Увольнение государственного служащего в связи с утратой доверия
Утрата доверия к госслужащему является одним из оснований для его увольнения. В статье разберем, как осуществляется увольнение государственного служащего в связи с утратой доверия, какова процедура увольнения и какие документы для этого необходимы.
Меры взыскания на госслужбе
Порядок регулирования трудовых правоотношений на государственной службе регламентируется законом №79-ФЗ от 27.07.2004 года «О государственной гражданской службе в РФ».
На основании ст. 59.1 ФЗ-79 к госслужащему могут быть применены следующие меры взыскания:
- замечание;
- выговор;
- предупреждение о неполном должностном соответствии.
Основанием для применения мер взыскания является нарушение госслужащим условий и ограничений, установленных действующим федеральным законодательством, а также неисполнение обязанностей в части противодействия коррупции.
Основания для увольнения госслужащего в связи с утратой доверия
В соответствие со ст.59.2 ФЗ-79 трудовые отношения с госслужащим могут быть расторгнуты в связи с утратой к нему доверия. Причиной утраты доверия могут выступать следующие установленные факты:
№ п/п | Нарушение со стороны госслужащего | Описание |
1 | Участие в конфликте интересов | Основанием для увольнения госслужащего может быть непринятие ним необходимых мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной которого он выступает. |
2 | Непредоставление информации о доходах, имуществе | Обязанность госслужащего – предоставление полной и правдивой информации о собственных доходах, расходах, имуществе, а также доходах, расходах, имуществе супруга, несовершеннолетних детей. |
3 | Ведение предпринимательской деятельности | ФЗ-79 установлен запрет по ведению коммерческой деятельности госслужащими. Основанием для увольнения в связи с утратой доверия может служить факт регистрации госслужащего в качестве ИП. |
4 | Участие в управлении коммерческой организации | Госслужащий не имеет право участвовать в органах управления коммерческой компании на платной основе. В случае установления данного факта госслужащий может быть уволен в связи с утратой доверия. |
5 | Участие в органах управления и попечительства | Основанием для увольнения в связи с утратой доверия является участие госслужащего в органах управления правительственных организаций, а также в некоммерческих попечительских и наблюдательных советах. |
6 | Открытие счета в иностранном банке | Увольнение в связи с утратой доверия возможно при установлении факта наличия у госслужащего или членов его семьи счетов, открытых в иностранных банках. |
Порядок установления фактов нарушений госслужащего
Факты нарушения госслужащим запретов и ограничений, определенных действующим федеральным законодательством, устанавливаются на основании служебной проверки.
Порядок проведения служебной проверки регламентирован ст. 59 ФЗ-79. Проверку проводит специальное подразделение госоргана по вопросам госслужбы (с участием юридического подразделения и профсоюза) на основании письменного заявления госслужащего либо решения представителя нанимателя.
Служебная проверка госслужащего осуществляется с учетом следующих особенностей:
- К проверке не может быть привлечен госслужащий, прямо либо косвенно заинтересованный в ее результатах.
- В ходе проверки контролеры устанавливают факт совершения госслужащим проступка, учитывая причины и условия, повлиявшие на содеянное нарушение, а также характер и размер вреда, нанесенного госслужащим в результате совершенного нарушения.
- На время проведения проверки госслужащий может быть отстранен от выполнения возложенных на него функций.
- Во время проверки госслужащий вправе давать устные и письменные пояснения относительно совершенных ним действий, которые квалифицируются в качестве нарушений.
Результаты проведенной проверки оформляются в письменном виде и подлежат уведомлению госслужащего.
Читайте также статью ⇒ “Как уволить недееспособного сотрудника: основания по ТК РФ, документы, расчеты“.
Увольнение государственного служащего в связи с утратой доверия
Решение об увольнении госслужащего в связи с утратой доверия принимается на основании результатов служебной проверки. В случае если совершенный госслужащим проступок признан существенным и повлек за собой нанесение вреда, трудовые отношения с госслужащим прекращаются.
Основные этапы увольнения госслужащего в связи с утратой доверия описаны ниже.
Этап #1. Служебная проверка
В случае если госслужащий заподозрен в нарушениях, установленных ст. 59.2 ФЗ-79, решением специальной комиссии госорганов по вопросам госслужбы назначается служебная проверка. Основанием для проведения проверки также может выступать письменное заявление госслужащего.
Срок назначения проверки – не позже месяца с момента принятия соответствующего решения, либо получения от госслужащего заявления.
В ходе проверки специальная комиссия устанавливает либо опровергает факты нарушений, после чего оформляет письменный акт о результатах проверки, в котором отражаются:
- факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;
- предложения о применении/неприменении к сотруднику дисциплинарного взыскания.
Подчеркнем, что акт проверки не является основанием для применения к госслужащему дисциплинарного взыскания, а отраженные в документе предложения носят рекомендательный характер.
После составления акта в письменном виде и подписания его членами специальной комиссии, документ передается госслужащему, в отношении которого проводилась проверка, для ознакомления.
Этап #2. Принятие решения об увольнении
Акт о результатах служебной проверки передается нанимателю госслужащего – должностному лицу, уполномоченного на принятие решение в части принятие сотрудников на госслужбу и их увольнение. Как правило, таким должностным лицом является руководитель госоргана, в котором служит проверяемое лицо.
На основании результатах проверки, описанных в акте, уполномоченный руководитель госоргана принимает решение о применении к госслужащему необходимых мер взысканий (замечание, выговор, уведомление о неполном должностном соответствии) либо об увольнении.
При принятии решения наниматель учитывает:
- тяжесть совершенного проступка;
- размер нанесенного вреда;
- объяснения, предоставленные госслужащим в устном и письменном виде;
- обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гослужащего о проведении проверки (при наличии такого заявления).
Читайте также статью ⇒ “Увольнение сезонного работника по сокращению: как оформить, приказ, расчеты“.
Этап #3. Прекращение трудовых отношений
В случае если нанимателем принято решение об увольнении в связи с нарушениями, установленными в ходе служебной проверки, трудовой договор с госслужащим расторгается на основании ст. 59.2 (утрата доверия).
Отметим, что для увольнения в связи с утратой доверия наличии у госслужащего прочих дисциплинарных взысканий (выговор, замечание, уведомление о неполном должностном соответствии) не обязательно.
Прекращение трудовых отношений с госслужащим также может сопровождаться наложением запрета на занятие государственных должностей на определенный срок. Решение о дисквалификации от госслужбы и срок такой дисквалификации определяется в ходе судебного разбирательства и может быть принято в случае, если противоправные действия госслужащего нанесли существенный вред государству или третьим лицам.
Читайте также статью ⇒ “Увольнение в связи с переездом: заявление, приказ, период отработки“.
online-buhuchet.ru
Проблема правового регулирования увольнения гражданского служащего в связи утратой доверия
В статье анализируется проблема прекращения служебного контракта на государственной гражданской службе в Российской Федерации в связи с утратой представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей. Последовательно проанализированы позиции современных отечественных ученых по данной проблеме.
Основания прекращения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя содержатся в статье 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 79) [1]. В целом они воспроизводят соответствующие нормы ст. 81 Трудового кодекса РФ [2]. Данные основания традиционно можно разделить на две группы в зависимости от вины гражданского служащего. Благодаря принятому Федеральному закону от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в 2011 году в ФЗ № 79 было внесено новое основание, которое является причиной увольнения гражданского служащего вследствие его виновных действий [3]. А, именно, это прекращение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя в связи с утратой представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей (п. 1.1 ч. 1 ст. 37 ФЗ № 79).
Подробно данный вопрос урегулирован ст. 59.2 ФЗ № 79, представляющей конкретные причины, которые могут привести к утрате доверия. Например, к ним законодатель отнес: непринятие гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является. При этом согласно ч. 2 ст.59.2 ФЗ № 79 подлежит увольнению в связи с утратой доверия и сам представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, но не принято мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов. Ученые данное основание часто относят к списку коррупционных правонарушений, отсюда часто возникает вопрос о том какой вид юридической ответственности в этом случае применяется [4, С. 15]. Так, например, Н. А. Кандрина предлагает рассматривать ответственность гражданских служащих как служебную ответственность, а М. Б. Добробаба полагает, что в сфере гражданской службы существует служебно-дисциплинарная [5, С. 50; 6, С. 49]. Можно поддержать в этом споре В.В. Коробченко и Т.В. Иванкину, которые посчитали подобный подход не вполне удачным, так как он «предполагает смешение различных по своей природе и целевому назначению видов юридической ответственности» [7, С. 34].
Надо отметить, закон не раскрывает содержание понятия «утрата доверия», что приводит некоторых ученых к мысли об его оценочном характере, так как служащий будет зависеть от конкретного руководителя, а этот факт сам по себе может привести к усилению коррупции, «ведь наиболее сложные для расследования коррупционные схемы, когда руководитель покрывает подчиненных и у них между собой тоже складывается «доверие» [8]. Кроме того, не совсем понятно, может ли представитель нанимателя (например, руководитель государственного служащего) при наличии доказанного правонарушения в сфере противодействия коррупции принять решение не увольнять государственного служащего в связи с «неисчерпанием лимита доверия» или увольнение в связи с утратой доверия является обязательной мерой? Ученые в ответе на этот вопрос приходят к противоположным взглядам. Так, В.М. Корякин отвечает на этот вопрос утвердительно, представитель вправе выбирать последствия неправомерных действий подчиненного [9, С. 12]. При этом Р.С. Сорокин отмечает, что увольнение закономерно в таком случае, так как в ч. 1 ст. 59.2 ФЗ № 79 используется термин «подлежит увольнению», а в ч. 2 ст. 59.3 приводятся обстоятельства, подлежащие учету при применении этого взыскания [10, С. 28]. На наш взгляд, все определенные законодателем случаи имеют отношение к запретам и ограничениям, существующим на государственной службе, что само по себе приводит представителя нанимателя к безальтернативности процесса увольнения гражданского служащего. В письме Минтруда России от 15.10.2012 № 18-2/10/1-2088 «Об обзоре типовых случаев конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядке их урегулирования» приводится описание типовых ситуаций и рекомендации как для государственных служащих, так и для представителя нанимателя по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. В отдельных случаях дается комментарий, поясняющий, почему та или иная ситуация является конфликтом интересов, содержащий конкретные примеры типовой ситуации или другую полезную информацию [11]. Таким образом, в законодательстве есть исчерпывающий перечень оснований для применения п.1.1 ч. 1 ст. 37 ФЗ № 37, в силу этого обстоятельства возможности для злоупотребления руководителем данным институтом невелики, поэтому в трудовых спорах в этих случаях чаще всего суд встает на сторону представителя нанимателя [8].
В отношении института увольнения по «утрате доверия» возникает также вопрос относительно того, какие последствия должен носить факт прекращения служебного контракта по данному основанию: должны ли быть прописаны жесткие правила, запрещающие занимать должности в органах государственной власти и местного самоуправления лицам, ранее привлекавшийся к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения. По мнению ученых, есть необходимость закрепить дифференцированный подход к увольнению в связи с утратой доверия в зависимости от степени тяжести и характера проступка (носил ли он систематический характер, был ли он результатом умышленных (сознательных) действий или неосторожных). Соответственно, следует и градировать тяжесть наказания: от увольнения навсегда до увольнения на определенный период, указанный в законе [12]. На наш взгляд, следует согласиться с мнением Р.С. Сорокина, который предложил п. 1 ст. 59.2 ФЗ № 79 изменить следующим образом: «Гражданский служащий может быть уволен в связи с утратой доверия в случае…». Следовательно, после установления всех обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 59.3, за соответствующее правонарушение может быть назначено как увольнение в связи с утратой доверия, так и более мягкое взыскание из перечня ст. 59.1» [10, С. 28].
Таким образом, нами рекомендуется в п. 1 ст. 59.2 ФЗ № 79 прописать конкретные обстоятельства, при которых гражданский служащий может быть уволен в связи с утратой доверия и в каких возможно использовать более мягкое дисциплинарное взыскание.
novainfo.ru
В связи с утратой доверия
Важный обзор судебной практики сделал Верховный суд РФ. Он посмотрел, как суды страны рассматривали иски уволенных за всякие коррупционные проступки государственных и муниципальных чиновников. Подчеркнем, речь идет не об уголовных преступлениях, а именно о коррупционных проступках, когда чиновника увольняют с формулировкой «в связи с утратой доверия».
Для абсолютного большинства служащих такие слова в трудовой книжке — настоящий кошмарный сон. Поэтому практически все уволенные обращаются в суды с требованием обелить их и признать приказ с подобным «приговором» незаконным.
Поэтому Верховный суд собрал все подобные судебные дела и, проверив, дал своим коллегам разъяснения, когда чиновника увольнять за коррупционный проступок правильно, а когда — нет.
Материалы, которые рассмотрел Верховный суд, показали, что наши чиновники обращаются в суды с четким перечнем требований. Во-первых, просят о восстановлении на службе. Следом идет просьба о признании незаконным решение комиссий, которые чиновников наказали, следом идет оспаривание приказов об увольнении и приказов начальников о дисциплинарных взысканиях. Причины наказания чиновников укладываются всего в несколько пунктов.
Это нежелание утрясти конфликт интересов, предпринимательство параллельно с госслужбой и попытка скрыть информацию о доходах и имуществе.
При этом Верховный суд подчеркнул, что отказ в возбуждении уголовного дела против чиновника не может служить основанием для его освобождения от дисциплинарной ответственности.
Понятие «конфликт интересов» — одно из распространенных поводов для увольнения. Такая ситуация подразумевает, что личная заинтересованность чиновника влияет на исполнение им своих обязанностей.
Кстати, личная заинтересованность — это по Закону «О противодействии коррупции» возможность для чиновника получить при исполнении своих служебных обязанностей деньги, ценности или некие услуги для себя, своих близких или «третьих лиц». Причем все это — в ущерб работе. Верховный суд напоминает: непринятие чиновником мер для предотвращения конфликта интересов — это безусловное основание для дисциплинарной ответственности.
Еще основание для увольнения — нежелание после занятия чиновничьего кресла передать в доверительное управление свои ценные бумаги, акции и паи. Здесь в качестве примера Верховный суд выбрал дело уволенного таможенного чиновника, который потребовал восстановить его на работе. Служащему суды отказали. Проверка показала: чиновник был учредителем коммерческой брокерской фирмы, которая занималась операциями с декларированием товаров, идущих через границу. Свою долю, а это половина брокерской фирмы, он, устроившись в таможню, никому не передал.
Верховный суд напомнил — в основе конфликта интересов на госслужбе всегда лежит заинтересованность в получении материальной выгоды. Поэтому, заявил Верховный суд, в одном из случаев правильно районные коллеги пошли навстречу наказанной чиновнице. Дама отвечала за здравоохранение в одном из регионов и кроме других обязанностей еще и проверяла медицинские фирмы. Чиновницу наказали, когда узнали, что в одной из проверяемых фирм работает ее муж. А это, на взгляд районных начальников, — конфликт интересов. Их логика была такая: муж мог получать премии за положительные проверки компании его женой. Но суд, разобравшись, заявил: муж чиновницы в фирме — мелкий служащий. Эту компанию проверяла его жена регулярно уже несколько лет. И сейчас, и в прежние годы она выявляла нарушения. Так что конфликта интересов нет.
Еще важная деталь: близкое родство — не основание для увольнения чиновника. Как пример — дело замглавы города, которого пришлось суду восстановить на работе. В администрацию была принята невестка чиновника, а когда об этом узнали, чиновника попросили на выход. Хотя служебные интересы его и невестки никак не соприкасались. Суд, вернув уволенного на место, сказал: женщину приняли на работу еще до того, как она вышла замуж за сына чиновника, и они по службе вообще не пересекаются. Так что и ни о каком конфликте интересов речи быть не может.
Отказ чиновника отчитываться о доходах и имуществе — вполне повод для расставания с креслом. Но это правило действует не для всех чиновников. Есть список должностей, обладатели которых сообщают о доходах и расходах как личных, так и своих близких. Но если место чиновника в перечне отсутствует, спросить с него нельзя.
Так суд восстановил на работе специалиста юридического отдела муниципальной администрации. Дама не отчиталась о своих доходах, и ее уволили. Нет — сказал суд. Чиновница и не должна отчитываться — ее должности в перечне нет. Наказать чиновника, кстати, можно лишь в течение месяца с момента появления информации о его коррупционном проступке..
rg.ru
Утрата доверия у государственных и муниципальных служащих
Федеральные законы от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» содержат в себе нормы, предусматривающие такой вид дисциплинарной ответственности государственных и муниципальных служащих как увольнение в связи с утратой доверия.
Законами установлены исчерпывающие (полные) перечни оснований для применения данной меры ответственности.
Так, согласно статье 59.2 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случаях:
— непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
— непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
— участия на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
— осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности;
— вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором России или законодательством РФ;
— нарушения гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
В соответствии со статьей 27.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрены два основания увольнения муниципального служащего в связи с утратой доверия:
— за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
— непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного
характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений.
В силу требований указанных выше законов при применении данного взыскания учитываются характер совершенного служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.
Так, в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 81 ТК РФ расторжение трудового договора по инициативе работодателя может произойти в случае совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя.
Исходя из сложившейся судебной практики, по этому основанию (п.7 ч.1 ст. 81 ТК РФ) работника можно уволить, например, за использование вверенных ему денежных или товарных ценностей в личных целях, нарушение правил учета, хранения и выдачи этих ценностей, фиктивное списание товарных ценностей, кражу. Причем работодатель должен доказать факт совершения работником таких действий.
Кроме того, работник может быть уволен по названному основанию и за проступки, совершенные вне рабочего времени, такие как кража, дача взятки или ее получение. Факт совершения подобных действий уже устанавливает не работодатель, а соответствующий орган (суд), вынося обвинительный приговор.
tagan.mos.ru
Утрата гражданским служащим доверия является основанием для увольнения с занимаемой должности
В законодательной базе имеются нормативные акты, касающиеся прекращения трудового договора с гражданскими служащими в связи с утратой доверия, и это является основанием для их увольнения.
Что такое утрата доверия
Что понимается под утратой доверия
Что такое утрата доверия не изложено в трудовом законодательстве, но существует пояснение, как поступить нанимателю, если сотрудник нарушил договорные обязательства по отношению к финансовым и материальным ценностям.
Потеря работы связана со следующими противоправными действиями:
- нанесение ущерба;
- совершение хищения;
- уничтожение имущества;
- невыполнение предписаний по отношению к материальным ценностям;
- невыполнение правил проведения кассовых операций;
- продажа товаров по завышенным либо по заниженным расценкам;
- противозаконное составление актов списания имущества;
- мошенничество по отношению к имуществу работодателя.
Если со стороны работодателя замечено, что его сотрудник совершал противоправные действия, то первый имеет право уволить последнего по статье.
В трудовом законодательстве нет конкретной статьи по увольнению сотрудников в связи с утратой доверия. Работодатель также имеет право на основании собственного решения, учитывая ряд факторов, проводить расследования для выявления аргументов.
Причинами утраты доверия могут быть действия, связанные с оборотом материальных ценностей, в том числе их хищение, необоснованные растраты, но опять же это нужно все обстоятельно доказать, перед тем как принимать меры, в противном случае может все обернуться против работодателя.
Кто попадает под увольнение в связи с утратой доверия
Работодатель имеет право увольнять по причине утраты доверия работников следующих категорий:
- заведующий складом;
- товаровед;
- работник на кассе;
- военнослужащий;
- госслужащий.
Если работник находится на государственной службе, то увольнение производится на основании докладной записке от кадровой службы или на основании подготовленного акта.
Увольнение беременной по причине утраты доверия не допускается на законодательном уровне, даже если зафиксированы факты нарушений, лишь при двух обстоятельствах такое тоже может произойти:
- смена собственника;
- необоснованное решение.
Увольнение военнослужащего возможно по причинам:
- неправильное урегулирование столкновения интересов;
- неправильное предоставление сведений;
- дополнительная занятость по управлению коммерцией.
К гражданскому служащему срок предъявления взыскания 1 месяц со дня обнаружения нарушения. В этот период не попадает время, затрачиваемое на отпуск, нахождение на больничном, а также иные уважительные причины.
Основание для увольнения
Основания увольнения в связи с утратой доверия
Утеря конфиденциальности — это основание распространяется на государственных служащих. Разорвать контракт может лишь представитель государственной структуры с поясняющей формулировкой «утрата доверия» в связи с:
- нарушением ограничений;
- неисполнением требований;
- игнорированием исполнения обязанностей.
Увольнение генерального директора отличается от увольнения сотрудника низшего ранга. Обычно это обуславливается спецификой трудовой деятельности, то есть реализацией обязанностей и прав собственника. Генеральный директор может быть уволен на основании решения одного из членов специального собрания по факту дисциплинарного нарушения.
Увольнение главного бухгалтера возможно в связи с нарушением его финансовой деятельности, так как в его ведении находятся все материальные ценности.
Увольнение гражданского служащего происходит по следующим причинам:
- При возникновении конфликта интересов не были своевременно приняты соответствующие меры.
- Не представлена вся информация о налогах, а также сведения об этих обстоятельствах.
- Незаконное принятие участия в коммерческом проекте с получением денежных средств.
- Осуществлялась незаконная предпринимательская деятельность.
- Связи с сотрудниками зарубежных организаций.
- Имеется счет за границей.
- Личная заинтересованность при конфликтных ситуациях.
При нарушении работником законодательства он автоматически попадает под статью об утрате доверия. Действия работодателя по отношению к этому сотруднику — не просто прекращение договорных обязательств, а проведение расследования с последующим обращением в судебные инстанции.
Процесс увольнения
Алгоритм процедуры увольнения
Для того, чтобы работодателю уволить сотрудника, утратившего доверие, можно воспользоваться следующим алгоритмом действий:
- Составление докладной записки работником, заметившим правонарушение. Четко и лаконично изложить основания для увольнения.
- Формирование комиссии по факту замеченного нарушения.
- Работа комиссии. Члены комиссии должны установить факты случившегося, обстоятельно пересмотреть доказательства, пересчитать наличие материальных ценностей и определить, чего не хватает. Доказательства виновности должны быть найдены и предъявлены в адрес обвиняемого.
- Подготовка Акта по результатам работы членов комиссии. Зафиксировать документ по установленной форме.
- Ознакомить с Актом сотрудника, позволившего себе допустить нарушение.
- Прекратить действие трудового соглашения в одностороннем порядке.
- Подготовка распорядительного документа на увольнение с предприятия. Причем никаких объяснений требовать с работника не нужно.
Работодателю следует поступать по букве закона, а для этого важно предъявить существенные доказательства.
Составление докладной записки
Специально предусмотренных форм составления документов на сегодняшний день нет, поэтому все фиксируется в докладной сотрудника, заметившего проступок его сослуживца.
В докладной также должны быть сведения:
- Фамилия и инициалы полностью работника, со стороны которого допущены противоправные действия.
- Дата и желательно время, когда замечено нарушение.
- В период проведения каких работ отмечено нанесение ущерба (например, во время проведения инвентаризации).
- Перечень документов, подтверждающих факт нарушения.
На основании вышеизложенного подготавливается распорядительный документ.
Оформление приказа
Приказ на увольнение
После того как факт нарушения был отмечен, в организации должен был подготовлен проект распорядительного документа.
В нем должны быть отражены следующие сведения:
- В преамбуле описывается правонарушение, которое было допущено и указываются факты.
- В приказной части документа четко и лаконично расписывается, что нарушил сотрудник, и когда это было отмечено. Определяется состав комиссии по проведению расследования по факту случившегося. Определяется время работы комиссии и время подготовки акта.
- После подготовки проект приказ проходит юридическую экспертизу и после получения положительного заключения он согласовывается с заинтересованными лицами и подписывается руководителем.
С Приказом обязательно ознакомляют сотрудника, допустившего нарушение. Комиссия может работать самостоятельно и вынесенное на основании работы решение может быть заключительным вердиктом. При возникновении спорных вопросов следует обращаться с суд.
Перечень документов для увольнения
Чтобы обеспечить реализацию процедуры, стоит знать какие документы должны быть в пакете, и каким образом себя вести с нарушившим нормы сотрудником.
Чтобы не нарушить права подчиненного нужно:
- Известить сотрудника об обнаружении пропуска, причем сделать это в письменном виде.
- Издать распорядительный документ по выявленному.
- Произвести полный расчет с сотрудником.
- Выдать документы: расчетную книжку и справку о заработной плате за последний год работы.
При обнаружении со стороны работодателя провинности работника у первого имеется право расторжения трудового соглашения в любое время. Выдача предупреждения о совершенном нарушении не нормируется по временным показателям.
Если уведомление сотрудником получено, то он с ним ознакамливается под подпись, а если он отказывается его подписывать, то со стороны работодателя составляется акт произвольной формы.
Как это происходит на практике
Судебное решение как основание увольнения
Потеря статуса государственного служащего зачастую начинается с выяснения отношений. Это неправильный подход и в правовых рамках он не рассматривается в принципе. Все вопросы необходимо решать деликатно, согласно действующему законодательству.
На базе вынесенного судебного решения определяется следующее:
- На сотрудника заводится уголовное дело.
- Работник может автоматически лишится занимаемой должности, если согласно должностным обязанностям он напрямую связан с материальными ценностями.
- Работодатель обладает правом разорвать договорные отношения немедленно. Если работодатель собственник, то он немедленно может прекратить действие контракта и потребовать компенсацию за содеянное.
- Если у работодателя имеется сомнение по отношению к действиям сотрудников, то это не может являться причиной наказания. Лишь после проведения расследования можно установить вину работника.
- Если работник не был обременен финансовыми обязательствами, то под статью он никаким образом попасть не может.
Об увольнении за хищение смотрите в этом сюжете:
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
naimtruda.com
Увольнение государственных и муниципальных служащих в связи с утратой доверия — Прокуратура Камчатского края
Федеральные законы от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» содержат в себе нормы, предусматривающие такой вид дисциплинарной ответственности государственных и муниципальных служащих как увольнение в связи с утратой доверия.
Законами установлены исчерпывающие (полные) перечни оснований для применения данной меры ответственности.
Так, согласно статье 59.2 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случаях:
— непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
— непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
— участия на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
— осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности;
— вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором России или законодательством РФ;
— нарушения гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
В соответствии со статьей 27.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрены два основания увольнения муниципального служащего в связи с утратой доверия:
— за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
— непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений.
В силу требований указанных выше законов при применении данного взыскания учитываются характер совершенного служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.
Так, в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 81 ТК РФ расторжение трудового договора по инициативе работодателя может произойти в случае совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя.
Исходя из сложившейся судебной практики, по этому основанию (п.7 ч.1 ст. 81 ТК РФ) работника можно уволить, например, за использование вверенных ему денежных или товарных ценностей в личных целях, нарушение правил учета, хранения и выдачи этих ценностей, фиктивное списание товарных ценностей, кражу. Причем работодатель должен доказать факт совершения работником таких действий.
Кроме того, работник может быть уволен по названному основанию и за проступки, совершенные вне рабочего времени, такие как кража, дача взятки или ее получение. Факт совершения подобных действий уже устанавливает не работодатель, а соответствующий орган (суд), вынося обвинительный приговор.
Елизовский городской прокурор Камчатского края
старший советник юстиции В.Л. Бойцов
kamprok.ru
Контроль за чиновниками, уволенными в связи с утратой доверия
1 июля 2017 года Президентом был подписан федеральный закон № 132-ФЗ, которым были внесены изменения целый ряд законодательных и подзаконных актов о государственной и муниципальной службе, а также в Федеральный закон «О противодействии коррупции». В соответствии с данными изменениями в Российской Федерации с 1 января 2018 года должен будет вестись реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия.
Здесь необходимо пояснить, что российское законодательство о государственной и муниципальной службе (а также об отдельных видах трудовой деятельности) предусматривает увольнение служащих (работников), совершивших определенные коррупционные правонарушения, в связи с утратой доверия (данное основание увольнения не следует путать с увольнением работника, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, совершим виновные действия, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя (п. 7 ст. 81 ТК РФ). В то же время по юридическим и фактическим последствиям для государственного или муниципального служащего, совершившего коррупционное правонарушение, увольнение в связи с утратой доверия ничем не отличалось от обычного увольнения. При этом законодательство ничуть не препятствовало такому служащему сразу после увольнения вновь поступить на государственную или муниципальную службу (на практике такие случаи бывали), что, во многом, выхолащивало смысл увольнения в связи с утратой доверия.
Внесенные изменения направлены на частичное решение указанной проблемы. Теперь, в случае увольнения государственного или муниципального служащего, совершившего коррупционное правонарушение, сведения об этом будут включены в специальный реестр (ч. 3 ст. 59.2 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ч. 7 ст. 27.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»). Обязанность внесения сведений в реестр возлагается на работодателя (нанимателя).
Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, подлежит размещению в государственной информационной системе в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Порядок включения сведений в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, порядок исключения сведений из указанного реестра, порядок его ведения и размещения в государственной информационной системе в области государственной службы должны быть определены Правительством Российской Федерации.
Таким образом, по замыслу законодателя, информация о лицах, уволенных в связи с совершением определенных коррупционных правонарушений, становится публичной. При поступлении такого лица на новое место работы (службы) это может быть установлено новым работодателем и учтено при принятии кадрового решения.
В то же время законодательство о большинстве видов государственной и муниципальной службе не предусматривает прямого запрета на прием на службу лиц, уволенных в связи с утратой доверия. В связи с этим внесенные изменения выглядят не более, чем полумерой – при желании работодатели смогут и после появления реестра принимать на службу совершивших коррупционные правонарушения лиц.
Таким образом, реестр будет носить чисто информационный характер. Однако и эта его функция по сути не так уж и значима – поскольку запись об основаниях увольнения вносится в трудовую книжку – в подавляющем большинстве случаев об увольнении кандидата на должность в связи с утратой доверия можно узнать из нее.
sdo-regional.ru