Почему школьники сильно устают?
Не раз в школьные годы у меня возникала мысль, что я больна чем-то серьезным. Нет, я так думала не для того, чтобы испугать родителей и не ходить в школу. Такие мысли у меня возникали, потому что практически каждый день я чувствовала себя уставшей. Сильно уставшей.
Сейчас это стало расхожей идеей – школьники перегружены, их здоровье под угрозой, надо уменьшать количество уроков и домашних заданий. Знаете? Нет, не надо. Дело не в уроках и не в домашних заданиях.
Если вспоминать школьные годы, то вот что странное становится понятным: сильно уставая изо дня в день в течение четверти, я довольно легко и без усталости справлялась со сравнимой, а то и большей нагрузкой в каникулы.
Обычный учебный день в старших классах – это 7-8 уроков в школе плюс 2 часа на выполнение домашних заданий дома. И к ночи сил не было вообще. Хотелось уткнуться в подушку и плакать от усталости и жалости к себе. Но наступали каникулы и случалось чудо! Я могла и 10, и 12 часов в день усердно заниматься той же математикой, чтобы нагнать отставание или отработать то, что не давалось, но при этом к ночи выжатой как лимон я себя не чувствовала. Почему?
Я поговорила на эту тему со своими бывшими одноклассниками и нынешними одногруппниками в колледже и убедилась в том, что описанная мной выше ситуация – не следствие моих индивидуальных особенностей, а очень распространенная штука.
Итак, почему же обучение в школе так выматывает? У меня есть несколько предположений, которыми я и хочу поделиться.
Уровень шума
В школе очень шумно. Мы, конечно, привыкаем и даже не очень замечаем этот постоянный шум на переменах, но он сказывается на нашей работоспособности. Ведь недаром людям, которые работают на производстве, рекомендуют надевать заглушающие наушники, и считают такую работу вредной. Вот обычный учебный день. 15 минут до первого урока и потом 7 перемен по 10-20 минут, всего 2 часа в день существования в очень шумных коридорах . В кабинеты ученикам заходить нельзя, потому что они проветриваются. В коридорах школы одновременно находится 800 человек. Даже, если они просто будут разговаривать, не будут кричать, вопить, визжать и хохотать, все равно будет шумно. А где вы видели школьников, которые не орут и не визжат на переменах?
Уровень стресса
«Спросят или не спросят?», «Сегодня контрольная, а если трудный вариант?», «Ленка опять про меня гадость какую-то сказала, вон как они все ржут», «Тамара Петровна в плохом настроении, опять орать будет, а я на первой парте, вот на меня и будет», «Игорь снова наезжает на новенького. Вступиться? Тогда и я огребу. Не реагировать? Так противно же», «А где моя тетрадь по физике?! Дома забыла? Или оставила где-то? Ох!» ну и т.д. Сколько стрессовых моментов происходит в течение одного школьного дня? Да десятки! Да, это все мелочи, но мелочи, которые вызывают эмоциональный отклик, иногда даже выброс адреналина. И когда вот так каждый день, понятно, что за неделю устаешь так, что хочется натереть градусник и поболеть хотя бы три дня дома.
Резкое переключение
Сидишь ты на уроке литературы. Ольга Владимировна рассказывает про Чехова, мы обсуждаем «Вишневый сад», спорим, приводим в доказательство цитаты, кто-то защищает Лопахина, кто-то жалеет Раневскую, в голове уже сами собой складываются строчки сочинения, которое ты уже рвешься написать… И вдруг звонок. «Все, ребята, закончим на следующем уроке в пятницу».
И ты идешь на химию. И первые 10 минут урока прикладываешь максимум усилий, чтобы выбраться из вишневого сада, чтобы перестать слышать удары топора и начать хоть как-то въезжать в то, о чем говорит учитель. И ровно в тот момент, когда ты полностью погрузился в тему, и даже задача вроде бы стала решаться, снова звенит звонок. И так 7-8 раз в день. Каждый день.
А уж если ты после урока физкультуры приходишь на математику, то даже попыток не делаешь понять то, о чем идет речь, – бесполезно. Мозг начинает нормально функционировать только к концу урока.
И эти постоянные качели, когда ты то понимаешь, то не понимаешь, когда ты то в вишневом саде, то по уши в логарифмах, они тоже выматывают. А в голове остается каша, которую тебе вечером предстоит разбирать на составляющие ее части, раскладывать по полочкам.
Мне могут сказать, что так учились всегда, и в последнее время дети не стали громче кричать, учителя не стали чаще вызывать к доске, а уроки не стали короче. Да, это все так. Но 20-30-50 лет назад не было такого информационного поля, в которое мы постоянно погружены. К нашему школьному шуму, к нашим школьным стрессам и резким переключениям добавляется огромный массив информации, которую мы получаем из интернета в ежедневном режиме. И не можем не получать, потому что это требование сегодняшнего дня – быть в курсе, быть в теме, кушать большой ложкой статусы, твиты, посты, комментарии и новости. Это то, от чего уже нельзя отказаться.
Я не знаю, насколько я права в своих предположениях. Сейчас я учусь в колледже, где нет маленьких детей, поэтому нет шума, где преподаватели видят в нас взрослых людей, поэтому моментов стресса очень мало, где у нас не уроки, а пары, длящиеся по полтора часа, поэтому нет резких переключений. И хотя предметы у нас серьезные, требования в колледже высокие, а домашних заданий немало, я устаю существенно меньше. И по вечерам мне не хочется плакать в подушку от усталости и жалости к себе.
Смею предположить, что и учителя ощущают постоянную усталость по тем же причинам. Мы-то 11 лет отучились и ушли, а они всю жизнь так работают. Можно только посочувствовать.
pedsovet.org
5 способов помочь ребенку, уставшему от кружков и секций

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был всесторонне развитой личностью. Многим кажется, что залог этого — разнообразные кружки и секции после детского сада или школы. Чтобы от всего этого был толк, важно, чтобы малыш не переутомлялся. Как вовремя увидеть, что дополнительные занятия вызывают только усталость, предотвратить выгорание и вернуть интерес к любимым тренировкам, музыке или танцам? На эти вопросы отвечает психолог Светлана Пятницкая

Светлана Пятницкая, дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста
То, что современные родители серьезно относятся к дополнительному образованию своих детей, само по себе очень хорошее явление. Прежде всего это влияет на жизненные установки ребенка.
Он узнает, что сегодня и в будущем у него масса вариантов активно проводить свой досуг, не уткнувшись в гаджеты. У него есть возможность уже в раннем возрасте определиться с тем, что ему интересно, ведь занятия в секциях и кружках дают ему представление о различных профессиях. Это поможет ребенку сделать выбор будущего дела своей жизни. А может быть, наоборот, он увидит, что его радужные представления о музыкальной или спортивной карьере отличаются от реальности.
Чем бы ни занимался ваш ребенок после школы или садика, может наступить момент, когда он скажет, что не хочет никуда идти. Что это — каприз или усталость? Чтобы понять, ответьте себе на вопрос: нежелание идти в музыкальную школу или на айкидо появилось сегодня или это уже не впервые? Обычно ребенок ходит на эти занятия с радостью?

Узнайте, почему пропало желание заниматься
Если это нежелание появилось впервые, присмотритесь к малышу: возможно, он заболел, слишком устал к концу четверти или недели. Ему нужен отдых, чтобы восстановиться.
А что делать, если ребенок чувствует себя хорошо, но на занятия все равно не хочет? Важно понять, что изменилось, если раньше он ходил на них с удовольствием. Если речь о начальной школе, то именно с 7−8 лет дети как раз искренне хотят узнавать новое в кружках и секциях. Расхотеть они могут по многим причинам.
Просто не нравится
Если дочка ходит на балет только потому, что мама мечтала стать балериной, если сын гоняет мяч в спортшколе, так как папа заядлый болельщик, то такое «перегорание» логично. Ведь ребенок просто реализует мечты старших, а не занимается тем, что любит. А даже если и любит, может перестать этим заниматься, если не нравится преподаватель, тренер. Ведь в младшем возрасте фигура старшего зачастую определяет отношение к занятию и деятельности в целом.
Подражание родителям
Не устаю напоминать о том, что дети — наше зеркало, они учатся у нас буквально всему. Например, мама любит говорить: «Выдалась тяжелая неделя, я без сил!», после чего ее никто ни о чем не спрашивает и ничем не беспокоит. Ребенок может взять эту фразу на вооружение и говорить об усталости в надежде, что к нему не станут приставать и отнесутся с пониманием.
Недетские перегрузки
Ребенок правда может быть сильно загружен и просто не успевает жить в промежутке межде спортзалом и танцклассом. Изучите внимательно его расписание на всю неделю.
Обычно детям нравится, если у них весь день занят разнообразными делами, которые им по душе. Но если малыш должен ходить на плавание, боевые искусства и еще посещать уроки физкультуры, он обязательно устанет.
Попробуйте пересмотреть его расписание, сильно разнести по времени дополнительные занятия, чередовать интеллектуальную и физическую нагрузку.
Переутомление от общения
Ребенок может устать не непосредственно от балета или баскетбола, а от необходимости постоянно контактировать с другими. Если малыш интроверт, ему трудно постоянно находиться в обществе большого числа людей, постоянно разговаривать и обсуждать каждое свое движение в рамках занятий. Возможно, ему подойдут индивидуальные занятия или одиночный вид спорта.
Долгая дорога
Если все ваши кружки, секции и школа не в шаговой доступности друг от друга, ребенок может просто устать от необходимости постоянно торопиться. Порой родители только усиливают тревогу, подгоняя: «Быстрее, мы опаздываем!». Ведь ребенку нужно не только успеть добраться на занятие, но и подготовиться к нему, например переодеть форму. А потом еще надо ехать домой и делать уроки!

Определитесь с необходимостью занятий
Очень важно рассмотреть этот вопрос в длительной перспективе. Когда вашему ребенку будет 30 лет, как повлияют сегодняшние кружки на становление его личности? Помогут ли они ему стать начитанным, умным, физически активным, приобрести другие полезные качества? Подумайте и о краткосрочной перспективе. Например, вам бы хотелось, чтобы уже сейчас ваша дочь была более усидчивой, развивала логическое мышление, это пригодится любому человеку. И тут ей могут очень помочь занятия по шашкам или шахматам. А вот балет — нет. Так стоит ли заниматься им «на всякий случай», «для общего развития»?
Прислушайтесь к себе
Сравните собственную усталость от любимого дела и от нелюбимого, которым вы занимаетесь, потому что надо. От чего вы сами больше устаете — от уборки и походов за продуктами или от рукоделия или велосипедных прогулок? Когда вас самих последний раз утомляло любимое дело? Вспомните эти ощущения. Когда вы занимаетесь чем-то приятным, вы чувствуете не только усталость, но и удовлетворение от результата, хорошо выполненного дела. Сон или чтение могут компенсировать силы, затраченные на это дело. Но если вы занимаетесь им на пределе ваших возможностей, через силу, какое уж тут удовольствие? Так и с ребенком: он может уставать, потому что дополнительные занятие для него не удовольствие, а работа.

Помогите уставшему ребенку
Если ребенку раньше нравились его дополнительные занятия, а его усталость от них эпизодическая, дайте ему возможность восполнить ресурс. Попробуйте вознаградить его за усилия: «В этом месяце ты очень хорошо потрудился и порадовал меня. Я тоже хочу тебя порадовать: давай сходим в кино на выходных?». Обязательно обсудите вместе, какие у него трудности, почему они возникли и как их устранить. Поговорите о том, что ваши цели совпадают и вы готовы помочь малышу: «Мы оба хотим, чтобы ты смог заговорить на английском. Ты стараешься, а я работаю, чтобы ты мог заниматься с преподавателем. Давай вместе подумаем, что можно сделать, чтобы ты меньше уставал и продолжал заниматься».
Будьте всегда на его стороне
Самое важное, что вы должны сделать, — это донести до ребенка, что вы готовы его выслушать, помочь ему, что вам важны его чувства и вы никогда не станете его принуждать к занятиям, от которых он устал. Ведь ваша общая цель — сделать так, чтобы малыш вырос счастливым человеком. Пусть даже без олимпийской медали или международной награды.
Читайте также:
Кризис семи лет: пережить вместе
Детская профориентация: кому она нужна?
Бодифлаинг: хобби или вид спорта
Фото: Yuganov Konstantin/YAKOBCHUK VIACHESLAV/Oleksandr Chukhil/Shutterstock.com
www.kanal-o.ru
причины и методы борьбы с усталостью
Дорогие друзья, здравствуйте. В разгаре учебный год, но вместо новых знаний и радостных открытий школьника преследует безразличие, усталость, апатия. Что же с ним происходит? Неужели он не хочет учиться? На самом деле ваш малыш просто устает. Игнорировать такое состояние нельзя, иначе оно может привести к психологическим, а также физическим заболеваниям. Так почему ребенок устает после школы, а главное, как ему можно помочь? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.
Краткое содержание
Ребенок устает после школы: основные причины усталости
Вспомните свои школьные годы… Отчего вы уставали за стенами школы? Я хочу выделить несколько основных причин:
- Постоянный гвалт, шум, крики, галдеж, которые иногда доходят до 100−150 децибел, причем не только на переменах, но иногда и на уроках. Специалисты давно доказали, что существует «шумовая усталость». За пару минут отдыха между уроками ребята не успевают отдохнуть, а наоборот, получают дополнительную порцию усталости.
- Вторая причина — это постоянные мини-стрессы. Из-за них организм ребенка находится постоянно в состоянии напряжения. Представьте периодические вызовы к доске, десяток звонков с урока на урок, дребезжание мобильных телефонов, очереди в туалет, столовую, упреки сверстников, потери ручек и прочее — это только минимальный набор стрессов. Мы, взрослые, иногда не выдерживаем таких проблем, а ребенок тем более. Естественно, к концу дня ваше чадо просто вымотано.
- В усталости могут быть виноваты неинтересные уроки. Не все учителя могут рассказывать так, чтобы деткам не было скучно. Если еще в первом классе все проходит в виде игры, то чем дальше, тем только хуже. Не засыпали ли вы от скукоты, сидя на последней парте на уроке истории или географии? От такого можно сильно переутомиться.
- Неправильно организованный распорядок дня тоже влияет на усталость школьника. В какое время вы ложитесь спать и сколько в общем спит ваш ребенок? Педиатры утверждают, что 7 летнему ребенку необходимо спать примерно 11−12 часов. По мере взросления школьника, от этого количества отнимаем по одному часу. Укладываться надо на ночной сон не позднее 21.30. Так во сколько вы спать ложитесь? Вот вам и ответ. Сейчас в некоторых школах детки учатся посменно, что также негативно сказывается на их состоянии.
- Нерациональное питание. Постоянные перекусы, бутерброды вместо горячего питания, булочки, пирожки, пиццы в школьной столовой… ребенок должен питаться правильно.
- Заболевания и недостаток витаминов. Увы, эти факторы затрагивают практически всех школьников, особенно в осеннее время.
- Недостаток свежего воздуха. В классах и коридорах редко открывают окна для проветривания. Представляете, чем дышит ваш ребенок в классе, когда там 30 человек?
- Психологические факторы. Иногда у ребенка в школе бывают конфликты с другими ребятами и учителями. Это сильно выматывает кроху в эмоциональном плане.
- Сильная перегрузка. Уроки, продленка, кружки, секции, домашние задания… К ночи ваш ребенок будет просто измотанным.
Сейчас многие родители хотят воспитать «гения» из своего ребенка, нагружая его по максимуму. Вводятся новые уроки, учебники заменяются компьютерами, сокращается количество уроков физкультуры. Опять же целый ряд кружков и секций. Вместо прогулки ребенок чаще садится на кровать с планшетом или ноутбуком. От всего этого и страдает ваше чадо.
Что делать родителям?
В первую очередь вам стоит определить причину утомления ребенка. Также советую пройти медицинское обследование, чтобы исключить патологии и заболевания.
Обратите внимание на то, что ест ваш малыш. Возможно, он не питается в столовой, покупая бесполезные перекусы. Попросите своего классного руководителя понаблюдать за тем, что ест школьник.
Дома старайтесь больше давать ему фрукты, овощи, рыбу, поговорите с ним о вреде и пользе определенных продуктов. Также посоветуйтесь с врачом о приеме поливитаминов.
Компьютерный образ жизни — проблема подрастающего поколения. Вам надо постараться заинтересовать ребенка активными видами спорта, прогулками, другой познавательной деятельностью.
Будьте сами примером для подражания: ходите вместе на фитнес, бассейн, театры, кино, музеи. Все эти виды времяпрепровождения только улучшат ваши отношения с ребенком, а также зарядят вас позитивом и хорошим настроением.
Также старайтесь сделать так, чтобы школьник сам выбрал то, чем он хотел бы заниматься. Занятия «из-под палки» точно не смогут принести положительного результата.
Распределите внеурочное время школьника. Подумайте, а не слишком ли ваш ребенок нагружен? Куча кружков после уроков и недостаток времени для отдыха могут только навредить.
Полезные советы по планированию внешкольного времени
- Помните об обязательной прогулке на свежем воздухе, которая должна длиться не менее 1 часа;
- Контролируйте правильное полноценное питание ребенка;
- Не перегружайте ваше чадо дополнительными секциями;
- Ограничьте время перед компьютером или планшетом;
- Узнайте о наличие проблем со сверстниками или учителями, чтобы исключить психоэмоциональную перегрузку.
Помните, дорогие родители, что часто жалобы на усталость не являются очередными капризами ребенка. Вам следует внимательно, с понимаем отнестись к его проблемам и выяснить причину их появления.
Школьная жизнь любого маленького человечка должна быть наполнена новыми открытиями, достижениями, полноценным развитием, общением и, конечно же, радостью, а не переживаниями с усталостью, и в ваших силах сделать эту жизнь прекрасной.
Рекомендую каждому родителю посетить Сайт детского психолога. Бесплатные консультации, семинары, тренинги, книги — это малая часть того, что есть на данном сайте. Здесь каждая мама и папа найдут идеальный подход к воспитанию счастливых деток.
Советую вам посмотреть видео об отдыхе с ребенком:
Ну что, дорогие друзья, понравилась статья? Советую поделиться ею с другими мамами школьников, которые, возможно, также не знают почему ребенок устает после школы. Также рекомендую подписаться на обновления блога и регулярно получать порцию новых и познавательных статей. Удачи вам!
Автор: Инесса Жебрякова
malishandriya.ru
Ребенок устает в школе что делать, уставший школьник
Ребенок устает в школе
Дети устают в школе, это правда. Повышенная нагрузка, требования педагогов, отношения с одноклассниками, вовлечение в чужие интересы, эмоции, потребности и еще много чего утомляют ребенка в течение дня и из-за дня в день. Но усталость, которая возникла в школе, выражается уже в домашних условиях. В школе много факторов, на которые переключается внимание ребенка, да и регламент учебной деятельности предотвращает повышенную утомляемость. Возвращаясь домой, ребенок попадает в другую эмоциональную ситуацию и, казалось бы, должен переключиться на отдых, а на его, наоборот, «накатывает» усталость.
Хорошо, если дома. Но обычно-то за школой следом идут музыкалка, танцы, спорт, кружки, репетиторы. Силы заканчиваются быстрее, усталость возникает чаще. А вечером еще уроки делать…
Взрослые тоже устают, не меньше детей, но за свою жизнь они научаются бороться с усталостью и отдыхать простыми жизненными способами. Уставший взрослый может стать молчаливым (поберечь силы), присесть или прилечь на 5 минуток (восстанавить силы), на короткое время открыть окно (обогатить легкие кислородом), взять интересную книгу (переключиться с усталости на удовольствие), парочку раз присесть или отжаться (разрядить эмоциональное напряжение).
А что делает уставший ребенок? Раздражается, капризничает, закатывает истерики, кричит, психует, обижается по мелочам, дерется с младшими, кидается на старших. Заботливый родитель его успокаивает, но это не снимает усталости.
Чем же можно помочь ребенку сразу после школы?
1. Самый простой, эффективный и почти бесплатный способ — прогулки. После уроков мама, бабушка встречают ребенка и идут с ним гулять, одновременно бегать, прыгать, по пути к дому придумывать разные истории, делиться яркими впечатлениями. Важно переключить ребенка, увести от школы как физически, так и психологически. Но, увы, родители иногда работают, а бабушки спешат с внуками на дополнительные занятия… Погулять можно и вечером или перед сном, для взрослых тоже полезно.
2. Нормализуем режим сна: ложится рано и вставать тоже рано. Если ребенок уже привык к позднему укладыванию, придется немного потерпеть, «переустанавливая» режим. Но ночной 9-часовой сон для ребенка – лучшая профилактика переутомления. Важно и время пробуждения: не следует ждать до той самой последней минутки, после которой одеваются, уже подпрыгивая и с реактивной скоростью. Ребенку нужно время, чтобы проснуться и плавно перейти от сна к бодрствованию.
4. Стрессовое напряжение можно вывести арт-терапевтическими способами. Рисовать: дайте кисточки и краски, фломастеры, карандаши и пусть рисует, один или вместе со взрослыми, братьями и сестрами. А есть еще пластилин, аппликации, изготовление поделок из бумаги или подручных материалов. Сотворите вместе ручное чудо!
5. Играйте с ребенком в развивающие игры (лото, шашки, нарды), квесты и лабиринты – отличная тренировка для мозга, которая со временем поможет предотвратить интеллектуальное утомление. И, конечно, читайте книги!
6. А еще много-премного объятий и поцелуев. Ребенку любого возраста важно проявление нежности и понимание, что его любят.
Оберегайте своих детей от стрессов!
После учебного дня ребёнок выглядит измученным и вялым? Это неудивительно, ведь школьная нагрузка становится более и более интенсивной, а уроки – сложнее и сложнее. И далеко не все дети могут справиться с навалившимся грузом знаний, сохранив при этом крепкий иммунитет и хорошее настроение. Можно ли помочь ребёнку в столь непростой ситуации, и как это сделать?
Стоит разобраться, в чём заключается основная нагрузка современных школьников. Почему получать знания стало слишком утомительным занятием?
Хотите разрушить отношения с ребёнком? Поступайте так же в случае каждой его неудачи
На что следует обратить внимание
Каждый ребёнок реагирует на перегрузки по-разному. На это влияют характер и состояние здоровья. Однако есть общие симптомы перегрузки, на которые родители должны обратить внимание первым делом:
- Ребёнок слишком быстро утомляется. В его поведении появляется раздражительность, капризность, нервозность.
- Также возможны проблемы при общении со сверстниками и взрослыми.
- Полное отсутствие сна либо, наоборот, постоянная сонливость и вялость.
- Ухудшение состояния здоровья: частые болезни и недомогания (головные боли, боли в животе).
- Отсутствие у ребёнка стремления что-либо делать, жалобы на усталость, желание бросить учёбу.
- Невнимательность, рассеянность, большое количество орфографических ошибок, которых раньше не наблюдалось.
- Ребёнок постоянно находится в хорошем настроении, у него чересчур много энергии даже в конце трудного дня. Это также является симптомом перегрузки организма.
Не стоит переживать, если вы заметили у своего ребёнка эти симптомы. Решение есть! Нет необходимости полностью избавлять школьника от нагрузок. Важно только умело сократить их количество.
- Проанализируйте уровень способностей вашего ребёнка. Потянет ли он школу с углублённым изучением какого-либо предмета, которую вы для него выбрали?
- Делайте уроки вместе. Помогайте ребёнку с заданиями, ведь так ему будет легче и интереснее справиться с домашней работой. Например, вместе разберите сложную задачу, найдите материал для сообщения, перескажите текст или напишите сочинение.
- Развивайте своё чадо, смотрите с ним познавательные фильмы, решайте головоломки, постоянно рассказывайте что-то новое и увлекательное. Это поможет ему в процессе запоминания новой информации, разовьёт его логику.
- Ограничьте использование ребёнком новомодных гаджетов. Следите за тем, чтобы он больше двигался, чем смотрел в монитор компьютера. Не позволяйте ему брать технику с собой в школу. Она не только является дополнительной нагрузкой на зрение, но ещё и не даёт ребёнку возможности поиграть в подвижные игры на перемене.
Помните, нынешнее поколение буквально воспитано гаджетами, и полностью лишать этого удовольствия ребёнка не стоит!
- Иногда устраивайте ребёнку мини-каникулы: разрешите ему не ходить в школу пару дней, если он очень устал. За это время он выспится, отдохнёт от суеты и восстановит свои силы.
Результат будет невероятный!
Последнее, но, пожалуй, самое важное: как можно чаще хвалите своего ребёнка! Поверьте, ему нужна ваша поддержка!
Что делать, если ребенок устает в школе
- С самого раннего детства желательно приучать ребенка время от времени отвлекаться от занятий хотя бы на несколько минут. Лучшим способом расслабления мышц являются физические и дыхательные упражнения. Они могут выполняться в любое время и в любой обстановке.
- Неусидчивость, непослушание и разговоры на уроках возникают потому, что школьники переутомились, их внимание рассеялось. Для детей это своеобразна подсознательна защита и естественная форма отдыха. Если во время уроков предоставить детям хотя бы минуту для расслабления, это положительно повлияет на память и поведение. Даже самый короткий отдых оптимизирует запоминание и концентрацию внимания.
- Вне школы хорошо бы приучать детей при выполнении домашнего задания посвящать несколько мнут гимнастике, упражнениям на спортивном тренажере, делать им легкий массаж после уроков или перед сном, что способствует расслаблению всех мышц. Очень важно, чтобы упражнения вошли у детей в привычку.
- На первых порах родителям придется напоминать об этом ребенку. Проблема преодоления усталости особенно актуальна для первоклассников, ведь они еще не привыкли долго сидеть в одном положении, поскольку это так утомительно.
Упражнения, предотвращающие утомление
- Сидя на стуле, распрямить спину, свестилопатки и втянуть живот. Поднять руки над головой и потнуться к потолку.
- Выполнить 10 приседаний. Отдохнуть. глубоко дыша.
- Сидя на стуле, выпрямить спину и втянуть живот. Напрячь ягодицы и попробовать легко приподнять бедра. Отдохнуть. Повторить 5 раз.
Упражнения, улучшающие концентрацию внимания
- В течение минуты подпрыгивать и попеременно дотрагиватьс левой рукой до правой ноги, а правой рукой – до левой ноги.
- Поочередно прикладывать одну руку ко лбу, а другую – к затылку. Можно кратковременно надавливать указательным и средним пальцами обеих рук на лоб над бровями.
От усталости до смерти. Более 40% детей жалуются на головные боли из-за уроков
Сначала предполагалось, что у девочки не было справки, дающей ей разрешение заниматься в танцевальном клубе. Однако выяснилось, что документы школьница предоставляла и была, согласно им, здорова. Как сообщал Лайф ранее, причиной внезапной смерти могла быть аритмия, порок сердца (если его вовремя не диагностировали), инфекция или оторвавшийся тромб.
Более 40% учащихся 6—9-х классов общеобразовательных школ в конце дня испытывают «из-за учёбы» головные боли. Об этом свидетельствуют данные исследования старшего преподавателя кафедры психологии образования Иркутского государственного университета Елены Аршинской (документ есть в распоряжении Лайфа). Оказалось, что больше всего страдают от усталости и больших учебных нагрузок восьмиклассники — они же чаще других (56%) иногда недосыпают из-за того, что нужно делать домашнее задание.
В исследовании приняла участие одна тысяча школьников — учащихся 6—9-х классов. Часть из них училась в обычных общеобразовательных школах, часть — в лицеях или гимназиях, а некоторые — в школах с углублённым изучением предметов. Выяснилось, что дети из последних двух групп устают от занятий меньше, несмотря на то что учебные нагрузки сильнее.
В конце рабочего дня более чем у половины опрошенных болит голова и больше 40% учеников общеобразовательных школ связывают недомогание с учёбой. Так ответило около 30% учащихся школ с углублённым изучением предметов и 35% лицеистов.
Чаще всего испытывают недомогания восьмиклассники — в некоторых обыкновенных школах число жалующихся на головные боли достигает 84%. Эта же группа детей из-за того, что нужно делать домашнее задание, иногда недосыпает (56%). При этом самыми сонными на уроки приходят ученики 9-х классов — 41% таких ребят практически всегда жалуются на недостаток сна.
К концу недели чувствуют себя усталыми примерно одинаково все дети. И с возрастом уставших становится больше.
— Я всю неделю жду выходных. Мама говорит, что я — сова: мне совсем не хочется спать после 11 вечера, и я не хочу вставать в 7 утра из-за учёбы. То есть я встаю, но мне тяжело. И эта усталость копится, — рассказывает ученик 6-го класса столичной школы Игорь. — После того как я прихожу из школы, мама просит меня делать уроки сразу, «чтобы вечер был свободный». Но я хочу отдохнуть и пытаюсь по-всякому отложить… В итоге мама жалеет меня, разрешает, но всё заканчивается тем, что я в половину одиннадцатого ночи ещё решаю задачи. Мама не отдыхает, и я над уроками уже сплю. Поэтому всегда жду субботы.
Автор исследования отмечает, что образовательный процесс можно назвать одним из факторов возникновения болезней, связанных с интеллектуальным перенапряжением. Причина многих недомоганий — неправильное распределение нагрузки в средней школе. При этом педагог обращает внимание, что эта проблема существовала всегда, в том числе и в XX веке.
По мнению Аршинской, детей нужно учить «здоровьесбережению» — способности понимать свой организм и регулировать поведение, образ жизни в целях сохранения хорошего самочувствия и качества жизни.
Однако это не так просто. Согласно результатам опроса, чем старше ребёнок становится, тем реже он выходит гулять. И апогея эта негативная тенденция достигает снова у замученных уроками восьмиклассников. Только 27% из них заявили, что регулярно выходят на улицу.
Возможно, дело в том, что школьников 12—14 лет родители ещё могут затащить в парки, а в 15 у подростков появляются уже наверняка свои интересы, которые редко лежат «в плоскости» тихих прогулок. Выходит, действительно, либо «куча домашки», либо — пора в кино, за компьютер или с друзьями в кафе…
Автор утверждает, что психологическому состоянию ребёнка уделяется мало внимания. Родители, педагоги и сами школьники думают прежде всего о физических недомоганиях. А потому страдает голова. Только 17% учеников общеобразовательных школ получают положительные эмоции от учёбы. Среди учеников спецшкол процент тех, кто любит ходить на занятия, также невелик — их 20—30%.
Детский врач-невролог Павел Соколов подтвердил, что усталость от занятий может привести к головным болям. При этом специалист также отметил, что это чревато более серьёзными заболеваниями для подростков.
— Но не нужно всем сразу пенять на школу. Проблема прежде всего не в уроках, а дополнительных кружках. То есть первопричина — родители. Они сверх основной учёбы говорят детям ходить ещё куда-то… Усталость может породить невроз, а он уже, в свою очередь, нарушения вегетативной нервной системы, а она влияет на функционирование всего организма. Это чревато другими тяжёлыми заболеваниями — тут и гастрит, и язва, и сердечная аритмия.
В свою очередь, врач-терапевт Рина Заславская считает, что нельзя обобщать школьников. По её словам, нужно учитывать регионы, в которых проживают дети (климатические условия), количество уроков в каждой отдельной школе, а также индивидуальные особенности организма. Причин, из-за чего болит голова, немало.
— В 6—9-х классах у подростков начинается переходный возраст, то есть особый гормональный фон, который может у разных детей по-разному проявляться. Надо смотреть на каждого конкретного ребёнка — нельзя прогнозировать просто так развитие каких-то заболеваний, — сказала Заславская.
Председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин согласился с результатами исследования, однако отметил, что ответственность за перенагрузку лежит не только на системе образования и взрослых.
— Виноваты нередко и сами подростки: они неправильно распределяют своё время. Из-за чего, например, домашнее задание им приходится делать поздно вечером. Научившимся управлять этим временем уже в студенчестве будет проще, — говорит Панин. — Тем не менее нужно всё-таки после уроков детям хотя бы 1,5—2 часа отдыхать. Смена деятельности необходима.
При этом он отметил, что и в школах ученики должны разгружаться и помогать им должны в этом непосредственно учителя.
— Дети должны переключаться с одной деятельности на другую не только на переменах, но и во время уроков. И педагоги должны об этом заботиться. Например, для начальной школы есть норма, что во время занятий должна быть спортивная пятиминутка. Когда активность переключается с умственной на физическую, дети испытывают эмоциональную разгрузку.
Иногда, конечно, ребята могут не успевать делать вовремя уроки, если они, например, два часа после школы отдыхают, но это нужно. Усталость приводит к тому, что усвоение материала замедляется, к стрессам и уже, как следствие, к нехорошим заболеваниям.
Ребенок устает в школе: причины и план действий
Ваш маленький ученик приходит после школы вялый и жалуется на усталость?
Если это происходит чаще раза в месяц, стоит обратить внимание на его здоровье.
Многие родители считают, что ребенок просто не хочет идти в школу, поэтому придумывает отговорки об усталости.
Врачи же рекомендуют тщательно следить за самочувствием школьника и вовремя его корректирровать, потому что, согласно исследованиям, всего лишь 3% выпускников заканчивают школу без каких-либо патологий.
Причин ухудшения детского здоровья довольно много. Отразиться на самочувствии могут как объективные факторы (плохая экология, снижение иммунитета и т.д.), так и субъективные (несбалансированное питание, неправильный режим дня, сильные учебные нагрузки, низкая физическая активность). И если с объективными причинами справиться довольно сложно, то устранить субъективные – вам под силу.
Перегрузка в школе
Современная система образования стремится сделать из каждого ребенка гения, постоянно добавляя новшества в школьную программу. Родители лишь усугубляют ситуацию несколькими кружками и секциями в расписании отпрыска. Чрезмерные нагрузки могут привести к стрессам, неврозам, негативно отразиться на общем психическом и физическом состоянии школьника.
Врачи доказали, что существует прямая связь между количеством хронических заболеваний, приобретенных в школе, и интенсивностью учебной программы. Помните, что режим школьника нужно правильно организовывать, у него обязательно должно быть свободное время. Пусть кружки и секции ребенок выбирает сам, чтобы они эмоционально заряжали его.
Светлана Подорожняк, психолог: «Часто дети очень быстро устают в школе из-за того, что их слишком рано туда отдали. Ребенок может быть не готов к учебе даже физиологически. Проверить это можно, попросив его проставить точки в клеточки. В норме ребенок за минуту проставляет 70 точек. Если результат ниже, то кости его руки еще не готовы к такой нагрузке. К тому же, к моменту поступления в школу у него должны смениться 4 передних зуба: 2 вверху и 2 внизу. Биологическая неготовность к школе приводит к тяжелой адаптации, когда ученик быстро утомляется и не справляется с заданиями. Дальше он может даже начать ненавидеть школу».
Школьные болезни
Довольно часто у детей с поступлением в школу появляются: нарушение работы пищеварительной системы (гастрит), проблемы со зрением (близорукость) и искривление позвоночника (сколиоз).
Причиной гастрита является несбалансированное и нерегулярное питание ребенка во время учебного года. Вы, конечно, можете проконтролировать завтрак дома, но вот рацион дня – практически невозможно. Кто мешает ему на переменке сбегать за чипсами вместо предложенного в обед «невкусного супа»? Поэтому родителям важно донести до своего сорванца, насколько важны для его здоровья и самочувствия именно эти «невкусный суп» или каша. Ограничьте карманные деньги ребенка до минимума, оплачивайте обеды в школе заранее, на ужин готовьте побольше овощей, кисломолочной продукции и поменьше жирной и тяжелой пищи.
Ухудшение зрения влечет за собой головные боли, усталость, снижение внимания. Нужно снижать нагрузку на глазные мышцы за счет вредного телевизора или компьютерных игр. Позаботьтесь о том, чтобы уроки ребенок делал в хорошо освещенном месте, не читал лежа и чередовал зрительные нагрузки с физическими (дадут отдых глазам). Время перед компьютером и телевизором ограничьте до 30-60 минут в день, кормите своего маленького ученика морковкой, рыбой, творогом, капустой, красными ягодами, зеленью. Также следите за осанкой во время домашнего задания, ведь неправильное положение тела тоже может снизить зрение.
Читай также: Какие продукты полезны для зрения ребенка
Сколиоз, который приобретают в школе многие дети, касается не только эстетической или психологической проблемы, но и физической. Только правильное положение тела, при котором мышцы напрягаются оптимально, способствует нормальной работе внутренних органов. Поэтому так важно следить за тем, в каком положении ребенок сидит, выполняя домашнюю работу, или за компьютером. Выберите ему подходящий стол и стул.
Что касается осанки во время ходьбы – подскажите ребенку, в каком положении должно находиться тело. Ежедневно проделывайте одно упражнение: прислоните школьника к стене, прижмите к ней одновременно пятки, икры, ягодицы, лопатки и затылок. Занимайтесь зарядкой для укрепления мышц спины – тело само будет подсказывать ребенку, как ему удобнее держаться. Если же ребенок будет сутулиться, то организм будет испытывать недостаток кислорода – отсюда и быстрая утомляемость, и снижение скорости мышления.
Мамочка-форумчанка Инга рассказывает: «Моя дочь абсолютно не хочет учиться. Говорит, что сильно устает, ничего не запоминает, болеет постоянно. Ленивая стала какая-то. Я даже не знаю, что с ней делать. Может, витамины какие попить?».
Мама Вера считает так: «Если ребенок устает, значит нужно сменить режим и приобщить ребенка к спорту и частым прогулкам. Пересмотрите рацион, может, вы дочу свою перекармливаете или ей не хватает фруктов-овощей. К сожалению, нет волшебных витаминов, которые могли бы сразу наладить здоровье и самочувствие ребенка».
Иммунитет
Крепкий иммунитет позволит ребенку сохранить активность и бодрость духа. Чтобы поддерживать свой организм в тонусе, нужно заниматься спортом и принимать поливитамины.
Укрепят иммунитет и полезные продукты. Недостаток определенных микроэлементов замедляет мозговую деятельность, снижает внимание и ухудшает оценки в школе. Замените сладости на фрукты, обеспечьте ребенку достаточное количество белка, омега-3 жирных кислот, йода (все это есть в рыбе). Следите за тем, чтобы ребенок выпивал не меньше 1,5 литра воды в день.
Помните, что от вас зависит то, каким вырастет Ваш ребенок. Уделяйте ему как можно больше времени, интересуйтесь его проблемами и не откладывайте их решение «на потом». Через несколько лет проблема лишь усугубится, и справиться с ней будет гораздо сложнее.
Следите за здоровьем своего школьника – тогда он будет бодрым и здоровым, а хорошие оценки станут его постоянными спутниками.
Читай также: Талассотерапия: как повысить иммунитет ребенка
Дополнительные статьи
laplandia-park.ru
«Я просто устала от школы и всего, что с ней связано!»

«Наш родком как часы: четко и по делу»
Наташа, мама пятиклассницы, г. Москва:
– Честно говоря, не считаю, что родкомы так уж бесполезны. А назойливость – это скорее черта характера и/или манера поведения отдельного человека или группы людей. Наш родком работает как часы, четко и по делу. В родительском чате можно узнать домашнее задание, если по каким-то причинам оно не отражается в электронном дневнике. Или уточнить время проведения какого-то мероприятия. Я много пропадаю на работе, и для меня это реальная помощь. Чаты достают, когда начинается обсуждение чего-то настолько глобального, как выпускной в 4-м классе. Но здесь я как большинство – просто переживаю неизбежное зло.
Чаще – высказываю свое мнение и отключаю звук.
Альтернативой со временем может стать государственно-общественное управление. Пока оно не работает так, как задумывалось, но ситуация меняется, хоть и медленно. По моим наблюдениям, в столице это происходит несколько медленнее, масштабы, наверное, мешают договариваться.
«Я просто устала от школы и всего, что с ней связано!»
Татьяна, мама мальчиков-подростков, г. Серпухов:
– Чаты и так не умолкают. У нас их два: родительский и учительско-родительский. Зачем еще собрания? В сентябре – по поводу начала учебного года; в ноябре – по поводу успеваемости, в декабре – по поводу празднования Нового года.
Все то, что обсуждаем в чатах, повторяем на собраниях.
И постоянно куда-то сдаем деньги по инициативе самих же родителей. Полезных собраний я не помню. Скорее вредные, на которых учителя-предметники обсуждают наших детей по фамилиям. В этом году все собрания заканчиваются обсуждением ОГЭ, который только через полтора года. Родители засыпают учителя вопросами, а вечером об этом же переспрашивают в чате друг друга.
Позитивных тем в чатах мало. Обсуждаем проблемы, опасения, вирусы, домашние задания и конфликты. Я просто уже устала от школы и всего, что с ней связано! Представляю, как устали дети.
«Я за баланс общения между родителями и учителем»
Мария, мама пятиклассницы и первоклассника, г. Москва:
– Родительские комитеты бывают разные.
С одной стороны, они нужны для организации деятельности класса – экскурсии, организационные вопросы. Но тогда получается, что именно эти родители могут попасть в «любимчики» учителя. Они, в свою очередь, могут «сливать» все разговоры родителей учителю без разбора. Это не нужно никому. Не все умеют разграничивать, а некоторые этим могут пользоваться не в мирных целях. Тогда есть два пути: участвовать везде или отстраненно наблюдать, вникая только в нужный момент.
Сейчас запретили создание этих родительских комитетов. Есть альтернатива – учитель передает всю необходимую информацию одному уполномоченному родителю, а тот – в группу родителей в соцсетях. Деньги собирать нельзя. Важные вопросы обсуждаются на родительском собрании. Вроде бы все хорошо! Но…
Родители очень бурно обсуждают все по теме и иногда не по теме в родительских чатах. Это караул. До 100 сообщений в час. Сразу можно выявить неработающих родителей!
Я за баланс общения между родителями и учителем.
А еще важно доверить своего ученика (процесс его обучения) в руки грамотного педагога, а не проверять каждое действие учителя.
Учителя разные, дети разные, родителя разные. Ситуации – всевозможные.
«Хорошей альтернативой родительским чатам будет искусственный интеллект»
Анастасия, г. Ульяновск:
– Мне очень нравится, что можно решать многие вопросы дистанционно. Если бы пришлось все то же самое обсуждать оффлайн, на родительских собраниях, то участники процесса тратили бы часов 20 в месяц точно.
Есть, конечно, праздничный спам, открыточки мигающие и все эти милые пошлости, но человеку же не запретишь чувствовать себя счастливым. Иногда в чатики заносит кликбейт-мусор («внимание, мошенники», «осторожно, вашим детям это надо знать» и прочие страшилки), но чаще всего кто-то объясняет, что это ложная или пустая информация.
Хорошей альтернативой будет искусственный интеллект, но, боюсь, он на третий день сойдет с ума и разошлет всем мигающих розовых медвежат с сердечками.
«Школьные чаты тоже эволюционируют»
Анна, мама четвероклассника, г. Москва:
– Родительские собрания в нашей школе бывают полезными и бесполезными (формальными). Выяснить заранее повестку мероприятия не получается, поэтому я стараюсь по возможности ходить на все собрания. Пару раз мы обсуждали реальные проблемы в классе, был диалог, учитель слышал опасения родителей, рассказывал о ситуации в классе. Были также совершенно бесполезные собрания, где говорили об очень общих вещах и собирали с родителей какие-то подписи.
Школьные чаты тоже эволюционируют, как бы удивительно это ни звучало. Постепенно родители устали от пустых разговоров, теперь на один вопрос приходит один ответ. Да, иногда бывает много сообщений, когда родители записывают детей на экскурсии, поход в театры, но это происходит не так часто. Даже в праздники вместо 20–30 сообщений теперь приходит одно-два от самых активных пользователей.
«Я люблю сходить в школу»
Сергей, отец девятиклассницы, Московская область:
– У нас в семье так: по чатам – жена, по собраниям – я. Я люблю сходить в школу. Обычно я единственный папа среди мам. Честно говоря, я не особо вникаю, о чем они все говорят. Мне важно записать информацию о своей дочери и посмотреть ее контрольные работы. Ухожу обычно первым, сдав деньги, если попросят, и по возможности поговорив с учителем. (Группа мамочек остается и что-то обсуждает.) Я не могу привыкнуть к электронному дневнику, хотя понимаю, что это удобно. Забываю пароль, а новый создавать или запрашивать мне совершенно некогда. Поэтому доверяю беседе с педагогами с глазу на глаз.
vogazeta.ru
Нагрузка в школе или когда ребенок устает, что делать? | Журнал «По-женски»
Нагружать всё больше нас стали почему-то.
Нынче в школе первый класс – вроде института.
Я ложусь в двенадцать спать, силы нет раздеться.
Вот бы сразу взрослым стать, отдохнуть от детства.
То ли ещё будет, то ли ещё будет, то ли ещё будет, ой-ой-ой!
В 1978 году впервые прозвучала «Песенка первоклассника» на слова Игоря Шаферан, музыка Эдуард Ханок в исполнении Аллы Пугачевой.
Сколько лет прошло с тех пор? Года летят, а проблемы остаются! И не только не решаются, но еще и усугубляются. С каждым годом требования, которые выдвигает система образования к школьникам, становятся выше и выше, а школьная программа труднее и труднее.
Куда деваться бедным детям и их родителям? Можно ли в такой ситуации все успеть, не потеряв качество знаний и сохранив здоровье? Почему в современной школе так трудно учиться?
Нагружать все больше нас…

Раньше, не так много лет назад, родители старались записать ребенка во все престижные кружки. Сейчас тоже немало тщеславных родителей, которые и в спецшколы с различными уклонами отдают своих чад. Речь сейчас не об этом. Дело в том, что нагрузка в школе, просто сумасшедшая! И это касается в первую очередь учеников младших классов.
Каждый год ученикам вводят все новые и новые предметы. Дети помимо школьных занятий занимаются в различных секциях и девочки, и мальчики. Модно заниматься восточными единоборствами, тайским боксом, да и танцами восточными тоже. Но в школе ввели третий час физкультуры.
Вышивать крестиком, смастерить домик для кошки, слепить из пластилина слоника, бесспорно полезно. Поэтому добавлен урок технологии.
А история религии или основы светской этики в младших классах? Интересно! Но нужно ли это 7-8 летнему малышу? Для религиозного воспитания есть мечети, церкви, синагоги.
Во многих школах есть и дополнительные факультативы по психологии, актерского мастерства, компьютерные, шахматы. Да всех и не перечислишь! Это все очень даже здорово!
И, безусловно, для общего интереса это даже очень полезно, но в сутках всего 24 часа! А детям и уроки еще учить, да с родителями не мешало бы пообщаться, не говоря уже о сверстниках. Когда ребенок устает, ему уже не до общения.
Вот такая школьная нагрузка, да еще и требования родителей ложатся на юные головы!
Нагрузка в школе может привести к неприятным последствиям
К чему приводят последствия необъятных знаний, или большая нагрузка в школе? Нетрудно догадаться!
Многие дети к 10 годам теряют интерес к учебе, не говоря уже о каких-либо достижениях. Когда ребенок устает, и устает постоянно, развивается синдром не успешности, и начинают развиваться частые и различные заболевания.
Здоровье детей за последние десять лет катастрофически ухудшилось. Многие школьники страдают гипертонией, хроническими заболеваниями и даже психическими расстройствами.
Изменить школьную программу родителям не удастся, это не в их компетенции, но помочь малышу преодолеть все тяжести нелегкой школьной жизни, по плечу любому родителю.
Что нельзя оставлять без внимания или тревожные симптомы
Дети все индивидуальны, но все же есть общие черты, по которым можно определить, когда ребенок устает.
Родители должны обратить внимание если:
- Произошли изменения в поведении ребенка. Малыш стал раздражительным, беспокойным, плаксивым. Очень быстро утомляется, особенно при ярком свете, шуме, духоте. Нарушаются контакты не только с родителями, но и со сверстниками.
- Малыш стал часто болеть. Участились жалобы на головную боль, беспричинно поднимается температура.
- У ребенка наблюдается нарушение сна: плохо засыпает, сон беспокойный, а иногда наоборот чрезвычайно глубокий.
- Ухудшается почерк, при письме ребенок делает много ошибок, причем глупых.
- Иногда бывает нервное перевозбуждение. Проявляться оно может даже в неумении расслабиться.
Что предпринять родителям от усталости ребенка
Нагрузка в школе, ребенок устает, что делать? Прежде всего, подумайте и грамотно составьте для ребенка режим дня. Хорошо было бы написать красочно распорядок дня и повесить его в комнате малыша.
Больше общайтесь с ребенком, будьте в курсе его переживаний, меньше нагружайте дома, и больше гуляйте с малышом.
Самое главное не убрать нагрузки из жизни малыша, а сделать оптимальными.
Если ваш ребенок учится в спецшколе с углубленным изучением какого-нибудь предмета, к примеру, математической, попробуйте оценить правильно обстановку, и возможно лучше будет, если вы переведете малыша в обычную школу.
Постарайтесь больше уделять внимания своему дитю и помогайте ему во всем, в особенности с выполнением домашнего задания. Больше общайтесь, разговаривайте.
Но не позволяйте брать в школу электронные игрушки. Да и дома пусть лучше больше гуляет на свежем воздухе, чем нажимает на кнопочки, пусть даже познавательной игры.
Чаще хвалите малыша, а на выходные давайте хорошо выспаться.
Крайние меры от школьной нагрузки
Большая нагрузка школьной программы или когда ребенок устает и от этого у него начались проблемы со здоровьем, можно решить официальными способами. К примеру, уменьшить время пребывания в школе.
Что можно сделать:
- По рекомендации врача, можно взять дополнительный выходной для ребенка.
- Можно перевести на индивидуальное обучение
- Можно написать заявление на имя директора школы, и перевести на экстернат.
Экстернат — это форма обучения, которая предполагает самостоятельное обучение и сдачу потом экзаменов.
Экстернатом можно проходить один или несколько предметов.
Главное любите своего ребенка, и доверяйте ему. Ребенок должен чувствовать вашу любовь и доверие, и твердо знать, что вместе вы сила!
Успехов Вам!
Посмотрите еще по теме:
po-zhenski.ru
почему у ребенка вялое поведение?
Одно из основных направлений работы нашей клиники – детская неврология, психология и психиатрия, детская эпилептология. Мы работаем в постоянном контакте с родителями наших маленьких пациентов: Вы сможете поддерживать связь с лечащим врачом по телефону и электронной почте. Будем рады помочь вам и вашим детям!
В большинстве случаев повышенная утомляемость и истощаемость нервной системы ребенка имеет вполне определенные причины (психологические, медицинские) и довольно просто поддается коррекции или лечению.
Очень важно понять и найти причины, почему формируется усталость. Лечение должно точно попасть в причину проблемы. К сожалению, мы часто видим обратные примеры. Например, ребенок устает из-за хронической инфекции, а его водят к психологу и «исправляют поведение», или, например, причина утомляемости связана с гормональным фоном, а его отправляют к психиатру и назначают ненужные в этом случае лекарственные препараты. Возможна обратная ситуация, у ребенка нет никаких особенных проблем со здоровьем, а есть лишь психологические проблемы, которые приводят к утомляемости. Необходимо четко понять причину того, что происходит, и только тогда лечение принесет желаемый результат.
Симптомы и причины хронической утомляемости у детей
Резкое переключение ребенка от активных и динамичных игр до полного упадка сил, при котором ребенок может заснуть за одну минуту, является нормой для детей от двух до пяти лет. В этом возрасте это будет абсолютно нормальной усталостью с последующим переходом в активность.
Повышенная утомляемость должна Вас насторожить, если:
- Ребенок настолько устает, что не может сосредоточиться, отстает от сверстников в обучаемости и освоении новых навыков;
- Ребенок не может уснуть или просыпается по ночам, днем ощущает сонливость;
- Утром ребенок просыпается уставшим, трудно включается, отказывается от завтрака;
- Ребенок часто болеет простудными заболеваниями;
- Вы отмечаете продолжительную (более 2х недель) общую вялость у ребенка, темные круги под глазами и бледность, спад настроения;
- Ребенок большую часть времени пребывает в негативном настроении, обижается и плачет без объективных на то причин;
- Появляется сонливость, апатия и безразличие к прежде любимым занятиям;
- Ребенок жалуется на головную боль или головокружение;
- Ребенок теряет моторную ловкость, проявляет агрессию , часто меняет позы при чтении или выполнении домашних заданий.
Повышенная утомляемость, в основном, связана с тем, что нервная система ребенка не может достаточно долго поддерживать возбуждение для обеспечения повседневных задач, включая обучение, освоение навыков, речи и т.д. Утомляемому ребенку трудно удерживать внимание на чем-то одном, оно начинает рассеиваться, в результате чего ребенок сопротивляется обучению, которое оказывается для него слишком трудным. Ситуация перерастает в конфликты, а причина тому – повышенная утомляемость.
1.Истощение нервной системы ребенка из-за длительного стресса, т.е. «застревании» организма в состоянии подготовки к ответу на опасность. Реакция стресса создана природой как кратковременная; она приходит к быстрой реализации и выходу из стресса. Но если вдруг стрессорная готовность в организме ребенка становится долговременной, нервная система постепенно истощается. Таким образом, происходит истощение мозга и, как следствие, быстрая утомляемость.
Часто родителей тревожит то, что их ребенок стал неадекватно себя вести, жаловаться на постоянную усталость. Зачастую многие из них считают, что такое поведение является обычным капризом. На самом деле все гораздо сложнее. Хроническая усталость может стать сигналом о серьезных проблемах, связанных со здоровьем малыша. Хотя в некоторых случаях усталость может носить ложный характер, являться инструментом манипуляции родителей.
Как же распознать настоящую усталость?
– Ребенок стал не таким подвижным, утратил интерес к любимым играм и занятиям, которые ранее были для него значимыми. Симптомом может стать и наоборот излишнее возбуждение, чрезмерная активность.
– Постоянные жалобы на усталость, недомогание, бессилие, сопровождающиеся соматическими проявлениями – головными или суставными болями.
– У малыша нарушился сон, он стал спать дольше обычного или наоборот страдает бессонницей.
– Ухудшился аппетит, ребенок отказывается от любых блюд, сладостей.
– Постоянными спутниками вашего малыша стали раздражительность, плаксивость, обидчивость.
В определенной степени усталость, переутомление свойственны каждому человеку. Но если ваш малыш часто жалуется на такое состояние, вы должны незамедлительно обратиться к врачу. Только профессионал поможет выявить основные причины этого и устранить их.
В чем же могут быть причины усталости?
– Главной причиной усталости ребенка являются какие-либо отклонения в здоровье. Наличие в организме скрытых инфекций, например, герпеса, могут вызывать усталость, при этом больше никак не проявляясь. Любые изменения в составе крови также могут приводить к появлению слабости, усталости. В подростковом возрасте усталость может быть вызвана стремительным развитием всех органов и систем.
– Усталость могут вызвать и любые, даже самые незначительные травмы головы, например, сотрясение, которое родители, да и сам ребенок мог не заметить.
– Не менее частой причиной усталости является стресс или чрезмерные нагрузки. Для ребенка стрессовой ситуацией является адаптация к детскому саду или школе. Недопонимание в коллективе, трудности в обучении также могут спровоцировать усталость. Вызвать ее может и чрезмерное потрясение, напри
overmedic.ru