Стрелочные переводы
Для обеспечения перехода поездов, маневровых составов, локомотивов с одного пути на другой служат стрелочные переводы. В некоторых случаях для этих целей используют поворотные круги и тележки. Наибольшее распространение на станциях получили обыкновенныеодиночные стрелочные переводы (рис. 5). Они состоят из следующих основных частей: стрелки, включающей рамные рельсы, подвижные остряки и переводной механизм; крестовины, состоящей из сердечника и двух усовиков; контррельсов; переводной кривой и соединительного прямого отрезка пути.
Рис. 5
Переводом остряков стрелки подвижной состав направляется на тот или иной путь. Во избежание изгиба прижатого остряка колесами локомотивов и вагонов в пространстве, где остряки отходят от рамного рельса, устанавливают упорные болты. Остряки шарнирно закреплены только в одном их конце, называемом корнем остряка.
Контррельсыслужат для того, чтобы при проходе подвижного состава по свободному пространству крестовины (горлу) гребни колес направлялись в соответствующие желобы крестовины. Для устранения удара колесных реборд в торцы контррельса его концы отгибаются внутрь колеи.
Крестовинаобеспечивает безопасный проход подвижным составом мест пересечения рельсовых нитей. Крестовины различают по маркам, которые определяют угол, под которым сердечник крестовины направляет подвижной состав с одного пути на другой. Если измерить ширину сердечника в любом месте и отложить полученное значение до точки, где сходятся продолжения линий катания колеса по сердечнику в обоих направлениях (математический центр крестовины), то можно установить марку крестовины. Если это значение отложится 9 раз, то марка крестовины 1/9, если 11 раз; то марка крестовины 1/11 и т. д.
На станциях в горловинах приемоотправочных парков укладывают стрелочные переводы с марками крестовин 1/9, 1/11. На сортировочных горках, а иногда и в выходных горловинах сортировочных парков укладывают симметричные стрелочные переводы с марками крестовин 1/6 (рис. 6, а).
Рис. 6, а.
Для скоростного движения используют стрелочные переводы с более пологими марками крестовин — 1/18, 1/22, по которым допускается движение поезда на боковой путь со скоростью 80—120 км/ч. На линиях со скоростным движением пассажирских поездов укладывают стрелочные переводы с подвижным сердечником крестовины. В этом случае колесо движется по непрерывной поверхности катания, образуемой в крестовине.
Различают пошерстноедвижение по стрелочному переводу от крестовины к остряку ипротивошерстное —в обратном направлении.
Д
Стрелки могут быть централизованнымиинецентрализованными.Остряки централизованной стрелки переводят с помощью специальных устройств, управляемых с одного центрального пункта. Нецентрализованные стрелки переводят вручную при помощи переводного механизма непосредственно у стрелки. Переводной механизм нецентрализованной ручной стрелки (рис. 7) состоит из станины 1, стойки стрелочного- указателя 2, переводного рычага 3,противовеса4и переводной тяги 5.
Рис. 7
После перевода стрелки в требуемое положение стрелочный остряк должен быть надежно закреплен при плотном его примыкании к рамному рельсу. Для этих целей при ручном обслуживании используют стрелочные закладки, устанавливаемые на флюгарочном брусе. Такие закладки представляют железные полосы с отверстием для пропуска скобы и навесного замка. Применяют также специальные контрольные замки системы Мелентьева, которые запирают стрелку в одном из положений. Причем ключ из замка можно изъять только при плотном прилегании остряка к рамному рельсу.
Широкое распространение для запирания стрелок получили шарнирно-коленчатые замыкатели, имеющие две штанги, каждая из которых одним концом соединена с кулачком,а другим — с остряком. Кулачки соединены с наружным концом рычага переводного механизма и тяги.Шарнирно-коленчатый замыкатель обеспечивает плотное прижатие рабочего остряка (по которому будет катиться колесо) к рамному рельсу и надежное замыкание этого остряка в прижатом положении.
При использовании шарнирно-коленчатых замыкателей не требуется заходить внутрь рельсовой колеи для запирания стрелок. Это повышает безопасность труда лиц, которые переводят стрелки.
Для определения места на пути, где на ближайшем от сердечника крестовины или глухого пересечения расстоянии можно оставлять подвижной состав (при условии безопасного прохода подвижного состава по соседнему пути), устанавливают предельные столбики. Предельные столбики размещают посередине междупутья в том месте, где расстояние между осями сходящихся путей составляет 4100 мм. Окраска предельных столбиков на главных и приемоотправочных путях должна быть разной.
studfiles.net
1. Одиночный обыкновенный стрелочный перевод
Обыкновенный стрелочный перевод (рис. 4.1) служит для соединения двух путей. Он может быть право или левосторонним и применяется при отклонении бокового пути от прямого в ту или другую сторону. Этот вид переводов имеет наибольшее распространение. В состав стрелочного перевода входят собственно стрелка, крестовина с контррельсами, соединительная часть между ними и переводные брусья.
Рис. 4.1. Одиночный обыкновенный стрелочный перевод
Стрелка состоит из двух рамных рельсов 1, двух остряков 2, предназначенных для направления подвижного состава на прямой или боковой путь, и переводного механизма 3.
Остряки соединяются между собой поперечными стрелочными тягами, с помощью которых один из остряков плотно подводится к рамному рельсу, а другой отходит от другого рамного рельса на величину, необходимую для свободного прохода гребней колес. Величина отхода этого остряка от оси первой тяги называется шагом остряка.
Крестовина состоит из сердечника 6 и двух усовиков 5. Она обеспечивает пересечение гребня колес рельсовых головок, а контррельсы 4 направляют гребни колес в соответствующие желоба при проходе колесной пары по крестовине. Точка пересечения продолжения рабочих граней сердечника крестовины называется ее математическим центром, а самое узкое место между усовиками – горлом крестовины. Угол α, образуемый рабочими гранями сердечника, называется углом крестовины.
Соединительная часть перевода, лежащая между стрелкой и крестовиной, состоит из прямого участка и переводной кривой. Радиус этой кривой зависит от угла крестовины: чем меньше угол, тем больше радиус. Переводы с меньшими углами крестовин допускают большие скорости движения поездов.
Тангенс угла крестовины α называется маркой крестовины стрелочного перевода. Наиболее распространенными марками являются 1/9, 1/11.
Точка пересечения осей путей (точка О) называется центром стрелочного перевода.
Стрелочный перевод изображен двумя линиями, представляющими собой две нити рельсов (рис. 4.1). Для удобства изображения и чтения схем и планов железнодорожных путей на чертеж наносят лишь оси путей. Этот способ удобен также тем, что разбивку путей и переводов для укладки их на станциях производят по осям путей, откладывая на местности размеры геометрических элементов переводов, состоящих в этом случае из прямых отрезков. Таким образом, обыкновенный стрелочный перевод в осях путей будет представлять изображение в виде двух линий, расходящихся от центра перевода под углом крестовины (рис. 4.2).
На чертеж стрелочный перевод наносят следующим образом: от центра перевода по оси прямого пути откладывают в принятом масштабе число единиц, соответствующее знаменателю марки крестовины, а в конце этого размера перпендикулярно оси пути откладывают числитель марки крестовины в том же масштабе, после этого полученную точку соединяют с центром перевода.
Рис. 4.2 Построение в осях путей стрелочного перевода марки 1/9
Правосторонний обыкновенный стрелочный перевод изображён на рис. 4.2. При отклонении бокового пути влево стрелочный перевод считается левосторонним.
Основные размеры одиночных обыкновенных стрелочных
переводов
При проектировании станций необходимо руководствоваться следующими основными размерами стрелочных переводов:
Lп – полная длина стрелочного перевода;
а – расстояние от центра стрелочного перевода до стыка рамного рельса;
в – расстояние от центра стрелочного перевода до торца крестовины;
–угол
крестовины стрелочного перевода;
m – расстояние от стыка рамного рельса до начала остряка;
ао – расстояние от начала остряка до центра перевода;
bo – расстояние от центра перевода до математического центра крестови- ны;
q – расстояние от математического центра крестовины до ее торца.
Рис. 4.3. Схема обыкновенного стрелочного перевода с указанием основных элементов
Основные размеры обыкновенных стрелочных переводов приведены в табл. 4.1.
Таблица 4.1
studfiles.net
9.6 Стрелочные переводы |
Соединение и пересечение путей — это особые устройства верхнего строения пути, служащие для передвижения по ним поездов или отдельных экипажей с одного рельсового пути на другой, поворота экипажа на 180°, а также для пересечения путей в одном уровне. По количеству и расположению в плане пересекающихся путей могут быть одиночные стрелочные переводы, перекрестные стрелочные переводы, глухие пересечения, съезды, стрелочные улицы и сплетения путей. Одиночные стрелочные переводы разделяются на обыкновенные (рис. 9.22, а), симметричные (рис. 9.22, б), разносторонние несимметричные (рис. 9.22, в), несимметричные односторонней кривизны (рис. 9.22, г).
Основными элементами обыкновенного стрелочного перевода (рис. 9.23) являются: стрелка с переводными механизмами, крестовина с контррельсами, соединительные пути, переводные брусья или другое подрельсовое основание.
Стрелка состоит из двух рамных рельсов, двух остряков, двух комплектов корневых устройств, переводного механизма с внешними замыкателями остряков, опорных и упорных приспособлений, скреплений.
Отношения ширины сердечника крестовины в ее корне к длине сердечника до математического центра или тангенс угла а крестовины называется маркой крестовины и стрелочного перевода, обозначается 1/N, где N— число марки. Согласно ПТЭ (Правила технической эксплуатации) на отечественных железных дорогах применяются стрелочные переводы марок: 1/11 — главные и приемо-отправочные пути; 1/9 — перекрестные и одиночные переводы; переводы, по которым приходят пассажирские поезда по прямому пути; приемо-отправочные пути для грузовых поездов; 1/6 — симметричные переводы.
Крестовина предназначена для безопасного пропуска подвижного состава в местах пересечения рельсовых нитей. Наиболее узкое пространство между усовиками называется горлом крестовины, а промежуток между горлом крестовины и острием сердечника — вредным или мертвым пространством. Крестовина по форме в плане может быть криволинейной (криволинейное очертание по боковому пути как продолжение переводной кривой) и прямолинейной. Криволинейная крестовина дает возможность увеличить радиус переводной кривой до 300 м при марке 1/9. Однако устройство ее сложнее, чем прямолинейной крестовины.
Двойные стрелочные переводы, называемые также тройниками, бывают симметричные (рис. 9.24) и несимметричные.
В местах пересечения двух путей, по каждому из которых необходимо обеспечить независимое движение, устраивается глухое пересечение, которое применяется на станциях и на промышленных путях. В зависимости от угла пересечения рельсовых путей глухое пересечение бывает прямоугольное (рис. 9.25) и косоугольное, или ромбическое (рис. 9.26).
Прямоугольное глухое пересечение (см. рис. 9.25) состоит из четырех крестовин 7, четырех контрельсов 2, одного замкнутого по контуру контрельса 3 и ряда более мелких деталей. Косоугольное глухое пересечение путей бывает с одинаковой или разной шириной колеи; применяется в основном глухое пересечение двух прямолинейных путей с одинаковой шириной колеи. Глухое пересечение (см. рис. 9.26) состоит из двух острых крестовин 1, двух тупых крестовин 2, рельсов 3 и переводных брусьев.
Прямоугольное глухое пересечение (см. рис. 9.25) состоит из четырех крестовин 7, четырех контрельсов 2, одного замкнутого по контуру контрельса 3 и ряда более мелких деталей. Косоугольное глухое пересечение путей бывает с одинаковой или разной шириной колеи; применяется в основном глухое пересечение двух прямолинейных путей с одинаковой шириной колеи. Глухое пересечение (см. рис. 9.26) состоит из двух острых крестовин 1, двух тупых крестовин 2, рельсов 3 и переводных брусьев.
Такой перевод заменяет собой систему, состоящую из двух обыкновенных стрелочных переводов. Длина перекрестного перевода почти в два раза меньше длины двух одиночных переводов. Такие переводы выгодно устраивать в стесненных условиях, особенно на тупиковых пассажирских станциях.
Перекрестный стрелочный перевод состоит из двух острых крестовин с контррельсами, двух тупых крестовин с контррельсами, четырех пар остряков, соединительных рельсов и переводных брусьев.
Съезды представляют собой соединение двух близлежащих рельсовых путей посредством стрелочных переводов, а иногда и глухих пересечений. Съезды бывают нормальными между двумя прямыми параллельными, сокращенными между двумя прямыми параллельными путями, нормальными и сокращенными перекрестными между двумя прямыми непараллельными путями.
Сплетение путей (рис. 9.28) представляет собою совмещение двух путей, при котором в местах пересечения рельсовых нитей сплетаемых путей укладываются крестовины, а рельсовые нити на длине сплетения размещаются на общих поперечинах.
К сплетению путей прибегают в случаях выполнения сложных длительных работ по реконструкции пути или искусственных сооружений на одном из путей двухпутного участка.
Стрелочной улицей называется путь, на котором расположен ряд стрелочных переводов, а иногда и глухих пересечений. Различают оконечные (I категории) и промежуточные или серединные (II категории) стрелочные улицы.
Перевод остряков стрелочных переводов из одного положения в другое осуществляется с помощью специальных устройств, включаемых в механическую или электрическую централизацию стрелок, или ручными переводными механизмами. Наиболее широко распространены и планируются на перспективу устройства электрической централизации с электроприводами. Они бывают врезные серии СПВ-5 и СПВ-6 и неврезные серии СП и СПГ.
Для повышения безопасности движения подвижного состава должно быть обеспечено контролируемое замыкание прижатого к рамному рельсу остряка. В электроприводах для этой цели имеется система внутреннего замыкания, обеспечивающая запирание рабочего шибера в его крайних положениях, а через него и систему тяг — запирание остряков.
www.vagoni-jd.ru
Стрелочные переводы
Стрелочный перевод состоит из стрелки, крестовины и соединительных рельсов между ними; при помощи его подвижной состав может перейти с одного пути на другой; он является наиболее простым видом соединений путей. Стрелочные переводы можно разделить на три класса: а) стрелочные переводы для высоких скоростей, б) обыкновенные переводы для магистральных линий, в) стрелочные переводы для станционных путей.
Скорости поездов по стрелочным переводам без возвышения.
Путевая комиссия AREA предложила в табличной форме допустимые скорости движения поездов по стрелочным переводам без возвышения.
Таблица 1
Стрелочные переводы с прямыми остряками (AREA)
Марка перевода |
Длина остряков в мм |
Скорость в км/ч |
|
Односторонние |
Симметричные |
||
1/5 |
3 353 |
19 |
|
1/6 |
3 353 |
23 |
|
1/7 |
5 029 |
27 |
|
1/8 |
5 029 |
31 |
|
1/9 |
5 029 |
34 |
|
1/10 |
5 029 |
34 |
47 |
1/11 |
6 706 |
43 |
61 |
1/12 |
6 706 |
43 |
63 |
1/14 |
6 706 |
43 |
63 |
1/15 |
9 144 |
60 |
84 |
1/16 |
9 144 |
61 |
85 |
1/18 |
9 144 |
61 |
85 |
1/20 |
9 144 |
61 |
85 |
Таблица 2
Односторонние переводы с кривыми остряками (AREA)
Марка перевода | Длина остряков в мм |
Скорость в км/ч. |
Марка |
Длина остряков в мм |
Скорость в км/ч |
1/5 |
3 962 |
19 |
1/1 2 |
5 944 |
47 |
1/6 |
3 962 |
24 |
1/14 |
7 925 |
56 |
1/7 |
3 962 |
30 |
1/ I 5 |
7 925 |
63 |
1/8 |
3 962 |
34 |
1/1 6 |
7 925 |
66 |
1/9 |
5 944 |
35 |
1/18 |
1 1 887 |
74 |
1/10 |
5 944 |
40 |
1/20 |
1 1 887 |
80 |
1/1 1 |
5 944 |
45 |
|
|
|
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ АОЕА
В табл. 1 и 2 даны скорости по переводам без возвышения, обеспечивающие условия движения, эквивалентные достигаемым при проходе по кривой с возвышением наружного рельса на 76 мм меньше, чем требуется для равновесия; когда центр тяжести повозки на 2 134 мм выше головки рельса, равнодействующая сил пересекает плоскость головки рельс в приблизительно на расстоянии 152 мм наружу от оси пути Скорости по переводам с прямыми или кривыми остряками определяются по формуле
Е = 0,00066 Dv* — 3,
где Е—возвышение наружного рельса в дюймах (в данном случае Е — 0): v — скорость в милях в час;
D — кривизна в градусах переводной кривой или остряка, причем берется более крутая из них: для переводов с прямыми остряками D для кривой остряка представляет кривизну в градусах кривой, у которой центральный угол равен стрелочному углу, а длина хорды равна длине стрелочных остряков.
Стрелочные переводы для высоких скоростей.
Для обеспечения возможности прохождения поездов по стрелочным переводам с большими скоростями железнодорожные инженеры и заводы уделили много внимания проектированию и усовершенствованию стрелочных переводов, по которым поезда могут безопасно и спокойно для пассажиров следовать с большими скоростями. Признавая, что многие из прежних переводов являются «узким местом» в нынешних условиях Высокоскоростного движения и в ответ на настойчивые требования об увеличении допускаемых скоростей на стрелочных переводах, путевая комиссия AREA несколько лет назад предприняла изучение этого вопроса, в результате чего появились конструкции для обыкновенных стрелок с прямыми и кривыми остряками длиной 9 144 и 11 887 мм. Стрелки с прямыми остряками длиной 9 144 мм широко применяются, и на большинстве дорог скорость для них разрешается 56 км/ч. В некоторых случаях применяются стрелки с кривыми остряками длиной 13 716 мм, и по ним допускается скорость 72 км/ч. В стрелках этого типа нет резкого угла в остряках, который всегда давал значительный удар и увеличивал стоимость содержания. Для скоростных переводов чаще всего применяется крестовина марки 1/20; некоторые дороги имеют еще много крестовин марок 1/15, 1/16 и 1/18. Одна дорога приняла как стандарт для высоких скоростей крестовину марки 1/24.
Таблица 3
Данные по стрелочным переводам и съездам для стрелок с кривыми остряками
(На рисунке цифры в кружках соответствуют номерам граф таблицы)
Примечания.
1- Рекомендованные стрелочные переводы и съезды. Для главных линий с большими скоростями движения — марок 1/16 или 1/20: для главных линий при небольшой скорости движения марок 1/12 или 1/10: для парков и подъездных путей при обычных условиях — марки 1/8.
2- Приведенные данные рассчитаны для переводов, ответвляющихся от прямого пути, стандартной колеи шириной 1 435 мм- Если колесная база состава требует более широкой колеи по стрелке или по переводной кривой, то внутренний кривой рамный рельс и внутренняя нить переводной кривой должны быть сдвинуты на нужную величину. Колея прямого пути на стрелке уширяется, и прямой рельс соединительного пути должен быть отогнут для получения нормальной ширины колеи перед началом крестовины.
3- Конструкция крестовины. Для крестовин с коротким пружинящим усовиком прямой рельс соединительного пути должен быть удлинен, а при цельнолитых марганцовистых крестовинах — и прямой, и кривой рельсы соединительных путей.
Данные по стрелочным переводам и съездам для стрелок с прямыми остряками
(На рисунке цифры в кружках соответствуют номерам граф таблицы)
Примечания.
- Рекомендуемые стрелочные переводы и съезды. Для главных линий с большими скоростями движения марок —1/1 6 или 1/10: при небольшой скорости движения — марок 1/12 или 1/10; подъездных путей при обычных условиях — марки 1/8.
- Приведенные данные рассчитаны для переводов, ответвляющихся от прямого пути стандартной колеи шириной 1435 мм. Если колесная база состава требует более широкой колеи по стрелке или по переводной кривой, то внутренний кривой рамный рельс и внутренняя нить переводной кривой должны быть сдвинуты на нужную величину. Колея прямого пути на стрелке уширяется и прямой рельс соединительного пути должен быть отогнут для получения нормальной ширины колеи перед началом крестовины.
- Конструкция крестовины. Для крестовин с коротким пружинящим усовиком прямой рельс соединительного пути должен быть удлинен, а для цельнолитых марганцовистых крестовин — и прямой и кривой рельсы соединительных путей.
- Указанное очертание может быть применено, не вызывая заметного износа, при остряках, изготовленных как по чертежу № 4000 (толщина острия 6,4 мм), так и по чертежу № 5000 (толщина острия 0).
Как пример принятых способов для разрешения проблемы скоростного движения, представляют интерес следующие мероприятия, проведенные на Ср.-Восточной ж. д.:
а) применение перевода марки 1/20 с прямыми остряками и со всей кривизной на одном пути, как обычное и минимальное желательное улучшение; б) перевод марки 1/20 со стрелкой с кривым остряком длиной 9 144 мм, в которой сильно смягчен угол удара в остряк, что улучшает условия движения по ней; в) перевод марки 1/20 с прямыми остряками длиной 9 144 мм, причем перевод разбит так, что на каждый путь приходится по половине стрелочного и крестовинного углов и перевод получается эквивалентным переводу марки 1/40. Последнее устройство применяется на многих дорогах; проход состава по переводу плавный и содержание его обходится дешево. Многие дороги считают, что увеличенный срок службы оправдывает добавочную затрату на укрытие остряка под головку рамного рельса и острожку рамного рельса во всех длинных стрелочных переводах, а также на более деятельных переводах, расположенных на главных и станционных путях.
На одной из дорог уложено несколько высокоскоростных симметричных стрелочных переводов с крестовинами марки 1/24. Такой перевод имеет два контррельса длиной 1 944 мм, сборную с марганцовистой вставкой крестовину длиной 11 278 мм, стрелку с кривыми остряками длиной 11 887 мм типа Самсон и регулируемые упорки.
Обыкновенные и парковые стрелочные переводы.
Обыкновенные стрелочные переводы, или переводы для главных путей, применяются на станциях, съездах, объездных путях и везде на главных путях, кроме тех случаев, когда требуется по местным условиям укладка более коротких стрелочных переводов. Как правило, применяются прямые стрелочные остряки длиной от 5 029 до 6 706 мм. Обычно при этом ставятся крестовины марки 1/10; во многих случаях, где по первоначальному проекту были предусмотрены крестовины марки 1/9, они заменены крестовинами марок 1/11 и 1/12.
Сдвоенные стрелочные переводы.
Там, где место ограничено, можно поставить два перевода, состоящих из стандартных элементов, с добавлением еще одной крестовины; в этом случае один перевод пересекает другой, причем между концами их остряков оставляется предельно малое расстояние. Третья крестовина называется средней, или «крестовиной развилины», и она обычно бывает особой конструкции. Сдвоенные переводы иногда называются переводами на три направления; их труднее укладывать и содержать; они применяются только в особых случаях — или по условиям недостатка места, или по условиям маневровой работы.
В последние годы, в связи с участившейся постройкой горочных замедлителей, возросла необходимость в сдвоенных стрелочных переводах. На подгорочных путях необходимо иметь переводы, расположенные возможно ближе один к другому, чтобы как можно больше вагонов могло быть направлено на путь своего назначения, а также для сохранения одного общего уклона для всех путей. Вследствие увеличившегося интереса к сдвоенным переводам Путевая комиссия AREA разработала три проекта совмещенных переводов, состоящих из двух переводов марки 1/8, двух переводов марки 1/10 или из комбинации переводов марок 1/8 и 1/10.
Данные по стрелочным переводам и съездам. AREA разработала таблицы и эпюры укладки стрелочных переводов и съездов с крестовинами марок 1/5, 1/6, 1/7, 1/8, 1/9, 1/10, 1/11, 1/12, 1/14, 1/15, 1/16, 1/18 и 1/20. Они содержат все необходимые цифровые данные, перечень брусьев и ординаты для разбивки переводной кривой, когда перевод ответвляется от прямого пути, а также указания по размещению стыков и по укладке переводов и съездов.
В табл. 14 и 15 приводятся основные данные по стрелочным переводам и съездам для стрелок с кривыми и прямыми остряками.
На парковых путях переводы чаще всего имеют крестовину марки 1/8. В более старых укладках имеются еще крестовины марки 1/7.
Переводы с более острыми углами крестовин более дороги и сложны в эксплуатации. Хорошая конструкция и тщательный уход особенно важны в переводах стрелочных улиц; стандартные стрелки, с прямыми остряками имеют длину остряков 4 572 или 5 029 мм.
Кривые остряки применяются сравнительно мало в парковых и обыкновенных стрелочных переводах, за исключением новых сортировочных парков; однако вопрос этот во многих случаях подлежит изучению, в особенности когда установлено, что начальный угол кривого остряка немного меньше, чем половина стрелочного угла прямого остряка. Хотя кривые остряки обычно делаются несколько длиннее, чем прямые при том же угле стрелочного перевода, длину перевода можно несколько сократить без увеличения кривизны переводной кривой. Стрелки с кривыми остряками дороже по первоначальной стоимости, однако конечная экономия в расходах по содержанию пути и подвижного состава с лихвой покрывает эту излишнюю стоимость.
На практике следует насколько возможно уменьшать число стрелочных переводов на главных путях. Для этого парковые и подъездные пути обычно располагаются отдельно от вытяжных и объездных путей, специально уложенных для этого. По этим же соображениям подъездные и другие пути отделяют от проходных путей и на промежуточных станциях.
Чтобы предотвратить выход вагонов с веток на главный путь, ставятся сбрасыватели у предельного столбика за крестовиной перевода с трубопроводом от переводного станка стрелки главного пути для ручного или электрического управления отсюда. Практически удобно ставить стрелочные переводы на прямом пути, потому что: а) в кривых получаются короткие прямые вставки для размещения стрелок и крестовин; б) на кривых получается уровень остряка на стрелке выше уровня рамного рельса; в) в кривых затруднительно содержание перевода в части направления и уровня на крестовинах; г) на кривых ухудшается видимость дневных указателей и ночных сигналов. Если стрелочный перевод на параллельных путях расположен на внутренней стороне кривой с возвышением наружного рельса, то возвышение второй переводной кривой стрелочного перевода будет противоположным по отношению к кривой основного пути; если перевод расположен на наружной стороне кривой, то остряк главного пути работает с напряжением и надо усиленно наблюдать за сохранением правильного положения его относительно рамного рельса. Перевод, ответвляющийся от главного пути на подъеме, опасен для вагонов, идущих с ветви и могущих попасть случайно на главный путь, если не имеется сбрасывателя, который в лучшем случае вызовет все-таки расходы по подъемке вагонов.
lokomo.ru
Нормы укладки и содержания стрелочных переводов и глухих пересечений
6.10. Стрелочные переводы следует укладывать так, чтобы верх головок рельсов на прямых участках располагался в одном уровне.
Отклонение в пределах перевода по уровню допускается не более 2 мм с уклоном отводов:
на стрелочных переводах главных путей — не более 1 мм на l м;
на стрелочных переводах станционных и подъездных путей в зависимости от значимости — от 1 до 2 мм на 1 м;
на стрелочных переводах с движением по прямому направлению со скоростью более 120 км/ч — 1 мм на 1,5 м. Ширина колеи стрелочных переводов должна соответствовать утвержденным эпюрам. Нормы содержания стрелочных переводов по ширине колеи (для колеи 1520 мм) приведены в табл. 7, а места контрольных измерений — на рис. 26, 27.
Расстояние между рабочими гранями контррельса и сердечника крестовины должно быть не менее 1474 мм, а между рабочими гранями контррельса и усовика — не менее 1435 мм (рис. 28).
Таблица 7
Типы стрелочных переводов | Марка крестовины | Размеры | |||||
в стыках рамных рельсов (а) | у острия остряка (в) | в корне остряка | в середине кривой (е) | в крестовине и в конце кривой (ж, з, и, к) | |||
на боковой путь (г) | на прямой путь (д) | ||||||
Одиночные стрелочные переводы | |||||||
Р65……………………………………………………………………………………………………………. | 1/22 | ||||||
Р65……………………………………………………………………………………………………………. | 1/18 | ||||||
Р65……………………………………………………………………………………………………………. | 1/11 | 1521* | |||||
Р65……………………………………………………………………………………………………………. | 1/9 | 1521* | |||||
Р50……………………………………………………………………………………………………………. | 1/18 | ||||||
Р50……………………………………………………………………………………………………………. | 1/11 | 1521** | |||||
Р50……………………………………………………………………………………………………………. | 1/9 | 1521** | |||||
Двойные перекрестные стрелочные переводы | |||||||
Р65……………………………………………………………………………………………………………. | 1/9 | ||||||
Р50……………………………………………………………………………………………………………. | 1/9 | ||||||
Симметричные стрелочные переводы | |||||||
Р50 (для приемо-отправочных путей)………………………………………………….. | 1/6 | - | |||||
Р50 (для горочных путей)………………………………………………………………………. | 1/6 | - | |||||
Допускаемые отступления в сторону: | |||||||
увеличения………………………………………………………………………………………………. | - | ||||||
уменьшения…………………………………………………………………………………………….. | - |
* На расстоянии 14100 мм от острия остряка и далее ширина колеи на прямой путь 1520 мм.
** На расстоянии 13750 мм от острия остряка и далее ширина колеи на прямой путь 1520 мм.
Примечание. Остряк криволинейный (секущий).
Рис. 26. Места контрольных измерений ширины колеи на одиночных и симметричных стрелочных переводах и желобов на стрелке и в контррельсах:
1 — передний стык крестовины; 2 — сечение сердечника 40 мм; 3 — конец переводной кривой; 4 — корень остряков; 5 — место изгиба рамного рельса
Рис. 27. Места контрольных измерений ширины колеи на двойных перекрестных стрелочных переводах и желобов на стрелке и в контррельсах:
1 — сечение сердечника крестовины 40 мм; 2 — передний стык крестовины; 3 — в корне остряка прямого; 4 — в корне остряка кривого
Таблица 8
Типы стрелочных переводов | Марка крестовины | Размеры | ||||||||
в корне остряка | в крестовине | на отводах усовиков и контррельсов | в тупой крестовине | |||||||
по прямому пути (м) | по боковому пути (н) | в горле (о) | от сечения сердечника 20 мм до сечения сердечника 40 мм (п) | в прямой части контррельсов (Р) | в отведенной части (с) | на входах (т) | ширина колеи по брусу в горле | ширина желоба в горле (в прямой части усовиков) | ||
Одиночные стрелочные переводы | ||||||||||
Р65……………………………………………………………………………………………. | 1/22 | - | - | |||||||
Р65……………………………………………………………………………………………. | 1/18 | - | - | |||||||
Р65……………………………………………………………………………………………. | 1/11 1/9 | - | - | |||||||
Р50……………………………………………………………………………………………. | 1/18 | - | - | |||||||
Р50……………………………………………………………………………………………. | 1/11 1/9 | - | - | |||||||
Двойные перекрестные стрелочные переводы | ||||||||||
Р65……………………………………………………………………………………………. | 1/9 | 122,4 | 1522,3 | |||||||
Р50……………………………………………………………………………………………. | 1/9 | 122,4 | 1522,3 | |||||||
Симметричные стрелочные переводы | ||||||||||
Р50 (для приемо-отправочных путей)…………………………………… | 1/6 | - | - | |||||||
Р50 (для горочных путей)………………………………………………………. | 1/6 | - | - | |||||||
Допускаемые отступления в сторону: | ||||||||||
увеличения………………………………………………………………………………. | - | 3 (2) | ||||||||
уменьшения……………………………………………………………………………… | - |
Примечание. Остряк криволинейный (секущий).
Размеры ширины желобов в стрелочных переводах и допускаемые отклонения приведены в табл. 8.
Места контрольных измерений ширины желобов в крестовинах показаны на рис. 29, 30.
Размеры ширины колеи и желобов для крестовин двойных перекрестных переводов и допускаемые отклонения от этих размеров распространяются также и на крестовины глухих пересечений марок 2/9 и 2/11.
Рис. 28. Схема измерения расстояний между рабочими гранями контррельса и усовика и рабочими гранями контррельса и сердечника крестовины (размеры даны в миллиметрах):
1 — путевой рельс; 2 — контррельс; 3 — усовик; 4 — сердечник
Рис. 29. Места контрольных измерений ширины желобов в острой крестовине:
1 — математический центр; 2 — сечение сердечника 20 мм; 3 — сечение сердечника 40 мм
Рис. 30. Места контрольных измерений ширины желобов в тупых крестовинах и их величины (размеры даны в миллиметрах)
При укладке старогодных стрелочных переводов (колеи 1524 мм) следует руководствоваться требованиями, изложенными в «Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути». При ширине колеи стрелочного перевода 1524 мм (на прямых участках) от стыка рамного рельса и хвоста крестовины должны устраиваться отводы к ширине колеи 1520 мм в соответствии с п. 2.2 настоящей Инструкции.
6.11. На двойных перекрестных стрелочных переводах ширина колеи «по брусу в горле» (см. табл. 8) является расстоянием между математическими центрами тупых крестовин. Так как между теоретической точкой пересечения боковых граней усовой части тупой крестовины, т.е. ее математическим центром и фактической точкой перегиба боковой грани, расстояние около 3 мм, длина малой диагонали должна определяться с учетом этого расстояния (см. рис. 30) и может быть:
в двойных перекрестных стрелочных переводах марки 1/9 — до 1528,3 мм;
в тупых крестовинах глухих пересечений марки 2/9 — до 1535,4 мм, а марки 2/11 — до 1532,3 мм.
6.12. Шаг остряка у стрелок типов Р65, Р50 и Р43 должен быть 152 мм с допусками +8 -2 мм. Учитывая, что выпускаемые электроприводы могут иметь минимальный шаг 150 мм, а также наличие допустимых люфтов в местах соединения рабочих тяг с шибером, разрешается устанавливать минимальный шаг остряка на таких стрелках 147 мм при условии, что минимальный желоб между рамным рельсом и отведенным остряком будет не менее 65 мм.
Шаг остряка измеряется против первой тяги между боковой рабочей гранью головки рамного рельса и нерабочей гранью остряка. Нормы шага остряка на стрелочных переводах приведены в табл. 9.
6.13. Прилегание остряков к стрелочным подушкам должно быть плотным.
Проверка прилегания остряка к рамному рельсу при запертом положении остряка должна осуществляться перекидкой на 180° баланса. При этом просвет между рамным рельсом и остряком, измеренный напротив первой тяги, должен быть не более 4 мм. На централизованных стрелочных переводах для этой цели между остряком и рамным рельсом вставляется шаблон (зазорник). При вставленном шаблоне контроль замыкания стрелки должен отсутствовать. Во всех случаях должно быть обеспечено точное совпадение рабочих граней остряка и примыкающего к его корню рельса.
Остряк должен плотно прилегать к упорным болтам. Просвет между рабочей гранью упорных болтов и шейкой остряка допускается не более 1 мм.
Таблица 9
Типы стрелочных переводов | Шаг остряка по оси первой тяги, мм | Допускаемые отступления, мм в сторону | |
увеличения | уменьшения | ||
Одиночные стрелочные переводы | |||
Р65, Р50, Р43 | |||
Двойные перекрестные стрелочные переводы | |||
P65, Р50, Р43 | |||
Р43 | |||
Двойные перекрестные стрелочные переводы с подвижными сердечниками | |||
Р50 | 152 (остряки стрелки) | ||
Р50 | 84 (сердечники крестовины) | ||
Р43 | 152 (остряки стрелки) | ||
Р43 | 84 (сердечники крестовины) | ||
Симметричные стрелочные переводы | |||
Р65, Р50, Р43 марок 1/11-1/6 |
На тупых крестовинах с подвижными сердечниками проверка прилегания подвижного сердечника (остряка) к усовику при запертом его положении должна производиться также перекидкой баланса. Возможный при этом просвет между сердечником и усовиком должен быть меньше 4 мм. На централизованных переводах между сердечником и усовиком вставляется шаблон толщиной 4 мм. При вставленном шаблоне контроль замыкания подвижного сердечника должен отсутствовать.
Таблица 10
Типы стрелочных переводов | Марка крестовины | в корне остряка | Расстояние от корня остряка, м | Ординаты в конце переводной кривой | Расстояние от корня остряка до конца кривой, мм | |||||||
Обыкновенные стрелочные переводы | ||||||||||||
Р65…………………………………………………………………………………………………. | 1/22 | 196,5 | 401,5 | 450,5 | 557,5* | |||||||
Р65…………………………………………………………………………………………………. | 1/11 | 1179,5 | ||||||||||
Р65…………………………………………………………………………………………………. | 1/9 | |||||||||||
Р65; Р50………………………………………………………………………………………… | 1/18 | 681* | ||||||||||
Р50…………………………………………………………………………………………………. | 1/11 | 412,5 | 1122,5 | |||||||||
Р50…………………………………………………………………………………………………. | 1/9 | 419,5 | ||||||||||
Симметричные стрелочные переводы** | ||||||||||||
Р50 (для приемо-отправочных путей)……………………………………….. | 1/6 | 661,5 | 591,5 | 501,4 | 391,3 | - | - | - | ||||
Р50 (для горочных путей)……………………………………………………………. | 1/6 | - | - | - | - |
* Последующие ординаты равны (числитель — расстояние от корня остряка, м, знаменатель — ординаты, мм):
для переводов Р65 марки 1/22 ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ;
для переводов Р65 и Р50 марки 1/18 ; ; ; ; ; ; ; .
** Ординаты симметричных стрелочных переводов измеряются от оси прямого направления до рабочей грани упорной нити переводной кривой.
Таблица 11
Типы стрелочных переводов | Наименование путей | На стрелке | На крестовине | ||||||
Вертикальный износ рамных рельсов | Боковой износ рамных рельсов и остряков в сечении 20 мм | Выкрашивание концов остряков, считая от острия | Вертикальный износ | Поверхностное выкрашивание сердечника на длине не более (от острия) | |||||
усовиков между горлом и сечением сердечника 30 мм | сердечника в сечении 40 мм | ||||||||
без укрытия конца остряка | с укрытием конца остряка | ||||||||
Р50 и тяжелее | Главные | ||||||||
Приемо-отправочные | |||||||||
Прочие | |||||||||
Р43 | Главные | ||||||||
Приемо-отправочные | |||||||||
Прочие |
На переводах с подвижными сердечниками тупых крестовин во всех случаях должно быть обеспечено совпадение рабочих граней остряка, подвижного сердечника и примыкающих к ним рельсов. Расстояние между передними концами подвижных сердечников должно быть не менее 20 мм.
6.14. Переводные кривые на стрелочных переводах устанавливаются по ординатам, приведенным в табл. 10. Отклонение от значений, указанных в таблице, разрешается в пределах ±1 мм.
Отвод уширения на стрелочной переводной кривой делается по эпюре перевода за счет сдвижки внутренней нити кривой.
Ординаты переводной кривой должны измеряться от внутренней грани наружного рельса прямого направления до внутренней грани упорной нити переводной кривой. Ординаты симметричных стрелочных переводов должны измеряться от оси прямого направления до рабочей грани упорной нити переводной кривой.
6.15. При укладке в путь старогодных стрелочных переводов износ их металлических частей не должен превышать величин, указанных в табл. 11 (в мм).
Похожие статьи:
poznayka.org