Заработная плата в бюджетных организациях
Замечание 1
Внедрение современных систем выплаты заработной платы в бюджетных организациях и учреждениях обеспечивают соответствующие изменения в процессах управления и использования кадровых ресурсов на более эффективном уровне. Также стоит отметить, что гарантированные и предсказуемые расходы в системе бюджетного права – это те расходы, которые являются запланированными совершенно для любого учреждения.
Оплата труда работников, то есть заработная плата – это определенное вознаграждение за выполненный труд в строгой зависимости от квалификации сотрудников, качества, сложности, условий и количества выполненной работы. Кроме того, в систему заработной платы входят и стимулирующая часть выплаты. В стимулирующую часть входят такие определения, как надбавки и доплаты, а также соответствующие премии, которые могут быть выплачены работникам по истечению отчетного периода: месяца, квартала, полугодия или года.
Расчет заработной платы
Заработная плата для сотрудников, которые работают в бюджетной сфере, в значительной степени отличается от заработной платы иных предприятий или частных организаций. Вся система формируется, вводится, контролируется и регулируется законодательными актами и нормами бюджетного права, которое принято на территории Российской Федерации.
К системе расчета заработной платы бюджетников можно отнести следующие денежные выплаты:
- Заработная плата. Зарплата выплачивается строго в соответствии с должностным окладом и по установленным ставкам, а также за установленное время, работу в ночное время и в праздничные дни.
- Надбавки. Они, как правило, выплачиваются за выслугу отработанных лет. Кроме того, здесь учитывается квалификационный разряд в соответствии с положением об оплате труда. Все приказы и прочие постановления подписываются руководством бюджетной организации.
- Отпускные. Данная выплата выплачивается за ежегодный отпуск, а также в виде компенсации за неиспользованные дни отпуска. Кроме того, отпускные могут быть выплачены в пользу обучения работника.
- Выплаты необходимых компенсаций и пособий, которые выплачиваются за периоды временной нетрудоспособности.
- Прочие расходы по заработной плате. Например, это выплаты стимулирующего или поощрительного характера.
Стоит отметить, что существует еще два вида денежных выплат, которые предусмотрены исключительно в системе бюджетного права:
- Во-первых, это компенсации и пособия самого различного уровня.
- Во-вторых, это ежемесячные пособия, которые выплачиваются сотруднику на детей.
Основание к начислению заработной платы
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации установлены определенные основания, которые ведут к начислению заработной платы в системе бюджетных учреждений. Основания могут быть следующие:
- Приказ руководителя предприятия или организации об увольнении, зачислении и перемещении сотрудников на основании штатного расписания и прочих локальных актов.
- Табель соответствующего учета об использовании всего рабочего времени и необходимого расчета всей заработной платы.
- Записка – расчет об использовании рабочего времени.
- Прочие учетные документы, которые созданы и подписаны руководителем организации и предприятия.
Замечание 2
Все необходимые выплаты, которые подвергаются начислению работникам, должны быть произведены в течение одного календарного месяца после подписания соответствующего приказа или постановления работодателя предприятия, организации или компании.
spravochnick.ru
Оплата труда в бюджетных организациях. Ответы на вопросы
Ответы на вопросы, возникающие при оплате труда в бюджетных организациях, нашли отражение в интервью с Татьяной Анатольевной Лукьянчиковой.
Бюджетная организация производит сторожу доплату за работу в ночное время. Как определить часовую тарифную ставку для оплаты ночных часов: исходя из среднемесячного количества рабочих часов с учетом годового баланса рабочего времени или исходя из расчетной нормы рабочего времени каждого конкретного месяца?
Часовые тарифные ставки, определяемые путем деления месячной тарифной ставки на среднемесячное количество рабочих часов с учетом годового баланса рабочего времени, применяются при введении почасовой оплаты труда <*>.
Введение почасовой оплаты труда должно быть отражено в коллективном договоре и трудовом договоре с работником.
Если в организации почасовая оплата труда не установлена, определение часовых тарифных ставок (например, для определения размера компенсирующих выплат за работу в сверхурочное время, государственные праздники, праздничные и выходные дни, ночное время и в других случаях, предусмотренных законодательством о труде) можно производить на основе расчетной нормы рабочего времени
Работник бюджетной организации отправляется в командировку за границу. Суточные ему выплачиваются за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности. Можно в этом случае выплатить суточные сверх установленных размеров?
Нет.
Нормы оплаты командировочных расходов при служебных командировках за границу, в том числе нормы расходов за проживание вне места постоянного жительства (суточных), определены законодательством <*>.
При этом не имеет значения, за счет каких средств (бюджетных или внебюджетных средств от приносящей доходы деятельности) выплачиваются суточные.
Может ли бюджетная организация взять на работу на время трудового отпуска сторожа другого работника, ведь в штатном расписании нет лишней единицы?
Да, работник может быть принят на работу по срочному трудовому договору.
Срочный трудовой договор может заключаться на время выполнения обязанностей временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с ТК сохраняется место работы <*> .
Может ли бюджетная организация предоставлять своим работникам дополнительный отпуск за продолжительный стаж работы и поощрительный отпуск согласно ст. 160 ТК?
Да, руководитель бюджетной организации вправе предоставлять работникам указанные разновидности дополнительных трудовых отпусков.
Работникам, имеющим продолжительный стаж работы в одной организации, отрасли, наниматель может устанавливать дополнительный отпуск за продолжительный стаж работы до 3 календарных дней. Порядок, условия предоставления и продолжительность этого отпуска определяются коллективным или трудовым договором, нанимателем <*>.
Дополнительные поощрительные отпуска могут устанавливаться коллективным договором, соглашением или нанимателем всем работникам, отдельным их категориям (по специальностям и видам производств, работ, структурных подразделений), а персонально — трудовым договором <*>
Продолжительность поощрительного отпуска ТК не установлена. Поскольку решение вопроса предоставления данного отпуска предоставлено нанимателю (руководителю бюджетной организации), то в соответствующем документе (коллективном, трудовом договоре) устанавливаются продолжительность поощрительного отпуска, условия его предоставления, а также порядок и условия, при которых продолжительность этого отпуска может уменьшаться (сокращаться).
В учреждении здравоохранения медработникам начисляется зарплата за отработанные часы сверх установленной нормы рабочего времени, применяемой в медицине. Как учесть эту зарплату и часы, отработанные сверх установленного времени, при расчете доплаты до минимальной заработной платы?
В сумму заработка работника, применяемого при расчете доплаты до минимальной заработной платы (МЗП), включается заработная плата за выполненную работу и отработанное время <*> . Соответственно в указанный расчет включается и заработная плата за работу, выполняемую медицинскими работниками сверх продолжительности рабочего времени по основной работе.
При этом размер МЗП определяется с учетом отработанного работником времени <*>.
В Положении о премировании бюджетной организации предусмотрено, что выплата некоторых премий производится в фиксированных суммах независимо от фактически отработанного времени. Причем часть из них связана с выполнением трудовых обязанностей, часть — нет. Как такие выплаты учитывать при расчете отпускных и среднего заработка за время нахождения в служебной командировке?
Выплаты, не относящиеся к оплате труда, выплаты социального характера не учитываются при исчислении среднего заработка <*>.
При исчислении среднего заработка, сохраняемого за время трудового и социального отпусков, премия (установленная в фиксированной сумме за выполнение трудовых обязанностей) включается в заработную плату того месяца, на который она приходится согласно лицевому счету, в полном размере независимо от фактически отработанного времени в этом месяце <*>.
При исчислении среднего заработка за время нахождения в служебной командировке премия (установленная в фиксированной сумме за выполнение трудовых обязанностей) включается в начисленную заработную плату того месяца, на который она приходится согласно лицевому счету, и учитывается пропорционально отработанному времени в этом месяце <*>.
В бюджетной организации отдельным работникам с повременной оплатой труда установлен суммированный учет рабочего времени с учетным периодом — квартал. Оплата производится по часовым тарифным ставкам за фактически отработанное время. При этом часовая тарифная ставка определяется путем деления размера месячной тарифной ставки (оклада) работника на среднемесячную расчетную норму рабочего времени календарного года. Правомерно ли это?
Да.
Если работнику бюджетной организации установлена почасовая оплата труда, то часовая тарифная ставка (оклад) определяется путем деления месячной тарифной ставки (оклада) на среднемесячное количество рабочих часов, установленное нормативными правовыми актами, с учетом годового баланса рабочего времени <*>.
Выпускник БГУ, закончивший учебу с отличием, распределился на работу в бюджетную организацию. Он включен в банк данных талантливой и одаренной молодежи. Положена ли ему повышенная заработная плата?
Да.
Молодым специалистам — выпускникам БГУ, завершившим обучение с отличием и работающим по распределению в бюджетных организациях, в первые пять лет работы тарифные оклады повышаются на 10% <*>.
Также тарифные оклады повышаются на 50% молодым специалистам с высшим образованием, включенным в банки данных одаренной и талантливой молодежи и направленным на работу по распределению в организации, финансируемые из бюджета. Указанное повышение осуществляется в течение двух лет с момента заключения трудового договора или контракта <*>.
Старший инспектор отдела кадров вуза согласно приказу временно замещает начальника отдела на время его трудового отпуска. Как в таком случае производится его оплата труда?
При временном заместительстве в бюджетных организациях замещающему работнику (за исключением штатного заместителя) оплата труда производится исходя из тарифного оклада по должности замещаемого работника <*>.
Все другие выплаты (повышения тарифного оклада, надбавки, доплаты) производятся замещающему работнику в соответствии с условиями его трудового договора, а премирование — в соответствии с Положением о премировании, утвержденным в организации.
На время отпуска основного работника по уходу за ребенком до 3 лет на работу в бюджетную организацию принят бухгалтер без категории. В мае ему присвоена 2-я квалификационная категория. Можно ли ему производить оплату за категорию, если в штатном расписании организации предусмотрена должность бухгалтера без категории?
Да, в данном случае бухгалтеру устанавливается надбавка за наличие 2-й квалификационной категории в размере 15% тарифного оклада <*>.
Одновременно отметим следующее.
Указание квалификационной категории по должности специалиста не образует нового наименования должности <*>.
Соответственно наименование должности в штатном расписании «бухгалтер» не должно содержать указаний о наличии квалификационной категории либо об ее отсутствии.
Информация об имеющейся у конкретного работника присвоенной квалификационной категории может быть отражена в штатном расписании организации, но без отношения к наименованию должности.
ilex.by
Особенности начисления оплаты труда в учреждениях бюджетной сферы РФ
Одним из важнейших направлений деятельности бухгалтерии учреждения любого типа является учет заработной платы. Этот участок призван обеспечить оперативный контроль за использованием средств фонда оплаты труда, различных выплат социального характера, а также качеством и количеством труда работников учреждения. Данная статья посвящена учету заработной платы в учреждениях бюджетной сферы РФ, его основным особенностям и принципам.
В соответствии со ст. 129 ТК РФ [1], заработная плата представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты.
Системы оплаты работников государственных и муниципальных учреждений, в соответствии с положениями ст. 144 ТК РФ [1], локальными нормативными актами, коллективными договорами, соглашениями и иными нормативными правовыми актами РФ для федеральных государственных учреждений, в учреждениях субъектов РФ и муниципальных учреждениях они дополняются законами, нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления.
На сегодняшний день в бюджетной сфере в отношении различных категорий сотрудников используются разные виды систем оплаты труда, которые регулируют соответствующие нормативные правовые акты.
Так, например, оплата работников федеральных государственных учреждений осуществляется в соответствии с положениями ТК РФ и постановлением Правительства РФ №583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов…» от 05.08.2008 г.
Для работников муниципальных учреждений и государственных учреждений субъектов РФ регулирование оплаты труда осуществляется на основании федеральных законов РФ, законов и актов органов местного самоуправления, субъектов РФ и Единых рекомендаций по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из федерального, региональных и местных бюджетов на соответствующий год [2].
Для муниципальных служащих оплата труда осуществляется в виде денежного содержания, она регулируется ФЗ № 25–ФЗ «О муниципальной службе в РФ» от 02.03.2007 № 25–ФЗ и иными муниципальными правовыми актами;
Оплата труда государственных гражданских служащих также представлена в виде денежного содержания. В данной категории правовые акты подразделяются на 2 группы, регулирующие оплату труда федеральных служащих и служащих субъектов РФ. Они регулируются ФЗ № 79–ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 г. (для обеих групп), Указом Президента РФ № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» от 25.07.2006 г., постановлением Правительства РФ № 562 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих» от 06.09.2007 г. и соответствующими нормативными актами субъектов РФ.
Оплата труда категории лиц, имеющих специальные звания, военнослужащих и приравненных к ним осуществляется в соответствии с положениями отдельных федеральных законов в виде денежного довольствия.
Для остальных категорий сотрудников нормативно–правовой базой оплаты труда являются различные ФЗ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственных нормативных актов и т.д. Например, постановление Правительства РФ № 1027 «Об упорядочении оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства» от 30.12.2000 г.
Перечень осуществляемых в пользу специалистов бюджетной сферы выплат, порядок их исчисления, выплаты, определяется нормативно–правовыми актами, содержащими правила оплаты труда работников и регламентирующими иные, связанные с оплатой труда, вопросы. Так, системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются на основании действующих в субъектах локальных нормативных актов, коллективных договоров и соглашений.
При формировании систем оплаты труда учреждениям необходимо учитывать положения единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Данные рекомендации издаются ежегодно на основании ст. 135 ТК РФ.
Органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления при разработке нормативно–правовых актов по вопросам оплаты труда работников учреждений рекомендовано следующее [7]:
- не допускать установления различных размеров должностных окладов, тарифных ставок, разного рода повышающих коэффициентов для работников с одинаковой квалификацией, выполняющих одинаковую работу по одним и тем же должностям;
- не допускать снижения достигнутого уровня оплаты труда при условии сохранения за работником того же объема должностных обязанностей и выполнения работ той же квалификации;
- соблюдать принцип оптимального соотношения уровней оплаты труда руководителей и работников учреждений.
Стоит отметить, что начиная с 1 января 2017 года бюджетные учреждения всех уровней и типов должны соблюдать предельные соотношения зарплаты сотрудников с зарплатами руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера [8]. Соотношение заработной платы указанных должностных лиц и остальных работников не должно превышать одной восьмой. Расчет производится следующим образом — среднемесячная зарплата руководителя, его заместителей и главного бухгалтера делится на среднемесячную зарплату остальных сотрудников учреждения.
Таким образом, в соответствии с поправками, внесенными в ст. 145 ФЗ № 347–ФЗ «О внесении изменений в ТК РФ», среднемесячная зарплата руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров теперь зависит от оплаты труда работников учреждения. В то же время учредитель учреждения имеет право составить перечень таких подведомственных организаций, в которых данное требование может не соблюдаться, т.е. зарплаты руководства могут выходить за рамки установленного предельного соотношения.
Также учреждениям необходимо руководствоваться законодательно установленными государственными гарантиями в области оплаты труда, закрепленными в ст.130 ТК РФ. Так, например, заработная плата за месяц работника, полностью отработавшего норму рабочего времени за этот период и выполнившего все возложенные на него трудовые обязанности в полном объеме, не может быть ниже МРОТ (ст. 133 ТК РФ). В случае, если заработная плата работника менее минимального размера оплаты труда, устанавливается доплата до МРОТ.
Структура системы оплаты труда работников бюджетной сферы формируется из двух составляющих — базовой и стимулирующей части.
1. Базовая часть заработной платы включает в себя общую часть (должностные оклады, ставки), компенсационные выплаты (устанавливаемые к должностным окладам, ставкам), повышающие коэффициенты (доплаты за сложность, категорию труда и т.д.) и доплаты за государственных наград, почетных званий.
Стоит отметить, что данная часть, в зависимости от вида учреждения, будет иметь свою специфику.
Так, для работников бюджетной сферы казенных учреждений источником покрытия базовой части заработной платы является бюджетная роспись, смета, лимиты бюджетных обязательств по коду КОСГУ 211. Для автономных и бюджетных учреждений источником будут являться субсидии бюджета на покрытие расходов, связанных с выполнением государственного (муниципального) задания.
2. Стимулирующая часть заработной платы включает в себя выплаты за качество выполняемых работ, выслугу лет, интенсивность и высокие результаты работы, премии и т.п. Условия получения и размер данных выплат устанавливаются в соответствии локальными нормативными актами учреждения, коллективными договорами, соглашениями.
Источниками покрытия данной части заработной платы для бюджетных и автономных учреждений являются средства от приносящей доход деятельности, средства государственных внебюджетных фондов (в том числе средства ОМС), а для казенных учреждений — бюджетные ассигнования.
Порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат для государственных и муниципальных учреждений устанавливаются соответствующими уровнями бюджетов согласно ст. 144 ТК РФ.
Все обязательные к применению положения по оплате труда также приведены в ТК РФ, например, положение о выплате заработной платы не менее двух раз в месяц, и имеют общие принципы как для учреждений бюджетной сферы, так и для коммерческой. Стоит отметить, что бухгалтерский учет расчетов по заработной плате с работниками бюджетной сферы, а также другим выплатам осуществляется на счетах учета 030211000 «Расчеты по заработной плате», 030212000 «Расчеты по прочим выплатам» [4].
Таким образом, в процессе начисления и выплаты зарплаты необходимо руководствоваться законодательством РФ, локальными нормативными актами учреждения и заключенными трудовыми договорами.
Заработная плата является одним важнейших средств повышения заинтересованности работников в результатах своего труда, его производительности, а следовательно и улучшения качества оказываемых услуг [6]. Необходимость организации четкого контроля за мерой труда и потребления заключается в значительной трудоемкости учетной работы на данном участке, что предопределило потребность в точном учете затрат труда и хорошо налаженной системе внутреннего контроля.
novainfo.ru
Определение системы оплаты труда в учреждениях в 2019 году с учетом Единых рекомендаций
Выбрать журналАктуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложенияАктуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйствеБухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятияхБухгалтер Крыма: учет в сельском хозяйствеБухгалтер КрымаАптека: бухгалтерский учет и налогообложениеЖилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложениеНалог на прибыльНДС: проблемы и решенияОплата труда: бухгалтерский учет и налогообложениеСтроительство: акты и комментарии для бухгалтераСтроительство: бухгалтерский учет и налогообложениеТуристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложениеУпрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложениеУслуги связи: бухгалтерский учет и налогообложениеОплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложениеАвтономные учреждения: акты и комментарии для бухгалтераАвтономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложениеБюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтераБюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложениеКазенные учреждения: акты и комментарии для бухгалтераКазенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложениеОплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтераОтдел кадров государственного (муниципального) учрежденияРазъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфереРевизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учрежденийРуководитель автономного учрежденияРуководитель бюджетной организацииСиловые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложениеУчреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложениеУчреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложениеУчреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложениеУчреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение
20182019
НомерЛюбой
Электронная версия
www.audar-press.ru