В аспирантуру можно поступить после специалитета – Как поступить в аспирантуру, правила поступления на бюджет и платно

Содержание

Прием аспирантов организуют по новым правилам. Новый порядок поступления в аспирантуру в 2017-2018 году

Утвержден новый порядок поступления в аспирантуру в 2017-2018 году. Вступил в силу приказ Министерства образования РФ, принципиально меняющий правила поступления в аспирантуру в этом году. Что изменится при поступлении в аспирантуру в 2017 году, какие документы необходимо предоставить и какие права появятся у образовательного учреждения?

Суть изменений проста: правила поступления в аспирантуру перестают быть едиными для всех и формируются каждым вузом в отдельности. 

В чем заключается главное новшество?

До настоящего времени при приеме проводились три вступительных испытания, результаты которых оценивались по 5-балльной шкале. При этом два вступительных испытания являлись обязательными (специальная дисциплина и иностранный язык), а третье — определяла организация, осуществляющая образовательную деятельность.

Согласно новому порядку поступления в аспирантуру организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельно устанавливает количество и перечень вступительных испытаний, шкалу оценивания и минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение вступительного испытания, что позволит обеспечить более гибкую систему ранжирования поступающих. 

Дополнительные баллы за индивидуальные достижения соискателя 

Впервые для аспирантуры устанавливается возможность получить дополнительные баллы за индивидуальные достижения соискателя: наличие публикаций, патентов, участие в научных мероприятиях и конкурсах и т.д. Сейчас они при любом раскладе будут суммироваться с суммой баллов за вступительные испытания, тогда как раньше наличие портфолио давало преимущества лишь при равенстве прочих критериев ранжирования списков поступающих. 

По новым правилам позволено предоставлять диплом не при подаче заявления, а в более поздний срок, а вступительные испытания будут проводиться поэтапно, по мере формирования групп из числа лиц, подавших документы. Вузам также разрешили принимать вступительные экзамены в аспирантуру у граждан других стран на иностранных языках. 

Количество конкурсов на поступление в аспирантуру заметно расширится 

Если по прежним правилам прием шел по крупным направлениям подготовки, а затем в рамках каждого разбивался на отдельные образовательные программы, то с этого года по каждой образовательной программе в рамках общего направления будет свой конкурс и свой перечень вступительных испытаний. 

Это означает, что даже в рамках одного вуза объем информации, связанной с поступлением в аспирантуру, резко возрастет. Отсутствие ее в полном объеме у поступающих, притом заблаговременно, чтобы оставить время на подготовку к экзаменам по изменившемуся перечню, способно перекрыть дорогу в аспирантуру очень многим. И с этим надо считаться. 

Правда, закон обязывает учебные заведения публиковать всю информацию о приеме в более ранний срок – 1 октября года, предшествующего приему. Но это лишь с 2018/2019 учебного года, а в текущем году срок опубликования на сайте информации о приеме в аспирантуру не изменился. 

Поступление в аспирантуру по новым правилам

Аспирантура признанна третьей ступенью высшего образования. Она необходима для подготовки научных и педагогических кадров. По окончании выпускникам вручается диплом со званием «педагог-иследователь» и дается право на соответствующую деятельность. 

Для того чтобы сделать блестящую научную карьеру, нужно приложить много усилий, потратить немало времени и даже личных средств. Так что каждый выпускник магистратуры, прежде чем отвечать на вопрос о том, как поступить в аспирантуру, должен четко понимать, для чего на самом деле он идет учиться на третью ступень.

Основная цель учебы в аспирантуре – защита кандидатской диссертации 

Отныне сам университет определяет количество и содержание вступительных испытаний. Неизменным остается реферат или статьи по выбранной специальности и устный экзамен по ней же. 

Теперь аспиранты имеют зачетную книжку, как и студенты. Для них предусмотрена специальная программа обучения и промежуточные зачеты и экзамены. Неизменным осталась основная цель учебы в аспирантуре – защита кандидатской диссертации с последующим присвоением звания кандидата наук. 

Как стать аспирантом? 

Для тех, кто обучался по болонской системе, для того, чтобы претендовать на третью ступень, надо пройти первые две: бакалавриат и магистратуру. Только после этого будут приняты документы в аспирантуру. Для тех, кто обучился на специалитете, такого образования достаточно. 

Обычно выпускникам магистратуры уже предлагают дальнейшее бучение в аспирантуре. Можно продолжить тему исследования или заняться совершенно новыми разработками. Но в любом случае, следует заручиться поддержкой научного руководителя и выпускающей кафедры. 

Перечень документов для поступления в аспирантуру: 

  • копия магистерского или специалитетного диплома с вкладышем;

  • если была смена фамилии – обязательно наличие подтверждающих документов;

  • характеристика с места работы или от выпускающей кафедры;

  • тема и обоснование научной работы, утвержденные руководителем;

  • автобиография;

  • медицинская справка;

  • справка об отсутствии судимости, так как все аспиранты проходят педагогическую практику;

  • реферат по теме исследования, либо список опубликованных научных статей. 

Некоторые университеты могут потребовать дополнительные документы, связанные с учебой, работой или состоянием здоровья. Это может быть обусловлено особенностями научной деятельности.

Формы обучения в аспирантуре 

Большинство университетов предоставляет три основные формы обучения в аспирантуре: 

Дневная – аналогична студенчеству. Аспиранты практически ежедневно посещают занятия, очень часто встречаются с научным руководителем, активно участвуют в общественной жизни университета. 

Заочная – при такой форме обучения аспиранты посещают занятия сессионно, чаще всего один или два раза в месяц, но так же участвуют в общественной жизни. Часто одновременно с учебой занимаются педагогической деятельностью. 

Соискательство – наиболее свободная из форм обучения в аспирантуре. Ее выбирают те, кто давно закончил учебу и по какой либо причине решил получить научную степень. Чаще всего она организуется на договорной основе. 

Для большинства форм существуют разные варианты оплаты. Но если вы задаетесь вопросом о том, как поступить в аспирантуру на бюджет, то выбирайте дневное обучение. Именно для него выделяется наибольшее количество бесплатных мест. 

Варианты карьеры выпускника аспирантуры: 

  • педагогическая деятельность в университете;

  • дальнейшая научная работа с защитой докторской диссертации;

  • административная карьера в университете;

  • политическая карьера;

  • работа на руководящих должностях;

  • работа в научно-исследовательских центрах страны и зарубежья. 

Какую бы карьеру вы не выбрали, помните – занятие наукой – это всегда интересно и престижно!

informatio.ru

Чем магистратура отличается от аспирантуры

В соответствии с Болонской системой существует несколько уровней образования. Первый уровень – бакалаврат; повышение квалификации специалиста (по специальной программе) – магистратура. Аспирантура – переходное звено от квалификации специалиста наивысшего уровня до квалификации научного работника. Бакалавр, магистр, аспирант – абсолютно разные уровни подготовки специалистов.

Определения

Чем магистратура отличается от аспирантуры?

Аспирантура – система подготовки преподавательских, научных кадров из числа магистров и специалистов. Аспирантуру можно проходить и в научно-исследовательских центрах, и в вузах.

Магистратура – система подготовки в вузах специалистов наивысшего уровня. Во время подготовки, такие специалисты работают по обязательным программам обучения, имея право выбора общего образовательного направления и углубленного изучения отдельных дисциплин из сферы специализации.

Отличия

Бакалавриат, магистратура, аспирантура – образовательные ступени в системе высшего образования. Студенты, выбравшие магистерскую программу обучения в вузе, проходят подготовку в магистратуре, где к работе каждого учащегося преобладает индивидуальный подход с учетом углубленного изучения отдельных предметов из сферы его специализации.

Человек, получивший диплом магистра (срок обучения – 2 года) имеет право заняться практической работой, если та соответствует полученной им специальности. Кроме того, магистр может осуществлять преподавательскую работу в средних учебных заведениях. Кроме того, магистры имеют право претендовать на обучение в аспирантуре.

Аспирантура, в свою очередь, является более высокой образовательной ступенью; это структурная единица вуза (или НИ-учреждения), основная задача которой – подготавливать средний и высший преподавательский состав.

Правом на обучение в аспирантуре обладают все студенты, имеющие дипломы специалистов или магистров и получившие, при этом, рекомендации от кафедры, а также от своих научных руководителей. Перед выпуском, аспирант защищает диссертацию кандидата наук, после чего он может продолжить научную работу. Сроки обучения аспирантов, в зависимости от формы обучения – 3-5 лет.

Аспирантура и магистратура (отличия)

  1. Аспирантура, условно говоря, третий уровень подготовки в вузах, в то время, как магистратура – второй.
  2. Аспирантура – форма подготовки преподавательского состава в вузах; магистратура подготавливает лишь специалистов высшей квалификации, впоследствии, имеющих право преподавать не в вузах, а в образовательных учреждениях более низкого уровня аккредитации.
  3. Магистратура – исключительно часть вузовской системы. Аспирантура может быть учреждена и при НИИ, и при других исследовательских организациях.
  4. Для того, чтобы поступить в магистратуру, необходимо иметь диплом специалиста или бакалавра. В аспирантуру можно поступить, обладая дипломом магистра или специалиста (не ниже).
  5. Окончив магистратуру, можно преподавать в средних специальных образовательных учреждениях. При этом, успешно отучившись на аспирантуре, гражданин получает право преподавания в вузах, а также (защитив кандидатскую диссертацию) – ученое звание кандидата наук.

Сравнивая структуру соотношения отличий между магистрами и аспирантами, можно провести грубую аналогию: это то же самое, что сравнивать между собой уровень образованности выпускников 9-11 классов или завучей с учителями. Точно, как после 9 класса, сразу не поступишь в вуз (или, будучи «рядовым» учителем, не станешь директором школы), невозможно получить степень кандидата наук, предварительно не пройдя аспирантуры.

edunews.ru

Что выбрать: магистратуру или аспирантуру?

Магистратура

Система многоуровневого образования, подразумевающая получение степеней бакалавра и магистра, введена у нас уже более 15 лет назад. Споры по поводу эффективности и необходимости такой образовательной практики не утихают до сих пор. Однако почти 200 российских вузов сейчас осуществляют подготовку магистров по более чем 100 различным направлениям, и их число постоянно растет. Что же такое магистратура и кому она нужна?

Согласно закону «Об образовании» 1992 года и многочисленным постановлениям Минобразования (а до этого Госкомвуза), магистратуру можно назвать третьим уровнем высшего образования. Ей предшествуют бакалавриат и полное высшее образование.

Бакалавр получает базовое высшее образование, без какой-либо узкой специализации. Как правило, срок обучения в бакалавриате – 4 года, по истечении которых можно сразу приступить к поиску работы. Если ваша цель – магистратура, то именно бакалавриат соответствующего вуза – лучшая «отправная площадка».

Полное высшее образование подразумевает обучение в течение 5 лет, по окончании которого, сдав госэкзамены и защитив дипломную работу, вы становитесь специалистом или дипломированным специалистом. Собственно, такая подготовка существовала в советских вузах и существует в большинстве российских и поныне, хотя специалитет, по-видимому, постепенно уходит в прошлое.

И степень бакалавра, и диплом специалиста равно считаются высшим образованием, следовательно, позволяют вам поступить в магистратуру. Ответим на ряд вопросов, касающихся получения степени магистра.

Кому следует стремиться к получению степени магистра?

Раньше в магистратуру шли прежде всего те, кто решил посвятить себя академической карьере – научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности или работе в сфере наукоемких технологий.

Сегодня эта особенность магистратуры сохраняется в большинстве вузов, однако с каждым годом появляется все больше программ магистратуры четкой практической направленности и более узкой специализации. Можно сказать, что со все более четким переходом на систему «бакалавриат – магистратура» первый становится источником базовых знаний без специализации, а вторая как раз дает более практические и узкие знания в выбранной области. 

Какова длительность и содержание магистерской программы?

Длительность программы – два года. При поступлении необходимо представить диплом бакалавра, либо дипломированного специалиста, либо специалиста. В первых двух случаях кандидат имеет право на бесплатное обучение (первое высшее), в третьем – только на платное (второе высшее). Магистерская программа включает в себя две приблизительно равные по объему составляющие – образовательную и научно-исследовательскую. Соответственно, по ее окончании необходимо, во-первых, сдать экзамены, а во-вторых – представить научно-исследовательскую работу: магистерскую диссертацию.

Платно или бесплатно?

Если раньше можно было поступить бесплатно только в магистратуру «своего» вуза, то есть того, в котором кандидат окончил бакалавриат или специалитет, то уже несколько лет как эта ситуация изменилась: поступать на бюджетное отделение можно и в другой вуз.

Для тех, кто выбрал научную карьеру, отметим, что магистратура является прекрасной подготовкой к поступлению в аспирантуру с перспективой получения степени кандидата наук. За время обучения в магистратуре будущий аспирант привыкает к самостоятельной научной работе. При этом магистратура ни в коей мере не заменяет и не дублирует последней, так как, в отличие от аспирантуры, академическая часть программы имеет не меньшее значение для подготовки магистра, нежели научно-исследовательская составляющая.

Аспирантура

Если вы твердо решили связать свою жизнь с научной деятельностью или преподаванием, поступление в аспирантуру станет для вас почти необходимым шагом. Аспирантура – стезя будущего кандидата наук.

Степень кандидата достигается защитой диссертации после обучения сроком до 3 лет в очной аспирантуре (или до 4 лет в заочной аспирантуре). За это время предстоит подготовить несколько научных публикаций и сдать 3 кандидатских экзамена – обычно это философия, иностранный язык и экзамен по специальности. Кроме того, у вас будет возможность (или даже обязанность) вести семинары и принимать экзамены – что немаловажно, если вы заинтересованы в преподавательской деятельности.

Помочь вам на пути к статусу аспиранта может, как уже было сказано выше, магистерская степень. Кроме того, необходимо хорошо учиться, писать научные статьи, выступать на вузовских конференциях. Определяющим фактором является мнение о вас ученого совета вуза и вашего научного руководителя.

Помимо вузов, аспирантура существует при различных НИИ. Прием аспирантов в научные институты на порядок ниже, чем в аспирантуру при учебных заведениях: ежегодно в вузовскую аспирантуру поступает свыше 100 тысяч соискателей, в то время как научные институты принимают около 17 тысяч аспирантов в год. Таким образом, к преимуществам аспирантуры при НИИ можно отнести более низкий уровень конкуренции за вакантные места. Наверняка в вашем вузе преподают научные сотрудники – с ними можно договориться о практике, а в дальнейшем – и о поступлении в аспирантуру при НИИ.

Получение степени кандидата наук происходит посредством защиты диссертации перед диссертационным советом. После повторной проверки работы (на этот раз Высшей аттестационной комиссией – ВАК) и при положительном решении комиссии соискатель получает заветную «корочку» кандидата наук.

Немного фактов:

  • Уровень владения иностранным языком должен позволить будущему кандидату наук перевести близко к тексту одну страницу машинописного текста за 1 час.
  • В большинстве своем аспирантура бесплатна, но существуют и платные – особенно при негосударственных вузах и по экономическим специальностям.
  • Учащимся очной формы аспирантуры предоставляется отсрочка от армии на три года; кандидаты наук призыву не подлежат.
  • Если степень кандидата наук – не главная ваша цель, вы можете завершить обучение в аспирантуре без защиты диссертации. В этом случае вам будет выдан диплом об окончании аспирантуры и о сдаче кандидатских экзаменов.
  • Аналог аспирантуры в военных учебных заведениях будет называться адъюнктурой, а в медицинских – ординатурой.
  • Кандидат наук может претендовать на получение степени доктора наук путем поступления в докторантуру, подготовки и защиты докторской диссертации.
  • Получение ученой степени возможно в форме соискательства. В этом случае сдача экзаменов и защита диссертации происходит без отрыва от основного места работы, в аспирантуру или докторантуру соискатели не поступают.

Актуальный вопрос: что даст вам степень кандидата наук на рынке труда, если преподавательской деятельностью вы заниматься не собираетесь? Итак, в каком случае вам следует подумать о защите диссертации:

  • Если вы работаете в сфере наукоемких технологий. Степень кандидата медицинских, биологических, физико-математических и прочих естественных наук гарантирует преимущество при найме на работу высококвалифицированных специалистов. Это касается работы не только в России, но и за рубежом.
  • Если вы хотите стать руководителем высшего звена в России. На Западе отечественные кадры, имеющие степень по гуманитарным наукам (экономика, юриспруденция, социология), ценятся значительно ниже, нежели «естественники». В вакансиях же наших предприятий нередко можно встретить желательность наличия ученой степени – так что решение защитить диссертацию для будущего ведущего юриста или финансового директора стратегически оправдано.

Грядут перемены

В 2015 году должны вступить в силу новые стандарты для магистратуры и аспирантуры, которые серьезно ужесточают требования к аккредитации таких программ в вузах и НИИ. Согласно этим изменениям, многие вузы потеряют право предлагать магистерские и аспирантские программы. Освободившиеся места будут перераспределены в пользу ведущих вузов страны, которые смогут обеспечить все требования к этим программам. Причем это будут не только столичные университеты, так как Министерство образования и науки РФ планирует обеспечить магистратурой и аспирантурой крупные региональные вузы.

www.begin.ru

Онлайн-интервью с к.ю.н., доцентом, деканом факультета подготовки кадров высшей квалификации РГУП Верой Михайловной Дуэль | КонсультантПлюс

Онлайн-интервью с к.ю.н., доцентом, деканом факультета подготовки кадров высшей квалификации РГУП Верой Михайловной Дуэль

Как поступить в аспирантуру, какие существуют формы обучения в аспирантуре, каковы ее отличия от соискательства, насколько она сегодня востребована — об этом и многом другом рассказала к.ю.н., доцент, декан факультета подготовки кадров высшей квалификации РГУП Вера Михайловна Дуэль.

КонсультантПлюс: Что такое аспирантура в целом? В чем ее отличие от обучения в вузе, каковы ее цели?

В.М. Дуэль: В соответствии с ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 N 273 «Об образовании» аспирантура является третьей ступенью высшего профессионального образования. Таким образом, в настоящее время выстроилась следующая система обучения:

— бакалавриат;

— специалитет, магистратура;

— подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура).

Такая система предполагает преемственность и непрерывность образования и требует единых подходов к процессу обучения.

В этой связи процесс обучения аспирантов построен по типу обучения бакалавров и магистров: учебный год делится на семестры, предполагает не менее двух промежуточных аттестаций (сессий), обучение завершается государственной итоговой аттестацией (ГИА). Выпускникам аспирантуры, успешно прошедшим ГИА, выдается документ о высшем образовании и о квалификации «исследователь; преподаватель-исследователь».

Основной особенностью аспирантской подготовки является необходимость в течение всего периода обучения, помимо освоения учебных дисциплин, проведения научных исследований, направленных на подготовку и защиту диссертации. Соответственно, промежуточная аттестация аспиранта состоит не только из зачетно-экзаменационной сессии, но и отчета о проделанной научной работе: подготовленных статьях, участии в научных мероприятиях и т.д., а ГИА включает два аттестационных испытания: сдачу государственного экзамена и представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации).

КонсультантПлюс: Какие формы обучения есть в аспирантуре?

В.М. Дуэль: Формы обучения определяются федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ВО). По направлению 40.06.01 Юриспруденция предусмотрены две формы обучения: очная (срок обучения 3 года) и заочная (срок обучения 3,5 — 4 года).

КонсультантПлюс: Что такое соискательство и чем оно отличается от аспирантуры?

В.М. Дуэль: Термин «соискательство» в настоящий момент не применяется. Взамен ему была введена формулировка «прикрепление лица к образовательной или научной организации для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)».

Прикрепленное лицо не может получить диплом о высшем образовании уровня аспирантуры и квалификацию «исследователь; преподаватель-исследователь», но, при наличии сданных кандидатских экзаменов и определенного количества статей в журналах, рецензируемых Высшей аттестационной комиссией при Минобрнауки России, имеет возможность представить подготовленную диссертацию в диссертационный совет. Прикрепить лицо для подготовки диссертации по определенной специальности может только та организация, на базе которой функционирует диссертационный совет по данной специальности. Как правило, процедура прикрепления сопровождается собеседованием претендента с предполагаемым научным руководителем или заведующим профильной кафедрой.

Также появилась новая категория — экстерны, т.е. лица, прикрепляемые к образовательной или научной организации для сдачи кандидатских экзаменов без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).

КонсультантПлюс: Как поступить в аспирантуру? Какие требования предъявляются к поступающим? Требуется ли наличие научного руководителя у поступающего в аспирантуру? Обязан ли он получить от него согласие на исследовательскую работу по конкретной тематике?

В.М. Дуэль: На сайте любого вуза, имеющего аспирантуру, размещены правила приема в аспирантуру, включающие: перечень необходимых документов, сроки их подачи, программы вступительных экзаменов, график проведения вступительных испытаний и прочее. Они ежегодно обновляются.

Прием в аспирантуру осуществляется на конкурсной основе, что предполагает зачисление на обучение по программам подготовки кадров высшей квалификации наиболее способных и подготовленных претендентов, имеющих образование не ниже высшего (специалитет или магистратура).

Научный руководитель назначается аспиранту не позднее 3 месяцев после зачисления в аспирантуру. В этот же период должна быть утверждена тема научно-исследовательской работы (диссертации). Тема диссертации утверждается Ученым советом вуза по представлению профильной кафедры.

Как правило, после зачисления аспирантов профильная кафедра проводит с ними собеседование с целью выявления круга научных интересов. После чего каждому аспиранту назначается научный руководитель (сфера научных интересов аспиранта и его руководителя должны пересекаться). Далее аспирант и его наставник формулируют тему и план научного исследования для последующего обсуждения на кафедре. В процессе обсуждения тема и план могут быть скорректированы. В отдельных случаях аспиранта просят доработать проект, представить более аргументированную позицию в пользу заявленного направления исследования либо представить альтернативный вариант. Одобренная профессорско-преподавательским составом тема диссертационного исследования фиксируется в протоколе заседания кафедры и направляется для утверждения в Ученый совет.

КонсультантПлюс: Можно ли поступить в аспирантуру не по своей специальности? Можно ли поступить в аспирантуру по истечении многих лет после завершения обучения в вузе?

В.М. Дуэль: Можно. При наличии диплома специалиста или магистра. Также российским законодательством не установлены временные ограничения для поступления в аспирантуру. Поступать можно по истечении любого количества лет после получения диплома специалиста (магистра).

КонсультантПлюс: Востребована ли сегодня аспирантура у выпускников?

В.М. Дуэль: Да, конечно. Вообще аспирантура нового формата (как уровень высшего образования), безусловно, интереснее и перспективнее. Она дает возможность выпускнику выбирать разные виды деятельности: заниматься научно-исследовательской деятельностью, преподавать в вузе, применить полученные знания на практике. При этом такие возможности подкреплены соответствующим дипломом.

Но нужно помнить, что в аспирантуру может поступить лицо, имеющее диплом специалиста или магистра.

КонсультантПлюс: Можно ли совмещать обучение в аспирантуре с работой?

В.М. Дуэль: Согласно действующему законодательству, аспиранты любой формы обучения могут совмещать свое обучение с работой (см., напр., ст.ст. 59, 173.1 Трудового кодекса РФ).

КонсультантПлюс: Какие рекомендации вы можете дать студентам, которые планируют связать свою жизнь наукой: что им следует предпринять сейчас?

Будущим аспирантам, а ныне студентам дала бы такой совет. Уже с первых курсов необходимо интересоваться научными мероприятиями. Изначально их можно посещать в качестве слушателей, далее пробовать себя как оратора, участника дискуссий, автора научных статей. Также хороши научные кружки, позволяющие освоить приемы и методы научных исследований, развивающие аналитические способности и прочее. Кроме того, необходимо изучать иностранные языки, что значительно расширит возможности проведения сравнительного исследования и даст потрясающую возможность участвовать в международных конкурсах, конференциях и грантах.

 

Студенческие вопросы

Аспирантура


www.consultant.ru

Магистратура после специалитета по другой специальности

 Специалитет долго удерживал позиции системы классического высшего образования. Сегодня он отживает свое, уступая место «болонскому» стандарту – бакалавриату. Но специалистов еще достаточно, чтобы вопрос об обучении в магистратуре после специалитета сохранял актуальность.

Ответ известен, понятен, прозрачен.

  • Да, стать магистрантом держатель диплома специалиста/дипломированного специалиста может. Доступно поступление в тот же вуз, где получено первое образование, или другой (российский, зарубежный).
  • Направление специалист определяет сам (смежная специальность, новый профиль, та же специализация).
  • Держатели дипломов образца до 2010 г. имеют возможность поступить в магистратуру после специалитета на условиях одного высшего образования. Остальные становятся магистрантами по программе второго высшего (платного) образования (80%+ случаев).

 

Кому подходит данный выбор?

Цели обучения отличаются, эксперты отмечают среди популярных причин три:

  • потребность карьерного роста (30% магистрантов): магистратура после специалитета по той же специальности – 2-й уровень профессиональной подготовки, дает право занимать руководительские должности, продвигаться в смежные функциональные направления, заниматься аналитикой, исследованиями;
  • необходимость смены профиля (50% студентов): первичный выбор специальности нередко оказывается ошибочным, рынок работодателей меняет тренды, технологии совершенствуются, требуются новые специалисты новых областей;
  • отсрочка от военной службы: после специалитета можно поступить в магистратуру, чтобы углубить знания и на 2 года продлить законное право не идти служить.

Магистрантов мотивирует желание работать на иностранного работодателя (для него специалист – непонятная, неизвестная квалификация, а магистр – признанный профессионал, практик, аналитик на международном поле), сменить профиль, продвинуться на работе по горизонтали/вертикали.

Поступление в магистратуру после специалитета по другой специальности

Можно ли после специалитета поступить в магистратуру на другой факультет? Закон об образовании не отменяет такой возможности, но некоторые вузы устанавливают свои ограничения для радикальной смены профиля (филолог – биолог, медик – инженер). Принимая решение, важно понимать: магистранты не учат азы профессии, они занимаются:

  • ведением исследовательских проектов;
  • приобретением навыков аналитики;
  • освоением первичной базы умений педагога (в рамках выбранного профиля).

Без общего представления о новой специальности, понимания ее законов/закономерностей, основ учиться магистранту сложно. Де-факто вам придется самостоятельно осваивать азы специализации, разбираться, углубляться. Есть такая готовность – можно менять направление, но времени учебе придется посвятить много. Плюс при поступлении (на усмотрение вуза) может потребоваться сдача дополнительных экзаменов (по новому профилю).

 

Обучение после специалитета по той же специальности в магистратуре

Выбор факультета определяет, сколько учиться в магистратуре после специалитета. Минимальный срок, установленный Госстандартами/законом, – 2 года. При смене специальности сокращение исключено.

Выбор смежного направления позволит перезачесть часть обязательных дисциплин – перенести (если они уже сдавались на специалитете) из вкладыша диплома специалиста. Из других плюсов обучения той же специальности:

  • большой интерес: изученное ранее подкрепляется практическими исследованиями, научными экспериментами;
  • понятная программа: когда есть базовое понимание, проще работать с новыми данными;
  • возможность совмещения работы/учебы.

Выбирая смежную/свою специальность, вы выигрываете во времени, получаете доступ к новому уровню профессиональной подготовки и меняете некотируемый (вне РФ) диплом на престижную степень магистра.

Адрес поступления:

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

Контакты приемной комиссии:
Телефон: +7 (495) 800 10 01

E-mail: [email protected]

График работы приёмной комиссии:
Пн – Пт: 08:30 – 22:10;
Сб – Вс: 10:00 – 17:00;

 

synergy.ru

Бесплатное образование за рубежом — Пора валить? Все об эмиграции.

Основы. Уровни обучения.

После школы многие поступали на специалитет, сейчас специалитет практически исчез и появились бакалавриат и магистратура. Тут могут быть варианты:

· После специалитета можно поступать в магистратуру или аспирантуру (некоторые программы только в США, где есть сдвоенные программы магистратуры+аспирантура),

· После бакалавриата можно поступать в магистратуру или аспирантуру (некоторые программы только в США, где есть сдвоенные программы магистратуры+аспирантура),

· После магистратуры можно поступать в магистратуру или аспирантуру,

· После нашей аспирантуры можно в принципе поступать на вторую аспирантуру, но маловероятно, что вас возьмут, т.к. возникнет вопрос, нафига вам вторая научная степень, вы не уверены в том, что хотите делать, зачем вы занимались чем–то, в чем неуверенны последние лет 10?

· После аспирантуры исследователи поступают на постдокторские программы – вы получаете возможность в течение года – двух проводить исследование, заниматься научной работой, за это вам будут платить нескромные деньги, и как правило, предоставят проживание.

Деньги выделяет фонд или университет, который получил грант на реализацию какого–то проекта или выполнения исследования и нанимает вас для выполнения оного и освоения средств. При поступлении в магистратуру или аспирантуру можно менять (несильно!) специальность. Понятия второго высшего нет, нужно либо заново учиться на бакалавриате, либо поступать в магистратуру по другой специальности.


Аспирантам дают чаще.

Понятно, что чем выше ступень обучения (бакалавриат, магистратура, аспирантура), тем больше возможности для получения финансирования, и получить стипендию несколько проще.

Спонсоры (ВУЗы, фонды и пр.) заинтересованы в специалистах, которые уже подготовлены, обладают определенными навыками, знаниями и

мозгами пр. вещами, которых нет у выпускников школ. Т.е. предоставляя стипендию или грант университет не занимается меценатством, а инвестирует в вас, чтобы вы на выходе реализовали какой–то проект, написали научный труд или что–то еще сотворили, а университет смог подписаться, что это он вам помог. Конечно, никто не заставит вас вернуть университету потраченные на вас тысячи долларов, если вы ничего подобного не сделаете Просто вопрос вашего финансирования зависит от вашего потенциала сделать что–то из вышеупомянутого.

«Бесплатные» университеты Европы

В европейских странах можно учиться бесплатно на английском языке в магистратуре в следующих странах: Германия, Франция, Финляндия, Норвегия, Дания, Чехия, Греция, Исландия, Австрия, Турция. Во многих государственных университетах этих стран образование для иностранцев бесплатное, а в связи с глобализацией множество программ преподается на английском языке. Другой плюс в том, что поступая, вы соревнуетесь не со всеми абитуриентами, включая местных, а только с иностранцами.

Почему «бесплатные» в кавычках?

Потому, что университеты берут взносы со своих студентов, например, за пользование библиотекой и спортзалом, и пр. Взносы могут варьироваться от 42 до 350 евро в семестр. Также, если Вы поступили в один из таких «бесплатных» университетов, и не искали дополнительного финансирования, то для того, чтобы получить визу Вам потребуется открыть счет в банке той страны, куда вы хотите поехать учиться и иметь там сумму, достаточную, по меркам правительства, на проживание и питание в течение всего периода обучения.

Продолжительность обучения в магистратуре 2 года, за исключением Британии – как правило 1 год. Деньги вы сможете снимать ежемесячно не более определенной суммы. Допустим, в Германии прожиточный минимум в месяц около 600 евро (цифра примерная), у вас на счете в банке должно лежать 600* 24 месяца. И снимать вы сможете 600 евро в месяц – не более. Если не набрать сумму – Вам не дадут визу. Есть вариант обойтись без этого счета – искать стипендию, даже если она не будет покрывать полностью прожиточный минимум, вам не нужно будет заморачиваться с открытием счета в другой стране, искать поручителя и пр.

Где деньги, Зин?

Как найти стипендию на обучение за границей? Есть несколько общих направлений: стипендия правительства принимающей страны, стипендия университета, гранты неправительственных организаций, стипендии родного правительства и т.п.

Правительство принимающей страны. Например, есть множество грантов, который выделяет Евросоюз для граждан третьих стран. Самый известный — Erasmus Mundus. Эта программа покрывает полностью стоимость обучения в магистратуре и проживание. Минусы – вы не можете сами выбрать университеты, в которых хотите учиться. Т.е. вы поступаете на программу, в описании которой значится как правило 4 или 6 университетов–партнеров, есть и по 12 и 15 штук. А значит вас могут отправить в любые два из перечисленных.

Вы, конечно, можете указать предпочтения, но выбираете не вы, а координаторы программы. Есть хорошие программы с интересными университетами, куда очень реально поступить, есть нереально сложные программы (4 стипендии, россиянам никогда не выдавались раньше), есть университеты в жопе мира, могут дать один очень классный вуз где–нибудь в Лондоне, на второй год нужно будет в литовский или польский провинциальный городок поехать и зубрить польский летом в захолустье (no offence implied). Если решили поехать учиться, зайдите на сайты правительства страны (тыц, тыц и т.п.), почти все страны Европы предоставляют гранты или стипендии для иностранных студентов. Большая часть из них опубликована на английском языке. Например, грант Chevening для обучения в Великобритании, покрывает обучение + питание и проживание + перелет.

Требуйте полного налива пива!

Деньги на обучение от университета. Множество ВУЗов, даже если обучение там платное, могут выделять стипендии для поступающих, в том числе неграждан ЕС. Условия, требования, сроки подачи разные, нужно отдельно смотреть каждую программу и каждый ВУЗ.

pora-valit.livejournal.com

Магистратура и аспирантура: стоит ли учиться дальше?

В настоящее время идет процесс интеграции высшей школы России в Европейское пространство. Это приводит к тому, что требуется новый взгляд на систему высшего профессионального образования в целом. Дипломы магистров гарантируют мобильность в трудоустройстве и сопоставимы во всех странах мира. Качественное высшее образование, соответствующее международным стандартам, — это перспективные возможности построения научной или бизнес-карьеры в России или за рубежом.

Сейчас происходит обновление Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Большинство университетов и других высших учебных заведений одним из приоритетных направлений своей деятельности считают реализацию магистерских программ подготовки. Как следствие происходящих перемен в сфере высшего образования некоторые российские университеты столкнулись с тем, что им придется обновлять форму и содержание предоставляемых образовательных услуг. Согласно международным образовательным стандартам процесс создания эффективных механизмов развития специальностей и факультетов длительный и непростой.

Сложности переходного периода

В результате реформы высшего профессионального образования должен быть осуществлен переход на двухуровневую систему. Первый уровень – бакалавриат, срок обучения на этом уровне составляет 4 года. Второй уровень – магистратура, срок обучения 6 лет, из них 4 года бакалавриат и 2 года магистратура. Россия сейчас находится в процессе перехода на 2-х уровневую систему образования. К такой реформе в настоящее время готовы далеко не все вузы. Не каждый вуз может предоставить образовательные услуги по всему спектру специальностей и направлений подготовки, не каждый вуз может иметь аспирантуру и магистратуру. Поэтому, выбирая вуз, нужно учитывать не только его специализацию, но и возможность в дальнейшем обучаться в магистратуре или аспирантуре в его стенах. Специфика некоторых профессий предполагает после 4-х лет обучения по программе бакалавриата для дальнейшей успешной практической деятельности пройти 2-х летний курс магистратуры.

Переход сферы высшего образования на европейские стандарты вне сомнения принесет ощутимые преимущества будущим выпускникам вузов. Однако и высшим учебным заведениям и будущим студентам придется столкнуться с определенными сложностями в процессе переходного периода. С введением новой системы образования очень важно сделать правильный выбор формы и программы образования: в течение какого времени вы готовы обучаться, хотите ли вы получить высшее образование или вам будет достаточно степени бакалавра, может быть вам требуется полное высшее образование – магистратура, или же вы желаете обязательно поступить в аспирантуру. Ответив для себя на эти вопросы, вы сможете определиться с чего начинать — колледж или бакалавриат, и чем закончить обучение — магистратура или аспирантура.

Для чего придумали магистратуру?

Магистр – это самый высокий уровень профессионального образования, вторая ступень после бакалавриата. Обучаясь в магистратуре можно дополнить базовое образование и получить степень магистра по другой специальности или профильному направлению. Основное преимущество магистратуры – приобретение опыта профессиональной деятельности, получение практических знаний, глубокое понимание практических проблем. Кроме того, в магистратуре можно получить опыт научно-исследовательской работы.

Учеба в магистратуре кроме престижности является ещё и объективной необходимостью для построения успешной карьеры, особенно по таким направлениям как менеджмент, экономика, политология, социология, юриспруденция, экология и природопользование. В феврале 2011 года приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Академии МНЭПУ дано право на ведение образовательной деятельности по данным направлениям подготовки магистров.

Программы магистратуры можно разделить на обучающие — содержат курс лекций и семинаров с последующей защитой итоговой работы, — и исследовательские – здесь студенты под наблюдением преподавателя проводят самостоятельные исследования в интересующей области. При очной форме обучения срок обучения – 2 года, при заочной – 3 года.

После окончания обучения в магистратуре можно продолжить обучаться в аспирантуре, обучение в которой в российских вузах продолжается в течение 3 лет, при заочной форме обучения – 4 года. Аспирантура представляет собой форму повышения квалификации, основная цель которой  — подготовка к соисканию ученой степени кандидата наук. Итогом обучения в аспирантуре становится защита кандидатской диссертации, после чего аспиранту присваивается степень кандидата науки и он может продолжить обучаться в докторантуре. Аспирантура – отправная точка для тех, кто хочет посвятить свою деятельность науке.

В аспирантуре приобретается умение организовать и реализовать какой-либо проект, находить и устанавливать контакты в профессиональной сфере. Обучаясь в аспирантуре, вы имеете возможность накопления социального капитала.

Аспирантуру можно успешно совмещать с текущей работой, если у вас хорошие навыки самоорганизации. Такую возможность предоставляет соискательство и заочная аспирантура.

Аспирантура становится привлекательной

Выпускники вузов, ориентированные на стремительный карьерный рост, зачастую ставят под сомнение целесообразность дальнейшего обучения в аспирантуре. Обучение в аспирантуре обычно ассоциируется с временными, интеллектуальными и финансовыми затратами. В то же время практические выгоды и жизненные перспективы в процессе обучения и после получения ученой степени достаточно туманны. Теперь, в процессе интеграции российского высшего образования в европейское пространство, аспирантура становится все более привлекательной.

Новые связи, слава, деньги

Все более активно к учебному процессу привлекаются специалисты партнерских организаций отечественных и зарубежных, ведущие профессора из университетов США и Европы. У аспирантов сейчас все больше возможностей претендовать на стипендии и гранты, принимать участие в международных конференциях, проходить стажировки в других странах, налаживать новые связи и находить новые контакты. Стипендии и гранты в настоящее время имеют впечатляющие размеры. Однако принимать участие в конкурсах на их получение могут только студенты, научные работники и аспиранты, обучающиеся в официальных организациях.

Аспирантура или второе высшее образование

Реальной альтернативой второму высшему образованию может стать аспирантура. Например, у вас уже есть высшее образование психолога или филолога, но вы хотите стать профессионалом в какой-то другой области. Послевузовское профессиональное образование сегодня можно получить в аспирантуре Академии МНЭПУ. Вы можете обучаться по приоритетным на сегодняшний день направлениям науки: экономике, политологии, юриспруденции, экологии, геоэкологии.

Перспектива карьерного роста

Сегодня бытует мнение, что наличие кандидатской степени ни в коей мере не повышает рейтинг соискателя на вакансию в глазах работодателя. В действительности это не так. Наличие ученой степени – залог успешной карьеры для госслужащего. При распределении должностей в органах законодательной, исполнительной и судебной власти по-прежнему принимается во внимание факт наличия ученой степени. В первую очередь, когда речь идет о ключевых должностях.

Отличная мотивация

Хорошей мотивацией к обучению является платная аспирантура. Это будет ваш осознанный выбор, поэтому и отношение к учебе более серьезным. Зачастую аспиранты бюджетной аспирантуры в итоге бросают её от усталости, разочарования или просто лени. Если вы вложили собственные деньги в аспирантуру, то это будет дополнительной страховкой забросить обучение раньше времени. И чем больше собственных ресурсов вы вложите в обучение, тем сложнее будет вам отказаться от итоговой защиты диссертации. Вложенные средства и приложенные усилия не должны пропасть впустую.

ucheba02.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *