В церкви главный – Чины в православной церкви по возрастанию: их иерархия

Содержание

Кто в церкви главный?


Как работает пастор? Какая схема работы и служения должна быть организована в церкви?

В первую очередь, нужно чётко уяснить, что руководителем церкви является Христос.

Кто является самым главным в церкви после Христа?

И вот с этого места у нас начинаются разногласия, разномыслия и прочие непонятные вещи. Если мы спросим в вашей общине – кто после Христа является самым главным в церкви? Кого назовут люди? Пастора назовут! Потом? Совет! И это неудалимо из сознания наших членов! Хотя это неправильно! Потому что это и есть тот традиционный метод, традиционная организация которой мы все ошибочно придерживаемся. И в рамках которой воспитываем своих членов.

Кто же всё-таки самый главный в церкви? Кто принимает самые важные решения, касающиеся жизни и работы всей церкви? СОБРАНИЕ ОБЩИНЫ! ЧЛЕНСКОЕ СОБРАНИЕ!

После Христа самое главное лицо в церкви это общее собрание!

К сожалению, непонимание и неправильное использование этого фундаментального принципа приводит ко многим проблемам. Когда все считают пастора самым главным в церкви, от этого только одни беды!

Почему пастор называется служитель? Кому служит? Многие говорят – Богу служит! Это тоже смертельное заблуждение. Если пастор представляет себе, что он работает для Бога, то это может иметь самые печальные последствия. Потому что для Бога мы вообще ничего не можем сделать! Нуждается ли Бог в том, чтобы мы Ему что то там такое делали? Он всесильный!

Итак, пастор служит! Но служит он не Богу а конкретным людям, которые его окружают – церкви!

Следующий этап в руководстве общиной – общее собрание церкви избирает совет церкви.

Кто входит в совет церкви? В него входят руководители отделов. Мы избираем руководителей отделов, и они составляют совет церкви. Почему так? Потому что под руководителем отдела дальше идёт часть церкви. Каждый руководитель отдела представляет в совете определённую часть церкви. К примеру – в совет церкви входит руководитель молодёжи, который представляет интересы церковной молодёжи в управлении церковью.

К сожалению, наша церковь в большинстве общин организована по другой схеме. Сверху кто? ПАСТОР! А дальше кто? Помощники пастора! Пресвитеры. И потом только совет общины. И в конце, как дно какого то сосуда – члены церкви. Мы принимаем эту схему организации как единственно правильную и незыблемую. В любой церкви, где нам удавалось производить опросы, мы слышали одно и то же. Кто у вас самый главный? Пастор! А потом? – Совет! А потом? — Руководители отделов. И в конце – церковь. Пассивная, инертная церковь. Она на дне! Она только питается! Она сидит спокойно и питается!

Я расскажу одну историю – иллюстрацию, в которой каждый может увидеть свою церковь.

Однажды, когда мы ещё работали в Виннице, мы с Виллисом Станиславовичем пришли к старшему дьякону. Была ранняя весна. Мы пришли без предупреждения, и застали его за домашней работой. Он попросил нас немного подождать – говорит «подождите, я должен отойти к своему стаду». Мы говорим – «ну давай мы посмотрим что у тебя там за стадо такое». Оказывается у него было несколько гусей – толстых, жирных. Каждый гусь помещался в своей клетке. Эти клетки были сделаны так. что из клетки высовывалась только длинная гусиная шея, остальное всё было закрыто. Хозяин кормил гусей очень хорошей качественной пищей и очень обильно. Затем хозяин открывает клетку, и гуси медленно переваливаясь с боку на бок выходили из своих клеток. Они передвигались лениво и медленно. Куда там лететь – они едва ходят! Они даже ходить не хотят. И так всю зиму.

Мы спросили нашего друга – зачем ты так делаешь, мучаешь гусей? И он нам ответил – эти гуси предназначены на убой!

То же самое происходит с церковью, если мы принимаем и строим церковь по традиционной схеме, когда пастор в церкви самый главный, а сама церковь на дне, как серая инертная масса, как те гуси, которых только кормят! Гуси сидят у нас каждую субботу, и питаются самой лучшей пищей! проповеди наши, назидания, субботняя школа наша… И гуси только едят, едят… И потом мы хотим чтобы эти гуси ещё полетали!

Что в нашей работе самое страшное, что нам как пасторам хотелось бы удалить? любой ответит – инертность, равнодушие! Тёплое состояние! Откуда оно? От того, что работает эта традиционная схема устройства церкви. Мы заранее настраиваем работ церкви на тёплое состояние и равнодушие!

И когда новые люди приходят в церковь, и хотят активно проявить свои силы, использовать свой творческий потенциал и духовные дары – что говорят старые члены церкви? «Ты посиди, сильно умный уже! Научись ещё годик, два, три, четыре, научись, а потом будешь что то делать» И через пол-года этот новый человек становится таким же инертным, на уровне нашего старого членства. Откуда это? От этой традиционной схемы работы! И мы имеем только один результат – гуси наши еле ходят! И мы не можем раскачать церковь, чтобы она работала!

Теперь вернёмся к той схеме, которая должна работать в нашей церкви. Вернее по которой должна работать церковь. Итак. Глава церкви — Христос. Затем – членское собрание. Сама церковь является высшим руководящим лицом. Затем – совет церкви который избирается членским собранием. Затем отделы, и затем отдельные члены церкви, составляющие эти отделы.

А где же пастор? А вот в этой схеме пастор и есть слуга. Он помогает по всем звеньям. Он невидим! Да, в первую очередь он работает со своими помощниками – пресвитерами. через пресвитеров он работает в совете общины.

Но – кто является инициатором всех церковных программ и служения? После Христа кто самое главное лицо указующее? Община! Если так правильно организовать церковь чтобы она работала по отделам, тогда инициатором всех программ церкви будет сама община! Почему? Потому что каждый член церкви трудиться в каком то отделе. И наша работа должна быть организована так, чтобы каждый из сидящих в затее обязательно совершал бы служение в каком то отделе. Не должно быть, чтобы у нас были незанятые члены церкви, которые бы не входили ни в один отдел церковного служения.

Когда церковь работает по этому принципу, пастор может делать именно то, к чему он призван – служить! Помогать членам церкви, обеспечивать их работу.

Мы привыкли к другой схеме работы. Схеме, когда пастор даёт указания. Когда пастор выходит и говорит: «Так! У нас такая-то программа, кто пойдёт?». И начинаются отговорки… Пастор еле-еле наскребёт три-четыре человека для исполнения программы, которую он придумал.

А если инициатива исходит от самой общины? Кто кого дёргает? Община ходит и дёргает пастора – помогите нам провести то, другое… Каждый отдел имеет программу на целый год, которую они сами разработали и готовы проводить – ПОТОМУ ЧТО ЭТО ИХ ПРОГРАММА!

И такая церковь будет расти очень быстро. Она будет очень активной. Там не будет гусей, которые переваливаются с ноги на ногу. Там не будет инертных, тёплых, равнодушных.

Схема работы церкви, о которой мы сейчас говорим – та схема, кода главным лицом после Христа является сама церковь, её членское собрание – эта схема. этот метод называется евангельский. Евангельский метод работы церкви. Вторая схема, когда мы ошибочно принимаем схему ВЛИЯНИЯ ПАСТОРА за принцип работы церкви, называется традиционный метод. Наша церковь в России должна сделать решительный шаг по переходу от традиционного метода работы к евангельскому.

Как складывался традиционный метод?

Конечно нам во многом «помогали» руководящие органы государства, в те времена, когда церковь подвергалась преследованиями находилась на нелегальном положении. Власти буквальным образом заставляли церковь работать по традиционной схеме – по той схеме, как работает Православная церковь. И мы так и перешли на эту схему, и сами себя убедили, что это так и надо, что наши взгляды на эту работу это нормальное явление. И наши члены тоже так понимают в церкви этот вопрос.

Я перечислю вам признаки традиционного метода работы церкви и признаки евангельского метода, а вы хорошо подумайте – не только для того, чтобы сдать тест, а проанализируйте, как работает ваша церковь, и какой ваш стиль построения работы церкви.

Сначала разберём традиционную схему – то, что присуще сегодня для наших общин. Итак:

1. Сам руководитель – пастор или руководитель отдела, управляет членами церкви.

Это тот случай, когда пастор даёт указания, а дело членов – выполнять эти руководящие указания.

2. Информация для членов церкви ограничена.

В этом случае пастор даже и не думает о том, что информация о работе отделов, о планах и достижениях отделов должна достигнуть всех членов церкви. Почему это делается? Потому что главным руководящим лицом церкви является пастор.

3. Боязнь допустить ошибку.

В большинстве случаев это боязнь доверить членам церкви какую либо ответственность. «Я лучше сам сделаю».

4. Члены церкви служат руководителям.

Члены церкви как подчинённые, а пастор как руководитель, как управляющий.

5. Члены церкви лишены всякой власти.

Все чувствуют себя подчинёнными. Все чувствуют себя ниже пастора. Пастор, это высота! Это личность! Как маленький священник в православной церкви. Вот клир священников-пасторов и вот подчинённая масса «членов» — так устроена церковь по традиционной схеме, когда пастор чувствует себя очень важной персоной, а остальные сидят и слушают, что скажет пастор.

Повторим признаки традиционного метода работы церкви:

1. Руководители управляют членами церкви

2. Информация ограничена

3. Боязнь допустить ошибку

4. Члены церкви служат руководителям

5. Члены церкви лишены всякой власти

Теперь посмотрим евангельский метод организации работы церкви. Каждый признак противоположен тем, что мы рассмотрели сейчас.

1. Руководители делятся полномочиями с членами церкви

2. Свободный доступ ко всей церковной информации

3. «Не бойтесь рисковать»

4. Руководители церкви служат членам

5. Члены церкви обладают властью.

Совершенно другая картина. Уже не пастор руководит членами а члены церкви руководят работой. А пастор служит.

Свободный доступ ко всей церковной информации. Церковь сама запланировала евангельскую программу. Руководители отдела миссионерского заложили бюджет этой программы и извещают церковь что вот на нашу евангельскую программу, которую мы решили провести, нам нужно столько-то денег собрать. Объявляются пожертвования. Как вы думаете – охотно люди будут жертвовать на программу, о которой они думали, молились, планировали, обсуждали – сами всё решали! Будут они жертвовать на это дело? Ещё как! И когда собрали пожертвования – сразу же посчитали и отчитались перед церковью – сколько собрали.

Работая по евангельскому методу служения, пастор не боится доверять служение членам церкви. А чем он рискует? По сути, ничем. Если член церкви будет недобросовестно выполнять порученные обязанности – его переизберут. Но зато он попробовал свои силы, получил благословение от служения, молился… Он поможет церкви расти. Может быть член церкви не так хорошо сделает дело, но зато он делает! А не сидит и ноет!

И когда вся церковь работает, то уже церковь пастора «гоняет» — давайте нам программы, материалы, нам нужно договориться об аренде зала, составить договор, найти спонсоров. Пастор бегает! Служит!

И последний пункт. Мы даём почувствовать членам церкви, что они обладают властью. Чтобы они думали, соображали, делали планы. Так реализуется это положение.

Мы сделали вторую ошибку – не научили. Мы должны научить каждого руководителя отдела — как работать. Мы должны рассказать членам церкви – какой властью они обладают, и что они должны делать. И почему такая власть даётся руководителям отделов. Ведь руководители отдела – кто это? Это члены церкви в первую очередь. И поэтому мы должны научить их как работать – это наша пасторская работа. Наша работа – обслуживать, служить всем. А если мы делаем всё сами – мы как загнанные лошади в мыле! Почему? Потому что берём всё на себя. Пастор не распределил обязанности среди руководителей и членов церкви. Это самая большая ошибка. Если же мы будем работать по евангельскому методу, мы освобождаемся от зависимостей – в том смысле что члены церкви зависят от нас.

Когда большая часть наших церквей станет работать по евангельскому методу, мы увидим стремительный духовный и численный рост наших общин.

jesuslove.ru

кто главный священник России, схема структуры и иерархия РПЦ, патриарх, организация христианской церкви

У каждой конфессии в мире есть предводитель, например, глава Православной Церкви – это Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Но помимо него церковь имеет и другую структуру руководства.

Кто глава Русской Православной Церкви



Патриарх Кирилл – это руководитель РПЦ.

Глава РПЦ Патриарх Кирилл

Он руководит церковной жизнью страны, а также Патриарх — начальник Троице-Сергиевой лавры и еще нескольких обителей.

Какова иерархия РПЦ среди священнослужителей


На самом деле церковь имеет довольно сложную структуру и иерархию. Каждый священнослужитель выполняет свою роль и занимает предписанное ему место в этой системе.

Схема православной церкви имеет три уровня, которые были созданы еще в самом начале зарождения христианской религии. Все служители делятся на такие категории:

  1. Диаконы.
  2. Священники.
  3. Епископы.

Помимо этого, они поделены на «черное» и «белое» духовенство. К «черному» относятся монахи, а к «белому» мирские священнослужители.

Структура РПЦ — схема и описание



В ввиду некоторой сложности церковной структуры, ее стоит рассмотреть более детально, для глубокого понимания алгоритмов работы священников.

Звания епископов

К ним относятся:

  1. Патриарх: пожизненное главное звание предводителя РПЦ, на данный момент на Руси это Кирилл.
  2. Викарий: правая рука епископа, его заместитель, но он не имеет своей епархии и не может управлять епархией архиерея.
  3. Митрополит: наместник, руководящий митрополиями, в том числе и за пределами Российской Федерации.
  4. Архиепископ: звание старшего епископа, считается почетным титулом.
  5. Епископ: третья ступень священства в православной иерархии, часто имеет звание архиерея, управляет епархией и назначается Священным синодом.

Звания иереев

Иереи делятся на «черных» и «белых».

Рассмотрим «черное» духовенство:

  1. Иеромонах: монах-священнослужитель, к нему принято обращаться словами: «Ваше Преподобие».
  2. Игумен: руководитель (настоятель) монастыря. До 2011 в России это звание являлось почетным и не обязательно соответствовало посту начальника какой-либо обители.
  3. Архимандрит: наивысшее звание для священнослужителя, принявшего монашеский постриг. Часто является настоятелем крупных монашеских обителей.

К «белым» чинам относят:

  1. Протопресвитер: высший чин РПЦ в его «белой» части. Дается как награда за особую выслугу в некоторых случаях и только по просьбе Священного синода.
  2. Протоиерей: старший священник, также может использоваться формулировка: старший иерей. Чаще всего протоиерей осуществляет руководство каким-либо храмом. Получить такую должность можно не ранее пяти лет верной службы по получении наперстного креста и не раньше десяти лет после хиротонии.
  3. Иерей: младший чин священнослужителей. Священник может быть женат. К такому человеку принято обращаться так: «Батюшка» или «Отец, …», где после отца идет имя священника.

Звания диаконов

Далее следует ступень диаконов, они тоже делятся на «черное» и «белое» духовенство.

Список «Черного» духовенства:

  1. Архидиакон: старший чин среди диаконов в монашеской обители. Его дают за особые заслуги и выслугу.
  2. Иеродиакон: священник-монах любого монастыря. Стать иеродиаконом можно после таинства хиротонии и пострига в монахи.

«Белое»:

  1. Протодиакон: основной епархиальный диакон, к нему, как и к архидиакону, принято обращаться со словами: «Ваше высокоблаговестие».
  2. Диакон: священник, который стоит на самой начальной ступени иерархии РПЦ. Это помощники для остальных, более высоких рангов священнослужителей.

Заключение

РПЦ имеет одновременно сложную, но логичную организацию. Следует понимать основное правило: её устройство таково, что из «белого» духовенства невозможно попасть в «черное» без монашеского пострига, а также невозможно не будучи монахом занять многие высокие посты в иерархии православной церкви.

1001molitva.ru

Кто глава Православной Церкви | Православная Жизнь

Об устройстве Православной Церкви без вымыслов – преподаватель Киевской духовной академии Андрей Музольф.

– Андрей, кто глава Православной Церкви?

– Глава Православной Церкви – Сам Господь наш Иисус Христос, Ее Основатель. Однако при этом каждая Поместная Церковь имеет своего Предстоятеля (буквально – тот, кто стоит впереди), избираемого из среды высшего, епископского, духовенства. В разных Церквах это может быть или Патриарх, или Митрополит, или Архиепископ. Но при этом Предстоятель не обладает какой-либо высшей благодатью, он является только первым среди равных, и все основные решения, которые принимаются в пределах Церкви, утверждаются преимущественно на особом Архиерейском Соборе (собрании епископов той или иной Церкви). Предстоятель может, например, инициировать, предложить то или иное действие, но без соборного его утверждения оно никогда не будет иметь силы. Пример тому – история Вселенских и Поместных Соборов, на которых только соборным разумом принимались основы христианского вероучения. 

– Какова иерархия среди священнослужителей?

– В Православной Церкви принято деление священнослужителей на три категории или степени: архиерейскую, священническую и диаконскую. Прообраз такого деления мы можем увидеть в Церкви Ветхозаветной, священнослужители которой, будучи исключительно представителями одного колена – Левиина, имели следующую градацию: первосвященник (выполнял функции главного священника с определенными полномочиями), священники и левиты. В Ветхом Завете подобное деление было установлено Самим Богом и преподано через пророка Моисея, причем неоспоримость данного установления была доказана многими чудесами (самые яркие из них расцветший жезл первосвященника Аарона, а также погибель Корея, Дафана и Авирона, оспаривавших богоизбранность левитского священства). Современное же деление священства на три категории имеет свое основание в Новом Завете. Святые апостолы, избранные Самим Спасителем на служение Евангелию и исполнявшие функции епископов, для более успешного распространения учения Христа рукополагали для основываемых ими Церквей (конечно, не в нашем понимании – обширных многомиллионных Поместных Церквей, а первоначальных христианских общин) епископов, священников (пресвитеров) и диаконов.    

– Кто такие диаконы, священники, епископы? В чем разница между ними?

– Епископы (архиереи) – это высшая степень священства. Представители этой степени являются преемниками самих апостолов. Епископы, в отличие от священников, могут совершать все богослужения и все Таинства. Кроме того, именно епископы имеют благодать рукополагать других людей для совершения ими священнического служения. Священники (пресвитеры или иереи) – священнослужители, которые имеют благодать совершать, как уже было сказано, все богослужения и Таинства, кроме Таинства Священства, следовательно, не могут передать другим то, что получили сами от епископа. Диаконы – низшая степень священства – самостоятельно не вправе совершать ни богослужений, ни Таинств, а лишь только участвовать и помогать при их совершении епископу или священнику. 

– Что значит белое и черное духовенство?

– Более верно говорить: женатое духовенство и монашествующее. Женатое духовенство, как уже видно из самого названия, представляют те священники и диаконы, которые до своего рукоположения в священный сан вступили в брак (в православной традиции брак священнослужителям дозволяется только до хиротонии, после рукоположения жениться запрещено). Монашествующее духовенство – это те священнослужители, которые перед хиротонией (иногда – после хиротонии) были пострижены в монашество. В православной традиции в высшую священническую степень – епископскую – могут быть рукоположены только представители монашествующего духовенства.

– Что-то поменялось за 2000 лет существования христианства?

– Со времен существования Церкви в Ней кардинально ничего не поменялось, потому что Ее основная функция – спасать человека – одна и та же на все времена. Естественно, что с распространением христианства Церковь росла и географически, и, следовательно, административно. Так, если в древности епископ был главой местной Церкви, которая может быть приравнена к сегодняшнему приходу, со временем епископы стали возглавлять группы таких приходов-общин, образовавших отдельные церковно-административные единицы – епархии. Таким образом, церковное устройство благодаря своему развитию стало более сложным, но при этом сама цель Церкви, заключающаяся в приведении человека к Богу, не изменилась.       

– Как происходят выборы в Церкви?  Кто решает вопросы «карьерного роста»?

– Если мы говорим о выборах в высшую священническую степень – епископскую – то они, например, в Украинской Православной Церкви, происходят на особом собрании епископов – Священном Синоде, который, после Архиерейского Собора, является высшим органом церковного управления (Архиерейский Собор – это собрание всех епископов данной Церкви, а Синод – собрание только отдельных епископов, которые от лица Собора уполномочены решать те или иные церковные вопросы). Точно так же и хиротония будущего епископа совершается не одним каким-нибудь архиереем, пусть это будет даже и Предстоятель, а собором епископов. Вопрос «карьерного роста» тоже решается на Синоде, однако подобное решение более правильно назвать не «карьерный рост», а послушание голосу Церкви, ведь назначение на то или иное церковное служение не всегда связано с ростом в нашем представлении. Пример тому – история с великим учителем Церкви Григорием Богословом, который до своего назначения на столичную Константинопольскую кафедру был определен в небольшой городок Сасимы, вызывающий, по воспоминаниям самого святителя, в его сердце только слезы и отчаяние. Тем не менее, несмотря на свои личные взгляды и интересы, богослов исполнил свое послушание Церкви и в итоге стал епископом новой столицы Римской империи.  

Беседовала Наталья Горошкова

pravlife.org

Глава православной церкви в мире – кратко о православии

Поиск Лекций

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОСЛАВИЯ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

1. Общая характеристика православия.

2. Становление и современное состояние Русской православной церкви.

3. Православие в Беларуси в современный период.

4. Старообрядчество.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОСЛАВИЯ

Православие – одно из трех основных направлений христианства. Оно исторически сложилось, сформировалось как его восточная ветвь. Распространено православие главным образом в Восточной Европе, на Балканах и на Ближнем Востоке. Незначительное количество верующих живет в странах Америки, Азии, Африки.

Термин «православие» переводится с греческого слова «ортодоксия», что означает учение, суждение, отдание хвалы Богу. Как самостоятельное вероучение возникло после раздела Римской империи на Западную и Восточную (395 год). Основы православия сформировались в Византии, где оно в IV – XI веках было господствующей религией. Окончательное отделение восточной церкви от западной произошло в 1054 году.

Основой вероучения являются Священное Писание (Библия) и Священное Предание (решения семи Вселенских соборов IV-VIII веков, а также труды крупнейших церковных авторитетов). Православная церковь считает, что Священное Предание невозможно развивать. Святые отцы и первые семь Вселенских соборов сформировали христианское вероучение и его следует сохранять. На первом Вселенском соборе, который проходил в Никее в 325 году, христианская церковь в борьбе с ересью выработала первую часть Символа веры. После Никейского собора православными стали называть тех христиан, кто придерживался решений Никейского собора. Православную церковь называют еще и греко-католической.

На втором Вселенском соборе, проходившем в 381 году в Константинополе, была вновь осуждена деятельность раскольников и в Символ веры, выработанном на Никейском соборе, были внесены дополнения. В результате сформировались основы христианского вероучения.

Символ веры состоит из 12 частей или членов. В первом члене говорится о Боге как творце мира, первой ипостаси Святой Троицы. Во втором – о вере в Сына Божия единородного – Иисуса Христа. В третьем члене – сказано, что Иисус Христос для спасения людей сошел с неба, принял тело от Духа Святого и Девы Марии и стал человеком. В четвертом, пятом и шестом членах говорится о страданиях и смерти Иисуса Христа, о его воскресении и вознесении на небо. В седьмом члене Символа Веры сказано о втором пришествии Иисуса Христа, что он будет судить живых и мертвых и его владычеству не будет конца. В остальных членах говорится о вере в «Духа Святого, Животворящего, Иже от Отца исходящего….», об отношении к церкви, о таинстве Крещения, о будущем всеобщем воскресении мертвых, о жизни вечной.

Важное место в православии занимают обряды – таинства, во время которых, по учению церкви, на верующих сходит невидимая благодать Божия. Всего 7 таинств.

Крещение. Это таинство, во время которого верующий троекратно погружается в воду или обмывается водой с призыванием Бога-Отца и Сына и Святого Духа. При этом человек обретает духовное рождение, с него снимается первородный грех, он становится членом церкви.

Миропомазание. В этом обряде верующему крестообразно мажут некоторые части тела маслом (миром). Это означает, что на человека спускается Дух Святой, чтобы помочь ему содержать свою жизнь в чистоте и укреплять ее силой духовной.

Причащение, или евхаристия. Под видом хлеба и вина верующие принимают тело и кровь Иисуса Христа. Это таинство дает возможность верующему соединиться с Христом, укрепиться в вере, получить залог будущего воскресения.

Исповедь, или покаяние. Это признание своих грехов перед священником, который от имени Бога отпускает их.

Таинство брака. Совершается в храме при венчании, благословляется супружеский союз между мужчиной и женщиной.

Священство (рукоположение) – посвящение в священнослужители. Таинство священства совершается только над лицами мужского пола, православного вероисповедования, состоящем в первом браке, освещенном церковью. Право совершения этого таинства принадлежит только епископу.

Елеосвящение (соборонование). Это таинство совершается над больными с целью поддержать их в вере, облегчить страдания. Считается, что при помазании тела елеем на больного нисходит благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.

В настоящее время в мире насчитывается более 220 миллионов приверженцев православия. Оно никогда не имело единого центра управления. Во времена Византийской империи было четыре самостоятельных религиозных центра. Сейчас в мире имеется 15 автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольская (Турция), Александрийская (Египет), Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская (Израиль), Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греция), Албанская, Польская, Чешская и Словацкая, Американская. Кроме этого имеется 4 автономных православных церкви: Синайская (юрисдикция иерусалимского патриарха), Финляндская и Критская (юрисдикция константинопольского патриарха), Японская (юрисдикция патриарха Московского и всея Руси).

 

2.СТАНОВЛЕНИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

 

Самой многочисленной из православных церквей является Русская православная церковь. Официальной датой принятия христианства на Руси является 988 год, когда по приказу князя Владимира крещение приняли жители Киева. После этого христианство вводилось и в других городах Древнерусского государство. Не везде этот процесс проходил мирно. Введение христианства заняло длительный период времени.

Православная церковь Древнерусского государства зависела от Константинопольского патриарха. Он назначал сюда митрополита, который носил титул «Киевского и всея Руси». После разорения Киева татаро-монголами митрополит переехал вначале во Владимир-на-Клязьме (1300 год), потом в Москву (1326 год). Такое положение не устраивало князей Великого княжества Литовского и они настаивали на перенесении кафедры митрополита из Москвы в Киев или учреждения в Великом княжестве Литовском отдельной православной митрополии. Константинопольский патриарх, учитывая просьбы князей, учредил в Великом княжестве Литовском отдельную митрополию, которая некоторое время существовала независимо от Московского митрополита.

В середине XV века на Флорентийском соборе (1439 год) Константинопольская иерархия заключила унию с римско-католической церковью. С этим были не согласны иерархи Московской митрополии. В связи с этим в 1448 году собор русских епископов, не согласовывая с константинопольским патриархом, избрал митрополитом Московским и всея Руси Иону. Этим было положено начало автокефалии Русской православной церкви.

Патриаршество в Русской православной церкви (РПЦ) было установлено в 1589 году. Первым патриархом стал митрополит Иов.

Православная Церковь

В 1721 году Петр I ликвидировал патриаршество и учредил Духовную коллегию, которая вскоре была преобразована в Святейший Правительствующий Синод. Большое влияние на деятельность Синода оказывал светский человек-обер-прокурор Синода, назначаемый императором.

Восстановлено было патриаршество в РПЦ в ноябре 1917 года. Патриархом был избран Тихон Белавин. После его смерти в 1925 году патриарх не избирался. РПЦ возглавлял патриарший местоблюститель. В 1943 году вновь был избран патриарх. В настоящее время патриархом является Алексей II. Он носит титул «Патриарх Московский и всея Руси».

Патриарх избирается поместным собором пожизненно. При патриархе действует совещательный орган – Священный Синод. Православная церковь состоит из экзархатов, епархий, благочиний и приходов (общин). Епархии возглавляют архиереи, которые подчинены патриарху. Русская православная церковь имеет свои монастыри. Наиболее известные из них: Троице-Сергиев, Киево-Печерский, Александро-Невский, Почаевско-Успенский.

Православная церковь придает большое значение праздникам и постам. Пост предшествует большим церковным праздникам. Больших многодневных постов в РПЦ четыре: перед Пасхой, перед днем Петра и Павла, перед Успением Богородицы и перед Рождеством Христовым.

Самым почитаемым праздником в православной церкви является Пасха. Затем следуют 12 наиболее значимых праздников, называемых двунадесятыми. Некоторые из них называются неподвижными или непереходящими. Они празднуются каждый год в одно и тоже время. Другие же праздники называются подвижными или переходящими. Они отмечаются в разное время в зависимости от дня празднования Пасхи.

 

3.ПРАВОСЛАВИЕ В БЕЛАРУСИ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД

 

В 1989 году православная церковь в Беларуси получила статус экзархата. Это решение принял Архиерейский собор Русской православной церкви. В настоящее время она имеет два официальных названия: Белорусский экзархат Московского патриархата и Белорусская православная церковь. Экзархат канонически составляют все епархии с их благочиниями, с приходами и монастырями, находящимися на территории Республики Беларусь. Возглавляется экзархат экзархом. Сейчас им является митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев).

Высшим органом Белорусской православной церкви является Синод. Он состоит из всех правящих архиереев, включая экзарха. Синоду принадлежит высшая законодательная, исполнительная и судебная власть.

В состав Белорусской православной церкви входит десять епархий: Брестская, Витебская, Гомельская, Гродненская, Новогрудская, Минская, Могилевская, Пинская, Полоцкая, Туровская. Управляет епархией архиерей. Он избирается и назначается Священным Синодом. Епархия разделяется на благочиннические округа, а они – на приходы.

На 1 января 2003 года на территории Беларуси имеются 1265 приходов, в том числе в Брестской области 320, Витебской – 205 Гомельской – 157, Гродненской – 178, Могилевской – 83, Минской – 292, городе Минске – 30. Зарегистрировано 19 монастырей, 16 братств, 8 сестричеств.

Подготовкой кадров занимаются духовные учебные заведения. В 1989 году возобновила деятельность Минская духовная семинария, которая была закрыта в 1962 году. Это высшее духовное учебное заведение, готовящее священнослужителей и богословов. При Европейском гуманитарном университете в Минске в 1998 году открыт богословский факультет. Обучающиеся получают специальность теолог и преподаватель теологии. С 1996 года начала работать Минская духовная академия. Руководителей церковных хоров готовит Минское духовное училище. Открыто двухгодичное духовное училище в Витебске.

Белорусская православная церковь занимается издательской деятельностью. Издается богословская и богослужебная литература, газеты и журналы. С 1990 года начал выходить «Вестник Белорусского Экзархата».

Белорусская православная церковь принимает участие в актах благотворительности и милосердия. При Минском Епархиальном управлении действует медицинский центр «Самарянин». В Минске открыт Дом милосердия, который работает как реабилитационный центр.

Деятельность Белорусской православной церкви разнообразная и многоплановая. Она выступает инициатором проведения различных мероприятий, направленных на укрепление единства между народами, на гармонизацию межконфессиональных отношений, участвует в экменическом движении, в деятельности различных фондов и фестивалей.

 

4. СТАРООБРЯДЧЕСТВО

 

Старообрядцы или староверы в России появились в XVII веке в результате раскола в Русской православной церкви. Поводом к этому явилась богослужебная реформа, которая проводилась по инициативе патриарха Никона. Среди священнослужителей и верующих были сторонники и противники реформы. Сторонники реформы выступали за то, чтобы установить единообразие в богослужебной практике, привести богослужебные книги в соответствие с византийскими образцами, изменить некоторые обряды. Они выступали за ограничение числа земных поклонов при чтении молитв, за замену двухперстного крестного знамения на трехперстное и др.

Противники нововведений выступали в защиту «старой веры», «старых» обрядов. Часть верующих считала, что вводится новая вера, не признавала новые книги, продолжала молиться по старым.

Внутри православной церкви началась ожесточенная борьба. Это привело к расколу. С одной стороны — «обновленная» никоновская церковь, с другой – церковь «старого обряда», которая получила название старообрядческой.

Против противников реформы начались преследования и гонения, все противники реформы в 1685 году были объявлены вне закона, к ним стали применять различные меры наказания. Многие приверженцы старой веры вынуждены были бежать от преследований. Они поселялись в непроходимых лесах, бежали за границу.

На белорусских землях староверы появились во второй половине XVII века. Прибыли они сюда из разных мест России: на севере – из Поморья и Новгорода, на юго-востоке – из Стародубья (Черниговщина) и Дона, Центром старообрядчества на Беларуси стала Ветка на Гомельщине. Царское правительство неоднократно пыталось вернуть беглецов на прежние места проживания, применяя при этом и вооруженную силу. Однако деятельность староверов продолжалась.

Староверы делятся на два направления: поповцев и беспоповцев. В Беларуси большинство староверов составляют беспоповцы. На 1 января 2003 года в республике действовало 33 старообрядческие общины.

В 1971 году Поместный Собор Русской православной церкви снял проклен со староверов. Это дало канонические условия для преодоления раскола. Но староверы по-прежнему ведут себя обособленно и не настроены на воссоединение с Русской православной церковью.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Введение христианства на Руси. М., 1987.

2. Гордиенко И. С. – Современное русское православие. Л., 1989.

3. Грыгаровіч У. У. – Беларуская іерархія. Мн., 1992.

4. Канфесіі на Беларусі (к. XVIII- XXст.). Мн., 1998.

5. Короткая Т. П., Прокошина Е. С., Чудникова А. А. — Старообрядчество в Беларуси. Мн., 1992.

6. Начаткі праваслаў’я. Мн., 1998 г.

7. Основы христианской православной веры. М., 1994 г.

8. Филист Г. М. – Введение христианства на Руси. Мн., 1998 г.

9. Христианство в Беларуси: история и современность. (Короткая Т. П., Осипов А. И., Теплова В. А.). Мн., 2000 г.

 

ТЕСТ

 

1. Где состоялся первый Вселенский собор?

А) Константинополе;

Б) Никее;

В) Риме.

 

2. Когда образовалась Полоцкая епархия?

А) 990 год;

Б) 1015 год;

В) 992 год.

 

3. Как в православной церкви называется управляющий епархией?

А) архиерей;

Б) епископ;

В) митрополит.

 

4. Какое другое официальное название имеет Белорусская православная церковь?

А) митрополия;

Б) Экзархат;

В) поместная церковь.

 

5.

Как называется настоятель православного монастыря?

А) благочинный;

Б) пастор;

В) игумен.

 

ГЛОССАРИЙ

 

Наименование понятия, термина, определения   Его содержание
Автокефалия Архиерей Благочинный Всенощная Игумен (игуменья) Иконостас Патриарх Скит Экзархат Административная независимость поместной православной церкви     Общее название для священнослужителей высшей степени православной и католической церковной иерархии. В Русской православной церкви- духовное лицо, возглавляющее епархию.     В Русской православной церкви старший священник, назначаемый для канонического надзора за другими служителями культа.     Вечернее богослужение в Русской православной церкви накануне воскресенья и некоторых религиозных праздников. Всенощная иногда продолжается до восхода солнца.     Духовный титул в православии, который обычно дается настоятелю мужского или женского монастыря.   В православном храме стена, уставленная иконами и отделяющая алтарь.     Высшее духовное лицо в некоторых христианских церквах.   Старообрядческий монастырь, расположенный в глухих, отдаленных местах     В православных церквах церковный округ, иногда объединяющий несколько епархий. Возглавляется экзархом, подчиненным патриарху.  

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

 

1. Когда введено христианство на Руси?

2. Что означает понятие автокефалия?

3. Какое было положение православной церкви после Люблинской унии?

4. Как можно охарактеризовать деятельность старообрядческих общин Беларуси?

5. Какая организационная структура Русской православной церкви?

6. Когда был создан Белорусский экзархат? Кто его возглавил?

 

 

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

laservirta.ru

Кто кого главнее? Иерархия Православной Церкви | Религия | Общество

Вычитал, что Константинопольский патриарх — главный среди православных. Как же так? У него и паствы-то почти нет, ведь в Стамбуле живут в основном мусульмане. И вообще как в нашей церкви всё устроено? Кто кого главнее?

С. Петров, Казань

Всего насчитывается 15 автокефальных (независимых.-Ред.) православных церквей.

Константинопольская

Её статус как православной церкви № 1 был определён в 1054 г., когда Константинопольский патриарх растоптал приготовленные по западному обычаю хлеба. Это стало поводом к расколу христианской церкви на православную и католическую. Константинопольский престол был первым православным, и его особое значение не оспаривается. Хотя паства нынешнего Константинопольского патриарха, носящего гордое звание Патриарх Нового Рима и Вселенский, немногочисленна. 

Александрийская

Согласно церковному преданию, Александрийская церковь была основана святым апостолом Марком. Второй из четырёх древнейших православных патриархатов. Каноническая территория — Африка. В III в. именно в ней впервые появилось монашество.

Антиохийская

Третья по старшинству, основана, по преданию, Петром и Павлом около 37 г. Юрисдикция: Сирия, Ливан, Ирак, Кувейт, ОАЭ, Бахрейн, Оман, также арабские приходы в Европе, Северной и Южной Америке, Австралии.

Иерусалимская

Древнейшая церковь, занимающая 4-е место в автокефальных церквях. Имеет имя матери всех церквей, ведь именно на её территории происходили все важнейшие события, описываемые в Новом Завете. Первым епископом её стал апостол Иаков, брат Господень.

Русская

Не будучи старейшей, при учреждении сразу получила почётное пятое место среди церквей. Самая крупная и влиятельная автокефальная православная церковь. 

Грузинская

Одна из древнейших церквей в мире. По преданию, Грузия является апостольским жребием Божией Матери.

Сербская

Первое массовое крещение сербов произошло при византийском императоре Ираклии (610-641 гг.). 

Румынская

Имеет юрисдикцию на территории Румынии. Имеет государственный статус: жалованье духовенству выплачивается из государственной казны.

Болгарская

В Болгарии христианство начало распространяться уже в I в. В 865 г. при св. князе Борисе происходит всеобщее крещение болгарского народа.

Кипрская

10-е место среди автокефальных поместных церквей. 
Одна из ­древнейших поместных церквей Востока. Основана апостолом Варнавой в 47 г. 
В VII в. попала под арабское иго, от которого полностью освободилась только в 965 г.

Элладская (греческая)

Исторически православное население нынешней Греции входило в пределы юрисдикции Константинопольской православной церкви. Автокефалия провозглашена в 1833 г. Главой церкви был назван король. Имеет государственный статус.

Албанская

Основная часть паствы проживает в южных районах Албании  (в центре и на севере преобладает ислам). Основана в X в. как часть Константинопольской, но затем в 1937 г. получила независимость.

 

Польская

В современной форме была учреждена в 1948 г. До этого долгое время 80% верующих церкви составляли украинцы, белорусы и русины. 

Чешских земель и Словакии

Основана на территории Великоморавского княжества в 863 г. трудами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. 14-е место среди церквей. 

Американская

Её не признают Константинопольская, а также ряд других церквей. Возникновение восходит к созданию в 1794 г. монахами Валаамского Спасо-Преображенского монастыря первой православной миссии в Америке. Своим апостолом американские православные считают преподобного Германа Аляскинского.

www.aif.ru

Кто в церкви главнее?

Есть два ложных стереотипа. Первый — что всем в Церкви заправляют темные старухи, и интеллигенту там остается лишь «опроститься» и по капле выдавливать из себя интеллигентность. Второй — что Церковь спасут исключительно интеллигенты, что время бабушек безвозвратно ушло, и Церкви пора бы «обынтеллигентиться». Конечно, оба эти взгляда — карикатурны. А что происходит на самом деле? Как быть интеллигенту, приходящему в Церковь? Искать ли применение своим талантам? Внутренне меняться? Но как? Мы предлагаем вам два взгляда на эту проблему, мнения двух «церковных интеллигентов».

Андрей ДЕСНИЦКИЙ

КРОНА И КОРНИ

Андрей Сергеевич ДЕСНИЦКИЙ родился в 1968 году в Москве. Окончил филфак МГУ. Кандидат филологических наук, занимается библеистикой и библейским переводом. Работает в Институте востоковедения РАН и Институте перевода Библии. Женат, отец троих детей.

И стоим растерянно…

Я начну с известного тезиса — Православная Церковь в России шестидесятых, семидесятых и отчасти восьмидесятых годов прошлого века была прежде всего Церковью бабушек. Это не значит, что они составляли большинство. Но именно они выстояли — в буквальном и переносном смысле, — когда многие отступили, они сберегли огонек веры для новых поколений. И именно они определяли облик нашей поместной Церкви.

Но сегодня в российском Православии тон начинают задавать интеллигенты. Их, конечно, не стало больше, чем бабушек, но они куда активнее и целеустремленнее их; они стали тем меньшинством, которое ведет за собой. Правда, перемена эта заметна, в основном, в столицах и крупных городах, но на какую бы область церковной жизни мы сегодня ни взглянули, большинство людей, которые принимают основные решения и проводят их в жизнь, окажутся так или иначе причастными к этому расплывчатому сообществу — интеллигенции.

Вот и спорят православные: что делать интеллигенту в Церкви? Опрощаться, «разынтеллигенчиваться», ликвидировать себя самого как класс — или, напротив, направить все свои дарования и склонности на благо Церкви?

Не будем сейчас вдаваться в подробности — что такое «интеллигенция», как она возникла, что хорошего и плохого принесла России — тема эта необъятная, спорить можно бесконечно, а между тем практически все интуитивно понимают, о чем идет речь. Ясно, что не в университетском дипломе дело, а в неком особом восприятии действительности, в тех качествах, которые в идеале чем-то даже напоминают святость. Служение высоким идеалам, деятельная любовь к ближним, готовность к самопожертвованию, способность отстаивать свои принципы и умирать за них. Вот только без веры в Бога…

Но стоит интеллигенту прийти в Церковь, и начинается! Одни говорят: чтобы стать христианином, тебе надо перестать быть интеллигентом (обычно это как раз те интеллигенты, которые борются с собственным прошлым). Как сказал мне один знакомый священник, «когда это делает человек, имеющий в роду не одно поколение русской интеллигенции, получивший хорошее воспитание и прекрасное образование — я чувствую себя так, словно кто-то при мне оплевывает своих родителей».

Другие машут рукой: горбатого могила исправит! Только не умничай тут, не задавай лишних вопросов, будь попроще, и все как-нибудь обойдется. Третьи обнадеживают: ладно, найдем работенку и для твоей головы, не вешай нос, бывает ведь и церковная интеллигенция — будешь газету издавать или уроки в воскресной школе вести. И стоит интеллигент растерянный: от чего ему действительно надо избавляться, а что, наоборот, сберегать, преумножать, раздаривать?

Я застал то время, когда интеллигент был в храме сравнительно редким явлением — в церковь, в основном, ходили бабушки (крестился я в 1986 году). Теперь в Москве все наоборот, но в глухой провинции до сих пор так. И я прекрасно помню: приходит студент, горит желанием узнать побольше о Церкви, готов «работать над собой», и… расшибается его горение о железобетон старушечьего благочестия. Она тут давно стоит, все знает, все умеет, всех поучает. Порой говорит замечательно мудро, порой несет дикую чушь, но разницы между своим мнением и учением Церкви не замечает никогда. А интеллигент осмысливает эту разницу, пытается с ней что-то сделать. И это, кстати, один из механизмов его воцерковления. Не будь этого, наше Православие давно превратилось бы в фольклорный заповедник.

Потом настал момент, когда в столицах интеллигенция взяла верх над бабушками. Интеллигенты стали выдвигать свои программы действий и претворять их в жизнь. И пошли перемены, причем одновременно в совершенно разных направлениях. Но движущей силой церковного строительства стала именно интеллигенция. Вчера еще эти люди ругали по кухням советскую власть, а теперь один призывал к возрождению православной монархии, другой настаивал на введении выборности епископата… Бабушки о таких вопросах вообще никогда не задумывались. Это не хорошо и не плохо, это естественно.

И все же, когда заходит речь о «либеральной церковной интеллигенции» (ярлык довольно неуклюжий, но надо же как-то ее назвать), не надо забывать, что это лишь часть церковной интеллигенции. И те, кто ностальгически вздыхают о батюшке-царе — тоже, как правило, интеллигенты (даже если сами они добавляют: бывшие), только с другим идеологическим вектором.

Реформаторы, консерваторы… тоже все разные!

Конечно, консерваторы скажут, что интеллигент — всегда реформатор или даже революционер. Но так ли это?

Бывает консерватизм крестьянский — это повторение прожитого. Как сев и жатва вовеки одни и те же, так и вся жизнь из поколения в поколение подчинена заданным ритмам. Все новое и чужое принимается с трудом, уже потому, что оно — новое. А старое сохраняется только потому, что старое. Как говорили старообрядцы, «не нами положено, лежи оно так вовеки».

Бывает, конечно, и революционность крестьянская — бунт бессмысленный и беспощадный, когда отвергается все сразу, когда «на горе всем буржуям мировой пожар раздуем», раззудись плечо, размахнись рука. На Руси, как мы знаем из истории, периоды застойного консерватизма всегда чередовались с такими революционными взрывами, но кажется, все мы уже осознали, что это не лучшая модель общественного развития.

У интеллигента другой консерватизм и другая тяга к переменам, ведь он привык пропускать все через голову, а не через руки и сердце, как крестьянин. Его консерватизм — не повторение, а осмысление опыта предков. Его реформаторство (совершенно не обязательно революционность!) — осознанное изменение этого опыта.

Конечно, и то, и другое — благо. Без крестьянской упертости в землю нас давно унесло бы ветром за тридевять земель. Без интеллигентского воспарения мы давно бы мхом заросли. И в обществе, и в Церкви.

Но и то, и другое по-своему опасно. Крестьянский бунт или крестьянский консерватизм можно сломить только силой — залить кровью, как пугачевское восстание, или чуть не шпицрутенами приучать мужиков сажать картошку. У интеллигента все утонченнее, но от этого его идеи куда разрушительнее. Зато с ним, по крайней мере, всегда возможен диалог. И если это «церковный интеллигент», он все же чувствует дистанцию между собой и Истиной, между Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью — и приходским батюшкой. В противном случае, это не интеллигент, а просто «образованец».

Разумеется, общих рецептов нет, каждый человек неповторим. Но если говорить о положительной роли, которую интеллигенция может играть и уже играет в современном российском Православии, я хотел бы выдвинуть два тезиса.

На что же мы сгодимся?

Во-первых, наше богословское и литургическое наследие составлено, если можно так выразиться, предтечами сегодняшней интеллигенции. Простые неграмотные монахи могли быть не менее святы, чем Василий Великий или Иоанн Златоуст, но многотомных сочинений они оставить не смогли. И если перед нами стоит задача не просто бездумно копировать обрывки чужого опыта, а сберегать, передавать и приумножать Предание, это может сделать именно интеллигенция. И не надо говорить, что это — работа для великих святых. Если бы Иоанн Златоуст и Василий Великий, чтобы начать что-то делать, ждали собственной канонизации, они бы не оставили ни строчки. К тому же в нашем литургическом, иконописном, богословском наследии далеко не все создано святыми — множество произведений безымянны, их оставили рядовые, ничем не примечательные люди. Может быть, такие же несовершенные, как мы с вами. А если кто-то ошибется, его поправят. На то и Церковь, чтобы выделять в море частного нечто общее, включать его в Предание и передавать новым поколениям.

Во-вторых, интеллигентность в лучшем смысле этого слова — именно та черта, которой катастрофически не хватает сегодня многим христианам, особенно новоначальным. В России конца XX века, как в Риме начала IV века, в Церковь пришло множество людей, воспитанных в совершенно нехристианском духе, и Церковь во многих отношениях стала неофитской. Кто такой неофит — разговор особый, но в целом ему свойственно забывать о той дистанции, которая отделяет Истину от его собственного, весьма неполного представления о ней, воспринимать жизнь упрощенно, определять добро и зло по внешним признакам и назойливо навязывать эти схемы всем окружающим.

Такому человеку не хватает не столько богословского образования (оно, кстати, может лишь усугубить проблему), а простой интеллигентности. Так что новоначальному можно посоветовать не отсчитывать земные поклоны, а почаще внимательно выслушивать ближнего, стараться вежливо ему ответить и в чем-то уступить. И в этом тоже будет заключаться «воцерковление» неофита.

Неразменная фига в кармане

А вот от чего типичному интеллигенту, пришедшему в Церковь, лучше поскорее избавиться, так это — от привычки к мелочному диссидентству. Среди настоящих диссидентов были подлинные свидетели Истины, которые «вышли на площадь», как первые мученики выходили на арену Колизея.

Но таких было очень немного. А у большинства диссидентство стало карманным, мелочным, привычным и безопасным. У «карманного диссидента» власть всегда виновна перед народом уже тем, что она власть, и тем, что она не идеальна, и он имеет полное право ее обличать (справедливости ради, надо признать, что власть, в том числе и церковная, всегда дает немало поводов для таких обличений). Но позитива в этом немного. Если завтра «карманному диссиденту» дадут власть, он наломает дров побольше, чем нынешние правители, а главное — перешагнет ради своих, пусть даже высоких, принципов через что угодно. В начале 1990-х годов мы наблюдали это в масштабах страны, но ведь и в масштабе отдельной человеческой судьбы происходит то же самое. Можно разрушить жизнь близких, навсегда рассориться с друзьями, порой и сподличать по мелочи ради «чистой и высокой цели», сменить и веру, и отечество. «Кто не со мной, тот против меня!» Свою частную правоту такой человек возводит в ранг Истины. По сути дела, это то же неофитство, только с другим вектором.

Некоторые приносят это с собой и в Церковь. Надо ли говорить, что это — гордыня, худший из грехов, и что она тем опаснее, чем умнее, честнее и порядочнее возгордившийся человек? Как писал Клайв Льюис, «бесы — не падшие блохи, но падшие ангелы». Вот только, изживая в себе «карманное диссидентство», главное — не перестараться и не заменить его бездумным и бесчувственным лакейством, когда Христа заслоняет консисторская канцелярия. Ведь такого — тоже хоть отбавляй.

Есть у интеллигенции и другая болезнь — тяга к элитарности. Мой бывший однокурсник, а ныне кандидат наук, в одной из своих публикаций заметил, что основные положения христианского учения о спасении слишком сложны, чтобы понять их без специального образования.

Остается только удивляться, как смогли в свое время галилейские рыбаки не только понять эти положения, но и научить им весь мир. Но высоколобому ученому или привередливому утонченному эстету иной раз кажется, что люди, не обладающие его познаниями и его вкусом, исповедают христианство в какой-то усеченной, неполноценной версии. По счастью, Господь судит не так, как они.

Часто одним из основных недостатков интеллигенции называют ее тягу к реформам. То, что она действительно вытекает из критического отношения интеллигента к окружающей действительности, и что это бывает опасно — согласен. Но с тем, что это всегда плохо — нет. В нашей церковной жизни и вправду многое можно изменить к лучшему. Что и как менять и менять ли вообще — это другой разговор, но, наверное, не найти человека, который скажет, что все у нас замечательно и улучшению не подлежит.

В Церкви, как и в обществе, всегда есть нужда в «интеллектуальном моторе», но необходимы и тормоза. Только такое сочетание, которое можно условно назвать «Церковью бабушек и интеллигентов», может обеспечить сохранение, распространение и развитие православной культуры.

Здесь и сейчас

Тут уместно назвать одну конкретную задачу, решать которую нужно уже сейчас. Глядя на своих знакомых христиан, я прихожу к интересному выводу. Православными стали в основном две категории: те, кто был изначально обращен к традиционным ценностям (условно говоря, «бабушки», хотя среди них много молодых) и те, кто любит сложность и глубину (условно говоря, «интеллигенты», хотя это люди из разных социальных слоев). Но когда ко Христу всерьез обращается человек, оторванный от традиций и в то же время не склонный к изучению богословских тонкостей — а таких сейчас, пожалуй, большинство — он скорее пойдет к баптистам или пятидесятникам, у которых все просто и понятно.

И чтобы наша Церковь не оказалась со временем Церковью одних только бабушек и интеллигентов, церковным интеллигентам предстоит немало потрудиться, чтобы помочь нашему современнику понять и полюбить высоты и глубины Православия, без упрощенчества выражая вечные истины в доступной его пониманию форме. А значит, пора заканчивать типично интеллигентское самокопание: хорошие мы или плохие, в чем мы виноваты, а в чем все-таки нет — и наконец-то спросить себя и других: что мы можем сделать здесь и сейчас?

Александр ТКАЧЕНКО

МЫ БЫЛИ ТАКИМИ, КАК ВЫ

Александр ТКАЧЕНКО родился в 1967 году в городе Переяславе-Хмельницком Киевской области. В 1992 году окончил Калужский областной колледж культуры и искусства. Женат, отец четверых детей. Живет в городе Жиздра Калужской области. Постоянный автор журнала «Фома».

Другая сторона — рядом

Конфликт поколений на приходах… Интеллигенция в храме и церковные старушки… Есть в православных публикациях на эту тему одно обстоятельство, которое очень меня смущает. Дело в том, что пишут такие статьи, естественно, только интеллигенты. То есть — заинтересованная сторона. И ничего тут не поделаешь: ну не пишут бабушки умные статьи в журналы и газеты! Просто не умеют. Да, скорее всего, и не подозревают о существовании подобного рода проблем. Стоят себе в храме у подсвечников, озабоченно меняя догорающие свечи на новые, крестятся невпопад, кладут земные поклоны в праздничные дни… Все у них неправильно, все не так, и ни на что они толком не годятся. Здоровья нет, зрение плохое, память дырявая, спина больная… Даже полы в храмах сейчас моют молодые. Что уж тут говорить о чем-то более серьезном. А ведь жизнь — прожита. Большая и трудная жизнь, в которой открытия сменялись разочарованиями, падения — взлетами, а страшные беды помогала пережить надежда на будущее счастье.

И когда сегодня мы рассуждаем на тему: «эти ли бабульки в советские годы сохранили для нас веру, или какие-то другие?», мне, почему-то, становится неловко. Нет, все правильно — сегодняшние приходские старушки по большей части действительно были в молодости членами партии или профгрупоргами на производстве. И для молодых образованных прихожан в вопросах веры они, очевидно, не могут быть примером и авторитетом.

Но есть в подобных рассуждениях большая и горькая неправда. Потому что, повторюсь, все это — рассуждения интеллигентов. Мыслей бабушек об интеллигентах на страницах православной прессы я как-то не встречал. Ну, не могут они свои мысли формулировать так ясно и последовательно, как авторы с богословским образованием. Да и не хотят, наверное, другие у них заботы. Вот и получается, что отношения стариков и интеллигенции в Церкви сегодня освещаются в православной публицистике с одной только стороны.

А другая сторона стоит рядом с нами в храмах, так же, как мы верует в Бога, причащается от той же Чаши. Они такие же православные христиане, как и мы. Но видим ли мы в церковных старушках нечто большее, чем одушевленное приложение к подсвечникам?

И, озаботившись поисками своего места в Церкви, не провела ли молодая церковная интеллигенция слишком резкую черту между собой и темными, глуповатыми бабульками из своего прихода?

Святость без Христа

Есть такой феномен в медицине: фантомные боли в отрезанной конечности. Ноги у человека уже нет, а она продолжает болеть и чесаться. По-моему, это здорово напоминает рассуждения о проблемах интеллигенции. Проблемы — есть, а что такое интеллигенция, никто толком не понимает.

Романист Боборыкин, с чьей легкой руки (точнее — пера) вошло в речевой оборот русского языка в конце ХIХ века слово «интеллигенция», назвал им людей, испытывавших «чувство вины за былое безразличие к бедам крепостного крестьянства». Постепенно это слово обрастало все новыми смыслами и значениями. И, в конце концов, превратилось в некое идеальное понятие. Причем, настолько сложное, что даже сами интеллигенты оказались не в силах дать ему исчерпывающее определение. Идеал этот оказался очень высок в нравственном смысле и предполагал в человеке целый Клондайк положительных личных качеств. Тут и самоотверженность, и честность, и стремление к правде, и мужество, и способность выступить на защиту попранной справедливости, и бескорыстие, и еще много-много других, не менее возвышенных свойств. Соответствовать таким критериям невероятно трудно, даже невозможно, поскольку любой идеал по определению недостижим, и может давать лишь вектор развития. Поэтому заявление: «я — интеллигент» — звучит нескромно и глуповато. И за любым человеком, примеривающим на себя высокое звание русского интеллигента, маячит тень незабвенного Васисуалия Лоханкина. Кстати, это ведь чисто российское явление — интеллигенция, как совесть нации, соль земли и т.п. Ни в одной стране мира нет даже слова с подобным значением. Там предпочитают слово «интеллектуалы», не несущее никакой нравственной или политической нагрузки.

В общем, сплошные недоразумения и загадки. А между тем, все очень легко объясняется, если рассуждать именно на уровне национального идеала. Для русского человека этот идеал был на протяжении веков выработан Церковью, и заключался в святости, в уподоблении Христу. Очень точно сумел выразить эту мысль Василий Розанов:

«…Чем держится Россия как нация и государство? Тем, что от старика до ребенка десяти лет известно всем, что такое «святой православный человек»; что «такие святые — есть, не переведутся и не переводились»; и что в совести своей каждый русский страдает о своем отступлении от этого идеала и всегда усиливается вернуться к нему, достигнуть его, хотя бы частично и ненадолго».

Неправда ли, очень похоже на интеллигентские рефлексии? Но есть существеннейшее различие. Идеал святости — уподобление Христу. Идеал интеллигенции — святость без Христа. Утрачивая веру в Бога, образованные русские люди попытались создать идеологию, которая не уступала бы святости в благородстве и красоте. В результате получилась какая-то странная этическая конструкция, где, с одной стороны, вроде бы, абсолютизировались качества, присущие Христу, а с другой стороны, Христос никогда не воспринимался интеллигенцией как источник и носитель этих качеств во всей полноте. Вот в этой
двусмысленности и заключается туманная неопределенность интеллигентского идеала, где есть заданные критерии, но нет и быть не может личности, которая бы этим критериям полностью соответствовала. И все интеллигентские метания из крайности в крайность — это, по сути своей, стихийный поиск утраченного Христа. В вечной неудовлетворенности собой и всем миром вокруг, русская интеллигенция выразила свою неосознанную, генетическую тоску по Христу. Который жил когда-то в душе русского человека, которого невозможно заменить ни доктором Чеховым, ни академиком Сахаровым, ни писателем Солженицыным. Поэтому нет ничего удивительного в том, что сегодня в Церковь устремилось огромное количество интеллигентных людей. Просто заблудившиеся дети нашли, наконец, дорогу домой.

Из крайности в крайность

Дурные привычки легко приобрести, но очень трудно оставить. Вернувшись в Церковную ограду, интеллигенты принесли с собой не только высокую культуру и глубокие знания. Они прихватили также весь джентльменский набор интеллигентских комплексов, от самокопания и самоуничижения — до неистребимого стремления постоянно критиковать, исправлять и спасать вокруг себя все что ни попадя.

Вот тут-то и подвернулись приходские старушки под руку. И оказались меж двух огней. Одни интеллигенты, придя в Церковь, по старой привычке стали терзаться сознанием своей вины перед «простыми людьми» и начали воспринимать приходских бабушек как носителей истины в последней инстанции. Другие, напротив, погрузились в глубины православного богословия и, вынырнув, с восторгом обнаружили рядом с собой прекрасный объект для воспитания. Вот они, сгустки суеверия и ереси! Вот оно, мракобесие в натуральную величину! Стоят себе в платочках перед алтарем, и ничего не понимают в сотериологии, эсхатологии и Евхаристическом каноне. Просто молятся да крестят лбы, путая, где по уставу земной поклон полагается, где — поясной, а где и просто — крестное знамение. Да полно, и молятся ли они вообще-то? Ведь молитва, по словам святых отцов — художество из художеств. А бабульки Иоанна Лествичника не то что не читали, но даже вряд ли знают, кто это такой. Где уж им ум в сердце погрузить… Ну, никакого исихазма!

Вот и попробуй тут бабушка пообщаться с интеллигентной молодежью. Одни, опростившись до зела, начинают сами превращаться в старушек под темными платочками. И забывая о двух своих высших образованиях, готовы ставить крестик вместо подписи и жевать веточки в Вербное Воскресенье для стяжания сугубой благодати. Другие, начитавшись умных книжек, либо начинают учить бабушек основному богословию, либо просто отгораживаются от них вежливо-неприязненными короткими репликами, когда бабулька пытается рассказать, через какое плечо нужно свечку на службе передавать. И читают в уме Иисусову молитву, чтобы выстоять в этом лютом искушении.

Грустно все это…

Нет, ребята, все не так…

Придя в Церковь, интеллигенты с удивлением обнаружили, что здесь, так же, как и в государстве — масса мелких и больших проблем, масса непорядков, которые кроме них и исправить-то, вроде, больше и некому. Ну не бабушки же будут бороться за выборность епископов, например. Или преображать приход на манер раннехристианской общины. Да мало ли чем еще можно заняться интеллигенту, осваивающему новую территорию.

Короче говоря, интеллигенты отважно ринулись спасать Церковь. Забыв, что не нами держится Церковь, а мы — Церковью. Отсюда и споры о бабушках: эти ли сохранили веру в годы безбожной власти? Или другие, постарше, которые уже померли? Хочется открыть таким исследователям страшную тайну: вера в Церкви никогда не была на хранении ни у бабушек, ни у дедушек, ни у интеллигентов, ни даже у Святых Отцов. Основа Церковного Предания — Сам Христос, незримо присутствующий в Церкви до скончания времен. Бабушки не сохранили веру, они сохранили свои души, прилепившись к этой вере. А вера в Церкви хранится Духом Святым.

И пора бы уже интеллигентам в Церкви прекратить поиски правды и неправды вокруг себя. Ведь все мы пришли в Церковь, как в лечебницу, все мы тяжело больны независимо от образованности и возраста. Глупо спорить, кто главнее в больнице — язвенники или паралитики. Нужно просто в меру сил заботиться друг о друге и не забывать, что ты — не врач.

Церковь — это территория, где сословные, образовательные, возрастные и прочие барьеры не действуют. Здесь нет разделения, здесь — единство во Христе. Разделение мы приносим в Церковь из мира, по немощи своей. И, отделяя в своем сознании себя от церковных бабулек, мы нарушаем единство Тела Христова. Логическим продолжением такой дележки территории неизбежно станет какая-нибудь православная резервация для стариков и малограмотных. А резервацию для интеллигентов в некоторых московских приходах давно уже пытаются создать. Остается еще учредить отдельные приходы для «новых русских» и для бомжей — и вместо Церкви получится нормальный набор сект на любой вкус в протестантском стиле.

Старики в Церкви много сегодня терпят от нас, молодых и грамотных. Потому что они нам неинтересны. Наша невнимательность к ним, отсутствие любви — более тяжкий грех, чем их плохая память или богословская безграмотность. Хорошо бы и нам научиться с любовью терпеть стариковские чудачества. Ведь прощаем же мы нашим маленьким детям, если они делают в храме что-то не так, как положено. Старость это — груз прожитых лет, тяжесть, тягота. И ни к чему долго рассуждать, как интеллигентам в Церкви нужно относиться к бабушкам. Достаточно просто вспомнить слова апостола Павла, обращенные ко всем нам: «.Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов».

«Вы будете такими, как мы»

Современные церковные бабушки, действительно, не являются носителями церковной традиции. Почти все они пришли в Церковь уже в пожилом возрасте. А в юности и в зрелые свои годы они, действительно, были простыми советскими людьми, жившими без Бога и о Боге не думавшими. Но это, на мой взгляд, не повод для уничижительного отношения к ним. Скорее — наоборот. Ведь всю жизнь, с самого детства им внушали, что Бога — нет. Вся мощь государственного пропагандистского аппарата была обрушена на их молодые головы. В детском саду, в школе, в институте они слышали, что религия — опиум для народа. В институтах были кафедры научного атеизма. На производстве лекторы общества «Знание» рассказывали, как попы дурачат народ в церкви. А за крещение собственного ребенка снимали с очереди на квартиру. За поход в храм на Пасху могли вышвырнуть с работы. Государство сделало все, чтобы это поколение советских людей никогда не пришло ко Христу.

И все-таки, выйдя на пенсию, они потянулись в Церковь. Что ими двигало? Как сумели они среди этого урагана безбожия сохранить в своем сердце искорки веры? Молодой церковной интеллигенции, по-моему, очень важно научиться смотреть на бабушек в храме как на чудо Господне. Наши темные и не разбирающиеся в богословских тонкостях старушки на самом деле — элита своего поколения. Потому что, девять из десяти их ровесниц сидят сейчас у телевизоров и смотрят очередной похабный сериал.

Господь избрал наших бабулек из их среды. И это — единственное основание для ощущения собственной элитарности в Церкви для всех поколений. «…Не вы Меня избрали, но Я вас избрал». Эти слова Христа в равной степени относятся и к темным старушкам у подсвечников и к супер-продвинутым интеллектуалам.

Вот стоит в храме бабушка. Опирается на палку. Из того, что поется и читается на службе, почти ничего не понимает. Потому что глуховата. Я совершенно точно знаю, что она не разбирается в патрологии и библеистике и что дальше Символа Веры ее знания в богословии не распространяются. Она закончила когда-то школу с отличием, потом получила высшее образование и всю свою жизнь была типичным представителем технической интеллигенции. Крестилась в пятьдесят лет. А сейчас ей — семьдесят. Она плохо видит, еще хуже слышит и с трудом передвигается. Это моя мама.

Я смотрю на нее. Потом смотрю на свою седеющую бороду. И таким нелепым кажется мне это деление на интеллигенцию и стариков в Церкви… Ведь разница между стариком и интеллигентом непринципиальна. Не нужно забывать, что время летит незаметно. И через несколько десятилетий самый разудалый интеллигент неизбежно состарится. Больная спина постепенно станет важнее богословских дебатов, а тренированный ум начнет буксовать под тяжестью навалившегося склероза. Тогда и самому подсвечники протирать будет как раз впору.

В одном Афонском монастыре посреди храма стоит огромный ящик со стеклянными стенками, доверху наполненный костями монахов, отошедших ко Господу. На ящике надпись: — «Мы были такими, как вы. Вы будете такими, как мы». Когда я вижу наших церковных старушек, я всегда вспоминаю этот девиз-предостережение. Как напоминание о том, что старики — это переходная форма существования. От интеллигента — к покойнику. И смотреть на бабушек в Церкви вменяемый интеллигент должен с любовью, состраданием и пониманием того, что старики — это мы сами, если только Господь сподобит нас дожить до старости.

Материал опубликован в «Фоме» N3(35) за 2006 год.

http://www.fomacenter.ru/index.php?issue=1&section=3&article=1663

ruskline.ru

Из чего состоит храм | Vcerkvi.ru

Из чего состоит храм

Какие основные части храма?

Состоит храм, как правило, делится на основные части: алтарь с солеей, притвор и собственно храм.

Что такое паперть?

это, если совсем просто, крыльцо церкви, т.е. возвышенная площадка перед входом в церковь.

Что такое притвор?

В притворе могут располагаться стеллажи с церковной литературой, свечи, иконы и другая церковная утварь, выставленная на продажу. Также там могут быть вешалки для одежды прихожан.

Основная часть храма.

После притвора, мы попадаем в собственно храм, где стоят молящиеся во время богослужения.

Как называется место перед иконостасом? Что такое солея?

Это место называется солея — возвышение перед алтарной частью храма. Солея состоит из амвона и клироса. — К На солею нельзя ступать вне особых случаев (например: Причастие).

 Что такое амвон?

—  это выдвинутый внутрь храма выступ в середине солеи. Амвон предназначен для чтения Священного Писания проповедей и некоторых других священнодействий.

Что такое клирос?

— это место в храме для клириков (певчих)

Что такое иконостас и царские врата в храме?

— это обычно сплошная стена, отделяющая алтарь от главного помещения православного храма и составленная из икон. Царские врата это большие центральные двери иконостаса.

Что такое алтарь в церкви?

– самое сакральное место в храме, отгороженное иконостасом от основной части храма.

Можно ли входить женщинам в алтарь?

Женщинам в алтарь вход воспрещен, а мужчины-прихожане могут заходить туда только в особых случаях и с позволения священника (например, во время крещения). Из алтаря выходят 3 двери: Царские врата (самые главные), а также северные и южные двери. Через Царские врата не дозволено никому ходить, кроме священника.

Что находится в алтаре православного храма (церкви)? ,

В середине алтаря находится Престол, который применяется для приготовления святых даров (причастия). В престоле присутствуют мощи святых, Евангелие и Крест.
В северо-восточной части алтаря, слева от престола, если смотреть на восток, у стены находится Жертвенник. Высота жертвенника равна высоте престола. Жертвенник применяется для приготовления святых даров. Возле жертвенника обычно ставится стол для положения на нем просфор, поданных верующими, и записок о здравии и о упокоении.
Что такое горнее место? Горнее — значит главное. В горнем месте в алтаре православного храме устанавливают богатое кресло для священников высокого ранга (архиереев). Горнее место является обозначением таинственного присутствия Бога и сослужащих ему. Поэтому этому месту всегда воздают подобающие почести, даже если оно, как это часто бывает в приходских храмах, и не оформлено возвышением с седалищем для епископа.

vcerkvi.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *