Увеличение налоговой нагрузки – Расчет налоговой нагрузки в 2018-2019 году (формула)

Содержание

Налоговая нагрузка на бизнес вырастет точечно — Российская газета

Налоговая нагрузка на бизнес вопреки всем поручениям президента все-таки вырастет. По крайней мере, если исходить из проекта Основных направлений налоговой политики, подготовленного минфином. О проекте, налогах, их администрировании и неналоговых платежах "Российская газета" побеседовала с президентом Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александром Шохиным.

Александр Николаевич, в стране действует мораторий на рост налоговой нагрузки. Власти рапортуют о выполнении поручения президента. Так ли это на самом деле, по мнению бизнеса?

Александр Шохин: Бизнесу удалось в этом году добиться главного - не приняты спорные налоговые новации, существенно увеличивающие нагрузку на добросовестных налогоплательщиков.

Бизнес всегда чувствует некоторое ужесточение администрирования в кризис

Обсуждалось предложение повысить ставку налога на добавленную стоимость на 2 процентных пункта и постепенно выровнять НДС для льготируемых отраслей. Очевидно, что это привело бы к падению инвестиционной активности бизнеса, сокращению покупательной способности, а в результате рискам для темпов экономического роста.

Еще более проблемная тема - отказ от предельной величины базы для начисления страховых взносов в систему обязательного социального страхования. Даже снижение совокупной ставки платежей во внебюджетные фонды до 26 процентов не компенсировало бы роста нагрузки для высокотехнологичных производств с небольшим количеством высокооплачиваемого персонала.

Существовал риск снижения конкурентоспособности компаний с высоким уровнем фонда оплаты труда в себестоимости, оттока квалифицированных специалистов за рубеж, снижения заинтересованности компаний в повышении производительности труда и модернизации производства. Да и про рост "серого сектора" забывать не стоит. Сравнительно недавно рост нагрузки на малый бизнес в части соцстраха сразу привел к исчезновению (а в основном уходу в тень) большого количества микро- и малого бизнеса.

Но при этом ряд положений проекта Основных направлений налоговой политики на следующую трехлетку увеличит нагрузку на добросовестный бизнес. Предлагается ограничение переноса убытков, полученных налогоплательщиком в предыдущих налоговых периодах - не самая комфортная мера сразу после кризиса, рост акцизов, который ставит под вопрос достижимость целей по инфляции. Кроме того, принудительная уплата налога за незарегистрированное имущество собственником земельного участка, на котором оно расположено. Даже если легальных способов заставить собственника недостроя его зарегистрировать у владельца земли нет. При этом еще и увеличивается размер пени, подлежащей уплате в случае нарушения установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты сумм налогов, сборов и страховых взносов. Так что "точечный" рост налоговой нагрузки все-таки предусмотрен.

Ужесточилось ли администрирование налогов в 2016 году? Изменилось ли сегодня отношение ФНС к бизнесу?

Александр Шохин: Бизнес всегда чувствует некоторое ужесточение администрирования в кризис, хотя к налоговым органам это относится в меньшей степени. Точные оценки взаимоотношений бизнеса с налоговыми органами будут содержаться в Докладе РСПП о состоянии делового климата в РФ, который мы представим в феврале 2017 года на Неделе российского бизнеса. Но традиционно качество налогового администрирования оценивается как высокое.

Перейдем от налогов к неналоговым платежам. В начале года вы насчитали их более 70 (типа "Платона"). Такая же ситуация сохранится и в 2017 году?

Александр Шохин: Тема неналоговых платежей достаточно сложная. Серьезных изменений в списке неналоговых платежей пока нет, но нет и совокупной оценки - сколько они стоят экономике в целом и отдельным секторам.

Есть и новации. Пример - обязательная смена контрольно-кассовой техники. В соответствии с договоренностью между органами власти и бизнес-сообществом будут предоставлены льготы малому бизнесу, но на остальных нагрузка вырастет.

С системной точки зрения мы не поддерживаем предложение о включении в Налоговый кодекс неналоговых платежей. Более эффективным является принятие плана мероприятий по систематизации неналоговых платежей, подготовленный минэкономразвития. План предусматривает и выверку перечня неналоговых платежей, и, что более важно, подготовку проекта федерального закона, определяющего единые правила установления, исчисления и взимания неналоговых (обязательных публичных - этот термин нам кажется более точным) платежей.

Одновременно мы предлагаем включить неналоговые платежи в расчет совокупной фискальной нагрузки в Основных направлениях налоговой (фискальной) политики в соответствии с методологией, предложенной РСПП.

Сегодня одной из основных проблем бизнеса, судя по многочисленным опросам, является непосильная долговая и налоговая нагрузка. Каким образом можно ее снизить, чтобы экономика пошла в рост?

Александр Шохин: Мы предлагаем вернуться к обсуждению вопроса об инвестиционной льготе. Есть региональные инвестиционные проекты, есть специальные инвестиционные контракты, есть приоритетные инвестиционные проекты, есть льготы в ТОРах. Но не все эти механизмы и инструменты удобны для компаний.

Нередко принятие решения на федеральном уровне не подкрепляется подготовкой необходимых актов регионами. Например, подавляющее большинство регионов не приняли поправки в региональные НПА, направленные на имплементацию положений законодательства о региональных инвестиционных проектах, а если и приняли, то льготная ставка налога на прибыль составляет 13,5 процента, хотя ее можно было установить на уровне 10 процентов.

Каков ваш прогноз на 2017 год для бизнеса? Какие системные решения нужны для того, чтобы стимулировался экономический рост?

Александр Шохин: Бизнесу нужна прогнозируемость и комплексность. Сейчас отсутствует даже оценка совокупной нагрузки на бизнес, включая все обязательные публичные платежи и тарифы.

Во многих случаях нет даже закрепленных стратегических документов. Например, тарифы субъектов естественных монополий определяются в рамках прогноза, но среднесрочная и долгосрочная политика в этой сфере не фиксируется. Предлагаем, во-первых, начать подготовку Основных направлений политики в сфере тарифов естественных монополий минимум на трехлетний период (а лучше пятилетний), которые будут вносится в Государственную Думу вместе с проектом федерального бюджета. Во-вторых, стоит подумать об иерархии стратегических документов и либо повысить статус основных направлений бюджетной политики, либо разрабатывать новый комплексный документ, который бы включал все вопросы, связанные с нагрузкой на экономику, тарифами естественных монополий, таможенно-тарифной политикой, бюджетными доходами/расходами и администрированием.

Ключевой вопрос

Имеет ли смысл в условиях проблем с региональными бюджетами отойти от плоской шкалы НДФЛ? Какой эффект это может принести?

Александр Шохин: Есть ряд рисков, которые ограничивают возможность отказа от плоской шкалы НДФЛ. Основные риски, включая дальнейшее падение уровня жизни, возникают для среднего класса, и так существенно потерявшего за последний год в части доходов и уровня жизни. Нельзя забывать и возможный рост количества людей, меняющих "юрисдикцию" на более благоприятную в части высококвалифицированных специалистов. Глобализация и уровень развития телекоммуникационных технологий сняли значительную часть ограничений по физическому месту нахождения работника.

Для бюджета не менее значимым может оказаться сокращение формальной занятости, массовый возврат к "серым схемам" из-за повышения заинтересованности в сокрытии доходов.

Не стоит забывать и о возможности смены налоговой юрисдикции крупнейшими налогоплательщиками, с которой быстро столкнулись европейские страны при увеличении налоговой нагрузки на наиболее состоятельных граждан, или снижение заинтересованности в деофшоризации и возвращении капиталов/активов в Россию.

При этом надо учитывать и возможное увеличение социального неравенства из-за того, что наиболее состоятельным налогоплательщикам легче уклоняться от уплаты налогов.

Инфографика "РГ" / Александр Смирнов / Елена Березина

rg.ru

Налоговая нагрузка на население

Актуально на: 13 ноября 2018 г.

Соответствующее распоряжение Президент озвучил на очередном совещании с членами Правительства. Ранее о том, что наблюдается рост фискальной и квазифискальной нагрузки на население, сообщил М.В. Шмаков – председатель Федерации независимых профсоюзов России.

Налоговая нагрузка на граждан складывается в первую очередь из налога на доходы физических лиц, который удерживается с каждой зарплаты, налогов на имущество, земельные участки, а также транспортные средства. Есть еще акцизы и НДС, которые фактически «зашиты» в стоимость товаров, работ и услуг. Напомним, акцизный сбор в РФ введен, в частности, в отношении алкогольной, табачной продукции и нефтепродуктов (ст. 181 НК РФ).

То есть каждое посещение магазина и АЗС также увеличивает фискальную нагрузку на человека. А если учесть тот факт, что по данным Росстата реальные располагаемые денежные доходы населения последние несколько лет только снижаются (в этом году был зафиксирован небольшой рост в пределах 2% впервые с 2015 года), то становится ясно, почему налоговое давление на граждан становится все более обременительным.

Факторы, способствующие росту налоговой нагрузки

Из очевидного можно отметить рост акцизов, а уже с 2019 года – повышение НДС до уровня 20%. По данным ФНС поступления акцизов в бюджеты всех уровней в течение последних 3 лет только увеличивались. Рост составил: в 2015 году – 1,5%, в 2016 – 27,6%, в 2017 – 17,6%. По НДС, кстати, поступления тоже росли, но здесь ключевую роль сыграло повышение цен, рост товарооборота в целом, а также успехи в работе контролирующих органов – в первую очередь самой налоговой службы. Повышение же НДС до 20% наверняка приведет к еще одному скачку инфляции.

Ставки по налогу на имущество физических лиц, который является местным налогом (п. 2 ст. 15 НК РФ), выросли не во всех муниципальных образованиях. Но во многих из них налог теперь рассчитывается исходя из кадастровой стоимости, которая ближе к рыночной, больше инвентаризационной, а нередко и серьезно завышена. Что также привело к увеличению фискальной нагрузки на граждан. По этому налогу у контролеров еще более впечатляющие показатели роста собираемости: в 2015 году – 11,6%, в 2016 – 19,1%, в 2017 – 44,7%.

Транспортный налог, уплачиваемый физическими лицами, увеличился для владельцев дорогих авто, а также элитных транспортных средств, к примеру, яхт.

Что касается НДФЛ, то его ставка в размере 13% для граждан РФ – налоговых резидентов не менялась уже много лет (п. 1 ст. 224 НК РФ). Но в период 2015-2017 гг. ФНС уверенно отчитывалась и о росте собираемости этого налога. Объяснялся рост как выходом из тени ряда налогоплательщиков, так и ростом доходов населения. Ведь по сведениям Росстата все эти годы среднемесячная номинальная заработная плата граждан повышается.

Как видим, увеличение налогового бремени населения может быть связано не только с повышением налоговых ставок, но и с иными изменениями в сфере налогообложения. И не согласиться с председателем ФНПР сложно. Но цыплят по осени считают, посмотрим, к каким выводам придут члены Правительства РФ.

Также читайте:

glavkniga.ru

Причины низкой налоговой нагрузки. Пояснение для налоговой

Содержание страницы

После подачи налоговой декларации она проверяется специалистами. Информация, изложенная в документе, может вызвать вопросы. В частности, подозрение вызывает низкая налоговая нагрузка. Если у налоговиков возникли вопросы, придется давать пояснения.

Когда подается пояснение о причинах низкой нагрузки

Представитель налоговой имеет право затребовать пояснение к предоставленной декларации. Актуально это в том случае, если содержание документа вызывает вопросы. Обычно соответствующая нужда возникает тогда, когда размер налога существенно занижен. Это вызывает подозрение в сокрытии доходов от государства. Рассмотрим ситуации, в которых могут потребовать пояснение:

  • Неверное заполнение декларации, ошибки.
  • Снижение оборотов.
  • Уменьшение масштабов реализации.
  • Увеличение зарплат.

Пояснительная может быть затребована только в процессе выездной и камеральной проверки.

Формула для определения нагрузки по налогу на прибыль

Для предоставления пояснений плательщик должен знать, что такое налоговая нагрузка. Это отношение выплачиваемых налогов к прибыли, прописанной в документах. Определяется размер нагрузки по этой формуле:

Объем налогов за год / показатель из строки 2110 «Выручка годового отчета» * 100%

Размер налогов определяется исходя из сведений налоговой декларации. Какая нагрузка считается низкой? Для определения адекватности показателя полученное значение сравнивается со средними значениями по отрасли.

Нагрузку по налогу на прибыль можно также определить по этой формуле:

Вычисленная сумма налога на прибыль (строка 180 листа 02 декларации за год) / Размер выручки и внереализационных доходов (строка 010 и 0120 листа 02 декларации) * 100%

Низкой считается нагрузка в 1% для торговых фирм и 3% — для субъектов с другими направлениями деятельности.

К СВЕДЕНИЮ! Пониженная нагрузка не является доказательством сокрытия доходов организации. Это только признак, который может насторожить. На его основании не может назначаться штраф. Если обнаружен этот признак, необходимо проводить расследование и осуществлять сбор дополнительных доказательств.

Какие причины пониженной нагрузки привести

Пояснительная записка предоставляется в налоговую или лично, или по почте. Оформляется она в свободной форме. Задача предпринимателя – объяснить, что уменьшение нагрузки не было специальным. Для подтверждения своей позиции нужно указать перечень причин произошедшего. К примеру, это могут быть эти причины:

  • Повышенная конкуренция. К примеру, компания выпускала инновационный продукт. Однако спустя это время этот же продукт начал выпускаться другими организациями. Соответственно, произошло резкое уменьшение прибыли.
  • Увеличение цен на продукцию. Повышение наценок на товар может отпугнуть часть потребителей, что также негативно повлияет на размер доходов.
  • Внезапно возникшие расходы. У компании могут быть непредсказуемые расходы. К примеру, фирма строила дом. Однако в процессе произошло обрушение конструкций. Это потребовало оплаты работ по восстановлению.
  • Пониженная рентабельность. Она может быть связана с индивидуальными особенностями функционирования фирмы.
  • Инвестирование. Это также может снижать нагрузку. Инвестировать деньги компания может в свое основное производство, обновление оборудования.
  • Увеличение закупочных цен. К примеру, предприятие специализируется на производстве игрушек. Для изготовления приобретается сырье. Его стоимость формирует себестоимость конечного продукта. Если цены на сырье повышаются, то увеличивается себестоимость. Следовательно, приходится поднимать цены на товар.
  • Увеличение административных расходов. К примеру, это может быть вклад в какие-либо бизнес-процессы.
  • Указанная деятельность фирмы. Указанная в декларации деятельность субъекта может не соответствовать действительной. Однако средние показатели налоговой нагрузки определяются на основании отраслевых значений. Следовательно, ошибка в указании деятельности может повлечь за собой неверное определение отраслевого значения.

Рекомендации по составлению пояснительной записки:

  • Не нужно указывать сроки (даже примерные), в которые ожидается большая прибыль. Также не рекомендуется обещать направить больший платеж в следующем налоговом периоде. Если указанные обещания не будут выполнены, директору придется снова идти на комиссию и объясняться.
  • К пояснительной записке не обязательно прилагать подтверждающие документы. Однако если все они присутствуют, рекомендуется их предоставить. Это позволит подкрепить свою позицию.
  • В записке указывается информация о компании (ИНН, КПП, ОГРН, название, адрес), адресате (Руководитель ИФНС по определенному городу). Нужно прописать дату иска, название документа, причины низкой нагрузки, подпись гендиректора, его ФИО.

На требование налоговой предоставить записку рекомендуется направить пояснительную в течение 5 дней. В обратном случае придется столкнутся с проверкой.

Что делать, если в декларации есть ошибки

Пониженная нагрузка может возникнуть и потому, что в декларации были допущены ошибки. В этом случае нужно направлять уточненные сведения. Рассмотрим распространённые ошибки и их коды:

  • Код 1. В документе нет записи по операции, указаны нулевые значения, ошибки не позволяют произвести сверку данных.
  • Код 2. Информация из разделов 9 и 9 не совпадает.
  • Код 3. Информация из разделов 10 и 11 не совпадает.
  • Код 4. Является универсальным. Он просто обозначает, что в декларации есть ошибка.

Если ошибка не влияет на показатель налоговой нагрузки, в пояснении просто прописывается правильный вариант. Также требуется указать, что ошибка не спровоцировала занижения. Альтернативный вариант – подача уточненной декларации. Если же ошибка спровоцировала занижение нагрузки, нужно составлять и направлять уточненную декларацию в самые сжатые сроки.

Уточненная декларация – это таблица, в которой указаны учетные данные и реквизиты. В строках с этими регистрами нужно пояснить ранее допущенные искажения. В документе прописываются все направления деятельности фирмы.

На каждом листе должны присутствовать реквизиты юридического субъекта. Некоторые листы требуют заверения в форме подписи представителя организации.

Законные основания

Получение запроса от налоговой о предоставлении пояснений по причинам отклонения от средней налоговой нагрузки означает, что направленные ранее данные вызвали сомнения в своей коррекции. Право на истребование пояснений оговорено в подпункте 6 пункте 1 статьи 23 НК РФ. Инспекторы имеют право требовать предъявить документацию, касающуюся расчета и уплаты налогов. Однако в законе есть важная оговорка: документы могут быть истребованы только в рамках камеральных или выездных проверок.

То есть требование о пояснениях по низкой нагрузке не оговорено в НК РФ. Есть только косвенное разрешение. Поэтому налоговая может потребовать пояснительную записку, но не может требовать подтверждающих документов. Любые подобные требования будут незаконными. Однако предприниматель может предоставить подтверждающие бумаги по собственной воле. Сделать это рекомендуется, так как позволит избежать выездной проверки и ревизии.

assistentus.ru

Низкая налоговая нагрузка: объяснение, пример

В целях пополнения государственного бюджета, ФНС анализирует расчет налогооблагаемой базы организациями. В том случае, когда выявлена низкая налоговая нагрузка, налогоплательщику направляется запрос о предоставлении разъяснений. Законно ли это? Можно ли проигнорировать требования ИФНС и не сдавать пояснение о низкой налоговой нагрузке, образец которого размещен ниже. Разберемся подробнее в этом вопросе.

Что обозначает понятие «налоговая нагрузка»

Термин «налоговая нагрузка» упоминается в таком важном документе ФНС, как приказ № ММ-3-06/[email protected] от 30.05.07 г. Здесь регламентируются принципы осуществления выездных контрольных мероприятий, включая критерии для отбора предприятий для проверки. Ориентируясь на нормы Приказа, каждый налогоплательщик может самостоятельно оценить риск проведения проверки. Перечень критериев приведен в подразделе 4 Приказа. При этом в данном списке недостаточная налоговая нагрузка (ниже среднеотраслевого уровня) стоит на первом месте.

Определяется налоговая нагрузка по видам ОКВЭД и обозначает процентное соотношение уплачиваемых налогов и полученных в результате ведения деятельности доходов. Показатели рассчитываются налоговиками на год по специальной методике. Данные приведены в Приложении № 3 к Приказу. Если при анализе финансовых показателей предприятия выявлена минимизация налоговых обязательств, обнаружены значительные отклонения от среднестатистических данных, сотрудниками ИФНС может быть принято решение о необходимости проведения выездной проверки. Но предварительно налогоплательщику направляется требование о даче пояснений. Как грамотно обосновать причины низкой налоговой нагрузки?

Причины низкой налоговой нагрузки – пояснение

К примеру, организация ведет строительную деятельность. За 2016 год общий процент налоговой нагрузки (НН) составил 7 %, а среднеотраслевое значение установлено на уровне в 10,9 %. Отклонение составляет 3,9 %, скорее всего налоговики запросят пояснение. Если не предоставить объяснение, риски назначения выездных мероприятий повышаются «в разы», поэтому рекомендуется не игнорировать требования инспекции и составить письменное обоснование.

Прежде чем начинать составлять пояснения, самостоятельно проверьте уровень своей фискальной нагрузки. Для этого уточните код ОКВЭД, просчитайте общую сумму налогов за год с учетом НДФЛ и рассчитайте удельный процент НН по отношению к годовым доходам. При сравнении данных по отдельным налогам и выплатам, изучите показатели из Приложения № 2 к Приказу, где указаны критерии оценки низкой нагрузки в части вычетов по НДС, зарплате персонала, ЕСХН, УСН, ЕНВД, НДФЛ с предпринимательских доходов, рентабельности деятельности и т.д.

Низкая налоговая нагрузка – объяснение, пример

Унифицированной формы для подачи пояснений по факту низкой НН не существует. Налогоплательщик может составить документ письменно в произвольном виде. Главное – это описать причины недостаточной рентабельности предприятия или убыточной деятельности, соответственно, низкого объема фискальных платежей.

К примеру, причину высокой доли вычетов по НДС для предприятий оптовой торговли следует искать в увеличении складских товаров или снижении сбыта; а для организаций-производителей можно обоснованно привести рост закупочных цен на МПЗ. Актуальная причина указывается в пояснительной записке с учетом специфики деятельности компании. Если представить информацию грамотно, можно избежать включения организации в план проверок, но неоднократное умышленное занижение НН рано или поздно привлечет повышенное внимание налоговиков.

Низкая налоговая нагрузка объяснение – образец

spmag.ru

Налоговая нагрузка. Виды налоговой нагрузки :: BusinessMan.ru

Каждый предприниматель с волнением ждет заветных чисел – сроков сдачи отчетности. Сейчас это событие, скорее, можно сравнить с лотереей – то ли повезет, и сумма уплаченных обязательств удовлетворит государство, то ли у представителей органов фискальной службы полученные цифры вызовут подозрения, и вскоре они нагрянут с проверкой. Как же не попасть в черный список злостных укрывателей бюджетных средств и при этом остаться с прибылью, давайте поговорим ниже.

Что такое налоговая нагрузка

Налоговая нагрузка, или как мы ее еще будем называть в данной статье – пресс, гнет и бремя, представляет собой некую сумму обязательств предпринимателя перед государством, которая соизмеряется в денежном эквиваленте и включает в себя все начисленные взносы в бюджет за определенный промежуток времени.

Можно выделить несколько характеристик данного показателя:

  • несмотря на свою безвозмездность, он носит принудительный характер;
  • изымается в неэквивалентном соотношении;
  • осуществляется с определенной регулярностью.

Исходя из вышеперечисленных характеристик, не стоит путать понятия и включать в бюджетное бремя такие обязательные платежи, как штрафы, пени, взносы в фонды социального страхования, поскольку они не носят периодичный характер, а выплачиваются лишь по мере возникновения обязательств, которые могут и не возникнуть вовсе.

Поэтому виды налоговой нагрузки можно лишь классифицировать по следующим составляющим:

  • налог на добавленную стоимость;
  • обязательства на прибыль;
  • налог на имущество и прочие регулярные выплаты.

Анализ бюджетного бремени

Только ленивый современный предприниматель не выделит достаточно времени и ресурсов такой процедуре, как налоговое планирование. На современном рынке, омраченном постоянно меняющимся законодательством, минимизация рисков крайне необходима и выгодна.

Поэтому современные субъекты хозяйствования делают все возможное, чтобы налоговая нагрузка стала меньше, все это влечет за собой оптимизацию функционирования собственных финансовых ресурсов без привлечения заемного капитала. Иными словами – ищут лазейки в действующем законодательстве.

На теории все просто – существует критический показатель налогового гнета, и каждый предприниматель стремится к нему. Для этого применяются различные приемы, которые вполне допустимы законом, при этом они максимально уменьшают обязательства перед государственным бюджетом. Поэтому налоговое планирование представляет собой процесс подбора необходимых для этого инструментов.

Какие прессы обычно уменьшают? Как правило, наиболее сильно субъекта хозяйствования волнуют только некоторые выплаты, поэтому и уменьшается соответствующая налоговая нагрузка - налог на прибыль и добавленную стоимость, о них и поговорим подробней.

Суть налоговой нагрузки НДС

Ни для кого не секрет, что налог на добавленную стоимость – это главная головная боль всех бухгалтеров. Уж сколько бы ни говорили о нем, сколько бы ни ругали действующее законодательство за незавершенность методики исчисления НДС, тем не менее он остается одним из главных путей пополнения государственной казны, и отказываться от его уплаты никто не собирается.

Что же касается налогового бремени относительно НДС, то оно представляет собой соотношение между суммой уплаченного налога на добавленную стоимость за отчетный период и общей массой пополняемых бюджет обязательствами.

При эффективном производстве описанная выше процедура налогового планирования стремится к уменьшению полученного коэффициента по отношению с предыдущим годам.

Налоговая нагрузка на прибыль

Бремя по налогу на прибыль также представляет собой некое соотношение между суммой выплаченных обязательств и массой скорректированного валового дохода за тот или иной отчетный период. При этом если у субъекта хозяйствования итоговый показатель подозрительно не соответствует плановому, то представители фискальных органов попросту имеют полное право не принять отчетность. Поэтому с уменьшением гнета не совсем выгодно перестараться, а наоборот, это еще может и вызвать лишнюю головную боль и хлопоты.

Что дает заниженная налоговая нагрузка по прибыли? Во-первых, как уже говорилось, в данном случае в объеме собственного капитала остается больше оборотных средств. Ну а во-вторых, зачем платить больше, если эту сумму можно снизить на законных основаниях?

И еще один небольшой секрет – чем ближе к граничному сроку выплачены в бюджет обязательства, тем дольше эти деньги остаются в распоряжении предприятия и, возможно, вполне законно при их помощи повысить оборотность активов.

Отраслевая нагрузка

Помимо того что сумма выплаченных обязательств участвует в расчете коэффициента относительности внутри активов субъекта хозяйствования, фискальные органы ведут свою статистику, которая отталкивается от такого показателя, как налоговая нагрузка по видам деятельности.

Так уж вышло, что в глобальном соотношении монополистов не особо много, поэтому представители государственных органов сравнивают бремя того или иного предприятия со среднестатистическим отраслевым. И тем не менее, настоятельно рекомендуется провести эту процедуру самостоятельно до момента сдачи отчетности, в противном случае есть риск ожидать в гости представителей выездной проверки.

Методика расчета бремени

На самом деле методов расчета заветного коэффициента более чем достаточно для того, чтобы выбрать из представленного перечня наиболее подходящий и доступный.

Наверное, наиболее популярным на современном рынке является способ, предоставленный Министерством финансов РФ. Он представляет собой обычное деление показателей (о которых мы говорили выше), результат которого умножен на 100%.

Однако в некоторых странах налоговое бремя исчисляется и иными способами. Так, например, методом недоимки. Подсчитывается сумма всех созданных товаров в отчетный период (за вычетом НДС и амортизации) и с полученной суммы высчитывается необходимый коэффициент. И это значит, что недополученная прибыль государственной казны распределяется на выплаты в пользу внебюджетных фондов.

Существует также методика расчета общей фискальной нагрузки, при которой суммируются все выплаченные в бюджет обязательства и соотносятся с базой налогообложения.

Можно сказать, что в мире есть масса способов расчета этого коэффициента. Каждая школа налогового планирования пытается вывести свой метод исчисления и по сей день, но у нас, к сожалению, нет возможности описать каждый из них, поэтому перейдем к роли бремени для современных субъектов хозяйствования.

Практическое снижение налоговой нагрузки предприятия

Итак, мы уже выяснили, что многие субъекты хозяйствования максимально уменьшают ставку налогового бремени. Это позволяет оптимизировать производственный процесс и повысить ликвидность оборотных активов. Но можно сказать, что низкая налоговая нагрузка – это индивидуальный труд экономистов каждого предприятия в отдельности, поскольку сложно найти в открытом доступе какие-либо официальные методические пособия, указывающие на то, как рассчитывается среднеотраслевое бремя фискальными органами.

Тем не менее, государство заботится о своих налогоплательщиках, поэтому несколько лет назад был официально снижен показатель гнета. И что, вы думаете, данный нормативно-правовой акт за собой повлек? Удивительно, но согласно статистическим данным, коэффициент уклонения от уплаты налогов значительно снизился, а выплаченные обязательства в бюджет, наоборот, возросли. К тому же упрощенная система учета обязательств перед бюджетом для малых предпринимателей позволила последним увеличить показатель собственной выручки почти в два раза.

Политика РФ относительно налогового гнета

Не совсем корректно утверждать, что налоговая нагрузка как предмет регулирования современного бизнеса подкреплена какими-либо нормативно-правовыми актами. Скорей, эти документы можно назвать методическими пособиями, поскольку в нынешних нестабильных рыночных отношениях сложно предугадать, каким будет состояние той или иной отрасли в последующем году.

Конечно, Федеральная фискальная служба разрабатывает типичные прогнозы на ближайшие три года, которые могут добавить хоть какой-то уверенности в завтрашнем дне и максимально распланировать налоговые поступления, но эти показатели не отличаются особой точностью.

Да, несомненно, определенная бюджетная устойчивость существует, но ее недостаточно.

Выводы

Таким образом, можно сделать вывод, что сложно пока говорить о совершенстве современной отечественной фискальной системы. Как мы видим, наше государство активно применяет методику кнута и пряника, которая иногда успешно срабатывает, а иногда и нет.

Современный предприниматель уязвим к правительственным реформам, особенно когда на кону такой важный показатель, как налоговая нагрузка. Будем надеяться, что на этом государственное поощрение не закончится, и уровень теневой экономики действительно станет значительно ниже.

businessman.ru

Налоговая нагрузка предприятия | Современный предприниматель

Налоговая нагрузка организации показывает степень влияния налоговых отчислений на ее финансовое положение. Рассмотрим основные виды налоговой нагрузки, пути ее снижения и влияние на степень риска для предприятия стать объектом налоговой проверки.

Оценка налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка предприятия может быть рассчитана в абсолютных или в относительных величинах. Абсолютная налоговая нагрузка – это сумма всех налогов, уплаченных организацией за отчетный период. Относительная налоговая нагрузка – это соотношение между суммой уплаченных налогов и каким-либо финансовым показателем, характеризующим результаты деятельности предприятия. Как правило, в качестве такого показателя используется выручка от реализации, но возможны и другие варианты – добавленная стоимость, чистая прибыль и т.д.

Также налоговая нагрузка может определяться и по отдельным налогам, например, по НДС, налогу на прибыль, НДФЛ или обязательным страховым взносам. В двух последних случаях в качестве базы для расчета нагрузки обычно используют не выручку, а общий фонд оплаты труда организации.

Как использовать расчет налоговой нагрузки для минимизации риска проверок

Показатели налоговой нагрузки не только дают руководству предприятия информацию для анализа эффективности его деятельности, но и позволяют оценить и минимизировать риск включения организации в план налоговых проверок.

В приказе ФНС РФ от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» приведен набор критериев, руководствуясь которыми налоговые органы отбирают налогоплательщиков для проверки. В частности, предприятие может быть включено в план проверок, если налоговая нагрузка по нему существенно меньше, чем среднеотраслевая налоговая нагрузка.

Таким образом, предприятие может сравнить свою нагрузку со средней по отрасли (данные ежегодно публикуются на сайте ФНС РФ) и, в случае необходимости, внести исправления в отчетность. Если же низкий показатель нагрузки связан с объективными причинами (конъюнктура рынка, крупные единовременные затраты и т.п.), желательно сразу подготовить соответствующие объяснения для налоговых органов. Даже если налоговики и не придут сразу с проверкой, они, скорее всего, вызовут руководителя предприятия на комиссию, где и потребуется пояснить причины снижения объемов платежей в бюджет.

Снижение налоговой нагрузки

Если расчет налоговой нагрузки показывает, что ее размер слишком велик и отрицательно сказывается на финансовом состоянии предприятия, необходимо принять меры для ее снижения.

Основных путей снижения налоговой нагрузки существует два:

  1. Рост объемов реализации. В данном случае снижается только относительная нагрузка и только по тем налогам, размер которых не зависит от выручки (налог на имущество, на землю, с владельцев транспортных средств).
  2. Налоговая оптимизация. При этом суммы уплаченных налогов снижаются в абсолютных показателях при сохранении (или даже росте) объемов реализации. Основными путями оптимизации является использование различных налоговых льгот, а также переход на специальные режимы налогообложения (если предприятие имеет право на такой переход).

Выводы

Налоговая нагрузка отражает влияние налоговых платежей на деятельность предприятия. Она может определяться в абсолютных или в относительных величинах, в целом по предприятию или по отдельным видам налогов. Если налоговая нагрузка на организацию существенно меньше среднеотраслевой, повышается вероятность ее включения в план налоговых проверок. Если же нагрузка сильно завышена – необходимо осуществить мероприятия по налоговой оптимизации.

spmag.ru

Оптимизация налоговой нагрузки | Современный предприниматель

В обязанности любой компании или индивидуального предпринимателя входит расчет и перечисление платежей в бюджет в рамках той системы налогообложения, на которой они работают. Для большинства налогов отчисления провозятся по итогам прошедшего квартала, то есть пик поступлений в бюджет приходится на апрель, июль, октябрь, а по итогам года – на март. Для бизнеса же это означает, что в подобные периоды на расчетном счете нужно сохранить дополнительную сумму для того, чтобы иметь возможность по этим налогам рассчитаться. Определить, какая сумма для этого понадобится, можно и заранее, если к вопросу планирования налоговых отчислений подходить осознанно и не пускать ситуацию на самотек в течение расчетного квартала. Более того, в большинстве случаев есть вполне законные способы снижения налоговой нагрузки предприятия.

Как рассчитать налоговую нагрузку

Для начала поговорим о том, что представляет собой налоговая нагрузка. Для конкретно взятой компании она рассчитывается на основании совокупности налогов, которые данная организация уплачивает. Фактически, это процентное соотношение суммы всех бюджетных платежей к общей выручке, которую принято определять по данным бухгалтерской отчетности. В принципе рассчитать этот показатель можно за любой период, но чаще это делается по итогам года, поскольку данные для этого берутся из годового баланса. Кроме того, показатель налоговой нагрузки может быть рассчитан по отдельно взятому налогу, например, по НДС или по налогу на прибыль.

Оптимизация налоговой нагрузки

Методы снижения налоговой нагрузки будут зависеть от того, какую систему налогообложения применяет тот или иной налогоплательщик.

Так, на УСН-6% ИП без сотрудников имеют возможность до нуля уменьшить расчетную сумму налога за отчетный квартал за счет фиксированных взносов, перечисленных в том же периоде. Для ИП с работниками и компаний аналогичное правило действует и в отношении взносов, перечисляемых с заработной платы сотрудников, правда уменьшить расчетную сумму упрощенного налога можно лишь до половины. Из этого правила следует вполне очевидный способ оптимизации налоговой нагрузки: уплачивать фиксированные взносы ИП в начале года (ведь налог на УСН рассчитывается нарастающим итогом), а страховые взносы стараться перечислять до последнего числа каждого расчетного месяца – тогда подобные суммы будут полностью учтены в уменьшение налога.

На УСН-15% значение для определения суммы налога имеют как доходы, так и расходы, причем доходы определяются по факту получения оплаты от клиентов и покупателей, а расходы предполагают, что товары и услуги оплачены и получены от поставщика, о чем есть подтверждающие накладные и акты. Дополнительным условием для включения в расходы себестоимости товаров, приобретенных для перепродажи, является их отгрузка конечному покупателю, то есть расходы для целей налогообложения учитываются лишь по мере реализации такого товара.

В подобной ситуации единственный путь снижения налоговой нагрузки – отслеживать доходы и расходы, принимаемые для расчета налога в течение квартала. Как правило, каждая компания может договориться со своими контрагентами о том, чтобы большие суммы оплаты, которые в силу временного фактора уже не получится скорректировать за счет расходов, в последние дни отчетного квартала не перечислялись.  При этом своевременный обмен первичной документацией с поставщиками поможет обосновать суммы заявленных в налоговой базе затрат.

Вообще считается, что в примере расчета налоговой нагрузки должны учитываются все налоги, которые организация уплачивает от своего имени, а также НДФЛ, которые она перечисляет, как налоговый агент. При этом не учитываются страховые взносы, перечисляемые за сотрудников, а также таможенные пошлины и НДС, уплачиваемый при ввозе товаров на территорию РФ.

Допустимое снижение налоговой нагрузки

Конечно же оптимизация налоговой нагрузки, тем более вполне законными способами является приоритетным направлением работы бухгалтерии любой динамично развивающейся компании. Но даже не нарушая закона, в этом вопросе можно переусердствовать.

Так, низкие показатели налоговой нагрузки скорее всего приведут к тому, что компания окажется в поле зрения комиссии налоговых органов по легализации налоговой базы. Деятельность данных структур регламентируется письмом Минфина от 17 июля 2013 года № АС-4-2/12722.

В этом же документе установлены вполне конкретные пороги допустимой налоговой нагрузки для предприятий.  Так для компаний, осуществляющих производство продукции (товаров, работ, услуг), этот показатель, рассчитанный для налога на прибыль, должен быть не менее 3%, а у торговых фирм – не менее 1%.

Впрочем, низкий показатель не является сам по себе правонарушением. Контролеры исходят из того, что он может лишь свидетельствовать о допущенных правонарушениях и о возможном сознательном занижении сумм налогов. Именно поэтому компании с низкой налоговой нагрузкой чаще подвергаются дополнительным проверкам. Различные же санкции могут быть применены к организации, продемонстрировавшей низкий показатель нагрузки, только в том случае, если будет обнаружен факт нарушения в налоговых расчетах.

spmag.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *