Уровни высшего профессионального образования – 6. , |

ВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — Уровни высшего профессионального образования

 

Статьи раздела



 

Данный раздел содержит цикл статей, в которых рассматриваются уровни высшего профессионального образования. К написанию этого раздела меня подтолкнули встречи и беседы с абитуриентами, их родителями и первокурсниками вузов, в ходе которых выяснилось, что далеко не все из них имеют четкие и ясные представления о сути двухуровневого деления высшего образования. В Интернете, к которому чаще всего обращаются те, кто решил получить высшее образование, имеется огромное количество материалов по этому вопросу. Среди них есть и очень хорошие статьи, но не мало и таких, в которых уровни высшего профессионального образования описываются весьма поверхностно, непрофессионально, а иногда неточно или, что еще хуже, искажается их смысл и содержание. Между тем правильное понимание и наличие полноценных представлений о каждом уровне высшего образования имеет важное значение при выборе профессии или вуза, принятии решения о повышении своего образовательного уровня.

Уровни высшего профессионального образования во многом предопределяют построение всей системы высшего образования, её качество, практическую ценность Советская система высшего образования предусматривала только один уровень высшего образования -специалитет. Переход на Болонскую систему предопределил и совсем другое построение высшего образования. Современное российское образование перестроилось с одноуровневой на двух уровневую систему. 
Первый уровень представлен бакалавриатом. Лицу, которое окончило вуз на этом уровне, присваивается квалификация (степень) «бакалавр».
Второй уровень высшего образования представлен специалитетом и магистратурой. Соответственно и лицам, прошедшим курс обучения на втором уровне, присваивается квалификация (степень) «специалист» или «магистр. 

Уровни высшего профессионального образования отличаются качеством профессионально-специальной подготовки. Чем выше уровень образования, тем более углубленной является общетеоретическая и  специальная подготовка. Человек с общим средним или средним профессиональным образованием может поступать только на бакалавриат или специалитет. Обучаться в магистратуре могут только те, кто уже получил дипломы по программам бакалавриата или специалитета. В этом смысле двухуровневая система образования носит не непрерывный, а циклический характер.

 

 

 


Поэтому абитуриенту, не имеющему степени магистра, следует определиться по какой программе он планирует свое обучение: по программе бакалавриата или специалитета. Для этого нужно уяснить различия в этих программах, ибо у каждого из этих уровней высшего образования есть свои плюсы и минусы.

 

Первый уровень высшего профессионального образования

Слово бакалавр происходит от позднелатинского baccalarius — подвассал. Бакалавриат -это первый уровень высшего профессионального  образования. Он нацелен на подготовку по какому-то достаточно широкому направлению деятельности. Его задача дать широкую фундаментальную подготовку в областях тех знаний, которые соответствуют выбранному направлению или профилю. За время обучения в вузе бакалавр изучает общеобразовательные и общепрофессиональные дисциплины, а также специальные дисциплины и проходит практику, имеющую профессиональное значение. Бакалавриат не имеет своей целью узкопрофессиональную специализацию. По своей сути, -это профильно-ориентированное обучение. Завершающей фазой обучения по программе бакалавриата является итоговая аттестация. Лицам, успешно прошедшим её, присваивается квалификация «бакалавр» и выдается диплома. Квалификация подтверждает наличие у человека базового высшего образования. 

Преимущество бакалавра по сравнению со специалистом состоит в том, что, не имея узкой специализации, но имея ориентацию на определенное профессиональное направление, он может в более короткие сроки, по сравнению со специалистом, сменить профессию.
Учиться на бакалавра придется всего четыре года. Но есть и такие лица, которые могут пройти курс обучения по сокращенным или по ускоренным программам бакалавриата. Сделать это могут те, кто окончил колледжи и техникум и получил среднее профессиональное образование, а также молодые люди, уровень образования или способности которых позволяют обучаться по сокращенным или по ускоренным программам.
Получив квалификацию «бакалавра» Вы можете продолжить обучение в магистратуре, в том числе бесплатно на бюджетных местах. Если же Вы решили трудоустроиться, то можете претендовать на должность, которая предусмотрена для лиц, имеющих высшее профессиональное образование.
Но здесь надо все-таки учитывать вот какой нюанс. Степень бакалавра в европейских государствах имеет давнюю международную прописку и хорошо понятна работодателям. Другое дело наша страна. Отечественные работодатели весьма настороженно, а иногда и скептически, относятся к диплому бакалавра. В большей мере срабатывает чисто психологическая привычка считать таких лиц «недоучившимися студентами». Хотя такая настороженность имеет под самой и реальную почву, ибо сокращение срока обучения на один год (по сравнению со специалистом), безусловно, скажется на уровне и качестве подготовке выпускника. Представляется, что со временем, когда выпуск бакалавров станет массовым, постепенно у работодателей изменится и отношение к диплому бакалавра

Второй уровень высшего профессионального образования


В отличие от бакалавра, специалист получает высшее образование второго, более высокого уровня. Сам термин специалист подчеркивает, что обладатель такого образование приобретает более высокий уровень (в сравнении с бакалавром) в сфере профессиональной подготовке. Если бакалавра готовят по какому -то профессиональному направлению, то специалист получает в добавок знания и практические навыки для работы по какой-то узкой специальности в рамках данной профильной направленности. Однако нынешнее законодательство предусматривает возможность получения квалификации специалист только по установленному перечню специальностей. Срок обучения по программе специалитета составляет 5 лет. Однако есть некоторые вузы, в которых этот срок может быть увеличен. Специалист также может продолжить обучение в магистратуре, но уже только за плату, т.к. у него уже есть высшее образование второго уровня. 

Также как и специалитет, ко второму уровню высшего образования относится магистратура. В переводе с латинского magistr — это «наставник», «учитель», «руководитель». Подготовка в магистратуре направлена на более углубленную теоретическую и специальную подготовку. Она ориентирована на то, чтобы подготовить выпускников к научно-исследовательской работе. Магистратура даёт возможность студентам усилить свою профессиональную подготовку по конкретной специальности. Завершается процесс обучения в магистратуре не написанием дипломной работы, а написанием и защитой магистерской диссертации.
Магистерский диплом – свидетельствует о более высоком по сравнению с бакалавром уровне профессиональной подготовки. Его обладатель может проводить занятия в вузе, заниматься научно-исследовательской работой. Обучение по программе магистратуры проводится в процессе двухлетней специализированной подготовки, включающей в себя практику, научно-исследовательскую и (или) научно педагогическую деятельность. Магистр — это специалист, владеющий методологией научного познания, способный решать не только практические, но и научно-теоретические проблемы.
Если поступление в вуз для получения диплома бакалавра или специалиста основывается на сдаче ЕГЭ, то для поступления в магистратуру потребуется пройти вступительные контрольные испытания, устанавливаемые вузом. Это могут быть экзамен, тестирование, собеседование и т.д.. Отметим также, что Вы можете поступать в магистратуру и не по профилю полученному Вами при обучении на бакалавра или специалиста. Но тогда придется дополнительно сдавать экзамен по направлению соответствующему направлению магистратуры. Экзамен сдается в объеме тех требований, которые предъявляются к бакалавру. В этом смысле магистратура может заменить со временем второе высшее образование. 
В отличие от бакалавриата, в магистратуре не допускается обучение по сокращенным программам.
И еще один вопрос, который нельзя обойти вниманием. В некоторых источниках выделяется еще один третий уровень (ступень) высшего образования – неоконченной высшее образование. Российское законодательство не выделяет такого уровня высшего образования. Законодательством предусматривается лишь выдача академические справки установленного образца лицам, не завершившим обучение в высшем учебном заведении.

Таким образом, существующие уровни высшего профессионального образования обеспечивают цикличность образовательного процесса и позволяют продвигаться от ориентировочно-профессиональной подготовки к более высокому уровню специализации. Кроме того, они обеспечивают гибкость в смене специализации. В то же время, пока однозначно сложно сказать сможет ли бакалавриат обеспечить необходимый уровень профессионализма для потребностей современной практики.

 

Получить более подробную информацию о каждом из уровней высшего профессионального образования можно в последующих статьях этого раздела (бакалавриат в России, прикладной бакалавриат, специалитет, магистерское образование)

Похожие статьи

Плюсы и минусы Болонского процесса

Высшее образование в РФ

vuzobr.ru

Высшее профессиональное образование — Уровни профессионального образования

Реформы в отечественном высшем образовании начались в 1992 г. с принятием федерального Закона «Об образовании». Он узаконил новые для нас понятия: бакалавриат, магистратура, многоуровневая система. Но, не ломая сложившуюся систему, сохранил и включил в новую и старую, одноступенчатую систему подготовки специалистов, предоставляя вузам самим определяться, по какой программе готовить выпускников. Это  дает и вузам, и студентам новые возможности, но одновременно вносит некоторую сложность, связанную с необходимостью выбора.

Федеральный Закон «О высшем профессиональном и послевузовском образовании» 1996 г. определяет 3 уровня (или ступени) высшего образования следующим образом:

  • первая ступень: неполное высшее со сроком обучения 2 года;
  • вторая ступень: базовое высшее (бакалавриат) со сроком обучения 4 года;
  • третья ступень: «дипломированный специалист» со сроком подготовки 5 лет (ранее существовавшая модель) и «магистр» со сроком подготовки 6 лет (новая модель).

Двухступенчатая модель высшего образования «бакалавриат-магистратура» сегодня действует во многих государствах мира и в большей части европейских стран. Бакалаврами становится основная часть студентов вузов, так как этот уровень считается оптимальным для старта профессиональной деятельности.

В магистратуру поступают либо нацеленные на научную деятельность выпускники бакалавриата, либо лица после нескольких лет работы по окончании вуза и выявления наиболее интересной для личного карьерного роста специализации.
В педагогических университетах Москвы сохранится непрерывный пятилетний специалитет.

Ступень специалитета − самый популярный уровень в системе российского образования (5 лет обучения) на сегодняшний день. Между тем, современного работодателя все больше интересуют универсальные специалисты (бакалавры), чтобы лишь после некоторого времени работы сотрудника можно было сориентировать на более узкое направление.

Бакалавр — в действующей системе образования это выпускник вуза, получивший базовое высшее профессиональное образование (в терминологии государственного образовательного стандарта − ГОС, образование по некоторому выбранному направлению). Или, проще сказать, бакалавр – это выпускник вуза, который учился 4 года и получил фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации.
Дипломированный специалист. Если решили получить квалификацию «дипломированный специалист», то учиться надо еще 1 год (при условии совпадения программ. Фактически обучение «за партой» длится 1 семестр, далее идет самостоятельная работа — дипломирование).

Магистратура — лучший путь для бакалавра к вершинам квалификации. Обучение длится 2 года и завершается защитой выпускной работы — магистерской диссертации и присвоением степени магистра.

  1. Профессиональная творческая деятельность в области исполнительских искусств, предполагающая исполнение литературного, музыкально-литературного, иного произведения. Артист драматического театра и кино, артист музыкального театра, артист театра кукол, артист эстрады готовит и исполняет поручаемые ему роли или партии в спектаклях, концертах, теле- радиопередачах, кинофильмах, других произведениях.

  2. Мы научим Вас рисунку, живописи, графике, композиции, скульптуре, бионике, архитектонике и многому другому. Вы сможете проектировать: дизайн архитектуры, ландшафта, интерьера, печатной и наружной рекламы, мебели. Заниматься батиком, гобеленом и многим другим.

  3. Менеджмент — это наука, объединяющая в себе: научную организацию производства; программно-целевое планирование; системный анализ; методы управления социально-экономическими системами и их использование в практической деятельности.

  4. Вокальное искусство — очень узнаваемый, горячо любимый и обширно распространенный посреди людей целого мира разновидность музыкального созидания. Множество людей поют в разных жанрах вокального искусства. Это такие жанры как, сольное, академическое, оперно-концертное, эстрадное, церковное, ансамблевое, народное, хоровое, детское, камерное, профессиональное любительское пение.

  5. Психология это наука о закономерностях развития и функционирования психики. В науке она занимает особое место. «Это наука о самом сложном, что пока известно человечеству…». В ней всегда сливаются объект и субъект познания.

  6. Обучение; Воспитание; Индивидуально-личностное развитие обучающихся; Здоровье обучающихся; Психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся, педагогов и родителей в образовательных учреждениях различного вида и типа.

  7. Продюсер кино и телевидения – это руководитель процесса создания и реализации различных аудиовизуальных произведений. Он, совместно с авторами художественного произведения, разрабатывает оптимальную тактику создания и проката игрового фильма или телесериала, направляет и объединяет всю творческо-производственную деятельность коллектива.

  8. Реклама и связи с общественностью или Public Relations — это деятельность специалистов по связям с общественностью, которые осуществляются в определенных интересах физических лиц, различных коммерческих и государственных компаний, фондов и политических партий для создания положительного имиджа личности, организации, торговой марки или отдельного продукта в глазах общественности и различных социальных групп.

  9. Экономист-менеджер, получивший диплом по специальности «Экономика» — это специалист, пользующийся большим спросом на рынке труда. Знание процессов, протекающих не только внутри предприятия, но и на уровне государства и общемировом уровне позволяет обеспечить грамотное управление хозяйствующим субъектом.

 

 

www.isoukit.ru

8) Функции высшего профессионального образования

Высшее образование выступает как социальный институт в системе общества. Поэтому его функции должны быть рассмотрены как в прямом, так и в опосредованном влиянии на все аспекты развития как личности, так и общества. Причем представляется, что так как в конечном счете эти функции находят свое отражение в деятельности человека, социальных групп, слоев и классов, то и реализацию функций высшего образования можно оценить лишь исходя из анализа этой деятельности.

Видимо, целесообразно сосредоточить внимание на следующих функциях высшего образования:

1) подготовка высококвалифицированных специалистов, способных обеспечить научно-технический прогресс. Иначе можно назвать эту функцию образовательной, которая включает в себя и развитие личности;

2) научная функция: развитие наук и искусств, создание новых знаний;

3) повышение квалификации, переподготовка и доподготовка специалистов;

4) высшее образование выступает как один из факторов формирования высокой политической культуры и активности личности и как фактор формирования свободы личности. Высшее образование обеспечивает активную жизненную позицию личности;

5) наконец, система высшего образования является одним из важнейших каналов духовного формирования общества, основанного в конечном итоге на всестороннем развитии личности. Развитие личности специалиста носит непрерывный характер, следовательно, мера всесторонности подвижна. Вероятно, существуют определенные конкретно-исторические уровни всесторонности развития личности.

Все функции высшего образования проявляются на протяжении длительного времени.

Обучение специалистов в вузе – лишь начало, но достаточно мощное, если не решающее. Исследования показывают, что тот “заряд”, который получен в вузе, в развитии знаний, навыков, мировоззрения, общей и политической культуры, как правило, оказывается решающим во всей последующей жизнедеятельности специалиста.

Структуры высшего профессионального образования

Структуры высшего профессионального образования – это совокупность различных по назначению и нормативным срокам обучения основных профессиональных программ, характеризующих различные уровни высшего профессионального образования.

Первый уровень является неполным высшим профессиональным образованием, которое должно осуществляться вузом по части основной профессиональной образовательной программы, включающей, главным образом, общую гуманитарную и естественно-научную подготовку студента. Нормативный срок обучения должен составлять не менее двух лет.

Завершение студентом профессиональной образовательной программы в объеме первого уровня должно позволять ему продолжить высшее образование, а в случае прекращения дальнейшего обучения –получить диплом о неполном высшем образовании.

Второй уровень является высшим профессиональным образованием, которое должно осуществляться высшим учебным заведением по основным профессиональным образовательным программам, обеспечивающим подготовку бакалавров или специалистов с высшим образованием.

Основная профессиональная образовательная программа подготовки должна включать общую гуманитарную, фундаментальную, естественно-научную и профессионально ориентированную подготовку по направлениям, охватывающим широкие области науки, техники и культуры.

Нормативный срок обучения должен составлять не менее четырех лет.

Завершение данной программы должно позволить студенту получить квалификационную академическую степень “бакалавр”, удостоверенную дипломом с указанием направления подготовки.

Основная профессиональная образовательная программа подготовки специалиста с высшим образованием должна включать общую (гуманитарную и естественно-научную), а также профессиональную подготовку по специальности. Нормативный срок обучения должен составлять не менее четырех лет. Завершение данной программы должно позволить студенту получить квалификацию “специалист”, удостоверенную дипломом с указанием специальности.

Третий уровень является высшим профессиональным образованием, которое должно осуществляться высшим учебным заведением по основным профессиональным образовательным программам, обеспечивающим подготовку магистров или углубленную подготовку специалистов.

Основная профессиональная образовательная программа подготовки магистров должна включать общую гуманитарную, фундаментальную естественно-научную, широкую общепрофессиональную, а также специализированную подготовку, ориентированную на научно-исследовательскую и (или) научно-педагогическую деятельность выпускника.

Нормативный срок обучения должен составлять не менее шести лет.

Завершение данной программы должно позволить студенту получить квалифицированную академическую степень “магистр”, удостоверенную дипломом с указанием отрасли научного знания (науки) и специализации подготовки.

Основная профессионально-образовательная программа углубленной подготовки специалистов должна включать общую (гуманитарную и естественно-научную), общепрофессиональную, а также теоретическую и практическую подготовку по специальности и специализации, ориентированную на осуществление различных видов профессиональной деятельности.

Нормативный срок обучения составляет не менее пяти лет.

Завершение данной программы должно позволить студенту получить квалификацию – “специалист с углубленной подготовкой”, удостоверенную дипломом с указанием специальности и специализации подготовки.

В наименовании конкретной квалификации обобщенный квалификационный термин “специалист” заменяется традиционными профессионально-ориентированными терминами, в том числе: “инженер”, “учитель”, “врач”, “актер” и др.

Образцы государственных дипломов о высшем профессиональном образовании и нормативные сроки обучения по направлениям и специальностям высшего профессионального образования устанавливает Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию.

Квалификация выпускников высших учебных заведений, удостоверенная государственными документами о высшем профессиональном образовании, должна обеспечивать им возможность осуществления различных видов профессиональной деятельности в соответствии с общими требованиями.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *