такой, чтобы ее можно было универсально использовать.
- Конкретными. Компетенции призваны укреплять организационную систему и усиливать цели в долгосрочном периоде. Если они будут абстрактными, то должного эффекта от них не будет.
- Современными. Комплекс компетенций должен постоянно пересматриваться и корректироваться, в соответствии с действительностью. В них должны учитываться как текущие, так и предстоящие потребности субъекта, общества, предприятия, государства.
Особенности формирования
В рамках компетентностного подхода в качестве непосредственного результата педагогической деятельности выступает формирование базовых навыков. К ним относят способности:
- Объяснять текущие явления, их суть, причины, взаимосвязи между ними, используя при этом соответствующие знания.
- Учиться – решать проблемы в области учебной деятельности.
- Ориентироваться в актуальных проблемах современности. К ним, в частности, относят политические, экологические, межкультурные вопросы.
- Решать задачи, являющиеся общими для различных видов профессиональной и прочей деятельности.
- Ориентироваться в духовной сфере.
- Решать проблемы, касающиеся реализации конкретных социальных ролей.
Задачи преподавателей
Формирование компетенций обуславливается реализацией не только нового содержания образования, но и технологий и методов обучения, адекватных современным условиям. Их перечень достаточно широк, а возможности весьма разноплановы. В этой связи следует определить ключевые стратегические направления. К примеру, достаточно высок потенциал продуктивных технологий и методик. Его реализация воздействует на достижение компетентности и приобретение компетенций. В перечень базовых задач преподавателей, таким образом, входят:
- Формирование условий для самореализации детей.
- Усвоение продуктивных умений и знаний.
- Развитие стремления к пополнению своей базы в течение всей жизни.
Рекомендации
Для реализации указанных выше задач следует руководствоваться некоторыми правилами:
- В первую очередь, преподаватель должен понимать, что главным в его деятельности выступает не предмет, а личность, которая формируется при его участии.
- Не следует жалеть времени и сил на воспитание активности. Необходимо помогать детям в освоении наиболее продуктивных методов образовательно-познавательной деятельности.
- Для развития мыслительного процесса следует чаще применять вопрос «Почему?». Понимание причинно-следственной связи выступает в качестве неотъемлемого условия эффективной работы.
- Развитие творческого потенциала осуществляется посредством всестороннего анализа проблем.
- При решении познавательных задач следует использовать несколько способов.
- Ученики должны понимать перспективы своего обучения. В этой связи им чаще необходимо разъяснять последствия тех или иных действий, результаты, которые они принесут.
- Для лучшего усвоения системы знаний целесообразно использовать планы и схемы.
- В ходе образовательного процесса обязательно необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Для облегчения решения воспитательных задач следует условно объединять их в дифференцированные группы. В них целесообразно включать детей с примерно одинаковыми знаниями. Для лучшего понимания индивидуальных особенностей целесообразно беседовать с родителями и другими преподавателями.
- Необходимо учитывать жизненный опыт каждого ребенка, его интересы, специфику развития. Школа должна тесно взаимодействовать с семьей.
- Исследовательская работа детей должна поощряться. Необходимо найти возможность познакомить учеников с техникой экспериментальной деятельности, алгоритмами, которые используются при решении задач или обработке информации из различных источников.
- Следует объяснять детям, что для каждого человека найдется место в жизни, если он овладеет всем, что в будущем будет способствовать реализации его планов.
- Обучать нужно так, чтобы каждый ребенок понимал, что знание для него – жизненная потребность.
Все эти правила и рекомендации – только незначительная часть преподавательской мудрости и мастерства, опыта предыдущих поколений. Их использование, тем не менее, существенно облегчает процесс реализации задач и способствует более быстрому достижению целей образования, состоящих в формировании и развитии личности. Несомненно, все эти правила необходимо адаптировать под современные условия. Быстро меняющаяся жизнь предъявляет новые требования к качеству образования, квалификации, профессионализму, личным качествам всех участников процесса. При планировании своей деятельности преподаватель должен учитывать это. При соблюдении этого условия его деятельность принесет ожидаемый результат.
fb.ru
Четыре уровня компетенции
Циклы развития специализации
В развитии каждого специалиста бывают этапы, когда он обладает различным уровнем знаний предметной области. И когда он по разному осознает глубину своих познаний.
Понимание того, на каком этапе вы сейчас находитесь, помогает не застрять и не остановиться на достигнутом, а расти дальше.
Знания и навыки в узкой области можно разбить на четыре этапа — четыре уровня компетенции.
Уровень 1. Не знаю о том, что не знаю
Неосознанная некомпетентность
Не знаю, не умею, и, в общем-то, не беспокоит отсутствие навыков, потому что могу даже не догадываться о существовании предметной области.
Человек, скорее всего, ни разу не сталкивался с этой темой.
Андрей работает эникейщиком к крупной компании. Он бодро настраивает компы пользователям, решает их текущие проблемы и вообще хороший спец на своем месте.
О существовании такой темы, как базы данных, Андрей, конечно, смутно догадывается. Но базу Андрей представляет как какой-то большой экселевский файл, считает ненужным излишеством, и вообще это какой-то дорогой энтерпрайз и там больше маркетинга, чем технических знаний.
Ему эта тема неинтересна, потому что никак не поможет в работе.
Андрей даже примерно не может оценить свой навык в администрировании СУБД Oracle.
В один прекрасный день Андрею нужно подключить новую программу для менеджеров к базе данных, которая почему-то не запущена. Он начинает вникать и понимает, что тема большая и интересная. Ему хочется разобраться, что такое база, запросы, и в этот момент Андрей оказывается на втором уровне.
Уровень 2. Знаю, что ничего не знаю
Осознанная некомпетентность
Понимаю, что ничего в этом не понимаю.
Человек понимает, что его знания в предметной области ограничены. Хочется сделать сразу все и хорошо, но постоянно ощущается нехватка знаний и умений.
Это самый ресурсный уровень.
Есть желание достичь каких-то ощутимых результатов. Можно вложить много сил и времени в обучение
Здесь нет быстрых результатов, нужно освоить много новой информации, навык отрабатывается упорным трудом. Но есть интерес и желание чего-то достичь.
На этом этапе важно получить правильные фундаментальные знания и на них строить свое развитие. Нужно помнить, что сразу стать крутым спецом не получится и на все требуется время и силы.
Для уже состоявшихся профессионалов быть в состоянии осознанной некомпетентности в новой области — очень тяжелое препятствие, которое не все могут преодолеть. Быстрое переключение с «я знаю, я здесь профессионал» на «я ничего не понимаю, я новичок» многих выбивает из колеи. Чтобы это пройти, нужно почувствовать удовольствие от незнания, предвкушение узнавания чего-то нового.
Андрей читает много книжек, ставит Oracle, создает базу с дефолтной схемой HR, узнает про таблицы, представления, пытается разобраться с нормализацией, ключами, индексами, триггерами и другими интересными вещами. Иногда у Андрея голова идет кругом, много непонятного и сперва ничего не получается. В такие моменты хочется все бросить и пойти обратно переставлять компы в бухгалтерии. Но Андрей понимает, что без усилий он ничего не достигнет, поэтому не сдается и продолжает упорно разбираться. Постепенно картинка проясняется, у Андрея остается все меньше белых пятен. Отрабатывая навыки и набирая знания, Андрей переходит на третий уровень.
Уровень 3. Знаю, что я это знаю
Осознанная компетентность
Человек является специалистом в своей области. Уверенно работает, знает, где почерпнуть недостающую информацию. Вместо общеобразовательных книг читает справочную литературу — уточнить конкретный вопрос.
Хорошим подспорьем будут best practices — рекомендации от вендора, как быстро и правильно выполнить ту или иную задачу.
Здесь важно специализированное обучение. Фундаментальные знания уже есть, и нужна более узкая специализация
Третий уровень — своеобразная зона комфорта. Человек много знает и умеет и вроде бы дальше развиваться незачем, для нормальной работы вполне достаточно. Поэтому большинство остается здесь — цель достигнута, дальше идти незачем.
Самое сложное в обучении на этом уровне — проедолеть состояние комфорта, в котором достаточно знаний для работы и продолжить углубляться в специализации или узнавать новые методики и возможности новых версий продукта. Например, для специалиста, который несколько лет проработал с Oracle Database 10g переход на версию 11g может принести много новых инструментов в работе. Если будет желание с ними разобраться.
Проработав с СУБД Oracle несколько лет, Андрей стал хорошо разбираться в тонкостях и нюансах ее работы. Он не тушуется, когда нужно откатить базу на позавчера, настроить shared режим или переключиться на резервную площадку. Оттачивая навыки до автоматизма, Андрей уже даже не задумывается, как и что он делает. И переходит на уровень выше.
Уровень 4. Не знаю, что я это знаю
Неосознанная компетентность
Знания уже давно используются и стали чем-то вроде рефлексов. Но самое главное, что отличается этот уровень от предыдущего — это интуитивное понимание принципов и очень быстрое освоение знаний в данной области.
При должном желании специалист легко может стать инструктором и обучать других.
На этом уровне есть ловушка — можно легко свалиться с состояние неосознанной некомпетентности в смежной области. Например, хороший специалист по СУБД Oracle может считать, что он также знает и понимает нереляционные базы данных. Но столкнувшись с ними вплотную, осознает, что знаний недостаточно. И все начинается сначала.
Андрей стал настолько крут, что ему стало скучно работать только с одними базами Oracle. Он находит новую интересную тему и начинает ее копать.
На этом профессиональный рост не заканчивается. Весь процесс можно представить в виде спирали, каждый виток которой — это четыре уровня компетенции в одной узкой тематике.
Информационные технологии настолько обширны, что всегда можно найти область, в которой захочется учиться и развиваться. Чего вам и желаем.
eltc.kz
➤ Что такое компетентность? | Компетенция и компетентность в чем разница
Расскажем, чем отличается компетенция и компетентность, приведем определение терминов. Бонус — алгоритм оценки сотрудников, а также таблицы с различными компетенциями и индикаторами поведения.
Из статьи вы узнаете:
Скачайте материалы по теме:
Что означает компетентность
Что значит компетентность и чем она отличается от компетенции знает не каждый специалист. Понятие «компетентности» включает в себя образование, умения, навыки и опыт работы сотрудника. Другими словами, его способность выполнять конкретный вид работы.
По сути, компетентность и компетенция — схожие термины. Под первым подразумевают совокупность знаний, их наличие у человека. А под вторым — умение использовать эти знания в ходе трудовой деятельности.
Существует несколько других подходов к определению компетенций:
- Американский подход: рассматривает компетенции как модель поведения работника. Сотрудник демонстрирует высокие результаты, если у него есть нужные навыки и знания.
- Европейский подход: рассматривает компетенции как описание рабочих задач и ожидаемых результатов работы. То есть способность действовать в соответствии с принятыми стандартами.
Важно! Для должного выполнения функций работник обязан знать понятие компетенции и компетентности, осознавать, в каком направлении двигаться, чтобы всесторонне развиваться и расти в профессиональном плане. Ваша задача — объяснить разницу.
В книге — опыт разработки и подробные практические рекомендации для проведения Аssessment Center в компании. Отдельная глава посвящена понятию компетенции.
Чем отличается компетентность от компетенции
Профессионализм и компетентность замещают друг друга. Но стоит понимать, что это разные по своему значению термины. Под профессионализмом понимают не только определенные знания, но и само отношение к трудовой деятельности, специфике работы.
Развитые компетенции заметны сразу, ведь профессионал старается развивать умения, стремится к достижению определенных целей и результатов, дорожит работой. Он в целом соответствует стандартам. С компетентностью все немного сложнее, так как наличие знаний и способность применить их можно установить только в ходе комплексной оценки и наблюдений.
Компетенция и компетентность: сравнение
Понятия компетентность и компетенция имеют общие черты, что видно по рисунку. Следует отметить, что не всегда те люди, которые полностью соответствуют установленным требованиям и стандартам, действительно профессионалы. Некоторые из них не умеют применять знания на практике, соответственно, они неэффективны.
Виды профессиональной компетентности
В практике работы HR принято дифференцировать общее понятие профессиональной компетентности на отдельные виды.
Виды профессиональной компетентности:
- Специальная компетентность. Владение объемом знаний, достаточным для осуществления профессиональной деятельности на должном уровне. Кроме того, к данному виду относится способность работника к адекватной оценке собственного профессионального уровня и умение проектировать свое развитие как специалиста.
- Социальная компетентность. Уровень социальной компетентности определяет умение работника эффективно выстраивать отношения с коллегами, планировать совместные действия. Навыки эффективной коммуникации, соблюдение корпоративной культуры и ответственность за результаты труда, — все это входит в понятие социальной компетентности.
- Индивидуальная компетентность. Умение рационально организовать труд, тайм-менеджмент, стремление к личностному росту, — основные компоненты индивидуальной компетентности. Работники с высоким уровнем индивидуальной компетентности менее подвержены
Каждый вид компетенций включает в себя набор навыков, знаний, умений. Они проявляются у сотрудников в разной степени. Можно определить, насколько развит тот или иной специалист, обратив внимание на индикаторы его поведения при выполнении должностных обязанностей.
Как происходит формирование компетентности
Главное для формирования компетентности специалиста — профильное образование. В дальнейшем приобретенные на практике знания и умения дополняют исходный уровень компетентности. Все это можно представить в виде формулы.
Компетентность = знаю + умею + хочу + делаю
Формирование профессиональной компетентности — процесс постепенный и непрерывный. Его можно разбить на следующие этапы:
- Получить специальное образование.
- Приобрести практические знания и навыки.
- Повысить квалификацию , пройти специальные курсы и тренинги.
- Приобрести профессиональный опыт.
- Достичь профессионализма в своей сфере.
По мере накопления опыта, приобретения новых знаний и навыков совершенствуется компетентность работника. В начале этот процесс модерируется педагогами, далее — наставниками, HR-менеджерами и руководством. Успешность процесса во многом обусловлена личностью самого сотрудника.
Читайте также
Как выполнить оценку компетентности
Оценка компетентности сотрудников представляет собой систему, в которой обязательно есть следующие компоненты:
Важно! Выполняя оценку компетентности сотрудников, опирайтесь на индикаторы поведения. Именно они дают понять, что означает компетенция и компетентность, отличия. |
Оценка компетентности специалиста должна быть;
- регулярной;
- независимой;
- целенаправленной;
- прозрачной, с понятными сотрудникам критериями.
Алгоритм проведения оценки компетентности
После того как вы разобрались, что такое компетентность, определение ее уровня не вызовет трудностей. Привлеките еще нескольких руководителей, составьте план работ и приступайте к процедуре.
Пошаговый алгоритм оценки:
- Разработайте эталонный профиль должности. На этом шаге важно четко прописать виды компетенций, обязательные для должности.
- Определите периодичность проверки. Она зависит от специфики организации и текучести кадров.
- Разработайте тесты для каждой должности на основе эталона.
- Утвердите порядок тестирования или проведения экзамена.
- Проведите тестирование или экзамен.
- Сделайте анализ полученных данных и систематизируйте их.
- Вынесите решение по результатам оценки: направление на повышение квалификации, перевод на другую должность, увольнение.
- Сделайте итоговый анализ эффективности оценки компетентности и работы компании за отчетный период.
Пример профиля должности на позицию риск-менеджера
Посмотреть профиль полностью в журнале
Над какими компетенциями нужно работать
Корпоративные или ключевые компетенции применимы к любым должностям. Они зависят от ценностей организации: стратегии, Кодекса этики.
Пример корпоративных компетенций с индикаторами
Скачать таблицу полностью
Профессионально-технические компетенции применимы в отношении групп должностей. Они включают в себя специальные требования для сотрудников разных специальностей.
Компетенции личной эффективности проявляются в наличии у сотрудника способностей, связанных с личностными качествами. К наиболее важным относят:
- зрелость, стремление к росту, например, планирование карьеры, поиск ценностей, способность к творчеству и т.д.;
- адекватную самооценку и уверенность в себе;
- гибкость, желание меняться;
- знание бизнес-этикета;
- антистрессовую саморегуляцию;
- деловой имидж.
Пример компетенций личной эффективности с индикаторами
Скачать образец полностью
Лидерские компетенции — это управленческие способности. К ним относят командную работу, директивность, сотрудничество, наставничество, применение должностных полномочий.
Не спешите увольнять всех, кто не соответствует требованиям. Отправьте их на обучение, проведите тренинги на базе организации. Дайте им время на подтверждение компетентности. Не забывайте, что развитие сотрудников — ваша работа.
Вывод Формирование компетентности — процесс поэтапный и непрерывный. Он начинается в учебном заведении и продолжается по месту работы под руководством HR-менеджера. Помните, что высокая профессиональная компетентность — это не только уровень образования, но и практические навыки, опыт и личные качества сотрудника. |
www.hr-director.ru
5 уровней компетенций
Встречаются в сети разные шкалы оценки компетенций. Вот пример так называемой пятибалльной, основанной на сравнении присутствия положительных и отрицательных проявлений (индикаторов) умений, навыков. Примерно выглядит так:
НД — Отсутствие навыков.
0 — Продемонстрированы отрицательные проявления данной характеристики.
1 — «Ниже среднего»: компетенция находится в стадии развития, проявление позитивных индикаторов около 30 %.
2 — Средний уровень: одинаково были продемонстрированы негативные и позитивные проявления.
3 — Уровень «выше среднего»: наряду с позитивными проявлениями были выявлены и негативные (около 30%).
4 — Уровень мастерства. Продемонстрировано максимальное количество позитивных проявлений компетенции.
Вставлю «свои пять копеек» для этой «пятибалльной» шкалы. В описании присутствует шесть уровней, а не пять: НД, 0, 1,2 ,3,4.
Где: оценка НД предполагает 0% (возможно, +- 0,5 и т.д.) присутствия позитивных индикаторов; оценка 1 балл в соответствии с описанием предполагает диапазон проявления позитивных индикаторов от 0-0,05 до 30% .
Далее сразу идёт оценка 2 балла, предполагающая соотношение позитивных и негативных индикаторов в одинаковой пропорции, то есть примерно 50% (возможно 55 на 45). Вопрос: куда делся диапазон от 31% до 49 %?
Далее идет уровень выше среднего, где соотношение + и – индикаторов 70% / 30%. Снова непонятно, куда подевались диапазоны от 56 до 69 процентов позитивных индикаторов.
Ну и 4 балла — тадам тадам — максимальный уровень позитивных проявлений (самый максимум – это 100 %). Вопрос — а часто ли бывает стопроцентное развитие компетенции? С каких цифр начинается максимальное количество проявлений? Возможно, с 90% -95% уже можно судить о почти максимуме? В данной шкале между третьим (70%) и четвертым (100%) уровнями опять неидентифицированный промежуток.
Но можно сказать, что основные принципы оценки в данной шкале присутствуют. Это хорошо для аттестационной комиссии. Для работы такую шкалу применять было бы неудобно из-за расплывчатых уровней.
Теперь попробую немного перестроить и конкретизировать уровни. Первое, что на мой взгляд, надо сделать — не обозначать отрицательные компетенции нулем (просто чтоб не было путаницы). Поэтому уровень 1 (1 балл) становится уровнем -1.
Далее, отсутствие компетенции можно как раз обозначить нулем, а не НД.
Просто когда вы будете статистически обрабатывать информацию в цифрах буквы НД ну очень будут мешать. Если мы считаем и прибегаем к математике, то конечно, лучше брать нормальный ряд, а не 33 зеленых попугая.
Также не указано, какой уровень является достаточным. Сравнение идёт с неким средним уровнем.То есть половина хороших оценок – уже средний уровень. На мой взгляд, это не совсем средний, а скорее недостаточный уровень. Далее, в уровне выше среднего в предложенной нам шкале оценки компетенций 70% позитивных характеристик. Давайте тогда называть данный уровень достаточным, если есть 70-80 процентов положительных индикаторов.
Примерно и приблизительно переделанная шкала может выглядеть так:
-1 — Компетенция не развита. Продемонстрированы преимущественно отрицательные проявления данной характеристики (менее 40% «+» индикаторов, соответственно более 60% «-»).
0-Полное или почти полное отсутствие навыков в данном умении при отсутствии значимых отрицательных индикаторов (0-0,5% «+»/ 0-0,5% «-»).
1-Уровень ниже допустимого (40-79% + индикаторов). Довольно большой диапазон.
2- Допустимый уровень (80-89% индикаторов).
3 — Превосходный уровень (свыше 90%).
Итого пять уровней.
Например, на ассессменте Сотрудник Сотрудникович получил 7 хороших оценок и 3 плохих. Значит, соотношение оценок 70% к 30%. Это 1-ый уровень по новой шкале.
Конечно, модели компетенций могут выглядеть по-разному. И уровни, и процентовки могут отличаться..
hr-portal.ru
Компетенции руководителя. Оценка уровня развития компетенций
Компетенции руководителя. Оценка уровня развития компетенций.
Оценка уровня развития компетенций по поведенческим факторам. Именно на основании поведения руководителя в различных ситуациях, можно сделать заключение, насколько та или иная компетенция развита. Уровень достаточности оценивается относительно задач, которые необходимо выполнять руководителю. В качестве, основных профессиональных, компетенций руководителя можно назвать следующие:
Мотивация сотрудников
Управление процессами
Умение разбираться в людях
Способность действовать в условиях неопределенности
Определение приоритетов
Давайте рассмотри уровни развития компетенций и определим, как можно оценить их уровень развития.
Компетенция: Мотивация сотрудников
Недостаток развития данной компетенции проявляется:
- руководитель не знает основные мотиваторы своих сотрудников
- команда не демонстрирует максимальный результат
- одинаковый подход ко всем сотрудникам по способу мотивирования и реализации выполнения задач
- ограниченное понимание инструментов мотивации, к примеру может опираться исключительно на финансовую составляющую
- склонность только к результату выполнения работы, критерий как выполнятся работа мало интересен
- сложность в работе с людьми, с другим отношение к работе (к примеру сотрудников мотивирует карьера, а руководителя максимальная заработная плата, в таком случае они будут говорить на разных языках)
- неважно разбирается в людях, редко улавливает их потребности и намеки
- шаблонная оценка персонала
- снижает производительность всей команды из-за неэффективных инструментов
Нормальный уровень развития:
- создает такие условия, при которых люди стремятся показывать максимальный результат
- находит эффективные инструменты мотивации, которые вовлекают в работу весь коллектив, все становятся участниками процесса
- может задеть нужную струнку каждого человека и заставить его полностью выложиться
- высокий уровень самостоятельности ответственных сотрудников
- дает каждому сотруднику почувствовать, насколько важна его работа
- с ним или под его руководством люди хотели бы работать
Избыточный уровень развития:
- сотрудник не всегда справляется с создание командного настроя, поскольку ориентируется на отдельных людей
- может казаться что, применяя индивидуальный подход, относится к людям недостаточно беспристрастно порой не в состоянии проявить жесткость, когда ситуация этого требует
- перед выполнение работы может слишком затягивать её обсуждение с подчиненными
- не всегда охотно поручает работу с ограниченным сроком выполнения
Компетенция: Управление процессами
Недостаток развития данной компетенции проявляется:
Нормальный уровень развития:
Избыточный уровень развития:
Компетенция: Умение разбираться в людях
Недостаток развития данной компетенции проявляется:
Нормальный уровень развития:
сотрудник верно оценивает способности людей, знает сильные и слабые стороны
после некоторого знакомства в состоянии правильно оценить сильные стороны и ограничения людей внутри организации и вне её
может верно предсказать как поведут себя окружающие в различных ситуациях
Избыточный уровень развития:
- сотрудник может слишком критически относиться к другим людям
- неохотно меняет первоначальное мнение об окружающих
- не стремится получить дополнительные сведения или отказывается от них
- может неправильно оценить тех, кто раскрывается не сразу, ведет себя тихо и не слишком эмоционально
Компетенция: Способность действовать в условиях неопределенности
Недостаток развития данной компетенции проявляется:
- неуверен при переменах или в условиях неопределенности
- неважно ориентируется в неоднозначных проблемах, не имеющих четкого решения или ясных последствий
- ему может потребоваться больше исходных данных и более систематический подход к неясной ситуации, чем другим сотрудникам
- стремится как можно скорее избавиться от задачи, сделав её некачественно
- склонен применять один и тот же способ при решении задач
Нормальный уровень развития:
- перемены происходят без потрясений, сотрудник их воспринимает как естественный процесс
- может хорошо приспосабливаться к изменениям
- может принимать решения и действовать в условиях недостатка информации
- его не выводит из себя неопределенность, «подвешенное состояние»
- ему не требуется во что бы то ни стало закончить начатые дела прежде чем двигаться дальше
- он не теряет уверенности в условиях риска и неопределенности
Избыточный уровень развития:
- сотрудник склонен к умозаключениям без достаточных оснований
- может заполнять пробелы отсутствующими данными
- может раздражать окружающих недостаточно конкретными рассуждениями
- может отвергать предыдущие решения и накопленный опыт
- падок на все новое и рискованное — в ущерб проверенным решениям
- склонен к излишним осложнениям
Компетенция: Определение приоритетов
Недостаток развития данной компетенции проявляется:
- сотрудник слабо представляет, что совершенно необходимо для решения задач организации, а что является всего лишь приятным дополнением
- не выделяет для себя и других немногие критически важные вещи
- может полагать, что все одинаково существенно, и без ясной цели загружает делами других сотрудников
- периодическим им овладевает жажда действий, он берется за все дела понемногу
- не может грамотно распорядиться временем
- не может сказать нет, поэтому завален кучей мелких дел
Нормальный уровень развития:
- сотрудник расходует свое и чужое время на существенные дела
- оперативно выделяет только важные дела, оставляя на потом второстепенные
- сразу определяет, что движет к достижению цели, что тормозит
- устраняет препятствия; концентрируется на главном
Избыточный уровень развития:
- Сосредотачиваясь только на важных делах, может упустить мелкие, которые в дальнейшем могут перерасти в серьезную проблему
- может слишком поспешно отвергнуть порядок действий, которого придерживаются другие
- может препятствовать применению сложных подходов, поскольку настаивает на максимальном
- может перепутать простое с упрощенным
- может слишком активно навязывать коллективу свою систему приоритетов
Google+
Вконтакте
Одноклассники
Мой мир
delovoi-etiket.ru
Коммуникативная компетенция: уровни освоения, формирования и оценки
Что такое коммуникативная компетенция, каковы компоненты профессиональной коммуникативной компетенции, как они помогают в повседневной работе – об этом в материалах статьи.
Из статьи вы узнаете:
Что входит в понятие коммуникативной компетенции
Коммуникативная компетенция (от латинского слова competentia) – способность эффективно и качественно общаться. Понятие «коммуникативная компетентность» включает владение коммуникативными навыками, адекватные умения в новых социальных культурах, владение культурными нормативами, ограничениями, определенными уровнем воспитанности, ориентации, сословным менталитетом в рамках соответствующей профессии.
Скачайте документы по теме:
Коммуникативная компетенция, как и любые другие виды, обобщает систему требований и умение соответствовать созданной системе. Нередко о способностях отдельного человека говорят, что проявил коммуникативную компетентность.
Скачать документы >>>
При таком варианте подхода рационально провести лингвистический экскурс. Слово компетентность на латинском Competentia происходит от глагола competo, что в дословном переводе обозначает сочетаться, сходиться, соответствовать. Соответственно competentia обозначает сочетание чего-то между собой. Причем competens связано с существительным competentia. Вот почему при дословном переводе возможна некая двусмысленность.
Можно предположить, что в понятие коммуникативной компетенции входит соответствие определенным требованиям. При использовании словосочетания по отношению к персоналу подходят такие выражения, как «анализ коммуникативных компетенций сотрудников», «повышение коммуникативных компетенций сотрудников». Применять выражение «коррекция коммуникативной компетенции сотрудника» неверно. Так как коммуникативное соответствие можно повысить, понизить, развить, но нельзя скорректировать.
Читайте по теме в электронном журнале
Навыки коммуникативной компетенции
Навыки коммуникативной компетенции можно развивать. Для этого используют специальные групповые психологические тренинги. В качестве примера рассмотрим гештальтупражнение «Сила языка». Для проведения тренинга участников разбивают по парам. Они должны говорить друг другу по три фразы. Узнайте, Как оптимизировать численность службы персонала?
Весь тренинг направлен на повышение коммуникабельности, развитие уверенности в силе воздействия собственной речи. Вспомогательные материалы для проведения психологического тренинга не потребуются.
Соответственно, упражнение на развитие коммуникативной компетенции можно провести в офисе, не привлекая профессиональных психологов:
на первом этапе партнеры садятся лицом друг к другу и, глядя в глаза, говорят три фразы, начиная каждую из них со слов «я должен». Второй партнер не представляет какую-то обратную связь. Он внимательно выслушивает фразы партнера и в свою очередь говорит свои три фразы, каждая из которых начинается со слов «я должен». Далее партнеры возвращаются к сказанным фразам, но начинают их со слов «я предпочитаю». Весь остальной смысл сказанного остается неизменным. Затем они делятся друг с другом переживаниями;
на следующем этапе повторяют по три фразы, начиная их со слов «я не могу», заменяя на слова «я не хочу». Поделившись с партнером переживаниями от высказанного стоит прочувствовать умение и способность отказаться, не принимая сказанное за беспомощность или некомпетентность;
на третьем этапе первые слова фраз начинаются со слов «мне надо» и повторяются при замене на слова «я хочу». Затем проводится анализ, действительно жизненно необходимое является тем, без чего нельзя прожить.
В конце тренинга участники коллективно обсуждают самые интересные моменты, которые были подмечены в результате проведения тренинга. Анализируют, расширилось ли их представление о силе языка и сказанных фраз с разным подтекстом. Тренинг помогает четко представить, как сила сказанных фраз влияет на мысли, чувства, действия и повышение ответственности.
Возможно, вам будет интересно узнать:
На чем основана профессиональная коммуникативная компетенция
Коммуникативная компетенция подразделяется на формализованную и неформализованную. При формализованной используется набор строгих правил, чаще всего корпоративных. Такие правила традиционно оформлены в виде соответствующего документа, регламентирующего корпоративную культуру. Узнайте, что предпринять, Чтобы руководители проявляли управленческие компетенции. Сделайте провокационный настольный календарь
Уровни неформализованной коммуникативной компетенции опираются на культурные особенности определенной социальной группы. Это значит, что в одной среде и по отношению к соответствующей социальной группе индивидуум проявляет высокий уровень коммуникативной компетенции. Попав в другую социальную группу, человек не сможет проявлять соответствующий уровень. Полезная статья: Чтобы улучшить подбор, составляем Профиль успешного сотрудника. И прописываем, как и что оценивать по нему в кандидатах
ПРИМЕР
Cтроитель-прораб, находясь в своем коллективе, хорошо знает принятые формы нормативной лексики, хорошо знаком с коллегами, что способствует непринужденному общению и эффективному управлению коллективом. Это означает, что в другой социальной среде уровень высокой коммуникативной компетенции сведен практически к нулю.
Множественные компоненты оказывают существенное влияние на формирование коммуникативной компетенции, при разработке нормативных форм особое внимание уделяют:
- владению лексикой, устной речью, в том числе правильностью и четкостью;
- развитости письменной речи;
- умениям соблюдения этикета общения, этики;
- владению коммуникативными тактиками и стратегиями;
- знанию личностных особенностей, типичных проблем, которые предстоит решить;
- умению проводить анализ внешних сигналов, мимики, интонации, телодвижений;
- способностям гасить конфликты, неконфликтогенностью;
- ассертивности, уверенности;
- владение ораторским искусством и способностью активно слушать собеседника;
- актерским способностям, которые могут потребоваться в разных ситуациях;
- умению организовать и провести переговоры, деловые встречи, презентации;
- эмпатии;
- способностью проникнуться интересами человека.
Когда требуется высокий уровень коммуникативной компетенции
Уровень коммуникативной компетенции особенно важен для должностей, специфика которых направлена на общение с людьми. Наиболее важны коммуникативные навыки при управлении персоналом, подборе. Умение слушать, слышать, оценивать сказанное, делать логические выводы, обладание высоким уровнем ассертивности и организационными способностями помогают во всех сферах управления персоналом.
При отборе кандидатов, которым необходимо обладать высоким уровнем коммуникативных компетенций, предварительно прорабатывают соответствующую методику собеседования. Рационально включить в систему отбора стрессовое интервью и тестирование.
Каковы уровни развития компетенций
В современном мире важную роль играет умение взаимодействовать друг с другом. Соответствующие уровни освоения коммуникативных компетенций помогает наладить взаимоотношения, достичь эффективности труда, сформировать необходимые сферы взаимодействия в бытовой, общественной, профессиональной и культурной сфере.
Термин коммуникативная компетентность введен американским антрополингвистом Д. Хаймсом (D. Hymes, 1972), который считал, что всем высказываниям присущи определенные правила грамматики. Умение пользоваться речью помогает практически во всех сферах жизни. В России компетентностный подход стал применяться только в 90-х годах прошлого столетия. Это обусловлено тем, что без триады «знания – навыки – умения» нельзя описать интегрированные результаты всего образовательного процесса, способности занимать ту или иную должность.
Уровни развития компетенций формируются в определенной социальной среде. Но если человек обладает достаточным уровнем коммуникативной компетенции, попав в другую социальную среду, период адаптации значительно сократится, что особенно важно на начальном этапе, когда персонал вынужден адаптироваться ко всем условиям работы на предприятии. Полезная статья: Чтобы сотрудники сами с азартом развивали в себе компетенции, нужные компании. Организуйте Компетентностный марафон – соревнование в навыках
Термин коммуникативная компетентность в науке употребил впервые М.Н. Вятютнев. Им он обозначил способность человека общаться в трудовой, учебной деятельности, полностью удовлетворять индивидуальные интеллектуальные потребности и запросы.
Развитая коммуникативная компетентность выступает основным интегральным качеством, в котором синтезируется общая культура и ее специфические проявления во всех сферах, в том числе и в профессиональной деятельности. Эффективная работа всего персонала зависит от способности выполнять определенные правила и требования, выдвигаемые руководством.
Общим правилом общения является усвоение того, что нельзя приступать к разговору и сообщению мысли, если смысл непонятен или не до конца понятен самому себе. Чтобы максимально полно и точно понимать поступающие сообщения, необходимо преодолеть семантический и личностный барьер. Узнайте, Кто из сотрудников станет хорошим управленцем? Разрабатываем четкие компетенции, чтобы оценивать потенциал
К тому же, недостаточно контролировать только свою речь и общее содержание сообщения. Рационально контролировать и форму преподношения информации: мимику, жест, интонацию, позу. Но самое важное правило заключается в исключении расплывчатых выражений и узкоспециализированных обозначений, если партнер не сможет понять их смысл.
Возможно, вам будет интересно узнать:
www.hr-director.ru