Уровни и виды мировоззрения – 1. Понятие мировоззрения: уровни и типы.

1.Мировоззрение и его структура.

Мировоззрение — это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Система принципов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей. Мировоззрение имеет сложную структуру, включает противоречивое единство знаний и ценностей, интеллектуального и эмоционального, разума и веры, убеждений и сомнений, личного и общественно значимого.

Мировоззрение=система.

Система – некая целостность, включающая в себя элементы, которые в свою очередь могут представлять самостоятельную сущность.

Элементы системы связанны образующими связями.

Можно выделить следующие структурные компоненты мировоззрения:

-во-первых, это устойчивая картина мира, которая включает в себя конкретно-исторические представления о мире;

-во-вторых, оценка жизни, опирающаяся на систему идеалов;

-в-третьих, целеполагающая идея, ориентирующаяся на систему ценностей. Таким образом, суть философского мировоззрения составляет мир, состоящий как бы из трех «царств»: действительности,

ценности и смысла.

Черты мировоззрения:

  • Системность (статичность)

  • Процессуальность. (постоянное нахождение в динамике изменений)

2. Системность мировоззрения

Из этого определения можно выделить следующие аспекты: системность и процессуальность мировоззрения. Для того, чтобы образно представить системность в каком-то процессе можно сравнить с фотографией, которая фиксирует только момент. Но рассматривая фото мы можем судить о феномене в целом. Рассматривая мировоззрение как систему, в статике, будем использовать понятие мировоззренческое поле. Оно многокомпонентно, кроме перечисленных в определении, можно называть еще множество других. Сами компоненты в свою очередь представляют собой сложные многокомпонентные системы. Компонентами можно считать и миф, и религиозные взгляды, профессиональный, социальный и другие групповые компоненты. Так же отдельным компонентом мировоззренческого поля можно считать то, что по сути процессуально — историческое, национальное (этническое и тому подобное). Как и любая система, компоненты в мировоззренческом поле соединены системообразующим, доминирующим компонентам. Доминирование того или иного компонента зависит от точки рассмотрения (гносеологический аспект), во-первых, и от субъекта, во-вторых.

3.Виды, типы, формы, уровни мировоззрения.

В зависимости от доминанты можно выделить виды и типы мировоззрения, а также и формы. Дело в том, что мировоззрение это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Это ядро общественного и индивидуального сознания.

Формы:

  • Миф

  • религия

  • философия

Само название «формы» говорит о их значении. Они придают форму, оформляют мировоззренческое поле. Исторический компонент образуют первобытное, античное(или древнее), средневековое мировоззрение, мировоззрение нового времени, современное, переходные виды мировоззрения. По своей сущности мировоззрение — общественно исторический феномен, возникший с появлением человеческого общества, сформированный материальной жизнью общества, общественным бытием.

Уровни:

Житейское — основано на здравом смысле, многообразном человеческом опыте, имеет специфическую системность и обоснованность. Часто житейский уровень сравнивают с мифологическим мировоззрением. Это сравнение справедливо в части специфичности систем этих мировоззрений и их обоснованности, но сводить их друг к другу нельзя. Теоретическое формируется целенаправленно, отличается научной обоснованностью и системностью, опирается на результаты научного знания, доводы разума.

По типам мировоззрение различают индивидуальное и групповое, сциентистское и антисциентистское, и т.п.. В науке существуют и другие классификации. Все они по сути связаны с гносеологической позицией авторов. То есть, с тем, что они выбрали для своего исследования в качестве доминантного компонента и субъекта мировоззрения.

studfiles.net

Мировоззрение и его типы, и уровни.

Вопрос: Мировоззрение и его типы, и уровни.

Мировоззрение — это система обобщенных взглядов на мир как целое, на место человека в нем на смысл жизни, на смысл истории, на основания, границы человеческого познания.

Философия — это теоретическая рефлексия на мировоззрение.

Мировоззрение складывается стихийно, а философия носит характер учения.

В центре мировоззрения — субъект его носитель, т. е мировоззрение это своего рода призма, через которую индивидуальный или коллективный субъект воспринимают мир.

С. С. Алексеев о Юридическом мировоззрении: это основа законодательной, правоприменительной и право пользовательской деятельности. На его основе гражданин может «приватизировать» свои права.

Уровни мировоззрения(3 уровни):

— Теоретический уровень мировоззрения — это знания, основанные на науке (научно обоснованные знания), оно носит понятийный характер.

— Сакральный уровень мировоззрения — это система идеалов и ценностей (как религиозных, так и светских).

— Обыденный уровень мировоззрения — это система обычаев, суеверий, стандартов повседневных практик.

 

«Сакральный» значит — священный.

 

Типы мировоззрения выделяются по различным основаниям:

-по историческим (первобытная, феодальная и т. д)

-по социокультурным (сословным, мещанский и т. д)

-мировоззрение по социальным признакам (профессиональным и т. д)

 

В юридическом мировоззрении мы можем выделить такие же уровни и типы.

К числу идеалов относятся такие ценности:

-справедливость

-гуманизм

-права человека и их охрана, защита

Идеалы:

-гражданское общество

-правовое государство

-социальное государство.

 

Вопрос 2: Предмет и функции философии

Предмет философии: философия как учебная дисциплина.

Основные функции философии:

1. мировоззренческое (отвечает на вопросы).

2. методологическое (научное знание подразделяется на знание о мире и знание о знании).

Метод — универсальные мыслительные формы, которые могут использоваться в решении практических вопросов, исследованиях независимо от объекта исследования.

Методология — это дедуктивных суждений где в качестве большой посылки используются общие принципы. Например, для того чтобы решать богословские проблемы среднековые теологи использовали идеи античных философов, через 1,5тыс. лет после того как они покинули.

 

Вопрос 3:Природа философского знания, проблемное поле философии

Есть две области человеческих знаний, которых никогда не устаревают, это математика и философия, все остальное так или иначе становиться архаичным. Подлинно философское знание рефлексивна, это — метафизика (И.Кант).

Метафизика буквально за пределами природы, за пределами природы находится разум. Значит, философия — это наука рефлексивно исследующее основание разума. Никакая другая наука не имеет соответствующего понятийного аппарата (средств) для исследования «вечных» философских вопросов, которые веками ставят перед собой человек и человечество: (что есть мир, как целое?; место человека в мире?; смысл человеческой жизни?; основание и границы человеческого познания?; смысл истории?; «И.Кант считал что основные философские вопросы таковы: что я могу знать? На что я могу надеяться? Что я должен делать? Что есть человек?»). — мировоззренческие вопросы.

[Рефлексия — это внутренняя отражение. Философская рефлексия — это исследование разума своих оснований. Каждый человек рано или поздно задается мировоззренческими вопросами. Заглядывая в себя он порою не находит ответа на них, здесь могут помочь три формы культуры — религия, искусство и философия. Они говорят на разных языках, религия говорит на символе и мифологии, искусство на языке худ.образов, философия на языке понятий. Философская одаренность по Платону это способность души припоминать то, что она видела в мире эйдосов. Душа философа это делает лучше других: обращаясь к себе даже с частными вопросами, она получает ответы на уровне всеобщего.].

 

Вопрос 4:Происхождение философии

 

Философия возникла в древнем обществе на западе и востоке одновременно 6-7в. до н.э. Европейская модель возникновение философии:

-философия возникла в античном мире в 6-5вв. До н.э.

Процесс возникновения:

1. полисная греческая цивилизация имела развитую досуговую сферу, поэтому свободные граждане дискутировали свое свободное время «трудились только рабы; свободные граждане использовали свободное время для наслаждения от своего ума и телесности, последняя обладала эстетической ценностью;» представители богатых родов путешествовали на Восток и приносили в полис философские идеи подчеркнутые в Китае, Индии, эти идеи становились материалом для обсуждения полестрах (общ.баня).

2. До укоренения и распространения философской тематики в полисной культуре преобладала мифология. Постепенно в 4-3вв. Философская тематика вышла на первый план, а мифология сохранилась, но утратила свои приоритеты.

3. Каста жрецов, оракулов располагала монополией на положительное знание, но философия сделала систему распространения знания более демократичной.

 

Современная философия разнообразна по направлениям, концепциям, т. к в ней представлены все по-настоящему философские учения, тексты (за 2,5 тыс.лет философское развитие человечества).

 

Вопрос 5:Основные особенности философии:

1)понятийный характер философского знания (античные философы считали что философское знание держится на понятиях, понятие — это эпистемы, т.е отражение сущности).

2)Основная забота философии — это всеобщее, т.е задачи найти некоторые всеобщее основания в мире, в жизни.

3)Диалогичность философии: философия выполняет в обществе объединяющею роль, т.к создает единые ментальные основания для человеческого взаимопонимания, сотрудничества, но особо важно то, что философии осуществляется это функция на уровне всеобщего.

 

Вопрос 6:Структура философского знания.

СФЗ выделяется по разным основаниям:

1. по проблемным областям: — онтология (наука о бытии (материалистическая онтология))

гносеология ( научное учении о познании)

аксиология (учение о ценностях).

Антропология (наука о бытие)

 

2. По типам философствования (что в центре фил.картины мира): — антропоцентризм (человек)

— Социоцентризм

— Космоцентризм (порядок)

— Натурцентризм (природа, однако философия рефлексивна она исследует не природу как таковую а то как природа может быть отражена в человеческом сознании).

— Теоцентризм (бог)

3. по историко-культурным основаниям: — античная философия, средневековая философия, немецкая классическая философия.

«Мировоззренческие и методологические основы юридического мышления»; роль философии в формировании ценностных ориентаций в профессиональной юридической деятельности:

— «применять философские принципы и законы, формы и методы познания ф юридической деятельности».

— «владеть навыками, использование философским методов для философско-правового анализа».

4. по философским школам и направлениям (материализм, идеализм).

Материализм -это философия с точки зрения которой первично материя, а осознание вторично (яв-ся свойством высокоразвитым). Материалисты не отрицают идеальное, но настаивают, что идеальное должно носит что-то материальное. Материалисты считающие что мысль материально это вульгарные материалисты.

Идеализм — это философия согласно которой первичен дух (абсолютный дух Гегеля —(объективный идеализм): первично надличностное сознание, мировой дух, мировая воля.), сознание, ощущения (субъективный идеализм: вещи — комплексы ощущений субъекта), материя, вещи вторичны, идеи, идеальное могут существовать без материального носителя.

 

5. по предметным областям: философия права, философия политики, социальная философия, этика, эстетика, философия истории.

 

Человек и его бытиё.

Человек и его бытие основные концепции человеческой антропологии(марксизм).

Аксиологическая проблематика.

Диалектика

Этика Сократа.

Сократ — это философ, который не оставил письменного наследия, но его идеи сохранились на тысячалетия на философских текстах Платона, Диогена Лаерцкого и другие. Его вклад в истории философской жизни:

I. Он основоположник диалектики как метода мышления (до Сократа деаликтические формы мышления в анитчной философии проявлялись стихийно, например, «наивная диалектика Милетцской школы»: «большое малое, притяжение отталкивание, живое мертвое, влажное сухое»; Сократ сформулировал основные методы введения диалога, тем самым положив начало диалектической традиции философской мысли). Диалектика — это метод мышления, основанный на выделении противоположностей в исследуемом объекте. Противоположности — это такие стороны процесса, которые друг друга отрицают, но при этом друг друга обусловливают, взаимно дополняют, составляя единое целое.

Методы ведения диалога по Сократу.:

· арабское (майефтика) — это родовспамажении мысли с помощью наводящих вопросов (участник диалога не заявляет прямо о своей позиции, а с помощью наводящих вопрсов создает впечатление что оппонент сам пришел к тем выводам которые выгодны).

· Ирония — это доведение до абсурда мысли оппонента при видимом согласии с ним.

Соотношение право и морали

Кант доказывал что мышление и совесть свободны по своей воле, поэтому не могут регулироваться правом, право на свободу мыслей и совести не может предоставлятся в принципе. Однако в нормах международного права о правах человека и в Конституции РФ такое право предоставляется право на свободу мысли и совести, такие формулировки противоречат высше описанным принципам поэтому не случайно эти нормы в их реализации чрезвычайно коллегиальна. А также используются для злоупотребления правом тоталитарными секциями, порнографами и так далее. У Канта мораль и право это взаимодополняющие способы нормативного регулирования отношений поведения и отношения. Однако мораль и право это разные способы праворегулирования. У атичной аксеологии имется гносеологические отношения. Моральные нормы — это внутренний регулятор поведения, а правовые нормы — это внешние регулятор поведения; структура моральной нормы не содержит санкций, а структура правовой нормы содержит санкцию.

Практическая свобода — это свобода реализованная в поступке.

Праизвол- свобода без правил, фактически, несвобода. Потому что свобода по Канту это производное от ограничений, потому что нет органичений, нет свободы как феномена. Нету зла нету добра. Разум налагая на себя органичения создает тем самым пространство своей свободы.

45 вопрос: Постструктуралистская концепция соотношения своды и права, её влияние на современную юриспруденцию

В 60-х годах 20 века постструктуралисты Гваттари, Мишель и другие создали концепцию оказавшую сильное влияние на правосознание 20 века: «свободным является только поступок основанный на безумии, идеалом свободного человека являтеся шизоид». С этой точки зрения: если право на свободу это естесственное неотъемлемое право человека то путем к свободе является безумие, а проявлением свободы является дивиантное отклоняющее поведение.

вопрос: Мировоззрение и его типы, и уровни.

Мировоззрение — это система обобщенных взглядов на мир как целое, на место человека в нем на смысл жизни, на смысл истории, на основания, границы человеческого познания.

Философия — это теоретическая рефлексия на мировоззрение.

Мировоззрение складывается стихийно, а философия носит характер учения.

В центре мировоззрения — субъект его носитель, т. е мировоззрение это своего рода призма, через которую индивидуальный или коллективный субъект воспринимают мир.

С. С. Алексеев о Юридическом мировоззрении: это основа законодательной, правоприменительной и право пользовательской деятельности. На его основе гражданин может «приватизировать» свои права.

Уровни мировоззрения(3 уровни):

— Теоретический уровень мировоззрения — это знания, основанные на науке (научно обоснованные знания), оно носит понятийный характер.

— Сакральный уровень мировоззрения — это система идеалов и ценностей (как религиозных, так и светских).

— Обыденный уровень мировоззрения — это система обычаев, суеверий, стандартов повседневных практик.

 

«Сакральный» значит — священный.

 

Типы мировоззрения выделяются по различным основаниям:

-по историческим (первобытная, феодальная и т. д)

-по социокультурным (сословным, мещанский и т. д)

-мировоззрение по социальным признакам (профессиональным и т. д)

 

В юридическом мировоззрении мы можем выделить такие же уровни и типы.

К числу идеалов относятся такие ценности:

-справедливость

-гуманизм

-права человека и их охрана, защита

Идеалы:

-гражданское общество

-правовое государство

-социальное государство.

 


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Мировоззрение: классификация

Что такое мировоззрение? Даже определение здесь далеко не простое и однозначное. Чаще всего мировоззрением называется система взглядов (представлений) человека о себе, окружающем мире и собственном месте в нём. Чтобы разобраться с термином, нужно понять, что именно обществоведы вкладывают в «систему взглядов». Это важные компоненты мировоззрения, последнее же состоит из самосознания, представлений об окружающем мире и установленной взаимосвязи.

Уровни мировоззрение

Базовым считается обыденное мировоззрение. Далеко не все осознают, какую роль в жизни человека оно играет. Речь идёт о представлениях и нравственных ценностях, сформированных в процессе жизни, на основании опыта, инстинктов и критического анализа пережитого. Но обыденное мировоззрение специально не вырабатывают. Оно появляется само, как естественный результат мыслительной активности. Необходимо отметить, что обыденное мировоззрение – это уровень, на котором находится большинство человечества.

Бывает также профессиональное мировоззрение. Его обычно рассматривают как следующий уровень. Формируется у людей в связи со спецификой их профессиональной деятельности, откуда и пошло название. Здесь функции мировоззрения часто носят просветительский характер. Учёный, художник, политик и многие другие пытаются передать свои взгляды на жизнь. Если мировоззрение обыденное формируется случайно, то здесь мы говорим о переработке очень своеобразного опыта, полученного во многом благодаря собственному выбору.

Теоретический уровень предполагает свободное оперирование рядом понятий. В данном случае мировоззрение его сущность и структура анализируются самим индивидуумом, обобщаются и трансформируются (при необходимости). Личность осознанно соглашается с философами или же создаёт собственное течение. Нужно сказать, что в истории было не так много тех, кто достиг подобного понимания себя, мира и происходящих в нём процессов.

Классификация мировоззрения

Говоря о том, что такое мировоззрение, нельзя не затронуть вопрос деления на типы. Отчасти те перекликаются с уровнями. Но здесь есть и свои отличия. Итак, виды мировоззрения:

1. Житейское

В данном случае самому вопросу, что такое мировоззрение, как правило, не придаётся особое значение. Человек пользуется теми представлениями, что сформировались у родственников, близких, окружающих, у него самого благодаря полученному опыту. Он нечасто задумывается над тем, какой смысл носят те или иные установки.

2. Мифологическое мировоззрение отличается неопределённостью

В этой разновидности субъективное и объективное тесно переплетаются. Центральным является миф. Он определяет, как жить, что именно нужно делать. При этом уровень критики – низкий, люди не размышляют над тем, какой смысл скрывается в традициях, обрядах и т.п. Они просто следуют им.

3. Религиозное мировоззрение

Это одно из самых стабильных, влиявших долгое время на умы целых народов. Оно базируется на вере в сверхъестественное, здесь роль мировоззрения в жизни человека становится доминирующей. Именно вера определяет поступки, часто влияет на характер. К тому же мировоззрение религиозное – самое агрессивное среди всех. Оно противостоит критике, не даёт всерьёз рассмотреть постулаты других мировоззрений. Чем и объясняется удивительная живучесть на протяжении такого долгого времени.

Стоит отметить, что религиозное мировоззрение породило, в свою очередь, ответвления. Но его виды и формы в любом случае основаны на вере в сверхъестественное. Яркий пример – метафизическое мировоззрение как система взглядов, где центральное место занимает, опять же, вера в неизменность вещей, природы и всего, что порождено Творцом. Однако подтипы данной категории объединяет то, что здесь не только не задумываются над тем, какой смысл носят те или иные утверждения, но часто об таком нельзя рассуждать. Вернее, можно, но исключительно в определённом контексте.

4. Научное мировоззрение

Это одно из самых популярных в настоящем. Тут важно понимать, какой смысл заложен в окружающем нас мире, что означает то или иное явление. Какая-либо мифология здесь полностью отсутствует. Всё максимально точно, аргументировано и конкретизировано. Научное мировоззрение постоянно развивается, пополняется новыми знаниями, всё более полно отражает окружающий мир. Но в то же время подход не меняется.

5. Философское

Обществознание рассматривает данную разновидность как одно из высших проявлений мыслительной активности. Здесь индивидуум часто теоретизирует, он задумывается над тем, как соотносятся мировоззрение и жизненные ценности, какой смысл у определённых понятий, какие формы может принимать знание. Сам вид основывается на фактах, такой же подход демонстрируют и учёные. Но научное мировоззрение не решает новые экзистенциальные проблемы. Кроме того, оно практически не имеет дела с так называемыми вечными вопросами.

Философия же активно ими интересуется. В ней отчасти можно увидеть мифологическое мировоззрение, особенно в отношении к неопределённому, к тому, что оно допускается и включается в систему ценностей. Свой отпечаток оставило и религиозное мировоззрение, например, по поводу того, что касается морально-нравственных ценностей. Но в целом доминирующим здесь считается широкий подход в сочетании с критичностью. Не зря системно рационализированное мировоззрение называют философией.

6. Гуманистическое

В то время как религиозное мировоззрение ставит в центр Бога, тут главным оказывается сам человек, человеческие возможности, характер, способность к созиданию и развитию. Если сравнивать с остальными подходами к формированию взглядов о себе и окружающем мире, то научное мировоззрение в большей степени обращено на законы (закономерности) окружающего мира, на познание, выявление и исследование. Человек здесь не может претендовать на особую роль, в отличие от гуманистического.

Необходимо отметить, что основные типы мировоззрения довольно жёстко классифицируются в науке (в рамках обществоведческого пласта знаний, например). Но в повседневной жизни в сознании одного человека особенности религиозного мировоззрения способны тесно переплетаться с гуманистическим или даже научным, просто по разным вопросам. Кроме того, люди склонны к изменениям своих взглядов. И если раньше в суждениях одной и той же личности наблюдались особенности мифологического мировоззрения, то впоследствии они могут смениться на теоретические.

Исторические формы мировоззрения

Традиционно первым появилось мифологическое мировоззрение. Оно было призвано объяснить природу вещей, явлений, которые вызывали вопросы. На обсуждаемом этапе люди не задавались сложными вопросами, не рассуждали о том, что такое «мировоззрение типы мировоззрения», например. Далеко не все осознавали, что у них есть система ценностей.

Вторым появилось религиозное мировоззрение, которое оказалось гораздо более структурированным. Оно не только давало представление, но и позволило разработать этику, уставить ограничения. Мировоззренческая функции религии, опять же, не всегда осознавалась и исследовалась. Многие просто подчинялись догматам.

Однако мировоззрение и его виды формы – всё это постоянно развивалось. Постепенно религия перестала удовлетворять социум. Появилась наука, которая выгодно отличалась прогрессивным подходом, стремлением к точности и новым знаниям, объявленным здесь ценностью. Противоположностью такому направлению стало реакционное мировоззрение, довлеющее ко всему старому, стабильному, устоявшемуся.

При изучении данной темы стоит отметить, что понятие мировоззрения и структура мировоззрения исследуются философами до сих пор. Современные теории считаются наиболее спорными, потому что они не прошли проверку временем. Но если вы захотите ознакомиться с такими вопросами глубже, достаточно будет поискать информацию по запросу «мировоззрение его структура и исторические типы». В контексте развития и перспектив рассматриваются и современные явления.

Похожие статьи

Рекомендуем почитать:

karate-ege.ru

1.2. Мировоззрение, его исторические типы, уровни и формы

Способность к разумному мышлению не является врождённой, её необходимо формировать и развивать, и один из лучших путей к этому – усвоёние достижений философской культуры, в центре которой стоит вопрос о человеке и его месте в мире, его месте в обществе, о смысле его жизни. И главное назначение философии — помочь человеку (8.1) ориентироваться в бесконечных сложностях жизни, в решении тех уравнений со множеством неизвестных, которые постоянно возникают на жизненном пути.

Поэтому центральной задачей философии является решение целого комплекса мировоззренческих проблем, выработка с позиций разума системы обобщенных взглядов на мир в целом.

Основные типы мировоззрения

Мировоззрение

Повсёдневное

(обыденное)

Религиозное

Философское

Научное

Здравый смысл, стихийные, не систематизированные, традиционные представления о мире

Признание сверхъестественного мирового начала, выраженное в иррациональной и эмоционально-образной формах

Выступает в понятийной, категориальной форме, опираясь на достижения наук о природе и обществе, и обладаёт определённой мерой логической доказательности

Теоретические взгляды на окружающий мир, основанные на данных наук

Мироощущение

Мировосприятие

Миросозерцание

Миропонимание

Целостное осознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций

Понятийный, категориальный, интеллектуальный аспект мировоззрения

Можно сказать, что мировоззрение – это ядро, стержень сознания и самосознания личности. Оно выступает как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя, своёго места в нём. Мировоззрение как система включает в себя ряд компонентов: знания, имеющие своей опорой истину, ценности, наиболее ярко выраженные в нравственных и эстетических составляющих мировоззрения, имеющих своей базой добро и красоту; программы действий, стиль поведения.

Мировоззрение имеёт два аспекта – интеллектуальный и эмоциональный. Эмоционально-психологическая сторона мировоззрения представлена мироощущением и мировосприятием, а интеллектуальная – миропониманием. Эти три уровня и составляют структуру мировоззрения. Естественно, что соотношение этих сторон различно на различных уровнях мировоззрения, неодинакова их представленность в мировоззрении в разные эпохи, наконец, различны пропорции этих сторон и в мировоззрении разных людей.

Исторические формы мировоззрения

Религия

Мифология

Философия

Вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил или в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей

Миф – ранняя форма духовной культуры человечества – объединял в себе зачатки знания, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии

Система общих теоретических взглядов на мир, на место в нём человека

Формы общественного сознания

Опирается на веру как способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующеё его внутреннеё состояние

Различия

Опирается на разум, реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы доказательства

Каждый тип мировоззрения выполнял свою функцию в определённых исторических условиях. Так, миф возникает в условиях резкого расширения социальных и познавательных горизонтов, к которому оказывается не готово человеческого сознание. В этой ситуации всё мировое пространство делится на две большие разновидности – моё и чужое. В моём пространстве я понимаю происходящеё, могу рационально его обосновать. В чужом пространстве я не могу и не пытаюсь понять происходящеё. Оно находится за пределом моего сознания. Однако с ним можно договориться. Договор с неизвестным и непонимаемым миром – основа мифологического мышления. В силу того что чужой мир невозможно понять, мифологическое мышление неподконтрольно разуму, его нельзя опровергнуть с помощью логики. В него просто верят. И через эту веру соединяют видимый (свой) мир и невидимый (чужой) мир.

Религиозное мировоззрение возникает в ситуации культурной или социальной катастрофы, когда сознание не может вынести ужас внешнего мира. В подавляющем большинстве религий видимый мир просто отрицается. Он только страшное испытание на пути к настоящей жизни.

Философское мировоззрение является теоретическим выражением отношения мира и человека, бытия и сознания. Философия возникает как особая форма общественного сознания и самосознания человека. Этот научно-теоретический тип мировоззрения отличается рациональностью, системностью, широтой обобщения идей, теоретических принципов, законов и категорий.

В XV –XVII вв. в Европе возникает новый тип мировоззрения – наука. В отличие от первых двух наука не признавала «невидимого мира». Невидимый, запредельный мир с точки зрения науки – это мир, куда не дошёл ещё познающий разум человека.

1.3. Структура философской картины мира

Картина мира – это философская категория, представляющая собой идеальную модель самого широкого реального объекта (4.1)– целостного мира. Картина не просто модель, она возникает потому, что её функция в процессе познания – показать, каким предстает мир перед нашим сознанием. При этом особо акцентируется то, с помощью каких средств создаётся эта картина, какова технология её создания.

В отличие от мировоззрения картина мира изначально содержит в себе момент рефлексии (размышления, самоанализа) над основами Бытия, содержит «вечные вопросы» о мире и месте в нём человека. Ответы на эти вопросы позволяют искусственно воссоздать целостность мира. Но это искусственное воссоздание даёт возможность человеку естественно жить и поступать.

Мифологическая картина мира – это созерцательное, целостное постижение мира посредством конкретно-чувственного образа, в котором неразличимы в своём единстве восприятие и воображение, представление и фантазия, субъект и объект; восприятие природы осуществляется через одухотворенные существа (боги, духи) и магические, фантастические свойства и явления

Религиозная картина мира – это основанное на религиозной вере иррациональное постижение Божественного порядка, отличающегося иерархичностью взаимоотношений Бога и его Творения – человека

Научная картина мира – это упорядоченная целостность систематизированных знаний о Всёленной и человеке, формирующаяся на базе фундаментальных открытий и достижений прежде всёго естествознания (астрономии, физики, химии, биологии и др.)

Философская картина мира – это упорядоченная целостность систематизированных знаний в форме идей, учений, теорий и концепций, отражающих предельно общие представления о мире и месте в нём

человека

1.4. Основной вопрос философии

Уже давно было подмечено, что философская мысль тесно связана с тем или иным соотнесением духа и природы, мысли и действительности. И в самом деле, внимание философов постоянно приковано к многообразным отношениям человека как существа, наделённого сознанием, к объективному, реальному миру, связано с уяснением принципов практических, познавательно-теоретических, художественных и других способов освоёния мира.

В зависимости от того, как философы понимали данное соотношение, что принимали за исходное, определяющеё, сложились два противоположных направления мысли. Объяснение мира, исходя из духа, сознания, идей, получило название идеализма (философское направление, которое исходит из того, что в основании мира находится нечто идеальное, предшествующеё материи и создающеё её). В ряде моментов он перекликается с религией (1.2).

Философы же, бравшие за основу природу, материю (3.3), объективную реальность, существующую независимо от человеческого сознания (7.1), примыкали к различным школамматериализма, во многом родственного по своим установкам науке, жизненной практике, здравому смыслу. Существование этих противоположных направлений – факт истории философской мысли.

Однако изучающим философию, а порой и тем, кто профессионально работает в данной области, бывает нелегко понять, почём у и в каком именно смысле вопрос о соотношении материального и духовного является для философии основным и так ли это на самом деле. Философия существует более двух с половиной тысяч лет, и нередко бывало так, что в течение долгого времени этот вопрос чётко не ставился, не обсуждался философами. Полярность «материальное – духовное» то выступала отчётливо, то отступала в тень. Её «стержневая» роль для философии была осознана не сразу, для этого потребовались долгие века. В частности, она отчётливо выявилась и заняла принципиальное место в период формирования собственно философской мысли (XVII–XVIII века), её активного отмежевания от религии, с одной стороны, и от конкретных наук – с другой.

Вопрос об отношении сознания и бытия не находится в одном ряду с многочисленными конкретными вопросами. Он носит иной характер. Может быть, это вообще не столько вопрос, сколько смысловая направленность философской мысли. Важно понять, что полярность «материальное – духовное», «объективное – субъективное» составляет некий «нерв» любого конкретного философского вопроса или размышления, независимо от того, отдают ли себе в этом отчёт те, кто философствуют. Притом эта полярность далеко не всегда выливается в вопрос, а с переводом в такую форму разрастается в множество взаимосвязанных между собой вопросов.

Противостояние и вместе с тем сложное взаимодействие бытия и сознания, материального и духовного вырастает из всей человеческой практики, культуры, пронизывает их. Вот почёму эти понятия, значимые лишь в паре, в их полярной соотнесённости, охватывают всё поле мировоззрения, составляют его предельно общую (универсальную) основу. В самом деле, наиболее общими предпосылками человеческого существования служат наличие мира (прежде всего природы), с одной стороны, и людей – с другой. Всё же остальное оказывается производным, осмысливается как результат практического и духовного освоёния людьми первичных (природных) и вторичных (общественных) форм бытия и взаимодействия людей между собой на этой основе.

Из многообразия отношений «мир – человек» можно выделить три основных: познавательные (4.1), практические и ценностные отношения (9.1). В своё время И. Кант сформулировал три вопроса, имеющие, по его убеждению, принципиальное значение для фило

софии в самом высоком «всёмирно-гражданском» её смысле – Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?1

Эти три вопроса как раз и отражают три указанных типа отношений человека к миру. Первый вопрос, с которого начиналось философское познание и который заявляет о себе вновь и вновь, – это вопрос: что собой представляет мир, в котором мы живём? По сути он равнозначен вопросу: что мы знаем о мире? Философия не единственная область знания, призванная ответить на этот вопрос. В его решение на протяжении веков включались всё новые области научных знаний и практики. Формирование философии, наряду с возникновением математики, знаменовало рождение в древнегреческой культуре совершенно нового явления – первых зрелых форм теоретической мысли.

При этом на долю философии выпали особые познавательные задачи. В разные периоды истории они принимали различный вид, но всё же сохранялись и некоторые устойчивые их черты. В отличие от других видов теоретического познания (в математике, естествознании) философия выступает как универсальное теоретическое познание. Согласно Аристотелю, специальные науки заняты изучением конкретных видов бытия, философия же берёт на себя постижение самых общих принципов, начал всего сущего.

И. Кант усматривал основную задачу философского познания в синтезе разнообразных человеческих знаний, в создании их всёохватывающей системы. Отсюда важнейшим делом философии он считал две вещи – овладение обширным запасом рациональных (понятийных) знаний и «соединение их в идее целого». Лишь философия способна, по его убеждению, придать «всём другим наукам систематическое единство».

Философской мысли присуще рассмотрение мира не только в малом «радиусе», ближнём «горизонте», но и во всё более широком охвате с выходом в неведомые, недосягаемые для человеческого опыта области пространства и времени. Свойственная людям любознательность перерастает здесь в интеллектуальную потребность беспредельного расширения и углубления знаний о мире. Такая склонность присуща в той или иной степени каждому человеку.

Наращивая знания вширь и вглубь, человеческий интеллект постигает мир в таких его срезах, которые не даны или даже не могут быть даны ни в каком опыте (5.1). По сути, речь идёт о способности интеллекта к сверхопытному знанию. В самом деле, никаким опытом нельзя постичь мир как целостную, беспредельную в пространстве и непреходящую во времени, бесконечно превосходящую человеческие силы, не зависящую от человека (и человечества) объективную реальность, с которой люди должны постоянно считаться. Опыт не даёт такого знания, а философская мысль, формируя общеё миропонимание, обязана как-то справиться с этой сложнейшей задачей, по крайней мере постоянно прилагать к этому свои усилия.

В решении вопроса о познаваемости мира существуют позиции-антиподы: точке зрения познавательного оптимизма противостоят более пессимистические системы взглядов – скептицизм и агностицизм(от греч. а – отрицание и gnosis – знание; недоступный познанию). Прямолинейно ответить на вопросы, связанные с проблемой познаваемости мира, трудно – такова уж природа философии. Это понимал Кант. Высоко ценя науку и силу философского разума, он всё же пришёл к выводу о существовании границы познания. Рациональный смысл в этом часто критикуемом выводе не всегда осознаётся. Но сегодня он приобретает особую актуальность. Позиция Канта, по сути, была мудрым предостережением: человек, многое зная, умея, ты всё же многого не знаешь, и жить, действовать на границе знания и незнания тебе суждено всегда , будь же осторожен! Предостережение Канта об опасности настроений всёзнайства становится особенно понятным в современных условиях.

Смысл философствования не исчерпывается лишь познавательными задачами. Великие мыслители пронесли это убеждение античности через всё последующие века. Ярким его выразителем опять-таки явился Кант. Без знаний, пояснял он, нельзя стать философом, но этого нельзя достичь и с помощью одних лишь знаний. Высоко ценя усилия теоретического разума, он без колебаний вынес на первый план практический разум – то, чём у в конечном счёте служит философия. Мыслитель подчеркивал активный, практический характер мировоззрения: «…мудрость… вообще-то больше состоит в образе действий, чём в знании…»2. Подлинный философ, на его взгляд, – это философ практический, наставник мудрости, воспитывающий учением и делом.

Философия в самом высоком её значении воплощает в себе идею совершенной мудрости. В идеале она призвана указывать высшие цели человеческого разума, связанные с важнейшими ценностными ориентациями людей, прежде всего – с нравственными ценностями. В обосновании высших нравственных ценностей усматривается суть философствования. Любые цели, всякие знания, их применение философия призвана, по убеждению Канта, согласовывать с высшими нравственными целями человеческого разума. Без этого стержня всё стремления, достижения людей обесцениваются, теряют смысл. Самой высокой ценностью и высшей целью Кант провозгласил человека, человеческое счастье (благо, блаженство) и вместе с тем достоинство, высокий нравственный долг. Извечные надежды на счастье философ поставил в тесную связь с моральным правом на это, с тем, насколько человек сделал себя достойным счастья, заслужил его своим поведением. Понятие высших целей человеческого разума сфокусировано у Канта на человеке, нравственных идеалах, проникнуто гуманизмом.

Понимание сути философии убеждаёт в том, что начатый ещё в античности (2.2) поиск мудрости, неразрывной связи человеческого разума и нравственности не угас. Но размышления о задачах философии на этом не завершились. Более того, время показало, что они вообще не могут быть полностью исчерпаны.

1.5. Методы философии

Диалектика — вещи и явления рассматриваются глубоко, разносторонне, в развитии, с учётом изменений, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика — противоположность диалектики — вещи и явления рассматриваются однозначно, с точки зрения поиска абсолютной истины.

Догматизм — восприятие каких-либо положений изначально как бездоказательной, но абсолютной истины, негибкость в мышлении, рассуждениях, отношении к окружающему миру.

Релятивизм — интерпретация уже готовых результатов познания.

Эклектика – построение теоретических истин на основе произвольного смешивания,объединения разрозненных фактов, создание искусственных интеллектуальных конструкций.

Софистика — выведение ложного по сути, но воспринимаемого правильным по формеумозаключения из ложных умозаключений, которые некорректно подаются как правильные.

Герменевтика — метод прочтения и истолкования смысла текстов.



Таким образом, философия – теоретически осмысленное мировоззрение, которое подразумевает интеллектуальную (логическую, концептуальную) проработанность всего комплекса проблем мироосмысления. Такое осмысление может проявляться не только в формулировках, но и в характере (методе) решения различных проблем. Философия – это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нём человека, уяснение различных форм отношения человека к миру.

studfiles.net

1.Мировоззрение и его структура.

Мировоззрение — это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Система принципов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей. Мировоззрение имеет сложную структуру, включает противоречивое единство знаний и ценностей, интеллектуального и эмоционального, разума и веры, убеждений и сомнений, личного и общественно значимого.

Мировоззрение=система.

Система – некая целостность, включающая в себя элементы, которые в свою очередь могут представлять самостоятельную сущность.

Элементы системы связанны образующими связями.

Можно выделить следующие структурные компоненты мировоззрения:

-во-первых, это устойчивая картина мира, которая включает в себя конкретно-исторические представления о мире;

-во-вторых, оценка жизни, опирающаяся на систему идеалов;

-в-третьих, целеполагающая идея, ориентирующаяся на систему ценностей. Таким образом, суть философского мировоззрения составляет мир, состоящий как бы из трех «царств»: действительности,

ценности и смысла.

Черты мировоззрения:

  • Системность (статичность)

  • Процессуальность. (постоянное нахождение в динамике изменений)

2. Системность мировоззрения

Из этого определения можно выделить следующие аспекты: системность и процессуальность мировоззрения. Для того, чтобы образно представить системность в каком-то процессе можно сравнить с фотографией, которая фиксирует только момент. Но рассматривая фото мы можем судить о феномене в целом. Рассматривая мировоззрение как систему, в статике, будем использовать понятие мировоззренческое поле. Оно многокомпонентно, кроме перечисленных в определении, можно называть еще множество других. Сами компоненты в свою очередь представляют собой сложные многокомпонентные системы. Компонентами можно считать и миф, и религиозные взгляды, профессиональный, социальный и другие групповые компоненты. Так же отдельным компонентом мировоззренческого поля можно считать то, что по сути процессуально — историческое, национальное (этническое и тому подобное). Как и любая система, компоненты в мировоззренческом поле соединены системообразующим, доминирующим компонентам. Доминирование того или иного компонента зависит от точки рассмотрения (гносеологический аспект), во-первых, и от субъекта, во-вторых.

3.Виды, типы, формы, уровни мировоззрения.

В зависимости от доминанты можно выделить виды и типы мировоззрения, а также и формы. Дело в том, что мировоззрение это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Это ядро общественного и индивидуального сознания.

Формы:

  • Миф

  • религия

  • философия

Само название «формы» говорит об их значении. Они придают форму, оформляют мировоззренческое поле. Исторический компонент образуют первобытное, античное(или древнее), средневековое мировоззрение, мировоззрение нового времени, современное, переходные виды мировоззрения. По своей сущности мировоззрение — общественно исторический феномен, возникший с появлением человеческого общества, сформированный материальной жизнью общества, общественным бытием.

Уровни:

Житейское — основано на здравом смысле, многообразном человеческом опыте, имеет специфическую системность и обоснованность. Часто житейский уровень сравнивают с мифологическим мировоззрением. Это сравнение справедливо в части специфичности систем этих мировоззрений и их обоснованности, но сводить их друг к другу нельзя. Теоретическое формируется целенаправленно, отличается научной обоснованностью и системностью, опирается на результаты научного знания, доводы разума.

По типам мировоззрение различают индивидуальное и групповое, сциентистское и антисциентистское, и т.п.. В науке существуют и другие классификации. Все они по сути связаны с гносеологической позицией авторов. То есть, с тем, что они выбрали для своего исследования в качестве доминантного компонента и субъекта мировоззрения.

studfiles.net

1.2 Мировоззрение, его виды и формы

Видеоурок: 


Лекция: Что такое мировоззрение и как оно формируется

На предыдущем уроке мы остановились на понятии личность. Становление личности связанно с формированием мировоззрения. А мировоззрение происходит в результате познавательной деятельности. Человеку свойственно задаваться вопросами: «Кто Я? Каков Я? Как устроен мир? В чем смысл жизни?» – вопросы самопознания и познания окружающего мира. Поиск и нахождение ответов на них формирует человеческое мировоззрение. Тема урока относится к одной из сложных философских тем, поскольку затрагивает внутренний духовный мир человека. Человек является не только биологическим и социальным существом, но ещё и духовным существом. Что же представляет собой духовный мир? Из чего он состоит? Духовный мир – это мир мыслей и чувств, знаний и убеждений, идей и принципов, интеллекта и творчества. Он также индивидуален и неповторим как человеческая внешность. Внутренний мир постоянно развивается и проявляется в поведении человека. Итак, мировоззрение является одним из явлений духовного мира человека. Сформулируем основное определение темы:
 

Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

Мировоззрение формируется всю жизнь, является результатом воспитания и собственного жизненного опыта человека. С возрастом мировоззрение становится всё более осознанным. Взрослый человек знает почему и для чего действует, чувствует личную ответственность за происходящее в своей жизни и не обвиняет в случившемся окружающих. Он самодостаточен и не зависим от мнения окружающих его людей. Обладает адекватной самооценкой – оценкой собственных достоинств и недостатков (Я–образ). Которая бывает завышенной, реалистичной (адекватной) и заниженной. На уровень самооценки влияет воображаемый или реальный идеал, на который человек хочет быть похож. Велико воздействие оценок окружающих людей на то, как человек оценивает самого себя. Также на уровень самооценки влияет отношение человека к собственным успехам и неудачам. 

На формирование мировоззрения влияют: 

  • Во-первых, окружение человека. Человек, наблюдая за действиями и оценками окружающих, что-то принимает, а что-то отвергает, с чем-то соглашается, а с чем-то нет.   

 

  • Во-вторых, социальные условия и государственное устройство. Старшее поколение, сравнивая советскую молодежь с современной, подчеркивает, что тогда трудились во благо народа и даже в ущерб собственным интересам. Это соответствовало требованиям советского времени. Современная же социокультурная ситуация в нашей стране требует формирования конкурентоспособной личности, направленной на достижение собственного успеха.

Виды и формы мировоззрения

В контексте заданий контрольно-измерительных материалов ОГЭ и ЕГЭ в основном проверяется знание трёх форм мировоззрения: обыденного, религиозного и научного. Но форм мировоззрения больше. Кроме названных существуют мифологическое, философское, художественное и другие. Исторически первой формой мировоззрения является мифологическое. Первобытные люди понимали и объясняли устройство мира интуитивно. Никто не стремился проверить или доказать истинность мифов о богах, титанах, фантастических существах. Первобытная мифология нужна для изучения философии, истории, искусства и литературы. Данная форма мировоззрения существует и в настоящее время. К примеру, доктрины о существовании жизни на Марсе, герои комиксов (Человек – паук, Бэтмен). Рассмотрим особенности основных форм:

1) Обыденное мировоззрение. Данная форма формируется в повседневной жизни, поэтому основана на личном житейском опыте человека и опирается на здравый смысл. Человек работает и отдыхает, воспитывает детей, голосует на выборах, наблюдает за конкретными жизненными событиями, извлекает уроки. Он формулирует правила поведения, знает, что хорошо, а что плохо. Так накапливаются обыденные знания и представления и формируется мировоззрение. На уровне обыденного мировоззрения существует народная медицина, обряды и обычаи, фольклор.   

2) Религиозное мировоззрение. Истоком данного мировоззрения является религия – вера в сверхъестественное, в Бога. На самых ранних этапах развития человечества религия была переплетена с мифологией, но со временем отделилось от неё. Если основной чертой мифологического мировоззрения был политеизм, то для религиозного мировоззрения – монотеизм (вера в единого Бога). Религия разделяет мир на естественный и сверхъестественный, которые сотворены и управляются всемогущим Богом. Религиозный человек стремится действовать и поступать так, как того требует религия. Он совершает культовые действия (молитва, жертвоприношение) и нацелен на духовно-нравственное совершенство. 

3) Научное мировоззрение. Данная форма характерна людям, производящим знания (учёным, исследователям). В их миропонимании главное место занимает научная картина мира, законы и закономерности природы, общества и сознания. Отрицается всё непризнанное наукой (НЛО, инопланетяне). Научный человек оторван от реальной жизни, он постоянно стремится что-то познать, исследовать, логически обосновать и доказать. А если ему это не удаётся, отчаивается. Но через некоторое время опять берётся за факты, вопросы, проблемы, исследования. Потому что находится в вечном поиске истины.

Не бывает какой-либо формы мировоззрения в чистом виде. В человеке сочетаются все перечисленные формы, но одно из них занимает ведущее положение. 

 

Структура мировоззрения

Существуют три структурных составляющих мировоззрения: мироощущение, мировосприятие и миропонимание. В различающихся по форме мировоззрениях они отражаются по — разному. 

Мироощущение – это ощущения человека в событиях собственной жизни, его чувства, мысли, настроения и действия.

Становление мировоззрения начинается с мироощущения. В результате чувственного осознания мира в человеческом сознании формируются образы. По своему мироощущению люди делятся на оптимистов и пессимистов. Первые мыслят позитивно и считают, что мир к ним благосклонен. Они проявляют уважение к другим и радуются их успехам. Оптимисты ставят перед собой цели, а при возникновении жизненных трудностей с энтузиазмом решают их. Вторые, напротив, мыслят негативно и убеждены, что мир к ним суров. Они таят в себе обиды и винят в своих бедах других. При возникновении трудностей огорчено сокрушаются «за что мне всё это…», переживают и бездействуют. За мироощущением следует мировосприятие. 

Мировосприятие – это видение мира дружественным или враждебным.

Каждый человек, воспринимая происходящие в жизни события, рисует свою внутреннюю картину мира, окрашенную позитивно или негативно. Человек размышляет кто он в этом мире, победитель или неудачник. Окружающих людей делит на хороших и плохих, друзей и врагов. Высшей ступенью мировоззренческого осознания мира является миропонимание.

Миропонимание – это образы окружающей жизни, сформировавшиеся в сознании человека.  

Эти образы зависят от информации, которая закладывается в человеческой памяти с самого раннего детства. Самое первое миропонимание начинается с образа мамы, которая гладит, целует, ласкает и дома. С возрастом оно всё более расширяется до двора, улицы, города, страны, планеты, Вселенной.  

Выделяются два уровня мировоззрения: обыденно — практический (или повседневный) и рациональный (или теоретический). Первый уровень складывается в повседневной жизни, связан с эмоционально — психологической стороной мировоззрения и соответствует чувственному постижению мира. А второй уровень возникает в результате рационального осмысления мира, связан с познавательно — интеллектуальной стороной мировоззрения и наличием у человека понятийного аппарата. Источником обыденно — практического уровня являются чувства и эмоции, а источником рационального уровня разум и рассудок.

Задание: Привлекая знания, полученные на данном уроке, приведите одно предложение о путях формирования мировоззрения и одно предложение о роли мировоззрения в жизни человека. Ответы пишите в комментариях к уроку. Будьте активны)))


Дополнительные материалы к уроку:👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Мировоззрение, его виды и формы»
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Человек как духовное существо»
👉 Эссе «Нам надо стоять на своих собственных ногах и глядеть прямо в лицо миру… видеть мир таким, как он есть, и не бояться его» (Б. Рассел)
👉 ОГЭ обществознание видеоуроки 

Интеллект-карта по обществознанию №2

cknow.ru

Мировоззрение его уровни и структура.


Мировоззрение его уровни и структура.

Мировоззрение — это совокупность представлений о реаль­ности, система принципов, эталонов и убеждений, определяю­щих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, социальной группы или общества в це­лом.

Структура мировоззрения подразделяется на 4 уровня Уровни мировоззрения:

Повседневно-обыденное мировоззрение — это совокупность представлений о природной и социальной реальности, а также о самом человеке, нормах и эталонах его поведения и деятель­ности, основанных на здравом смысле и повседневном опыте многих поколений в различных сферах жизнедеятельности.

Научно-философское мировоззрение — это система пред­ставлений о мире, его структурной организации и развитии, месте и роли в нем человека, которая строится на основе фило­софского осмысления научных данных, развивается вместе с наукой и оказывает активное влияние на ее развитие.

Познавательная компонента включает представления о происхождении, строении и законах развития реальности. Это элементы научной картины мира, естественно-научных зако­нов, теорий и гипотез таких фундаментальных наук, как астро­номия, астрофизика, астрохимия, космология, механика, тер­модинамика, биология, кибернетика и другие.

Ценностная компонента содержит ряд характеристик, выражающих значимость явлений действительности для чело­века, а также предлагаемый ему набор специфических отноше­ний к явлениям природной реальности и другим людям.

Деятельностно-поведенческая компонента охватывает со­вокупность предписываемых человеку правил, норм, принци­пов, эталонов поведения (не убивай, не укради, не лжесвиде­тельствуй, помогай другим и т.д.) и деятельности (выбирай вы­полнимые цели и подходящие средства; будь активным и изоб­ретательным, будь осторожным и не навреди, добивайся макси­мального результата при наименьших затратах и др.).



Мироощущение — это относительно самостоятельный способ восприятия реальности, основанный на эмоциональ­но-психологических механизмах.

Миропонимание — это способ восприятия реальности, ос­нованный на интеллектуальных способностях человека.

Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.

Существует 3 типа мировоззрения: мифологический, религиозный, философский. Мифологический тип – это совокупность представлений о мире на основе фантастики и веры в сверхъестественные силы, их сходством с человеком и человеческим поведением. Исторически первым был мифологический взгляд на мир. В мифах содержались попытки ответа на вопросы о происхождении мира, о различных явлениях природы — солнечных и лунных затмениях, наводнениях, падениях метеоритов и др. Существует очень много мифов о происхождении человека, стадиях его жизни, проблеме жизни и смерти. Библия, например, тоже базируется на мифологии. Мифология отрицает эволюцию природы, она признает только ее вечный круговорот.На смену мифу пришли иные формы мировоззрения.Религиозный тип —вера в наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас.Важнейшими атрибутами религиозного типа являются: Удвоение мира: реальный, физический, сверхъестественный.Существует очень много религиозных направлений, но важнейшими из них являются: буддизм, христианство и ислам. Религия формирует духовный мир человека. Но несмотря на близость религии и философии, они различны. Различие заключается в том что, философия представляет собой представление о мире в теоретической и конкретной форме. Что нельзя сказать о религии. Философский тип(«фило» — любовь, «софия» — мудрость). Философия является одним из обобщающих типов человеческого мышления, отражающим всю действительность в целом. Философскому типу мировоззрения характерны: Теоретическое, а не обыденное миропонимание. В философии интеллект, разум, рациональное мышление отталкиваются от научных фактов. Философия объясняет мир исходя из соотношения бытия и сознания, а также исходя из места человека в мире.

 

 

Философия: определение, возникновение, развитие.

Философия возникла в VII—VI вв. до н.э. в Средиземноморском регионе, точнее, в Древней Греции и на сопредельных территориях. Мировоззренческие системы, выработанные в Древнем Египте, Вавилонии, Индии и Китае, нельзя безоговорочно отнести к философским. Чаще всего эти системы называют предфилософией, поскольку в них доминировали мифологические и религиозные представления.

Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости.

Философия — это наука о всеобщем, она — свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового. Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.

Цель философии — увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

В древнегреческой философии сохранялись остатки прежнего способа мышления, однако доминировали приемы, основанные на логических правилах и принципах рационального, в том числе научного, мышления.

Причины возникновения:

1)установление рабовладельческого строя.

2)расширение культурных и хозяйственно-экономических контактов. Расширение культурных контактов давало возможность сопоставить обычаи, верования, традиции, нравы других народов с собственными и увидеть необщезначимость (относительность) собственных представлений о мире и норм жизненного уклада.

3)зарождение научных знаний и как правило сомнение в мировоззренческой состоятельности и практической достаточности мифологических представлений и норм обыденного сознания. Это сомнение выразилось в теоретически обоснованной ими и практически окрашенной необходимости различать мнение и знание.

Мнение — это то, что основано на традиции или обыденном опыте и, как правило, является мнением большинства.

Знание — это то, что истинно в действительности, соответствует реальному положению вещей и ходу событий и менее всего зависит от позиции большинства по данному вопросу.

Даосизм.

Одной из самых известных школ древнекитайских философов является школа даосизма. основатель — Лао-Цзы полагал, что жизнь людей протекает по опред. ест. закону — дао. Дао вместе с субстанцией (воздух, эфир) сост. основу мира. Даосизм — это путь цельного существования, в котором умозрение и действие, дух и материя, сознание и жизнь собраны в некоем «хаотическом единстве». Мир пребывает, согласно даосизму, в постоянном движении и изменении. Живет он и действует спонтанно, без каких-либо причин. В центре учения стоят понятия «дао» (путь) и «дэ» (сила).все вещи в мире нах-ся в пост. движении и перетекают из одного состояние в противоположное,. в события вмешиваться нельзя. Основной задачей своей философии. Мир познаваем. Познание в своей основе принимает вид зеркального отражения циклического движения вещей природы.

Философия Фомы Аквинского.

Фома Аквинский. приспосабл. христ. Ф к изменениям, условиям 13 в(противоречия между светск. вл. и церковью, появл. купеч. и ремесл, появл. ересей, заново откр-ся Ф Аристотеля).Именно с Фомы Аквинского начинает отчетливо проявляться двойственность религиозной психологии. Стремление проникнуть в божественную тайну парадоксальным образом сталкивает требования холодного рассудка с личностными чувствами верующего. Однако стена, отделяющая божественный мир творения от человеческого, достаточно высока. он достаточно корректно решает проблемы веры и разума. Разум и вера отл-ся друг от друга, но образ. единство. двиг-сь к истине разум может вступить в противоречия с догматами веры. но божеств. откровение не может ошиб-ся, поэтому ошиб-ся разум, а не вера. Ф и религия имеют ряд общих положений, кот раскр-ся разумом и верой. и когда есть выбор, то лучше рук-ся положением разума.те истины разума, кот не противоречат вере наз-ся естественное богословие и явл-ся высшей частью Ф. доказ-во бытия Бога. Фома выводит его сущ-ние из того, что кажд.явл. имеет свою причину, цель, сущность. и двигаясь по лестнице целей, причини сущностей мы подходим к Богу, т.к. Бог — причины всенх ест. процессов. Фома пыт-ся снять противоп-ти номинализма и реализма. общее — продукт ума, но оно имеет отношение к реальности, т.к. реальность сущ. вне ума. общее может сущ. и вне нашего ума., а точнее в уме Бога. Чел. общ-во предназн. для того, чтобы содействовать индивидам в дистижении целей, поставленных в духе католицизма. Гос. власть происх. от Бога, форма правления зависит от конкр. обстоятельств. церковь по своему статусу выше гражд. общ-ва, а земная жизнь — приготовление к небесной.

Жан-Жак Руссо

В своем влиятельном трактате «Общественный договор», Жан-Жак Руссо (1712–1778) изложил другую версию теории общественного договора, основанную на народном суверенитете. Хотя Руссо писал, что, возможно, в то время британцы были самые свободные люди на земле, однако он не одобрял их представительное правительство. Руссо полагал, что свобода была возможна только там, где было прямое правление народа в законодательстве, где народный суверенитет был неделим и неотделим. Граждане должны, по крайней мере, в некоторых обстоятельствах быть в состоянии вместе избирать основные нормы, по которым они будут жить, и быть в состоянии пересмотреть эти нормы позже, если они захотят это сделать – то, что британский народ в целом не мог делать.

 

Марксистская философия.

Марксизм представляет собой сложное учение. Высшая цель марксизма – разработка и теоретическое обоснование возможности освобождения человечества. Маркс и Энгельс доказали неизбежность уничтожения всякого рабства, унижения и несвободы людей. Марксизм включает 3 основные части: философию, политическую экономию и научный коммунизм. Маркс и Энгельс критически использовали немецкую классическую философию, материализм Фейербаха и диалектику Гегеля. В философии марксизма было показано, что не общественная жизнь связана с деятельностью человека. Общество развивается по законам, носителем которых был человек. Бытие определяет сознание. Особое внимание уделялось практике, практика-критерий истины, истина — основа познания. Центральное место занимает проблема познания и преобразование мира. Важной заслугой является развитие диалектики, соединение ее с материализмом. В основу мировоззрения кладутся не религиозно-мистические, а выводы современного естествознания; Мышление стало рассматриваться не как продукт развития природы, а как результат сложной исторической общественно-трудовой деятельности, т.е. практики.

Мировоззрение его уровни и структура.

Мировоззрение — это совокупность представлений о реаль­ности, система принципов, эталонов и убеждений, определяю­щих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, социальной группы или общества в це­лом.

Структура мировоззрения подразделяется на 4 уровня Уровни мировоззрения:

Повседневно-обыденное мировоззрение — это совокупность представлений о природной и социальной реальности, а также о самом человеке, нормах и эталонах его поведения и деятель­ности, основанных на здравом смысле и повседневном опыте многих поколений в различных сферах жизнедеятельности.

Научно-философское мировоззрение — это система пред­ставлений о мире, его структурной организации и развитии, месте и роли в нем человека, которая строится на основе фило­софского осмысления научных данных, развивается вместе с наукой и оказывает активное влияние на ее развитие.

Познавательная компонента включает представления о происхождении, строении и законах развития реальности. Это элементы научной картины мира, естественно-научных зако­нов, теорий и гипотез таких фундаментальных наук, как астро­номия, астрофизика, астрохимия, космология, механика, тер­модинамика, биология, кибернетика и другие.

Ценностная компонента содержит ряд характеристик, выражающих значимость явлений действительности для чело­века, а также предлагаемый ему набор специфических отноше­ний к явлениям природной реальности и другим людям.

Деятельностно-поведенческая компонента охватывает со­вокупность предписываемых человеку правил, норм, принци­пов, эталонов поведения (не убивай, не укради, не лжесвиде­тельствуй, помогай другим и т.д.) и деятельности (выбирай вы­полнимые цели и подходящие средства; будь активным и изоб­ретательным, будь осторожным и не навреди, добивайся макси­мального результата при наименьших затратах и др.).

Мироощущение — это относительно самостоятельный способ восприятия реальности, основанный на эмоциональ­но-психологических механизмах.

Миропонимание — это способ восприятия реальности, ос­нованный на интеллектуальных способностях человека.


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *